«зарплатные» комиссии

Важный материал на тему: "«зарплатные» комиссии" с профессиональной точки зрения. Если возникнут вопросы, вы всегда их можете задать дежурному юристу.

Зарплатные комиссии: как противостоять налоговикам

Популярное по теме

По информации налоговиков, зарплатные комиссии дают необходимый инспекторам эффект * . А именно: налоговые поступления от большинства компаний, вызванных на ковер, увеличились. Тем более что сейчас налоговики сравнивают уровень зарплаты компаний не с МРОТ или прожиточным минимумом, а с более высоким среднеотраслевым уровнем. В то же время некоторые компании не поднимают уровень зарплаты, и при этом у комиссии их действия претензий не вызывают. Как именно необходимо действовать, какие объяснения привести, чтобы налоговики сочли их приемлемыми, рассказал на посвященном «серой» зарплате и зарплатным комиссиям семинаре Антон Сляднев, заместитель руководителя отдела налогового права и консалтинга компании «Интелис», к. ю. н.

В начале семинара лектор напомнил, что налоговики основывают свою деятельность на приказах и распоряжениях ФНС России. Но при этом в Трудовом кодексе нет указания на такой регулятор трудовых отношений, как зарплатная комиссия. То есть никакой юридической силы сами комиссии, равно как и их требования, не имеют.

Требования повысить зарплату до среднеотраслевого уровня тоже незаконны. ТК РФ (ст. 133) уже установил положение о минимальном размере оплаты труда в РФ. Трудовой кодекс допускает повышение минимального размера в конкретном субъекте, но лишь на определенных условиях. Во-первых, уровень должен быть единым по всем отраслям. Во-вторых, минимальный размер устанавливается специальной трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений соответствующего субъекта РФ (а не зарплатной комиссией).

Таким образом, закон в общем случае требует от работодателя платить минимально 2300 руб. за полностью отработанный месяц (ст. 1 Федерального закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ).

Если в субъекте прошли заседания трехсторонних комиссий, МРОТ может быть больше (например, в Москве 6100 руб., установлен Московским трехсторонним соглашением на 2007 год от 12.12.06). Более того, закон предоставляет компании возможность отказаться от необходимости выплачивать повышенную зарплату. Для этого достаточно написать письменный мотивированный отказ присоединиться к соглашению в федеральный орган исполнительной власти, который осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда (ст. 48 ТК РФ).

Особо лектор подчеркнул: ответственности за выплату зарплаты ниже среднеотраслевого уровня в законодательстве нет. Конечно, если компания сочтет необходимым, она может и посетить зарплатную комиссию. И при этом даже в рамках самой комиссии можно привести объективные доводы в пользу небольшой зарплаты.

Антон Сляднев пояснил, что все возражения лучше подготовить заранее. Находясь на комиссии, придумать логичное объяснение сложно, поскольку все ее члены ждут лишь одного — согласия с претензиями и приказа о повышении зарплаты. Итак, какие доводы принимаются во внимание на комиссии?

Во-первых, налоговики, указывая на низкий уровень оплаты труда в конкретной компании, ссылаются на среднеотраслевые данные местного органа статистики. По мнению лектора, компания вполне может указать, что эти данные как минимум некорректны. Они включают в себя информацию как о зарплате крупных компаний (или их «дочек»), так и средних и малых. Соответственно их данные несопоставимы. Поэтому небольшой компании довести зарплату до среднеотраслевого уровня сложно.

Во-вторых, месячные оклады могут быть установлены выше уровня, который требует комиссия. Однако график работы сотрудников компании установлен таким образом, что сотрудник не вырабатывает норму (40 часов в неделю, ст. 91 ТК РФ). Таким образом, если для сотрудников установлен сменный график или неполный рабочий день или часть работников принята по совместительству, то среднеотраслевой уровень зарплаты компания не сможет выплачивать.

В-третьих, состав работников может отличаться. Например, в компании много неквалифицированных работников. Естественно, что средний уровень зарплаты по всем сотрудникам будет небольшой. Однако в разрезе по должностям оклады могут быть на должном уровне. Конечно, в этом случае необходимо представить на комиссию штатное расписание, подтверждающее такой довод.

[1]

В-четвертых, зарплата на самом деле может быть на уровне среднеотраслевой. Просто в отчетности был указан ошибочный ОКВЭД. Лектор пояснил, что зарплатная комиссия сверяет данные по отраслям, основываясь на том коде ОКВЭД, который указан в отчетности. Этот код не всегда соответствует истинной деятельности компании. Обычно так бывает, когда приобретают готовую фирму. Кроме того, компания может заниматься несколькими видами деятельности.

Поэтому лучше сразу на комиссии пояснить основной код ОКВЭД и указать количество работников, занятых этой деятельностью. В-пятых, можно сослаться и на банальную ошибку в отчетности. Что на самом деле оклады другие и компания планирует подать уточненные декларации с правильными данными.

Правда, присутствующие на семинаре этот довод отвергли. По мнению слушателей, его можно использовать, если действительно допущена ошибка. Намеренно ее допускать никто не будет. Кроме того, в течение периода начислялась зарплата определенного уровня. Если подать исправленную декларацию, потребуется исправлять и весь учет. А это большой объем работы. Тем более что в этом случае все равно придется увеличивать зарплату, да еще и задним числом. Поэтому, по мнению участников семинара, лучше обойтись без ухищрений и просто принести на комиссию приказ о повышении зарплат с текущего момента. В-шестых, комиссии достаточно услышать про планы повышения зарплат. То есть можно представить план поэтапного повышения, но на самом деле этот план не выполнять. Ответственности за такую уловку нет, пояснил лектор.

Кроме того, есть и просто логические доводы. Однако, как отметил ведущий семинара, лишь на их основе защититься не получится. Во-первых, в определенной местности даже в пределах одного субъекта уровень зарплат может отличаться. Так, группа компаний одной отрасли, находящихся в одной местности, может установить примерно одинаковые оклады своим работникам. Во-вторых, даже математически зарплаты у каких-то компаний должны быть ниже среднего. Значит, всегда будут как лидеры, так и аутсайдеры. Этот довод можно использовать, если уровень оплаты труда в компании отклоняется от среднеотраслевого лишь на 10-15 процентов.

Также лектор привел и доводы, не действующие на комиссии: «в настоящее время у нас убытки, мы не можем повысить зарплату»; «наша низкая зарплата связана с маленькой наценкой»; «мы считаем, что наша зарплата соответствует уровню». Эти доводы настраивают комиссию негативно. По мнению контролеров, если у компании убытки и низкая наценка, возникает вопрос, зачем ей вообще заниматься бизнесом. Конечно, компания может работать в убыток на стартовом этапе. Но тогда нужен бизнес-план, объясняющий, через какое время компания выйдет на уровень безубыточности и прибыльности.

ОПАСНЫЕ И БЕЗОПАСНЫЕ СХЕМЫ ВЫПЛАТЫ ЗАРПЛАТЫ

В то же время Антон Сляднев напомнил, что главная причина, по которой компании показывают низкую зарплату, — высокий уровень ее налогообложения. И фактически выплачивают зарплату с использованием незаконных схем — «конвертной» (выплата неучтенных денег) и «страховой» (выплата не зарплаты, а страховых выплат).

Читайте так же:  Формирование добавочного капитала

Также лектор отнес к очень опасным схему аустаффинга (вывод персонала в компанию, находящуюся на спецрежиме, и его дальнейшая «аренда») ** . По мнению Антона Сляднева, налоговики уже научились раскручивать эти схемы и доказывать их незаконность. Налажен порядок взаимоотношений с органами МВД, банками и трудовыми инспекциями по обмену информацией и совместным проверкам.

Вместе с тем лектор привел схемы налогосберегающих выплат, которые, по его мнению, вполне законны, безопасны и не привлекут внимания налоговиков.

Во-первых, по мнению Антона Сляднева, можно заключить договор подряда вместо трудового договора. С помощью этой схемы компания экономит на взносах в ФСС.

Во-вторых, можно часть работников зарегистрировать в качестве индивидуальных предпринимателей на спецрежиме. Например, при использовании «упрощенки» с объектом налогообложения «доходы» зарплата сотрудника облагается единым налогом по ставке 6 процентов. В-третьих, можно часть выплат производить за счет чистой прибыли.

[3]

Здесь присутствующие на семинаре отметили, что сегодня выплаты за счет чистой прибыли не дают экономии. Более того, выгоднее, наоборот, увеличить зарплату, чем выплачивать часть доходов из чистой прибыли.

В-четвертых, зарплату можно выплачивать с помощью различного рода компенсаций и премий. Но при этом лектор подчеркнул, что к компенсациям у налоговиков повышенное внимание. Поскольку это единственные выплаты сотрудникам, не облагаемые ЕСН, но учитываемые при налогообложении прибыли.

Между тем мы хотим предупредить, что перечисленные выше и рекомендуемые лектором способы экономии известны налоговикам

*** . Причем в «дсп»-документах инспекторы их прямо называют схемами минимизации налогообложения. Поэтому применять их на практике лучше с осторожностью, уделяя особое внимание не только документальному подтверждению, но и подтверждению деловой цели сделки и разъяснениям сути схемы ее участникам (зачастую именно пояснения непосвященных участников дают возможность проверяющим доказать незаконность такой работы).

Самой безопасной лектор назвал «дивидендную» схему (как модификацию схемы «совета директоров» **** ). То есть группа высокооплачиваемых сотрудников учреждает новую вспомогательную компанию (и переходит туда работать), находящуюся на «упрощенке» с объектом налогообложения «доходы». Новая компания оказывает услуги управления старой и получает за это деньги. При этом ни один из работников новой компании зарплату не получает, а лишь участвует в распределении дивидендов. В результате доходы сотрудников облагаются налогом по ставке 14,46 процента (100 — ((100 — 100 ( ( 6%) — (100 — 100 ( 6%) ( 9%)). По сути, налоговая ставка близка к обычному НДФЛ (13%).

Антон Сляднев обратил внимание на тонкости внедрения этой схемы. Во-первых, ее нельзя выполнять с простыми работниками, поскольку они часто меняются. Кроме того, новая компания должна оказывать такие же услуги и другим компаниям (они могут быть скрыто аффилированными). Это требуется, чтобы учреждение вспомогательной компании имело деловую цель и не вызвало ненужных подозрений инспекторов. То есть цена содержания схемы может быть существенна.

Отметим и другие минусы этого способа ***** . Во-первых, при ежемесячном получении дивидендов вероятность переквалификации дивидендов в зарплату возрастает. То есть частота получения доходов сокращается как минимум до одного раза в квартал. Во-вторых, при передаче управления третьей компании налоговики требуют подтверждения эффективности сделки (увеличения прибыли, выручки). В-третьих, сами услуги по управлению необходимо детально расшифровывать.

* Подробнее о том, кого вызывают на зарплатные комиссии и по каким критериям, читайте в статье «Как будут вычислять претендентов на зарплатные комиссии» в «ПНП» № 6, 2007

«В Трудовом кодексе нет указания на такой регулятор трудовых отношений, как зарплатная комиссия»

** Подробнее об использовании договора аутстаффинга, нюансах его использования и о том, как защититься от претензий налоговиков к нему, читайте в статьях «Налоговая экономия за счет вывода персонала: как не допустить ошибку» в «ПНП» № 2, 2006 «Как защитить аутстаффинг от налоговых претензий» в «ПНП» № 4, 2007 «Дробление и аутстаффинг признаны уголовной оптимизацией» в «ПНП» № 12 «Новая практика: аутстаффинг с «упрощенцами» можно защитить» «Ответственность за выплату зарплаты ниже среднеотраслевого уровня в законодательстве не установлена»

*** Подробнее о возможностях экономии с помощью управляющей компании, а также как можно отстоять расходы на управляющую компанию, читайте в статье «Как защитить налоговые расходы на управление компанией» в «ПНП» № 3, 2006

**** Подробнее о том, как налоговики доказывают эти и другие схемы, читайте в статье «Единый соцналог: шесть опасных схем, известных налоговикам» в «ПНП» № 2, 2007

***** Подробнее о схеме с советом директоров и о том, как ее защитить, читайте в статье «Вознаграждения совету директоров — зона налоговых рисков» в «ПНП» № 7, 2007 Самой безопасной лектор назвал «дивидендную» схему

Зарплатные комиссии: что нового?

Станислав Джаарбеков, заместитель директора, председатель экспертного совета
Института развития современных образовательных технологий (ИРСОТ),
юрист, аттестованный аудитор, член Московской аудиторской палаты

Сегодня мы поговорим о новом порядке проведения комиссий, который утвердила ФНС России. Это порядок работы комиссии по легализации налоговой базы и базы по страховым взносам. Этот порядок был утвержден письмом ФНС России от 25.07.2017 №ЕД-4-15/[email protected]

Напоминаю, что порядок проведения вообще всех комиссий, не только зарплатных, они бывают и убыточные, и по низкой налоговой нагрузке, раньше определялся письмом ФНС России от 17.07.2013 № АС-4-2/12722. Это письмо было отменено в начале этого года, очень тихо, без всяких комментариев. Просто вышел Приказ ФНС России, отменивший это письмо 2013 года. В экспертном сообществе стали высказываться предположения, с чем связана такая отмена. Самое радикальное предположение: наверное, ФНС теперь вовсе откажется от комиссий. Но нет, последовали поправки в первую часть, которые позволяют налоговикам получать информацию от налогоплательщиков, комиссии укладываются в это правило, просто ФНС России меняет нормативную базу. И документ, о котором шла речь в самом начале выпуска, утвердил проведение комиссий по НДФЛ и страховым взносам. Рекомендую ознакомиться с этим документом, потому что, изучив его, вы поймете, как налоговики выбирают объект для проверки по НДФЛ и страховым взносам.

Обращу внимание на некоторые указанные критерии. Начнем с НДФЛ. По нему обозначен целый ряд критериев. Некоторые критерии имеют отношение к деятельности индивидуального предпринимателя, в данном случае речь идет о тех ИП, которые применяют общую систему налогообложения, сами сдают декларации по НДФЛ и уплачивают налог. Таких ИП довольно много. Очень многие ИП применяют специальные налоговые режимы, но есть ИП с большими масштабами деятельности, и такие ИП применяют общую систему налогообложения.

Другие критерии распространяются на налоговых агентов, которые выплачивают доходы физическим лицам и как налоговые агенты удерживают налог.

Читайте так же:  Количество оплачиваемых дней отпуска

Давайте пройдемся по самым важным из них. Первый критерий имеет отношение к деятельности ИП. Напомню, мы ведем речь о тех, кого налоговики могут вызвать на комиссию.

ИП, имеющий низкую налоговую нагрузку по НДФЛ. К сожалению, в самом документе не указаны числовые параметры. Указывается, как считается эта налоговая нагрузка, сумма исчисленного налога за налоговый период к сумме доходов. В документе прямо указываются строки, которые надо взять из формы 3-НДФЛ. Но какие показатели считаются низкой налоговой нагрузкой, к сожалению, в документе не указано. Видимо, это будет отдельный документ. Сейчас есть показатели налоговой нагрузки по отраслям, но там показатели берутся в среднем по России по отрасли, поэтому такой подход в этом случае, как мне кажется, неприменим: налоговая нагрузка по НДФЛ для ИП должна существенно отличаться от средней налоговой нагрузки по отрасли. В нагрузке по отрасли берутся все налоги, а не один, плюс по доле доходов превалируют компании. Поэтому этот показатель вряд ли здесь подойдет. Если появится информация, я обязательно расскажу об этом в следующих выпусках Вестника: что за показатель такой – низкая налоговая нагрузка по НДФЛ.

Налоговые агенты. Кого могут вызвать на комиссию? Налогоплательщиков, имеющих задолженность по выплате НДФЛ. То есть речь идет о недоимке налогов, которые не уплачены в срок.

Налогоплательщики, снизившие поступление НДФЛ относительно предыдущего отчетного налогового периода более чем на 10%. Такое снижение, на мой взгляд, может быть обусловлено чередованием отпускных периодов, когда сумма НФДЛ может повышаться, и периода без отпусков, когда за счет отсутствия отпускных сумма НДФЛ может быть ниже. В третьем квартале сумма НДФЛ может быть существенно меньше, чем во втором квартале. Но, думаю, налоговики понимают эту особенность ведения бизнеса и будут это как-то учитывать.

Налоговые агенты, выплачивающие зарплату ниже среднего уровня по видам экономической деятельности в регионе. Этот критерий существует уже очень давно, больше 10 лет, и всегда использовался налоговиками. Он заложен в другом приказе, по которому мы можем самостоятельно оценить налоговые риски, связанные с налоговыми проверками. Что это означает? Налоговики сравнивают заработную плату налогоплательщика со средней заработной платой в регионе и по отрасли. Где взять эти показатели? Есть среднероссийский МРОТ, есть региональный МРОТ, который выше среднероссийского. Региональный МРОТ – это размер оплаты труда. Это тот размер заработной платы, который может быть в данном регионе, если работник отработал полную ставку. А в документе идет речь о заработной плате по видам деятельности в регионе. Этими данными владеют органы статистики, раскрывают их иногда на сайте, но не всегда и не по всем видам деятельности. Поэтому имеет смысл по своей отрасли в своем регионе мониторить этот уровень, понимать, низкая ли у вас зарплата относительно уровня по отрасли или нет. Имеет также смысл обращаться в региональные органы статистики, чтобы понимать, находитесь вы в зоне риска или нет. По опыту, региональные органы статистики такую информацию предоставляют по запросам организаций.

ИП заявивший профессиональный налоговый вычет в размере более 95% от общей суммы полученного дохода, тоже попадает в зону риска. На мой взгляд, этот критерий и первый критерий про ИП (касательно НДФЛ) друг с другом перекликаются. По сути, речь идет о том, что если налоговая нагрузка менее 5%, то это повод присмотреться к такому налогоплательщику и пригласить его на комиссию. То есть речь идет примерно о 5% уровня рентабельности. И, хотя эти критерии в чем-то перекликаются, в документе они завялены как разные.

Налогоплательщики-ИП, которые задекларировали доходы от реализации по НДС, но при этом не отразили доходы в декларации по НДФЛ.

Физические лица, не задекларировавшие полученные доходы.

К каждому перечисляемому пункту есть пояснение, прописывающее, как и откуда налоговики будут брать информацию для реализации этого пункта. Так, в этой части речь идет о том, что отбор таких налогоплательщиков, которые должны были задекларировать доход, но не сделали этого, осуществляется на основании информационных ресурсов об отчуждении имущества, о недвижимом имуществе, о транспортном средстве и иных ресурсов. То есть если вы продаете автомобиль, то эта информация регистрируется, в том числе в ГИБДД. Если вы продаете недвижимость, право на собственность регистрируется и передается налоговикам регистрирующими органами. То же самое с ценными бумагами. Если налоговики получили информацию, что вы должны были представить декларацию, а вы ее не представили, вы попадаете в список лиц, подлежащих вызову на комиссию. Но это правило было давно, и налоговики уже давно пользуются этими базами. Если вы продали автомобиль до истечения трех лет с момента владения, и вы не задекларировали такой доход, то вы попадаете на комиссию как физическое лицо.

Вот такие критерии, как вы видите, часть из них касается ИП (рентабельность), вторая часть касается налоговых агентов (предприятия), и третья часть касается физлиц, которые уплачивают НДФЛ индивидуально.

Следующая группа критериев касается страховых взносов. Кого рекомендуется вызывать на комиссию по страховым взносам?

Если есть задолженность по уплате страховых взносов. То есть речь опять идет о недоимке: должны были уплатить налог в срок, не уплатили – повод для вызова на комиссию.

Если снижено поступление страховых взносов относительно предыдущего налогового периода при постоянном количестве работников. Тут вопрос как сравнивать? Прошлый год и текущий? Тогда да, критерий отражает снижение взносов. При том же количестве работников взносы ниже? Значит, снизилась зарплата. Если сравнивать третий и второй квартал одного года, то может быть регрессия: с доходов сначала платится тариф 30%, при достижении определенной суммы тариф снижается до 15,1%. Думаю, что налоговики это прекрасно понимают, скорее всего, они будут учитывать эти особенности.

Налогоплательщики, в течение отчетного периода сократившие численность персонала более чем на 30% по сравнению с предыдущим отчетным периодом. Существенное сокращение персонала может также вызвать вопросы у налоговиков. Такое сокращение может быть связано с потребностями бизнеса: сокращаем масштабы, сокращаем численность персонала. И, скорее всего, на комиссии такое объяснение разрешит все вопросы. Но вполне возможно, что снижение численности персонала связано с некоей схемой оптимизации затрат: вы создали параллельные компании, куда переводите людей, те компании пользуются налоговыми льготами. Вот тогда у налоговиков возникает повод задуматься, что же происходит, нет ли здесь правонарушения.

Если вы платили доптарифы 9% или 6% и потом перестали их платить.

Еще один пункт касается и НДФЛ, и страховых взносов. Также на комиссию могут быть вызваны налогоплательщики, в отношении которых имеется информация о получении дохода, полученного на территории иностранных государств. Налоговые органы сейчас подписывают многочисленные соглашения с иностранными государствами, обмена информацией становится все больше, и могут быть случаи, касающиеся, в первую очередь, физических лиц, которые получают доходы за границей, но при этом не декларируют его в России. Если я являюсь налоговым резидентом России, я уплачиваю налоги со всех доходов. В том числе с тех, что я получил за границей. Если я этого не делаю – это повод пригласить меня на налоговую комиссию и объяснить, что я был неправ. Такие доходы я должен задекларировать и уплатить с них налог.

Читайте так же:  Унифицированная форма т-51 (расчетная ведомость)

Советую вам проработать этот документ, там указаны конкретные параметры, порядок расчета, что и откуда берут и какие источники информации используют налоговики.

«Зарплатная» комиссия: кому ожидать приглашения и к каким последствиям готовиться

Федеральная налоговая служба опубликовала письмо от 25.07.2017 № ЕД-4-15/[email protected] «О работе комиссии по легализации налоговой базы и базы по страховым взносам». В нем перечислены все признаки, по которым инспекторы отбирают кандидатов для приглашения на комиссию. Также в письме рассказано о том, как проходит комиссия, что бывает после ее окончания и что грозит тем, кто не придет на комиссию без уважительной причины. Письмо адресовано налоговикам, но представляет интерес и для налогоплательщиков.

Состав зарплатной комиссии

Зарплатные комиссии создаются в рамках межведомственных комиссий при администрации субъекта РФ и органах местного самоуправления. В состав комиссий входят налоговики, которые отвечают за камеральные и выездные проверки, а также за предпроверочный анализ и взыскание задолженности. Кроме того, в зарплатную комиссию включают представителей органов власти, сотрудников ПФР и ФСС, трудовой инспекции и полицейских.

Для чего создают комиссию

Главные кандидаты на посещение зарплатной комиссии — это компании и ИП, которых налоговики заподозрили в применении «серых» схем оплаты труда и выдаче зарплаты «в конвертах». Если подозрения еще не подтвердились, инспекторы не станут спешить с выездной проверкой. Сначала предполагаемого нарушителя вызовут на комиссию и предложат самостоятельно исправить ситуацию. Также на комиссию вызовут тех, чья виновность уже не вызывает сомнений, но сумма сокрытого дохода до того мала, что назначать выездную проверку неэффективно.

Информацию о возможных схемах налоговики черпают не только из собственных источников (расчетов, деклараций и проч.), но и из обращений граждан, организаций и контрольно-надзорных ведомств. Также сотрудники ИФНС принимают во внимание сведения от компетентных зарубежных источников о резидентах РФ, которые получают доходы за границей.

Поводы для приглашения на комиссию

Для предпринимателей

1. Низкая налоговая нагрузка по НДФЛ. Нагрузка рассчитывается как отношение начисленного налога (строка 070 раздела 2 декларации 3-НДФЛ) к доходам от предпринимательской деятельности (строка 110 листа В декларации).

2. Доля профессиональных вычетов составляет 95% и более от величины доходов. Доля рассчитывается как отношение профессиональных вычетов (строка 120 декларации) к доходам от предпринимательской деятельности (строка 110 листа В декларации).

3. В декларации по НДС показана выручка, а в декларации 3-НДФЛ показан нулевой доход (либо 3-НДФЛ не представлена). Сначала инспекторы составляют список всех ИП, указавших выручку в строках 010-050 раздела 1, строках 020 раздела 4 или в графе 2 раздела 7 декларации по НДС. Затем из этого списка отбирают предпринимателей, не отразивших доход в строке 010 листа В декларации 3-НДФЛ, либо не сдавших эту декларацию.

Для работодателей (компаний и ИП)

Видео (кликните для воспроизведения).

1. Задолженность по НДФЛ. Ее определяют путем сопоставления двух величин. Первая —налог, удержанный по данным расчета 6-НДФЛ. Вторая — поступление налога, отраженное в карточке «Расчеты с бюджетом» (с учетом данных по обособленным подразделениям). Дополнительно анализируются данные расчета по страховым взносам и данные справок 2-НДФЛ.

2. Задолженность по страховым взносам (в том числе на дополнительное социальное обеспечение членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, а также отдельных категорий работников организаций угольной промышленности).

3. Снижение уплаты НДФЛ по сравнению с предыдущим периодом более чем на 10% (с учетом среднесписочной численности и данных расчета по страховым взносам).

4. Снижение уплаты страховых взносов по сравнению с предыдущим периодом при том, что среднесписочная численность сотрудников осталась на прежнем уровне. Анализируются данные из расчетов по страховым взносам за периоды с 2017 года, карточки «Расчеты с бюджетом» (с учетом данных по обособленным подразделениям), данные из расчета 6-НДФЛ и сведения о среднесписочной численности.

5. Снижение численности работников по сравнению с предыдущим периодом более чем на 30%. Инспекторы сопоставляют три величины. Первая — количество физических лиц, с выплат которым начислены страховые взносы, отраженное в расчетах по страховым взносам за периоды с 2017 года. Вторая — количество физических лиц, получивших доход, поданным расчета 6-НДФЛ. Третья — сведения о среднесписочной численности за прошлый и позапрошлый годы. Дополнительно анализируются данные расчета по страховым взносам и данные справок 2-НДФЛ.

6. Зарплата сотрудников ниже среднего уровня по видам экономической деятельности в регионе. При расчетах инспекторы берут общую сумму доходов по всем работникам, отраженную в расчете 6-НДФЛ, и делят на среднесписочную численность персонала. Особое внимание обращают на работодателей, для которых полученная величина окажется ниже регионального прожиточного минимума.

7. Применение в предыдущих периодах дополнительных тарифов по ставкам 9% или 6%, а в текущем периоде — по иным ставкам. Анализируется динамика снижения начислений с учетом вида деятельности.

8. Снижение суммы начисленных страховых взносов по тарифам на дополнительное социальное обеспечение членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации и отдельных категорий работников угольной промышленности.

Для физических лиц без статуса ИП

Не представлена декларация 3-НДФЛ при том, что у налоговиков есть сведения об отчужденном имуществе (недвижимости, транспорте и проч.). Сначала инспекторы составляют список граждан, поименованных в информационном ресурсе об отчуждении имущества. В список не попадают те, кто имеет право на освобождение от НДФЛ по статье 217.1 НК РФ (то есть те, кто владел недвижимостью в течение минимального предельного срока и более). Затем из списка отбирают тех, кто не сдал декларацию 3-НДФЛ.

Как инспекторы готовятся к зарплатной комиссии

После того, как список кандидатов на посещение комиссии сформирован, налоговики приступают к предварительному анализу. Они изучают показатели финансово-хозяйственной деятельности и информацию о налогах. Причем, в расчет берутся не только сведения об НДФЛ и страховых взносах, но и обо всех прочих налогах и сборах. Это необходимо, так как, по мнению авторов комментируемого письма, зарплатные схемы говорят о занижении выручки и завышения расходов. А они в свою очередь приводят к образованию неучтенной наличности и сокрытию облагаемой базы по налогу на прибыль, НДС и т.д.

Читайте так же:  Права и обязанности главного бухгалтера фз-402

В процессе подготовки налоговики используют данные из своих информационных ресурсов, и сведения, полученные от контрагентов, банков, правоохранительных и лицензирующих органов, таможенников и иных доступных источников. Результаты оформляют в виде таблиц. Среди них есть таблица «Анализ показателей бухгалтерской отчетности (баланса)», «Анализ показателей исполнения плательщиком страховых взносов обязанности по исчислению и перечислению страховых взносов», «Критерии оценки рисков» и проч. Все таблицы подшиваются в так называемое досье налогоплательщика.

Затем в адрес организации или ИП направляют информационное письмо, где отражаются все подозрения. Сделать это чиновники должны не позднее, чем за месяц до планируемой даты заседания комиссии. В письме налогоплательщику предлагают подать уточненные расчеты 6-НДФЛ и уточненные расчеты по страховым взносам, представить пояснения, а также доплатить налог на доходы и взносы. На это отводится 10 рабочих дней с даты получения информационного письма. Если этот срок истек, а «уточненок», пояснений и платежей не последовало, налогоплательщику пришлют уведомление о вызове на зарплатную комиссию.

Заседание комиссии

Каждое заседание комиссии проходит в индивидуальном порядке. Это значит, что приглашается только одна организация или один предприниматель. Комиссия выслушивает пояснения по всем подозрительным фактам и рассказ о том, какие мероприятия проводятся или будут проводиться для самостоятельного устранения нарушений.

Далее комиссия излагает свою точку зрения о том, что еще нужно сделать. В частности, предлагает сдать уточненные расчеты 6-НДФЛ и расчеты по страховым взносам за прошлые периоды.

В отчетности рекомендуется уменьшить значения по ряду показателей, а именно — по расходам ИП, расходам на оплату страхового обеспечения от ФСС и размеру выплат, не облагаемых вносами. Некоторые показатели, напротив, предлагается увеличить. Это ставка доптарифов и численность работников, получающих зарплату. Плюс к этому рекомендуется перечислить недоплаченные страховые взносы, НДФЛ и пени за все периоды. Для выполнения рекомендаций установлен срок — 10 рабочих дней с даты заседания комиссии.

Есть вероятность, что по результатам работы комиссии ИФНС направит информацию в полицию, трудовую инспекцию, миграционную службу и иные контролирующие органы. Если же комиссия обнаружит, что работодатель выплачивал зарплату ниже прожиточного минимума или МРОТ, то о нем ежеквартально будут сообщать в органы местного самоуправления.

Чего ожидать после комиссии

По завершении комиссии налоговики продолжат следить за «подозрительным» налогоплательщиком. Они организуют ежеквартальный мониторинг задолженности по НДФЛ и взносам, будут отслеживать представленные «уточненки» и динамику численности и заработной платы. Если никаких улучшений не наметится, пакет документов передадут в отдел предпроверочного анализа ИФНС, а затем, возможно, назначат выездную проверку.

Что будет, если не прийти на комиссию

Если организация или предприниматель не сможет прийти на комиссию по уважительной причине (о чем заблаговременно сообщит инспекторам), то заседание перенесут. Если же заседание будет пропущено без уважительной причины, неявившегося налогоплательщика привлекут к административной ответственности на основании части 1 статьи 19.4 КоАП РФ. Это либо предупреждение, либо штраф: для граждан от 500 до 1 000 руб., для должностных лиц и ИП от 2 000 до 4 000 руб.

Затем компанию или ИП снова вызовут на комиссию. В случае повторной неявки налоговики проведут сначала предпроверочный анализ, а потом и выездную проверку.

Легализация заработной платы в 2019 году: ждите вызов на зарплатные комиссии

В целях легализации заработной платы сотрудников в организациях и увеличения контроля за соблюдением прав этих работников, государство пристально следит за уровнем оплаты труда и проверяет размер зарплаты сотрудников на соответствие среднему показателю по отрасли.

Если сотрудник получает значительно меньше среднеотраслевого показателя зарплат или меньше, чем другой сотрудник на той же позиции в этой же компании, то работодателя вызывают на комиссию по заработной плате в администрацию и налоговую инспекцию для разъяснения причин расхождения этих показателей.

Таким образом, комиссии по легализации зарплаты призваны узаконить заработок и трудовые отношения работодателей и персонала.

Зачастую комиссия по оплате труда грозит работодателям, у которых трудятся мигранты или сотрудники, «официально» получающие неоправданно маленькие зарплаты, и которые занижают и недоплачивают «зарплатные налоги» за своих сотрудников.

Далее в статье мы детально рассмотрим процесс проведения «зарплатных» комиссий по легализации зарплаты в администрации и налоговой, а также расскажем, к чему должны подготовиться юридические лица и их руководители, получив вызов на комиссию по легализации заработной платы.

Для более удобного перемещения по статье вы можете воспользоваться навигацией по странице:

Кто проводит комиссии по заработной плате

В России есть «зарплатные» комиссии по оплате труда, наделенные правом проверять правомерность размера начисленной и выплаченной персоналу заработной платы.

В данной сфере полномочиями по надзору обладают различные органы:

  • налоговая инспекция;
  • государственные органы на местах;
  • Государственная инспекция труда.

По сути, зарплатные комиссии являются постоянно работающими коллегиальными органами, которые в своем составе имеют сотрудников районной администрации. Их решения носят рекомендательный характер.

По большей части комиссии по труду и заработной плате располагаются при администрациях районов для узаконивания зарплаты и защиты прав работников компаний, расположенных на территории того или иного района. Однако бывает, что проводят зарплатные комиссии в налоговой или ИФНС.

Задачи комиссии по легализации заработной платы

Ключевая задача комиссии по зп состоит в том, чтобы содействовать легализации трудовых отношений между работодателем и работником, устранить задолженности по заработной плате сотрудникам предприятий, уравнять зарплаты по отрасли, получить зарплатные налоги с работодателя в полной мере и провести легализацию теневой заработной платы.

Зарплатные комиссии выявляют сведения о выплате заработной платы ниже минимальной либо о задержках выплат.

Такие ситуации разбираются в рамках заседаний Комиссии по вопросам оплаты труда, куда приглашаются представители организаций, замеченных в подобных нарушениях.

Помимо этого, межведомственная комиссия по заработной плате активно сотрудничает с органами надзора в данной сфере, предоставляя данные в прокуратуру, Государственную инспекцию труда, налоговую инспекцию и органы внутренних дел, а также профсоюзами сотрудников и органами статистики.

Ежеквартально межведомственная комиссия по легализации заработной платы проводит заседания, результаты которых могут быть переданы в органы контроля для решения вопроса, связанного с привлечением работодателя к ответственности и пресечением вероятных нарушений в области оплаты труда.

На Комиссию по зарплате преимущественно приглашают руководство компаний, которые выплачивают зарплату меньшего установленного в регионе размера.

Нередко в качестве основу берут и среднеотраслевую заработную плату по ОКВЭД – среднюю зарплату по видам экономической деятельности, значительно превышающую МРОТ.

Главной целью таких заседаний является узаконивание теневого заработка: повышение заработной платы сотрудникам и легализация серых зарплат и вывод их из тени, так как это напрямую влияет на НДФЛ и суммы страховых взносов за каждого работника.

Читайте так же:  Форма спв-2 пфр образец заполнения

Получили вызов на комиссию по заработной плате – что делать?

Несмотря на то, что комиссия по зарплате в администрации является совещательным органом, ее вызов не рекомендуем игнорировать.

Следует подготовить документы, которые являются подтверждением факта начисления и выплаты заработной платы, которая не меньше установленного в регионе по отрасли размера. Идеальным вариантом является предоставление копии штатного расписания.

Работодатель, отправляющийся на комиссии по легализации зарплаты, должен подготовиться к тому, чтобы предоставить внятное пояснение причины сниженной зарплаты сотрудника, чтобы избежать неверных выводов членов комиссии о том, что зарплата была начислена необоснованно, так как выводы делаются на основании общей статистики.

Объяснение по легализации заработной платы должно быть убедительным. Необходимо, чтобы ответы на вопросы членов Комиссии по оплате труда были как можно полнее, они должны подтвердить обоснованность низкой зарплаты на предприятии.

[2]

Руководитель должен позаботиться о том, чтобы были исключены даже малейшие намеки на то, что компания ведет себя недобросовестно по отношению к своим сотрудникам. В частности, можно указать на ранний этап развития организации либо отсутствие прибыли.

Временные осложнения, в числе которых могут быть уменьшение сбыта, изменений потребностей рынка, сокращение финансирования, вызванного, например, финансовым кризисом, тоже можно считать вероятной причиной выплаты заниженной заработной платы, которая будет выглядеть правдоподобно в глазах комиссии по вопросам оплаты труда.

В качестве самой распространенной причины низкого заработка указывается работа персонала по совместительству или их частичная занятость в компании на полставки.

Это является гарантией трудоустройства на неполный рабочий день и позволяет сотрудникам получать дополнительный доход. Кроме того, для персонала также может предусматриваться особая система выплаты премий, зависящая от итогов работы и, например, объемов продаж.

Важно отметить и то, что на заседание зарплатной комиссии в ФНС, в налоговую и в администрацию не приглашают персонал предприятий, поскольку выслушиваются только «версии» руководства.

Другими словами, вызов на комиссию по заработной плате приходит только руководителю, сами сотрудники никак не участвуют в заседаниях комиссии по зп и не предоставляют никаких сведений членам комиссии.

Итоги работы комиссии по заработной плате

В процессе заседания комиссии секретарь ведет протокол по легализации заработной платы.

По результатам заседания комиссии руководству компаний должно быть направлено предложение о том, чтобы поднять заработную плату сотрудникам, а также о том, чтобы руководитель представил отчет об этом впоследствии.

В подобной ситуации следует помнить о том, что решения комиссии по труду и заработной плате носят характер рекомендаций, то есть исполнять их вовсе не обязательно.

Тем не менее, высока вероятность того, что такое решение комиссии по зп могут переадресовать в орган, обладающий полномочиями для того, чтобы привлечь юридическое лицо и его руководство к ответственности вследствие допущенных с их стороны нарушений требований российского законодательства и применить серьезные меры по легализации заработной платы в компании.

В целях легализации заработной платы в 2019 предусматривается административная ответственность за нарушения в сфере трудовых отношений за каждого работника.

В каждом отдельном случае она может составить от тридцати до пятидесяти тысяч рублей для юридических лиц (для руководителей и индивидуальных предпринимателей она составит от одной до пяти тысяч рублей).

Зачастую зарплатные комиссии при администрациях районов имеют налаженные связи с районными прокуратурами города. Кроме того, государственные органы учитывают информацию комиссий по труду и заработной плате при районных администрациях при рассмотрении инвестиционных предложений и размещении государственных заказов в сфере недвижимости.

Специалисты советуют исполнять решения зарплатной комиссии поэтапно, попеременно повышая уровень оплаты труда специалистов, потому что в результате будет повышена нагрузка по выплате налогов и обязательных платежей.

Кроме того, это позволит исключить возможные подозрения в недобросовестности организации и осознать, какие размеры зарплат для персонала доступны юр. лицу в актуальных на сегодняшний день условиях экономической деятельности.

Как избежать вызов на комиссию по легализации заработной платы?

Чтобы точно не попасть под пристальный надзор государственных органов после комиссии по зарплате в налоговой, убедитесь, что средняя заработная плата специалистов в вашей компании соответствует среднему показателю по отрасли по ОКВЭД.

Также помните, что сотрудники одной должности должны получать примерно одинаковую зарплату.

Значительная разница в оплате труда может привлечь внимание комиссии по легализации серой заработной платы.

Также не злоупотребляйте оформлением сотрудников на пол ставки.

Если вы будите соблюдать приведенные правила ваша организация никогда не получит вызов на зарплатную комиссию и вам не придется давать объяснение по вопросам легализации заработной платы в налоговой или администрации района.

Что делать, если я не хочу повышать зарплату до среднеотраслевого уровня, но хочу избежать комиссию по зп?

Единственная возможность не повышать зарплату до среднего уровня и легально сократить расход на зарплатных налогах – это вывести сотрудников из штата своей компании и оформить их в штат другой компании по договору аутстаффинга.

По большей части среднеотраслевой уровень оплаты труда сотрудников, которые оформлены в аутстаффинговую компания, значительно ниже, чем на предприятиях, а значит ни более низкая зарплата за те же работы, ни сокращенные зарплатные налоги не вызовут подозрение у комиссии по легализации трудовых отношений и заработной платы.

При этом работодатель не только снижает расходы на зарплату, но и избавляет себя от необходимости посещать комиссии по заработной плате, а также навсегда избавляется от проверок миграционной службы, прокуратуры, налоговой инспекции и прочих государственных органов.

Видео (кликните для воспроизведения).

Пожалуйста, оцените нашу статью, если она была вам полезна, или поделитесь с друзьями информацией о зарплатных комиссиях и легализации заработной платы сотрудников.

Источники


  1. Комаров, Сергей Александрович Теория государства и права. Гриф МО РФ / Комаров Сергей Александрович. — М.: Норма, 2016. — 148 c.

  2. Смоленский, М. Б. Адвокатская деятельность и адвокатура в Российской Федерации (адвокатское право) / М.Б. Смоленский. — М.: Феникс, 2015. — 384 c.

  3. Андреева Ю. С. Квалификационный экзамен на присвоение статуса адвоката; Проспект — М., 2016. — 666 c.
  4. Селиванов, Н.А. Справочник следователя; М.: Российское право, 2012. — 320 c.
  5. Васильева, Вера Как судили Алексея Пичугина. Судебный репортаж / Вера Васильева. — М.: Human Rights Publishers, 2013. — 621 c.
«зарплатные» комиссии
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here