Закон о торговле

Важный материал на тему: "Закон о торговле" с профессиональной точки зрения. Если возникнут вопросы, вы всегда их можете задать дежурному юристу.

Закон о торговле

Федеральный закон от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ
«Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»

С изменениями и дополнениями от:

23 декабря 2010 г., 21 ноября 2011 г., 30 декабря 2012 г., 28 декабря 2013 г., 29, 31 декабря 2014 г., 3 июля 2016 г., 31 декабря 2017 г., 29 июля, 28 ноября, 25 декабря 2018 г.

Принят Государственной Думой 18 декабря 2009 года

Одобрен Советом Федерации 25 декабря 2009 года

[2]

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

Об оценке положений настоящего Федерального закона см. заключение Министерства экономического развития РФ от 30 июня 2012 г.

Президент Российской Федерации

Москва, Кремль
28 декабря 2009 г.
N 381-ФЗ

  • Глава 1. Общие положения (ст.ст. 1 — 7)
    • Статья 1. Цели и сфера применения настоящего Федерального закона
    • Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
    • Статья 3. Правовое регулирование отношений в области торговой деятельности
    • Статья 4. Методы государственного регулирования торговой деятельности
    • Статья 5. Полномочия Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти в области государственного регулирования торговой деятельности
    • Статья 6. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности
    • Статья 7. Участие в формировании и реализации государственной политики в области торговой деятельности некоммерческих организаций, объединяющих хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, и некоммерческих организаций, объединяющих хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки товаров
  • Глава 2. Требования к организации и осуществлению торговой деятельности (ст.ст. 8 — 12)
    • Статья 8. Права и обязанности хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки товаров, при организации торговой деятельности и ее осуществлении
    • Статья 9. Права и обязанности хозяйствующего субъекта, осуществляющего торговую деятельность, и хозяйствующего субъекта, осуществляющего поставки продовольственных товаров, в связи с заключением и исполнением договора поставки продовольственных товаров
    • Статья 10. Особенности размещения нестационарных торговых объектов
    • Статья 11. Требования к организации ярмарок и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них
    • Статья 12. Соглашения между ассоциациями, союзами, иными некоммерческими организациями, объединяющими хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, и ассоциациями, союзами, иными некоммерческими организациями, объединяющими хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки товаров
  • Глава 3. Антимонопольное регулирование, государственный контроль (надзор), муниципальный контроль в области торговой деятельности (ст.ст. 13 — 16)
    • Статья 13. Антимонопольные правила для хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, и хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки продовольственных товаров
    • Статья 14. Ограничение приобретения, аренды хозяйствующими субъектами, осуществляющими розничную торговлю продовольственными товарами посредством организации торговой сети, дополнительной площади торговых объектов
    • Статья 15. Антимонопольные требования к органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности
    • Статья 16. Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований настоящего Федерального закона, муниципальный контроль в области торговой деятельности
  • Глава 4. Меры по развитию торговой деятельности (ст.ст. 17 — 20)
    • Статья 17. Мероприятия, содействующие развитию торговой деятельности
    • Статья 18. Региональные и муниципальные программы развития торговли
    • Статья 19. Нормативы минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов
    • Статья 20. Информационное обеспечение в области торговой деятельности
    • Статья 20.1. Государственная информационная система мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации
  • Глава 5. Заключительные положения (ст.ст. 21 — 22)
    • Статья 21. Ответственность за нарушение настоящего Федерального закона
    • Статья 22. Заключительные положения
Глава 1. >>
Общие положения (ст.ст. 1 — 7)
Содержание
Федеральный закон от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Федеральный закон от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»

Федеральный закон от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ
«Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»

С изменениями и дополнениями от:

23 декабря 2010 г., 21 ноября 2011 г., 30 декабря 2012 г., 28 декабря 2013 г., 29, 31 декабря 2014 г., 3 июля 2016 г., 31 декабря 2017 г., 29 июля, 28 ноября, 25 декабря 2018 г.

Принят Государственной Думой 18 декабря 2009 года

Одобрен Советом Федерации 25 декабря 2009 года

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

[1]

Об оценке положений настоящего Федерального закона см. заключение Министерства экономического развития РФ от 30 июня 2012 г.

Президент Российской Федерации

Москва, Кремль
28 декабря 2009 г.
N 381-ФЗ

Закрепляются основы государственного регулирования торговой деятельности в России.

Крупнейшим продовольственным сетям запрещено приобретать и брать в аренду дополнительные торговые площади. Речь идет о торговых сетях, порог доминирования которых на розничном рынке в границах региона, муниципального района или городского округа превышает 25%. При этом не разрешается приобретать и брать в аренду дополнительные торговые площади только в границах соответствующего административно-территориального образования. Запрет не распространяется на сельхозпотребкооперативы и организации потребительской кооперации.

Закреплен перечень условий, которые поставщики продовольственных товаров и их покупатели (торговые сети) не могут навязывать друг другу. В частности, это условия о снижении поставщиками цены на товар до уровня, который при установлении торговой надбавки (наценки) не превысит минимальную цену продажи такого товара хозяйствующими субъектами, осуществляющими аналогичную деятельность; о внесении платы за изменение ассортимента товаров. Не могут навязываться положения об ответственности за неисполнение обязательства о поставках товаров на условиях, лучших, чем для других хозяйствующих субъектов; о внесении поставщиками платы за доступ к торговым объектам, входящим в торговую сеть. Запрещена оптовая торговля с использованием договора комиссии.

Не допускаются запрет на перемену лиц по договору поставки продовольствия путем уступки требования и ответственность за несоблюдение этого правила.

В цену договора поставки продовольственных товаров разрешено включать вознаграждения (премии) или скидки, выплачиваемые (предоставляемые) покупателю поставщиком в связи с приобретением определенного количества товара. Размер такого вознаграждения не может превышать 10% от цены приобретенных товаров. Нельзя включать в цену договора иные виды вознаграждения.

Установлены сроки оплаты поставок некоторых продовольственных товаров. Так, для продуктов питания сроком годности до 10 дней срок оплаты составляет до 10 рабочих дней с момента приемки товара, для продуктов сроком годности до 30 дней — до 30 календарных дней, для остальных продуктов, в том числе алкоголя, — до 45 календарных дней.

Предусмотрено создание системы государственного информационного обеспечения в сфере торговли, в том числе формирование региональных торговых реестров.

Федеральный закон вступает в силу с 1 февраля 2010 г. Договоры поставки продовольствия, заключенные ранее, должны быть приведены в соответствие с новыми требованиями в течение 180 дней со дня вступления в силу Федерального закона.

Читайте так же:  Ликвидность баланса

Федеральный закон от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 февраля 2010 г.

Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 30 декабря 2009 г. N 253, в Собрании законодательства Российской Федерации от 4 января 2010 г. N 1 ст. 2

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 25 декабря 2018 г. N 488-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2019 г.

Федеральный закон от 28 ноября 2018 г. N 446-ФЗ

Изменения вступают в силу с 9 декабря 2018 г.

Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 272-ФЗ

Изменения вступают в силу с 30 июля 2018 г.

Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 487-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2019 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 273-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 264-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. N 493-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. N 485-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 446-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.

Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 318-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 327-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г.

Федеральный закон от 23 декабря 2010 г. N 369-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Аналитика

Видео (кликните для воспроизведения).

Аналитические обзоры

Закон о торговле: новые правила игры

Ксения Подгузова, Юрист Коммерческой группы

Анастасия Чередова, Старший юрист Коммерческой группы

В июле этого года были внесены существенные изменения в Федеральный закон от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон о торговле)[1]. Наиболее спорным и обсуждаемым оказалось нововведение, предусматривающее ограничение совокупного размера вознаграждения, которое выплачивается поставщиками продовольственных товаров (далее – поставщики) торговым сетям за приобретение определенного количества товаров, и платы за оказание дополнительных услуг.

Правило пяти процентов

В соответствии с частью 4 статьи 9 Закона о торговле в новой редакции размер выплат поставщика в пользу торговой сети ограничивается пятью процентами от цены приобретенных продовольственных товаров. При этом в данную сумму включается как вознаграждение торговой сети за приобретение определенного количества товаров, так и плата за оказание услуг по продвижению товаров, логистических услуг, услуг по подготовке, обработке, упаковке этих товаров и иных подобных услуг. Перечень услуг, подпадающих под данное ограничение, является открытым.

Более того, «услуги по продвижению товаров» понимаются в новой редакции Закона о торговле очень широко: к ним относятся услуги, оказываемые поставщикам в целях продвижения продовольственных товаров, в том числе путем рекламирования товаров, осуществления их специальной выкладки, исследования потребительского спроса, подготовки отчетности, содержащей информацию о таких товарах, либо осуществления иной деятельности, направленной на продвижение продовольственных товаров (пункт 10 статьи 2 Закона о торговле).

Ситуация осложняется тем, что предельный размер вознаграждения должен рассчитываться от «чистой» цены товаров: при расчете не учитывается сумма НДС, а в отношении подакцизных товаров – сумма акциза (часть 4 статьи 9 Закона о торговле), что, соответственно, снижает размер допустимого вознаграждения.

Указанное ограничение требует значительных изменений в схемах взаимодействия поставщиков с торговыми сетями. Так, ранее вознаграждение за приобретение товаров ограничивалось десятью процентами, а стоимость услуг, оказываемых торговыми сетями поставщикам, не ограничивалась предельным размером и была предметом договоренности сторон.

Для приведения схем взаимодействия торговых сетей с поставщиками в соответствие с новыми ограничениями установлен переходный период. Условия договоров поставки и иных договоров, регулируемых Законом о торговле и заключенных до вступления изменений в силу (до 15 июля 2016 года), должны быть приведены в соответствие с новыми требованиями до 1 января 2017 года. С указанной даты условия договоров, противоречащие Закону о торговле в новой редакции, признаются утратившими силу[2].

Выплаты поставщиков в пользу торговых сетей в настоящее время являются распространенной коммерческой практикой, так же как и оказание торговыми сетями множества дополнительных услуг поставщикам. В связи с этим внесение рассматриваемых ограничений в Закон о торговле вызвало множество вопросов как со стороны торговых сетей, так и со стороны поставщиков.

Отдельные вопросы были рассмотрены в Письме ФАС России от 05.09.2016 № АК/60976/16 «Разъяснения ФАС России по некоторым вопросам применения Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» в редакции Федерального закона от 3 июля 2016 года № 273-ФЗ» (далее – Разъяснения ФАС России, Разъяснения).

В частности, антимонопольный орган указал, что норма о пятипроцентном ограничении выплат в пользу торговых сетей содержит две составляющие:

вознаграждение за приобретение определенного количества продовольственных товаров, которое может быть включено в договор поставки и исчисляться в процентах от цены приобретенных товаров;

плата за оказание услуг по продвижению товаров, логистических услуг, услуг по подготовке, обработке, упаковке этих товаров и иных подобных услуг.

При этом вторая составляющая не может быть включена в договор поставки, так как это противоречит части 12 статьи 9 Закона о торговле, предусматривающей запрет на включение в договор поставки условий об оказании услуг в отношении поставляемого товара. Вместо этого такая плата должна быть установлена договором возмездного оказания услуг и должна определяться не в процентном выражении, а в фиксированном размере.

Необходимость фиксировать цену каждой из дополнительных услуг ФАС России объясняет тем, что каждая из таких услуг является идентичной для всех поставщиков, то есть имеет одинаковое содержание и объем действий. Следовательно, по мнению антимонопольного органа, при оказании разным поставщикам одинаковой услуги торговая сеть будет нести равные затраты. Установление же стоимости дополнительных услуг в процентном выражении от товарооборота будет приводить к установлению разных цен на одну и ту же услугу, что будет рассматриваться как нарушение пункта 1 части 1 статьи 13 Закона о торговле (создание дискриминационных условий).

Важно отметить, что, несмотря на установление обеих составляющих выплат разными договорами и в различном порядке, их совокупная сумма тем не менее не должна превышать пяти процентов от цены приобретенных товаров.

Данное разъяснение делает более понятной позицию ФАС России по отношению к произошедшим изменениям, однако ряд вопросов остается открытым. Например, прямо не разъяснено, как должны соотноситься две составляющие выплат торговым сетям: должны ли фиксированные суммы за оказание услуг устанавливаться в отношении каждой партии товаров и, соответственно, входить в пять процентов цены каждой из партий, либо они могут определяться на какой-либо период, и их размер должен рассчитываться исходя из совокупной цены товара за весь установленный период.

Неурегулирована Разъяснениями ситуация, когда затраты торговой сети на оказание поставщику дополнительных услуг фактически превышают пятипроцентное ограничение, установленное Законом о торговле.

Кроме того, ни новые положения Закона о торговле, ни Разъяснения ФАС России не затрагивают ситуации, когда поставщики и торговые сети, заключившие договоры до вступления изменений в законную силу, не могут прийти к согласию о дальнейших условиях сотрудничества.

В связи с большим количеством открытых вопросов касательно перехода торговых сетей и поставщиков на новые схемы взаимодействия ФАС России ведет активный диалог с представителями отрасли, поясняя свою позицию и принимая новые вопросы.

В частности, 20 сентября 2016 года в Казани прошла Международная научно-практическая конференция «Обеспечение конкуренции в области торговой деятельности»[3].

Как сообщили на конференции представители антимонопольного органа, в настоящее время ФАС России ожидает поручения Правительства РФ на проведение мониторинга соблюдения Закона о торговле на ежедневной основе. По мнению ФАС России, такой мониторинг уже показал свою эффективность в 2010 году после принятия Закона о торговле.

Изменения в Закон о торговле также повлекли за собой изменения в Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации (далее – КоАП РФ). В частности, диспозиция части 1 статьи 14.42 КоАП РФ была приведена в соответствие с новым ограничением на выплаты поставщиков в пользу торговых сетей. При этом вид и размер административной ответственности не изменились: за соответствующее нарушение предусмотрен штраф для должностных лиц в размере от 20 000 до 40 000 рублей, для юридических лиц – от 1 до 5 млн рублей.

Важно отметить, что, согласно Разъяснениям ФАС России, привлечение к административной ответственности за нарушение новых положений Закона о торговле до 1 января 2017 года возможно только в отношении договоров, заключенных после вступления изменений в силу, то есть после 15 июля 2016 года. Следует отметить, что в «зону риска» могут попасть также дополнительные соглашения к договорам, заключенные после указанной даты и предусматривающие условия, которые противоречат действующей редакции Закона о торговле. Между тем исполнение обязательств по договорам, заключенным до вступления изменений в силу и не соответствующим Закону о торговле в новой редакции, до начала следующего года не приведет к административной ответственности.

12
октября
Видео (кликните для воспроизведения).

Срок давности привлечения к административной ответственности по статье 14.42 КоАП РФ составляет один год со дня совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении данный срок исчисляется со дня его обнаружения. Таким образом, по указанной статье дело возбуждается немедленно после получения должностным лицом достаточных данных, свидетельствующих о нарушении.

Выводы и рекомендации

Закон о торговле в новой редакции значительно ограничивает существующую коммерческую практику взаимодействия торговых сетей с поставщиками. В этой связи ключевым остается вопрос, как организовать свою деятельность после 1 января 2017 года, чтобы исполнить требования законодательства и в то же время обеспечить экономические интересы сторон.

Практика применения новых положений Закона о торговле начнет активно формироваться только в 2017 году. Однако уже сейчас можно предположить, что перечень услуг, подпадающих под пятипроцентное ограничение, может максимально широко толковаться компетентными органами, и под соответствующее ограничение будут подпадать любые услуги, так или иначе содействующие реализации товаров. При этом нельзя исключить ситуации, когда предметом внимания антимонопольного органа могут стать нестандартные условия иных договоров между поставщиками, торговыми сетями и аффилированными с ними лицами, если возникнут основания полагать, что такие условия преследуют цель обойти предельный размер выплат в пользу торговой сети (например, завышенный размер арендной платы, выплачиваемой поставщиком за площадь для проведения промо-акции в торговом объекте, если арендодателем является аффилированное с торговой сетью лицо).

Также особое внимание, как ожидается, будет уделено дополнительным соглашениям и новым договорам, заключенным после 15 июля 2016 года, а также любым выплатам, осуществленным поставщиками в пользу торговых сетей после 1 января 2017 года.

В связи с изложенным торговым сетям рекомендуется уже сейчас начать разработку договорных схем взаимодействия с поставщиками, которые бы учитывали новые положения Закона о торговле, а также позицию ФАС России в отношении возможных недобросовестных практик.

[1] Федеральный закон от 03.07.2016 № 273-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».

[2] Части 2, 3 статьи 3 Федерального закона от 03.07.2016 № 273-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».

Закон о торговле. Как это будет

«Современный предприниматель», 2010, N 2

Больше года велись дебаты вокруг Закона о торговле. В конце прошлого года этот Закон был принят. А 1 февраля 2010 г. Федеральный закон от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее — Закон о торговле) вступил в силу.

Комментируя законопроект в июльском номере журнала, мы уже писали об основных положениях, которые предполагалось ввести с помощью этого Закона. Несмотря на массу различных дополнительных проектов и доработок, в основном эти положения перекочевали в текст Закона.

Основные нововведения

Далеко не любая торговля подпадает под действие Закона о торговле. Из него исключены, в первую очередь, внешнеторговая деятельность и продажа товаров на розничных рынках. Основное внимание Закона направлено на так называемый ритейл — торговые сети продовольственных товаров.

Главная мысль, которая красной нитью проходила через все обсуждения Закона о торговле, — это ограничение монополии сетевиков и отказ от различных бонусов, — стала нормой Закона.

С 1 февраля торговые сети не имеют права включать в договор поставки никакие бонусы, кроме скидки за объем поставок товара. При этом скидка за объем не может превышать 10 процентов (п. 4 ст. 9 Закона о торговле).

Более того, по определенным видам продуктов, которые подпадают под понятие социально значимых, нельзя устанавливать даже 10-процентную скидку. Перечень этих товаров должен быть установлен Правительством РФ.

Минпромторг России уже разработал список из 33 наименований продукции, по которым скидку устанавливать нельзя (см. Нашу справку). Однако на момент подписания журнала в печать этот список еще не был утвержден.

Наша справка. Список товаров, которые вошли в перечень социально значимых продуктов питания: говядина, свинина, баранина, куры, рыба мороженая неразделанная, сельдь соленая, масло сливочное и подсолнечное, маргарин, молоко, сметана, творог, сыры, яйца куриные, сахар-песок, карамель, печенье, чай черный, соль, перец черный (горошек), мука пшеничная, хлеб ржаной, хлеб и булочные изделия из пшеничной муки, рис шлифованный, пшено, горох и фасоль, вермишель, картофель, капуста белокочанная, лук репчатый, морковь, огурцы свежие, яблоки.

Это вовсе не значит, что рекламные и маркетинговые услуги ритейлеров канули в Лету. Закон не запрещает предоставлять подобные услуги при заключении отдельного договора возмездного оказания услуг (п. 11 ст. 9 Закона о торговле). Однако, по словам представителей ритейла, подобный договор сетям невыгоден. Замаскировать в данном случае рекламные услуги уже не удастся, а в стоимость услуг придется включать НДС.

При этом ставить подписание договора подставки в зависимость от подписания договора на маркетинговые услуги запрещено.

В соответствии с Законом о торговле торговая организация обязана дать полную информацию об условиях отбора поставщиков при запросе производителя. В Законе даже прописан предельный срок — в течение 14 дней со дня получения запроса. Впрочем, то же касается и производителей — они также обязаны сообщать о существенных условиях договора и отбора контрагентов в те же сроки.

В Законе о торговле прописали и предельные сроки оплаты отдельных видов продовольственных товаров.

Оплата поставлена в зависимость от срока годности продукции. К примеру, если срок годности товара не превышает 10 дней, то и оплата должна быть произведена не позднее 10 рабочих дней с момента поставки. Заметьте, именно поставки, а не производства продукции.

Товар со сроком годности до 30 дней (включительно) оплачивается в течение 30 календарных дней после поступления продукции на склад торговой организации. Если срок годности продуктов выше 30 дней, оплата должна быть произведена не позднее 45 календарных дней со дня поставки.

При этом законодатели по какой-то причине обособили алкогольную продукцию, обидев поставщиков импортного алкоголя. Закон прописывает обязательные сроки оплаты только для поставщиков отечественного алкоголя. Получается, обязав платить за большинство товаров в жесткие сроки, законодатели оставили лазейку для отсрочки платежей только по определенному сегменту. Чем наверняка будут пользоваться представители торговых организаций. Не установлены и сроки оплаты для непродовольственных товаров.

Предельные сроки оплаты действуют, если поставщиком полностью представлен надлежащий пакет документов на поставляемый товар. В противном случае торговая организация имеет право приостановить платеж до получения необходимых документов. Таким образом, «забыв» вовремя передать какой-либо документ, стороны могут увеличить сроки оплаты на любой срок.

Государство законодательно оставило за собой право на установление предельных цен на отдельные виды социально значимых товаров. Это возможно, если в течение 30 дней на территории отдельного субъекта рост цен на эти товары составит 30 и более процентов. Правда, при этом установленные на государственном уровне цены не могут действовать более чем 90 календарных дней. Данный срок, впрочем, вполне достаточен, чтобы торговые организации потерпели значительные убытки, особенно, если рост цен связан не столько с торговой наценкой, сколько с увеличением оптовых цен.

Понятие торговой сети

Одним из главных новшеств в торговле, несомненно, можно считать ограничение монополии торговых сетей. Если доля сети занимает в отдельно взятом регионе более 25 процентов торгового рынка, Законом о торговле вводится запрет на получение данным сетевиком дополнительных площадей под торговлю (в отношении муниципальных районов и городских округов данная норма начинает действовать с 1 июля 2010 г. — Примеч. ред.). По мнению главы ОПОРЫ России Сергея Борисова, которое он высказал в комментарии на сайте ОПОРЫ, это огромное достижение для малого и среднего бизнеса, который данным запретом получает возможность развиваться.

Если сеть, имеющая более 25 процентов доли рынка, все-таки получает дополнительные площади, данный договор будет признан ничтожным (ст. 14 Закона о торговле). Требование о недействительности сделки может быть предъявлено в суд любым заинтересованным лицом.

Однако все не так просто.

Все давно привыкли, что торговая сеть — это некая совокупность магазинов под единым названием, с единой униформой продавцов, примерно одинаковым интерьером и ассортиментом товаров. Однако Закон о торговле определил это понятие несколько иначе.

Торговая сеть — это «совокупность двух и более торговых объектов, которые находятся под общим управлением, или совокупность двух и более торговых объектов, которые используются под единым коммерческим обозначением или иным средством индивидуализации» (п. 8 ст. 2 Закона о торговле). Получается, что вовсе необязательно иметь одинаковую вывеску и униформу. Достаточно двум и более магазинам находиться под общим управлением, чтобы попасть под определение торговой сети. И если в крупных городах владельцы нескольких небольших магазинов могут не опасаться обвинений в монополизме, то в небольших городах и различных поселках, где на весь город может быть всего пять — шесть продовольственных магазинов, владелец двух — трех из них вполне подходит под понятие «монополист».

Но одно дело написано, другое — сделано.

Как будет действовать данная норма на практике — это вопрос даже для самих законодателей. Для определения доли рынка необходима точная и правдоподобная методика расчета долей. Разработкой этой методики занимаются Росстат и Федеральная антимонопольная служба, но когда и в каком виде эта методика появится, пока неизвестно.

На сегодня есть только один проект методики расчета: доля сетевика делится на общий объем розничных продаж продуктов питания в регионе, а потом умножается на 100 процентов. Но пока это только проект, и в каком виде методика дойдет до принятия, сказать сейчас не может никто.

В любом случае норма, за которую в большинстве своем и боролись представители организаций малого и среднего бизнеса, в качестве ограничителя экспансии крупных сетей на региональные рынки пока работать не может по определению. При этом аналитики считают, что даже к 1 июля эта норма не заработает. В первую очередь потому, что неясно, кто и каким образом будет финансировать сбор статистики.

Договорные отношения

Взаимоотношения между поставщиком и торговой организацией регулируются, в первую очередь, ст. 13 Закона о торговле. Этой статьей установлены антимонопольные правила, которые обязаны применять обе стороны договора. В частности, Закон о торговле запрещает как продавцу, так и поставщику:

  • создавать препятствия для доступа на товарный рынок или выхода из товарного рынка других субъектов;
  • нарушать установленный нормативными правовыми актами порядок ценообразования;
  • навязывать условия о запрете на заключение договоров поставки продуктов с другими поставщиками или торговыми фирмами на аналогичных или иных условиях;
  • требовать у контрагента сведений о заключаемых договорах с другими фирмами, осуществляющими аналогичную деятельность;
  • требовать с контрагента плату за изменение ассортимента продовольственных товаров;
  • требовать возмещения убытков в связи с утратой или повреждением товаров после перехода права собственности, за исключением случаев, если утрата или повреждение произошли по вине поставщика, и ряд других требований.

При этом перечень законодатель оставил открытым, оставив уточнение, что иные условия не должны содержать признаки запретов, названных в статье (п. 2 ст. 13 Закона о торговле). К сожалению, из текста Закона неясно, можно ли признать ничтожным договор, если перечисленные в Законе о торговле антимонопольные условия будут в него включены. В любом случае, без правоприменительной практики, сказать что-то конкретное по этому поводу нельзя.

Согласно пп. 3 п. 1 ст. 13 торговым сетям и поставщикам продуктов в торговые сети запрещено заниматься оптовой торговлей с использованием договора комиссии или смешанного договора, в котором есть элементы договора комиссии.

Нестационарная торговля

Размещение нестационарных торговых объектов предполагается в соответствии со схемой их размещения на территории субъекта РФ. Саму схему размещения разрабатывает и утверждает местный муниципалитет, при этом по Закону о торговле 60 процентов в этой схеме должны занимать предприятия малого и среднего бизнеса. По словам главы ОПОРЫ России Сергея Борисова, в том, что объекты нестационарной торговли переданы полностью под контроль муниципалитетов, нет ничего хорошего.

С другой стороны, в Законе о торговле прописано, что утвержденная схема размещения новых объектов не может служить основанием для пересмотра размещения уже действующих либо строящихся объектов. А это несомненный плюс для уже существующей нестационарной торговли.

Организация ярмарок

Стать организатором ярмарки вправе представители государственной власти, местного самоуправления, юридические лица, а также индивидуальные предприниматели. При этом они должны следовать правилам и порядкам, установленным нормативными актами субъектов РФ, на территории которых организуется ярмарка. Причем, в ст. 11 Закона о торговле дано уточнение: «если организатором ярмарки является федеральный орган государственной власти, порядок организации ярмарки и продажи товаров на ней устанавливается. с учетом положений настоящей статьи». Получается, если дословно следовать букве Закона, иным организаторам ярмарки, будь то фирма или предприниматель, следовать данной статье не нужно, а опираться следует только на местное законодательство. Впрочем, эти нормативные акты должны быть разработаны на основе требований Закона о торговле, так что уйти от его норм вряд ли удастся.

Организатор ярмарки разрабатывает и утверждает план мероприятий, определяет режим работы ярмарки, правила предоставления торговых мест. Эта информация должна быть опубликована в СМИ, а также размещена на сайте организатора в Интернете. Судя по тексту Закона о торговле, одной площадки для размещения сведений, скажем, публикации в СМИ, недостаточно. Задействованы должны быть оба источника информации.

Заключительные положения

В связи с тем что Закон о торговле вступает в силу с 1 февраля 2010 г., условия договоров поставки, заключенные до 1 февраля, должны быть пересмотрены и приведены в соответствие с новыми требованиями. Сделать это нужно до 30 июля 2010 г. Исключение — сделки сетевиков (доля в регионе более 25 процентов), связанные с приобретением, арендой или введением в эксплуатацию торговых объектов, совершенные до вступления Закона о торговле в силу. Те, кто успел получить дополнительные площади, на них ограничения Закона, в частности, о признании сделки ничтожной, не распространяются.

В Законе осталось множество недоработок. Но пока нет никакого практического применения Закона, очень сложно прогнозировать, насколько он будет жизнеспособен.

Аналитические обзоры

Закон о торговле: новые правила игры

Ксения Подгузова, Юрист Коммерческой группы

Анастасия Чередова, Старший юрист Коммерческой группы

VEGAS LEX_Закон о торговле_новые правила игры_10.2016

Скачать файл

Файл добавлен 12.10.2016
Презентация .pdf (1,4 Мб)

В июле этого года были внесены существенные изменения в Федеральный закон от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон о торговле)[1]. Наиболее спорным и обсуждаемым оказалось нововведение, предусматривающее ограничение совокупного размера вознаграждения, которое выплачивается поставщиками продовольственных товаров (далее – поставщики) торговым сетям за приобретение определенного количества товаров, и платы за оказание дополнительных услуг.

Правило пяти процентов

В соответствии с частью 4 статьи 9 Закона о торговле в новой редакции размер выплат поставщика в пользу торговой сети ограничивается пятью процентами от цены приобретенных продовольственных товаров. При этом в данную сумму включается как вознаграждение торговой сети за приобретение определенного количества товаров, так и плата за оказание услуг по продвижению товаров, логистических услуг, услуг по подготовке, обработке, упаковке этих товаров и иных подобных услуг. Перечень услуг, подпадающих под данное ограничение, является открытым.

Более того, «услуги по продвижению товаров» понимаются в новой редакции Закона о торговле очень широко: к ним относятся услуги, оказываемые поставщикам в целях продвижения продовольственных товаров, в том числе путем рекламирования товаров, осуществления их специальной выкладки, исследования потребительского спроса, подготовки отчетности, содержащей информацию о таких товарах, либо осуществления иной деятельности, направленной на продвижение продовольственных товаров (пункт 10 статьи 2 Закона о торговле).

Ситуация осложняется тем, что предельный размер вознаграждения должен рассчитываться от «чистой» цены товаров: при расчете не учитывается сумма НДС, а в отношении подакцизных товаров – сумма акциза (часть 4 статьи 9 Закона о торговле), что, соответственно, снижает размер допустимого вознаграждения.

Указанное ограничение требует значительных изменений в схемах взаимодействия поставщиков с торговыми сетями. Так, ранее вознаграждение за приобретение товаров ограничивалось десятью процентами, а стоимость услуг, оказываемых торговыми сетями поставщикам, не ограничивалась предельным размером и была предметом договоренности сторон.

Для приведения схем взаимодействия торговых сетей с поставщиками в соответствие с новыми ограничениями установлен переходный период. Условия договоров поставки и иных договоров, регулируемых Законом о торговле и заключенных до вступления изменений в силу (до 15 июля 2016 года), должны быть приведены в соответствие с новыми требованиями до 1 января 2017 года. С указанной даты условия договоров, противоречащие Закону о торговле в новой редакции, признаются утратившими силу[2].

Выплаты поставщиков в пользу торговых сетей в настоящее время являются распространенной коммерческой практикой, так же как и оказание торговыми сетями множества дополнительных услуг поставщикам. В связи с этим внесение рассматриваемых ограничений в Закон о торговле вызвало множество вопросов как со стороны торговых сетей, так и со стороны поставщиков.

Отдельные вопросы были рассмотрены в Письме ФАС России от 05.09.2016 № АК/60976/16 «Разъяснения ФАС России по некоторым вопросам применения Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» в редакции Федерального закона от 3 июля 2016 года № 273-ФЗ» (далее – Разъяснения ФАС России, Разъяснения).

В частности, антимонопольный орган указал, что норма о пятипроцентном ограничении выплат в пользу торговых сетей содержит две составляющие:

вознаграждение за приобретение определенного количества продовольственных товаров, которое может быть включено в договор поставки и исчисляться в процентах от цены приобретенных товаров;

плата за оказание услуг по продвижению товаров, логистических услуг, услуг по подготовке, обработке, упаковке этих товаров и иных подобных услуг.

При этом вторая составляющая не может быть включена в договор поставки, так как это противоречит части 12 статьи 9 Закона о торговле, предусматривающей запрет на включение в договор поставки условий об оказании услуг в отношении поставляемого товара. Вместо этого такая плата должна быть установлена договором возмездного оказания услуг и должна определяться не в процентном выражении, а в фиксированном размере.

Необходимость фиксировать цену каждой из дополнительных услуг ФАС России объясняет тем, что каждая из таких услуг является идентичной для всех поставщиков, то есть имеет одинаковое содержание и объем действий. Следовательно, по мнению антимонопольного органа, при оказании разным поставщикам одинаковой услуги торговая сеть будет нести равные затраты. Установление же стоимости дополнительных услуг в процентном выражении от товарооборота будет приводить к установлению разных цен на одну и ту же услугу, что будет рассматриваться как нарушение пункта 1 части 1 статьи 13 Закона о торговле (создание дискриминационных условий).

Важно отметить, что, несмотря на установление обеих составляющих выплат разными договорами и в различном порядке, их совокупная сумма тем не менее не должна превышать пяти процентов от цены приобретенных товаров.

Данное разъяснение делает более понятной позицию ФАС России по отношению к произошедшим изменениям, однако ряд вопросов остается открытым. Например, прямо не разъяснено, как должны соотноситься две составляющие выплат торговым сетям: должны ли фиксированные суммы за оказание услуг устанавливаться в отношении каждой партии товаров и, соответственно, входить в пять процентов цены каждой из партий, либо они могут определяться на какой-либо период, и их размер должен рассчитываться исходя из совокупной цены товара за весь установленный период.

Неурегулирована Разъяснениями ситуация, когда затраты торговой сети на оказание поставщику дополнительных услуг фактически превышают пятипроцентное ограничение, установленное Законом о торговле.

Кроме того, ни новые положения Закона о торговле, ни Разъяснения ФАС России не затрагивают ситуации, когда поставщики и торговые сети, заключившие договоры до вступления изменений в законную силу, не могут прийти к согласию о дальнейших условиях сотрудничества.

В связи с большим количеством открытых вопросов касательно перехода торговых сетей и поставщиков на новые схемы взаимодействия ФАС России ведет активный диалог с представителями отрасли, поясняя свою позицию и принимая новые вопросы.

В частности, 20 сентября 2016 года в Казани прошла Международная научно-практическая конференция «Обеспечение конкуренции в области торговой деятельности»[3].

Как сообщили на конференции представители антимонопольного органа, в настоящее время ФАС России ожидает поручения Правительства РФ на проведение мониторинга соблюдения Закона о торговле на ежедневной основе. По мнению ФАС России, такой мониторинг уже показал свою эффективность в 2010 году после принятия Закона о торговле.

Изменения в Закон о торговле также повлекли за собой изменения в Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации (далее – КоАП РФ). В частности, диспозиция части 1 статьи 14.42 КоАП РФ была приведена в соответствие с новым ограничением на выплаты поставщиков в пользу торговых сетей. При этом вид и размер административной ответственности не изменились: за соответствующее нарушение предусмотрен штраф для должностных лиц в размере от 20 000 до 40 000 рублей, для юридических лиц – от 1 до 5 млн рублей.

Важно отметить, что, согласно Разъяснениям ФАС России, привлечение к административной ответственности за нарушение новых положений Закона о торговле до 1 января 2017 года возможно только в отношении договоров, заключенных после вступления изменений в силу, то есть после 15 июля 2016 года. Следует отметить, что в «зону риска» могут попасть также дополнительные соглашения к договорам, заключенные после указанной даты и предусматривающие условия, которые противоречат действующей редакции Закона о торговле. Между тем исполнение обязательств по договорам, заключенным до вступления изменений в силу и не соответствующим Закону о торговле в новой редакции, до начала следующего года не приведет к административной ответственности.

Срок давности привлечения к административной ответственности по статье 14.42 КоАП РФ составляет один год со дня совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении данный срок исчисляется со дня его обнаружения. Таким образом, по указанной статье дело возбуждается немедленно после получения должностным лицом достаточных данных, свидетельствующих о нарушении.

Выводы и рекомендации

Закон о торговле в новой редакции значительно ограничивает существующую коммерческую практику взаимодействия торговых сетей с поставщиками. В этой связи ключевым остается вопрос, как организовать свою деятельность после 1 января 2017 года, чтобы исполнить требования законодательства и в то же время обеспечить экономические интересы сторон.

Практика применения новых положений Закона о торговле начнет активно формироваться только в 2017 году. Однако уже сейчас можно предположить, что перечень услуг, подпадающих под пятипроцентное ограничение, может максимально широко толковаться компетентными органами, и под соответствующее ограничение будут подпадать любые услуги, так или иначе содействующие реализации товаров. При этом нельзя исключить ситуации, когда предметом внимания антимонопольного органа могут стать нестандартные условия иных договоров между поставщиками, торговыми сетями и аффилированными с ними лицами, если возникнут основания полагать, что такие условия преследуют цель обойти предельный размер выплат в пользу торговой сети (например, завышенный размер арендной платы, выплачиваемой поставщиком за площадь для проведения промо-акции в торговом объекте, если арендодателем является аффилированное с торговой сетью лицо).

Также особое внимание, как ожидается, будет уделено дополнительным соглашениям и новым договорам, заключенным после 15 июля 2016 года, а также любым выплатам, осуществленным поставщиками в пользу торговых сетей после 1 января 2017 года.

В связи с изложенным торговым сетям рекомендуется уже сейчас начать разработку договорных схем взаимодействия с поставщиками, которые бы учитывали новые положения Закона о торговле, а также позицию ФАС России в отношении возможных недобросовестных практик.

[1] Федеральный закон от 03.07.2016 № 273-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».

[2] Части 2, 3 статьи 3 Федерального закона от 03.07.2016 № 273-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».

Источники


  1. Пиголкин, Ю.И. Морфологическая диагностика наркотических интоксикаций в судебной медицине / Ю.И. Пиголкин. — М.: Медицина, 2015. — 392 c.

  2. Бегичев, А. В. Обеспечение доказательств нотариусами. Теория и практика / А.В. Бегичев. — М.: Логос, 2014. — 396 c.

  3. Контрольно-кассовая техника. Нормативные акты, официальные разъяснения, судебная практика и образцы документов. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2018. — 113 c.
  4. Севан, О.Г. «Малые Корелы». Архангельский музей деревянного зодчества. История создания, методология, современное состояние / О.Г. Севан. — М.: Прогресс-традиция, 2011. — 909 c.
  5. Шалагина, М. А. Правоведение. Шпаргалка / М.А. Шалагина. — М.: Феникс, 2015. — 126 c.
Закон о торговле
Оценка 5 проголосовавших: 1