Вызов в налоговую для дачи пояснений

Важный материал на тему: "Вызов в налоговую для дачи пояснений" с профессиональной точки зрения. Если возникнут вопросы, вы всегда их можете задать дежурному юристу.

Вызов в налоговую для дачи пояснений

Заплатить налоги необходимо до 2 декабря. Если у вас есть вопросы о порядке уплаты или расчете налогов, присылайте их на [email protected] Ответы на самые популярные из них мы опубликуем на портале ГАРАНТ.РУ.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Налоговый орган в ноябре 2016 года направил уведомление о вызове в налоговый орган в соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ. Ранее в отношении организации проводилась выездная налоговая проверка, в том числе и касательно НДФЛ.
Имеет ли право ИФНС вызывать налогоплательщика в ноябре 2016 года и требовать письменные пояснения о якобы найденных расхождениях в данных отчета о движении денежных средств и сведений 2-НДФЛ за 2014 год и 2015 год, если срок камеральной проверки давно истек?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Сам по себе вызов налогового агента в налоговый орган в рассматриваемой ситуации не противоречит нормам НК РФ, но налоговый агент не обязан давать пояснения непосредственно в письменной форме.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Арыков Степан

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Королева Елена

23 ноября 2016 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

[1]

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, [email protected]

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), [email protected]

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3161), [email protected] Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Вызов в налоговый орган для дачи пояснений

При проведении камеральной проверки в налоговый орган для дачи пояснений в качестве свидетелей может быть вызвано любое физлицо, за некоторыми исключениями.

Согласно подпунктам 4 и 12 пункта 1 статьи 31 НК РФ налоговые органы вправе вызвать на основании письменного уведомления в качестве свидетелей, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля, налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов и сборов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах.

В качестве свидетеля может быть вызвано любое физлицо, за исключением следующих:

  • лица, которые в силу малолетнего возраста, своих физических или психических недостатков не способны правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля;
  • лица, которые получили информацию, необходимую для проведения налогового контроля, в связи с исполнением ими своих профессиональных обязанностей, и подобные сведения относятся к профессиональной тайне (например, аудиторы, адвокаты).

Таким образом, ограничения по вызову в налоговые органы руководителей организаций во время проведения камеральной проверки налоговым законодательством не предусмотрено.

Вызов в налоговую для дачи пояснений

Заплатить налоги необходимо до 2 декабря. Если у вас есть вопросы о порядке уплаты или расчете налогов, присылайте их на [email protected] Ответы на самые популярные из них мы опубликуем на портале ГАРАНТ.РУ.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Организации пришло уведомление — вызов в ИФНС на основании пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ для дачи пояснений в связи с существенным расхождением показателей по реализации в декларациях по НДС и по налогу на прибыль за 2010 год. Буквально в уведомлении цель вызова звучит так: «дать уточнения по поводу расхождений или внести соответствующие изменения в налоговые декларации».
Правомерно ли требование (вызов) налогового органа в указанных обстоятельствах?

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, [email protected]

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), [email protected]

[2]

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3161), [email protected] Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Вызывают в ФНС. Что следует знать?

Вызов налогоплательщика в налоговый орган: когда это возможно?

Явка в налоговый орган — право или обязанность налогоплательщика?

Следует отметить, что к праву налоговых органов, приведенному в пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ, вызывать налогоплательщика не предусмотрена коррелирующая данному праву обязанность налогоплательщика. Обязанности налогоплательщиков приведены в ст. 23 НК РФ, и обязанность налогоплательщика являться в налоговый орган по вызову на основании письменного уведомления для дачи пояснений в данной статье прямо не поименована.
Однако, давая разъяснения по аналогичному вопросу финансисты в Письме от 09.04.2010 N 03-02-08/21 отмечают, что согласно пп. 7 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей.
При этом в п. 5 ст. 23 НК РФ отмечено, что за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей налогоплательщик (плательщик сборов) несет ответственность согласно законодательству РФ.

Читайте так же:  Ответственность грузоотправителя за перегруз автомобиля

Вызов по форме

Порядок вручения уведомления о вызове налогоплательщика (плательщика сборов, налогового агента)

Ответственность за неявку

Как было отмечено ранее, п. 5 ст. 23 НК РФ предусмотрено, что за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей налогоплательщик (плательщик сборов) несет ответственность согласно законодательству РФ.
Частью 1 ст. 19.4 КоАП РФ предусмотрена ответственность за неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственных надзор (контроль). Так, неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), а равно воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом служебных обязанностей, влечет:
— для граждан — предупреждение или наложение административного штрафа в размере от 500 руб. до 1000 руб.;
— на должностных лиц — наложение штрафа от 1000 руб. до 2000 руб.

С 01.01.2010 обязанностей прибавилось

С 01.01.2010 вступил в силу Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ, регулирующий порядок уплаты страховых взносов. Также данным Законом функции по администрированию указанных взносов возложены на органы контроля за уплатой страховых взносов, которыми являются ФСС в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в ФСС, и ПФР — в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в ПФР, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в фонды обязательного медицинского страхования.
Органам контроля за уплатой страховых взносов дано право вызывать на основании письменного уведомления в органы контроля за уплатой страховых взносов плательщиков страховых взносов для дачи пояснений в связи с уплатой (перечислением) ими страховых взносов либо в связи с проверкой правильности уплаты страховых взносов, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства РФ о страховых взносах (пп. 3 п. 1 ст. 29 Федерального закона N 212-ФЗ).

Обратите внимание! Приказом Минздравсоцразвития России от 07.12.2009 N 957н «Об утверждении форм документов, применяемых при осуществлении контроля за уплатой страховых взносов» утверждена форма уведомления о вызове плательщика страховых взносов (форма 7) (Приложение 11).

Подпунктом 5 п. 1 ст. 28 Федерального закона N 212-ФЗ установлено право плательщика страховых взносов представлять органам контроля за уплатой страховых взносов и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате страховых взносов, а также по актам проведенных проверок. Кроме того, плательщики страховых взносов обязаны выполнять законные требования органа контроля за уплатой страховых взносов об устранении выявленных нарушений законодательства РФ о страховых взносах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц органов контроля за уплатой страховых взносов при исполнении ими своих служебных обязанностей (пп. 5 п. 2 ст. 28 Федерального закона N 212-ФЗ).

В финансовом ведомстве уверены, что налогоплательщик обязан являться по вызову налоговиков

Александр Здоровенко,
консультант по налогам и сборам
(г. Самара)

В последние несколько лет налоговые органы стали практиковать вызов должностных лиц организаций на так называемые убыточные, зарплатные и иные комиссии. Такие действия они обосновывают правом приглашать к себе налогоплательщиков для дачи пояснений в связи с уплатой налогов, а также в иных случаях, связанных с исполнением налогового законодательства.(ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РФ от 09.04.10 № 03-02-08/21)

ПРАВО ИЛИ ОБЯЗАННОСТЬ

Организация, проанализировав нормы статей 23 и 31 НК РФ, увидела следующую нестыковку. Налоговому органу дано право вызывать налогоплательщика для дачи пояснений, а вот прямой обязанности для последнего являться к налоговикам по такому уведомлению не предусмотрено.

В Минфине России пришли к выводу, что эта обязанность предусмотрена подпунктом 7 пункта 1 статьи 23 НК РФ. Неявку, видимо, следует расценивать как препятствие законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей.

С подобным подходом стоит в целом согласиться. Однако при рассмотрении конкретного требования, полученного от налоговиков, все-таки нужно выяснить, не вышли ли они за рамки своих полномочий. Ведь получается, что инспекторы возлагают на налогоплательщика обязанность, не предусмотренную законодательством о налогах и сборах.

Одних полномочий не всегда будет достаточно. Порой необходимо, чтобы обязанность была прямо предусмотрена в законодательном акте (подп. 9 п. 1 ст. 23 НК РФ).

СУДЫ СЧИТАЮТ ВЫЗОВЫ ЗАКОННЫМИ

Вопрос о признании незаконными действий налогового органа, выразившихся в требовании явиться на заседание комиссии по легализации «теневой» заработной платы, уже был предметом судебного разбирательства.

При рассмотрении данного дела суд пришел к выводу, что такие действия предусмотрены законом, совершены налоговым органом в рамках предоставленных ему полномочий, и отказал налогоплательщику в удовлетворении его требований (см. постановление ФАС Дальневосточного округа от 01.11.07 № Ф03-А51/07-2/4597).

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НЕЯВКУ

Если вызов налогоплательщика в налоговый орган для дачи пояснений составлен на бланке утвержденной формы* и признается законным требованием, то за его неисполнение следовало бы предусмотреть ответственность.

* Форма уведомления о вызове налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) утверждена приказом ФНС России от 31.05.07 № ММ-3-06/338.

Согласно пункту 5 статьи 23 НК РФ за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей налогоплательщик несет ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) компании, за которое Налоговым кодексом установлена ответственность (ст. 106 НК РФ). Но главой 16 «Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение» НК РФ не определен такой вид нарушения, как неявка к налоговикам на основании письменного уведомления. Соответственно не предусмотрена и ответственность. Поэтому, если, например, вызванный руководитель предприятия не придет в инспекцию, это не будет налоговым правонарушением.

Но не стоит забывать о других видах ответственности. Так, статьей 19.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль).

Читайте так же:  Заявление на перечисление зарплаты на карту

Из положений статьи 1 Закона РФ от 21.03.91 № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации» следует, что налоговые органы относятся к органам, осуществляющим государственный надзор. Поэтому неповиновение их законному распоряжению будет административным правонарушением.

Таким образом, неявка в инспекцию влечет предупреждение или наложение административного штрафа. Согласно пункту 1 статьи 19.4 КоАП РФ, его размер для должностных лиц составляет от 1 тыс. до 2 тыс. руб.

ФНС сообщила, в каком случае налоговики не должны вызывать в ИФНС руководителя организации для дачи пояснений по работе филиала

Если вызов для дачи пояснений направлен руководителю филиала, являющемуся законным представителем организации, то именно его инспекторы вправе оштрафовать в случае неявки в инспекцию. В описанной ситуации проверяющие не вправе вызывать на допрос генерального директора и привлекать его к ответственности за неявку. Об этом проинформировала ФНС России в письме от 15.02.17 № ЕД-4-2/2785.

Напомним, что налогоплательщики, которые проигнорируют приглашение налоговиков явиться в инспекцию для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) налогов либо в связи с налоговой проверкой, могут быть оштрафованы на основании пункта 1 статьи 19.4 КоАП РФ (неповиновение законному распоряжению должностного лица). Субъектами данного административного правонарушения являются граждане и должностные лица организаций, которым был адресован вызов для дачи пояснений. Нарушителю грозит предупреждение или штраф в размере от 500 до 1 000 рублей для граждан и от 2 000 до 4 000 для должностных лиц.

По мнению чиновников ФНС, если вызов для дачи пояснений направлен в филиал, руководитель которого является законным представителем организации, то он признается ответственным должностным лицом. В таком случае директор филиала может быть привлечен к ответственности на основании ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ. Соответственно, поскольку дача пояснений необходима в связи с деятельностью филиала, то руководителю головной организации вызов о даче пояснений не направляется, и вопрос о привлечении его к административной ответственности за неявку в ИФНС не рассматривается, заявили специалисты ФНС.

Директора вызвали на разговор в ФНС: выстраиваем линию защиты

В рамках выездной или камеральной налоговой проверки сотрудники ИФНС могут привлечь к «разговору» генерального директора организации, или же его главного бухгалтера. Насколько это известно, с августа 2016 года сотрудники Налоговой службы получили право проверять сведения компаний, указанные в ЕГРЮЛ, что дает им в руки несколько козырей против фирм, в той или иной мере нарушающих закон.

Сегодня мы расскажем нашим клиентам по услуге «1С 8 в облаке» о том, чем отличаются понятия «дача пояснений» и «допрос» в ИНФС, кто может принять участие в этом диалоге, о чем могут спрашивать, об особенностях беседы с фискальным органом для компаний, применяющих ОСНО и о многих других нюансах этого щепетильного вопроса.

На сегодняшний день мы работаем в достаточно «скользких» условиях, когда официальные органы заинтересованы в наших ошибках, в связи с чем, грамотно выстроенная линия защиты интересов компании станет хорошим подспорьем в сохранении бюджета коммерческой организации

Дача пояснений или допрос?

Разграничим для начала эти два понятия. Дача пояснений носит относительно «мягкий» характер. ИФНС направляет уведомление генеральному директору посетить Налоговую службу и объяснить ту или иную финансовую операцию, задать несколько вопросов о сданной отчетности

В этом случае руководитель организации может самостоятельно посетить Налоговую инспекцию или же делегировать эту обязанность доверенному лицу, к примеру, главному бухгалтеру, юристу или же любому штатному сотруднику, располагающему сведениями о хозяйственной деятельности организации. Если по факту уведомления никто ИФНС не посетил, то на генерального директора налагается штраф в размере от 2000 до 4000 рублей (ст. 19.4 КоАП РФ)

Обойти стороной дачу пояснений и не платить штраф можно, следуя тексту Письма ФНС от 17.07.2013 № АС-4-2/12837, согласно которому отказ от дачи пояснений генеральным директором, главным бухгалтером или иным доверенным лицом компании, при условии их явки по уведомлению, не является основанием для привлечения их к административной ответственности

Нередки случаи, когда руководство компании предпочитает «отделаться» штрафом и не тратить свое время на общение с инспекторами, что по определению не может быть верным. Мы согласны, факт оплаченного административного штрафа является основанием считать вопрос исчерпанным, однако, инспекторы не приглашают к себе директора без веских на это причин. Следовательно, они могут прибегнуть к более серьезной мере – вызвать руководителя на допрос

Допрос является обязательной процедурой, при условии, что у генерального директора нет уважительной причины в нем не участвовать. На допрос вызывают не уведомлением, а повесткой, исходя из Письма ФНС от 17.07.2013 № АС-4-2/12837. В отличие от дачи пояснений на допросе в обязательном порядке должен присутствовать генеральный директор

Далее неявка без уважительной причины подразумевает под собой штраф в размере 1000 рублей, а за отказ от дачи показаний во время допроса придется заплатить 3000 рублей (ст. 128 НК РФ). Важно помнить, что размер штрафа в данной случае – мера несущественная, однако, отказ Налоговой службы в налоговом вычете по НДС может стоить куда больших финансовых потерь

Когда могут вызвать в ИФНС?

В подавляющем большинстве случаев «приглашения» от Налоговой службы поступают в ходе выездной или камеральной налоговой проверки. Инспекторы стараются придерживаться именно этих периодов, т.к. при обращении в суд с исковым заявлением на проверяемую компанию, ФНС имеет больше шансов выиграть дело

Все объясняется наличием «свежих» доказательств виновности хозяйствующего субъекта, если таковые будут найдены. К слову скажем, что обращения в суд со стороны Налоговой службы в ходе проверки – это весьма распространенная практика, о чем следует помнить руководству компании

Номинальный директор в качестве представителя компании

В России на протяжении последних 25 лет широко применятся практика назначения так называемых «номинальных» директоров. Номинальным называют директора, который числится руководителем организации во всех уставных документах, имеет право подписи и де-юре является официальным представителем фирмы

Де-факто он не имеет никаких руководящих полномочий и выполняет исключительно те обязанности и поручения, которые ему «спускаются» от лица, назначившего его на эту должность. В рамках налоговых мероприятий отправка номинального директора на «беседу» с инспекторами – далеко не лучший вариант

Дело в том, что инспекторы будут задавать вопросы, касающиеся финансовой деятельности компании. Номинальный директор с большей долей вероятности не сможет на них ответить, т.к. не располагает достоверными сведениями

Читайте так же:  Порядок исчисления средней заработной платы

В диалоге с представителями некоторых компаний нам стало известно, что ставленники нередко обращаются к консультационной помощи по телефону непосредственно в ходе диалога с инспекторами, рассчитывая получить ответы на заданные вопросы

Видео (кликните для воспроизведения).

Такое поведение приводит к однозначному выводу со стороны сотрудников Налоговой службы о несостоятельности данного лица в принятии решений, а значит – это очередной повод усомниться в законопослушности организации

Однако, в российском законодательстве нет такого понятия, как «номинальный директор», в виду чего отсутствует и факт нарушения закона. Собственно, поэтому данная практика существует и по сей день. Будет ли «реальный» руководитель доволен результатом такой дачи пояснений или допроса в ИФНС? Полагаем, что нет

Какую цель преследует Налоговая?

Если сотрудники службы имеют намерение беседовать с вашей организацией через ее представителя, значит, у них появились подозрения на то, что ваша фирма сотрудничает с фирмами-однодневками и (или) ведет искусственный документооборот с целью уклонения от уплаты налогов. Для того, чтобы достичь цели, инспекторы ведут диалог с генеральным директором и бухгалтером организации по отдельности, однако, вопросы задают по сути те же самые.

Если показания между ними будут разниться – это может стать веским основанием продолжить или назначить новую налоговую проверку, а далее – подать в суд на эту фирму. Более того, сотрудники Налоговой службы вправе привлекать к диалогу ваших контрагентов для дачи разъяснений по той или иной хозяйственной операции

Представьте себе, что ни вы, ни ваши партнеры не можете дать вразумительных ответов на поставленные вопросы, плюс по обе стороны от лица компаний вещают номинальные директора… Картина, достойная красивой рамки

Какие вопросы могут задавать?

Для того, чтобы вывести фирму «на чистую воду», сотрудники Налоговой задают на первый взгляд простые вопросы, на которые с легкостью сможет ответить «реальный» директор и главный бухгалтер. Вот их краткий перечень:

Кем подписывались и подавались документы на регистрацию юридического лица?

Где находится компания, в которой Вы являетесь руководителем?

Кто является основными поставщиками и покупателями компании?

Как и когда Вы нашли ваших контрагентов?

Какие меры предпринимаются в Вашей компании для проверки контрагентов?

Как осуществляется продажа товара (предоставления услуг)?

По какому адресу хранится товар и как доставляется покупателям?

Вы сами подписываете бухгалтерскую отчетность или это делает кто-то другой?

Кто в Вашей компании составляет трудовые договоры?

Что входит в Ваши должностные обязанности?

Подготовившись к данным вопросам, генеральный директор и главный бухгалтер могут согласовать между собой ответы на них, чтобы не дать лишний повод сотрудникам ИФНС уличить Вашу организацию в некой преступной деятельности

Можно взять на вооружение практику присутствия на налоговой проверке с главным бухгалтером и юристом. В этом случае генеральный директор имеет право в ходе диалога согласовывать наиболее приемлемые формулировки ответов на поставленные вопросы

При всем при этом, инспекторы все же не теряют заинтересованности найти компрометирующие факты в вашей хозяйственной деятельности.

Популярным методом получения «нужных» (неверных и взаимоисключающих) ответов на поставленные вопросы является метод запутывания. Проверяющие лица могут задавать по сути один и тот же вопрос множество раз в разных формулировках. В диалоге с номинальными директорами эта методика работает «на ура», что неудивительно

Неприятный диалог – неприятные последствия

Налоговая служба не обладает полномочиями МВД, в виду чего даже самые провальные переговоры не доведут ситуацию до трагичных событий. Однако, сотрудники ИФНС имеют широкий инструментарий очернить репутацию фирмы донельзя

Во-первых, о вашей недобросовестности станет известно, в первую очередь, компаниям, с которыми вы работаете. Им будут направлены соответствующие письма, содержание которых сводится к тому, что вы – неблагонадежная организация и недобросовестный налогоплательщик

Для кого-то подобные уведомления – это просто «бумажка», однако, вычет по НДС, работая с вами, эти фирмы могут и не получить, что уже ударит «по карману» и репутации. Более того, если Налоговая сможет доказать, что директор является номинальным, его потребуют заменить

Игнорирование требований ФНС в данном случае бесполезно – со временем об этом станет известно общественности, т.к. данные будут занесены в ЕГРЮЛ. Так на ноябрь 2016 года в Реестр было внесено порядка 18000 (!) записей «о несоответствии»

Собранный и проанализированный нами материал наглядно демонстрирует то, насколько компании должны быть заинтересованы в благоприятном исходе общения с ФНС. Любое официальное уведомление и приглашение со стороны фискального органа не должно оставаться без внимания. Мы глубоко убеждены в том, что оплата выписанных штрафов за неявку по повестке или уведомлению о необходимости посетить Налоговую службу ни коем образом не решает проблему, т.к. инспекторам ничто не препятствует пригласить вас повторно.

Отправлять человека, не смыслящего в деятельности вашей организации – еще одна большая ошибка, которая может стоить вам не только прибыльных контрактов, но и репутации самой организации, как надежного поставщика и налогоплательщика.

Минфин считает, что неявка по вызову налоговой инспекции, в том числе на комиссии, грозит штрафом

Владислав Брызгалин, управляющий партнер Группы компаний «Налоговый щит»

В целях пополнения бюджета налоговики организуют всевозможные комиссии, на которые приглашают налогоплательщиков для дачи пояснений о своей деятельности. Вызов на такие комиссии часто осуществляется под угрозой административного наказания. Насколько правомерны требования инспекторов, организация попыталась выяснить у главного финансового ведомства. (Письмо Министерства финансов РФ от 01.09.10 № 03-02-08/48)

Права и последствия

Вопрос налогоплательщика касался правового статуса созданного при налоговой инспекции Координационного центра по контролю за мигрирующими организациями и организациями, имеющими признаки фирм-«однодневок» (далее – Координационный центр). Интересовала его и правомерность принудительного вызова на заседание центра. Однако Минфин России фактически уклонился от ответа. Разберемся в ситуации самостоятельно.

Координационный центр не может существовать

Есть несколько документов, регламентирующих деятельность налоговых органов. Прежде всего это положения Налогового кодекса (ст. 30 НК РФ). Территориальные органы осуществляют деятельность в соответствии с Положением об инспекции ФНС России*. Структуру территориальной инспекции утверждает ее руководитель (п. 9.3, 9.4 Положения об инспекции ФНС России). Получается, что теоретически Координационный центр может быть предусмотрен в структуре конкретной инспекции.

* Положение об инспекции Федеральной налоговой службы по району, району в городе, городу без районного деления и инспекции Федеральной налоговой службы межрайонного уровня (утв. приказом Минфина России от 09.08.05 № 101н).

Вместе с тем Налоговый кодекс и Положение об инспекции ФНС России не предусматривают создание структурных подразделений в качестве экспертных органов. Отсутствует статус Координационного центра как экспертного органа и в других законодательных актах**. Поэтому можно утверждать, что такой Координационный центр не является экспертным органом.

Читайте так же:  Налоговый учет основных средств

** В частности, в федеральных законах от 26.12.08 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», от 31.05.01 № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон № 73-ФЗ).

Более того, при проведении судебной экспертизы эксперт должен быть независим, он не может находиться в какой-либо зависимости от органа или лица, назначивших судебную экспертизу, сторон и других лиц, заинтересованных в исходе дела (ст. 7 Закона № 73-ФЗ). Эксперт дает заключение, основываясь на результатах проведенных исследований в соответствии со своими специальными знаниями.

Правовой статус Координационного центра, созданного при налоговой инспекции как ее структурное подразделение, изначально исключает его независимость. В связи с чем он по определению не может быть квалифицирован в качестве экспертного органа в силу своей «структурной» заинтересованности в исходе дела.

Представляется, что сведения, собранные таким Координационным центром, могут быть использованы инспекцией исключительно для планирования или подготовки мероприятий налогового контроля (камеральных или выездных налоговых проверок). Между тем никакой доказательной силы данные этого центра иметь не могут. Ведь информация или документы, собранные подобным способом, не предусмотрены в качестве доказательств ни Налоговым (ст. 100, 101), ни Арбитражным процессуальным (ст. 64, 65, 67, 68), ни Гражданским процессуальным кодексами. Кроме того, доказательства, полученные налоговыми органами вне рамок налоговых проверок, не могут считаться таковыми при доказывании налоговых правонарушений***.

*** Такой вывод сделан в определении ВАС РФ от 21.11.07 № 15627/07 и во многих других судебных решениях

Таким образом, деятельность Координационного центра по сбору и предоставлению информации внутри структуры налогового органа для целей планирования мероприятий налогового контроля сама по себе не может повлечь для компании неблагоприятных последствий. Факты налоговых правонарушений, служащие основанием для доначисления налогов, пеней и применения штрафных санкций, должны быть выявлены и зафиксированы налоговиками исключительно по тем правилам, которые установлены налоговым законодательством, и подкреплены предусмотренными законом доказательствами (ст. 88, 89, 100, 101 НК РФ).

Правила вызова

Налоговые органы вправе вызывать налогоплательщиков для дачи пояснений в связи с уплатой ими налогов либо в связи с проверкой, а также в иных ситуациях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах (подп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ). Другие случаи вызова для дачи пояснений являются незаконными, и, следовательно, организация вправе не выполнять такое требование (подп. 11 п. 1 ст. 21 НК РФ). При этом за неисполнение законного требования должностные лица налогоплательщика могут быть привлечены к административной ответственности (п. 1 ст. 19.4 КоАП РФ).

Именно на эти нормы ссылается Минфин России, когда подтверждает право налогового органа на принудительный вызов компании. Главное условие – уведомление о вызове должно быть направлено самой инспекцией, а не Координационным центром. Иначе привлечь к административной ответственности по статье 19.4 КоАП РФ налогоплательщика будет трудно. Еще один важный момент – уведомление о вызове для дачи пояснений должно быть составлено по специальной форме, утвержденной приказом ФНС России от 31.05.07 № ММ-3-06/338.

При решении вопроса о законности вызова налогоплательщика для дачи пояснений относительно уплаты налогов и в других предусмотренных законом случаях существенное значение имеет и то, для кого он представляет пояснения. Часто на так называемых зарплатных, убыточных и прочих комиссиях помимо сотрудников налоговых органов присутствуют лица, не имеющие отношения к инспекции (представители администрации района, города и др.).

Присутствие на таких комиссиях (заседаниях) лиц, не являющихся сотрудниками налоговых органов, вступает в противоречие со статьей 102 НК РФ, которая гарантирует налогоплательщику соблюдение налоговой тайны. Законность проведения таких комиссий (заседаний) и возможность привлечения налогоплательщика к ответственности за неявку на такое мероприятие представляются сомнительными.

Когда вызов в налоговую незаконен: реальные примеры, когда можно проигнорировать уведомление

Вызов в инспекцию налогоплательщика четкими правилами не регламентирован. Подпункт 4 пункта 1 статьи 31 НК РФ не содержит закрытый перечень случаев вызова, что толкуется налоговыми органами как основание применять эту норму практически по любому поводу. Попробуем разобраться, насколько правомерен и обоснован бывает вызов налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента).

Унифицированная форма по КНД 1165009 «Уведомление о вызове в налоговый орган», используемая обычно при такой процедуре, предполагает «подробное описание оснований для вызова» (см. приложение N 2 к приказу ФНС России от 08.05.2015 N ММВ-7-2/[email protected]).

Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 31 НК РФ основания для вызова налогоплательщика ограничены кругом вопросов, по которым могут быть даны пояснения, а именно: уплата (удержание, перечисление) налогов и сборов, налоговая проверка, а также иные вопросы, связанные с исполнением налогоплательщика законодательства о налогах и сборах.

Поскольку законодательство о налогах и сборах состоит из Налогового кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах, сборах, страховых взносах (пункт 1 статьи 1 НК РФ), то, следовательно, основания для вызова в налоговый орган должны быть связаны исключительно с исполнением Налогового кодекса РФ и соответствующих федеральных законов, касающихся налогообложения.

Между тем на практике встречаются вполне неправомерные основания.

«Информационный ресурс»: пример нарушения № 1

«Согласно информационного ресурса налогового органа установлено, что ООО «Ромашка» в 2016 г. было произведено отчуждение имущества.

Необходимо представить пояснения по вопросу отражения доходов от реализации в налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 2016 г. в разделе 2.1.1 по строкам 110 — 113 «Сумма полученных доходов за 1 квартал, полугодие, 9 месяцев, налоговый период»».

Некие сведения из неназванного (а, значит, анонимного) информационного ресурса налогового органа (к тому же недоступного налогоплательщику) не упоминаются ни в Налоговом кодексе, ни в федеральных законах по налогообложению, не значатся при формировании налоговой базы и не имеют непосредственного отношения к исчислению налогоплательщиком сумм налогов.

Доходы от реализации в налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСНО, отражаются не на основании информационного ресурса, а в соответствии с требованиями главы 26.2 НК РФ, нарушение норм которой уведомление не содержит. Следовательно, отсутствуют законные основания для вызова налогоплательщика и предоставления им пояснений.

Читайте так же:  Акт об отсутствии на рабочем месте

«Осуществление финансово-хозяйственной деятельности»: пример нарушения № 2

«представления пояснений по вопросу, осуществления финансово-хозяйственной деятельности за 2016 г. [здесь и далее пунктуация оригинала — прим. автора]. Согласно Расчету сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом за 2016г. общая сумма дохода составила — 3 456 000 руб., тогда как в налоговой декларации по УСНО за 2016 г. сумма дохода составила — 0 руб.»

Следовательно, незаконно требовать от налогоплательщика пояснений по его финансово-хозяйственной деятельности без уточнения конкретной нормы законодательства о налогах и сборах, к соблюдению (или несоблюдению) которой эта финансово-хозяйственная деятельность относится, и претензии к которой имеются у налогового органа.

Во-вторых, суммы доходов физических лиц, указанные в Расчете сумм НДФЛ, исчисленных и удержанных налоговым агентом, никак не соотносятся с суммой дохода, отраженного в налоговой декларации по УСН. Доход, выплаченный физическим лицам, и доход, подлежащий налогообложению при УСН, – это разные виды дохода, а при объекте налогообложения «доходы минус расходы» выплаченные физическим лицам суммы заработной платы в декларации по УСН и вовсе отражаются по строке «расходы».

Итак, налоговым законодательством не предусмотрено отражение в налоговой декларации по УСН по строке «Сумма полученных доходов» доходов, начисленных и выплаченных налоговым агентом физическим лицам, и, значит, к законодательству о налогах и сборах этот довод налоговиков отношения не имеет.

Следовательно, и в данном случае нет правовых оснований для вызова налогоплательщика в налоговый орган.

Можно не давать пояснения и не ходить в ИФНС?

Между тем неявка в налоговый орган может рассматриваться как административное правонарушение, за которое должностным лицам организации грозит штраф в размере от 2000 до 4000 руб. (часть 1 статьи 19.4 КоАП РФ).

Однако такая санкция имеет место при неповиновении «законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего контроль», а, как было сказано выше, законность в данном случае под большим вопросом, на что и следует обратить внимание при необходимости в судебном заседании.

В этом случае налогоплательщик практически неуязвим перед угрозой составления протокола об административном правонарушении, поскольку в своем желании посетить налоговый орган он во времени нисколько не ограничен.

Ответы на бухгалтерские вопросы

Организация получила Уведомление по форме КНД1165009 о вызове в инспекцию для дачи пояснений по вопросам финансово-хозяйственных отношений с контрагентом . При себе иметь договора с этим контрагентом и др.первичные документы. Как в этом случае поступить?

Отвечает Ваш персональный эксперт
По вызову Вы явиться обязаны. Ст.31 НК РФ дает право налоговой вызывать налогоплательщика на основании письменного уведомления для дачи пояснений.

Такой запрос осуществляется вне рамок налогового контроля.

За неявку по вызову руководитель организации может быть привлечен к административной ответственности.

А вот требовать представление каких-либо документов вне рамок налоговых проверок налоговая не вправе.

Кроме того, для истребования документов налоговая инспекция должна выставить отдельное требование на представление документов с указанием, какие именно документы и в связи с чем должны быть представлены.

Если не было отдельного требования, то и представлять документы обязанности у Вас нет.

1. Письмо Минфина России от 09.04.2010 № 03-02-08/21
Об исполнении требования налогового органа о явке для дачи пояснений

В ст.31 НК РФ указано право налогового органа вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов и сборов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах.
При этом в ст.23 НК РФ в перечне обязанностей налогоплательщика не предусмотрена обязанность налогоплательщика являться в налоговый орган по его вызову на основании письменного уведомления для дачи пояснений.
Является ли явка в налоговый орган по его вызову на основании письменного уведомления для дачи пояснений правом или обязанностью налогоплательщика.

2. Из рекомендации Олега Хорошего, начальника отдела налога на прибыль организаций департамента налоговой и таможенной политики Минфина России

Как должно быть оформлено требование о представлении документов при камеральной налоговой проверке

Как должно быть оформлено требование о представлении документов при камеральной налоговой проверке

Чтобы получить необходимые документы, инспекция должна направить в организацию требование. Его форма утверждена приказом ФНС России от 8 мая 2015 № ММВ-7-2/189. Запрашивать документы в устной форме (по телефону) инспекция не вправе.

Такой порядок следует из положений пункта 1 статьи 93 Налогового кодекса РФ.

В требовании о представлении документов должно быть указано:

 в соответствии с какой статьей истребуются документы;

 в какой срок должны быть представлены истребуемые документы;

 сведения об истребуемых документах (их наименования, реквизиты, период, к которому они относятся);

 полное и сокращенное наименование проверяемой организации, ее ИНН, КПП;

[3]

 конкретное мероприятие налогового контроля, в ходе которого истребуются документы (например, камеральная проверка по НДС за III квартал 2014 года).

Видео (кликните для воспроизведения).

Подписывает требование о представлении документов налоговый инспектор, который проводит камеральную проверку (п. 1 ст. 93 НК РФ). Наличие печати налоговой инспекции на требовании не обязательно — в налоговом законодательстве нет соответствующего условия (ст. 93 НК РФ), в форме требования данный реквизит также не предусмотрен (приложение 15 к приказу ФНС России от 8 мая 2015 № ММВ-7-2/189).

Источники


  1. Наумов, С.Г. Доверенность: часто задаваемые вопросы, образцы документов; М.: Юрайт, 2011. — 169 c.

  2. Теория государства и права. — М.: КноРус, 2009. — 384 c.

  3. Николаева, Т.П. Деятельность защитника на судебном следствии / Т.П. Николаева. — М.: Саратов: Саратовский Университет, 2013. — 574 c.
  4. Воробьев, А. В. Теория адвокатуры / А.В. Воробьев, А.В. Поляков, Ю.В. Тихонравов. — М.: Грантъ, 2015. — 496 c.
  5. Мацкевич, И.М. Организация научной деятельности и выполнение научных работ по юриспруденции. Научно-практическое пособие / И.М. Мацкевич. — М.: Проспект, 2017. — 915 c.
Вызов в налоговую для дачи пояснений
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here