Выездные проверки страховых взносов

Важный материал на тему: "Выездные проверки страховых взносов" с профессиональной точки зрения. Если возникнут вопросы, вы всегда их можете задать дежурному юристу.

Выездные и камеральные проверки ФСС и ПФР

Большинство организаций хоть раз сталкивались с требованиями от налоговой инспекции. Некоторые компании не понаслышке знают о выездных проверках ФНС. Но помимо ФНС деятельность любого работодателя контролируют фонды — ПФР и ФСС. Сейчас большую часть отчетности по взносам контролирует ФНС. Всю отчетность фонды проверяют на соответствие контрольным показателям, а также обращают пристальное внимание на применение льгот, пониженных тарифов и возмещение средств из бюджета фондов. Что анализируют фонды, какие требования предъявляют и как избежать выездных проверок, рассмотрим ниже.

Существует два вида проверок, осуществляемых фондами:

[3]

Камеральные проверки проходят все отчеты, представленные в ФСС и ПФР. Такие проверки проводятся только по отчетному периоду. На камеральную проверку отводится три месяца со дня отправки отчета, поэтому требование об устранении расхождений и ошибок по отчету за I квартал, отправленному 20.04.2018, могут прийти даже в июле.

Результат «камералки» может послужить поводом для выезда на территорию страхователя с целью проверки.Сроки выездной проверки должны быть прописаны в решении о ее проведении..

Выездная проверка преимущественно проходит по адресу работы плательщика (ст. 26.16 Федерального закона от 24.07.98 № 125-ФЗ).Такой проверке предшествует вынесенное и оформленное Фондом решение. Если решение отсутствует, предприятие может отказать в проверке.

Максимальный срок для выездной проверки — 2 месяца. Иногда срок могут увеличить до 6 месяцев.

3 месяца бесплатно пользуйтесь всеми возможностями Контур.Экстерна

Попробовать

Что проверяет ФСС

С 01.01.2017 в ФСС отчитываются только по взносам на травматизм. Поэтому порядок проверок изменился.

Выездные проверки ФСС по-прежнему будет проводить. Область проверки будет зависеть от проверяемого периода. Полноту и правильность расчета страховых взносов за периоды до 01.01.2017 будут проверять специалисты Фонда.

Проверки, затрагивающие 2017 год и далее, будут касаться лишь взносов на травматизм и пособий на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Также будут проводиться выездные проверки совместно с ФНС.

ФСС РФ проверяет начисление и уплату взносов по видам страхования, компенсационные выплаты родителям детей-инвалидов, больничные пособия, социальные пособия и т п.

Основной отчет, который проверяет Фонд, — 4-ФСС.

На выездной проверке сотрудники Фонда анализируют расчеты взносов, целевое использование денег на выплату пособий и т п.

Завершающий этап выездных проверок — составление акта.

Также существуют внеплановые выездные проверки, проходящие при:

  • ликвидации или реорганизации;
  • обращении страхователя за выделением средств;
  • жалобе сотрудника на ошибочный расчет пособия (ч. 3 ст. 4.7 Закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ).

По требованию Фонда проверяемой организации подлежит представить заверенные копии документов, доказывающие верность расчетов и уплату страховых взносов.

На практике специалисты ФСС чаще всего запрашивают:

  • табели;
  • листки нетрудоспособности;
  • зарплатные ведомости;
  • трудовые книжки;
  • договоры гражданско-правового характера;
  • акты о производственных травмах и т.д.

Что проверяет ПФР

Пенсионный фонд до 2017 года контролировал расчет и уплату взносов на пенсионное и обязательное медицинское страхование. С 2017 года данный контроль перешел к ФНС.

ПФР может проверить расчеты взносов за периоды до 2017 года. Для проверки специалисты Фонда могут запросить следующие документы (п. 7.4 Методических рекомендаций, утвержденных распоряжением Правления Пенсионного фонда РФ от 03.02.2011 № 34Р):

  • учредительные документы;
  • приказы об учетной политике;
  • лицензии;
  • расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам;
  • баланс;
  • карточки и анализ бухгалтерских счетов, касающиеся взносов;
  • банковскую выписку и т.д.

Кто в зоне риска

У ПФР и ФСС разработаны критерии, которые позволяют отобрать организации для плановых выездных проверок. В частности, подобные критерии были изложены в письме ПФ РФ № ТМ-30-24/13848, ФСС РФ № 02-03-08/13-2872 от 21.12.2010.

Внимание фондов, а теперь и ФНС, могут привлечь:

  • расходы, финансируемые за счет денежных средств ФСС РФ;
  • представление отчетности с опозданием;
  • необлагаемые выплаты;
  • применение пониженных тарифов;
  • несоответствия в расчетах по итогам проведения камеральных проверок;
  • задолженность по взносам несколько периодов подряд;
  • постоянные корректировки отправленных отчетов и т.д.

Чтобы избежать претензий со стороны фондов, вовремя сдавайте все отчеты и отвечайте на требования. Также внимательно проверяйте начисленные суммы и храните все обосновательные документы.

Энциклопедия решений. Повторная выездная проверка плательщика страховых взносов (за периоды до 2017 года)

Повторная выездная проверка плательщика страховых взносов (за периоды до 2017 года)

С 2017 года контроль за уплатой страховых взносов осуществляется налоговыми органами в соответствии с нормами НК РФ, но только за отчетные (расчетные) периоды с 1 января 2017 года. За отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, выездные (повторные выездные) проверки плательщиков страховых взносов по-прежнему проводятся органами ПФР и ФСС РФ в порядке, действовавшем до этой даты (ст. 20 Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ).

С 1 января 2015 года органам контроля за уплатой страховых взносов предоставляется право проводить повторные выездные проверки плательщиков страховых взносов. Ранее такая возможность их проведения не была предусмотрена (в отличие от налоговых выездных проверок).

Понятие, основания и порядок проведения повторных выездных проверок определены в частях 24-27 ст. 35 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ (далее — Закон N 212-ФЗ). Соответствующие дополнения внесены Федеральным законом от 28.06.2014 N 188-ФЗ.

Повторной выездной проверкой плательщика страховых взносов признается выездная проверка, проводимая независимо от времени проведения предыдущей проверки по страховым взносам за тот же период (ч. 24 ст. 35 Закона N 212-ФЗ).

В рамках повторной выездной проверки может быть проверен только период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о ее проведении (ч. 25 ст. 35 Закона N 212-ФЗ).

Повторная выездная проверка плательщика страховых взносов может проводиться (ч. 26 ст. 35 Закона N 212-ФЗ):

1) Вышестоящим органом контроля за уплатой страховых взносов — в порядке контроля за деятельностью органа контроля за уплатой страховых взносов, проводившего проверку.

2) Органом контроля за уплатой страховых взносов, ранее проводившим проверку, на основании решения его руководителя (заместителя руководителя) — в случае представления плательщиком страховых взносов уточненного расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам, в котором указана сумма страховых взносов в размере, меньшем ранее заявленного.

В рамках такой повторной выездной проверки проверяется период, за который представлен уточненный расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам.

Следует учитывать, что с 1 января 2017 года администрирование страховых взносов будут осуществлять налоговые органы. В то же время контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, будет осуществляться органами ПФР и ФСС РФ в порядке, действовавшем до этой даты года (ст. 20 Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ).

Читайте так же:  Коды валют

Учитывая глубину проверяемого периода, вероятность проведения Фондами повторной выездной проверки в отношении периодов, истекших до 2017 года, сохраняется еще в течение трех лет.

В отношении повторных выездных проверок плательщиков страховых взносов в ч. 27 ст. 35 Закона N 212-ФЗ установлено правило, аналогичное правилу, действующему при проведении повторных выездных налоговых проверок:

если при проведении повторной выездной проверки выявлен факт совершения плательщиком страховых взносов нарушения законодательства РФ о страховых взносах, которое не было выявлено при проведении первоначальной выездной проверки, к плательщику страховых взносов не применяются штрафные санкции. Исключение составляют случаи, если невыявление факта правонарушения при проведении первоначальной проверки явилось результатом сговора между плательщиком страховых взносов и должностным лицом органа контроля за уплатой страховых взносов.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Купить документ Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Энциклопедия решений. Проверки организаций и предпринимателей — это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным процедурным вопросам, возникающим при проведении проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей органами государственной власти.

Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства

Материал приводится по состоянию на апрель 2019 г.

См. содержание Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей

При подготовке «Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей» использованы авторские материалы, предоставленные М. Кудряшовым, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, В. Молчановым, Т. Никитиной, И. Разумовой, М. Спиридоновой, Л. Тихомировой, Е. Унтерберг и др.

Выездные проверки страховых взносов

Налогообложение. Бюджетный учет. Отраслевые инструкции. Учетная политика.

Банкротство или ликвидация юрлица с долгами

Наиболее безопасный и единственный надежный и законный способ прекращения деятельности

Широкий спектр услуг по бухгалтерскому, налоговому и юридическому сопровождению коммерческих организаций и государственных учреждений.

В данном разделе вы можете ознакомиться с опытом судебной практики КГ «Аюдар».

Консультации наших аудиторов и экспертов по самым актуальным юридическим, бухгалтерским и налоговым вопросам.

Данные юридические статьи подскажут, как правильно зарегистрировать предприятие, выбрать оптимальную систему налогообложения, оформить трудовые отношения, защищать интересы предприятия в суде.

Информационно-справочная система

19 декабря в Москве в здании Московского молодежного центра «Планета КВН» про.

24 декабря 2018 г.

5 октября в Москве в легендарном здании-книжке на Новом Арбате прошел очередной Делов.

16 октября 2018 г.

С 17 по 22 сентября в городе Алушта прошла IX Всероссийская финансово-бухгалтерская конфе.

3 октября 2018 г.

«. Мы уже несколько лет сотрудничаем с КГ «Аюдар», и они никогда нас не подводили — всегда быстрые и грамотные ответы на вопросы по бухгалтерскому и налоговому учету, квалифицированные специалисты и большой выбор услуг. Спасибо. »

ООО «Курземес Авиа» Анна Герасимова

«Мы с вами выиграли два суда. Всегда приятно с вами работать. У вас очень хорошие, приятные сотрудники. Благодарность коллективу консалтинговой группы «Аюдар» за квалифицированную и оперативную работу.»

ООО «Лайнер» Юлова Татьяна Ивановна

© 1996 – 2019 Консалтинговая группа «Аюдар» | Карта сайта

Энциклопедия решений. Выездные проверки плательщиков страховых взносов, осуществляемые ПФР и ФСС РФ (за периоды до 2017 года)

Выездные проверки плательщиков страховых взносов, осуществляемые ПФР и ФСС РФ (за периоды до 2017 года)

Порядок проведения выездных проверок плательщиков страховых взносов с 2010 года регламентируется Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ (далее — Закон N 212-ФЗ).

Проверки плательщиков страховых взносов осуществляют органы контроля за уплатой страховых взносов, каковыми являются Пенсионный фонд РФ и Фонд социального страхования РФ (п. 2 ч. 1 ст. 29, ч.ч. 1 — 3 ст. 33 Закона N 212-ФЗ).

С 1 января 2017 года администрирование страховых взносов будут осуществлять налоговые органы, ФСС и ФОМС. Закон N 212-ФЗ утратил силу (см. Федеральные законы от 03.07.2016 N 243-ФЗ и N 250-ФЗ).

При этом установлено, что контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, будет осуществляться органами ПФР и ФСС РФ в порядке, действовавшем до этой даты. Также в прежнем порядке будут представляться в ПФР и ФСС РФ расчеты (уточненные расчеты) по страховым взносам за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года (ст.ст. 20 и 23 Закона N 250-ФЗ).

Соответственно, за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, выездные проверки по страховым взносам ПФР и ФСС РФ будут проводить в порядке, действовавшем до 2017 года.

Выездная проверка плательщика страховых взносов проводится на основании решения руководителя (заместителя руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов на территории (в помещении) плательщика страховых взносов, а в случае отсутствия у плательщика страховых взносов возможности предоставить помещение — по месту нахождения органа контроля за уплатой страховых взносов (ч. 1 ст. 35 Закона N 212-ФЗ).

Выездные проверки могут быть:

В силу ч. 3 ст. 33 Закона N 212-ФЗ выездные проверки плательщиков страховых взносов проводятся территориальными органами ПФР и ФСС РФ только совместно на основании разрабатываемых ими ежегодных планов.

Целью их проведения является контроль за соблюдением плательщиком страховых взносов законодательства РФ об обязательном социальном страховании в части правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды (ч. 2 ст. 33, ч. 6 ст. 35 Закона N 212-ФЗ).

Такие выездные проверки называют плановыми .

Плановые проверки носят комплексный характер. Одновременно ПФР проверяет документы, связанные с назначением (перерасчетом) и выплатой страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию, предоставлением сведений индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц. В свою очередь, ФСС проверяет правильность расходов на выплату обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ (далее — Закон N 255-ФЗ), а также правильность исчисления и уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с Федеральным законом от 24.07.1998 N 125-ФЗ.

При этом проверить могут как саму организацию, так и любое ее обособленное подразделение, которому для совершения операций открыты юридическими лицами счета в банках и которые имеют отдельный баланс и начисляют выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц (ч.3 ст.35 Закона N212-ФЗ).

С целью осуществления совместных мероприятий организационного и информационного взаимодействия ПФР и ФСС РФ заключили Соглашение о взаимодействии по осуществлению совместных выездных проверок плательщиков страховых взносов от 28.10.2009 N АД-30-35/10сог; N 02-43/07-2205П (далее — Соглашение).

Читайте так же:  Форма 1-ип (услуги)

На основании п. 3.1.1 Соглашения ежегодные планы-графики проведения совместных выездных проверок утверждаются в срок не позднее 25 декабря каждого текущего года. В случае необходимости в план-график могут вноситься изменения.

В целях координации работы по проведению совместных выездных проверок плательщиков страховых взносов ПФР и ФСС могут создавать совместные рабочие группы, организовывать совместные семинары и совещания по вопросам, возникающим в ходе проведения совместных выездных проверок (п.п. 3.1.5, 3.1.6 Соглашения).

Разработка единой методологии проведения совместных выездных проверок Соглашением не предусмотрена. При выполнении контрольных функций ПФР и ФСС РФ руководствуются нормами Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, а также внутриведомственными методиками*(1).

Проводятся плановые выездные проверки плательщика страховых взносов не чаще чем один раз в три года. При этом количество проведенных выездных проверок его обособленных подразделений не учитывается (ч. 10 ст. 35 Закона N 212-ФЗ).

Независимо от времени проведения предыдущей выездной проверки может проводиться:

— выездная проверка, осуществляемая в связи с реорганизацией или ликвидацией организации (ч. 20 ст. 35 Закона N 212-ФЗ);

— повторная выездная проверка, право осуществления которой предоставлено органам контроля за уплатой страховых взносов с 1 января 2015 года (ч.ч. 24-27 ст. 35 Закона N 212-ФЗ, в редакции Федерального закона от 28.06.2014 N 188-ФЗ).

Плановые выездные проверки плательщиков страховых взносов проводятся ПФР и ФСС РФ только совместно. Раздельно фонды могут проводить только внеплановые проверки (письмо Минздравсоцразвития РФ от 22.02.2011 N 19-5/10/2-1748).

Возможность проведения внеплановых выездных проверок установлена, например, Законом N 255-ФЗ в следующих случаях:

— при поступлении жалобы застрахованного лица на отказ страхователя в выплате страхового обеспечения или на неправильное определение страхователем размера страхового обеспечения (ч. 3 ст. 4.7 Закона N 255-ФЗ);

— при обращении страхователя о выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения (ч. 4 ст. 4.6 Закона N 255-ФЗ).

В этих случаях ФСС вправе проверить только правильность расходов страхователя на выплату страхового обеспечения (ч. 7 ст. 4.7 Закона N 255-ФЗ).

При проведении контроля за уплатой страховых взносов не действуют ограничения в отношении порядка организации и проведения проверок, предусмотренные Законом N 294-ФЗ, в том числе запрет на проведение плановых проверок с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года в отношении субъектов малого бизнеса, установленный в ст. 26.1 этого Закона (п. 8 ч. 3.1 ст. 1 и ч. 6 ст. 23.1 Закона N 294-ФЗ).

*(1) При планировании и проведении выездных проверок ПФР руководствуется:

— Методическими рекомендациями по организации проведения выездных проверок, утв. распоряжением Правления ПФР от 03.02.2011 N 34р;

— Методическими рекомендациями по организации и проведению документальной проверки достоверности представленных страхователями индивидуальных сведений о трудовом стаже и заработке (вознаграждении), доходе застрахованных лиц в системе государственного пенсионного страхования, утв. постановлением Правления ПФР от 30.01.2002 N 11п.

ФСС РФ своей работе руководствуется:

— Методическими указаниями о порядке назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и принятия мер по их результатам, утвержденными постановлением ФСС РФ от 07.04.2008 N 81;

— Методическими указаниями о порядке назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и принятия мер по их результатам, утвержденными постановлением ФСС РФ от 07.04.2008 N 82.

Выездные проверки страховых взносов

Виды проверок плательщиков страховых взносов:

1) камеральная проверка;

Видео (кликните для воспроизведения).

2) выездная проверка.

Также могут быть плановые и внеплановые проверки.

Внеплановую проверку могут провести, если:

— в Фонды поступают жалобы от сотрудников;

— организация ликвидируется или реорганизуется;

— организация обращается в ФСС с просьбой выделить средства на выплату пособий сотрудникам.

Плановые выездные проверки осуществляются по составленному плану-графику, он утверждается на год и составляется до 25 декабря текущего года на следующий год. План в открытый доступ не попадает, поэтому о предстоящей проверке организация может узнать только накануне, когда получит решение о проверке.

Плановые проверки сотрудники фондов обязаны проводить только совместно.

Обратите внимание: даже если проверка совместная, решения должно быть два — от ПФР и ФСС соответственно. Внеплановые проверки могут проводиться независимо друг от друга (письмо ПФР от 04.03.2011 N ТМ-30-25/2106).

При осуществлении контроля за уплатой страховых взносов применяются формы, утвержденные постановлением Правления ПФР от 11.01.2016 N 1п .

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

Основания для проверки ПФР и ФСС РФ

В целях организации работы территориальных органов Пенсионный фонд РФ и Фонд социального страхования РФ в срок не позднее 25 декабря каждого текущего года утверждают ежегодный план-график проведения совместных выездных проверок с учетом предложений своих территориальных органов в соответствии с пунктом 3.1.1 Соглашения о взаимодействии Пенсионного фонда РФ и Фонда социального страхования РФ по осуществлению совместных выездных проверок плательщиков страховых взносов.

Включение той или иной организации в план-график выездных проверок происходит на основании критериев, описанных в письме ПФР N ТМ-30-24/13848, ФСС РФ N 02-03-08/13-2872 от 21.12.2010.

Так, например, основанием для проверки может послужить недоимка, которая числится за плательщиком взносов свыше двух отчетных периодов подряд. Подозрения инспекторов вызовет и уменьшение сумм начисленных страховых взносов по сравнению с предыдущим периодом при условии, что численность застрахованных лиц не менялась. Неблагоприятным фактором также считается неоднократная корректировка и внесение изменений в отчетность по страховым взносам, а также несовпадение количества расчетов за 9 месяцев (РСВ-1 ПФР и 4 ФСС), представленных в ПФР и ФСС.

При этом если компания удовлетворяет одному из критериев – это еще не значит, что проверка непременно состоится. Решение принимается на основании совокупности факторов, причем больший вес имеют критерии, относящиеся к расчету и уплате страховых взносов.

Помимо плановых совместных проверок ПФР и ФСС существуют внеплановые проверки, которые фонды проводят в течение года независимо друг от друга. Это происходит в случае ликвидации или реорганизации предприятия. Поводом для внеплановой проверки могут стать и вновь обнаруженные обстоятельства, например, жалоба сотрудника на компанию.

Документы, которые может потребовать инспектор ПФР и ФСС РФ

Камеральные проверки ПФР и ФСС РФ

Доступ к полной версии этого документа ограничен

Ознакомиться с документом вы можете, заказав бесплатную демонстрацию систем «Кодекс» и «Техэксперт» или купите этот документ прямо сейчас всего за 49 руб.

Выездная проверка плательщиков страховых взносов

Название документа: Выездная проверка плательщиков страховых взносов
Вид документа: Комментарий, разъяснение, статья Опубликован: Российский бухгалтер, N 8, 2011 год Дата принятия: 01 августа 2011

Настоящий комментарий не носит официального характера и может утратить актуальность в связи с изменением законодательства.

Права на использование данного авторского материала принадлежат ЗАО «Информационная компания «Кодекс». Без согласия автора или ЗАО «Информационная компания «Кодекс» допускаются установленные частью IV Гражданского кодекса Российской Федерации правомерные способы использования данного материала.

Читайте так же:  Ккм для ип на усн

Опубликование данного материала, а также изменение и (или) иная переработка его с целью опубликования осуществляется только с разрешения автора или обладателя права на использование данного материала — ЗАО «Информационная компания «Кодекс».

Как подготовиться к проверкам ФСС и ПФР

Из статьи Вы узнаете:

1. В каком порядке внебюджетные фонды проводят выездные и камеральные проверки: требования, сроки, документы.

2. На какие моменты нужно обратить внимание, чтобы избежать нарушений самим и заметить нарушения проверяющих.

3. Какие законодательные и нормативные акты регулируют проведение проверок внебюджетными фондами.

Проверки контролирующих органов, так или иначе, связаны со стрессом для тех, в отношении кого они проводятся, будь это проверки Трудинспекции, СЭС, внебюджетных фондов, налоговой и т.д. Но для бухгалтера самыми «ожидаемыми» являются проверки налоговой инспекции и фондов. И даже если Вы уверены, что документы находятся в идеальном порядке, а налоги и взносы посчитаны абсолютно правильно, все равно сообщение о предстоящей проверке всегда неожиданно и волнительно, особенно если проверка проходит у Вас впервые и непонятно, чего ожидать от проверяющих. Поэтому важно иметь представление о том, как проходят проверки, какие действия при этом совершают представители контролирующих органов, а какие действия требуются от Вас. В этой статье предлагаю рассмотреть порядок проведения проверок ФСС и ПФР, чтобы не только избежать нарушений, но и выявить нарушения со стороны проверяющих.

Порядок проведения проверок ФСС и ПФР в соответствии с законодательством

Законодательно порядок проведения проверок внебюджетными фондами регламентируется гл. 5 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования». В соответствии с Законом проверки проводятся с целью контроля за правильностью исчисления, а также полнотой и своевременность уплаты взносов на обязательное социальное страхование.

Порядок проведения проверок, сроки и запрашиваемые документы зависят от того, какая это проверка: камеральная или выездная. Если кратко, то камеральная проверка – это проверка сданных отчетов, которая в обязательном порядке проводится специалистами ФСС и ПФР, практически без Вашего участия. А вот с выездной проверкой дело обстоит серьезнее: и проверяемый период более длительный и список запрашиваемых документов гораздо шире.

Более подробно порядок и особенности проведения камеральных и выездных проверок ФСС и ПФР представлены в табличке:

Условия проведения

Камеральные проверки(ст. 34 Закона № 212-ФЗ)

Выездные проверки

(ст. 35 Закона № 212-ФЗ)

  • истребования документов у других лиц (не чаще 1 раза по каждому лицу);
  • получения информации от иностранных государств;
  • перевода документов на русский язык.

На период приостановления должны быть возвращены все подлинники документов страхователя, а также прекращены все действия, связанные с проведением проверки.

  • о привлечении к ответственности за совершение правонарушения;
  • об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения.

Указанное решение вступает в силу по истечении 10 дней с даты вручения его страхователю.

На что обратить особое внимание при проверках ФСС и ПФР, чтобы избежать нарушений самим и выявить нарушения проверяющих

1. О проведении плановой выездной проверки органы ФСС и ПФР обязаны уведомить страхователя не позднее, чем за 3 дня до ее начала либо заказным письмом с уведомлением, либо другим доступным способом (п. 12 ст. 9 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»). Заметьте, что уведомить проверяющие могут и по телефону или факсу (как чаще всего и бывает), но в этом случае доказать факт такого уведомления с их стороны практически нереально. Я вовсе не говорю о том, что страхователям нужно игнорировать такие уведомления, вовсе нет. Но в крайней ситуации знание данного обстоятельства может очень пригодиться.

2. Сроки, установленные для взаимодействия страхователя с органами ФСС и ПФР в ходе проверок, исчисляются в рабочих днях, так как в законе нет указания на исчисление в календарных днях (п. 6 ст. 4 Закона № 212-ФЗ).

3. Проверяющие имеют право доступа на территорию страхователя только при предъявлении служебных удостоверений и решения о проведении проверки, в котором указаны именно эти представители контролирующих органов. При этом в жилые помещения проверяющие могут входить только с согласия проживающих (п. 1, 3 ст. 36 Закона № 212-ФЗ).

4. Препятствовать доступу проверяющих не имеет никакого смысла: во-первых это административное правонарушение (ст. 19.4.1 КоАП РФ), а во-вторых у проверяющих появляется право самостоятельно начислить сумму страховых взносов по имеющимся данным или по аналогии, и вряд ли эта сумма окажется меньше реальной (ст. 36 п. 2 Закона № 212-ФЗ).

5. Выездная проверка может проводиться только в присутствии руководителя проверяемого лица или его уполномоченного представителя (п. 2 ст. 15 Закона № 294-ФЗ). Поэтому если на период проверки руководитель страхователя планирует поездку в отпуск, командировку и т.д., необходимо заранее подготовить приказ о назначении исполняющего обязанности руководителя на время его отсутствия и составить доверенность. В противном случае это будет рассматриваться как уклонение от проведения проверки, что влечет административную ответственность по ст. 19.4.1 КоАП РФ. Заметьте, что для привлечения к ответственности за уклонение от проверки контролирующие органы должны располагать доказательствами, что они надлежащим образом уведомили о предстоящей проверке – здесь как раз нам пригодится пункт 1.

6. Представители контролирующих органов должны вручать документы в ходе проверки только руководителю страхователя или его уполномоченному представителю. Передача документов другим лицам будет нарушением со стороны проверяющих.

7. Такие документы, как: требование о предоставлении документов при выездной проверке, акт проверки, решение по результатам проверки, проверяющие могут передать одним из следующих способов:

  • лично под расписку – руководителю или его уполномоченному лицу,
  • в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (с использованием ЭЦП),
  • по почте заказным письмом.

! Обратите внимание: адрес для направления заказного письма проверяющие берут из данных, содержащихся в ЕГРЮЛ. Поэтому если Ваш фактический адрес не совпадает с юридическим – письмо Вы можете не получить, но проверяющие в этой ситуации действуют совершенно законно. Также нужно учитывать, что датой получения по закону считается шестой день с даты отправления заказного письма, независимо от фактического получения (п. 1 ст. 37 Закона № 212-ФЗ)! В связи с этим, чтобы избежать проблем с получением документов от ФСС и ПФР и соблюсти указанные в них сроки, лучше получать документы лично, тем более что проверяющие, как правило, сами отдают предпочтение этому способу.

8. Страхователь может передавать документы, запрашиваемые при проверке, следующими способами (п. 1 ст. 37 Закона № 212-ФЗ):

  • Лично — руководитель или представитель проверяемого лица (по доверенности). Доказательством предоставления документов в этом случае может служить экземпляр описи передаваемых документов с отметкой контролирующего органа.
  • Почтой — ценным письмом с описью вложения. При предоставлении документов почтой подтверждением будет служить опись вложения в ценное письмо и почтовая квитанция.
  • В электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (с использованием ЭЦП). Однако в настоящее время (на момент написания статьи) ФСС и ПФР не разработали формат передачи документов в электронном виде, поэтому этот способ передачи документов недоступен.
Читайте так же:  Камеральная проверка 3-ндфл

Итак, мы достаточно подробно рассмотрели порядок проведения проверок внебюджетными фондами в соответствии с законодательством. А в следующей статье я расскажу о личном опыте прохождения выездной проверки ФСС и ПФР и поделюсь практическими рекомендациями.

Считаете статью полезной и интересной – делитесь с коллегами в социальных сетях!

Есть комментарии и вопросы – пишите, будем обсуждать!

Законодательные и нормативные акты

1. Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»

2. Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»

Выездная проверка ПФР и ФСС: что проверяют

Внебюджетные фонды в случаях, предусмотренных законодательством, проводят выездные проверки. До 2017 года на вопросы, как проводится выездная проверка ПФР и ФСС, что проверяют и как оформляют, отвечал Федеральный закон от 24 июля 2009 года. Однако с 2017 года он утратил силу, и в настоящее время соответствующий порядок регулируется нормами НК РФ. Кроме этого, в отношении порядка проверок ФСС продолжают действовать нормы Федерального закона от 24 июля 1998 года (далее – Ф. закон № 125-ФЗ). Рассмотрим этот порядок.

Проверка ФСС

Статья 35 Федерального закона от 24 июля 2009 года регулировала до 2017 года правоотношения по проведению и оформлению результатов выездных проверок ФСС в части, не противоречащей Федеральному закону от 24 июля 1998 года.

Как мы уже отмечали, Федеральный закон от 24 июля 2009 года с 01.01.2017 не применяется.

В настоящее время вопросы уплаты взносов на обязательное пенсионное страхование на соцстрах по нетрудоспособности и материнству, а также их администрирования регулируются главой 34 НК РФ и частью первой НК РФ соответственно.

Вопросы же уплаты взносов на соцстрах по несчастным случаям и профзаболеваниям, а также их администрирования регулируются положениями главы IV.2 Ф. закона № 125-ФЗ, применяемой начиная с января 2017 года.

В соответствии с п. 3 ст. 26.14 Ф. закона № 125-ФЗ план выездных проверок ФСС (в т.ч. на 2017 год) ежегодно разрабатывают территориальные органы фонда.

  • контроль за верностью расчетов и соблюдением страхователем сроков перечисления взносов на соцстрах;
  • при наступлении страховых случаев — правильность осуществления страхователем затрат на соответствующие выплаты.

Период проверки: год проверки плюс три года до этого.

  • в общем порядке – два месяца;
  • при наличии оснований, указанных в пункте 10 статьи 26.16, – четыре или шесть месяцев.

Периодичность проверки: не более 1 раза в три года.

Критерии отнесения к «зоне риска» на очередной год по выездным проверкам ПФР и ФСС (критерии плана в 2017 году могут быть аналогичными, т.к. обновленная информация не публиковалась) были обозначены в Письме ПФ РФ N ТМ-30-24/13848, ФСС РФ N 02-03-08/13-2872 от 21 декабря 2010 года. В их числе:

  • наличие у страхователя затрат, осуществляемых за счет средств ФСС;
  • нарушение срока направления индивидуальных сведений;
  • применение «льгот»;
  • обнаружение расхождений в расчетах по результатам камеральных проверок (в т.ч. при отсутствии обоснования);
  • недоимка по взносам более двух отчетных периодов;
  • статус крупнейшего плательщика;
  • снижение поступлений при отсутствии изменений в численности;
  • множество корректирующих расчетов по взносам;
  • информация от налоговых органов о схемах минимизации уплаты взносов.

Очевидно, что приведенный перечень не является исчерпывающим, но он все же дает ориентировочное представление о критериях страхователей, которые могут заинтересовать территориальные органы ФСС с целью отбора и включения соответствующих лиц в план проверок на очередной год.

Что может проверить ФСС

В первую очередь территориальный орган ФСС обычно интересует обоснование затрат на выплату страхового обеспечения (далее — СО), а во вторую – правильность расчета страховых взносов и соблюдение срока их перечисления.

Поэтому на вопрос, какие документы готовить к проверке ФСС в 2017 году, ответ таков:

  • документы, подтверждающие расходы на СО;
  • документы, связанные с расчетом и перечислением взносов.

Такой вывод подтверждается, в том числе, положениями статей 26.14, 26.16 Ф. закона № 125-ФЗ.

Конкретный же перечень документов зависит непосредственно от ситуации. Ими могут быть, в том числе:

  • первичные документы;
  • расчетно-платежные ведомости;
  • договоры;
  • акты, подтверждающие факты травматизма, и т.п.

Результаты проверки ФСС

По окончании выездной проверки проверяющие составляют акт. В зависимости от сложности акта и других обстоятельств его составление может продолжаться от одного до десяти дней.

В случае, если в ходе проверки установлено нарушение, руководитель территориального органа фонда рассматривает материалы проверки и решает, привлекать ли страхователя к ответственности, предусмотренной главой IV.3 Ф. закона № 125-ФЗ, или нет.

Начисленная к уплате задолженность либо погашается страхователем добровольно при получении требования (статья 26.9), либо взыскивается в порядке, предусмотренном статьей 26.6 Ф. закона № 125-ФЗ.

Страхователь, в случае если в отношении него произведено начисление страховых взносов по акту проверки ФСС, должен сделать в учете соответствующие проводки.

Доначисление взносов на соцстрах отражается в бухгалтерском учете проводкой Д-т 91, К-т 69.

[1]

Выездные проверки страховых взносов

Симонова А. Н., аудитор

Для контроля за тем, как турфирма уплачивает страховые взносы и начисляет работникам пособия, фонды могут проводить выездные проверки. Чтобы быть готовыми к визиту контролеров, нужно знать правила проведения таких проверок.

РЕШЕНИЕ О ПРОВЕДЕНИИ ПРОВЕРКИ

Выездную проверку страховых взносов (впрочем, как и камеральную) могут проводить только два ведомства – Пенсионный фонд РФ и Фонд социального страхования РФ. Первый – в отношении правильности уплаты взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование. Второй – в отношении взносов по обязательному социальному страхованию, а также выплат, связанных с временной нетрудоспособностью и в связи с материнством. Такие полномочия за этими фондами закреплены статьей 3 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

И в зависимости от того, какой фонд проводит проверку, решение о ее назначении оформляется по формам 9-ПФР или 9-ФСС РФ (обе эти формы утверждены приказом Минздравсоцразвития России от 7 декабря 2009 г. № 957н).

При этом в решении указываются следующие сведения (п. 4 ст. 35 Закона № 212-ФЗ):

– полное и сокращенное наименование турфирмы, в отношении которой решено провести проверку;

– периоды, за которые проводится проверка (максимально – это трехлетний период, предшествующий календарному году, в котором вынесено решение о проведении проверки);

– должности и Ф.И.О. работников органа контроля (соответствующего фонда), которые будут проводить проверку.

Милиция в проверках не участвует

Как следует из Закона РФ от 18 апреля 1991 г. № 1026-1 «О милиции», милиция может участвовать в налоговых проверках по запросам налоговых органов – в порядке, предусмотренном законодательством РФ о налогах и сборах. Так, пунктом 1 статьи 36 Налогового кодекса РФ установлено, что по запросу налоговиков органы внутренних дел участвуют вместе с ними в выездных налоговых проверках. Об этом же сказано в письме Минфина России от 7 июня 2006 г. № 03-02-07/1-141. Однако Закон № 212-ФЗ не относится к законодательству о налогах и сборах. Поэтому нормы Налогового кодекса РФ в данном случае не применяются. А значит, милиция не может участвовать в выездных проверках по страховым взносам.

Читайте так же:  Как перейти на усн

СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОВЕРКИ

Выездная проверка может проводиться не чаще чем раз в три года. При этом срок ее проведения не должен превышать двух месяцев (для обособленного подразделения – один месяц).

Общий срок проведения выездной проверки исчисляется со дня, когда вынесено решение о ее проведении, и до дня составления справки.

Правда, руководитель (заместитель) органа контроля (то есть ПФР или ФСС РФ) вправе приостановить проведение выездной проверки по следующим основаниям (п. 15 ст. 35 Закона № 212-ФЗ):

1) для получения документов (информации), относящихся к предмету проверки (приостановление проверки по данному основанию допускается не более одного раза по каждому лицу, у которого потребуются документы);

2) для получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров РФ;

3) для перевода на русский язык документов, представленных турфирмой на иностранном языке.

При этом общий срок приостановления проведения выездной проверки не может превышать шести месяцев. Если проверка была приостановлена для получения информации от иностранных государственных органов и в течение шести месяцев орган контроля не смог получить запрашиваемую информацию, то срок приостановления проверки может быть увеличен еще на три месяца.

ИСТРЕБОВАНИЕ ДОКУМЕНТОВ ВО ВРЕМЯ ПРОВЕРКИ

Чтобы получить у турфирмы документы для проверки, должностное лицо органа контроля должно вручить ее руководителю (уполномоченному представителю) соответствующее требование (ст. 37 Закона № 212-ФЗ).

Форма этого требования приведена в приложении № 21 к приказу Минздравсоцразвития России № 957н.

Указанные в нем документы турфирме следует представить в течение 10 дней со дня получения требования. Отметим, что все сроки, указанные в Законе № 212-ФЗ, исчисляются в рабочих, а не в календарных днях. Основание – пункт 6 статьи 4 Закона № 212-ФЗ. Если соблюсти этот срок по каким-то причинам невозможно, турфирме следует незамедлительно (в течение следующего дня) уведомить об этом проверяющих чиновников. И тогда они будут решать – продлить сроки представления документов или отказать турфирме в этом прошении.

При этом документы должны быть представлены в виде копий, заверенных подписью руководителя (его заместителя, иного уполномоченного лица) и печатью турфирмы.

Как следует из разъяснений финансистов (письмо Минфина России от 1 февраля 2010 г. № 03-02-07/1-35), если контролеры затребовали для проверки копии документов, то организация должна сделать их на чистых листах, а не на черновиках. И хотя эти разъяснения касаются налоговых проверок, их в полной мере можно применять и при проверках страховых взносов. По общему правилу требовать нотариально заверенные копии контролеры не вправе (п. 3 ст. 37 Закона № 212-ФЗ).

Если документы не представлены

За отказ организации представить контролерам необходимые документы, с нее взыскивается штраф – 50 руб. за каждый непредставленный документ (ст. 48 Закона № 212-ФЗ).

ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОВЕРКИ

В последний день проведения выездной проверки должностные лица органа контроля составляют справку по форме, которая утверждена приказом Минздравсоцразвития России № 957н. В ней фиксируются предмет и сроки проверки. После этого справка вручается турфирме. Если она уклоняется от получения справки, документ будет направлен ей по почте заказным письмом. И тогда считается, что турфирма получила справку по истечении шести дней с момента ее отправки. Так указано в пункте 23 статьи 35 Закона № 212-ФЗ.

Если в ходе проверки выявлены какие-то нарушения, должностное лицо органа контроля составляет акт проверки. Пункт 2 статьи 38 Закона № 212-ФЗ отводит на это два месяца со дня составления справки о проведенной выездной проверке. Акт подписывают лица, проводившие проверку, а также руководитель (заместитель, уполномоченное лицо) турфирмы. И в течение пяти дней после этого акт вручается представителю турфирмы под расписку или передается ему иным способом, свидетельствующим о дате получения акта.

ОБЖАЛОВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОВЕРКИ

Получив акт, турфирма может представить свои возражения по нему. На это ей отводится 15 дней, которые отсчитываются с момента получения акта. Подтвердить возражения нужно документами – оригиналами или их заверенными копиями (ст. 38 Закона № 212-ФЗ).

Материалы проверки рассматривает руководитель фонда. Плательщик также может участвовать в этой процедуре через своего представителя. Далее руководитель фонда выносит решение либо о привлечении турфирмы к ответственности, либо об отказе в этом (ст. 39 Закона № 212-ФЗ). Решение принимается в течение 10 дней со дня истечения срока на представление возражений (он может быть продлен, но не более чем на месяц).

В течение пяти дней после этого копия решения вручается плательщику лично (или иным способом, который позволяет определить дату получения решения) либо направляется по почте. Решение вступает в силу по истечении 10 дней со дня, когда оно было вручено плательщику.

Если акт был направлен по почте, датой его вручения считается шестой день с даты отправки заказного письма (п. 4 ст. 38 Закона № 212-ФЗ).

Видео (кликните для воспроизведения).

В решении указывается срок, в течение которого его можно обжаловать, а также порядок обжалования. Далее в адрес турфирмы направляется требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней, штрафа и указывается, когда эти суммы нужно погасить.

Источники


  1. Пауков, В.С. Лекции по судебной медицине / В.С. Пауков. — М.: Практическая медицина, 2018. — 372 c.

  2. Пивоваров, Ю.С. История судебных учреждений России / Ю.С. Пивоваров. — М.: ИНИОН РАН, 2015. — 222 c.

  3. Великородная, Л. И. Государственная регистрация юридических лиц: от создания до ликвидации / Л.И. Великородная. — М.: Московская Финансово-Промышленная Академия, 2011. — 304 c.
  4. Поручительство. Комментарии, судебная практика и образцы документов. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2015. — 517 c.
  5. Пикуров, Н. И. Комментарий к судебной практике квалификации преступлений на примере норм с бланкетными диспозициями / Н.И. Пикуров. — М.: Юрайт, 2014. — 496 c.
Выездные проверки страховых взносов
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here