Возврат переплаты срок подачи заявления

Важный материал на тему: "Возврат переплаты срок подачи заявления" с профессиональной точки зрения. Если возникнут вопросы, вы всегда их можете задать дежурному юристу.

СРОК ПРИНЯТИЯ НАЛОГОВЫМ ОРГАНОМ РЕШЕНИЯ О ЗАЧЕТЕ ИЗЛИШНЕ УПЛАЧЕННЫХ СУММ НАЛОГОВ (ПЕНЕЙ, ШТРАФОВ). УВЕДОМЛЕНИЕ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА О ВЫНЕСЕННОМ РЕШЕНИИ

Налоговый орган должен принять решение по заявлению налогоплательщика о зачете излишне уплаченных налогов, пеней и штрафов в течение 10 рабочих дней. По общему правилу этот срок исчисляется со следующего дня после (п. п. 2, 6 ст. 6.1, абз. 2 п. 4, абз. 3 п. 5 ст. 78 НК РФ):

1) подписания налоговым органом и налогоплательщиком акта совместной сверки расчетов с бюджетом (если она проводилась).

Например, 27 апреля 2015 г. организация подала в налоговый орган заявление о зачете переплаты по транспортному налогу, образовавшейся по итогам 2014 г. По предложению налогового органа была проведена совместная сверка расчетов по платежам в бюджет. Акт совместной сверки расчетов подписан 12 мая 2015 г.

10-дневный срок вынесения решения о зачете начинает течь с 13 мая 2015 г. Принять такое решение инспекция должна не позднее 26 мая 2015 г.

2) получения налоговым органом заявления о зачете (если совместная сверка расчетов не проводилась).

Указанный срок исчисляется по особым правилам, если для установления факта переплаты требуется проведение камеральной проверки. О них вы можете узнать в разделе «Ситуация: Когда налоговый орган должен принять решение о зачете излишне уплаченных налогов (пеней, штрафов), если для установления переплаты проводится камеральная проверка налоговой декларации».

На практике налоговики не всегда соблюдают установленный 10-дневный срок принятия решения о зачете излишне уплаченных налогов (пеней, штрафов). Бездействие инспекции вы можете обжаловать в вышестоящем налоговом органе, а затем в суде (ст. 137, п. п. 1, 2 ст. 138 НК РФ). При этом потребовать выплаты процентов за несвоевременный зачет вы не вправе, поскольку она в таком случае не предусмотрена .

В силу п. п. 2, 14 ст. 78 НК РФ зачет и возврат излишне уплаченных сумм налогов (пеней, штрафов) производится без начисления на эту сумму процентов, если иное не предусмотрено ст. 78 НК РФ. Так, п. 10 ст. 78 НК РФ предусмотрена выплата процентов только при несвоевременном возврате переплаты. Помимо этого, выплата процентов из бюджета в пользу налогоплательщика возможна также при возврате и зачете излишне взысканных налогов, пеней и штрафов (п. п. 5, 9 ст. 79 НК РФ, Письмо ФНС России от 21.09.2011 N СА-4-7/15431). Подробнее об этом вы можете узнать в следующих разделах:

— разд. 4.1.2 «Выплата налогоплательщику процентов при несвоевременном возврате излишне уплаченных сумм налогов (пеней, штрафов): период начисления, порядок расчета, доначисление процентов»;

— разд. 4.3.1 «Выплата процентов при возврате излишне взысканных сумм налогов (пеней, штрафов): период начисления, порядок расчета, доначисление процентов».

Из анализа п. п. 4, 5, 9 ст. 78 НК РФ следует, что налоговый орган может вынести решение:

— о зачете излишне уплаченной суммы налогов, пеней, штрафов (полностью или в части);

— об отказе в зачете переплаты.

Далее в течение пяти рабочих дней после принятия решения он должен сообщить вам о нем (п. п. 2, 6 ст. 6.1, п. 9 ст. 78 НК РФ). Форма сообщения о принятом решении о зачете (возврате) суммы излишне уплаченного налога (сбора, пени, штрафа) утверждена Приказом ФНС России от 03.03.2015 N ММВ-7-8/[email protected] Указанное сообщение может быть передано вам лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения (п. 9 ст. 78 НК РФ). Вы вправе обратиться в инспекцию с заявлением о выдаче копии соответствующего решения, которую налоговый орган обязан вам выдать (пп. 9 п. 1 ст. 21, пп. 12 п. 1 ст. 32 НК РФ).

Заметим, что утвержденной формы сообщения о принятом решении об отказе в осуществлении зачета нет. Полагаем, что при отказе в зачете инспекция передаст (направит) вам копию соответствующего решения. Ведь в силу п. 9 ст. 78 НК РФ налоговый орган обязан сообщить в письменной форме в том числе и о принятом решении об отказе в осуществлении зачета.

Кроме того, вы вправе самостоятельно подать в инспекцию заявление о выдаче копии решения об отказе в осуществлении зачета (возврата) излишне уплаченного налога (сбора, пени, штрафа) и налоговый орган обязан вам ее выдать (пп. 9 п. 1 ст. 21, пп. 12 п. 1 ст. 32 НК РФ).

СИТУАЦИЯ: Когда налоговый орган должен принять решение о зачете излишне уплаченных налогов (пеней, штрафов), если для установления переплаты проводится камеральная проверка налоговой декларации

На практике случается, что налогоплательщик подает заявление о зачете, однако для установления переплаты инспекция должна провести камеральную проверку декларации (первичной или уточненной). В таком случае 10-дневный срок зачета исчисляется со дня получения инспекцией заявления (абз. 2 п. 4 ст. 78 НК РФ), но не ранее:

1) дня окончания камеральной проверки, если налоговый орган завершил ее в пределах отведенного на проведение проверки трехмесячного срока (п. 2 ст. 88 НК РФ).

Например, по итогам 2011 г. у организации образовалась переплата по налогу на прибыль в связи с тем, что авансовые платежи превысили исчисленный налог. 27 марта 2012 г. она представила в инспекцию декларацию по налогу на прибыль за истекший год, а также заявление о зачете переплаты.

Срок проведения камеральной проверки декларации — три месяца с даты ее представления (п. 2 ст. 88 НК РФ). То есть завершить проверку инспекция должна не позднее 27 июня 2012 г. (п. 5 ст. 6.1 НК РФ).

Проверка подтвердила наличие у организации переплаты и была завершена 25 июня 2012 г. Десятидневный срок для принятия решения о зачете исчисляется с 26 июня 2012 г. (п. 2 ст. 6.1 НК РФ). Принять решение о зачете инспекция должна не позднее 9 июля 2012 г.;

2) истечения трехмесячного срока, установленного для проведения камеральной налоговой проверки п. 2 ст. 88 НК РФ.

Воспользуемся условиями предыдущего примера и предположим, что камеральная проверка декларации завершена с нарушением трехмесячного срока: 2 июля 2012 г. В данном случае 10-дневный срок принятия решения о зачете переплаты отсчитывается со следующего дня после окончания срока проверки, т.е. с 28 июня 2012 г. (п. 2 ст. 6.1 НК РФ). Принять решение о зачете инспекция должна не позднее 11 июля 2012 г.

Такой порядок приведен в п. 11 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 22.12.2005 N 98 . Его применяют контролирующие органы и нижестоящие суды (Письма Минфина России от 03.07.2013 N 03-02-08/25502, от 12.07.2010 N 03-02-07/1-321, Постановления ФАС Уральского округа от 20.07.2010 N Ф09-5663/10-С3, ФАС Московского округа от 28.09.2009 N КА-А40/9768-09).

Читайте так же:  4-фсс нулевая образец за 3 квартал

В данном Информационном письме судьи анализируют ранее действовавшую редакцию п. 9 ст. 78 НК РФ, который устанавливал срок возврата налога. Поскольку ст. 78 НК РФ не претерпела значительных изменений, на практике изложенная позиция сохраняет актуальность в отношении возврата и зачета переплаты (см., например, Письмо Минфина России от 12.07.2010 N 03-02-07/1-321).

При этом обращаем ваше внимание на то, что проведение камеральной проверки не может быть основанием для отказа в зачете (возврате) излишне уплаченных налогов (Постановление ФАС Поволжского округа от 19.12.2013 N А57-3806/2013).

ЗАЧЕТ ИЗЛИШНЕ УПЛАЧЕННЫХ СУММ НАЛОГОВ, ПЕНЕЙ, ШТРАФОВ В СУДЕБНОМ ПОРЯДКЕ

Налогоплательщик вправе обратиться в суд с требованием о зачете излишне уплаченных налогов (пеней, штрафов). Это следует из Определения Конституционного Суда РФ от 21.06.2001 N 173-О, Постановления Президиума ВАС РФ от 08.11.2006 N 6219/06 .

Приведенная позиция судей относится к возврату налога. Полагаем, что она актуальна и для зачета, так как он является разновидностью возврата излишне уплаченных налоговых платежей (Постановление Президиума ВАС РФ от 29.06.2004 N 2046/04).

Обязательным условием обращения в суд является предварительная подача заявления о зачете в налоговый орган. Дело в том, что подать соответствующий иск можно только после того, как налоговый орган отказал вам в удовлетворении заявления о зачете излишне уплаченных в бюджет платежей или оставил его без ответа. Такой вывод следует из анализа Постановлений Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57, Президиума ВАС РФ от 26.07.2011 N 18180/10 . Если вы обратитесь в суд, минуя инспекцию, ваше заявление, скорее всего, будет оставлено без движения (п. 7 ч. 1 ст. 126, ч. 1 ст. 128, ч. 1 ст. 197 АПК РФ) или без рассмотрения (п. 2 ч. 1 ст. 148 АПК РФ) со ссылкой на несоблюдение досудебного порядка урегулирования спора.

Излишне уплаченные налоги (пени, штрафы) необходимо отличать от излишне взысканных. За зачетом последних можно обратиться напрямую в суд, без предварительной подачи заявления в инспекцию. Так указал Президиум ВАС РФ в Постановлении от 20.04.2010 N 17413/09. Судьи рассматривали в нем вопрос о возврате излишне взысканных налоговых платежей, однако их выводы применимы и в отношении зачета, поскольку он является разновидностью (формой) возврата (Постановление Президиума ВАС РФ от 29.06.2004 N 2046/04). О том, в каких случаях налоговые платежи считаются излишне взысканными и чем они отличаются от излишне уплаченных, вы можете узнать в разд. 1.2 «В каком случае налог (пени, штраф) является излишне взысканным и как это выявляется».

В данном Постановлении Президиума ВАС РФ позиция судей сформулирована в отношении возврата переплаты. На наш взгляд, она применима и в отношении зачета, так как он является разновидностью (формой) возврата налоговых платежей (Постановление Президиума ВАС РФ от 29.06.2004 N 2046/04).

Что-то пошло не так

Воспользуйтесь поиском, чтобы найти нужный материал

Сделано в Санкт-Петербурге

© 1997 — 2019 PPT.RU
Полное или частичное
копирование материалов запрещено,
при согласованном копировании
ссылка на ресурс обязательна

Ваши персональные данные обрабатываются на сайте в целях
его функционирования в рамках Политики в отношении
обработки персональных данных. Если вы не согласны,
пожалуйста, покиньте сайт.

Ошибка на сайте

Удаление аватара

Вы уверены, что хотите удалить используемое изображение и заменить его аватаром по умолчанию?

Срок возврата переплаты по налогу по заявлению

Если организация хочет вернуть переплату по налогу на свой счет, нужно лишь написать заявление в налоговую инспекцию, где в течение 10 дней должны принять положительное или отрицательное решение. О сроках возврата переплаты по налогам юридических лиц и связанных с этим вопросом нюансах поговорим в статье.

На перечисление переплаты у налоговой есть месяц

Это прописано в статье 78 Налогового кодекса РФ. В общем случае месяц отсчитывают после того, как налоговая инспекция примет положительное решение по заявлению о возврате. Но в ответ на заявление инспекция может запросить сверку расчетов с организацией, и тогда месяц будут отсчитывать с момента подписания акта сверки.

Если компания сдала уточненную декларацию с меньшей суммой налога к уплате и написала заявление на возврат переплаты, налоговая инспекция должна сначала провести камеральную проверку «уточненки». На это у нее есть три месяца. Отсчет месячного срока для возврата налога начнется со дня окончания камеральной проверки, а не со дня подачи заявления (письмо Минфина от 21.02.2017 № 03-04-05/9949). К такому же выводу приходят многие суды.

Таким образом, в зависимости от ситуации, на возврат денег из бюджета может уйти до четырех месяцев.

Если у компании есть долги по налогам соответствующего уровня (федеральный, региональный, местный), налоговики сначала самостоятельно зачтут переплату в счет недоимки и только потом перечислят на счет организации остаток, если он есть (п. 5 ст. 78 НК РФ). Если недоимка по нескольким налогам, инспекторы сами решат, какие погашать за счет переплаты, но налогоплательщик может и сам написать заявление на зачет.

Заявить о возврате нужно в течение трех лет

Подать заявление на возврат нужно в течение трех лет со дня уплаты «лишнего» налога (п. 7 ст. 78 НК РФ).

Бывает, что переплата возникла не из-за ошибок, а из-за того, что компания в течение года платила авансовые платежи, а по итогам года образовался убыток. В этом случае срок давности начнет исчисляться не с момента перечисления авансов, а после того, как истечет срок подачи декларации за год, ведь только по итогам года организация узнает точную сумму налога.

На практике у организаций и налоговых органов часто возникают споры по поводу исчисления трехлетнего срока возврата налоговых переплат. Если срок давности истек, но вы считаете, что в этом нет вашей вины, можно попробовать отстоять свою правоту в суде.

В письме от 17.11.2017 № 03-02-08/75912 Минфин, ссылаясь на определение Конституционного Суда Российской Федерации от 21.06.2001 № 173-О, говорит, что даже при пропуске трехлетнего срока можно обратиться в суд для защиты своего права, и тогда срок давности будет считаться с момента, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о переплате.

Если суд признает причину уважительной, переплату могут вернуть и за пределами трехлетнего «лимита». Но вот какая причина считается уважительной – это суды определяют индивидуально, оценивая обстоятельства дела.

Судебная практика показывает, что считать срок давности со дня подачи уточненной декларации неправильно – отсчет должен идти со дня уплаты налога. Но иногда суды учитывают обстоятельства и принимают сторону налогоплательщика. Например, в Постановлении от 14.07.2010 № КА-А41/7262-10 ФАС Московской области учел, что в вопросах учета расходов, из-за которых возникла переплата, не было определенности, и позиция чиновников менялась.

Читайте так же:  Возврат налога на строительство жилого дома

Также судьи не принимают доводы налогоплательщиков ни о некомпетентности персонала, считавшего налог, ни об ошибочном неприменении льготы по налогу. Тот факт, что налоговая не сообщила организации о переплате, – тоже не довод.

Судебная практика

Дело № А56-20427/2017. 19.03.2013 организация подала уточненную декларацию по НДС за IV квартал 2012 года. В результате образовалась переплата, но компания ничего не предпринимала для ее возврата. Заявление на возврат она отправила только в ноябре 2016 года, когда трехлетний срок уже истек. Фирма пыталась сослаться на п. 3 ст. 78 НК РФ, по которому налоговая инспекция обязана была сообщить налогоплательщику об имеющейся переплате. Но суд решил, что это не повод продлевать срок давности по налогу, который организация считает сама, и в возврате налога отказал.

[1]

Это не единственный случай. Суды считают, что неуведомление налогоплательщика о переплате не влечет за собой продления срока давности, и встают на сторону ИФНС. Поэтому если вы сами не будете отслеживать состояние расчетов с бюджетом, можете так и не узнать, что в бюджете «зависли» деньги вашей компании. Регулярно проводите сверки, а лучше передайте бухгалтерию на аутсорсинг в 1C-WiseAdvice.

Переплаты чаще возникают из-за ошибок бухгалтеров , незнания или неверной трактовки законов, а иногда из-за банального страха недоплатить. У нас такого не бывает, потому что работают только опытные специалисты, которые проходят многоступенчатый отбор. Мы проводим постоянный внутренний аудит и регулярные сверки с налоговой, поэтому не допускаем возникновения переплат у наших клиентов.

За нарушение сроков возврата бюджет должен вам деньги

Если в течение месяца компания не получила обратно свои деньги, то налоговая возвращает переплату с процентами. Их начисляют за каждый день просрочки по ставке рефинансирования ЦБ РФ.

Причем если инспекция не хотела возвращать налог, но организация отстояла это право через суд, в таких случаях тоже положены проценты (постановление от 26.10.2017 по делу № А32-25901/2016, постановление от 27.06.2018 № Ф09-3181/18 по делу № А47-9327/2017).

Переплата по налогам – это скрытый финансовый резерв, который собственники бизнеса и руководители компании могут использовать для пополнения оборотных средств вместо того, чтобы привлекать кредиты.

Как бы там ни было, на любом этапе вы можете обратиться к нам для возврата переплат. Специалисты 1С-WiseAdvice проведут подготовительную работу и добьются, чтобы деньги вашей компании вернулись в срок. При необходимости мы обжалуем бездействие налоговых органов или оспорим незаконный отказ в возврате.

Сроки возврата (зачета) излишне взысканных сумм налогов. Изменения в процедуре уточнения платежа

Отдельным вопросам, касающимся сроков обращения за возвратом излишне взысканных сумм налогов, а также изменениям в процедуре уточнения платежа посвящено интервью с Сергеем Разгулиным, действительным государственным советником РФ 3 класса.

  • Какой срок установлен для подачи заявления о возврате излишне взысканной суммы налога?
  • Решение о возврате излишне взысканных сумм принимается налоговым органом на основании заявления налогоплательщика.

До 15 декабря 2017 года за возвратом налогоплательщик мог обратиться в налоговый орган в течение одного месяца со дня, когда ему стало известно о факте излишнего взыскания с него налога, или со дня вступления в силу решения суда. При пропуске срока подачи заявления налоговый орган принимал решение об отказе в возврате.

С 15 декабря 2017 года срок обращения в инспекцию составляет три года со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога (пункт 3 статьи 79 НК РФ).

  • Тем самым, срок подачи заявления в налоговый орган увеличен до трех лет?
  • Да. Причем трехгодичный срок применим и к тем случаям, когда факт излишнего взыскания имел место до 15 декабря 2017 года, но при условии, что на дату подачи заявления о возврате он не истек.
  • Вместе с тем, новую редакцию пункта 3 статьи 79 НК РФ можно рассматривать как установление досудебного порядка урегулирования спора (подпункт 2 пункта 1 статьи 148 АПК РФ).

  • Что это означает?
  • Судебная практика признавала за налогоплательщиком право напрямую обратиться в суд за возвратом (зачетом) излишне взысканных сумм. Об этом было сказано в постановлении Президиума ВАС от 20.04.2010 № 17413/09.
  • В действующей редакции статьи 79 НК РФ положений о сроке обращения в суд нет. Но это не может толковаться как отмена права налогоплательщика на судебную защиту. В этой связи положения письма ФНС от 21.12.2017 № ГД-3-8/[email protected] о том, что возврат излишне взысканной суммы через суд не предусмотрен, представляются неточными.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    В настоящее время, прежде чем обратиться в суд, налогоплательщику следует предварительно подать заявление о возврате в инспекцию.

    При соблюдении налогоплательщиком данной досудебной процедуры, у него имеется право обращения в суд с имущественным требованием к инспекции об обязании возвратить сумму излишне взысканного налога.

    В этом случае обязательного досудебного обжалования налогоплательщиком решения налогового органа, принятого по результатам рассмотрения заявления о возврате излишне взысканного налога, не требуется.

    Схожая позиция отражена в определении Верховного Суда от 30.01.2015 № 309-КГ14-7949.

  • В такой ситуации каков срок на обращение в суд с требованием о возврате?
  • На принятие решения о возврате налоговому органу отводится 10 рабочих дней.
  • По истечении этого срока возможно обращение в суд. При этом, по моему мнению, срок для обращения в суд за возвратом излишне взысканного налога (требование имущественного характера) исчисляется так же, как при обращении в налоговый орган: три года со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о факте излишнего взыскания налога.

    Это обстоятельство следует учитывать при определении срока подачи заявления в налоговый орган. То есть, направлять его следует с таким расчетом, чтобы в случае отказа налогового органа в возврате налога (или непринятия налоговым органом решения в установленный срок) успеть обратиться в суд.

  • Как устанавливается тот момент, когда налогоплательщик узнал о переплате?
  • Отсчет срока на подачу заявления о возврате начинается с самой ранней из дат, которая подтверждает наличие у налогоплательщика информации о факте переплаты.
  • Вопрос определения момента, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о факте излишней уплаты налога, подлежит разрешению с учетом оценки совокупности всех обстоятельств, имеющих значение. В частности, причин, из-за которых налогоплательщик допустил переплату налога, которые могут быть признаны судом в качестве достаточных для признания непропущенным срока на возврат налога. Об этом напоминалось в постановлении Президиума ВАС от 25.02.2009 № 12882/08.

    Читайте так же:  Расходы при усн 6% порядок признания

    Причем суды не признают в качестве причины изменения начала течения срока на возврат неуведомление налоговым органом налогоплательщика об имеющейся переплате по налогу, который обязан исчислять сам налогоплательщик (определение Верховного суда от 30.08.2018 № 307-КГ18-12491).

  • Можно ли считать моментом, когда налогоплательщик узнал о переплате, дату получения справки о состоянии расчетов?
  • Подобная справка может являться основанием начала отсчета срока, если только из нее налогоплательщик впервые узнал о наличии переплаты, и ранее переплата не могла быть выявлена другими способами.
  • Если справка получена, но существуют разногласия по сумме переплаты?
  • Налогоплательщик вправе инициировать проведение сверки расчетов. Налоговый орган по своей инициативе может предложить провести сверку. Сверка расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам проводится совместно. По итогам сверки налогоплательщик получает акт совместной сверки (подпункт 5.1 пункта 1 статьи 21 НК РФ).
  • Сверка может быть завершена с подписью налогоплательщика о разногласиях по суммам, что требует дополнительного рассмотрения документов, подтверждающих излишнее взыскание.

    В такой ситуации лучше подать заявление хотя бы по той сумме, в отношении которой отсутствуют разногласия.

    Если вначале был получен акт сверки с указанием переплаты, а затем налогоплательщик получил от налогового органа решение об отказе в возврате переплаты, то срок на обращение в суд будет исчисляться с даты получения акта сверки.

    Повторю, что справки о состоянии расчетов с бюджетом и акты сверки расчетов, выдаваемые налоговыми органами, сами по себе не влекут перерыв течения трехлетнего срока на обращение за возвратом.

  • Может ли являться датой, с которой плательщик узнал о переплате, изменение судебной практики?
  • Дата, с которой отсчитывается срок на возврат, может быть поставлена в зависимость от «внешних» обстоятельств. К ним относится, в том числе, придание изменениям в законодательстве обратной силы, формирование судебной практики в пользу налогоплательщика.
  • Бремя доказывания этих обстоятельств в силу статьи 65 АПК РФ возлагается на налогоплательщика.

  • При каких условиях налоговым органом может быть отказано в проведении зачета излишне взысканной суммы?
  • В зачете (возврате) может быть отказано, если:
    • в заявлении указано на проведение зачета в счет налога иного вида. С учетом пункта 1 статьи 12 НК РФ переплату по федеральным налогам можно зачесть только в счет федеральных налогов, по региональным – в счет региональных, по местным – в счет местных;
    • заявление представлено в ненадлежащий налоговый орган (не по месту учета налогоплательщика);
    • заявление на возврат представлено при имеющейся недоимки по налогам соответствующего вида, задолженности по пеням, штрафам. Обратим внимание, что налоговый орган вправе зачесть излишне взысканную сумму в счет погашения задолженности налогоплательщика;
    • заявление подано в налоговый орган по истечении трех лет со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога, или со дня вступления в силу решения суда.
  • Указанные основания следуют из пунктов 1, 3 статьи 79 НК РФ.

  • Влияет ли на решение налогового органа о зачете излишне взысканной суммы продолжительность срока, который прошел со дня взыскания?
  • Решение о зачете излишне уплаченного налога в счет имеющейся недоимки может быть принято налоговым органом, если со дня излишней уплаты прошло не более трех лет. Это правило закреплено с 31 августа 2018 года пунктом 5 статьи 78 НК РФ в редакции Федерального закона от 29.07.2018 № 232-ФЗ.
  • При наличии недоимки возврат налогоплательщику суммы излишне взысканного налога производится только после зачета этой суммы в счет погашения указанной недоимки (задолженности).

    С учетом пункта 1 статьи 79 НК РФ правила зачета суммы переплаты в погашение недоимки, установленные статьей 78 НК РФ, распространяются на зачет излишне взысканной суммы в счет погашения недоимки.

    Учитывая изложенное, такой зачет возможен, если со дня излишнего взыскания прошло не более трех лет.

    [2]

  • Чем отличается зачет от процедуры уточнения платежа?
  • Процедура уточнения платежа предусмотрена пунктом 7 статьи 45 НК РФ.
  • В результате уточнения налог фактически признается уплаченным должным образом. Вследствие чего основания для начисления пени отсутствуют (письмо ФНС от 11.04.2017 № ЗН-4-22/6853).

    При уточнении платежа налоговый орган осуществляет пересчет пеней, начисленных на сумму налога, за период со дня его фактической уплаты в бюджетную систему до дня принятия налоговым органом решения об уточнении платежа.

    Уточнить можно налог, сбор, пени, штрафы. В части суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование уточнение платежа не производится, если по сообщению территориального органа Пенсионного фонда сведения об этой сумме учтены на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица в соответствии с законодательством об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.

  • Что меняется в данной процедуре?
  • С 1 января 2019 года новая редакция пункта 7 статьи 45 НК РФ предоставляет возможность уточнить платеж безотносительно счета казначейства, на который поступили средства. Уточнить платеж на перечисление налога станет возможным, если допущенная при оформлении платежного поручения ошибка не повлекла неперечисление денежных средств в бюджетную систему.
  • Иначе говоря, даже неправильно указанный счет Федерального казначейства может быть уточнен.

  • В отношении каких сумм применяется новый порядок уточнения платежей?
  • Никаких переходных положений Федеральный закон от 29.07.2018 № 232-ФЗ, которым введена поправка, не содержит.
  • Это может толковаться таким образом, что новый порядок уточнения платежей распространяется также на суммы денежных средств, перечисленных в бюджетную систему до 1 января 2019 года.

  • Как уточнить платеж?
  • Будут два способа уточнения.
  • Первый – подача налогоплательщиком в налоговый орган по месту учета заявления об уточнении платежа в связи с допущенной ошибкой. Форма заявления произвольная. К заявлению прикладываются документы, подтверждающие уплату налога и его перечисление в бюджетную систему Российской Федерации. В заявлении должна содержаться просьба уточнить основание, тип, принадлежность платежа, налоговый период, статус плательщика или счет Федерального казначейства.

    Появляется второй способ – самостоятельное принятие налоговым органом решения об уточнении платежа при обнаружении им ошибки в оформлении поручения.

    Налоговые органы в работе с невыясненными платежами должны руководствоваться порядком, утвержденным приказом ФНС от 25.07.2017 № ММВ-7-22/[email protected]

    Еще одно обстоятельство – уточнение не производиться, если оно повлечет возникновение недоимки.

    [3]

  • В течение какого срока можно претендовать на уточнение платежа?
  • В течение трех лет. Подача соответствующего заявления налогоплательщиком или принятие налоговым органом самостоятельного решения об уточнения платежа возможны в течение трех лет с даты перечисления таких денежных средств в бюджетную систему.
  • Читайте так же:  Исправительные проводки в бухгалтерском учете

    Данный срок аналогичен продолжительности срока подачи налогоплательщиком заявления о возврате налога, установленного статьей 78 НК РФ.

    Шанс вернуть излишне уплаченную сумму налога после истечения срока исковой давности

    По статье 79. Возврат излишне уплаченного налога.

    Если налоговый орган не уведомил налогоплательщика об излишне уплаченном налоге и при этом невозможно соблюсти срок исковой давности, на ком лежит ответственность — на налоговом органе или на налогоплательщике?

    Пример: об излишне уплаченном налоге налогоплательщик узнал спустя 3 года -есть ли? Для физического лица сумма в семь с лишним тысяч — значительна.

    В Вашем случае, при пропуске 3х летнего срока для подачи заявления в налоговый орган о возврате излишне уплаченного налога, ситуация может разрешиться только в судебном порядке. Исход дела не ясен. Есть судебные решения, поддерживающие противоположные точки зрения.

    Больше шансов вернуть деньги в судебном порядке в случае, если вы узнали о переплате из акта сверки расчетов (справки, выписки) с налоговым органом. В этом случае, 3х летний срок, когда вы узнали о переплате, можно будет считать с момента получения акта сверки (справки, выписки). Тогда нужно будет соблюсти досудебный порядок: подать в налог.орган заявление о возврате, вам, скорее всего откажут, далее подать исковое заявление в арбитражый суд. При этом суд может учесть, что налоговый орган в нарушение положений пункта 3 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации не извещал налогоплательщика о наличии у него переплаты.

    Возврат излишне уплаченной суммы налога (сбора, пеней и штрафа) осуществляется инспекцией по письменному заявлению налогоплательщика (п. 6 ст. 78 НК РФ). Такое заявление в силу п. 7 ст. 78 НК РФ может быть подано в течение трех лет со дня уплаты данной суммы.

    Разъяснений о том, в течение какого срока налогоплательщик может подать в суд заявление о возврате излишне уплаченных сумм, ст. 78 НК РФ не содержит. В то же время в соответствии со ст. ст. 195, 196 ГК РФ общий срок, в течение которого лицо может обратиться в суд за защитой своих прав, составляет три года. Срок исчисляется с момента, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении (п. 1 ст. 200 ГК РФ).

    Финансовое ведомство согласилось с позицией Конституционного Суда РФ, выраженной в Определении от 21.06.2001 N 173-О: в случае пропуска срока, установленного ст. 78 НК РФ, налогоплательщик может обратиться в суд с иском о возврате переплаченной суммы. Требование может быть подано в течение трех лет с момента, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права. Также Президиум ВАС РФ разъяснил, что трехлетний срок на подачу в суд иска о возврате излишне уплаченных сумм применительно к случаям, предусмотренным п. 3 ст. 79 НК РФ, должен исчисляться с момента, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о переплате.

    Судебная практика подтверждает данную позицию.

    В Налоговом кодексе РФ не разъясняется, с какого момента налогоплательщик должен узнать о наличии у него переплаты.

    По данному вопросу существует две точки зрения.

    Официальной позиции нет.

    Некоторые суды, в том числе Президиум ВАС РФ, поддерживают следующий подход: день подачи первоначальной декларации или уплаты налога является моментом, с которого налогоплательщик должен был узнать о наличии суммы переплаты.

    Однако есть судебные решения, в которых сделан вывод о том, что налогоплательщик не мог знать о переплате в момент уплаты налога или при подаче первоначальной декларации.

    В Постановлениях Президиума ВАС РФ указано, что срок на подачу в суд искового заявления о возврате переплаты может исчисляться со дня подписания акта сверки (выдачи справки о состоянии расчетов с бюджетом). Данная позиция нашла отражение в решениях некоторых судов.

    В то же время есть судебные решения, согласно которым налогоплательщик должен знать о переплате налога до составления акта сверки.

    Срок подачи заявления о возврате (зачете) переплаты по налогу

    «Налог на прибыль: учет доходов и расходов», 2011, N 2

    В случаях, когда организация перечислила в бюджет излишнюю сумму налога на прибыль , она имеет право обратиться в свою налоговую инспекцию с заявлением о зачете (возврате) переплаты (п. 6 ст. 78 НК РФ). Как указано в п. 7 ст. 78, такое заявление может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено НК РФ. Как поступить, если такой срок пропущен? Об этом вы узнаете из данной статьи.

    Статью «Как вернуть или зачесть излишне уплаченные суммы налога» читайте в этом номере на с. 61.

    День, когда лицо узнало о нарушении своего права

    Если налогоплательщик пропустил трехлетний срок подачи заявления на зачет или возврат налога, это, как следует из Определения КС РФ от 21.06.2001 N 173-О, не препятствует ему обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства, и в данном случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности — со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (п. 1 ст. 200 ГК РФ). В Налоговом кодексе не разъясняется, с какого момента налогоплательщик должен узнать о наличии у него переплаты, что на практике порождает массу споров, о чем свидетельствует обширная арбитражная практика. Итак, рассмотрим, что же это за день.

    День уплаты налога или подачи декларации

    Может ли день уплаты налога или подачи первоначальной декларации признаваться моментом, когда налогоплательщик узнал о наличии переплаты? По данному вопросу есть два мнения.

    Некоторые арбитры считают, что не может. Так, ФАС ПО в Постановлении от 21.04.2010 N А49-9726/2009 отклонил довод инспекции о том, что налогоплательщик узнал о переплате в момент излишней уплаты налога. Суд указал, что срок для обращения в инспекцию с заявлением о возврате был пропущен налогоплательщиком, поскольку налоговый орган не исполнил обязанность по своевременному уведомлению налогоплательщика о возникшей переплате. Обществу стало известно о переплате позже, при подписании акта совместной сверки расчетов, поэтому срок исковой давности для обращения в суд не пропущен.

    А вот что сказали судьи ФАС ЦО в Постановлении от 07.04.2010 N А54-3708/2009-С20: налогоплательщик не мог знать об излишней уплате налога в бюджет в момент уплаты налога или при подаче первоначальной налоговой декларации. Расходы за один из налоговых периодов были подтверждены документально только три года спустя. Именно с этого момента возникла необходимость внести изменения в налоговую базу и, соответственно, был установлен факт переплаты налога, включая налог в доле местного бюджета. Сама же переплата образовалась позже в связи с подачей уточненной налоговой декларации.

    Читайте так же:  Товары, подлежащие маркировке

    Существует и другое мнение — налогоплательщик самостоятельно исчисляет налог, поэтому он должен был узнать о возникновении переплаты в день уплаты налога или при подаче первоначальной декларации. Поэтому трехлетний срок должен исчисляться с указанного момента. Так посчитали судьи ФАС МО в Постановлении от 10.02.2010 N КА-А40/520-10 и ФАС ВВО в Постановлении от 25.12.2009 N А43-6080/2009.

    День подписания акта сверки расчетов с бюджетом

    Моментом, с которого налогоплательщик узнал о наличии переплаты, может признаваться и день подписания акта сверки расчетов с бюджетом (выдачи соответствующей справки, выписки). Такое мнение высказывают многие арбитры. Например, ФАС УО (Постановление от 30.03.2010 N Ф09-1929/10-С2) установил, что в нарушение п. 3 ст. 78 НК РФ инспекция не сообщила налогоплательщику об имеющейся переплате. Организация узнала о ней только при проведении совместной сверки расчетов, после чего обратилась с заявлением о возврате.

    Поддержал налогоплательщика и ФАС МО в Постановлении от 26.03.2009 N КА-А40/2329-09. Суд отклонил довод инспекции о том, что налогоплательщик должен был узнать о наличии переплаты по пеням из карточки расчетов с бюджетом: только налоговый орган, который в зависимости от конкретных факторов начисляет пени и сторнирует их, может определить размер и момент возникновения переплаты. Поэтому срок исковой давности исчисляется со дня составления акта сверки по пеням. Этот же ФАС в Постановлении от 13.02.2009 N КА-А40/293-09 установил, что при составлении акта сверки расчетов инспекция и налогоплательщик окончательно определили суммы переплат. Поэтому именно с данного дня начинает исчисляться срок, в течение которого общество может обратиться с заявлением о возврате переплаты.

    В Постановлении от 20.07.2010 N КА-А40/7304-10 ФАС МО указал, что факт переплаты налога стал известен налогоплательщику из акта сверки, проведенной после камеральной проверки уточненной декларации. Суд не принял довод инспекции о том, что на основании Постановления Президиума ВАС РФ от 25.02.2009 N 12882/08 общество должно было узнать о переплате в день излишней уплаты налога или при подаче первоначальной декларации. Изложенная в данном Постановлении позиция распространяется только на случай возврата налога в связи с неприменением льготы, право на которую налогоплательщик имел в период уплаты налога, но не воспользовался им.

    Обратите внимание! В некоторых Постановлениях подчеркивается, что акт сверки с бюджетом должен быть подписан без разногласий (см., например, Постановления ФАС МО от 16.03.2010 N КА-А40/1118-10, ФАС СКО от 17.04.2008 N Ф08-1966/2008).

    День представления уточненной декларации

    Дата представления уточненной декларации является моментом, с которого налогоплательщик должен был узнать о переплате налога. К такому мнению пришли судьи в Постановлениях ФАС СЗО от 14.10.2010 N А26-4088/2009, ФАС ЗСО от 26.02.2010 N А67-2188/2009, ФАС ЦО от 18.03.2009 N А08-2946/2008-25. Вот какие аргументы приводятся арбитрами:

    • окончательная сумма переплаты была сформирована при подаче уточненной декларации, поэтому именно с данной даты следует исчислять срок исковой давности для обращения в суд за возвратом излишне уплаченного налога (Постановление ФАС МО от 10.12.2009 N КА-А40/13447-09);
    • уточненные декларации поданы в связи с выявлением ошибок, которые не могли быть учтены в момент подачи первоначальной декларации. Поэтому срок на обращение за возвратом суммы переплаты не пропущен (Постановление ФАС ВСО от 13.05.2010 N А33-15918/2008).

    Однако, по мнению некоторых судей, подача уточненной декларации не является безусловным подтверждением факта излишней уплаты налога. Например, Президиум ВАС в Постановлении от 25.02.2009 N 12882/08 сделал вывод о том, что моментом, когда налогоплательщик узнал о переплате налога, не может считаться дата совершения им действий по корректировке своего налогового обязательства и представлению уточненной декларации .

    Аналогичные выводы содержатся в Постановлениях ФАС ВВО от 26.04.2010 N А43-35946/2009, ФАС ВСО от 26.01.2010 N А33-3166/2009, ФАС ЗСО от 02.03.2010 N А03-4059/2009, ФАС МО от 16.03.2010 N КА-А40/1118-10.

    Дата принятия (вступления в силу) судебного акта

    Моментом, с которого исчисляется срок исковой давности, может признаваться дата принятия (вступления в силу) судебного акта. Так, ФАС ВВО в Постановлении от 13.03.2009 N А43-26439/2008-32-826 установил, что о наличии переплаты налогоплательщик узнал из судебного решения, на основании которого ему были возмещены убытки от реализации населению услуг по льготным ценам за вычетом суммы НДС. В другом Постановлении (от 11.02.2010 N А38-3294/2009) тот же ФАС пришел к выводу, что до принятия судебного акта по другому делу налогоплательщик не мог выявить переплату, поскольку по решению инспекции за данный налоговый период была определена недоимка.

    Определением ВАС РФ от 24.04.2009 N ВАС-5081/09 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС.

    К аналогичному выводу пришел и ФАС УО в Постановлении от 12.01.2009 N Ф09-10148/08-С3. Суд установил, что налогоплательщик узнал о переплате с даты вступления в силу решения суда, которым признаны недействительными инкассовые поручения о взыскании пеней. Следовательно, срок на обращение за возвратом излишне уплаченных сумм должен исчисляться с этого момента.

    День получения акта или решения по выездной налоговой проверке

    Налогоплательщик может узнать о переплате в результате выездной налоговой проверки, а именно в день получения акта или решения по ней.

    В арбитражной практике есть немало примеров, когда судьи высказывают такое мнение, тем самым поддерживая налогоплательщика, — см., к примеру, Постановления ФАС ЗСО от 18.12.2009 N А75-3925/2009, ФАС СЗО от 05.05.2009 N А56-27319/2008, ФАС СКО от 03.09.2009 N А63-9628/2008-С4-20.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    ФАС ЗСО в Постановлении от 27.01.2010 N А46-12581/2009 отметил, что дату вручения налогоплательщику акта выездной проверки установить невозможно, однако известны даты представления возражений по акту и рассмотрения материалов проверки. Из этого был сделан вывод, что о переплате налогоплательщик узнал в результате выездной проверки.

    Источники


    1. Контрольно-кассовая техника. Нормативные акты, официальные разъяснения, судебная практика и образцы документов. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2018. — 113 c.

    2. Белецкий, А.С. Настольная книга судебного пристава-исполнителя / А.С. Белецкий. — М.: АСТ, 2015. — 881 c.

    3. Новое в судебном законодательстве Российской Федерации. — М.: Омега-Л, 2017. — 128 c.
    4. Конев, Д. В. Признание и приведение в исполнение иностранных судебных актов по гражданским и торговым делам в Германии и России. Сравнительно-правовой анализ / Д.В. Конев. — М.: Wolters Kluwer, 2015. — 262 c.
    5. Панов, В.П. Сотрудничество государств в борьбе с международными уголовными преступлениями: учеб пособие; М.: Юрист, 2011. — 160 c.
    Возврат переплаты срок подачи заявления
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here