Возражения по акту проверки пфр (образец)

Важный материал на тему: "Возражения по акту проверки пфр (образец)" с профессиональной точки зрения. Если возникнут вопросы, вы всегда их можете задать дежурному юристу.

Спасет ли от штрафа ПФР срочное исправление индивидуальных сведений после выездной проверки

Одно из нарушений, за совершение которых организацию могут привлечь к ответственности после проведения проверки Пенсионным фондом, — это недостоверность сведений в персонифицированной отчетност Но не всегда выявление недостоверности контролерами приводит к обязанности компании заплатить штраф.

Все привыкли к тому, что если страхователь в период отчетной кампании представит в свое отделение ПФР персонифицированные сведения на работников с ошибками, то, обнаружив сей факт, специалисты Фонда в ответ направят организации уведомление о необходимости их устранить. После этого у страхователя есть 2 недели на исправление неточностей и повторную отправку отчетности в Фонд. А если организация этого не сделает, то ПФР сам скорректирует сведения на основании тех данных, которые у него есть. Такие правила установлены Инструкцией о порядке ведения персонифицированного учета, и они вполне соответствуют требованиям Закона о том, что страхователь вправе дополнять и уточнять переданные индивидуальные сведения на застрахованных лиц по согласованию с Фондо

Кроме того, ПФР еще в 2004 г. высказывал свою позицию: если страхователь успевает исправить обнаруженные Фондом ошибки в течение 2 недель, то санкции за недостоверность к организации могут не применятьс В связи с этим возникает вопрос: вправе ли ПФР штрафовать организацию, если она в указанные 2 недели исправляет в индивидуальных сведениях ошибки, выявленные при выездной проверке?

Каждый человек — индивидуальность. Так же и персонифицированные сведения должны быть строго индивидуальны

ФАС ЦО пришел к выводу, что нет. Поскольку ни в Инструкции, ни в Письме ПФР, упомянутых выше, не сказано, что от штрафа освобождаются страхователи только при «своевременном» исправлении ошибок, обнаруженных во время отчетной кампании. И если неверные данные были выявлены при выездной проверке и уточнены в ­ный срок — должны работать те же самые правила, отменяющие санкци Причем решения судей поддержал ВС, не приняв к пересмотру дела. В одном случае компания сдала корректирующую персонифицированную отчетность в ­ный срок со дня получения акта выездной проверки, в котором содержалось предложение представить исправленные сведени В другом деле организация и вовсе не стала дожидаться от ПФР каких-либо документов и направила корректировки еще до того, как проверяющие составили Кстати, к схожим выводам приходили арбитражные суды и в других округа

Более того, некоторые судьи указывают: поскольку индивидуальные сведения, в которых изначально содержались ошибки и недочеты, затем были скорректированы в соответствии с законодательно установленным для этого порядком, они уже не могут считаться недостоверными. Поэтому и штраф ПФР «выписывать» был не вправ

Безусловно, такое мнение судов на руку страхователям. Однако доводы, на которых основаны решения судей, имеют слабые места. Если вчитаться в детали упомянутого Письма и оценить выводы ПФР, не выдергивая их из контекста, то станет ясно, что Фонд давал такие разъяснения, комментируя абсолютно конкретный случай: исправление ошибки, обнаруженной территориальным отделением Фонда при приеме отчетности от страхователя в рамках обычной отчетной кампании. При таких обстоятельствах указывать на то, что это Письмо, несмотря на его ­ний возраст, не отменено и является действующим, бессмысленно, ведь оно вообще, по сути, не имеет никакого отношения к рассматриваемой ситуации.

Кроме того, как было указано выше, исправлять ошибки компания должна на основании уведомления от ПФР. Но по итогам выездной проверки оформляется отнюдь не уведомление, а И хотя в ныне действующей форме акта есть строки, где контролеры могут рекомендовать страхователю внести исправления в отчетность, все же уведомление и акт — разные документ

Но справедливости ради отметим, что судьи игнорируют эти моменты. А значит, при необходимости страхователям, конечно, имеет смысл пользоваться приведенной судебной практикой и с уверенностью ссылаться на нее.

Верховный суд согласился с рассмотренной выше логикой судей. И это, конечно, добавляет позиции весомости. Но при споре гарантии в успехе дать нельзя. Ведь другие суды приходят к другим выводам и отмечают, что отменить финансовые санкции нельзя, если страхователь не самостоятельно нашел ошибку в индивидуальных сведениях, а за него это сделали ревизоры при проведении выездной проверк

Как составить возражения на акт проверки ПФР, чтобы решение отменили

«Российский налоговый курьер», 2015, N 24

Зачем указывать Ф.И.О. специалиста ПФР, проводившего проверку.

Напишите, если была нарушена процедура ее проведения.

Чем подкрепить свои аргументы в возражениях.

Если компания не согласна с решением ПФР по результатам камеральной или выездной проверки, она вправе обжаловать его в вышестоящем органе (ст. 53 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», далее — Закон N 212-ФЗ) . Если неправильно составить документ, то не удастся отменить доначисления. Даже если в сути спора компания будет права. Тогда придется обращаться в суд, что затянет время и увеличит затраты.

Подача жалобы в Управление ПФР не лишает компанию права одновременно обратиться с заявлением в суд.

Жалобу на акт ПФР можно подать в течение трех месяцев со дня, когда лицо узнало о нарушении своих прав (п. 2 ст. 55 Закона N 212-ФЗ). Ее можно передать лично, направить по почте заказным письмом либо в электронном виде через Интернет. Если документ подается лично, то на втором экземпляре сотрудник фонда проставляет отметку о принятии жалобы и прилагаемых к ней документов. Также он указывает дату приема, свою фамилию, инициалы, должность и ставит подпись (п. 45 Административного регламента, утв. Приказом Минтруда России от 27.10.2014 N 801н).

Если документ отправлять по почте, нужно использовать письмо с объявленной ценностью, описью вложения и обратным уведомлением.

1. Укажите Ф.И.О. специалистов ПФР, проводивших проверку

Камеральную проверку вправе проводить только уполномоченное на то лицо в соответствии с его служебными обязанностями (ст. 34 Закона N 212-ФЗ). В решении по выездной проверке обязательно указываются должности, фамилии и инициалы контролеров (пп. 4 п. 4 ст. 35 Закона N 212-ФЗ). Поэтому и в жалобе их лучше назвать.

Вышестоящий орган должен знать, какой специалист сделал выводы, указанные в решении. Это позволит оперативно решить вопросы и быстрее принять решение по жалобе.

2. Отметьте период, за который проводилась проверка

При камеральной проверке ПФР контролирует период, за который организация отчиталась (п. 1 ст. 34 Закона N 212-ФЗ). Например, если она сдала расчет РСВ-1 ПФР за 9 месяцев 2015 г., то проверить могут только за эти 9 месяцев.

[3]

В рамках выездной проверки специалисты ПФР исследуют период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих календарному году, в котором вынесено решение о ее проведении (п. 9 ст. 35 Закона N 212-ФЗ).

Читайте так же:  Срок действия срочного трудового договора

3. Опишите причину, по которой компанию привлекли к ответственности

В зависимости от оснований доначислений компания приводит контраргументы. Для этого в жалобе нужно указать нормы Закона N 212-ФЗ, которые, по мнению контролеров, нарушила организация. Отразите факты, которые якобы это подтверждают.

Если проверяющие не укажут в решении обстоятельства совершения правонарушения, то напишите об этом в возражениях. Такое решение Пенсионного фонда вышестоящий орган или суд отменит (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 04.02.2013 N А70-5653/2012).

4. Изложите доводы, опровергающие выводы проверяющих

Доводы организации условно делятся на процедурные и по существу. Если контролеры из фондов нарушили порядок проведения проверки (неверно оформили акт или решение, не ознакомили с материалами проверки), то нужно назвать нормы Закона N 212-ФЗ, которые они преступили.

Ошибки при составлении бумаг по результатам проверки позволяют отменить итоговое решение. Требования к составлению актов камеральной и выездной проверок утверждены Приказом Минтруда России от 27.11.2013 N 698н. Например, в описательной части камеральной проверки обязательно указываются сведения о выявленной недоимке, а также о документально подтвержденных фактах нарушений Закона N 212-ФЗ.

В решении по результатам проверки излагаются (п. 9 ст. 39 Закона N 212-ФЗ):

[1]

  • обстоятельства правонарушения со ссылкой на документы;
  • сведения, подтверждающие такие обстоятельства;
  • доводы компании в свою защиту и результаты проверки этих доводов;
  • само решение ПФР с указанием статей Закона N 212-ФЗ и меры ответственности.

Если с проверяющими спорят по существу (начислять страховые взносы или нет), то делать упор нужно на официальные разъяснения и судебные решения в пользу компании.

5. Приведите судебную практику не старше трех лет

Также учтите, что по некоторым спорным вопросам суды меняют свое мнение. Кроме того, некоторые выводы судов идут вразрез с мнением чиновников. Например, Арбитражный суд Уральского округа считает, что оплата услуг VIP-залов для командированных сотрудников не облагается страховыми взносами (Постановление от 28.08.2014 N Ф09-4570/14). Но фонды разрешают не начислять взносы, только если использование залов официальных делегаций для определенных категорий лиц предусмотрено законодательством (Письмо ПФР N НП-30-26/9660, ФСС РФ N 17-03-10/08-2786П от 29.07.2014).

6. Приложите подтверждающие документы

Это право прямо прописано в п. 2 ст. 55 Закона N 212-ФЗ. Такими бумагами могут быть «первичка», любые внутренние документы организации, бухгалтерские справки-расчеты и т.п. На основании подтверждающих документов отстоять свою правоту компании будет проще.

Можно ли подать письменные возражения по акту ПФР?

В соответствии с п. 2.2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ “Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования” (далее – Закон № 27-ФЗ) страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом – месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая, в частности, лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг) следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Сведения, предусмотренные п. 2.2 ст. 11 Закона № 27-ФЗ, предоставляются по форме СЗВ-М “Сведения о застрахованных лицах” (далее – форма СЗВ-М), утвержденной постановлением Правления ПФР от 01.02.2016 № 83п и введенной в действие с 1 апреля 2016 года.

До 01.01.2017 срок представления сведений по ежемесячной форме СЗВ-М был установлен “не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом – месяцем”.
Если в первичный отчет ошибочно не были включены сведения о работнике, то страхователю необходимо представить в отношении этого лица сведения по форме СЗВ-М с кодом “доп” – дополняющая форма.

Частью 3 ст. 17 Закона № 27-ФЗ определено, что за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных, в том числе, п. 2.2 ст. 11 Закона № 27-ФЗ (по форме СЗВ-М), к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.

При этом ст. 15 Закона 27-ФЗ предоставляет право страхователю дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом ПФР.

В рассматриваемой ситуации ошибка была выявлена страхователем и самостоятельно исправлена (была представлена дополняющая форма СЗВ-М) до момента ее обнаружения территориальным органом ПФР. Однако положения ст. 17 Закона № 27-ФЗ такие случаи не регламентируют.
Формально в данном случае страхователь совершил правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 17 Закона № 27-ФЗ.

Отметим, что данная норма (в отличие, например, от п. 2 ст. 126.1 НК РФ, применяемого в какой-то степени в сходных отношениях) не предусматривает освобождение страхователя от предусмотренной ей ответственности в случае, если им самостоятельно выявлены ошибки и представлены в орган ПФР уточненные сведения до момента, когда страхователь узнал об обнаружении органом ПФР недостоверности представленных им сведений.

В письме Пенсионного фонда РФ от 14.12.2004 № КА-09-25/13379 “О применении финансовых санкций в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ” указано о возможности неприменения финансовых санкций, предусмотренных ч. 3 ст. 17 Закона № 27-ФЗ, если страхователь самостоятельно выявил ошибку и представил достоверные сведения по персонифицированному учету.

Такой правоприменительный подход позволит стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами ПФР, снизить напряженность во взаимоотношениях между страхователями и органами ПФР, а также послужить дополнительной аргументацией при защите интересов ПФР.

Приведенный выше подход ПФР поддерживается и судами (смотрите, например, определение ВАС РФ от 25.02.2013 № ВАС-1338/13). Первоначально своевременно представленные страхователем сведения персонифицированного учета, содержащие недочеты, ошибки, впоследствии исправленные обществом, не могут расцениваться как недостоверные сведения, поскольку они скорректированы в соответствии с действующим законодательством (определение Верховного Суда РФ от 03.02.2015 № 310-КГ14-7805).

Порядок ведения ПФР индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, детях, а также сведений о других категориях физических лиц для открытия индивидуального лицевого счета с целью предоставления государственных и муниципальных услуг, установлен Инструкцией о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минтруда России от 21.12.2016 № 766н (вступившей в силу с 19.02.2017, далее – Инструкция).

Из абзаца 3 п. 39 Инструкции следует, что финансовые санкции к страхователю не применяются в случае, если страхователь при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом ПФР самостоятельно представит в территориальный орган ПФР уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период.

Читайте так же:  Необоснованная выгода аргументы для суда

Не применяются санкции также в случае, когда страхователь представляет уточненные (исправленные) индивидуальные сведения в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений, направляемого страхователю территориальным органом ПФР в соответствии с ч. 5 ст. 17 Закона № 27-ФЗ (абзац 2 п. 39 Инструкции).

В постановлении Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.09.2017 № 11АП-11057/17 была рассмотрена ситуация, аналогичная рассматриваемой нами.
Надо сказать, что суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Управление ПФР обоснованно привлекло страхователя к ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 17 Закона № 27-ФЗ.

Однако суд апелляционной инстанции отменил это решение, ссылаясь, в том числе, на п. 39 Инструкции и на вышеупомянутое письмо ПФР от 14.12.2004 № КА-09-25/13379. Суд указал, что в ситуации, когда страхователь самостоятельно обнаружил ошибку и ее исправил, дополнив недостающие сведения персонифицированного учета в соответствии с порядком, установленным ст. 15 Закона № 27-ФЗ, оснований для привлечения к ответственности по ч. 3 ст. 17 Закона № 27-ФЗ не возникает.

Суд также отметил, что по общему правилу, формальный подход к наложению штрафа недопустим; любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности.

Аналогичные выводы представлены в постановлениях АС Поволжского округа от 11.12.2017 № Ф06-27663/17 по делу № А65-15614/2017, Дальневосточного округа от 10.04.2017 № Ф03-924/17 по делу № А16-1601/2016, Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 28.09.2017 № 21АП-1907/17, от 05.05.2017 № 21АП-839/17, Шестого арбитражного апелляционного суда от 15.08.2017 № 06АП-4020/17, Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.05.2017 № 16АП-1355/17.

Порядок проведения проверки правильности заполнения полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета установлен ст. 17 Закона № 27-ФЗ.

Согласно ч. 5 ст. 17 Закона № 27-ФЗ при обнаружении в представленных страхователем сведениях ошибок и (или) несоответствий между представленными сведениями и сведениями, имеющимися у ПФР, уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся расхождений вручается страхователю лично под расписку, направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.

В силу ч. 6 ст. 17 Закона № 27-ФЗ при выявлении правонарушения, ответственность за которое установлена ст. 17 Закона № 27-ФЗ, должностным лицом территориального органа ПФР, установившим правонарушение, составляется акт, который подписывается этим должностным лицом и лицом, совершившим такое правонарушение. Об отказе лица, совершившего правонарушение, подписать акт делается соответствующая запись в акте.

Акт в течение пяти дней с даты его подписания должен быть вручен лицу, совершившему правонарушение, лично под расписку, направлен по почте заказным письмом или передан в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления акта по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день, считая с даты отправления заказного письма (ч. 7 ст. 17 Закона № 27-ФЗ).

При этом положениями ст. 17 Закона № 27-ФЗ не установлен срок для составления акта о выявлении правонарушения, а также не установлена зависимость способа передачи акта страхователю от способа представления страхователем сведений по форме СЗВ-М.

Таким образом, полагаем, что акт о выявлении правонарушения может быть передан страхователю любым из трех способов, перечисленных в ч. 7 ст. 17 Закона № 27-ФЗ.

Согласно ч. 8 ст. 17 Закона № 27-ФЗ лицо, совершившее правонарушение, в случае несогласия с фактами, изложенными в акте, а также с выводами и предложениями должностного лица, обнаружившего факт правонарушения, в течение 15 дней со дня получения акта вправе представить в соответствующий территориальный орган ПФР письменные возражения по акту в целом или по его отдельным положениям, а также приложить к письменным возражениям документы (их копии, заверенные в установленном порядке), подтверждающие обоснованность своих возражений.

В рассматриваемом случае последним днем для направления акта по почте является 21 декабря 2017 года, датой вручения акта считается 29 декабря 2017 года.

Таким образом, последним днем для представления страхователем письменных возражений по акту является 29 января 2018 года.

Согласно ч. 9 ст. 17 Закона № 27-ФЗ акт, а также документы и материалы, представленные лицом, совершившим правонарушение, должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) территориального органа ПФР и решение по ним должно быть вынесено в течение 10 дней со дня истечения срока, в течение которого страхователем могли быть представлены письменные возражения по акту. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.

Территориальный орган ПФР извещает лицо, совершившее правонарушение, о времени и месте рассмотрения акта. Неявка извещенного надлежащим образом лица, привлекаемого к ответственности за совершение правонарушения, или его представителя не лишает возможности руководителя (заместителя руководителя) территориального органа ПФР рассмотреть акт в отсутствие этого лица.

По результатам рассмотрения акта, а также приложенных к нему документов и материалов руководитель (заместитель руководителя) территориального органа ПФР выносит решение:
– о привлечении к ответственности за совершение правонарушения;
– об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения (ч.ч. 10, 11 ст. 17 Закона № 27-ФЗ).

При этом лицо, в отношении которого вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения, вправе в течение трех месяцев со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав, обжаловать это решение в вышестоящий орган ПФР (ч. 14 ст. 17 Закона № 27-ФЗ).

В случае вынесения вышестоящим органом ПФР решения об отказе в удовлетворении жалобы страхователь вправе обжаловать это решение в арбитражный суд.

Видео (кликните для воспроизведения).

При привлечении к ответственности, установленной ст. 17 Закона № 27-ФЗ, могут быть учтены обстоятельства, смягчающие ответственность страхователя, и снижен размер взыскиваемого штрафа (смотрите решение АС Свердловской области от 05.09.2016 по делу № А60-31924/2016, решение АС Липецкой области от 16.02.2017 по делу № А36-12788/2016).

Ответ подготовил: Иванкова Ольга, эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ, аудитор, член Ассоциации “Содружество”
Контроль качества ответа: Королева Елена, рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Свежие новости цифровой экономики на нашем канале в Телеграм

Составляем возражение на акты проверки ПФР

За что может оштрафовать Пенсионный фонд работодателя

Каждый работодатель обязан предоставлять отчетность в ПФР со сведениями о своих работниках:

  • СЗВ-М — ежемесячно до 15-го числа следующего месяца;
  • СЗВ-СТАЖ — ежегодно до 1 марта следующего года.

За непредоставление сведений хотя бы на одного работника организация может быть оштрафована на 500 руб. Если число работников велико, штраф может достигнуть существенных сумм. При несогласии с требованиями ПФР важно грамотно составить возражения на акт Пенсионного фонда.

Когда можно избежать штрафа

По мнению специалистов Пенсионного фонда, штрафа можно избежать. если:

  1. Ошибки обнаружены специалистами ПФР, но организация устранила их в пятидневный срок после получения уведомления о них.
  2. Организация сама нашла ошибку и направила исправления до истечения срока подачи формы. Например, первичный СЗВ-М сдан 5 апреля. 10 апреля организация обнаружила, что не сдала форму на нового работника и сразу предоставила дополняющий СЗВ-М.
  3. После 15-го числа исправляется ошибка по тем сотрудникам, по которым сведения уже поданы.
Читайте так же:  Оплата по счету без заключения договора

Верховный Суд в 2018 году дважды высказал мнение, что применять штрафные санкции к страхователю, который самостоятельно обнаружил, что не сдал на сотрудника СЗВ-М и сдал корректировочный отчет с исправлением, неправомерно (п. 38 Обзора Президиума ВС РФ от 26.12.2018 и Определение ВС РФ от 05.09.2018 № 303-КГ18-5702).

Но на местах инспекторы по-прежнему штрафуют организации, самостоятельно исправившие ошибки. Если вы столкнулись с такой ситуацией, возражение на акт в ПФР СЗВ-М со ссылкой на позицию Верховного Суда поможет отменить или значительно снизить штраф.

Как подать возражение в ПФР по штрафам

У компании есть 15 дней после получения акта проверки на то, чтобы подать возражение на штраф по СЗВ-М. После окончания этого срока у Пенсионного фонда есть 10 дней на вынесение решения по проверке. При вынесении решения контролирующий орган должен рассмотреть точку зрения организации. Страхователь имеет право присутствовать на рассмотрении.

Как показывает практика, при вынесении решения ПФР нечасто отказывается от штрафа или снижает его сумму. Но если организация сможет четко отстоять свою точку зрения и руководство Фонда увидит безнадежность судебного разбирательства, штраф может быть отменен.

Если этого не произошло, организация всегда может оспорить неправомерное решение в суде.

Возражение на акт проверки Пенсионного фонда: образец

Составляются возражения в Пенсионный фонд СЗВ-М в произвольной форме. Регламентированного бланка нет. Но чтобы Пенсионный фонд рассмотрел письменное мнение компании, необходимо соблюсти некоторые правила:

  1. Составление документа необходимо начать с указания реквизитов страхователя и отделения ПФР, проводившего проверку. Обязательно укажите регистрационный номер организации и ИНН. Именно по этим реквизитам компанию идентифицирует контролирующий орган.
  2. В тексте сделайте ссылки на номер и дату акта проверки, к которому составляется ответ. Также следует указать Ф.И.О. специалиста, проводившего проверку.
  3. Изложите, за что начислены штрафные санкции.
  4. Выразите свое мнение о несогласии с начислением штрафов и укажите доводы, почему считаете их ошибочными. Обязательно делайте ссылки на правовые акты, судебные решения и мнения ВС РФ.
  5. Документ необходимо подписать у руководителя организации и предоставить его в территориальный орган Пенсионного фонда.

Образец возражения по акту проверки ПФР

Возражения в ФСС по акту проверки

Кроме Пенсионного, работодатели отчитываются еще в один внебюджетный фонд. А именно в Фонд социального страхования (ФСС). ФСС контролирует начисление и уплату взносов от несчастных случаев на производстве. А также проверяет правильность выплат пособий на соцстрахование по нетрудоспособности, в связи с материнством и других.

ФСС также проводит камеральные и выездные проверки страхователей. И если находит нарушения, выносит решение о непринятии сумм выплаченных пособий к зачету или о взыскании штрафов. У страхователя есть возможность оспорить доначисления, подав возражение на акт проверки ФСС. Образец приведем для того же примера. Порядок его формирования аналогичен.

Возражайте, и Вас услышат!

И. Соме, эксперт по трудовому праву

Сотрудники Пенсионного фонда и Фонда социального страхования проводят совместные выездные проверки. При этом территориальные отделения ПФР изучают взносы на обязательное пенсионное (перечисляются в ПФР) и медицинское (перечисляются в ФОМС) страхование, а – территориальные отделения ФСС России взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (уплачиваются в ФСС РФ). Об этом сказано в пункте 1 статьи 3 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ (далее – Закон № 212-ФЗ).

Учреждение попадает в «зону риска», если (письмо от 21 декабря 2010 г. ПФ РФ № ТМ-30-24/13848, ФСС № 02-03-08/13-2872):

1. в количестве расчетов, представленных в органы ПФР и ФСС РФ, есть несоответствия;

2. у учреждения есть расходы, финансируемые за счет средств бюджета ФСС РФ;

3. индивидуальные сведения представлены несвоевременно;

4. существуют выплаты, не облагаемые страховыми взносами;

5. применяются пониженные тарифы страховых взносов (в том числе, наряду с общим тарифом);

6. выявлены несоответствия в расчетах по итогам проведения камеральных проверок;

7. есть задолженность по страховым взносам свыше двух отчетных периодов подряд;

8. при неизменной численности работников, начисленные в отчетном периоде суммы взносов меньше, чем за предыдущий период;

9. в расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам неоднократно вносились поправки;

10. подошел срок проверки (не чаще одного раза в три года).

«Новые проверки» – старые правила

Несмотря на то, что Фонды объявили о совместных проверках, каждый из них будет руководствоваться главой 5 Закона № 212-ФЗ, а также своими нормативными актами. К примеру, ФСС – Методическими указаниями (утверждены постановлением ФСС от 7 апреля 2008 г. № 81), а ПФР – новыми временными Методическими рекомендациями (утверждены распоряжением, одобренным правлением ПФ РФ от 11.05.2010 г. № 127р). Поэтому если Вы не согласны с точкой зрения сотрудников обоих Фондов, придется составить два акта возражения.

Если организации не согласны с актом проверки (выездной или камеральной), с выводами и предложениями проверяющих, она может представить письменные возражения по акту в целом или по его отдельным положениям (п. 5 ст. 38 Закона № 212-ФЗ). Это нужно сделать в течение 15 дней со дня получения акта. Например, если учреждение получит акт 1 марта, то последним днем, когда оно сможет подать возражения является 23 марта. Дело в том, что речь идет о рабочих, а не календарных днях (по аналогии с п. 6 ст. 6.1 НК РФ и п. 23 Методических указаний, утвержденных постановлением ФСС РФ от 07.04.2008 г. № 81).

К возражениям организация вправе (а на практике – должна для своей же пользы) приложить документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность претензий. Передать документы в Фонды можно и позже. Но для этого нужно заранее согласовать срок их передачи. Однако, во избежание проблем, лучше это также сделать в течение 15 дней со дня получения акта.

За расторопность ревизоры поплатятся

Важно заметить, что если ревизоры вынесут решение о привлечении страхователя к ответственности до истечения 15-дневного срока со дня вручения акта проверки, суд признает такое решение незаконным (постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 1 декабря 2010 г. по делу № А78-2578/2010). Дело в том, что пункт 1 статьи 39 Закона № 212-ФЗ гласит: руководитель контролирующего органа должен рассмотреть акт проверки, другие материалы ревизии, а также представленные проверяемым лицом (его уполномоченным представителем) письменные возражения по акту. На их основании он должен вынести решение в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в пункте 5 статьи 38 Закона № 212-ФЗ (15 дней со дня получения акта проверки).

[2]

Разногласия по акту проверки оформляют в свободной форме. В обязательном порядке нужно указать наименование, ИНН, КПП учреждения и инспекции, адрес учреждения, время проведения ревизии.

Читайте так же:  Бухучет в кредитных организациях

При оформлении акта разногласий также как и в жизни действует правило «пяти минут»: именно это время человек еще сосредоточен на том, что ему говорят. Также и с документами: суть проблемы нужно изложить на первой странице возражений. Далее следует оговорить те пункты акта проверки и виды взносов, по которым Вы не согласны с ревизорами, привести доводы. При этом не нужно перегружать текст, писать длинные тексты, приводить бухгалтерские записи и множество ссылок на законодательные акты (постарайтесь ограничиться самыми важными).

В конце возражений на акт проверки нужно сформулировать просьбу об исключении из акта конкретных пунктов, по которым Вы не согласны.

Образцы возражений в ПФР и ФСС можно увидеть здесь.

Как сотрудники ПФР будут проводить выездные проверки страхователей

Стали известны правила, по которым сотрудники подразделений Пенсионного фонда будут осуществлять выездные проверки плательщиков страховых взносов. Временные методические рекомендации утверждены распоряжением Правления ПФР от 11.05.10 № 127р (далее — распоряжение № 127р). Знание положений этого документа, безусловно, будет полезно бухгалтерам.

Вводная информация

Проверкам страхователей посвящены статьи 33-39 Федерального закона от 24.07.09 № 212-ФЗ (далее — закон № 212-ФЗ)*. Во многом положения этих статей повторяют правила, которым во время выездных налоговых проверок должны следовать налоговики. Но есть и отличия, о которых также будет рассказано ниже.

Здесь же отметим, что ревизоры из территориальных органов ПФР наделены правом контролировать взносы не только в Пенсионный фонд, но и в фонды медицинского страхования. Сотрудники ПФР также вправе не только проверять страхователей, но и начислять санкции, и взыскивать недоимку.

По закону № 212-ФЗ выездные проверки по страховым взносам должны совместно проводить контролеры из ФСС и ПФР на основании ежегодно утверждаемых планов (п. 3 ст. 33). В конце прошлого года эти госорганы заключили соответствующее соглашение о взаимодействии. Заметим, что проверки со стороны фондов никак не связаны с налоговым контролем. В законе № 212-ФЗ не предусмотрено ни права, ни обязанности фондов согласовывать свой график ревизий с налоговиками.

Насколько часто могут приходить контролеры

В отличие от Налогового кодекса, в законе № 212-ФЗ закреплено четкое правило о периодичности выездных проверок: проверяющие из фондов могут приходить к страхователям не чаще чем один раз в три года (п. 10 ст. 35 закона № 212-ФЗ).

В рамках такой проверки может быть исследован период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о ее назначении. При этом рекомендуется проверять лишь законченные расчетные периоды (напомним, что расчетным периодом признается календарный год). То есть проверку надо проводить не ранее срока сдачи отчетности за последний из проверяемых расчетный период (п. 5.1, 5.2 распоряжения № 127р). Получается, что выездные проверки взносов по новым правилам начнутся с февраля 2011 года.

Запрет на две и более проверки в течение трех лет исключает повторные выездные проверки со стороны сотрудников ПФР. Но, поскольку выездной проверкой может быть охвачен трехлетний период, предшествующий году ее назначения, ни один расчетный период не останется без внимания ревизоров.

Отметим и исключения из общего правила. Так, выездная проверка компании в случае реорганизации или ликвидации может проводиться независимо от того, когда состоялась предыдущая ревизия.

Кроме того, число выездных проверок организаций не зависит от числа проверок обособленных подразделений. Речь идет об обособленных подразделениях, имеющих отельный баланс, расчетный счет и начисляющих выплаты работникам. Такие подразделения могут проверяться отдельно от головного офиса.

Как долго продлится проверка

Выездная проверка, в отличие от камеральной, организовывается по решению руководителя (или заместителя руководителя) территориального органа ПФР. Форма такого решения утверждена приказом Минздравсоцразвития России от 07.12.09 № 957н (далее — приказ № 957н). В комментируемом распоряжении № 127р особо отмечается: прийти к страхователю контролеры могут только при наличии указанного решения и служебных удостоверений (п. 4.2). Экземпляр решения о назначении проверки вручается страхователю. Если этого не сделано, либо если проверяющие не предъявили удостоверений, у компании есть полное право не пускать их на свою территорию.

Время нахождения ревизоров у плательщика строго ограничено. Так выездная проверка компании может продолжаться не более двух месяцев, а проверка обособленного подразделения — не более одного месяца. Эти сроки отсчитываются со дня вынесения решения о назначении проверки, а заканчиваются в день составления справки о проверке.

Правда, проверка может быть приостановлена. Основания для этого следующие: истребование документов или информации у плательщика взносов; перевод представленных документов на русский язык; запрос информации у иностранных госорганов (п. 13 ст. 35 закона № 212-ФЗ). Перерыв по первому или второму основанию не может превышать шести месяцев. А вот запрос информации у иностранцев дает контролерам право завершить проверку через 11 месяцев после ее начала. Приостановление, а также возобновление проверки оформляются решениями, формы которых утверждены приказом № 957н.

Какие документы проверят обязательно

Поскольку закон № 212-ФЗ ограничивает число проверок, можно предположить, что каждую возможность проверить страхователя контролеры будут использовать по максимуму.

В комментируемом распоряжении названы документы, которые инспекторы обязательно должны исследовать в ходе любой выездной проверки. К ним относятся:
– учредительные документы;
– приказы об учетной политике;
– лицензии;
– расчеты по взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование;
– книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций;
– бухгалтерская отчетность, в том числе годовые отчеты, пояснительные записки к ним, аудиторские заключения;
– регистры бухгалтерского и налогового учета, в том числе главные книги, журналы учета хозяйственных операций, журналы-ордера, ведомости;
– трудовые и гражданско-правовые договоры с физическими лицами;
– банковские и кассовые документы;
– первичные документы бухгалтерского учета.
Все перечисленные документы должны иметь отношения к проверяемому периоду (п. 7.1 распоряжения № 127р).

В какой срок нужно представить документы

Отдельно остановимся на процедуре истребования у плательщика документов во время проверки. Напомним, что выполнять необходимо только требование, составленное строго по форме (приводится в приказе № 957н), и лишь в том случае, если в нем указано, какие конкретно документы нужно представить проверяющим. Срок представления документов составляет 10 рабочих дней со дня вручения требования (п. 6 ст. 4, п. 5 ст. 37 закона № 212-ФЗ), а за каждый непредставленный документ контролеры могут выписать штраф в 50 рублей.

Читайте так же:  Стоимость «платона» за 1 км

Если страхователь не укладывается в обозначенный срок, нужно на следующий же день после получения требования письменно уведомить об этом проверяющих. В уведомлении указывается причина задержки и реальный срок, в который компания может собрать и представить документы. Продление 10-дневного срока (или отказ в нем) зависит от усмотрения представителей фонда. На подготовку ответа им отводится два дня.

Также отметим, что документы представляются в виде копий, заверенных компанией. Изымать подлинники документов или требовать нотариально заверенные копии контролеры не вправе.

Когда могут доначислить взносы по аналогии

Установлены три случая, когда проверяющие ПФР вправе расчетным путем определить сумму взносов (на основании информации о самом страхователе и аналогичных плательщиках). Перечислим эти случаи:
– отказ плательщика страховых взносов пустить представителей фонда на проверку (если у них есть решение о назначении проверки и удостоверения);
– отсутствия учета объектов обложения страховыми взносами (выплат и иных вознаграждений);
– ведение учета облагаемых выплат и вознаграждений с нарушением порядка, в результате чего невозможно определить сумму взносов (п. 7.3 распоряжения № 127р).

Напомним, что для отражения сумм начисленных выплат и вознаграждений и страховых взносов предусмотрена карточка индивидуального учета (утверждена совместным письмом ПФР от 26.01.10 № АД-30-24/691и ФСС от 14.01.10 № 02-03-08/08-56). Таким образом, отсутствие указанной карточки или нарушение порядка ее ведения позволит контролерам рассчитать взносы по аналогии.

Как оформят результаты проверки

По результатам выездной проверки составляется справка, один экземпляр которой передается страхователю. На основании этой справки специалист ПФР, осуществлявший проверку, должен в двухмесячный срок подготовить акт проверки. Формы справки и акта приведены в приказе № 957н. В акте должны быть зафиксированы и описаны все нарушения, выявленные у страхователя.

Если действовать в точном соответствии с новыми рекомендациями ПФР, то контролеры должны вручить акт проверки лично плательщику под расписку. На это у них есть пять рабочих дней. И только в том случае, если страхователь уклоняется от получения акта, документ следует направить заказным письмом по месту нахождения компании (обособленного подразделения) или месту жительства плательщика взносов. В таком случае считается, что акт получен на шестой рабочий день с даты отправки (п. 4 ст. 38 закона № 212-ФЗ).

Как и Налоговый кодекс, закон № 212-ФЗ дает плательщикам право в течение 15 дней с момента получения акта представить свои возражения (п. 5 ст. 38 закона № 212-ФЗ). К возражениям желательно приложить документы (их копии), подтверждающие доводы страхователя. А если у компании имеются смягчающие вину обстоятельства, об этом также лучше сообщить в возражении на акт проверки.

На то, чтобы рассмотреть акт проверки и возражения страхователя и вынести решение о привлечении (либо об отказе в привлечении) к ответственности у сотрудников ПФР есть 10 дней. Этот срок может быть продлен, но не более чем на один месяц (п. 1 ст. 39 закона № 212-ФЗ).

Заметим, что закон № 212-ФЗ (в отличие от Налогового кодекса) не наделяет инспекторов фондов правом проводить дополнительные контрольные мероприятия. Напомним, что согласно статье 101 НК РФ к таким мероприятиям относятся: истребование информации о налогоплательщике, допрос свидетелей, проведение экспертизы. Вместе с тем пункт 7 статьи 39 закона № 212-ФЗ позволяет специалистам фондов на этапе вынесения решения по проверке истребовать у плательщика дополнительные документы. Правила представления документов при вынесении решения по проверке ничем не отличаются от порядка, который применяется во время ревизии (см. выше).

Поскольку ни в законе № 212-ФЗ, ни в комментируемом распоряжении не установлен срок на исследование дополнительных документов, можно предположить, что контролеры должны уложиться в 10 дней (один месяц), отведенные на вынесение итогового решения по проверке.

Закон № 212-ФЗ обязывает руководителя (заместителя руководителя) территориального органа фонда известить страхователя о времени и месте рассмотрения материалов проверки. Но невыполнение этой обязанности не считается безусловным основанием для отмены решения по проверке (во всяком случае, в законе № 212-ФЗ об этом ничего не сказано). Напомним, что неуведомление налогоплательщика о том, где и когда будут рассматриваться материалы налоговой проверки, является существенным процедурным нарушением (п. 14 ст. 101 НК РФ) и суды очень часто отменяют решения налоговиков по этому основанию.

Куда обжаловать решение по проверке

Копия решения по проверке вручается страхователю в течение пяти дней после вынесения документа или направляется по почте заказным письмом. В последнем случае считается, что документ получен по истечении шести дней. С получения решения начинается отсчет 10 рабочих дней, по истечении которых решение по проверке вступает в законную силу (п. 12, 13 статьи 39 закона № 212-ФЗ). Вступление решения в силу дает сотрудникам ПФР право направить компании требование о перечислении недоимки, пеней и штрафа. Неисполнение такого требования является основанием для взыскания задолженности за счет денежных средств и имущества плательщика.

Обжаловать решение по проверке страховых взносов можно либо в вышестоящий орган фонда, либо сразу в суд, либо одновременно в обе инстанции — на усмотрение страхователя (ст. 53-56 закона № 212-ФЗ). Cрок на обжалование одинаковый — три месяца со дня, когда страхователь узнал или должен был узнать о нарушении своего права (п. 2 ст. 55 закона № 212-ФЗ, п. 4 ст. 198 АПК РФ). Напомним, что Налоговый кодекс не оставляет налогоплательщикам возможности выбора: с 1 января 2009 года соблюдение досудебного порядка обжалования решений, вынесенных по итогам налоговых проверок, обязательно (п. 5 ст.101.2 НК РФ).

Видео (кликните для воспроизведения).

*«О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования».

Источники


  1. Клименко, А. В. Теория государства и права / А.В. Клименко, В.В. Румынина. — М.: Высшая школа, Мастерство, 2000. — 224 c.

  2. Лазарев, В. В. История и методология юридической науки. Университетский курс для магистрантов юридических вузов / В.В. Лазарев, С.В. Липень. — М.: Норма, Инфра-М, 2016. — 496 c.

  3. Мархгейм, М. В. Правоведение / М.В. Мархгейм, М.Б. Смоленский, Е.Е. Тонков. — М.: Феникс, 2009. — 416 c.
  4. Сборник постановлений пленума верховного суда СССР. (1924-1977 гг.) (комплект из 2 книг). — М.: Известия Советов народных депутатов СССР, 2016. — 822 c.
  5. Колюшкина, Л.Ю. Теория государства и права / Л.Ю. Колюшкина. — М.: Дашков и К°, 2012. — 579 c.
Возражения по акту проверки пфр (образец)
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here