Внесение изменений в учетную политику

Важный материал на тему: "Внесение изменений в учетную политику" с профессиональной точки зрения. Если возникнут вопросы, вы всегда их можете задать дежурному юристу.

Внесение изменений в учетную политику

«Бюджетные учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение», 2009, N 12

Подходит к завершению текущий финансовый год (налоговый период), и если учреждения планируют в следующем финансовом году внести какие-либо изменения в бюджетный или налоговый учет, то сейчас самое время для проведения такой работы. Обычно на конец года приходится формирование учетной политики, в соответствии с которой в учреждении организуется учет. В этой статье напомним читателям, что конкретно может быть изменено в их учетной политике в целях налогообложения.

Статьей 5 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон о бухгалтерском учете) предусмотрено, что учреждения, руководствуясь законодательством РФ о бухгалтерском учете и нормативными актами органов, регламентирующих бухгалтерский учет, самостоятельно формируют свою учетную политику, исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей деятельности. Принятая учетная политика утверждается приказом или распоряжением лица, ответственного за организацию и состояние бухгалтерского учета (ст. 6 Закона о бухгалтерском учете), и применяется последовательно из года в год. Внесение изменений в учетную политику в целях налогообложения можно оформить отдельным приказом руководителя.

Если же изменения многочисленные, то лучше составить и утвердить учетную политику учреждения заново.

Рассмотрим, что конкретно может быть предусмотрено в учетной политике в целях налогообложения. В большинстве случаев это касается исчисления налога на прибыль, НДС и страховых взносов.

Налог на прибыль

При составлении учетной политики в целях налогового учета учреждения могут:

  • предусмотреть применение амортизационной премии;
  • изменить метод начисления амортизации и размер суточных;
  • перечислить конкретные виды НИР и ОКР, по которым расходы принимаются с коэффициентом 1,5 (Постановление Правительства РФ N 988 );
  • предусмотреть также другие положения, касающиеся порядка начисления налогов и взносов.

Постановление Правительства РФ от 24.12.2008 N 988 «Об утверждении Перечня научных исследований и опытно-конструкторских разработок, расходы налогоплательщика на которые в соответствии с пунктом 2 статьи 262 части второй Налогового кодекса Российской Федерации включаются в состав прочих расходов в размере фактических затрат с коэффициентом 1,5».

Амортизационная премия. Если учреждение планирует в следующем году приобретать основные средства за счет внебюджетных источников, то согласно п. 9 ст. 258 НК РФ часть расходов на капитальные вложения в основные средства оно может признать единовременно при расчете налога на прибыль в виде амортизационной премии. При этом данным пунктом установлен разный ее максимальный размер, который зависит от того, к какой амортизационной группе относятся основные средства:

  • если к первой, второй и к восьмой, девятой, десятой группам, то размер амортизационной премии не может быть более 10% их первоначальной стоимости;
  • если к третьей — седьмой группам, то — не более 30%.

Аналогичный размер амортизационной премии установлен и для расходов, понесенных в случае достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения или частичной ликвидации основных средств.

Налоговым кодексом не уточняется: ко всем основным средствам, входящим в определенную амортизационную группу (например, в первую, вторую и восьмую, девятую, десятую), нужно применять одинаковый размер амортизационной премии или можно устанавливать для каждой из этих амортизационных групп разные проценты, но не превышающие 10% их первоначальной стоимости. Поскольку таких указаний в НК РФ не содержится, то, по мнению автора, учреждения вправе применять в отношении основных средств, входящих в отдельные амортизационные группы, разный размер амортизационной премии.

В связи с тем что Налоговым кодексом учреждениям предоставлено право, а не обязанность по применению амортизационной премии, принятое им решение нужно закрепить в учетной политике. В случае принятия решения о ее применении в учетной политике необходимо указать конкретные размеры применяемой амортизационной премии, которые не могут превышать вышеуказанные размеры.

В учетной политике следует также отразить порядок формирования первоначальной стоимости основного средства и капитальных затрат. Объекты основных средств после их ввода в эксплуатацию должны включаться в амортизационные группы (подгруппы) по своей первоначальной стоимости за вычетом не более 10% (не более 30% — в отношении основных средств, относящихся к третьей — седьмой амортизационным группам) первоначальной стоимости, отнесенных в состав расходов отчетного (налогового) периода. Такие же правила действуют в отношении сумм, на которые изменяется первоначальная стоимость объектов в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации объектов, учитываемых в суммарном балансе амортизационных групп (подгрупп).

Метод начисления амортизации. Как и прежде, Налоговый кодекс предусматривает два метода начисления амортизации: линейный и нелинейный. В учетной политике учреждения указывается выбранный метод начисления амортизации, который следует применять с начала календарного года.

Если учреждение начисляло амортизацию линейным методом, то оно вправе перейти с начала следующего финансового года на нелинейный метод.

Применение нелинейного метода начисления амортизации предполагает единовременное списание остатка суммарного баланса, ставшего меньше установленного предела (20 000 руб.) (п. 12 ст. 259.2 НК РФ). Это является правом учреждения, а не обязанностью. Поэтому, если учреждение будет использовать положения данной статьи, на это должно быть указано в учетной политике.

Начисление амортизации при создании, ликвидации и реорганизации учреждения. В учетной политике должно быть предусмотрено, что с возникновением одного из перечисленных случаев, при котором налоговый период для таких учреждений может начинаться либо заканчиваться до окончания календарного месяца, порядок начисления амортизации производится с учетом следующих особенностей:

  • амортизация начисляется ликвидируемым учреждением по месяц (включительно), в котором завершена ликвидация, а реорганизуемым учреждением — по месяц (включительно), в котором в установленном порядке завершена реорганизация;
  • амортизация начисляется учреждением, созданным в результате реорганизации с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была осуществлена его государственная регистрация.

Размер суточных. Подпунктом 12 п. 1 ст. 264 НК РФ предусмотрено, что в состав прочих расходов включаются суточные, причем их размер на законодательном уровне не утвержден. Обязанность по определению их размера возложена на учреждения, поэтому, если учреждение планирует изменить ранее установленный размер, новый размер суточных должен быть утвержден в учетной политике (ст. 168 ТК РФ).

Расходы на НИР, ОКР. Пунктом 2 ст. 262 НК РФ установлена норма, согласно которой затраты на НИР, ОКР, в том числе и безрезультативные, признаются в расходах единовременно и с повышающим коэффициентом 1,5. Постановлением Правительства РФ N 988 определен Перечень данных НИР и ОКР.

Читайте так же:  Расчет индекса доходности

Таким образом, если в учреждении проводятся НИР и ОКР, включенные в этот Перечень, то конкретные их виды должны быть указаны в учетной политике. Списание расходов, произведенных в связи с этими разработками, должно осуществляться по правилам Налогового кодекса, то есть единовременно в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, и с коэффициентом 1,5.

Расходы по другим разработкам, не указанным в вышеназванном Постановлении, равномерно включаются в состав прочих расходов в течение года при условии их использования в производстве и (или) при реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг) с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором завершены такие исследования (отдельные этапы исследований).

Списание недоначисленной амортизации. Учреждения при ликвидации амортизируемого имущества вправе включать суммы недоначисленной в соответствии с установленным сроком полезного использования амортизации в состав внереализационных расходов, не связанных с производством и реализацией, по объектам амортизируемого имущества, по которым амортизация начисляется линейным методом (пп. 8 п. 1 ст. 265 НК РФ). Объекты амортизируемого имущества, по которым амортизация начисляется нелинейным методом, выводятся из эксплуатации только по истечении срока его полезного использования без изменения суммарного баланса этой амортизационной группы (подгруппы) на дату вывода данного объекта амортизируемого имущества из ее состава. При этом начисление амортизации, исходя из суммарного баланса данной амортизационной группы (подгруппы), продолжается (п. 13 ст. 259.2 НК РФ). Такой порядок списания сумм недоначисленной амортизации при ликвидации амортизируемого имущества указывается в учетной политике.

Налог на добавленную стоимость

Данный подраздел учетной политики составляют образовательные учреждения, осуществляющие приносящую доход деятельность и являющиеся плательщиками НДС по отдельным операциям или видам этой деятельности.

Выставление счета-фактуры при поступлении предварительной оплаты. Налоговый кодекс обязывает учреждения выставлять счета-фактуры при получении предоплаты (частичной оплаты) в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав (п. 3 ст. 168 НК РФ).

В Письме от 06.03.2009 N 03-07-15/39 Минфином приведены разъяснения по поводу выставления счетов-фактур при поступлении предварительной оплаты. Финансовым органом было указано, что счета-фактуры выставляются не только при поступлении сумм предварительной оплаты, но и при безденежной форме осуществления оплаты (частичной оплаты).

Однако, если в счет полученной предоплаты поставляют товары (выполняют работы, оказывают услуги), подлежащие обложению НДС по нулевой ставке, а также не облагаемые этим налогом, счет-фактуру выставлять не следует.

Кроме того, в случае если в течение пяти календарных дней, считая со дня получения предварительной оплаты (частичной оплаты), осуществляется отгрузка товаров (выполнение работ, оказание услуг, передача имущественных прав) в счет данной оплаты (частичной оплаты), то счета-фактуры по предварительной оплате (частичной оплате) выставлять покупателю не следует.

Поскольку вышеуказанный порядок выставления счета-фактуры в Налоговом кодексе не определен (только указан в Письме Минфина России N 03-07-15/39), то его следует предусмотреть в учетной политике.

Принятие «входного» НДС к вычету. Учреждения, предварительно перечислившие суммы в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг, передачи имущественных прав), вправе принять к вычету суммы налога, предъявленные продавцом этих товаров (работ, услуг, имущественных прав) (п. 12 ст. 171 НК РФ). При этом п. 9 ст. 172 НК РФ установлено, что указанные вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при получении предварительной оплаты (частичной оплаты), документов, подтверждающих фактическое перечисление этих сумм, и при наличии договора, предусматривающего их перечисление.

Ввиду того что Налоговым кодексом предусмотрено право плательщика на вычет НДС по перечисленным суммам предварительной оплаты (частичной оплаты), а не обязанность, в учетной политике учреждения нужно указать — будет учреждение использовать свое право или нет.

Страховые взносы

С 2010 г. в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» вместо единого социального налога вводятся страховые взносы в государственные внебюджетные фонды.

В результате положения учетной политики, касающиеся начисления ЕСН, утрачивают силу и не должны присутствовать в ней.

Нелишним будет указать в учетной политике, что будет являться базой для исчисления страховых взносов: сумма выплат и иных вознаграждений, признаваемых объектом обложения.

В свою очередь объектом обложения при исчислении страховых взносов (ст. 7 Федерального закона N 212-ФЗ) признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по авторским договорам.

В учетной политике следует указать, что предельная величина базы для начисления страховых взносов в отношении каждого физического лица (не должна превышать 415 000 руб. нарастающим итогом с начала расчетного периода (п. 4 ст. 8 Федерального закона N 212-ФЗ)) подлежит ежегодной индексации в соответствии с ростом средней заработной платы в РФ.

Пять правил, которые помогут внести изменения и дополнения в учетную политику для целей бухгалтерского учета

Начало года для бухгалтера — время пересмотреть свою учетную политику и при необходимости внести в нее дополнения и изменения. Разобраться в том, чем различаются эти понятия, как такие действия правильно осуществляются, как отражаются последствия внесенных изменений, какие существуют ограничения на изменение учетной политики для целей бухгалтерского учета, поможет наша статья.

Учетная политика должна быть в каждой организации и формируется она один раз — при создании организации. В дальнейшем принятая учетная политика применяется последовательно из года в год (п. 5 ст. 8 Закона «О бухгалтерском учете»). При этом организация может при необходимости вносить в свою учетную политику дополнения и (или) изменения. То есть, ни ежегодно формировать учетную политику для целей бухгалтерского учета, ни заново ее переписывать (в той части, в которой она не претерпевает никаких изменений) нет никакой необходимости.

Вебинары для бухгалтеров в Контур.Школе: изменения законодательства, особенности бухгалтерского и налогового учета, отчетность, зарплата и кадры, кассовые операции.

Как внести дополнения…

Правило 1. Дополнения в учетную политику вносятся тогда, когда такая необходимость возникла и вовсе необязательно с начала года. Применяются они сразу же после утверждения руководителем организации. В течение года организация может дополнять учетную политику несколько раз, поскольку законодательство не устанавливает никаких ограничений.

Правило 2. При формировании учетной политики не вносите в нее все, что вы знаете о бухгалтерском учете. Например, если у вас в организации нет нематериальных активов, то нет необходимости прописывать в учетной политике способы бухгалтерского учета нематериальных активов. Кроме того, отражать нужно только те способы учета, которые относятся к текущим видам деятельности.

[3]

… и как внести изменения

В отличие от дополнений, которые можно вносить в учетную политику, когда угодно и сколько угодно (т.е. по мере необходимости), порядок внесения изменений в учетную политику строго регламентирован.

Читайте так же:  Унифицированная форма ко-1

Правило 3. Изменить учетную политику вы сможете всего в трех случаях (п. 6 ст. 8 Закона «О бухгалтерском учете», п. 10 ПБУ 1/2008). Если:

  • изменились требования, установленные законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами.
  • организация разработала (выбрала) новые способы ведения бухгалтерского учета с целью повышения качества информации об объекте бухгалтерского учета.

Применение нового способа ведения бухгалтерского учета предполагает более достоверное представление фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и отчетности организации или меньшую трудоемкость учетного процесса без снижения степени достоверности информации;

  • существенное изменение условий деятельности организации. Это может быть связано с реорганизацией, изменением видов деятельности и т п.

Правило 4. Новые (измененные) правила необходимо ввести с начала отчетного года (п. 7 ст. 8 Закона «О бухгалтерском учете», п. 12 ПБУ 1/2008).

Правило 5. Обязательно нужно отразить последствия изменения учетной политики в бухгалтерской отчетности.

По общему правилу организация должна отразить результаты изменения учетной политики ретроспективно, т.е. пересчитать данные бухгалтерской отчетности предыдущих периодов исходя из предположения, что в этих периодах применялась новая (измененная) учетная политика (п. п. 13 — 16 ПБУ 1/2008).

Вебинары для бухгалтеров в Контур.Школе: изменения законодательства, особенности бухгалтерского и налогового учета, отчетность, зарплата и кадры, кассовые операции.

Внесение изменений в учетную политику

«Учреждения культуры и искусства: бухгалтерский учет и налогообложение», 2009, N 12

Завершается текущий финансовый год (налоговый период), и если учреждения планируют в следующем финансовом году внести какие-либо изменения в бюджетный или налоговый учет, то сейчас самое время для проведения такой работы. Обычно на конец года приходится формирование учетной политики, в соответствии с которой в учреждении организуется учет. В этой статье напомним читателям, что может быть изменено в их учетной политике в целях налогообложения.

Статьей 5 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон о бухгалтерском учете) предусмотрено, что учреждения, руководствуясь законодательством РФ о бухгалтерском учете и нормативными актами органов, регламентирующих бухгалтерский учет, самостоятельно формируют учетную политику, исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей деятельности. Принятая учетная политика утверждается приказом или распоряжением лица, ответственного за организацию и состояние бухгалтерского учета (ст. 6 Закона о бухгалтерском учете), и применяется последовательно из года в год. Внесение изменений в учетную политику в целях налогообложения можно оформить отдельным приказом руководителя.

Если же изменения многочисленны, то лучше составить и утвердить учетную политику учреждения заново.

Рассмотрим, что может быть предусмотрено в учетной политике в целях налогообложения. В большинстве случаев это касается исчисления налога на прибыль, НДС и страховых взносов.

Налог на прибыль

При составлении учетной политики в целях налогового учета учреждения могут:

  • предусмотреть применение амортизационной премии;
  • изменить метод начисления амортизации и размер суточных;
  • перечислить конкретные виды НИР и ОКР, по которым расходы принимаются с коэффициентом 1,5 (Постановление Правительства РФ N 988 );
  • предусмотреть также другие положения, касающиеся порядка начисления налогов и взносов.

Постановление Правительства РФ от 24.12.2008 N 988 «Об утверждении перечня научных исследований и опытно-конструкторских разработок, расходы налогоплательщика на которые в соответствии с пунктом 2 статьи 262 части второй Налогового кодекса Российской Федерации включаются в состав прочих расходов в размере фактических затрат с коэффициентом 1,5».

Амортизационная премия. Если учреждение планирует в следующем году приобретать основные средства за счет внебюджетных источников, то согласно п. 9 ст. 258 НК РФ часть расходов на капитальные вложения в основные средства оно может признать единовременно при расчете налога на прибыль в виде амортизационной премии. При этом данным пунктом установлен разный максимальный размер премии, который зависит от того, к какой амортизационной группе относятся основные средства:

  • если к первой, второй и восьмой, девятой, десятой группам, то размер амортизационной премии не может быть более 10% их первоначальной стоимости;
  • если к третьей по седьмую группы — не более 30%.

Аналогичный размер амортизационной премии установлен и для расходов, понесенных в случае достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения или частичной ликвидации основных средств.

Налоговым кодексом не уточняется: ко всем основным средствам, входящим в определенную амортизационную группу (например, в первую, вторую и восьмую, девятую, десятую), нужно применять одинаковый размер амортизационной премии или можно устанавливать для каждой из этих амортизационных групп разные проценты, но не превышающие 10% их первоначальной стоимости. Поскольку таких указаний не содержится, то, по мнению автора, учреждения вправе применять в отношении основных средств, входящих в отдельные амортизационные группы, разный размер амортизационной премии.

Видео (кликните для воспроизведения).

В связи с тем что Налоговым кодексом учреждениям предоставлено право, а не обязанность по применению амортизационной премии, принятое ими решение нужно закрепить в учетной политике. При этом нужно указать конкретные размеры применяемой амортизационной премии, которые не могут превышать вышеназванные размеры.

В учетной политике следует также отразить порядок формирования первоначальной стоимости основного средства и капитальных затрат. Объекты основных средств после их ввода в эксплуатацию должны включаться в амортизационные группы (подгруппы) по своей первоначальной стоимости за вычетом не более 10% (не более 30% — в отношении основных средств, относящихся к третьей — седьмой амортизационным группам) первоначальной стоимости, отнесенных в состав расходов отчетного (налогового) периода. Такие же правила действуют в отношении сумм, на которые изменяется первоначальная стоимость объектов в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации объектов, учитываемых в суммарном балансе амортизационных групп (подгрупп).

Метод начисления амортизации. Как и прежде, Налоговый кодекс предусматривает два метода начисления амортизации: линейный и нелинейный. В учетной политике учреждения указывается выбранный метод начисления амортизации, который следует применять с начала календарного года.

Читайте так же:  Методы инвентаризации

Если учреждение начисляло амортизацию линейным методом, то оно вправе перейти с начала следующего финансового года на нелинейный метод.

Применение нелинейного метода начисления амортизации предполагает единовременное списание остатка суммарного баланса, ставшего меньше установленного предела (20 000 руб.) (п. 12 ст. 259.2 НК РФ). Это является правом учреждения, а не обязанностью. Поэтому, если учреждение будет использовать положения данной статьи, на это должно быть указано в учетной политике.

Начисление амортизации при создании, ликвидации и реорганизации учреждения. В учетной политике должно быть предусмотрено, что с возникновением одного из перечисленных случаев, при котором налоговый период для таких учреждений может начинаться либо заканчиваться до окончания календарного месяца, порядок начисления амортизации производится с учетом следующих особенностей:

  • амортизация начисляется ликвидируемым учреждением по месяц (включительно), в котором завершена ликвидация, а реорганизуемым учреждением — по месяц (включительно), в котором в установленном порядке завершена реорганизация;
  • амортизация начисляется учреждением, созданным в результате реорганизации, с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была осуществлена его государственная регистрация.

Размер суточных. Подпунктом 12 п. 1 ст. 264 НК РФ указывается, что в состав прочих расходов включаются суточные, причем их размер на законодательном уровне не утвержден. Обязанность по определению их размера возложена на учреждения, поэтому, если учреждение планирует изменить ранее установленный размер, новый размер суточных должен быть закреплен в учетной политике (ст. 168 ТК РФ).

[1]

Расходы на НИР, ОКР. Пунктом 2 ст. 262 НК РФ установлена норма, согласно которой затраты на НИР, ОКР, в том числе и безрезультативные, признаются в расходах единовременно и с повышающим коэффициентом 1,5. Постановлением Правительства РФ N 988 определен Перечень таких НИР и ОКР.

Таким образом, если в учреждении проводятся НИР и ОКР, включенные в этот Перечень, то конкретные их виды должны быть указаны в учетной политике. Списание расходов, произведенных в связи с этими разработками, должно производиться по правилам Налогового кодекса, то есть единовременно в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, и с коэффициентом 1,5.

Расходы по другим разработкам, не указанным в вышеназванном Постановлении, равномерно включаются в состав прочих расходов в течение года при условии их использования в производстве и (или) при реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг) с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором завершены такие исследования (отдельные этапы исследований).

Списание недоначисленной амортизации. Учреждения при ликвидации амортизируемого имущества вправе включать суммы недоначисленной в соответствии с установленным сроком полезного использования амортизации в состав внереализационных расходов, не связанных с производством и реализацией, по объектам амортизируемого имущества, по которым амортизация начисляется линейным методом (пп. 8 п. 1 ст. 265 НК РФ). Объекты амортизируемого имущества, по которым амортизация начисляется нелинейным методом, выводятся из эксплуатации только по истечении срока их полезного использования без изменения суммарного баланса этой амортизационной группы (подгруппы) на дату вывода данного объекта амортизируемого имущества из ее состава. При этом начисление амортизации, исходя из суммарного баланса данной амортизационной группы (подгруппы), продолжается (п. 13 ст. 259.2 НК РФ). Такой порядок списания сумм недоначисленной амортизации при ликвидации амортизируемого имущества указывается в учетной политике.

Налог на добавленную стоимость

Этот подраздел учетной политики составляют учреждения культуры и искусства, осуществляющие приносящую доход деятельность и являющиеся плательщиками НДС по отдельным операциям или видам этой деятельности.

Выставление счета-фактуры при поступлении предварительной оплаты. Налоговый кодекс обязывает учреждения выставлять счета-фактуры при получении предоплаты (частичной оплаты) в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав (п. 3 ст. 168 НК РФ).

В Письме от 06.03.2009 N 03-07-15/39 Минфином приведены разъяснения по поводу выставления счетов-фактур при поступлении предварительной оплаты. Финансовым органом было указано, что счета-фактуры выставляются не только при поступлении сумм предварительной оплаты, но и при безденежной форме осуществления оплаты (частичной оплате).

Однако, если в счет полученной предоплаты поставляют товары (выполняют работы, оказывают услуги), подлежащие обложению НДС по нулевой ставке, а также не облагаемые этим налогом, счет-фактуру выставлять не следует.

Кроме того, в случае если в течение пяти календарных дней, считая со дня получения предварительной оплаты (частичной оплаты), осуществляется отгрузка товаров (выполнение работ, оказание услуг, передача имущественных прав) в счет данной оплаты (частичной оплаты), счета-фактуры по предварительной оплате (частичной оплате) выставлять покупателю не надо.

Поскольку вышеуказанный порядок выставления счета-фактуры в Налоговом кодексе не определен (только указан в Письме Минфина России N 03-07-15/39), его следует предусмотреть в учетной политике.

Принятие «входного» НДС к вычету. Учреждения, предварительно перечислившие суммы в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг, передачи имущественных прав), вправе принять к вычету суммы налога, предъявленные продавцом этих товаров (работ, услуг, имущественных прав) (п. 12 ст. 171 НК РФ). При этом п. 9 ст. 172 НК РФ установлено, что указанные вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при получении предварительной оплаты (частичной оплаты), документов, подтверждающих фактическое перечисление этих сумм, и при наличии договора, предусматривающего их перечисление.

Ввиду того что Налоговым кодексом определено право плательщика на вычет НДС по перечисленным суммам предварительной оплаты (частичной оплаты), а не обязанность, в учетной политике учреждения нужно указать, будет учреждение использовать свое право или нет.

Страховые взносы

С 2010 г. в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее — Федеральный закон N 212-ФЗ) вместо единого социального налога вводятся страховые взносы в государственные внебюджетные фонды.

В результате положения учетной политики, касающиеся начисления ЕСН, утрачивают силу и не должны присутствовать в ней.

Нелишним будет указать в учетной политике, что будет являться базой для исчисления страховых взносов — это сумма выплат и иных вознаграждений, признаваемых объектом обложения.

В свою очередь, объектом обложения при исчислении страховых взносов (ст. 7 Федерального закона N 212-ФЗ) признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, а также по авторским договорам.

Читайте так же:  Договор транспортно-экспедиционных услуг

При этом стоит отметить, что сумма выплат и иных вознаграждений, учитываемых при определении базы для начисления страховых взносов в части, касающейся договора авторского заказа, договора об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательского лицензионного договора, лицензионного договора о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, определяется как сумма доходов, полученных по договору авторского заказа, договору об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательскому лицензионному договору, лицензионному договору о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, уменьшенная на сумму фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, связанных с извлечением таких доходов (п. 7 ст. 8 Федерального закона N 212-ФЗ).

В учетной политике следует указать, что предельная величина базы для начисления страховых взносов в отношении каждого физического лица (не должна превышать 415 000 руб. нарастающим итогом с начала расчетного периода (п. 4 ст. 8 Федерального закона N 212-ФЗ)) подлежит ежегодной индексации в соответствии с ростом средней заработной платы в РФ.

Внесение изменений и дополнений в учетную политику

Учетная политика является основополагающим документом, на основании которого ведется финансовый учет предприятия. Содержащаяся в нем информация — инструмент ведения бухгалтерского учета внутри организации, внутренний свод законов и правил учетного процесса организации. После вступления в силу главы 25 НК РФ перед предприятиями встала необходимость формирования также учетной политики для целей налогообложения, целью которой является установление порядка формирования баз для исчисления различных видов налогов, а также порядка их исчисления.

В бухгалтерском учете под учетной политикой понимается принятая организацией совокупность способов ведения бухгалтерского учета, включающая первичное наблюдение, стоимостное измерение, текущую группировку и итоговое обобщение фактов хозяйственной деятельности. При формировании учетной политики организации в соответствии с ПБУ 1/98 раскрывают в ней способы начисления амортизации основных средств, нематериальных и иных активов, оценки производственных запасов, незавершенного производства и готовой продукции (работ, услуг), доходов и расходов. При этом также утверждаются:

  • рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;
  • формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
  • порядок проведения инвентаризации и методы оценки видов имущества и обязательств;
  • правила документооборота и технология обработки учетной информации;
  • порядок контроля за хозяйственными операциями, а также другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

В учетной политике для целей налогообложения организации необходимо отразить методику определения величин, формирующих налоговую базу (методологические приемы и способы налогового учета), и общий порядок ведения налогового учета (организационно-технические способы ведения налогового учета). Одновременно приложениями к учетной политике для целей налогообложения утверждаются формы аналитических регистров налогового учета, которые налогоплательщик разрабатывает самостоятельно.

В ряде норм главы 25 НК РФ содержится прямое указание на необходимость отражения в учетной политике для целей налогообложения применяемых налогоплательщиком методологических приемов и способов налогового учета (порядок признания доходов и расходов, специальные коэффициенты, предельные величины расходов и др.) как обязательных элементов учетной политики.

В главе 25 НК РФ также предусмотрены методы, правила и способы, обязательность отражения которых в учетной политике для целей налогообложения при этом не установлена. Налогоплательщик может определить самостоятельно те положения, которые он включит в свою учетную политику для целей налогообложения. Необходимо также иметь в виду, что в соответствии со статьей 313 НК РФ решение о внесении изменений в учетную политику для целей налогообложения при изменении применяемых методов учета принимается с начала нового налогового периода. Так, например, при желании предприятия перейти с метода определения выручки «по отгрузке» на метод «по оплате» для целей исчисления НДС предприятие столкнется с ограничением, вводимым статьей 167 НК РФ, согласно которому «учетная политика для целей налогообложения применяется с 1 января года, следующего за годом утверждения соответствующим приказом, распоряжением руководителя организации».

Рассмотрим еще один пример, касающийся изменения учетной политики в целях налогообложения для исчисления налога на прибыль: в середине года произошла реорганизация юридического лица путем присоединения другого юридического лица, которое применяет отличный порядок уплаты налога на прибыль. В соответствии с письмом УМНС по г. Москве от 20.08.2003 № 26-12/45486, при реорганизации юридического лица путем присоединения применяется порядок уплаты налога на прибыль, используемый в организации, к которой произошло присоединение юридических лиц. Этот порядок применяется до конца налогового периода, в котором произошло присоединение.

Учетная политика, принятая фирмой, должна применяться последовательно из года в год. Поэтому организации вовсе не обязательно ежегодно издавать приказ об утверждении учетной политики. Достаточно лишь по мере необходимости вносить в него изменения и дополнения. Дополнение учетной политики возможно в случае невнесения в нее какой-либо информации, которая ранее не считалась существенной, а с определенного момента организация не может не отразить информацию о ней, так как начинает осуществлять операции, связанные с данной информацией. Например, при формировании учетной политики не были предусмотрены виды расходов будущих периодов. Но в какой-то момент организация, приобретя лицензию на определенный вид деятельности, решила, что данные затраты для нее — расходы будущих периодов.

Согласно ПБУ 1/98 вносить изменения в учетную политику можно в трех случаях:

  • изменилось законодательство РФ или поменялись нормативные акты по бухучету;
  • фирма разработала новые способы ведения бухгалтерского учета;
  • существенно изменились условия деятельности фирмы.

В последнем случае изменения в учетной политике могут быть связаны с реорганизацией предприятия — слиянием, разделением, присоединением. Исходя из положений подпунктов 20 и 21 ПБУ 1/98, для сопоставимости информации, данные за предыдущий год, которые переносятся в отчетность текущего года, надо представить так, будто бы новая учетная политика применялась и в прошлом году. Другими словами, необходимо обеспечить сопоставимость данных бухгалтерской отчетности. Для этого необходимо провести количественную оценку изменений в отчетности. При этом в учете никакие записи не делаются, а корректировки отражаются только в бухгалтерской отчетности.

Необходимо отметить также, что, в случае изменения учетной политики эта сопоставимость достигается с помощью ретроспективного способа, предполагающего составление отчетности таким методом, как если бы новая учетная политика применялась организацией с начала учета (возникновения) фактов финансово-хозяйственной деятельности, в учете которых произошли изменения.

Читайте так же:  Единая упрощенная налоговая декларация

Ряд специалистов Минфина России в своих публикациях в специализированной литературе приводят мнение, что изменения в учетной политике регулируются за счет нераспределенной прибыли (непокрытого убытка) организации, то есть капитала организации, ссылаясь при этом на пункты 20, 21 ПБУ 1/98. Хотя напрямую из этих пунктов такой вывод не следует.

Рассмотрим следующий пример.

До 2004 года ООО «Омега» распределяло свои косвенные затраты в бухгалтерском учете пропорционально объемам выполненных работ по договорам (заказам) в натуральных показателях (часах). Для сближения бухгалтерского и налогового учета затрат было принято решение внести изменения в учетную политику предприятия и с 1 января 2004 года в бухгалтерском учете использовать вариант списания всех управленческих и коммерческих расходов на себестоимость реализованной продукции текущего периода в соответствии с пунктом 9 ПБУ 10/99 «Расходы организации», утвержденного приказом Минфина России от 06.05.1999 № 33н.

Таким образом, при составлении годового бухгалтерского отчета за 2004 год организация должна будет сделать корректировки бухгалтерской отчетности (не внося исправления в бухгалтерский учет) и рассчитать, как изменятся финансовые результаты, если бы такой способ использовался в течение предшествующего отчетного периода. Сумма корректировок вносится в бухгалтерскую отчетность и списывается на нераспределенную прибыль (убыток) прошлых лет по состоянию на начало отчетного периода.

Пример (продолжение)

На 31.12.2003 остаток НЗП ООО «Омега» составил 200 000 руб., в т.ч. общехозяйственные расходы — 73 000 руб.

Следовательно, при составлении годовой отчетности за текущий год необходимо скорректировать отчетность на 1 января 2004 года: увеличить сумму себестоимости реализованной продукции 2003 года и уменьшить прибыль прошлых лет на 73 000 руб.

Изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение, движение денежных средств или финансовые результаты деятельности организации, подлежат обособленному раскрытию в бухгалтерской отчетности. Информация о них должна, как минимум, включать причину изменения учетной политики, оценку последствий изменений в денежном выражении (в отношении отчетного года и каждого иного периода, данные за который включены в бухгалтерскую отчетность за отчетный год); указание на то, что включенные в бухгалтерскую отчетность за отчетный год соответствующие данные периодов, предшествовавших отчетному, скорректированы.

Изменения в учетную политику также оформляются приказом или распоряжением руководителя до 31 декабря текущего года и вводятся только с начала нового отчетного года. Кроме этого их нужно отразить и в пояснительной записке.

В пояснительной записке* ООО «Омега» необходимо будет отметить, что в связи с изменением в 2004 году учетной политики при начислении износа основных средств были пересчитаны и скорректированы сумма начисленного износа основных средств и прибыль прошлых лет за 2003 год.

Примечание:
* Подробнее о составлении пояснительной записки читайте здесь

Пересчет, выполненный в пояснительной записке, привел к изменению соответствующих статей отчетности текущего отчетного года.

Таким образом, учетная политика фирмы остается неизменной в течение всего года. Однако в некоторых случаях организация может столкнуться с ситуацией, когда какие-либо нормы отражения операций в бухгалтерском учете первоначально не были установлены в учетной политике, появились новые участки бухгалтерского учета или новые виды деятельности.

Появление новых участков бухгалтерского учета может быть связано с открытием филиала, с появлением новых объектов учета (например, нематериальных активов), с необходимостью ведения раздельного учета по товарам, облагаемым и не облагаемым НДС, и так далее. Во всех перечисленных случаях вносить дополнения в учетную политику можно в любой момент отчетного года.

Дело в том, что утверждение способа ведения бухгалтерского учета операций, которые возникли в деятельности фирмы впервые, не является изменением учетной политики (п. 16 ПБУ 1/98 «Учетная политика организации»).

[2]

При этом никаких ограничений на внесение дополнений в учетную политику фирмы нормативными документами по бухгалтерскому учету не установлено.

Отметим, что применять такой порядок можно и при внесении изменений и дополнений в налоговую учетную политику. НК РФ никаких ограничений на этот счет не содержит.

Если же фирма утвердила учетную политику сразу, что называется, на все случаи жизни, то впервые возникшие события, по которым ранее были приняты неверные решения, приведут к изменениям учетной политики. И тогда соответствующие изменения можно будет внести не ранее чем с 1 января следующего года. В связи с этим не стоит заранее выбирать способы ведения учета по тем хозяйственным операциям, которых у вас нет на момент формирования учетной политики.

Еще раз напоминаем, что все изменения, произошедшие в учетной политике, а также оказавшие влияние на финансовый результат деятельности предприятия должны быть отражены в пояснительной записке к финансовой отчетности за соответствующий период.

Особое внимание следует обратить на тот факт, что учетная политика — это внутренний документ организации, не подлежащий обязательному представлению в налоговые органы.

Никаким законом и никакими нормативными актами никогда не было предусмотрено, что организация до начала нового финансового года обязана представлять учетную политику в налоговые или другие органы.

Видео (кликните для воспроизведения).

Информация, содержащаяся в учетной политике, может быть опубликована в пояснительной записке к годовому отчету организации, да и то только в том случае, если она поможет заинтересованным пользователям принять решение по данным отчетности.

Источники


  1. Сычев, Павел Хищники. Теория и практика рейдерских захватов / Павел Сычев. — М.: Альпина Паблишер, 2011. — 184 c.

  2. Кудинов, О.А. Обязательства вследствие причинения вреда и неосновательного обогащения: Юридический комментарий / О.А. Кудинов. — М.: Городец, 2015. — 128 c.

  3. Толчеев Н. К. Справочник судьи и адвоката по гражданским делам; ТК Велби, Проспект — М., 2014. — 262 c.
  4. Бурлаков, С. А. Крупные сделки юридических лиц. Правовое регулирование / С.А. Бурлаков. — М.: Инфотропик Медиа, 2013. — 224 c.
  5. Морозова, Л. А. Теория государства и права / Л.А. Морозова. — М.: Норма, Инфра-М, 2013. — 464 c.
Внесение изменений в учетную политику
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here