Упрощенные способы ведения бухгалтерского учета

Важный материал на тему: "Упрощенные способы ведения бухгалтерского учета" с профессиональной точки зрения. Если возникнут вопросы, вы всегда их можете задать дежурному юристу.

Общие принципы установления упрощенных способов ведения бухгалтерского учета (одобрены Экспертной группой по вопросам ведения бухгалтерского учета и отчетности субъектами малого предпринимательства 25 ноября 2015 г., протокол N 7)

Общие принципы установления упрощенных способов
ведения бухгалтерского учета
(одобрены Экспертной группой по вопросам ведения бухгалтерского учета и
отчетности субъектами малого предпринимательства 25 ноября 2015 г.,
протокол N 7)

1. В соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» устанавливаются упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность.

2. Упрощенные способы ведения бухгалтерского учета представляют собой такие способы формирования документированной систематизированной информации об объектах, предусмотренных Федеральным законом «О бухгалтерском учете», и составления на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности, применение которых обеспечивает снижение финансовой и административной нагрузки на экономические субъекты.

3. Основными принципами установления упрощенных способов ведения бухгалтерского учета являются:

а) соответствие способов ведения бухгалтерского учета размеру, масштабам и общественной значимости деятельности экономического субъекта;

б) единство методологических основ упрощенных способов ведения бухгалтерского учета, установленных для отдельных экономических субъектов, и способов ведения бухгалтерского учета, установленных для всех экономических субъектов;

в) приоритет информационной функции бухгалтерского учета над его контрольной функцией;

г) обеспечение качества и надежности формируемой в бухгалтерском учете информации, ценности ее для заинтересованных пользователей при применении упрощенных способов ведения бухгалтерского учета;

д) исключение рисков злоупотреблений и мошенничества при применении упрощенных способов ведения бухгалтерского учета;

е) сопоставимость финансовой информации, сформированной упрощенными способами ведения бухгалтерского учета, с финансовой информацией, сформированной общими способами ведения бухгалтерского учета.

4. При организации работы по установлению упрощенных способов ведения бухгалтерского учета используются следующие подходы:

а) право экономического субъекта самостоятельно определять целесообразность применения каждого упрощенного способа ведения бухгалтерского учета независимо от применения других упрощенных способов;

б) последовательность в установлении упрощенных способов ведения бухгалтерского учета;

в) применение способов учета доходов и расходов, установленных налоговым законодательством, для целей бухгалтерского учета в случаях, когда применение таких способов не снижает качества формируемой информации;

г) своевременность информирования экономических субъектов о возможностях применения упрощенных способов ведения бухгалтерского учета;

д) доступность информации о возможностях применения упрощенных способов ведения бухгалтерского учета;

е) систематическое обобщение информации о допустимых упрощенных способах ведения бухгалтерского учета.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Приведены основные принципы установления упрощенных способов ведения бухучета.

Это соответствие способов ведения учета размеру, масштабам и общественной значимости деятельности экономического субъекта; единство методологических основ упрощенных способов, установленных для отдельных экономических субъектов, и способов ведения учета, установленных для всех экономических субъектов; приоритет информационной функции учета над контрольной. Сюда же входят обеспечение качества и надежности формируемой в учете информации, ценности ее для заинтересованных пользователей при применении упрощенных способов; исключение рисков злоупотреблений и мошенничества при их применении; сопоставимость финансовой информации, сформированной упрощенными способами, с той, что сформирована общими способами.

Указаны подходы, используемые при организации работы по установлению упрощенных способов.

Это право экономического субъекта самостоятельно определять целесообразность применения каждого упрощенного способа независимо от применения других подобных способов; последовательность в установлении упрощенных способов; применение способов учета доходов и расходов, установленных налоговым законодательством, для целей учета в случаях, когда применение таких способов не снижает качества формируемой информации. Сюда же входят своевременность информирования экономических субъектов о возможностях применения упрощенных способов; доступность информации о возможностях их применения; систематическое обобщение информации о допустимых упрощенных способах.

Общие принципы установления упрощенных способов ведения бухгалтерского учета (одобрены Экспертной группой по вопросам ведения бухгалтерского учета и отчетности субъектами малого предпринимательства 25 ноября 2015 г., протокол N 7)

Текст информации опубликован в журнале «Нормативные акты для бухгалтера» от 15 декабря 2015 г. N 23-24

Упрощенные способы ведения бухгалтерского учета

Заплатить налоги необходимо до 2 декабря. Если у вас есть вопросы о порядке уплаты или расчете налогов, присылайте их на [email protected] Ответы на самые популярные из них мы опубликуем на портале ГАРАНТ.РУ.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Письмо Минфина России от 27 декабря 2013 г. N 07-01-06/57795 «Об упрощенных способах ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность»

В соответствии с частью 4 статьи 6 Федерального закона «О бухгалтерском учете» (далее — Федеральный закон N 402-ФЗ) упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, вправе применять следующие экономические субъекты:

1) субъекты малого предпринимательства;

2) некоммерческие организации, за исключением некоммерческих организаций, поступления денежных средств и иного имущества которых за предшествующий отчетный год превысили три миллиона рублей, коллегий адвокатов, адвокатских бюро, юридических консультаций, адвокатских палат, нотариальных палат, жилищных и жилищно строительных кооперативов, кредитных потребительских кооперативов, сельскохозяйственных потребительских кооперативов, микрофинансовых организаций, обществ взаимного страхования, организаций государственного сектора, государственных корпораций, государственных компаний, политических партий, их региональных отделений или иных структурных подразделений, саморегулируемых организаций, некоммерческих организаций, включенных в предусмотренный пунктом 10 статьи 13.1 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента;

3) организации, получившие статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом от 28 сентября 2010 года N 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково».

Исходя из части 1 статьи 30 Федерального закона N 402-ФЗ, до утверждения соответствующих федеральных и отраслевых стандартов бухгалтерского учета для составления упрощенной бухгалтерской (финансовой) отчетности могут применяться:

субъектами малого предпринимательства, а также коммерческими организациями, указанными в пункте 3 части 4 статьи 6 Федерального закона N 402-ФЗ, — формы бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах, предусмотренные приложением N 5 к приказу Минфина России от 2 июля 2010 г. N 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» (далее — приказ Минфина России N 66н);*

некоммерческими организациями, указанными в пунктах 2 и 3 части 4 статьи 6 Федерального закона N 402-ФЗ, — формы бухгалтерского баланса и отчета о целевом использовании средств, предусмотренные приложением N 6 к приказу Минфина России N 66н.**

С.Д. Шаталов

* При раскрытии информации в бухгалтерской (финансовой) отчетности субъекты малого предпринимательства, являющиеся эмитентами публично размещаемых ценных бумаг, должны исходить из соответствующих требований, установленных законодательством Российской Федерации.

Читайте так же:  Иск в арбитражный суд образец

** Негосударственные пенсионные фонды как особая организационно-правовая форма некоммерческих организаций при составлении бухгалтерской (финансовой) отчетности должны руководствоваться приказом Минфина России N 66н с учетом особенностей, установленных приказом Минфина России от 10 января 2007 г. N 3н «Об особенностях бухгалтерской отчетности негосударственных пенсионных фондов».

Обзор документа

Действующим законодательством предусмотрен перечень экономических субъектов, которые вправе применять упрощенные способы ведения бухучета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность.

Первые — субъекты малого предпринимательства. Вторые — некоммерческие организации, если поступления денежных средств и иного имущества за предшествующий отчетный год не превысили 3 млн руб. При этом упрощенные способы ведения бухучета не могут применять коллегии адвокатов, адвокатские бюро, юридические консультации, адвокатские и нотариальные палаты, ЖК и ЖСК, кредитные и сельскохозяйственные потребкооперативы, микрофинансовые организации, общества взаимного страхования, организации госсектора, госкорпорации и госкомпании, политические партии, их региональные отделения или иные структурные подразделения, СРО, НКО — иностранные агенты. Третьи — участники проекта по исследованиям, разработкам и коммерциализации их результатов в соответствии с Законом об инновационном центре «Сколково».

Разъяснено, какие формы документов могут применять перечисленные субъекты до утверждения стандартов бухучета для составления упрощенной бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Первые и третьи — формы бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах, предусмотренные приложением N 5 к приказу Минфина России от 2 июля 2010 г. N 66н.

Вторые и третьи (некоммерческие организации) — формы бухгалтерского баланса и отчета о целевом использовании средств, предусмотренные приложением N 6 к приказу Министерства.

Энциклопедия решений. Упрощенные способы ведения бухгалтерского учета

Упрощенные способы ведения бухгалтерского учета

Экономический субъект обязан вести бухгалтерский учет в соответствии с Законом N 402-ФЗ, если не установлено иное (ч. 1 ст. 6 Закона N 402-ФЗ). На основании п. 3 ст. 20 Закона N 402-ФЗ одним из принципов регулирования бухгалтерского учета является упрощение способов ведения бухучета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность для экономических субъектов, имеющих право применять такие способы в соответствии с Законом N 402-ФЗ. Так, ч. 4 ст. 6 Закона N 402-ФЗ предусматривает возможность применения упрощенных способов ведения бухгалтерского учета (включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность) для:

— некоммерческих организаций (НКО);

— организаций, получивших статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом от 28.09.2010 N 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково».

Упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, не применяют :

1) организации, бухгалтерская (финансовая) отчетность которых подлежит обязательному аудиту в соответствии с законодательством РФ;

2) жилищные и жилищно-строительные кооперативы;

3) кредитные потребительские кооперативы (включая сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы);

4) микрофинансовые организации;

6) политические партии, их региональные отделения или иные структурные подразделения;

7) коллегии адвокатов;

8) адвокатские бюро;

9) юридические консультации;

10) адвокатские палаты;

11) нотариальные палаты;

12) некоммерческие организации, включенные в предусмотренный п. 10 ст. 13.1 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента.

В Законе N 402-ФЗ не перечислены упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, а также состав упрощенной отчетности. Упрощенные способы ведения бухучета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, регламентируются в специальном федеральном стандарте (п. 10 ч. 3 ст. 21 Закона N 402-ФЗ). Пока такой стандарт не утвержден, экономические субъекты, перечисленные в ч. 4 ст. 6 Закона N 402-ФЗ, должны руководствоваться соответствующими правилами ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, утвержденными до вступления в силу Закона N 402-ФЗ (ч. 1 ст. 30 Закона N 402-ФЗ).

Из анализа действующих нормативных актов следует, что суть упрощенного способа ведения бухгалтерского учета (включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность) заключается, в частности:

— в отказе (частичном отказе) от применения ПБУ;

— в простой системе ведения бухгалтерского учета (без применения двойной записи);

— в сокращении количества применяемых синтетических счетов;

— в применении упрощенных вариантов учета отдельных видов хозяйственных операций;

— в упрощенной системе регистров бухгалтерского учета;

— в применении кассового метода учета доходов и расходов;

— в отказе от переоценки и обесценения активов;

— в составлении бухгалтерской отчетности в сокращенном объеме и по самостоятельно разработанным формам.

Такие принципы упрощенной системы бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности изложены в Информации Минфина России от 03.06.2015 N ПЗ-3/2015. В п. 1.2 Информации сказано, что организация, применяющая упрощенные способы, имеет возможность самостоятельно избирать, какие из них применять для ведения бухгалтерского учета (вне зависимости от применения других упрощенных способов). Выбор отдельных упрощенных способов осуществляется, как правило, исходя из условий хозяйствования, величины организации и других соответствующих факторов. Это касается как предприятий малого бизнеса, так и НКО, а также участников проекта «Сколково». Также разъяснения по упрощенному бухучету обобщены в Информации Минфина России от 29.06.2016 N ПЗ-3/2016.

Различные варианты организации и ведения бухгалтерского учета субъектами малого предпринимательства, включая микропредприятия, рассмотрены в Рекомендациях для субъектов малого предпринимательства по применению упрощенных способов ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности, изданных в 2013 году НП «Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов России» и рекомендованных к применению Экспертной группой по вопросам ведения бухгалтерского учета и отчетности субъектами малого предпринимательства, созданной приказом Минфина России от 28.02.2013 N 67 (см. письмо Минфина России от 26.02.2014 N 07-01-06/8136).

Кроме того, не утратили силу Типовые рекомендации по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства, утвержденные приказом Минфина России от 21.12.1998 N 64н. Так, например, согласно п. 22 Типовых рекомендаций малые предприятия, совершающие незначительное количество хозяйственных операций, не осуществляющие производства продукции и работ, связанного с большими затратами материальных ресурсов, могут вести учет всех операций путем их регистрации только в Книге (журнале) учета фактов хозяйственной деятельности по форме N К-1 (приложение 1 к Типовым рекомендациям). Учтите только, что применять Рекомендации следует с учетом изменений, произошедших в регулировании бухгалтерского учета, обращая внимание на статус нормативных правовых актов, упоминаемых в Рекомендациях.

В письме от 23.01.2015 N 03-11-06/2/1742 Минфин России информирует, что важнейшими мерами снижения административной нагрузки на субъекты малого предпринимательства (далее также — СМП) в связи с исполнением обязанности ведения бухгалтерского учета стали:

Видео (кликните для воспроизведения).

1) предоставление права микропредприятиям вести бухгалтерский учет по простой системе (без применения двойной записи);

2) предоставление права экономическим субъектам самостоятельно определять состав регистров бухгалтерского учета и утверждать их формы. В частности, для ведения бухгалтерского учета субъекты малого предпринимательства, включая микропредприятия, вправе использовать Книгу (журнал) учета фактов хозяйственной деятельности;

3) предоставление права субъектам малого предпринимательства, включая микропредприятия, составлять упрощенную бухгалтерскую отчетность, состав и содержание которой определены приказом Минфина России от 02.07.2010 N 66н;

4) предоставление права руководителям субъектов малого предпринимательства, включая микропредприятия, принимать на себя ведение бухгалтерского учета.

Кроме того, в письме от 23.01.2015 N 03-11-06/2/1742 отмечается, что ведение бухгалтерского учета в Книге (журнале) учета фактов хозяйственной деятельности может осуществляться микропредприятием как с применением, так и без применения двойной записи. Бухгалтерская отчетность может быть составлена на основе данных Книги (журнала) учета фактов хозяйственной деятельности независимо от применения двойной записи. Подробнее с материалами об упрощенной системе бухгалтерского учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства можно ознакомиться на официальном интернет-сайте Минфина России в разделе «Бухгалтерский учет и аудит — Бухгалтерский учет — Бухгалтерский учет и отчетность субъектов малого предпринимательства». См. также письмо Минфина России от 08.09.2015 N 03-11-11/51593.

Читайте так же:  Будущая недвижимость

25 ноября 2015 года экспертная группа по вопросам ведения бухгалтерского учета и отчетности субъектами малого предпринимательства, образованная Минфином России, одобрила Общие принципы установления упрощенных способов ведения бухгалтерского учета (протокол N 7). В частности, установлено, что упрощенные способы ведения бухучета представляют собой такие способы формирования документированной систематизированной информации об объектах учета и составления на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности, применение которых обеспечивает снижение финансовой и административной нагрузки на экономические субъекты. Основными принципами установления упрощенных способов ведения бухучета являются:

а) соответствие способов ведения бухгалтерского учета размеру, масштабам и общественной значимости деятельности экономического субъекта;

б) единство методологических основ упрощенных способов ведения бухгалтерского учета, установленных для отдельных экономических субъектов, и способов ведения бухгалтерского учета, установленных для всех экономических субъектов;

в) приоритет информационной функции бухгалтерского учета над его контрольной функцией;

г) обеспечение качества и надежности формируемой в бухгалтерском учете информации, ценности ее для заинтересованных пользователей при применении упрощенных способов ведения бухгалтерского учета;

[2]

д) исключение рисков злоупотреблений и мошенничества при применении упрощенных способов ведения бухгалтерского учета;

е) сопоставимость финансовой информации, сформированной упрощенными способами ведения бухгалтерского учета, с финансовой информацией, сформированной общими способами ведения бухгалтерского учета.

Отметим, что, по мнению Экспертной комиссии, при организации работы по установлению упрощенных способов ведения бухучета одним из подходов является применение способов учета доходов и расходов, установленных налоговым законодательством, для целей бухгалтерского учета в случаях, когда их применение не снижает качества формируемой информации.

В Информационном сообщении Минфина России от 24.06.2016 N ИС-учет-3 разъяснено, что малое предприятие имеет возможность самостоятельно избирать, какие упрощенные способы применять для ведения бухгалтерского учета (вне зависимости от применения других упрощенных способов). Выбор отдельных упрощенных способов ведения бухгалтерского учета осуществляется исходя из условий хозяйствования, величины организации и других соответствующих факторов. При этом необходимо руководствоваться допущениями и требованиями к учетной политике, предусмотренными ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации», в частности, требованиями полноты и рациональности. Кроме того, необходимо исходить из требования ч. 1 ст. 13 Федерального закона «О бухгалтерском учете», согласно которому бухгалтерская отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений.

Приказом Минфина России от 16.05.2016 N 64н внесены изменения в четыре положения по бухучету: ПБУ 5/01, ПБУ 6/01, ПБУ 17/02, ПБУ 14/2007. Они касаются организаций, которые применяют упрощенные способы бухгалтерского учета.

В ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов» добавлены пункты, согласно которым такие предприятия вправе учитывать стоимость сырья, материалов, товаров в расходах сразу при поступлении, минуя счета 10 и 41. Правда, этот порядок могут применять безусловно только микропредприятия, остальные СМП — при условии, что их деятельность не предполагает существенных остатков материально-производственных запасов. При этом существенными считаются такие остатки МПЗ, информация о наличии которых в бухгалтерской отчетности способна повлиять на решения ее пользователей. Зато расходы на приобретение МПЗ, предназначенных для управленческих нужд, вправе учитывать в составе расходов по мере их приобретения (осуществления) все субъекты, имеющие право на упрощенный учет. Также все они могут не применять п. 25 ПБУ 5/01 о резерве под снижение стоимости МПЗ из-за ухудшения их качества.

Согласно новому пункту в ПБУ 6/01 «Учет основных средств» организации, которые ведут упрощенный бухучет, могут определять первоначальную стоимость покупных ОС по цене поставщика и затрат на монтаж, а при их сооружении — в сумме, уплачиваемой подрядчикам. Иные затраты, непосредственно связанные с покупкой или созданием ОС, можно включать в состав расходов по обычной деятельности в момент их несения. Самое главное новшество — такие предприятия теперь вправе начислять годовую амортизацию ОС единовременно на 31 декабря отчетного года или по периодам, определенным самостоятельно (раз в месяц, раз в квартал или раз в полугоде — как решит организация). А производственный и хозинвентарь можно самортизировать единовременно при принятии к бухучету в размере первоначальной стоимости.

Расходы на НИОКР (ПБУ 17/02) и затраты на приобретение (создание) объектов НМА (ПБУ 14/2007) организации, применяющие упрощенные способы бухучета, также теперь могут признавать в составе расходов по обычной деятельности в полной сумме по мере их осуществления.

Приказ N 64н вступил в силу 20 июня 2016 года. При принятии решения о начале применения упрощенного способа ведения бухгалтерского учета (из числа предусмотренных приказом N 64н) следует исходить из того, что в соответствии с ч. 7 ст. 8 Федерального закона «О бухгалтерском учете» в целях обеспечения сопоставимости бухгалтерской отчетности за ряд лет изменение учетной политики производится с начала отчетного года, если иное не обусловливается причиной такого изменения. В связи с этим организация вправе принять решение о применении каждого из предусмотренных приказом N 64н упрощенных способов ведения бухгалтерского учета в отношении бухгалтерской отчетности как за 2016 г., так и за любой последующий год.

См. также Информационное сообщение Минфина России от 24.06.2016 N ИС-учет-3.

Организация ведения упрощенного бухгалтерского учета на малом предприятии

Упростить учет могут не все

В упрощении учета заинтересованы небольшие фирмы. О возможности установления упрощенных способов бухгалтерского учета для малых предприятий сказано в пункте 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ (государство декларирует заинтересованность и поддержку). Да и Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ содержал норму не просто об упрощении учета, а о полном освобождении от ведения бухучета (за исключением учета основных средств и нематериальных активов), в частности, организаций, применяющих «упрощенку».

Напомним, что критерии отнесения фирмы к субъектам малого предпринимательства установлены в статье 4 закона № 209-ФЗ (численность – до 100 человек, выручка без учета НДС – не более 400 000 000 руб. в год).

А вот в новом законе «О бухгалтерском учете» (№ 402-ФЗ) никаких поблажек для малого бизнеса уже не было. Упрощение упоминалось лишь в качестве планов на перспективу (п. 3 ст. 20), подп. 10 п. 3 ст. 21).

И вот – уточнение. Разрешение использовать упрощенные способы ведения бухучета распространено в том числе на субъекты малого предпринимательства (п. 4 ст. 6 закона № 402-ФЗ). Но законодатель только констатирует факт существования упрощенных способов учета. Подзаконных актов по этому вопросу пока нет. Как же применять предоставленную возможность на практике?

Читайте так же:  Карточка водителя для тахографа

Регулирование

До появления федеральных стандартов упрощенные способы нужно искать в действующих правилах ведения учета (п. 1 ст. 30 закона № 402-ФЗ). Они приведены в информации Минфина России № ПЗ-3/2012 «Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности для субъектов малого предпринимательства». Однако отдельные льготы на практике не задействованы. Причина – отсутствие методик их применения.

Начиная с 2013 года к документам регулирования бухучета относятся рекомендации, в том числе разработанные некоммерческими организациями – ассоциациями бухгалтеров и т. д. (подп. 3 п. 1 ст. 21), п. 7 ст. 21), п. 2 ст. 22 закона № 402-ФЗ). Расскажем подробнее, какими материалами можно воспользоваться.

Простая система бухгалтерского учета

Микропредприятия (имеющие численность до 15 человек и выручку не более 60 000 000 руб. в год) в 2013 году получили право ведения бухчета без применения двойной записи – по простой системе. Изменения внесены приказом Минфина России от 18 декабря 2012 г. № 164н.

Технологию такого учета можно найти в разделе 3.5 Рекомендаций для субъектов малого предпринимательства по применению упрощенных способов ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности, утвержденных решением Президентского совета НП «Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов России», протокол от 25 апреля 2013 г. № 4/13 (далее – Рекомендации ИПБ).

Учет предлагается вести в Книге (журнале) учета фактов хозяйственной жизни (далее – Книга) без применения счетов. Механизм следующий: суммы хозопераций сразу разносятся по статьям бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах. В итоге Книга является регистром бухгалтерского учета. Если отражать в ней все операции, другие регистры вести не потребуется.

Однако примеры заполнения Книги), приведенные в Рекомендациях ИПБ, демонстрируют двойную запись. А простая система подразумевает однократную запись операции. Как, по мнению автора, при таком подходе можно вести Книгу), покажем на примере.

Пример 1. Подрядная организация соответствует критериям микропредприятия. В учетной политике она утвердила применение простой системы бухучета и форму Книги (для его ведения), разработанную самостоятельно. Графами Книги являются статьи упрощенных форм бухгалтерской отчетности – баланса и отчета о финрезультатах (согласно приложению № 5 к приказу Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н). Учет ведется по методу начисления. Фрагмент Книги), отражающий операции приемки результата работ от субподрядчика, передачи его заказчику и выявления финансового результата (расчеты по НДС опущены – фирма использует освобождение от НДС), приведен ниже. Разумеется, учет ведется в рублях, но для примера суммы указаны в единицах измерения «тыс. руб.».

Остатки на конец отчетного периода сразу позволят бухгалтеру заполнить формы баланса и отчета о финансовых результатах.

Как видно из примера 1, отличие между учетом посредством двойной записи и учетом по простой системе в подходе к классификации фактов хозяйственной жизни.

В первом случае их группируют попарно – в целях отражения одной и той же суммы одновременно на двух счетах.

Во втором случае такая задача не ставится. Правда, при этом увеличивается количество записей (по сути удваивается). Однако именно второй подход принят в МСФО.

Отметим и такое допустимое упрощение. В Рекомендациях ИПБ (п. 46) предложено начислять амортизацию не помесячно, а сразу за календарный год (если не требуется составлять промежуточную отчетность).

Кассовый метод

Еще один способ бухучета, который позиционируется как упрощенный, – это кассовый метод признания доходов и расходов (п. 12 ПБУ 9/99), п. 18 ПБУ 10/99).

Однако он всего лишь провозглашен, официальных разъяснений за полтора десятка лет так и не появилось. Основная трудность заключается в несовместимости этого метода с двойной записью. Между тем в простой системе подобных проблем не возникает.

Для применения кассового метода важно осознать, что в ПБУ 10/99 бессистемно смешаны понятия затрат, которые порождают активы, и расходов, которые признаются в отчете о финансовых результатах. В то же время активы и расходы – это разные объекты бухгалтерского учета (ст. 5 закона № 402-ФЗ).

Активы формируются вне связи с оплатой, исключительно методом начисления. Кассовый метод распространяется лишь на отчет о финансовых результатах.

Такое совмещение стилей неминуемо повлечет рассогласование показателя чистой прибыли в отчете о финансовых результатах и величины приращения собственного капитала в балансе.

Поэтому размер капитала придется определять по данным баланса как разность между активами и обязательствами.

Как вести учет по кассовому методу, иллюстрирует очередной пример.

Пример 2. Будем опираться на перечень операций, представленный в примере 1. Но предположим, что строительная компания приняла решение вести бухучет кассовым методом. В этом случае Книга приобретет иной вид. Образец ее заполнения:

План счетов – это не догма

Бухгалтеры нередко расходятся во мнениях о том, на каком счете учитывать те или иные объекты (операции). Но зачастую споры не имеют под собой правовых оснований. Дело в том, что План счетов бухгалтерского учета… и Инструкция по его применению (утверждены приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. № 94н) не являются нормативными актами, поскольку в Минюсте России они не зарегистрированы.

Остановимся на затруднениях с выбором счета, специфичных для строительства.

На каком счете учитывать затраты на возведение объекта

При долевом строительстве застройщику необходимо вести раздельный учет затрат (из средств дольщиков и затрат, финансируемых из собственных средств застройщика). Для этого обычно используют два счета – соответственно 08 «Вложения во внеоборотные активы» и 20 «Основное производство». Против применения первого из них некоторые специалисты возражают.

Однако принципиальное значение имеет не номер счета, а статья в балансе, по которой отражен его остаток. Так вот данные по счету 08 следует включить в строку «Финансовые и другие оборотные активы». Ведь речь идет об активах, оборачиваемых в пределах одного операционного цикла. Продолжительность цикла роли не играет (п. 19 ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», утвержденного приказом Минфина России от 6 июля 1999 г. № 43н).

Применим ли при долевом строительстве счет 86

Еще один часто задаваемый вопрос: вправе ли застройщик вести учет средств дольщиков на счете 86 «Целевое финансирование» ? Нормативными документами это не запрещено, а ссылки на Инструкцию по применению Плана счетов… неправомерны (п. 10 Указа Президента РФ от 23 мая 1996 г. № 763). Применение счета 86 удобно, если дольщикам предоставлена рассрочка платежа. Тогда записью «дебет 76 кредит 86» отражают цену договора и ожидаемый объем финансирования от дольщика. По мере поступления оплаты дебиторскую задолженность по счету 76 списывают. Опять же принципиальную роль играет лишь то, по какой статье пассива баланса отражены данные по счету 86 в этом случае. Их нужно показать в строке «Другие краткосрочные обязательства».

Читайте так же:  Требования к специалисту по охране труда

Как учитывать временные здания

По окончании договора временные объекты – здания и сооружения ликвидируются. Они предназначены для использования в течение обычного операционного цикла. Поэтому оснований для признания основных средств не имеется (подп. «б» п. 4 ПБУ 6/01).

По мнению автора, такие объекты целесообразно учитывать на счете 97 «Расходы будущих периодов» – это прямо позволяет ПБУ 2/2008 (п. 16).

Правила данного стандарта малые предприятия, если они его не применяют, могут использовать по аналогии (п. 7 ПБУ 1/2008).

Списывать стоимость подобных активов можно по мере предъявления заказчику выполненных работ.


Пример 3. Цена договора подряда – 1 000 000 руб. На отчетную дату подрядчик предъявил заказчику к оплате выполненные работы на сумму 700 000 руб. (по форме № КС-3). При оборудовании стройплощадки затраты на временные здания и сооружения составили 100 000 руб.

На отчетную дату со счета 97 на счет 20 списано 70 000 руб. (100 000 × 700 000 : 1 000 000).

Упрощенный бухучет

Одним из принципов регулирования бухгалтерского учета является установление упрощенных способов ведения такового. Для представителей малого бизнеса в этой части есть определенные послабления. Однако на сегодняшний день их явно недостаточно. Немного «разрядить» обстановку призван Приказ Минфина от 16 мая 2016 г. N 64н, который вроде как направлен на упрощение правил бухучета для «малышей» — соответствующие изменения внесены аж в четыре бухгалтерских Положения. Однако на самом деле все не так просто, как хотелось бы.

Собственно говоря, нововведения адресованы компаниям, которые имеют право на применение упрощенных способов ведения бухучета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность.

[1]

Напомним, что вообще целью Закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ (далее — Закон N 402-ФЗ) является установление единых требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также создание правового механизма регулирования бухучета. При этом в ст. 20 Закона N 402-ФЗ подчеркивается: принципы регулирования бухучета имеют для учета то же значение, что и основные начала налогового законодательства — для регламентации налоговых правоотношений. Среди таких бухгалтерских принципов особое место занимает принцип «установления упрощенных способов ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, для экономических субъектов, имеющих право применять такие способы».

Кто может вести бухучет по «упрощенной» программе

В первую очередь напомним, для каких организаций доступны упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность. Перечень таковых приведен в ч. 4 ст. 6 Закона N 402-ФЗ. К ним отнесены:

  • субъекты малого предпринимательства;
  • некоммерческие организации;
  • организации, получившие статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Законом от 28 сентября 2010 г. N 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково».

При этом, даже если компания относится к одной из названных категорий, упрощенный бухучет ей недоступен, если она поименована в ч. 5 ст. 6 Закона N 402-ФЗ. В «черный список», в частности, попали АО, ЖК и ЖСК, микрофинансовые организации, коллегии адвокатов и т.д. Им надлежит вести бухучет по общим правилам и составлять бухгалтерскую отчетность в полном объеме.

«Упрощенные» принципы

Общие принципы установления упрощенных способов ведения бухучета одобрены Экспертной группой по вопросам ведения бухгалтерского учета и отчетности субъектами малого предпринимательства 25 ноября 2015 г. (Протокол N 7). К ним отнесены:

  1. соответствие способов ведения бухгалтерского учета размеру, масштабам и общественной значимости деятельности экономического субъекта;
  2. единство методологических основ упрощенных и общих способов бухучета;
  3. приоритет информационной функции бухучета над его контрольной функцией;
  4. обеспечение качества и надежности формируемой в бухгалтерском учете информации, ценности ее для заинтересованных пользователей при применении упрощенных способов ведения бухгалтерского учета;
  5. исключение рисков злоупотреблений и мошенничества при применении упрощенных способов ведения бухучета;
  6. сопоставимость финансовой информации, сформированной упрощенными способами ведения бухгалтерского учета, с финансовой информацией, сформированной по общим правилам.

«Упрощенные» способы

Применение упрощенных способов, по определению, должно обеспечивать снижение финансовой и административной нагрузки на экономические субъекты. В Информации Минфина N ПЗ-3/2015, которая увидела свет еще в 2015 г., были раскрыты все «тайны» упрощенного бухучета. В частности, представители Минфина указали, что при формировании учетной политики микропредприятие, некоммерческая организация, применяющие упрощенные способы, могут предусмотреть ведение бухучета по простой системе (без применения двойной записи). Кроме того, можно сократить количество синтетических счетов в принимаемом организацией рабочем плане. К примеру, для учета производственных запасов можно использовать счет 10 «Материалы» (вместо счетов 07 «Оборудование к установке», 10 «Материалы», 11 «Животные на выращивании и откорме») и т.д. Также разрешено не проводить переоценку ОС и НМА, не отражать обесценение НМА, не отражать оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы в бухгалтерском учете, в том числе не создавать резервы предстоящих расходов (на предстоящую оплату отпусков работникам, выплату вознаграждений по итогам работы за год, гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание и др.).

Новые «упрощенные» способы

Минфин Приказом от 16 мая 2016 г. N 64н (далее — Приказ N 64н) в некотором смысле «расширил» линейку упрощенных способов ведения бухучета. Причем соответствующие коррективы внесены сразу в четыре ПБУ. Важный нюанс: новыми «упрощенными» возможностями, хотя названный Приказ вступил в силу только 20 июня 2016 г., можно воспользоваться «задним» числом — с 1 января 2016 г. Для этого нужно внести соответствующие изменения в учетную политику организаций для целей бухучета.

«Первоначальные» вводные

По общим правилам первоначальной стоимостью основных средств, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление объекта, за исключением НДС и иных возмещаемых налогов (п. 8 ПБУ 6/01, утв. Приказом Минфина от 30 марта 2001 г. N 26н). То есть все затраты, непосредственно связанные с приобретением, сооружением и изготовлением объекта ОС, являются фактическими затратами. А стало быть, они должны быть включены в первоначальную стоимость ОС.

В этой части введенные Приказом N 64н упрощенные способы ведения бухучета предполагают, что организация может определять первоначальную стоимость ОС в особом порядке:

  • при их приобретении за плату — по цене поставщика (продавца) и затрат на монтаж (при наличии таких затрат и если они не учтены в цене);
  • при их сооружении (изготовлении) — в сумме, уплачиваемой по договорам строительного подряда и иным договорам, заключенным с целью приобретения, сооружения и изготовления ОС.

Что касается иных затрат, непосредственно связанных с приобретением, сооружением и изготовлением объекта ОС, то они в «упрощенном» случае включаются в состав расходов по обычным видам деятельности в полной сумме в том периоде, в котором были понесены. Иными словами, в первоначальную стоимость ОС можно не включать, в частности, следующие расходы:

  • суммы, уплачиваемые за доставку объекта и приведение его в состояние, пригодное для использования;
  • суммы, уплачиваемые организациям за осуществление работ по договору строительного подряда и иным договорам;
  • суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением ОС;
  • таможенные пошлины и таможенные сборы;
  • невозмещаемые налоги, госпошлины, уплачиваемые в связи с покупкой объекта ОС;
  • вознаграждение посреднику, через которого был приобретен объект ОС;
  • иные затраты, непосредственно связанные с приобретением, сооружением и изготовлением ОС.
Читайте так же:  Нулевая декларация 3-ндфл для ип

Вариантность в начислении амортизации

Не менее существенные изменения Приказом N 64н внесены в часть, касающуюся амортизации ОС. И если ранее согласно п. 19 ПБУ 6/01 в течение отчетного года амортизационные отчисления по объектам ОС должны были начисляться ежемесячно независимо от применяемого способа начисления в размере 1/12 годовой суммы, то теперь допускается и «упрощенный» вариант. Он состоит в том, что годовую сумму амортизации можно начислять единовременно по состоянию на 31 декабря отчетного года, а не ежемесячно. Есть и еще один вариант — амортизацию можно начислять периодически в течение отчетного года, самостоятельно определив соответствующий период.

Упрощения в процедуре начисления амортизации предусмотрены также в отношении производственного и хозяйственного инвентаря. Напомним, что данные объекты в соответствии с п. 5 ПБУ 6/01 относятся к ОС, если продолжительность их СПИ превышает 12 месяцев или обычный операционный цикл. Благодаря Приказу N 64н начислять амортизацию названного инвентаря можно единовременно в размере первоначальной стоимости объектов таких средств при их принятии к бухучету.

[3]

Упрощенный бухучет МПЗ

Приказом N 64н ряд поправок внесен в ПБУ 5/01 (утв. Приказом Минфина от 9 июня 2001 г. N 44н), которым регламентирован учет материально-производственных запасов. В данной части нововведений несколько.

Во-первых , речь идет о возможности оптимизации процесса формирования первоначальной стоимости МПЗ. Здесь имеет место аналогия с процессом формирования первоначальной стоимости ОС. То есть оценивать приобретенные МПЗ разрешается по цене поставщика. При этом иные затраты, непосредственно связанные с их приобретением, включаются в состав расходов по обычным видам деятельности в полной сумме в том периоде, в котором они были понесены.

Напомним, что по общим правилам МПЗ принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости. Таковой признается сумма фактических затрат организации на приобретение, за исключением НДС и иных возмещаемых налогов. При этом к фактическим затратам на приобретение МПЗ, в частности, относятся:

  • суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу);
  • плата за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением материально-производственных запасов;
  • таможенные пошлины;
  • невозмещаемые налоги, уплачиваемые в связи с приобретением единицы МПЗ;
  • вознаграждения, уплачиваемые посредникам, через которых приобретаются эти объекты;
  • затраты по заготовке и доставке МПЗ до места их использования, включая расходы по страхованию;
  • затраты по доведению материально-производственных запасов до состояния, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях;
  • иные затраты, непосредственно связанные с приобретением МПЗ.

По «упрощенным» же правилам предполагается, что если расходы не формируют первоначальную стоимость МПЗ, то они включаются в состав расходов по обычным видам деятельности в полной сумме в том периоде, в котором были понесены.

Во-вторых , речь идет о списании расходов на МПЗ. Согласно изменениям такие затраты можно списывать единовременно, если характер деятельности организации не предполагает наличие существенных остатков МПЗ или же если эти запасы используются в управленческих нуждах. При этом существенными остатками считаются такие остатки, информация о наличии которых в бухотчетности организации способна повлиять на решения пользователей бухгалтерской отчетности этой организации.

В этой части отдельно выделены микропредприятия — им дана возможность списывать любые МПЗ без ограничений, то есть для этих целей им не нужно учитывать информацию о существенности остатков МПЗ с точки зрения ее способности повлиять на решения пользователей бухотчетности.

В-третьих , опять же организации, которые применяют упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, благодаря Приказу N 64н могут не формировать резерв под снижение стоимости МПЗ (п. 25 ПБУ 5/01).

Учет НМА и расходы на НИОКР

Приказом N 64н также дополнены «упрощенные» положения ПБУ 14/2007 (утв. Приказом Минфина от 27 декабря 2007 г. N 153н) и ПБУ 17/02 (утв. Приказом Минфина от 19 ноября 2002 г. N 115н). Их суть сводится к тому, что организациям, применяющим упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, дается право не формировать в бухучете стоимость интеллектуальных объектов и не отражать их в составе нематериальных активов или расходов на НИОКР. То есть расходы на НИОКР и на приобретение (создание) объектов, которые подлежат принятию к бухучету в качестве нематериальных активов, могут признаваться в составе расходов по обычным видам деятельности в полной сумме по мере их осуществления.

Непростые проблемы применения новшеств

Надо сказать, что названные нововведения носят разрешительный характер. Соответственно, по умолчанию они не применяются — при желании воспользоваться упрощенными правилами организации должны внести изменения в свою учетную политику. При этом за компаниями закреплено право самостоятельно определять целесообразность применения каждого упрощенного способа ведения бухгалтерского учета независимо от применения других упрощенных способов. То есть какие-либо из них можно «внедрить» в практику, а от каких-то следует отказаться.

Но на самом деле это не так просто. Как минимум нужно провести определенную аналитическую работу и тщательно взвесить последствия принимаемых решений. К примеру, если говорить о последствиях невключения в первоначальную стоимость ОС иных расходов, связанных с их приобретением (сооружением), то их несколько. С одной стороны, уменьшается база по налогу на имущество, с другой — это же ведет и к снижению стоимости чистых активов.

Видео (кликните для воспроизведения).

Если же говорить об упрощенных способах начисления амортизации, то, упростив бухучет и списывая амортизационные отчисления раз в год, тем самым «внутри» года как раз завышается база по налогу на имущество. Правда, с такой проблемой не столкнутся компании, применяющие тот или иной спецрежим.

Источники


  1. Королев, А. Н. Комментарий к Федеральному закону от 26 декабря 2008 года №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» / А.Н. Королев, О.В. Плешакова. — М.: Деловой двор, 2009. — 160 c.

  2. Марченко, М. Н. Сравнительное правоведение / М.Н. Марченко. — М.: Проспект, 2013. — 784 c.

  3. Теория государства и права. Введение в юриспруденцию. — М.: Юнити-Дана, 2011. — 128 c.
  4. Интеллектуальная собственность и реклама. Актуальные вопросы, административная и судебная практика. — М.: Альпина Паблишер, 2017. — 188 c.
  5. Очерки конституционной экономики. 10 декабря 2010 года. Госкорпорации — юридические лица публичного права. — М.: Юстицинформ, 2010. — 456 c.
Упрощенные способы ведения бухгалтерского учета
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here