Стороны социального партнерства

Важный материал на тему: "Стороны социального партнерства" с профессиональной точки зрения. Если возникнут вопросы, вы всегда их можете задать дежурному юристу.

Понятие, стороны, органы, система и формы социального партнерства в сфере труда

Социальное партнерство — это система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно с ними связанных отношений (ст. 23 Трудового кодекса РФ).

Сторонами социального партнерства являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей. Представителями работников являются профсоюзы, иные представители; представителями работодателей — руководитель организации или уполномоченные им лица, а также объединение работодателей.

Органами социального партнерства являются комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Они создаются для ведения коллективных переговоров, подготовки проектов коллективных договоров, соглашений. На федеральном уровне действует Российская трехсторонняя комиссия (согласно Федеральному закону от 1 мая 1999 г. «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений»), состоящая из общероссийских объединений профсоюзов, объединений работодателей и Правительства РФ. На региональном и территориальном уровне создаются комиссии, действующие на основании закона субъекта РФ, положений органов местного самоуправления.

Система социального партнерства состоит из пяти уровней:

  1. федеральный (устанавливает основы регулирования трудовых отношений в РФ);
  2. региональный (устанавливает основы регулирования трудовых отношений в субъектах РФ);
  3. отраслевой (устанавливает основы регулирования трудовых отношений в отрасли (отраслях);
  4. территориальный (устанавливает эти основы на уровне муниципального образования);
  5. уровень организации (устанавливает конфетные обязательства сторон трудовых отношений в организации).

Социальное партнерство осуществляется в форме:

  1. ведения коллективных переговоров по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и их заключению;
  2. взаимных консультаций участников;
  3. участия работников, их представителей в управлении организацией;
  4. участия представителей работников и работодателей в досудебном разрешении трудовых споров.

Стороны и формы социального партнерства в сфере труда

Социальное партнерство в сфере труда в ТК РФ определяется как система взаимоотношений между работниками (их представителями), работодателями (их представителями), органами государственной власти и местного самоуправления, направленная на обеспечение со­гласования интересов работников и работодателей по вопросам регу­лирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отно­шений.

Сторонами социального партнерства в сфере труда являются работ­ники и работодатели в лице их уполномоченных представителей.

Основной формой социального партнерства в сфере труда в на­стоящее время является разработка, заключение и контроль за реали­зацией коллективных договоров и соглашений, регулирующих соци­ально-трудовые отношения на уровне отдельных организаций, отраслей и регионов.

Коллективный договор — это локальный нормативно-правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у ра­ботодателя — физического лица и заключаемый работниками и рабо­тодателем в лице их представителей. Условия и нормы коллективного договора обязательны для организации, в которой он заключен, однако если они ухудшают положение работников по сравнению с законода­тельством, то признаются недействительными.

Порядок разработки и заключения коллективных договоров в РФ регулируется гл. 7 ТК РФ.

Сторонами коллективного договора являются работники в лице их представителей (чаще всего — профсоюзного органа) и работодатель, представляемый, как правило, руководителем организации.

Действующее законодательство предусматривает обязательную про­цедуру разработки и заключения коллективных договоров.

Начальной стадией этой процедуры являются коллективные пере­говоры, инициировать которые вправе любая из сторон. Сторона- инициатор коллективных переговоров направляет письменное уве­домление о начале переговоров другой стороне, которая в семидневный срок со дня получения уведомления обязана вступить в переговоры, направив инициатору проведения коллективных переговоров ответ с указанием представителей от своей стороны. Днем начала коллек­тивных переговоров является день, следующий за днем получения инициатором проведения коллективных переговоров указанного от­вета.

Для ведения переговоров и выработки проекта коллективного до­говора стороны на паритетной основе образуют комиссию.

Возникшие в ходе переговоров разногласия между сторонами фик­сируются в протоколе разногласий. В течение 3 дней после составления протокола стороны проводят консультации и формируют из своего со­става примирительную комиссию, а при недостижении согласия в ней обращаются к посреднику, выбранному по соглашению сторон, или в трудовой арбитраж. Если сторонами принципиально согласованы основные условия коллективного договора и предметом разногласий являются лишь его отдельные положения, то стороны должны в течение 3 месяцев со дня начала коллективных переговоров подписать коллек­тивный договор на согласованных условиях с одновременным состав­лением протокола разногласий. Момент подписания коллективного до­говора (даже с протоколом разногласий) является моментом окончания коллективных переговоров по заключению коллективного договора.

Содержание коллективного договора образуют согласованные сторо­нами условия,регулирующие социально-трудовые отношения в органи­зации.

Коллективное соглашение — это локальный нормативно-правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливаю­щий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями ра­ботников и работодателей на федеральном, региональном, отраслевом и территориальном уровнях.

В зависимости от сферы регулирования социально-трудовых отно­шений заключаются генеральные (на уровне РФ), региональные (на уровне субъекта РФ), отраслевые (межотраслевые), территориальные (на уровне муниципального образования) и иные соглашения.

Порядок разработки и заключения коллективного соглашения опре­делен ст. 47 ТК РФ и во многом аналогичен процедуре разработки и заключения коллективного договора. При этом заключение и из­менение коллективных соглашений, требующих бюджетного финан­сирования, по общему правилу, осуществляется сторонами до под­готовки проекта соответствующего бюджета на финансовый год, относящийся к сроку действия соглашения. Срок действия коллек­тивного соглашения определяется сторонами, но не может превы­шать 3 лет. Стороны имеют право один раз продлить действие со­глашения на срок не более 3 лет.

Читайте так же:  График погашения задолженности по налогам образец

Действие коллективного соглашения распространяется на работников и работодателей, которые уполномочили соответствующих представи­телей на разработку и заключение соглашения от их имени, на органы государственной власти и местного самоуправления в пределах взятых ими на себя обязательств, а также на работников и работодателей, при­соединившихся к соглашению после его заключения. Соглашение рас­пространяется на всех работодателей, являющихся членами объедине­ния работодателей, заключившего соглашение. Прекращение членства в объединении работодателей не освобождает работодателя от выпол­нения соглашения, заключенного в период его членства. Работодатель, вступивший в объединение работодателей в период действия соглаше­ния, также обязан выполнять обязательства, предусмотренные этим соглашением.

В течение 7 дней со дня подписания сторонами коллективного до­говора (соглашения), последний направляется представителем рабо­тодателя на уведомительную регистрацию в территориальный госу­дарственный орган по труду. При этом вступление коллективного договора (соглашения) в силу не зависит от факта его регистрации. Регистрация необходима лишь для выявления государственным орга­ном по труду условий, ухудшающих положение работников по срав­нению с законодательством. При выявлении таких условий они объ­являются недействительными и применению не подлежат. О данных условиях территориальный государственный орган по труду инфор­мирует стороны коллективного договора (соглашения) и соответству­ющую государственную инспекцию труда.

9.Понятие и стороны социального партнерства

Социальное партнерство – это система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых и иных, непосредственно связанных с ними отношений (ст. 23 ТК РФ).

Социальное партнерство включает как двусторонние отношения между работниками (представителями работников) и работодателем представителем работодателя) – бипартизм, так и трехсторонние отношения: работники – работодатели – орган государственной власти или орган местного самоуправления – трипартизм.

Стороны социального партнерства. Ими являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном законом порядке представителей. Органы государственной власти и органы местного самоуправления являются сторонами социального партнерства в случаях, когда они выступают в качестве работодателей, а также в других случаях, предусмотренных трудовым законодательством.

[1]

В соответствии с ТК РФ (ст. 29) представителями работников являются:профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских, межрегиональных профсоюзов, или иные представители, избираемые работниками в случаях, предусмотренных ТК РФ.

Работники, не являющиеся членами профсоюза, могут уполномочить орган первичной профсоюзной организации представлять их интересы во взаимоотношениях с работодателем по вопросам индивидуальных трудовых отношений и непосредственно связанных с ними отношений на условиях, установленных данной первичной профсоюзной организацией (ст. 30 ТК РФ).

Представителями работодателя являются руководитель организации, работодатель – индивидуальный предприниматель (лично) или уполномоченные ими лица в соответствии с ТК РФ и иными нормативными правовыми актами РФ, законодательством субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами. При проведении коллективных переговоров, заключении или изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по поводу их заключения или изменения, а также при формировании и осуществлении деятельности комиссий по регулированию социально-трудовых отношений интересы работодателей представляют соответствующие объединения работодателей (ст. 33 ТК РФ).

Объединение работодателей – это некоммерческая организация, объединяющая на добровольной основе работодателей для представительства интересов и защиты прав своих членов во взаимоотношениях с профсоюзами, органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Особенности правового положения объединения работодателей установлены федеральным законом «Об объединениях работодателей».

10.Система формы социального партнерства

Система социального партнерства и его формы.

Система социального партнерства включает сотрудничество на федеральном, региональном, отраслевом, территориальном уровнях и уровне организации (ст. 26 ТК).

Каждому уровню соответствует установленная законом задача по регулированию трудовых отношений.

Согласно сложившейся традиции уровни выделяются по территориально-отраслевому признаку.

На федеральном уровне могут заключаться: генеральное и отраслевые (межотраслевые) соглашения.

На региональном уровне (субъект РФ) заключаются региональное и отраслевые (межотраслевые) соглашения.

На территориальном уровне (муниципальное образование) заключается территориальное соглашение.

На уровне организации заключается коллективный договор.

Следует отметить, что перечисление названных уровней в ТК не означает обязанности сторон взаимодействовать на всех этих уровнях. Они свободны в избрании как форм социального партнерства, так и уровней их осуществления.

[2]

Помимо заключения коллективных договоров и соглашений на каждом уровне может осуществляться сотрудничество в иных формах. Например, консультации и обмен информацией могут проводиться на всех уровнях, создание трехсторонних органов социального партнерства возможно на всех уровнях, кроме организации.

Стороны социального партнерства и их представители

Читайте также:

  1. B) может, только в случае полного выполнения объективной стороны 1 страница
  2. B) может, только в случае полного выполнения объективной стороны 2 страница
  3. B) может, только в случае полного выполнения объективной стороны 3 страница
  4. C) Смерти гражданина-стороны в деле.
  5. III. Функция интеграции и социального общения
  6. N/B: цедент отвечает перед цессионарием за передачу недействительного требования, но цедент не отвечает за неисполнение со стороны должника.
  7. V Методика обследования звуковой стороны речи детей
  8. Антинаркотическая настороженность, антинаркогенные установки, антинаркогенный контроль в работе социального педагога и родителей.
  9. Билет 34. Обязательства в гражданском праве: понятие, элементы, основания возникновения, стороны.
  10. ВЗГЛЯД СО СТОРОНЫ
  11. Визуальный анализ социального пространства Екатеринбурга
  12. Влияние социального строя и национальных традиций на бытовую жизнь и мораль общества

В соответствии со статьей 25 ТК РФ сторонами социального партнерства являются работники и работодатели. Они заключают коллективные договоры и соглашения, создают органы социального партнерства, принимают на себя обязательства, их интересы подлежат согласованию.
Стороны социального партнерства — работники и работодатели — не могут действовать иначе, чем через своих представителей. В связи с этим законодатель включил в содержание ТК РФ специальную главу, определяющую круг представителей сторон и их правовое положение (глава 4 «Представители работников и работодателей в социальном партнерстве»).

Читайте так же:  Товары и материалы смена наименования

Представители работников. Основными представителями работников выступают профсоюзы и их объединения, профсоюзные организации.
Профсоюзные организации и профсоюзы действуют через свои органы.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 12.01.1996 г. N 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельность» (далее — Федеральный закон N 10-ФЗ) это органы, образованные в соответствии суставом профсоюза, объединения (ассоциации) профсоюзов или положением о первичной профсоюзной организации.
Органом профессионального союза может быть и профсоюзный представитель (доверенное лицо) — профорганизатор, профгрупорг, руководитель профсоюза, объединения (ассоциации) профсоюзов, профсоюзного органа или другое лицо, уполномоченное на представительство уставом профсоюза, объединения (ассоциации) профсоюзов, положением о первичной профсоюзной организации или решением профсоюзного органа.
На федеральном, региональном, территориальном и отраслевом уровнях при заключении соответствующих соглашений, проведении консультаций и согласовании направлений социально-экономической политики работников представляют только профессиональные союзы, их территориальные организации, объединения профсоюзов (региональные, общероссийские).

21. Коллективные договоры: понятие, содержание, действие.

Дата добавления: 2015-05-10 ; Просмотров: 597 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Кто является сторонами социального партнерства по ТК РФ?

Сторонами социального партнерства являются обычно работники и их работодатель. Однако возможно взаимодействие групп этих лиц и присоединение к ним третьей стороны, в качестве которой выступает государство. Рассмотрим возможные варианты взаимоотношений сторон при социальном партнерстве по ТК РФ.

Трудовое законодательство о социальном партнерстве

Социальное партнерство, основные положения которого содержит раздел II ТК РФ, ставит своей целью возможность урегулирования в рабочем порядке вопросов по трудовым взаимоотношениям, возникающих при взаимодействии работников и их работодателей (ст. 23 ТК РФ). Задачи этого процесса направлены не только на согласование действий в рамках трудового законодательства, но и на возможное увеличение эффективности работы организации-работодателя (в т. ч. за счет повышения заинтересованности работников в труде) без ущемления интересов сторон.

Поскольку принятие решений по темам, требующим обсуждения, может не только затрагивать интересы одного трудового коллектива, но и быть значимым для более широкого круга заинтересованных лиц (от их группы до масштабов всего государства), необходимость соцпартнерства может возникать на различных уровнях (ст. 26 ТК РФ):

  • федеральном, значимом для всей страны;
  • региональном или межрегиональном, касающемся одного или нескольких регионов государства;
  • отраслевом или межотраслевом, относящемся к одной или нескольким отраслям экономики;
  • территориальном, связанном с конкретным муниципальным образованием;
  • локальном, определяющем правила взаимодействия у одного работодателя.

К соцпартнерству, осуществляемому на уровне более высоком, чем локальный, по решению основных его участников (ст. 45 ТК РФ) в качестве третьей стороны могут быть привлечены органы государственной власти соответствующего значения (ст. 23 ТК РФ). Обязательным участие государства в этом взаимодействии будет в случаях, когда тема обсуждения:

  • относится к сфере, затрагивающей государственные интересы, и решения по ней могут привести к принятию законодательных решений;
  • затрагивает направления, частично или полностью финансируемые за счет средств соответствующего бюджета;
  • касается интересов государственного органа как работодателя, и в этом случае он может оказаться как второй, так и третьей стороной взаимодействия.

О роли государства в установлении системы оплаты труда в ГУП и МУП читайте в материале «Положение о стимулирующих выплатах с критериями эффективности».

Соцпартнерство — это система взаимоотношений между его сторонами

Итак, сторонами социального партнерства являются:

  • коллектив или коллективы работников;
  • работодатель или группа работодателей;
  • государство (не всегда обязательно).

На чем же базируются отношения при социальном партнерстве по ТК РФ? Принципы их изложены в ст. 24 ТК РФ и определены как наличие у сторон:

  • равных прав;
  • взаимного уважения и заинтересованности;
  • законопослушности;
  • ответственности;
  • свободы обсуждения, выбора решений, принятия обязательств;
  • обязанности принять на себя выполнение принятых решений с ведением необходимого контроля за этим.

Для участия в непосредственной работе органа, обычно создаваемого при соцпартнерстве (комиссии), каждой из сторон необходимо направить туда своих представителей, наделенных необходимыми полномочиями. Эти полномочия могут устанавливаться:

  • законом или другим нормативным документом;
  • учредительными документами;
  • специальным решением коллектива или уполномоченного на такие действия лица (лиц).

Формы, в которых происходит взаимодействие сторон при соцпартнерстве, перечислены в ст. 27 ТК РФ. Они предусматривают возможность:

  • ведения переговоров по разработке и подписанию коллективных документов (договоров или соглашений);
  • проведения консультаций по вопросам, относящимся к трудовому законодательству;
  • привлечения работников к процессу управления организацией;
  • участия в спорах по трудовым вопросам.

Стороны при таких взаимодействиях фактически выполняют такие процедуры:

  • осуществление переговоров, консультаций, обмен информацией;
  • разработка решений и принятие текстов документов по ним;
  • формирование постоянно действующих (как 2-, так и 3-сторонних) рабочих органов (комиссий, комитетов).

При этом законодательство не ограничивает формы возможных действий и не делает их обязательными. То есть стороны вправе самостоятельно выбрать способ наиболее подходящего им взаимодействия.

[3]

Кто выступает со стороны работников?

Представителями со стороны работников могут быть органы:

  • профсоюзные, от имени которых обычно действуют их руководители, получающие такое право в соответствии с учредительными документами профсоюза;
  • непрофсоюзные, избираемые на общем собрании членов того коллектива, который они будут представлять.

Чем выше уровень взаимодействия социальных партнеров, тем больше масштаб профсоюзного органа, участвующего в нем. При этом допускается создание объединенных (общероссийских, региональных, отраслевых, межотраслевых) органов. Они формируются за счет включения в них пропорционального количества представителей каждого из профсоюзов-участников или делегирования полномочий самому представительному из них.

Читайте так же:  Книга доходов и расходов при есхн

В ряде случаев (при ведении коллективных переговоров, споров, при разработке коллективного договора) законодательство обязывает первичный профсоюзный орган быть представителем всего трудового коллектива, даже если не все работники состоят в этом профсоюзе. Это происходит, если (ст. 37 ТК РФ):

  • членами профсоюзной организации является большая часть всех работников;
  • имеется несколько профсоюзов, и они образуют единый орган, уполномоченный представлять в переговорах интересы большинства работников;
  • общим собранием работников профсоюзной организации первичному профсоюзному органу поручено вести переговоры от имени всего трудового коллектива.
Видео (кликните для воспроизведения).

Непрофсоюзный выборный орган избирается на общем собрании членов трудового коллектива (коллективов) и создается при:

  • отсутствии соответствующего профсоюзного органа;
  • наличии нескольких профсоюзных органов, членами которых (по отдельности или совместно) является меньше половины работников, если ни один из этих органов не уполномочен представлять интересы всего коллектива.

Когда представители избираются от нескольких коллективов, они до начала переговоров формируют общую позицию по намеченным к рассмотрению вопросам и в процессе обсуждения выступают как единый орган.

Определение представителей работодателя

На локальном уровне (одного трудового коллектива) работодателя обычно представляет:

  • руководитель организации;
  • работодатель-ИП;
  • уполномоченное работодателем лицо, при этом возможен вариант, когда это лицо участвует только в разработке документа, а окончательное решение по нему принимается руководителем работодателя.

Интересы работодателя могут также представлять:

  • члены правления или совета директоров;
  • управляющая организация;
  • внешний или конкурсный управляющий;
  • руководитель обособленного подразделения, которому даны такие полномочия;
  • министерство, когда вопросы затрагивают интересы работодателей, являющихся государственными или муниципальными органами, учреждениями, предприятиями.

При необходимости представления на каком-либо из уровней соцпартнерства интересов нескольких работодателей они объединяются в соответствующую некоммерческую организацию (ст. 4 закона «Об объединениях работодателей» от 27.11.2002 № 156-ФЗ):

  • общероссийскую или общероссийскую отраслевую (межотраслевую);
  • межрегиональную или межрегиональную отраслевую (межотраслевую);
  • региональную и региональную отраслевую (межотраслевую);
  • территориальную и территориальную отраслевую (межотраслевую).

На уровне постоянно действующих 3-сторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений, сформированных на федеральном уровне, работодатели могут быть представлены только соответствующим объединением (ст. 35 ТК РФ).

Допускается участие работодателя через делегирование объединению работодателей полномочий на представление его интересов.

Объединения работодателей считаются законодательно независимыми и не подвержены вмешательству в их работу органов государственной власти (ст. 6 закона от 27.11.2002 № 156-ФЗ). Принятые ими решения по вопросам соцпартнерства становятся обязательными для исполнения (ст. 48 ТК РФ):

  • всеми членами этого объединения;
  • работодателями, делегировавшими объединению представление их интересов;
  • работодателями, не участвовавшими в разработке соглашения ни прямо, ни косвенно, но присоединившимися к нему после его подписания.

Роль государства в соцпартнерстве

Государство в соцпартнерстве выполняет 2 роли:

  • содействия в укреплении и развитии этого процесса (ст. 24 ТК РФ), что выражается в законодательном регулировании процедур взаимодействия, установлении гарантий и ответственности для участников переговоров;
  • участия в работе 3-сторонних комиссий, которое является обязательным, если прямо предусмотрено в ТК РФ или других законах соответствующего уровня.

Привлечение государства к процессу соцпартнерства позволяет ему быть в курсе тенденций, возникающих в обществе в части трудовых взаимоотношений, и своевременно принимать управленческие решения в этой области.

Колдоговор как пример соцпартнерства в 2015–2016 годах

Основным и наиболее распространенным документом, формируемым при соцпартнерстве, является коллективный договор (ст. 27 ТК РФ). Он позволяет установить ряд правил взаимодействия между работодателем и работником, дополняющих правила трудового законодательства и направленных на улучшение положения работников (ст. 41 ТК РФ). Колдоговор может создаваться как для конкретного работодателя, так и в целом по отрасли, в которой он работает, или по отдельности для каждого из его обособленных подразделений.

Объем, содержание, форму, состав приложений договора социальные партнеры определяют самостоятельно. Наиболее часто в нем находят отражение (ст. 41 ТК РФ) положения:

  • по применяемой системе оплаты труда и ее параметрам;
  • дополнительно выплачиваемым компенсациям и пособиям;
  • индексации зарплаты в связи с ростом инфляции;
  • правилам премирования;
  • гарантиям, связанным с возможностью повышения квалификации, получения дополнительного образования;
  • режиму труда и отдыха, в т. ч. по установлению дополнительных отпусков и их продолжительности;
  • системе мероприятий, дополнительно улучшающих условия охраны труда;
  • льготам в отношении бесплатно предоставляемых или частично оплачиваемых питания, служебного транспорта, путевок, проезда к месту проведения отпуска;
  • гарантиям, предоставляемым членам семей работников;
  • перечню тех условий, при выполнении которых работники отказываются от организации забастовок;
  • применяемой системе контроля за исполнением колдоговора, устанавливаемой ответственности сторон за неисполнение, условиям работы для представителей работников, порядку внесения изменений в колдоговор и обнародования информации по нему;
  • иным вопросам, определенным сторонами колдоговора.

О том, будет ли необходима замена колдоговора при смене собственника, читайте в статье «Ст. 75 ТК РФ: вопросы и ответы».

Сторонами социального партнерства являются 2 обязательных стороны (работники и работодатель) и 3-я сторона (государство), которая участвует в нем либо по приглашению обязательных сторон либо в случаях, определенных законодательно. Стороны равны в своих правах, но различаются в порядке формирования состава представителей, которые от их имени участвуют в работе основного органа соцпартнерства.

15. Стороны социального партнерства и их представители.

Сторонами социального партнерства являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей.

ОГВ и ОМС являются сторонами социального партнерства в случаях, когда они выступают в качестве работодателей, а также в других случаях, предусмотренных трудовым законодательством. Например, статья 34 ТК РФ соответствующие органы представителей власти в социальном партнерстве могут представлять интерес работодателя-учреждения финансируемого из соответствующего бюджета (в данном случае орган будет являться представителем стороны социального партнерства).

Читайте так же:  Классы условий труда

По общему правилу сторонами СП являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей.

Представителями работника могут быть 2 категории субъектов трудового права:

— профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации предусмотренные уставами общероссийских и межрегиональных профсоюзов.

В статье 30 КРФ посвященной праву на объединения профсоюзы стояли отдельно, они признаны выполнять роль особых регуляторов и являются неизменным элементом гражданского общества.

— Иные избираемые представители работников.

В случае, когда работники данного работодателя не объединены в какие либо первичные профсоюзы или ни одна из имеющихся профсоюзных организаций не объединяет более половины работников данного работодателя и не уполномочена в установленном порядке представлять интересы всех работников в социальном партнерстве на локальном уровне, на общем собрании (конференции работников) из числа работников может быть избран иной представитель (представительный орган) тайным голосованием. Наличие такого представителя не может являться препятствием для осуществления профсоюзными организациями своих функций.

Иными представителями работников могут быть:

• Представительные органы (Совет трудового коллектива, совет персонала)

• Конкретные выборные представители коллектива работников

Иных представителей работников необходимо приравнивать в правах с представительным органом.

ППО или иной представитель работников представляет интересы работников при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора при осуществлении контроля за его выполнением, при участии в управлении организацией и рассмотрении трудовых споров (ТС). Иные избираемые представители могут действовать только на локальном уровне.

Дополнительно к разделу 2 ТК необходимо обращаться к ФЗ от 27 ноября 2002 года об объединениях работодателей.

На локальном уровне интересы работодателя при проведении коллективных переговоров и заключении коллективного договора, а также при рассмотрении коллективных трудовых споров представляют:

— Работодатель — индивидуальный предприниматель (лично)

— Уполномоченные ими лица в соответствии с НПА, учредительными документами юридического лица или локальными нормативными актами

Начиная с территориального уровня и заканчивая федеральным уровнем социального партнерства интересы работодателя представляют соответствующие объединения работодателей.

Объединения работодателей – это некоммерческая организация, объединяющая на добровольной основе работодателей для представительства интересов и защиты прав своих членов о взаимоотношениях с профессиональными союзами, органами государственной власти и местного самоуправления.

В отдельных случаях иными представителями работодателей – государственных или муниципальных учреждений могут быть соответствующие федеральные органы исполнительной власти. Региональные органы исполнительной власти и органы местного самоуправления (пример статья 34 ТК ФР). Причина: данные организации финансируются за счет средств бюджетов поэтому ОГВ и местного самоуправления должны иметь возможность влиять на процесс социального партнерства в части принятия и исполнения обязательств влекущих бюджетные расходы.

Социальное партнерство

Социальное партнерство, закрепленное Трудовым кодексом РФ, является в трудовом праве России новым методом правового регулирования труда, служащим для урегулирования противоречивых интересов работников и работодателей.

Трудовой кодекс РФ определяет социальное партнерство в сфере труда (чаще называемое просто социальное партнерство) как систему взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленную на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений.

Сторонами социального партнерства являются работники и работодатели в лице их представителей. Органы государственной власти и органы местного самоуправления являются сторонами социального партнерства в случаях, когда они выступают в качестве работодателей.
Социальное партнерство осуществляется в формах:

  • взаимных консультаций (переговоров) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
  • коллективных переговоров по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и заключению коллективных договоров, соглашений;
  • участия работников, их представителей в управлении организацией;
  • участия представителей работников и работодателей в разрешении трудовых споров.

Социальное партнерство осуществляется на шести уровнях, включающих:

  • федеральный уровень, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в Российской Федерации;
    межрегиональный уровень, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в двух и более субъектах Российской Федерации
  • региональный уровень, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в субъекте Российской Федерации;
  • отраслевой уровень, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в отрасли (отраслях);
  • территориальный уровень, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в муниципальном образовании;
  • локальный уровень, на котором устанавливаются обязательства работников и работодателя в сфере труда.

Основными принципами социального партнерства, закрепленными в ст. 24 ТК РФ, являются:

Органами социального партнерства являются комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Заметим, что социально-трудовые отношения – понятие более широкое, чем трудовые отношения. Они включают в себя трудовые отношения, отношения по социальному обеспечению и бытовому обслуживанию, т. е. все отношения социальной сферы. Указанные комиссии создаются для ведения коллективных переговоров и подготовки проектов коллективных договоров, соглашений, для их заключения и контроля их выполнения на различных уровнях. Трехсторонние комиссии создаются на паритетной основе по решению сторон и из их представителей, наделенных соответствующими полномочиями.

На федеральном уровне образуется постоянно действующая Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений, деятельность которой осуществляется в соответствии с федеральным законом. Членами Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений являются представители общероссийских объединений профсоюзов, общероссийских объединений работодателей, Правительства Российской Федерации.

В субъектах Российской Федерации могут образовываться трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, деятельность которых осуществляется в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.

Читайте так же:  Приказ об отзыве из отпуска

На территориальном уровне могут образовываться трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, деятельность которых осуществляется в соответствии с законами субъектов Российской Федерации, положениями об этих комиссиях, утверждаемыми представительными органами местного самоуправления.
На отраслевом (межотраслевом) уровне могут образовываться отраслевые (межотраслевые) комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Отраслевые (межотраслевые) комиссии могут образовываться как на федеральном, так и на межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства.

На локальном уровне образуется комиссия для ведения коллективных переговоров, подготовки проекта коллективного договора и заключения коллективного договора.

Представителями работников в социальном партнерстве являются: профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских межрегиональных профсоюзов, или иные представители, избираемые работниками в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом РФ.

Интересы работников при ведении коллективных переговоров, заключении коллективных договоров, соглашений, контроле за их выполнением, при реализации права на участие в управлении организацией и при рассмотрении трудовых споров представляют первичная профсоюзная организация, ее орган (профком) или иные представители, избираемые работниками, а при формировании трехсторонних комиссий, проведении коллективных переговоров, заключении коллективных договоров, соглашений – соответствующие объединения профсоюзов на различных уровнях социального партнерства и их представители.

При отсутствии в организации первичной профсоюзной организации или если таковая объединяет менее половины работников, на общем собрании работники могут поручить представлять их интересы этому профкому либо иному представительному органу. Наличие иного представителя не является препятствием для осуществления профкомом его полномочий.

Представителями работодателей при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора является руководитель учреждения или уполномоченные им лица. При заключении или изменении социально-партнерских соглашений на разных их уровнях, разрешении при этом возникших коллективных трудовых споров, деятельности соответствующей трехсторонней комиссии интересы работодателей представляет соответствующее объединение работодателей.

В наше время коллективные переговоры в наибольшей мере отражают социальное партнерство работников и работодателей в сфере труда.
Коллективные переговоры между работниками и работодателями появились во второй половине XIX века в промышленно развитых странах для разрешения конфликтов. Международная организация труда предусмотрела их проведение в Конвенции МОТ №98 (1948 г.) «Право на организацию и на ведение коллективных переговоров», а в 1981 г. МОТ приняла Конвенцию №154 «О содействии коллективным переговорам».

Представители работников и работодателей участвуют в коллективных переговорах по подготовке, заключению или изменению коллективного договора, соглашения и имеют право проявить инициативу по проведению таких переговоров.

Представители стороны, получившие предложение в письменной форме о начале коллективных переговоров, обязаны вступить в переговоры в течение семи календарных дней со дня получения указанного предложения, направив инициатору проведения коллективных переговоров ответ с указанием представителей от своей стороны для участия в работе комиссии по ведению коллективных переговоров и их полномочий. Днем начала коллективных переговоров является день, следующий за днем получения инициатором проведения коллективных переговоров указанного ответа.

Отказ работодателя приступить к переговорам или уклонение от переговоров служит основанием для начала процедуры разрешения коллективного трудового спора, так как такой отказ означает начало этого спора.

Приоритет в определении предмета, содержания переговоров предоставлен представителям работников. Ведение переговоров и подготовка договоров, соглашений проводится партнерами на равноправной основе. Для этого их решением определяется комиссия, ее состав (на паритетных началах), сроки.

При разногласии сторон в ходе переговоров составляется протокол разногласий, который передается соответствующей примирительной комиссии по разрешению коллективного трудового спора, образуемой сторонами.

Моментом окончания коллективных переговоров является момент подписания коллективного договора, соглашения, протокола разногласий. Подписание протокола разногласий является началом коллективного трудового спора.

Целью, как коллективного договора, так и соглашений, является установление такого договорного регулирования социально-трудовых отношений при согласовании интересов сторон, чтобы оно было выше по уровню, чем предусмотрено законодательством.

Коллективный договорэто правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в учреждении и заключаемый работниками с работодателем в лице их представителей.

В этом понятии кратко указаны стороны и содержание коллективного договора. Это всегда двусторонний акт.

Соглашение – это правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции.

Видео (кликните для воспроизведения).

По договоренности сторон, участвующих в коллективных переговорах, соглашения могут быть двусторонними и трехсторонними.
Соглашения, предусматривающие полное или частичное финансирование из соответствующих бюджетов, заключаются при обязательном участии соответствующих органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, являющихся стороной соглашения.

Источники


  1. Баскакова, М. А. Толковый юридический словарь для бизнесменов / М.А. Баскакова. — М.: Контракт, 2015. — 496 c.

  2. Басовский, Л.Е. История и методология экономической науки. Учебное пособие. Гриф МО РФ / Л.Е. Басовский. — М.: ИНФРА-М, 2017. — 773 c.

  3. Осиновский, А.Д. Акционер против акционерного общества; СПб: ДНК, 2013. — 352 c.
  4. Перевалов, В. Д. Теория государства и права / В.Д. Перевалов. — М.: Юрайт, 2013. — 432 c.
  5. Корнийчук Г. А. Арбитражное процессуальное право. Ответы на экзаменационные вопросы; Экзамен — Москва, 2010. — 288 c.
Стороны социального партнерства
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here