Ставки платы за пользование водными объектами

Важный материал на тему: "Ставки платы за пользование водными объектами" с профессиональной точки зрения. Если возникнут вопросы, вы всегда их можете задать дежурному юристу.

Ставки платы за пользование водными объектами

Заплатить налоги необходимо до 2 декабря. Если у вас есть вопросы о порядке уплаты или расчете налогов, присылайте их на [email protected] Ответы на самые популярные из них мы опубликуем на портале ГАРАНТ.РУ.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2006 г. № 876 “О ставках платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности”

В соответствии со статьей 20 Водного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые ставки платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности.

2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2007 г.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М. Фрадков

Ставки
платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности
(утв. постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2006 г. N 876)

I. Ставки платы за забор (изъятие) водных ресурсов из поверхностных водных объектов или их отдельных частей (за исключением морей) в пределах объема допустимого забора (изъятия) водных ресурсов, установленного договором водопользования

1. Ставка платы за забор (изъятие) водных ресурсов из поверхностных водных объектов или их частей для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения устанавливается в размере 70 рублей за 1 тыс. куб. м водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта.

2. Ставка платы за забор (изъятие) водных ресурсов, установленная по речному бассейну, применяется в отношении всех поверхностных водных объектов, расположенных на территории речного бассейна.

II. Ставки платы за забор (изъятие) водных ресурсов из водных объектов или их отдельных частей в пределах объема допустимого забора (изъятия) водных ресурсов, установленного договором водопользования

Водные объекты (в пределах территориального моря Российской Федерации) Ставка платы (рублей за 1 тыс. куб. м водных ресурсов)
Моря:
Азовское 14,88
Балтийское 8,28
Баренцево 6,36
Белое 8,4
Берингово 5,28
Восточно-Сибирское 4,44
Карское 4,8
Каспийское 11,52
Лаптевых 4,68
Охотское 7,68
Черное 14,88
Чукотское 4,32
Японское 8,04
Тихий океан 5,64

III. Ставки платы за использование водных объектов или их частей без забора (изъятия) водных ресурсов для целей производства электрической энергии

Речные бассейны Ставка платы (рублей за 1 тыс. кВт.ч электроэнергии)
Амур 9,24
Ангара и бассейн озера Байкал 13,2
Волга 9,84
Дон 9,72
Енисей 13,7
Кубань 8,88
Лена 13,5
Обь 12,3
Реки бассейна Балтийского моря 8,88
Реки бассейна Баренцева моря 8,76
Реки бассейна Белого моря 9
Реки бассейнов Берингова, Восточно-Сибирского, Чукотского и Японского морей, а также Тихого океана 10,44
Сулак 7,2
Терек 8,4
Урал 8,52
Прочие реки 4,8

IV. Ставки платы за использование акватории поверхностных водных объектов или их частей

Водные объекты Ставка платы (тыс. рублей за 1 кв. км используемой акватории в год)
1. Речные бассейны:
Амур 31,32
Волга 30,48
Дон 34,44
Енисей 28,2
Кубань 34,44
Лена 31,32
Обь 30,24
реки бассейна Балтийского моря 33,96
реки бассейна Баренцева моря 32,16
реки бассейна Белого моря 32,16
реки бассейнов Берингова, Восточно-Сибирского, Чукотского и Японского морей, а также Тихого океана 31,32
Самур, Сулак 34,44
Терек 34,44
Урал 32,04
прочие реки 32
2. Озера:
Байкал 28,2
Белое, Выгозеро, Ильмень, Псковское, Чудское 33,96
Ладожское, Онежское 33,96
прочие озера 32
3. Моря (в пределах территориального моря Российской Федерации):
Азовское 44,88
Балтийское 33,84
Баренцево 30,72
Белое 27,72
Берингово 26,16
Восточно-Сибирское, Карское, Лаптевых, Чукотское 15,72
Каспийское 42,24
Охотское, Японское 38,52
Черное 49,8
4. Тихий океан (в пределах территориального моря Российской Федерации) 29,28

Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2006 г. N 876 “О ставках платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности”

Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2007 г

Текст постановления официально опубликован не был

Об установлении порядка расчета и взимания платы за пользование водными объектами, находящимися в муниципальной собственности Рыбинского сельского поселения, утверждении ставок платы за пользование водными объектами, находящимися в муниципальной собственности Рыбинского сельского поселения

16 от 31.05.2016

ВОЛГОРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ
ОЛЬХОВСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН
АДМИНИСТРАЦИЯ РЫБИНСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 31.05.2016 г № 16

Об установлении порядка расчета и взимания платы за пользование
водными объектами, находящимися в муниципальной собственности
Рыбинского сельского поселения, утверждении ставок платы за пользование
водными объектами, находящимися в муниципальной собственности
Рыбинского сельского поселения

В соответствии со ст.27 Водного кодекса Российской Федерации, в соответствии со статьями 14,44 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

ПОСТАНОВЛЯЮ:

1. Утвердить ставки платы за пользование водными объектами , находящимися в собственности Рыбинского сельского поселения, а также порядок расчета и взимания платы за пользование водными объектами согласно Приложения №1.
2.Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального обнародования (опубликования).
3. Контроль за выполнением постановления оставляю за собой.

Глава Рыбинского
сельского поселения В.А.Любаков

Приложение №1
к постановлению администрации
Рыбинского сельского поселения
от 31.05.2016 г № 16

1. Общие положения

1.1. Настоящее решение устанавливает порядок расчета и взимания платы за пользование водными объектами, утверждает ставки платы за пользование водными объектами, находящимися в муниципальной собственности, применяется при расчете и взимании платы за пользование поверхностными водными объектами или их частями, находящимися в муниципальной собственности Рыбинского сельского поселения, предоставляемыми на основании договоров водопользования для:
а) осуществления забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов или их частей;
б) использования акватории водных объектов или их частей, в том числе для рекреационных целей,
в) использования водных объектов без забора (изъятия) водных ресурсов для целей производства электрической энергии.
2. Плата устанавливается на основе следующих принципов:
а) стимулирования экономного использования водных ресурсов, а также охраны водных объектов;
б) равномерности поступления платы в течение финансового года.

2. Основные понятия

2.1. Платежной базой является:
а) для плательщиков, осуществляющих забор (изъятие) водных ресурсов из водных объектов или их частей, — объем допустимого забора (изъятия) водных ресурсов, включая объем их забора (изъятия) для передачи абонентам, за платежный период;
б) для плательщиков, использующих акватории водных объектов или их частей, — площадь предоставленной акватории водного объекта или его части.
Платежная база устанавливается в договоре водопользования по каждому виду пользования водными объектами и определяется отдельно в отношении каждого водного объекта или его части.
2.2. Размер платы определяется как произведение платежной базы и соответствующей ей ставки платы.
2.3. Плательщики — физические и юридические лица, приобретающие право пользования поверхностными водными объектами на основании и условиях, предусматриваемых договором водопользования.

3. Расчет размера платы

4. Плата за пользование водными объектами,
находящимися в муниципальной собственности

4.1. Плата вносится не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим платежным периодом. Платежным периодом признается квартал. Плата подлежит зачислению в бюджет Рыбинского сельского поселения в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
4.2. Стороны договора водопользования несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств по договору водопользования в соответствии с гражданским законодательством.

Читайте так же:  Закон о сим-картах

5. Ставки платы за пользование водными объектами,
находящимися в муниципальной собственности

5.1. Ставка за забор (изъятие) водных ресурсов из поверхностных водных объектов или их отдельных частей в пределах объема допустимого забора (изъятия) водных ресурсов, установленного договором водопользования, устанавливается в размере 294 руб. за 1000 куб. м водных ресурсов.
5.2. Ставка за использование акватории поверхностных водных объектов или их частей устанавливается в размере 32 руб. за 1 кв. м. Ставка за использование акватории поверхностных водных объектов или их частей подлежит изменению с учетом изменения кадастровой стоимости объекта.

6. Заключительные положения

6.1. Настоящее решение вступает в силу с момента официального опубликования и распространяет свое действие на отношения, возникшие после его вступления в силу.

Ставки платы за пользование водными объектами

Министерство имущества
Челябинской области

Изменен размер платы за пользование водными объектами

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26.12.2014 № 1509 «О ставках платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности, и внесении изменений в раздел I ставок платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности» с 1 января 2015 года начисления сумм платы за пользование водными объектами будут производиться с учетом следующих коэффициентов:

– ставки платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности, с округлением до полного рубля в соответствии с действующим порядком округления применяются:
в 2015 году с коэффициентом 1,15;
в 2016 году с коэффициентом 1,32;
в 2017 году с коэффициентом 1,52;
в 2018 году с коэффициентом 1,75;
в 2019 году с коэффициентом 2,01;
в 2020 году с коэффициентом 2,31;
в 2021 году с коэффициентом 2,66;
в 2022 году с коэффициентом 3,06;
в 2023 году с коэффициентом 3,52;
в 2024 году с коэффициентом 4,05;
в 2025 году с коэффициентом 4,65.

– ставки платы за забор (изъятие) водных ресурсов из поверхностных водных объектов или их частей для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения за 1 тыс. куб. метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта, с округлением до полного рубля в соответствии с действующим порядком округления:
с 1 января 2015 г. по 31 декабря 2015 г. составляет 81 рубль;
с 1 января 2016 г. по 31 декабря 2016 г. составляет 93 рубля;
с 1 января 2017 г. по 31 декабря 2017 г. составляет 107 рублей;
с 1 января 2018 г. по 31 декабря 2018 г. составляет 122 рубля;
с 1 января 2019 г. по 31 декабря 2019 г. составляет 141 рубль;
с 1 января 2020 г. по 31 декабря 2020 г. составляет 162 рубля;
с 1 января 2021 г. по 31 декабря 2021 г. составляет 186 рублей;
с 1 января 2022 г. по 31 декабря 2022 г. составляет 214 рублей;
с 1 января 2023 г. по 31 декабря 2023 г. составляет 246 рублей;
с 1 января 2024 г. по 31 декабря 2024 г. составляет 283 рубля;
с 1 января 2025 г. по 31 декабря 2025 г. составляет 326 рублей.

К ставкам платы за пользование водными объектами и за забор (изъятие) водных ресурсов из поверхностных водных объектов или их частей для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения, за забор (изъятие) водных ресурсов из водных объектов, находящихся в федеральной собственности, водопользователями, не имеющими водоизмерительных приборов, применяется повышающий коэффициент 1,1.

Примеры расчетов по платежам за пользование водными объектами

«Налоговый вестник», N 1, 1999

Федеральным законом от 06.05.1998 N 71-ФЗ «О плате за пользование водными объектами» определены минимальные и максимальные ставки платы по видам пользования водными объектами.

Постановлением Правительства РФ от 22.07.1998 N 818 утверждены минимальные и максимальные ставки платы по бассейнам рек, озерам, морям и экономическим районам. Исходя из этих ставок, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации утверждают конкретные ставки платы по категориям плательщиков, в зависимости от вида пользования водными объектами, состояния водных объектов и с учетом местных условий водообеспечения населения и хозяйственных объектов.

Ниже приводятся примеры расчета платы по видам пользования водными ресурсами исходя из конкретных объемов забора воды и других показателей, относящихся к платежной базе. Ставки, применяемые в расчетах, взяты в пределах их минимальных и максимальных значений, определенных указанным выше Постановлением Правительства РФ.

Расчет платы для предприятий теплоэнергетики

Предприятие теплоэнергетики произвело в отчетном периоде забор воды в объеме 30 тыс. куб. м, в том числе для технологических нужд — 25 тыс. куб. м, для нетехнологических нужд — 5 тыс. куб. м, а сброс сточных вод составил 16 тыс. куб. м.

Предполагается, что в регионе установленные законодательным органом ставки платы составляют: за забор воды в пределах лимита для технологических нужд промышленных предприятий — 50 руб. за тыс. куб. м, для нетехнологических нужд — 100 руб. за тыс. куб. м; за сброс сточных вод — 13 руб. за тыс. куб. м.

В соответствии с п.10 Инструкции Госналогслужбы России от 12.08.1998 N 46 «О порядке исчисления и внесения в бюджет платы за пользование водными объектами» (далее по тексту — Инструкция N 46) размер ставок платы за пользование водными объектами в целях забора воды для технологических нужд и сброса сточных вод в пределах установленных лимитов плательщикам, осуществляющим эксплуатацию объектов теплоэнергетики с использованием прямоточной схемы водоснабжения, должен составлять 30% ставок платы, устанавливаемых законодательными органами субъектов Российской Федерации в отношении пользования водными объектами в целях забора воды и сброса сточных вод.

Таким образом, размеры ставок платы для данного предприятия составят:

по забору воды для технологических нужд — 15 руб. за тыс. куб. м;

по забору воды для нетехнологических нужд — 30 руб. за тыс. куб. м;

за сброс сточных вод — 3,9 руб. за тыс. куб. м.

Сумма платы будет равна:

(25 х 15 + 5 х 30 + 16 х 3,9) = 587,4 руб.

Расчет платы для плательщиков, осуществляющих использование акватории водных объектов для лесосплава

  1. Организация произвела сплав 7000 куб. м леса на расстояние 600 км по реке Лена. Если ставка платы при таком виде водопользования установлена в регионе в размере 595 руб. за тыс. куб. м на каждые 100 км сплава (макс. размер), то сумма платы составит:

7 х 595 х 600 : 100 = 24 990 руб.

  1. Организация произвела сплав 5000 куб. м леса первоначально на расстояние 300 км по реке Обь с последующим сплавом по рекам этого бассейна на расстояние 200 км.

Если ставка платы при таком виде водопользования установлена в регионе реки Обь в размере 596 руб. за тыс. куб. м на каждые 100 км сплава (макс. размер), а для других рек этого бассейна 339 руб. за тыс. куб. м на каждые 100 км сплава (мин. размер), сумма платы составит:

5 х 596 х 300 : 100 + 5 х 339 х 200 : 100 = 12 330 руб.

Расчет платы для плательщиков, использующих водные объекты для целей гидроэнергетики

Организация имеет на балансе 2 гидроэлектростанции.

Гидроэлектростанция на реке Кубань выработала за отчетный период 10 млн кВт.час электроэнергии. Предположим, что ставка платы для плательщиков, осуществляющих эксплуатацию гидроэлектростанций в бассейне реки Кубань, установлена в максимальном размере и составляет 4,6 руб. за одну тыс. кВт.час вырабатываемой электроэнергии.

Читайте так же:  Как заполнить строку 130 в 6-ндфл

Сумма платы составит:

10 000 х 4,6 = 46 000 руб.

Гидроэлектростанция на реке Волга выработала за отчетный период 20 млн кВт.час электроэнергии. Установленная ставка платы для плательщиков, осуществляющих эксплуатацию гидроэлектростанций в бассейне реки Волга, составляет 4,0 руб. за одну тыс. кВт.час вырабатываемой электроэнергии.

Сумма платы составит:

20 000 х 4,0 = 80 000 руб.

Общая сумма платы будет равна:

46 000 + 80 000 = 126 000 руб.

Расчет платы для плательщиков, осуществляющих использование акватории водных объектов для добычи полезных ископаемых и других целей

  1. Предприятие при осуществлении добычи полезных ископаемых занимает площадь акватории водного объекта 4 кв. км. По такому пользованию водными объектами в регионе установлена ставка платы в размере 5 тыс. руб. в год за один кв. км площади.

Кроме того, предприятие осуществляет поисково — съемочные работы на площади 10 кв. км .


Данный вид пользования не является объектом платы (см. п.6 Инструкции N 46)

Сумма платы за пользование водными объектами составит:

4 х 5000 х 0,25 = 5000 руб.

В соответствии с пп.14.1 Инструкции N 46 сумма платы за данный вид пользования определяется как произведение площади акватории используемых водных объектов на соответствующую ставку платы с коэффициентом 0,25.

  1. Предприятие осуществляет следующие виды использования акватории водных объектов:

а) размещение объектов организованной рекреации — 3 кв. км. За этот вид пользования в регионе установлена ставка платы в размере 4000 руб. в год за кв. км площади;

б) плавательные средства — 0,4 кв. км. Ставка платы в размере 2500 руб.;

в) размещение коммуникаций — 0,2 кв. км. Ставка платы в размере 2000 руб.;

г) размещение оборудования по охране вод — 0,1 кв. км .

Сумма платы составит:

(3 х 4000 + 0,4 х 2500 + 0,2 х 2000) х 0,25 = 3350 руб.

  1. Предприятие в Центральном экономическом районе осуществляет следующие виды использования акватории водных объектов:

а) размещение зданий, сооружений — 1 кв. км. Ставка платы — 5600 руб.;

б) размещение установок и оборудования — 0,5 кв. км. Ставка платы — 5000 руб.;

в) проведение буровых и строительных работ — 0,4 кв. км. Ставка платы — 2600 руб.;

г) проведение дноуглубительных работ для эксплуатации гидротехнических сооружений — 0,3 кв. км .

Сумма платы составит:

(1 х 5600 + 0,5 х 5000 + 0,4 х 2600) х 0,25 = 2285 руб.

Расчет платы при осуществлении пользования водными объектами при заборе воды и сбросе сточных вод сверх установленных лимитов

Промышленной организации на отчетный период установлены лимиты:

  • по забору воды для производственных нужд — 20 тыс. куб. м;
  • по сбросу сточных вод — 15 тыс. куб. м.

Фактический забор воды в отчетном периоде был равен 34 тыс. куб. м, в том числе сверхлимитный — 14 тыс. куб. м. Сброс сточных вод составил 25 тыс. куб. м, в том числе сверх лимита — 10 тыс. куб. м.

Установленные ставки платы в регионе:

  • для производственных нужд — 100 руб/тыс. куб. м;
  • за сброс сточных вод в пределах лимита — 16 руб/тыс.куб. м.

Учитывая, что данное предприятие превысило лимиты по забору воды и сбросу сточных вод в расчете платы применяются повышенные в пять раз ставки на соответствующие объемы этого превышения (см. п.5 ст.4 Федерального закона N 71-ФЗ и п.11 Инструкции N 46).

Таким образом, за объем забора воды сверх лимита применяется ставка 500 руб/тыс. куб. м (100 х 5) и за объем сброса сверх лимита — 80 руб/тыс. куб. м (16 х 5).

Сумма платы составит:

Расчет платы для плательщиков, забирающих воду для водоснабжения населения и других нужд

Организации на отчетный период установлены лимиты:

  • забора воды для водоснабжения населения в размере 50 тыс.куб. м. Ставка платы — 30 руб/тыс. куб. м;
  • забора воды для других нужд 10 тыс. куб. м. Ставка платы — 90 руб/тыс. куб. м;
  • сброса сточных вод — 15 тыс. куб. м. Ставка платы — 13 руб/тыс. куб. м.

Фактический забор воды в отчетном периоде составил 70 тыс. куб. м, то есть сверхлимитный составил 10 тыс. куб. м. Однако весь забор воды был использован только для водоснабжения населения.

В этом случае ставка за сверхлимитный объем забора не повышается и применяется в размере 30 руб/тыс. куб. м (см. п.9 Инструкции N 46).

Фактический объем сброса сточных вод составил 17 тыс. куб. м, то есть сверх лимита — 2 тыс. куб. м. В этом случае льготы не предусмотрены и применяется повышенная в пять раз ставка на соответствующий объем этого превышения (см. п.11 Инструкции N 46), которая составит 65 руб/тыс. куб. м (13 х 5).

Сумма платы составит:

70 х 30 + 15 х 13 + 2 х 65 = 2425 руб.

Расчет платы для плательщиков, осуществляющих безлицензионное пользование водными объектами

При пользовании водными объектами без соответствующей лицензии (разрешения) ставки платы увеличиваются в пять раз по сравнению со ставками платы, устанавливаемыми в отношении такого пользования на основании лицензии или разрешения (см. п.11 Инструкции N 46).

В связи с этим в случае выявления фактов безлицензионного пользования отдельными предприятиями расчет платы должен производиться по ставкам, установленным законодательным органом субъекта Российской Федерации для соответствующей категории пользователей водными объектами.

Например, у такого предприятия фактический забор воды для промышленных нужд составил 35 тыс. куб. м, а сброс сточных вод — 30 тыс. куб. м.

Установленные ставки платы в регионе по данному виду пользования:

  • для производственных нужд — 100 руб/тыс. куб. м;
  • за сброс сточных вод в пределах лимита — 15 руб/тыс. куб. м;

Сумма платы составит:

35 х 100 х 5 + 30 х 15 х 5 = 19 750 руб.

Расчет платы при сбросе сточных и других вод в водные объекты

Видео (кликните для воспроизведения).

Предприятие осуществляет сброс дренажных и сточных вод.

Лимит за сброс сточных вод установлен в объеме — 50 тыс. куб. м.

Лимит за сброс дренажных вод, концентрация вредных веществ в которых не превышает концентрацию таких веществ в водоприемнике, предприятию не установлен, так как этот вид сброса не относится к объекту платы (см. п.6 Инструкции N 46)

Ставка платы за сброс сточных вод — 15 руб/тыс. куб. м.

Фактический сброс составил 90 тыс. куб. м, в том числе:

сброс сточных вод в пределах лимита — 50 тыс. куб. м;

сброс сточных вод сверх лимита — 30 тыс. куб. м;

сброс дренажных вод всего — 10 тыс. куб. м,

из него в том числе с превышением концентрации вредных веществ по сравнению с водоприемником — 5 тыс. куб. м.

Платежной базой являются:

а) объем сброса сточных вод, включая сверхлимитный (50 + 30);

б) объем сброса дренажных вод с превышением концентрации вредных веществ (5).

Сумма платы составит:

[1]

(50 х 15 ) + (30 х 15 х 5 ) + (5 х 15 х 5 ) = 3375 руб.

О плате за пользование водными объектами

«Налоговый вестник», N 5, 2004

Федеральным законом от 06.05.1998 N 71-ФЗ «О плате за пользование водными объектами» (далее — Закон N 71-ФЗ) плата за пользование водными объектами (водный налог) и плата, направляемая на восстановление и охрану водных объектов, были объединены в один платеж — плату за пользование водными объектами, осуществляемое организациями и предпринимателями, непосредственно пользующимися водными объектами с применением сооружений, технических средств или устройств, и подлежащее лицензированию в порядке, установленном законодательством.

Читайте так же:  Индексация пенсий военным пенсионерам

Плата за пользование водными объектами не взимается при заборе воды для ликвидации стихийных бедствий и последствий аварий, орошения земель, централизованного водоснабжения животноводческих ферм и при некоторых других видах водопользования.

Федеральными законами от 24.12.2002 N 176-ФЗ «О федеральном бюджете на 2003 год» и от 23.12.2003 N 186-ФЗ «О федеральном бюджете на 2004 год» на 2003 и 2004 гг. продлено действие абз.3 п.2 ст.2 Закона N 71-ФЗ, согласно которому не признается объектом платы пользование водными объектами в целях забора воды сельскохозяйственными предприятиями и (или) крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для орошения земель сельскохозяйственного назначения, централизованного водоснабжения животноводческих ферм и животноводческих комплексов, включая птицефермы и птицефабрики, а также садоводческих и огороднических объединений граждан.

Действие других льгот, предоставлявшихся при пользовании водными объектами, срок действия которых ограничивался 1 января 2003 г., не продлено.

Согласно ст.5 Закона N 71-ФЗ законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации вправе устанавливать льготы по плате для отдельных категорий плательщиков в пределах суммы платы, поступающей в бюджет соответствующего субъекта Российской Федерации.

При заборе воды и (или) сбросе сточных вод сверх установленных лимитов сумма платы увеличивается на сумму, равную произведению разницы между фактическими объемами забора воды и (или) сброса сточных вод и установленными лимитами и увеличенных в пять раз ставок платы, установленных законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации без учета предоставленных льгот.

В соответствии со ст.4 Закона N 71-ФЗ при пользовании водными объектами без соответствующей лицензии (разрешения) ставки платы увеличиваются в пять раз по сравнению со ставками, устанавливаемыми в отношении такого пользования на основании лицензии (разрешения).

Постановлением Правительства РФ от 03.04.1997 N 383 утверждены Правила предоставления в пользование водных объектов, находящихся в государственной собственности, установления и пересмотра лимитов водопользования, выдачи лицензии на водопользование и распорядительной лицензии.

Вышеназванное Постановление Правительства РФ не ограничивает сроки подачи заявления на выдачу лицензии, и поэтому налогоплательщики могут заблаговременного представлять необходимые документы в орган лицензирования для продления ранее полученной лицензии.

Согласно ст.46 вышеприведенных Правил до оформления лицензии на водопользование гражданам и юридическим лицам, осуществляющим водопользование в соответствии с действующими нормативными актами, разрешается продолжать эту деятельность до выдачи им лицензий в соответствии с графиком, устанавливаемым соответствующим органом лицензирования. При этом включение организаций в график на получение лицензии (разрешения) не означает, что водопользование производится на лицензированной основе (на основании разрешения). Таким образом, при водопользовании без лицензии (разрешения) применяется пятикратная ставка платы.

Плата за пользование водными объектами в полном объеме зачисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации и вносится в бюджет по итогам отчетного периода (месяца, квартала) не позднее 20 календарных дней по истечении этого периода.

С 1 января 2002 г. в связи с введением налога на добычу полезных ископаемых и отменой платежей за пользование недрами и отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы Федеральным законом от 07.08.2001 N 111-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О плате за пользование водными объектами» взамен вышеуказанных платежей была введена плата за забор воды из подземных источников. Кроме того, данным Федеральным законом ставки платы были увеличены в среднем в 1,9 раза, а для целей гидроэнергетики — в среднем в 8 раз.

Учитывая, что плата за пользование водными объектами отнесена к налоговым платежам, а налог может быть установлен только в случае, если определены все основные элементы налогообложения, включая налоговые ставки, Минфин России подготовил в 2003 г., а Правительство РФ внесло в Государственную Думу проект федерального закона, дополняющий Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) новой главой. Законопроект принят Государственной Думой в первом чтении 15 мая 2003 г.

В проекте главы «Водный налог» НК РФ предусмотрены основные элементы налога, необходимые для его установления. Установлены специфические ставки налога по бассейнам рек, озер, морей и экономическим районам, исключены отдельные налоговые льготы, установленные действующим законодательством о плате за пользование водными объектами. Из объекта налогообложения исключен такой вид пользования водными объектами, как сброс сточных вод в водные объекты. В целях сохранения поступлений в бюджет от данного налога одновременно увеличены ставки водного налога за забор воды из водных объектов на сумму, соответствующую поступлениям от платы за сброс сточных вод.

Размеры ставок водного налога, предусмотренные проектом главы «Водный налог» НК РФ, рассчитаны исходя из действующих ставок платы за пользование водными объектами (согласно Закону N 71-ФЗ) и индекса инфляции 2004 г.

В отличие от Закона N 71-ФЗ проект главы «Водный налог» НК РФ не предоставляет законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации право устанавливать льготы по плате для отдельных категорий плательщиков в пределах суммы платы, поступающей в бюджет соответствующего субъекта Российской Федерации, но при этом восстанавливается льгота, прекратившая свое действие с 1 января 2003 г., согласно которой ставка водного налога при заборе воды из водных объектов для водоснабжения населения устанавливается в размере 70 руб. за одну тысячу кубических метров воды, забранной из водного объекта.

Аннулируется бесплатное пользование водными объектами, предусмотренное Законом N 71-ФЗ, для забора воды в целях водоснабжения животноводческих ферм и животноводческих комплексов, а также садоводческих и огороднических объединений граждан и при осуществлении рекреации без применения сооружений, спортивной охоты и любительского рыболовства.

Плата за пользование водными объектами в полном объеме будет поступать в бюджеты субъектов Российской Федерации.

14.4. Плата за пользование водными объектами

Плата за пользование водными объектами взимается на основании Закона РФ от 6 мая 1998 г. N 71-ФЗ «О плате за пользование водными объектами». Этот Закон не входит в качестве отдельной главы в Налоговый кодекс РФ, поэтому не является законодательным актом прямого действия. Порядок исчисления и внесения платы за пользование водными объектами регламентируется Инструкцией Госналогслужбы России от 12 августа 1998 г. N 46 «О порядке исчисления и внесения в бюджет платы за пользование водными объектами».

Плательщиками платы за пользование водными объектами являются организации и предприниматели, непосредственно осуществляющие подлежащее лицензированию пользование водными объектами (кроме подземных водных объектов, воды которых содержат полезные ископаемые и природные лечебные ресурсы (минеральные воды) либо используются для получения тепловой энергии) с применением сооружений, технических средств или устройств.

Не относятся к плательщикам пользователи обособленными водными объектами (замкнутыми водоемами), не включенными в реестр водных объектов, пользование которыми не подлежит лицензированию.

Объектом платы за пользование водными объектами является пользование поверхностными водными объектами, внутренними морскими водами, территориальным морем РФ с применением сооружений, технических средств или устройств, в целях:

— осуществления забора воды из водных объектов для ее использования в производственном, технологическом процессе, собственных, хозяйственно — питьевых и бытовых нужд;

— удовлетворения потребности гидроэнергетики в воде;

— использования акватории водных объектов для лесосплава, для добычи полезных ископаемых, организованной рекреации, размещения плавательных средств, коммуникаций, зданий, сооружений, установок и оборудования, для проведения буровых, изыскательских, строительных, ремонтных и иных работ;

— осуществления сброса сточных вод, попадающих в водные объекты, от результата производственной и иной деятельности.

Облагаемой базой являются:

— объем воды, забранной из водного объекта;

— объем продукции (работ, услуг), произведенной (выполненных, оказанных) при пользовании водным объектом без забора воды (например, по гидроэлектростанциям — объем выработанной электроэнергии; для лесосплавных предприятий — объем сплавляемой без применения судовой тяги древесины);

Читайте так же:  Бухгалтерский учет онлайн касс

— площадь акватории используемых водных объектов;

— объем сточных вод, сбрасываемых в водные объекты.

Минимальные и максимальные ставки платы по бассейнам рек, озерам, морям и экономическим районам установлены Правительством РФ. Ставки платы по категориям плательщиков в зависимости от вида пользования водными объектами, состояния водных объектов с учетом местных условий водообеспечения населения и хозяйственных объектов устанавливаются законодательными органами субъектов РФ.

До 1 января 2003 г. ставки платы за пользование водными объектами при водоснабжении населения не могут превышать 60 руб. за 1 тыс. куб. м воды. До 1 января 2003 г. размер ставок при заборе воды для технологических нужд и сброса сточных вод в пределах отведенных лимитов (для теплоэнергетики и атомной энергетики) составляет 30% основных ставок. При заборе воды сверх установленных лимитов и при пользовании водными объектами без лицензии ставки возрастают в 5 раз.

Не облагается платой, в частности:

— забор воды для ликвидации стихийных бедствий и последствий аварий;

— забор воды сельскохозяйственными организациями и крестьянскими хозяйствам (до 1 января 2003 г.) для орошения мелиорированных земель и для централизованного водоснабжения животноводческих ферм и животноводческих комплексов, включая птицефермы и птицефабрики;

— забор воды для рыболовства и воспроизводства водных биологических ресурсов;

— размещение плавательных средств, коммуникаций, зданий, сооружений, установок и оборудования для осуществления деятельности, связанной с охраной вод и водных биологических ресурсов, защитой окружающей среды от вредного воздействия вод;

— проведение государственного мониторинга водных объектов и других природных ресурсов, а также государственные научные исследования, геодезические, топографические, гидрографические и поисково — съемочные работы;

— осуществление рекреации без применения сооружений, спортивной охоты и любительского рыболовства;

— осуществление организованной рекреации лечебными и оздоровительными учреждениями, находящимися в государственной и муниципальной собственности, а также организациями, предназначенными для содержания и обслуживания инвалидов, ветеранов Великой Отечественной войны и детей, финансируемыми за счет бюджетных средств;

[2]

— забора воды для санитарных, экологических и судоходных пропусков;

— проведение дноуглубительных и других работ, связанных с эксплуатацией судоходных водных путей и гидротехнических сооружений;

— использование водных объектов для размещения и строительства отдельно стоящих гидротехнических сооружений гидроэнергетического, мелиоративного, рыбохозяйственного, воднотранспортного, водопроводного и канализационного назначения;

— сброс дренажных шахтных и карьерных вод, если концентрация вредных веществ в них не превышает концентрацию таких веществ в водоприемнике;

— строительство (реконструкция) осушительных систем на участках низовых болот;

Сумма платы за пользование водными объектами по итогам каждого отчетного периода определяется плательщиком самостоятельно исходя из соответствующих ставок, принятых в регионе водопользования, и облагаемой базы.

Плата за пользование водными объектами уплачивается по итогам каждого отчетного или налогового периода не позднее чем через 20 календарных дней после его истечения. В те же сроки представляются плательщиками в налоговые органы по месту пользования водными объектами налоговые декларации. Отчетный период по плате за воду:

— для индивидуальных предпринимателей, малых предприятий и для налогоплательщиков, использующих акваторию водного объекта, — календарный квартал;

— для остальных плательщиков — календарный месяц.

Суммы платы зачисляются в федеральный бюджет и бюджеты субъектов РФ в следующем соотношении:

— 40% — в федеральный бюджет;

— 60% — в бюджет субъекта РФ, на территории которого находятся водные объекты.

[3]

Вопросы для самоконтроля

1. Какие виды ресурсных платежей установлены действующим законодательством?

2. Как определяется налоговая база по налогу на добычу полезных ископаемых?

3. Кто является плательщиком водного налога?

4. Какой порядок уплаты в бюджет лесных податей?

5. Как установлены налоговые ставки при добычи нефти?

Статья 20 ВК РФ. Плата за пользование водным объектом

1. Договором водопользования предусматривается плата за пользование водным объектом или его частью.

2. Плата за пользование водными объектами устанавливается на основе следующих принципов:

1) стимулирование экономного использования водных ресурсов, а также охраны водных объектов;

2) дифференциация ставок платы за пользование водными объектами в зависимости от речного бассейна;

3) равномерность поступления платы за пользование водными объектами в течение календарного года.

3. Ставки платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, порядок расчета и взимания такой платы устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

Комментарии к ст. 20 ВК РФ

Платность водопользования — один из основных принципов водного законодательства. В Водном кодексе РФ 2006 г. предусмотрены две совершенно разные формы платности: водный налог и плата в рамках договора водопользования.

В комментируемой статье речь идет о плате как существенном условии договора водопользования. В договорах водопользования в обязательном порядке указываются размер платы за пользование водным объектом либо его частью, сроки и условия ее внесения. Несвоевременное внесение платежа по договору влечет за собой уплату пеней, а превышение «договорных» объемов забора или изъятия воды — штраф.

Однако функционирует и водный налог. В специальной главе 25.2 «Водный налог» Налогового кодекса РФ приведены все элементы налогообложения: налогоплательщики, объекты налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога. Плательщиками водного налога признаются организации и физические лица, осуществляющие специальное и (или) особое водопользование в соответствии с законодательством Российской Федерации. Водный налог взимается с предприятий и организаций, забирающих воду из водных объектов для производственных нужд, а также использующих водные объекты без забора воды (гидроэнергетика, лесосплав и т.д.). Водный налог может иметь большое значение для охраны природы, если он будет выполнять ресурсосберегающую функцию. Поскольку плата за воду увеличится в полтора-два раза, у потребителя возникнет стимул экономить воду.

Толкуя Водный кодекс РФ, можно поставить вопрос о соотношении водного налога или предусмотренного договором водопользования платежа за водопользование. На этот случай согласно Закону «О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации» внесены изменения в главу 25.2 НК РФ. В частности, не признаются плательщиками водного налога юридические и физические лица, осуществляющие водопользование на основе договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование, соответственно, заключенных и принятых после введения в действие нового Кодекса. Названные хозяйствующие субъекты платят за свое водопользование. Таким образом, законодатель стремится избежать «двойного обложения» водопользования: налогом и платежом.

В ходе подготовки проекта нового Водного кодекса РФ проблема платежей в сфере водного хозяйства тщательно рассматривалась, предлагались следующие решения:

— неналоговый водный платеж целевого характера;

— водный налог при своеобразной «специальной строке» бюджета.

Основанием для последнего из предложений служит уже упомянутая функциональная классификация расходов бюджета, указанная в Федеральном законе от 15 августа 1996 г. N 115-ФЗ «О бюджетной классификации Российской Федерации» (в ред. от 29 июня 2004 г.) .

СЗ РФ. 1996. N 34. Ст. 4030.

Звучали и другие предложения. Например, сотрудники Всероссийского института экономики минерального сырья (ВИЭМС) предлагали конкретизировать финансовые аспекты проекта ВК РФ. В частности, предлагалось в большей степени выразить целевой характер водных неналоговых платежей. По их мнению, расходы по финансированию мероприятий на восстановление и охрану водных объектов должны предусматриваться в бюджете в объемах не менее суммы доходов федерального бюджета, полученных от платы за водопользование. Кроме того, предлагалось предусмотреть положения о том, на что именно будут тратиться «водные деньги» (установление водоохранных зон, ведение реестра водных объектов, обеспечение безопасности ГТС и т.д.). При этом отмечалось, что средства, полученные за водопользование, могут тратиться и на защиту от вредного воздействия вод.

Читайте так же:  Налоги сущность, функции, виды

Эти предложения не были поддержаны, однако Водный кодекс РФ 2006 г. создал условия для восстановления платежей за водопользование, правовая природа которых позволяет государству вкладывать данные средства в водоохранные мероприятия. Подобная практика уже имела место во время существования целевых бюджетных фондов восстановления и охраны водных объектов, что дало благоприятные последствия для охраны окружающей среды.

Законодателем предусматривается стимулирование экономного водопользования и охраны вод. В частности, при определении платы за пользование тем или иным водным объектом учитываются расходы данного физического или юридического лица на меры по охране водных объектов. Таким способом стремятся повысить заинтересованность природопользователя в экологическом направлении его хозяйственной деятельности.

В комментируемой статье предусматривается также дифференциация ставок платы за водопользование в зависимости от речного бассейна, т.е. исходя из объемов и уровней воды, наличия или отсутствия водного дефицита, возможностей водоемов или водотоков к самоочищению. Очевидно, нужно будет учесть общий уровень антропогенной нагрузки на бассейн или под бассейн. Названные положения являются формой выражения некоторых основных принципов водного законодательства: бассейновый подход, регулирование в зависимости от особенностей режима водных объектов (ст. 3 ВК РФ).

В комментируемой статье указывается, что ставки, порядок расчета и взимания платы определяются исходя из права собственности на водный объект, находящийся в пользовании. Относительно федеральных водных объектов это доверено только Правительству РФ, относительно водоемов, находящихся в собственности субъекта Федерации, — региональным органам государственной власти, относительно водоемов муниципальной собственности — органам местного самоуправления. В соответствии со статьей 26 ВК РФ 2006 г. названные полномочия Правительства РФ делегированию на региональный уровень не подлежат. В настоящее время МПР России предлагает увеличить ставки платы за пользование водными объектами в среднем на 15 — 20%. За забор воды для водоснабжения населения нужно будет платить не 70, а 90 руб. Соответственно, увеличится и оплата этой жилищно-коммунальной услуги .

Шкель Т. Контролер для каждой речки // Российская газета. 2006. N 246. С. 3.

По мнению руководства Росводресурсов, средства, полученные от водопользования, должны вкладываться в водное хозяйство. В 2006 г. на каждый вложенный в водное хозяйство рубль была получена отдача в виде предотвращения ущерба на 4 руб. Но вкладывать нужно гораздо больше, благо область для инвестиций обширнейшая. Например, на российских реках около 120 крупных шлюзов требуют ремонта. Наводить порядок нужно даже с плотинками противопожарных прудов, которые «не держат» воду. Таким образом, для стабилизации положения в отрасли требуется не менее 50 млрд. руб. ежегодно .

Глазов С. Водные процедуры // Российская газета. 2006. N 251. С. 4.

Между тем в водном законодательстве платность водопользования может обрести иное выражение, принципиально отличающееся от водного налога или водного «договорного» платежа. Например, в сельском и лесном хозяйстве действует юридически обеспеченный механизм возмещения потерь сельского и лесного хозяйства.

Согласно статье 58 ЗК РФ 2001 г. при изменении целевого назначения сельскохозяйственных угодий, а также изъятии сельскохозяйственных угодий для использования в целях, не связанных с сельским хозяйством, заинтересованные собственники и пользователи возмещают потери аграрной отрасли экономики. Выплаченные средства согласно статье 58 ЗК РФ вкладываются в охрану земли (включая повышение плодородия почв) и освоение новых земель. Аналогичные механизмы предусматриваются в российском законодательстве относительно возмещения потерь лесного хозяйства. В случае перевода лесных земель в нелесные для использования в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и использованием лесного фонда, при изъятии земель лесного фонда заинтересованные природопользователи возмещают потери (ст. 58 ЗК РФ). Полученные средства расходуются на охрану и восстановление российских лесов.

Названный инструмент возмещения потерь может быть заимствован и водным хозяйством и отображен в водном законодательстве. Акватории и подстилающие их земли могут использоваться для целей, не связанных с водным хозяйством. Кроме того, земли водного фонда, обслуживающие водное хозяйство, могут быть переведены в другие категории земель (например, в земли населенных пунктов, сельхозназначения и т.д.). Во всех этих случаях в целях обеспечения более экономного отношения к водным объектам и подстилающим их землям целесообразно законодательно установить возмещение потерь водного хозяйства.

Названное возмещение следует платить лицам, в интересах которых происходит чуждое водному хозяйству и потенциально вредное для водного фонда использование (например, юридически допустимая, но нежелательная застройка берегов). При этом ведомство, отвечающее за водное хозяйство (очевидно, МПР России или входящее в его систему Федеральное агентство водных ресурсов), в случае согласования рассматриваемых мероприятий получает возмещение потерь и вкладывает данные средства на охрану и восстановление водных объектов. Как представляется, предложенный механизм возмещения потерь водного хозяйства заслуживает самого пристального внимания при правовом регулировании водных отношений. Этот вопрос может быть решен в федеральных и региональных нормативно-правовых актах, принимаемых в реализацию Водного кодекса РФ 2006 г.

Предложения по компенсационности платежей за водопользование, а также возмещению потерь водного хозяйства во многом созвучны с соображениями экономистов. Современное теоретическое осмысление мировой экономики требует исходить из тезиса, что реальный экономический рост возможен лишь при отказе от «проедания» природного потенциала. В составе общественного продукта помимо фондов потребления и накопления необходимо иметь и фонд восполнения природных ресурсов.

Некоторые эксперты в области водного хозяйства выступают за введение водной ренты, представляющей собой альтернативу водного налога или неналогового водного платежа. Как известно из экономической теории, рента представляет собой любой регулярный доход (в частности, от недвижимости), не требующий от его получателя (собственника) предпринимательской деятельности. Рента за использование природных ресурсов (земля, леса, недра) получается собственником этих ресурсов. Применительно к водному хозяйству плательщиком ренты являются хозяйствующие субъекты — физические или юридические лица (в том числе предприниматели), а получателем рентного дохода — государство — собственник водного фонда .

Бартенев С.А. Экономические теории и школы (история и современность): Курс лекций. М.: БЕК, 1996. С. 312; Куликов Л.М. Экономическая теория: Учебник. М.: ТК Велби, 2006. С. 97, 98; Шевчук А.В., Петрунина В.В., Селиверстова М.В. Постатейный комментарий к Водному кодексу Российской Федерации // Библиотечка Российской газеты. 2006.

Видео (кликните для воспроизведения).

В свою очередь, по мнению этих экспертов, нынешняя шкала ставок платы не учитывает затраты на очистку загрязненной воды.

Источники


  1. Михайленко, Е. В. Менеджмент в юриспруденции / Е.В. Михайленко. — М.: НОУ ВПО Московский психолого-социальный университет, МОДЭК, 2012. — 280 c.

  2. Пикуров, Н. И. Комментарий к судебной практике квалификации преступлений на примере норм с бланкетными диспозициями / Н.И. Пикуров. — М.: Юрайт, 2014. — 496 c.

  3. Лазарев, В. В. История и методология юридической науки. Университетский курс для магистрантов юридических вузов / В.В. Лазарев, С.В. Липень. — М.: Норма, Инфра-М, 2016. — 496 c.
  4. Марченко, М. Н. Проблемы общей теории государства и права. В 2 томах. Том 2. Право. Учебник / М.Н. Марченко. — М.: Проспект, 2015. — 656 c.
  5. Медик, В. А. Заболеваемость населения. История, современное состояние и методология изучения / В.А. Медик. — М.: Медицина, 2016. — 512 c.
Ставки платы за пользование водными объектами
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here