Стационарное рабочее место в обособленном подразделении

Важный материал на тему: "Стационарное рабочее место в обособленном подразделении" с профессиональной точки зрения. Если возникнут вопросы, вы всегда их можете задать дежурному юристу.

Стационарное рабочее место в обособленном подразделении

Главная страница Форум Гарант
Видео (кликните для воспроизведения).

ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 октября 2007 г. N 09АП-10255/07-АК

Налоговый орган должен доказать факт создания налогоплательщиком стационарных рабочих мест вне места своего нахождения. При этом, выполнение обязательств по договору вне места своего нахождения без аренды необходимых для этого помещений, при условии, что привлекаемые для этого сотрудники направляются в командировки, при начислении и выдаче им заработной платы по месту нахождения основной организации, не свидетельствует о создании организацией обособленного подразделения.

Вопрос: О признании рабочих мест, созданных ООО на срок более одного месяца по месту проведения электромонтажных работ на объекте, территориально обособленном от места нахождения ООО, обособленными подразделениями и о перечислении сумм НДФЛ, удержанных из заработной платы работников, выполняющих работы по месту нахождения обособленного подразделения менее месяца, в бюджет по месту нахождения ООО.

Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 4 мая 2007 г. N 03-02-07/1-216

[1]

Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
Н.А.КОМОВА
04.05.2007

И еще консультация 🙂

Вопрос: ОАО, не имеющее представительств и филиалов, ведет монтажные работы, срок которых часто превышает один месяц, на объектах заказчика на территории различных российских регионов. Работы выполняются командированным персоналом. Никакого имущества у ОАО в этих регионах нет. Должно ли общество в этом случае встать на налоговый учет по месту осуществления работ в связи с образованием обособленного подразделения?
Пользователи СС «КонсультантБухгалтер»

А.И.Дыбов
Центр исследований
проблем налогообложения
и бухгалтерского учета
17.11.2003

Длительная командировка работника и регистрация обособленного подразделения

Заключение новых контрактов, участие в выставках, контроль за отгрузкой продукции контрагентом, выполнение каких-либо работ на территории заказчика — это далеко не полный список причин, по которым работника могут отправить в командировку. И порой уладить все проблемы в короткие сроки не получается. А длительная командировка может привести к необходимости регистрации в другом регионе обособленного подразделения (ОП). Это, естественно, доставит вам хлопот — начиная с постановки этого ОП на налоговый учет в течение месяца со дня его создания (Пункты 1, 4 ст. 83, пп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ) и заканчивая проблемами с расчетами и уплатой налога на прибыль (Пункты 1, 2 ст. 288 НК РФ), НДФЛ (Пункты 1, 7 ст. 226 НК РФ), страховых взносов (если ОП выделено на отдельный баланс, имеет расчетный счет и начисляет выплаты своим работникам (Части 11, 12 ст. 15 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах. «)). Посмотрим, в каких же случаях может возникнуть ОП.

Для справки
За несоблюдение сроков постановки на учет ОП грозит штраф в размере 10 тыс. руб. (Пункт 1 ст. 116 НК РФ). А за ведение деятельности без постановки на учет ОП — штраф в размере 10% от доходов, полученных по итогам этой деятельности, но не менее 40 тыс. руб. (Пункт 2 ст. 116 НК РФ).

Когда при командировке может появиться ОП

Напомним, обособленное подразделение организации — это любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места (то есть места, созданные на срок более месяца (Пункт 2 ст. 11 НК РФ)). Именно так звучит определение ОП в Налоговом кодексе.

Примечание
При буквальном прочтении определения ОП можно сделать вывод, что если отдельно от организации у вас трудится только один человек, то и ОП создавать не надо, ведь в НК сказано — «рабочие места». В результате в судах иногда поднимается этот вопрос. И бывает, что суды встают на сторону налогоплательщика (Постановление ФАС СЗО от 09.06.2009 по делу N А56-48706/2007). Однако это довольно шаткий довод. И Минфин, и налоговики настаивают на том, что достаточно одного рабочего места, чтобы появилась обязанность зарегистрировать ОП (Письмо УФНС России по г. Москве от 20.10.2010 N 16-15/110055; Письмо Минфина России от 05.08.2005 N 03-02-07/1-211). Поэтому данный аргумент можно использовать скорее как вспомогательный, а делать на него основную ставку в споре с налоговиками не стоит.

Само по себе длительное пребывание в командировке в другом регионе еще не означает автоматического создания рабочего места (Письмо УФНС России по г. Москве от 28.10.2010 N 16-15/[email protected]; Постановление ФАС СЗО от 24.02.2005 N А05-11368/04-9). Но если направленные в командировку работники трудятся там на стационарных рабочих местах, созданных вашей компанией, то, возможно, придется регистрировать ОП (Письма Минфина России от 25.12.2009 N 03-02-07/1-572, от 10.04.2009 N 03-02-07/1-176). То есть главное в этом вопросе — понять, создано ли стационарное рабочее место.

Внимание! Если вы выписали своему работнику командировочное удостоверение на срок более 30 дней, то для налоговиков это повод проверить вашу организацию на наличие ОП в другом регионе.

Что же такое рабочее место? Это:
— место, где работник должен находиться для выполнения своих трудовых обязанностей (Статья 209 ТК РФ). А чтобы человек мог их выполнять, рабочее место должно быть соответствующим образом оборудовано. Оборудованным считается рабочее место, на котором созданы все необходимые условия для выполнения трудовых обязанностей работником (Письмо Минфина России от 25.12.2009 N 03-02-07/1-572);
— место, которое должно прямо или косвенно контролироваться работодателем.
Об этих признаках рабочего места мы и поговорим.

Аренда свидетельствует о возможности контролировать рабочие места

Аренда офиса или другого нежилого помещения — верный повод для налоговиков проверить организацию, не должна ли она состоять на учете там, куда отправляет работников в командировку. И если помещение арендовано на срок более месяца, то, по мнению чиновников, не имеет значения, как часто арендуемый объект используется, находится ли там какой-то работник постоянно или приезжает только изредка (Письмо Минфина России от 14.12.2004 N 03-02-07/82Письмо Минфина России от 14.12.2004 N 03-02-07/82), а также ведете ли вы там основной вид деятельности или работники в этом месте выполняют какие-то вспомогательные функции (например, только раскладывают по полочкам и хранят документы) (Письмо Минфина России от 31.07.2009 N 03-02-07/1-390).

Предупреждаем руководителя
Аренда нежилого помещения в другом регионе может повлечь необходимость регистрации там ОП. А это дополнительные налоговые контроль и отчетность.

С последним, кстати, однажды уже не согласился суд (Постановление ФАС МО от 02.03.2009 N КА-А40/817-09). По мнению суда, нельзя признать, что ОП создано, если по месту нахождения помещения не ведется хозяйственная деятельность организации, а только выполняется часть административно-управленческих функций.
А можно ли говорить о создании рабочего места в ситуации, когда вы арендуете где-то склад для хранения своих товаров и раз в неделю туда приезжает работник для их отгрузки?
С этим вопросом мы обратились к специалисту ФНС России.

Читайте так же:  Что такое восстановление ндс

Из авторитетных источников
Тараканов Сергей Александрович, советник государственной гражданской службы Российской Федерации 3 класса
«Обязанность регистрировать ОП обусловлена созданием рабочего места по месту нахождения подразделения. По моему мнению, в такой ситуации наличие рабочего места определяется по видимым признакам его организации: оснащение офисной мебелью, техникой, иным оборудованием. Если такое место арендатор организовал на складе, который арендуется в соответствии с договором аренды, заключенным на срок более месяца, то по месту нахождения склада следует регистрировать ОП. Причем неважно, пустует ли это рабочее место большую часть времени или нет.
При этом факт направления уполномоченного сотрудника организации в командировки на тот или иной срок для целей регистрации ОП правового значения не имеет, так как этот факт скорее относится к способу организации труда».

Рабочие места создал контрагент: нет контроля — нет ОП

Смена командированными друг друга ни о чем не говорит

Когда соблюдается условие о стационарности рабочего места? Когда оно создано на срок более 1 месяца. Однако выполнение своих обязанностей работником на таком рабочем месте в течение меньшего срока еще не означает, что и место создано на меньший срок, а значит, не является стационарным. По мнению чиновников, длительность пребывания в командировке каждого конкретного работника не имеет значения для создания ОП (Письмо Минфина России от 18.02.2010 N 03-02-07/1-67). То есть, если вы будете отправлять в командировку в одно и то же место каждые 29 дней нового работника, вам все равно надо будет регистрировать там ОП. Ведь таким образом вы только меняете конкретных исполнителей, но работают они на одних и тех же стационарных рабочих местах.
Такое же мнение высказывал и суд (Постановления ФАС СКО от 29.11.2006 N Ф08-6161/2006-2552А, от 21.09.2006 N Ф08-4234/2006-1814А). Организация выполняла строительно-монтажные работы на объекте заказчика в течение 5 месяцев. При этом каждый месяц направляла туда новую группу работников, оформляя командировочные удостоверения на срок менее 30 дней. Суд указал, что ОП все равно нужно было регистрировать.

Критерии создания ОП в Кодексе прописаны недостаточно четко. А значительные штрафы за ведение деятельности без постановки на учет в налоговом органе заставят нервничать любого. Если сомневаетесь, будет ли ОП в вашем случае, то ничего не остается, как зарегистрировать его.

Стационарное рабочее место в обособленном подразделении

Заплатить налоги необходимо до 2 декабря. Если у вас есть вопросы о порядке уплаты или расчете налогов, присылайте их на [email protected] Ответы на самые популярные из них мы опубликуем на портале ГАРАНТ.РУ.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Стационарным рабочим местом для целей налогового контроля признается рабочее место, созданное на срок более месяца (п. 2 ст. 11 НК РФ).
Головная организация (далее — Организация), ее филиал (далее — Филиал) и предполагаемое временное рабочее место по договору коворкинга (далее — Рабочее место) находятся в разных городах. Договор коворкинга пока не заключен.
В город, где предполагается размещение временного рабочего места офисного типа (далее — город коворкинга), по служебной необходимости периодически приезжают в командировку сотрудники Филиала, которым необходимо временное место для работы. Кроме того, в городе коворкинга дистанционно работает сотрудник Организации, который периодически (неофициально) также будет пользоваться временным рабочим местом (далее также — ВРМ).
Предполагается, что договор коворкинга будет заключен между филиалом и третьим юридическим лицом (далее — ЮЛ), находящимся в городе коворкинга, которое по мере необходимости будет предоставлять ВРМ сотрудникам Организации и ее Филиала.
Не возникает ли риска признания рабочего места стационарным для целей налогового контроля у филиала, если он будет заключать каждый месяц договор коворкинга в другом городе, при этом каждый договор будет заключен на срок менее месяца (и на разное количество дней в каждом месяце)?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
В анализируемой ситуации у работодателя отсутствует возможность осуществления контроля рабочего места в городе, где предполагается размещение временного рабочего места. Соответственно, создаваемые временные рабочие места нельзя признать стационарными, а следовательно, нет оснований говорить о создании обособленного подразделения для целей налогообложения.

К сведению:
Во избежание налоговых рисков налогоплательщик может на основании п. 1 ст. 34.2 НК РФ и п. 1, п. 2 ст. 21 НК РФ обратиться в Минфин России или в налоговый орган по месту учета организации за получением письменных разъяснений по данному вопросу. Напомним, что в соответствии со ст. 111 НК РФ выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений, данных ему финансовым или налоговым органом о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, является обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения. В этом случае налогоплательщик не подлежит ответственности за совершение налогового правонарушения.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
— Энциклопедия решений. Обособленное подразделение для целей налогового контроля (учета);
— Энциклопедия решений. Постановка на учет в налоговых органах и снятие с учета филиалов, представительств, иных обособленных подразделений.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член Российского Союза аудиторов Буланцов Михаил

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Мельникова Елена

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

НДФЛ для работников обособленного подразделения

Наше предприятие осуществляет деятельность по месту своей регистрации. В силу необходимости нам нужно оказывать услуги по нашему виду деятельности в другом городе. Для этого мы приняли на работу по совместительству специалиста, который зарегистрирован и проживает в этом городе.

Нужно ли создавать в этом городе обособленное подразделение в виде стационарного рабочего места? Куда перечислять НДФЛ за этого работника – по месту регистрации нашего предприятия или по месту регистрации работника?

Признаки обособленного подразделения

Согласно п. 2 ст. 11 НК РФ обособленное подразделение организации – любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. При этом признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или нет его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение.

Из приведенного определения видно, что подразделение считается обособленным, если оно обладает как минимум двумя признаками: территориальной обособленностью и наличием стационарных рабочих мест.

Законодательство о налогах и сборах не дает определения «территориальная обособленность». Поэтому в разное время даже у налоговых органов не было единства по данному вопросу.

Так, по мнению Минфина, «территориальная обособленность. может определяться территорией города, улицы или района в городе» (Письмо от 28.08.2001 № 04-01-10/3-87).

Реально момент создания обособленного подразделения не связан ни с датой решения уполномоченного органа предприятия, ни с фактом отражения его создания в организационно-распорядительных документах организации (Постановление ВАС РФ от 08.07.2003 №2235/03). С точки зрения налогового контроля моментом создания обособленного подразделения следует считать день, когда в нем оборудованы стационарные рабочие места (рабочее место), и подразделение начало осуществлять деятельность: производить продукцию, торговать, оказывать услуги и т.п.

Читайте так же:  Как посчитать выручку от реализации продукции

Именно с этого момента и нужно исчислять месячный срок, отведенный п. 4 ст. 83 НК РФ для подачи заявления о постановке на учет по месту нахождения обособленного подразделения (см. Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 11.11.2002 № Ф04/4146-855/А032002).

Стационарное рабочее место

Статья 1 Федерального закона от 17.07.99 № 181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации» дает следующее определение: «рабочее место – место, в котором работник должен находиться, либо в которое ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя». Согласно п. 4 ст. 11 НК РФ стационарные рабочие места должны быть оборудованными, т.е. снабженными необходимыми устройствами, приспособлениями, приборами, механизмами и т.п.

В соответствии с ТК РФ рабочее место – это место, в котором работник должен находиться или в которое ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя (ст. 209 ТК РФ).

Таким образом, сам факт заключения трудового договора с работником и выплата ему заработной платы при отсутствии условий для исполнения им трудовых обязанностей либо заключение договора аренды помещения еще не означают оборудование стационарного рабочего места в смысле ст. 11 НК РФ (постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 15.08.2005 №Ф04-5174/ 2005(13808-А27-35); ФАС СевероЗападного округа от 15.07.2005 № А56-48067/04, от 04.04.2005 № А56-32534/04, от 07.10.2002 № А26-3503/02-02-07/160).

Помимо сказанного, под стационарностью рабочего места предполагается его создание на срок более одного месяца (п. 2 ст. 11 НК РФ).

В отношении количества рабочих мествопрос до сих пор решается налоговиками и судебными органами неоднозначно.

В определении обособленного подразделения, данного в п. 2 ст. 11 НК РФ, законодатель, говоря о рабочих местах, применяет множественное число. Из этого можно сделать вывод, что для создания обособленного подразделения рабочих мест должно быть не менее двух.

Между тем Минфин России признал обособленным подразделением оборудование одного рабочего места.

Такая позиция изложена им в Письме от 29.04.2004 № 09-3-02/1912. Она, конечно, достаточно спорна, но в ряде случаев разделяется судами (постановления ФАС Московского округа от 23.01.2003 № КА-А41/9052-02; Северо-Западного округа от 07.10.2002 № А26-3503/02-02-07/160; Дальневосточного округа от 28.01.2002 №Ф03-А59/01-2/2806 и др.).

Еще один момент, который может вызвать сомнения, – это признание подразделения обособленным в зависимости от осуществляемой им деятельности. По этому поводу высказался Президиум ВАС РФ в Постановлении от 08.07.2003 №2235/03. В частности, он признал ошибочным вывод окружного суда о том, что созданное обществом подразделение не является обособленным, поскольку осуществляемая им деятельность относится к основной.

В целях Налогового кодекса должны быть выполнены все условия, вытекающие из определения обособленного подразделения, данного в ст. 11 НК РФ.

Нужно отметить, что большинство судов моментом создания обособленного подразделения считают момент оборудования организацией территориально обособленного стационарного рабочего места (постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 28.05.2003 №Ф04/2319394/ А70-2003; ФАС Дальневосточного округа от 14.01.2005 № Ф03А04/04-2/3923; ФАС Московского округа от 09.09.2004 № КА-А40/783604; ФАС Волго-Вятского округа от 19.08.2004 № А29-8668/2003а).

Подводя итоги, хочется сказать, что при отказе от регистрации обособленного подразделения в рассматриваемом случае вероятность спора с налоговиками достаточно высока.

Как платить НДФЛ

Согласно п. 7 ст. 226 НК РФ организации – плательщики НДФЛ, имеющие обособленные подразделения, обязаны перечислять исчисленные и удержанные суммы налога как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого своего

Причем сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по месту нахождения обособленного подразделения, определяется исходя из суммы дохода, подлежащего налогообложению, начисляемого и выплачиваемого работникам этих обособленных подразделений.

Соответствующие разъяснения, в частности, дал Минфин, указав, что гл. 23 НК РФ не предусматривает возможности самостоятельной уплаты НДФЛ обособленными подразделениями (письма от 13.11.2006 №03-05-01-04/311, от 19.05.2006 №03-05-01-04/129, от 29.06.2006 №03-05-01-04/194).

Таким образом, исчисленный и удержанный налог на доходы физических лиц с доходов работников структурных подразделений подлежит перечислению в бюджет по месту нахождения этого структурного подразделения (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 17.01.2008 № Ф04-319/2008(810А27-27). Вышеизложенный порядок применяется независимо от того, когда созданы структурные подразделения организации.

Сведения же о доходах физических лиц, как работников головной организации, так и работников обособленных подразделений, должны быть представлены головной организацией по месту своего учета.

Нужно отметить, что неуплату организацией НДФЛ по месту нахождения ее обособленного подразделения налоговики склонны расценивать как налоговое правонарушение в соответствии со ст. 123 НК РФ, т.к. это влечет непоступление налога в бюджет субъекта, на территории которого расположено это обособленное подразделение, а также в соответствующий местный бюджет.

Такой вывод подтверждается постановлениями ряда арбитражных судов (постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 01.06.2005 № Ф08-1237/2005-516А, от 07.09.2005 № Ф08-4091/2005-1628А; ФАС Восточно-Сибирского округа от 28.12.2005 № А19-7940/05-24Ф02-6564/05-С1).

В то же время в некоторых случаях суды занимают по данному вопросу противоположную позицию и делают вывод, что уплата сумм НДФЛ по месту нахождения головной организации не может являться основанием для взыскания пеней за неуплату налога по месту нахождения обособленных подразделений, поскольку согласно налоговому законодательству основанием для взыскания пеней является неуплата или неполная уплата налога в установленный срок (постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 06.02.2007 №Ф04-9591/2006(30835А45-29); ФАС Северо-Кавказского округа от 16.06.2004 № Ф08-2486/2004-982А; ФАС Поволжского округа от 19.10.2004 № А57-4801/04-26).

Таким образом, если в рассматриваемом случае организация не зарегистрирует своего иногороднего работника в качестве обособленного подразделения и не перечислит установленные суммы НДФЛ в соответствующие бюджеты, вероятность возникновения претензий со стороны налоговой инспекции возрастет. И тогда правомерность своей позиции налогоплательщику придется доказывать уже в суде.

Удаленное стационарное рабочее место потребует регистрации обособленного подразделения

Вопрос от читательницы Клерк.Ру Елены (г. Тюмень)

Фирма открыта в Тюмени. Оказываем услуги в другом городе (люди приняты на постоянное место работы), город находится в этой же области. Требуется ли открытие обособленного подразделения?

Видео (кликните для воспроизведения).

В гражданском законодательстве трактовка понятия «обособленное подразделение» отсутствует.

Согласно ст. 11 Налогового кодекса РФ обособленное подразделение организации — любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. При этом обособленное подразделение организации признается таковым независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение.

В соответствии со ст. 209 Трудового кодекса РФ рабочее место — место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя. В соответствии со ст. 11 НК рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.

Читайте так же:  Самозанятый гражданин – виды деятельности (полный список)

На основании выше сказанного, если работа сотрудников организации вне места ее постоянного нахождения отвечает критериям обособленного подразделения, приведенным в Налоговом кодексе, организация подлежит постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения обособленного подразделения (п. 1 ст. 83 НК).

Получить персональную консультацию Ольги Зиборовой в режиме онлайн очень просто — нужно заполнить специальную форму. Ежедневно будут выбираться несколько наиболее интересных вопросов, ответы на которые вы сможете прочесть на нашем сайте.

Стационарное рабочее место

«Бухгалтерский бюллетень», 2007, N 7

СТАЦИОНАРНЫЕ РАБОЧИЕ МЕСТА

Как известно, создание стационарных рабочих мест обусловливает регистрацию обособленного подразделения. Далеко не всегда наличие или отсутствие стационарного рабочего места можно определить однозначно. Этим обстоятельством и порождены письма налогоплательщиков в Минфин России и ФНС России, в которых они просят разъяснить, образованы ли стационарные рабочие места в том или ином случае.

Определение стационарного рабочего места

Определение стационарного рабочего места дано в п. 2 ст. 11 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ). В этом пункте говорится о понятии обособленного подразделения. Так, «обособленное подразделение организации — любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение». Затем уточняется, какое рабочее место можно считать стационарным: «…при этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца». Именно таким видит стационарное рабочее место налоговое законодательство.

Данное понятие несколько уточняется в Постановлении Росстата от 16.12.2005 N 101 «Об утверждении порядка заполнения и представления формы федерального государственного статистического наблюдения N 1-предприятие «Основные сведения о деятельности организации». В этом документе можно прочитать следующее определение: «Территориально обособленное подразделение — это структурное подразделение предприятия (филиал, мастерская, цех и т.п.), географическое расположение которого четко определено. Территориально обособленным подразделением осуществляется хозяйственная деятельность на этом месте или с этого места. Этой деятельностью занято один или несколько человек на стационарных рабочих местах постоянно или достаточно длительное время. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более 30 дней». Итак, месяц заменен тридцатью днями, а также упоминается о наличии одного или нескольких человек. При этом не имеет значения, какими полномочиями «наделяются этой организацией физические лица, занятые на указанных стационарных рабочих местах».

В ст. 209 ТК РФ и в ст. 1 Федерального закона от 17.07.1999 N 181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации» сказано, что рабочее место — это место, в котором работник должен находиться или в которое ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.

В данном определении присутствует несколько важных признаков рабочего места:

— имеет место трудовой договор (контракт), так как только в этом случае возникают отношения работника и работодателя;

— работник обязан находиться в этом месте в соответствии со своими служебными обязанностями;

— данное место находится под контролем работодателя.

Для того чтобы соответствовать определению стационарного рабочего места, конкретная точка пространства должна обладать всеми тремя признаками. Так, например, из-за несоответствия этим признакам банковские автоматы не подпадают под определение стационарного рабочего места. Это было отражено в Письме ФНС России от 29.12.2006 N ШТ-6-09/[email protected] «О направлении разъяснений». А вот территориально обособленный производственный участок организации, если он служит местом работы более одного месяца, считается обособленным подразделением организации (Письмо ФНС России от 13.03.2006 N 04-1-03/132 «О налогообложении доходов физических лиц»).

Возникает ли стационарное рабочее место

Однако далеко не всегда наличие или отсутствие стационарного рабочего места можно определить однозначно. Этим обстоятельством и порождены письма налогоплательщиков в Минфин России и ФНС России, в которых они просят разъяснить, образованы ли стационарные рабочие места в том или ином случае.

Так, компания заключила трудовой договор с работником из другого города. В его обязанности входит поиск необходимой фирме информации, причем как в библиотеке, так и в недрах Интернета. Работать работник при этом может где угодно: на дому, в интернет-кафе, в библиотеке, хоть на съемной квартире, лишь бы работа была выполнена. Никакого стационарного места работы для него не оборудуется. Для работодателя — торговой фирмы — он патентный поверенный, и такой работник нужен компании в связи с необходимостью отслеживания реестров товарных знаков и изобретений. Компания просила разъяснить, не будет ли расценено появление такого сотрудника как признак обособленного подразделения.

Ответ (Письмо Минфина России от 21.07.2005 N 03-01-10/6-334) был отрицательный, опять-таки из-за несоответствия данной ситуации определению рабочего места. Ведь на рабочем месте работник выполняет свои обязанности под контролем работодателя (включая представителей его администрации или непосредственных руководителей работ), а описанный в запросе патентный поверенный не находится под контролем работодателя, и к тому же осуществление его деятельности (сбор информации о товарных знаках) не связано с профильной деятельностью организации (торговля). Поэтому заключение трудового договора с таким лицом «не может рассматриваться в качестве возникновения обособленного подразделения организации независимо от проживания физического лица в другом регионе».

Примерно такой же ответ был дан и на запрос налогоплательщика Письмом Минфина России от 09.11.2004 N 03-02-07/81. Точно так же делался акцент на то, что если рабочее место не находится под контролем работодателя, то стационарное рабочее место не создается и «обязанности по постановке на учет по месту выполнения трудовых функций таким работником у данного общества не возникает».

Подобные вопросы возникают и у фирм, которые предоставляют персонал по договору аренды персонала (аутсорсинга). Персонал таких фирм работает на территории компаний-заказчиков в различных городах и даже регионах. И в этих компаниях им предоставляются стационарные рабочие места. Однако эти рабочие места создает не компания-работодатель, а компания-клиент, и они находятся не под контролем компании-работодателя, а под контролем компании-клиента, в распоряжение которой сотрудники временно поступили. Поэтому стационарных рабочих мест у фирмы, предоставляющей персонал, не возникает.

Однако ситуация меняется, если фирма, предоставившая персонал, сама оборудует для него рабочие места в той компании, которой она предоставила персонал. Такая ситуация может иметь место, если стороны оговорили это в договоре. В таком случае возникают все основания для того, чтобы считать это стационарными рабочими местами для фирмы, предоставившей работников.

Как известно, создание стационарных рабочих мест обусловливает регистрацию обособленного подразделения. Однако если фирма всего лишь подготовила помещение для будущих стационарных рабочих мест, но фактически они еще не созданы, то и обособленного подразделения не существует. Так, фирма заключила договор аренды помещения для создания там тренажерного зала. Это соответствует ее уставной деятельности. Но до поры до времени рабочих мест там не было. А это значит, что фирма не обязана была вставать на учет по месту нахождения арендованного имущества. Как только на территории арендованных площадей действительно появятся работники, появится необходимость встать на учет в качестве обособленного подразделения налогоплательщика.

Читайте так же:  Дивиденды в расчете по страховым взносам

При этом, однако, необходимо помнить о том, что сотрудники фирмы судят о фирме по тому, что видят каждый день, а проверяющие налоговые инспекторы судят о фирме по тому, что прочитают в документах. Если компания взяла помещение в аренду с 1 марта, то необходимо, чтобы было ясно видно: работников там пока еще нет. Возможно, в помещении проводят ремонт, возможно, устанавливают оборудование, возможно, расставляют мебель, но не работают. Дату перевода персонала в помещение и начала работы в нем проверяющие должны видеть в документах: приказ руководителя, табель и т.д.

Арендованное помещение — возникновение стационарных

Как правило, наличие арендованного помещения означает, что рано или поздно по месту его нахождения появятся стационарные рабочие места. Такая ситуация описывается в Письмах УМНС России по Московской области от 28.05.2002 и 05.06.2002 с одинаковым номером N 21-08/4084 и с одинаковым названием «О некоторых вопросах постановки на учет в налоговом органе».

Стационарное рабочее место

Такая же ситуация возникает, если подрядчик производит ремонтные работы на территории заказчика, ведь ремонт проводится в чужом помещении, не контролируемом работодателем. С этим согласны и суды (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 15.09.2003 N Ф04/4688-770/А75-2003, Постановление ФАС Центрального округа от 18.02.2002 N А14-6918-01/251/10).

При этом в любом случае следует помнить, что существенным условием договора строительного подряда являются сроки выполнения работ (п. 1 ст. 740 ГК РФ).

Обособленное подразделение: налоговые последствия

Обособленное подразделение в НК РФ

В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Налогового кодекса РФ обособленным подразделением организации признается

«. любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца. «.

Исходя из определения, приведенного в Налоговом кодексе РФ, с учетом требований пункта 4 статьи 83 кодекса можно выделить существенные признаки обособленного подразделения:

  • территориальная обособленность имущества, принадлежащего организации на праве владения, от самой организации вне зависимости от факта документального оформления создания соответствующего подразделения;
  • наличие рабочих мест (причем законодатель указывает на множественное количество последних), созданных на срок не менее одного месяца (в соответствии с положениями статьи 6.1 НК РФ под месяцем понимается календарный месяц);
  • ведение организацией деятельности через соответствующее подразделение.

В первоочередном порядке при решении вопроса о создании обособленного подразделения необходимо установить истинный смысл обособленности и ее сущностные признаки.

Место нахождения организации и ее подразделения

  • наименование субъекта Российской Федерации;
  • наименование района, города, иного населенного пункта;
  • наименование улицы;
  • номер дома и квартиры.

Таким образом, создание обособленного подразделения как юридический факт можно констатировать, когда последнее (то есть стационарные рабочие места) создается по иному адресу, нежели адрес государственного регистрации (и, следовательно, места нахождения) организации.

Обособленное подразделение, филиал или представительство?

Понятие обособленного подразделения необходимо четко отграничивать от схожих по содержанию гражданско-правовых понятий «филиал» и «представительство». К последним в соответствии со статьей 55 ГК РФ относится обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту (представительство) или осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства (филиал). В силу прямого указания ГК РФ представительства и филиалы должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица. При отсутствии такого указания представительство или филиал не могут считаться созданными.

Данная проблема, в частности, проявилась при применении положений главы 26.2 НК РФ «Упрощенная система налогообложения». В соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 346.12 НК РФ не вправе применять упрощенную систему организации, имеющие филиалы и (или) представительства. Именно подобная формулировка стала в отдельных случаях поводом для воспрепятствования в применении налогоплательщиками УСН.

Создание обособленного подразделения

Создание обособленного подразделения порождает для налогоплательщика ряд последствий, прямо предусмотренных законодательством Российской Федерации — постановка на учет в налоговых органах, а также исчисление и уплата налогов и сборов не только по месту нахождения организации, но и по месту нахождения обособленных подразделений (ст. 19 НК РФ).

Обязанность извещения налогового органа о создании обособленного подразделения предусмотрена пунктом 2 статьи 23 НК РФ, обязанность же постановки налогоплательщика на учет в налоговых органах по месту нахождения обособленного подразделения предусмотрена пунктами 1 и 4 статьи 83 НК РФ. За несоблюдение приведенных требований статьей 116 НК РФ и 15.3 КоАП РФ предусмотрены налоговая и административная ответственность (до 10 000 рублей и до 30 МРОТ соответственно). При этом необходимо учитывать, что если налогоплательщик уже состоит на учете в налоговом органе, то обязанность по постановке на учет в этом же налоговом органе, но по иному основанию (в том числе в случае создания обособленного подразделения) отсутствует (п. 39 постановления Пленума ВАС России от 28.02.2001 № 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации»).

Сроки подачи заявления о постановке на налоговый учет по месту нахождения обособленного подразделения приведены и в статье 23, и в статье 83 НК РФ:

  • в соответствии с пунктом 2 статьи 23 НК РФ — в течение одного месяца со дня их создания, реорганизации или ликвидации;
  • в соответствии с пунктом 4 статьи 83 НК РФ — в течение одного месяца после создания обособленного подразделения (необходимо обратить внимание, что данная норма НК РФ связывает обязанность по направлению заявления о постановке на налоговый учет по месту нахождения обособленного подразделения с фактом осуществления организацией деятельности через указанное обособленное подразделение).

Стационарные рабочие места

Таким образом, можно констатировать, что обязанности налогоплательщика, вытекающие из факта образования обособленного подразделения, возникают с момента оборудования стационарных рабочих мест, контролируемых работодателем, при условии ведения деятельности через указанное обособленное подразделение.

Данная позиция нашла подтверждение во многих судебных актах.

«. существенным обстоятельством для установления факта налогового правонарушения является факт и момент создания обособленного подразделения Обществом, так как срок подачи заявления о постановке на налоговый учет исчисляется именно с момента создания обособленного подразделения. Считать моментом создания обособленного подразделения день принятия собранием акционеров решения об открытии филиала у суда нет оснований. Доказательств оборудования стационарных рабочих мест по месту создания обособленного подразделения налоговая инспекция не представила. «.

Постановление ФАС Северо-Западного округа
от 27.10.2003 № А05-3113/03-172/12

Читайте так же:  Снижение негативного воздействия на окружающую среду

«. как установлено судом и подтверждается материалами дела, с момента назначения на должность, то есть с 07.06.2002 года директор магазина осуществлял только представительские функции, организовывал ремонт помещений, арендуемых для размещения магазина, вел подготовительную работу для получения предприятием товаров для реализации в магазине.

Ремонт помещений закончен 02.09.2002 года.

Стационарные рабочие места оборудованы к 16.09.2002 года, персонал магазина приступил к выполнению своих обязанностей также с 16.09.2002 года.

Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает, что налоговой инспекцией не доказаны факт создания стационарных рабочих мест и факт начала финансово-хозяйственной деятельности ранее 16.09.2002. «.

Постановление ФАС Северо-Западного округа
от 18.08.2003 № А21-2902/03-С1

«. налоговое законодательство не ставит решение вопроса об отнесении структурного подразделения организации к обособленному в зависимость от вида осуществляемой им деятельности (основной или неосновной). «

Постановление Президиума ВАС России от 08.07.2003 № 2235/03

«. моментом создания обособленного подразделения следует считать, при соблюдении всех условий, предусмотренных статьей 11 НК РФ, начало деятельности обособленного подразделения по осуществлению всех функций юридического лица или их части, в том числе функции представительства, вне места государственной регистрации юридического лица. Однако, в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие начало деятельности представительства, следовательно, не доказано совершение ответчиком налогового правонарушения. «.

Постановление ФАС Поволжского округа
от 04.07.2002 № А65-18107/2002-СА1-23

Обязанности по уплате налогов

Возникновение у налогоплательщика обособленного подразделения в силу положений статьи 19 НК РФ и специальных норм части второй НК РФ порождает дополнительные обязанности, связанные с определением надлежащего места уплаты соответствующих налогов.

Налог на доходы физических лиц (п. 7 ст. 226 НК РФ).

Налоговые агенты — российские организации, указанные в пункте 1 статьи 226 НК РФ, имеющие обособленные подразделения, обязаны перечислять исчисленные и удержанные суммы налога как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по месту нахождения обособленного подразделения, определяется исходя из суммы дохода, подлежащего налогообложению, начисляемого и выплачиваемого работникам этого обособленного подразделения.

Единый социальный налог (п. 8 ст. 243 НК РФ).

Обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, расчетный счет и начисляющие выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, исполняют обязанности организации по уплате налога (авансовых платежей по налогу), а также обязанности по представлению расчетов по налогу и налоговых деклараций по месту своего нахождения.

Сумма налога (авансового платежа по налогу), подлежащая уплате по месту нахождения обособленного подразделения, определяется исходя из величины налоговой базы, относящейся к этому обособленному подразделению.

Сумма налога, подлежащая уплате по месту нахождения организации, в состав которой входят обособленные подразделения, определяется как разница между общей суммой налога, подлежащей уплате организацией в целом, и совокупной суммой налога, подлежащей уплате по месту нахождения обособленных подразделений организации.

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (п. 8 ст. 24 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ).

Страхователи — организации, в состав которых входят обособленные подразделения, уплачивают страховые взносы по месту своего нахождения, а также по месту нахождения каждого из обособленных подразделений, через которые эти страхователи выплачивают вознаграждения физическим лицам.

Налог на имущество организаций (ст. 384 НК РФ).

Организация, в состав которой входят обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, уплачивает налог (авансовые платежи по налогу) в бюджет по местонахождению каждого из обособленных подразделений в отношении имущества, признаваемого объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 НК РФ, находящегося на отдельном балансе каждого из них, в сумме, определяемой как произведение налоговой ставки, действующей на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, на которой расположены эти обособленные подразделения, и налоговой базы (средней стоимости имущества), определенной за налоговый (отчетный) период в соответствии со статьей 376 НК РФ, в отношении каждого обособленного подразделения.

Налог на прибыль организаций (ст. 288 НК РФ).

Налогоплательщики — российские организации, имеющие обособленные подразделения, исчисление и уплату в федеральный бюджет сумм авансовых платежей, а также сумм налога, исчисленного по итогам налогового периода, производят по месту своего нахождения без распределения указанных сумм по обособленным подразделениям. Уплата авансовых платежей, а также сумм налога, подлежащих зачислению в доходную часть бюджетов субъектов РФ и бюджетов муниципальных образований, производится налогоплательщиками — российскими организациями по месту нахождения организации, а также по месту нахождения каждого из ее обособленных подразделений исходя из доли прибыли, приходящейся на эти обособленные подразделения.

Эта доля прибыли определяется как средняя арифметическая величина удельного веса среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) и удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества этого обособленного подразделения соответственно в среднесписочной численности работников (расходах на оплату труда) и остаточной стоимости амортизируемого имущества, определенной в соответствии с пунктом 1 статьи 257 НК РФ, в целом по налогоплательщику.

Удельный вес среднесписочной численности работников и удельный вес остаточной стоимости амортизируемого имущества определяются исходя из фактических показателей среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) и остаточной стоимости основных средств указанных организаций и их обособленных подразделений на конец отчетного периода.

Суммы авансовых платежей, а также суммы налога, подлежащие зачислению в доходную часть бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований, исчисляются по ставкам налога, действующим на территориях, где расположены организация и ее обособленные подразделения. Исчисление сумм авансовых платежей по налогу, а также сумм налога, подлежащих внесению в бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты муниципальных образований по месту нахождения обособленных подразделений, осуществляется налогоплательщиком самостоятельно.

Сведения о суммах авансовых платежей по налогу, а также суммах налога, исчисленных по итогам налогового периода, налогоплательщик сообщает своим обособленным подразделениям, а также налоговым органам по месту нахождения обособленных подразделений не позднее срока, установленного названной статьей для подачи налоговых деклараций за соответствующий отчетный или налоговый период.

Источники


  1. Тихомиров, М. Ю. Защита жилищных прав. Комментарии, судебная практика, образцы документов / М.Ю. Тихомиров. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2016. — 144 c.

  2. Гонюхов, С.О.; Зинченко, В.И. Азбука милиционера; Красноярск: Горница, 2013. — 382 c.

  3. Астахов, Павел Земельный участок. Юридическая помощь по оформлению и защите прав на землю с вершины адвокатского профессионализма / Павел Астахов. — М.: Эксмо, 2015. — 256 c.
  4. Теория государства и права в вопросах и ответах:Учебно-методическое пособие. -5-е изд. исп. — Москва: ИЛ, 2015. — 725 c.
  5. Волеводз, А. Г. Международный розыск, арест и конфискация полученных преступным путем денежных средств и имущества (правовые основы и методика) / А.Г. Волеводз. — М.: Юрлитинформ, 2015. — 477 c.
Стационарное рабочее место в обособленном подразделении
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here