Смета доходов и расходов

Важный материал на тему: "Смета доходов и расходов" с профессиональной точки зрения. Если возникнут вопросы, вы всегда их можете задать дежурному юристу.

Discovered

Деньги, банки, страхование, экономика и бизнес

Смета доходов и расходов

Смета доходов и расходов (income and expenditure budget) – документ, на основе которого производится финансирование бюджетного учреждения и отдельных населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями.

Смета доходов и расходов бюджетного учреждения составляется в соответствии с положениями Бюджетного кодекса. В ней отражаются все доходы бюджетного учреждения, получаемые как из бюджета и государственных внебюджетных фондов, так и от предпринимательской деятельности (в т.ч. доходов от оказания платных услуг), другие доходы от использования государственной или муниципальной собственности, закрепленной за бюджетным учреждением на праве оперативного управления, и иной деятельности.

Расходы определяются по прогнозируемым объемам предоставления государственных или муниципальных услуг и нормам и нормативам финансовых затрат на их предоставление. При этом расходы отражаются в общей сумме за счет бюджетных и внебюджетных источников, с выделением расходов за счет бюджетных средств.

В смете отражаются:

  • название и адрес учреждения;
  • бюджет, из которого оно финансируется;
  • коды функциональной классификации расходов (раздела, подраздела, целевой статьи, вида расхода);
  • годовая сумма бюджетных ассигнований с поквартальной разбивкой по кодам экономической классификации расходов.

Суммы запланированных ассигнований по каждому виду расходов должны быть обоснованы соответствующими расчетами. Объем ассигнований по смете приводится в сумме, исчисленной учреждением, и в сумме, принятой в соответствии с утвержденным бюджетом. По некоторым учреждениям (вузам, детским дошкольным учреждениям) в смете указываются также другие источники финансирования (плата родителей за содержание детей в детских дошкольных учреждениях, плата за пользование общежитием). В смете приводится расчет основных производственных показателей деятельности учреждений (по школам – количество классов и учащихся, по вузам – количество студентов и т.д.) на начало и конец планируемого года и в среднегодовом исчислении.

Смета доходов и расходов составляется бюджетным учреждением в течение 10 дней после получения от органа, исполняющего бюджет, уведомления о бюджетных ассигнованиях и представляется вышестоящему распорядителю бюджетных средств на утверждение в течение 5 дней со дня ее представления.

Смета доходов и расходов бюджетного учреждения, являющегося главным распорядителем бюджетных средств, утверждается руководителем главного распорядителя и передается в орган, исполняющий бюджет. Используя сметы отдельных бюджетных учреждений, вышестоящий распорядитель бюджетных средств подготавливает бюджетную роспись по распорядителям и получателям бюджетных средств на основе утвержденного бюджета, исходя из функциональной и экономической классификации расходов с поквартальной разбивкой. Роспись представляется в орган, ответственный за составление бюджета (финансовый орган) в течение 10 дней со дня утверждения бюджета.

С учетом бюджетных росписей всех главных распорядителей бюджетных средств по соответствующему бюджету финансовый орган составляет сводную бюджетную роспись, утверждает ее и доводит показатели росписи до всех распорядителей и получателей бюджетных средств в форме уведомлений о бюджетных ассигнованиях на период действия утвержденного бюджета.

В смете доходов и расходов бюджетного учреждения и в бюджетную роспись могут быть внесены изменения в результате введения режима сокращения расходов бюджета, исполнения бюджета по доходам сверх утвержденного законом (решением) о бюджете либо вследствие перемещения бюджетных ассигнований главным распорядителем или распорядителем бюджетных средств между получателями бюджетных средств (в объеме не более 5% бюджетных ассигнований, доведенных до получателя бюджетных средств). О перемещении бюджетных ассигнований сообщается органу, исполняющему бюджет, при доведении уведомлений о лимитах бюджетных обязательств.

Смета доходов и расходов отдельных населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями, содержит задания по мобилизации доходов в данном населенном пункте и объем расходов по финансированию подведомственных бюджетных учреждений. Порядок разработки, утверждения и исполнения этих смет определяется органами местного самоуправления в соответствии с их уставом.

Расчет сметы доходов и расходов

Понятие и виды сметы

В процессе разработки сметы затрат на производство в отечественной экономической науке и практике широко применяют три основных метода:

  • 1) сметный метод — на основе расчета затрат в масштабах всего предприятия по данным всех других разделов плана;
  • 2) сводный метод — путем суммирования смет производства отдельных цехов, за исключением внутренних оборотов между ними;
  • 3) калькуляционный метод — на основе плановых расчетов по всей номенклатуре продукции, работ и услуг с разложением комплексных статей на простые элементы затрат. Кондраков Н.П. Бухгалтерский (финансовый, управленческий) учет: учеб. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2009. — 448 с.

[2]

Сметный метод является наиболее распространенным на российских промышленных предприятиях. Его применение обеспечивает тесную взаимоувязку и приведение в единую систему расчетов комплексного плана. При этом методе все затраты на производство по отдельным элементам сметы находятся по данным соответствующих разделов годового плана. Порядок определения сметных затрат обычно следующий.

На общий фонд заработной платы промышленно-производственного персонала планируются начисления на социальные нужды по действующим в плановый период ставкам.

  • 6. Амортизационные отчисления предназначены для возмещения износа технологического оборудования, промышленных зданий, производственных сооружений и других основных фондов за счет себестоимости выпускаемой продукции. Общий размер амортизационных отчислений зависит от существующих норм амортизации, срока службы оборудования и первоначальной стоимости основных производственных фондов.
  • 7. Прочие денежные расходы включают затраты, не предусмотренные в предыдущих статьях сметы производства. По каждой из статей прочих расходов необходимо обосновать величину соответствующих затрат по существующим нормам или опытным данным.

Разработанная смета затрат на производство должна также соответствовать запланированному объему реализации товаров и услуг. При необходимости допускается корректировка планируемых расходов с учетом изменения норматива складских запасов готовой продукции, незавершенного производства, материальных запасов, затрат будущих периодов и т.д.

Сводный метод составления сметы затрат на производство предусматривает предварительную разработку и свод в единую систему общих затрат по цехам основного и обслуживающего производства. В цеховую смету затрат включаются две группы расходов:

  • 1) прямые издержки данного цеха на материальные ресурсы и комплектующие детали, основная и дополнительная заработная плата, начисления на заработную плату, амортизационные отчисления и прочие денежные расходы;
  • 2) комплексные расходы на услуги других цехов, а также цеховые расходы и пр.

Разработку цеховых смет затрат на производство продукции рекомендуется начинать с заготовительных подразделений предприятия, затем вспомогательных цехов, а после них следует переходить к механообрабатывающим и сборочным цехам. Сводная смета затрат предприятия составляется путем суммирования цеховых смет с последующим исключением из общей суммы внутреннего оборота и корректировкой имеющихся производственных запасов.

Смета расходов на содержание и эксплуатацию оборудования включает следующие статьи затрат: содержание машин, оборудования и транспортных средств; затраты на ремонт основных средств; эксплуатация машин и оборудования; внутрихозяйственное перемещение грузов; арендная плата за машины и оборудование; износ малоценных и быстроизнашивающихся предметов; прочие затраты; всего по смете.

Общая сумма расходов на содержание оборудования и цеховых расходов составляет смету общепроизводственных или общецеховых расходов. В смету цеховых расходов входят статьи затрат на содержание аппарата управления цехом, амортизацию зданий и сооружений, аренду производственных помещений, содержание и ремонт зданий, охрану труда, научные исследования и изобретательство, износ малоценных предметов и прочие цеховые издержки.

Читайте так же:  Фактически полученный доход в 6-ндфл

Смета общехозяйственных или общезаводских расходов разрабатывается на отечественных предприятиях по следующим статьям затрат: расходы на содержание аппарата управления; служебные командировки и перемещения; содержание пожарной, военизированной и сторожевой охраны; амортизация основных средств общехозяйственного назначения; затраты на ремонт основных средств; содержание зданий, сооружений и инвентаря общехозяйственного назначения; производство испытаний, проведение исследований и содержание общехозяйственных лабораторий; охрана труда; подготовка кадров; арендная плата за помещения общехозяйственного назначения; налоги, сборы и прочие обязательные отчисления; потери от простоев по внешним причинам; информационные, аудиторские и консультационные услуги; недостачи и потери материальных ценностей на складах предприятия; прочие расходы; всего по смете. Васильева Л.С., Петровская М.В. Бухгалтерский управленческий учет. Порядок постановки и основные направления развития. Изд-во: Эксмо, 2009. — 400 с.

Калькуляционный метод разработки сметы затрат на производство продукции основан на использовании выполненных расчетов или калькуляций себестоимости всех без исключения видов продукции, работ или услуг, запланированных в годовой производственной программе предприятия, а также остатков незавершенного производства и расходов будущих периодов. На основе имеющихся расчетов себестоимости отдельных изделий с учетом годовых объемов производства разрабатывается шахматная ведомость, содержащая все экономические элементы и калькуляционные статьи расходов.

После составления шахматной таблицы затрат разрабатывается уточненная общая, или сводная смета расходов, планируемых предприятием на предстоящий период. Для получения полной себестоимости готовой продукции из общей сметы исключаются расходы на работы и услуги, не связанные с производством валовой продукции, а также добавляются внепроизводственные расходы и учитывается изменение расходов будущих периодов.

Кроме рассмотренных методов определения себестоимости продукции широкую известность и применение на отечественных предприятиях и зарубежных фирмах имеют также позаказная и попроцессная калькуляция затрат.

Позаказный метод расчета предусматривает определение издержек на производство продукции по отдельным заказам, выполняемым работам, планируемым подрядам и т.д. Для каждого заказа или подряда составляется своя ведомость калькуляции затрат, в которой содержатся прямые и накладные расходы, относимые на данный вид работ по мере их прохождения по стадиям производства.

При попроцессной калькуляции производственные затраты планируются по отдельным подразделениям, стадиям производства или производственным процессам. Полные затраты суммируются по основным статьям расходов, включающим стоимость материальных и трудовых ресурсов, величину общехозяйственных накладных расходов.

Себестоимость единицы продукции по этим методам расчета определяется делением полных затрат на выполнение соответствующего заказа или процесса.

Как правильно составить смету расходов

Перед тем, как осуществить какие-либо затраты, практически всегда происходит их планирование. По сути, определение примерных сумм, направляемых на те или иные статьи затрат и является составлением сметы предстоящих расходов. Причем это может касаться как решения повседневных вопросов в жизни человека, так и, в еще большей степени, деятельности предприятий и организаций. Планированием затрат в той или иной форме занимаются практически все.

Определение сметы расходов

Под сметой расходов обычно понимается расчет всех затрат, необходимых для выполнения запланированных работ, выпуска изделия, реализации мероприятий, связанных с достижением намеченных целей организации и других подобных ситуациях. Иногда составление документа выполняется на добровольной основе. Однако, достаточно часто разработка сметы расходов, а также последующее ее утверждение и согласование являются требованием российского законодательства. Например, составление баланса расходов и доходов (являющегося разновидностью сметы расходов) – одно из обязательных условий работы любой некоммерческой организации. Учитывая, что их число достаточно велико, становится понятным, почему вопросу, как составить смету расходов грамотно и максимально точно, уделяется столько внимания.

К числу некоммерческих организаций (НКО) относятся:

  • образовательные (университет, детский сад или школа), культурные (музей, национальный парк или выставка) медицинские (поликлиника, стоматологический центр и т.д.) государственные и частные учреждения;
  • ТСЖ, жилищно-строительные и потребительские кооперативы;
  • организации по защите прав граждан;
  • органы местного и государственного управления;
  • благотворительные фонды и организации;
  • религиозные объединения;
  • подразделения министерства обороны, МЧС и МВД.

Для всех вышеперечисленных организаций необходимо ежегодное составление сметы расходов и доходов, а также итогового документа, содержащего информацию об ее исполнении. Особо строгие требования предъявляются к государственным казенным учреждениям, которые частично или в полной мере финансируются из бюджета. В этом случае четко прописывается вся процедура составления, начиная от сроков разработки рассматриваемого документа и заканчивая требованиями по его утверждению и согласованию.

Область применения сметы расходов

Учитывая большое количество некоммерческих организаций, примеры которых были приведены выше, становится понятным актуальность вопроса грамотного составления смет расходов и последующего их исполнения. Во многом качеством этих процессов определяется уровень и степень контроля над распределением значительной части государственного бюджета. Неудивительно, что наиболее подробно регламентируются и контролируются именно те некоммерческие организации, в финансировании которых присутствуют в той или иной степени бюджетные средства.

Вместе с тем, не следует забывать и о том, что сметы расходов составляются не только там, где присутствует государственное финансирование. В качестве примера можно привести ситуацию, сталкиваться с которой в реальной жизни приходилось практически каждому. Уровень затрат на коммунальные платежи в домах, которых находятся под управлением ТСЖ, определяется, в том числе, и путем составления сметы расходов на будущий год, а также анализа исполнения документа, разработанного в прошедшем календарном периоде.

В этом случае смета расходов должна быть не только максимально точной, что важно для жильцов дома, не желающих переплачивать, но и доступной и легкой для проверки. Не секрет, что некоторые представители коммунальных служб предпочитают умышленно усложнить выполняемые расчеты – так гораздо проще запутать плательщиков и предъявить им большие, чем необходимо, суммы к оплате.

Не менее важной областью применения сметы расходов является их составление в коммерческих организациях, в частности, на промышленных предприятиях любой формы собственности. В этом случае целью оформления документа обычно выступает расчет себестоимости выпускаемой продукции, необходимый для определения цены реализации. Очевидно, что в современных рыночных условиях важность грамотного выполнения этого процесса сложно переоценить.

Пример составления сметы расходов

Как уже отмечалось выше, наиболее высокие требования по составлению сметы расходов предъявляются к бюджетным учреждениям. Поэтому вполне логичным будет рассмотреть конкретный пример именного такого расчета, так как выполнение других вариантов в большинстве случаев значительно проще.

В качестве подобного простого примера можно привести вариант заполненной сметы расходов и доходов некоммерческой организации.

Документ состоит из двух основных частей. В первой из них указаны источники формирования доходов, а во второй – направления их расходования с четким указанием сумм по статьям затрат и реализуемым программ и распределения по кварталам. В результате после изучения сметы создается четкое представление как об основных параметрах деятельности организации на планируемый календарный период.

Читайте так же:  Метод уменьшаемого остатка

Как видно из приведенного примера, оформление, согласование и утверждение рассматриваемого документа выполняется в произвольной форме. Гораздо выше требования, предъявляемые при составлении сметы расходов и доходов бюджетным учреждением, бланк и пример заполнения которой приведены ниже.

Нормативными актами четко прописывается форма документа, его структура, а также то, как составить смету расходов таким образом, чтобы это соответствовало действующему российскому законодательству. При этом шапка документа выглядит следующим образом.

Расчетная часть документа состоит из четырех разделов: в первых трех содержатся данные об основных расходах организации, которые суммируются в итоговом четвертом.

В рассматриваемом примере нет затрат по второму и третьему разделу, поэтому итоговый практически повторяет данные первого разделв в несколько измененном формате. Смета расходов подписывается тем, кто ее составлял, проверял и руководителем бюджетного учреждения.

Отличие бюджета от сметы доходов и расходов

Тема 5.2

БЮДЖЕТ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. РАСХОДНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА. БЮДЖЕТИРОВАНИЕ, ОРИЕНТИРОВАННОЕ НА РЕЗУЛЬТАТ

АВТОР:

Стародубровская Ирина Викторовна,
кандидат экономических наук,
заведующая лабораторией проблем муниципального развития
Института экономики переходного периода

Вы будете изучать: Данная тема является одной из ключевых при рассмотрении вопросов финансового обеспечения местного самоуправления. В ее рамках вводятся и анализируются такие важнейшие понятия, как местный бюджет; расходные обязательства; реестр расходных обязательств; действующие и принимаемые расходные обязательства; экономическая, функциональная и ведомственная классификация расходов; текущие и капитальные расходы; формы осуществления расходов и, наконец, бюджетирование, ориентированное на результат.

Цель занятия:Получение базовых знаний повопросам, связанным с составлением, принятием и исполнением местного бюджета.

После изучения Вы сможете: Понимать: 1. Чем бюджет отличается от сметы и почему бюджет является документом политическим; 2. Что можно и что нельзя финансировать из местного бюджета; 3. Какие шаги необходимо предпринять, чтобы определить расходную часть бюджета; 4. Какова «степень свободы» органов местного самоуправления при определении объема расходов по различным расходным обязательствам; 5. Как соотносятся действующие и принимаемые расходные обязательства, в каких ситуациях можно, а в каких – нельзя брать на себя новые расходные обязательства; 6. Что такое бюджетирование, ориентированное на результат, и чем оно отличается от финансирования по смете; как можно внедрять бюджетирование, ориентированное на результат, на местном уровне; 7. Как составляется реестр расходных обязательств; 8. Что такое экономическая, функциональная и ведомственная классификация бюджетных расходов; 9. Каковы возможные формы расходования бюджетных средств.

Отличие бюджета от сметы доходов и расходов

Каждое муниципальное образование должно иметь собственный местный бюджет. В соответствии с Конституцией Российской Федерации, органы местного самоуправления самостоятельно формируют, утверждают и исполняют местный бюджет.

В то же время практика организации местного самоуправления в Российской Федерации на поселенческом уровне строилась таким образом, что поселения далеко не всегда имели собственные бюджеты. Фактически, а во многих случаях и формально финансирование поселений осуществлялось на основе сметы доходов и расходов. Для того, чтобы понять, какие изменения произойдут в деятельности поселений, когда они получат возможность самостоятельно формировать местные бюджеты, необходимо определиться, чем бюджет отличается от сметы.

В самом общем виде бюджет – это форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год; смета – это план доходов и расходов. Если ограничиться столь общими определениями, то отличие бюджета от сметы не столь очевидны. Однако по существу эти различия принципиальны. Основные из них можно свести к следующим.

1. Бюджет – документ в первую очередь политический, в то время как смета является документом по преимуществу техническим. Политический характер бюджета выражается в следующем.

а) Бюджет принимается представительным органом власти. Смета доводится вышестоящим органом исполнительной власти до структурного подразделения либо бюджетного учреждения.

б) Бюджет должен выражать приоритеты, самостоятельно вырабатываемые местным сообществом. Смета отражает позицию вышестоящего органа по направлениям финансирования структурного подразделения либо бюджетного учреждения.

2. Бюджет предполагает наличие собственных доходных источников. Подобные доходы были закреплены за поселениями Налоговым и Бюджетным кодексами в виде местных налогов (налог на имущество физических лиц и земельный налог) и закрепленных на постоянной основе отчислений от федеральных налогов (подоходного налога, единого сельскохозяйственного налога). Органы местного самоуправления в рамках налогового и бюджетного законодательства имеют право самостоятельно регулировать местные налоги. Смета в большинстве случаев не предполагает наличия собственных доходных источников (но здесь есть и исключения – например, смета внебюджетных доходов и расходов бюджетных учреждений).

3. Бюджет предполагает самостоятельность в определении направлений расходования бюджетных средств. Подобная самостоятельность закреплена в новом законодательстве о местном самоуправлении. Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, членов выборных органов и выборных должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений; а также устанавливают муниципальные минимальные социальные стандарты и другие нормативы расходов местных бюджетов на решение вопросов местного значения (в рамках ограничений, установленных федеральным законодательством).

В течение финансового года перераспределение средств между статьями бюджетных расходов поселения осуществляется органами власти соответствующего поселения.

Самостоятельность в расходовании средств в рамках сметы жестко ограничена распределением средств по статьям расходов. Изменение данного распределения может быть осуществлено лишь с согласия вышестоящего органа.

4. Суммируя сказанное выше о доходах и расходах бюджета и сметы можно сказать, что смета – это в первую очередь механизм обеспечения финансирования определенных направлений деятельности, тогда как бюджет – это еще и инструмент управления доходами и расходами муниципального образования.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Смета доходов и расходов автономной некоммерческой организации

«Автономные организации: бухгалтерский учет и налогообложение», 2009, N 3

Уставная деятельность любой некоммерческой организации, в том числе АНО, осуществляется на основании запланированных на предстоящий период (месяц, квартал, год и т.д.) доходов и расходов, то есть финансового плана. Этот план можно представить в виде достаточно привычного для некоммерческих организаций документа — сметы доходов и расходов. Как составить данный документ, учитывая, что на этот счет отсутствуют четкие указания в законодательстве о некоммерческих организациях?

С чего начать составление сметы некоммерческой организации?

Согласно п. 1 ст. 3 Закона о некоммерческих организациях некоммерческая организация должна иметь самостоятельный баланс или смету. Это положение — аналог п. 1 ст. 48 ГК РФ: юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету. Каких-либо требований и условий к составлению этих документов ни в названном Законе, ни в подзаконных актах не установлено. Стоит ли в данном случае под самостоятельным балансом подразумевать бухгалтерский баланс, который является лишь одной из форм бухгалтерской отчетности, составлением которой занимаются и АНО, — вопрос достаточно спорный (хотя многие эксперты именно так и поступают). В то же время, что подразумевается под сметой, тоже не понятно, кроме того, не уточняется, идет ли речь о смете доходов и расходов.

Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ.

Видео (кликните для воспроизведения).

В профессиональных кругах смету доходов и расходов называют по-разному: кто-то бюджетом некоммерческой организации, кто-то финансовым планом. С позиций бухгалтера смету можно охарактеризовать как документированный финансовый (бухгалтерский) план поступления и расходования средств, используемых для финансирования деятельности некоммерческих организаций. Смета является тем документом, который помогает исполнять запланированные целевые программы (планы).

Читайте так же:  Учет резервов предстоящих расходов

Кроме того, в п. 3 ст. 29 Закона о некоммерческих организациях указано, что высший орган управления НКО (в АНО — это коллегиальный высший орган управления) утверждает финансовый план некоммерческой организации и внесение в него изменений. Следовательно, остается следующее. Во-первых, АНО в силу требований законодательства РФ составляют бухгалтерский баланс. Во-вторых, поскольку положений об обязательном составлении сметы доходов и расходов (финансового плана) в нормативных актах нет, считаем, что решение о необходимости составления сметы АНО принимает самостоятельно, руководствуясь принципом целесообразности. При этом смету доходов и расходов в обязательном порядке должен утвердить высший орган управления АНО либо постоянно действующий коллегиальный орган управления, если таковой создается в соответствии с учредительными документами.

Автономная некоммерческая организация помимо того, что принимает решение о необходимости составления сметы, самостоятельно определяет перечень статей доходов и расходов, размер доходов и расходов исходя из имеющихся источников средств и особенностей своей деятельности.

Примечание. В Законе об автономных учреждениях отсутствует указание на необходимость составления АУ сметы доходов и расходов. В то же время для них есть другой документ аналогичного содержания — это план финансово-хозяйственной деятельности. По сравнению со сметой (финансовым планом) он является более объемным документом, включающим не только доходы и расходы, но и другие, в том числе натуральные, показатели деятельности, такие как объем оказанных населению услуг .

Федеральный закон от 03.11.2006 N 174-ФЗ.
Подробнее с порядком составления плана финансово-хозяйственной деятельности можно ознакомиться в статье М.В. Семенова «Составляем план финансово-хозяйственной деятельности АУ», N 10, 2008.

[3]

Смету по сравнению с планом финансово-хозяйственной деятельности составить проще. Однако в обоих случаях некоммерческие организации сталкиваются с одной и той же проблемой: отсутствуют четкие указания по порядку их составления. В поисках решения вопроса о том, как составить смету, обратимся к бюджетным инструкциям, в частности к Общим требованиям к порядку составления, утверждения и ведения бюджетной сметы бюджетного учреждения . Для такого учреждения смета является бюджетом, а сам процесс ее составления — бюджетированием.

Утверждены Приказом Минфина России от 20.11.2007 N 112н.

В бюджетной смете выделяются вступительная, содержательная и оформляющая (заключительная) части. Во вступительной части указываются основные реквизиты (наименование организации, единицы измерения показателей, включаемых в смету, отчетный год и т.д.). Содержательная часть, как правило, оформляется в виде таблицы, включающей наименования направлений расходования средств и соответствующих им доходов, а также конкретные суммы средств. Заключительная (оформляющая) часть формы сметы содержит подписи (с расшифровкой) должностных лиц, ответственных за отраженные в смете данные. К таким лицам относятся руководитель, начальник планово-финансового отдела или иное уполномоченное лицо, а также непосредственно сам исполнитель документа, после которого указывается дата подписания (подготовки) сметы. После того как смета составлена, она представляется на утверждение, при этом не считается лишним, если к ней прилагаются обоснования (расчеты) плановых сметных показателей, использованных при формировании сметы.

Автономная некоммерческая организация, конечно, не бюджетное учреждение, но она может позаимствовать структуру и основные показатели сметы бюджетников. При этом у АНО больше возможностей для маневра при составлении данного документа, так как ее не ограничивают рамки Бюджетного кодекса. Со своей стороны добавим, что АНО, осуществляющая деятельность уже не первый год, может взять за основу показатели предыдущей сметы и доработать их, а если смета не была выполнена, то лучше отталкиваться от фактических показателей деятельности АНО за предыдущий период. АНО, которая не имеет наработок для подготовки сметы доходов и расходов, за основу может взять показатели АНО или АУ, занимающихся оказанием аналогичных услуг в сфере образования, культуры, здравоохранения, спорта и других сферах деятельности. На основании данных «конкурентов» АНО может запланировать свои доходы и расходы на предстоящий год с учетом потребностей и возможностей в оказании социальных услуг.

Какие доходы и расходы включают в смету?

По своей структуре смета может напоминать одну из форм бухгалтерской отчетности — отчет о целевом использовании полученных средств (форму N 6), различие заключается в том, что отчет составляется по факту прошедшего периода, в то время как в смете указываются планируемые показатели. Другое различие состоит в том, что в смете каждая организация выбирает самостоятельно, как ей выделять доходы и расходы. В отчете о целевом использовании полученных средств организация отражает показатели в том порядке, который рекомендован финансовым ведомством (Приказ от 22.07.2003 N 67н).

В составе доходов указываются все доходы АНО, получаемые как в виде средств целевого финансирования и целевых поступлений, так и от предпринимательской деятельности. К первой группе относятся вступительные (членские) взносы, добровольные пожертвования, целевые поступления на уставную деятельность АНО. Во вторую группу входят поступления от оказания платных услуг населению, доходы от использования имущества некоммерческой организации (в том числе целевого капитала) и другие «коммерческие» поступления. Перечисленные доходы следует отразить в смете с такой детализацией, которая позволила бы сопоставить их с произведенными АНО расходами.

При составлении сметы расходы определяются по прогнозируемым объемам предоставления АНО социальных услуг и нормам (нормативам) финансовых затрат на их предоставление. Большинство плановых норм и нормативов (кроме сферы оплаты труда и денежных компенсаций работникам) при составлении смет рассчитывается некоммерческими организациями с учетом местных цен и тарифов (например, расходы на коммунальные услуги). При этом следует учитывать повышение цен, которое нередко проводят поставщики коммунальных услуг в начале года.

Важно понимать, что все активы приобретаются за счет сметы некоммерческой организации, независимо от их назначения (для уставной или предпринимательской деятельности) . Поэтому у бухгалтера АНО нет оснований исключать какие-либо расходы из сметы некоммерческой организации, за исключением случая, когда у АНО нет уверенности в том, что предполагаемые расходы будут осуществлены. Возможна и обратная ситуация, когда организация запланировала расходы, но они не осуществлены. Это две крайние ситуации. Чаще в организациях бывает так, что расходы осуществлены, но в меньшем или большем размере, чем планировалось. Что делать в таком случае?

См. Письмо Минфина России от 25.11.2002 N 16-00-14/453.

Что предпринять, если остались неизрасходованные средства?

По окончании года у АНО может остаться неизрасходованный остаток полученных по смете средств, что вполне допустимо. В отличие от бюджетных учреждений целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности не имеют ограничений по срокам, формам и условиям использования, если иное прямо не предусмотрено источником таких целевых поступлений. По мнению Минфина, если лицо, являющееся источником целевых средств, не установило конкретных сроков и условий их использования, критерием соблюдения целевого назначения этих средств является их конечное использование на содержание некоммерческой организации и ведение ею уставной деятельности (Письмо от 09.04.2008 N 03-03-06/4/24). Исходя из этого остаток неиспользованных целевых средств (например, членских, вступительных взносов, добровольных пожертвований) АНО может расходовать в следующем году, учтя это при составлении сметы на следующий период.

Читайте так же:  Гражданско-правовой договор с несовершеннолетним

Но может случиться так, что организация не использовала полностью целевые средства, поступившие на определенную программу, срок выполнения которой заканчивается в текущем году. Тогда организации следует либо вернуть неиспользованные целевые средства, либо изменить условия, на которых они предоставлялись. Если не сделать ни того, ни другого, налоговики могут обвинить АНО в нецелевом использовании средств и обложить этот остаток налогом на прибыль как внереализационный доход (п. 14 ст. 250 НК РФ). Заметим, в названной статье Налогового кодекса речь идет об имуществе, использованном не по целевому назначению, а не об имуществе, которое вообще не было использовано. Поэтому у АНО есть шанс оспорить претензии налоговиков, которым предстоит доказать, что АНО использовала выделенные средства не по целевому назначению. Тем не менее не стоит доводить дело до суда, а следует попытаться до налоговой проверки согласовать с распорядителем целевых средств новый срок, в течение которого АНО может эти средства использовать. Если этого сделать не удастся, то организации лучше вернуть неизрасходованные средства и (при необходимости) внести изменения в смету. Возможно ли такое?

Можно ли изменить смету АНО?

Поскольку по своей сути смета является плановым, а не фактическим документом, для того, чтобы внести в нее коррективы, нужны веские основания, а не простое изменение текущих доходов и расходов. Например, для бюджетников таким основанием является изменение объемов соответствующих лимитов бюджетных обязательств. Для некоммерческих организаций корректировка сметы возможна при изменении целевых программ, когда либо уменьшаются, либо увеличиваются объемы средств запланированных источников целевого финансирования (целевых поступлений). В таком случае, исходя из ожидаемых доходов, АНО нужно скорректировать запланированные расходы, что позволит организации уложиться в смету по итогам года. Организация вправе изменить смету не только по количеству, но и по качеству, когда общая сумма расходов (доходов) может остаться неизменной, а доходы (расходы) перераспределяются между собой.

Вносимые в смету изменения, так же как и сама смета, утверждаются для того, чтобы придать им законную силу. Как мы уже говорили, смета утверждается органом управления некоммерческой организации. Директор АНО не обладает достаточными полномочиями, чтобы утверждать бюджет некоммерческой организации, в то же время на нем лежит обязанность контроля за исполнением бюджета.

Очевидно, что внесение изменений в смету возможно в случае существенных изменений обстоятельств получения и расходования средств. При этом поправки следует подкрепить документальными доказательствами существенного изменения условий деятельности АНО. Если изменения не существенны, то организации можно оставить все как есть, а превышение или занижение доходов (расходов) обосновать объективными причинами, в том числе и перед проверяющими органами.

Что можно сделать, если расходы превысили затраты, запланированные в смете?

Нужно ли составлять отчет об исполнении сметы?

Смета доходов и расходов является плановым документом, для контроля за исполнением которого организации следует составить фактический документ — отчет об исполнении сметы. В отчете о выполнении сметы сопоставляются плановые показатели доходов и расходов с фактическими данными. Они берутся из бухгалтерского учета АНО, который является наиболее полной системой обобщения информации о ее деятельности. С помощью сопоставления планируемых и фактических данных оценивается, насколько исполнена смета, и если отдельные из поставленных целей не достигнуты, то выявляются причины, повлиявшие на срыв плановых показателей. Это учитывается при составлении сметы на следующий год, в которую могут быть заложены отклонения по смете за предыдущий год. И еще. Отчет о выполнении сметы доходов и расходов, так же как и сама смета, является важным финансовым документом, подтверждающим, что некоммерческая организация действует в рамках своей уставной деятельности.

Смета доходов и расходов

Эффективность работы учреждения во многом зависит от того, насколько грамотно составлена смета доходов и расходов и расходов на отчетный год. Бюджетные организации расходуют государственные средства по целевому назначению, что предполагает строгое соблюдение финансовой дисциплины. Основным плановым финансовым документом, в котором отражаются объем, целевое направление и поквартальное распределение средств, выделяемых из бюджета на содержание учреждения, является смета доходов и расходов.

Смета доходов и расходов — документ, определяющий объем и целевое направление бюджетных ассигнований, утвержденный в установленном порядке и содержащий расчетные данные по каждому целевому направлению бюджетных ассигнований.

Составление и исполнение сметы доходов и расходов осуществляется в разрезе кодов функциональной, ведомственной и экономической классификации расходов. Предусмотренные в сметах ассигнования являются предельными, и расходование сверх этих сумм учреждениям не разрешается. Также учреждениям запрещено использовать бюджетные средства на цели, не предусмотренные сметой.

В смете указываются:

· реквизиты бюджетной организации и финансирующего бюджета;

· перечень и объемы расходов, перечень и объемы доходов;

· показатели деятельности учреждения;

· обоснование сумм расходов и доходов.

В обязательном порядке к смете прикладываются расчеты с обоснованием планируемых затрат. Форма сметы, основные показатели, по которым она составляется, нормы и расценки для определения размера расходов сообщаются вышестоящими организациями. В типовой смете содержатся данные, общие для всех бюджетных учреждений.

Она состоит из трех частей:

В первой — указываются наименование и адрес учреждения, бюджет, из которого оно финансируется (раздел, параграф бюджетной классификации), и свод расходов по статьям с распределением по кварталам;

Во второй — отражаются показатели оперативного плана на начало и конец года, а также среднегодовые;

В третьей — приводятся расчеты и обоснования по каждой статье расходов и отдельным ее элементам.

Формируется смета бюджетного учреждения на основании доведенных показателей сводной бюджетной росписи и лимитов бюджетных обязательств на соответствующий год и утверждается соответствующим распорядителем или главным распорядителем бюджетных средств. Утверждение сметы расходов бюджетного учреждения производится после утверждения соответствующего бюджета, из которого она финансируется. При утверждении смет проверяются необходимость и целесообразность предусматриваемых расходов, соответствие их объему работы учреждения, соблюдение норм расходов. Утверждение оформляется подписью руководителя организации, указывается дата утверждения и проставляется оттиск печати на всех экземплярах сметы с указанием в верхнем правом углу общей суммы расходов по смете. На сегодняшний день какого-либо общего нормативного документа Министерства Финансов Кыргызской Республики, регламентирующего порядок составления сметы доходов и расходов бюджетного учреждения, не существует.

В настоящее время с точки зрения исполнения бюджетов значение сметы доходов и расходов бюджетного учреждения существенно изменилось. Дело в том, что средства, выделяемые из бюджета на основную деятельность бюджетного учреждения, расходуются в соответствии с утвержденными лимитами бюджетных обязательств. Кассовое расходование (финансирование) бюджетного учреждения органом, исполняющим бюджет, может осуществляться исключительно в пределах лимитов бюджетных обязательств, независимо от наличия (отсутствия) сметных назначений. В то же время необходимость составления сметы диктуется наличием у бюджетного учреждения средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, на расходование которых лимитов бюджетных обязательств не доводится. В данном случае смета доходов и расходов бюджетного учреждения выступает единственным документом, определяющим направления и суммы расходования таких средств.

Читайте так же:  Запись в трудовой при сокращении работника

Таким образом, план на очередной финансовый год является составной частью ежегодно обновляемого и смещаемого на один год вперед финансового документа (например, 2009 год — первый год трехлетнего плана на 2009-2011 гг. и т.д.). Поэтому составленная на год смета бюджетного учреждения является частью сметы, составленной на три года. Причем ежегодно составляются сметы не только на год, но и на два последующих года. Данные в цифровом и натуральном выражении, необходимые для планирования, отражаются снизу вверх, от распорядителей (получателей) средств бюджета к главным распорядителям и субъектам бюджетного планирования (главным распорядителям). При организации бюджетного процесса в настоящее время сохранена трехуровневая система финансирования, в соответствии с которой:

— Министерство Финансов выделяет объемы финансирования и направляет бюджетные средства главному распорядителю средств бюджета (органу государственной власти Кыргызской Республики, органу государственной власти субъекта Кыргызской Республики, органу местного самоуправления или иному прямому получателю средств бюджета);

— Главный распорядитель распределяет выделенные ассигнования по распорядителям и получателям средств бюджета, находящимся в его ведении;

— Распорядитель средств бюджета (орган государственной власти Кыргызской Республики, орган государственной власти субъекта Кыргызской Республики или орган местного самоуправления, бюджетное учреждение, получающее ассигнования бюджета от главного распорядителя) распределяет ассигнования между получателями средств бюджета, находящимися в его ведении;

— Получатель средств бюджета (бюджетное учреждение) непосредственно расходует бюджетные средства.

Ведомственная классификация расходов государственного бюджета является группировкой расходов, отражающей распределение бюджетных средств по главным распорядителям средств республиканского бюджета. Необходимо отметить, что ведомственная структура расходов бюджетов субъектов Кыргызской Республики и местных бюджетов, а также функциональная классификация расходов, устанавливающая расходы соответствующих бюджетов по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов в разрезе главных распорядителей средств соответствующего бюджета, утверждаются законами (решениями) о соответствующем бюджете на очередной финансовый год. В типовой смете бюджетного учреждения отражаются:

— производственные показатели учреждения;

— расчеты и обоснования расходов и доходов.

— Обеспечения бюджетных учреждений государственным финансированием;

— Анализ предполагаемых проектов расходов и отчетов об использовании средств;

— Контроля за эффективным и экономным расходованием средств.

Смета представляет документированный план поступления и расходования денежных средств на финансирование затрат обычной деятельности организаций.

В течение года сметные назначения в силу определенных обстоятельств могут быть уточнены (пересмотрены), чаще всего корректировка сметы связана с изменением минимальной оплаты труда, тарифов на коммунальные услуги, увеличением стоимости материальных запасов и т.п.

При распределении средств на содержание Администрации ПЛУАД №4 для расчетов проектировок предельных объемов бюджетного финансирования, администрация принимает:

[1]

За основу — предельную численность работников Администрации (без персонала по обслуживанию зданий).

1. Базовый уровень должностных окладов, установленный постановлением Правительства Кыргызской Республики и Указом Президента Кыргызской Республики для государственных служащих.

2. Районные коэффициенты, процентные надбавки к заработной плате в соответствии с законодательством.

3. Нормы возмещения командировочных расходов, установленные в соответствии с постановлением Правительства Кыргызской Республики от 02.10.2002 года №729 «О размерах возмещения расходов, связанных со служебными командировками на территории Кыргызской Республики, работникам организаций финансируемых за счет средств республиканского бюджета».

Алгоритм расчета сметы доходов и расходов по бюджетным средствам особенный он производится по подразделам функциональной классификации и по предметным статьям экономической классификации расходов Кыргызской Республики.

Смета является финансовым прогнозом, сочетанием множества расчетов. Обоснованность любой отдельной составной части сметы зависит от правильности суждений при разработке смет производственных отделов, смет затрат:

1. Нa материалы от оценки многих ожидаемых экономических показателей. Фактор правильности суждений не теряет своего значения и после составления окончательной сметы; смета является и должна быть гибкой, для того чтобы служить критерием при оценке деятельности организации и ее рентабельности;

2. На показатели (если эти показатели окажутся заниженными или недостижимыми), то возникает необходимость заново обосновать расчеты во всех производственных звеньях. Смета дает возможность не только выявлять места возникновения различного рода отклонений от нормальных показателей в работе, но и называет пути анализа для устранения причин, вызывающих такие отклонения.

Ядром организации бюджетного процесса является широко применяемая в мире концепция (модель) бюджетирования, ориентированного на результаты в рамках среднесрочного финансового планирования. Ее суть — распределение бюджетных ресурсов между администраторами бюджетных средств и реализуемыми бюджетными программами с учетом достижений конкретных результатов в соответствии со среднесрочными приоритетами социально-экономической политики и в пределах объемов бюджетных ресурсов. При составлении финансовых планов используются следующие понятия:

— «текущий год» — год, в котором разрабатывается план;

— «очередной год» — год, следующий за текущим;

— «отчетный год» — год, предшествующий текущему;

— «отчетный период» — год, предшествующий отчетному, отчетный год, текущий год;

— «плановый период» — очередной год и последующие два года;

— «субъекты бюджетного планирования» — государственные министерства, государственные службы и агентства, имеющие право распределять ассигнования и лимиты бюджетных обязательств республиканского бюджета по подведомственным распорядителям

— «бюджет субъекта бюджетного планирования» — используемый для целей бюджетного планирования общий объем расходов субъекта.

Правильность составления сметы и ее исполнения влияет на рациональное и эффективное использование бюджетных средств, вследствие этого контроль данного направления финансовой деятельности учреждения является одним из важнейших этапов проверки расходования бюджетных средств.

Проверка составления, утверждения и исполнения сметы доходов и расходов бюджетного учреждения проводится с ведома его руководителя и главного бухгалтера.

Она включает проверку:

— обоснованности расчетов сметных назначений;

— исполнения смет и основных производственных показателей;

— использования средств по целевому назначению;

— обеспечения рационального использования средств;

— соблюдения финансовой дисциплины;

Видео (кликните для воспроизведения).

— правильности ведения бухгалтерского учета и составления отчетности.

Источники


  1. Зайцева, Т. И. Нотариальная практика. Ответы на вопросы. Выпуск 3 / Т.И. Зайцева, И.Г. Медведев. — М.: Инфотропик Медиа, 2016. — 400 c.

  2. Корпоративное право. Актуальные проблемы. — М.: Инфотропик Медиа, 2015. — 242 c.

  3. Гурвич, М.А. Советский гражданский процесс; М.: Высшая школа; Издание 2-е, испр. и доп., 2011. — 399 c.
  4. Ушаков, Н.А. Международное право; Institutiones, 2011. — 304 c.
  5. Муранов, А. И. Российское регулирование отношений с иностранными элементами. Некоторые аспекты правового статуса и деятельности иностранных адвокатов / А.И. Муранов. — М.: Городец, 2014. — 144 c.
Смета доходов и расходов
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here