Система управления охраной труда

Важный материал на тему: "Система управления охраной труда" с профессиональной точки зрения. Если возникнут вопросы, вы всегда их можете задать дежурному юристу.

Как устроена организация системы управления охраной труда на предприятии?

Как устроена организация системы управления охраной труда на предприятии?

Чтобы понять, как выглядит организация системы управления охраной труда на предприятии, нужно установить взаимосвязи её составных частей. Внимательно изучив вопрос, мы сами удивились, насколько элегантной получилась модель, отражающая организацию СУОТ. Взгляните!

Чем является организация системы управления охраной труда на предприятии?

Организация системы управления охраной труда на предприятии, по сути, является устойчивой неизменной совокупностью связей между её элементами. Если получится, попробуйте представить: положение о СУОТ определяет необходимость разработки процедуры специальной оценки условий труда, а та, в свою очередь, определяет для предприятия порядок организации предварительных и периодических медицинских осмотров. Вместе с тем процедура СУОТ (специальной оценки условий труда) тесно связана с информированием работников об их условиях труда. Изобразить такое множество взаимосвязей было бы не только сложным, но и малоэффективным. Именно поэтому перед нашими специалистами была поставлена задача описать модель, которая бы однозначно отображала взаимосвязи между элементами СУОТ. Иначе говоря, чтобы на одном простом рисунке отображалась вся организация системы управления охраной труда на предприятии.

Организация системы управления охраной труда

Модель организации системы управления охраной труда построена таким образом, что каждый из элементов СУОТ находится на одном из трёх уровней, причём каждый из уровней определяется количеством взаимосвязей между элементами.

Организация системы управления охраной труда на предприятии

Так, I уровень модели (стратегический) включает в себя:

  1. положение о системе управления охраной труда (СУОТ);
  2. контроль функционирования СУОТ и мониторинг реализации процедур;
  3. управление документами СУОТ;
  4. политика работодателя в области охраны труда;
  5. распределение обязанностей по охране труда;
  6. планирование улучшений функционирования СУОТ.

II уровень модели организации системы управления охраной труда на предприятии содержит в себе процедуры:

  1. управления профессиональными рисками;
  2. планирования мероприятий по охране труда;
  3. специальной оценки условий труда;
  4. подготовки работников по охране труда;
  5. информирования работников об условиях труда.

Третий (тактический) уровень модели включает в себя:

  1. реагирование на аварии, несчастные случаи и профессиональные заболевания;
  2. процедуру организации и проведения наблюдения за здоровьем работников;
  3. процедуру обеспечения безопасного выполнения подрядных работ;
  4. процедуру обеспечения средствами индивидуальной и коллективной защиты;
  5. процедуру обеспечения оптимальных режимов труда и отдыха;
  6. процедуру обеспечения работников молоком.

Организация системы управления охраной труда на предприятии: особенности модели

Организация системы управления охраной труда на предприятии, представленная моделью, не просто удобное визуальное отображение элементов СУОТ. Элементы расположены таким образом, что:

  • чем ближе элементы к центру модели,тем более эпизодичный характер несут мероприятия, которые описаны в соответствующих процедурах. Так, медицинские обследования могут для отдельных организаций и не проводиться вовсе, тогда как специальная оценка условий труда обязательная для всех организаций, и проводится не реже, чем 1 раз в 5 лет.
  • Чем дальше элементы от центра модели, тем большим количеством взаимосвязей они обладают. Очевидное тому подтверждение — положение о СУОТ связано с каждым элементом системы, тогда как процедура выдачи СИЗ напрямую связана лишь с СОУТ и информированием работников об условиях труда.
  • В описании модели все элементы расположены последовательно и не случайно — данный порядок является рекомендованным для их разработки. Начало всему определяет положение о системе управления охраной труда и замыкает хронологию разработки системы процедуры выдачи СИЗ, обеспечения режимов труда и отдыха, обеспечения работников молоком.

Подводим итоги

Представленная в виде модели организация системы управления охраной труда на предприятии даёт возможность понять взаимосвязи между элементами системы и составить процесс проектирования СУОТ. Расположение элементов модели позволяет определить наиболее оптимальный хронологический порядок проектирования и разработки документов.

Надеемся, ещё одним вопросом про систему управления охраной труда стало меньше. Удачи в разработке!

Система управления охраной труда

В современных рыночных условиях развития экономики в нашей стране с каждым годом увеличивается число малых и средних предприятий, многие из которых основаны на частной собственности. Так, во Львовской области в начале 2000 года насчитывалось более 40 тыс. малых предприятий и фирм. Понятно, что изменения в экономической и хозяйственной сферах вынуждают к определенной трансформации системы управления охраной труда.

На основании разработок профессора Г.Г. Гогиташвили в современных условиях возникает три центра управления охраной труда: государственное (не административное); управление со стороны руководства предприятия; управление со стороны работников предприятия (рис. 1.3).

Рис. 7.1. Система управления охраны труда в современных условиях

Государство создает законодательную базу по вопросам охраны труда; комплекс инспекций, осуществляющих надзор за выполнением принятых нормативно-правовых актов об охране труда; инфраструктуру производственно-технического, информационного, научного и финансового обеспечения деятельности в сфере охраны труда.

Собственник экономически заинтересован в том, чтобы его работники не травмировались и не болели, и поэтому обеспечивает выполнение на предприятии нормативно-правовых актов по вопросам охраны труда. Механизм социального страхования предполагает увеличение страхового взноса, если на предприятии растет травматизм и заболеваемость работающих.

Существенное значение в системе управления охраны труда имеют общественные институции в лице профсоюзов, комиссии и уполно­моченных трудовых коллективов по вопросам охраны труда предприятия. В то же время каждый работник должен постоянно заботиться о здоровом стиле жизни и работы, поддерживать высокий уровень физического, психологического и квалификационного состояния, программировать пути здорового долголетия, предупреждения случаев травматизма и заболеваний. В противном случае работник будет иметь гораздо меньшие шансы на рынке труда.

Читайте так же:  Бухгалтерская отчетность в статистику

Таким образом, в современных рыночных условиях только комплексное управление охраной труда со стороны государства, собственника и работника обеспечит повышение эффективности этой деятельности.

Применение отдельных разрозненных мероприятий по охране труда малоэффективно, поэтому необходим системный подход, при котором эти мероприятия применяются взаимосвязано и комплексно. С этой целью на предприятии, с учетом его особенностей, разрабатывается система управления охраной труда.

Система управления охраной труда (СУОТ) — это совокупность органов управления предприятием, которые на основании комплекса нормативной документации проводят целеустремленную, планомерную деятельность по осуществлению заданий и функций управления с целью обеспечения здоровых, безопасных и высокопроизводительных условий труда. Создание СУОТ осуществляется путем последовательного определения цели и объекта управления, заданий и мероприятий по охране труда, функций и методов управления, построения организационной структуры управления, составления нормативно-методической документации. Главная цель управления охраной труда — создание здоровых, безопасных и высокопроизводительных условий труда, улучшение производственного быта, предотвращение травматизма и профзаболеваний.

В упрощенном виде любую систему управления можно подразделить на две подсистемы: управляющую и управляемую (рис. 7.2). В свою очередь, в системах управления выделяют объект, которым управляют, и орган, осуществляющий это управление. Последний, на основании полученной информации (внешней или внутренней о состоянии объекта управления) вырабатывает управляющую информацию, то есть принимает решение. Часто (особенно на больших и средних предприятиях) на основании принятого решения некий исполнительный орган осуществляет управляющее воздействие на объект управления. Во многих случаях управляющий и исполнительный органы объединяют одним понятием — субъект управления.

Рис. 7.2. Упрощенная структурная схема СУОТ предприятия.

Субъектом управления в СУОТ на предприятии в целом является руководитель (главный инженер), а в цехах, на производственных участках и в службах — руководители соответствующих структурных подразделений и служб. Организационно-методическую работу по управлению охраной труда, подготовку управленческих решений и контроль за их своевременной реализацией осуществляет служба охраны труда предприятия, которая подчинена непосредственно руководителю предприятия (главному инженеру).

Субъект управления анализирует информацию о состоянии охраны труда в структурных подразделениях предприятия и принимает решения, направленные на приведение фактических показателей охраны труда в соответствие с нормативными. Объектом управления в СУОТ является деятельность структурных подразделений и служб предприятия по обеспечению безопасных и здоровых условий труда на рабочих местах, произ­водственных участках, цехах и предприятия в целом.

Охрана труда базируется на законодательных, директивных и нормативно-технических документах. При управлении охраной труда не должны приниматься решения и осуществляться мероприятия, которые противоречат действующему законодательству, государственным нормативным актам об охране труда, стандартам безопасности труда, правилам и нормам охраны труда.

К основным функциям управления охраной труда относятся:

— прогнозирование и планирование работ, их финансирование,

— организация и координация работ;

— учет показателей состояния условий и безопасности труда;

— анализ и оценка состояния условий и безопасности труда;

— контроль за функционированием СУОТ;

— стимулирование работы по совершенствованию охраны труда.

Основные задачи управления охраной труда:

— обучение работников безопасным методам труда и пропаганда вопросов охраны труда;

— обеспечение безопасности технологических процессов, производственного оборудования, зданий и сооружений;

— нормализация санитарно-гигиенических условий труда;

— обеспечение работников средствами индивидуальной защиты;

— обеспечение оптимальных режимов труда и отдыха;

— организация лечебно-профилактического обслуживания;

— профессиональный отбор работников отдельных профессий;

— усовершенствование нормативной базы по вопросам охраны труда.

Планирование работы по охране труда

Функция планирования, в основе которой лежит прогностический анализ, имеет решающее значение в системе управления охраной труда. Планирование работы по охране труда подразделяют на перспективное, текущее и оперативное.

Перспективное планирование содержит наиболее важные, трудоемкие и долгосрочные по срокам выполнения мероприятия по охране труда, выполнение которых, как правило, требует совместной работы нескольких подразделений предприятия. Возможность выполнения мероприятий перспективного плана должна быть подтверждена обоснованным расчетом необходимого материально-технического обеспечения и финансовых расходов с указанием источников финансирования. Основной формой перспективного планирования работы по охране труда является разработка комплексного плана предприятия по улучшению состояния охраны труда.

Текущее планирование осуществляется в течение календарного года при разработке соответствующих мероприятий в разделе ,,Охрана труда» Коллективного договора.

Оперативное планирование работы по охране труда осуществляется по итогам контроля состояния охраны труда в структурных подразделениях и на предприятии и целом. Оперативные меры по устранению обнаруженных недостатков указываются непосредственно в приказе собственника предприятия, который издается по итогам контроля, или в плане мероприятий, как дополнение к приказу.

Функция СУОТ по организации и координации работ предусматривает формирование органов управления охраной труда на всех уровнях управления и всех стадиях производственного процесса, определение обязанностей, прав, ответственности и порядка взаимодействия лиц, которые принимают участие в процессе управления, а также принятие и реализацию управленческих решений.

Контроль за состоянием охраны труда

Действенное управление охраной труда можно осуществлять только при наличии полной, своевременной достоверной информации о состоянии охраны труда. Получить такую информацию, обнаружить возможные отклонения от норм безопасности, а также проверить выполнение планов и управленческих решений можно только на основании регулярного и объективного контроля. Поэтому контроль состояния охраны труда является наиболее ответственной и трудоемкой функцией процесса управления.

Основными формами контроля за состоянием охраны труды являются: оперативный контроль; контроль, который проводится службой охраны труда предприятия; общественный контроль; административно-общественный трехступенчатый контроль; ведомст-венный контроль высших органов. Необходимо отметить, что кроме контроля, осуществляется надзор за охраной труда со стороны государственных и профсоюзных инспекций.

Читайте так же:  Как оплачивается ученический отпуск

Оперативный контроль со стороны руководителей работ и подразделений предприятия проводится в соответствии с утвержденными обязанностями.

Служба охраны труда контролирует выполнение требований безопасности труда во всех структурных подразделениях и службах предприятия.

Административно-общественный трехступенчатый контроль проводится на трех уровнях. На первом уровне контроля начальник производственного участка (мастер) совместно с общественным инспектором профгруппы ежедневно проверяет состояние охраны труда на производственном участке. На втором уровне — начальник цеха совместно с общественным инспектором и специалистами соответствующих служб цеха (механик, энергетик, технолог) два раза в месяц проверяют состояние охраны труда согласно утвержденному графику.

На третьем уровне контроля ежемесячно (в соответствии с утвержденным графиком) комиссия предприятия под председательством руководителя (главного инженера) проверяет состояние охраны труда на предприятии. В состав комиссии входят: руководитель службы охраны труда, председатель комиссии по охране труда профкома, руководитель медицинской службы, работник пожарной охраны и главные специалисты предприятия (технолог, механик, энергетик). Результаты работы комиссии фиксируются в журнале трехступенчатого контроля и рассматриваются на совещании. По результатам совещания издается приказ по предприятию.

Учет, анализ и оценка показателей охраны труда и функ­ционирования СУОТ направлены (в соответствии с полученной информацией) на разработку и принятие управленческих решений руководителями всех уровней управления (от мастера участка до руководителя предприятия). Суть данной функции состоит в системном учете показателей состояния охраны труда, в анализе получения данных и обобщении причин несоблюдения требований законодательных и нормативных документов, а также причин невыполнения планов по охране труда с разработкой мероприятий, направленных на устранение обнаруженных недостатков.

Анализируются материалы:

— о несчастных случаях и профессиональных заболеваниях;

— результаты всех видов контроля за состоянием охраны труда;

— данные паспортов санитарно-технического состояния условий труда в цехе (на участке);

Видео (кликните для воспроизведения).

— материалы специальных обследований зданий, сооружений, помещений, оборудования и др.

В результате учета, анализа и оценки состояния охраны труда вносятся дополнения и уточнения к оперативным, текущим и перспективным планам работы по охране труда, а также по стимули­рованию деятельности отдельных структурных подразделений, служб, работников за достигнутые показатели охраны труда.

Стимулирование деятельности по охране труда направлено на создание заинтересованности работников в обеспечении здоровых и безопасных условий труда. В соответствии со ст. 29 закона Украины «Об охране труда» работников предприятий могут поощрять за активное участие и инициативу в осуществлении мероприятий по повышению безопасности и улучшению условий труда. Стимулирование предусматривает моральные и материальные поощрения. К числу последних принадлежат: премии, вознаграждения за выполненную конкретную работу, изобретательство и рациона­лизаторские предложения по вопросам охраны труда. Источником стимулирования деятельности по охране труда являются фонды охраны труда.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9195 —

| 7256 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Система управления охраной труда: как ее создать и внедрить?

Организация работы по охране труда

С 1 января 2014 г. обязанностей у работодателя в сфере охраны труда прибавилось: необходимым стало создать систему управления охраной труда (СУОТ) и обеспечить ее непрерывную работу (статья 212 Трудового кодекса РФ, изменения введены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 421-ФЗ). Если раньше работодатели не обязаны были внедрять СУОТ, то теперь этого не избежать. Каким же образом реализовать данное требование?

Несмотря на необязательность создания СУОТ, многие работодатели, заботящиеся о комфорте и безопасности условий труда и здоровье сотрудников, а также стремящиеся поддерживать высокий уровень культуры охраны труда, создавали и внедряли СУОТ. Более того, наличие действующей СУОТ позволяло организациям успешно проходить сертификацию на соответствие требованиям международных стандартов.

СУОТ – часть общей структуры управления организации, позволяющая управлять рисками в области охраны здоровья и безопасности труда сотрудников.
Основой разработки и внедрения СУОТ служит Межгосударственный стандарт ГОСТ Р 12.0.230-2007 «Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования», введённый в действие в качестве национального стандарта РФ с 1 июля 2009 года. Стандарт разработан на основе Руководства МОТ-СУОТ 2001 (ILO-OSH 2001 «Guidelines on Occupational Safety and Health Management Systems).

Также при создании и функционировании СУОТ следует руководствоваться:

  1. ГОСТ Р 12.0.007-2009 «ССБТ. Система управления охраной труда в организации. Общие требования по разработке и применению, оценке и совершенствованию»;
  2. ГОСТ Р 12.0.008-2009 «ССБТ. Система управления охраной труда в организации. Проверка (аудит)»;
  3. ГОСТ Р 12.0.009-2009 «ССБТ. Система управления охраной труда на малых предприятиях. Требования и рекомендации по применению»;
  4. ГОСТ Р 12.0.010-2009 «ССБТ. Системы управления охраной труда. Определение опасностей и оценка рисков».

Создание СУОТ – не разовое мероприятие, которое проводится для подготовки к проверке Государственной инспекцией труда, или выполняется эпизодически, а разработанная, четко отлаженная, постоянно функционирующая система. В основе создания и функционирования СУОТ лежат принципы: «Планируй – Делай – Проверяй — Совершенствуй» («Plan-Do-Check-Act»).

На стадии «Планирования» проводится всесторонний анализ организации, выявляются опасные факторы, проводится оценка рисков, разрабатывается политика по охране труда, определяются структура управления охраной труда, ресурсы и специалисты, необходимые для реализации поставленных целей и задач.

Читайте так же:  Взыскание ущерба с работника

Именно на этом этапе очень важно правильно распределить обязанности и ответственность:

  1. руководство высшего звена организации отвечает за политику по охране труда, формирует философию организации в области охраны труда. Утвержденная высшим руководством политика направляется во все структурные подразделения, размещается доступных для работников местах (в том числе и на внутренних сайтах организации при их наличии). Реализация целей и задач политики постоянно обсуждается с работниками или их представителями на различных форумах, совещаниях, итоговых мероприятиях;
  2. на руководителей среднего уровня (руководитель структурного подразделения, начальник отдела и др.) возлагается обязанность обеспечения безопасности выполнения работ и соблюдения требований охраны труда всеми работниками подчиненного структурного подразделения;
  3. работники проявляют активное участие в обсуждении и решении вопросов охраны труда, выполняют и соблюдают требования охраны труда.

Стадия «Выполнения» подразумевает фактическую реализацию и применение разработанного плана создания и внедрения СУОТ – подготовка и обучение персонала, разработка регламентирующих документов (положений, руководств, процедур) и др.

«Проверка» предполагает всеобъемлющий анализ состояния охраны труда, соответствие заявленных целей и задач достигнутым результатам, способность СУОТ удовлетворять потребностям организации, ее контрагентов и партнеров. Проверка может осуществляться как специалистами организации (как правило, специалистами по охране труда, юристами, сотрудниками службы персонала) – внутренний аудит, так и компетентными аудиторами сторонних компаний – внешний аудит. Наиболее объективен и результативен внешний аудит.

На этапе «Совершенствования» выполняются действия по своевременному устранению несоответствий в области охраны труда, выявленными на стадии проведения проверки.

[2]

Спецификой создания СУОТ является применение системного похода, когда все ее элементы рассматриваются не отдельно, а во взаимосвязи друг с другом.
Создание и внедрение СУОТ, ее непрерывное функционирование позволяют перейти к новому типу управления охраной труда — от «реактивного» управления, когда приходится устранять негативные последствия в результате какого-либо происшествия (т.е. по факту случившегося) к «проактивному», при котором первоочередной задачей является предупреждение различных ситуаций, оценка и управление рисками. Иными словами, необходимо добиваться формирования культуры профилактики в охране труда и перейти от контроля за обеспечением безопасности к управлению ею.

Что такое система управления охраной труда

Система управления охраной труда (СУОТ) – это единый комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих политику и цели в области охраны труда у конкретного работодателя и процедуры по достижению этих целей.

Система управления охраной труда (СУОТ) является частью общей системы управления (менеджмента) организации. Положительное воздействие внедрения систем управления охраной труда на уровне организации, выражающееся как в снижении воздействия опасных и вредных производственных факторов и рисков, так и в повышении производительности труда, признано прави­тельством, работодателями и работниками.

В настоящее время действует национальный стандарт РФ ГОСТ Р 12.0.007-2009 «Система стандартов безопасности труда. Система управления охраной труда в организации. Общие требования по разработке, применению, оценке и совершенствованию», а также следующие стандарты: ГОСТ 12.0.230-2007 «Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования», ГОСТ 12.0.230.1-2015 «ССБТ. Системы управления охраной труда. Руководство по применению ГОСТ 12.0.230-2007» и ГОСТ 12.0.230.2-2015 «ССБТ. Системы управления охраной труда в организациях. Оценка соответствия. Требования».

Типовое положение о системе управления охраной труда утверждается федеральным органом исполнительной власти, который осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Действующее в настоящее время Типовое положение о системе управления охраной труда утверждено приказом Минтруда России от 19.08.2016 N 438н.

На работодателя возлагается непосредственная ответственность и обязанность по обеспечению безопасных условий и охраны здоровья работников в организации. Применение системы управления охраной труда способствует выполнению этих обязанностей. Поэтому указанные стандарты являются практическим инструментом содействия организациям и компетентным учреждениям в осуществлении непрерывного совершенствования деятельности по безопасности и гигиене труда.

Организующим звеном при внедрении и функционировании системы управления охраной труда (СУОТ) является служба охраны труда или специалист по охране труда. Успешная деятельность системы управления охраной труда в первую очередь зависит от профессионализма руководителей и специалистов в области охраны труда.

Положение о системе управления охраной труда — образец

Положение о системе управления охраной труда должен разрабатывать каждый работодатель. Каким образом фирма может решить эту задачу с учетом того, что составление данного документа не регламентировано законодательством РФ, расскажем в нашей статье.

Для чего нужно положение о системе управления охраной труда в организации

Необходимость составлять положение обусловлена требованиями ГОСТ Р 12.0.007-2009. Следовать нормам ГОСТ в сфере охраны труда должны все российские работодатели (ст. 22 ТК РФ).

Положение о системе управления охраной труда в организации входит в перечень обязательной документации, регулирующей порядок функционирования системы (п. 7.8.5 ГОСТ Р 12.0.007-2009, п. 4.3.4 ГОСТ Р 12.0.009-2009). При этом сотрудники организации должны иметь беспрепятственный доступ к данному положению.

Какие НПА устанавливают требования к составлению и структуре документа

Несмотря на то, что составление положения — обязанность, установленная на федеральном уровне, в РФ не приняты нормативные акты, регулирующие, каким образом этот документ должен формироваться и как он должен выглядеть.

В ст. 209 ТК РФ сказано, что в компетенции федеральных органов власти — утверждение типового положения о системе управления охраной труда, которое должно формироваться с учетом мнения органов, осуществляющих регулирование социально-трудовых правоотношений.

Читайте так же:  Образец заполнения декларации енвд

Однако пока подобное типовое положение в качестве нормативного документа не принято. Правда, оно опубликовано в виде проекта Минтруда РФ, который сегодня активно обсуждается различными ведомствами.

Данный документ разработан с учетом действующих стандартов охраны труда, принятых в РФ и за рубежом, а также практического опыта ведущих фирм-работодателей. В проекте типового положения содержатся, в частности:

  • требования к структуре внутрикорпоративных положений;
  • положения, определяющие политику и цели фирмы-работодателя в сфере охраны труда;
  • положения, устанавливающие, каким образом должно осуществляться функционирование системы охраны труда в компании;
  • положения, определяющие, каким образом должно проводиться обучение персонала в области охраны труда;
  • положения, регламентирующие организацию документооборота в рамках системы охраны труда на предприятии.

На заседании Российской трехсторонней комиссии, которое прошло в начале февраля 2016 года, было решено, что текущий проект типового положения Минтруда необходимо доработать. Эксперты отметили, что данный документ предполагает возникновение у компаний-работодателей ряда неоправданных рисков.

В отсутствие норм закона, которые регламентировали бы составление положения о системе управления охраной труда, российским работодателям придется работать над формированием данного источника самостоятельно. Изучим, каким образом может быть решена данная задача.

Нюансы разработки положения о системе управления охраной труда на предприятии

Положение готовят ответственные специалисты компании-работодателя. В соответствии с пп. 4.5.1 и 4.5.2 ГОСТ 12.0.230-2007 при разработке документации в рамках системы охраны труда необходимо обращать внимание на следующие нюансы:

  • следует брать в расчет размер организации, виды деятельности, которые она осуществляет, специфику технологических процессов, характеризующих ее производство;
  • содержание должно быть изложено в таком виде, который будет понятен работникам;
  • документация должна своевременно анализироваться и корректироваться.

Таким образом, при разработке положения следует учитывать, что оно не принимается раз и навсегда, а может требовать периодических изменений.

Положение о системе охраны труда: структура

Структура положенияможет быть представлена такими элементами, как:

[3]

  • титульный лист;
  • раздел с общими положениями;
  • раздел о функциональных обязанностях сотрудников компании в области охраны труда;
  • раздел о специализированных структурах предприятия, ответственных за охрану труда;
  • раздел, регламентирующий прохождение сотрудниками обучения по охране труда;
  • раздел, регламентирующий процедуру проверки знаний сотрудников об охране труда;
  • раздел, регламентирующий проведение мероприятий по мониторингу и улучшению системы охраны труда;
  • раздел, регламентирующий действия сотрудников при несчастных случаях на производстве;
  • раздел, устанавливающий ответственность сотрудников за несоблюдение требований положения о системе охраны труда;
  • приложения к документу, необходимые для регламентации процедуры пользования им сотрудниками (например, журнал регистрации ознакомления работников с положением).

Рассмотрим более подробно, какие формулировки могут содержаться в отмеченных разделах.

Раздел 1: титульный лист

На титульном листе документа должны иметься:

  • отметка о том, что положение о системе охраны труда утверждено гендиректором;
  • Ф. И. О., должность руководителя, наименование предприятия;
  • наименование документа: «Положение о системе управления охраной труда»;
  • отметки о том, в соответствии с какими правовыми нормами принят документ;
  • информация о дате и месте составления документа.

Раздел 2: общие положения

В данный раздел документа могут быть включены формулировки, отражающие:

  • с какой целью организация утверждает положение о системе охраны труда;
  • какого рода нормы устанавливаются документом;
  • то, что положение является локальным нормативным источником, нормы которого обязательны для исполнения всеми работниками организации;
  • то, что положение — основополагающий документ при проведении обучающих мероприятий в рамках совершенствования системы охраны труда;
  • в соответствии с какими НПА разработано положение;
  • с какой периодичностью может пересматриваться документ.

Раздел 3: функциональные обязанности сотрудников

Здесь может быть приведен список сотрудников, отвечающих за:

Раздел 4: органы управления охраной труда

Главным из таких органов должна быть служба охраны труда, которую в соответствии с положениями ст. 217 ТК РФ должны учреждать работодатели с численностью штата более 50 человек.

Если в компании работает меньшее количество сотрудников, руководство должно назначить хотя бы 1 ответственного за охрану труда. В этом случае орган управления охраной труда в фирме будет единоличным. Если это сделать невозможно, то функции, связанные с обеспечением функционирования системы охраны труда, должен взять на себя руководитель фирмы или ИП (если бизнес ведется в данной правовой форме). Либо следует привлечь стороннего специалиста по договору подряда и сформировать внешний орган управления охраной труда.

В рассматриваемом разделе можно зафиксировать формулировки, отражающие:

  • какой именно орган управления охраной труда учрежден в фирме: служба, единоличный в виде ответственного специалиста или внешний в виде подрядчика;
  • указание на то, что служба охраны труда (или ответственный за охрану труда специалист, или подрядчик) выполняет свои функции в соответствии со ст. 217 ТК РФ;
  • кто именно в организации учреждает службу охраны труда или назначает ответственного специалиста (чаще всего это руководитель);
  • основные задачи, которые решает служба охраны труда, ответственный специалист или подрядчик.

Раздел 5: обучение и инструктаж сотрудников

В данный раздел документа можно включить формулировки, отражающие:

  • то, что все сотрудники фирмы, принимаемые на работу, должны проходить обучение по программам охраны труда, а также необходимые инструктажи;
  • сущность инструктажей, проводимых в организации;
  • каким образом должны проводиться обучающие мероприятия и инструктажи;
  • какими нормами руководствуется предприятие, организуя обучение сотрудников по программам охраны труда, а также при проведении инструктажей;
  • кто именно утверждает программы обучения и инструктажей, а также проводит соответствующие мероприятия;
  • указание на то, что по завершении каждой программы обучения либо инструктажа по охране труда проводится проверка знаний, полученных сотрудниками;
  • указание на то, что программы обучения и инструктажи проводятся в соответствии с локальными нормативными актами компании;
  • периодичность пересмотра принятых компанией программ обучения, инструктажей, а также локальных нормативных актов, которые регулируют их проведение.
Читайте так же:  Доверенность на сдачу отчетности

Раздел 6: проверка знаний сотрудников

В данный раздел можно включить формулировки, которые отражают:

  • периодичность прохождения сотрудниками компании проверки знаний в области охраны труда;
  • критерии проведения внеочередных проверок;
  • перечень нормативных актов, в соответствии с которыми проводятся внеочередные проверки;
  • кто именно должен проверять знания сотрудников в области охраны труда.

Раздел 7: мониторинг и оптимизация системы охраны труда

В этом разделе могут присутствовать формулировки, отражающие:

  • кто именно на предприятии отвечает за мониторинг функционирования системы охраны труда, а также ее улучшение;
  • какие критерии используются при оценке качества функционирования соответствующей системы;
  • посредством каких методов осуществляется мониторинг функционирования системы охраны труда, а также ее оптимизация;
  • кто именно на предприятии контролирует работу сотрудников, ответственных за мониторинг и улучшение системы охраны труда.

Раздел 8: порядок действий при несчастных случаях на производстве

В данный раздел положения можно включить формулировки, раскрывающие:

  • порядок, методы расследования несчастных случаев;
  • порядок реагирования сотрудников фирмы и ее руководства на возникновение несчастных случаев;
  • порядок принятия локальных нормативных актов, в соответствии с которыми должно осуществляться расследование несчастных случаев;
  • кто именно отвечает за реагирование на инциденты на производстве;
  • в каком порядке осуществляется взаимодействие сотрудников компании и внешних субъектов, в частности специальных служб и государственных ведомств, при инцидентах на производстве;
  • порядок отражения информации о несчастных случаях в специальных документах, перечень соответствующих документов;
  • кто именно отвечает за внесение информации об инцидентах на производстве в специальные документы.

Раздел 9: ответственность сотрудников

Раздел об ответственности — стандартный элемент большинства локальных нормативных актов, поэтому его включение в структуру положения о системе охраны труда также возможно. В данном разделе можно зафиксировать формулировки, отражающие:

[1]

  • в соответствии с какими НПА сотрудники фирмы несут ответственность за несоблюдение норм безопасности труда;
  • указание на то, что ответственность за несоблюдение положений документа несут все сотрудники предприятия, а также то, какие дисциплинарные меры могут налагаться на нарушителей.

Еще 1 возможный элемент положения о системе охраны труда — приложения к нему. Рассмотрим подробнее.

Перечень приложений

Положение о системе охраны труда может дополняться различными источниками, регулирующими действие самого документа либо отдельных процедур, которые он регламентирует. Все они будут иметь статус приложений.

Так, к источникам, закрепляющим юридическую силу самого документа, можно отнести журнал, в котором сотрудники организации удостоверяют своей подписью факт ознакомления с положением о системе охраны труда (либо получения его копии).

К источникам, регламентирующим отдельные процедуры в рамках системы управления охраной труда, можно отнести журнал, в котором ведется учет допуска сотрудников к системам безопасности предприятия, а также в помещения, в которых осуществляется обучение или инструктаж по программам охраны труда.

Журнал ознакомления с положением, журнал контроля допуска и иные документы должны получить статус приложений с определенным номером, а их формы желательно привести в самом положении.

Все подобные приложения должны утверждаться приказом директора (это может быть тот же приказ, который вводит в действие само положение о системе охраны труда).

В каждом приложении должна стоять отметка о том, что оно составлено именно для положения о системе охраны труда. Лучше всего отразить данную отметку в виде ссылки на номер локального нормативного акта, посредством которого утверждено положение и который указан на титульном листе. В этом случае приложение можно будет распечатывать отдельно от положения, например для сотрудников определенных подразделений фирмы.

Где скачать образец положения о системе охраны труда

Загрузить образец рассматриваемого документа вы можете на нашем портале.

Положение о системе охраны труда на предприятии — документ, который в соответствии с нормами ГОСТ должны иметь все российские работодатели. Поскольку на данный момент его рекомендуемая форма не утверждена, предприятие должно разработать данный документ самостоятельно. Предложенная нашими экспертами структура положения о системе охраны труда основана на практике современного кадрового менеджмента и отражает базовые требования регулирующих ГОСТ.

Видео (кликните для воспроизведения).

Ознакомиться с иными аспектами обеспечения безопасности труда на предприятии вы можете в статьях:

Источники


  1. Конев, Д. В. Признание и приведение в исполнение иностранных судебных актов по гражданским и торговым делам в Германии и России. Сравнительно-правовой анализ / Д.В. Конев. — М.: Wolters Kluwer, 2015. — 262 c.

  2. Белецкий, А.С. Настольная книга судебного пристава-исполнителя / А.С. Белецкий. — М.: АСТ, 2015. — 881 c.

  3. Бегичев, А. В. Обеспечение доказательств нотариусами. Теория и практика / А.В. Бегичев. — М.: Логос, 2014. — 396 c.
  4. Исаев, Сергей Регистрация фирмы. Самостоятельно, правильно и быстро / Сергей Исаев. — М.: Питер, 2010. — 160 c.
  5. Чашин А. Н. Квалификационный экзамен на адвоката; Дело и сервис — М., 2010. — 544 c.
Система управления охраной труда
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here