Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в рф

Важный материал на тему: "Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в рф" с профессиональной точки зрения. Если возникнут вопросы, вы всегда их можете задать дежурному юристу.

Нормативное регулирование бухгалтерского учёта

Первый (законодательный) уровень составляют законы и иные законодательные акты (указы Президента РФ, постановления Правительства РФ), прямо или косвенно регулирующие постановку учета в организации. Особое место на этом уровне занимает Федеральный закон от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете». Данный документ устанавливает единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета.

Весьма важное место на этом уровне принадлежит Гражданскому кодексу РФ и Налоговому кодексу РФ. В первой части ГК законодательно закреплены многие вопросы учетной работы. Применение НК существенно упорядочило базовые правила и процедуры, связанные с налогообложением коммерческих организаций.

Второй уровень нормативного регулирования составляют Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ). В этих документах обобщаются принципы и базовые правила бухгалтерского учета, излагаются основные понятия, относящиеся к отдельным участкам учета, а также бухгалтерские приемы (без конкретизации механизма их применения к определенному виду деятельности).

Раскрытие норм ПБУ должно осуществляться в документах третьего уровня – методических указаниях и рекомендациях по ведению бухгалтерского учета. К этой группе документов относятся методические рекомендации по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции; методические рекомендации по инвентаризации имущества и финансовых обязательств; методические рекомендации по заполнению форм бухгалтерской отчетности и т. д. Важнейшие документы этого уровня – новый План счетов бухгалтерского учета и Инструкция по его применению (утв. приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н). К ним можно добавить и многочисленные указания Минфина России по вопросам, впервые возникающим в практике хозяйственной деятельности.

Четвертый уровень в системе регулирования должны занять рабочие документы организации, формирующие ее учетную политику в методическом, техническом и организационном аспектах.

[3]

Система нормативного регулирования призвана обеспечить формирование полной и достоверной информации о финансово-хозяйственной деятельности организации.

Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ

Читайте также:

  1. CSRP — стандарт(Customer Synchronized Resource Planning) и система
  2. DNS (Domain Name System)-система адресов
  3. DNS — доменная система имен
  4. ERP — стандарт планирования ресурсов предприятия и система
  5. ERP-система
  6. I. Государственная система здравоохранения. Здравоохранение в Великобритании.
  7. I. Понятие и основы правового регулирования государственных и муниципальных доходов
  8. I. Понятие об информационных системах
  9. I. ПОНЯТИЕ, ПРЕДМЕТ И СИСТЕМА РИМСКОГО ЧАСТНОГО ПРАВА
  10. I. Система налогов и сборов и особенности их учета
  11. I. Учет затрат в системе управления себестоимости продукции. Задачи учета затрат на производство.
  12. II Система обязательной стандартизации и унификации машин.

В Российской Федерации разработана и действует национальная система бухгалтерского учета, базирующаяся на специфике экономических отношений и традиций государства.

Регулирование учета в России осуществляется посредством издания нормативных правовых актов, имеющих различную юридическую силу. Департаментом методологии бухгалтерского учета и отчетности Министерства финансов Российской Федерации разработана четырехуровневая система регулирования бухгалтерского учета, в которой выделены законодательный, нормативный, методический и организационный уровни.

Документы первого уровняутверждаются Президентом Российской Федерации, Федеральным Собранием, Правительством Российской Федерации и включают законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ по вопросам бухгалтерского учета. Важнейшим документом законодательного уровня является Федеральный закон «О бухгалтерском учете». В этом Законе сформулированы основы бухгалтерского учета в России в соответствии с потребностями развивающихся рыночных отношений и необходимостью адаптации к международным стандартам. Согласно данному Закону общее методическое руководство бухгалтерским учетом в России осуществляется по поручению Правительства РФ Министерством финансов Российской Федерации. Основными функциями Минфина России являются подготовка нормативных актов, регулирующих ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской отчетности; организация аттестации главных бухгалтеров и иных специалистов, оказывающих бухгалтерские услуги, и проверка качества их работы. Минфин России вправе осуществлять часть своих функций по разработке документов третьего уровня, аттестации главных бухгалтеров совместно с аккредитованными профессиональными объединениями бухгалтеров.

Федеральный закон «О бухгалтерском учете» распространяется на все организации, находящиеся на территории России, включая филиалы и представительства иностранных организаций, если это не противоречит договорам нашей страны с другими государствами. Граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, учитывают свои доходы и расходы в порядке, установленном налоговым законодательством Российской Федерации. Все юридические лица, зарегистрированные по российскому законодательству, унитарные предприятия, бюджетные учреждения обязаны вести бухгалтерский учет в полном соответствии с Законом.

[2]

Законодательством о бухгалтерском учете устанавливаются единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета. Ответственность за ведение бухгалтерского учета в организациях возлагается на их руководителей. Закон предоставляет широкие полномочия руководителям в организации бухгалтерского учета: выбор форм организации бухгалтерского учета в зависимости от объема учетной работы, формирование учетной политики. Руководитель несет персональную ответственность за полное и своевременное представление бухгалтерской отчетности.

Одним из основополагающих документов первого уровня является Гражданский кодекс Российской Федерации, которым регламентируются многие вопросы учетной работы: наличие самостоятельного баланса как необходимый признак юридического лица, обязательность утверждения годового бухгалтерского отчета, порядок реорганизации (ликвидации) юридических лиц и др.

Второй уровеньсоставляют нормативные документы по бухгалтерскому учету, в которых изложена методология бухгалтерского учета. Документы данного уровня утверждаются Минфином России и включают положения по бухгалтерскому учету (ПБУ). Действующими в настоящее время ПБУ регулируются различные вопросы бухгалтерского учета: формирование учетной политики, оценка активов, отражение доходов и расходов, содержание отчетности и др. В этих документах изложены принципы и правила бухгалтерского учета, содержатся основные понятия, используемые в бухгалтерском учете, а также приведены бухгалтерские приемы без раскрытия механизма их использования применительно к определенному виду деятельности.

Читайте так же:  Статус плательщика в платежном поручении

К третьему уровнюотносятся методические рекомендации, методические указания, инструкции и другие аналогичные документы. Методические документы утверждаются Минфином России, Банком России, федеральными органами исполнительной власти. Документы данного уровня содержат конкретные указания по отражению в учете фактов хозяйственной деятельности. К таким документам относятся План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению, Положение по организации безналичных расчетов в Российской Федерации, Положение о порядке организации кассовых операций и др.

На четвертом уровнепредполагается формирование главным бухгалтером организации на основании законодательных, нормативных и методических документов учетной политики организации, которая утверждается приказом или распоряжением руководителя, а также других внутренних документов организации.

БУХГАЛТЕРСКИЙ БАЛАНС,
ЕГО СОДЕРЖАНИЕ И СТРОЕНИЕ

Дата добавления: 2014-01-11 ; Просмотров: 328 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Роль и задачи

Во всем мире бухгалтерский учет понимают как деловой язык бизнеса, но на любом предприятии он испытывает на себе влияние специфических социально-экономических, политических и культурных особенностей каждой страны. Законодательство России о бухгалтерском учете устанавливает единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в Российской Федерации.

Основными целями законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете являются:

  • обеспечение единообразного ведения учета имущества, обязательств и хозяйственных операций, осуществляемых организациями;
  • составление и представление сопоставимой и достоверной информации об имущественном положении организаций и их доходах и расходах, необходимой пользователям бухгалтерской отчетности.

Система нормативного регулирования бухгалтерского учета, разработанная Департаментом методологии бухгалтерского учета и отчетности Министерства финансов РФ, состоит из документов четырех уровней: законодательных, нормативных, методических и организационных.

К первой группе относятся законодательные документы: федеральные законы, указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации.

Основные принципы ведения бухгалтерского учета в Российской Федерации сформулированы в Федеральном законе от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете». Закон устанавливает единые правовые методологические основы бухгалтерского учета и отчетности на территории РФ для всех организаций, являющихся юридическими лицами, определяет сущность бухгалтерского учета и его задачи, основные понятия, используемые в учете, порядок регулирования, организации и ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности, а также взаимоотношения по этим вопросам организаций с внутренними и внешними потребителями информации, включая органы государственного управления.

Ко второй группе относятся нормативные документы, устанавливающие по отдельным разделам базовые правила ведения бухгалтерского учета, разрабатываемые Министерством финансов РФ, Центральным банком РФ, другими ведомствами, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета.

По поручению Правительства Минфин России разработал и утвердил Положение о ведении бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации от 29.07.98 № 34н, действие которого распространяется на все организации, находящиеся на территории Российской Федерации, за исключением Банка России и кредитных организаций.

На основе положения о ведении бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации Минфин России разрабатывает положения (стандарты) по бухгалтерскому учету.

Основная цель стандартов заключается в выработке единого содержания основных принципов и понятий бухгалтерского учета, в достижении единообразного содержания терминологии бухгалтерского учета, едином подходе к построению форм и толкованию показателей финансовой отчетности. Положения по бухгалтерскому учету (документы второго уровня), также как и документы первого уровня носят строго обязательный характер.

К третьей группе документов нормативного регулирования бухгалтерского учета относятся методические документы: инструкции; рекомендации; методические указания и разъяснения по применению ПБУ и других документов, подготавливаемые и утверждаемые федеральными органами, общественными объединениями профессиональных бухгалтеров, министерствами и ведомствами на основе и в развитие документов первого и второго уровней. Документы этого уровня носят рекомендательный, разъясняющий и уточняющий характер по отношению к документам более высоких уровней.

Нормативное регулирование бухгалтерского учета в России ( открыть в оригинальном размере)

Рабочие документы, формирующие учетную политику предприятия, а также положения и инструкции, носящие обязательный характер для системы внутреннего регламентирования хозяйственной деятельности организации составляют четвертую группу.

Документы четвертого уровня утверждаются руководителем, а формируются бухгалтерскими, финансовыми и экономическими службами организации и содержат:

  • выбранные организацией способы бухгалтерского учета в соответствии с документами по регулированию бухгалтерского учета первого и второго уровней нормативных документов;
  • способы бухгалтерского учета, описание которых отсутствует в документах вышестоящих уровней;
  • особенности применения выбранных организацией способов бухгалтерского учета в соответствии со спецификой условий хозяйствования (отраслевой принадлежности, структуры, размеров и т.п.)

Названия документов, их содержание и статус, принципы построения и взаимодействия между собой, а также порядок подготовки и утверждения руководство организации определяет самостоятельно.

Уровни системы нормативного регулирования БУ в РФ

Реформирование национальной системы бухгалтерского учета в направлении устранения разрыва в понимании учетной и отчетной информации российскими и зарубежными партнерами неразрывно связано с созданием национальной системы нормативного регулирования бухгалтерского учета.

Правительством Российской Федерации 30 июня 2004 г. принято постановление № 329 «О Министерстве финансов Российской Федерации» [15]. В соответствии с ним все нормативные акты по бухгалтерскому учету, обязательные для всех организаций на территории страны, должны разрабатываться и утверждаться Минфином РФ. [3, с. 95]

Действующие нормы основаны на единообразии ведения бухгалтерского учета имущества, обязательств и хозяйственных операций, составлении и представлении сопоставимой и достоверной информации об имущественном положении, доходах и расходах организации, необходимой пользователям бухгалтерской информации.

Общее методологическое руководство бухгалтерским учетом на государственном уровне осуществляется Правительством Российской Федерации. Приоритетное право регулирования бухгалтерского учета предоставлено Министерству финансов, которое осуществляет разработку и утверждение положений по бухгалтерскому учету (национальных стандартов), методических указаний по бухгалтерскому учету отдельных операций, имущества, обязательств, доходов, расходов и капитала. Нормативные акты, утвержденные Министерством финансов, составляют основу системы нормативно-правового регулирования бухгалтерского учета и являются обязательными к применению на территории Российской Федерации.

Читайте так же:  Отчет об использовании давальческих материалов

Другие органы, которые наделены правом нормативного регулирования бухгалтерского учета в пределах своей компетенции (отраслевые министерства и ведомства), не имеют права издавать нормативные акты, противоречащие нормативным актам и методическим указаниям Министерства финансов РФ.

Одни из утверждаемых нормативных актов обязательны к применению (законы, положения по бухгалтерскому учету), другие носят рекомендательный характер (План счетов, методические указания, комментарии). [9, с. 12]

В настоящее время сформировалась четырехуровневая система нормативного регулирования бухгалтерского учета.

Законодательный уровень — представлен федеральными законами, постановлениями правительства, указами президента (Федеральный закон «О бухгалтерском учете»). [7, с. 7]

Это Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» [21], принятый Государственной Думой 23 февраля 1996 г. и одобренный Советом Федерации 20 марта 1996 г. Закон является фундаментом системы регулирования бухгалтерского учета и устанавливает единые правовые методологические» основы ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерского отчетности в Российской Федерации. [16, с. 16]

Значение этого Закона заключается в следующем:

повышении юридического статуса норм бухгалтерского учет для коммерческих и некоммерческих организаций;

закреплении обязанности ведения бухгалтерского учета у юридических лиц;

повышении статута норм бухгалтерского учета до уровня статута норм другого законодательства.

К первому уровню, кроме названного Закона относят другие законодательные акты, например Федеральный закон «Об акционерных обществах» [22], Федеральный закон «Об электронной цифровой подписи» [20], Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации» [18], указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, например постановление Правительства РФ «Об утверждении Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности» [14], которые прямо или косвенно регулируют ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности. Нормативным актом первого уровня является Гражданский кодекс Российской Федерации, в первой части которого законодательно закреплены многие вопросы учета и отчетности, в частности, наличие самостоятельного баланса как признака юридического лица, обязательность утверждения годового отчета, понятия дочерних и зависимых обществ. [16, с. 17]

Нормативный уровень — представлен положениями (стандартами) по бухгалтерскому учету. [7, с. 7]

Второй уровень составляют Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ) [10], которые разрабатываются и утверждаются Минфином России согласно государственной программе перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики. В этих ПБУ рассматриваются общие методологические вопросы бухгалтерского учета. [16, с. 17]

Методический уровень — методические указания и рекомендации, разрабатываемые Министерством финансов РФ. Они содержат более детальные рекомендации по организации бухгалтерского учета (план счетов н инструкция по его применению[11]). [7, с. 7]

Третий уровень объединяет документы рекомендательного характера, конкретизирующие общие методологические указания, изложенные в законах и ПБУ. в соответствии с отраслевой спецификой.

Если документы второго уровня обязательны для всех организации, то документы третьего уровня регламентируют дополнения и изменения документов первого и второго уровней. Так, если ПБУ являются документами второго уровня, то ежегодные приказы Минфина России, издаваемые в их развитие, являются документами третьего уровня. [16, с. 18]

Организационно-распорядительные документы — рабочие инструкции и указания по учету непосредственно в организации (приказы, распоряжения руководителя по учету конкретных операции). [7, с. 7]

Четвертый уровень включает приказы, указания, инструкции, выпускаемые внутри хозяйствующего субъекта. Например, рабочий план счетов, составленный на основе единого Плана счетов, приказ по учетной политике юридического лица, формы первичных учетных документов, графики документооборота и формы внутренней отчетности, утвержденные руководством юридического лица, являются документами четвертого уровня. [16, с. 19]

Для более наглядного представления системы нормативного регулирования бухгалтерского учета представим ее в виде таблицы (табл. 1).

Таблица 1. Система нормативно-правового регулирования учета в России. [16, с. 18]

Научная электронная библиотека

Кибиткин А. И., Дрождинина А. И., Мухомедзянова Е. В., Скотаренко О. В.,

1.4. Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации

В настоящее время сформирована четырехуровневая система нормативного регулирования бухгалтерского учета в России.

Первый уровень (законодательный) – Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 04.12.2011 г. № 402-ФЗ, другие законы, указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации по вопросам бухгалтерского учета.

Второй уровень (нормативный) – положения по бухгалтерскому учету.

Третий уровень (методический) – методические указания, инструкции, план счетов, рекомендации и иные аналогичные им документы.

Четвертый уровень (организационный или учетная политика организации) – рабочие документы организации, формирующие учетную политику в методическом, техническом, налоговом и организационном аспектах, другие рабочие документы организации.

Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ призвана обслуживать множество задач, решаемых посредством бухгалтерского учета, затрагивающих отношения организаций не только с государственными органами (включая налоговые), но и между ними на территории и за пределами России.

1. Каким образом формулируется определение бухгалтерского учета?

2. В чем состоят основные задачи бухгалтерского учета?

3. Кто является основными пользователями бухгалтерской информации?

4. Что является нормативной основой организации и ведения бухгалтерского учета в Российской Федерации?

5. Какие нормативные документы по бухгалтерскому учету являются обязательными, какие – рекомендательными?

1. Бухгалтерский учет отражает хозяйственные процессы:

3) по состоянию на отчетную дату.

2. Всю учетную информацию можно подразделить на:

1) оперативного и статистического учета;

2) оперативного, бухгалтерского и статистического учета;

3) оперативного учета, оперативного анализа, статистического учета;

4) нормативную, учетную, плановую.

3. Основной измеритель, применяемый в бухгалтерском учете:

4. Кто организует и ведет бухгалтерский учет на предприятии:

[1]

1) генеральный директор, бухгалтерская служба, специализированная организация;

Читайте так же:  Бухучет в снт

2) бухгалтерская служба, аудиторская фирма, владелец;

3) учредители, главный бухгалтер, аудиторская служба;

4) главный бухгалтер, бухгалтерская служба, акционеры.

5. Кто несет ответственность за организацию бухгалтерского учета:

3) главный бухгалтер;

4) финансовый менеджер.

6. Кто несет ответственность за формирование учетной политики предприятия:

1) руководитель и главный бухгалтер;

2) бухгалтерская служба во главе с главным бухгалтером;

4) главный бухгалтер.

7. За что несет ответственность главный бухгалтер:

1) за формирование учетной политики и организацию бухгалтерского учета;

2) за формирование учетной политики и ведение бухгалтерского учета;

3) за организацию и ведение бухгалтерского учета;

4) за соблюдение законодательства при совершении хозяйственных. операций и достоверность бухгалтерской отчетности

8. К объектам бухгалтерского учета относятся:

1) имущество организации и его обязательства;

2) имущество организации, его обязательства и хозяйственные операции;

3) хозяйственные операции;

4) обязательства организации.

9. К одной из основных задач бухгалтерского учета относится:

1) оценка имущества в рублях;

2) ведение учета двойной записью;

3) отражение хозяйственных операций на счетах сплошным способом;

4) формирование информации, необходимой пользователям отчетности.

10. К одной из основных задач бухгалтерского учета относится:

1) формирование полной и достоверной информации для предоставления в налоговые органы;

2) обеспечение сохранности имущества организации;

3) предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности;

4) раздельное отражение затрат на производство и капитальные вложения.

11. К требованиям в бухгалтерском учете относят принцип:

1) непрерывности деятельности;

2) временной определенности фактов хозяйственной деятельности;

3) имущественной обособленности;

4) приоритета содержания перед формой.

12. К требованиям в бухгалтерском учете относят принцип:

1) непрерывности деятельности;

2) имущественной обособленности;

13. К допущениям в бухгалтерском учете относят принцип:

1) имущественной обособленности;

2) обратной связи;

14. К допущениям в бухгалтерском учете относят принцип:

3) непрерывности деятельности;

4) обратной связи.

15. Методологическое руководство бухгалтерским учетом осуществляет:

1) Правительство РФ;

2) Госкомстат РФ.

3) Ассоциация профессиональных бухгалтеров;

4) Международный комитет по бухгалтерскому учету.

16. Бухгалтерский учет в Российской Федерации регулируется системой:

17. К документам первого уровня можно отнести:

1) Положения (стандарты) по бухгалтерскому учету;

3) Федеральные законы, Постановления Правительства РФ.

18. К документам второго уровня можно отнести:

1) Положения (стандарты) по бухгалтерскому учету;

2) Инструкции, методические рекомендации;

3) Гражданский кодекс, Налоговый кодекс;

Видео (кликните для воспроизведения).

4) рабочие документы организации.

19. К документам третьего уровня можно отнести:

1) Положения (стандарты) по бухгалтерскому учету;

2) План счетов бухгалтерского учета и Инструкция по его применению;

3) рабочие документы организации;

4) Федеральный закон «О бухгалтерском учете».

20. К документам четвертого уровня молено отнести:

1) Положения (стандарты) по бухгалтерскому учету;

Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ

Ведение бухгалтерского учета осуществляется в соответствии с нормативными документами, имеющими разный статус. Одни – обязательны к применению (Федеральные законы, ПБУ), другие носят рекомендательный характер (План счетов, методические указания и проч.) В соответствии с ФЗ «О бухгалтерском учете» Правительство в лице Минфина РФ осуществляют общее методологическое руководство бухгалтерским учетом в РФ: разрабатывает и утверждает бухгалтерские стандарты, методические указания к ним, образцы форм бухгалтерской отчетности и указания по их заполнению, план счетов и инструкцию по его применению.

В России в настоящее время существует четырехуровневая система законодательных актов по бухгалтерскому учету.

I УРОВЕНЬ – законодательный (Конституция РФ, Кодексы, Федеральные законы, Указы Президента и проч.)

II УРОВЕНЬ – нормативный (Положения по бухгалтерскому учету — ПБУ, МСФО)

III УРОВЕНЬ – методический (Методические указания и отраслевые рекомендации министерств)

IV УРОВЕНЬ – учетный (локальный) (Унифицированная и специализированная документация, разрабатываемая и используемая организацией).

Основным законодательным актом первого уровня является Федеральный закон РФ “О бухгалтерском учете” от 21.11.96 г. № 129-ФЗ. Этот Закон определяет правовые основы бухгалтерского учета, его содержание, принципы, организацию, основные направления бухгалтерской деятельности и составления отчетности, состав хозяйствующих субъектов, обязанных вести бухгалтерский учет и представлять финансовую отчетность. Также к этому уровню можно отнести Гражданский кодекс РФ, федеральные законы « Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства» от 29.12.95 г. № 222-ФЗ, «О государственной поддержке частного предпринимательства в Российской Федерации» от 14.06.95 г. №88-ФЗ, « Об акционерных обществах» от 26.12.95 г. №208-ФЗ, постановление Правительства « О Программе реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными учетными стандартами финансовой отчетности» от 06.03.98 г. №283 и другие документы.

На втором уровне системы нормативных документов единственным регулирующим органом является Минфин РФ. К этому уровню относятся учетные стандарты. Учетный стандарт можно определить как свод основных правил. Устанавливающих порядок учета и оценки определенного учетного объекта или их совокупности. Эти стандарты (положения – в России) призваны конкретизировать Федеральный закон «О бухгалтерском учете». В настоящее время утверждено более 20 стандартов (Положений по бухгалтерскому учету – ПБУ). Каждое ПБУ регламентирует учет того или иного объекта учета. ПБУ 1/98 «Учетная политика организации» является очень важным, так как в нем изложены основные принципы бухгалтерского учета. Кроме того существуют следующие стандарты:

1. Положение по бухгалтерскому учету “Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство ПБУ 2/94

2. Положение по бухгалтерскому учету “Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте” ПБУ 3/06

3. Положение по бухгалтерскому учету “Бухгалтерская отчетность организации” ПБУ 4/99

4. Положение по бухгалтерскому учету “Учет материально-производственных запасов” ПБУ 5/06

5. Положение по бухгалтерскому учету “Учет основных средств” ПБУ 6/01

6. Положение по бухгалтерскому учету “События после отчетной даты” ПБУ 7/98

Читайте так же:  Норма переработки в год по тк рф

7. Положение по бухгалтерскому учету “Условные факты хозяйственной деятельности” ПБУ 8/01

8. Положение по бухгалтерскому учету “Доходы организации” ПБУ 9/99

9. Положение по бухгалтерскому учету “Расходы организации” ПБУ 10/99

10. Положение по бухгалтерскому учету «Информация об аффилированных лицах» ПБУ 11/2000

11. Положение по бухгалтерскому учету «Информация по сегментам» ПБУ 12/2000

12. Положение по бухгалтерскому учету «Учет государственной помощи» ПБУ 13/2000

13. Положение по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» ПБУ14/2000

14. Положение по бухгалтерскому учету «Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию» ПБУ15/01

15. Положение по бухгалтерскому учету «Информация по прекращаемой деятельности» ПБУ16/02

16. Положение по бухгалтерскому учету «Учет расходов на научно-исследовательские опытно-конструкторские и технологические работы» ПБУ17/02

17. Положение по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль» ПБУ18/02

18. Положение по бухгалтерскому учету «Учет финансовых вложений» ПБУ19/02

19. Положение по бухгалтерскому учету «Информация об участии в совместной деятельности» ПБУ 20/03

Ко второму уровню регулирования относится и Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. Утверждено приказом Минфина РФ от 29.07.98 № 34н.

Методические рекомендации и инструкции, относящиеся к третьему уровню регулирования, необходимы для того, чтобы конкретизировать учетные стандарты в соответствии с отраслевыми и иными особенностями. Они разрабатываются Минфином РФ и различными ведомствами. Основными здесь являются План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению, утвержденные приказом Минфина РФ от 31.10.00 №94н. (с изменениями от 7.05.03 г. № 38н).

Нормативными документами третьего уровня являются.

1. Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств.

2. Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств.

3. Методические указания по бухгалтерскому учету специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды.

4. Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов.

5. Типовые методические рекомендации по планированию и учету себестоимости строительных работ.

6. Типовые рекомендации по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства.

7. Альбом новых унифицированных форм первичной документации.

8. « О безналичных расчетах в Российской Федерации». Положение Центрального банка.

9. Методические указания по формированию бухгалтерской отчетности при реорганизации предприятий.

10. Методические указания по формированию показателей бухгалтерской отчетности.

Рабочие документы самого предприятия в системе нормативного регулирования относятся к четвертому уровню. Они определяют особенности организации и ведения учета в ней.

Основными из них являются:

· Приказ об Учетной политике предприятия.

· Утвержденный руководителем график документооборота и формы первичных учетных документов

· Рабочий План счетов бухгалтерского учета

· Формы внутренней отчетности и проч.

Ответственность за организацию бухгалтерского учета в организации возложена на их руководителей. Организации получили право не иметь собственную бухгалтерию, а привлекать специалистов со стороны. В организациях малого бизнеса разрешено применять упрощенную форму ведения бухгалтерского учета. Существенно изменилась отчетность, так как продолжается процесс перехода на использование международных бухгалтерских принципов, на приближение отечественного учета к зарубежному.

Пользователи бухгалтерской информации

Информация бухгалтерского учета нужна многим группам пользователей. Пользователи могут быть внутренними и внешними, которые напрямую или косвенно заинтересованы в финансовой информации. К внутренним пользователям можно отнести администрацию и управленческий персонал, работников предприятия и его собственников. К внешним пользователям –инвесторов, кредиторов поставщиков, покупателей, налоговые органы, органы статистики, аудиторские компании и проч.

КРАТКИЕ ВЫВОДЫ ПО ТЕМЕ

Бухгалтерский учет является составной частью хозяйственного учета. В отличие от остальных видов учета он является документально обоснованным; непрерывен во времени и сплошной по охвату всех хозяйственных операций, осуществляемых при финансово-хозяйственной деятельности; применяет особые, только ему присущие способы обработки данных.

Основные правила ведения бухгалтерского учета, а также допущения и требования, которые принимаются во внимание при ведении учета определены федеральным законодательством и действующими стандартами.

Основными допущениями являются: допущение имущественной обособленности, допущение непрерывности деятельности, допущение последовательного применения учетной политики, допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности. Кроме того, к учету предъявляются требования полноты, осмотрительности, приоритета содержания над формой, непротиворечивости, рациональности и своевременности.

В России в настоящее время существует четырехуровневая система законодательных актов по бухгалтерскому учету., начиная с федерального законодательства и заканчивая распорядительными документами самой организации.

Информация бухгалтерского учета нужна многим группам пользователей. Пользователи могут быть внутренними и внешними, которые напрямую или косвенно заинтересованы в финансовой информации.

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Федеральный закон РФ “О бухгалтерском учете” от 21.11.96 г. № 129-ФЗ

2. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. Утверждено приказом Минфина РФ от 29.07.98 № 34н

3. Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности. Утверждена постановлением Правительства РФ от 06.03.98 г. № 283

4. Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике России (одобрена Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Минфине РФ и Президентским советом Института профессиональных бухгалтеров 29.12.1997.

5. Глушков И Е. Бухгалтерский учет на современном предприятии. – М. КНОРУС,2002.

6. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учебное пособие. — М.: ИНФРА-М, 2007.

7. Болтунова Е.М., Навасардян А.А. Бухгалтерское дело: Учебное пособие. — М.: ЗАО Юстицинформ, 2006.

Тестовые вопросы:

1. Бухгалтерский учет отражает хозяйственные процессы:

c) По состоянию на отчетную дату.

2. Основной измеритель, применяемый в бухгалтерском учете:

3. Кто несет ответственность за организацию бухгалтерского учета?

c) Главный бухгалтер

4. К одной из основных задач бухгалтерского учета относится:

a) Оценка имущества в рублях

b) Ведение учета с использованием принципа двойной записи

c) Отражение хозяйственных операций на счетах сплошным методом

d) Формирование информации, необходимой пользователям отчетности.

Читайте так же:  Уведомительная регистрация коллективных договоров

5. К допущениям в бухгалтерском учете относят принцип:

b) Непрерывной деятельности

c) Обратной связи

6. К требованиям в бухгалтерском учете относят принцип:

a) Непрерывности деятельности

b) Временной определенности фактов хозяйственной деятельности

c) Имущественной обособленности

d) Приоритета содержания над формой.

7. Система регулирования бухгалтерского учета в РФ считается:

8. К документам первого уровня регулирования бухгалтерского учета можно отнести:

a) Положения по бухгалтерскому учету

c) Федеральные законы.

9. Методологическое руководство бухгалтерским учетом осуществляет:

a) Правительство РФ

b) Госкомстат РФ

c) Министерство финансов РФ

d) Ассоциация профессиональных бухгалтеров.

10. К внутренним пользователям бухгалтерской информации относят:

b) Собственников предприятия

c) Налоговые органы.

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; Нарушение авторского права страницы

Система нормативного регулирования бухгалтерского учёта

Система нормативного регулирования бухгалтерского учёта законодательно устанавливает единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учёта в Российской Федерации.

Основными целями законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учёте являются:

— обеспечение единообразного ведения учёта имущества, обязательств и фактов хозяйственной жизни, осуществляемых хозяйствующими субъектами;

— составление и представление сопоставимой и достоверной информации об имущественном положении хозяйствующих субъектов и их доходах и расходах, необходимой пользователям бухгалтерской отчётности.

Принципы регулирования бухгалтерского учета:

1) соответствия федеральных и отраслевых стандартов потребностям пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также уровню развития науки и практики бухгалтерского учета;

2) единства системы требований к бухгалтерскому учету;

3) установления упрощенных способов ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, для экономических субъектов, имеющих право применять такие способы в соответствии с Федеральным Законом «О бухгалтерском учёте»;

4) применения международных стандартов как основы разработки федеральных и отраслевых стандартов;

5) обеспечения условий для единообразного применения федеральных и отраслевых стандартов;

6) недопустимости совмещения полномочий по утверждению федеральных стандартов и государственному контролю (надзору) в сфере бухгалтерского учета.

Документы в области регулирования бухгалтерского учета:


1) федеральные стандарты;

2) отраслевые стандарты;

3) рекомендации в области бухгалтерского учета;

4) стандарты экономического субъекта.

В Российской Федерации существует четырёхуровневая система регулирования бухгалтерского учёта и отчётности (рис. 2.1).

рис. 2.1 Уровни регулирования бухгалтерского учёта

Первый уровень – законодательный – устанавливает единые правовые и методические основы организации и ведения бухгалтерского учёта. Документами данного уровня являются кодексы РФ, Федеральные законы РФ, указы Президента РФ и постановления Правительства РФ, регламентирующие прямо или косвенно организацию и ведение бухгалтерского учёта.

Федеральный Закон «О бухгалтерском учёте» от 06.12.2011 г. № 402 – ФЗ является основным документом первого уровня. Данный Закон определяет правовые основы бухгалтерского учёта, его содержание, принципы, организацию, основные направления бухгалтерской деятельности и составления отчётности, состав хозяйствующих субъектов, обязанных вести бухгалтерский учёт и предоставлять финансовую отчётность. К первому уровню также относят Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ и др.

Федеральный Закон «О бухгалтерском учёте» занимает центральное место в системе нормативного регулирования бухгалтерского учёта и отчётности и определяет юридический статус норм бухгалтерского учёта для коммерческих и некоммерческих организаций, закрепляет обязанность юридических лиц по ведению бухгалтерского учёта, определяет ответственность за организацию учётной работы. Законом определяются объекты бухгалтерского учёта, обозначены задачи бухгалтерского учёта, приведены основные понятия, используемые в бухгалтерском учёте.

В Федеральном Законе изложены требования к ведению бухгалтерского учёта, к документированию хозяйственных операций, ведению регистров бухгалтерского учёта, оценке имущества и обязательств, к порядку проведения инвентаризации, к составлению бухгалтерской отчётности, определены состав, правила оценки статей бухгалтерской отчётности, порядок её представления, основные правила составления сводной бухгалтерской отчётности и порядок хранения документов бухгалтерского учёта.

Второй уровень – нормативный – регулирует общие принципы организации и ведения бухгалтерского учёта, правила и порядок учёта отдельных объектов бухгалтерского учёта. Нормативную базу данного уровня составляют положения по бухгалтерскому учёту (ПБУ), утверждённые Минфином РФ. Учётные стандарты призваны конкретизировать Закон о бухгалтерском учёте и рассматривают отдельные методологические вопросы учёта конкретных операций.

Третий уровень – методический – объединяет нормативные документы рекомендательного характера: инструкции, комментарии, письма Минфина РФ и других ведомств, указания, конкретизирующие общие методологические положения в соответствии с отраслевой спецификой.

Четвёртый уровень – локальный (учётный) – определяет выбор форм и методов ведения учёта исходя из специфики деятельности хозяйствующего субъекта. Четвёртый уровень регулирования включает в себя внутренние рабочие документы хозяйствующего субъекта, которые разрабатываются в развитие нормативных актов перечисленных уровней. Например, приказ об учётной политике для целей бухгалтерского и налогового учёта; концепция ценообразования; положение о документообороте; коллективный договор; положение о премировании; нормативно – справочная, распорядительная документация.

Видео (кликните для воспроизведения).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источники


  1. Витрук, Н.В. Общая теория юридической ответственности / Н.В. Витрук. — М.: Норма, 2017. — 391 c.

  2. Чухвичев, Д. В. Законодательная техника / Д.В. Чухвичев. — М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2012. — 416 c.

  3. Малько, А.В. Теория государства и права / А.В. Малько. — М.: ЮРИСТЪ, 2000. — 304 c.
  4. Общая теория государства и права. Учебник. В 3 томах. Том 3. — М.: Зерцало-М, 2002. — 528 c.
  5. Василенко, А. И. Теория государства и права / А.И. Василенко, М.В. Максимов, Н.М. Чистяков. — М.: Книжный мир, 2007. — 384 c.
Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в рф
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here