Штраф за обособленное подразделение

Важный материал на тему: "Штраф за обособленное подразделение" с профессиональной точки зрения. Если возникнут вопросы, вы всегда их можете задать дежурному юристу.

Могут ужесточить ответственность за несообщение в налоговую инспекцию о создании обособленного подразделения

Elnur_ / Depositphotos.com

В госдуму был внесен законопроект, который предусматривает внесение изменений в статью 126 Налогового кодекса с целью усиления ответственности налогоплательщиков за непредставление в установленный срок в налоговые органы документов о создании обособленного подразделения организации 1 . За такое нарушение предлагается предусмотреть штраф в размере 40 тыс. руб. Сведения о создании подразделения, согласно законодательству, должны быть предоставлены в течение одного месяца со дня его образования. При изменении сведений сообщить в налоговую инспекцию нужно еще раньше – в течение трех дней (подп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ).

В настоящее время также предусматривается налоговая ответственность за непредставление в срок информации об обособленных подразделениях. Но штраф составляет всего 200 руб. (п. 1 ст. 126 НК РФ). Как сообщается в пояснительной записке к законопроекту, существующий на сегодняшний день размер административного штрафа несоизмерим с финансовым оборотом организаций, нарушающих требования постановки на учет обособленного подразделения. Также стоит учесть, что если созданные подразделения являются территориально обособленными, то они обязаны уплачивать налоги и сборы в регионах своего расположения. А значит, если такое обособленное подразделение не зарегистрировано в налоговой инспекции, то оно не уплачивает налоги в бюджеты субъектов РФ (например, НДФЛ).

Поэтому законодатель и предложил увеличить размер штрафов до 40 тыс. руб., сделав его сопоставимым с штрафом за ведение деятельности организацией или ИП без постановки на учет в налоговом органе. Напомним, в настоящее время за такое деяние предусмотрен штраф в размере 10% от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 40 тыс. руб. (п. 2 ст. 116 НК РФ).

Напомним, что для постановки на учет обособленного подразделения нужно заполнить соответствующую форму (Форма № С-09-3-1, утв. приказом ФНС России от 9 июня 2011 г. № ММВ-7-6/[email protected]).

1 С текстом законопроекта № 723363-7 «О внесении изменений в статью 126 Налогового кодекса Российской Федерации» и материалами к нему можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы.

Обособленные подразделения организации

В данной статье мы поговорим о видах обособленных подразделений, их признаках, порядке регистрации, а так же о тонкостях при осуществления деятельности через обособленные подразделения.

Какие признаки характеризуют создание обособленного подразделения?

Статья 11 НК РФ называет три признака обособленного подразделения.

  • территориальная обособленность: иное место нахождения, чем место нахождения организации (место нахождения его постоянно действующего исполнительного органа). Формально данное условие выполняется, если в адресе места нахождения организации и обособленного подразделения различается хотя бы номер строения при совпадении иных составляющих (населенный пункт, улица, дом).
  • наличие оборудованных стационарных рабочих мест. Согласно правоприменительной практике обособленное подразделение может возникать, если оборудовано (используется) даже одно стационарное рабочее место.

Рабочее место — это место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя (статья 209 ТК РФ).

Под оборудованием стационарного рабочего места подразумевается создание всех необходимых для исполнения трудовых обязанностей условий, а также исполнение работником таких обязанностей (письмо Минфина России от 28.07.2011 № 03-02-07/1-265, постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 20.06.2007 № Ф08-3590/2007-1449А, ФАС Северо-Западного округа от 02.11.2007 по делу А26-11293/2005).

Всегда ли, заключение трудового договора с работником, который трудится вне офиса, означает создание обособленного подразделения?

Согласно статье 57 ТК РФ обязательными условиями для включения в трудовой договор являются, в том числе, место работы, трудовая функция, условия, определяющие характер работы (подвижной, разъездной, в пути, другой характер работы). При осуществлении деятельности, имеющей разъездной характер, нет оснований для постановки на учет организации в налоговом органе по месту осуществления такой деятельности (письма Минфина России от 01.03.2012 № 03-02-07/1-50, от 28.07.2011 № 03-02-07/1-265). Например, когда работники посещают различные организации, при установке оборудования или программ указанные работники не осуществляют деятельность в офисе организации (собственном или арендованном).

То же самое касается работников осуществляющих труд непосредственно у себя дома.

Надомниками считаются лица, заключившие трудовой договор о выполнении работы на дому из материалов и с использованием инструментов и механизмов, выделяемых работодателем либо приобретаемых надомником за свой счет (статья 310 ТК РФ).

При осуществлении организацией деятельности с использованием труда надомника без стационарных рабочих мест, основания для постановки на учет организации в налоговом органе по месту жительства работника не возникают.

Если для выполнения трудовой функции и для осуществления взаимодействия между работодателем и работником по вопросам, связанным с ее выполнением, используется Интернет, то между сторонами может быть заключен договор о дистанционной работе.

Согласно статье 312.1 ТК РФ дистанционной работой является выполнение определенной трудовым договором трудовой функции, в частности, вне стационарного рабочего места. Тем самым, дистанционная работа не предполагает оборудования стационарного рабочего места. Следовательно, вне зависимости от того, на какой срок привлекается дистанционный работник, обособленное подразделение не образуется.

Не создает обособленное подразделение организация, которая заключает договор на выполнение работ силами работников, привлеченных третьей организацией. Обособленное подразделение возникает у организации, предоставивший персонал.

  • рабочее место должно быть создано на срок более одного месяца.

Обратите внимание, что фактическое время нахождения конкретного работника на рабочем месте, которое создано или используется организацией вне места ее нахождения, для признания обособленного подразделения принципиального значения не имеет.

Вышеназванные признаки в совокупности означают, что организация осуществляет деятельности через свое обособленное подразделение. Для целей налогового контроля российская организация по месту такой деятельности (месту нахождения обособленного подразделения) должна быть поставлена на учет в налоговом органе (статья 83 НК РФ).

Читайте так же:  Критерии обязательного аудита

Дата создания обособленного подразделения.

Создание стационарного рабочего места может подтверждаться:

  • договором аренды помещения;
  • трудовым договором с работником, в котором рабочее место определено по месту нахождения обособленного подразделения;
  • первичными документами, свидетельствующими о ведении деятельности по месту нахождения обособленного подразделения (накладные, акты приемки-передачи и т.д.).

Самый ранний из документов, фиксирующих наличие всех признаков обособленного подразделения, и будет определять дату его создания.

Если для ведения деятельности необходимо специальное разрешение уполномоченных органов, в частности, лицензия, то дата ее выдачи может быть признана датой создания обособленного подразделения, так как именно с этой даты деятельность может осуществляться.

Применение УСН при регистрации обособленного подразделения.

Если организация создала обособленное подразделение, которое не является филиалом или представительством, и не указала его в качестве таковых в своих учредительных документах, то она вправе применять упрощенную систему налогообложения.

Постановка на учет по месту нахождения обособленного подразделения. Регистрация ОП.

Организация должна сообщить в налоговый орган по месту своего нахождения о создании обособленного подразделения. Эта обязанность не распространяется на обособленные подразделения, созданные за пределами территории Российской Федерации, а также на филиалы и представительства.

Согласно подпункту 3 пункта 2 статьи 23 НК РФ сообщение должно быть направлено в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения.

Сообщение может быть представлено в налоговый орган лично или через представителя, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи.

Постановка на учет в налоговых органах российской организации по месту нахождения ее обособленного подразделения осуществляется налоговыми органами на основании сообщения, в течение пяти дней со дня его получения.

Регистрация нескольких обособленных подразделений на территории одного налогового органа.

Обязанность организации представить в налоговый орган по месту своего нахождения сообщение о создании каждого обособленного подразделения возникает независимо от того, что обособленное подразделение организации может находиться:

  • на территории, подведомственной налоговому органу, в котором организация уже поставлена на учет по месту нахождения (письмо ФНС России от 27.02.2014 № СА-4-14/3404);
  • на территории одного муниципального образования, подведомственного налоговому органу, в котором организация уже поставлена на учет по месту нахождения другого обособленного подразделения;
  • на территории одного муниципального образования, города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга, подведомственного разным налоговым органам, в одном из которых организация уже поставлена на учет по месту нахождения другого обособленного подразделения. В последнем случае организация может выбрать налоговый орган для постановки на учет. В связи с этим постановка на учет в одном территориальном налоговом органе обособленных подразделений, располагающихся на территории различных муниципальных образований г. Москвы, относящихся к подведомственности различных налоговых инспекций г. Москвы, является правомерной.

Смена адреса обособленного подразделения

Организация в течение трех дней со дня изменения сведений об обособленном подразделении должна направить сообщение об этом в налоговый орган.

При изменении места нахождения обособленного подразделения снятие с учета осуществляется налоговым органом, в котором организация состояла на учете, в течение пяти дней со дня получения сообщения.

Постановка на учет организации в налоговом органе по новому месту нахождения обособленного подразделения осуществляется на основании документов, полученных от налогового органа по прежнему месту нахождения обособленного подразделения.

Каким образом налоговый орган может обнаружить, что организация создала обособленное подразделение?

В рамках мероприятий налогового контроля как в отношении самой организации, так и ее контрагентов, например, арендодателей офисных центров или складских помещений, генподрядчиков и т.п. Для привлечения к ответственности за нарушение порядка постановки на учет проведение выездной налоговой проверки не требуется.

Ответственность за нарушение порядка постановки на налоговый учет, наказание если организация не поставлена на учет по месту нахождения обособленного подразделения.

Непредставление сообщения об обособленном подразделении влечет ответственность по пункту 1 статьи 126 НК РФ в виде штрафа в размере 200 руб. (письмо Минфина России от 17.04.2013 № 03-02-07/1/12946).

Приказом ФНС России от 09.06.2011 № ММВ-7-6/[email protected] утверждена форма С-09-3-1 «Сообщение о создании на территории Российской Федерации обособленных подразделений (за исключением филиалов и представительств) российской организации и об изменениях в ранее сообщенные сведения о таких обособленных подразделениях». Но ответственность за несоблюдение формы сообщения не установлена.

Трехлетний срок давности по этому налоговому правонарушению исчисляется со дня, следующего за последним днем месячного срока, отведенного для подачи сообщения.

За непредставление в срок сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, наступает административная ответственность по части 1 статьи 15.6 КоАП РФ в виде штрафа для должностных лиц в размере от 300 до 500 руб.

Более существенная ответственность установлена пунктом 2 статьи 116 НК РФ. Ведение деятельности организацией без постановки на учет в налоговом органе по месту нахождения обособленного подразделения наказывается штрафом в размере 10% от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 40 тыс. руб. Для расчета штрафа под доходом понимаются доходы от реализации. Если полученный доход не подтвержден или меньше 40 тысяч, то штраф будет предъявлен исходя из минимального размера в 40 тыс. руб.

Уплата налогов организацией в связи с созданием обособленного подразделения

Частью второй НК РФ предусмотрены особенности уплаты (перечисления) налогов для организаций, в состав которых входят обособленные подразделения.

Так, уплата налога на прибыль организаций производится налогоплательщиками — российскими организациями в соответствии со статьей 288 НК РФ по месту нахождения организации, а также по месту нахождения каждого из ее обособленных подразделений исходя из доли прибыли, приходящейся на эти обособленные подразделения.

Статьей 226 НК РФ налоговым агентам — российским организациям, имеющим обособленные подразделения, предписано перечислять исчисленные и удержанные суммы налога на доходы физических лиц в бюджет как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по месту нахождения обособленного подразделения, определяется исходя из суммы дохода, подлежащего налогообложению, начисляемого и выплачиваемого работникам этих обособленных подразделений.

Вместе с тем, если налог уплачен в полном объеме, ответственность за нарушение порядка его перечисления в разные бюджеты не применяется.

Читайте так же:  Неполный рабочий день трудовой кодекс

Спор об ответственности организации за несообщение (несвоевременное сообщение) о создании обособленного подразделения: ВС РФ снизил штраф в 20000 раз!

Автор: Д. Ю. Гусаров

Комментарий к Определению ВС РФ от 26.06.2017 № 303 КГ17-2377.

В соответствии с п. 1 ст. 83 НК РФ организации подлежат налоговому учету как по месту нахождения непосредственно головной организации, так и по месту нахождения ее обособленных подразделений. Обособленным подразделением в силу п. 2 ст. 11 НК РФ признается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.

Обязанность организации сообщать налоговикам по месту ее нахождения обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории РФ (за исключением филиалов и представительств), в течение одного месяца со дня их создания установлена пп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ. Чтобы исполнить эту обязанность, организация должна направить налоговикам соответствующее сообщение, форма которого утверждена Приказом ФНС России от 09.06.2011 № ММВ-7-6/[email protected]

Само обособленное подразделение ставится на учет в инспекции, соответствующей его адресу (п. 4 ст. 83 НК РФ). Однако есть два исключения:

если создаются несколько подразделений в одном городе (муниципальном районе, городском округе, Москве, Санкт-Петербурге), их все можно поставить на учет в одной ИФНС – по месту нахождения любого из подразделений;

в инспекции, где уже числится одно из обособленных подразделений, можно поставить на учет подразделение, открываемое в том же городе.

При этом п. 5 ст. 23 НК РФ определено, что за невыполнение (или ненадлежащее выполнение) возложенных на него обязанностей налогоплательщик несет ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Словом, если организация в нарушение требования пп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ не представит в установленный срок в инспекцию сообщение о создании обособленного подразделения, то она будет наказана. Правда, вопрос о том, какая именно санкция подлежит применению в данном случае, является дискуссионным.

К примеру, в силу п. 1 ст. 129.1 НК РФ за неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с настоящим кодексом это лицо должно сообщить налоговому органу, при отсутствии признаков налогового правонарушения по ст. 126 НК РФ такое лицо может быть оштрафовано на 5 тыс. руб.

Отметим: в ряде случаев суды сочли правомерным привлечение организаций, не представивших сообщения о создании обособленных подразделений, к налоговой ответственности именно по п. 1 ст. 129.1 НК РФ (см., например, Постановление АС МО от 30.10.2014 № Ф05-11191/14 по делу № А40-130227/2013[1]).

Вместе с тем есть судебные акты, в которых суды приходили к выводу, что несвоевременное сообщение о создании обособленного подразделения организации образует состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена п. 1 ст. 126 НК РФ в виде штрафа в размере 200 руб. за каждый непредставленный (представленный с нарушением установленного срока) документ (см., например, Постановление АС УО от 22.06.2016 № Ф09-6160/16 по делу № А47-8399/2015, Определение ВС РФ от 17.02.2016 № 309-КГ15-19568 по делу № А76-2261/2015). Отметим: данные решения мотивированы тем, что сообщение о создании обособленного подразделения организации является документом, форма которого утверждена Приказом ФНС России № ММВ-7-6/[email protected], а несообщение о создании обособленного подразделения не образует состава налогового правонарушения, если организация уже состоит на налоговом учете по одному из оснований. Более того, ФНС в Письме от 27.02.2014 № СА-4-14/3404 также пояснила, что за непредставление в установленный срок в налоговый орган документов и (или) иных сведений, предусмотренных п. 2 ст. 23 НК РФ, организация подлежит привлечению к ответственности по п. 1 ст. 126 НК РФ.

Между тем по рассматриваемому вопросу существует еще одна точка зрения (отличная от двух предыдущих). Характерный пример – Постановление АС ЗСО от 27.01.2017 № Ф04-5897/2016 по делу № А70-2645/2016. Арбитры данного округа среди прочего указали, что объективная сторона состава правонарушения по п. 1 ст. 126 НК РФ характеризуется неисполнением налогоплательщиком установленной законом обязанности представить налоговому органу документы, необходимые для налогового контроля. Тогда как в рассматриваемом случае налогоплательщик привлечен к ответственности не за непредставление документов и (или) иных сведений, предусмотренных налоговым законодательством, а за ведение деятельности без постановки на учет в налоговом органе по месту нахождения обособленных подразделений. За названное правонарушение определена ответственность специальной нормой – п. 2 ст. 116 НК РФ.

Напомним: данным пунктом предусмотрено наказание за ведение организацией деятельности без постановки на учет в налоговом органе по основаниям, установленным НК РФ, в виде штрафа в размере 10% от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 40 тыс. руб.

Именно эту санкцию в схожих обстоятельствах применили арбитры АС СКО в Постановлении от 21.07.2015 № Ф08-4287/2015 по делу № А32-29169/2014. Причем судья Верховного Суда согласился с доводами судей данного округа (см. Определение от 02.11.2015 № 308-КГ15-13591).

Аналогичная позиция изложена в Постановлении АС ДВО от 12.12.2016 № Ф03-5024/2016 по делу № А04-12175/2015.

Таким образом, до недавнего времени правоприменительной практикой не было выработано единого подхода к определению меры ответственности организации за несообщение (несвоевременное сообщение) о создании обособленного подразделения. Высшими арбитрами в равной степени применялись санкции, предусмотренные п. 2 ст. 116 НК РФ (Определение № 308-КГ15-13591) и п. 1 ст. 126 НК РФ (Определение № 309-КГ15-19568). Однако указанные определения не являются позицией Верховного Суда, так как они были вынесены единолично судьями, по мнению которых при рассмотрении данных дел не допущено существенных нарушений норм материального права, повлиявших на исход дела.

И вот теперь такая позиция появилась, благодаря Определению ВС РФ от 26.06.2017 № 303-КГ17-2377 по делу № А04-12175/2015.

Напомним: АС ДВО (Постановление от 12.12.2016 № Ф03-5024/2016) признал правомерным применение в отношении организации, не сообщившей о создании обособленных подразделений (двух вахтовых поселков для своих работников), санкции, установленной п. 2 ст. 116 НК РФ. Компания с таким вердиктом судей не согласилась (ведь речь шла о штрафе в размере 7 744 152,10 руб.) и подала жалобу в вышестоящую инстанцию. И, забегая вперед, скажем, что не прогадала.

Читайте так же:  Общий режим налогообложения для ооо

Однако Судебная коллегия Верховного Суда не согласилась с выводами судей АС ДВО. Она рассуждала так. Из пункта 2 ст. 116 НК РФ следует, что данной нормой установлена ответственность за ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе в качестве одного из видов нарушений порядка постановки на указанный учет. Порядок постановки на учет и снятия с учета организаций и физических лиц определен ст. 84 – 85 НК РФ.

Непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, образует событие правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 126 НК РФ.

Взаимосвязанные положения пп. 2 п. 1 и пп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ позволяют сделать вывод, что законодатель различает обязанность налогоплательщика встать на учет в налоговых органах и обязанность сообщить в налоговый орган обо всех обособленных подразделениях российской организации, созданных на территории РФ.

Видео (кликните для воспроизведения).

Следовательно, в том случае, когда допущенное организацией нарушение порядка постановки на налоговый учет выражается в неисполнении обязанности по сообщению налоговому органу сведений о созданных на территории РФ обособленных подразделениях, такие действия подлежат квалификации по ст. 126 НК РФ.

Тем самым Судебная коллегия Верховного Суда в Определении № 303-КГ17-2377 не только изменила квалификацию налогового правонарушения окружного суда, но и снизила (причем существенно) величину штрафа с 7 744 152,10 до 400 руб. (спор возник в отношении двух подразделений). То есть величина санкции была снижена почти в 20 000 раз. Приведенный расчет, полагаем, наглядно демонстрирует значимость этого решения. Как говорится, no comments!

[1] Определением ВС РФ от 26.02.2015 № 305-КГ14-9035 отказано в передаче данного дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда для пересмотра в порядке кассационного производства.

Создание обособленного подразделения, как избежать штрафов

В соответствии с п. 1 ст. 83 НК РФ организации подлежат налоговому учету как по месту нахождения непосредственно головной организации, так и по месту нахождения ее обособленных подразделений. Обособленным подразделением в силу п. 2 ст. 11 НК РФ признается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.

Обязанность организации сообщать налоговикам по месту ее нахождения обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории РФ (за исключением филиалов и представительств), в течение одного месяца со дня их создания установлена пп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ. Чтобы исполнить эту обязанность, организация должна направить налоговикам соответствующее сообщение, форма которого утверждена Приказом ФНС России от 09.06.2011 № ММВ-7-6/[email protected]

Само обособленное подразделение ставится на учет в инспекции, соответствующей его адресу (п. 4 ст. 83 НК РФ).

При этом п. 5 ст. 23 НК РФ определено, что за невыполнение (или ненадлежащее выполнение) возложенных на него обязанностей налогоплательщик несет ответственность в соответствии с законодательством РФ.

В государственную думу РФ поступил законопроект с поправками в ст. 126 НК, который предусматривает ужесточение ответственности за несообщение в ИФНС сведений о создании обособленного подразделения организации.

С 1 января 2020 за это предлагают штрафовать на 40 тыс. рублей.

Напомним, в настоящее время штраф за непредставление в срок информации об обособленных подразделениях составляет 200 рублей.

Существующий на сегодняшний день размер административного штрафа несоизмерим с финансовым оборотом организаций, нарушающих установленные требования постановки на учет обособленных подразделений, отмечается в пояснительной записке к проекту.

Кроме того, в случае непостановки на учет в налоговых органах по месту нахождения обособленных подразделений в бюджеты субъектов РФ, в которых находятся такие «обособки», не поступают налоги и сборы.

Между тем согласно пункту 2 статьи 116 НК ведение деятельности организацией или ИП без постановки на учет в налоговом органе самого налогоплательщика влечет взыскание штрафа в размере 10 % от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 40 тысяч рублей.

В этой связи штраф за непостановку на учет обособленного подразделения предлагают установить на уровне штрафа за осуществление деятельности без регистрации.

Как избежать штрафа за обособленное подразделение?

Чтобы не возникло требования уплатить штраф за обособленное подразделение, требуется уведомить налоговиков о его образовании. Это нужно сделать в течение месяца со дня создания ОП.

Кроме того, фирма должна встать на учет в инспекции ФНС по местонахождению каждого из своих обособленных подразделений. Когда отдельные подразделения располагаются в одном городе, но на различных подотчетных территориях, компания может выбрать одну инспекцию ФНС по расположению какого-либо из филиалов (п. 4 ст. 83 НК РФ).

Для регистрации подается уведомление о создании подразделения по форме С-09-3-1 и документацию, подтверждающую факт его образования. Новому подразделению будет присвоен собственный КПП. ИНН будет аналогичным головной фирме. Постановка на учет проводится в течение пяти рабочих дней.

Штраф за непостановку обособленного подразделения на учет

Автор: М. В. Подкопаев

По какой статье налогоплательщику назначается штраф за непостановку обособленного подразделения на учет? Что по этому поводу решил ВС РФ?

Налоговые органы придают большое значение учету налогоплательщиков, их своевременной регистрации как плательщиков налогов. Только так налоговый контроль эффективен, никакой налогоплательщик не избежит своих обязанностей.

Налоги делятся на федеральные, региональные и местные. Каждый из них пополняет соответствующий бюджет. Поэтому если налогоплательщик работает на территории, подведомственной иному налоговому органу, нежели тот, в котором он зарегистрировался первоначально, то он должен встать на учет и там, заявив об открытии обособленного подразделения.

Читайте так же:  Проверка штрафов в налоговой инспекции

Нередко налогоплательщики забывают об этой обязанности. Какое наказание их ждет? Ведь по месту нахождения обособленного подразделения бюджет может недополучить положенных ему налогов. Данная ситуация стала предметом рассмотрения ВС РФ.

О создании обособленного подразделения направляется сообщение.

Ответственность за нарушение порядка постановки на учет в налоговом органе обозначена в ст. 116 НК РФ. Данная статья содержит два основания для взыскания штрафа за нарушение указанного порядка, и размеры соответствующих штрафов существенно различаются:

Нарушение налогоплательщиком установленного НК РФ срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе по основаниям, предусмотренным НК РФ (п. 1 ст. 116 НК РФ)

Ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе по основаниям, предусмотренным НК РФ (п. 2 ст. 116 НК РФ)

10 % от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 40 тыс. руб.

Согласно пп. 2 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны встать на учет в налоговых органах, если такая обязанность преду­смотрена Налоговым кодексом.

В подпункте 3 п. 2 данной статьи отдельно указана обязанность налогоплательщика сообщить[1] в налоговый орган обо всех своих обособленных подразделениях, созданных на территории РФ (за исключением филиалов и представительств).

[2]

То есть во втором случае речь не идет о том, что организация должна осуществить какую-либо постановку на учет. Это совершает сам налоговый орган по сообщению организации.

В соответствии с п. 1 ст. 83 НК РФ в целях проведения налогового контроля организации и физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах как по месту нахождения организации, так и по месту нахождения каждого из ее обособленных подразделений.

В пункте 4 ст. 83 НК РФ сказано, что постановка на учет в налоговых органах российской организации по месту нахождения ее обособленных подразделений (за исключением филиала, представительства) осуществляется налоговыми органами на основании сообщений, представляемых этой организацией в соответствии с п. 2 ст. 23 НК РФ.

Если несколько обособленных подразделений организации находятся в одном муниципальном образовании, городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе на территориях, подведомственных разным налоговым органам, постановка организации на учет может быть осуществлена налоговым органом по месту нахождения одного из ее обособленных подразделений, определяемого этой организацией самостоятельно.

Сведения о выборе налогового органа организация указывает в уведомлении[2], представляемом российской организацией в налоговый орган по месту ее нахождения.

Можно ограничиться штрафом в 200 руб.

В Письме ФНС России от 27.02.2014 № СА-4-14/3404 была отражена благоприятная для налогоплательщиков позиция, из которой следовало, что, по мнению налоговиков, за непредставление сведений о создании обособленного подразделения организация подлежит ответственности всего лишь по п. 1 ст. 126 НК РФ, то есть в виде штрафа в размере 200 руб., что, конечно, намного меньше, чем санкция, предусмотренная п. 1 ст. 116 НК РФ.

Важно также другое замечание налоговиков в этом письме: налогоплательщик подлежит привлечению к ответственности, преду­смотренной п. 2 ст. 116 НК РФ, если ведет свою деятельность без постановки на учет в налоговом органе самого налогоплательщика (иначе говоря – не обособленного подразделения).

Подобную позицию изложил и Минфин в Письме от 17.04.2013 № 03-02-07/1/12946.

В Постановлении АС УО от 28.12.2015 № Ф09-10484/15 по де-лу № А60-4800/2015 отмечено, что положения ст. 23, 83 и 84 НК РФ предусматривают информирование налогового органа лишь о создании обособленного подразделения, а не о действиях налогоплательщика по постановке обособленного подразделения на налоговый учет. Несообщение о создании обособленного подразделения диспозицией ст. 116 НК РФ не охватывается, и указанное нарушение образует состав налогового правонарушения, предусмотренного ст. 126 НК РФ (см. также Постановление АС УО от 19.10.2015 № Ф09-7309/15 по делу № А76-2261/2015[3]).

Отметим, что в Постановлении АС МО от 30.10.2014 № Ф05-11191/14 по делу № А40-130227/2013 судьи, не согласившись с применением в данном случае ответственности по п. 2 ст. 116 НК РФ, сочли, что налогоплательщик должен быть оштрафован по п. 1 ст. 129.1 НК РФ, то есть за неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с НК РФ это лицо должно сообщить налоговому органу, – в размере 5 тыс. руб.

Но есть риск гораздо большего ущерба.

Однако на практике территориальные налоговые органы, озабоченные, очевидно, пополнением, прежде всего, местного бюджета, часто квалифицируют данное нарушение по п. 2 ст. 116 НК РФ. Более того, нередко их в этом до сих пор поддерживали и суды.

Так, в Постановлении АС ЗСО от 27.01.2017 № Ф04-5897/2016 по делу № А70-2645/2016 указывается, что объективная сторона состава правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 126 НК РФ, характеризуется неисполнением налогоплательщиком установленной законом обязанности представить налоговому органу документы, необходимые для налогового контроля, тогда как налогоплательщик привлечен к ответственности именно за ведение деятельности без постановки на учет в налоговом органе по месту нахождения обособленных подразделений.

Суд согласился с налоговиками и определил, что в таком случае применяется п. 2 ст. 116 НК РФ. Из чего, собственно, следует, что за несообщение о создании обособленного подразделения только эту норму и можно применять, ведь обособленное подразделение для того и создается, чтобы через него вести деятельность.

Именно в соответствии с этой логикой и принимались аналогичные решения в ряде других случаев[4] (см., например, Постановление АС ЗСО от 10.05.2017 по делу № А70-6845/2016). Один из примеров – Постановление АС ДВО от 12.12.2016 № Ф03-5024/2016 по делу № А04-12175/2015.

Налоговая инспекция установила, что организация фактически создала вне места своего нахождения два обособленных подразделения, осуществляла деятельность через них, но не встала на налоговый учет по месту их нахождения, поскольку не считала, что у нее появились обособленные подразделения.

Контролеры привлекли организацию к ответственности по п. 2 ст. 116 НК РФ, с чем судьи согласились. Они подтвердили, что обособленные подразделения были созданы.

Арбитражный суд заявил также, что наличие признаков правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 126 НК РФ (за не представление сведений (сообщения) о создании обособленных подразделений), не свидетельствует об отсутствии признаков другого вмененного налогоплательщику правонарушения – ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе по основаниям, предусмотренным Налоговым кодексом (п. 2 ст. 116 НК РФ).

Читайте так же:  Уплата ндс сроки уплаты

Справедливость восторжествовала.

Налогоплательщик оспорил этот вывод в ВС РФ, и такой шаг оказался правильным. ВС РФ в Определении от 26.06.2017 № 303-КГ17-2377 по делу № А04-12175/2015 изложил более обоснованную позицию, которой теперь и должны руководствоваться суды.

Судебная коллегия по экономическим спорам признала, что п. 2 ст. 116 НК РФ установлена ответственность за ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе как за один из видов нарушений порядка постановки на налоговый учет.

Но при этом арбитры установили: взаимосвязанные положения пп. 2 п. 1 и пп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ позволяют сделать вывод о том, что законодатель различает обязанность налогоплательщика встать на учет в налоговых органах и обязанность сообщить в налоговый орган обо всех обособленных подразделениях российской организации, созданных на территории РФ.

Непредставление же налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля образует событие правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 126 НК РФ. То есть когда допущенное организацией нарушение порядка постановки на налоговый учет выражается в неисполнении обязанности по сообщению налоговому органу сведений о созданных на территории РФ обособленных подразделениях, такие действия подлежат квалификации по ст. 126 НК РФ.

Что касается предусмотренного в п. 2 ст. 116 НК РФ изъятия соответствующей части дохода налогоплательщика, то оно сопряжено с отсутствием у налогового органа возможности идентифицировать налогоплательщика в рамках налогового контроля и, соответственно, определить, какие налоги и в каком размере должен уплатить налогоплательщик в связи с ведением сокрытой от налогообложения деятельности.

Судьи подчеркнули, что, конечно, в рамках налоговой проверки инспекция установила величину доходов, полученных налогоплательщиком через обособленные подразделения, но при этом организацией не было допущено неполной уплаты налогов от деятельности, осуществляемой через названные обособленные подразделения.

Поэтому у налоговиков не было оснований для применения санкции в виде изъятия части дохода налогоплательщика, как это преду­смотрено п. 2 ст. 116 НК РФ. ВС РФ отменил это решение налоговиков.

То есть, по сути, налогоплательщик избежал каких-либо санкций за то, что не сообщил налоговикам о создании обособленных подразделений. Поэтому пока понятно, что в этом случае нельзя применять п. 2 ст. 116 НК РФ, но остается неясным, какая санкция должна быть вместо этой (а она должна быть, ведь нарушение налицо) – по п. 1 ст. 116, п. 1 ст. 126 или п. 1 ст. 129.1 НК РФ.

[1] Сообщение подается по форме С-09-3-1, утв. Приказом ФНС России от 09.06.2011 № ММВ-7-6/[email protected]

[2] Форма 1-6-Учет, утв. Приказом ФНС России от 11.08.2011 № ЯК-7-6/[email protected]

[3] Определением ВС РФ от 17.02.2016 № 309-КГ15-19568 отказано в передаче данного дела в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ для пересмотра в порядке кассационного производства.

[4] В Постановлении АС СКО от 21.07.2015 № Ф08-4287/2015 по делу № А32-29169/2014 судьи согласились с налоговиками, которые привлекли налогоплательщика к ответственности за данное нарушение одновременно по п. 1 и 2 ст. 116 НК РФ. Более того, ВС РФ не нашел оснований, чтобы отменить такое решение и передать его на рассмотрение в коллегию по экономическим спорам (Определение от 02.11.2015 № 308-КГ15-13591).

Какой штраф грозит компании, не сообщившей в ИФНС об открытии «обособки»

По мнению Верховного суда, несообщение в установленном порядке инспекции об открытии обособленного подразделения – это не то же самое, что непостановка на учет. И за такое нарушение компания должна быть оштрафована по п.1 ст. 126 НК, как за непредставление сведений, необходимых для налогового контроля.

Как следует из опубликованного судебного определения, законодательство различает обязанность компании встать на учет в ИФНС и обязанность сообщать в ИФНС обо всех обособленных подразделениях организации.

За ведение бизнес-деятельности без постановки на налоговый учет статьей 116 НК установлен штраф в размере 10% от доходов, полученных в результате такой деятельности, но не менее 40 тысяч рублей. Исчисление величины штрафа исходя из суммы дохода в данном случае связано с невозможностью идентифицировать налогоплательщика и определить, какие налоги и в каком размере он должен был заплатить с сокрытой от налогообложения деятельности.

Если у налоговиков есть возможность определить размер налоговых обязательств компании, то организация привлекается к ответственности по ст. 122 за неуплату (неполную) уплату налогов.

[1]

Поскольку в рассмотренном деле налоговики смогли выявить сумму дохода, полученную компанией через «нелегальное» подразделение, и установили, что налоги были уплачены в бюджет в полном объеме, организация может быть привлечена к ответственности только за непредставление в инспекцию сведений, установленных налоговым законодательством, т.е. оштрафована на 200 рублей. Согласитесь, разница ощутима.

Новостная рассылка для бухгалтера

[3]

Ежедневно мы отбираем важные для работы бухгалтера новости, экономя ваше время.

Видео (кликните для воспроизведения).

Получайте бесплатную рассылку бухгалтерских новостей на электронную почту.

Источники


  1. Бредихин, А. Л. Правоведение. Учебное пособие / А.Л. Бредихин. — М.: Феникс, 2015. — 256 c.

  2. Смирнов, В. Н. Адвокатура и адвокатская деятельность / В.Н. Смирнов, А.С. Смыкалин. — М.: Проспект, Уральская государственная юридическая академия, 2015. — 320 c.

  3. Гамзатов, М.Г. Английские юридические пословицы, поговорки, фразеологизмы и их русские соответствия / М.Г. Гамзатов. — М.: СПб: Филологический факультет СПбГУ, 2004. — 142 c.
  4. Лазарев, В.В. Теория государства и права 5-е изд., испр. и доп. учебник для академического бакалавриата / В.В. Лазарев, С.В. Липень. — М.: Юрайт, 2016. — 521 c.
  5. Зайцева, Т. И. Нотариальная практика. Ответы на вопросы. Выпуск 3 / Т.И. Зайцева, И.Г. Медведев. — М.: Инфотропик Медиа, 2016. — 400 c.
Штраф за обособленное подразделение
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here