Репатриация валютной выручки

Важный материал на тему: "Репатриация валютной выручки" с профессиональной точки зрения. Если возникнут вопросы, вы всегда их можете задать дежурному юристу.

Глава 3. Репатриация резидентами иностранной валюты и валюты Российской Федерации (ст.ст. 19 — 21)

Информация об изменениях:

Наименование изменено с 14 апреля 2018 г. — Федеральный закон от 3 апреля 2018 г. N 64-ФЗ

Глава 3. Репатриация резидентами иностранной валюты и валюты Российской Федерации

См. схему «Валютное регулирование при осуществлении внешнеторговой деятельности»

>
Репатриация резидентами иностранной валюты и валюты Российской Федерации
Содержание
Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле»

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Репатриация резидентами иностранной валюты в РФ — это…

Репатриация иностранной валюты это зачисление валютной выручки резидентов или возврат не закрытых поставками валютных авансов резидентов на счета внутри страны. Подробнее о том, что представляет собой репатриация и в чем ее экономический смысл, читайте в этой статье.

Законодательное определение репатриации резидентами иностранной валюты и валюты РФ

О том, что такое репатриация иностранной валюты и валюты РФ для резидентов РФ, написано в ст. 19 закона «О валютном регулировании» от 10.12.2003 № 173-ФЗ. Упомянутая репатриация предусматривает 2 аспекта:

  • Резиденты — участники международных контрактов при осуществлении экспорта товаров обязаны обеспечить получение на свои счета в РФ выручки по таким контрактам. Причем данная выручка может быть как в инвалюте, так и в рублях РФ.
  • Резиденты — участники международных контрактов при заключении соглашений об импортных поставках должны обеспечить соответствие уплаченных зарубежным контрагентам сумм и фактической стоимости полученных по импорту товаров. Если же денег по контракту уплачено больше, чем получено товаров — «излишки» следует вернуть в РФ.

Требование о репатриации денежных средств — одна из основных возможностей госрегулирования валютного обращения, позволяющая ограничить отток денежных средств из страны. Поэтому в сфере репатриации валют действует комплекс ограничительных мер и контрольных процедур, установленный законодательством.

Обязанность по зачислению на счета резидентов валютной выручки

Помимо того что такая обязанность предусмотрена в законах, регулирующих валютные правоотношения в РФ, существует методика контроля со стороны органов и агентов валютного контроля.

Подробнее о структуре системы валютного контроля в РФ читайте: «ФЗ о валютном регулировании и валютном контроле».

Основными «инструментами» контроля со стороны государства являются:

  • Меры, налагающие ограничения на резидентов — участников внешнеторговой деятельности в части проведения транзакций по банковским счетам за рубежом. Например, российские юрлица не могут получать деньги за экспортированный товар напрямую на счета, открытые в иностранных банках. Для контроля за транзакциями резидентов по зарубежным счетам действует обязательный порядок информирования российских банков об открытых счетах и транзакциях (ст. 12 ФЗ № 173-ФЗ). Большинство ограничений отражено в федеральных законах и действует в отношении всех резидентов РФ.
  • Меры, связанные с оформлением сделок в банках — агентах валютного контроля в РФ. В первую очередь — это обязанность резидента по оформлению паспорта сделки в своем банке. Паспорт оформляется на каждый контракт и служит контрольной информацией не только для банка, но и для других сторон валютного контроля. Например, паспорт обязательно потребуют на таможне.

Зачем требуют паспорт сделки таможне, узнайте подробнее: «В чем суть валютного контроля в таможне».

Обязанность по возврату не закрытых поставками платежей

Эта обязанность, налагаемая на резидентов-импортеров, закрывает второй возможный путь вывода валют из РФ. Смысл этой меры в том, чтобы лишить участников внешнеэкономической деятельности возможности заключать подложные договоры, по которым из РФ будут выводиться деньги на зарубежные счета без реальных поставок соответствующих товаров в РФ.

В данном случае в качестве контрольных моментов:

  • тоже оформляются паспорта сделок по импортным контрактам;
  • действует система обмена информацией между органами и агентами валютного контроля, отслеживающими переводы денег и фактические поставки товаров (об этом также рассказывается в предлагаемой выше статье о валютном контроле на таможне).

Тенденции законодательства в сфере контроля и регулирования репатриации валют

Как уже разъяснялось выше, обязательная репатриация валютной выручки — это способ защиты финансовой системы государства от утекания денег за рубеж. Если рассмотреть проекты законов, разработанные и обсуждаемые в 2016 году, то можно сделать вывод о том, что меры по репатриации валютной выручки являются самым приоритетным направлением в законотворчестве в РФ.

В части обеспечения государством репатриации средств от экспортно-импортных контрактов с участием резидентов РФ законы будут все более детализироваться и ужесточаться.

Еще о перспективах валютного законодательства смотрите в материале «Изменения в валютном законодательстве с 2017 года».

Один из основных способов ограничить отток капиталов из страны — это репатриация иностранной валюты. Судя по принимаемым законам и рассматриваемым законопроектам, существует приоритетная тенденция по дальнейшему совершенствованию валютного законодательства РФ в данном вопросе.

ВЭД Legal: Практика поддержки внешнеэкономической деятельности «ТоргПромПраво»

Практика поддержки ВЭД «ТоргПромПраво» специализируется на международном торговом и предпринимательском праве Российской Федерации и осуществляет правовую защиту и сопровождение бизнеса в области контрактного, валютного, таможенного, антимонопольного и административного права.

Мы работаем по следующим направлениям:

🔘 Правовая поддержка международных перевозчиков и участников ВЭД

🔘 Возврат задержанных товаров и транспортных средств

🔘 Защита в судах и таможенных органах по административным, гражданским и уголовным делам

🔘 Освобождение от ответственности за нарушение таможенного, валютного и транспортного законодательства

🔘 Разшение спорных вопросов со страховыми компаниями

🔘 Взыскание долгов за фрахт

🔘 Правовой аудит компаний в сфере международных перевозок и внешнеэкономической деятельности

Часто задаваемые вопросы по ВЭД

Невозврат валютной и рублевой выручки по внешнеторговому контракту: суть правонарушения и правовые последствия. Как минимизировать риски.

Если российская компания заключила внешнеторговый контракт, то она отвечает за то, чтобы денежные средства от иностранного контрагента в РФ поступили вовремя и в полном объеме. Эта мера необходима для предотвращения утечки капиталов и предусмотрены достаточно жесткие санкции за нарушение порядка репатриации (возврата) валюты.

В каких случаях возникает ответственность за невозврат валютной выручки?
Состав правонарушения образуют как активные действия, так и бездействие российской стороны внешнеторгового контракта, в результате которого произошло:
Неполучение (или просрочка получения) на свои банковские счета иностранной валюты или валюты РФ, причитающейся за переданные иностранным контрагентам товары, работы или услуги;
Невозврат в РФ в установленный контрактом срок авансов, уплаченных нерезидентам.

Каков размер административной ответственности за невозврат валюты по контракту ВЭД?
Согласно ст. 15.25 КоАП РФ на сегодняшний день за неисполнение обязанности по возврату средств по контракту ВЭД резиденту грозит штраф:
— за просрочку получения оплаты, возврата авансов: в размере 1/150 от ключевой ставки ЦБ РФ от суммы денежных средств за каждый день просрочки. Данный штраф применяется, если на момент обнаружения правонарушения денежные средства возвращены, но с просрочкой;
— за неполучение оплаты, невозврат авансов в Россию: в размере от 75% до 100% суммы денежных средств, не возвращенных в Россию. Эта мера ответственности применяется, если на момент обнаружения правонарушения денежные средства не возвращены в полном объеме.

Читайте так же:  Коды валют

Когда наступает уголовная ответственность за невозврат валютной выручки?
Уголовная ответственность за уклонение от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации установлена статьей 193 УК РФ.
Лица, по вине которых произошел невозврат (незачисление) выручки по внешнеторговым контрактам, могут быть привлечены к уголовной ответственности, если общая сумма невозвращенной выручки (в совокупности по всем контрактам ВЭД) в течение года превысит девять миллионов рублей.
Отягчающими обстоятельствами являются:
— совершение правонарушения группой лиц;
-невозврат выручки в сумме более 45 миллионов рублей;
-использование фиктивных документов;
— использование специально созданного фиктивного юридического лица.
За такие правонарушения предусмотрено максимальное наказание в виде лишения свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей. При отсутствии отягчающих обстоятельств: штраф в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей, принудительные работы на срок до трех лет, либо лишение свободы на срок до трех лет.
Читайте подробности об уголовной ответственности по ст. 193 УК РФ>>>

Что делать, если нарушения сроков возврата валютной выручки не избежать?
Коммерческая деятельность, в том числе внешнеторговая, всегда сопряжена с предпринимательским риском. Поэтому могут ситуации, когда своевременное исполнение иностранным контрагентом своих обязательств по контракту невозможно.
По общему правилу, сегодня в РФ действует правило о презумпции вины российской стороны контракта в невозврате выручки. Т.е. именно эта сторона должна доказать, что предприняла все необходимые меры с целью обеспечения возврата валюты.
Рекомендуем придерживаться нижеизложенных правил.

Правило № 1. Заблаговременно договориться об изменении сроков. Если стало известно, что обязательства не будут исполнены иностранным контрагентом вовремя, следует согласовать с ним новый срок и подписать соответствующее дополнительное соглашение. Крайне важно, чтобы дополнительное соглашение было заключено до наступления просрочки. В случаях, когда контракт зарегистрирован в банке, до наступления просрочки следует предоставить соглашение об изменении сроков в банк. Если такая информация в банк не поступит до просрочки, в дальнейшем организация может быть привлечена к административной ответственности, даже если покажет при проверке соглашение об изменении сроков.

Правило № 2. Своевременное принятие мер по досудебному урегулированию спора. Как только возникла просрочка, в этот же день, нужно составить претензию в строгом соответствии с контрактом и направить ее в адрес иностранного контрагента. Претензия должна отправляться по адресу, указанному в контракте, с документальным подтверждением получения. Отправки по факсу, электронной почте, как правило, недостаточно. В претензии истребовать неустойку, предусмотренную контрактом.

Правило №3. По истечении срока досудебного урегулирования незамедлительно подавать в суд. Это необходимо, даже если ведется переписка об отсрочке. Или есть информация о том, что иностранный контрагент пропал, прекратил деятельность и т.п. Иначе штрафа избежать не удастся.
Подавать в суд не нужно, если:
— оформлено дополнительное соглашение об изменении сроков;
— имеются апостилированные документы о прекращении деятельности контрагента без правопреемства.

[1]

Обращаем внимание, что приведенная в данной статье информация носит обобщенный характер и в каждом конкретном случае требуется индивидуальная оценка документов и обстоятельств.

Практика «ВЭД Legal» специализируется на правовом сопровождении контрактов ВЭД. Юристы со статусом адвоката, специализирующиеся в сфере ВЭД, помогут составить контракт и организовать работу в сфере ВЭД. По выявленным правонарушениям адвокаты сопровождают административные и уголовные дела, связанные с невозвратом валютной выручки.

Контактный телефон: +7 (495) 230-11-77

Репатриация валютной выручки

27.08.2018
Минфин опубликовал новую редакцию законопроекта по либерализации валютного контроля в части репатриации рублевой валютной выручки и счетов за рубежом

Минфин опубликовал первый законопроект из пакета по либерализации валютного контроля

Законопроект о внесении изменений в закон «О валютном регулировании и валютном контроле» вчера опубликован на сайте regulations.gov.ru. По данным “Ъ”, это первый законопроект о валютной либерализации, подготовленный Минфином, впрочем, другие идеи ведомства на этот счет пока неизвестны, а сам проект полноценной валютной либерализацией считаться вряд ли может. Законопроект касается двух аспектов валютного контроля — валютного контроля операций в рублях и использования физлицами зарубежных счетов.

В случае с рублями идея Минфина радикальна: проект фактически отменяет необходимость возврата (репатриации) выручки по внешнеторговым контрактам в случае, если они исполняются в валюте Российской Федерации. «Репатриация денежных средств в валюте РФ является одной из причин, препятствующих экспансии российского бизнеса за рубежом, а также достижению макроэкономических целей снижения оттока капитала и стабильности валютного курса. В связи с этим предлагается отменить репатриацию экспортной выручки в рублях при осуществлении внешнеторговых расчетов между резидентами и нерезидентами»,— пояснили в пресс-службе ведомства: поправки подготовлены «в рамках решения задачи снижения административной нагрузки на экспортеров, что позволяет создать более комфортные условия для расширения несырьевого экспорта из РФ».

Вероятность беспроблемной отмены части валютного контроля для рублей, очевидно, велика — под флагом расширения использования рубля во внешнеторговых расчетах. Исключение, исходя из текста документа, сделано для резидентов, «являющихся участниками бюджетного процесса федерального уровня», ФГБУ и ФГУП — работающих через счета казначейства. Возможные последствия отмены репатриации рублей пока сложно оценить. Теоретически это может улучшить возможности для бизнеса за пределами РФ «дочек» российских банков и увеличить обороты российской валюты в ЕС и Китае при экспортных сделках. Вряд ли происходящее быстро повлияет на практику экспорта нефти, газа, нефтепродуктов и металла из РФ — эти рынки существуют в «долларовом» режиме десятилетиями.

Вторая идея Минфина — распространять режим счетов (вкладов) в иностранных банках на «иные организации финансового рынка». Очевидно, что в первую очередь речь идет о небанковских кредитных организациях, брокерах и фондах. Но с реализацией этого положения могут возникнуть разногласия: определение «организаций финансового рынка» в РФ не всегда совпадает с определениями других юрисдикций.

В случае с физлицами ключевой момент законопроекта Минфина — снятие требования зачисления средств от нерезидентов на счета, открытые за пределами РФ, только через «уполномоченные банки», то есть банки РФ с валютной лицензией. Проект прямо предполагает возможность зачисления (в этом случае только на иностранные банковские счета физлиц-резидентов) «без ограничений» денежных средств от нерезидентов — в случае, если банки расположены в государствах-членах ОЭСР и FATF и это государство обменивается с ФНС России в автоматическом режиме информацией по многостороннему соглашению от 29 октября 2014 года или другим договорам. Списки «разрешенных» юрисдикций будет публиковать ФНС на своем сайте. Физлицам-резидентам также разрешается напрямую, а не через российские банки, получать на зарубежные счета выигрыши (например, в лотерею) и доходы от продаж драгметаллов с «металлических» счетов.

Режим информирования ФНС о счетах физлиц и движении средств по ним также предполагается несколько упростить. Для граждан РФ, проживающих за пределами РФ более 183 дней в году, уведомления предполагается отменить вообще. Для физлиц — «полноценных» резидентов России ФНС не придется уведомлять о движении средств в случае, если на таком счете остается менее 600 тыс. руб. (или эквивалента в валюте) или в год общий объем операций по этому счету не превышал ту же сумму.

Источник: Коммерсантъ, iccwbo.ru 17.08.2018

? ► Комплексные
правовые вопросы ВЭД

? ► Коммерческие
условия контрактов

? ► Валютные
операции в банках

? ► Таможенное
оформление товаров

? ► Налогообложение
при ведении ВЭД

? ► Лингвистические
и двуязычные вопросы

? ► Особенности
ВЭД с Испанией

Читайте так же:  Как посчитать неиспользованный отпуск при увольнении
24.09.2019
Кемеровские таможенники совместно с МВД и УФНС выявили неполучение валютной выручки за экспорт сои по фиктивным договорам на 850 млн. руб. с попыткой ликвидации компании-экспортера

Аналитические правовые услуги по ВЭД, счетам за рубежом, КИК, Испании
Описание услуг на сайте не является публичной офертой услуг
Правовое бюро «Проект-ВС» (Москва) • 2001-2019 • Контакты
© Автор сайта: Славинский В. Ч. Все права сохранены

Репатриация валютной выручки

Николай Пиксин, адвокат, партнер, Международная юридическая фирма CMS Hasche Sigle.

Тарас Оксюк, адвокат, Международная юридическая фирма CMS Hasche Sigle.

С принятием Федерального закона от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (в ред. от 29 июня 2004 г., далее — Закон) существенные изменения претерпел институт репатриации валютной выручки российскими резидентами, призванный предотвратить «бегство капиталов» из России и обеспечить ликвидность валютного рынка и стабильность курса рубля. Участникам гражданского оборота важно четко знать, в чем состоят требования к порядку репатриации валютной выручки, в том числе при проведении посреднических внешнеторговых операций. В противном случае резиденты несут существенные экономические и правовые риски.

Обязанность по репатриации валютной выручки

Данная обязанность определена ст. 19 Закона и имеет два аспекта.

Первый связан с обязанностью резидента при осуществлении внешнеторговой деятельности обеспечить в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами (контрактами), получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты РФ, причитающейся в соответствии с условиями указанных договоров (контрактов) за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданные им информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (пп. 1 п. 1 ст. 19 Закона).

Следует обратить внимание на понятие выручки, на которую распространяется обязанность по репатриации. Такой выручкой являются поступления в пользу резидентов по внешнеторговым договорам за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданные им информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (п. 3 ст. 21 Закона). Таким образом, обязанность по репатриации не распространяется на те поступления в пользу резидента из-за рубежа, основой получения которых не является внешнеторговый контракт. Примером таких поступлений могут служить дивиденды, причитающиеся резиденту от участия в иностранных компаниях, поскольку юридическим фактом, из которого возникает право резидента на получение дивидендов, является не внешнеторговый договор, а участие резидента в уставном капитале иностранного юридического лица.

Данное определение подлежащей репатриации валютной выручки через основание ее получения является новеллой валютного законодательства. Ранее действовавший Закон РФ от 9 октября 1992 г. N 3615-1 «О валютном регулировании и валютном контроле» (п. 1 ст. 5) такого признака репатриируемой выручки не предусматривал, и обязанность по репатриации по общему правилу распространялась на все виды поступлений резидента в иностранной валюте.

Вторым аспектом обязанности по репатриации является обязанность резидента возвратить в РФ денежные средства, уплаченные нерезидентам за не ввезенные на таможенную территорию РФ (не полученные на таможенной территории РФ) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги, непереданные информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (пп. 2 п. 1 ст. 19 Закона). Данное правило применяется при иной структуре договорных отношений, чем та, которая касается первого аспекта обязанности по репатриации. Если в первом случае покупателем товаров, заказчиком работ или услуг выступал нерезидент, обязанный их оплатить, то здесь покупателем (заказчиком), несущим обязанность по оплате, является резидент.

При рассмотрении любого из аспектов обязанности по репатриации выручки следует учесть срок, в течение которого резидент должен исполнить обязанность по зачислению денежных сумм на банковские счета в уполномоченных банках. Им в соответствии с п. 1 ст. 19 Закона является срок, предусмотренный внешнеторговым договором (контрактом) для исполнения обязанностей нерезидентом по оплате товаров, работ, услуг или исключительных прав (в случае рассмотрения первого аспекта репатриации) и для поставки нерезидентом товаров, выполнения работ и оказания услуг (в случае рассмотрения второго аспекта репатриации).

Ранее согласно п. 2 Указа Президента РФ от 21 ноября 1995 г. N 1163 «О первоочередных мерах по усилению системы валютного контроля в РФ» такой срок жестко устанавливался исключительно по экспортным контрактам на поставку товаров и только в отношении обязанности по возврату ранее переведенных в оплату товаров сумм и составлял 90 календарных дней с даты оплаты товаров, если иное не было установлено ЦБ. Таким образом, сейчас требования Закона о сроке репатриации валютной выручки более либерально для резидентов в плане экспорта товаров. Резидент и нерезидент сегодня имеют возможность предусмотреть в договоре более длительный, нежели 90 дней, срок для оплаты товаров нерезидентом (с учетом, разумеется, требований ст. 7 Закона).

Формально Указ Президента N 1163 до сих пор не отменен. Однако в настоящее время он не может применяться как противоречащий Закону (ч. 3 ст. 90 Конституции РФ), и суды при разрешении спора по вопросам репатриации валютной выручки должны следовать положениям нормативного акта, имеющего большую силу, — Закона, а не нормам Указа Президента РФ (ч. 2 ст. 13 АПК РФ).

Из правила есть исключения

Из общего правила об обязательной репатриации валютной выручки ст. 19 Закона установлены 4 исключения. Следует иметь в виду, что их перечень является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию.

Итак, резиденты вправе не зачислять на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранную валюту или валюту РФ в следующих случаях:

а) при зачислении валютной выручки на счета юридических лиц — резидентов или третьих лиц в банках за пределами территории РФ — в целях исполнения обязательств юридических лиц — резидентов по кредитным договорам и договорам займа с организациями-нерезидентами, являющимися агентами правительств иностранных государств, а также по кредитным договорам и договорам займа, заключенным с резидентами государств — членов ОЭСР или ФАТФ на срок свыше 2 лет (пп. 1 п. 2 ст. 19 Закона).

Видео (кликните для воспроизведения).

Таким образом, если, например, в настоящее время российская и германская компании заключают договор займа на срок более 2 лет, то компания — резидент РФ вправе использовать свою выручку по внешнеторговому контракту для погашения задолженности по договору займа, перечисляя их сразу на заимодавца либо сначала на свой счет в зарубежном банке, а потом — на счет заимодавца. Разумеется, в связи с этим возникает вопрос о контроле за совершением компаниями — резидентами РФ таких операций для избежания ситуаций необоснованного оставления валютной выручки за рубежом под надуманным предлогом исполнения обязательств по договорам займа. Механизм контроля предусмотрен гл. 2 Инструкции ЦБ от 15 июня 2004 г. N 117-И и включает в себя в том числе открытие резидентом паспорта сделки по такому договору займа, а также предоставление им уполномоченному банку справок о расчетах через счета за рубежом по договору займа;

б) при оплате заказчиками (нерезидентами) местных расходов резидентов, связанных с сооружением резидентами объектов на территориях иностранных государств (пп. 2 п. 2 ст. 19 Закона). Данное правило действует на период строительства, по окончании которого оставшиеся средства подлежат переводу на счета резидентов, открытые в уполномоченных банках;

в) при использовании иностранной валюты, получаемой резидентами от проведения выставок, спортивных, культурных и иных аналогичных мероприятий за пределами РФ, для покрытия расходов по их проведению (пп. 3 п. 2 ст. 19 Закона). Данное исключение действует в период проведения этих мероприятий;

Читайте так же:  Торговый сбор

г) при проведении зачета встречных требований по обязательствам между нерезидентами и резидентами, являющимися транспортными организациями, или между нерезидентами и резидентами, осуществляющими рыбный промысел за пределами таможенной территории РФ (пп. 4 п. 2 ст. 19 Закона). На данное основание следует обратить особое внимание.

По ранее действовавшему законодательству проведение зачета требований по внешнеторговым контрактам, служившее основанием для незачисления валютной выручки в РФ, допускалось в любом случае при наличии разрешения ЦБ, даже если расчеты производились в валюте РФ. (См.: П. 1 Обобщения практики применения нормативных актов ЦБ по вопросам валютного регулирования // Вестник Банка России. 2001. N 31. 16 мая.) В настоящее время возможность проведения зачета по внешнеторговым контрактам существует только для российских резидентов, оказывающих транспортные услуги или занятых в сфере рыбного промысла. В любых иных случаях проведение зачета недопустимо, несмотря на положения ст. 410 ГК РФ. Данный случай является ярким примером того, как нормы частного права не могут применяться, как противоречащие публичному праву.

Резидент за репатриацию в ответе

Согласно ч. 4 ст. 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по получению на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты РФ, причитающихся за переданные нерезидентам товары, выполненные для нерезидентов работы, оказанные нерезидентам услуги либо за переданные нерезидентам информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц и юридических лиц в размере от 3/4 до 1 размера суммы денежных средств, не зачисленных на счета в уполномоченных банках.

Невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по возврату в РФ денежных средств, уплаченных нерезидентам за не ввезенные на таможенную территорию РФ (не полученные на таможенной территории РФ) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги либо за непереданные информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, влечет согласно п. 5 ст. 15.25 КоАП РФ наложение административного штрафа на должностных лиц и юридических лиц в размере от 3/4 до 1 размера суммы денежных средств, не возвращенных в РФ.

Однако на практике привлечение резидентов к ответственности по п. 2 или п. 3 ст. 15.25 КоАП РФ порождает массу вопросов. Например, подлежит ли ответственности компания-резидент, если все ее попытки вернуть в РФ ранее уплаченные суммы по неисполненному внешнеторговому контракту не увенчались успехом в силу отказа нерезидента-контрагента от исполнения обязанности по возврату сумм? Подлежит ли юридическое лицо — резидент ответственности за неисполнение обязанности по репатриации выручки, если нерезидент просто не платит за переданные ему товары, выполненные работы или оказанные услуги?

В таких ситуациях должны применяться подходы, выработанные в правоприменительной практике, в том числе и судебно-арбитражной, в период действия еще прежнего валютного законодательства.

Согласно ст. 2.1 КоАП РФ необходимым признаком состава административного правонарушения является вина лица. Согласно п. 2 этой же статьи юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАПом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Таким образом, при решении вопроса о привлечении резидента к ответственности следует разрешить вопрос: были ли приняты им все необходимые разумные и достаточные меры для обеспечения репатриации выручки на каждой стадии подготовки, заключения, исполнения договора и взыскания задолженности? В частности, при решении вопроса о привлечении его к ответственности за невозврат в РФ сумм, уплаченных по неисполненным импортным контрактам, могут быть приняты во внимание следующие факторы:

  1. На стадии преддоговорной подготовки. Выяснение через ТПП, торговое представительство, официальные органы страны иностранного партнера либо иными способами его надежности и деловой репутации.
  2. На стадии заключения контракта. Внесение в договор способа обеспечения исполнения обязательств в зависимости от надежности и деловой репутации партнера (неустойка, поручительство, залог, задаток и т.д.).
  3. Применение таких форм расчета по договору, которые исключают риск неисполнения обязательств нерезидента по поставке товаров, выполнению работ и оказанию услуг (оплата после исполнения обязательств нерезидентом, оплата с использованием аккредитива и т.д.).
  4. Разработка механизма разрешения возможных разногласий с четким указанием сроков досудебных способов защиты нарушенных прав и указанием, какой судебный орган будет рассматривать возникший спор.
  5. После неисполнения или ненадлежащего исполнения контрагентом обязательств. Ведение претензионной работы, предъявление после ответа на претензию или истечения срока ответа искового заявления в судебные органы с требованием о поставке неввезенных товаров или взыскании с контрагента их стоимости.

Таким образом, если резидент, в отношении которого нерезидент не исполняет обязательства по оплате или возврату средств, предпринял все разумные и необходимые меры для исключения ситуации невозможности репатриации выручки (возврата) уплаченных по неисполненному контракту сумм, то его вина в нерепатриации выручки в РФ отсутствует. Следовательно, отсутствует и состав административного правонарушения как основание для привлечения лица к ответственности Вопрос о достаточности принятых мер решается органом валютного контроля и судом в каждом конкретном случае с учетом всех обстоятельств дела.

Любопытной является ситуация, когда нерезидент исполняет обязанность по передаче товаров представителю резидента за пределами РФ, а потом товары оказываются утраченными (уничтоженными) в силу форс-мажорных обстоятельств или выбывают из владения резидента (его представителей) в силу действий (актов) компетентных органов иностранного государства (например, реквизиции, конфискации и т.д.), вследствие чего такие товары не могут быть ввезены в РФ. Представляется, что в таком случае вина резидента в невозврате уплаченных сумм отсутствует, равно как и основания для предъявления требований нерезиденту о возврате уплаченных сумм резиденту, поскольку поставщик-нерезидент надлежащим образом исполнил свои обязательства по поставке товаров.

Глава 3. Репатриация резидентами иностранной валюты и валюты российской федерации и обязательная продажа части валютной выручки

Статья 19. Репатриация резидентами иностранной валюты и валюты Российской Федерации

1. При осуществлении внешнеторговой деятельности резиденты, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, обязаны в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами (контрактами), обеспечить:

1) получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающейся в соответствии с условиями указанных договоров (контрактов) за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданные им информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них;

2) возврат в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за неввезенные на таможенную территорию Российской Федерации (неполученные на таможенной территории Российской Федерации) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги, непереданные информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них.

2. Резиденты вправе не зачислять на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранную валюту или валюту Российской Федерации в следующих случаях:

1) при зачислении валютной выручки на счета юридических лиц — резидентов или третьих лиц в банках за пределами территории Российской Федерации — в целях исполнения обязательств юридических лиц — резидентов по кредитным договорам и договорам займа с организациями-нерезидентами, являющимися агентами правительств иностранных государств, а также по кредитным договорам и договорам займа, заключенным с резидентами государств — членов ОЭСР или ФАТФ на срок свыше двух лет;

Читайте так же:  Отчисления в фонды

2) при оплате заказчиками (нерезидентами) местных расходов резидентов, связанных с сооружением резидентами объектов на территориях иностранных государств, — на период строительства, по окончании которого оставшиеся средства подлежат переводу на счета резидентов, открытые в уполномоченных банках;

3) при использовании иностранной валюты, получаемой резидентами от проведения выставок, спортивных, культурных и иных аналогичных мероприятий за пределами территории Российской Федерации, для покрытия расходов по их проведению — на период проведения этих мероприятий;

Положения пункта 4 части 2 статьи 19 (в редакции Федерального закона от 30.12.2006 N 267-ФЗ) применяются к правоотношениям, возникшим с 1 января 2007 года (статья 2 Федерального закона от 30.12.2006 N 267-ФЗ).

4) при проведении зачета встречных требований по обязательствам между осуществляющими рыбный промысел за пределами таможенной территории Российской Федерации резидентами и нерезидентами, оказывающими за пределами таможенной территории Российской Федерации услуги указанным резидентам по заключенным с ними агентским договорам (соглашениям), а также между транспортными организациями — резидентами и нерезидентами, оказывающими за пределами таможенной территории Российской Федерации услуги указанным резидентам по заключенным с ними договорам (соглашениям), а также при проведении зачета встречных требований по обязательствам между транспортными организациями — резидентами и нерезидентами в случае, если расчеты между ними осуществляются через специализированные расчетные организации, созданные международными организациями в области международных перевозок, членами которых являются такие транспортные организации — резиденты;

(в ред. Федеральных законов от 18.07.2005 N 90-ФЗ, от 30.12.2006 N 267-ФЗ)

5) при проведении зачета встречных требований по обязательствам, вытекающим из договоров перестрахования или договоров по оказанию услуг, связанных с заключением и исполнением договоров перестрахования, между нерезидентом и резидентом, являющимися страховыми организациями или страховыми брокерами;

(п. 5 введен Федеральным законом от 18.07.2005 N 90-ФЗ)

Положения пункта 6 части 2 статьи 19, введенного Федеральным законом от 30.12.2006 N 267-ФЗ, применяются к правоотношениям, возникшим с 1 января 2007 года (статья 2 Федерального закона от 30.12.2006 N 267-ФЗ).

6) при зачислении валютной выручки на счета транспортных организаций — резидентов в банках за пределами территории Российской Федерации — в целях оплаты возникающих у таких транспортных организаций за пределами территории Российской Федерации расходов, связанных с оплатой аэронавигационных, аэропортовых, портовых сборов и иных обязательных сборов на территориях иностранных государств, расходов, связанных с обслуживанием находящихся за пределами территории Российской Федерации воздушных, речных, морских судов и иных транспортных средств таких транспортных организаций и их пассажиров, а также расходов для обеспечения деятельности находящихся за пределами территории Российской Федерации филиалов, представительств и иных подразделений таких транспортных организаций.

(п. 6 введен Федеральным законом от 30.12.2006 N 267-ФЗ)

3. Иностранная валюта, зачисленная в соответствии с пунктами 1 и 3 части 2 настоящей статьи на счета резидентов или третьих лиц в банках за пределами территории Российской Федерации, должна быть использована в целях исполнения резидентами своих обязательств, предусмотренных соответственно пунктами 1 и 3 части 2 настоящей статьи, либо переведена на счета резидентов, открытые в уполномоченных банках.

Статья 20. Паспорт сделки

1. Центральный банк Российской Федерации в целях обеспечения учета и отчетности по валютным операциям в соответствии с настоящим Федеральным законом может устанавливать единые правила оформления резидентами в уполномоченных банках паспорта сделки при осуществлении валютных операций между резидентами и нерезидентами.

2. Паспорт сделки должен содержать сведения, необходимые в целях обеспечения учета и отчетности по валютным операциям между резидентами и нерезидентами. Указанные сведения отражаются в паспорте сделки на основании подтверждающих документов, имеющихся у резидентов.

3. Паспорт сделки может использоваться органами и агентами валютного контроля для целей осуществления валютного контроля в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Статья 21. Действовала до 1 января 2007 года. — Абзац 1 части 3 статьи 26 данного Федерального закона.

Репатриация валютной выручки — обязательность возврата

Репатриация в валютном законодательстве

Какого-то специфического смысла в слово «репатриация» законодателем не вкладывается. Оно имеет то же значение, что и других случаях, — возвращение на родину (в переводе с латинского языка).

Не давая понятия этого термина, законодатель установил обязанность, связанную с репатриацией, закрепив ее в ст. 19 закона «О валютном регулировании…» от 10.12.2003 № 173-ФЗ (далее — закон № 173).

Данная обязанность возлагается на участников гражданского оборота, осуществляющих внешнеторговые сделки. При этом такие участники должны быть резидентами РФ и обязаны обеспечить:

  1. Получение предусмотренных международным договором денег от контрагента-нерезидента за услуги, работы или товары, которые такой контрагент получил. Денежные средства должны быть перечислены на банковский счет резидента в банке РФ.
  2. Возвращение в Россию денег, которые ранее были перечислены резидентом своему контрагенту, являющемуся нерезидентом, за определенные соответствующим договором услуги, товары, работы, если контрагент не исполнил свои обязательства, то есть не ввез в РФ товар, не оказал на территории РФ услуги, не произвел работы, которые должен был сделать в соответствии с условиями заключенного договора.
  3. Получение на свои счета валюты, причитающейся в соответствии с договорами займа.

При этом обязанность по репатриации считается выполненной, если резидент РФ обеспечил поступление денежных средств при неисполнении контрагентом своих обязательств путем страхования рисков, либо установления обеспечения выполнения договора, а также в случае, когда резидент включен иностранным государством в санкционный список (п.п. 4, 4.1, 4.2 закона № 173).

Обязательная продажа валютной выручки: сколько составляет ее размер для резидентов

До 2007 года в законе № 173 действовала ст. 21, предусматривавшая такое понятие, как обязательная продажа валютной выручки (ее части). Суть этого обязательства заключалась в том, что резидент, получивший причитающиеся ему деньги по контракту от контрагента-нерезидента был обязан часть этих средств, выраженных в иностранной валюте, продать, то есть купить рубли. Затем статья 7 была исключена, однако заголовок главы 3 закона № 173 по-прежнему содержал фразу «обязательная продажа». Указанная фраза была удалена из закона № 173-ФЗ 3 апреля 2018г.

В настоящее время порядок и условия обязательной продажи установлены инструкцией Банка России от 30.03.2004 № 111-И, которая применяется в части, не противоречащей действующему законодательству (см. письмо Банка России от 06.08.2007 № 36).

Часть валютной выручки, подлежащая непременной реализации, определяется в процентах, определяемых Центробанком. В настоящее время уже много лет (с марта 2006 года) эти проценты равняются 0, то есть резидент, получивший валютную выручку, не обязан продавать ее часть, а может перевести ее полную сумму на свой валютный счет. До этого участники внешнеторговых отношений (резиденты РФ) должны были продавать 25, а чуть позже 10% от дохода в иностранной валюте.

Порядок обязательной продажи части валютной выручки: подлежит ли он применению

Этот порядок определен в гл. 3 инструкции №111-И и выглядит он следующим образом:

  1. Банк в течение 1 дня после даты поступления денег на транзитный счет сообщает клиенту-резиденту об этом. Ему направляется уведомление по установленной форме и выписка со счета, из которой видна сумма поступления.
  2. Клиент, на счет которого поступили деньги в иностранной валюте, делает распоряжение банку о продаже части валюты, а затем о перечислении денег. То есть рубли, полученные от обязательной продажи, перечисляются на рублевый счет, а оставшаяся иностранная валюта — на валютный счет.
  3. Одновременно с распоряжением клиент представляет в банк справку, в которой указывается поступившая в иностранной валюте сумма и валютная операция, по которой эта сумма поступила. Ее форма установлена Инструкцией Банка России от 16.08.2017 № 181-И «О порядке представления…».
  4. Банк, получив распоряжение клиента и справку, проверяет правильность суммы, которая подлежит продаже, а если она указана верно, то депонирует ее на специальный счет. Оставшаяся часть валюты в это же время переводится на валютный счет резидента.
  5. В последующие 2 дня после депонирования банк обязан продать валюту.
Читайте так же:  Изменение фамилии в кадровых документах

ВАЖНО! Учитывая, что закон № 173 не предусматривает обязательной продажи вовсе, а Банк Росси установил размер обязательной продажи валютной выручки резидентов в размере 0%, указанный порядок в настоящее время не применяется.

Когда возврат валютной выручки не обязателен

В п. 2 ст. 19 закона № 173 предусмотрен исчерпывающий перечень случаев, когда резидент имеет право не производить возврат валютной выручки:

  1. Если валюта была перечислена на банковские счета за рубежом с целью погашения займов и кредитов, полученных у нерезидентов.
  2. Когда нерезидент-заказчик оплачивает траты резидента по возведению объектов на территории иностранного государства.
  3. Когда валюта получена резидентом РФ от проведения всевозможных культурных мероприятий за рубежом и предназначена для покрытия трат на их поведение.
  4. При зачете встречных требований, которые проводятся за рубежом между резидентами, осуществляющими рыбный промысел, и нерезидентами, оказывающими им соответствующие агентские услуги. Это же основание применяется при взаиморасчетах между транспортными компаниями-резидентами и их контрагентами-нерезидентами, оказывающими тем услуги.
  5. Когда взаимозачет совершается между страховыми организациями по договорам страхования.
  6. Если зачисление валюты произошло на счета транспортных компаний в зарубежные банки, а цель такого зачисления — оплата услуг, сборов, иных расходов.
  7. При взаимозачетах, проводимых между участниками договора по экспорту природного газа.

Законом «О внесении изменений…» от 03.04.2018 № 64-ФЗ с 14.04.2018 вводятся еще 3 основания:

  • При предоставлении нерезиденту займа на добычу полезных ископаемых при условии, что возврат займа зависит от объема добычи ископаемых или размера выручки от их продажи.
  1. При взаимозачетах по договорам займа.
  2. При невозврате средств денежного займа, предоставленного нерезиденту на осуществление инновационной деятельности.

Штраф за нарушение требований валютного законодательства

Валютная выручка подлежит обязательной репатриации, кроме оговоренных выше случаев. Штраф за репатриацию валютной выручки, произведенную с опозданием или иным нарушением, а также за ее невозвращение предусмотрен ст. 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ.

Категория административного нарушения

Размер штрафа

Ст. КоАП

Нарушение срока репатриации за оказанные нерезидентам услуги, поставленный товар и т. д.

1/150 ставки рефинансирования за каждый день — на сумму, перечисленную с опозданием

От 75 до 100% штраф будет наложен на сумму, которая не перечислена на счета

На должностное лицо от 20 000 до 30 000

Нарушение резидентом сроков своих обязательств по обеспечению поступления валютной выручки в определенной Правительством РФ доле (по контрактам с паспортом сделки)

На организации и ИП — от 40 000 до 50 000 руб.

На должностных лиц — от 20 000 до 30 000 руб.

Невозвращение резидентом уплаченных денег в определенный срок за товары, работы, услуги, которые, соответственно, не были поставлены, выполнены, оказаны нерезидентом

1/150 ставки рефинансирования за каждый день — на сумму, перечисленную с нарушением срока

[2]

От 75 до 100% — штраф от невозвращенной суммы

На должностных лиц — от 20 000 до 30 000 руб.

В тех случаях, когда размер невозвращенных денег больше 9 млн руб., виновное лицо может быть привлечено к уголовной ответственности по ст. 193 Уголовного кодекса РФ.

Вина в невозврате денег в РФ

Рассматривая дела по данным правонарушениям, суды должны выяснять, имелось ли событие административно-наказуемого деяния и содержится ли в действиях (бездействии) организации и должностных лиц вина, какова ее степень.

К рассматриваемой категории дел, так же как и к иным, применяются положения ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ. Так, если компания, обязанная осуществить репатриацию денег в срок, не выполнит свои обязательства, хотя у нее будет для этого реальная возможность, а также не предпримет всех необходимых мероприятий по возврату денег и предотвращению нарушения закона, она будет считаться виновной (см., например, постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 27.04.2010 по делу № А47-6629/2009).

Чтобы организацию не привлекли к ответственности за невозврат денег в РФ, можно предпринять следующие действия:

  1. Заранее предусмотреть в заключаемом договоре санкции к контрагенту за задержку в перечислении денежных средств (неустойку, штраф и т. п.). Это будет в будущем свидетельствовать о стремлении принять разумные и достаточные меры для побуждения контрагента к исполнению обязанностей (см. постановление президиума ВАС РФ от 28.04.2009 № 15714/08).
  2. Незамедлительно после нарушения обязательств контрагентом выслать ему соответствующую претензию. Вкупе с другими мероприятиями резидента она будет свидетельствовать о его невиновности (см. постановление ВС РФ от 19.05.2015 № 309-АД15-4149).
  3. При игнорировании требований, указанных в претензии, подать иск в судебные инстанции.

Методические рекомендации по исключению ответственности за невозвращение валютной выручки

Невиновность организации в невозврате валютной выручки, когда иностранным государством введены ограничительные меры, следствием которых является невозможность репатриации, может быть подтверждена сертификатом. Этот документ может выдать Торгово-промышленная палата РФ (см. письмо Минфина России от 12.08.2015 № 07-05-08/46382).

Еще одним документом, на который следует опираться при ведении внешнеторговых отношений и спорах с органами валютного контроля, является приказ Росфиннадзора от 28.09.2015 № 369. Им утверждены Методические рекомендации, в соответствии с которыми должны устанавливаться обстоятельства, исключающие ответственность по ст. 15.25 КоАП.

Так, помимо указанного выше принципа невиновности, можно отметить следующие моменты, указанные в этих рекомендациях:

  1. Отсутствие состава адм. правонарушения исключает производство по делу. Так, если задержка в перечислении возникла из-за действий кредитных учреждений, в том числе Внешэкономбанка, то административная ответственность не наступает.
  2. Резидент считается выполнившим требования закона, если обеспечил перечисление денег на свой счет от страховой компании по договору страхования рисков невыполнения обязательств его контрагентом-нерезидентом. В данном случае анализу подлежит соответствующий договор страхования.
  3. Также резидент считается исполнившим свои обязательства, если им было передано право требования денег с нерезидента финансовому агенту.

Таким образом, ответ на вопрос «что это — репатриация валютной выручки?» таков: это не только часть валютно-денежной политики страны, но и средство воздействия на хозяйствующие субъекты, осуществляющие международную деятельность. Воздействие это заключается в стимулировании таких субъектов к добросовестному, разумному и ответственному поведению при проведении валютных операций с нерезидентами под страхом применения административной и уголовной ответственности.

Видео (кликните для воспроизведения).

Статья оказалась полезной? Подписывайтесь на наш канал RUSЮРИСТ в Яндекс.Дзен!

Источники


  1. Перевалов, В.Д. Теория государства и права / ред. В.М. Корельский, В.Д. Перевалов. — М.: Норма; Издание 2-е, испр. и доп., 2003. — 616 c.

  2. Розен, Александр Прения сторон. Времена и люди / Александр Розен. — М.: Советский писатель. Ленинградское отделение, 2013. — 589 c.

  3. Скрынник, А. М. Правоведение / А.М. Скрынник. — М.: Мини Тайп, 2013. — 352 c.
  4. Кабинет и квартира В.И. Ленина в Кремле. Набор из 8 открыток. — М.: Изогиз, 2016. — 297 c.
  5. Комментарий к Федеральному закону «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (постатейный). — М.: Деловой двор, 2011. — 120 c.
Репатриация валютной выручки
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here