Реформа осаго

Важный материал на тему: "Реформа осаго" с профессиональной точки зрения. Если возникнут вопросы, вы всегда их можете задать дежурному юристу.

Депутаты усомнились в части новаций «автогражданки»

Финансовый комитет Госдумы рекомендовал палате принять в первом чтении законопроект, запускающий новый этап реформы ОСАГО. Речь, в частности, идет о введении новых коэффициентов к цене страховки, привязанных к стилю вождения и к частоте грубых нарушений правил дорожного движения. В Госдуме эти надбавки, предоставляющие компаниям больше свободы при определении цены полиса, уже назвали «коэффициентами страховщика» и обещают обсудить необходимость их введения дополнительно. В Минфине намерены отстаивать нововведения, поясняя, что нарушения, зафиксированные дорожными камерами, при применении коэффициентов учитываться не будут.

Комитет Госдумы по финансовому рынку рекомендовал принять в первом чтении правительственный законопроект о втором этапе реформы ОСАГО. Его рассмотрение на пленарном заседании запланировано на 15 октября.

Напомним, первый этап реформы стартовал 9 января 2019 года — он заключался в расширении тарифного коридора базовых ставок ОСАГО на 20% вверх и вниз, а также в реформе коэффициента «бонус-малус» (с апреля этого года). На втором этапе, который должен начаться 1 января 2020 года, планируется увеличение с 500 тыс. до 2 млн руб. лимита выплат по ущербу жизни и здоровью пострадавших при ДТП. Кроме того, из расчета цены полиса должен исчезнуть территориальный коэффициент, а с 1 октября 2020-го предполагается отмена и коэффициента мощности авто. Взамен страховщики получат право при определении цены полиса внутри тарифного коридора учитывать характеристики вождения (резкость ускорения, торможения, перестроения, частоту и длительность использования автомобилей — все это будет определяться специальным устройством), а также неоднократные грубые нарушения (проезд на красный свет, выезд на встречную полосу, превышение скорости более чем на 60 км/ч, вождение в нетрезвом виде).

Впрочем, принятие всех этих положений именно в таком виде — дело еще не решенное. Рекомендовав проект для одобрения палатой в первом чтении, финансовый комитет оставил за собой право обсудить его спорные положения во втором. «Комитет считает, что установление открытого перечня фактов, которые у каждого страховщика могут варьироваться в зависимости от его политики и которые в конечном счете будут влиять на цену договора, требует дополнительного обсуждения»,— говорится в заключении комитета.

Комментируя в своем заключении заявленную правительством цель проекта (установление «справедливой стоимости страхового полиса»), управление отметило, что расчеты, подтверждающие возможность ее достижения, не представлены.

[2]

Чиновники и страховщики ищут новые формы и формулы для ОСАГО

Замглавы Минфина Алексей Моисеев на заседании комитета пояснил механизм установления коэффициентов для индивидуализации тарифа — речь идет о грубых нарушениях, оформленных непосредственно сотрудниками ДПС, а не о тех, что фиксируются дорожными камерами. Со своей стороны, зампред ЦБ Владимир Чистюхин заверил депутатов, что регулятор пока не планирует отказаться от тарифного коридора, то есть страховщики не смогут бесконечно повышать тарифы.

Тем не менее ожидается, что именно эти «коэффициенты страховщика» станут темой для дискуссии при принятии поправок Госдумой. Страховое лобби уверено, что коэффициенты — это рыночный механизм. «Вопрос в том, вернемся ли мы на два года назад, когда доступность ОСАГО была ограниченной, страховщики уходили из регионов, росло число жалоб, продукт был неинтересен одной стороне и неудобен другой»,— размышляет президент Российского союза автостраховщиков (РСА) Игорь Юргенс. По его словам, использование рыночных механизмов в реформе ОСАГО себя оправдало. В РСА прогнозируют, что новый этап реформы еще снизит цену полиса для «хороших» водителей — с января снижение средней цены страховки уже составило 5%.

Реформа ОСАГО: первый этап

Банк России публикует проект указания о предельных размерах базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов по ОСАГО, а также о порядке их применения страховщиками при определении страховой премии.

Данный документ является первым шагом по реализации ранее анонсированных Банком России мер, направленных на стабилизацию ситуации на рынке ОСАГО и предусматривающих изменение подходов к тарификации ОСАГО с перспективой перехода к индивидуальным тарифам, повышение прозрачности деятельности страховых агентов и разработку системы контроля за соблюдением страховщиками ограничений тарифов.

Указание предусматривает реформирование коэффициента бонус-малус (КБМ). Планируется перейти на годовой порядок его расчета (сейчас КБМ рассчитывается на дату окончания действия последнего договора ОСАГО). Это приведет к большей простоте и прозрачности в применении данного коэффициента, а также снизит риск ошибок и злоупотреблений при его применении, позволит исключить случаи задвоения КБМ.

В числе плюсов нового подхода – закрепление страховой истории за каждым водителем (в настоящий момент в ряде случаев человек может иметь один КБМ как водитель и еще один – как владелец транспортного средства), исключение случаев обнуления страховой истории водителя при перерыве в вождении (в том числе при управлении автомобилем на условиях, не предусматривающих ограничение количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством).

Юридическому лицу будет присваиваться единый для всех машин в автопарке КБМ, что существенно упростит проведение конкурсов на заключение договоров ОСАГО.

В момент вступления в силу данных изменений (1 января 2019 года) для всех водителей, у которых в базе данных Российского союза автостраховщиков числится более одного значения КБМ, будет присвоено наименьшее из имеющихся в базе значений.

Проект предполагает расширение тарифного коридора базовых ставок страхового тарифа. При этом нижняя граница коридора снижается для всех видов транспортных средств на 20%. Верхняя граница снижается для мотоциклов и мотороллеров (на 10,9%), а также легковых автомобилей юридических лиц (на 5,7%). Для остальных категорий транспортных средств она повышается на 20%.

Данные изменения позволят страховщикам более индивидуально подойти к определению страхового тарифа на каждой территории преимущественного использования транспортного средства, устанавливая более дифференцированные страховые тарифы в зависимости от аварийности водителей того или иного региона.

Новации также коснутся коэффициента страховых тарифов в зависимости от возраста и стажа водителя, допущенного к управлению транспортным средством (КВС). Будет введена более детальная градация КВС: предусмотрено большее количество ступеней, понижающих тариф водителя в течение его жизни (50 ступеней вместо действующих четырех). При этом для опытных водителей среднего и старшего возраста значения КВС будут снижены, а для молодых и неопытных – повышены (в пределах 4,5%). Эти изменения направлены на установление более обоснованной стоимости полиса ОСАГО в зависимости от возраста и стажа водителя.

Читайте так же:  Высоколиквидные активы банка в балансе

Реформа ОСАГО затягивается

Законодатели не успеют завершить реформу ОСАГО по замене денежной выплаты ремонтом до 1 марта, как было запланировано. В ЦБ надеются, что запуск реформы будет отложен всего на месяц.

Реформа по замене денежной выплаты ремонтом, скорее всего, не запустится с 1 марта, как предполагалось, споры между депутатами и страховщиками грозят затянуть процесс, сообщает «Коммерсант» . Основные разногласия возникли по поводу использования при ремонте исключительно новых запчастей. Страховое сообщество резко протестует, однако, по данным издания, Центробанк настаивает на этой поправке.

Поправки в Закон об ОСАГО о приоритете ремонта перед выплатой уже прошел процедуру первого чтения и ко второму учтена доработанная ЦБ и Минфином версия, а также внесены многочисленные депутатские поправки. В общих чертах все выглядит следующим образом: после вступления в силу положения о замене денежной выплаты ремонтом в страховании ОСАГО клиент страховой компании сможет выбрать сервис из списка, предложенного страховщиком; срок ремонта не должен превышать 30 дней с момента предоставления потерпевшим автомобиля в сервис; у потерпевшего остается возможность получить выплату деньгами в случае «тяжелых жизненных обстоятельств», наличие которых еще нужно доказать.

Очередной раз поправки обсудят 16 февраля, но уже ясно, что по всем необходимым процедурам к 1 марта запустить реформу вряд ли удастся. Однако она жизненно необходима для отрасли, и в Центробанке это понимают, поэтому надеются, что если она и будет отложена, то на непродолжительное время и весной закон все-таки примут.

  • Напомним, ЦБ настаивает на варианте перехода на денежную выплату — в случае возникновения тяжелых жизненных обстоятельств у владельца автомобиля и его семьи после ДТП. Страховщики выступают против, считая, что это может привести к злоупотреблениям и активизации мошеннических схем.
  • В РСА полагают, что введение приоритета ремонта над денежной выплатой очистит рынок от «автоюристов», которые приносят убытки, добиваясь через суд больших компенсаций. В результате в 26 регионах наблюдаются проблемы с доступностью полисов, так как страховщики из-за убыточности не хотят оказывать услугу ОСАГО.

Популярные публикации

Последние комментарии

Большая реформа ОСАГО: процесс пошел!

Госдума приняла в первом чтении поправки о приоритете ремонта над денежной выплатой по ОСАГО

Согласно документу, страховщик по своему усмотрению будет выбирать форму выплаты по ОСАГО — ремонт или деньги. Для ремонта компания определит сервис, который должен быть расположен не дальше 10 км от городов с населением от 500 тысяч человек и не дальше 200 км для остальных населённых пунктов.

Ко второму чтению документ будет переработан — в нём планируется закрепить ремонт без учёта износа и ответственность страховщика за качество и сроки восстановления машины. Кроме того, появится реестр сервисов, который будет вести Российский союз автостраховщиков (РСА).

ЦБ также опубликовал свои предложения ко второму чтению — по ним «приоритет ремонта над денежной выплатой должен быть установлен только в отношении легковых автомобилей, принадлежащих гражданам», а «автовладелец на этапе заключения договора ОСАГО должен иметь возможность выбора станций».

При этом, как сообщает «Коммерсант», ЦБ неожиданно предложил. сохранить возможность получения денежной выплаты потерпевшим в ДТП. Правда, деньги смогут получить только те автомобилисты, которые оказались «в тяжёлых жизненных обстоятельствах», а подобные решения будет принимать специальная комиссия при РСА.

Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!

ЦБ опубликовал планы реформы ОСАГО — коэффициенты КС, КВС, КБМ

ЦБ РФ опубликовал планы по изменению тарифов ОСАГО при проведении реформы рынка автострахования в России, теперь известно, что будет на 20% снижена нижняя граница коридора тарифов ОСАГО (кроме мотоциклов и легковых автомобилей юридических лиц, для них верхняя граница тарифного коридора понижена на 10,9% для мототранспорта, и на 5,7% будет понижается верхняя граница тарифного коридора для легковых машин, принадлежащих юридическим лицам).

Новый проект ЦБ называется Указание «О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов (их минимальных и максимальных значений, выраженных в рублях), коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

При снижении нижней границы тарифов будет повышена верхняя граница тарифного коридора ОСАГО для всех видов транспортных средств на 20%, что в свою очередь может вызвать подорожание страховых полисов в России в будущем.

После проведения реформы ОСАГО минимальная базовая ставка страхового тарифа легковых автомобилей физлиц будет составлять 2700 рублей, а максимальная 4900 рублей, для автомобилей такси 4100 рублей и 7400 рублей, для корпоративного легкового автотранспорта — 2000 рублей и 2900 рублей соответственно. Для мотоциклов минимальная и максимальная базовые ставки страхового тарифа ОСАГО составят 694 рубля и 1400 рублей.

По мнению ЦБ РФ новые тарифы ОСАГО позволят страховых компаниям индивидуально подходить к ценообразованию на полисы автогражданской ответственности водителей в зависимости от аварийности в том или ином регионе. При этом сохранятся коэффициенты страховых тарифов в зависимости от территории преимущественного использования транспортного средства (КТ), например самые низкие КТ установлены для Бурятии, Дагестана, Калмыкии, Крыма и Якутии они составляют 0,6, а самыми высокими являются КТ для Мурманска и Челябинска = 2,1.

Страховщики смогут дифференцировать тарифы и с помощью коэффициента страховых тарифов в зависимости от возраста и стажа водителя, допущенного к управлению транспортным средством (КВС). Как мы уже писали, планируется ввести 50 ступеней КВС, понижающих тариф водителя в течение всей его автомобильной жизни. То есть для опытных водителей и водителей среднего и старшего возраста величина КВС будет снижена, а вот для молодых и неопытных водителей КВС поднимут в пределах 4,5%.

Проект реформы ОСАГО предусматривает изменения в подходе к коэффициенту бонус-малус (КБМ — он изменяется в зависимости от наличия страховых возмещений при наступлении страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров ОСАГО, по вине водителя транспортного средства, при этом значение КБМ сохраняется за водителем вне зависимости от смены им страховой компании). На текущий момент КБМ рассчитывается на дату окончания действия последнего страхового договора, а планируется переход на на годовой порядок расчета коэффициента бонус-малус.

Читайте так же:  Кассовый метод учета доходов и расходов

Однозначно положительным моментом реформы ОСАГО можно считать то, что с 1 января 2019 года для всех водителей, у которых по тем или иным причинам в базе данных Российского союза страховщиков (РСА) числилось более 1 коэффициента бонус-малус, будет присвоено наименьшее значение КБМ из имеющихся в базе данных РСА.

Ориентировочно указание ЦБ «О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов, коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств» вступил в силу не раньше 1 января 2020 года (спустя 10 дней после официальной публикации), но пока это только проект.

В своей статье на сайте Forbes.ru президент Российского союза автостраховщиков (РСА) Игорь Юргенс жалуется:

«Недостаточные тарифы, злоупотребления и случаи прямого мошенничества стали причиной того, что в прошлом году страховые компании ушли в глубокий минус. Многим пришлось покинуть рынок, оставшиеся сознательно снижают свою долю. Минувший год стал сложным для автостраховщиков. Все внимание компаний, оставшихся на рынке ОСАГО (59 страховых в 2018 году против 240 компаний в 2004 году), сосредоточено сейчас на выправлении ситуации с автогражданкой. ОСАГО уже давно тормозит из-за хронической недостаточности тарифа, но в прошлом году страховщики впервые ушли в глубокий минус… Многие из тех, кто остался на рынке, сознательно снижают свою долю… Проблемы ОСАГО стали системными, и решать их необходимо комплексно — постепенно «отпуская» тарифы, давая возможность страховщикам поощрять добросовестных водителей пониженными коэффициентами и наказывая рублем разного рода нарушителей. Установление справедливого тарифа поможет устранить возникшие перекосы и пресечет практику, когда «плохих» водителей дотируют добропорядочные автовладельцы.»

Реформа ОСАГО-2019

reforma_osago-2019.jpg

Похожие публикации

Реформа ОСАГО 2019 года проводится Центробанком в благих целях. Представители финансового ведомства полагают, что нововведения сделают стоимость страховки более справедливой, и также позволят внимательным водителям платить меньше. Наиболее заметным изменением стало расширение «коридора» тарифов, когда минимальное значение еще больше понизилось, а максимальное, напротив, возросло. Для страховых компаний это реальная возможность повысить цену на свои услуги.

ОСАГО: новые реформы 2019 года

Очередной этап реформы ОСАГО стартовал сразу после окончания новогодних «каникул» — 9-го января 2019 года. В этот день вступило в силу Указание Центробанка № 5000-У от 04.12.2018 о предельных значениях базовых тарифов, коэффициентах и порядке их применения. Лишь некоторые положения данного документа начнут действовать с апреля 2020 года.

Реформа тарифов ОСАГО

Страховой тариф рассчитывается путем умножения базовых ставок на различные коэффициенты, которые зависят от ряда параметров (9-я статья закона об ОСАГО № 40-ФЗ от 25.04.2002 в ред. от 18.12.2018):

технических особенностей транспортного средства;

территории, где оно преимущественно используется;

отсутствия / наличия страховых возмещений в пользу водителя за предыдущие периоды;

иных существенных обстоятельств (мощности машины, возраста автомобилиста, его водительского стажа и т.д.).

Базовые ставки (тарифы) страховые компании устанавливают, ориентируясь на их предельные величины, которые определяет Центробанк. Январская реформа ОСАГО изменила максимальные и минимальные размеры страховых тарифов, расширив их диапазон. В частности, к владельцам легковых машин теперь применяется следующая вилка базовых ставок:

от 2746 руб. до 4942 руб. (было: 3432 / 4118) – если машина принадлежит физическому лицу или ИП;

от 2058 руб. до 2911 руб. (было: 2573 / 3087) – если машина принадлежит юридическому лицу;

от 4110 руб. до 7399 руб. (было: 5138 / 6166) – если легковой автомобиль используется, как такси.

Из приведенного списка видно, что для организаций оба тарифа (минимальный и максимальный) были понижены. Уменьшение ставок коснулось владельцев и других категорий ТС. Например, тариф в отношении мотоциклов, мопедов и скутеров сейчас установлен в диапазоне 694 – 1407 руб. вместо 867 – 1579 руб., как было раньше.

Новая реформа ОСАГО 2019: коррекция коэффициентов

С января 2019 года изменились и коэффициенты, зависящие от возраста страхователя и его водительского стажа. Их градация по этим показателям увеличилась многократно – вместо 4-х коэффициентов теперь применяется 58.

Например, для пожилых водителей (старше 59-ти лет) коэффициент почти в два раза ниже, чем для начинающих автомобилистов 16-21 года. В первом случае при стаже вождения более 3-х лет коэффициент будет 0,93, во втором, при таком же водительском стаже – 1,66.

Вырос до 1,87 коэффициент для полисов, не предусматривающих ограничения по числу водителей, допущенных к управлению (ранее он составлял 1,8).

С апреля 2019 года по новым правилам станут применять коэффициент «бонус-малус» (КБМ), зависящий от того, насколько аккуратно (безаварийно) ездит водитель. КБМ будет ежегодно обновляться 1-го апреля с учетом отсутствия / наличия страховых «аварийных» выплат за последний год.

Реформа ОСАГО 2019: последние новости

Приведенные изменения – это лишь первый этап реформирования ОСАГО. В ближайшем будущем автомобилистов ожидают и другие новшества. В частности, Правительство предлагает отменить два коэффициента, применяемых сейчас при расчете страхового тарифа:

привязанный к мощности машины (с сентября 2019 года);

территориальный (с сентября 2020 года).

Страховым компаниям, в связи с отменой указанных коэффициентов, предполагается послабление – им хотят разрешить устанавливать тарифную ставку выше максимально допустимой:

на 30% – после упразднения коэффициента мощности;

на 40% – после упразднения территориального коэффициента.

Но в обоих случаях итоговая цена полиса ОСАГО не должна превышать трехкратную величину максимально возможной базовой ставки, установленной Центробанком.

Видео (кликните для воспроизведения).

Реформа ОСАГО полис, выдаваемый на три года, пока не вводит. Правительство вначале предложило соответствующие поправки в закон об автостраховании, но затем сочло их несвоевременными. Внесенный в Госдуму законопроект Минфин скорректировал. Также из него убрали пункты, позволявшие водителю выбирать лимит страховой выплаты из трех вариантов: 500 000 рублей, 1 000 000 рублей и 2 000 000 рублей.

Лихач заплатит больше

Соответствующий проект поправок в закон об ОСАГО внесло в Госдуму правительство. Проект предусматривает отмену территориального коэффициента с 1 января 2020 года и коэффициента мощности — с 1 октября 2020 года. Вместо них будут последовательно введены коэффициенты, учитывающие стиль вождения автомобилистов и соблюдение ими правил дорожного движения.

Читайте так же:  Коды валют

Предложены повышающие коэффициенты за неоднократные, совершенные в течение года, грубые нарушения правил дорожного движения. А именно — проезд на красный сигнал светофора, превышение скорости более чем на 60 км/ч, выезд на встречную полосу, управление автомобилем в состоянии алкогольного опьянения.

У страховщика появится возможность устанавливать более низкий тариф на ОСАГО, если стиль вождения автовладельца показывает, что шансы попасть в аварию у него минимальны. Определять стиль вождения должно телематическое оборудование, которое хозяин машины установит себе в добровольном порядке. Коэффициентов для этого не предусмотрено, но страховщики получат в руки другой механизм. А именно — расширение тарифного коридора. Предполагается, что он будет расширен с 1 января 2020 года на 40 процентов, а с 1 октября 2020-го — на 30 процентов. Вверх и вниз. Сейчас ширина тарифного коридора составляет от 2746 до 4942 рублей. И это после расширения на 20 процентов в ту и другую сторону. Еще больший разброс и отмена территориальной привязки позволит страховщикам сделать тариф более индивидуальным. То есть для каждого автовладельца — свой.

Практика показала, что даже минимальное расширение тарифного коридора приводит к росту конкуренции, в результате которой полисы подешевели и продолжают дешеветь. Также проект предусматривает увеличение страховой выплаты по жизни и здоровью в четыре раза — с 500 тысяч до 2 миллионов рублей. Что приравняет пострадавших в авариях с частным транспортом к тем, кто пострадал в результате авиакатастрофы или ДТП с маршрутным автобусом.

Россияне возмущенно оценили реформу ОСАГО, объявленную ЦБ

Пользователи не сомневаются, что речь идет о повышении стоимости полиса

15.06.2018 в 12:17, просмотров: 10973

Центробанк обнародовал новые базовые тарифы ОСАГО. Российские пользователи соцсетей уже негативно отреагировали на новую инициативу финансового регулятора.

Они пишут, что пока конкретных цифр нет, но можно не сомневаться, что речь идет о повышении.

«Гол» в «ворота» автолюбителей!», — пишет в своем Facebook Лидия Шилова.

«У людей украли понижающие коэффициенты, не учитывается стаж, безаварийность, возраст. Десятки миллионов автовладельцев попали в финансовую ловушку, и выхода кажется нет. », — возмущается один из пользователей рунета.

«Прикольные у нас законопроекты. Минимальный базовый тариф по ОСАГО опускается на 20%, однако стоимость ОСАГО для физлиц возрастает на 2 тыс. руб. Всё, как мы любим», — сетует другой.

«После выборов только повышения: бензин, пенсионный возраст, НДС, тарифы ОСАГО», — негодует третий.

«Если сборная РФ выиграет в финале, то вообще крепостное право введут», — предрекает четвертый.

Стоит отметить, что на самом деле страховые компании не понесут никаких убытков по ОСАГО.

В законе по ОСАГО указано, что страховщику положено лишь 23% от суммы, уплачиваемой за каждый полис. Эти 23% делятся так: 15% идут на сопутствующие расходы и оплату услуг агентов, 5% — заработок непосредственно страховой, а оставшиеся 3% направляются в резервный фонд выплат на случай внезапного ухода страховщика с рынка и прочих непредвиденных обстоятельств. Остальные 77% от всех сборов по автогражданке страховые компании должны направляться на выплаты по ДТП застраховавшимся гражданам.

Таким образом, за 14 лет ОСАГО совокупные выплаты никогда не превышали 53,5%. То есть имели 23,5% дополнительной прибыли. По подсчетам ГлавСтрахКонтроля, с 2004 года, когда страхование ответственности автовладельцев стало обязательным, по 2015 год суммарные сборы по ОСАГО составили 1 трлн 258 млрд рублей. Выплаты — 674 млрд. То есть только на ОСАГО они заработали 584 млрд рублей.

Системная реформа ОСАГО продолжается

О новой системе скидок на ОСАГО

В ходе пресс-конференции И.Юргенс подчеркнул, что продолжается системная реформа ОСАГО, в результате которой произошла индивидуализация тарифов, повлекшая за собой падение цены полиса примерно на 6 процентов.

Дальнейшими шагами улучшения положения автовладельцев по отношению к ОСАГО является вступление в силу с 1 апреля нового коэффициента бонус-малус. Он единый, и сроком на один год. Если до вступления новых тарифов в силу, напомнил И.Юргенс, люди, которые были вписаны в ряд полисов, которые долгое время не пользовались автомобилем и вновь стали им пользоваться, в результате теряли свой коэффициент, теряли свои скидки, то с 1 апреля 2019 года такой коэффициент устанавливается один раз в год. Если он был множественным у владельца, то выбирается самый выгодный для него, и присваивается ему на год. Проверить это можно на сайте РСА.

Вторая большая новация, которая тоже вступила в силу с 1 апреля 2019 года, заключается в том, что с этого момента все компании, которые имеют лицензии по ОСАГО, выгружаются в общий барабан, и при заходе на сайт автовладелец может выбрать любую компанию, имеющую этот полис. Как только этот барабан исчерпывается, в среднем это будут сутки, на следующие сутки РСА опять загружает весь набор полисов. И автовладелец, если он не успел купить полис той компании, которую хотел, выждав сутки, может купить нужный ему полис Выгрузка при этом будет осуществляться по федеральной доле. По мнению президента Всероссийского союза страховщиков Игоря Юргенса, такой процесс привнесет успокоение среди страховщиков и скажется на доступности качественной услуги для страхователя.

В ходе пресс-конференции исполнительный директор Российского союза автостраховщиков (РСА) Е.Уфимцев коснулся двух технических вопросов. Теперь с 1 апреля для того, чтобы рассчитывать новый КБМ, учитываются те договоры, которые были заключены в течение двух последних лет. Если, например, у человека за два последних года, было несколько договоров ОСАГО, то они берутся за основу. Из них выбирается наименьший КБМ. То есть был договор с КБМ 0,9, был 0,8, 0,7, 0,6 — система выбирает наименьший КБМ — 0,6. Это первая вещь.

Вторая вещь. Только в случае, если у этого водителя были ДТП, делается пересчет и к нему применяется повышающий коэффициент. Если по произошедшим ДТП за последний год страховщик принял решение, то есть имеется не само ДТП, а акт о страховом случае, оно идет в расчет поэтому КБМ, который установлен с 1 апреля 2019 года. Если же по какой-то причине ДТП произошло, например, в марте, но еще решение по нему не было принято, а будет принято в апреле или в мае, то такой убыток, который закрылся, то есть акт подписан уже в апреле, пойдет на КБМ 2020 года. А сейчас учитываются только те, по которым успели страховые компании, и страхователь принять решение, подписать акт, и произвели расчеты. То есть выбрали КБМ самый минимальный — 0,6. Если не было убытков, человеку амнистия — 0,6, теперь на целый год этот минимальный КБМ. Если по договорам, которые сейчас у него действовали, есть убыток, то в этом случае в соответствии с таблицей, которая по КБМ бонус-малу применяется, делается повышающий коэффициент.

Читайте так же:  Отпуск на свадьбу

О новых правилах ЦБ продажи полисов страхования жизни

С 1 апреля вступают в силу новые указания Центрального банка о продаже полисов по страхованию жизни. Говоря о новых правилах, Игорь Юргенс напомнил, что Центральный банк это указание выпустил в связи с тем, что у регулирующих органов возникла большая озабоченность, в первую очередь в связи с инвестиционным страхованием жизни, когда тот, кто страхует свою жизнь, участвует так же в инвестиционном доходе компании. Довольно часто страхователь, не до конца понимал, что такое это страхование инвестиционной жизни. Каковы при этом его права и обязанности. Что такое выкупная сумма, получает ли он ее полностью? Что такое процент, который он получает? Сколько процентов? Застраховано ли все это? Сколько процентов ему положено после того, как прошел определенный период, написанный в полисе? Когда действия полиса закончилось, человек приходит за своими деньгами, и оказывается, что он совершенно недопонял условия этого страхования.

В связи с этим во Всероссийском союзе страховщиков приняли свой стандарт по страхованию жизни. Создали памятку обязательную для каждого клиента, в которой он должен был расписаться, тем самым подтвердив, что он понимает, что он покупает. Но Центральный банк счел, что такое раскрытие недостаточно, и выпустил свои указания. Более жесткие, с большим раскрытием многих деталей, которые связаны, в первую очередь, с инвестиционным страхованием жизни. С 1 апреля это указание зарегистрировано в Минюсте, и вступило в силу. И сейчас, видимо, начнутся время от времени проверки страховщиков, по поводу того, как они торгуют этим инвестиционным страхованием жизни (ИСЖ).

Понимая, что указание Центрального банка вступило в силу, зарегистрировано Минюстом и стало законом, пользуясь этой встречей, ВСС в лице его президента И.Юргенса попросил провести дополнительные консультации между ВСС, Ассоциациями банков, регулятором для полной ясности в вопросе, что из себя представляет стандарт ВСС и стандарт Центрального банка. Для выяснения всех этих причин, для того чтобы не было недопонимания, для того чтобы все работало хорошо, г-н Юргенс через СМИ обратился к потребителям, быть максимально внимательными, к банкирам быть максимально осторожными и тщательными при объяснении клиенту, что такое страхование жизни, которое покупает в банке клиент и к Центральному банку и регулирующим органам с тем, чтобы какой-то период, когда все это начинает работать, был не периодом драконовских мер в отношении страховщиков жизни.

Реформа ОСАГО: Разъясняем и оцениваем

9 января в России заработала новая система исчисления тарифов ОСАГО. Центробанк называет это «переходом к справедливым тарифам». Получается, что раньше они были несправедливыми, почему же за это никто не отвечает?

Первым делом приведём новую таблицу коэффициентов по стажу и возрасту, соответствующую Указанию Центробанка №5000-У от 4 декабря 2018 года, зарегистрированному Минюстом 29 декабря под номером 53241. Раньше было четыре категории водителей (моложе 23 или нет, стаж до трёх лет или три и больше), теперь — 58. Именно эти изменения вызывают больше всего вопросов.

Инфографика: Телеканал «Царьград»

Заработали с 9 января и другие уточнения законодательства в сфере ОСАГО. Главное из них — увеличение возможности конкуренции: Центробанк существенно расширил коридор возможных базовых тарифов для страховых компаний. Для легковушек коридор 3432-4118 руб. изменился на 20% в обе стороны: теперь он составляет 2746-4942 руб. Стратегия этого бизнеса бывает разной: какие-то страховые компании склонны держаться «потолка», какие-то — пытаются заманить клиентов более низкими ставками.

Коэффициент «бонус-малус» более не будет обнуляться из-за годичного перерыва в страховке. Впрочем, обратной силы это правило не имеет: старые обнуления компенсированы не будут.

В целом же обновление системы нельзя назвать радикальным: чуть лучше стала ситуация для опытных водителей с безаварийным вождением, чуть хуже — для «зелёной» молодёжи.

Оценки влияния нынешних нововведений на стоимость страховки различаются очень сильно: в Центробанке говорят о подорожании на 1,5% (ниже роста НДС!), большинство автоэкспертов сходятся примерно на 5%, но есть и те, кто считает, что средняя цена полисов снизится, потому что водителей с хорошим стажем и чистой биографией у нас всё-таки больше, чем юных лихачей.

В целом реформа представляется нам вполне уместной, хотя коэффициенты для опытных и ответственных водителей могли бы быть и пониже.

Продолжение реформы

Уже известны следующие элементы реформы ОСАГО. Систему планируется упростить, отменив региональный коэффициент (2020 год) и коэффициент мощности (2021 год).

Что до регионального коэффициента, то здесь должно исчезнуть неравенство между регионами и отдельными населёнными пунктами. Скажем, в Челябинске базовый тариф умножается на 2,1 (рекорд России), а в Биробиджане и Курганской области (кроме двух городов) — на 0,6. Непорядок.

С мощностью тоже понятно: это единственный параметр, привязывающий страховку к конкретному автомобилю. Сейчас микролитражка (менее 50 л. с.) даёт коэффициент 0,6, а машина мощнее 150 л. с. — уже 1,6, то есть в 2,7 раза дороже. Но главное неудобство в том, что, имея две машины, человек вынужден либо покупать две страховки, либо не ездить на одной из них. Кстати, никакой роскоши тут нет: это может быть «Ока» для городских поездок и «УАЗик» для дачи, для небогатых людей куда более практичное и в конечном итоге более дешёвое сочетание, чем любая из этих машин по отдельности. Без коэффициента мощности человек сможет с одной страховкой управлять любым автомобилем, и это правильно.

Фото: Донат Сорокин/ТАСС

В то же время водителям дадут больше возможностей: вместо одной формулы ОСАГО с максимальной выплатой 500 тыс. рублей (при причинении, не дай Бог, смерти или вреда здоровью) будут три — с максимумами в 500 тыс., 1 млн и 2 млн рублей. Если вы собираетесь таранить дорогие автомобили, эта опция окажется исключительно полезной.

Читайте так же:  Порядок заполнения декларации по налогу на прибыль

«Сами не понимаем»

Стоимость полиса ОСАГО складывается из большого количества факторов. Главные из них:

  • базовый тариф, установленный страховой компанией в пределах установленного Центробанком коридора;
  • коэффициент мощности автомобиля;
  • региональный коэффициент;
  • коэффициент «бонус-малус» (стаж страховки, безаварийность);
  • возраст и водительский стаж (именно здесь наиболее серьёзно изменились правила);
  • срок страховки;
  • число застрахованных лиц.

Иногда играют роль и другие факторы (например, если вы раньше пытались обмануть страховую, вам это припомнят), но перечисленные — основные. Центробанк имеет право корректировать эти коэффициенты раз в год, но в реальности делает это несколько реже. Так что подорожания страховки в основном связаны с тем, что компании поднимаются всё выше к «потолку коридора». Так, судя по всему, будет и на этот раз.

Недаром все первые дни 2019 года федеральная база КБМ просто не работала, в результате страховые компании или отказывались страховать клиентов, или брали с них максимум с обещанием вернуть позже. Регулятор объяснял это подготовкой к реформе, но, возможно, перед нами была просто не слишком чистоплотная попытка минимизировать число застраховавшихся по старой системе.

Представители одной из крупнейших страховых компаний России деликатно отказались комментировать происходящее со словами: «Мы бы рады, но сами ничего не понимаем». Правда, новая система исправно работает с утра 9 января — сбои волшебным образом прекратились.

Эльвира Набиуллина. Фото: www.globallookpress.com

Что касается обоснования нынешних реформ, то в Центробанке говорят о переходе к системе, где «тариф является справедливым и индивидуальным для каждого автолюбителя». Автоматически встаёт вопрос: а почему раньше Центробанк санкционировал несправедливые тарифы? Не должен ли кто-то понести за это ответственность? Или жители России — подопытные кролики для Эльвиры Набиуллиной и её окружения? «А если так попробовать… а если так… а не будет ли так справедливее… а дустом пробовали?» Судя по всему, эти люди обучаются в процессе работы. Это было бы похвально, если бы они ставили подобные эксперименты исключительно на себе и своих близких.

А пока что любая «справедливая» реформа почему-то приводит к росту издержек тех, ради кого эту справедливость насаждали.

Реформа в ОСАГО снова откладывается

Депутаты обсуждают возможность перенести реформу ОСАГО на 1 января 2018 г., рассказал председатель комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков и подтвердил представитель ЦБ. Это компромисс по итогам согласования законопроекта, говорит представитель регулятора: ЦБ получит право в этом году определить проблемные регионы, где будет введен приоритет ремонта, а с 2018 г. система будет распространена на всю страну. Изначально ЦБ считал, что реформу нужно проводить по всей России – и как можно скорее, напоминает он. Если не принять дополнительных мер, в 2017 г. ОСАГО может стать в целом убыточным, говорила в среду сенаторам председатель ЦБ Эльвира Набиуллина.

По сути, в этом году заработает пилотный вариант законопроекта для токсичных регионов – тех, которые ЦБ сочтет нужным включить в эксперимент, отмечает Аксаков. Предложение пока обсуждается, продолжает он, но конструкция хороша уже тем, что позволяет отработать натуральное возмещение на южных регионах, где есть значительные злоупотребления недобросовестных автоюристов, а на относительно беспроблемных территориях, например в Москве или Санкт-Петербурге, отложить.

«Пока я трактую это решение просто: реформа закона откладывается, – категоричен управляющий директор по страховым рейтингам RAEX Алексей Янин. – Мы рассчитывали, что риски, связанные с ОСАГО, с введением поправок снизятся уже в первом полугодии, но, видимо, этого не произойдет: снижение рисков откладывается, неопределенность растет». В первую очередь это отразится на игроках с большой долей автогражданки, уверен он: агентство учтет этот фактор при пересмотре рейтингов в первом полугодии.

«Поправить» закон об ОСАГО президент Владимир Путин поручил в апреле 2016 г. в ходе прямой линии. Предполагалось, что Минфин и ЦБ разработают законопроект и Дума примет его осенью. Разработать успели, а внести – нет, пришлось принимать в первом чтении внесенный летом законопроект Михаила Емельянова. Провести его с существенными правками через второе и третье чтения ЦБ и Минфин планировали до конца 2016 г., затем – до марта 2017 г., теперь – до апреля. Поправки ко второму чтению не согласованы до сих пор.

Выделять несколько самых токсичных регионов для эксперимента бессмысленно, считает исполнительный директор Российского союза автостраховщиков Евгений Уфимцев: проблемы есть как минимум в 30. К тому же страховщики не смогут массово отправлять машины на ремонт и получать хорошие скидки. В итоге некоторые захотят сдать лицензию на ОСАГО, опасается он.

«Единый агент» работает, электронные полисы страховщики с 1 января продают, а борьба с убыточностью откладывается – это пугает и не может устраивать игроков, рассуждает гендиректор «Ингосстраха» Михаил Волков, задержка реформы может снова привести к проблемам с доступностью полисов: «У нас не будет других вариантов – если нас заставляют предпринимать неестественные шаги, которые оборачиваются для нас крупными убытками, мы будем защищать финансовую устойчивость, и другие игроки, думаю, будут поступать точно так же».

[1]

Видео (кликните для воспроизведения).

Натуральное возмещение в первую очередь необходимо в регионах, где активны недобросовестные автоюристы, поэтому предложенный депутатами вариант приемлем, не согласен представитель «РЕСО-гарантии»: он позволит страховщикам продемонстрировать эффективность и удобство натурального возмещения. Вопрос убыточности ОСАГО решается либерализацией тарифов, убежден гендиректор «Либерти страхования» Сергей Ковальчук.

Источники


  1. Суворов, Н. Об юридических лицах по римскому праву / Н. Суворов. — М.: Книга по Требованию, 2011. — 362 c.

  2. Конституционное право зарубежных стран; АСТ, Сова — Москва, 2010. — 160 c.

  3. Толкушкин, А.В. Налогообложение физических лиц при операциях с недвижимостью / А.В. Толкушкин. — М.: ЮРИСТЪ, 2000. — 344 c.
  4. Марченко, М.Н. Общая теория государства и права. Академический курс в 3-х томах. Том 2 / М.Н. Марченко. — М.: Зерцало, 2002. — 895 c.
  5. Беликова, Т.Н.; Минаева, Л.Н. Все о пенсиях; СПб: Питер, 2012. — 224 c.
Реформа осаго
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here