Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника

Важный материал на тему: "Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника" с профессиональной точки зрения. Если возникнут вопросы, вы всегда их можете задать дежурному юристу.

Статья 403. Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника

Статья 403. Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника

После составления примирительной комиссией протокола разногласий стороны коллективного трудового спора могут в течение трех рабочих дней пригласить посредника. При необходимости стороны коллективного трудового спора могут обратиться в Службу по урегулированию коллективных трудовых споров за рекомендацией кандидатуры посредника. Если в течение трех рабочих дней стороны коллективного трудового спора не достигли соглашения относительно кандидатуры посредника, то они приступают к созданию трудового арбитража.

См. Рекомендации об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора с участием посредника, утвержденные постановлением Минтруда РФ от 14 августа 2002 г. N 58

Порядок рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника определяется соглашением сторон коллективного трудового спора с участием посредника.

Посредник имеет право запрашивать у сторон коллективного трудового спора и получать от них необходимые документы и сведения, касающиеся этого спора.

Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника осуществляется в срок до семи рабочих дней со дня его приглашения (назначения) и завершается принятием сторонами коллективного трудового спора согласованного решения в письменной форме или составлением протокола разногласий.

Коллективные трудовые споры: порядок рассмотрения посредником в трудовом арбитраже

После составления протокола разногласий стороны коллективного трудового спора в течение трех рабочих дней могут пригласить посредника самостоятельно или с помощью Службы по урегулированию коллективных трудовых споров. Если в этот срок они не достигли соглашения о посреднике, то приступают к созданию трудового арбитража (ст. 403 Трудового кодекса).

Служба по урегулированию коллективных трудовых споров — система государственных и региональных органов, формируемых в составе Минтруда РФ, Минтруда субъектов РФ, органов исполнительной власти, местного самоуправления, предназначенная для содействия в разрешении коллективных трудовых споров путем организации примирительных процедур и участия в них.

Функции службы определяются ст. 407 Трудового кодекса (осуществляет уведомительную регистрацию коллективных трудовых споров, формирует список трудовых арбитров, организует финансирование примирительных процедур и т. д.). Служба имеет свои органы на местах.

Рассмотрение коллективных трудовых споров с участием посредника осуществляется в срок до семи рабочих дней со дня его приглашения (назначения).

Если стороны достигают соглашения, оно оформляется решением, обязательным для сторон спора. В противном случае составляется протокол разногласий и спор передается на рассмотрение трудового арбитража.

Контроль за его исполнением осуществляют стороны коллективного трудового спора. Если работодатель уклоняется от создания трудового арбитража, выполнения его решения, то работники вправе приступить к забастовке.

Трудовой арбитраж — это временно действующий орган для разрешения коллективных трудовых споров, который создается в случае, если стороны заключили соглашение в письменной форме об обязательном выполнении его решений.

Он создается сторонами спора и Службой в срок не позднее трех рабочих дней с момента окончания рассмотрения коллективного трудового спора примирительной комиссией или с посредником в составе трех трудовых арбитров, рекомендованных службой или предложенных сторонами коллективного трудового спора.

В состав трудового арбитража не должны включаться представители сторон спора. Создание трудового арбитража обязательно в организациях, в которых законом запрещено или ограничено проведение забастовок (ст. 406 Трудового кодекса).

Трудовой арбитраж рассматривает спор с участием представителей его сторон в срок до пяти рабочих дней со дня создания трудового арбитража. Он рассматривает обращение сторон, получает необходимые документы и сведения, касающиеся коллективного трудового спора. По окончании рассмотрения спора трудовой арбитраж принимает решение по существу спора в письменной форме. Соглашение, достигнутое в ходе разрешения коллективного трудового спора, оформляется в письменной форме, имеет для сторон обязательную силу.

Лекция №6. Разрешение коллективных трудовых споров с участием посредника или трудовым арбитражем.

Порядок разрешения коллективных трудовых споров регулируется положениями Главы 61 Трудового Кодекса РФ. Рассмотрение такого спора судами – органами судебной власти РФ законодательством не предусмотрено.

Коллективный трудовой спор это неурегулированные разногласия между работниками (их представителями) и работодателями (их представителями). Коллективными трудовыми спорами могут быть споры, связанные с установлением и изменением условий труда (включая заработную плату), споры, связанные заключением, изменением и выполнением коллективных договоров и соглашений, а также споры, в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии локальных нормативных актов (правил внутреннего трудового распорядка, графика сменности, графика отпусков, положение об оплате труда и др.).

В коллективном трудовом споре на уроне предприятия

сторонами спора являются:
• с одной стороны , работники, их представители, то есть первичные профсоюзные организации и их органы, уполномоченные положениями о первичной профсоюзной организации или решением общего собрания (конференции) работников, а также иные представители работников, уполномоченные решением общего собрания (конференции) в случаях, когда работники не объединены в первичные профсоюзные организации или ни одна из имеющихся первичных профсоюзных организаций не объединяет более половины работников данного работодателя и не уполномочена представлять интересы всех работников;
• с другой стороны , руководитель организации в соответствии с законодательством РФ или уставом организации либо лица, уполномоченные руководителем в соответствии с законодательством РФ на основании приказа, доверенности, положения о структурном подразделении.

При трудовом конфликте на более высоком уровне

, чем предприятие, сторонами конфликта будут являться, с одной стороны, соответствующие профсоюзы, их территориальная организация, объединение профессиональных союзов, уполномоченные уставом соответствующих организаций, с другой стороны, объединения работодателей, уполномоченные уставом объединения.

При рассмотрении коллективного трудового конфликта разбирательство осуществляется на основании использования процедур, приведенных в Главе 61 ТК РФ (ст.401-404 ТК РФ):
• рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией ,
• рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника,
• рассмотрение коллективного трудового спора в трудовом арбитраже .

Результатом разрешения спора является заключение сторонами соответствующего соглашения.

Началом коллективного трудового спора на уровне предприятия считается день сообщения работодателем (его представителем) своего решения об отклонении всех или части требований работников (их представителей), либо несообщение работодателем своего решения в письменной форме в течение трех рабочих дней со дня получения указанных требований.

При коллективном трудовом споре на более высоком уровне, чем предприятие, днем начала трудового спора является день письменного сообщения решения представителей работодателей, их объединений об отклонении всех или части требований профсоюзов или их объединений, либо уклонение объединения работодателей от принятия решений по существу требований по истечению одного месяца.

Если работодатель в установленный срок не сообщил своего решения или отклонил все или часть требований работников, каждая из сторон вправе обратиться к другой стороне в письменной форме с предложением об образовании примирительной комиссии, ее количественном и персональном составе, как со стороны работников, так и со стороны работодателя.

Рассмотрение спора начинается в примирительной комиссии. Это обязательная процедура, которую стороны должны использовать при рассмотрении коллективного трудового спора. ТК РФ запрещает сторонам уклоняться от создания примирительной комиссии и участия в ее работе.

Читайте так же:  Приказ об открытии обособленного подразделения образец

Примирительная комиссия формируется сторонами коллективного трудового спора (далее стороны) в срок до двух рабочих дней с момента начала спора и оформляется на локальном уровне социального партнерства приказом (распоряжением) работодателя и решением представительного органа работников.

Решение о создании примирительных комиссий при разрешении коллективного трудового спора на иных уровнях социального партнерства оформляются соответствующими актами (приказом, распоряжением, постановлением) представителей работодателей и представителей работников.

Срок рассмотрения спора примирительной комиссией до трех рабочих дней с момента ее создания. Указанный срок может быть продлен при взаимном согласии сторон. Данное решение оформляется протоколом, в котором фиксируются конкретные договоренности и указывается, что спор считается урегулированным. Протокол для сторон коллективного трудового спора имеет обязательную силу и исполняется в порядке и сроки, которые установлены решением примирительной комиссии.

Члены примирительной комиссии на время работы примирительной комиссии освобождаются от основной работы с сохранением среднего заработка. Время работы в примирительной комиссии не может превышать трех месяцев в течение одного года.

Если при рассмотрении коллективного трудового спора примирительной комиссией соглашение не достигнуто или достигнуто лишь по некоторым вопросам составляется протокол разногласий.

При недостижении согласия в примирительной комиссии стороны коллективного трудового спора принимают решение о приглашении посредника и (или) создании трудового арбитража, которое оформляется соответствующим протоколом.

Рассмотрение коллективного трудового спора, как с участием посредника, так и трудовым арбитражем осуществляется на основании предварительного соглашения, заключаемого сторонами коллективного трудового спора о применении названной примирительной процедуры.

Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника является одним из этапов примирительных процедур. Данная процедура не является обязательной, и проводится только в том случае, если:
• стороны не достигли соглашения при рассмотрении коллективного трудового спора примирительной комиссией;
• стороны приняли решение о приглашении посредника;
• стороны заключили соглашение об его кандидатуре.

На приглашение посредника и достижение соглашений о регламенте его работы законодатель отвел три рабочих дня. При необходимости стороны могут обратиться в территориальный орган Федеральной службы по труду и занятости по урегулированию коллективных трудовых споров за рекомендацией кандидатуры посредника.

В Москве стороны коллективного трудового спора могут обратиться в Учреждение «Трудовой арбитражный суд для разрешения коллективных трудовых споров», созданного социальными партнерами г. Москвы В 2001 г. Учреждение может предложить социальным партнерам выбрать посредника из списка трудовых арбитров, которые прошли обучение и являются квалифицированными специалистами в области рассмотрения и разрешения коллективных трудовых споров.

«Трудовой арбитражный суд для разрешения коллективных трудовых споров» разработал типовой Регламент примирительных процедур – трудовым арбитражем и с участием посредника, который стороны могут использовать при рассмотрении коллективного трудового спора.

Основная цель привлечения посредника — разрешение сторонами коллективного трудового спора разногласий, неурегулированных примирительной комиссией.
Главная функция посредника — оказание помощи сторонам в поисках взаимоприемлемого решения по урегулированию коллективного трудового спора на основе конструктивного диалога.

Соглашение об участии конкретного лица в качестве посредника и условиях его участия в разрешении коллективного трудового спора, порядок рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника, обязательность исполнения принятого решения оформляется протоколом заседания сторон коллективного трудового спора.

Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника осуществляется в срок до трех рабочих дней со дня его утверждения сторонами. Согласованное решение сторон оформляется протоколом совместного заседания сторон и посредником.
Если соглашение достигнуто лишь по некоторым вопросам или не достигнуто вовсе составляется протокол разногласий, который подписывается сторонами и посредником, в котором должны быть отражены дальнейшие намерения одной из сторон (например, создание трудового арбитража).

Трудовой арбитраж – временно действующий орган, который создается в срок не позднее двух рабочих дней решением сторон коллективного трудового спора и соответствующим государственным органом по урегулированию коллективных трудовых споров.
В Москве стороны коллективного трудового спора могут обратиться в Учреждение «Трудовой арбитражный суд для разрешения коллективных трудовых споров».
Учреждение окажет помощь сторонам спора в создании временного трудового арбитража с предоставлением помещения для проведения его заседаний, обеспечит трудовых арбитров необходимой оргтехникой и правовой документацией, окажет сторонам необходимую консультационную помощь, а также помощь в подготовке регламента.

В регионах могут создаваться при региональной трехсторонней комиссии постоянно действующий трудовой арбитраж, который окажет содействие в урегулировании колективного трудового спора, поможет подобрать посредникков или трудовых арбитров и провести процедуру трудового арбитража.

Создание временного трудового арбитража, его состав, регламент, полномочия оформляются совместным решением сторон коллективного трудового спора.
В случаях, когда в соответствии с частями первой и второй статьи 413 ТК РФ в целях разрешения коллективного трудового спора не может быть проведена забастовка, создание трудового арбитража является обязательным и его решение имеет для сторон обязательную силу. При этом если стороны не приходят к соглашению о создании трудового арбитража, его составе, регламенте и полномочиях, то решение по этим вопросам принимает государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров.

Срок рассмотрения спора в трудовом арбитраже до двух рабочих дней.
Созданный трудовой арбитраж может:
• изучать документы и материалы, представленные сторонами;
• заслушивать представителей сторон;
• заслушивать экспертов, если в этом есть необходимость,
• выработать решение по существу спора.

Решение трудового арбитража, обязательное для исполнения сторонами, составляется в письменной форме, подписывается трудовыми арбитрами и передается сторонам.

В поддержку своих требований в период рассмотрения и разрешения коллективных трудовых споров работники имеют право в установленном федеральным законом порядке проводить собрания, митинги, демонстрации, пикетирование.

После трех календарных дней работы примирительной комиссии может быть однократно объявлена часовая предупредительная забастовка, о которой работодатель предупреждается в письменной форме и не позднее чем за два рабочих дня. При этом орган, возглавляющий забастовку, обеспечивает минимум необходимых работ.

Если примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора, а также в случае, если работодатель (его представитель) уклонился от участия в примирительных процедурах, не выполнил соглашение, достигнутое в ходе разрешения коллективного трудового спора, не исполнил решение трудового арбитража, обязательное для сторон, работники имеют право приступить к организации забастовки.

Забастовка есть крайняя мера разрешения коллективного трудового конфликта. Меры, предшествующие забастовке, как раз и существуют для того, чтобы разрешить конфликт цивилизованным путем, не прибегая к забастовке.

Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника

На основании ч. 1 ст. 403 ТК РФ после составления примирительной комиссией протокола разногласий стороны коллективного трудового спора могут в течение трех рабочих дней пригласить посредника для урегулирования имеющихся между ними разногласий. Приглашение посредника является правом, а не обязанностью сторон коллективного трудового спора. Хотя в установленных законодательством случаях приглашение посредника является основанием для освобождения сторон коллективного трудового спора от обязанности по созданию трудового арбитража.

При рассмотрении коллективного трудового спора с участием посредника применимы Рекомендации об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора с участием посредника, утвержденные Постановлением Минтруда РФ от 14 августа 2002 года N 58. Посредник определяется по соглашению сторон коллективного трудового спора. В случае необходимости стороны коллективного трудового спора могут обратиться в Службу по урегулированию коллективных трудовых споров за рекомендацией кандидатуры посредника. Как уже отмечено, кандидатура посредника должна быть определена соглашением сторон коллективного трудового спора в течение трех рабочих дней после окончания рассмотрения возникших разногласий примирительной комиссией.

Читайте так же:  Счет-договор (оферта)

Соглашение сторон об участии конкретного лица в качестве посредника и условиях его участия в урегулировании коллективного трудового спора после предварительного соглашения с будущим посредником должно быть оформлено протоколом заседания представителей сторон коллективного трудового спора, примерная форма которого дана в качестве приложения N 1 к указанным Рекомендациям. Данный протокол подписывается полномочными представителями сторон коллективного трудового спора. Если стороны коллективного трудового спора не пришли к согласию по кандидатуре посредника, то в этом протоколе должна быть сделана соответствующая запись.

Законодательство не исключает возможности использования в качестве посредника работника организации или обособленного структурного подразделения, в котором возник коллективный трудовой спор. В качестве посредника может быть привлечен работник другой организации, что предполагает заключение соответствующего соглашения с ним и руководителем организации, в которой он работает. Общая продолжительность участия посредника в урегулировании коллективных трудовых споров не должна превышать трех месяцев в году. Данное положение не распространяется на работников, для которых участие в урегулировании коллективных трудовых споров входит в их должностные обязанности, и на лиц, не имеющих постоянной работы.

Возможная компенсация затрат лицу, привлекаемому к урегулированию коллективного трудового спора в качестве посредника, может быть осуществлена по соглашению его сторон. При этом за посредником может быть сохранена средняя заработная плата по месту работы на срок до трех месяцев в течение года, а также компенсированы расходы по проезду, проживанию, суточные расходы.

[1]

Посредник имеет право: 1) запрашивать и получать от сторон коллективного трудового спора документы и сведения, касающиеся возникших при его ведении разногласий; 2) проводить в случае необходимости совместные и раздельные заседания представителей сторон коллективного трудового спора; 3) предлагать возможные варианты урегулирования коллективного трудового спора; 4) подписывать решения, принятые сторонами коллективного трудового спора при его участии.

Порядок рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника определяется соглашением его сторон с участием приглашенного ими посредника. Посредник призван оказать помощь сторонам коллективного трудового спора в поиске взаимоприемлемого решения по урегулированию возникших разногласий на основе конструктивного диалога. В п. 6 названных Рекомендаций говорится о том, что посредником может быть любой независимый специалист. Данная формулировка не исключает возможности использования в качестве посредника работника организации или обособленного структурного подразделения, в котором возник коллективный трудовой спор, поскольку способность посредника выступить в качестве независимого специалиста при урегулировании возникших разногласий определяется сторонами данного спора.

В соответствии с ч. 4 ст. 403 ТК РФ рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника должно быть проведено в течение семи рабочих дней со дня его приглашения (назначения). В случае необходимости по соглашению сторон коллективного трудового спора и получения согласия посредника этот срок может быть продлен, что также следует оформлять протоколом, подписываемым полномочными представителями работников и работодателя, а также посредником. Данное соглашение может быть отменено по волеизъявлению его сторон.

Согласованное решение сторон коллективного трудового спора, принятое с участием посредника, оформляется протоколом совместного заседания полномочных представителей его сторон и посредника, примерная форма которого дана в качестве приложения N 2 к Рекомендациям об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора с участием посредника. Названный протокол подписывается полномочными представителями сторон коллективного трудового спора и посредником, в нем должны быть зафиксированы конкретные меры по урегулированию возникших разногласий, а также указано на прекращение коллективного трудового спора в связи с их урегулированием.

В том случае, если разногласия, составляющие предмет коллективного трудового спора, полностью не разрешены, составляется протокол разногласий совместного заседания представителей сторон коллективного трудового спора и посредника, примерная форма которого дана в качестве приложения N 3 к названным Рекомендациям. Протокол подписывается полномочными представителями сторон коллективного трудового спора и посредником, в нем следует отражать намерения сторон коллективного трудового спора, в частности по созданию трудового арбитража.

Решение, принятое сторонами коллективного трудового спора при участии посредника, также обязательно для исполнения, имеющиеся в нем обязательственные условия представителей работников и работодателя подлежат исполнению в установленные ими сроки. При неисполнении имущественных прав работников, предусмотренных таким решением, они могут быть реализованы в приказном производстве как основанные на сделке, совершенной в простой письменной форме.

Если после участия посредника в урегулировании коллективного трудового спора остаются разногласия, то его стороны могут продолжить примирительные процедуры путем создания трудового арбитража. В установленных законодательством случаях создание трудового арбитража является обязательной примирительной процедурой при разрешении коллективных трудовых споров.

Учебник «Трудовое право России» Миронов В. И.

Статья 403 ТК РФ. Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника

Ст 403 ТК РФ с комментариями и изменениями 2018-2019 года.

Не позднее следующего рабочего дня после дня составления примирительной комиссией протокола разногласий стороны коллективного трудового спора обязаны провести переговоры о рассмотрении коллективного трудового спора с участием посредника. При недостижении согласия сторон коллективного трудового спора оформляется протокол об отказе сторон или одной из сторон от данной примирительной процедуры и они приступают к переговорам о рассмотрении коллективного трудового спора в трудовом арбитраже.

При согласии сторон коллективного трудового спора о рассмотрении коллективного трудового спора с участием посредника заключается соответствующее соглашение, после чего стороны коллективного трудового спора обязаны в срок не более двух рабочих дней согласовать кандидатуру посредника. При необходимости стороны коллективного трудового спора могут обратиться за рекомендацией кандидатуры посредника в соответствующий государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров. Если в течение указанного срока стороны коллективного трудового спора не достигли согласия относительно кандидатуры посредника, то они приступают к переговорам о рассмотрении коллективного трудового спора в трудовом арбитраже.

Порядок рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника определяется соглашением сторон коллективного трудового спора с участием посредника.

Посредник имеет право запрашивать у сторон коллективного трудового спора и получать от них необходимые документы и сведения, касающиеся этого спора.

Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника осуществляется на локальном уровне социального партнерства в срок до трех рабочих дней, а на иных уровнях социального партнерства — в срок до пяти рабочих дней со дня приглашения (назначения) посредника и завершается принятием сторонами коллективного трудового спора согласованного решения в письменной форме или составлением протокола разногласий.

Комментарий к статье 403 ТК РФ:

1. Посредничество является одной из примирительных процедур. Особенность этой процедуры заключается в том, что к разрешению спора привлекается независимое от сторон лицо — посредник, который предлагает участникам конфликта один или несколько вариантов его разрешения. Эти варианты обсуждаются на совместных или раздельных заседаниях представителей сторон и служат основой последующего соглашения о разрешении коллективного трудового спора.

Как утверждается в Рекомендациях об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора с участием посредника, утв. Постановлением Минтруда России от 14 августа 2002 г. N 58 (Бюллетень Минтруда России. 2002. N 8), главной функцией посредника является оказание помощи сторонам в поисках взаимоприемлемого решения по урегулированию коллективного трудового спора на основе конструктивного диалога.

Читайте так же:  Санпин. нормы шума на производстве

2. Посредником может выступать как работник органов по труду, так и любой независимый специалист.

3. В международной практике различают принудительное и добровольное посредничество. При первом стороны должны участвовать в проведении переговоров, самой процедуре посредничества. При втором они рассматривают лишь предложения посредника. В соответствии с этой классификацией российскую процедуру посредничества скорее надо отнести к принудительной: законодатель предусматривает, что коллективный трудовой спор рассматривается «с участием посредника», т.е. стороны являются непосредственными участниками указанной процедуры.

4. Представители работодателя (работодателей) и работников вправе пригласить для посредничества любое лицо, не заинтересованное в исходе дела, компетентное и пользующееся доверием обеих сторон. Можно воспользоваться и услугами государственного органа, на который возложена обязанность оказывать сторонам содействие в организации примирительных процедур (см. коммент. к ст. 407).

Видео (кликните для воспроизведения).

5. В связи с тем, что посредник играет значительную роль в урегулировании существующих разногласий, к его личным качествам и профессиональным навыкам предъявляются повышенные требования. Памятка посредникам, привлекаемым к участию в рассмотрении коллективных трудовых споров (приложение N 4 к Рекомендациям N 58), также акцентирует внимание на их личных качествах и этике поведения в ходе взаимодействия со сторонами спора. Подчеркивается, в частности, необходимость признания сторонами компетентности, объективности, беспристрастности и независимости посредника.

Посредник должен уметь анализировать ситуацию, тщательно оценивать возможные результаты своих предложений и рекомендаций. Ему вменяется в обязанность знание действующего законодательства, методов ведения договорного процесса.

Основными качествами посредника являются умение аргументировать, убеждать, оперировать обширной информацией, управлять дискуссией, чутко реагировать на смену настроения участников переговоров. Большое значение имеют также его стремление к пониманию, заинтересованность, умение выслушивать оппонента, вовремя пошутить, снять напряженность. Обращается внимание и на соблюдение этических правил. Конфиденциальная информация, доверенная посреднику в процессе его работы, не должна распространяться и использоваться им прямо или косвенно для личной или иной выгоды.

Позиции и предложения сторон, высказанные посреднику конфиденциально в ходе переговоров, не должны передаваться одной стороне без предварительного согласия другой или лица, передавшего информацию.

Посредник не должен принимать вознаграждение или ценные подарки от представителей сторон коллективного трудового спора.

6. Порядок привлечения посредника к рассмотрению спора Трудовым кодексом не регламентирован. Единственное требование, предусмотренное ст. 403, состоит в необходимости достижения соглашения сторон.

Соглашение должно быть достигнуто: а) относительно использования процедуры посредничества; б) относительно того, каким способом будет избран посредник (по рекомендации государственного органа по урегулированию коллективных трудовых споров или независимо от него); в) относительно конкретной кандидатуры; г) о порядке разрешения спора с участием посредника.

Рекомендации N 58 советуют оформить протоколом соглашение сторон об участии конкретного лица в качестве посредника и условиях его участия в разрешении коллективного трудового спора после предварительного согласования с будущим посредником и руководителем организации, в которой он работает.

Протокол составляется представителями сторон коллективного трудового спора. Его примерная форма предусмотрена приложением N 1 к Рекомендациям N 58.

7. В том случае, когда для подбора кандидатуры посредника стороны решили обратиться к содействию государственного органа по урегулированию коллективных трудовых споров, они выбирают посредника из списка лиц, предлагаемых к привлечению в качестве посредников. В списке содержатся сведения о фамилии, имени, отчестве кандидатов, их возрасте, образовании, месте работы, специальности и занимаемой должности, другие сведения, отражающие практический опыт работы в области социально-трудовых отношений и урегулирования трудовых споров (п. 7 Рекомендаций N 58).

8. Если в срок до 3 рабочих дней с момента обращения в государственный орган по урегулированию коллективного трудового спора стороны не могут выбрать посредника, они должны приступить к созданию трудового арбитража.

9. Порядок рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника законодательством не установлен. Это прерогатива сторон и самого посредника. Обычно посредничество осуществляется в форме проведения дискуссий, переговоров между посредником и одной из сторон, а также между сторонами с участием посредника.

В ходе переговоров посредник не должен оказывать давления на стороны при принятии того или иного решения. Его участие направлено на предоставление сторонам дополнительных возможностей для урегулирования спора. Посредник не только организует активное обсуждение спорных вопросов, способствует достижению компромиссных решений, но и выдвигает собственные предложения.

Посредник должен искать приемлемые для сторон способы разрешения конфликта и стимулировать их к поиску компромисса, стремиться завершить коллективный трудовой спор на данном этапе (приложение N 4 к Рекомендациям N 58).

Неформальный характер посредничества способствует созданию непринужденной, спокойной атмосферы конструктивного диалога.

10. Трудовой кодекс закрепляет право посредника на получение от сторон коллективного трудового спора необходимых документов и сведений, касающихся существующих разногласий.

Посредник в соответствии с Рекомендациями N 58 обладает также правом:

  • проводить совместные и раздельные заседания представителей сторон;
  • предлагать собственные возможные варианты разрешения коллективного трудового спора;
  • подписывать решения, принятые сторонами спора при его участии (п. 12 Рекомендаций).

[2]

Он обязан сохранять государственную, служебную, коммерческую и иную охраняемую законом тайну при осуществлении своих функций во время участия в примирительных процедурах (п. 13 Рекомендаций).

11. На период участия в разрешении коллективного трудового спора посредник освобождается от основной работы с сохранением среднего заработка (см. коммент. к ст. 405).

12. Срок деятельности посредника ограничивается 7 рабочими днями с момента его приглашения (назначения). Этот срок по соглашению сторон может быть продлен (см. коммент. к ст. 401).

13. Результаты работы посредника могут выражаться в достижении согласованного решения и заключении сторонами соглашения об урегулировании коллективного трудового спора. В этом случае в протоколе (приложение N 2 к Рекомендациям N 58) фиксируются конкретные договоренности и указывается, что спор считается урегулированным (разрешенным).

Если соглашение достигнуто лишь по некоторым вопросам или не достигнуто вовсе, составляется протокол разногласий, в котором должны найти отражение все оставшиеся разногласия и дальнейшие намерения сторон (например, обращение в службу и создание трудового арбитража).

Следует отметить, что Рекомендации N 58 (приложение N 3) ориентируют стороны на продолжение примирительных процедур, т.е. обращение в Службу для создания трудового арбитража, хотя ТК допускает и двухэтапное примирение (примирительная комиссия — посредник).

Рассмотрение трудового спора с участием посредника

Посредник для рассмотрения коллективного трудового спора привлекается по соглашению сторон при недостижении ими согласия в примирительной комиссии. Стороны приглашают его независимо от государственных органов по урегулированию коллективных трудовых споров.

Сторонам, принявшим решение об участии конкретного лица в качестве посредника и условиях его участия в разрешении коллективного трудового спора, после предварительного согласования с этим лицом, руководителем организации, где он работает, или органом исполнительной власти субъекта РФ, территориальным органом Минтруда России следует оформить протокол.

Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника осуществляется в срок до семи календарных дней с момента его привлечения и завершается принятием согласованного решения, оформленного протоколом, который подписывается представителями сторон и посредником, или составлением протокола разногласий (ч. 4 ст. 403 ТК РФ).

Согласно действующему законодательству посредник имеет право:

1) запрашивать и получать от сторон необходимые документы и сведения, касающиеся коллективного трудового спора;

2) в процессе рассмотрения коллективного трудового спора при необходимости проводить совместные и раздельные заседания представителей сторон;

3) предлагать собственные возможные варианты разрешения коллективного трудового спора;

Читайте так же:  Стоимость «платона» за 1 км

4) подписывать решения, принятые сторонами спора при его участии.

Н.А. Алимова
Большой справочник кадровика
Источник: Консультант+

Какова роль посредника в разрешении коллективного трудового спора?

Посредничество является одной из примирительных процедур. Ее особенность заключается в том, что к разрешению спора привлекается независимое от сторон лицо — посредник, который предлагает участникам конфликта один или несколько вариантов решения спора. Эти варианты обсуждаются на совместных или раздельных заседаниях представителей сторон и служат основой для заключения соглашения о разрешении коллективного трудового спора.

Как утверждается в Рекомендациях об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора с участием посредника, утвержденных Постановлением Минтруда России, главной функцией посредника является оказание помощи сторонам в поисках взаимоприемлемого решения по урегулированию коллективного трудового спора на основе конструктивного диалога (п. 4 Рекомендаций).

Порядок рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника законодательством не установлен. Это прерогатива сторон и самого посредника. Обычно посредничество осуществляется в форме проведения дискуссий, переговоров между посредником и одной из сторон, а также между сторонами с участием посредника.

В ходе переговоров посредник не должен оказывать давления на стороны при принятии того или иного решения. Его участие направлено на предоставление сторонам дополнительных возможностей для урегулирования спора. Посредник не только организует активное обсуждение спорных вопросов, способствует достижению компромиссных решений, но и выдвигает собственные предложения.

Посредник должен искать приемлемые для сторон способы разрешения конфликта и стимулировать стороны к поиску компромисса, стремиться завершить коллективный трудовой спор на данном этапе (приложение N 4 к Рекомендациям).

Следует отметить, что процедура посредничества носит неформальный характер. Закон не предусматривает каких-либо обязательных этапов, действий и т. п. Это должно способствовать созданию непринужденной спокойной атмосферы конструктивного диалога.

ТК закрепляет право посредника на получение от сторон коллективного трудового спора необходимых документов и сведений, касающихся существующих разногласий.

Посредник в соответствии с указанными Рекомендациями обладает также правом:

— проводить совместные и раздельные заседания представителей сторон;

— предлагать собственные возможные варианты разрешения коллективного трудового спора;

— подписывать решения, принятые сторонами спора при его участии (п. 12 Рекомендаций).

Он обязан сохранять государственную, служебную, коммерческую и иную охраняемую законом тайну при осуществлении своих функций во время участия в примирительных процедурах (п. 13 Рекомендаций).

Результаты работы посредника могут выражаться в достижении согласованного решения и заключении сторонами соглашения об урегулировании коллективного трудового спора. В этом случае в протоколе (см. приложение N 2 к Рекомендациям) фиксируются конкретные договоренности и указывается, что спор считается урегулированным (разрешенным).

Если соглашение достигнуто лишь по некоторым вопросам или не достигнуто вовсе, составляется протокол разногласий, в котором должны найти отражение все оставшиеся разногласия и дальнейшие намерения сторон (например, создание трудового арбитража).

В связи с тем что посредник играет значительную роль в урегулировании существующих разногласий, к его личным качествам и профессиональным навыкам предъявляются повышенные требования. Памятка посредникам, привлекаемым к участию в рассмотрении коллективных трудовых споров (приложение N 4 к Рекомендациям), также акцентирует внимание на личных качествах посредника и этике его поведения в ходе взаимодействия со сторонами спора. Подчеркивается, в частности, необходимость признания сторонами компетентности, объективности, беспристрастности и независимости посредника.

Посредник должен уметь анализировать ситуацию, тщательно оценивать возможные результаты своих предложений и рекомендаций. Ему вменяется в обязанность знание действующего законодательства, методов ведения договорного процесса.

Основными качествами посредника являются умение аргументировать, убеждать, оперировать обширной информацией, управлять дискуссией, чутко реагировать на смену настроения участников переговоров. Большое значение имеют также его стремление к пониманию, заинтересованность, умение выслушивать оппонента, вовремя пошутить, снять напряженность. Обращается внимание и на соблюдение этических правил. Конфиденциальная информация, доверенная посреднику в процессе его работы, не должна распространяться и использоваться им прямо или косвенно для личной или иной выгоды.

Позиции и предложения сторон, высказанные посреднику конфиденциально в ходе переговоров, не должны передаваться другой стороне без предварительного на то согласия стороны или лица, передавшего информацию.

Посредник не должен принимать вознаграждение или ценные подарки от представителей сторон коллективного трудового спора.

Ю. П. Орловский, А. Ф. Нуртдинова, Л. А. Чиканова

Из книги: 500 актуальных вопросов по трудовому кодексу

Статья 403 ТК РФ. Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника

Полный текст ст. 403 ТК РФ с комментариями. Новая действующая редакция с дополнениями на 2019 год. Консультации юристов по статье 403 ТК РФ.

Не позднее следующего рабочего дня после дня составления примирительной комиссией протокола разногласий стороны коллективного трудового спора обязаны провести переговоры о рассмотрении коллективного трудового спора с участием посредника. При недостижении согласия сторон коллективного трудового спора оформляется протокол об отказе сторон или одной из сторон от данной примирительной процедуры и они приступают к переговорам о рассмотрении коллективного трудового спора в трудовом арбитраже.
При согласии сторон коллективного трудового спора о рассмотрении коллективного трудового спора с участием посредника заключается соответствующее соглашение, после чего стороны коллективного трудового спора обязаны в срок не более двух рабочих дней согласовать кандидатуру посредника. При необходимости стороны коллективного трудового спора могут обратиться за рекомендацией кандидатуры посредника в соответствующий государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров. Если в течение указанного срока стороны коллективного трудового спора не достигли согласия относительно кандидатуры посредника, то они приступают к переговорам о рассмотрении коллективного трудового спора в трудовом арбитраже.

Порядок рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника определяется соглашением сторон коллективного трудового спора с участием посредника.

Посредник имеет право запрашивать у сторон коллективного трудового спора и получать от них необходимые документы и сведения, касающиеся этого спора.

Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника осуществляется на локальном уровне социального партнерства в срок до трех рабочих дней, а на иных уровнях социального партнерства — в срок до пяти рабочих дней со дня приглашения (назначения) посредника и завершается принятием сторонами коллективного трудового спора согласованного решения в письменной форме или составлением протокола разногласий.

Комментарий к статье 403 ТК РФ

1. В современной России на протяжении нескольких лет активно формируется практика разрешения споров с участием посредника. Трудовые отношения не являются исключением, в связи с этим ТК РФ предусматривает возможность участия посредника в разрешении коллективного трудового спора.

Однако следует учитывать, что процедура медиации, предусмотренная Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)», не применяется к коллективным трудовым спорам.

Процедура урегулирования спора с участием посредника регламентируется постановлением Минтруда РФ от 14 августа 2002 года N 58 «Об утверждении Рекомендаций об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора с участием посредника». Решение вопроса о привлечении посредника принимается в кратчайший срок, который определяется законом как срок не позднее следующего рабочего дня. Указанный срок предусмотрен законом для принятия сторонами спора решения о необходимости и возможности привлечения посредника для урегулирования возникших разногласий.

Принятие такого решения осуществляется посредством переговоров, которые направлены на решение двух основных вопросов: о привлечении посредника и о выборе кандидатуры привлекаемого посредника. В случае определения посредника он привлекается к переговорам по урегулированию возникшего конфликта. Если же стороны в ходе переговоров не достигнут согласия либо откажутся от привлечения посредника, им предоставлено законом право использования иных форм урегулирования данного спора, в том числе и путем рассмотрения его в трудовом арбитраже. Трудовой арбитраж в настоящее время не имеет достаточного применения, в большинстве случаев стороны используют иные формы урегулирования спора. Однако данный факт никоим образом не умаляет его значения.

Читайте так же:  Идет ли стаж у самозанятых граждан

2. Факт привлечения посредника к урегулированию спора, а также иные имеющие значение обстоятельства отражаются в соглашении сторон. Следует заметить, что в качестве предмета такого соглашения закон указывает лишь факт привлечения посредника. Иные вопросы разрешаются сторонами только после заключения такого соглашения.

Учитывая, что трудовой договор, как правило, заключается в письменной форме, то и соглашение по привлечению посредника также должно заключаться в письменной форме, что создает дополнительные гарантии защиты прав участников данного спора. Определение содержания указанного соглашения требует детального исследования ряда норм ТК РФ, в первую очередь, положений комментируемой статьи.

Консолидация правовых предписаний указывает на то, что в соглашении определяется не только возможность привлечения посредника, но и порядок осуществления им деятельности по урегулированию спора, т.е. соглашение в большинстве своем имеет процессуальный характер и направлено на определение процедуры деятельности привлекаемого субъекта. Одновременно закон предоставляет дополнительный срок для утверждения кандидатуры посредника — не более 2 рабочих дней с момента заключения соглашения. Таким образом, устанавливая процессуальные особенности деятельности посредника, стороны определяют его кандидатуру лишь после регламентации порядка осуществления его деятельности.

Выбор кандидатуры может быть произведен как лично сторонами по согласованию друг с другом, так и с учетом рекомендаций уполномоченного органа. Указанные рекомендации не являются императивным требованием, в связи с чем их предоставление может осуществляться исключительно по инициативе участников спора. Самостоятельно представление рекомендуемой кандидатуры не является обязанностью уполномоченного органа. В большинстве случае стороны определяют кандидатуру по собственному усмотрению из числа известных лиц, в том числе успешных бизнесменов и т.п.

Следует заметить, что закон не предусматривает, в какой форме определяется решение по кандидатуре посредника. Наиболее адекватным представляется ее отражение в рамках указанного выше соглашения участников спора, но течение срока закон связывает именно с моментом заключения соглашения, что не позволяет зачастую отразить в нем данный аспект, а соответственно, требует заключения еще одного соглашения сторон. В случае отсутствия возможности согласования кандидатуры стороны фактически отказываются от привлечения посредника и могут использовать иные формы урегулирования спора, в первую очередь, предусмотренные ТК РФ.

3. Полномочия посредника закон не регламентирует, что позволяет в значительной степени их расширять применительно к конкретным обстоятельствам спора. В самом общем виде его полномочия и компетенцию можно определить как совокупность действий, направленных на урегулирование спора и достижение согласия его участников.

Нормативное регулирование деятельности посредника закон строит по принципу минимизации предписаний и предоставления максимальной самостоятельности указанного субъекта. В связи с этим его требования охватывают собой лишь права посредника, сопряженные с подготовительным этапом разрешения спора. В частности, для достижения целей привлечения посредника он, в первую очередь, должен ознакомиться с его сущностью и причинами возникновения. Такое ознакомление возможно на основании документации работодателя, а соответственно, возникает необходимость получения таких документов и ознакомления с их содержанием.

В связи с этим закон предоставляет посреднику право запрашивать у сторон спора необходимые документы и сведения. Иные права и обязанности посредника определяются сторонами спора в рамках заключенного ими соглашения. Поскольку кандидатура посредника определяется соглашением сторон, то, как правило, они предоставляют ему максимальную свободу деятельности для достижения основной цели — разрешения спора. Предоставленная свобода никоим образом не освобождает посредника от соблюдения общих требований нормативных актов, в том числе и обязанности по сохранению конфиденциального характера полученной информации, законности и объективности его деятельности и т.п.

[3]

Деятельность посредника носит временный, причем краткосрочный характер, поскольку призвана способствовать максимально быстрому урегулированию противоречий между сторонами трудовых отношений. В зависимости от уровня трудового спора период деятельности посредника может составлять от 3 до 5 рабочих дней. Указанный срок включает в себя полный цикл деятельности посредника — от момента его привлечения, т.е. начала фактического исполнения обязанностей, до принятия решения по спору, независимо от содержания такого решения.

Результатом деятельности посредника всегда выступает решение сторон по существу спора. Особо следует заметить, что такое решение должно быть изготовлено с учетом специальных требований закона, в том числе и к форме его изложения, — в письменной форме с составлением протокола разногласий. Наиболее рациональным представляется в данном случае составление протокола разногласий до момента начала деятельности посредника, что позволит ему заблаговременно определить предмет собственной деятельности, а также выбрать наиболее эффективные средства воздействия на участников конфликта. В результате деятельности посредника возникает необходимость лишь отражения результатов по каждому из разногласий. В ряде случаев при изложении решения можно отразить результаты применительно к каждому разногласию, причем отображению подлежат как положительные результаты, так и отрицательные. По разногласиям с отрицательным решением спор может быть передан на рассмотрение трудового арбитража, либо противоречия могут быть урегулированы иным не противоречащим закону способом.

В большинстве своем нормы комментируемой статьи носят общий характер и призваны определить лишь наиболее важные аспекты деятельности посредника при урегулировании конфликта. Указанные предписания требуют их конкретизации в рамках ряда специальных подзаконных нормативных актов. Однако в настоящее время рассматриваемые общие положения носят исключительный характер, а сложившаяся практика нередко рассматривает данный механизм урегулирования трудового спора в качестве архаичного, который все реже используется в практической деятельности субъектов трудовых правоотношений.

Консультации и комментарии юристов по ст 403 ТК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 403 ТК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Видео (кликните для воспроизведения).

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Источники


  1. Перов, С.И. Основы судебно-бухгалтерской экспертизы / С.И. Перов. — М.: Ярославль: Нюанс, 2015. — 662 c.

  2. Михайловская, И. Б. Суды и судьи. Независимость и управляемость / И.Б. Михайловская. — М.: Проспект, 2014. — 124 c.

  3. Комиссия. Судебная практика и образцы документов. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2014. — 999 c.
  4. Комаров, Сергей Александрович Теория государства и права. Гриф МО РФ / Комаров Сергей Александрович. — М.: Норма, 2016. — 148 c.
  5. Под., Ред. Ванян А.Б. Афоризмы о юриспруденции: от античности до наших дней / Под. Ванян. — М.: Рязань: Узорочье, 2012. — 528 c.
Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here