Порядок обжалования решения налогового органа

Важный материал на тему: "Порядок обжалования решения налогового органа" с профессиональной точки зрения. Если возникнут вопросы, вы всегда их можете задать дежурному юристу.

Порядок обжалования решения налогового органа в суде

Обжалование решения налогового органа в суде возможно в том случае, если процедура досудебного урегулирования споров не принесла желаемых результатов — налогоплательщик не согласен с решением вышестоящего налогового органа. Рассмотрим в нашей статье, в какие сроки происходит обжалование решений налоговых органов, основные этапы данной процедуры и документальное оформление.

Подаем заявление с обжалованием решения налоговой службы в суд первой инстанции

Чтобы признать решение налоговиков недействительным, в первую очередь нужно обратиться в арбитражный суд по месту нахождения налогового органа с заявлением (п. 4 ст. 138 НК РФ, подп. 2 п. 1 ст. 29, ст. 34, 35 АПК РФ).

Заявления налогоплательщиков — физических лиц, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя, рассматриваются в судах общей юрисдикции (п. 4 ст. 138 НК РФ, ст. 24 ГПК РФ, п. 2 ч. 2 ст. 1, ст. 19, ч. 1 ст. 22, чч. 1, 5 ст. 218, ч. 3 ст. 24 КАС РФ).

Рассмотрение заявлений происходит в соответствии с нормами искового производства и особенностями, установленными гл. 24 АПК РФ.

Судья единолично рассматривает дело не более 3 месяцев, включая срок на подготовку к судебному разбирательству и принятие решения. Данный срок может быть продлен, если дело окажется достаточно сложным или в процессе будет задействовано большое количество участников (п. 1 ст. 200 АПК РФ).

Если решение арбитражного суда не устроит налогоплательщика, то он может обжаловать его в судах вышестоящих инстанций.

Повторно обратиться в арбитражный суд по одному и тому же решению налогового органа уже не удастся, даже если позднее будут приведены новые доводы в обоснование позиции заявителя. При повторном обращении по тому же делу арбитражный суд должен прекратить производство по делу со ссылкой на п. 2 ч. 1 ст. 150 АПК РФ. В возобновлении того же самого дела налогоплательщику будет отказано (ч. 3 ст. 151 АПК РФ).

В арбитражный суд поступило заявление налогоплательщика о признании решения по итогам налоговой проверки незаконным в связи с нарушениями налоговой инспекции, допущенными в ходе проверки. Других доводов заявлено не было. Суд не удовлетворил требование заявителя.

Позднее налогоплательщик повторно обратился в арбитраж с заявлением о признании того же решения недействительным, в котором указал, что доначисления по налогу на прибыль были произведены неправомерно. Хотя в заявлении были приведены новые доводы, суд обязан прекратить производство по данному делу.

Каковы сроки обжалования решения налогового органа в арбитражном суде

Налогоплательщик может обратиться в суд, если его не устраивает результат рассмотрения вышестоящим налоговым органом его жалобы (апелляционной жалобы). Решение по жалобе налоговики должны принять в течение 1 мес. со дня ее получения (п. 6 ст. 140 НК РФ).

Учтите, что срок рассмотрения жалобы может быть продлен, но не более чем на 1 месяц, о чем налогоплательщик должен быть извещен в течение 3 дней с момента принятия решения такого решения вышестоящим налоговым органом.

В течение 3 месяцев после получения решения вышестоящего налогового органа по проведенной проверке налогоплательщик может обратиться в суд с тем, чтобы обжаловать данное решение (ч. 4 ст. 198 АПК РФ, п. 1 ст. 219 КАС РФ, п. 3 ст. 138 НК РФ). Если вышестоящий налоговый орган не успеет вынести решение по жалобе налогоплательщика в сроки, установленные п. 6 ст. 140 НК РФ, налогоплательщику можно обратиться в суд, не дожидаясь вынесения данного решения (абз. 2 п. 2, п. 3 ст. 138 НК РФ).

3-месячный срок исчисляется в соответствии с нормами, установленными ст. 113, 114 АПК РФ или ст. 107, 108 ГПК РФ, ст. 92,93 КАС РФ. Зачастую суды восстанавливают срок подачи заявления, но только в том случае, если посчитают, что он был пропущен по уважительной причине.

Как должно выглядеть заявление в суд о признании решения налогового органа по проведенной проверке недействительным

В процессе оформления заявления в суд о признании решения налоговой службы недействительным:

  • Определите форму его подачи. Заявление можно подать как на бумажном носителе, так и воспользовавшись средствами электронной связи (абз. 2 ч. 1 ст. 41, ч. 1 ст. 125, ч. 1 ст. 199 АПК РФ, пп. 1, 8, 9 ст. 125, п. 1 ст. 220 КАС РФ).
  • Проконтролируйте исполнение формальных требований к содержанию заявления (они указаны в ч. 1 ст. 199 АПК РФ, п. 2 ст. 125 КАС РФ).
  • Уделите внимание основной части заявления. Она должна содержать аргументы налогоплательщика о том, по каким причинам он считает доводы налоговой службы не соответствующими действительности или нормам законодательства. Налогоплательщику нужно привести достаточно весомые аргументы, в том числе и ссылки на документы и конкретные обстоятельства, чтобы убедить суд в своей правоте.
  • Проанализируйте и включите в заявление все нарушения, допущенные налоговиками в процессе досудебного урегулирования спора.

Так, если налогоплательщик не участвовал в рассмотрении материалов налоговой проверки или ему не дали возможности объяснить какие-либо обстоятельства, то об этом нужно упомянуть в заявлении. Суд обязательно должен принять такие факты во внимание и не оставить их без рассмотрения.

Бывает, что у налогоплательщика есть сведения, доказывающие, что в ходе налоговой проверки, а также при составлении решения о привлечении к ответственности и акта проверки налоговиками были допущены серьезные нарушения. Тогда в заявлении необходимо привести имеющиеся сведения. Кроме того, можно указать и на нарушения сроков проверки, если таковые имелись.

Таким образом, все собранные факты, указывающие на нарушения налоговиков, помогут склонить судью на сторону налогоплательщика.

Технические тонкости оформления заявления

Заявление необходимо формулировать грамотно и четко. После каждого аргумента лучше всего приводить ссылки:

  • на действующие в спорный момент законодательные акты, нормы Налогового кодекса;
  • ссылки на судебные акты, изданные Высшим арбитражным судом РФ, Верховным судом РФ или арбитражными судами вашего судебного округа;
  • разъяснения Минфина и ФНС России, если они соответствуют спорному вопросу.

Обязательно следует обратить внимание на такие обстоятельства, которые могут повлиять на решение суда, если налогоплательщика все же привлекут к ответственности:

  • обстоятельства, исключающие привлечение к ответственности (ст. 109 НК РФ);
  • смягчающие обстоятельства (ст. 112, 114 НК РФ);
  • обстоятельства, исключающие вину налогоплательщика в совершении правонарушения (ст. 111 НК РФ), и т. д.
Читайте так же:  Взнос в компенсационный фонд сро бухучет

Таким образом, составить заявление в суд достаточно непросто, поэтому есть смысл обратиться к грамотным юристам для выполнения этой задачи.

Какие документы следует приложить к заявлению в арбитражный суд

К заявлению обычно прилагаются документы, перечисленные в ст. 126 АПК РФ. Приведем наиболее важные из них:

1. Копия оспариваемого решения налогового органа (ч. 2 ст. 199 АПК РФ).

2. Копия решения вышестоящего налогового органа по жалобе налогоплательщика.

Данный документ является доказательством того, что досудебный порядок обжалования соблюдался, поскольку выходить в суд с заявлением можно только после обжалования решения налоговиков в вышестоящем налоговом органе (п. 7 ч. 1 ст. 126, ч. 2 ст. 199 АПК РФ).

Если же вышестоящий налоговый орган не вынес решения своевременно, то к заявлению можно приложить копию жалобы с отметкой вышестоящего налогового органа о ее принятии либо копию описи вложения в почтовое отправление и уведомления о его вручении, если жалоба направлялась по почте.

3. Ходатайство о приостановлении действия оспариваемого решения налогового органа (ч. 3 ст. 199 АПК РФ, информационное письмо президиума ВАС РФ от 13.08.2004 № 83).

Если заявление в суд подается в электронном виде, то все прилагаемые документы также представляются электронно (абз. 2 ч. 1 ст. 41, ч. 2 ст. 126 АПК РФ).

Кроме того, все прилагаемые к заявлению документы вместе с самим заявлением должны быть направлены в налоговую службу и всем лицам, которые участвуют в деле. Направлять документы следует заказной почтой с уведомлением о вручении. Квитанции, свидетельствующие о почтовых отправлениях, прилагаются к исковому заявлению, подаваемому в арбитражный суд (п. 1 ч. 1 ст. 126 АПК РФ).

Основные правила разрешения налоговых споров узнайте из этой публикации.

Заявление в суд можно подать на бумаге или в электронной форме. Изложите в нем аргументы, подтверждающие вашу позицию. Поясните, почему вы считаете доводы налоговиков не соответствующими действительности и/или нормам законодательства.

К заявлению приложите подтверждающие документы и иные бумаги из перечня, указанного в ст. 126 АПК (копии оспариваемого решения налогового органа, копии решения вышестоящего налогового органа по жалобе налогоплательщика и др.).

О том, по какой форме подать возражения на акт проверки, читайте в материале «Возражения на акт проверки — новая форма от ФНС» .

Обжалование решения налогового органа

Любое решение налогового органа можно обжаловать. Однако для этого заявитель сначала должен обратиться в вышестоящую инстанцию и уже потом в суд. Порядок рассмотрения жалобы на решение налогового органа, образец ее составления и другую полезную информацию можно найти в статье.

Законодательная база

Право на обжалование решения налогового органа и порядок реализации этой процедуры прописан в Налоговом кодексе. В соответствии с ним каждое лицо может обжаловать:

  • акты инспекции – т.е. именно те решения, которые уже начали действовать;
  • действия инспекторов и других сотрудников;
  • их бездействие.

Обжаловать можно только те решения, которые уже вступили в силу. Сделать это можно:

  1. Сначала в вышестоящей инспекции.
  2. Затем в суде (при принятии решения, которое также не устроит заявителя).

Подобный порядок является обязательным и применяется во всех случаях, вне зависимости от причин несогласия гражданина или организации с решениями органа.

При этом обжалуемое налоговое решение, которое уже вступило в силу, начинает действовать с первого же дня уведомления из налоговой службы. Это означает, что его исполнение обязательно, даже если лицо не согласно с требованиями и подает жалобу на соответствующий акт. Исключением является случай, когда речь идет о привлечении к ответственности (штраф, пени и др.) за неуплату налогов и другие правонарушения. В таком случае гражданин или организация подают не только жалобу, но и заявление о приостановлении действия этого решения.

Порядок подачи жалобы на решение налоговой

На сегодняшний день лицо в обязательном порядке сначала обращается в вышестоящий налоговый орган и составляет так называемую апелляционную жалобу (не путать с апелляцией в суде). Претензия подается через ту же инспекцию, с решением которой не согласен заявитель.

Например, поступило решение от межрайонной инспекции – тогда жалобу следует подать через нее же на имя руководителя межрегиональной инспекции по округу. Если в этой инстанции будет получен отказ или решение не удовлетворит заявителя по другим основаниям, появляется право обращения в суд.

Досудебный: образец апелляционной жалобы в налоговый орган

Порядок подачи жалобы на решение налогового органа и требования к оформлению этого документа также прописаны в Налоговом кодексе. Срок подачи документа составляет 3 дня с момента получения требования от налоговой инспекции.

Жалобу можно составить в произвольном виде, но только в письменной форме. Документ должен содержать такие данные:

  1. ФИО, должность лица, на имя которого подается претензия, ФИО, адрес, контактные данные (либо название компании и ФИО ее директора) заявителя.
  2. Номер, дата обжалуемого документа, название инспекции, выпустившего его.
  3. Суть обжалования – с какими именно положениями и по каким причинам не согласен заявитель.
  4. Требования гражданина, подающего претензию – отменить решение полностью или частично, произвести конкретные действия.
  5. Приложения – документы, которые подтверждают позицию заявителя.
  6. Дата, подпись, расшифровка подписи (фамилия, инициалы).

При составлении претензии можно ориентироваться на такой образец.

Жалоба сначала поступает в ту же инспекцию, которая приняла неправомерное решение. Орган должен переслать его в течение 3 рабочих дней в вышестоящую инстанцию, которая, в свою очередь, должна рассмотреть его в течение 10 рабочих дней с момента поступления. При необходимости срок может быть увеличен, но не более, чем на 1 месяц (отсчет также начинается с даты поступления документа). В результате вышестоящий орган должен принять 1 из следующих решений:

  1. Отклонить заявление.
  2. Удовлетворить заявление полностью.
  3. Удовлетворить его частично.
  4. Аннулировать акт прежней инспекции в полном объеме или частично.
  5. Отменить решение полностью, после чего вынести новый акт.
  6. Признать действия инспекторов или их бездействие не соответствующими законами, приняв конкретное решение.

[3]

В случае несогласия с этим постановлением заявитель обращается в суд. Также он может сделать это, если обращение так и не было рассмотрено, что может быть связано с такими причинами:

  • по этому вопросу уже было подано обращение, оно находится на рассмотрении;
  • заявление подали с нарушением срока, и при этом не составили ходатайство о его восстановлении;
  • жалоба не подписана заявителем.

Отклонение жалобы означает узаконение вступившего в силу решения. Поэтому заявитель в любом случае обязан выполнить его – например, оплатить налог, пени и т.п. Однако это не лишает его права обращения в суд с дальнейшей компенсацией всех расходов и возврата неправомерно оплаченных налогов в случае победы.

До недавнего времени (до начала 2014 года) компании и граждане имели право обращаться непосредственно в суд (без обжалования в налоговой службе) по некоторым решениям инспекции (отказы по компенсации ГДС, решения об аресте имущества, о принудительном взыскании налогов и других неуплат за счет ареста счетов и т.п.).

Читайте так же:  Очередность платежей в платежном поручении

Однако в июле 2013 года начал действовать ФЗ №153, который определил, что все налоговые споры должны изначально решаться в рамках ФНС, и только затем физические и юридические лица могут обращаться в суд.

Право обращения в суд возникает в случае несогласия с решением или его отсутствием. Исковое заявление следует подавать в районный суд, который территориально соответствует налоговой инспекции, куда изначально была подана жалоба. Также заявитель имеет право обратиться не в этот орган, а в суд по месту своего жительства. Юридические лица подают заявления в Арбитражный суд. Сроки обращения составляют 3 месяца, которые исчисляются:

  1. С даты, когда стало известно о решении по апелляционной жалобе (либо должно было стать известно – соответствующее уведомление было направлено по адресу заявителя).
  2. С даты, когда срок принятия решения по этой жалобе истекает (но при этом решение не было принято).

Исковое заявление составляется по стандартной структуре, оно содержит данные заявителя, название суда, описание дела, просительную часть и приложения – перечень документов, обосновывающих позицию истца.

Обратиться в суд можно даже после истечения положенного срока, если заявитель не мог сделать этого ранее по уважительным причинам (болезнь, другие форс-мажорные обстоятельства). В таком случае сначала нужно подать в ту же судебную инстанцию ходатайство о восстановлении срока, приложив к ней оправдательные документы.

Порядок обжалования решения налогового органа

О ПОРЯДКЕ ОБЖАЛОВАНИЯ В ВЫШЕСТОЯЩИЙ НАЛОГОВЫЙ ОРГАН
РЕШЕНИЙ И ДЕЙСТВИЙ ИНСПЕКЦИЙ

В соответствии со ст. 137, п. 1 ст. 138 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ) каждое лицо имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера и их действия в вышестоящий налоговый орган. Под актами инспекции ненормативного характера понимаются любые документы, подписанные начальником или заместителем начальника инспекции. Жалобы на решения и действия инспекций Ярославской области рассматриваются Управлением Федеральной налоговой службы по Ярославской области, находящимся по адресу: 150003, г.Ярославль, ул. Кооперативная, д. 11.

Форма и содержание жалобы

Жалоба подается в письменной форме, адресуется Управлению Федеральной налоговой службы по Ярославской области.

Жалоба должна содержать указание на решение (иной документ) или действия инспекции, с которыми не согласен налогоплательщик, обоснование позиции заявителя жалобы и личную подпись налогоплательщика или его представителя. Ксерокопии жалоб или жалобы, переданные по факсу, не подлежат рассмотрению.

Документы, прилагаемые к жалобе

В случае подписания жалобы представителем физического лица (в том числе адвокатом), к жалобе должен быть приложен оригинал нотариально удостоверенной доверенности, подтверждающей полномочия представителя (п. 3 ст. 29 НК РФ).

В случае подписания жалобы от имени юридического лица не руководителем организации, а иным лицом (в том числе адвокатом), к жалобе должен быть приложен оригинал доверенности с печатью организации и подписью руководителя (п. 3 ст. 29 НК РФ, п. 5 ст. 185 Гражданского кодекса РФ).

К жалобе должны быть приложены документы, на которые ссылается заявитель жалобы в обоснование своих требований, если такие документы не представлялись налогоплательщиком в инспекцию ранее.

Срок подачи жалобы

Решение инспекции о привлечении или об отказе в привлечении к налоговой ответственности, вынесенное по результатам камеральной или выездной налоговой проверки, может быть обжаловано в апелляционном порядке, то есть путем направления в течение 10 рабочих дней со дня вручения решения апелляционной жалобы (п. 9 ст. 101, п. 2 ст. 139 НК РФ). На указанное решение, не обжалованное в апелляционном порядке, может быть подана жалоба в течение 1 года с момента вынесения решения (п. 2 ст. 139 НК РФ).

Все другие решения инспекции (в том числе решения о привлечении или об отказе в привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение, выявленное не в ходе налоговой проверки, а в ходе иных мероприятий налогового контроля), требования об уплате налога, пени, штрафа; налоговые уведомления, иные документы, а также действия инспекции могут быть обжалованы в течение 3 месяцев со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав (п. 2 ст. 139 НК РФ).

Куда подлежит направлению жалоба

Апелляционная жалоба на решение о привлечении или об отказе в привлечении к налоговой ответственности, вынесенное по результатам камеральной или выездной налоговой проверки, подлежит направлению в инспекцию, вынесшую решение; при этом жалоба адресуется Управлению Федеральной налоговой службы по Ярославской области (п. 3 ст. 139 НК РФ).

Видео (кликните для воспроизведения).

Все остальные жалобы на решения или действия инспекций подлежат направлению непосредственно в Управление Федеральной налоговой службы по Ярославской области по адресу: 150003, г.Ярославль, ул. Кооперативная, д. 11 (п. 1, п. 3 ст. 139 НК РФ).

Срок рассмотрения жалобы

Решение Управления ФНС России по Ярославской области по жалобе принимается в течение 1 месяца со дня получения жалобы, указанный срок может быть продлен на 15 рабочих дней. О принятом решении сообщается заявителю жалобы в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения (ст. 140 НК РФ).

Жалоба не подлежит рассмотрению в следующих случаях:

  • жалоба не подписана заявителем,
  • представлена ксерокопия жалобы или жалоба направлена по факсу,
  • пропущен установленный законом срок подачи жалобы,
  • жалоба подана представителем налогоплательщика и не приложены документы, подтверждающие полномочия представителя,
  • имеется вступившее в силу решение суда по вопросам, изложенным в жалобе,
  • имеется решение Управления ФНС России по Ярославской области по жалобе того же лица по тому же предмету и основанию.

Особенности обжалования постановлений инспекций по делам об административных правонарушениях

Срок подачи жалобы — десять суток со дня вручения или получения копии постановления (п. 1 ст. 30.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

Читайте так же:  Камеральные и выездные проверки

Жалоба направляется в инспекцию, которой вынесено постановление по делу об административном правонарушении и которая обязана в течение трех суток со дня поступления жалобы направить ее со всеми материалами дела в Управление Федеральной налоговой службы по Ярославской области (п. 1 ст. 30.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

Жалоба подлежит рассмотрению в десятидневный срок со дня ее поступления со всеми материалами дела. Копия решения по жалобе в срок до трех суток после его вынесения вручается или высылается заявителю (ст. 30.5, п. 2 ст. 30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

При несогласии с актом налоговой проверки или иных мероприятий налогового контроля

Жалобы на акт камеральной или выездной налоговой проверки или акт, составленный по итогам иных мероприятий налогового контроля, не подаются. На указанный акт налогоплательщиком могут быть представлены письменные возражения, направляемые в инспекцию, должностные лица которой составили акт. Возражения на акт налоговой проверки подлежат направлению в течение 15 рабочих дней со дня получения акта (п. 6 ст. 100 НК РФ), а на акт по итогам иных мероприятий налогового контроля – в течение 10 рабочих дней со дня получения акта (п. 5 ст. 101.4 НК РФ). При этом в случае направления акта по почте днем его получения считается шестой рабочий день с даты отправки заказного письма.

При несогласии с протоколом по делу об административном правонарушении

Жалоба на протокол по делу об административном правонарушении не подается. Лицо вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (п. 4 ст. 28.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

Как обжаловать решений налоговых органов

Содержание статьи

Практически каждый налогоплательщик сталкивается в своей жизни с несправедливым решением, вынесенном сотрудниками налоговой инспекции. Служащие ИФНС РФ наоборот считают, что принятое ими решение соответствует нормам НК РФ и иным нормативно-правовым актам, которыми они в своей работе руководствуются. На сегодняшний день законом, а именно ст. 137 НК РФ, закреплено право на обжалование решений налогового органа.

Существует две формы обжалования, о чем свидетельствуют положения ст. 138 НК РФ. Таковыми являются: обычная жалоба (не апелляционного характера) и апелляционная жалоба. Между этими формами есть различия, которые определяются самим предметом обжалования и с вытекающими из этого последствиями подачи.

Обратите внимание!

Апелляционная жалоба подается на решение налоговой инспекции, принятого по результатам проверки. Это относится к решениям о привлечении к ответственности за совершение правонарушений в налоговой сфере, либо об отказе о привлечении к ответственности. Обязательное условие — данное решение не должно вступить в силу на момент подачи жалобы.

Обычная жалоба имеет место на обжалование на вступивших в силу актов налогового органа ненормативного характера, а также на действия или бездействие его должностных лиц.

При обжаловании решения налогового органа, в результате которого оно будет отменено, налогоплательщик вправе претендовать не только на возврат излишне взысканных сумм, но и на проценты (п. 5 ст. 79 НК РФ), начисляемые на сумму взыскания по ключевой ставке ЦБ РФ со дня, следующего за днем уплаты, по день возврата. Такой позиции придерживается Президиум ВАС РФ (пост. Президиума ВАС РФ от 24.04.2012 № 16551/11).

Порядок обжалования налоговых решений

Любую из жалоб необходимо адресовать в вышестоящую инстанци, но направлять ее следует через тот налоговый орган, который вынес решение. Данное правило вытекает из норм ст. 139, 139.1 НК РФ.

Налоговый орган, который вынес обжалуемое решение, обязан в течение трех дней со дня поступления жалобы перенаправить её со всеми материалами в вышестоящий орган, приложив свое заключение. Заключение должно содержать обоснованную позицию по каждому доводу заявителя со ссылкой на имеющиеся документы (с обязательным приложением копий). Таковыми являются: методологические письма ФНС России, Минфина России, а также с указанием на судебную практику.

Обратите внимание!

Налоговым кодексом регламентирован вопрос досудебного урегулирования оспаривания решения налоговой инспекции (п.2 ст. 138 НК РФ). Данная норма не затрагивает процедуру досудебного урегулирования вопроса вынесенных решений региональным управлением на основании поданной жалобы на решение инспекции по вашему району.

Через судебную инстанцию обжалованию подлежат действия (бездействия) должностных лиц инспекции, а также решения ФНС РФ. Обращаясь в суд, лицо вправе предъявить требование как неимущественного (об оспаривании решения налогового органа), так и имущественного характера (в частности, о возврате налога). В зависимости от вида правоотношений и избранного способа защиты судом определяется процедура рассмотрения дела: исковое производство или порядок рассмотрения дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений.

Подать жалобу может как само лицо, права которого нарушены, так и его уполномоченный представитель. При подаче жалобы представителем к ней следует приложить доверенность, иначе документ оставят без рассмотрения.

Подать жалобу можно прибегнув к помощи сети Интернет, то есть документ направляется в электронной форме через официальный сайт ФНС РФ.

В том случае, если налогоплательщик решил не дожидаться решения налогового органа, ему необходимо обратиться в судебную инстанцию.

Юридические лица, а также индивидуальные предприниматели должны обратиться в суд по подведомственности — Арбитражный и Верховный Суд РФ в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством. Физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями, следует обращаться в суды общей юрисдикции и Верховный Суд РФ в соответствии с Кодексом административного судопроизводства (КАС).

Срок обжалования налогового решения

Прежде чем ответить на данный вопрос, напомним, что по общему правилу решения налогового органа вступают в силу со дня их принятия. Исключением являются решения о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенные по результатам налоговых проверок, при условии их обжалования в апелляционном порядке.

Таким образом, апелляционная жалоба может быть подана до дня вступления в силу обжалуемого решения (п. 2 ст. 139.1 НК РФ), то есть в течение одного месяца со дня вручения решения налогоплательщику (п. 9 ст. 101 НК РФ).

Обычная жалоба, в том числе на вступившее в силу решение о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения, которое не было обжаловано в апелляционном порядке, подается в течение одного года со дня, когда лицо узнало о нарушении своих прав (со дня вынесения решения, которое не было обжаловано в апелляционном порядке) (п. 2 ст. 139 НК РФ). Восстановить пропущенный срок, отведенный для подачи апелляционной жалобы не представляется возможным.

Читайте так же:  Актив баланса

В случае, если был пропущен срок, отведенный для подачи обычной жалобы, то существует возможность подать ее позднее совместно с ходатайством о восстановлении пропущенного срока. Не забывайте, что налоговый орган имеет законные основания для отказа в его восстановлении (п. 2 ст. 139 НК РФ).

Процесс обжалование решения, вынесенного налоговым органом, довольно сложный и трудоемкий процесс. Он требует внимательного подхода к делу и занимает много времени, особенно это актуально для жителей крупных городов, как Москва, где каждая минута на счету. Для благоприятного исхода и экономии времени советуем обратиться к нашим квалифицированным юристам, заполнив онлайн-заявку или позвонив по указанным на нашем сайте телефонам.

Образец заявления

Для подачи заявления вы можете воспользоваться подготовленным бланком общей формы и заполнить его.

Глава 11 порядок и сроки обжалования решений налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц

Статья 85. Право на обжалование

Каждый плательщик (иное обязанное лицо) имеет право обжаловать решения налоговых органов, в том числе требования (предписания) об устранении нарушений, действия (бездействие) их должностных лиц, если он полагает, что такие решения или действия (бездействие) приняты или произведены с нарушением норм, установленных налоговым или иным законодательством, либо нарушают его права.

Статья 86. Порядок обжалования

1. Решения налоговых органов, действия (бездействие) их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу, которому должностные лица, действия (бездействие) которых обжалуются, непосредственно подчинены, и (или) в суд.

Подача жалобы в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу не исключает права на подачу жалобы в суд. Обжалование решения налогового органа, действий (бездействия) его должностных лиц в судебном порядке осуществляется в соответствии с гражданским процессуальным или хозяйственным процессуальным законодательством. При этом жалоба на решение налогового органа, действия (бездействие) его должностных лиц может быть подана в экономический суд в течение года со дня его вынесения (их совершения).

2. Нормы настоящей статьи, а также статей 87 и 88 настоящего Кодекса не распространяются на решения налоговых органов и действия (бездействие) их должностных лиц, принятые (осуществленные) в административном процессе.

Статья 87. Порядок и сроки подачи жалобы в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу налогового органа

1. Жалоба на решение налогового органа адресуется в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу (при отсутствии вышестоящего налогового органа), которому должностные лица, принявшие решение, непосредственно подчинены.

Жалоба на действия (бездействие) должностного лица налогового органа подается вышестоящему должностному лицу, которому должностное лицо, действия (бездействие) которого обжалуются, непосредственно подчинено.

2. Жалоба на решение налогового органа, действия (бездействие) его должностных лиц может быть подана в вышестоящий налоговый орган, вышестоящему должностному лицу налогового органа в течение тридцати календарных дней со дня его вынесения (совершения).

Пропуск срока подачи такой жалобы является основанием для отказа в ее рассмотрении. В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по заявлению лица, подающего жалобу, может быть восстановлен соответственно вышестоящим налоговым органом или вышестоящим должностным лицом налогового органа, которому должностные лица, решение или действия (бездействие) которых обжалуются, непосредственно подчинены.

3. Жалоба на решение налогового органа, действия (бездействие) его должностных лиц подается в письменной форме. К жалобе должны быть приложены обосновывающие ее документы.

4. Лицо, подавшее жалобу в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу налогового органа, до принятия решения по этой жалобе может ее отозвать на основании письменного заявления.

Статья 88. Рассмотрение жалобы вышестоящим налоговым органом или вышестоящим должностным лицом налогового органа

1. Жалоба плательщика (иного обязанного лица) рассматривается вышестоящим налоговым органом или вышестоящим должностным лицом налогового органа в месячный срок со дня ее получения.

2. По итогам рассмотрения жалобы на решение налогового органа вышестоящий налоговый орган или вышестоящее должностное лицо (при отсутствии вышестоящего налогового органа), которому должностные лица, принявшие решение, непосредственно подчинены, вправе:

оставить решение без изменения, а жалобу – без удовлетворения;

отменить решение полностью или частично;

отменить решение и назначить дополнительную проверку;

внести изменения в решение.

По итогам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) должностного лица налогового органа вышестоящее должностное лицо вправе:

оставить жалобу без удовлетворения.

3. Решение по жалобе в течение трех рабочих дней со дня его принятия направляется плательщику (иному обязанному лицу) заказным письмом с уведомлением о вручении либо вручается ему или его представителю под роспись. Копия решения в такой же срок направляется в налоговый орган, решение или действия (бездействие) должностных лиц которого были обжалованы.

Статья 89. Исключена

*Пункт 6 статьи 2 Общей части Налогового кодекса Республики Беларусь не вступил в силу в соответствии с частью восьмой статьи 100 Конституции Республики Беларусь.

Обжалование решения налогового органа

Право обжалования решения налогового органа — это неотъемлемое право, предоставленное налогоплательщику действующим законодательством. Далее в статье расскажем, в каких случаях можно настаивать на недействительности акта налоговой, как и в каком порядке это сделать, а также о том, что должен содержать в себе документ об обжаловании решения налогового органа.

Право и сроки обжалования актов налоговой

Статья 137 НК РФ закрепляет право налогоплательщиков по обжалованию принятых им актов. Помимо этого указанный нормативный документ в своей главе 19 регулирует и устанавливает порядок обжалования, сроки, а также определяет основные вопросы при рассмотрении названных дел.

В соответствии с требованиями ст. 100 НК РФ результат любой проверки налоговой в обязательном порядке должен быть оформлен в виде акта. При этом возможности по обжалованию этого документа действующее законодательство не предусмотрело. Однако, налогоплательщику предоставляется право по подаче соответствующих возражений на акт. При этом срок непредставление возражений определяется равным 1 месяцу. Помимо письменных возражений несогласному лицу предоставляется право по приложению соответствующих оправдывающих бумаг либо иных сведений, доказывающих его правоту.

По итогу истечения срока на подачу возражений органом ФНС выносится решение, которое в силу положений налогового законодательства уже допустимо обжаловать. Оно может содержаться в себе основания для привлечения к ответственности либо отказ от привлечения к таковой.

При этом сроки обжалования решения налогового органа будут напрямую зависеть от его вступления в законную силу:

[2]

  • если оно не вступило в законную силу: в течение месяца года с момента вступления (п.2 ст. 139.1 НК РФ). При этом документом, обжалующее решение будет именно апелляционная жалоба;
  • если оно вступило в законную силу: в течение одного года, при этом документ, содержащий возражения, будет именоваться как жалоба (ст. 139 НК РФ).
Читайте так же:  Отпуск по семейным обстоятельствам

Как можно обжаловать

Существует несколько способов, как можно оспорить решения налогового органа:

Внесудебное (досудебное) обжалование

Под этим термином подразумевается подача возражений в вышестоящую налоговую. При этом законодательство разрешает плательщику самостоятельно выбирать способ защиты своих прав: либо сразу в вышестоящий орган ФНС либо сразу в суд. Однако, не во всех случаях допустимо самостоятельное обращение сразу за судебной защитой. Так в отношении решений, вынесенных по вопросу привлечения агента к ответственности за совершённое правонарушений в сфере налогообложения обратиться в суд можно только после рассмотрения вопроса в вышестоящей налоговой. Соответственно иные решения, такие как, по вопросу возврата налога, его зачёте, можно сразу обжаловать в суде.

При этом официальном письмом орган ФНС делает обязательным наличие процедуры досудебного урегулирования вопросов только по актам, принятым после 1 января 2009 года.

Основные преимущества этого способа рассмотрения вопроса:

  • отсутствие необходимости по уплате госпошлины;
  • остановка исполнения акта до момента принятия итогового вердикта;
  • сокращённые сроки рассмотрения материалов;
  • тщательная подготовка по делу, если в дальнейшем возникнет необходимость по судебного обжалованию.

Среди недостатков можно сформулировать следующее:

  • незаинтересованность вышестоящего органа в отмене решений собственных структурных подразделений;
  • приостановление исполнения — это право, а не обязанность;
  • срок на подачу жалобы небольшой, при этом при вероятном рассмотрении дела органом ФНС, существует вероятность пропуска срока на судебную защиту.

Обжалование решений налогового органа в суде

Этот способ своей защиты используется плательщиками, когда все иные способы исчерпаны. Условно все споры можно разделить на две большие группы:
  • дела, связанные с возражениями по актам налоговой;
  • дела, рассматривающие действия (бездействия) сотрудников государственной службы.

При этом инстанциями рассмотрения будут:

  • арбитражный суд;
  • арбитражный суд апелляционной инстанции.

Среди плюсов этого метода защиты можно назвать следующее:

  1. Незаинтересованность (независимость) судей по вопросу, рассматриваемом в конкретном деле;
  2. Всесторонность и объективность при исследовании документов;
  3. Высокий профессионализм лиц, рассматривающих материалы.
  1. Необходимость уплаты пошлины;
  2. Продолжительный срок рассмотрения.

Виды жалоб и какую информацию они должны содержать

Существует несколько видов жалоб, которые можно подавать при обжаловании решения налогового органа:

  1. Жалоба. Документ под этим названием подаётся в том случае, если заявитель обжалует акт, вступивший в законную силу. При этом оно не обжаловалось в порядке апелляции. Подача этого документа возможна в течение одного года с момента его принятия;
  2. Апелляционная жалоба. Документ под этим названием предъявляется в случае, если решение ещё не успело вступить в свою силу, отсюда и сокращённый срок на её подачу — всего 10 дней. При этом подаётся она в тот же орган его выносивший, который впоследствии перенаправляет его в вышестоящую налоговую для рассмотрения.

В соответствии со ст. 139.2 НК РФ жалобы должны в себе иметь следующую информацию:

  • Данные заявителя по жалобе, именно:
    • Ф. И. О. и адрес регистрации для физического лица;
    • наименование и адрес местонахождения для предприятия;
  • Реквизиты акта, в содержанием которого не согласен податель жалобы либо указание на действие либо бездействие со стороны налоговой;
  • Указание на название органа ФНС, решение которого оспаривается;
  • Причины, со ссылкой на нормативные акты и законы, по которым заявитель не согласен с вынесенным актом;
  • Перечень требований, которые выдвигает апеллянт;
  • Способы, при помощи которых апеллянт желает получить решение по жалобе:
    • по почте на бумажном носителе;
    • в виде электронного письма;
    • через личный кабинет;
    • по иным каналам связи.

Нюансы подачи жалобы, технические особенности

Перечислим некоторые особенности, которые следует учесть при желании обжаловать решение налогового органа:
  1. Жалобу можно подавать как на бумажном носителе, так и при помощи доступных средств связи;
  2. Документ должен содержать в себе всю информацию, определённую для его содержания;
  3. В жалобе обязательны ссылки на нормативные акты, а также приведение иных весомых аргументов, которые помогут доказать правоту заявителя;
  4. Если имеются какие-либо ещё процессуальные нарушения со стороны сотрудников органа ФНС, необходимо также их указать.

Технические особенности оформления будут следующие:

  1. Недопустимо приведение неаргументированных фактов. После каждого примера необходимо ссылаться на закон, нормы НК РФ, судебную практику арбитражных и высших арбитражных судов, письма и разъяснения соответствующих ведомств;
  2. Требуется указание фактов, свидетельствующих об исключении ответственности, смягчении наказания, отсутствии вины налогоплательщика.

Прилагаемые документы. Обращение в суд

Документы к заявлению об оспаривании решения налогового органа будут следующими (ст. 126 АПК РФ):
  1. Копия обжалуемого акта;
  2. Копия заявления, содержащего возражения;
  3. Копия решения вышестоящего органа. Этот документ необходим в случае необходимости доказывания прохождения досудебного порядка урегулирования споров, по отдельной категории дел;
  4. Заявление (просьба) о приостановлении исполнения акта органа ФНС, находящееся на обжаловании;
  5. Квитанции об отправке соответствующих комплектов документов всем сторонам, участвующим в деле;
  6. Документ об уплате госпошлины (по делам, рассматриваемым в суде).
Видео (кликните для воспроизведения).

Оспорить решения налоговых органов можно двумя способами: при помощи подачи соответствующих документов в вышестоящий орган ФНС либо в суд. Причём, в зависимости от того какой документ будет обжалован, зависит название жалобы.

Источники


  1. Теория государства и права (схемы и комментарии). — Москва: Мир, 2000. — 208 c.

  2. Правоведение. Шпаргалка. — Москва: ИЛ, 2014. — 892 c.

  3. Ефименко, Е. Н. Корпоративные конфликты (споры). Учебно-практическое пособие / Е.Н. Ефименко, В.А. Лаптев. — М.: Проспект, 2015. — 240 c.
  4. Жинкин, С.А. Теория государства и права. Конспект лекций / С.А. Жинкин. — М.: Феникс, 2017. — 602 c.
  5. Правоведение. Учебное пособие. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013. — 400 c.
Порядок обжалования решения налогового органа
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here