Плата за негативное воздействие на окружающую среду

Важный материал на тему: "Плата за негативное воздействие на окружающую среду" с профессиональной точки зрения. Если возникнут вопросы, вы всегда их можете задать дежурному юристу.

Статья 16. Плата за негативное воздействие на окружающую среду

Постановлением Конституционного Суда РФ от 5 марта 2013 г. N 5-П положения статьи 16 настоящего Федерального закона признаны не соответствующими Конституции РФ:

— статьям 34 (часть 1) и 35 (часть 1), в той мере, в какой — по смыслу, придаваемому этим нормативным положениям в системе действующего правового регулирования сложившейся правоприменительной практикой, — они допускают взимание данного публично-правового платежа со специализированных организаций за размещение в 2009 г. отходов, образованных в результате хозяйственной и иной деятельности других организаций, на основании гражданско-правовых договоров, заключая которые стороны исходили из того, что внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду является обязанностью той организации, в результате хозяйственной и иной деятельности которой образовались отходы;

— статьям 19 (часть 1), 34 (часть 1), 35 (часть 1), 42 и 58, в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования в силу своей неопределенности они позволяют применять пятикратный повышающий коэффициент за сверхлимитное размещение отходов производства и потребления в отношении специализированной организации в случаях, когда размещаемые отходы образовались в результате хозяйственной и иной деятельности других организаций

Статья 16. Плата за негативное воздействие на окружающую среду

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. N 417-ФЗ в пункт 1 статьи 16 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2014 г.

1. Негативное воздействие на окружающую среду является платным.

Формы и особенности взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами.

О порядке определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия см. постановление Правительства РФ от 28 августа 1992 г. N 632. В соответствии с Определением Конституционного Суда РФ от 10 декабря 2002 г. N 284-О вышеназванное постановление принято Правительством РФ во исполнение полномочий, предоставленных ему федеральным законом, и предусматривает взимание платежей неналогового характера — сохраняет силу и подлежит применению судами, другими органами и должностными лицами как не противоречащее Конституции РФ

2. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся:

выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ;

сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади;

загрязнение недр, почв;

размещение отходов производства и потребления;

загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий;

иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

3. Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации.

См. Инструктивно-методические указания по взиманию платы за выбросы загрязняющих веществ, образующихся при сжигании на факельных установках и (или) рассеивании попутного нефтяного газа, утвержденные приказом Минприроды России от 5 августа 2013 г. N 274

О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления см. постановление Правительства РФ от 12 июня 2003 г. N 344

Об установлении сроков внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду см. приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 8 июня 2006 г. N 557

См. форму Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядок ее заполнения и представления, утвержденные приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 5 апреля 2007 г. N 204

4. Внесение платы, определенной пунктом 1 настоящей статьи, не освобождает субъектов хозяйственной и иной деятельности от выполнения мероприятий по охране окружающей среды и возмещения вреда окружающей среде.

См. комментарии к статье 16 настоящего Федерального закона

Плата за негативное воздействие на окружающую среду

Российский налоговый курьер, N 12, 2006 год
Н.Ш.Шустрова,
эксперт журнала «Российский налоговый курьер»

Вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны организации, деятельность которых отрицательно сказывается на экологической обстановке. Как рассчитать размер платы? Кто ее должен уплачивать?

Общие положения

За негативное воздействие на окружающую среду вносится плата. Это предусмотрено в пункте 1 статьи 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее — Закон N 7-ФЗ).

Плата за негативное воздействие на окружающую среду (далее — плата) не является налоговым платежом, поэтому положения Налогового кодекса на нее не распространяются.

В статье 16 Закона N 7-ФЗ указано, что порядок исчисления и взимания платы устанавливается законодательством Российской Федерации. Однако пока соответствующий закон отсутствует, базовым нормативным правовым документом по этому вопросу является Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия (далее — Порядок). Он утвержден постановлением Правительства РФ от 28.08.92 N 632. Нормативы платы утверждены постановлением Правительства РФ от 12.06.2003 N 344 (далее — постановление N 344).

С 1 января 2005 года администрированием платы занимается Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор). Это определено Федеральным законом от 23.12.2004 N 173-ФЗ «О федеральном бюджете на 2005 год». Приказом Ростехнадзора от 24.08.2005 N 604 функции администратора платы возложены на территориальные органы данного ведомства. При этом пунктом 4 постановления Правительства РФ от 28.08.92 N 632 установлено, что органы исполнительной власти субъектов Федерации могут корректировать размеры платежей природопользователей с учетом освоения ими средств на выполнение природоохранных мероприятий и зачислять эти средства в счет таких платежей.

Читайте так же:  Пониженный тариф страховых взносов

Объект, плательщики и ставки платы

Таблица 1. Нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ передвижными источниками (согласно приложению N 1 к постановлению N 344)

Нормативы платы за 1 ед. измерения, руб.

Плата за негативное воздействие на окружающую среду

Принцип «загрязнитель платит» уже на протяжении трех десятилетий фиксируется в международных документах. Внедрение данного принципа в национальные законодательства ряда стран происходило одновременно с его становлением в качестве одного из общепризнанных принципов международного права окружающей среды.

В нашем государстве данный принцип впервые получил законодательное закрепление в Законе «Об охране окружающей природной среды» (ст. 20) 1991 г., а позднее и в Законе об охране окружающей среды (ст. 16) 2002 г.

Российским законодательством данный принцип был воспринят в буквальном понимании: платит субъект, осуществляющий выбросы, сбросы, захоронение загрязняющих веществ в процессе производственной деятельности.

Следует различать принцип платности негативного воздействия на окружающую среду как один из принципов экономического регулирования отношений в области охраны окружающей среды и гражданско-правовую ответственность как санкцию за экологическое правонарушение.

В ст. 16 Закона об охране окружающей среды к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий.

Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду

Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются федеральным законодательством. Порядок исчисления и взимания паты за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством РФ. В настоящее время действуют постановления Правительства РФ от 28.08.1992 № 632 «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» и от 12.06.2003 № 344 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления».

Выделяется несколько правовых режимов платы:

  • 1) плата за загрязнение в рамках предельно допустимых нормативов. Так как соблюдение указанных нормативов рассматривается как наиболее экологически предпочтительное поведение субъекта хозяйственной и иной деятельности, государство связывает такое поведение с предоставлением последнему льготы в виде отнесения платежей за загрязнение на себестоимость производимой продукции (работ, услуг);
  • 2) плата за загрязнение с превышением предельно допустимых нормативов, но в пределах лимитов, временно согласованных нормативов. Правовой режим платы за загрязнение в данном случае менее выгоден для природопользователя, так как плата взимается в повышенном размере и относится на получаемую прибыль или на иные средства природопользователя;
  • 3) загрязнение с превышением лимитов означает поведение субъекта, выходящее за рамки предписанного. Плата за выбросы в части превышения лимитов в этом случае носит скорее штрафной характер и увеличивается в пятикратном размере по сравнению с платой за загрязнение в установленных лимитах;
  • 4) загрязнение при отсутствии разрешения (лицензии). Масса выбросов считается сверхлимитной, оплачивается в 25-кратном размере по сравнению с базовыми нормативами и относится на прибыль.

Платежи за негативное воздействие на окружающую среду нельзя рассматривать как индульгенцию со стороны государства, так как их уплата не освобождает субъектов хозяйственной деятельности от выполнения мероприятий по охране окружающей среды и от возмещения наносимого ей вреда.

Плата за негативное воздействие на окружающую среду. С изменениями к 2017 году

У бизнесменов частенько возникают вопросы относительно экологических платежей. Кому их необходимо платить, в какие сроки, как составлять и сдавать отчетность. Мы ответим на основные из них. Но для начала определимся с понятиями.

Из Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» следует, что экологический сбор – это плата за утилизацию товаров после утраты ими потребительских свойств. Его вносят производители и импортеры, которые самостоятельно не обеспечивают утилизацию отходов.

Расшифровка термина «плата за негативное воздействие на окружающую среду» дается в Федеральном законе от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Это своего рода компенсация за вред, приносимый в результате загрязнения природы. В статье пойдет речь именно о плате за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС).

Плательщики НВОС

Плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить организации и индивидуальные предприниматели, которые:

  • осуществляют на территории Российской Федерации, континентальном шельфе РФ и в исключительной экономической зоне РФ хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду;
  • осуществляют хозяйственную или иную деятельность, в результате которой образовались отходы;
  • являются региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами.

За что и сколько надо платить?

В законе «Об охране окружающей среды» уточняется, что существует три типа загрязнений, за которые предприниматели обязаны платить. Это выбросы в атмосферный воздух стационарными источниками, загрязнение сточных вод и непосредственное размещение отходов производства и потребления, в том числе, обычного мусора.

Тарифы по загрязнению окружающей среды устанавливаются «О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах». Здесь отдельно приведены ставки платы за 1 тонну загрязняющих веществ, а также за размещение отходов производства и потребления по классу их опасности. Все тарифы представлены на 2016-2018 годы.

При исчислении конечной суммы платежа некоторые предприниматели обязаны применять дополнительный коэффициент 2 к действующим тарифам. Это касается организаций и ИП, которые работают на территориях или сбрасывают загрязняющие вещества в объекты, находящихся под особой охраной государства.

Одновременно до 2020 года будут действовать дополнительные коэффициенты, утвержденные властями, чтобы стимулировать хозяйствующих субъектов к проведению мероприятий по снижению негативного воздействия. Эти коэффициенты перечислены в п.6 статьи 16.3 закона «Об охране окружающей среды» и варьируются от 0 до 0,67 в зависимости от класса опасности производств и отходов.

Читайте так же:  Оплата за третье лицо какие нужны документы

Согласно закону «Об охране окружающей среды», отчетным периодом в отношении внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду считается календарный год. Общая сумма, исчисленная по итогам года, должна быть внесена в полном объеме не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным.

В то же время предусмотрено, что организации, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, обязаны ежеквартально вносить равнозначные авансовые платежи в счет платы за негативное воздействие на окружающую среду. Крайний срок их уплаты – 20-е число месяца, следующего за последним месяцем отчетного квартала.

Законом предусмотрено и наказание за нарушение сроков уплаты авансовых платежей. За несвоевременное или неполное внесение платы предпринимателям грозит пеня в размере 1/300 ключевой ставки Банка России, действующей на день уплаты пеней, но не более чем 0,2% за каждый день просрочки. Кроме того, согласно статье 8.41 КоАП РФ за невнесение платы в установленные сроки предусмотрена административная ответственность – штраф на должностных лиц в размере 3-6 тысяч рублей, на компании – от 50 до 100 тысяч.

Что касается декларации, сдавать ее необходимо плательщикам НВОС не позднее 10-го марта года, следующего за отчетным. Окончательный вариант этого документа пока не представлен. Однако, по словам чиновников из Министерства природных ресурсов и экологии, проект формы и порядка ее представления будет утвержден в ближайшее время.

Справка о нормативах платы за негативное воздействие на окружающую среду

Справка о нормативах платы за негативное воздействие на окружающую среду

О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов IV класса опасности (малоопасные) см. постановление Правительства РФ от 29 июня 2018 г. N 758

О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах см. постановление Правительства РФ от 13 сентября 2016 г. N 913

Коэффициенты индексации платы за негативное воздействие на окружающую среду

Коэффициенты индексации к нормативам платы, установленные Правительством РФ в:

Постановление Правительства РФ от 19 ноября 2014 г. N 1219

Постановление Правительства РФ от 19 ноября 2014 г. N 1219

Постановление Правительства РФ от 19 ноября 2014 г. N 1219

Федеральный закон от 2 декабря 2013 г.N 349-ФЗ

Федеральный закон от 3 декабря .2012 г. N 216-ФЗ

Федеральный закон от 30 ноября 2011 г.N 371-ФЗ

Федеральный закон от 13 декабря 2010 г. N 357-ФЗ

Федеральный закон от 2 декабря 2009 г. N 308-ФЗ

Федеральный закон от 24 ноября 2008 г. N 204-ФЗ

Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 198-ФЗ

Федеральный закон от 19 декабря 2006 г. N 238-ФЗ

Видео (кликните для воспроизведения).

Федеральный закон от 26 декабря 2005 г. N 189-ФЗ

[1]

Федеральный закон от 23 декабря 2004 г. N 173-ФЗ

Федеральный закон от 23 декабря 2003 г. N 186-ФЗ

О нормативах зачисления платы за негативное воздействие на окружающую среду в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации с 1 января 2005 г. см. Бюджетный кодекс Российской Федерации

О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления см. Постановление Правительства РФ от 12 июня 2003 г. N 344 (в редакции постановления Правительства РФ от 1 июля 2005 г. N 410)

Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия см. Постановление Правительства РФ от 28 августа 1992 г. N 632

Форма расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядок ее заполнения и представления, утвержденные приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 5 апреля 2007 г. N 204

Согласно изменениям, внесенным в Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ (вступившим в силу с 1 января 2016 г.), лица, обязанные вносить плату, представляют декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду

Нормативы зачисления платы за негативное воздействие на окружающую среду

Норматив зачисления платы за негативное воздействие на окружающую среду

Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. N 244-ФЗ

Бюджетный кодекс РФ

5 % в федеральный бюджет

40% в бюджеты субъектов РФ

55% в бюджеты муниципальных районов и городских округов

5% в федеральный бюджет

95% в бюджеты субъектов РФ — городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга

Федеральный закон от 20 августа 2004 г. N 120-ФЗ

20% в федеральный бюджет

40% в бюджеты субъектов РФ

40% в бюджеты муниципальных районов и городских округов

20% в федеральный бюджет

80% в бюджеты субъектов РФ — городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга

Плата за негативное воздействие на окружающую среду. Порядок определения платы за загрязнение окружающей среды

В ФЗ «Об охране окружающей среды» конкретизируется ключевое положение экологического законодательства. Оно состоит в том, что субъект, ведущий хозяйственную деятельность с использованием естественных ресурсов, должен компенсировать вред, который он наносит природе.

Рекомендации ОЭСР и применение их на практике

Организация по экономическому развитию и сотрудничеству в 1972 г. приняла положение, в соответствии с которым был установлен указанный выше принцип. По выработанным рекомендациям граждане и юрлица, загрязняющие окружающую среду, должны нести расходы, направленные на проведение мероприятий, необходимых для устранения этого вреда или сокращения его до минимально допустимых показателей. В России этот принцип, однако, претерпел определенные изменения.

Юридический аспект

В практическом и теоретическом смыслах до сих пор не установлено, выступает ли плата за негативное воздействие на окружающую среду в качестве налога. В некоторых зарубежных странах она регламентируется НК. Формы, в которых осуществляется отчисление в РФ, предусматриваются в ФЗ «Об охране окружающей среды» и ряде других правовых актов. Вместе с этим юридические документы устанавливают и виды отрицательного влияния на природу. Типы и порядок определения платы за загрязнение окружающей среды также регламентируются следующими правовыми документами:

  1. ФЗ «Об отходах».
  2. Постановлениями правительства.
  3. ФЗ «Об охране воздуха».
  4. Инструкции и методические рекомендации, утвержденные Минприроды.

Правовая природа

К ее определению существует несколько подходов. Они зависят от установления налогового либо неналогового содержания данного отчисления. Плата за негативное воздействие на окружающую среду рассматривается как фискальный сбор, административный штраф, компенсация и пр. При этом стоит сказать, что правовая природа отчисления не была установлена и высшими судебными инстанциями. В соответствии с НК конкретные суммы взимаются с хозяйствующих субъектов с целью исполнения ими возложенных на них обязательств. Они возникают из ведения ими конкретной деятельности, вследствие которой наносится вред природе. Такие отчисления представляют собой возмещение ущерба по тарифам, регламентируемым государством. По своей сути они обладают компенсационным характером. Расчет платы за окружающую среду, следовательно, должен производиться по принципу эквивалентности в соответствии с видом и объемом ущерба в пределах допустимых показателей. Субъекты, таким образом, получают право наносить вред природе.

Обязанные лица

Кто платит за загрязнение окружающей среды? Обязанность компенсировать вред природе вменяется только тем субъектам, чья деятельность непосредственно связана с его нанесением. Их дифференцируют и индивидуализируют в соответствии с типом и объемом ущерба, экономическими особенностями отдельных народно-хозяйственных отраслей, экологических факторов. Немаловажное значение при классификации будут иметь и расходы пользователей на мероприятия по предотвращению или снижению вреда природе. Они также засчитываются как плата за негативное воздействие на окружающую среду. В какой бюджет осуществляется отчисление? По общему правилу, в федеральный и региональный.

Исходя из указанных выше характеристик можно сказать, что плата за загрязнение окружающей среды является необходимым условием для получения хозяйствующими субъектами права осуществлять деятельность, наносящую вред природе. Она определяется как индивидуально-возмездное отчисление, устанавливаемое в соответствии с дифференцированными показателями допустимого отрицательного влияния. Плата за загрязнение окружающей среды обеспечивает возмещение причиненного ущерба и расходов на ее восстановление и защиту. Все это указывает на то, что рассматриваемые отчисления лишены ряда признаков, по которым их можно отнести к налоговым сборам.

Типы вреда

Негативным воздействием на природу следует называть влияние хозяйственной либо прочей деятельности, результаты которой приводят к отрицательным изменениям качества среды. В частности, речь идет о физических, биологических, химических и других показателях. В ФЗ, регламентирующем охрану окружающей среды, установлены следующие типы такого влияния:

  1. Размещение отходов потребления и производства.
  2. Загрязнение почвы и недр.
  3. Сброс веществ и микроорганизмов в водные объекты. К ним в числе прочего относят подземные источники и водосборные площади.
  4. Выбросы в атмосферу загрязняющих и прочих соединений.

В постановлении правительства указанные виды дублируются, за исключением негативного влияния на почву и недра, и устанавливаются дополнительные типы:

  1. Выброс в воздух загрязняющих и иных соединений из передвижных и стационарных источников.
  2. Шум, вибрацию, радиационное и электромагнитное влияние.

Особенности начисления

В указанном выше ФЗ ранее закреплялось, что порядок, в соответствии с которым определяется и исчисляется плата за негативное влияние на окружающую среду, устанавливается законодательством РФ. С декабря 2008 г. этот вопрос отнесен к полномочиям правительства. В соответствии с этим в постановлении № 632 от 28.08.1992 г. предусматривается плата за выбросы в окружающую среду, размещение отходов и прочие виды отрицательного влияния на природу в пределах:

  1. Лимитов. Они представляют собой временно установленные нормативы. Начисление осуществляется путем умножения ставок на разницу лимитов и допустимых показателей. В качестве последних могут выступать объемы размещения отходов, веществ, уровни вредного влияния. Для определения общей суммы полученные при умножении результаты плюсуются в соответствии с типами вреда, которые наносятся хозяйствующим субъектом.
  2. Допустимых предельных показателей. В случае непревышения установленных нормативов плата за вредное воздействие на природу исчисляется умножением соответствующих ставок на величину загрязнений. Затем полученные результаты суммируются.

Выход за пределы допустимых показателей

Плата за загрязнение окружающей среды в таком случае исчисляется умножением соответствующих ставок в рамках лимитов на размер фактического превышения. Полученные показатели суммируются и умножаются на пятикратный повышающий тариф.

Нормативы платы за загрязнение окружающей среды

Они устанавливаются по каждому элементу вредного вещества, типу отрицательного влияния с учетом степени их опасности для природы и здоровья населения. Они утверждены правительством в постановлении № 344. Для некоторых регионов, а также бассейнов рек к базовым нормативам устанавливаются коэффициенты. Они учитывают экологические факторы (значимость социально-культурных и природных объектов, климатические особенности местности).

Коэффициенты

В их основе лежат показатели деградации и загрязнения среды в пределах территорий экономических районов страны, соответствующие выбросам в воздух и создающимся и размещаемым отходам. Для атмосферы устанавливаются следующие наивысшие коэффициенты:

  1. Для Уральского района – 2.
  2. Для Северо-Кавказского и Центрального – 1,9.

Для почв установлены следующие показатели:

  1. В Центрально-Черноземном районе – 2.
  2. В Поволжье и в Северо-Кавказском районе – 1,9.

Коэффициенты экологической значимости и ситуации на водных объектах по бассейнам крупных рек России рассчитываются на основании информации об объемах сброшенных стоков в разрезе краев, республик, областей и экономических районов. Например, для р. Кубани установлены коэффициенты: 2 – для Республики Адыгеи и 2,2 – для Краснодарского края. Дополнительный показатель 2 предусматривается для территорий, отнесенных к особо охраняемым зонам. К ним в том числе относят лечебно-оздоровительные местности и курорты, районы Крайнего Севера, приравненные к ним округа, Байкальский регион и участки экологического бедствия. Дифференцированные ставки исчисляются путем умножения базовых нормативов на коэффициенты учета факторов.

Дополнительно

Постановлением правительства, регламентирующим порядок, в соответствии с которым устанавливается плата и ее предельные размеры за загрязнение среды, создание и размещение отходов, а также прочие виды отрицательного влияния на природу, предусматривается снижение сумм обязательных отчислений. Исполнительные структуры краев, республик, областей, городов федерального значения, автономных образований при участии территориальных подразделений Минприроды и экологии формируют дифференцированные ставки. При их установлении учитываются утвержденные базовые нормативы и коэффициенты. Кроме этого указанные органы проводят корректировку размеров отчислений пользователей. При этом учитывается степень освоения ими средств на реализацию природоохранных мероприятий. Эти суммы зачисляются в счет обязательной платы.

Мероприятия

Их перечень устанавливается в инструктивно-методических документах, разъясняющих правила, по которым взимается плата за негативное воздействие на окружающую среду. К мероприятиям, направленным на предотвращение или снижение отрицательного влияния на природу, в частности, относят:

  1. Сооружение локальных и головных очистных объектов для стоков предприятия с системой транспортировки.
  2. Установку газопылеулавливающих агрегатов. Они обезвреживают вещества из газов, которые отходят от вентиляционного воздуха и технологических конструкций перед выбросом.
  3. Сооружение опытно-промышленных цехов и установок, в которых осуществляется разработка методов фильтрации.
  4. Создание автоматических контрольных систем, оснащение приборами стационарных источников выбросов, а также строительство, покупка, оборудование лабораторий.
  5. Сооружение мусоросжигательных и мусороперерабатывающих заводов, полигонов для размещения промышленных и бытовых отходов.
  6. Строительство производств, установок, цехов для переработки вторсырья и выпуска из него новой продукции.

Спорный момент

В соответствии с подп. 6 п. 4 постановления, утверждающего порядок определения оплаты и ее предельной величины, исполнительные структуры регионов РФ, городов федерального значения по согласованию с территориальными подразделениями Минприроды и Федеральной инспекции по надзору в области потребительских прав могут снижать размеры платежей либо освобождать от них отдельные предприятия, финансируемые средствами госбюджета, организации социально-культурной сферы. Верховным судом Республики Татарстан данное положение было оспорено в КС РФ в части возможности снимать с некоторых субъектов установленные обязанности по отчислению экологических сборов. По постановлению Конституционного суда указанный нормативный акт, регламентирующий взаимоотношения природы и общества, среди принципов называет возмездность пользования. Это, в свою очередь, предполагает, что должна взиматься плата за негативное воздействие на окружающую среду. Внесение экологических сборов, ввиду того что оно необходимо для возмещения нанесенного ущерба природе хозяйствующими субъектами, является обязательным для установленной категории пользователей.

Плата за негативное воздействие на окружающую среду – 2016

Автор: Т. Ю. Кошкина

[2]

Произошедшие в 2016 году значительные изменения в порядке начисления и внесения платы за НВОС[1], а также представления отчетности по ней вызвали большое количество вопросов. Ответы на часть из них представлены в Письме Росприроднадзора от 11.04.2016 № АС-06-01-30/6155[2]. Какие нюансы разъяснило компетентное ведомство?

Сроки перечисления платы, размер платежей

В соответствии с ч. 3 ст. 16.4 Федерального закона № 7-ФЗ[3] сумма платы определяется по итогам года, корректируется и вносится не позднее 1-го марта следующего года. Плательщики (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства) обязаны вносить квартальные авансовые платежи (кроме четвертого квартала) не позднее 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем соответствующего квартала текущего года.

Таким образом, субъекты малого и среднего предпринимательства в течение 2016 года плату не перечисляют. Они рассчитывают и вносят плату за 2016 год в срок до 1 марта 2017 года.

Остальные плательщики уплачивают ежеквартальные авансовые платежи. Размер платежа в 2016 году определяется как
1/4 фактически уплаченной (не начисленной) суммы за I – IV кварталы 2015 года. При этом не учитываются суммы платежей, уплаченные в 2015 году в счет погашения задолженности предыдущих лет (2013, 2014 и т. д.), вне зависимости от того, осуществлялось ли погашение задолженности в добровольном порядке или по решению суда.

Созданные в 2016 году организации не вносят авансовые платежи в течение 2016 года. Сумму платы за 2016 год они должны перечислить в полном объеме в срок до 01.03.2017.

Если хозяйствующим субъектом в 2015 году исчислялась и вносилась плата за сверхлимитное загрязнение (ввиду отсутствия разрешительной документации), то в 2016 году квартальные авансовые платежи исчисляются и вносятся строго от суммы, уплаченной за 2015 год (то есть с учетом ранее уплаченных сумм за сверхлимитное загрязнение). По итогам 2016 года (то есть уже в 2017 году) суммы переплаты подлежат зачету в счет будущих платежей или возврату по заявлению плательщика.

О заполнении «платежек»

Суммы платы перечисляются по определенным бюджетным законодательством РФ кодам бюджетной классификации (далее – КБК). В 2016 году КБК для заполнения платежных документов остаются такими же, как и в прошлом году (048 1 12 01010 01 6000 120, 048 1 12 01030 01 6000 120, 048 1 12 01040 01 6000 120, 048 1 12 01070 01 6000 120).

[3]

Если плательщик в прошлом году вносил плату в части сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов на водосборные площади (рельеф местности/за сбросы неорганизованным поверхностным стоком в водные объекты), то в текущем году уплачивается 1/4 часть суммы от уплаченной в 2015 году по тому КБК, по которому вносилась данная плата. По итогам отчетного года (в 2017 году) при подаче декларации о плате за НВОС хозяйствующий субъект делает перерасчет платы с учетом внесенных авансовых платежей. Суммы образовавшейся по итогам года переплаты будут зачтены в счет будущих платежей или возвращены плательщику по заявлению.

Процедуры зачета (возврата) денежных средств планируется предусмотреть в правилах исчисления и взимания платы, осуществления контроля за правильностью ее исчисления, полнотой и своевременностью ее внесения. Проект Постановления Правительства РФ об утверждении таких правил находится в стадии доработки.

Представление отчетности

Пунктом 4 ст. 16.4 Федерального закона № 7-ФЗ предусмотрено, что не позднее 10-го марта года, следующего за отчетным, плательщики представляют в уполномоченный орган по месту нахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, декларацию о плате за НВОС. Законом не введена обязанность представления отчетности о плате (расчетов, деклараций) в течение года. Таким образом, в 2016 году ежеквартальные авансовые платежи вносятся без подачи какой-либо отчетности. Декларацию о плате за 2016 год необходимо подать в срок до 10 марта 2017 года.

Ответственность за несвоевременное или неполное внесение платы (в том числе за перечисление авансовых платежей)

В соответствии с п. 4 ст. 16.4 Федерального закона № 7-ФЗ несвоевременное или неполное внесение платы влечет за собой уплату пеней в размере 1/300 ключевой ставки Банка России, действующей на день уплаты пеней, но не более чем в размере 0,2% за каждый день просрочки. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по внесению платы начиная со следующего дня после дня окончания соответствующего срока, определенного п. 3 этой статьи.

В свою очередь, в п. 3 речь идет о сроках перечисления не только платы, рассчитанной по итогам года, но и квартальных авансовых платежей.

В связи с этим в рассматриваемом письме указано, что пени начисляются в случаях несвоевременного или неполного внесения:

  • авансовых платежей;
  • платы за НВОС, исчисленной по итогам отчетного года.

Известно, что существует еще ст. 8.41 КоАП РФ, устанавливающая административную ответственность за невнесение в установленные сроки платы. Это нарушение влечет наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц в размере от 3 000 до 6 000 руб.;
  • на юридических лиц – от 50 000 до 100 000 руб.

Как видим, речь в ней идет исключительно о плате, ежеквартальные авансовые платежи в ней не названы. Росприроднадзор сообщил, что применение в 2016 году административной ответственности в отношении лиц, не уплативших квартальные авансовые платежи, будет разъяснено Минприроды дополнительно.

В Письме от 25.03.2016 № 06-09-44/5872 Минприроды сообщило, что положения п. 4 ст. 16.4 Федерального закона № 7-ФЗ о начислении пеней не распространяются на суммы платы за 2015 год. Пени начисляются в 2016 году в отношении авансовых платежей начиная с 21-го числа месяца, следующего за последним месяцем соответствующего квартала текущего отчетного периода, в 2017 году в отношении ежегодно вносимой платы – начиная со 2-го марта года, следующего за отчетным.

Об объектах размещения отходов, которые не оказывают негативное воздействие на окружающую среду

Согласно ч. 6 ст. 23 Федерального закона № 89-ФЗ[4] при размещении отходов на объектах размещения отходов, которые не оказывают негативное воздействие на окружающую среду, плата за НВОС не взимается. Порядок подтверждения исключения негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов устанавливается Правительством РФ.

Исключение негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов достигается за счет осуществления природоохранных мероприятий, наличия технических решений и сооружений, обеспечивающих защиту окружающей среды, и подтверждается результатами мониторинга состояния окружающей среды, в том числе соблюдением нормативов предельно допустимых концентраций химических веществ (ч. 7 ст. 23 Федерального закона № 89-ФЗ).

В настоящее время подготовлен проект Постановления Правительства РФ «О порядке подтверждения исключения негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов». До принятия указанного документа плата за НВОС должна исчисляться и вноситься в соответствии с действующим законодательством вне зависимости от включения объекта размещения отходов в государственный реестр объектов размещения отходов.

О плате за размещение твердых коммунальных отходов

В соответствии с Федеральным законом № 404-ФЗ[5] до 1 января 2017 года установлен переходный период для введения коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами. До названной даты субъектами РФ:

  • должны быть приняты соответствующие нормативные правовые акты;
  • введены единые тарифы на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами;
  • проведены конкурсные отборы региональных операторов;
  • заключены соглашения между органом государственной власти соответствующего субъекта РФ и региональным оператором.

До дня утверждения единого тарифа регионального оператора на территории субъекта РФ и заключения соглашения применяются положения действующего законодательства. Следовательно, плату за НВОС при размещении отходов, в том числе твердых коммунальных отходов, должны исчислять и уплачивать юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались данные отходы.

Сохраняют силу разъяснения, представленные Письмом Росприроднадзора от 29.03.2016 № АА-06-01-36/5099: плата за НВОС в связи с размещением отходов, осуществленным с 1 января 2016 года, подлежит исчислению и внесению лицами, определенными ст. 16.1 Федерального закона № 7-ФЗ, вне зависимости от факта передачи другим лицам права собственности или иного права на размещенные отходы.

Утратившие силу документы

С 1 января 2016 года не применяются:

  • Методические указания по расчету платы за неорганизованный сброс загрязняющих веществ в водные объекты, утвержденные Госкомэкологии РФ 29.12.1998;
  • Приказ Ростехнадзора от 05.04.2007 № 204 «Об утверждении формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и Порядка заполнения и представления формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду».

[1] Подробнее о нововведениях читайте в материале «Проверь себя: плата за негативное воздействие на окружающую среду в 2016 году» в журнале «Строительство: бухгалтерский учет и налогообложение», № 3, 2016.

[2] Полный текст письма опубликован в журнале «Строительство: акты и комментарии для бухгалтера», № 5, 2016.

[3] Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

[4] Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Видео (кликните для воспроизведения).

[5] Федеральный закон от 29.12.2015 № 404-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Источники


  1. Графский, В.Г. Бакунин; Юридическая литература, 2013. — 144 c.

  2. Скуратовский, М. Л. Подготовка дела к судебному разбирательству в арбитражном суде первой инстанции / М.Л. Скуратовский. — М.: Wolters Kluwer, 2018. — 200 c.

  3. Теория государства и права. — М.: АСТ, Сова, 2010. — 160 c.
  4. Скрынник, А. М. Правоведение / А.М. Скрынник. — М.: Мини Тайп, 2013. — 352 c.
  5. Романовский, Г.Б. Гносеология права на жизнь; СПб: Юридический центр, 2013. — 370 c.
Плата за негативное воздействие на окружающую среду
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here