Плановые проверки налоговая

Важный материал на тему: "Плановые проверки налоговая" с профессиональной точки зрения. Если возникнут вопросы, вы всегда их можете задать дежурному юристу.

К кому придут с проверкой в 2019 году: как узнать и подготовиться

Узнать, нет ли вашей компании в плане проверок, можно на сайте Генпрокуратуры РФ в специальном разделе «Сводный план проверок субъектов предпринимательства на 2019 год» proverki.gov.ru.

Достаточно указать ИНН организации, чтобы выяснить:

— какое ведомство будет проводить плановую проверку компании;

— какими будут цель и форма проверки;

— в каком месяце состоится проверка и сколько она продлится.

Если поиск на сайте не дал результатов, вашей компании в плане нет.

Обратите внимание, что в плане нет сведений о некоторых видах проверок. Например, налоговых, валютных, таможенных.

Подготовиться к проверкам и узнать, как действовать в случае приезда инспекторов, помогут материалы в системе КонсультантПлюс. Например:

— как действовать, если к вам пришли с проверкой налоговики, можно узнать в «Практическом пособии по налоговым проверкам»;

— как организации пройти проверку пожарной безопасности, смотрите в одноименном Готовом решении;

— все о проверке деятельности организации вы найдете в «Путеводителе по кадровым вопросам» (материал «Проверка деятельности организации. Обязательные документы»).

Если система КонсультантПлюс у вас еще не установлена, вы можете получить бесплатно полный доступ к КонсультантПлюс на 3 дня.

К кому в 2019 году придут проверяющие из налоговой

Налоговые проверки 2019: правила проведения контрольных мероприятий значительно изменились. Например, был сокращен срок камералки по НДС, уточнен порядок представление документов налоговой службе, появилось новое приложение к акту налоговой проверки, изменились критерии по отбору кандидатов на проверку и многое другое. В этой статье мы расскажем, как должны проходить проверки в 2019 году и дадим инструкции, которые помогут их пройти в 2019 году без проблем.

Налоговые проверки в 2019 году

Налоговики проводят контрольные мероприятия в двух основных формах.

  1. Камеральные проверки налоговой отчетности.
  2. Выездной контроль.

Отбирают на проверку не все организации. Только те из них, которые соответствуют определенным критериям. Например, у них высокая доля вычетов по налогу на добавленную стоимость или очень маленькая налоговая нагрузка.

Федеральная налоговая служба регулярно утверждает перечень организаций, которые попадают под налоговую проверку. Этот перечень устанавливают на каждый год.

По результатам проверки организацию или ее руководителя (других должностных лиц, например, бухгалтера) могут привлечь к административной или налоговой ответственности.

Проведение выездной налоговой проверки

Плановый выездной контроль производится по отношению к компаниям и предпринимателям с учётом присвоенного им уровня риска. При проведении проверки сотрудники налоговой службы анализируют следующее:

  • динамику налоговых отчислений;
  • соотношения бухгалтерской и налоговой отчётности со средними показателями по похожим предпринимателям и компаниям;
  • начисленные и оплаченные суммы налогов;
  • динамику показателей налоговой и бухгалтерской отчётности за различные периоды;
  • факторы, которые влияют на налоговую базу.

ГФС опубликовала график налоговых проверок бизнеса в 2019 году

Государственная фискальная служба (ГФС) обнародовала план-график проверок на 2019 год. Согласно документу, в наступившем году будет проведено 6944 плановых проверок. Об этом говорится на сайте ведомства.

Как и прошлогодний, план-график на 2019год состоит из четырех разделов. Сначала налоговики опубликовали лишь первые два, согласно которым они намерены провести 4946 налоговых проверок:

Раздел I. Документальные плановые проверки налогоплательщиков — юридических лиц;

Раздел II. Документальные плановые проверки финансовых учреждений, постоянных представительств и представительств нерезидентов.

Позже были обнародованы еще два раздела:

Раздел III. Документальные плановые проверки физических лиц. Он насчитывает 1651 человек, которых в 2019 году намерены посетить с визитом представители ГФС.

Раздел IV. Документальные плановые проверки юридических лиц по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налога на доходы физических лиц, военного сбора и единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование. По таким вопросам налоговики планируют провести 347 проверок.

Выездные налоговые проверки в 2019 году, список организаций

Вопреки распространенным заблуждениям, в Сводный план включают не все проверки. В соответствии с требованиями ч. 4 статьи 1 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ информацию о планируемых надзорных мероприятиях ообязаны размещать в публичном доступе такие ведомства, как:

  • Федеральный государственный пожарный надзор;
  • Федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства;
  • Лицензионный контроль;
  • Государственный строительный надзор;
  • Экспортный контроль;
  • Государственный экологический надзор;
  • Государственный надзор в сфере рекламы;
  • Федеральный государственный транспортный надзор;
  • Федеральный государственный надзор в области безопасности дорожного движения;
  • Федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности;
  • Федеральный государственный надзор за деятельностью некоммерческих организаций;
  • Региональный государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и иных объектов недвижимости, а также за деятельностью ЖСК, связанной со строительством многоквартирных домов;
  • Федеральный государственный надзор в сфере обращения лекарственных средств.

А вот проверки, планируемые Федеральной налоговой службой, в силу ч. 3.1 статьи 1 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ, останутся в тайне. Потому что размещению в открытом доступе не подлежит информация о налоговом контроле и контроле за уплатой страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.

Также не будет информации о плановых мероприятиях по:

  • контролю за осуществлением иностранных инвестиций;
  • валютному контролю;
  • таможенному контролю;
  • контролю за соблюдением требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
  • контролю за обработкой персональных данных.

Налоговые проверки в 2019 году: виды, план и график контроля

Налоговые проверки — нередкое явление как для юридических лиц, так и для ИП. Благодаря этим процедурам Федеральная Налоговая Служба России может оценить не только финансовую успешность фирмы или индивидуального предпринимателя, но также проконтролировать, насколько правильно ведётся отчётность по налогам. Контроль важен в первую очередь для самой ФНС, так как с его помощью оценивается то, правильно ли выплачиваются и рассчитываются суммы налогов, а также насколько организация способна делать эти взносы в бюджет государства. В этой статье подробнее о том, что такое план налоговых проверок юридических лиц на 2019 год.

Читайте так же:  Положение о премировании работников (образец)

Виды налоговых проверок

Чтобы проанализировать, насколько добросовестно предприниматели выполняют свои обязанности перед государством в налоговой сфере, проводятся контроли. Так, сотрудники ФНС анализируют всю внутреннюю отчётность компании и сверяют её с той, что они получили через декларации и прочие материалы. Налоговые проверки по статье 87 НК РФ, могут быть двух видов:

  • Выездные – специалисты приезжают по адресу организации. Так как работа с документами ведётся напрямую, обычно такой контроль масштабный и может длиться несколько дней, чтобы оценить правильность уплаты одного или всех налогов, включая транспортный и т. п.
  • Камеральные – налоговики работают в инспекции, проверяя только те данные, которые им предоставлены самой организацией. В процессе камеральных проверок чаще всего выявляются мелкие ошибки и недочёты в расчёте облагаемой базы.

План контроля

Многие считают, что нет никакого плана и графика выездных проверок ИФНС на 2019 год, и эти процедуры назначаются как только обнаруживаются ошибки в отчётности какого-либо плательщика.

[2]

Это известное заблуждение. Проведение контроля – это трудоёмкий процесс, который требует планирования на год вперёд, времени и работы высококвалифицированных сотрудников инспекции. Создавать отдельную группу быстрого реагирования для ФНС не целесообразно, поэтому ежегодно составляется план, согласно которому инспекторы будут выезжать на контроль или проводить их внутри своего подразделения. План также нужен потому, что проверить абсолютно все организации и всех ИП за один налоговый период невозможно, поэтому в список входят только определённые юридические лица и индивидуальные предприниматели, привлекшие внимание ИФНС. Так, в конце 2018 года был составлен план проверок налоговой инспекции на 2019 год, который сейчас и выполняется.

Узнать график проверок

С одной стороны, выложить график и список организаций для налоговых проверок в 2019 году в свободный доступ бы неплохо – тогда компании и ИП могли бы проанализировать свою отчётность и подготовиться к проверке. Но с иной стороны, это было бы хорошей возможностью для злостных неплательщиков чтобы скрыть данные, к которым ИФНС могла бы иметь вопросы.

Поэтому плана выездных налоговых проверок на 2019 год в свободном доступе нет, он доступен только для специалистов налоговой службы. А потому, доверять источникам, которые утверждают, что у них есть график, тем более распространяющим его за деньги, не стоит.

На сайте ФНС можно найти только один документ, касающийся плановых проверок организаций из реестра регулируемых государством видов деятельности — он доступен по этой ссылке.

Как составляется план

Организации для контроля выбираются не случайно или путём жребия, каждая из них выделяется путём анализа по множеству критериев. Зная их, компания из списка организаций выездных налоговых проверок 2019 года может самостоятельно оценивать свою отчётность на предмет ошибок, чтобы вовремя их исправлять. Перечень критериев, по которым стоит проводить самоанализ, и по которым юрлица проверяются ИФНС, отмечен в приказе, доступном по ссылке – особое внимание нужно обратить на Приложение 2.

Так, беря самое основное из предложенных документов, можно составить следующий список критериев:

  • Размер платежей по налогу отличается от среднего уровня нагрузки по налогам в отрасли. Об этом подробнее в Приложении 3.
  • В течение двух и более налоговых периодов у ООО работает в минус.
  • За один период получено сразу несколько крупных вычетов по налогу.
  • Темпы расходов больше темпов доходов.
  • Организация уже несколько раз приближалась к тому, чтобы потерять возможность пользоваться выбранным режимом налогообложения.
  • Сумма расходов за год предпринимательской деятельности оказалась практически или полностью равна доходам. Этот критерий применяется к оценке работы ИП.

Также для вынесения решения о необходимости проверки, ФНС будет учитывать:

  • Размер зарплаты сотрудников, особенно если она будет меньше, чем средняя по отрасли. Здесь учитываются жалобы сотрудников в трудовую инспекцию, касающиеся зарплат и прочих выплат. Чем их больше, тем больше вероятность контроля.
  • Использование услуг контрагентов со статусом перекупщиков или посредников. Если юридическое лицо или ИП не может аргументировать, зачем пользоваться услугами таких организаций и отдельных лиц, это веская причина проверить налоговую отчётность.
  • Отсутствие пояснительных документов, которые запрашивала ФНС.
  • Если документы, запрашиваемые ФНС, были испорчены или утрачены, то контроль может быть назначен только в том случае, если ИФНС не будет уведомлена о произошедшем.

Следующие критерии не описаны в законе, но тоже считаются аргументами в пользу включения в список компаний для налоговых проверок в 2019 году:

  • Налогоплательщик часто снимается с налогового учёта в одной ИФНС и становился на него в другой.
  • Бухгалтерская отчётность показывает рентабельность, сильно отличную от той, что есть в среднем по отрасли.
  • Деятельность предпринимателя имеет большие экономические риски.

Это основные критерии, по которым сотрудники ФНС проверяют всех налогоплательщиков. Чем больше совпадений со списком выше видит юридическое лицо или ИП, тем больше вероятность, что в следующем или уже 2019 году грядёт контроль. Поэтому организациям и ИП стоит быть особенно внимательными к своей налоговой отчётности и процессу оплаты ежемесячных и ежеквартальных взносов. Потому что большую пользу проверки несут для самой ФНС, чем для юридических лиц и предпринимателей. А однажды проведённый контроль повышает риск повтора.

Налоговые проверки: кто интересен ФНС в первую очередь?

План проверок и предпроверочный анализ

Один из наиболее эффективных инструментов налогового контроля – это выездная налоговая проверка. Налоговые органы не назначают выездные налоговые проверки бессистемно. Разрабатывается и утверждается план выездных проверок, основанный на данных, выявленных в ходе осуществления предпроверочного анализа, который представляет собой комплекс мероприятий, включающих сбор, изучение и анализ информации о налогоплательщике с целью установления его налоговых рисков и формирования выводов о возможных налоговых правонарушениях. Проведение такого анализа направлено на решение вопроса о целесообразности назначения проверки, а также на определение оптимальных направлений ее проведения.

В рамках указанных мероприятий изучается информация, полученная как из внешних, так и внутренних источников:

  • из других налоговых и государственных органов Российской Федерации,
  • из иностранных налоговых органов,
  • из банков,
  • от физических и юридических лиц (конкурентов).

Сам налогоплательщик также выступает источником информации, регулярно представляя в инспекцию бухгалтерскую и налоговую отчетность.

Читайте так же:  Тарифная и бестарифная система оплаты труда

Довольно часто контролеры используют информацию из неофициальных источников, поступающую, например, от уволенных недовольных сотрудников компании, а иногда и конкурентов фирмы. Также интерес представляет общедоступная информация, размещенная на интернет ресурсах или в средствах массовой информации. Для полноты картины, в обязательном порядке запрашивается у банка расширенная выписка за проверяемый период, и внимательно изучаются ваши контрагенты.

В России сложилась бесспорная группа компаний, обязательно включаемых в план проверок:

  • крупнейшие организации (примерно, 1 раз в 2 года),
  • ИП, нотариусы и адвокаты с доходом 100 млн. рублей и более,
  • организации – по особым «рекомендациям» органов внутренних дел и различных комиссий налоговой службы по легализации налоговой базы (комиссии по НДФЛ и з/плате, по НДС, по убыткам и пр.),
  • компании в процедуре реорганизации/ликвидации.

Какие контрагенты заинтересуют инспекторов в первую очередь

Помимо налоговой нагрузки, на основании расширенной банковской выписки (в том числе по «закрытым» счетам), налоговики непременно проверят финансовые потоки компании и на их основе составят схемы движения денег, проанализируют сделки с контрагентами, которые, с точки зрения налоговиков, являются сомнительными. Кроме того, их может заинтересовать, если имеется малое количество сотрудников в штате компании; у компании низкая налоговая нагрузка по данным отчетности; отсутствует материально-техническая база; массовый учредитель, директор или массовый адрес; вид деятельности не соответствует поставляемой продукции; неоднократная смена адресов регистрации контрагентом.

Статьей 2 ГК РФ определено, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, осуществляемая лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

То есть, преследуя цель извлечения прибыли, налогоплательщик сам определяет вектор развития собственного бизнеса (хочет он заключать договор поставки либо заниматься оказанием услуг). В то же время, налоговым инспекциям предоставлено законодательное право по проведению проверок полноты исчисления налоговой базы и своевременности уплаты налога в бюджет. А заключение сомнительных (с точки зрения контролирующих органов) сделок, может повлечь за собой негативные финансовые последствия в виде доначислений неуплаченных налогов, сумм пени, а также привлечение налогоплательщика к налоговой ответственности.

В письме ФНС России от 17.10.2012 № АС-4-2/17710 отмечено: учитывая, что предпринимательская деятельность осуществляется хозяйствующими субъектами самостоятельно и на свой риск, налоговые органы не несут ответственности за выбор налогоплательщиком контрагентов и возможное в связи с этим наступление неблагоприятных последствий для него. Иными словами, построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками («цепочки контрагентов») без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели), является одним из признаков получения необоснованной налоговой выгоды.

Налоговое правонарушение может быть совершено в двух формах – умышленно и по неосторожности.

Разграничивающим фактором в данном случае является вина налогоплательщика, т.е. осознавал ли он нарушение норм законодательства и умышленно ли совершал действия, направленные на неуплату налога.

Согласно положениям ст. 106 НК РФ, налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое НК РФ установлена ответственность. Т.е. наличие вины является обязательным и необходимым условием для привлечения к налоговой ответственности. Очевидно, что большинство совершенных в форме умысла правонарушений осуществляется в форме незаконных схем ухода от налогообложения (получения необоснованной налоговой выгоды), в т.ч., с использованием недобросовестных организаций.

Доказывание вины налогоплательщик имеет свою специфику в каждом конкретном случае.Право на уменьшение налоговой базы возникает у налогоплательщика при соблюдении им условий, установленных законодательством для составления первичных документов необходимых для подтверждения права на налоговую выгоду, связанную с уменьшением налогооблагаемой базы и соответственно с уменьшением суммы налога, подлежащей уплате в бюджет.

Видео (кликните для воспроизведения).

Со временем требования к представляемым в подтверждение данных налоговой отчетности документам были дополнены судебной практикой и разъяснениями контролирующих органов. Пленум ВАС РФ в постановлении от 12.10.2006 № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды» определил основные критерии правомерности учета расходов налогоплательщиков:

  • затраты должны иметь документальное подтверждение (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 20.08.2013 по делу № А03-14608/2012);
  • налогоплательщиком должна быть проявлена должная осмотрительность при выборе контрагента (постановление ФАС Московского округа от 14.05.2013 по делу № А40-81666/12-108-86);
  • должна быть доказана реальность взаимоотношений юридических лиц.

Если в рамках договора купли-продажи приобретается продукция, требующая специальных условий хранения или транспортировки, то в рамках встречной проверки контрагента также будут проведены мероприятия по проверке наличия соответствующих условий и технологий и самое главное знал ли налогоплательщик (либо в силу определенных обстоятельств должен был знать) о допущенных контрагентом нарушениях.

Рассматривая степень рисковости деятельности налогоплательщика необходимо, прежде всего, ориентироваться на открытые данные ФНС России. Так, Приказом ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/[email protected] «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» обнародовало список показателей, которые налоговые органы анализируют при отборе организаций для составления плана проведения выездных налоговых проверок.

По сути, сравнив показатели своего бизнеса с указанными критериями, налогоплательщик сможет сделать прогноз о возможности проведения в отношении него налоговой проверке, вызове на комиссию по НДС, обращению дополнительного внимания при проведении камеральных проверок и т.д.

[3]

Показатели деятельности налогоплательщика, которые могут свидетельствовать о совершении налогового правонарушения

Применительно к конкретным результатам проведения налоговых проверок, можно выделить следующие признаки совершения налогоплательщиком умышленного правонарушения и занижения уплачиваемой суммы налога:

Из изложенного следует, что доказывание вины налогоплательщиков носит субъективный характер.

Только соответствующая всем требованиям налогового законодательства деятельность может служить безусловным основанием для непривлечения к налоговой ответственности. Налоговая безопасность является основой стабильного и эффективного развития компании. Угроза налоговых доначислений может поставить налогоплательщика на грань банкротства и потери собственником бизнеса в целом. Очевидно, что неэффективно построенная система налоговой безопасности в компании может повлечь за собой значительные риски и экономические потери. Построение структуры налогового учета и структуры бизнеса в целом должно осуществляться с привлечением профессиональных юристов и аудиторов, что позволит в будущем избежать привлечения к налоговой ответственности.

Наш опыт говорит о том, что именно ошибки, допущенные непосредственно как при подготовке, так и в ходе самой налоговой проверки, как правило, заканчиваются самыми долгими и зачастую убыточными для налогоплательщика судебными процессами. Важно понимать, что модель поведения и защиты налогоплательщика должна быть построена изначально верно, а большой массив налоговых претензий гораздо проще и дешевле предотвратить на стадии самой проверки, чем обжаловать их в дальнейшем.

Читайте так же:  Как подавать документы на возврат подоходного налога

Все фото, использованные в материале, предоставлены компанией КСК групп.

План налоговых проверок. Периодичность налоговых проверок.

Среди налогоплательщиков ходят слухи о том, что с ежегодным планом налоговых проверок можно ознакомиться на каких-либо сайтах в интернете (в частности, на сайте прокуратуры или на сайте налоговой службы). Однако, надо сразу сказать, что это не так. На момент написания настоящей статьи с ежегодным планом налоговых проверок ознакомиться в интернете невозможно.

Эти слухи основаны на положениях пункта 5 статьи 9 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ (ред. от 28.11.2015) «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», где указано, что: «5. Утвержденный руководителем органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля ежегодный план проведения плановых проверок доводится до сведения заинтересованных лиц посредством его размещения на официальном сайте органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля в сети «Интернет» либо иным доступным способом».
Однако согласно п. 3.1. статьи 1 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ (ред. от 28.11.2015) положения этого закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются при осуществлении налогового контроля.
А, следовательно, к налоговому контролю не применяется и норма закрепленная в п. 2 статьи 9, которая указывает, что: «Плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года, если иное не предусмотрено частями 9 и 9.3 настоящей статьи».

Пунктом 8 статьи 19 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ (ред. от 13.07.2015, с изм. от 27.10.2015) «О лицензировании отдельных видов деятельности» установлено, что: «Плановая проверка лицензиата проводится в соответствии с ежегодным планом проведения плановых проверок, разработанным в установленном порядке и утвержденным лицензирующим органом».
С соответствующим ежегодным планом проверок лицензиатов можно ознакомиться на сайте налоговой службы, но речь идет не о налоговой проверке, а о проверке соответствия лицензионным требованиям.

Единственный документ, который регулирует периодичность именно налоговых проверок – это Налоговый Кодекс РФ, где в п. 5 статьи 89 установлено:
«5. Налоговые органы не вправе проводить две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период.
Налоговые органы не вправе проводить в отношении одного налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение календарного года, за исключением случаев принятия решения руководителем федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, о необходимости проведения выездной налоговой проверки налогоплательщика сверх указанного ограничения.
При определении количества выездных налоговых проверок налогоплательщика не учитывается количество проведенных самостоятельных выездных налоговых проверок его филиалов и представительств».

А в пункте 7 статьи 89 НК РФ установлены требования к периодичности проверок филиалов и представительств: «…Налоговый орган, проводящий самостоятельную выездную проверку филиалов и представительств, не вправе проводить в отношении филиала или представительства две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период.
Налоговый орган не вправе проводить в отношении одного филиала или представительства налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение одного календарного года».

В отношении периодичности проверки контролируемых сделок существует норма, установленная пунктом 2 статьи 105.17 НК РФ: «Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, не вправе проводить две и более проверки в отношении одной контролируемой сделки (группы однородных сделок) за один и тот же календарный год, если иное не предусмотрено настоящим пунктом
Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, вправе проводить в отношении одной контролируемой сделки (группы однородных сделок) повторные проверки в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации, в которой отражена сумма налога в меньшем размере (сумма убытка в большем размере), чем ранее заявленная в налоговой декларации, представленной в соответствии с пунктом 6 статьи 105.3 настоящего Кодекса».

По вопросу планирования налоговых проверок и самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков можно также ознакомиться с дополнительной информацией на моем сайте по ссылке:
http://www.tvoi-advokat.ru/blog/planirovanie-vyezdnykh-nalogovykh-proverok-samostoyatelnaya-otsenka-.

04.02.2016 г. адвокат Гладилин А.Н.

Налоговые проверки в 2018 году — список организаций

Налоговые проверки в 2018 году — список организаций, которые должны быть проверены, закрыт для публичного доступа. Это мероприятия, в которые могут быть вовлечены любые юрлица и ИП. В каких случаях их деятельность может обратить на себя особое внимание налоговиков? Ответ узнайте из нашего материала.

Какие виды проверок налоговой инспекции на 2018 год предусмотрены законом?

Ст. 87 Налогового кодекса РФ устанавливает 2 вида налоговых проверок: камеральные и выездные. Проверки первого типа осуществляются специалистами ФНС непосредственно на их рабочем месте. Каких-либо разрешений на проведение не требуется. Камеральные проверки подлежат проведению в течение 3 месяцев (по общему правилу) с момента представления декларации налогоплательщиком (п.2 ст. 88 НК РФ).

Выездные проверки проводятся налоговиками, как правило, на территории налогоплательщика, но если фирма не может предоставить помещение, то все процедуры проходят в самой ИФНС.

Осуществление выездных мероприятий, в свою очередь, требует вынесения руководителем налоговой инспекции отдельного решения. Выездные проверки назначаются, исходя из комплексного анализа специалистами ИФНС различных показателей деятельности предприятия, оценки налоговых рисков, качества предоставления налоговой и бухгалтерской отчетности.

Дата проведения проверки совпадает с моментом подписания руководителем местного органа ФНС решения, о котором мы сказали выше (п. 8 ст. 89 НК РФ). Законодательно ФНС не обязана предупреждать налогоплательщика о том, что специалисты ведомства придут с проверкой, но на практике территориальные структуры налоговой инспекции во многих городах предварительно сообщают организациям и ИП о вынесении решения о проверке по телефону либо по почте.

Случаются визиты инспекторов ведомства и без предупреждения. Однако подобные прецеденты достаточно редки. Дело в том, что сама ФНС рекомендует своим сотрудникам вручать налогоплательщику копию решения о проведении проверки. В ведомстве при этом остается другая копия — с отметкой «С решением о проведении выездной налоговой проверки ознакомлен», которая заполняется соответствующим субъектом. Если вручение данного документа невозможно, он направляется налогоплательщику по почте (письмо ФНС от 25.07.2013 № АС-4-2/13622).

Читайте так же:  Накладная мх-18 образец заполнения

Есть еще один нюанс — в соответствии с положениями п. 12 ст. 89 НК РФ налогоплательщик обязан обеспечить доступ инспекторов ФНС к документам, имеющим отношение к уплате налогов. Фирме объективно может потребоваться время на подготовку соответствующих источников, а также на организацию доступа к таковым. На многих современных предприятиях система получения соответствующего доступа организуется в достаточной мере строго, в частности, может потребоваться оформление особых электронных или биометрических пропусков на те или иные территории.

Таким образом, ФНС с целью обеспечения конструктивного взаимодействия с плательщиком в части получения доступа к документам может быть весьма полезно предупреждать его о визите инспекторов.

Есть ли у ФНС планы налоговых проверок на 2018 год?

Порядок проведения выездных налоговых проверок организаций ФНС в аспекте формирования планов достаточно поверхностно регламентирован на уровне положений НК РФ, и это дает повод некоторым налогоплательщикам засомневаться — быть может, ведомство и вовсе не осуществляет планирование соответствующих мероприятий?

Есть версия, что основным фактором проверок становится межведомственное взаимодействие ФНС, например, с МВД, прокуратурой, банками, трудовой инспекцией (Соглашение ФНС РФ и Роструда от 25.11.2016 № ММВ-23-2/[email protected]) а также задействование различных «неофициальных каналов». Использование подобных методов может предопределить отсутствие потребности ФНС в планировании — все проверки носят случайный характер и не основаны на следовании этим ведомством каким-либо системным принципам.

Однако данная точка зрения ошибочна. Тот факт, что выездные проверки ФНС все же систематизируются и включаются в отдельный план, подтверждается содержанием ряда правовых актов.

Так, в п. 3 письма ФНС от 23.01.2009 № ШС-21-3/40 прямо сказано о том, что все выездные проверки проводятся в соответствии с утвержденными планами. В документе также отмечено, что механизм реализации соответствующих мероприятий, установленный в ФНС, не предусматривает внеплановых проверок.

График налоговых проверок на 2018 год

Вместе с тем ФНС не обязана формировать публичные планы налоговых проверок. Более того, внутренние регламенты ведомства предписывают сотрудникам рассматривать соответствующие планы как конфиденциальные документы, не подлежащие разглашению. Собственно, даже не все сотрудники ФНС имеют доступ к подобным сведениям (письмо ФНС РФ от 04.04.2008 № ШТ-6-2/255).

Порядок доступа каких-либо лиц к конфиденциальным сведениям регулируется положениями приказа МНС от 03.03.2003 № БГ-3-28/96. Он предусматривает, что основанием для предоставления информации, содержащейся в планах налоговых проверок ФНС, должны быть положения федерального законодательства. В частности, те, что наделяют тех или иных лиц особыми полномочиями в части получения доступа к сведениям в реестрах ФНС — например, привилегии в этой части могут получать правоохранительные органы.

[1]

Некоторая «либерализация» норм, устанавливающих запрет на разглашение содержания планов налоговых проверок, может применяться в отношении института полномочного представительства Президента РФ. Например, в 2008 году сотрудники аппаратов полпредств были вправе в ряде случаев запрашивать в ФНС сведения об общем количестве проверок и ИП (письмо ФНС № ШТ-6-2/255).

Можно отметить, что в положениях приказа ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333 утверждены концептуальные принципы планирования налоговых проверок, а также критерии самостоятельной оценки плательщиком вероятности выездного визита ФНС. Несмотря на давность данного правового акта, его положения применимы также и в отношении анализа ситуации с налоговыми проверками организаций в 2018 году.

Правда, никаких однозначных ориентиров по срокам соответствующих проверок указанный нормативный акт, как и другие источники права, принятые на федеральном уровне, не дает. Однако изучить подробнее ключевые положения приказа № ММ-3-06/333 в части оценки вероятности налоговой проверки плательщиком будет полезно — мы сделаем это чуть позже.

Примечательно, что объектами как выездных, так и камеральных налоговых проверок могут быть любые категории налогоплательщиков.

Кто может быть включен в плановую налоговую проверку?

В положениях ст. 89 НК РФ не конкретизировано, какие именно лица — юридические либо физические — могут становиться объектами налоговых проверок того или иного типа. Отсюда вывод: проверкам подлежат абсолютно все субъекты уплаты налогов: граждане, ИП, коммерческие фирмы, НКО, государственные и муниципальные структуры.

Отчасти это объясняет тот факт, что ФНС с чисто технической точки зрения тяжело составить план проверок, даже если бы это требовалось. В соответствующий план, исходя из положений законодательства, подлежали бы включению не только юрлица, но и все граждане РФ. Крайне маловероятно, что у ФНС будет достаточно кадровых и технических ресурсов для того, чтобы оценить налоговую историю каждого россиянина, исследовать персональные налоговые профили граждан, в частности, на предмет всех тех рисков, что отражены в положениях приказа № ММ-3-06/333.

Подробнее о проведении выездной проверки по налогам читайте в статье «Порядок проведения выездной налоговой проверки (нюансы)».

Как оценить вероятность включения фирмы в план проверок ИФНС на 2018 год?

Какие у налогоплательщика могут быть способы оценки вероятности встречи с инспекторами ФНС в рамках налоговой проверки? Прежде всего, в его силах — ознакомиться с ключевыми положениями приказа № ММ-3-06/333.

Несмотря на то что законодательство не разрешает плательщикам иметь доступ к планам проверок налоговой инспекции на 2018 год, исследование ключевых критериев оценки деятельности субъектов уплаты налогов, которые разработаны в ФНС, в принципе может дать некоторые ориентиры и по срокам, и по вероятности визита налоговых инспекторов.

Так, ведомство может обратить внимание на организацию или ИП, если:

  • налоговая нагрузка на компанию ниже среднего показателя по отрасли (п. 1 приказа № ММ-3-06/333);
  • фирма в течение нескольких налоговых периодов отражает убытки в отчетности (п. 2);
  • в отчетных документах фигурируют слишком большие суммы вычетов за тот или иной период (п. 3);
  • зафиксирована опережающая динамика роста издержек в сравнении с темпами увеличения выручки (п. 4);
  • фирма платит сотрудникам меньшую зарплату, чем та, что сформировалась в среднем по отрасли (п. 5);
  • показатели компании, дающие право работать при специальных налоговых режимах, приближены к предельно допустимым (п. 6);
  • ИП показывает в отчетности расходы, максимально близкие к величине доходов (п. 7);
  • фирма формирует неоправданно длинную цепочку контрагентов, состоящую из посредников и перекупщиков (п. 8);
  • организация не предоставляет в ФНС пояснений в ответ на полученные уведомления о несоответствии тех или иных показателей деятельности установленным критериям, не передает запрашиваемые документы (п. 9);
  • владельцы фирмы осуществляют частую перерегистрацию бизнеса в разных территориальных структурах ФНС (п. 10);
  • фирма имеет ощутимые отклонения по рентабельности от показателей, наблюдаемых в среднем по отрасли (п. 11);
  • по оценке специалистов ФНС, компания ведет деятельность с высоким налоговым риском (п.12).
Читайте так же:  Раздел 9 декларации ндс

Получатся, чем больше совпадений по указанным пунктам фиксирует ФНС в отношении деятельности той или иной фирмы, тем выше вероятность проверки, и тем более оперативно она может быть проведена.

Следует ли доверять неофициальным данным по планам проверок ФНС?

В экспертной среде распространены многочисленные «неофициальные» показатели, предопределяющие вероятность привлечения внимания со стороны налоговиков. Однако следование таковым само по себе может быть дополнительным налоговым риском, так как никто не гарантирует, насколько те или иные тезисы близки к действительности. Тем более что некоторые из подобных точек зрения, как в случае с тезисом об отсутствии в ФНС планов, могут формироваться в силу незнания законодательства лицами, распространяющими эту информацию.

Подробнее о содержании налоговых проверок всех типов, а также о наиболее примечательных особенностях данной процедуры читайте в статье «Налоговая проверка — что это такое и каков порядок?».

План выездных проверок ФНС — закрытая информация для налогоплательщиков. Как правило, сведения о грядущем визите проверяющих они узнают за несколько дней до начала проведения проверки. Официальный список проверок публикуется лишь для компаний, занятых регулируемыми государством видами деятельности. С данным перечнем можно ознакомиться на официальном сайте ФНС.

План выездных налоговых проверок: можно ли узнать, когда к вам придут

Налоговая инспекция физически не может проверить всех налогоплательщиков до одного, поэтому она вынуждена проводить проверки выборочно. Для отбора «счастливчиков» составляется план выездных налоговых проверок (ВНП). Он готовится на основе предпроверочного анализа деятельности налогоплательщика и утверждается управлением ФНС.

Примечание. Существует мнение, что налоговики могут приходить с так называемыми внеплановыми проверками. Это не совсем так. Внеплановые проверки не предусмотрены действующим механизмом планирования и подготовки выездных налоговых проверок . Однако по разным причинам, например в случае поступления негативной информации о вашей фирме от юридических или физических лиц или из правоохранительных органов, налоговики могут внести изменения в план проверок и включить в него вашу фирму.

Налоговое законодательство не устанавливает порядок отбора налогоплательщиков для выездных проверок. Поэтому налоговики разрабатывают его самостоятельно. В 2007 г. ФНС России утвердила Концепцию системы планирования выездных налоговых проверок (далее — Концепция) и Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков . Если налогоплательщик попадает в зону риска, то есть соответствует критериям оценки риска, высока вероятность, что его включат в план проверок .

И Концепция, и Общедоступные критерии оценки рисков есть в открытом доступе. Однако проведенные самостоятельно расчеты оценки рисков не всегда могут совпасть с расчетами налоговиков . К тому же они руководствуются не только указанными критериями. А, например, используют также сведения, полученные от правоохранительных органов или содержащиеся в обращениях граждан, принимают во внимание результаты камеральных проверок.

Как же узнать, попали вы в план проверок или нет?

На бухгалтерских интернет-форумах отвечают на этот вопрос по-разному. Кто-то заявляет, что в скором времени налоговики будут обязаны знакомить налогоплательщиков с планом проверок заблаговременно. Кто-то уверяет, что план проверок находится в открытом доступе на сайте ФНС. Но это ложные слухи.

В реальности же план ВНП налоговики составляют исключительно для личного пользования. Узнать на законных основаниях, включены ли вы в него или нет, нельзя: план является конфиденциальным документом. Даже для самих сотрудников доступ к сведениям, содержащимся в плане, ограничен и строго регламентирован. И обязанности ознакомить вас с намерением провести ВНП у налогового органа нет .

Фактически о том, что в отношении вас будет проведена выездная проверка, вы узнаете уже только после того, как вам позвонят и пригласят вас ознакомиться с решением о проведении ВНП или когда налоговики позвонят к вам в дверь и сообщат, что они уже пришли на проверку .

Как правило, большинство бухгалтеров заранее догадываются о намерениях налоговой. И ВНП редко становится полной неожиданностью. Иногда налоговики сами сообщают о своих планах. Например, чтобы вы заранее начали готовить документы. Или ваши поставщики (покупатели) могут сообщить вам о том, что у них, в числе прочих, запрашивают документы в отношении ваших с ними сделок . Это может стать сигналом, так как на этапе предпроверочного анализа налоговики исследуют все ваши связи на наличие в них схем уклонения от налогообложения.

Письмо ФНС от 23.01.2009 N ШС-21-3/40

Приказ ФНС от 30.05.2007 N ММ-3-06/[email protected]

Письмо ФНС от 31.07.2007 N 06-1-04/505

разд. 4 Концепции

Письма ФНС от 18.11.2010 N АС-37-2/15853, от 04.04.2008 N ШТ-6-2/[email protected]; Постановление 2 ААС от 06.09.2011 N А28-2594/2011

п. 1 ст. 89 НК РФ; форма решения о проведении выездной проверки, утв. Приказом ФНС от 25.12.2006 N САЭ-3-06/[email protected]

пп. 2, 3, 5 ст. 93.1 НК РФ; Письмо Минфина от 20.06.2008 N 03-02-07/1-225

Видео (кликните для воспроизведения).

Впервые опубликовано в журнале «Главная книга» N05, 2012

Источники


  1. Михайловская, Н.Г. Искусство судебного оратора / Н.Г. Михайловская, В.В. Одинцов. — М.: Юридическая литература, 2016. — 176 c.

  2. Земельные споры. Комментарии, судебная практика и образцы документов. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2018. — 705 c.

  3. Правоведение. Шпаргалка. — Москва: ИЛ, 2014. — 892 c.
  4. Файфер, Боб Удвойте ваши прибыли; М.: Юнити, 2011. — 143 c.
  5. Тарский, А. Введение в логику и методологию дедуктивных наук / А. Тарский. — М.: [не указано], 2014. — 694 c.
Плановые проверки налоговая
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here