Ответственность за неисполнение обязанностей налогового агента

Важный материал на тему: "Ответственность за неисполнение обязанностей налогового агента" с профессиональной точки зрения. Если возникнут вопросы, вы всегда их можете задать дежурному юристу.

Неисполнение обязанностей налогового агента

(введена Федеральным законом от 08.12.2003 №162-ФЗ)

1. Неисполнение в личных интересах обязанностей налогового агента по исчислению, удержанию или перечислению налогов и (или) сборов, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд), совершенное в крупном размере, –

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

2. То же деяние, совершенное в особо крупном размере, –

наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти лет либо лишением свободы на срок до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы о проверке конституционности статьи 199.2 см. Определение Конституционного Суда РФ от 24.03.2005 №189-О.

Статья 199.

Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов

(введена Федеральным законом от 08.12.2003 №162-ФЗ)

Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, должно быть произведено взыскание недоимки по налогам и (или) сборам, совершенное собственником или руководителем организации либо иным лицом, выполняющим управленческие функции в этой организации, или индивидуальным предпринимателем в крупном размере, –

наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от восемнадцати месяцев до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Утратила силу. – Федеральный закон от 08.12.2003 №162-ФЗ.

Глава 23.

Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студента самое главное не сдать экзамен, а вовремя вспомнить про него. 9883 —

| 7432 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Энциклопедия решений. Ответственность за неисполнение обязанностей налогового агента (ст. 199.1 УК РФ)

Ответственность за неисполнение обязанностей налогового агента (ст. 199.1 УК РФ)

Рассматриваемое преступление заключается в неисполнении налоговым агентом обязанностей по исчислению, удержанию у налогоплательщика или перечислению в бюджетную систему налогов и (или) сборов, подлежащих исчислению, удержанию и перечислению в соответствии с законодательством о налогах и сборах.

Ответственность по ст. 199.1 УК РФ наступает при условии, что преступление совершено в личных интересах в крупном или особо крупном размере.

Неисполнение иных обязанностей налогового агента, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, помимо вышеуказанных, уголовной ответственности по ст. 199.1 УК РФ не влечет.

Личный интерес может выражаться в стремлении извлечь выгоду не только имущественного, но и неимущественного характера. Во втором случае интерес может быть обусловлен такими побуждениями, как карьеризм, протекционизм, семейственность, желание приукрасить действительное положение, получить взаимную услугу, заручиться поддержкой в решении какого-либо вопроса и т.п. Если преступление совершено лицом из корыстных побуждений и сопровождается незаконным изъятием денежных средств или иного имущества в свою пользу или в пользу других лиц, такое деяние влечет также ответственность за хищение (абзацы третий и четвертый п. 17 Постановления N 64).

К ответственности за совершение рассматриваемого преступления могут быть привлечены:

— физическое лицо, имеющее статус индивидуального предпринимателя, признаваемое налоговым агентом в соответствии с законодательством о налогах и сборах;

— лицо, на которое в силу его должностного или служебного положения в организации — налоговом агенте возложена обязанность по исчислению, удержанию или перечислению налогов (сборов) (руководитель или главный (старший) бухгалтер, иной сотрудник, специально уполномоченный на совершение таких действий), либо лицо, фактически выполняющее обязанности руководителя или главного (старшего) бухгалтера (п. 17 Постановления N 64).

Следует учитывать, что в зависимости от фактических обстоятельств совершения преступления не исключена возможность привлечения к ответственности и иных лиц (например, бухгалтера индивидуального предпринимателя, выступавшего в роли пособника).

Преступление считается совершенным в момент неперечисления в соответствующий бюджет налогов (сборов), подлежавших исчислению и удержанию налоговым агентом, в порядке и сроки, установленные налоговым законодательством (абзац второй п. 17 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.12.2006 N 64 «О практике применения судами уголовного законодательства об ответственности за налоговые преступления», далее — Постановление N 64). Уголовная ответственность наступает и в том случае, если налоговый агент надлежащим образом исчислил и удержал налоги (сборы), однако впоследствии не перечислил их в срок в установленном порядке.

На практике достаточно распространены случаи, когда не перечисленные организацией — налоговым агентом суммы налогов (сборов) направляются руководителем на хозяйственные нужды предприятия. Следует учитывать, что само по себе это обстоятельство может не свидетельствовать об отсутствии личного интереса руководителя в совершении преступления (см., например, кассационное определение Судебной коллегии по уголовным делам Свердловского областного суда от 24.11.2010 по делу N 22-11488/2010). Однако встречаются и случаи, когда суд, с учетом фактических обстоятельств дела, не усматривает в подобных действиях руководителя личного интереса (см., например, кассационное определение Судебной коллегии по уголовным делам Тверского областного суда от 16.03.2011 по делу N 22-473).

Читайте так же:  Выплата премии по итогам года

Крупный (особо крупный) размер неисполнения обязанностей налогового агента определяется в соответствии с примечанием к ст. 199 УК РФ. При этом доля неперечисленных налогов (сборов) должна исчисляться исходя только из тех сумм налогов (сборов), которые подлежат перечислению лицом именно в качестве налогового агента, а не уплате им как налогоплательщиком (абзац пятый п. 17 Постановления N 64). Следует, однако, отметить, что на практике это правило не всегда соблюдается (см., например, кассационные определения Судебной коллегии по уголовным делам Нижегородского областного суда от 11.03.2011 по делу N 22-1499, Судебной коллегии по уголовным делам Верховного суда Республики Башкортостан от 30.11.2010).

Ответственность за неисполнение обязанностей налогового агента

Разъясняет исполняющий обязанности начальника управления по надзору за процессуальной деятельностью органов Следственного комитета Российской Федерации Сергей Александрович Ильин.

В соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации в некоторых случаях вместо налогоплательщика рассчитать налог и перечислить его в бюджет должен налоговый агент. Как правило, агент уплачивает налог не из собственных средств, а удерживает его из сумм, выплачиваемых налогоплательщику.

Так, налоговые агенты обязаны исчислить и удержать: НДС и налог на прибыль при оплате работ и услуг, выполненных на территории Российской Федерации иностранными организациями; налог на прибыль при выплате дивидендов акционерам; налог на доходы физических лиц в случае получения налогоплательщиком доходов, источником которых является налоговый агент.

Налоговыми агентами налогоплательщиков могут выступать российские организации, индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также обособленные подразделения иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы.

Удержанный налог агент перечисляет в бюджет в том же порядке, что и налогоплательщик.

Уголовная ответственность наступает в случае неисчисления и неперечисления налоговым агентом налогов в крупном или особо крупном размере. Крупным размером признается сумма налогов и (или) сборов более 2 млн. рублей и при условии, что данная сумма превышает 10 % от суммы налогов и сборов, подлежащих уплате за три финансовых года, либо превышающая 6 млн. рублей. Особо крупным размером признается сумма неуплаченных налогов и (или) сборов более 10 млн. рублей и при условии, что данная сумма превышает 20 % от суммы налогов и сборов, подлежащих уплате за три финансовых года, либо превышающая 30 млн. рублей.

Кроме того, для возникновения оснований привлечения налогового агента к уголовной ответственности необходимо наличие личного интереса. Личный интерес как мотив преступления может выражаться в стремлении извлечь выгоду имущественного характера, а также неимущественного характера, обусловленную побуждениями карьеризма, протекционизма, семейственности, желанием приукрасить действительное положение, получением взаимной услуги, поддержкой в каком — либо вопросе. Неисполнение обязанностей налогового агента в личных интересах как необходимый признак оконченного состава преступления должно быть подтверждено конкретными доказательствами прямого умысла и личной заинтересованности.

Личным интересом во взаимосвязи с неисполнением обязанностей налогового агента выступают следующие действия: создание комфортных условий жизни для себя, заключающихся в оплате предприятием расходов на проживание в гостиницах, домах отдыха, транспортных расходов; создание привлекательного имиджа успешного руководителя, повышение своего престижа в глазах акционеров, повышение авторитета среди работников предприятия путем увеличения заработной платы и выплаты премии; сокрытие истинного положения дел на предприятии, которое сложилось в силу некомпетентного руководства, для сохранения за собой занимаемого служебного положения.

Неисполнение налоговым агентом обязанностей по правильному и своевременному исчислению, удержанию или перечислению в бюджеты (внебюджетные фонды) соответствующих налогов, не связанное с личным интересом, состава преступления, предусмотренного ст. 199.1 Уголовного кодекса Российской Федерации не образует.

Необходимо отграничивать личные интересы при неисполнении обязанностей налоговым агентом от публичных или общественных интересов. Так например, действия налогового агента, обусловленные необходимостью исполнения обязательств перед работниками организации или контрагентами на основании заключенных с ними договоров, обеспечения «нормальной» работы предприятия, не могут характеризоваться в качестве его личного интереса и, таким образом, не образуют состава преступления.

Для лиц, впервые совершивших данное преступление, предусмотрено освобождение от уголовной ответственности в случае полной уплаты сумм недоимки, пеней и штрафов в размерах, определяемых в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации. В случае уплаты указанных сумм уголовное дело не может быть возбуждено, а возбужденное уголовное дело подлежит прекращению.

Ответственность налоговых агентов за неуплату и несвоевременную уплату налогов

Дата публикации: 16 декабря 2013 .

Обязанность платить законно установленные налоги и сборы установлена ст. 57 Конституции Российской Федерации (от 12.12.1993 г., с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ).

В случаях, предусмотренных законодательством, обязанность налогоплательщика по уплате налогов может быть передана налоговому агенту.

Налоговый агент, в соотв. с п. 1 ст. 24 «Налогового кодекса Российской Федерации (часть первая)» от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 02.11.2013) (далее – НК РФ), это лицо, на которое возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации. То есть, налоговый агент, является своего рода посредником между налогоплательщиком и государственными органами, исполняющим обязанность налогоплательщика по уплате налогов.

П. 3 статьи 24 НК РФ содержит обязанности налоговых агентов, одной (и главной) из которых является обязанность правильно и своевременно исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять налоги в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующие счета Федерального казначейства. И, наконец, п. 5 ст. 24 НК РФ содержит положение, в соответствии с которым, налоговые агенты за неисполнение своих обязанностей несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Рассмотрим подробнее возможные последствия для налоговых агентов за неисполнение обязанности по своевременной уплате налогов.

Налоговым кодексом предусмотрена административная ответственность в виде штрафа. Так, ст. 123 НК РФ устанавливает за неправомерное неудержание и (или) неперечисление (неполное удержание и (или) перечисление) в установленный Кодексом срок сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом ответственность в виде штрафа в размере 20 процентов от суммы, подлежащей удержанию и (или) перечислению.

Читайте так же:  Журнал предрейсового медицинского осмотра водителей (образец)

За такого рода правонарушение предусмотрена так же уголовная ответственность. Так, п. 1 ст. 199.1 «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 25.11.2013) (далее – УК РФ) устанавливает ответственность за «неисполнение в личных интересах обязанностей налогового агента по исчислению, удержанию или перечислению налогов и (или) сборов, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд), совершенное в крупном размере». За данное правонарушение УК РФ предусматривает несколько вариантов наказания:

  • штраф в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет;
  • принудительные работы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового;
  • арест на срок до шести месяцев;
  • лишение свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Крупным размером в контексте данной статьи считается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более двух миллионов рублей, при этом, доля неуплаченных налогов и (или) сборов должна превышать 10 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая шесть миллионов рублей.

За это же правонарушение, но совершённое в особо крупном размере предусмотрены следующие варианты ответственности:

  • штраф в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти лет;
  • принудительные работы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового;
  • лишение свободы на срок до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Под особо крупным размером здесь следует понимать сумму, составляющую за период в пределах трех финансовых лет подряд более десяти миллионов рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая тридцать миллионов рублей.

Ст. 199 УК РФ предусмотрено освобождение от уголовной ответственности за вышеуказанные деяния в случае, если:

  • виновное лицо впервые совершило данное деяние;
  • этим лицом, либо организацией, уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с которой вменяется данному лицу, полностью уплачены суммы недоимки и соответствующих пеней, а также сумма штрафа в размере, определяемом в соответствии с НК РФ.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.12.2006 № 64 “О практике применения судами уголовного законодательства об ответственности за налоговые преступления” содержит пояснения относительно применения ст. 199.1 УК РФ.

Так, согласно Постановлению, субъектами деяния, предусмотренного ст. 199.1 УК РФ, признаются:

  • физическое лицо, имеющее статус индивидуального предпринимателя;
  • лицо, на которое в соответствии с его должностным или служебным положением возложена обязанность по исчислению, удержанию или перечислению налогов (руководитель или главный (старший) бухгалтер организации, иной сотрудник организации, специально уполномоченный на совершение таких действий;
  • лицо, фактически выполняющее обязанности руководителя или главного (старшего) бухгалтера

Преступление считается совершенным и оконченным с момента неперечисления налоговым агентом в личных интересах в порядке и сроки, установленные законодательством, в соответствующий бюджет сумм налогов и сборов в крупном или особо крупном размере, которые он должен был исчислить и удержать у налогоплательщика.

Видео (кликните для воспроизведения).

Постановление обращает внимание на важность установленного факта наличия личного интереса. Под личным интересом, согласно Постановлению, следует понимать стремление извлечь выгоду имущественного, а также неимущественного характера, обусловленную такими побуждениями, как карьеризм, протекционизм, семейственность, желание приукрасить действительное положение, получить взаимную услугу, заручиться поддержкой в решении какого-либо вопроса и т.п.

Следовательно, если факт совершения рассматриваемого преступления в личных интересах не установлен – состав преступления отсутствует, даже в случае совершения данного преступления в крупном и особо крупном размере.

В соответствии со статьей 309 «Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 25.11.2013) (далее – УПК РФ) судам надлежит учитывать, что в приговорах по делам о преступлениях, предусмотренных статьями 198, 199, 199.1 и 199.2 УК РФ, должно содержаться решение по предъявленному гражданскому иску. Истцами по данному гражданскому иску могут выступать налоговые органы (подпункт 16 пункта 1 статьи 31 НК РФ) или органы прокуратуры (часть третья статьи 44 УПК РФ), а в качестве гражданского ответчика может быть привлечено физическое или юридическое лицо, которое в соответствии с законодательством (статьи 1064 и 1068 ГК РФ) несет ответственность за вред, причиненный преступлением (статья 54 УПК РФ).

В случае если налоговым агентом все же сумма налога была перечислена, но позднее установленного законом срока, налоговый агент так же может быть привлечен к ответственности по ст. 123 НК РФ. Вновь обратимся к п. 3 ст. 24 НК РФ, устанавливающему обязанность налоговых агентов правильно и своевременно исчислять, удерживать и перечислять налоги. То есть несвоевременное перечисление налогов, равно как и неуплата налогов, является нарушением этой обязанности. И в связи с этим к налоговому агенту могут быть применены санкции, предусмотренные ст. 123 НК РФ. Такой же позиции придерживается Министерство финансов Российской Федерации в Письме от 19 марта 2013 г. № 03-02-07/1/8500.

Ст. 109 НК РФ установлены обстоятельства, исключающие привлечение лица к ответственности за налоговые правонарушения. К таким обстоятельствам кодекс относит следующее:

  • отсутствие события налогового правонарушения;
  • отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения;
  • совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, физическим лицом, не достигшим к моменту совершения деяния шестнадцатилетнего возраста;
  • истечение сроков давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Читайте так же:  Обязательна ли прописка при устройстве на работу

Перечисление налоговым агентом сумм налога в более поздние сроки, в том числе во время или после выездной налоговой проверки, удержанного у налогоплательщика, но не перечисленного в установленный НК РФ срок, на наличие вины налогового агента не влияет, согласно Письму ФНС от 26 февраля 2007 г. № 04-1-02/[email protected]

Подводя итог, можно сделать вывод о том, что налоговые агенты несут ответственность за неперечисление налогов в казну даже в случае, если налог был уплачен, но с нарушением установленного законом срока. Причем, санкция за просрочку платежа и отсутствие платежа законом установлена одна и та же. И даже в случае просрочки платежа на один день, налоговый агент может быть привлечен к ответственности наряду с налоговыми агентами, уклоняющимися от уплаты налогов.

[1]

Проблемы уголовной ответственности за неисполнение обязанностей налогового агента

Ирина Рагозина, начальник отделения следственного управления при УВД Ханты-Мансийского автономного округа, кандидат юридических наук, полковник юстиции.

Нормы уголовного права, устанавливающие ответственность за уклонение от уплаты налогов и (или) сборов, призваны служить усилению экономической безопасности государства, обеспечению проведения эффективной экономической и социальной политики. Однако, как отмечает большинство исследователей, в конструкциях составов налоговых преступлений, а также в вопросах их толкования и правоприменения существует множество пробелов и противоречий. Проблемы, связанные с пресечением налоговых преступлений, и пути их решения находятся в основном в законодательной сфере .

См. например: Миронов В.С. Правовые проблемы противодействия криминальным угрозам в сфере налогообложения // Актуальные проблемы противодействия криминальным угрозам в сфере налогообложения: Материалы «круглого стола» 17 сентября 2004 г. М., 2005. С. 26 — 31.

В соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации обязанность уплачивать налоги в равной мере возлагается как на налогоплательщиков, так и на налоговых агентов. Уголовно-правовая оценка действий последних, несмотря на актуальность для правоприменительного процесса, длительное время оставалась не регламентированной и вызывала определенную сложность. По данной проблеме высказаны полярные точки зрения.

И.И. Кучеров и И.Н. Соловьев полагают, что неисполнение налоговым агентом своих обязанностей до введения в действие ст. 199.1 УК РФ вообще не являлось уголовно наказуемым . В.И. Тюнин и ряд авторов подобные действия, если не перечисленные в бюджет средства виновными лицами не присваивались, предлагали квалифицировать по ст. 165, 201 либо 285 УК РФ в зависимости от конкретных обстоятельств .

Кучеров И.И., Соловьев И.Н. Уголовная ответственность за налоговые преступления. М., 2004. С. 13.
Тюнин В. Налоговые преступления в Уголовном кодексе России // Российская юстиция. 2004. N 2. С. 63. Макаров Ю. Квалификация налоговых и связанных с ними преступлений // Законность. 2003. N 8. С. 41 — 42.

Авторы Комментария к Налоговому кодексу Российской Федерации (далее НК РФ) считают, что налоговый агент несет ответственность по ст. 198 или ст. 199 УК РФ .

Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации (часть 1) (под ред. А.Н. Козырина, А.А. Ялбулганова) включен в информационный банк.

Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации. Часть первая / Под ред. А.Н. Козырина. М., 2005. С. 112.

Уголовная ответственность за неисполнение обязанностей налогового агента установлена Федеральным законом Российской Федерации от 8 декабря 2003 г. N 162-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации» и предусмотрена ст. 199.1 УК РФ. Заметим, что внесенные изменения не оправдали, на наш взгляд, ожиданий и породили новые дискуссии.

Судебная и следственная практика применения анализируемой статьи на сегодняшний день незначительна. Из 7997 уголовных дел, возбужденных в 2004 г. в России в связи с преступными нарушениями налогового законодательства, лишь 332 дела (4%) были возбуждены по признакам преступления, предусмотренного ст. 199.1 УК РФ. Анализ практики их выявления и расследования свидетельствует о серьезных затруднениях, которые испытывают следователи при применении данной нормы.

Согласно ст. 52 НК РФ, налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате. Однако в случаях, предусмотренных законодательством о налогах и сборах Российской Федерации, обязанность по исчислению налогов может быть возложена и на налогового агента. Легальное определение налоговых агентов впервые введено в российское налоговое законодательство ст. 24 НК РФ, т.е. до 1 января 1999 г. такое определение отсутствовало.

Налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с НК РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов. Чаще всего эти обязанности исполняют работодатели. При этом не имеет значения, состоит ли с ними физическое лицо в трудовых отношениях либо выполняет работы (оказывает услуги) на основе гражданско-правовых договоров. В отдельных случаях законодательство о налогах и сборах возлагает обязанность по удержанию налогов на лиц (налоговых агентов), не являющихся таковыми (например, российские партнеры удерживают суммы налога на прибыль, НДС у своих иностранных контрагентов, которые извлекают прибыль (доход) на территории РФ, не создавая самостоятельных организаций, филиалов, представительств и т.д.).

Название рассматриваемой нами статьи «Неисполнение обязанностей налогового агента», на наш взгляд, гораздо шире ее содержания. Ее диспозиция типично бланкетная, что требует обращения к нормам налогового законодательства. Исчерпывающий круг обязанностей налогового агента дан в п. 3 ст. 24 НК РФ:

а) правильно (т.е. в полном соответствии с нормами НК РФ, других нормативных правовых актов законодательства о налогах) и своевременно исчислять и удерживать налоги, а также перечислять их в бюджет (внебюджетные фонды);

б) в течение одного месяца письменно сообщить в налоговый орган по месту своего учета о: невозможности удержать налог (при этом причина не имеет значения); сумме задолженности налогоплательщика. Налоговые органы в этом случае сами должны принимать меры по взысканию образовавшейся задолженности;

в) вести учет выплаченных доходов и перечисленных в бюджеты (внебюджетные фонды) налогов;

г) представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов.

В соответствии с диспозицией ст. 199.1 УК РФ ответственность налогового агента возможна лишь за неисполнение обязанностей по исчислению, удержанию или перечислению налогов или сборов, совершенное в крупном размере, т.е. те деяния, из числа указанных в п. 3 ст. 24 НК РФ, которые находятся в прямой причинной связи с наступившими последствиями.

Читайте так же:  Заполнение трудовой книжки ип

Таким образом, невыполнение указанных обязанностей, составляющих содержание объективной стороны преступления, есть, на наш взгляд, не что иное, как уклонение от уплаты налогов налоговым агентом.

Приведенные выше рассуждения позволяют нам сделать еще один вывод. Общие правила о налоговых агентах, установленные в ст. 24 НК РФ, существенно уточняются и дополняются рядом других статей НК РФ. Например, из содержания п. п. 2, 3 ст. 161 НК РФ вытекает, что налоговыми агентами могут выступать как юридические, так и физические лица. Для уголовной ответственности по ст. 199.1 УК РФ деление агентов по указанному критерию значения не имеет.

Такой подход к решению вопроса об ответственности налоговых агентов, как представляется, противоречит наметившейся в уголовном праве тенденции индивидуализации ответственности налогоплательщиков. Статья 162.2 УК РСФСР предусматривала ответственность за сокрытие доходов (прибыли) или иных объектов налогообложения как физических лиц, так и представителей организаций-налогоплательщиков. Однако единообразной судебной практики ее применения не сложилось. Налогоплательщиков-«хозяйственников» осуждали в основном только в случаях признания ими своей вины в совершенном преступлении.

В Уголовном кодексе РФ содержатся две самостоятельные статьи, устанавливающие ответственность за уклонение от уплаты налогов. Одним из основных критериев их разграничения является субъект преступления. Так, субъектом преступления, предусмотренного ст. 198 УК РФ, является вменяемое физическое лицо, достигшее 16 лет. Диспозиция ст. 199 УК РФ возлагает обязанности по уплате налогов на налогоплательщика-организацию. Юридическое лицо субъектом преступления быть не может. Поэтому, как справедливо отмечает И.В. Александров, необходимо переложить ответственность за неуплату налогов на физическое лицо, отвечающее признакам субъекта уголовного преследования, и определить специального субъекта налогового преступления . Таковыми являются руководитель организации и главный бухгалтер.

Александров И.В. Налоговые преступления. СПб., 2002. С. 30.

В теории уголовного права дискутируется вопрос о возможности привлечения к уголовной ответственности за налоговые преступления юридических лиц . Мы придерживаемся мнения, что вопрос о признании юридического лица в качестве субъекта налогового преступления является спорным, поскольку противоречит принципу вины, установленному российским уголовным законодательством.

Сабитов Р.А. Проблемы уголовной ответственности за налоговые преступления // Административно-правовые, уголовно-правовые, уголовно-процессуальные, криминалистические и иные меры противодействия экономическим, налоговым правонарушениям и преступлениям: Материалы Всероссийской научно-практической конференции 8 декабря 2005 г. Челябинск. 2005. С. 20; Михайлов К.В. Субъекты налоговых преступлений. Там же. С. 52 — 55.

Отказ законодателя от индивидуализации ответственности налоговых агентов в зависимости от того, физическим лицом либо юридической организацией исполняются его обязанности, представляется нам возвращением на исходные позиции.

Состав анализируемого преступления по своей конструкции является материальным. В статье 199.1 УК РФ отсутствует указание на размер неуплаченного налога. Он исчисляется, исходя из примечания к ст. 199 УК, предусматривающей ответственность за уклонение от уплаты налогов или сборов с организации, для обеих категорий налоговых агентов.

Лицо, уклоняющееся от уплаты налогов, одновременно может выступать в роли налогоплательщика и налогового агента, что не противоречит нормам действующего налогового законодательства. Более того, в ряде случаев уклонение от одного вида налогов влечет за собой сокрытие другого их вида. Например, налогоплательщиками единого социального налога (ЕСН) признаются лица, производящие выплаты физическим лицам: организации; индивидуальные предприниматели; физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями. Объектом налогообложения ЕСН являются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по авторским договорам. В то же время выступающие в роли налоговых агентов российские организации и индивидуальные предприниматели, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму подоходного налога (НДФЛ). Следовательно, если налоговый агент занижает с целью уклонения от уплаты НДФЛ размер заработной платы работника либо вообще не отражает ее в бухгалтерской отчетности, то автоматически занижает и ЕСН.

Иллюстрацией сказанному может служить следующий пример. М., являясь генеральным директором ООО «Академэлектромонтаж», с целью уклонения от уплаты налогов, вступив в преступный сговор с главным бухгалтером С., дал указание сотрудникам бухгалтерии наряду с официальным вести неофициальный бухгалтерский учет (двойную бухгалтерию), в котором отражать суммы фактически выплаченных доходов. Бухгалтер-кассир по его поручению перепечатала все первичные кассовые документы по заработной плате, указывая в них размер заработной платы работников организации от 2 до 3 тысяч рублей, при фактически выплачиваемых от 8 до 10 тысяч рублей. В результате преступных действий М. и С. была занижена сумма доходов для исчисления ЕСН, что привело к уклонению от уплаты данного вида налога в размере 994779 рублей и от уплаты НДФЛ в размере 372668 рублей .

Архив Ханты-Мансийского городского суда. 2004 г.

В данной ситуации, характеризующейся наличием всех признаков преступления, действия виновного должны квалифицироваться по совокупности ст. 199 и ст. 199.1 УК РФ. Заметим, что обязательным признаком субъективной стороны преступления, предусмотренного ст. 199.1 УК РФ, является его мотив, который определяется как личный интерес виновного. В данном случае сложно понять логику законодателя, который только для одного из четырех «налоговых» составов предусмотрел этот дополнительный признак.

Стремление законодателя криминализировать новые формы посягательства на налоговые отношения вызывает одобрение. В то же время полагаем, что в целях унификации уголовной ответственности за налоговые преступления следовало не создавать новую норму, предусматривающую ответственность за уклонение от уплаты налогов налоговыми агентами, а внести соответствующие изменения в ст. 198 и 199 УК РФ в зависимости от того, является налоговый агент физическим лицом или же он представляет интересы организации.

Невыполнение налоговым агентом своих обязанностей: последствия (Полякова О.Н.)

Дата размещения статьи: 19.09.2014

[3]

По общему правилу в случае уплаты налогов и сборов позже установленного срока необходимо уплатить пени. Однако налоговые агенты в этом случае будут обязаны уплатить еще и штраф. А поскольку организации и индивидуальные предприниматели при выплате вознаграждений в пользу физических лиц являются налоговыми агентами по НДФЛ, то данный вопрос касается практически каждого хозяйствующего субъекта.
В каких случаях налоговый агент будет обязан уплатить штраф? Когда налогового агента по НДФЛ могут привлечь к ответственности по ст. 123 НК РФ?

Читайте так же:  Заявление о переоформлении патента

Штрафы в соответствии со ст. 123 НК РФ

Согласно действующему налоговому законодательству налогоплательщики, а также налоговые агенты обязаны своевременно исчислять и уплачивать установленные налоги и сборы (ст. ст. 23, 24 НК РФ). В случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки налогоплательщики и налоговые агенты уплачивают пени (ст. 75 НК РФ). Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
При этом для налоговых агентов в дополнение к существующему механизму начисления пеней за несвоевременную уплату налога предусмотрена еще и ответственность в соответствии со ст. 123 НК РФ: неправомерное неудержание и (или) неперечисление (неполное удержание и (или) перечисление) в установленный НК РФ срок сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, влечет взыскание штрафа в размере 20% от суммы, подлежащей удержанию и (или) перечислению.

К сведению. Организации, которые в 2014 г. не исполнили обязанность налогового агента по удержанию налога на прибыль организаций в отношении дивидендов, выплачиваемых налогоплательщикам — российским организациям в соответствии со ст. 275 НК РФ, освобождаются от ответственности, предусмотренной ст. 123 НК РФ (п. 1 ст. 3 Федерального закона от 23.06.2014 N 167-ФЗ).

[2]

Наиболее распространенные случаи уплаты налогов налоговыми агентами приведены в таблице:

Срок уплаты налога

Налоговый агент по НДС/Аренда федерального имущества, имущества субъектов РФ и муниципального имущества

По итогам каждого налогового периода за истекший налоговый период равными долями не позднее 20-го числа каждого из трех месяцев, следующего за истекшим налоговым периодом

Налоговый агент по НДС/Реализации работ (услуг), местом реализации которых является территория РФ, налогоплательщиками — иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков

Одновременно с выплатой (перечислением) денежных средств

Налоговый агент по НДФЛ/Выплата доходов физическому лицу организациями и индивидуальными предпринимателями

Не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода, а также дня перечисления дохода со счетов налоговых агентов в банке на счета налогоплательщика либо по его поручению на счета третьих лиц в банках.

В иных случаях — не позднее дня, следующего за днем фактического получения налогоплательщиком дохода, — для доходов, выплачиваемых в денежной форме, а также дня, следующего за днем фактического удержания исчисленной суммы налога, — для доходов, полученных налогоплательщиком в натуральной форме либо в виде материальной выгоды

Налоговый агент по налогу на прибыль/Выплата доходов иностранной организации

Не позднее дня, следующего за днем выплаты (перечисления) денежных средств иностранной организации или иного получения доходов иностранной организацией

Налоговый агент по налогу на прибыль/Выплата дивидендов

Не позднее дня, следующего за днем выплаты дивидендов

К сведению. Пунктом 4 ст. 114 и п. 2 ст. 112 НК РФ установлено, что размер штрафа увеличивается на 100% в случае совершения налогового правонарушения лицом, ранее привлекавшимся к ответственности за аналогичное правонарушение.
Пунктом 3 ст. 112 НК РФ установлено, что лицо, с которого взыскана налоговая санкция, считается подвергнутым этой санкции в течение 12 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда или налогового органа.
Таким образом, штраф может быть увеличен на 100% в случае совершения лицом налогового правонарушения в течение 12 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда или налогового органа о привлечении лица к ответственности за совершение аналогичного налогового правонарушения.
Данная норма также применяется и к ст. 123 НК РФ. В действующей редакции указанной статьи НК РФ предусмотрена налоговая ответственность за неправомерное неудержание и (или) неперечисление (неполное удержание и (или) перечисление) в установленный срок сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом. По мнению финансистов, указанные правонарушения являются аналогичными (Письмо Минфина России от 24.07.2012 N 03-02-08/64).

Обратите внимание! Действующее налоговое законодательство не предусматривает различное применение ст. 123 НК РФ в зависимости от конкретного налога, по которому совершено соответствующее налоговое правонарушение (Письмо Минфина России от 15.10.2012 N 03-02-07/1-253).

Налоговый агент по НДФЛ: когда могут привлечь по ст. 123 НК РФ

В заключение отметим, что налогового агента за несвоевременную уплату налога в дополнение к существующему механизму начисления пеней могут привлечь к ответственности в соответствии со ст. 123 НК РФ и начислить штраф в размере 20% от суммы, подлежащей удержанию и (или) перечислению.
На практике встречаются различные ситуации, при которых налогового агента по НДФЛ привлекают к ответственности за несвоевременное перечисление налога в бюджет: за перечисление НДФЛ как позже установленного срока, так и за досрочную его уплату при предоставлении имущественного вычета и уплаты НДФЛ обособленными подразделениями. Но не во всех случаях судьи принимают сторону налоговых органов, нередко налоговым агентам удается отстоять свое право.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Видео (кликните для воспроизведения).

Вернуться на предыдущую страницу

Источники


  1. Глинка-Янчевский, С.К. Во имя идеи; СПб.; Типография Э. Арнгольда, Литейный проспект,№59, 2011. — 196 c.

  2. Марченко, М.Н. Теория государства и права / М.Н. Марченко. — М.: Проспект, Велби; Издание 2-е, 2003. — 637 c.

  3. Теория государства и права. — М.: КноРус, 2012. — 400 c.
  4. Болдырев, В. А. Конструкция юридического лица несобственника. Опыт цивилистического исследования / В.А. Болдырев. — М.: Статут, 2012. — 368 c.
  5. Ушаков, Н.А. Международное право; Institutiones, 2011. — 304 c.
Ответственность за неисполнение обязанностей налогового агента
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here