Отчет экспедитора (образец)

Важный материал на тему: "Отчет экспедитора (образец)" с профессиональной точки зрения. Если возникнут вопросы, вы всегда их можете задать дежурному юристу.

Форма МХ-21. Отчет экспедитора.

Унифицированная форма N МХ-21 Утверждена Постановлением Госкомстата от 09.08.99 N 66

Отчет экспедитора (форма № МХ-21) — применяется для учета товарно — материальных ценностей, доставленных грузополучателям через экспедицию организации — производителя (поставщика).

Экспедитор (водитель — экспедитор) отчитывается перед бухгалтерией своей организации за доставленные товарно — материальные ценности грузополучателям по каждому рейсу автотранспорта.

Составляется экспедитором (водителем — экспедитором) на основании результатов доставки товарно — материальных ценностей грузополучателям.

Количество экземпляров акта и комплектность составленных документов определяется в каждом конкретном случае.

Скачать другие бланки на нашем сайте :

Загрузка документа
«Отчет экспедитора»

Подождите: 19 сек

Имя файла документа: otchet_ekspeditora

Доступный формат скачивания: doc

Размер текстовой версии файла: 19,5 кб

Как скачать документ?

  • Договоры
  • Все документы

У нас на сайте каждый может бесплатно скачать образец интересующего договора или образца документа, база договоров пополняется регулярно. В нашей базе более 5000 договоров и документов различного характера. Если вами замечена неточность в любом договоре, либо невозможность функции “скачать” какого-либо договора, обратитесь по контактным данным. Приятного времяпровождения!

Сегодня и навсегда — загрузите документ в удобном формате! Уникальная возможность скачать любой документ в DOC и PDF абсолютно бесплатно. Многие документы в таких форматах есть только у нас. После скачивания файла нажмите «Спасибо», это помогает нам формировать рейтинг всех документов в базе.

Форма МХ-21. Отчёт экспедитора

Отчет экспедитора – первичный документ складской логистики, имеющий код по ОКУД 0335022. Отчет нужен для того, чтобы документально подтвердить факт доставки экспедитором какого-либо груза.

Бумага предоставляется водителем-экспедитором (который заполняет большинство граф отчета) бухгалтеру. Последний заносит его в соответствующий регистр, а также на основании этого документа формирует последующие отчеты и бумаги.

Кому будет полезна

Отчет будет нужен в том случае, если компания осуществляет доставку клиенту своих (произведенных, купленных) товаров. В последнее время удобство взаимодействия, а также слияния логистических и торговых организаций стало очевидным.

Дополнительная услуга требует документального подтверждения. Однако стоит отметить, что представленная форма МХ-21 – всего лишь рекомендованный для использования бланк. Каждая отдельно взятая фирма вправе сама редактировать, дополнять или убирать отдельные поля и графы. Главное, чтобы эти манипуляции получили достойное подтверждение в учетной политике. Более того, использование именно этой формы не обязательно.

Такое обращение с первичной документацией стало возможным благодаря вышедшему в 2013 году Постановлению Минфина России N ПЗ-10/2012. Он упразднил обязательное поголовное применение форм, оговоренных в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации.

Однако в этом виде документа отражены все основные моменты, требующие освещения при осуществлении грузоперевозок.

Составные части отчета

Отчет полностью помещается на одной стороне листа. Однако предусмотрена его печать на двух. При этом на обратной стороне располагаются только подписи проверяющих лиц и печать организации.

Таким образом, водитель, который заполняет бумагу, работает с одной стороны, а все остальные лица – с другой.

Это удобно при проведении проверок, использовании данных и пр.

Шапка отчета экспедитора содержит:

  • Наименование формы. Согласно одному из постановлений Госкомстата, этой бумаге присвоен номер МХ-21. Именно так ее упоминают в официальных нормативах и прописываемых рекомендациях.
  • Справа в отдельной таблице – коды по ОКУД (приведен в начале, сразу внесен в бланк), ОКПО, вид деятельности по ОКДП, вид совершаемой операции.
  • Полное наименование организации, в которой работает отчитывающийся экспедитор, и ее структурного подразделения (если оно есть).
  • Номер бумаги.
  • Дата ее составления.
  • Отчетный период, с какого по какое число осуществлялась доставка перечисленных материальных ценностей.
  • Название «Отчет экспедитора» посередине строки.
  • Фамилия, имя и отчество лица, заполняющего документ (водителя, который осуществлял перевозки и таким образом отчитывается перед бухгалтерией).


Помимо вводной ступени, в бумаге содержится еще и основная. Для удобства данные в ней сгруппированы в виде таблицы. Графы таблицы пронумерованы. В них должна быть внесена важная информация относительно:
  • порядкового номера осуществляемой записи;
  • номера и даты товарного документа (они были приложены к перевозимым товарно-материальным ценностям);
  • названия ценностей, подлежащих перевозке;
  • единиц измерения последних;
  • сколько всего было товара;
  • сколько его отгрузили заказчику;
  • какие наименования были возвращены обратно;
  • какие отклонения в весе были выявлены, возможные излишки и недостачи;
  • потери в пределах норм естественной убыли (показатели, которые вписываются в нормативные характеристики);
  • окончательного результата доставки (сколько всего излишек или недостачи получилось в итоге).

Завершает с 6 по 18 столбцы строчка таблицы «Итого». В нее вносятся данные по всем товарам, перечисленным в основной части.

Если того требуют обстоятельства, количество строк таблицы может быть значительно увеличено. Допустима печать бланка на нескольких страницах. Главное, чтобы все наименования товарно-материальных ценностей были точно перечислены.


После табличного элемента в отчете предусмотрено место для:
  • подписи водителя-экспедитора;
  • подписи того, кто принял отчет (с указанием должности и расшифровкой);
  • подпись того, кто проверил отчет.

Причем последние две позиции требуют указания даты постановки.

Сколько понадобится экземпляров

Особых указаний относительно того, в какой комплектности и сколько экземпляров должно быть, нет. Каждая отдельно взятая организации сама вправе решать этот вопрос.

Обычно отчет распечатывают в единственном экземпляре во избежание путаницы, так как отчеты перед бухгалтерией при поставленном на поток процессе экспедиторы будут предоставлять достаточно часто.

Подавляющее большинство организаций работает по схеме: один рейс — один отчет. Такое взаимодействие является наиболее оптимальным вариантом для оптимизации действий бухгалтерии и службы доставки каких-либо товарно-материальных ценностей.

Частые ошибки при заполнении

Водители по разным причинам могут пропускать отдельные графы, неверно их заполнять. Особенно это касается пунктов со сроками транспортировки (они указываются в начале) и подписью.

Отчет экспедитора – это не документ строгой отчетности, не кассовый ордер. Поэтому к нему в отношении корректировки ошибочных данных применимы самые мягкие меры.

Читайте так же:  Что скрывает мякиш

Если произошла ошибка в числе (весе) перевозимого товара, единицах измерения или других графах, то допустимо горизонтальное зачеркивание, верная надпись и словосочетание «Исправленному верить» (рядом с исправлением) с подписью составителя и проверяющего.

Печатный или электронный вид

Допустимо заполнение бумаги в печатном виде. Но удобством формирования ее в компьютерных программах нельзя пренебрегать. Документ по умолчанию доступен для заполнения в 1С Бухгалтерии и 1С Управлении торговлей. В электронном виде автоматически задаются такие параметры, при которых не приходится каждый раз при формировании нового отчета прописывать наименования, коды, реквизиты.

Сколько хранится

Для документов этого типа предусмотрен срок хранения в 5 лет.

Отчет экспедитора

Тип документа: Отчет

Для того, чтобы сохранить образец этого документа себе на компьютер перейдите по ссылке для скачивания.

Размер файла документа: 19,5 кб

Данный документ заполняется согласно стандартной форме МХ-21 и предназначен для контроля процесса доставки груза от отправителя к получателю. Экспедитор — это сотрудник получателя или отправителя товара, который производит сам процесс доставки с помощью соответствующего транспортного средства. С помощью именно данного отчета есть возможность документально зафиксировать, когда и в каких количествах был отправлен товар и получен, а также провести учет естественной порчи части товара в ходе доставки.

Документ заполняется по следующим разделам:

  • в шапке документа указываются данные по предприятию, на котором числится сотрудник — экспедитор (это предприятие несет ответственность за доставку товарно-материальной ценности);
  • обязательно указывается дата заполнения отчета, номер и период учета (тот период, на протяжении которого ТМЦ находились под ответственностью экспедитора);
  • указываются полные данные экспедитора;
  • в основной части фиксируются номера накладных или прочих первичных документов (если таких нет, то заполнение может быть произведено простой нумерацией);
  • первая часть отчета включает данные по отгрузке ТМЦ: дата, наименование, единицы измерения и количество по каждому виду товара;
  • в следующей части заполняются данные по отгрузке, особенное внимание уделяется излишкам, недостачам и испорченным единицам товара;
  • последней частью отчета подводится общий итог по количествам и особенностям товара.

Обязательно внизу должны быть ФИО и подписи тех сотрудников, которые проводили прием и отгрузку товара, а также соответствующие печати двух сторон.

Данный документ позволяет обеспечить контроль процесса транспортировки товара и анализ убытков в ходе доставки. Также благодаря этому документу есть возможность избежать краж в ходе доставки, а также конфликтных ситуаций между поставщиком и получателем.

Форма СП-37. Отчёт о реализации продукции

Отчет о реализации продукции (форма СП-37) в ходу с 1997 года. Его составление является значимым для стационарных торговых точек, предоставляющих необходимые документы для контроля вырученных средств с продажи товара руководителю.

Формируется на основании поступающих первичных бумаг. Удобнее всего заполнять его раз в месяц, но конкретные сроки не регламентированы. Главное – их указание и соответствие представленной информации фактическим явлениям жизни и оборота товаров на торговой точке. Может заполняться как в электронном, так и в бумажном виде.

Составные части в виде разных сторон

Предусмотрено заполнение обеих сторон листа. Первая страница – таблица с конкретными наименованиями товара. Вторая – целиком посвящена движению выручки. На первой есть шапка и таблица под названием «Движение продукции». На второй – таблица «Движение выручки» с тремя столбцами для заполнения.

Лицевая сторона

После названия проставляется номер бумаги (он потом заносится в бухгалтерские реестры). Ниже прописывается полное наименование компании, от какой из торговых точек (магазинов) поступает отчетность и кто ее заполнял.

Внимание! Не нужно забывать о заполнении кода по ОКУД, ОКПО и дате составления. Эти данные принципиально важны для формирования дальнейших бухгалтерских справок. ОКУД прописан на бланке – 0325037.

После шапки заполняются данные непосредственно о движении товаров. В графах последовательно прописываются:

  • название продукции (графа 1);
  • единицы измерения реализуемых товаров (графа 2);
  • стоимость, по которой была продана продукция (графа 3);
  • остаток в штуках и реализационная цена на начало текущего месяца (или начало формирования бумаги, 4 и 5);
  • сколько товаров поступило (6,7);
  • сколько товаров продано (также тут прописывается корреспонденция их счетов — 8,9, 10 и 11);
  • остаток товара в штуках и по стоимости на конец месяца (или конец периода формировании – 12 и 13).


В конце первой таблицы имеется строка «Итого» с заранее проставленными крестиками в не предусмотренных для заполнения местах. Данные вписываются только в столбцы с 4 по 6 и в последние два.

Оборотная сторона

На втором листе (или последнем, если таблица с первого листа имеет больше 9 строк и требует дополнительного места) присутствует таблица со столбцами:

  • показатели;
  • сумма;
  • номер и названия документов.

[1]

В последней графе прописываются первичные бумаги, на основании которых заполнялись данные. Они прикрепляются к документу и являются его приложениями. Отдельно указывается количество таких приложений. Завершают все подписи старшего продавца или заведующего магазином. При подаче к этим подписям присоединяется подпись проверяющего (с письменно обозначенной должностью и расшифровкой).

Столбец «Показатели»

Особое внимание уделяется показателям по цене продукции. Прописывается остаток на конкретную дату (а точнее, две даты: начало и окончание отчетного периода). Она должна быть вводная и завершающая в столбце. Также упоминается выручка от реализации, информация относительно суммы вместе с существующим остатком.

Выручка при этом может быть использована на месте. Факты такого распоряжения финансами также прописываются в этой графе.

[2]

В специальной строке «Использована выручка» обозначаются нюансы того, на каком основании, по какому поводу и кем она была потрачена. Если выручка есть и баланс положительный, то сумма может быть сдана в кассу или положена сразу на расчетный счет в банке. Последнее действие обязательно, если в организации не установлены лимиты кассы либо они были превышены. В ситуациях, когда средства не могут быть сразу же приняты на расчетный счет банка, они все равно должны поступать в банковскую организацию. Данные о точном количестве и сумме поступления также заносятся в описываемую бумагу.

Кроме того, финансовые активы могут временно находиться в отделениях связи (для последующего перечисления). Эти нюансы и специальные сроки связаны с тем, что поступление денежных сумм в банковские организации может производиться не сразу.

Читайте так же:  Коды операций по ндс

Учетная политика компании должна содержать информацию относительно того, с какой периодичностью каждая конкретная точка обязана предоставлять заполненный бланк. В подавляющем большинстве случаев таким сроком становится календарный месяц. Вовремя получая информацию относительно объемов продаж, руководитель (бухгалтер или другое ответственное лицо) сможет оформить статистические данные.

На каких законах основан

В отчете сверху прописана информация о том, что он является типовой межотраслевой формой под номером СП-37. Она прописывается постановлением Госкомстата №68 от 1997 года. Это постановление утратило силу, так как в 2013 году все типовые формы перестали быть обязательными. Тем не менее отчет в деловых кругах принято формировать именно таким образом. На это есть веские причины.

Для того чтобы создать свой (аналогичный), нужно, во-первых, разработать его в соответствии с 9 статьей Федерального закона №129-ФЗ от 21 ноября 2006 года, а во-вторых, прикреплять приложения к учетной политике компании в отношении новых форм документов.

Представленный образец удобен, по его графам не возникает вопросов у контролирующих организаций. Таким образом, львиная доля компаний предпочитает использовать уже изученный документ в качестве основы для формирования своей отчетности.

Типичные ошибки

При заполнении документа важно учитывать, что проверяющие организации (в том числе, налоговики при приведении выездных проверок) особое внимание уделяют верности исчисления стоимости перечисленной продукции.

Также не стоит упускать из виду методы определения выручки и правильности счетов. Аудиторы за нарушения в этом пункте могут привлечь организацию к административной ответственности в виде штрафа. Сумму оценки по кредиту счета 91 рекомендуется отражать по дебету счета 62.

Какими документами подтвердить транспортно-экспедиционные услуги?

Между организацией (заказчик) и индивидуальным предпринимателем (исполнитель) заключен договор на оказание транспортно-экспедиционных услуг. В соответствии с условиями данного договора исполнитель обязуется организовать перевозку грузов заказчика самостоятельно либо с привлечением третьих лиц. Какими обязательными первичными документами должны быть подтверждены расходы по рассматриваемому договору для их отражения в бухгалтерском и налоговом учете заказчика?

По согласованию с Вами в рамках ответа на данный вопрос мы исходим из условия, что рассматриваемый договор является транспортно-экспедиционным с элементами посреднического.

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

В рамках договора на оказание транспортно-экспедиционных услуг заказчик оформляет только поручение экспедитору.

Экспедитор оформляет следующие документы:

экспедиторскую расписку (а также складскую расписку, если экспедитор принимает груз клиента на складское хранение);

акт об оказании услуг или отчет экспедитора (если его составление предусмотрено договором транспортной экспедиции).

По факту оказания транспортно-экспедиторских услуг у заказчика и у экспедитора должен быть следующий пакет документов (с учетом требований налоговых органов для подтверждения затрат на перевозку):

один экземпляр поручения экспедитору;

один экземпляр экспедиторской расписки (или складской расписки, если экспедитор принимал груз на складское хранение);

один экземпляр акта об оказании услуг или отчета экспедитора (если их составление предусмотрено договором).

Обоснование вывода:

В соответствии с п. 1 ст. 801 ГК РФ по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.

Перечень экспедиторских документов (документов, подтверждающих заключение договора транспортной экспедиции) определяется постановлением Правительства РФ от 08.09.2006 N 554 «Об утверждении правил транспортно-экспедиционной деятельности» (далее — Правила N 554), ст. 2 Федерального закона РФ от 30.06.2003 N 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» (далее — Закон N 87-ФЗ).

Экспедиторские документы составляются в письменной форме. Порядок оформления и формы экспедиторских документов утверждены приказом Минтранса России от 11.02.2008 N 23 (далее — Порядок N 23) (п. 7 Правил N 554).

Следует отметить, что согласно п. 5 Правил N 554 экспедиторскими документами являются:

  • поручение экспедитору (определяет перечень и условия оказания экспедитором клиенту транспортно-экспедиционных услуг в рамках договора транспортной экспедиции).

Согласно п. 8, 9 Правил N 554 для оказания транспортно-экспедиционных услуг клиентом выдается заполненное и подписанное им поручение экспедитору. Экспедитор рассматривает поручение экспедитору в сроки, определенные в договоре транспортной экспедиции, и направляет его клиенту с отметкой о согласовании либо с отказом в согласовании подлежащих оказанию транспортно-экспедиционных услуг с указанием причин отказа;

  • экспедиторская расписка (подтверждает факт получения экспедитором для перевозки груза от клиента либо от указанного им грузоотправителя).

Экспедиторская расписка выдается экспедитором клиенту при приеме груза и предоставляет экспедитору право владения грузом до момента передачи груза клиенту либо указанному им грузополучателю по окончании перевозки (п. 12 Правил N 554). Бланк «Экспедиторская расписка» заполняется в двух экземплярах (оригинал вручается грузоотправителю или клиенту) (п. 28 Правил N 554);

  • складская расписка (оформляется в случае, если экспедитор принимает груз клиента на складское хранение, и подтверждает факт принятия экспедитором у клиента груза на складское хранение — п. 3 Правил N 554).

Форма поручения экспедитора приведена в приложении N 1 к Порядку N 23, форма поручения экспедитору приведена в приложении N 2 к Порядку N 23, экспедиторская расписка приведена в приложении N 3 к Порядку N 23.

Следовательно, оформление экспедиторской расписки и поручения экспедитору по договору транспортной экспедиции, а также складской расписки, если экспедитор принимает груз клиента на складское хранение, является обязательным с точки зрения законодательства РФ. Форма данных документов закреплена в приложениях N 1-3 к Порядку N 23 (смотрите также постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.08.2015 N 11АП-9291/15, постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 19.09.2016 N 07АП-7623/16, постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.06.2016 N 15АП-6666/16, а также письмо Минфина России от 31.03.2017 N 03-03-06/1/18858).

При этом в рамках исполнения договора на оказание транспортно-экспедиционных услуг могут быть оформлены и иные документы.

Так, в соответствии с п. 15 Правил N 554 по требованию клиента (заказчика) экспедитор предоставляет ему следующую информацию:

полное фирменное наименование и место нахождения (для юридического лица), имя и место жительства (для индивидуального предпринимателя);

сведения о подтверждении соответствия транспортно-экспедиционных услуг установленным требованиям;

перечень транспортно-экспедиционных услуг, оказываемых экспедитором, и их стоимость;

сведения о форме и порядке оплаты транспортно-экспедиционных услуг;

Читайте так же:  Кредитный договор очередность платежей

сведения о тарифах на перевозку грузов различными видами транспорта, о правилах и об условиях выполнения таких перевозок;

другие сведения, относящиеся к организации и осуществлению перевозки конкретных видов груза различными видами транспорта.

Следует обратить внимание, что согласно п. 4 ст. 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актам.

Отметим, что нормами ГК РФ, Закона N 87-ФЗ, Правил N 554, Порядка N 23 не предусмотрена обязанность оформления (составления) иных документов, помимо экспедиторских документов, рассмотренных нами ранее. Однако сторонами договора транспортной экспедиции может быть определена возможность использования экспедиторских документов, прямо не поименованных в Правилах (п. 6 Правил N 554).

На практике в рамках договора транспортной экспедиции могут оформляться такие документы, как заказ на перевозку, акты сдачи-приемки оказанных услуг или отчеты экспедитора. Однако составление таких документов необходимо предусмотреть в договоре транспортной экспедиции.

Таким образом, учитывая вышеизложенное, в рамках договора транспортной экспедиции заказчик оформляет только поручение экспедитору.

Экспедитор, в свою очередь, оформляет следующие документы:

экспедиторскую расписку (а также складскую расписку, если экспедитор принимает груз клиента на складское хранение);

акт об оказании услуг или отчет экспедитора (если его составление предусмотрено договором транспортной экспедиции).

По факту оказания транспортно-экспедиторских услуг у заказчика и у экспедитора должен быть следующий пакет документов (с учетом требований налоговых органов для подтверждения затрат на перевозку):

один экземпляр поручения экспедитору;

один экземпляр экспедиторской расписки (или складской расписки, если экспедитор принимал груз на складское хранение);

один экземпляр акта об оказании услуг или отчета экспедитора 1 (если их составление предусмотрено договором).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Галимарданова Юлия

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Королева Елена

Видео (кликните для воспроизведения).

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

1. Отчет экспедитора — Унифицированная форма N МХ-21

Какой пакет документов необходим для правомерного учета клиентом расходов на оплату услуг экспедитора в целях налогообложения прибыли?

Организация является клиентом (грузоотправителем), заключающим договор транспортной экспедиции. Перевозка осуществляется автомобильным транспортом. Какой пакет документов необходим для правомерного учета клиентом расходов на оплату услуг экспедитора в целях налогообложения прибыли?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Для целей налогообложения прибыли правомерность учета расходов у клиента может быть подтверждена любыми документами, доказывающими реальность хозяйственных операций, производимых в рамках договора транспортной экспедиции, которые содержали бы указание на вид и характер груза, пункты погрузки и выгрузки, маршрут перевозки, наименование транспортных средств, которыми перевозится груз, подтверждали бы фактическое оказание услуг экспедитором и их принятие клиентом.

К этим документам, помимо самого договора транспортной экспедиции, относятся поручение экспедитору, экспедиторская расписка, акт об оказании услуг. Помимо перечисленных, во избежание споров с налоговой инспекцией, рекомендуем предусмотреть в договоре транспортной экспедиции или в дополнительном соглашении сторон обязанность экспедитора предоставлять копии документов, подтверждающих перевозку грузов, например, договор перевозки, перевозочные документы и др.

Обоснование вывода:

Общие критерии учета расходов при налогообложении прибыли предусмотрены п. 1 ст. 252 НК РФ. В соответствии с этой нормой расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, — убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Исходя из положений п. 1 ст. 252 НК РФ можно прийти к выводу о том, что правомерность принятия клиентом к учету при налогообложении прибыли расходов, понесенных им по договору транспортной экспедиции, определяется наличием документов, которые в соответствии с законодательством подтверждают заключение и исполнение договора транспортной экспедиции, размер понесенных клиентом расходов, а также фактическое оказание услуг экспедитором и их принятие клиентом.

[3]

Отношения между экспедитором и клиентом регулируются ГК РФ, Федеральным законом от 30.06.2003 N 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» (далее — Закон N 87-ФЗ), Правилами транспортно-экспедиционной деятельности, утвержденными постановлением Правительства РФ от 08.09.2006 N 554 (далее — Правила) и договором транспортной экспедиции (п. 2 Правил).

В соответствии с п. 1 ст. 801 ГК РФ по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента — грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.

Договором транспортной экспедиции могут быть предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом, обязанность экспедитора заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой. В качестве дополнительных услуг договором транспортной экспедиции может быть предусмотрено выполнение иных операций и услуг.

В соответствии со ст. 805 ГК РФ, если из договора транспортной экспедиции не следует, что экспедитор должен исполнить свои обязанности лично, экспедитор вправе привлечь к исполнению своих обязанностей других лиц.

Пунктом 1 ст. 1 Закона N 87-ФЗ определено, что условия договора транспортной экспедиции, не предусмотренные этим федеральным законом, другими федеральными законами или иными нормативными правовыми актами РФ, принятыми в соответствии с ГК РФ, определяются сторонами договора транспортной экспедиции (экспедитором и клиентом).

Пункт 4 ст. 4 Закона N 87-ФЗ устанавливает обязанность экспедитора при приеме груза выдать клиенту экспедиторский документ, а также представить клиенту оригиналы договоров, заключенных экспедитором в соответствии с договором транспортной экспедиции от имени клиента на основании выданной им доверенности.

Согласно п. 2 ст. 5 Закона N 87-ФЗ клиент в порядке, предусмотренном договором транспортной экспедиции, обязан уплатить причитающееся экспедитору вознаграждение, а также возместить понесенные им расходы в интересах клиента.

Пункт 5 Правил устанавливает, что экспедиторскими документами являются:

— поручение экспедитору (определяет перечень и условия оказания экспедитором клиенту транспортно-экспедиционных услуг в рамках договора транспортной экспедиции);

— экспедиторская расписка (подтверждает факт получения экспедитором для перевозки груза от клиента либо от указанного им грузоотправителя);

— складская расписка (подтверждает факт принятия экспедитором у клиента груза на складское хранение).

Формы экспедиторских документов и порядок их заполнения утверждены приказом Минтранса РФ от 11.02.2008 N 23.

Законодательством не предусмотрены формы документов, которыми подтверждается оказание экспедитором услуг клиенту по договору транспортной экспедиции.

Читайте так же:  Фсс возмещение расходов

Однако в соответствии с п. 6 Правил в зависимости от характера транспортно-экспедиционных услуг сторонами договора транспортной экспедиции может быть определена возможность использования иных экспедиторских документов.

Таким образом, стороны договора вправе подтвердить факт оказания экспедитором услуг и их принятие клиентом составлением акта об оказании услуг в свободной форме с соблюдением требований п. 2 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» к первичным учетным документам.

Если договором будет предусмотрено, что для оказания услуг экспедитор будет привлекать третьих лиц, то в этом случае, руководствуясь позицией налоговых органов, следует предусмотреть, что факт оказания экспедиторских услуг может быть подтвержден отчетом экспедитора об оказанных услугах или актом об оказании услуг.

В этом случае имеет смысл закрепить в договоре транспортной экспедиции обязанность экспедитора передать организации-клиенту копии документов, подтверждающих исполнение услуг в соответствии с позициями, указанными в отчете (акте).

Права клиента по договору транспортной экспедиции определены п. 6 ст. 3 Закона N 87-ФЗ.

В соответствии с этой нормой клиент имеет право:

— выбирать маршрут следования груза и вид транспорта;

— требовать у экспедитора, если это предусмотрено договором транспортной экспедиции, предоставления информации о процессе перевозки груза;

— давать указания экспедитору в соответствии с договором транспортной экспедиции.

Кроме того, п. 15 Правил предусмотрено право клиента требовать от экспедитора предоставления информации, которая включает в себя перечень транспортно-экспедиционных услуг, оказываемых экспедитором, и их стоимость, сведения о форме и порядке оплаты транспортно-экспедиционных услуг, сведения о тарифах на перевозку грузов различными видами транспорта, о правилах и об условиях выполнения таких перевозок и другие сведения, относящиеся к организации и осуществлению перевозки конкретных видов груза различными видами транспорта.

Нормативные правовые акты, регулирующие порядок оказания экспедиторских услуг, не предоставляют клиенту права требовать от экспедитора (если стороны не предусмотрели иное в договоре транспортной экспедиции) документов или их копий, подтверждающих основания и размер понесенных экспедитором расходов.

Норма п. 15 Правил не затрагивает условий конкретного договора и не предполагает предоставления экспедитором каких-либо конкретных документов, подтверждающих исполнение его обязанностей. По смыслу п. 2 ст. 5 Закона N 87-ФЗ право требовать подтверждения фактически понесенных расходов существует, на наш взгляд, только в том случае, когда размер расходов, подлежащий возмещению клиентом, определяется не при заключении договора, а по итогам исполнения экспедитором своих обязательств.

Транспортная накладная по форме, содержащейся в приложении N 4 к Правилам перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденным постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 N 272 (далее — Правила перевозок грузов), подтверждает заключение не договора транспортной экспедиции, а договора перевозки груза (п. 2 ст. 785 ГК РФ, п. 6 Правил перевозок грузов).

Из сказанного следует, что предоставлять клиенту транспортную накладную или ее копию экспедитор не обязан, если иное не предусмотрено договором транспортной экспедиции.

Полагаем, что для целей налогообложения прибыли правомерность учета расходов у клиента может быть подтверждена любыми документами, доказывающими реальность хозяйственных операций, производимых в рамках договора транспортной экспедиции, которые содержали бы указание на вид и характер груза, пункты погрузки и выгрузки, маршрут перевозки, наименование транспортных средств, которыми перевозится груз, подтверждали бы фактическое оказание услуг экспедитором и их принятие клиентом. К этим документам, помимо самого договора транспортной экспедиции, относится поручение экспедитору, экспедиторская расписка, акт об оказании услуг. Помимо перечисленных, это могут быть и документы, составление которых может быть предусмотрено договором транспортной экспедиции или дополнительным соглашением сторон: расчет стоимости услуг, отчет экспедитора, внутрифирменная накладная и т.п.

Этот вывод в целом подтверждается судебной практикой.

В постановлении ФАС Московского округа от 29.03.2011 N КА-А40/2115-11 суд отклонил доводы налогового органа о непредставлении клиентом по договору транспортной экспедиции копий документов, полученных от перевозчиков, копий договоров на перевозку груза, заключенных с третьими лицами, копий расчетных документов, а также документов, подтверждающих расходы экспедитора, осуществленные им в интересах клиента и подлежащие возмещению, указав на то, что данный перечень документов является подтверждением расходов экспедитора, понесенных им по исполнению договоров транспортной экспедиции, а не подтверждением правомерного отнесения клиентом на расходы по налогу на прибыль и вычет по НДС. Кроме того, как отметил суд, налоговое законодательство РФ не устанавливает факт осуществления расходов организации, оказывающей услуги, как необходимый фактор для принятия получателем услуг данных услуг в расходы по налогу на прибыль и вычетам по НДС.

К аналогичным выводам суды приходили и во многих других делах (постановления Шестого арбитражного апелляционного суда от 08.08.2011 N 06АП-2921/11, Девятого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2010 N 09АП-30256/2010 и от 16.12.2010 N 09АП-28260/2010).

В делах, в которых суды не поддерживали налогоплательщика по вопросу об отнесении на расходы суммы оплаты услуг экспедитора, их вывод в большинстве случаев основывался не на отсутствии транспортной (товарно-транспортной) накладной как таковом, а на отсутствии в иных представленных документах, в частности в подписанных сторонами актах об оказании услуг, информации, детализирующей оказанные услуги: о характере и объеме груза, транспортных средствах, грузополучателях, перевозчиках и т.д., в связи с чем суды, в частности, приходили к выводу о несоответствии содержания этих документов установленным законодательством требованиям к первичным учетным документам (постановления Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.05.2011 N 14АП-2585/11, ФАС Западно-Сибирского округа от 06.04.2011 N Ф04-794/11, Восьмого арбитражного апелляционного суда от 31.03.2010 N 08АП-1248/2010).

Учитывая изложенное выше, можно сделать вывод, что для правомерности учета клиентом расходов на оплату услуг экспедитора в целях налогообложения прибыли не обязательно наличие транспортных накладных или иных документов (либо их копий), оформленных перевозчиками или иными лицами, участвующими в перевозке груза (вне рамок взаимоотношений клиента и экспедитора), если информация, содержащаяся в документах, составленных сторонами договора транспортной экспедиции, детализирует оказанные экспедитором услуги, их стоимость и подтверждает реальность оказания услуг и их принятие клиентом.

Однако наличие арбитражной практики говорит о том, что непредставление экспедитором копий транспортных документов, подтверждающих перевозку груза, может привести клиента к спорам с налоговыми органами. Особенно если договор будет построен по схеме возмездного оказания услуг (цена договора будет определена в виде единой стоимости услуг экспедитора), а экспедитор будет привлекать для исполнения третьих лиц (письмо УФНС России по г. Москве от 01.11.2011 N 16-15/[email protected]).

Читайте так же:  Инвентаризация компьютеров

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Анисимова Валентина

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор Монако Ольга

14 февраля 2012 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Отчет экспедитора. Унифицированная форма N МХ-21

Тип документа: Отчет

Для того, чтобы сохранить образец этого документа себе на компьютер перейдите по ссылке для скачивания.

Размер файла документа: 6,6 кб

Бланк документа

Скачать образец документа

Унифицированная форма N МХ-21

Утверждена Постановлением Госкомстата России от 09.08.1999 N 66

  • Отчет: образцы (Полный перечень документов)
  • Поиск по фразе «Отчет» по всему сайту
  • «Отчет экспедитора. Унифицированная форма N МХ-21».doc
  • Скачано документов

Занесено в базу

Внесены исправления в

  • Договоры
  • Все документы

У нас на сайте каждый может бесплатно скачать образец интересующего договора или образца документа, база договоров пополняется регулярно. В нашей базе более 5000 договоров и документов различного характера. Если вами замечена неточность в любом договоре, либо невозможность функции “скачать” какого-либо договора, обратитесь по контактным данным. Приятного времяпровождения!

Сегодня и навсегда — загрузите документ в удобном формате! Уникальная возможность скачать любой документ в DOC и PDF абсолютно бесплатно. Многие документы в таких форматах есть только у нас. После скачивания файла нажмите «Спасибо», это помогает нам формировать рейтинг всех документов в базе.

Использование отчёта экспедитора (форма № МХ-21) в качестве первичного документа

Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 02.12.2018 2018-12-02

Статья просмотрена: 73 раза

Библиографическое описание:

Гончарова О. А. Использование отчёта экспедитора (форма № МХ-21) в качестве первичного документа // Молодой ученый. — 2018. — №48. — С. 391-393. — URL https://moluch.ru/archive/234/54325/ (дата обращения: 30.09.2019).

Первичным документом складской логистики является отчёт экспедитора, которому присвоен код по ОКУД 0335022. Данный документ необходим для документального подтверждения доставки экспедитором определенного груза или товара.

Заполненный водителем-экспедитором документ предоставляется бухгалтеру организации для дальнейшего формирования отчётов и бумаг внесением их в соответствующий реестр. В связи с тенденцией к слиянию логистических и торговых операций, отчёт экспедитора будет полезен при осуществлении доставки клиентам произведенных или купленных товаров с привлечением наёмных водителей. Оформление учёта данной операции требует документального подтверждения.

Существует унифицированная форма отчёта экспедитора № МХ-21, однако каждая организация вправе изменять, дополнять либо убирать отдельные поля и графы, с условием соблюдения учётной политики.

Благодаря Постановлению Министерства финансов РФ № ПЗ-10/2012 стало возможным подобное модифицирование первичной документации, упразднил обязательное поголовное применение форм учётных документов.

Отчет экспедитора размещается полностью на одной стороне листа (в особых случаях допускается печать на двух сторонах). При этом на оборотной стороне занимают место только подписи проверяющих лиц и печать организации.

Соответственно, экспедитор, заполняет документ с одной стороны, все проверяющие лица — с другой. Это удобно при проведении проверок, использовании данных и пр. В таблице 1 дан перечень необходимых для заполнения полей.

Обязательные реквизиты отчёта экспедитора

Название поля

Примечание

Согласно одному из постановлений Госкомстата, этой бумаге присвоен номер МХ-21. Именно так ее упоминают в официальных нормативах и прописываемых рекомендациях.

Коды по ОКУД, ОКПО, вид деятельности по ОКДП, вид совершаемой операции

Изначально занесены в бланк, располагаются справа в таблице

Полное наименование организации

При наличии указывается структурное подразделение

Дата составления документа

Даты доставки материальных ценностей

Водитель, осуществлявший грузоперевозки и сдающий отчёт в бухгалтерию.

Пример документа представлен на рис.1.

Рис. 1. Шапка отчёта экспедитора

В основном теле документа данные сгруппированы в виде таблицы с пронумерованными графами. В данных полях должна содержаться следующая информация:

‒ порядковый номер осуществляемой записи;

‒ номер и дата товарной накладной, которая была приложена к перевозимым ТМЦ;

‒ наименования товаров, подлежащих перевозке;

‒ единицы измерения товаров;

‒ количество товара в накладной;

‒ количество товаров, отгруженных клиенту;

‒ наименования, которые были возвращены обратно;

‒ выявленные отклонения в весе, возможные излишки и недостачи;

‒ потери в пределах норм естественной убыли (показатели, которые вписываются в нормативные характеристики);

‒ окончательный результат доставки (итоговое количество излишек или недостач).

При необходимости, количество столбцов в таблице может быть увеличено. Допускается печать документа на нескольких страницах, в случае точного перечисления всех наименований товарно-материальных ценностей.

Рис. 2. Основная часть отчёта экспедитора

После внесения в данных в таблицу необходимо заполнить следующие поля:

‒ подпись материально-ответственного лица, принявшего отчёт (с указанием должности и расшифровкой);

‒ подпись сотрудника, проверившего отчёт.

Причем последние две подписи сопровождаются указанием даты их постановки.

Видео (кликните для воспроизведения).

Каждое отдельно взятое предприятие вправе решать вопрос о том, в какой комплектности и сколько экземпляров отчёта должно быть. Во избежание путаницы, отчёт экспедитора распечатывают в единственном экземпляре, так как данные документы будут поступать в бухгалтерию достаточно часто. Большое количество компаний работает по схеме:1 рейс-1 отчет экспедитора. Такое взаимодействие является наиболее оптимальным вариантом для оптимизации действий бухгалтерии и службы доставки товарно-материальных ценностей. Документы подобного типа хранятся в архиве 5 лет.

Источники


  1. Василенко, А. И. Теория государства и права / А.И. Василенко, М.В. Максимов, Н.М. Чистяков. — М.: Книжный мир, 2007. — 384 c.

  2. Ваш домашний адвокат. Экстренная юридическая помощь. Советы Юриста. — М.: Мир книги, 2004. — 448 c.

  3. CD-ROM. Лекции для студентов. Юридические науки. Диск 3. — Москва: РГГУ, 2014. — 621 c.
  4. Рыжаков А. П. Защитник в уголовном процессе; Экзамен — М., 2013. — 480 c.
  5. CD-ROM. Лекции для студентов. Юридические науки. Диск 2. — Москва: РГГУ, 2016. — 451 c.
Отчет экспедитора (образец)
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here