Организация бухгалтерского учета в бюджетных организациях

Важный материал на тему: "Организация бухгалтерского учета в бюджетных организациях" с профессиональной точки зрения. Если возникнут вопросы, вы всегда их можете задать дежурному юристу.

ТЕМА 1. ОСНОВЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В БЮДЖЕТНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Н.Н. Балашова

Е.М. Егорова

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ

В БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Учебное пособие

Волгоград 2015

УДК 657

Балашова Н.Н.

Егорова Е.М.

Е20Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях: Учебное пособие / ФГБОУ ВО «Волгоградский ГАУ». Волгоград, 2015. 255 с.

Рассматриваются актуальные вопросы организации бухгалтерского учета в бюджетных организациях. Отражены особенности организации учета финансовых и нефинансовых активов, обязательств, а также финансового результата деятельности бюджетных учреждений. Освещаются вопросы санкционирования расходов бюджетов и формирования бухгалтерской отчетности. Приведены примеры.

Для подготовки бакалавров экономики, специалистов в области экономической безопасности, аспирантов, преподавателей, а также руководителей и специалистов бюджетных учреждений.

СОДЕРЖАНИЕ

ТЕМА 1.ОСНОВЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В БЮДЖЕТНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

1.1. Бюджетное учреждение: основные понятия, правовой статус

1.2. Из истории развития бюджетного учета

1.3. Правовое регулирование, принципы и задачи бухгалтерского учета в бюджетном учреждении

[1]

1.4. Организация бухгалтерского учета в бюджетном учреждении

1.5. Бюджетная классификация РФ — аналитическая основа бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях

1.6. Казначейская система исполнения бюджетов

ТЕМА 2.УЧЕТ НЕФИНАНСОВЫХ АКТИВОВ БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

2.1. Классификация нефинансовых активов

2.2. Учет основных средств

2.3. Учет нематериальных активов

2.4. Учет непроизведенных активов

2.5. Учет амортизации

2.6. Учет материальных запасов

2.7. Учет вложений в нефинансовые активы

2.8. Учет нефинансовых активов в пути

ТЕМА 3.УЧЕТ ФИНАНСОВЫХ АКТИВОВ БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

3.1. Классификация финансовых активов

3.2. Учет денежных средств учреждения

3.3. Учет финансовых вложений

3.4. Учет расчетов по доходам

3.5. Учет расчетов по выданным авансам

3.6. Учет расчетов по кредитам и займам

3.7. Учет расчетов с подотчетными лицами

3.8. Учет расчетов по ущербу имуществу

3.9. Учет прочих расчетов с дебиторами

3.10. Учет вложений в финансовые активы

ТЕМА 4.УЧЕТ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

4.1. Классификация обязательств

4.2. Учет расчетов с кредиторами по долговым обязательствам

4.3. Учет расчетов по принятым обязательствам

4.4. Учет расчетов по платежам в бюджеты

4.5. Учет прочих расчетов с кредиторами

ТЕМА 5. УЧЕТ ФИНАНСОВОГО РЕЗУЛЬТАТА

5.1. Учет доходов и расходов текущего финансового года

5.2. Учет финансового результата прошлых отчетных периодов

5.3.Учет доходов и расходов будущих периодов

ТЕМА 6. САНКЦИОНИРОВАНИЕ РАСХОДОВ БЮДЖЕТОВ

6.1. Основные этапы санкционирования расходов бюджетов

6.2. Учет санкционирования расходов бюджетов

ТЕМА 7. БУХГАЛТЕРСКАЯ ОТЧЕТНОСТЬ БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

7.1. Общие положения, значение и качественные характеристики отчетности

7.2. Состав бюджетной отчетности

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Главной задачей проводимой бюджетной реформы является создание новой модели управления государственными финансами.

Современная система управления государственными финансами (управление бюджетом) должна обеспечить прозрачность и стабильность бюджетных процессов, конкурентоспособность и высокое качество производимых товаров, выполняемых работ и услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, относящимися к государственному сектору, эффективность и рациональность всех бюджетных расходов.

В силу глобализации и интеграции мировой экономики, для российских государственных финансов необходимо в полной степени соответствовать лучшим мировым стандартам государственного управления.

Таким образом, очевидна необходимость сближения системы бюджетного учета в РФ, как одной из основных в структуре государственного управления, с коммерческим учетом, Международными стандартами финансовой отчетности в общественном секторе, разработанными Международной Федерацией Бухгалтеров и Руководством по статистике государственных финансов МВФ.

Современный бюджетный процесс должна сопровождать такая система бюджетного учета и отчетности, которая могла бы отслеживать не только правильность расходования бюджетных средств, но и результативность их использования по каждому бюджетному году и в целом при завершении бюджетных программ.

Подобная система учета даст возможность объективно оценивать активы и обязательства муниципальных образований, субъектов Российской Федерации и собственно Российской Федерации.

Именно на реализацию указанных требований к учету направлены разработанные в последнее время нормативно-законодательные акты, регулирующие бюджетный учет и определяющие его основные критерии (интеграция с бюджетной классификацией; объединение учета исполнения бюджета и учета в бюджетных, казенных и автономных учреждениях; использование метода начислений):

Приказ Минфина РФ от 6 декабря 2010 г. № 162н «Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению»;

Приказ Минфина РФ от 23 декабря 2010 г. № 183н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и Инструкции по его применению»;

Приказ Минфина РФ от 16 декабря 2010 г. N 174н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению»;

Приказ Минфина России от 28 декабря 2010 г. № 191н «Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации»;

Приказ Минфина России от 15 декабря 2010 г. № 173н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями и Методических указаний по их применению»;

Приказ Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению»;

Эти документы по бюджетному учету системно характеризуют все учетные объекты и совершаемые с ними операции.

С реформированием бюджетной системы национальная система бюджетного учета в Российской Федерации становится на один уровень с передовыми образцами систем бюджетного учета других стран. Это должно позволить формировать не только собственно бюджетную отчетность Российской Федерации, понятную внутренним пользователям, но и финансовую отчетность в общепринятом смысле этого слова, которая станет понятной широкому кругу внешних, в т.ч. международных, пользователей.

В учебном пособии приведены организационно-методические основы бухгалтерского учета в бюджетном учреждении; рассмотрены основные объекты бюджетного учета (финансовые и нефинансовые активы, обязательства, финансовый результат, включая доходы и расходы), операции, приводящие к изменению имущества, обязательств, финансового результата и чистых активов; операции по санкционированию расходов бюджетов; приведены примеры хозяйственных операций и корреспонденция счетов.

Пособие может быть использовано студентами вузов, изучающими бухгалтерский учет, и специалистами в области бюджетного учета.

ТЕМА 1. ОСНОВЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В БЮДЖЕТНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студента самое главное не сдать экзамен, а вовремя вспомнить про него. 9883 —

| 7432 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Читайте так же:  Приказ о назначении материально ответственного лица образец

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Ведение бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях

Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях значительно отличается от бухучета в коммерческих организациях. В нашей статье вы найдете общую информацию, которая поможет определить направления для дальнейшего изучения темы.

Особенности правового регулирования бухучета в бюджетных организациях на 2016 год

ФЗ «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ применим к бюджетным учреждениям. В нем отражены все основные принципы и правила ведения бухучета в нашей стране.

Специфическим НПА, регламентирующим бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях, является Единый план счетов (и инструкция к нему), утвержденный приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее — Единый план счетов). А единым он является для всех бюджетных структур, которые согласно п. 2 ст. 9.1 ФЗ «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ делятся:

Кроме того, для каждого вида этих организаций есть свой частный план счетов:

  • приказ Минфина России от 23.12.2010 № 183н применяется автономными;
  • приказ Минфина России от 16.12.2010 № 174н действует для бюджетных;
  • приказ Минфина России от 06.12.2010 № 162н разработан для казенных организаций.

В Указаниях о порядке применения бюджетной классификации, утвержденных приказом Минфина России от 01.07.2013 № 65н (далее — Указания), разъясняется порядок применения бюджетных кодов.

Инструкция о порядке составления и представления отчетности об исполнении бюджетов, утвержденная приказом Минфина России от 28.12.2010 № 191н, содержит формы отчетности и правила их заполнения.

Приказом Минфина России от 30.03.2015 № 52н утверждены формы первичных документов и регистров для бюджетных структур.

Кроме того, существует ряд правовых актов для отдельных отраслей и прочих частных НПА.

[2]

Организация и ведение бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях

Поскольку основные принципы, следовать которым требуется при организации бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях, изложены в законе № 402-ФЗ, общем для всех организаций, остановимся подробнее на структуре счетов и составлении проводок.

В основе учета у бюджетников лежит бюджетная классификация. Она необходима для сопоставимости показателей бюджетов различных уровней бюджетной системы РФ. На ее основе разработаны счета бухучета в бюджетных учреждениях.

[3]

В Указаниях приведена структура кодов для систематизации доходов (гл. II, табл. 1), расходов (гл. III, табл. 2) и источников (гл. IV, табл. 5). КБК состоит из 20 разрядов, номер счета бухучета — из 26 разрядов. С помощью разрядов 1–17 номера счета бюджетного бухучета кодируется классификационный признак поступлений и выбытий. Они соответствуют разрядам 4–20 КБК. На схеме ниже это показано наглядно.

Согласно п. 2.1 приказа № 174н бюджетные учреждения в разрядах 1–17 могут отражать 0. Разряды 18–26 используются в бухучете учреждения.

Ниже рассмотрена схема формирования номера счета бухучета в бюджетной организации, а также расшифрованы на примере коды разрядов. Подробную расшифровку разрядов также можно найти в п. 21 инструкции к плану счетов (приказ № 157н), а также таблице плана счетов для бюджетных учреждений и п. 2.1 инструкции к нему (приказ № 174н).

Номер разряда счета

Группа объекта учета

Вид объекта учета

Вид поступлений, выбытий объекта учета

Пример: счет 110535440 «Уменьшение стоимости мягкого инвентаря — иного движимого имущества учреждения»

За счет средств бюджета

Иное движимое имущество

План счетов состоит из 5 разделов. Первые 2 предназначены для учета активов — как в виде имущества, так и денежных средств, дебиторки и пр. Следующий раздел — для обязательств. В разделе 4 собраны счета для записи доходов, расходов, финансовых результатов.

В целом состав активов и обязательств похож на аналогичные статьи в коммерческих организациях, но имеются отличия как в составе счетов, так и в их учете. Подробности можно найти в инструкции к Единому плану счетов, перечень проводок — в плане счетов для бюджетных учреждений (приказ № 174н).

Подробнее об одном из разделов плана счетов читайте в статье «Нефинансовые активы в бюджетном учете — это…»

Раздел 5 «Санкционирование расходов» содержит набор счетов для отражения получения и использования ассигнований из бюджета, лимитов обязательств, предоставляемых распорядителями бюджетов, плановых доходов и расходов. То есть, получив от вышестоящих инстанций уведомления на текущий год о лимитах на приобретение, например, материалов, учреждение отражает это на счетах учета. Отражение находит и использование этих лимитов.

Проводки со счетами раздела «Санкционирование расходов» содержатся в пп. 167–180 плана счетов для бюджетных учреждений (приказ № 174н). Проводки по санкционированию расходов записываются между счетами этого раздела.

Бюджетные учреждения и налогообложение

Бюджетные учреждения также являются налогоплательщиками. Они могут подпадать под налогообложение любым налогом. Налог на добавленную стоимость уплачивается при ведении деятельности, приносящей доход. Однако согласно ст. 149 НК РФ существуют необлагаемые виды операций, например некоторые медицинские и образовательные услуги.

Налог на прибыль в некоторых случаях должен быть исчислен, даже если учреждение не ведет коммерческую деятельность. Например, при безвозмездном получении имущества. Также в ст. 251 НК РФ содержатся виды необлагаемых доходов, применимые к бюджетным учреждениям.

Бюджетные учреждения уплачивают страховые взносы, являются агентами по НДФЛ, вносят налог на имущество, а также прочие платежи в бюджет РФ, если подпадают под определение плательщика.

Качество организации и ведения бухучета зависит от работы бухгалтера, который должен знать, чего от него ждет руководитель.

О том, как составить должностную инструкцию для данного ответственного лица, читайте в статье «Должностная инструкция бухгалтера бюджетного учреждения — образец 2015».

Учет в бюджетных структурах подчиняется Бюджетному кодексу РФ и строго регламентирован. Бюджетная система страны подразумевает использование специальных кодов, знать которые необходимо и бухгалтерам бюджетных структур, поскольку они задействуются непосредственно при составлении рутинных проводок.

Бюджетные учреждения ведут не только бухгалтерский, но и налоговый учет, соблюдают порядок оформления законодательно утвержденных форм первичных документов и сдают отчетность.

Организация бухгалтерского учета в бюджетном учреждении (Волчкова М.)

Дата размещения статьи: 25.06.2015

Бухгалтерский учет — это упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций (начиная с даты государственной регистрации учреждения и заканчивая датой прекращения деятельности в результате реорганизации или ликвидации). Согласно нормам ст. 6 Закона о бухгалтерском учете бюджетное учреждение, являясь экономическим субъектом, обязано вести бухгалтерский учет в соответствии с данным Законом. В статье автор рассматривает вопросы организации бухгалтерского учета в бюджетном учреждении.

Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

При организации бухгалтерского учета в бюджетном учреждении следует руководствоваться следующими документами:

Читайте так же:  Сдача бухгалтерской отчетности

— Законом о бухгалтерском учете;

— Инструкцией по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее — Инструкция N 157н);

— Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденной Приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н (далее — Инструкция N 174н).

Общие нормы организации бухгалтерского учета установлены ст. 7 Закона о бухгалтерском учете. Из положений этой статьи следует, что ведение бухгалтерского учета и хранение документов бухгалтерского учета организуются руководителем экономического субъекта.

От редакции. О порядке организации хранения и передачи для архивного хранения документов, образующихся в результате деятельности бухгалтерий бюджетных учреждений, читайте в статье А. Гусева «Хранение (сохранность) и передача бухгалтерских документов в архив» на с. 50 нашего журнала.

Возложение обязанностей по ведению бухгалтерского учета на главного бухгалтера

Руководитель бюджетного учреждения, опираясь на нормы ст. 7 Закона о бухгалтерском учете, возлагает обязанности по ведению бухгалтерского учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо. По мнению департамента бюджетной методологии Минфина России, изложенному в Письме от 18.12.2013 N 02-06-010-54151, под должностным лицом понимается лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления (по аналогии с толкованием понятия должностного лица в ст. 2.4 КоАП РФ).

Для работников государственного сектора квалификационные требования к главному бухгалтеру и иному должностному лицу, на которое возлагается ведение бухгалтерского учета, устанавливаются Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденным Постановлением Минтруда России от 21.08.1998 N 37. Из названных квалификационных справочников следует, что в должностные обязанности главного бухгалтера, в частности, входит:

— организация работы по постановке и ведению бухгалтерского учета в целях получения заинтересованными внутренними и внешними пользователями полной и достоверной информации о ее финансово-хозяйственной деятельности и финансовом положении;

— формирование в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете учетной политики исходя из специфики условий хозяйствования, структуры, размеров, отраслевой принадлежности и других особенностей деятельности организации, позволяющей своевременно получать информацию для планирования, анализа, контроля, оценки финансового положения и результатов деятельности организации.

Возложение на главного бухгалтера обязанностей по ведению бухгалтерского учета может осуществляться посредством разработки должностной инструкции, содержащаяся в которой информация должна отвечать квалификационным требованиям. Должностная инструкция является внутренним организационно-распорядительным документом, содержащим конкретный перечень должностных обязанностей работника с учетом особенностей организации производства, труда и управления, а также его прав и ответственности. При этом она может быть приложением к трудовому договору (Письмо Роструда от 30.11.2009 N 3520-6-1). Должностная инструкция разрабатывается, как правило, на основе квалификационных характеристик, содержащихся в квалификационных справочниках.

При отсутствии в учреждении должностных инструкций, в том числе должностной инструкции главного бухгалтера, возложение на главного бухгалтера обязанности по ведению бухгалтерского учета на время разработки должностных инструкций может быть произведено посредством приказа руководителя.

Разрешение разногласий между руководителем учреждения и главным бухгалтером

Согласно нормам п. 8 ст. 7 Закона о бухгалтерском учете в случае возникновения разногласий в отношении ведения бухгалтерского учета между руководителем учреждения и главным бухгалтером или иным должностным лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, либо лицом, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета:

1) данные, содержащиеся в первичном учетном документе, принимаются (не принимаются) главным бухгалтером или иным должностным лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, либо лицом, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, к регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учета по письменному распоряжению руководителя экономического субъекта, который единолично несет ответственность за созданную в результате этого информацию;

2) объект бухгалтерского учета отражается (не отражается) главным бухгалтером или иным должностным лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, либо лицом, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, в бухгалтерской (финансовой) отчетности на основании письменного распоряжения руководителя экономического субъекта, который единолично несет ответственность за достоверность представления финансового положения экономического субъекта на отчетную дату, финансового результата его деятельности и движения денежных средств за отчетный период. Аналогичная норма содержится в п. 8 Инструкции N 157н.

Видео (кликните для воспроизведения).

Передача полномочий по ведению бухгалтерского учета сторонней организации (централизованной бухгалтерии)

Минфин России в своем Письме от 18.12.2013 N 02-06-010-54151 обращает внимание на то, что иногда может возникнуть ситуация, когда в функциях должностного лица одновременно объединяются функции внутреннего и внешнего финансового контроля и функции ведения учета, при этом возникает конфликт интересов. С одной стороны, работник обязан выполнять контрольные функции, с другой — вести бухгалтерский учет — в таком случае ведение контрольной функции невозможно. При возникновении подобной ситуации целесообразно ведение бухгалтерского учета передать сторонней организации.

Возможность ведения бухгалтерского учета сторонней организацией (централизованной бухгалтерией) установлена п. 3 ст. 7 Закона о бухгалтерском учете, п. 5 Инструкции N 157н. При передаче руководителем учреждения при наличии у него таких полномочий, отраженных в уставе, ведения бухгалтерского учета по договору или соглашению другому учреждению, организации (централизованной бухгалтерии), в том числе на платной основе, заключается соответствующий договор. В нем следует предусмотреть ответственность организации (централизованной бухгалтерии), осуществляющей ведение учета, за невыполнение требований законодательства РФ по ведению бухгалтерского учета, а также неполную и (или) несвоевременную уплату налогов (обязательных сборов, платежей) в бюджеты бюджетной системы РФ, несвоевременный и (или) неправильный расчет вознаграждений работникам учреждения и иные нарушения порядка организации и ведения бухгалтерского учета (Письмо Минфина России от 01.04.2011 N 02-06-10/1205).

Обратите внимание! Согласно положениям законодательства РФ ответственность за организацию хранения учетных документов, регистров бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, своевременное предоставление учредителю, иным внешним пользователям бухгалтерской отчетности, в том числе органам, осуществляющим контроль в соответствии с законодательством РФ, судам и прокуратуре, полной, достоверной информации о наличии муниципального имущества и обязательств учреждения, а также о результатах его деятельности несет руководитель учреждения независимо от того, осуществляется ведение бухгалтерского учета самим учреждением или передано иному учреждению, организации (централизованной бухгалтерии) (Письмо Минфина России от 01.04.2011 N 02-06-10/1205).

Общие требования к ведению бухгалтерского учета

Общие нормы ведения бухгалтерского учета в бюджетном учреждении установлены п. 3 Инструкции N 157н. Из норм данного пункта следует, что:

— бухгалтерский учет государственного (муниципального) имущества, обязательств, операций, их изменяющих (фактов хозяйственной деятельности), финансовых результатов осуществляется методом двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета, включенных в рабочий план счетов субъекта учета;

— бухгалтерский учет ведется методом начисления, согласно которому результаты операций признаются по факту их совершения, независимо от того, когда получены или выплачены денежные средства (или их эквиваленты) при расчетах, связанных с осуществлением указанных операций;

Читайте так же:  Что такое рсбу в бухгалтерии

— бухгалтерский учет ведется непрерывно исходя из предположения, что субъект учета будет осуществлять свою деятельность в обозримом будущем;

— информация в денежном выражении о состоянии активов и обязательств, об операциях, их изменяющих, и финансовых результатах указанных операций (доходах, расходах), отражаемая на соответствующих счетах рабочего плана счетов субъекта учета, должна быть полной, с учетом существенности;

— информация об имуществе, обязательствах и операциях, их изменяющих, а также о результатах исполнения бюджета и (или) хозяйственной деятельности субъекта учета, формируется субъектом учета на соответствующих счетах бухгалтерского учета с обеспечением аналитического учета (аналитики), в объеме показателей, предусмотренных для представления внешним пользователям (опубликования в средствах массовой информации) согласно законодательству РФ;

— данные бухгалтерского учета и сформированная на их основе отчетность учреждений должны быть сопоставимы у государственного (муниципального) учреждения вне зависимости от его типа, в том числе за различные финансовые (отчетные) периоды его деятельности;

— рабочий план счетов субъекта учета, а также требования к структуре аналитического учета, утвержденные в рамках формирования учетной политики субъектом учета, применяются непрерывно и изменяются при условии обеспечения сопоставимости показателей бухгалтерского учета и отчетности за отчетный, текущий и очередной финансовый годы (очередной финансовый год и плановый период);

— в бухгалтерском учете подлежит отражению информация, не содержащая существенных ошибок и искажений, позволяющая ее пользователям положиться на нее, как на правдивую. В целях применения Инструкции N 157н существенной информацией признается информация, пропуск или искажение которой может повлиять на экономическое решение учредителей учреждения (пользователей информации), принятое на основании данных бухгалтерского учета и (или) бухгалтерской отчетности субъекта учета;

— имущество, являющееся собственностью учредителя государственного (муниципального) учреждения, учитывается учреждением обособленно от иного имущества, находящегося у данного учреждения в пользовании (управлении, на хранении);

— обязательства, по которым учреждение отвечает имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, а также указанное имущество учитываются в бухгалтерском учете учреждений обособленно от иных объектов учета.

Для выполнения общих требований к ведению бухгалтерского учета, установленных п. 3 Инструкции N 157н, лицу, ответственному за ведение бухгалтерского учета, следует выполнить ряд мероприятий:

1. Разработать учетную политику. Она формируется исходя из особенностей структуры учреждения, его отраслевых и иных особенностей деятельности и выполняемых им в соответствии с законодательством РФ полномочий (п. 6 Инструкции N 157н). В состав учетной политики включаются:

а) рабочий план счетов бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, содержащий применяемые счета бухгалтерского учета для ведения синтетического и аналитического учета;

б) методы оценки отдельных видов имущества и обязательств;

в) порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств;

г) правила документооборота и технология обработки учетной информации, в том числе порядок и сроки передачи первичных (сводных) учетных документов в соответствии с утвержденным графиком документооборота для отражения в бухгалтерском учете;

д) формы первичных (сводных) учетных документов, применяемых для отражения фактов хозяйственной жизни, по которым законодательством РФ не установлены обязательные для их отражения формы документов. При этом утвержденные субъектом учета формы документов должны содержать обязательные реквизиты первичного учетного документа, предусмотренные указанной Инструкцией;

е) порядок организации и обеспечения (осуществления) субъектом учета внутреннего финансового контроля;

ж) иные решения, необходимые для организации и ведения бухгалтерского учета.

2. Составить план (график) документооборота. Пример графика документооборота приведем ниже.

Бюджетный учет: чем бухучет «бюджетников» отличается от «коммерческого» бухучета

Случаи, когда бухгалтер, меняя работу, переходит из коммерческой структуры в бюджетное учреждение и наоборот, не так уж редки. В такой ситуации ему необходимо помнить, что бухгалтерский учет в обеих сферах хоть и опирается на общие понятия и принципы, однако имеет значительные различия. О том, в чем именно заключаются эти различия, рассказывает Юлия Вольхина, руководитель проекта «Контур-Бухгалтерия Бюджет» компании СКБ Контур. Данная статья открывает цикл материалов «БухОнлайна», которые будут посвящены особенностям бюджетного учета.

Правовой статус организации

Гражданский кодекс делит организации на коммерческие и некоммерческие. Основная цель коммерческих организаций — получение прибыли. Соответственно, некоммерческими называются организации, для которых прибыль не является самоцелью. К ним, в частности, относятся государственные и муниципальные учреждения (п. 8 ч. 3 ст. 50 ГК РФ). В роли учредителей таких организаций могут выступать как федеральные ведомства, так и органы субъектов федерации и муниципальных образований.

Государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным учреждением (ст. 123.22 ГК РФ). Помимо «уставного» вида деятельности организация-бюджетник может вести иную работу, только если она не противоречит целям ее создания. Дополнение обязательно должно быть прописано в уставных документах.

Какими нормативными правовыми актами регулируется учет

В вопросах бухгалтерского учета и бюджетные учреждения, и коммерческие организации руководствуются одним и тем же законом — Федеральным законом от 06.12.11 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Однако для каждой сферы разработаны дополнительные нормативные правовые акты. Бюджетники также в работе используют инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета и отдельные — для каждого типа государственных (муниципальных) учреждений: казенных, бюджетных или автономных. Для коммерческих структур нормативную базу дополняют положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, утвержденные Минфином России.

Основные регламентирующие бухучет документы

Базовый нормативный правовой акт

Закон № 402-ФЗ от 06.12.11 «О бухгалтерском учете»

Приказ Минфина России от 31.10.2000 № 94н «Об утверждении плана счетов финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции к его применению»

Приказ Минфина России от 02.07.10 № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организации»

Государственные (муниципальные) учреждения

Приказ Минфина России от 01.12.10 № 157н «Об утверждении единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, государственных и внебюджетных фондов, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и инструкции по его применению»

Приказ Минфина России от 29.12.10 № 191н «Об утверждении инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации»;

приказ Минфина России от 25.03.11 № 33н «Об утверждении инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений»

Обязательства бюджетной организации

Начиная работу в бюджетной сфере, бухгалтер обязательно столкнется со спецификой, касающейся имущественных и финансовых обязательств:

  • государственное (муниципальное) задание выполняется учреждением за счет субсидий из соответствующего уровня бюджета Российской Федерации;
  • имущество закрепляется за учреждением на праве оперативного управления;
  • земельный участок предоставляется бюджетному учреждению на праве постоянного (бессрочного) пользования;
  • собственником имущества является Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование;
  • бюджетное учреждение не может отвечать по обязательствам собственников имущества;
  • учреждение не имеет права распоряжаться недвижимым и особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным за счет выделенных собственником средств и пр.
Читайте так же:  Как принять на работу иностранца

Эти и другие положения установлены статьей 9 Федерального закона «О некоммерческих организациях» № 7-ФЗ от 12.01.96.

Чем отличаются «коммерческие» и «бюджетные» планы счетов бухучета

В самом бухучете организаций разных форм собственности отличия начинаются с плана счетов. Общей остается суть счетов — учет основных средств и материальных запасов, расчеты с поставщиками, заказчиками, подотчетными лицами и пр. При этом номера и названия счетов не совпадают: счет 10 «Материалы» — в коммерческих и счета 105XX «Материальные запасы» — в бюджетном бухучете.

Бюджетный план счетов таит в себе наибольшие сложности для неопытного бухгалтера. Связаны они с необходимостью контролировать целевое использование выделенных средств. Если в коммерческой организации счет включает в себя всего два разряда, то счета бюджетного учреждения состоят из 26 разрядов. Используется специальная бюджетная классификация.

Итак, в номере счета бюджетного учреждения первые 17 разрядов указывают на аналитический код по классификационному признаку поступлений и выбытий средств. 18-й разряд обозначает код одного из видов финансового обеспечения: приносящая доход деятельность, средства во временном распоряжении, субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания и пр. Следующие разряды содержат:

  • 19–21-й — код синтетического счета Плана счетов бухгалтерского (бюджетного) учета;
  • 22-й и 23-й — код аналитического счета Плана счетов бухгалтерского (бюджетного) учета;
  • 24–26-й — аналитический код вида поступлений, выбытий объекта учета.

Объем отчетности и сроки ее представления

Бухгалтеру, пришедшему в бюджет из коммерческой сферы, придется столкнуться с увеличением объема отчетности в контролирующие органы. Это продиктовано разными принципами деятельности бюджетных и коммерческих структур и соответствующими особенностями правового регулирования.

Если коммерческая организация сдает бухгалтерскую отчетность 1 раз в год, то государственное (муниципальное) учреждение следует специальному графику, который составлен и утвержден Минфином России и соответствующими финансовыми органами. Согласно инструкции и в зависимости от типа организации, бюджетники сдают отчеты:

  • ежемесячно (около 1–5 форм),
  • поквартально (около 5–10 форм),
  • раз в год (от 10 до 30 форм).

Коммерческая организация представляет годовую отчетность в налоговую инспекцию не позже 31 марта года, следующего за отчетным. Эта отчетность состоит из баланса, отчета о финансовых результатах и приложений к ним.

Бюджетники готовят гораздо больше форм. Так, получатели бюджетных средств сдают баланс главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (форма 0503130, приказ № 191н).

Также бюджетные и автономные учреждения (приказ № 33н) представляют:

  • баланс государственного (муниципального) учреждения (форма 0503730);
  • отчет об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737);
  • отчет о финансовых результатах деятельности учреждения (форма 0503721);
  • сведения по дебиторской и кредиторской задолженности учреждения (форма 0503769);
  • сведения об остатках денежных средств учреждения (форма 0503779).

Отчетность бюджетного учреждения напрямую зависит от того, из каких источников осуществляется финансирование его деятельности. Это могут быть субсидии на государственное (муниципальное) задание, собственные доходы учреждения, средства во временном распоряжении, средства по обязательному медицинскому страхованию и пр. Как и коммерческие компании, бюджетники обязаны представлять баланс учреждения и ряд других форм в территориальную налоговую инспекцию не позднее 31 марта года, следующего за отчетным. Но помимо этого они обязаны в установленный срок представлять бухгалтерскую отчетность своему учредителю.

Структура баланса

На первый взгляд, балансы коммерческой и бюджетной организаций схожи — оба имеют в своем составе актив и пассив, которые разделены на несколько частей. Однако при внимательном рассмотрении опытный бухгалтер обнаружит существенные различия. Например, бюджетное учреждение обязано отдельно указывать операции с целевыми средствами, собственными доходами, средствами во временном распоряжении. Если в балансе бюджетного учреждения бухгалтер отражает данные за отчетный и предшествующий год, то в работе с коммерческим учетом готовить баланс придется за отчетный год и два предыдущих.

У коммерческой структуры актив делится на внеоборотные и оборотные активы, кругооборот средств составляет основу актива коммерческого баланса. У бюджетников две составляющие: финансовые и нефинансовые активы, а средства делятся на те, что выражены в денежном эквиваленте, и те, что имеют материально-вещественную форму. Пассив баланса в коммерческой структуре содержит указание на собственные и привлеченные средства. Последние делятся на долгосрочные и краткосрочные обязательства. Для баланса бюджетного учреждения важно отразить виды расчетов вне зависимости от срока их погашения.

Вместо заключения

Различия между бюджетным бухгалтерским учетом и коммерческим встречаются на любом уровне, будь то объекты учета, обязательства, план счетов или структура отчетности. Они обусловлены прежде всего целью, с которой создается организация, и особенностями ее финансирования. Поэтому бухгалтеру, который решил сменить сферу деятельности и перейти в бюджетную организацию, стоит порекомендовать пользоваться специализированной программой для ведения бюджетного учета. Это позволит ему быстрее разобраться в различиях и легче освоить бухучет в новой сфере.

Основные организации бухгалтерского учёта в бюджетных учреждениях (стр. 1 из 5)

Основные организации бухгалтерского учёта в бюджетных учреждениях

К специфическим особенностям бюджетного учёта необходимо отнести:

1)контроль выполнения сметы расходов;

2)раздельный учёт кассовых и фактических расходов;

3)организацию учёта в разрезе статей бюджетной классификации;

4)строгое соответствие учёта и отчётности ,требованиям нормативных документов;

5)отраслевую специфику учёта в организациях культуры ,науки, образования, органов здравоохранения и т.д .

Особенностью бухгалтерского учёта в организациях непроизводственной сферы определяется законодательством «О бюджетных устройствах и о бюджетном процессе Украины», инструкциями бухгалтерского учёта, в учреждениях и организациях ,которые финансируются в государственных и местных бюджетах, другими нормативными документами, Министерством Финансов Украины, Государственным Казначейством Украины.

Сохранение и развитие учреждений бюджетной сферы требует повышения отдачи финансовых ресурсов ,материальных и трудовых ресурсов ,которые выполняются в взаимосвязи выделенных из бюджета средств с результатами их использования.

С целью привлечения дополнительных финансовых средств для развития отраслей непроизводственной сферы, государство предусмотрело целую систему налоговых льгот юридическим и физическим лицам, в том числе иностранных, которые вкладывают средства в развитие названных учреждений .Это ещё один дополнительный источник финансирования деятельности непроизводственной сферы.

Важную роль в внедрении в глубь этих мероприятий принадлежит рациональной организации бухгалтерского учёта отчётности и анализа хозяйственной деятельности учреждений бюджетной сферы. Контрольные функции учёта должны быть непосредственно связаны со всей учётной работой- оформлением и приёмом документов. Контроль должен предусматривать в первую очередь, порядок проверки:

1)Выполнение постановления ,распоряжений государственных органов и высших организаций;

2)Соблюдение установленных нормативных расходов;

3)Соблюдение сроков платежей;

4)Правильность и своевременность принятия и отпусков товарно-материальных ценностей;

5)Правильность затрат фонда оплаты труда;

6)Соблюдение установленных штатов, дополнительных окладов, смет расходов;

7)Сохранение имущества товарно-материальных ценностей ,денежных средств ,в местах их хранения использования;

Читайте так же:  Декларация енвд за 2 квартал образец

8)Правильность осуществляемых во время учёта расходов.

Основными нормативными документами в соответствии с которыми организовывается учёт в бюджетных учреждениях Украины- новый план

счетов бухгалтерского учёта и порядок его применения, новая бюджетная классификации расходов, инструкция про корреспонденцию счетов бухгалтерского учёта, для отображения основных хозяйственных операций в бюджетных учреждениях ,инструкция про формы мемориальных ордеров бюджетных учреждений и порядок их составления, инструкция по учёту запасов бюджетных учреждений и др.

Существуют две организационные формы учёта в бюджетных учреждениях:

1)Бухгалтерия отдельных учреждений;

2)Централизованные бухгалтерии, наиболее распространённая форма организации учёта в бюджетных учреждениях.

История развития бюджетного учёта и организация бюджетного учёта выполнения бюджета

В становлении и развитии бюджетного учёта советского периода, можно выделить такие этапы:

1этап 1917-1938г. Бюджетный учёт ведётся в соответствии с простой системой с учётом трёх планов счетов:

а) для учёта операций по выполнению сметы расходов по бюджету;

б) для учёта операций с внебюджетными средствами;

в) для учёта операций в неуставных подсобных хозяйствах

2этап 1939-1955г. Внедряется двойная система ввода, таким образом была создана Единая система бюджетного учёта.

3 этап 1955-1987г. Впервые в СССР в 1955г. Утверждается Министерством Финансов Украины «Положение о бухгалтерской отчётности и балансе в учреждениях и организациях» находящимся на государственном бюджете СССР. Для учреждений, которые ведут учёт по двойной системе утверждён Единый план счетов, они стали составлять единый баланс с использованием сметы расходов, в 1958г. Министерство Финансов утверждает «Методологические указания о бухгалтерском учёте в централизованных бухгалтериях бюджетных учреждений. Позднее были разработаны учётные регистры для машинной обработки учётной информации.

4этап 1986-1999г. Охватывает единые последние советские и первые постсоветские времена. Развитие бюджетного учёта характеризовалось:

1)централизацией и децентрализацией учёта;

2)широкое использование современных вычислительных машин для обработки учётной и экономической информации;

3)перевод бюджетных учреждений на двойную систему учёта;

4)принудительной переработкой нормативных актов по организации бухгалтерского учёта в бюджетных учреждениях;

5)учётом показателей коммерческой деятельности бюджетных учреждений и внебюджетных источников их финансирования;

6)учётом финансовой и планово-экономической работы в централизованных бухгалтериях;

7)обновление учреждений Государственного казначейства.

С 2000г. Начинается новый период в развитии бюджетного учёта, который определяется:

1)внедрением нового плана счетов бухгалтерского учёта бюджетных учреждений;

2)внедрением новых учётных регистров и форм отчётности;

3)строительством баланса по принципу «непо».

История развития бюджетного учёта тесно связана с историей органов казначейства.

Для обеспечения полного и своевременного поступления доходов и использование бюджетных средств по целевому назначению, необходимо правильная организация бухгалтерского учёта выполнения бюджета.

Бюджетный учёт- это бухгалтерский учёт в выполнении бюджета и смет бюджетных учреждений.

Объекты бухгалтерского учёта:

1.доходы и расходы бюджета;

2.денежная наличность в банках;

3.средства в расчётах между бюджетами;

4.фонды и резервы , которые создаются в процессе выполнения бюджета

5.материальные ценности бюджетных учреждений.

Бюджетный учёт содействует рациональному использованию распределения национального дохода на цели расширении, создания и достижения на поддержку необходимых пропорций в развитии отдельных отраслей народного хозяйства, точному выполнению утверждённого бюджета.

Задания бухгалтерского учёта :

1.точное выполнение утверждённого бюджета;

2.соблюдение финансово-бюджетной дисциплины и строгого режима в экономике расходования бюджетных средств.

3.охрана имущества, государственной собственности;

4.мобилизация средств в бюджет и выявление дополнительных доходов.

Бюджетный учёт ведётся в соответствии с действующим законодательством, непосредственно учёт выполнения бюджета возложена на ГКУ и МФУ. Единая система ГКУ состоит из ГУ (Главного управления) ГКУ и подчинённых ему – территориальных органов «ГК АРК ГК, ГК областей»

В состав областных органов ГКУ входят районные и межрайонные отделения ГКУ.

Бухгалтерский учёт в бюджетных учреждениях обеспечивает отображение всех операций связанных с использованием смет расходов, специальных средств и обобщение данных учёта и отчётности необходимых для оперативного управления анализа, контроль за целевым использование средств на основании смет. С этой целью ведётся учёт:

1.Кредитов(ассигнований) и расходов бюджетный средств ;

2.Поступления и расходы специальных(вне бюджетных средств);

3.Сохранение и эффективность использования денежных средств, материальных ценностей, оборудования, медикаментов и др.

4.Расчёты с кредиторами(дебиторами) в том числе и оплаты труда

Бухгалтерский учёт осуществляет выполнение смет доходов и расходов в бюджетных учреждениях, ведётся по двойной записи, при помощи мемориально-ордерного, журнально-ордерного, или компьютерной формы учёта.

Бухгалтерский учёт осуществляет выполнение смет расходов с бюджета и специальных средств, а также другие, в бюджетных учреждениях ведётся на единому балансу и по единому плану счетов.

За соблюдением правил бюджетной дисциплины и правильную организацию бухгалтерского учёта в бюджетных учреждениях, ответственность несут руководитель учреждения и главный бухгалтер. Главный бухгалтер должен согласно З.У «Про бухгалтерский учёт и финансовую отчётности в Украине» Бюджетная классификация. Построение и роль предназначения расходов.

Правильность учёта доходов и расходов бюджета обеспечивается Единой системой бюджетного учёта в основу, которой положена бюджетная классификация, введенная в действие ВРУ «Про структуру бюджетной классификации Украины» от 12.07.96г.№ 327/96- ВР с 1 января 1998г., а также приказом МФУ «Про предложение новой бюджетной классификации» от 13.1297г. с изменениями и дополнениями.

Бюджетная классификация имеет организационное и правое значение.

Правовое значение данной классификации в том ,что все показатели доходов и расходов предусмотрено в бюджете и указанно в соответствии с подразделением классификации, являются финансовыми планами ,обязательствами для выполнения на всех уровнях управления.

Бюджетная классификация предусматривает отдельную классификацию доходов бюджета и отдельно классификацию расходов бюджетных средств. В соответствии со статьями 8-12 бюджетного кодекса составляющими бюджетной классификации является:

1)классификация доходов бюджета;

2) классификация расходов бюджета;

3) классификация финансирования бюджета;

4) классификация долга.

Видео (кликните для воспроизведения).

Классификация доходов подразделяется на группы, подгруппы, статьи, подстатьи. Все доходы подразделяются на налоговые, неналоговые, доходы от операций с капиталом, безвозвратные начисления (трансферты).

Источники


  1. Карсетская, Е. В. Проверка трудовой инспекции. Практические рекомендации для работадателя / Е.В. Карсетская. — М.: АйСи Групп, 2016. — 168 c.

  2. Маранц, Ю. В. Постатейный комментарий к Федеральному закону «О судебной системе Российской Федерации» / Ю.В. Маранц. — М.: Юстицинформ, 2014. — 120 c.

  3. Венгеров, А. Б. Теория государства и права / А.Б. Венгеров. — М.: Омега-Л, 2012. — 608 c.
  4. Ивакина, Н.Н. Основы судебного красноречия (риторика для юристов) / Н.Н. Ивакина. — М.: ЮРИСТЪ, 2018. — 384 c.
  5. Семенова, Анастасия Дом — зеркало судьбы. Как приворожить удачу для всей семьи; СПб: Невский проспект, 2013. — 157 c.
Организация бухгалтерского учета в бюджетных организациях
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here