Общественный контроль за охраной труда на предприятии

Важный материал на тему: "Общественный контроль за охраной труда на предприятии" с профессиональной точки зрения. Если возникнут вопросы, вы всегда их можете задать дежурному юристу.

Ведомственный и общественный контроль

Вернуться назад на Ведомственный контроль

Целью контроля за состоянием условий и охраны труда является предупреждение производственного травматизма, профзаболеваемости посредством осуществления комплекса мероприятий.

Организация должна устанавливать и своевременно корректировать методы периодической оценки соответствия состояния охраны труда действующему законодательству (государственным нормативным требованиям охраны труда), разрабатывать и обеспечивать функционирование процессов регулярного слежения, измерения и регистрации результативности операций, способных воздействовать на условия труда.

Ведомственный контроль. Осуществляется вышестоящей организацией:

— при проведении комплексных проверок подведомственных организаций;
— при проведении целевых проверок состояния условий и охраны труда в подведомственных организациях;
— по заявлениям работников подведомственных организаций.

Общественный контроль. В соответствии со статьей 370 ТК РФ профессиональные союзы имеют право на осуществление контроля за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением ими условий коллективных договоров, соглашений.

Работодатели обязаны в недельный срок со дня получения требования об устранении выявленных нарушений сообщить в соответствующий профсоюзный орган о результатах рассмотрения данного требования и принятых мерах.

Профсоюзные инспекторы труда, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов имеют право:

Для обеспечения общественного контроля за соблюдением законных прав и интересов работников в сфере охраны труда во всех структурных подразделения организации избираются уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессионального союза или трудового коллектива.

Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов имеют право беспрепятственно проверять соблюдение требований охраны труда и вносить обязательные для рассмотрения должностными лицами организаций, работодателями — индивидуальными предпринимателями предложения об устранении выявленных нарушений требований охраны труда.

На основании рекомендаций Минздравсоцразвития РФ организации могут разрабатывать положения об уполномоченных, учитывающие специфику форм собственности и хозяйственной деятельности.

При организации общественного контроля за охраной труда в организации необходимо принимать во внимание, что успешное выполнение уполномоченными поставленных задач и функций возможно при условии оказания им необходимой помощи и поддержки со стороны администрации организации, профсоюзных и иных уполномоченных работниками представительных органов, органов государственного контроля и надзора, инспекции профсоюзов.

Институт уполномоченных создается для организации общественного контроля за соблюдением законных прав и интересов работников в области охраны труда на предприятиях и в организациях всех форм собственности независимо от сферы их хозяйственной деятельности, ведомственной подчиненности и численности работников.

В зависимости от конкретных условий производства в структурном подразделении может быть избрано несколько уполномоченных. Численность, порядок их избрания и срок полномочий могут быть оговорены в коллективном договоре или ином другом совместном решении работодателя и представительного органа работников. Выборы уполномоченных рекомендуется проводить на общем собрании трудового коллектива на срок не менее 2-х лет. Не рекомендуется избирать уполномоченными работников, которые по занимаемой должности несут ответственность за состояние охраны труда в организации.

Уполномоченные входят, как правило, в состав комитета (комиссии) по охране труда организации. Уполномоченные организуют свою работу во взаимодействии с руководителями участков (подразделений), выборными профсоюзными органами или иными уполномоченными работниками представительными органами, со службой (специалистом) охраны труда и другими службами организации, с государственными органами надзора за охраной труда и инспекцией профсоюзов.

Уполномоченные периодически отчитываются на общем собрании коллектива, избравшего их, и могут быть отозваны до истечения срока действия их полномочий по решению избравшего их органа, если они не выполняют возложенных функций или не проявляют необходимой требовательности по защите прав работников на охрану труда.

Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов должны пройти обучение и проверку знаний по охране труда в обучающих организациях федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда.

Внутренний контроль
Входной контроль
Государственный контроль
Контроль
Контроль за деятельностью организаций
Контроль и регулирование в системе управления
Производственный контроль

ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА ОХРАНОЙ ТРУДА

Общественный контроль за соблюдением законных прав и интере­сов работников в области охраны труда осуществляют в соответствии со статьей 22 Основ законодательства РФ об охране труда профессио­нальные союзы в лице их соответствующих органов и иные уполномоченные работниками представительные органы, которые могут созда­вать в этих целях собственные инспекции.

Профессиональные союзы в лице их соответствующих органов и иные уполномоченные работниками представительные органы имеют право:

— осуществлять контроль за соблюдением работодателями зако­нодательных и других нормативных актов по охране труда;

— проводить независимую экспертизу условий труда и обеспече­ния безопасности работников предприятия;

— принимать участие в расследовании несчастных случаев и про­фессиональных заболеваний на производстве, а также осуществлять самостоятельное их расследование;

— получать информацию от руководителей и иных должностных лиц предприятий о состоянии условий и охраны труда, а также о всех подлежащих регистрации несчастных случаях на производстве;

— предъявлять требования о приостановке работ в случаях непос­редственной угрозы жизни и здоровья работников;

— осуществлять выдачу работодателям обязательных к рассмотре­нию представлений об устранении выявленных нарушений законода­тельства об охране труда;

— осуществлять проверку состояния условий охраны труда, пре­дусмотренных коллективными договорами или соглашениями;

— принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приемке в эксплуатацию производственных объектов и средств производства в качестве независимых экспертов;

— принимать участие в разработке и согласовании нормативных актов об охране труда;

— обращаться в соответствующие органы с требованием о при­влечении к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении нормативных требований по охране труда, сокрытии фактов несчаст­ных случаев на производстве;

— принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением законодательства об охране труда, обязательств, уста­новленных коллективными договорами или соглашениями по охране труда, с изменением условий труда.

Читайте так же:  Заявка на канцелярские товары образец

В связи с этой статьей Исполнительный Комитет Генерального Совета Федерации независимых профсоюзов (ФНПР) своим постанов­лением от 16 июня 1994 г. № 5-5 утвердил Положение о технической инспекции труда ФНПР, Типовое положение об уполномоченном профсоюзного комитета по охране труда и одобрил Рекомендации по организации и осуществлению профсоюзами контроля за соблюдением законодательства по охране труда и окружающей среды на предприя­тии.

Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов или трудового коллектива действуют в соответствии с Рекомендациями по организации работы уполномоченного (доверен­ного) лица по охране труда профессионального союза или трудового коллектива, утвержденными постановлением Министерства труда РФ от 8 апреля 1994 года № 30.

Уполномоченные периодически отчитываются на общем собрании трудового коллектива, избравшего их, и могут быть отозваны до истечения срока действия их полномочий по решению избравшего их органа, если они не выполняют возложенных функций или не прояв­ляют необходимой требовательности по защите прав работников на охрану труда.

В процессе своей деятельности уполномоченные решают следую­щие основные задачи:

— содействие созданию на предприятии (в производственном подразделении) здоровых и безопасных условий труда, соответствую­щих требованиям норм и правил по охране труда;

— осуществление контроля за состоянием охраны труда на пред­приятии (в производственном подразделении) и за соблюдением за­конных прав и интересов работников в области охраны труда;

— представление интересов работников в государственных и об­щественных организациях при рассмотрении трудовых споров, связан­ных с применением законодательства об охране труда, выполнением работодателем обязательств, установленных коллективными договора­ми или соглашениями по охране труда;

— консультирование работников по вопросам охраны труда, ока­зание им помощи по защите их прав на охрану труда.

Для выполнения возложенных на уполномоченных задач им дол­жны быть предоставлены следующие функции:

— контролировать соблюдение работодателями законодательных и других нормативных правовых актов об охране труда, состоянием охраны труда, включая контроль за выполнением со стороны работ­ников их обязанностей по обеспечению охраны труда;

— участие в работе комиссий (в качестве представителей работ­ников) по проведению проверок и обследований технического состо­яния здании, сооружений, оборудования, машин и механизмов на соответствие их нормам и правилам по охране труда, эффективности работы вентиляционных систем, санитарно-технических устройств и санитарно-бытовых помещений, средств коллективной и индивидуаль­ной защиты работников и разработке мероприятий по устранению выявленных недостатков;

— участие в разработке мероприятий по предупреждению несча­стных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, улучшению условий труда работников;

— осуществление контроля за своевременным сообщением руко­водителем подразделения (работ) о происшедших несчастных случаях на производстве, соблюдением норм о рабочем времени и времени отдыха, предоставлением компенсаций и льгот за тяжелые работы и работы с вредными или опасными условиями труда;

— участие в организации первой помощи (а после соответствую­щего обучения — оказание первой помощи) пострадавшему от несча­стного случая на производстве.

Работодатель обязан создавать необходимые условия для работы уполномоченных, обеспечивать их правилами, инструкциями, другими нормативными и справочными материалами по охране труда за счет средств предприятия. Уполномоченным выдается соответствующее удостоверение и для выполнения возложенных на них функций реко­мендуется предоставлять необходимое время в течение рабочего дня, устанавливать дополнительные социальные гарантии на условиях, определяемых коллективным договором или совместным решением работодателя и представительных органов работников.

Дата добавления: 2015-02-10 ; просмотров: 1050 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Общественный контроль за охраной труда

Вернуться назад на Общественный контроль

В соответствии со ст. 370 Трудового кодекса РФ общественный контроль в области охраны труда осуществляется профсоюзами и иными уполномоченными работниками представительными органами, которые вправе создавать в этих целях собственные инспекции, а также избирать уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда.

Профессиональные союзы и иные уполномоченные работниками органы имеют право:

• Осуществлять контроль за соблюдением работодателями законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

• Проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников.

• Принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

• Получать информацию от руководителей и иных должностных лиц организаций, работодателей – индивидуальных предпринимателей о состоянии условий и охраны труда, а также обо всех несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях.

• Защищать права и законные интересы членов профессионального союза по вопросам возмещения вреда, причиненного их здоровью на производстве.

• Предъявлять работодателям требования о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников.

• Направлять работодателям представления об устранении выявленных нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательные для рассмотрения.

• Осуществлять проверку состояния условий и охраны труда, выполнения обязательств работодателей, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями.

• Принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приему в эксплуатацию производственных объектов и средств производства в качестве независимых экспертов.

• Принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательств, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, а также с изменениями условий труда.

• Принимать участие в разработке проектов подзаконных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов органов местного самоуправления, содержащих нормы трудового права.

• Принимать участие в разработке проектов подзаконных нормативных правовых актов, устанавливающих государственные нормативные требования охраны труда, а также согласовывать их в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

• Обращаться в соответствующие органы с требованиями о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве.

• Беспрепятственно проверять соблюдение требований охраны труда и вносить обязательные для рассмотрения должностными лицами организаций, работодателями – индивидуальными предпринимателями предложения об устранении выявленных нарушений требований охраны труда.

Профессиональные союзы, их инспекции труда при осуществлении указанных полномочий взаимодействуют с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальными органами, другими федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности.

Читайте так же:  Медицинская книжка при приеме на работу

Институт уполномоченных может создаваться для организации общественного контроля за соблюдением законных прав и интересов работников в области охраны труда на предприятиях всех форм собственности независимо от сферы их хозяйственной деятельности, ведомственной подчиненности и численности работников.

Основные задачи уполномоченных по охране труда:

• Содействие созданию в организации (в производственном подразделении) здоровых и безопасных условий труда, соответствующих требованиям норм и правил по охране труда.

• Осуществление контроля за состоянием охраны труда в организации (в производственном подразделении) и за соблюдением законных прав и интересов работников в области охраны труда.

• Представление интересов работников в государственных и общественных организациях при рассмотрении трудовых споров, связанных с применением законодательства об охране труда, выполнением работодателем обязательств, установленных коллективными договорами или соглашениями по охране труда.

• Консультирование работников по вопросам охраны труда, оказание им помощи по защите их прав на охрану труда.

Основные функции уполномоченных по охране труда:

• Осуществление контроля за соблюдением работодателями законодательных и других нормативных правовых актов об охране труда, состоянием охраны труда, включая контроль за выполнением со стороны работников их обязанностей по обеспечению охраны труда:

• соблюдением работниками норм, правил и инструкций по охране труда;

• правильностью применения ими средств коллективной и индивидуальной защиты (использованием специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты по назначению и содержанием их в чистоте и порядке);

• Участие в работе комиссий (в качестве представителей работников) по проведению проверок и обследований технического состояния зданий, сооружений, оборудования, машин и механизмов на соответствие их нормам и правилам по охране труда, эффективности работы вентиляционных систем, санитарно-технических устройств и санитарно-бытовых помещений, средств коллективной и индивидуальной защиты работников и разработке мероприятий по устранению выявленных недостатков;

• Участие в разработке мероприятий по предупреждению несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, улучшению условий труда работников;

• Осуществление контроля за своевременным сообщением руководителем подразделения (работ) о происшедших несчастных случаях на производстве, соблюдением норм о рабочем времени и времени отдыха, предоставлением компенсаций и льгот за тяжелые работы и работы с вредными или опасными условиями труда;

• Участие в организации первой помощи (а после соответствующего обучения – оказание первой помощи) пострадавшему от несчастного случая на производстве;

• Участие в расследовании бессчастных случаев на производстве по поручению профсоюзного органа или иного представительного органа трудовою коллектива;

• Информирование работников подразделения, в котором они являются уполномоченными, о выявленных нарушениях требований безопасности при проведении работ, состоянии условий и охраны труда на предприятии (в своих подразделениях), проведение разъяснительной работы в трудовом коллективе по вопросам охраны труда.

Уполномоченные по охране труда имеют право:

• Контролировать соблюдение в подразделении законодательных и других нормативных правовых актов об охране труда.

• Проверять выполнение мероприятий по охране труда, предусмотренных коллективными договорами, соглашениями, результатами расследования несчастных случаев.

• Принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приемке в эксплуатацию средств труда.

• Получать информацию от руководителей и иных должностных лиц своих подразделений и предприятия о состоянии условий и охраны труда, происшедших несчастных случаях на производстве.

• Предъявлять требования к должностным лицам о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников.

• Обращаться в соответствующие органы с предложениями о привлечении к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении нормативных требований по охране труда, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве.

• Принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с изменением условий труда, нарушением законодательства об охране труда, обязательств, установленных коллективными договорами или соглашениями по охране труда.

Видео (кликните для воспроизведения).

Работодатель обязан создавать необходимые условия для работы уполномоченных по охране труда, обеспечивать их правилами, инструкциями, другими нормативными и справочными материалами по охране труда за счет средств организации.

Уполномоченные по охране труда периодически отчитываются на общем собрании трудового коллектива, избравшего их, и могут быть отозваны до истечения срока действия их полномочий по решению избравшего их органа, если они не выполняют возложенных функций или не проявляют необходимой требовательности по защите прав работников на охрану груда.

При организации общественного контроля за охраной труда в организации необходимо принимать во внимание, что успешное выполнение уполномоченными по охране труда поставленных задач и функций возможно при условии оказания им необходимой помощи и поддержки со стороны администрации предприятия, профсоюзных и иных уполномоченных работниками представительных органов, органов государственного контроля и надзора, инспекции профсоюзов.

Уполномоченные по охране труда входят, как правило, в состав комитета (комиссии) по охране труда организации.

Для координации и организации совместных действий работодателей и работников по обеспечению и соблюдению требований охраны труда в организации создаются комитеты или комиссии по охране труда.

Комитет (комиссия) по охране труда является составной частью системы управления охраной труда организации (СУОТ), а также одной из форм участия работников в управлении организацией в области охраны труда.

Общественная организация
Общественное развитие
Общественное сознание
Общественные объединения
Общественные сферы
Общественный прогресс

Что и как проверит общественный контроль за охраной труда

Административно-общественный контроль в сфере охраны труда

Эта процедура особенно важна для производственных, строительных, логистических и других компаний, где работники взаимодействуют не только с компьютером и блокнотом, но и с оборудованием, требующим специфических навыков. Суть ее в том, что уполномоченные лица компании вместе с представителями профсоюзов осуществляют общественный контроль за охраной труда и порядком на предприятии.

Кто участвует в административно-общественном контроле по охране труда

Каждая компания в обязательном порядке должна обеспечивать безопасные условия работы сотрудников и проверять соблюдение этих условий (ст. 212 , 217 ТК РФ ). В этом заключается обязательный административный элемент проверочных мероприятий.

Общественность же в данном случае представляют доверенные лица профсоюзов, уполномоченные участвовать в проверках условий работы сотрудников ( ст. 370 ТК РФ , ст. 20 ФЗ «О профессиональных союзах» № 10-ФЗ от 12.01.1996).

Общественный контроль за охраной труда, осуществляемый представителем профсоюза, включает в себя:

[3]

  • получение информации об условиях работы сотрудников, о несчастных случаях и профзаболеваниях;
  • участие в периодических проверках условий работы, расследовании несчастных случаев и т. п.;
  • предъявление работодателю требований в защиту интересов работников в связи с выявленными нарушениями правил безопасности на рабочих местах.
Читайте так же:  Независимая оценка квалификации

Уровни административно-общественного контроля

ГОСТ Р 12.0.007-2009 «СУОТ. Общие требования по разработке, применению, оценке и совершенствованию» говорит о трехступенчатой системе проверочных мероприятий:

  • 1-я ступень: мастер вместе с представителем профсоюза ежедневно проверяет свой производственный участок и устраняет выявленные нарушения, а наиболее квалифицированные и ответственные работники делают это самостоятельно;
  • 2-я ступень: начальник цеха (крупного производственного участка) вместе с представителями службы охраны труда предприятия обходит цех раз в неделю. Итоги проверки заносят в журнал административно-общественного контроля по охране труда, назначают ответственных лиц и мероприятия по устранению нарушений;
  • 3-я ступень: комиссия организации рассматривает на ежемесячном заседании итоги работы за месяц, составляет акт о нарушениях, выносит рекомендации.

Образец журнала

Хотя в документе упомянуто участие профсоюзного уполномоченного только на первой ступени, это не запрещает профсоюзным инспекторам участвовать в проверках любого уровня.

Если же организация небольшая, она может ограничиться двухступенчатым уровнем проверочных мероприятий.

Общественный контроль за состоянием охраны труда на предприятии.

Глава 58. Защита трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами (ст. 370-378)

Ст. 370Профессиональные союзы имеют правона осуществление контроля за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением ими условий коллективных договоров, соглашений.

Работодатели обязаны в недельный срок со дня получения требования об устранении выявленных нарушений сообщить в соответствующий профсоюзный орган о результатах рассмотрения данного требования и принятых мерах……..

Профсоюзные инспекторы труда, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов имеют право:

осуществлять контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников;

принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

получать информацию от руководителей и иных должностных лиц организаций, работодателей — индивидуальных предпринимателей о состоянии условий и охраны труда, а также о всех несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях;

защищать права и законные интересы членов профессионального союза по вопросам возмещения вреда, причиненного их здоровью на производстве (работе);

предъявлять работодателям требования о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников;

направлять работодателям представления об устранении выявленных нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательные для рассмотрения;

осуществлять проверку состояния условий и охраны труда, выполнения обязательств работодателей, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями;

принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приему в эксплуатацию производственных объектов и средств производства в качестве независимых экспертов;

принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательств, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, а также с изменениями условий труда;

принимать участие в разработке проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, содержащих нормы трудового права;

принимать участие в разработке проектов подзаконных нормативных правовых актов, устанавливающих государственные нормативные требования охраны труда, а также согласовывать их в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

обращаться в соответствующие органы с требованием о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве.

Профессиональные союзы, их инспекции труда при осуществлении указанных полномочий взаимодействуют с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальными органами, другими федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности.

Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов имеют право беспрепятственно проверять соблюдение требований охраны труда и вносить обязательные для рассмотрения должностными лицами организаций, работодателями — индивидуальными предпринимателями предложения об устранении выявленных нарушений требований охраны труда.

[1]

7.10. Общественный контроль за охраной труда

Общественный контроль за соблюдением законных прав и интере­сов работников в области охраны труда осуществляют в соответствии со статьей 22 Основ законодательства РФ об охране труда профессио­нальные союзы в лице их соответствующих органов и иные уполномоченные работниками представительные органы, которые могут созда­вать в этих целях собственные инспекции.

Профессиональные союзы в лице их соответствующих органов и иные уполномоченные работниками представительные органы имеют право:


осуществлять контроль за соблюдением работодателями зако­нодательных и других нормативных актов по охране труда;

проводить независимую экспертизу условий труда и обеспече­ния безопасности работников предприятия;

принимать участие в расследовании несчастных случаев и про­фессиональных заболеваний на производстве, а также осуществлять самостоятельное их расследование;

получать информацию от руководителей и иных должностных лиц предприятий о состоянии условий и охраны труда, а также о всех подлежащих регистрации несчастных случаях на производстве;

предъявлять требования о приостановке работ в случаях непос­редственной угрозы жизни и здоровья работников;

осуществлять выдачу работодателям обязательных к рассмотре­нию представлений об устранении выявленных нарушений законода­тельства об охране труда;

осуществлять проверку состояния условий охраны труда, пре­дусмотренных коллективными договорами или соглашениями;

принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приемке в эксплуатацию производственных объектов и средств производства в качестве независимых экспертов;

принимать участие в разработке и согласовании нормативных актов об охране труда;

обращаться в соответствующие органы с требованием о при­влечении к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении нормативных требований по охране труда, сокрытии фактов несчаст­ных случаев на производстве;

Читайте так же:  Счет 52 в бухгалтерском учете

принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением законодательства об охране труда, обязательств, уста­новленных коллективными договорами или соглашениями по охране труда, с изменением условий труда.

В связи с этой статьей Исполнительный Комитет Генерального Совета Федерации независимых профсоюзов (ФНПР) своим постанов­лением от 16 июня 1994 г. № 5-5 утвердил Положение о технической инспекции труда ФНПР, Типовое положение об уполномоченном профсоюзного комитета по охране труда и одобрил Рекомендации по организации и осуществлению профсоюзами контроля за соблюдением законодательства по охране труда и окружающей среды на предприя­тии.

Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов или трудового коллектива действуют в соответствии с Рекомендациями по организации работы уполномоченного (доверен­ного) лица по охране труда профессионального союза или трудового коллектива, утвержденными постановлением Министерства труда РФ от 8 апреля 1994 года № 30.

Уполномоченные периодически отчитываются на общем собрании трудового коллектива, избравшего их, и могут быть отозваны до истечения срока действия их полномочий по решению избравшего их органа, если они не выполняют возложенных функций или не прояв­ляют необходимой требовательности по защите прав работников на охрану труда.

В процессе своей деятельности уполномоченные решают следую­щие основные задачи:

содействие созданию на предприятии (в производственном подразделении) здоровых и безопасных условий труда, соответствую­щих требованиям норм и правил по охране труда;

осуществление контроля за состоянием охраны труда на пред­приятии (в производственном подразделении) и за соблюдением за­конных прав и интересов работников в области охраны труда;

представление интересов работников в государственных и об­щественных организациях при рассмотрении трудовых споров, связан­ных с применением законодательства об охране труда, выполнением работодателем обязательств, установленных коллективными договора­ми или соглашениями по охране труда;

консультирование работников по вопросам охраны труда, ока­зание им помощи по защите их прав на охрану труда.

Для выполнения возложенных на уполномоченных задач им дол­жны быть предоставлены следующие функции:

контролировать соблюдение работодателями законодательных и других нормативных правовых актов об охране труда, состоянием охраны труда, включая контроль за выполнением со стороны работ­ников их обязанностей по обеспечению охраны труда;

участие в работе комиссий (в качестве представителей работ­ников) по проведению проверок и обследований технического состо­яния здании, сооружений, оборудования, машин и механизмов на соответствие их нормам и правилам по охране труда, эффективности работы вентиляционных систем, санитарно-технических устройств и санитарно-бытовых помещений, средств коллективной и индивидуаль­ной защиты работников и разработке мероприятий по устранению выявленных недостатков;

участие в разработке мероприятий по предупреждению несча­стных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, улучшению условий труда работников;

осуществление контроля за своевременным сообщением руко­водителем подразделения (работ) о происшедших несчастных случаях на производстве, соблюдением норм о рабочем времени и времени отдыха, предоставлением компенсаций и льгот за тяжелые работы и работы с вредными или опасными условиями труда;

участие в организации первой помощи (а после соответствую­щего обучения — оказание первой помощи) пострадавшему от несча­стного случая на производстве.

Работодатель обязан создавать необходимые условия для работы уполномоченных, обеспечивать их правилами, инструкциями, другими нормативными и справочными материалами по охране труда за счет средств предприятия. Уполномоченным выдается соответствующее удостоверение и для выполнения возложенных на них функций реко­мендуется предоставлять необходимое время в течение рабочего дня, устанавливать дополнительные социальные гарантии на условиях, определяемых коллективным договором или совместным решением работодателя и представительных органов работников.

Общественный контроль за охраной труда на предприятиях.

ТКРФ ст.370 Право профессиональных союзов на осуществление контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением условий коллективных договоров, соглашений

Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов или трудового коллектива действуют в соответствии с Рекомендациями по организации работы уполномоченного (доверенного) лица по охране труда профессионального союза или трудового коллектива, утвержденными постановлением Министерства труда Российской Федерации от 8 апреля 1994 года № 30.

При организации общественного контроля за охраной труда на предприятии необходимо принимать во внимание, что успешное выполнение уполномоченными поставленных задач и функций возможно при условии оказания им необходимой помощи и поддержки со стороны работодателя, профсоюзных и иных уполномоченных работниками представительных органов, органов государственного надзора и контроля, инспекции профсоюзов. Правовые гарантии этого содержатся в Трудовом кодексе Российской Федерации.

Институт уполномоченных создается для организации общественного контроля за соблюдением законных прав и интересов работников в области охраны труда в организациях всех форм собственности независимо от вида их экономической деятельности, ведомственной подчиненности и численности работников.

Обучение работающих безопасности труда.

Статья 225. Обучение и профессиональная подготовка в области охраны труда

Все работники, в том числе руководители организаций, а также работодатели — индивидуальные предприниматели, обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда в порядке, установленном Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Работодатель обеспечивает обучение лиц, поступающих на работу с вредными и (или) опасными условиями труда, безопасным методам и приемам выполнения работ со стажировкой на рабочем месте и сдачей экзаменов и проведение их периодического обучения по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в период работы. Государство содействует организации обучения по охране труда в образовательных учреждениях начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования.Государство обеспечивает профессиональную подготовку специалистов по охране труда в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования.

Планирование работ по охране труда.

Планирование мероприятий по охране труда классифицируется на перспективное, годовое и оперативное.

Перспективное планирование включает в себя разработку комплексного плана улучшения условий и охраны труда. Разработке этого плана предшествует анализ состояния условий и охраны труда и результатов аттестации рабочих мест.

Годовое планирование включает, как правило, часть комплексного плана и коллективный договор (соглашение) по охране труда.

Оперативное планирование осуществляется для решения вновь возникающих задач. В составлении плана мероприятий по охране труда участвуют все отделы и службы предприятия. Проект плана рассматривается на совместном заседании профкома и администрации и утверждается работодателем.

Читайте так же:  Ответственность за неисполнение обязанностей налогового агента

Общественный контроль за охраной труда

Регулярный и систематический общественный контроль за охраной труда – инструмент поддержания безопасности трудоустроенных в организации сотрудников. Благодаря ему предупреждаются ситуации возникновения травматизма и профзаболеваний.

Цель и принципы реализации общественного контроля за охраной труда

Ключевая цель подобного контроля охраны труда (ОТ) – обеспечение сотрудникам необходимых для их безопасного функционирования условий.

Он должен отличаться:

[2]

  • эффективностью;
  • объективностью;
  • многогранностью;
  • своевременностью;
  • систематичностью.

Кем проводится общественный контроль

Ст. 370 ТК РФ постановляет, что контролирует ОТ на уровне общественности профсоюз (или другой уполномоченный локальный орган). Для этого им создается трудовая инспекция.

Профсоюзные организации и иные органы:

  • контролируют соблюдение норм трудового законодательства в субъекте, выполнение руководством обязательств, вмененных ему колдоговорами и иными соглашениями;
  • осуществляют проверку соблюдения управленцем требований ОТ и формировать предложения по ликвидации найденных нарушений;
  • инициируют экспертную оценку рабочих условий хозяйствующего субъекта;
  • запрашивают у менеджмента информацию об ОТ, статистику производственного травматизма;
  • отстаивают интересы членов в разбирательствах по поводу компенсации ущерба здоровью, полученного на работе;
  • выступают независимыми экспертами при вводе в эксплуатацию производственных ОС;
  • оповещают инстанции о необходимости привлечения к ответственности субъектов, игнорирующих трудовое законодательство.

Если по каким-либо причинам в компании отсутствует профессиональный союз, всеми указанными правами наделяются уполномоченные трудовым коллективом лица по ОТ (избирающиеся путем общего голосования работников).

Основные задачи уполномоченных субъектов:

  • общественный контроль за охраной труда на предприятии с целью создания условий, отвечающих принятым требованиям норм и правил;
  • консультирование штатных единиц по вопросам ОТ и защиты их права на нее.

Важный факт — управленец должен обеспечивать требуемые для их работы условия, снабжать информацией и запрашиваемыми материалами различного характера.

  • отчитываются на коллективном собрании;
  • могут досрочно отзываться по решению коллектива (если не выполняют свои функции).

Кроме того, согласно ст. 218 ТК РФ, для совместного обеспечения администрацией и сотрудниками требований охраны труда по инициативе любой из сторон могут создаваться комитеты (комиссии) по охране труда.

Нюансы их создания и деятельности прописываются в коллективном договоре, а состав – в приказе (распоряжении) управленца. Численность членов варьируется в зависимости от размера штата, производственной специфики и других особенностей хозяйствующего субъекта.

Как осуществляется общественный контроль

Общественный контроль охраны труда в организации проходит в три этапа:

  1. общественный контроль за охраной труда на предприятии руководителя работ (бригадира, мастера, инженера) на рабочем участке. Проверка осуществляется каждый день перед тем, как сотрудники предприятия приступят к реализации своих должностных обязанностей. На данном этапе важно проверить состояние рабочего места подчиненного, обратить внимание на исправность оборудования и устройств, ознакомиться с наличием инструкций. Если обнаружены неисправности или поломки, требуется принять меры по их оперативной ликвидации (информация о них фиксируется документально).
  2. контроль руководителя подразделения (начальника отдела) и представителя комиссии по охране труда (не реже раза в месяц). Проверяется состояние и надежность помещений, проводятся испытания защитных средств и мероприятия по результатам аттестации рабочих мест.
  3. контроль руководителя предприятия (технического директора). Помимо него, охрану труда контролирует председатель комитета/комиссии, инженер по охране труда. Проверка осуществляется не реже одного раза в квартал. Данный этап включает в себя контроль состояния условий труда на участках, выполнения всех требуемых плановых процедур для их улучшения. Кроме того, организовываются медицинские осмотры и иные процедуры профилактического характера.

Обратите внимание — также проводятся внеплановые контрольные проверки, необходимость которых обусловлена возникновением разного рода аварий на предприятии, отказов оборудования. К ним привлекают главного механика.

Результаты проверок оформляются актом, на основании которого издается приказ по организации. Кроме того, в специальный журнал заносятся все данные о проведенных мероприятиях, фиксируются выявленные в ходе работы нарушения, а также рекомендации по их ликвидации.

Полученные итоги общественной контрольной проверки рассматриваются на производственном совещании.

Отличие общественного контроля от ведомственного

Кроме общественного, существует еще и ведомственный контроль охраны труда, который выполняется министерствами, а также вышестоящими организациями. К примеру, органы самоуправления контролируют соблюдение правил, гигиенических нормативов на территории конкретного района, на производственных объектах, государственный пожарный надзор определяет уровень следования требованиям к пожарной безопасности на каждом предприятии и так далее.

Ведомственный контроль охраны труда — это проверка комплексного характера. Она не имеет установленных временных отрезков проведения, поэтому осуществляется по необходимости. Его главные задачи:

  • изучение условий работы на каждом предприятии;
  • установление причин травматизма;
  • расследование происшествий;
  • организация обучения сотрудников предприятия;
  • оценка состояния конкретного рабочего места.
Видео (кликните для воспроизведения).

Таким образом, ведомственный и общественный контроль за охраной труда на предприятии – это важная составляющая системы управления безопасностью в конкретной организации. Общественный контроль, согласно законодательству, должен организовываться каждым без исключения управленцем, а проводится профсоюзами или иными выборными органами.

Источники


  1. Комаров, С. А. Теория государства и права / С.А. Комаров, А.В. Малько. — М.: Норма, 2004. — 442 c.

  2. Хаин, В.Е. История и методология геологических наук. Гриф УМО по классическому университетскому образованию / В.Е. Хаин. — М.: Академия (Academia), 2012. — 409 c.

  3. Суворов, Н. Об юридических лицах по римскому праву / Н. Суворов. — М.: Книга по Требованию, 2011. — 362 c.
  4. Перевалов, В.Д. Теория государства и права / ред. В.М. Корельский, В.Д. Перевалов. — М.: Норма; Издание 2-е, испр. и доп., 2003. — 616 c.
  5. Ефименко, Е. Н. Корпоративные конфликты (споры). Учебно-практическое пособие / Е.Н. Ефименко, В.А. Лаптев. — М.: Проспект, 2015. — 240 c.
Общественный контроль за охраной труда на предприятии
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here