Нко на усн

Важный материал на тему: "Нко на усн" с профессиональной точки зрения. Если возникнут вопросы, вы всегда их можете задать дежурному юристу.

НКО не учитывают членские взносы при исчислении УСН

Galina 2703 / Shutterstock.com

Минфин России разъяснил, что у НКO, применяющих УСН, суммы членских взносов не включаются в налоговую базу по налогу, уплачиваемому в связи с применением данного спецрежима, при наличии документов, подтверждающих использование денежных средств на содержание НКО и (или) ведение ею уставной деятельности (письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 18 мая 2017 г. № 03-11-06/2/30383).

Напомним, что к объектам налогообложения организаций и ИП на УСН относятся доходы, определяемые в порядке, установленном для исчисления налога на прибыль (п. 1-2 ст. 248, п. 1 ст. 346.15 Налогового кодекса). В то же время не учитываются доходы, перечисленные в ст. 251 НК РФ (подп. 1 п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ).

Так, при определении налоговой базы не учитываются целевые поступления (п. 2 ст. 251 НК РФ). В том числе целевые поступления на содержание НКО и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления и решений органов управления государственных внебюджетных фондов, а также целевые поступления от других организаций и (или) физлиц, и использованные по назначению. При этом получатели целевых поступлений обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (понесенных) в рамках целевых поступлений.

Узнать, следует ли учитывать субсидии при исчислении налога при применении УСН, можно в «Энциклопедии решений. Налоги и взносы»

интернет-версии си стемы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

В свою очередь НКО признается организация, не имеющая в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяющая полученную прибыль между участниками (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»).

В то же время к целевым поступлениям на содержание НКО и ведение ими уставной деятельности относятся в том числе осуществленные взносы учредителей (участников, членов), пожертвования, а также доходы в виде безвозмездно полученных НКО работ, выполненных на основании соответствующих договоров.

Некоммерческие организации: переход на УСН

«Финансовая газета. Региональный выпуск», 2007, N 10

Некоммерческой является организация, не имеющая извлечение прибыли основной целью своей деятельности, не распределяющая полученную прибыль между участниками. Согласно Федеральному закону от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 30.12.2006) «О некоммерческих организациях» данные организации создаются для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ. НКО могут создаваться в форме общественных или религиозных организаций (объединений), некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных, благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов, а также в других формах, предусмотренных федеральными законами. НКО создается без ограничения срока деятельности, если иное не установлено учредительными документами организации.

В соответствии со ст. 121 ГК РФ коммерческие организации в целях координации их предпринимательской деятельности, а также представления и защиты общих интересов могут по договору между собой создавать объединения в форме ассоциаций или союзов, являющихся НКО.

С 1 января 2003 г. НКО имеют право применять УСН. Заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения (форма 26.2.1) подается в налоговый орган по месту регистрации в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, начиная с которого налогоплательщики переходят на УСН (п. 1 ст. 346.13 НК РФ). Переход на УСН возможен, если по итогам девяти месяцев того года, в котором подается заявление о переходе на УСН, доходы, определяемые в соответствии со ст. 248 НК РФ, не превысили 15 млн руб. (п. 2 ст. 346.12 НК РФ). Применяя УСН, организации уплачивают единый налог, при этом освобождаются от уплаты ЕСН (исключая взносы на обязательное пенсионное страхование), налога на прибыль, налога на имущество, НДС (за исключением НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию России). Остальные налоги (НДФЛ, транспортный, земельный налог, страховые взносы на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) такие организации уплачивают в общеустановленном порядке.

Существуют две ставки единого налога, которые организации выбирают самостоятельно, за исключением, предусмотренным в п. 3 ст. 346.14 НК РФ. Если налог уплачивается с доходов — применяется ставка 6%, а при уплате налога с доходов за вычетом расходов ставка равна 15% (ст. 346.20 НК РФ).

Положительные стороны перехода НКО на УСН заключаются в том, что:

переход на УСН не ограничивает НКО в получении целевых средств, не предусмотренных ст. 251 НК РФ, и платить в связи с этим налог по ставке 6 или 15% вместо 24%;

безвозмездно оказывать любые услуги и передавать товары без обложения НДС;

экономить на уплате ЕСН и налога на имущество.

если организация, перешедшая на УСН, выставляет своим покупателям счет-фактуру с выделенным НДС, то всю сумму налога, указанную в счете-фактуре, необходимо уплатить в бюджет, причем уменьшить сумму налога на какие-либо вычеты нельзя (Письмо УМНС России по г. Москве от 14.11.2003 N 21-09/64172);

НКО, перешедшие на УСН и применяющие труд так называемых постоянных работников, трудовые книжки которых хранятся в данной организации, ограничены законодательством в возможности выплачивать некоторые социальные пособия за счет средств ФСС РФ, кроме случаев, когда организация уплачивает на регулярной основе добровольные взносы в ФСС РФ (Федеральный закон от 31.12.2002 N 190-ФЗ «Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан»).

Следует обратить внимание, что в пп. 14 п. 3 ст. 346.12 НК РФ сказано об ограничении при переходе на УСН, распространяющемся на НКО в том случае, если доля непосредственного участия в них других организаций превышает 25%. Под «долей непосредственного участия» необходимо понимать любые формы участия юридических лиц в создании тех или иных организаций.

Достаточно часто возникают ситуации, когда налоговые органы отказывают НКО в переходе на УСН, ссылаясь на пп. 14 п. 3 ст. 346.12 НК РФ. В арбитражной практике известны случаи, когда организация в судебном порядке оспорила решение об отказе. Например, в ходе разбирательства иска суд определил, что положение, содержащееся в пп. 14 п. 3 ст. 346.12 НК РФ, не может служить основанием для отказа в переводе некоммерческой организации, созданной в форме общественной организации, на УСН (Определение КС РФ от 18.01.2005 N 8-О).

Следует отметить, что НКО может в добровольном порядке перейти на УСН, исключая организации, имеющие филиалы либо представительства; занимающиеся производством подакцизных товаров, если их средняя численность работников превышает 100 человек; государственные пенсионные фонды.

Читайте так же:  Как подавать документы на возврат подоходного налога

Энциклопедия решений. Пониженные тарифы страховых взносов для социально-ориентированных некоммерческих организаций на УСН

Тарифы страховых взносов для некоммерческих организаций, применяющих УСН (с 1 января 2017 года)

В соответствии с пп. 7 п. 1 ст. 427 НК РФ использовать пониженные тарифы взносов могут некоммерческие организации (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), зарегистрированные в установленном законодательством РФ порядке, применяющие УСН. В течение 2017 — 2018 годов для таких организаций предусмотрены следующие размеры тарифов (пп. 3 п. 2 ст. 427 НК РФ):

Тариф страхового взноса на 2017-2018 годы

на ОСС на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством

Примечание

Плательщики страховых взносов, применяющие пониженные тарифы в соответствии со ст. 427 НК РФ, с сумм выплат, превышающих предельную величину базы для начисления страховых взносов на ОПС, взносы по данному виду страхования не уплачивают (п. 3 ст. 421 НК РФ).

Установлен ряд условий (пп. 7 п. 1 ст. 427 НК РФ) для применения пониженных тарифов некоммерческими организациями, перешедшими на УСН. Так, для использования льготы некоммерческие организации в соответствии с учредительными документами должны осуществлять деятельность:

— в области социального обслуживания граждан;

— научных исследований и разработок;

— культуры и искусства (деятельность театров, библиотек, музеев и архивов);

— массового спорта (за исключением профессионального).

Кроме того, согласно п. 7 ст. 427 НК РФ по итогам года, предшествующего году перехода НКО на уплату страховых взносов по пониженным тарифам, не менее 70% суммы всех доходов организации за указанный период должны составлять в совокупности:

— доходы в виде целевых поступлений на содержание некоммерческих организаций и ведение ими указанной уставной деятельности, определяемых в соответствии с п. 2 ст. 251 НК РФ;

— доходы в виде грантов , получаемых для осуществления уставной деятельности, определяемых в соответствии с пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ;

— доходы от осуществления видов экономической деятельности, указанных в абзацах 17-21, 34-36 пп. 5 п. 1 ст. 427 НК РФ.

Сумма доходов определяется по данным налогового учета в соответствии со ст. 346.15 НК РФ. При определении объема доходов НКО для проверки соответствия выполнению условий учитываются целевые поступления и гранты, поступившие и не использованные по итогам предыдущих расчетных периодов.

Контроль за соблюдением условий применения пониженных тарифов страховых взносов осуществляется в том числе на основании отчетности, представляемой некоммерческими организациями в соответствии со ст. 431 НК РФ.

Если по итогам расчетного (отчетного) периода некоммерческая организация не выполняет перечисленные условия, то такая НКО лишается права на применение пониженных тарифов взносов с начала расчетного периода, в котором допущено такое несоответствие.

Информация о случаях несоответствия деятельности НКО целям, предусмотренным ее учредительными документами, выявленных по результатам контроля, проводимого территориальными органами Министерством юстиции РФ (органами государственного надзора), предоставляется в налоговые органы в электронном виде в порядке, определенном соглашением об информационном обмене. Положение о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций утверждено постановлением Правительства РФ от 11.07.2012 N 705.

Что ждет НКО на УСН в 2019 году

О ставках страховых взносов и новых формах отчетности для некоммерческих организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения.

Тариф страховых взносов

С началом нового года закончился срок действия пониженных тарифов страховых взносов для плательщиков УСН, ПСН и ЕНВД. Напомним, что ставка страховых отчислений до конца 2018 года составляла 20% (согласно статьи 427 НК РФ). Теперь для предприятий и организаций малого и среднего бизнеса производственной сферы она составляет 30%.

Однако, для некоторых категорий налогоплательщиков тариф останется прежним. Список таких организаций содержится в письме Минфина № 03-15-06/54260 от 01.08.2018. К ним относятся:

социально ориентированные НКО на УСН, осуществляющие деятельность в области:

  • социального обслуживания граждан;
  • научных исследований и разработок;
  • образования;
  • здравоохранения;
  • культуры и искусства (театры, библиотеки, музеи, архивы);
  • массового спорта (за исключением профессионального).
  • благотворительные организации на УСН.

Пониженная тарифная ставка страховых взносов 20% для указанных НКО будет действовать еще в течение 5 лет — до 2024 года.

Новые формы отчетности

Росстат приказом № 540 от 04.09.2018 утвердил две формы отчетности для некоммерческих организаций:

  • 1-СОНКО «Сведения о деятельности социально ориентированной некоммерческой организации». Этот отчет сдается ежегодно, не позднее 1 апреля.
  • 1-НКО «Сведения о деятельности некоммерческой организации». Это единовременная форма, которая должна быть сдана только за 2018 год. Отчитаться по ней необходимо всем НКО без исключения. Срок представления — 01 апреля 2019 года.

Продукты по направлению:

1С-Отчетность

Сервис передачи отчетности в контролирующие органы из программы 1С.

Астрал Отчет 4.5

Программа для отправки отчетности и организации документооборота с контрагентами.

Нюансы перехода некоммерческой организации на УСН

Ваша организация приняла решение со следующего года перейти на упрощенную систему налогообложения. Существуют ли ограничения или наоборот преференции для НКО? Читайте в статье, какие особенности нужно учесть таким организациям, чтобы грамотно перейти на «упрощенку».

Систематизируйте или обновите знания, получите практические навыки и найдите ответы на свои вопросы на курсах повышения квалификации в Школе бухгалтера. Курсы разработаны с учетом профстандарта «Бухгалтер».

Упрощенная система налогообложения применяется согласно главе 26.2 НК РФ. Правила, установленные этой главой распространяются на все организации, включая НКО.

Для того, чтобы применить УСН организация должна соответствовать определенным критериям:

Для главного бухгалтера предприятия на УСН программа профпереподготовки « Бухгалтерский и налоговый учёт, финансовая отчётность и планирование при УСН ». Подготовка на соответствие профстандарту «Бухгалтер» (код А,В).

Company News

Упрощенная система налогообложения (УСН) — один из специальных налоговых режимов, действующих в России. До недавнего времени организации, применяющие УСН, имели право не вести бухгалтерский учет в полном объеме. Теперь закон обязывает такие компании вести учет в общем порядке, но при этом большинство из них вправе использовать упрощенную систему бухгалтерского учета и отчетности. Разобраться во всех требованиях и ограничениях, чтобы не потерять право на выгодный спецрежим, поможет эта статья.

Все российские организации, в том числе и применяющие УСН, обязаны вести полноценный бухгалтерский учет и формировать свою бухгалтерскую (финансовую отчетность).

В то же время некоторым категориям организаций п. 4 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Федеральный закон N 402-ФЗ) предоставляет право применять упрощенную систему ведения бухгалтерского учета (УСВБУ), включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность. К ним отнесены субъекты малого предпринимательства и некоммерческие организации.

Какой учет ведет организация на «упрощенке»

Обязанность ведения бухгалтерского учета у организаций, применяющих УСН, является безусловной. Но те из них, кто входит в число организаций, указанных в п. 4 ст. 6 Федерального закона N 402-ФЗ, и не назван в п. 5 ст. 6, могут вести учет либо в общем порядке, либо применять упрощенные способы ведения учета. Все остальные «упрощенцы» ведут бухгалтерский учет в общем порядке.

Поскольку УСН предназначена именно для применения субъектами малого и среднего бизнеса, то большинство компаний, находящихся на «упрощенке», входят в число лиц, которым Федеральный закон N 402-ФЗ позволяет применять УСВБУ. В частности, такая возможность имеется у коммерческих фирм — субъектов малого предпринимательства, не являющихся микрофинансовыми организациями, и отчетность которых не подлежит обязательному аудиту.

Читайте так же:  Товары в пути проводки

Какие способы бухгалтерского учета считаются упрощенными

В 2016 году перечень УСВБУ расширился. В связи с этим финансисты продолжили разъяснять порядок применения упрощенной системы ведения бухгалтерского учета и отчетности с учетом дополнительных способов УСВБУ (Информация Минфина России от 29.06.2016 N ПЗ-3/2016 «Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности», далее — Информация N ПЗ-3/2016).

Минфин России отмечает, что организация, применяющая УСВБУ, при ведении бухгалтерского учета в упрощенном порядке может:

— сократить количество синтетических счетов в принимаемом ею рабочем плане счетов бухгалтерского учета по сравнению с типовым Планом счетов бухгалтерского учета, утвержденным Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н;

— применять упрощенную систему регистров бухгалтерского учета (п. 4 Информации N ПЗ-3/2016);

— вести бухгалтерский учет без использования регистров бухгалтерского учета имущества (простая форма) или с использованием таких регистров (п. 4.1 Информации N ПЗ-3/2016). Форма бухгалтерского учета без использования регистров бухгалтерского учета имущества (простая форма) предполагает регистрацию всех хозяйственных операций только в книге (журнале) учета фактов хозяйственной деятельности;

— использовать кассовый метод учета доходов и расходов (п. 5 Информации N ПЗ-3/2016). Выбор кассового метода — это право, а не обязанность организации. В то же время кассовый метод учета не дает полного представления о результатах хозяйственной деятельности и финансовом положении организации;

— признавать доходы и расходы по договору строительного подряда в соответствии с ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99, не применяя ПБУ 2/2008 «Учет договоров строительного подряда (п. 6 Информации N ПЗ-3/2016);

— принимать приобретенные МПЗ к бухгалтерскому учету по цене поставщика (п. 7 Информации N ПЗ-3/2016);

— признавать стоимость сырья, материалов, товаров, другие затраты на производство и подготовку к продаже продукции и товаров в составе расходов по обычным видам деятельности в полной сумме по мере их приобретения (осуществления) (п. 8 Информации N ПЗ-3/2016). Организация, применяющая УСВБУ, может признавать расходы на приобретение МПЗ, предназначенных для управленческих нужд, в составе расходов по обычным видам деятельности в полной сумме по мере их приобретения (п. 13.3 ПБУ 5/01).

Кроме того, организация, применяющая УСВБУ, может не создавать резервы под снижение стоимости материальных ценностей (п. 10 Информации N ПЗ-3/2016).

Следующая группа УСВБУ касается учета внеоборотных активов (основных средств и нематериальных активов).

Организация, применяющая УСВБУ, может определять первоначальную стоимость основных средств:

— при их приобретении за плату — по цене поставщика (продавца) и затрат на монтаж (при наличии таких затрат и если они не учтены в цене);

[2]

— при их сооружении (изготовлении) — в сумме, уплаченной по договорам строительного подряда и иным договорам, заключенным с целью сооружения (изготовления) основных средств.

Пункт 19 ПБУ 6/01 дает право организациям, применяющим УСВБУ:

— начислять годовую сумму амортизации основных средств единовременно по состоянию на 31 декабря отчетного года либо периодически в течение отчетного года за периоды, определенные самой организацией;

— начислять амортизацию производственного и хозяйственного инвентаря единовременно в размере первоначальной стоимости таких объектов при их принятии к бухгалтерскому учету.

Организация может не проводить переоценку основных средств для целей бухгалтерского учета.

В части учета нематериальных активов организация может:

— признавать расходы на приобретение (создание) объектов, которые подлежат принятию к бухгалтерскому учету в качестве нематериальных активов, в составе расходов по обычным видам деятельности в полной сумме по мере их осуществления (п. 15 Информации N ПЗ-3/2016);

— не проводить переоценку нематериальных активов для целей бухгалтерского учета (п. 16 Информации N ПЗ-3/2016);

Видео (кликните для воспроизведения).

— не отражать обесценение нематериальных активов в бухгалтерском учете (п. 17 Информации N ПЗ-3/2016).

Организация может списывать расходы по научно-исследовательским, опытно-конструкторским и технологическим работам на расходы по обычным видам деятельности в полной сумме по мере осуществления таких расходов (п. 14 ПБУ 17/02 «Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы», утвержденного Приказом Минфина России от 19.11.2002 N 115н).

Организация, применяющая УСВБУ, может:

— осуществлять последующую оценку всех финансовых вложений в порядке, установленном для финансовых вложений, по которым текущая рыночная стоимость не определяется. При этом организация, применяющая УСВБУ, может принять решение не отражать обесценение финансовых вложений в бухгалтерском учете в случаях, когда расчет величины такого обесценения затруднителен (п. 19 Информации N ПЗ-3/2016);

— не отражать оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы в бухгалтерском учете, в том числе не создавать резервы предстоящих расходов: на оплату отпусков работникам, выплату вознаграждений по итогам работы за год, гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание (п. 20 Информации N ПЗ-3/2016);

— признавать коммерческие и управленческие расходы в себестоимости проданной продукции полностью в отчетном году в качестве расходов по обычным видам деятельности (п. 21 Информации N ПЗ-3/2016);

— признавать расходы по займам прочими расходами (п. 22 Информации N ПЗ-3/2016);

— отражать в бухгалтерском учете и отчетности только суммы налога на прибыль отчетного периода без сумм, способных оказать влияние на величину налога последующих периодов. Организация может не раскрывать отложенные налоговые активы и обязательства (п. 23 Информации N ПЗ-3/2016);

— руководитель организации может принять ведение бухгалтерского учета лично на себя (п. 24 Информации N ПЗ-3/2016).

Как видим, перечень способов ведения учета, относимых Минфином России в состав УСВБУ, весьма обширный, однако какие из них использовать, организация вправе решить сама. На это особо обращено внимание в Информационном сообщении Минфина России от 24.06.2016 N ИС-учет-5 «Об упрощении ведения бухгалтерского учета субъектами малого предпринимательства и рядом иных организаций».

Упрощенная система формирования бухгалтерской отчетности

Теперь рассмотрим, как формировать упрощенную систему бухгалтерской отчетности.

Организациям, применяющим УСВБУ, следует исходить из того, что бухгалтерская отчетность должна давать достоверное и полное представление о ее финансовом положении, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении (п. 6 ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», утвержденного Приказом Минфина России от 06.07.1999 N 43н).

Организация на «упрощенке» может составлять бухгалтерскую отчетность в сокращенном объеме.

В частности, ведение отчета об изменениях капитала и о движении денежных средств может быть необходимо только лишь тогда, если без этой информации невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.

Кроме того, организация, применяющая УСВБУ, самостоятельно разрабатывает формы бухгалтерской отчетности. При этом она может использовать упрощенные формы бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и отчета о целевом использовании средств (п. 27 Информации N ПЗ-3/2016).

Формы бухгалтерской отчетности для «упрощенки» приведены в Приложении N 5 к Приказу Минфина России от 02.07.2010 N 66н.

НКО на УСН

А.К.Толмасова,
юрист Центра развития демократии и прав человека В июле 2002 г. Налоговый кодекс Российской Федерации дополнился новой главой 26.2 «Упрощенная система налогообложения». В отличие от действующего порядка, перейти на упрощенную систему с 1 января 2003 г. могут все организации, в том числе и некоммерческие, если их статус и деятельность отвечают заданному набору критериев.
Что собою представляет упрощенная система налогообложения (УСН), какие из НКО могут на нее перейти и нужно ли им это делать? Суть упрощенной системы налогообложения

Читайте так же:  Ккм для ип на усн

Организации, перешедшие на УСН, платят единый налог в размере 6 процентов с дохода или 15 процентов с дохода, уменьшенного на величину расходов. При этом единый налог заменяет собой налог на прибыль организаций, налог на добавленную стоимость, налог с продаж, налог на имущество организаций и единый социальный налог. Иные налоги уплачиваются организациями в соответствии с общим режимом налогообложения. Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, а также страховые взносы на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний уплачиваются в общем порядке.
Организации, применяющие УСН, не освобождаются от исполнения обязанностей налоговых агентов, т.е. они обязаны исчислять и перечислять в бюджет налог на доходы физических лиц, а в случае, например, аренды муниципального или государственного имущества — налог на добавленную стоимость.
Переход на УСН происходит добровольно путем подачи в налоговую инспекцию соответствующего заявления. Срок подачи заявления — с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, в котором налогоплательщик хочет перейти на УСН. Какие НКО могут перейти на упрощенную систему налогообложения?

Остановимся лишь на тех критериях, которые имеют непосредственное отношение к абсолютному большинству НКО.

Остальные критерии вообще не приложимы к НКО либо приложимы лишь теоретически (трудно найти НКО, которая являлась бы участником соглашения о разделе продукции). Некоторые сложности в понимании могут вызвать два следующих критерия.

Какой объект налогообложения выбрать?

Налогоплательщик самостоятельно может выбрать объект налогообложения: доходы либо доходы, уменьшенные на величину расходов. В первом случае налог составляет 6 процентов, во втором — 15. Объект налогообложения не может меняться налогоплательщиком в течение всего срока применения упрощенной системы налогообложения.
Некоммерческие организации, доходы которых состоят преимущественно (или полностью) из выручки, например образовательные организации, которые оказывают платные образовательные услуги, должны сделать выбор на основании экономических расчетов. Если же НКО значительную часть своих доходов получает в виде безвозмездных поступлений, то имеет смысл выбрать в качестве объекта доходы (и, соответственно, ставку 6 процентов), поскольку для такой НКО весьма проблематично зачесть свои так называемые целевые затраты в качестве расходов, на сумму которых могут быть уменьшены доходы.
Начиная с 1 января 2005 года для всех налогоплательщиков, применяющих УСН, объектом налогообложения будет признаваться только доход, уменьшенный на величину расходов (и, соответственно, ставка 15 процентов). Поэтому использовать ставку 6 процентов можно лишь в 2003-2004 годах. В чем преимущества перехода на УСН?

Нет смысла переходить на УСН тем организациям которые финансируют свою деятельность исключительно за счет бесспорно целевых поступлений и доля заработной платы в которых не превышает 15 процентов. Например, организациям, в которых нет сотрудников и вся деятельность которых сосредоточена на материальной помощи малоимущим.

Налогообложение некоммерческой организации на УСН

ИА ГАРАНТ
Вновь созданный благотворительный фонд применяет УСН с объектом налогообложения «доходы». В штате имеются два человека. На расчетный счёт поступают средства по договорам пожертвования, в которых не указано, на какие именно цели перечисляются средства. В уставе указано, что фонд имеет право расходовать на своё содержание до 20% от средств, расходуемых на благотворительную деятельность за год. Как вести раздельный учёт? С каких сумм нужно платить УСН?

  • регулярные и единовременные поступления от учредителей (участников, членов);
  • добровольные имущественные взносы и пожертвования;
  • выручка от реализации товаров, работ, услуг;
  • дивиденды (доходы, проценты), получаемые по акциям, облигациям, другим ценным бумагам и вкладам;
  • доходы, получаемые от собственности НКО;
  • другие не запрещенные законом поступления.

УСН в некоммерческих организациях

Формы работы некоммерческих организаций так же разнообразны, как сферы их деятельности, способы и источники финансовой поддержки. Изменения в законодательстве и другие обстоятельства способствуют росту интереса к вопросам их налогообложения. Важен вопрос использования УСН в некоммерческих организациях, который мы рассмотрим в этой статье.

Часто возникают вопросы по упрощенной системе налогообложения, ведь она наиболее популярна. Появилась упрощенка в июле 2002 года, а предназначалась она первоначально для субъектов малого предпринимательства. Как предписывает п. 2 ст. 346.12 НК РФ, чтобы иметь возможность перейти на УСН, доходы предприятия не должны быть больше 11 млн рублей (исключая налоги с продаж и НДС).

С января 2003 года к ограничениям, оговоренным в п. 3 ст. 346.12 НК РФ, «отсутствие предпринимательской деятельности» не относится. Таким образом, НКО получили возможность применять УСН. Переход может оказаться выгодным даже тем организациям, которые от своей деятельности дохода не получают. К тому же на УСН (как гласит п. 2 ст. 346.11 НК РФ) не платятся налоги на прибыль, имущество, ЕСН и НДС (исключая тот, что подлежит уплате при ввозе импорта, и налог по ст. 174.1 НК РФ).

Использование УСН для уплаты налогов предполагает две формы:

  • «Доходы» – когда процентная ставка составляет 6% от прибыли.
  • «Доходы минус расходы» – 15% разницы прибыли и потраченных средств.

Организация сама делает выбор в пользу любой из форм, а зависит это от видов деятельности, которыми она занимается. Применить УСН можно, подав заявление при регистрации или изменив на упрощенную действующую систему (начиная с очередного календарного года).

Любая НКО свободно перейдет на упрощенную систему при условии, что ее деятельность соответствует определенным критериям. Обратите внимание, что для использования УСН для НКО имеются ограничения:

  • Не более 100 человек – число наемных работников.
  • Не более 45 млн рублей – годовой доход.
  • Не более 100 млн рублей – стоимость имущества организации.

Многие НКО не ограничены в своем желании воспользоваться упрощенкой. Когда определяется порог дохода (60 млн рублей), служащий ограничением в применении этого режима налогообложения, в этой сумме не учитываются средства, полученные в качестве целевого финансирования. В этом главная особенность использования УСН в некоммерческих организациях.

Тем из них, кто выбрал упрощенку, придется завести книгу учета доходов и расходов, организовать учет показателей собственной деятельности. На их основе будет рассчитываться налоговая база и сумма самого налога. Не возбраняется и ведение бухучета. Если право на УСН будет утеряно, организация без особого труда сможет вернуться к общей системе налогообложения, а с ней – и к обязанностям по ведению бухгалтерского учета. Некоторые НКО, для которых применяется упрощенная система налогообложения, обязаны представлять налоговым органам декларации по месту фактического пребывания.

Пожертвования в бухучете НКО

Многие некоммерческие организации существуют только за счет благотворительных пожертвований. Вопросы о правильном учете поступающих средств нередко возникают у руководителей и бухгалтеров, один из них поступил на наш сайт.

«Можно ли считать перечисления на благотворительность пожертвованиями и будут ли такие взносы считаться доходами при УСН в общественной некоммерческой организации?»

Сначала необходимо разобраться с термином «Пожертвование»

В соответствии с Гражданским Кодексом Российской Федерации (статья 582), пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях. Пожертвования могут делаться гражданам, лечебным, воспитательным учреждениям, учреждениям социальной защиты и другим аналогичным учреждениям, благотворительным, научным и образовательным учреждениям, фондам, музеям и другим учреждениям культуры, общественным и религиозным организациям, иным некоммерческим организациям в соответствии с законом, а также государству и другим субъектам гражданского права, указанным в статье 124 ГК РФ.

Читайте так же:  Может ли ип получить имущественный вычет

Т.е. пожертвование может считаться таковым только в том случае, когда вещи или деньги передаются некоммерческой организации, государству или частному лицу.

В федеральном законе № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.
В соответствии с данным законом, благотворительной является деятельность, осуществляемая в целях:

Чтобы Ваша НКО могла осуществлять благотворительную деятельность, она должна иметь в уставе хотя бы один из перечисленных выше видов деятельности. Если же таких видов деятельности нет, то и осуществлять благотворительную деятельность организация права не имеет.

Соответственно, перечисления на оказание благотворительной помощи или на осуществление благотворительной деятельности, поступившие на счет или в кассу некоммерческой организации, являются пожертвованиями.

При этом необходимо учитывать, что возможность сбора благотворительных пожертвований должна быть отражена в Уставе организации и соответствовать выбранному коду ОКВЭД, а также список видов деятельности организации должен включать хотя бы один из указанных в 135-ФЗ.

Теперь необходимо разобраться, является ли пожертвование базой для исчисления налога, уплачиваемого при применении УСН.

Согласно Налоговому Кодексу Российской Федерации (статья 251 часть 2), при определении налоговой базы не учитываются целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления и решений органов управления государственных внебюджетных фондов, а также целевые поступления от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению. При этом налогоплательщики — получатели указанных целевых поступлений обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (понесенных) в рамках целевых поступлений.

В том числе к целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности относятся и средства и иное имущество, имущественные права, которые получены на осуществление благотворительной деятельности (пункт 4 части 2 статьи 251 НК РФ).

Таким образом, пожертвование на благотворительную деятельность, не является доходом и не облагается налогом, уплачиваемом при применении УСН, но только при условии ведения раздельного учета доходов и расходов в организации. О том, как это сделать, можно прочитать в специальной статье на нашем сайте.

Подведем итог

Для того, чтобы пожертвования (перечисления на благотворительность) не считались доходом, некоммерческая организация должна:

  • иметь в Уставе соответствующие 135 ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» виды деятельности;
  • иметь в Уставе указание на то, что организация может привлекать пожертвования от физических и юридических лиц (как правило, данный пункт включается в раздел «Источники формирования имущества»);
  • вести раздельный учет доходов и расходов организации, в том числе по поступающим на её расчетный счет и в кассу пожертвованиям.

Несмотря на то, что нормативно-правовая база в данном случае четко указывает на то, что благотворительные пожертвования не являются доходом, во избежание возможных споров с ИФНС рекомендуем внимательнее относится к формулировке, с которой данные средства поступают на счет или в кассу организации.

Если у Вас много жертвователей, просто разместите список рекомендуемых формулировок в разделе с реквизитами счета для приема пожертвований: «Целевое пожертвование на осуществление благотворительной деятельности», «Целевое пожертвование на ведение уставной деятельности», «Целевое пожертвование на реализацию благотворительной программы «…» и т.п.

Некоммерческие организации: можно ли перейти на УСН

«Российский налоговый курьер», N 12, 2003

Новая упрощенная система налогообложения столь привлекательна, что перейти на нее не прочь даже некоммерческие организации. Могут ли они это сделать? Не будем торопиться с ответом.

Прежде вспомним условие, которому должна удовлетворять организация, чтобы перейти на упрощенную систему налогообложения (УСН). Оно таково: по итогам девяти месяцев года, в котором организация подает заявление о переходе на УСН, доход от реализации не должен превышать 11 млн руб. (без учета НДС и налога с продаж). Об этом гласит п.2 ст.346.12 НК РФ.

[3]

В п.3 ст.346.12 Кодекса приведен список ограничений по переходу на УСН. Отсутствие у организации предпринимательской деятельности и доходов от нее таким ограничением не является. Соответственно, если организация является некоммерческой, это вовсе не означает, что она не может перейти на упрощенную систему.

Стало быть, некоммерческие организации могут воспользоваться УСН? Не все так просто. Дело в том, что пп.14 п.3 ст.346.12 НК РФ запрещает применять УСН организациям, в которых доля непосредственного участия других организаций составляет более 25% (данное ограничение в определенных случаях не распространяется на организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов).

Организациями для целей налогообложения являются все юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ. К организациям также относятся иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории России (п.2 ст.11 НК РФ).

При определении доли участия одной организации в другой следует руководствоваться нормами гражданского законодательства. Под участием в организации понимается участие ее учредителей или участников в образовании имущества организации (ст.48 ГК РФ). Причем учредители (участники) могут иметь имущественные права в отношении организации, а могут и не иметь их.

В пп.14 п.3 ст.346.12 НК РФ не сказано, что под непосредственным участием в организации других организаций понимается только участие учредителей и участников, имеющих в отношении этой организации имущественные права. Значит, под непосредственным участием в организации других организаций следует понимать любое участие учредителей или участников — организаций. Имеют ли они имущественные права в отношении данной организации, роли не играет.

Запомним этот вывод и поговорим о каждой организационно-правовой форме, в которой может существовать некоммерческая организация, отдельно.

Благотворительные и другие фонды

Фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная на основе добровольных имущественных взносов гражданами и (или) юридическими лицами, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели. Данное определение содержится в ст.7 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

Таким образом, если при учреждении фонда доля имущественных взносов учредителей-организаций превысит 25% от общей суммы имущественных взносов, фонд не вправе применять УСН.

Под профсоюзом понимается добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов. Об этом гласит ст.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности».

Согласно ст.24 данного Закона источники, порядок формирования имущества и использования средств профсоюзов определяются их уставами и положениями о первичных профсоюзных организациях. При отсутствии доли участия (имущественных взносов, в том числе вступительных и членских) со стороны учредителей и участников-организаций профсоюз вправе применять УСН. Точно так же можно перейти на упрощенную систему, если доля участия организаций в имуществе профсоюза не превышает 25%.

Читайте так же:  Ведомость выдачи материальных ценностей на нужды учреждения

Профсоюзы могут объединяться в ассоциации и объединения. Профсоюзы являются юридическими лицами, поэтому в ассоциациях и объединениях доля участия организаций фактически составляет 100%. Соответственно, такие ассоциации и объединения не могут перейти на УСН.

Ассоциации коммерческих организаций

Коммерческие организации в целях координации своей предпринимательской деятельности, а также представления и защиты общих имущественных интересов могут по договору между собой создавать объединения в форме ассоциаций. Такое право им предоставлено ст.121 ГК РФ.

Очевидно, что доля участия организаций в созданной ими ассоциации составляет 100%. Следовательно, ассоциация не вправе применять УСН.

Образовательные учреждения

Образовательные учреждения могут быть государственными, муниципальными или негосударственными (частными, учреждениями общественных и религиозных организаций и объединений). Об этом гласит ст.12 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 «Об образовании».

Учредителями образовательного учреждения могут выступать:

  1. органы государственной власти и органы местного самоуправления;
  2. отечественные и иностранные организации всех форм собственности, их объединения (ассоциации и союзы);
  3. отечественные и иностранные общественные и частные фонды;
  4. общественные и религиозные организации (объединения), зарегистрированные на территории РФ;
  5. российские и иностранные граждане.

Учредителями образовательного учреждения могут быть одновременно несколько лиц.

Для обеспечения образовательной деятельности учредитель закрепляет за образовательным учреждением имущество, принадлежащее учредителю на праве собственности или арендуемое им у третьего лица.

Исходя из сказанного негосударственные образовательные учреждения, в которых доля имущественных взносов учредителей-организаций составляет более 25% от общей суммы имущественных взносов, не вправе применять УСН.

Торгово-промышленные палаты

Торгово-промышленная палата (ТПП) является негосударственной некоммерческой организацией, объединяющей российские предприятия и предпринимателей. Об этом сказано в ст.1 Закона РФ от 07.07.1993 N 5340-1 «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации».

Источниками формирования имущества ТПП являются, в частности, вступительные и членские взносы ее членов. Если данные взносы организаций — членов ТПП составляют более 25% от общей суммы вступительных и членских взносов, территориальная палата не вправе применять упрощенную систему.

Автономная некоммерческая организация

Автономной некоммерческой организацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов. Целью ее учреждения является предоставление услуг в области образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных услуг. Об этом гласит ст.10 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

Если при учреждении автономной некоммерческой организации доля учредителей-организаций превысит 25%, некоммерческая организация не вправе применять упрощенную систему.

Политическая партия

Политическая партия должна иметь региональные отделения. Под региональным отделением понимается структурное подразделение партии, созданное по решению ее уполномоченного руководящего органа и осуществляющее свою деятельность на территории субъекта РФ. Партия может иметь иные структурные подразделения. Это следует из п.п.2 и 3 ст.3 Федерального закона от 11.07.2001 N 95-ФЗ «О политических партиях».

Партия и ее региональные отделения подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» с учетом специального порядка их регистрации. Деятельность партии и ее региональных отделений осуществляется в полном объеме, в том числе как юридических лиц с момента государственной регистрации. Иные структурные подразделения политической партии также могут быть наделены статусом юридического лица (то есть считаться организацией для целей налогообложения).

В собственности партии может находиться любое имущество, необходимое для обеспечения ее деятельности, в том числе переданное политической партии ее организационным комитетом. Собственником имущества партии, включая имущество ее региональных отделений и иных структурных подразделений, является партия в целом.

Таким образом, если в образовании имущества политической партии, в том числе ее структурных подразделений, участвуют другие организации и доля такого участия составляет более 25%, политическая партия и ее региональные отделения не могут применять УСН.

Бюджетное учреждение

Бюджетное учреждение — организация, созданная органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера. Деятельность такого учреждения финансируется из бюджета или государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов (ст.161 Бюджетного кодекса РФ).

Органы государственной власти и органы местного самоуправления могут своими действиями от имени России, субъектов РФ и муниципальных образований приобретать и осуществлять имущественные права и обязанности (ст.125 ГК РФ). Государственные органы власти и органы местного самоуправления являются юридическими лицами (и, соответственно, организациями в том смысле, который вкладывает в это понятие ст.11 НК РФ).

Таким образом, если совокупная доля участия федеральной собственности, собственности субъектов РФ или муниципальных образований в бюджетном учреждении составляет более 25%, учреждение не вправе применять УСН.

Другие ограничения для перехода на УСН

Мы рассмотрели положение ст.346.12 Кодекса, запрещающее переходить на упрощенную систему организациям, доля участия в которых других организаций превышает 25%. Однако в ст.346.12 есть и другие ограничения, которые распространяются в том числе и на некоммерческие организации. В частности, не могут перейти на упрощенную систему организации, имеющие филиалы или представительства (пп.1 п.3).

Напомним, что представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту. Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства (ст.55 ГК РФ).

Обратите внимание: перейти на УСН не могут только организации, которые имеют обособленные подразделения, являющиеся филиалами и представительствами. Они должны быть указаны в таком качестве в учредительных документах организации, наделены ее имуществом и действовать на основании положений, утвержденных организацией. Организации (в том числе некоммерческие), имеющие иные обособленные подразделения, при соблюдении всех других условий, предусмотренных ст.346.12 НК РФ, вправе применять упрощенную систему.

Кроме того, некоммерческая организация не вправе воспользоваться УСН, если средняя численность ее работников за налоговый (отчетный) период превышает 100 человек либо если стоимость основных средств и нематериальных активов по данным бухучета больше 100 млн руб.

Видео (кликните для воспроизведения).

Если все условия, предусмотренные ст.346.12 НК РФ, соблюдены, некоммерческая организация вправе перейти на упрощенную систему. Для этого ей необходимо подать в налоговую инспекцию по месту своего нахождения заявление не позднее срока, установленного в п.1 ст.346.13 Кодекса.

Источники


  1. Глинка-Янчевский, С.К. Во имя идеи; СПб.; Типография Э. Арнгольда, Литейный проспект,№59, 2011. — 196 c.

  2. Чашин, А. Н. Что такое исполнительное производство и как гражданину общаться с судебным приставом / А.Н. Чашин. — М.: Дело и сервис, 2016. — 240 c.

  3. Рыжаков, А. П. Защитник в уголовном процессе / А.П. Рыжаков. — М.: Экзамен, 2016. — 480 c.
  4. Правоведение. Шпаргалка. — Москва: ИЛ, 2014. — 892 c.
  5. Малько, А.В. Теория государства и права / А.В. Малько. — М.: Юридический центр Пресс, 2007. — 768 c.
Нко на усн
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here