Недоимка по страховым взносам в пфр

Важный материал на тему: "Недоимка по страховым взносам в пфр" с профессиональной точки зрения. Если возникнут вопросы, вы всегда их можете задать дежурному юристу.

Утвержден порядок признания ПФР безнадежными к взысканию сумм недоимки по страховым взносам

Syda_Productions / Depositphotos.com

Документом определены правила признания территориальными органами ПФР безнадежными к взысканию сумм недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование, задолженности по пеням и штрафам, числящихся за плательщиками страховых взносов по состоянию на 1 января 2017 года, и их списания.

Так, основаниями для признания безнадежными к взысканию и подлежащими списанию недоимки и задолженности по пеням и штрафам признаются:

  • утрата на 1 января 2017 года возможности их взыскания в связи с истечением срока взыскания;
  • отсутствие акта суда, в соответствии с которым утрачена возможность взыскания недоимки и задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением срока их взыскания, в том числе определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки и задолженности по пеням и штрафам.

При наличии этих оснований территориальные органы ПФР оформляют справку о суммах недоимки и задолженности по каждому плательщику страховых взносов. При этом решение о признании недоимки и задолженности принимается на основании документов, подтверждающих применение мер по взысканию недоимки и задолженности по пеням и штрафам, либо акта об уничтожении документов в связи с истечением сроков их хранения. Также подтверждению служат справка о принятых мерах по обеспечению взыскания недоимки и задолженности по пеням и штрафам и справка о суммах недоимки и задолженности по пеням и штрафам, невозможных к взысканию в связи с истечением до 1 января 2017 года сроков их взыскания, по каждому плательщику страховых взносов.

Как изменился порядок администрирования страховых взносов с 1 января 2017 года? Узнайте из «Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей» интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

Перечисленные документы направляются на рассмотрение комиссии по признанию безнадежными к взысканию и списанию недоимки и задолженности, созданной территориальными органами ПФР на постоянной основе. Комиссия должна в течение трех рабочих дней рассмотреть документы и путем открытого голосования (простым большинством голосов членов комиссии, присутствующих на заседании) принять соответствующее решение.

По итогам заседания комиссии оформляется протокол, на основании которого не позднее следующего рабочего дня после проведения заседания готовится проект решения о признании недоимки и задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию и их списании. На основании этого проекта территориальные органы ПФР принимают решение о признании недоимки и задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию и их списании. Решение подписывается руководителем (его заместителем) и главным бухгалтером территориального органа ПФР.

Одновременно постановлением утверждены формы справки о суммах недоимки и задолженности по пеням и штрафам, невозможных к взысканию в связи с истечением до 1 января 2017 года сроков их взыскания, а также решения о признании недоимки и задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию и их списании.

Приложение N 7. Форма 5-ПФР «Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов»

См. форму требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов (форма 4-ПФР), утвержденную постановлением Правления ПФР от 11 января 2016 г. N 1п

Информация об изменениях:

Приказом Минтруда России от 7 сентября 2015 г. N 602н в приложение внесены изменения

См. данную форму в редакторе MS-Word

Приложение N 7
к приказу Министерства труда
и социальной защиты РФ
от 27 ноября 2013 г. N 698н
(с изменениями 7 сентября 2015 г.)

>
N 8. Форма 5-ФСС РФ «Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов»
Содержание
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 27 ноября 2013 г. N 698н «Об утверждении форм документов, применяемых.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Недоимка по страховым взносам в ПФР

Заплатить налоги необходимо до 2 декабря. Если у вас есть вопросы о порядке уплаты или расчете налогов, присылайте их на [email protected] Ответы на самые популярные из них мы опубликуем на портале ГАРАНТ.РУ.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Постановление Пенсионного фонда России от 12 февраля 2018 г. № 49п «Об утверждении Порядка признания безнадежными к взысканию сумм недоимки по страховым взносам, задолженности по пеням и штрафам и их списания”

В целях реализации статьи 19 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, № 27, ст. 4183; 2018, № 1, ст. 20) Правление Пенсионного фонда Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемый Порядок признания безнадежными к взысканию сумм недоимки по страховым взносам, задолженности по пеням и штрафам и их списания.

2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правления ПФР Петрову Н.В.

Председатель А. Дроздов

Зарегистрировано в Минюсте РФ 24 апреля 2018 г.
Регистрационный № 50878

Утвержден
постановлением Правления ПФР
от 12 февраля 2018 г. № 49п

Порядок
признания безнадежными к взысканию сумм недоимки по страховым взносам, задолженности по пеням и штрафам и их списания

1. Настоящий Порядок признания безнадежными к взысканию сумм недоимки по страховым взносам, задолженности по пеням и штрафам и их списания (далее — Порядок) определяет правила признания территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации (далее — ПФР) безнадежными к взысканию сумм недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование, взносам, уплачиваемым организациями угольной промышленности, и организациями, использующими труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, на выплату доплаты к пенсии (далее — недоимка), задолженности по пеням и штрафам, числящихся за плательщиками страховых взносов по состоянию на 1 января 2017 года, и их списания.

Читайте так же:  Метод сопоставимых рыночных цен анализа рынка

2. Признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка и задолженность по пеням и штрафам в случае утраты на 1 января 2017 года возможности их взыскания в связи с истечением срока их взыскания, установленного Федеральным законом от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», и отсутствием акта суда, в соответствии с которым утрачена возможность взыскания недоимки и задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки и задолженности по пеням и штрафам.

3. При наличии оснований для признания недоимки и задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию и списания территориальные органы ПФР оформляют справку о суммах недоимки и задолженности по пеням и штрафам, невозможных к взысканию в связи с истечением до 1 января 2017 года сроков их взыскания, по каждому плательщику страховых взносов.

4. Территориальные органы ПФР принимают решение о признании недоимки и задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию и их списании по основаниям, установленным пунктом 2 Порядка и подтвержденным следующими документами:

а) документы, подтверждающие применение мер по взысканию недоимки и задолженности по пеням и штрафам, либо акт об уничтожении документов в связи с истечением сроков их хранения;

б) справка о принятых мерах по обеспечению взыскания недоимки и задолженности по пеням и штрафам;

в) справка о суммах недоимки и задолженности по пеням и штрафам, невозможных к взысканию в связи с истечением до 1 января 2017 года сроков их взыскания, по каждому плательщику страховых взносов.

5. Документы, указанные в пункте 4 Порядка, направляются на рассмотрение комиссии по признанию безнадежными к взысканию и списанию недоимки и задолженности (далее — Комиссия), созданной территориальными органами ПФР на постоянной основе.

6. Положение о Комиссии и ее состав утверждаются руководителем территориального органа ПФР.

7. Заседание Комиссии правомочно при наличии кворума, который составляет не менее половины членов состава Комиссии.

8. Комиссия проводит заседания по мере необходимости.

[1]

9. Срок рассмотрения Комиссией документов, указанных в пункте 4 Порядка, не должен превышать трех рабочих дней.

10. Решение Комиссии принимается путем открытого голосования простым большинством голосов членов Комиссии, присутствующих на заседании. При равенстве голосов голос председательствующего на заседании Комиссии является решающим.

11. По итогам заседания Комиссии оформляется протокол, который подписывается присутствующими членами Комиссии, и не позднее следующего рабочего дня после проведения заседания Комиссии готовится проект решения о признании недоимки и задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию и их списании (далее — проект решения).

12. На основании проекта решения территориальные органы ПФР принимают решение о признании недоимки и задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию и их списании, которое подписывается руководителем (заместителем руководителя) территориального органа ПФР и главным бухгалтером территориального органа ПФР.

Приложение 1
к Порядку признания безнадежными к взысканию сумм
недоимки по страховым взносам, задолженности
по пеням и штрафам и их списания,
утвержденному постановлением Правления ПФР
от 12 февраля 2018 г. № 49п

Место штампа территориального органа
ПФР

о суммах недоимки и задолженности по пеням и штрафам,

невозможных к взысканию в связи с истечением до 1 января 2017 года сроков

(полное наименование организации, фамилия, имя, отчество, дата рождения

индивидуального предпринимателя, физического лица)

Регистрационный номер в ПФР ¦ ¦ — ¦ ¦ — ¦ ¦

4. Реквизиты документа, подтверждающего принятие последней меры по

(наименование документа, номер и дата)

5. Дата истечения срока взыскания недоимки и задолженности по пеням

Руководитель (заместитель руководителя) территориального органа ПФР
Главный бухгалтер территориального органа ПФР (подпись) (фамилия, инициалы)
(подпись) (фамилия, инициалы)
(Должность специалиста, составившего справку) (подпись) (фамилия, инициалы)

Место печати
территориального органа ПФР

Приложение 2
к Порядку признания безнадежными к взысканию сумм
недоимки по страховым взносам, задолженности
по пеням и штрафам и их списания,
утвержденному постановлением Правления ПФР
от 12 февраля 2018 г. № 49п

Место штампа территориального
органа ПФР

о признании недоимки и задолженности по пеням и штрафам безнадежными к

взысканию и их списании

На основании части 3 статьи 19 Федерального закона от 3 июля 2016 г.

№ 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты

Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных

законодательных актов (положений законодательных актов) Российской

Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в

части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с

передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых

взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование»

(Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, № 27, ст. 4183;

2018, № 1, ст. 20) признать недоимку и задолженность по пеням и штрафам,

числящиеся за плательщиком страховых взносов ____________________________

(полное наименование организации, Ф.И.О. индивидуального предпринимателя,

физического лица, ИНН/КПП) в размере:

на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской

Федерации, всего — _________________ рублей, копеек;

на страховую часть трудовой пенсии (с 1 января 2015 г. — на страховую

пенсию) — _________________ рублей, копеек;

на накопительную часть трудовой пенсии (с 1 января 2015 г. — на

накопительную пенсию) -_________________ рублей, копеек;

на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного

на дополнительное социальное обеспечение организаций угольной

промышленности — _________________ рублей, копеек;

на дополнительное социальное обеспечение организаций, использующих труд

членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации,

-_________________ рублей, копеек;

в Пенсионный фонд Российской Федерации, всего — ________ рублей, копеек;

на недоимку по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии (с 1

января 2015 г. — на страховую пенсию) — __________________ рублей,

на недоимку по страховым взносам на накопительную часть трудовой пенсии

(с 1 января 2015 г. — на накопительную пенсию) — __________________

в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования —

__________________ рублей, копеек;

на дополнительное социальное обеспечение организаций угольной

промышленности — __________________ рублей, копеек;

на дополнительное социальное обеспечение организаций, использующих труд

членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации,

-__________________ рублей, копеек;

в Пенсионный фонд Российской Федерации — __________________ рублей,

Читайте так же:  Плата за негативное воздействие на окружающую среду

в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования —

__________________ рублей, копеек;

на дополнительное социальное обеспечение организаций угольной

промышленности — __________________ рублей, копеек;

на дополнительное социальное обеспечение организаций, использующих труд

Видео (кликните для воспроизведения).

членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации

-__________________ рублей, копеек

(указываются конкретные документы, подтверждающие основания

для признания безнадежными к взысканию и списания недоимки

по страховым взносам и задолженности по пеням и штрафам

[3]

с указанием всех его реквизитов)

в связи с утратой на 1 января 2017 года возможности взыскания недоимки и

задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением срока их взыскания,

установленного Федеральным законом от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О

страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд

социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд

обязательного медицинского страхования», и отсутствием акта суда, в

соответствии с которым утрачена возможность взыскания недоимки и

задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного

срока их взыскания, в том числе определения об отказе в восстановлении

пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки и

задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию и произвести их

Руководитель (заместитель руководителя)

____________________________________________ ____________ _______________

(наименование территориального органа ПФР) (подпись) (Ф.И.О.)

Место печати территориального органа ПФР

Обзор документа

Регламентирован порядок признания территориальными органами ПФР безнадежными к взысканию сумм недоимки по страховым взносам, задолженности по пеням и штрафам и их списания.

В связи с передачей с 1 января 2017 г. полномочий по администрированию страховых взносов налоговым органам территориальные органы ПФР признают безнадежными к взысканию суммы недоимки и задолженности, числящиеся за плательщиками страховых взносов по состоянию на 1 января 2017 г.

Недоимка и задолженность признаются безнадежными к взысканию и списываются в случае утраты на 1 января 2017 г. возможности их взыскания в связи с истечением срока взыскания.

Прописана процедура принятия решения о признании недоимки и задолженности безнадежными к взысканию и их списании.

Пени за просрочку взносов в ПФР

При нарушении срока уплаты страховых взносов в ПФР плательщику этих взносов будут начислены пени (ст. 25 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ ).

Пени за просрочку взносов в ПФР: за какие дни начисляются

Пени в ПФР начисляются за каждый день просрочки начиная со дня, следующего за днем, установленным для перечисления взносов, по день их уплаты (включительно).

Как рассчитать пени по страховым взносам

Рассчитать сумму пени в ПФР вы можете, воспользовавшись нашим Калькулятором.

Пени за несвоевременную уплату взносов в ПФР: КБК

Перечисляя в бюджет пени в ПФР, в платежном поручении нужно указать КБК, отличный от того, который вы указываете при уплате самой суммы страховых взносов.

В поле 104 платежки нужно указать — 39210202010062100160.

Образец платежного поручения на уплату пени в Пенсионный фонд вы найдете в отдельном материале.

Когда не придется платить пени в ПФР

Если недоимка по страховым взносам образовалась в результате того, что плательщик руководствовался разъяснениями контролирующих органов, которые были даны лично ему или же предназначались для неопределенного круга лиц, то пени в этом случае не начисляются (ч. 9 ст. 25 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ ).

Также пени не будут начислены, если плательщик не смог вовремя уплатить страховые взносы в силу того, что по решению суда у него были заблокированы счета в банке или был наложен арест на имущество (ч. 4 ст. 25 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ ).

Если плательщик не уплатит пени самостоятельно

Тогда сумму пени могут взыскать принудительно за счет денег на счетах плательщика или за счет его имущества (ч. 8 ст. 25 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ ).

Отделение ПФР принимает решение о списании недоимки по страховым взносам за 2002-2009 годы

Подписка на новости

Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail.

31 октября 2011 16:04

Отделение Пенсионного фонда России по Тульской области сообщает, что в соответствии с пунктом 4 статьи 60 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» недоимка (задолженность) по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, образовавшаяся на 31 декабря 2009 года (включительно), задолженность по начисленным пеням и штрафам, взыскание которой оказалось невозможным в силу причин экономического, социального или юридического характера, признаются безнадежными и списываются в порядке, установленным Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.10.2009 № 820 «О признании безнадежными к взысканию и списания недоимки по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды и задолженности по начисленным пеням и штрафам» установлено, что решение о признании безнадежными к взысканию и списании недоимки и задолженности принимается:

— Пенсионным фондом РФ в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в фонды обязательного медицинского страхования;

— Фондом социального страхования РФ в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации.

Отделением ПФР решения принимаются в случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, подлежащая признанию безнадежной, составляет более 1 млн.рублей.

Территориальными органами Отделения, по месту регистрации плательщика страховых взносов, решения принимаются в случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, подлежащая признанию безнадежной, составляет менее 1 млн.рублей.

В соответствии с распоряжением Правления ПФР от 24.06.2011 № 228р «Об организации работы территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации по работе с плательщиками страховых взносов по признанию безнадежной к взысканию и списанию недоимки по страховым взносам» Отделением ПФР по Тульской области с октября 2011 года организована работа по принятию решений о признании безнадежной к взысканию и списании недоимки по страховым взносам, образовавшейся за 2002-2009 годы, и задолженности по начисленным на нее пеням и штрафам в отношении ликвидированных плательщиков страховых взносов (организаций), признанных банкротами индивидуальных предпринимателей и умерших (признанных умершими) физических лиц.

По состоянию на 1 ноября 2011 года признана безнадежной к взысканию и списана недоимка по страховым взносам и задолженность по пеням и штрафам по 37 организациям на сумму более 130 млн.рублей.

Как можно узнать задолженность по страховым взносам?

Задолженность по страховым взносам — вопрос, интересный не только страхователям-работодателям и работающим «на себя» лицам, стоящим на учете в фондах как плательщики взносов. Это актуально также и для будущих пенсионеров, заинтересованных в своевременной уплате взносов работодателями. Рассмотрим способы получения информации о задолженности по страховым взносам разными категориями лиц.

Кому нужны сведения о задолженности по страховым взносам?

Уплата взносов в Пенсионный фонд и Фонд социального страхования осуществляется следующими категориями лиц:

  1. Страхователи-работодатели (в том числе ИП), нанимающие работников, с зарплаты которых они уплачивают взносы в ПФР и ФСС, и ежеквартально отчитывающиеся перед этими фондами. При этом оплата взносов на ОМС и отчетность по ним осуществляются через ПФР.
  2. Застрахованные лица, работающие «на себя», которые не являются работодателями, не отчитываются перед фондами, но уплачивают взносы в ПФР и на ОМС. Размер их взносов зависит от величины МРОТ и определяется суммой годового дохода. При доходе до 300 000 руб. взнос будет фиксированным. Информация о сумме годового дохода в ПФР, курирующий также взносы на ОМС, поступает из налоговой инспекции. Если отчет в ИФНС не сдан, а лицо, обязанное платить взносы, учтено в ПФР как их плательщик, то сумма годового платежа будет рассчитана ПФР самостоятельно как максимально возможная (от восьмикратного МРОТ). Неосуществление деятельности без снятия с учета в ПФР не является основанием для прекращения платежей в фонды.
Читайте так же:  Амортизация определение

Для двух этих категорий лиц важна их собственная задолженность перед фондами, и они интересуются такой задолженностью наиболее часто.

Вопрос, оплачены ли работодателем взносы с заработной платы в ПФР, волнует также будущих пенсионеров. От этого обстоятельства зависит, будут ли взносы учтены при расчете пенсии.

В сверке расчетов с ПФР заинтересованы, кроме того, люди, добровольно перечисляющие туда дополнительные взносы на формирование накопительной части пенсии.

Как узнать задолженность по взносам страхователю-работодателю?

Наибольшее количество способов получения информации о задолженности перед фондами существует для страхователей-работодателей, регулярно предоставляющих отчетность в ПФР и ФСС, уплачивающих туда взносы и подлежащих проверкам со стороны фондов. К ним относятся следующие возможности:

  1. Реальная задолженность по страховым взносам ежеквартально отражается в отчетности.

При приемке отчетности на бумажном носителе и в ПФР, и в ФСС ее цифры при несовпадении данных будут скорректированы в отчете в соответствии с информацией фонда. При электронной сдаче отчетности ПФР не примет отчет, пока данные страхователя и ПФР не будут согласованы. А ФСС, приняв отчет в электронном виде, после проведения его проверки пришлет страхователю письмо с просьбой об уточнении отчетности.

Поэтому данные квартального отчета являются надежным источником для сверки сальдо расчетов по взносам в фонды. Недостаток такой сверки заключается в том, что в отчетности отсутствуют данные по пеням и штрафам.

Об ответственности за неуплату взносов читайте в статье «Какая ответственность за неуплату страховых взносов?»

  1. Оперативно на любую дату, указанную в запросе, можно получить данные о состоянии задолженности по страховым взносам перед ПФР тем страхователям-работодателям, которые сдают туда отчетность в электронном виде. Программы электронной сдачи отчетности позволяют формировать электронный запрос о состоянии расчетов и тем же путем получать ответ от ПФР в течение 1–2 рабочих дней. В справке ПФР будут отражены долги по всем видам платежей, имеющихся перед ПФР.
  2. Исчерпывающая информация о наличии задолженности и перед ПФР, и перед ФСС будет предоставлена страхователю-работодателю в ответ на его письменный запрос, направленный непосредственно в соответствующий фонд. Ответ в виде справки, составленной по форме ПФР либо ФСС, должен быть готов для передачи страхователю в течение 5 рабочих дней со дня получения фондом запроса. Справка может быть получена либо в фонде, либо по почте.
  3. Страхователь-работодатель может оперативно отслеживать информацию о состоянии задолженности перед ПФР в личном кабинете, созданном на сайте ПФР.

[2]

О возможностях личного кабинета можно узнать, прочитав статью «Личный кабинет плательщика страховых взносов: доступ»

Как узнать задолженность по взносам застрахованному лицу?

Застрахованное лицо, не являющееся работодателем, для получения информации о задолженности по страховым взносам перед ПФР может использовать два способа:

  1. Направить письменный запрос о состоянии расчетов. Ответ на запрос в виде справки по форме ПФР должен быть предоставлен застрахованному лицу лично или направлен по почте в течение 5 рабочих дней со дня направления запроса в фонд.
  2. Получить информацию через личный кабинет, созданный на сайте ПФР. В личном кабинете застрахованное лицо может самостоятельно сформировать и распечатать справку о состоянии расчетов, а может в электронном виде передать запрос в ПФР о формировании такого документа для пересылки по почте или для получения лично.

Как узнать задолженность по взносам будущему пенсионеру?

Будущие пенсионеры могут получить интересующую их информацию по ПФР следующим образом:

  1. При личном обращении в ПФР с паспортом и свидетельством СНИЛС.
  2. В личном кабинете налогоплательщика, зарегистрированного на сайте госуслуг.
  3. В личном кабинете застрахованного лица, созданном на сайте ПФР.

Порядок действия страхователей по «старым», уплаченным до 2010 года, взносам

Опубликовано в журнале «БУХ.1С» № 10/2010

Несмотря на отмену с 2010 году единого cоциального налога, налогоплательщикам еще по крайней мере в течение трех лет придется с ними сталкиваться: во время налоговых проверок прошлых периодов, при выявлении переплат. Как в этих случаях действовать и какими нормативными документами руководствоваться (с учетом появившихся в недавнее время разъяснений) анализирует Л.П. Фомичева, аттестованный аудитор Минфина России, налоговый консультант.

Порядок возврата переплаты в ФСС по «старым» взносам

Несмотря на отмену ЕСН с 1 января 2010 года, все расчеты по налогу за периоды, окончившиеся к этой дате, должны быть произведены в порядке, установленном в главой 24 НК РФ ( ст. 38 Федерального закона от 24.07.2009 № 213-ФЗ ). Это значит, что уточненные декларации по ЕСН за периоды до 2010 года (за 3 года, предшествующих году проверки — за 2007, 2008 и 2009 гг.) следует подавать в свою налоговую инспекцию ( п. 7 ст. 243 , п. 7 ст. 244 НК РФ ). Налоговые органы вправе в течение трех лет (до 2013 года по отчетному периоду 2009 г.) проводить выездные проверки по ЕСН ( п. 4 ст. 89 НК РФ , письмо Минздравсоцразвития России от 26.05.2010 № 1344-19).

Кроме того, у налоговых органов сохраняется право по результатам проверок взыскать выявленную недоимку по ЕСН, а также пени и штрафы в порядке статей 46 — 48 НК РФ . Недоимка по ЕСН и пенсионным взносам за период 2002-2009 гг. должна поступать на КБК, которые администрирует ФНС России. Данная норма определена в статье 38 Закона № 213-ФЗ, пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 30.11.2009 № 307-ФЗ «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» и пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 28.11.2009 № 294-ФЗ «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов».

Читайте так же:  Гсм и налог на прибыль

Налоговые органы также должны зачитывать или возвращать переплаты по ЕСН (кроме взносов в ПФР*) по правилам, установленным в НК РФ . Переплату налога можно вернуть либо зачесть в счет уплаты другого федерального налога (к примеру, в счет НДС или налога на прибыль). Срок для возврата или зачета излишне уплаченного ЕСН такой же, как и для любого другого налога, — 3 года с момента образования переплаты ( п. 3 ст. 78 НК РФ ). Причем это общее правило касается переплаты по всем частям ЕСН: зачисляемой как в федеральный бюджет, так и в ФСС и в фонды медицинского страхования.

Примечание:
* Для взносов в ПФР установлен особый порядок, который будет прокомментирован далее по тексту.

Но у части ЕСН, зачисляемой в ФСС РФ, есть существенные особенности. Надо различать переплату по ЕСН (в части, зачисляемой в ФСС) и задолженность ФСС перед страхователем из-за превышения его расходов на выплату пособий работникам. И это особенно важно в переходный период. Именно по этой причине территориальные органы ФСС РФ при проверке старой формы 4-ФСС РФ «Расчетная ведомость по средствам Фонда социального страхования Российской Федерации» за 2009 год тщательно выверяли сумму задолженности за Фондом, которая показывалась по строке 9 таблицы 2 разд. I. Они требовали разбивать ее на сумму переплаты, которая образовалась за счет превышения расходов, и сумму, которая образовалась за счет переплаты ЕСН (строки 10 и 11 таблицы 2 разд. I формы 4-ФСС РФ за 2009 г.). Эти данные перенесены в новую форму 4-ФСС РФ , и при сдаче отчетности за I квартал 2010 года долги за ФСС отражались по строке 12 «Задолженность за территориальным органом Фонда на начало расчетного периода» с соответствующей разбивкой на причины долга (строки 13 и 14).

Переплата по ЕСН может возникнуть в случае сознательного или ошибочного перечисления в бюджет денег, чем это указано в декларации по ЕСН. Тогда такая переплата будет отражена в налоговой инспекции на лицевом счете налогоплательщика в его карточке. Соответственно, зачет или возврат суммы излишне уплаченного ЕСН после 1 января 2010 года должен осуществляться налоговыми органами в порядке, установленном статьей 78 НК РФ (письмо ФСС РФ от 17.02.2010 № 02-02-01/09-308л ).

Следует иметь в виду, что в случае доначисления выплат физическим лицам в текущем году за 2009 год налоговая база по ЕСН за этот период не корректируется. Такие выплаты должны быть включены в базу для исчисления страховых взносов за 2010 год (письмо Минфина России от 15.04.2010 № 03-04-07/1-18 ). Иными словами, такие доначисления не уменьшают размер переплаты по ЕСН.

Если на конец 2009 года числится долг ФСС перед работодателем из-за того, что сумма расходов работодателя за счет средств ФСС (к примеру, на выплату пособий работникам) превысила начисления по ЕСН в части, зачисляемой в ФСС, в налоговую службу за зачетом или возвратом переплаты обращаться не нужно. Превышение расходов над начислениями должен возмещать Фонд социального страхования. Об этом сказано в письме ФНС РФ от 03.03.2010 № 3-6-03/535 .

Обратите внимание, в отношении взносов в ПФР установлены специальные переходные положения ( ст. 59 , 60 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования», далее по тексту — Закон № 212-ФЗ ).

Декларацию по пенсионным взносам за 2009 год налогоплательщикам следовало подать в налоговый орган ( ч. 1 ст. 59 Закона № 212-ФЗ , письмо ФНС России от 16.09.2009 № ШС-22-3/[email protected] ). Налоговый орган провел ее камеральную проверку и передали ее результаты в ПФР ( ч. 2 ст. 59 Закона № 212-ФЗ ).

Если по состоянию на 31 декабря 2009 года у налогоплательщика образовались недоимка по пенсионным взносам и (или) задолженность по пеням и штрафам, то их взыскивают органы ПФР по новым правилам, установленным статьями 19-22 Закона № 212-ФЗ ( ч. 2 ст. 60 Закона № 212-ФЗ ).

По итогам 2009 года большинство налогоплательщиков провели с налоговыми органами сверку расчетов в связи с передачей контроля за взносами в Пенсионный фонд РФ ( п. 3 Регламента организации работы с налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и налоговыми агентами, утвержденного приказом ФНС России от 09.09.2005 № САЭ-3-01/[email protected] ).

Такая сверка была нужна для подведения итогов расчетов с ПФР: выявления сумм переплаты по пенсионным взносам или, наоборот, размера задолженности. С 2010 года сверки проводит орган ПФР в соответствии с частью 4 статьи 26 Закона № 212-ФЗ .

А кто же и когда будет осуществлять проверки за расчетный период, начиная с 2010 года? Cтрахователей могут начать проверять с 2011 года уже территориальные отделения ПФР совместно с органами ФСС РФ (см. письмо Минздравсоцразвития России от 26.05.2010 № 1344-19 ). Вывод ведомства вытекает из анализа норм статьи 10 , части 3 статьи 33 , части 9 статьи 35 Закона № 212-ФЗ . При этом ПФР будет проверять правильность исчисления, полноту и своевременность уплаты (перечисления) страховых взносов в ПФР и фонды ОМС, а ФСС РФ будет проводить проверку в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Порядок возврата переплаты в ПФР по «старым» взносам

За 2009 год было необходимо уплачивать ЕСН в соответствии со следующими КБК:

  • 182 1 09 09010 01 0000 110 — ЕСН, зачисляемый в федеральный бюджет;
  • 182 1 09 09020 07 0000 110 — ЕСН, зачисляемый в ФСС;
  • 182 1 09 09030 08 0000 110 — ЕСН, зачисляемый в ФФОМС;
  • 182 1 09 09040 09 0000 110 — ЕСН, зачисляемый в ТФОМС.

Главным администратором доходов бюджета ПФР в части страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в РФ, зачисляемых в Фонд за расчетные периоды с 2002 по 2009 годы включительно является ФНС России. Это записано в пункте 4 статьи 2 Федерального закона от 30.11.2009 № 307-ФЗ . А ПФР администрирует страховые взносы по КБК 392.

Все полномочия по проведению операций по КБК, начинающимся с кода 182 … остались у ФНС.

Читайте так же:  Срок отработки при увольнении по собственному желанию

Согласно абзацу 4 пункта 2 статьи 160.1 БК РФ администратор доходов бюджета обладает бюджетными полномочиями по принятию решения о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, и представлению поручения в орган Федерального казначейства для осуществления возврата в порядке, установленном Минфином России.

Приказом Минфина России от 05.09.2008 № 92н утвержден Порядок учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему РФ и их распределения между бюджетами бюджетной системы РФ. Пункт 20 данного документа определяет, что возврат плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм осуществляется на основании заявок на возврат, представленных администраторами поступлений в бюджеты, в срок, не превышающий 3 рабочих дня со дня их представления в орган Федерального казначейства.

В принципе процедура возврата переплаты страховых взносов ФНС России детально прописана в письме ФНС России от 01.12.2008 № ММ-6-1/[email protected] Однако она не учитывала, что с 2010 года контроль страховых взносов на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование осуществляет ПФР (ст. 3 Закон № 212-ФЗ). Сложилась ситуация, когда контрольные функции осуществляет ПФР, а администратром-распорядителем средств является ФНС.

В этой связи ФНС России и Пенсионный фонд РФ согласовали процедуру возврата плательщикам страховых взносов на обязательное пенсионное страхование излишне уплаченных сумм за периоды 2002-2009 годов, издав 11.08.2010 совместное письмо «О порядке возврата переплаты по взносам на пенсионное страхование» (номер ФНС РФ — ЯК-17-8/58, номер ПФ РФ — АД-30-24/[email protected]).

В нем разъяснен порядок возврата излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, пеней и штрафов, зачисленных в бюджет Пенсионного фонда в расчетные периоды с 2002 по 2009 год включительно.

В письме отмечается, что излишне уплаченные (взысканные) страховые взносы на ОПС, пени и штрафы, зачисленные в бюджет ПФР за расчетные периоды 2002-2009 гг., возвращаются на КБК:

  • 182 1 02 02010 06 0000 160 «Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в РФ, зачисляемые в пенсионный фонд РФ на выплату страховой части трудовой пенсии»;
  • 182 1 02 02020 06 0000 160 «Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в РФ, зачисляемые в пенсионный фонд РФ на выплату накопительной части трудовой пенсии».

Как было отмечено, в 2010 году главным администратором доходов бюджета ПФР по этим КБК является ФНС РФ.

Чтобы осуществить возврат переплаты указанных страховых взносов, плательщик должен подать заявление о возврате излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, пеней и штрафов в территориальный орган ПФР по месту регистрации в качестве плательщика. При этом заявление нужно будет писать по форме, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 11.12.2009 № 979н. Подробно о формах документов, применяемых при зачете и возврате страховых взносов, автор писал в материале «Зачет и возврат страховых взносов» (материал опубликован в номере 7 (июль) «БУХ.1С» за 2010 год, стр. 27).

Территориальный орган ПФР рассматривает заявление с учетом информации, имеющейся в ведомости уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, и декларации по страховым взносам. Если задолженности по взносам у страхователя нет, территориальные органы ПФР принимают решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов (пеней, штрафов). Решение оформляют по форме, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 11.12.2009 № 979н.

Это решение территориальный орган ПФР направляет с копией заявления плательщика о возврате страховых взносов, пеней и штрафов в налоговый орган по месту учета этого лица в качестве налогоплательщика.

Налоговый орган в течение пяти рабочих дней со дня получения этого решения дает заявку Федеральному казначейству РФ (поручение) вернуть деньги страхователю в соответствии с бюджетным законодательством РФ.

Территориальные органы Федерального казначейства возвращают (возмещают) плательщикам излишне уплаченные (взысканные) суммы на основании Заявки на возврат.

Затем они направляют налоговому органу как администратору доходов бюджета документы, предусмотренные порядком Минфина России от 05.09.2008 № 92н и порядком Федерального казначейства от 10.10.2008 № 8н, подтверждающие осуществление возврата денег страхователю.

Налоговый орган уведомляет территориальный орган ПФР о завершении процедуры. В рамках Соглашения об информационном обмене между ФНС России и ПФР в фонд направляются копии электронных документов, исполненных органами Федерального казначейства при осуществлении возврата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

Конечно, процедура достаточно громоздкая, но хорошо уже, что ее разработали, хотя бы в августе 2010 года. Пока реально страхователи вернут переплату, пройдет еще немало времени.

Но если страхователь своевременно подал налоговому органу документы на возврат переплаты, то он вправе требовать уплаты процентов за просрочку возврата ( п. 8 — 10 ст. 78 , 137 , 138 НК РФ ). И тот факт, что процедура возврата не была своевременно согласована ФНС и ПФР, не оправдает инспекторов.

Встает вопрос о том, как вернуть переплату по части ЕСН, зачисляемой в ФСС.

В соответствии с Федеральным законом от 28.11.2009 № 292-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» ФСС администрирует страховые взносы по КБК 393, а за ФНС оставлены функции администратора взносов по коду 182.

Процедура возврата, аналогичная изложенной в комментируемом совместном письме, пока не согласована ФСС и ФНС.

Видео (кликните для воспроизведения).

Рекомендуем налогоплательщикам написать заявление в инспекцию на зачет переплаты в счет какого-либо федерального налога (например, НДС). Зачет переплаты в счет предстоящих платежей инспекции обычно делают гораздо легче, чем возврат «живых» денег.

Источники


  1. Чепурнова, Н. М. Судебная защита в механизме гарантирования прав и свобод. Конституционно-правовой аспект / Н.М. Чепурнова, Д.В. Белоусов. — М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2014. — 168 c.

  2. ред. Славин, М.М. Становление судебной власти в обновляющейся России; М.: Институт государства и права РАН, 2013. — 880 c.

  3. Зильберштейн А. А. Земельное право. Шпаргалка; РГ-Пресс — Москва, 2010. — 797 c.
  4. Рассказов, Л. П. Теория государства и права / Л.П. Рассказов. — М.: РИОР, 2009. — 464 c.
  5. Рагулин, А.В. Современные проблемы регламентации и охраны профессиональных прав адвоката-защитника в России / А.В. Рагулин. — М.: Юркомпани, 2015. — 290 c.
Недоимка по страховым взносам в пфр
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here