Нарушение валютного законодательства

Важный материал на тему: "Нарушение валютного законодательства" с профессиональной точки зрения. Если возникнут вопросы, вы всегда их можете задать дежурному юристу.

Ответственность за нарушения валютного законодательства

Вопросы ответственности за нарушение валютного законодательства регулируются правовыми нормами, содержащимися в источниках финансового (Закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» и др.), административного, гражданского, таможенного, уголовного права.

В Кодексе РСФСР об административных правонарушениях предусмотрены санкции за незаконные операции с иностранной валютой и платежными документами (ст. 153), а также за незаконную продажу платежных документов, приобретаемых за иностранную валюту без права обращения их в такую валюту (ст. 154). Так, в ст. 153 указано, что незаконная скупка, продажа, обмен или использование в качестве средства платежа в небольших размерах иностранной валюты, платежных документов в иностранной валюте или банковских платежных документов в рублях, приобретаемых за иностранную валюту с правом обращения их в такую валюту, в том числе спекуляция этими ценностями, если стоимость предмета незаконной операции не превышает 25 руб., наказываются штрафом в размере до 100 руб. с конфискацией валюты и платежных документов. За те же действия, совершенные повторно в течение года, предусмотрено наложение штрафа в размере до 200 руб. с конфискацией валюты и платежных документов.

В Таможенном кодексе РФ в разделе VI «Валютный контроль» глава 29 посвящена валютному контролю таможенными органами Российской Федерации.

Функции и полномочия таможенных органов Российской Федерации при осуществлении валютного контроля определяются Государственным таможенным комитетом РФ в пределах компетенции таможенных органов Российской Федерации в области валютного контроля.

Таможенные органы РФ осуществляют валютный контроль за перемещением лицами через таможенную границу Российской Федерации, за исключением периметров свободных таможенных зон и свободных складов, валюты РФ, ценных бумаг в валюте Российской Федерации, валютных ценностей, а также за валютными операциями, связанными с перемещением через указанную границу товаров и транспортных средств (ст. 199). Таможенные органы РФ осуществляют валютный контроль в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации и Таможенным кодексом РФ применительно к таможенному контролю (ст. 200).

В статье 201 Таможенного кодекса РФ предусмотрена ответственность за правонарушения, выявленные при осуществлении валютного контроля таможенными органами РФ, являющиеся одновременно нарушениями таможенных правил либо правонарушениями, посягающими на нормальную деятельность таможенных органов Российской Федерации.

В Уголовном кодексе РФ уголовно наказуемыми являются следующие преступления:

  1. легализация (отмывание) денежных средств, приобретенных незаконным путем (ст. 174);
  2. незаконное получение кредита (ст. 176);
  3. злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности (ст. 177);
  4. злоупотребления при выпуске ценных бумаг (эмиссии) (ст. 185);
  5. изготовление или сбыт поддельных денег или ценных бумаг (ст. 186);
  6. изготовление или сбыт поддельных кредитных либо расчетных карт и иных платежных документов (ст. 187);
  7. незаконный оборот драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга (ст. 191);
  8. нарушение правил сдачи государству драгоценных металлов и драгоценных камней (ст. 192);
  9. невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте (ст. 193).

Кроме того, в Федеральном законе «О валютном регулировании и валютном контроле» в ст. 14 предусмотрена ответственность за нарушение валютного законодательства. В частности, в п. 1 этой статьи сказано, что резиденты, включая уполномоченные банки, и нерезиденты, нарушившие положения статей 2—8 настоящего закона несут ответственность в виде:

а) взыскания в доход государства всего полученного по недействительным в силу настоящего закона сделкам;

б) взыскания в доход государства необоснованно приобретенного не по сделке, а в результате незаконных действий.

Закон «О валютном регулировании и валютном контроле» относит к валюте драгоценные металлы и природные драгоценные камни.

Валютой являются ценности, которые могут служить средством платежа. К драгоценным металлам относятся: золото, серебро, платина и металлы платиновой группы в любом виде, за исключением ювелирных, бытовых изделий и лома таких изделий.

Природные драгоценные камни включают: алмазы, рубины, изумруды и другие, перечисленные в Законе от 9 октября 1992 г.

В соответствии с Положением о совершении сделок с драгоценными металлами на территории Российской Федерации от 30 июня 1994 г. № 756 Центральный банк РФ и специально уполномоченные банки — коммерческие банки, специально уполномоченные ЦБ РФ по согласованию с Министерством финансов РФ на совершение в установленном порядке операций с драгоценными металлами, могут совершать данные сделки в пределах предоставленных им прав. Денежные обязательства, возникающие при совершении сделок с золотом и серебром, должны быть выражены и оплачены в валюте Российской Федерации.

Центральный банк РФ и специально уполномоченные им банки обладают правом приобретения слитков золота и серебра за свой счет либо за счет своих клиентов (по договорам комиссии или поручения) у пользователей недр.

При этом ЦБ РФ может осуществлять любые операции со слитками золота и серебра, не запрещенные законодательством Российской Федерации.

Специально уполномоченные банки в пределах прав, предоставленных указанным выше Положением, с учетом требований ЦБ РФ могут:

а) совершать сделки купли-продажи слитков золота и серебра как за свой счет, так и за счет клиентов (по договорам комиссии или поручения) со специально уполномоченными банками, ЦБ РФ, промышленными потребителями, инвесторами;

б) совершать операции со слитками золота и серебра по специальным счетам, открываемым ими в соответствии с принятой международной банковской практикой и с учетом требований вышеуказанного Положения;

в) совершать золотые операции со слитками золота и серебра при условии реализации предмета золота через специально уполномоченные банки.

При этом не допускается использование слитков золота и серебра в качестве средства платежа, в том числе путем осуществления операций по специальным счетам, открытым в специально уполномоченных банках, а также в расчетах за кредиты, предоставляемые коммерческими банками добывающим предприятиям.

Монета, содержащая золото, серебро, платину и металлы платиновой группы и выпущенная в обращении Центральным банком РФ, обязательна к приему по нарицательной стоимости (номиналу) на территории Российской Федерации во все виды платежей без ограничений, а также для зачислений на счета, во вклады, на аккредитивы и для перевода.

Особенности проведения в Российской Федерации операций с монетой устанавливаются Центральным банком РФ.

Нарушение валютного законодательства

Иногда сталкиваешься с ситуациями, когда организации или предприниматели нарушают законодательство, даже не подозревая об этом. Недавно мы столкнулись со следующим: предприятие, торгующее в основном в розницу, продало жителю Казахстана стройматериалы и по его просьбе выписало ему накладную и счет-фактуру, да еще и с НДС (!) для провоза через границу.

Спустя месяц на предприятие пришел запрос из службы финансово-бюджетного надзора о предоставлении документов на проверку по валютной операции. Учтите, что, даже не осуществляя, как нам кажется, экспорта-импорта, мы можем нарушить валютное законодательство, а это может обойтись очень дорого.

Давайте разберем самые частые ошибки.

1) Осуществление наличных расчетов с нерезидентами российскими юридическими лицами (и предпринимателями, в силу ст.23 ГК РФ).

Российским предприятиям наличные рубли можно получать от нерезидентов только в случаях, если нерезиденты являются физическим лицами, и только по договорам розничной купли-продажи, а также при оказании нерезидентам-физикам на территории РФ транспортных, гостиничных и других услуг.

Читайте так же:  Пониженный тариф льгота не для всех

Кроме этого можно производить наличные расчеты в рублях и иностранной валюте с нерезидентами (и физиками, и юриками) за обслуживание воздушных и морских судов иностранных государств.

Договор розничной купли-продажи может заключаться и в письменной форме, но в основном данный договор заключается устно. Устный договор розничной купли-продажи товаров считается заключенным с момента оплаты товара, что может подтверждаться выдачей продавцом покупателю кассового или товарного чека либо иного документа, подтверждающего эту самую оплату товара.

Вообще говоря, на текущий момент разделение на опт и розницу для целей налогообложения происходит в зависимости от конечной цели приобретения товара- куда он дальше пойдет: на производство или личные нужды. Но так как в данном случае покупателем может быть только физическое лицо, то явно сделка будет розничной. Излишне говорить, что накладную, да еще и счет фактуру выставлять было нельзя. Достаточно было оформить товарный чек и, при необходимости, договор розничной купли продажи.

2) Осуществление наличных расчетов с нерезидентами российскими физическими лицами.

Российские физические лица (следовательно, и индивидуальные предприниматели) — резиденты также обязаны осуществлять валютные операции только через банковские счета в уполномоченных банках.

Поэтому им нельзя получать рубли, доллары и тугрики в подарок, дарить, получать или платить наличку за услуги, или материальные ценности от нерезидентов (за исключением приобретения и отчуждения в целях коллекционирования единичных денежных знаков и монет).

В письме Федеральной таможенной службы от 10 января 2008 г. N 01-11/217 «О направлении Методических рекомендаций по квалификации нарушений валютного законодательства» особо отмечается, что для того, чтобы признать резидента виновным в совершении запрещенной операции с нерезидентом, должно быть установлено, что резидент знал или должен был знать, что он осуществляет расчеты именно с нерезидентом.

Как будут выявлять счастливчика получившего в подарок денежки от нерезидента неясно. Так что совершенно непонятно, каким образом таможенные органы будут контролировать совершение вышеперечисленных запрещенных валютных операций физическими лицами — резидентами.

3) Экспортные сделки.

Представьте ситуацию: ваше предприятие заключило контракт на поставку товара за рубеж, а ваш партнер нарушил свои обязательства. Например, заплатил позже, заплатил меньшую сумму, а то и не заплатил вовсе. Думаете, вам стоит посочувствовать? А вот и нет, вас стоит еще и наказать за нарушение валютного законодательства!

В соответствии с п. 1 ст. 19 Закона 173-ФЗ от 10.12.2003 г. резиденты при осуществлении внешнеторговой деятельности в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами, должны обеспечить получение от нерезидентов на свои банковские счета иностранной валюты или валюты РФ, причитающейся в соответствии с условиями указанных договоров за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданную им информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них.

За невыполнение данной обязанности п. 4 ст. 15.25 КоАП РФ установлена ответственность в виде наложения административного штрафа на должностных лиц и юридических лиц в размере от трех четвертых до одного размера (!)суммы денежных средств, не зачисленных на счета в уполномоченных банках.

Тут стоит посоветовать предусматривать в контракте реальные сроки, ну а если покупатель-нерезидент запаздывает с оплатой можно заключить дополнительное соглашение к договору. В том случае, если такое соглашение заключено до истечения первоначального срока оплаты товара, — событие правонарушения отсутствует.
Если же покупатель не хочет или не может оплатить поставку, то следует предпринять следующие меры: предъявить ему претензию, а после ответа на претензию (или истечения срока ответа) направить исковое заявление в судебные органы с требованием о взыскании с контрагента причитающейся суммы.

Обязательное принятие мер, направленных на «выбивание» долга контрагента является необходимым условием для подтверждения отсутствия вины экспортера в неполучении выручки на свои счета.

4) Импорт.

Если российское предприятие оплатило нерезиденту за поставку товаров (работ, услуг), а товары не были ввезены на территорию РФ и деньги не возвращены, то российский импортер несет ответственность, предусмотренную п. 5 ст. 15.25 КоАП РФ, в виде административного штрафа на должностных и юридических лиц в размере от трех четвертых до одного размера (!) суммы денежных средств, не возвращенных в РФ.

Однако российский резидент и в данном случае является пострадавшей стороной, и, если предпринять меры для подтверждения своего желания получить товар или хотя бы вернуть деньги , то к ответственности его не привлекут.

Подытожим, какие меры надо предпринять во избежание штрафов. Итак, на стадии преддоговорной подготовки следует выяснить через торгово-промышленную палату, торговое представительство, официальные органы страны иностранного партнера либо иными способами его надежность и деловую репутацию. И, разумеется, экспортеру следует запастись документом, подтверждающим надежность и хорошую деловую репутацию партнера.

При заключении контракта в него следует внести такой способ обеспечения исполнения обязательств, который соответствует надежности и деловой репутации партнера (банковская гарантия, неустойка, поручительство, залог, задаток и т.д.).

И когда обязательство контрагентом не исполнено или исполнено ненадлежащим образом, необходимо предъявить ему претензию, а после ответа на претензию или истечения срока ответа подать исковое заявление в судебные органы с требованием о взыскании с контрагента причитающейся суммы.

Мы поможем вашему бизнесу!

© 2010 – 2019 ООО «АФ «Урал-Аудит» —
аудиторские и бухгалтерские услуги

Ответственность за нарушение валютного законодательства

В соответствии со ст. 14 Закона РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» резиденты и нерезиденты несут ответственность:

— за отсутствие учета валютных операций;

— ведение учета валютных операций с нарушением установленного порядка;

— непредоставление или несвоевременное представление органам и агентам валютного контроля документов и информации (в том числе за представление недостоверных документов или информации).

Ответственность установлена в виде штрафов в пределах суммы, которая не была учтена, была учтена ненадлежащим образом или по которой документация и информация не были представлены в установленном порядке (были представлены недостоверные документы и информация).

Повторное нарушение валютного законодательства, а также невыполнение или ненадлежащее выполнение предписаний органов валютного контроля является основанием для приостановления действия лицензий и разрешений, выданных органами валютного контроля резидентам, включая уполномоченные банки, или нерезидентам, либо для лишения их таких лицензий и разрешений. Все полученное резидентами и нерезидентами по недействительным сделкам, а также все необоснованно приобретенное не по сделке, а в результате незаконных сделок, подлежит взысканию в доход государства.

Уполномоченные банки несут ответственность в соответствии со ст. 74 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». В частности, Банк России вправе потребовать устранения выявленных недостатков, а также право взыскивать штраф в размере суммы совершенной операции, но не более одной десятой процента от размера минимального уставного капитала, установленного на момент нарушения для вновь создаваемых кредитных организаций, либо — ограничения проведения отдельных операций на срок до шести месяцев за совершение следующих нарушений валютного законодательства:

Читайте так же:  Исполнительное производство

— при совершении уполномоченным банком перевода валюты Российской Федерации на счета типа «К», «Н», «Ф» со счета резидента с нарушением режима счета нерезидента;

— при нарушении уполномоченным банком порядка открытия счетов типа «К», «Н», «Ф»;

— при совершении уполномоченным банком кассовой операции по счетам типа «К» и «Н», а также операции по зачислению наличной валюты РФ на счет типа «Ф» с нарушением установленного действующим законодательством порядка;

— при выполнении уполномоченным банком поручения на покупку иностранной валюты за счет средств на счетах типа «Н» с нарушением установленного законодательством порядка;

— при нарушении уполномоченным банком порядка осуществления контроля за расчетами резидентов с нерезидентами в валюте Российской Федерации, а также за расчетами в валюте Российской Федерации между нерезидентами;

— за открытие нерезидентам счета типа «К», «Н», «Ф» кредитной организацией, не являющейся уполномоченным банком;

— за осуществление перевода валюты Российской Федерации со счета, открытого в кредитной организации, не являющейся уполномоченным банком, на счета типа «К», «Н», «Ф».

Действующим законодательством предусмотрена также ответственность уполномоченных банков и нерезидентов — владельцев счетов типа «С» — за нарушение порядка открытия и ведения счетов типа «С» в соответствии с федеральным законом «О валютном регулировании в валютном контроле», в частности за такие нарушения как:

— совершение по счетам типа «С» сделок, не предусмотренных действующим законодательством;

— совершение сделок с использованием денежных средств и ценных бумаг, учитываемых на счетах типа «С», с нарушением порядка их совершения;

— нарушение правил учета сделок с использованием денежных средств и ценных бумаг, учитываемых на счетах типа «С»;

— недостоверное или несвоевременное предоставление уполномоченным банком отчетности об операциях нерезидентов по данным счетам;

— несоответствие уполномоченного банка требованиям к банкам для предоставления разрешений на открытие и ведение вышеуказанных специальных счетов.

В случае выявления указанных нарушений Банк России направляет уполномоченному банку предписание об устранении нарушений с указанием срока их устранения. Неустранение нарушений в течение срока, установленного предписанием Банка России, является основанием для приостановления операций по данным счетам на срок, не превышающий 3 месяцев. При неустранении нарушений в течение срока свыше 3 месяцев, либо повторном совершении уполномоченным банком аналогичных нарушений, Банк России вправе отозвать разрешение на открытие и ведение специальных счетов типа «С».

Административная ответственность за нарушение валютного законодательства установлена ст. 15.25 КоАП РФ, в соответствии с которой осуществление валютных операций без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), либо с нарушением требований (условий, ограничений), установленных специальным разрешением (лицензией), а равно с использованием заведомо открытых с нарушением установленного порядка счетов резидентов в кредитных организациях за пределами Российской Федерации — влечет наложение административного штрафа на граждан, должностных лиц и юридических лиц в размере от одной десятой до одного размера суммы незаконной валютной операции.

Невыполнение в установленный срок обязанности по ввозу на территорию Российской Федерации товаров, стоимость которых эквивалентна сумме уплаченных за них денежных средств, либо невозврат в установленный срок переведенной за эти товары суммы денежных средств — влечет наложение административного штрафа на граждан, должностных лиц и юридических лиц в размере от одной десятой до одного размера суммы незаконной валютной операции.

Нарушение установленного порядка зачисления на счета в уполномоченных банках выручки, причитающейся за экспортированные работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц и юридических лиц в размере стоимости работ, услуг и результатов интеллектуальной деятельности, явившихся предметами административного правонарушения.

Несоблюдение установленного порядка ведения учета, составления и представления отчетности по валютным операциям, а равно нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц — от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда.

Взыскание сумм штрафов производится органами валютного контроля с юридических лиц — в бесспорном порядке, а с физических лиц — в судебном.

На основании ст. 23.60 КоАП РФ рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 15.25 КоАП РФ, уполномочены органы валютного контроля, в частности:

1) руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области валютного контроля, его заместители;

2) руководители структурных подразделений федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области валютного контроля, их заместители;

[1]

3) руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области валютного контроля.

Система и направления валютного контроля. Место Банка России и уполномоченных банков в системе валютного контроля

[3]

Целью валютного контроля является обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении валютных операций. Основными направлениями валютного контроля являются:

— определение соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству и наличия необходимых для них лицензий и разрешений;

— проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, а также обязательств по продаже иностранной валюты на внутреннем рынке РФ;

— проверка обоснованности платежей в иностранной валюте;

— проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям, а также по операциям нерезидентов в валюте РФ.

1) Правительством Российской Федерации;

2) органами валютного контроля: Центральным банком РФ, федеральными органами исполнительной власти в пределах компетенции, установленной федеральными законами, а также федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ;

Видео (кликните для воспроизведения).

3) агентами валютного контроля, которыми являются уполномоченные банки, подотчетные Банку России, а также организации, подотчетные федеральным органам исполнительной власти в соответствии с законодательством РФ.

Основным органом валютного контроля в РФ является Центральный банк РФ, в компетенцию которого входит:

— определение сферы и порядка обращения в РФ иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте;

— издание нормативных актов, обязательных к исполнению в РФ резидентами и нерезидентами;

— проведение всех видов валютных операций;

— установление правил проведения резидентами и нерезидентами в РФ операций с иностранной валютой и ценными бумагами в иностранной валюте, а также правил проведения нерезидентами в РФ операций с валютой РФ и ценными бумагами в валюте РФ;

— установление порядка обязательного перевода, ввоза и пересылки в РФ иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте, принадлежащих резидентам, а также случаев и условий открытия резидентами счетов в иностранной валюте в банках за пределами РФ;

— установление общих правил выдачи лицензий банкам и иным кредитным организациям на осуществление валютных операций и выдача таких лицензий;

— установление единых форм учета, отчетности, документации и статистики валютных операций, в том числе уполномоченными банками, а также порядок и сроки их представления;

— подготовка и публикация статистики валютных операций Российской Федерации по принятым международным стандартам;

— выполнение иных функций, предусмотренных действующим законодательством.

Читайте так же:  Учет рабочего времени при дежурстве на дому

Определенными правомочиями по осуществлению валютного контроля на территории Российской Федерации обладают также Министерство финансов РФ (Департамент валютного контроля Минфина РФ, территориальные органы валютного контроля МФ РФ); ГТК РФ МНС РФ; Минэкономразвития РФ.

Уполномоченные банки как агенты валютного контроля:

— открывают и ведут счета резидентам;

— осуществляют продажи обязательной части валютной выручки;

— осуществляют сделки с нерезидентами по продаже им валюты РФ;

— осуществляют контроль за обоснованностью оплаты импортируемых товаров.

С указанной целью банки ведут паспорта импортных сделок — документы валютного контроля, содержащие необходимые для осуществления валютного контроля сведения из контракта (договора, соглашения) между резидентом (юридическим лицом или физическим лицом-предпринимателем) и нерезидентом, предусматривающего оплату иностранной валютой, валютой Российской Федерации, векселями в иностранной валюте или в валюте Российской Федерации товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации. По каждому паспорту оформляется досье по импортной сделке — подборка документов для контроля за обоснованностью оплаты импортируемых по контракту товаров. Формирование досье производится уполномоченным банком либо его филиалом, выполняющим функции агента валютного контроля по контракту, на основании которого оформлен паспорт.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Учись учиться, не учась! 10219 —

| 7803 — или читать все.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ВАЛЮТНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Резиденты, включая уполномоченные банки, и нерезиденты, нарушившие положения статей по валютному регулированию (ст.

Резиденты, включая уполномоченные банки, и нерезиденты за отсутствие учета валютных операций, ведение учета валютных операций с нарушением установленного порядка, непредставление или несвоевременное представление органам валютного контроля и агентам валютного контроля документов и информации несут ответственность в виде штрафов в пределах суммы, которая не была учтена, была учтена ненадлежащим образом или по которой документация и информация не были представлены в установленном порядке. Порядок привлечения к ответственности в этих случаях уста-навливается ЦБ РФ в соответствии с законами РФ.

При повторном свершении вышеуказанных нарушений, а также за невыполнение или ненадлежащее выполнение предписаний органов валютного контроля резиденты, включая уполномоченные банки, и нерезиденты несут ответственность в виде:

а) взыскания в доход государства всего полученного по недействительным в силу Закона РФ № 3615-1 сделкам или необоснованно приобретенного не по сделке, а в результате незаконных действий, а также штрафов в пределах пятикратного размера этих сумм, осуществляемого ЦБ РФ в соответствии с законами РФ;

б) приостановления действия или лишения резидентов, включая уполномоченные банки, или нерезидентов выданных органами валютного контроля лицензий и разрешений;

в) других санкций, установленных законодательством РФ.

Взыскание сумм штрафов и иных санкций производится органами валютного контроля, в том числе по представлению агентов валютного контроля, с юридических лиц — в бесспорном порядке, а с физических лиц — в судебном (бесспорный порядок взыскания с юридических лиц штрафов и иных санкций не применяется в соответствии с определением Конституци-онного Суда РФ от 4 марта 1999 г. № 50-О).

Должностные лица юридических лиц — резидентов, в том числе уполномоченных банков, и юридических лиц — нерезидентов, а также физические лица, виновные в нарушении валютного законодательства, несут уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством РФ.

В соответствии с указанием ЦБ РФ от 12 февраля 1999 г. № 500-У в случае нарушения законодательства в сфере валютного регулирования и валютного контроля к уполномоченному банку может быть применена мера воздействия в виде ограничения проведения операции купли-продажи иностранной валюты в наличной и безналичной формах.

10.3. Ответственность за нарушение валютного законодательства

Нарушение порядка осуществления валютных операций влечет за собой административную и уголовную ответственность.

Административная ответственность за нарушение валютного законодательства установлена статьей 15.25 Кодекса об административных правонарушениях.

Итак, согласно КОАП за нарушение валютного законодательства устанавливаются следующие меры ответственности.

Частью 1 статьи 15.25 КоАП России предусмотрена ответственность за осуществление незаконных валютных операций, то есть осуществление валютных операций, запрещенных валютным законодательством РФ. В данном случае предусматривается наложение административного штрафа на граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей (резиденты и нерезиденты) в размере от ¾ до 1 размере суммы незаконной валютной операции.

Частью 2 статьи 15.25 КоАП предусмотрена ответственность за нарушение установленного порядка открытия счетов (вкладов) в банках за рубежом, предполагающая наложение штрафа

на граждан: 10-15 МРОТ,

на должностных лиц: 50-100 МРОТ,

на юридических лиц: 500-1000 МРОТ.

Согласно ч. 4 ст. 15.25 КоАП РФ невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по получению на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты РФ, причитающихся за переданные нерезидентам товары (экспорт), выполненные для нерезидентов работы, оказанные нерезидентам услуги либо за переданные нерезидентам информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, влечет наложение административного штрафа на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (только резидентов) в размере от 3/4 до 1 размера суммы денежных средств, не зачисленных на счета в уполномоченных банках.

Невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по возврату в РФ денежных средств, уплаченных нерезидентам за не ввезенные на таможенную территорию РФ товары (импорт), невыполненные работы, неоказанные услуги либо за непереданные информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, влечет согласно п. 5 ст. 15.25 КоАП РФ наложение административного штрафа на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (только резидентов) в размере от 3/4 до 1 размера суммы денежных средств, не возвращенных в РФ.

Частью 6 статьи 15.25 КоАП России установлена ответственность резидентов и нерезидентов за несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка использования специального счета и (или) резервирования, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок. Данное нарушение предполагает наложение штрафа на должностных лиц в размере от 40 до 50 МРОТ; а на юридических лиц – от 400 до 500 МРОТ.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 24 Закона № 173 резиденты и нерезиденты, осуществляющие в РФ валютные операции, обязаны вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям, обеспечивая сохранность соответствующих документов и материалов в течение не менее трех лет со дня совершения соответствующей валютной операции, но не ранее срока исполнения договора.

В соответствии с частью 4 статьи 5 Закона № 173 единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления устанавливает Банк России.

Банком России изданы Инструкция от 15.06.2004 N 117-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок» и Положение от 01.06.2004 N 258-П «О порядке представления резидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций». Указанные документы предусматривают предоставление форм учета и отчетности по валютным операциям только уполномоченным банкам.

Читайте так же:  Оплата за совмещение обязанностей временно отсутствующего работника

Следует учитывать, что на основании статьи 23 Гражданского кодекса РФ к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица (лиц, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей), применяются правила ГК России, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения. То есть штраф в размере 400-500 МРОТ налагается как на юридические лица, так и индивидуальных предпринимателей.

Частью 7 статьи 15.25 КоАП России установлена ответственность резидентов и нерезидентов за нарушение установленного порядка ввоза и пересылки в РФ и вывоза и пересылки из РФ валюты РФ и внутренних ценных бумаг в документарной форме, за исключением случаев, предусмотренных статье 16.3 КоАП России. В данном случае налагается штраф:

на граждан – в размере 5-10 МРОТ,

на должностных лиц – 10-20 МРОТ,

на юридических лиц – 50-100 МРОТ.

Статья 16.4 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за недекларирование и недостоверное декларирование физическими лицами иностранной валюты или валюты РФ.

Недекларирование либо недостоверное декларирование физическими лицами иностранной валюты или валюты РФ, перемещаемых через таможенную границу РФ и подлежащих обязательному письменному декларированию, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда.

При осуществлении таможенного оформления и таможенного контроля таможенные органы могут выявлять нарушения установленных единых правил оформления паспортов сделок (например, когда при декларировании товаров в таможенный орган представлена копия паспорта сделки, одна или несколько граф которого заполнены с нарушением требований, установленных в приложении 4 к Инструкции 117-И). В случае выявления указанного нарушения должностное лицо таможенного органа вправе возбудить в отношении лица, оформившего паспорт сделки, дело об административном правонарушении по части 6 статьи 15.25 КоАП России.

За нарушение валютного законодательства возможна и уголовная ответственность согласно статьи 193 Уголовного кодекса «Невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте»:

Невозвращение в крупном размере из-за границы руководителем организации средств в иностранной валюте, подлежащих в соответствии с законодательством РФ обязательному перечислению на счета в уполномоченный банк РФ, – наказывается лишением свободы на срок до трех лет.

В большинстве комментариев к ст. 193 УК РФ понятие средств в иностранной валюте, подлежащих обязательному перечислению на счета в уполномоченный банк РФ, увязывают со средствами, получаемыми в результате расчетов по экспорту и импорту товаров, работ, услуг, которые в соответствии с действующим законодательством должны быть зачислены на валютный счет в уполномоченном банке РФ. Однако такой подход необоснованно сужает содержание предмета рассматриваемого преступления.

Операции с иностранной валютой составляют лишь часть содержания валютных операций. Конкретизированный перечень валютных операций содержится в п. 7, 9 и 10 ст. 1 Федерального закона №173, где к валютным операциям отнесены не только операции, связанные с использованием иностранной валюты в качестве средства платежа, но и все другие операции, связанные с переходом права собственности и иных прав на валютные ценности: ввоз и пересылка в РФ и из РФ валютных ценностей; осуществление международных денежных переводов. Таким образом, данный список включает не только операции, связанные с осуществлением расчетов по экспорту и импорту товаров, работ, услуг, но и другие операции с иностранной валютой, в том числе: получение и предоставление финансовых кредитов; переводы в РФ и из РФ процентов, дивидендов и иных доходов по вкладам, инвестициям, кредитам и прочим операциям, связанным с движением капитала; переводы неторгового характера; прямые и портфельные инвестиции; переводы в оплату прав на недвижимость; предоставление и получение отсрочки платежа по экспорту и импорту товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности.

Таким образом, можно констатировать, что валютное законодательство понятие «получаемые средства в иностранной валюте» трактует шире понятия «валютная выручка», поскольку первое включает и иные поступления (в том числе кредиты и поступления неторгового характера), которые должны быть зачислены на счета в уполномоченном банке.

Иными словами, все средства резидента в иностранной валюте, полученные им за границей либо направленные резидентом за границу, но подлежащие в обязательном порядке зачислению на его счет в уполномоченном банке, т.е. возвращению (если нет специального разрешения ЦБ РФ), могут являться предметом преступления, предусмотренного ст. 193 УК РФ.

Ответственность за нарушение валютного законодательства

В настоящее время среди исследователей отсутствует единство во мнении относительно природы нарушений валютного законодательства и вида ответственности за такие нарушения. Одни авторы считают, что нарушения валютного законодательства РФ являются, по сути, финансовыми правонарушениями и соответственно влекут применение финансово-правовой ответственности. Согласно мнению других исследователей, за нарушения валютного законодательства виновные лица привлекаются к административной или уголовной ответственности.

Для обоснования ответственности за нарушения валютного законодательства как вида финансово-правовой ответственности следует указать, что принуждение в механизме валютно-правового регулирования рассматривается как система необходимых мер валютного регулирования и валютного контроля, установленных государством в императивном порядке, реализуемых компетентными органами государственной власти в целях упрочения режима законности и правопорядка в сфере осуществления валютных операций. Кроме того, правовое регулирование отношений, возникающих по поводу валютных ценностей, осуществляется в публичных интересах, т.е. в интересах всего общества. Как указывает О. Н. Горбунова, «поскольку денежной системой управляет государство, оно должно следить и за обращением иностранной валюты на территории страны, регулировать соответствующие процессы и решительно влиять на них. Цель: создать условия для того, чтобы рубль стал подлинно конвертируемой валютой». Следовательно, финансово-правовое регулирование валютных отношений охватывает отношения, среди прочих, по привлечению к финансово-правовой ответственности.

Валютная политика, являясь звеном финансовой политики государства, представляет собой совокупность экономических, правовых и организационных мер, осуществляемых государственными органами в сфере валютных отношений с целью защиты государственных интересов на валютном рынке и интеграции экономики Российской Федерации в систему международного экономического пространства в соответствии со стратегическими целями общеэкономической политики. Следовательно, при нарушении валютного законодательства ущерб причиняется непосредственно государству, что позволяет говорить о финансово-правовой природе валютных правонарушений. При этом следует отметить, что механизм финансово-правового регулирования валютных отношений включает нормотворческую и правоприменительную деятельность государственных органов власти РФ по установлению правового статуса субъектов валютных правоотношений, контроль за соблюдением законов и подзаконных актов, регулирующих финансовую деятельность государства, а также привлечение к ответственности за нарушение валютного законодательства.

Валютная ответственность является видом финансово-правовой ответственности и представляет собой ответственность резидентов и нерезидентов за нарушение валютного законодательства. Основанием валютной ответственности является валютное правонарушение.

Ответственность за нарушение валютного законодательства отражает специфику любых правовых явлений и предполагает определенный порядок реализации ответственности. Ответственность за нарушение валютного законодательства сопряжена с властным государственным принуждением, так как санкции за нарушения норм валютного законодательства применяются органами валютного контроля, которые являются частью государственного аппарата и входят в структуру государственных органов, осуществляющих финансовую деятельность государства. Еще одной характеристикой ответственности за нарушения валютного законодательства является тот факт, что она влечет негативные последствия для правонарушителя: ущемляет его право распоряжаться средствами на валютном счете, возлагает на него дополнительные обязанности.

Читайте так же:  Критерии обязательного аудита

За нарушения валютного законодательства резиденты и нерезиденты могут привлекаться к административной или уголовной ответственности.

Валютное правонарушение — это противоправное виновное деяние, совершенное резидентом или нерезидентом умышленно или по неосторожности, за которое валютным законодательством предусмотрена юридическая ответственность.

Субъектами валютного правонарушения выступают резиденты и нерезиденты [1] , нарушившие положения актов валютного законодательства.

Такими субъектами выступают соответствующие физические и юридические лица, обладающие валютной право- и деликтоспособностью. Например, физические лица могут обладать одним из двух видов дееспособности:

  • общей валютной дееспособностью,представляющей собой способность лица своими действиями приобретать права и обязан ногти в связи с совершением нелицензируемых валютных операций;
  • расширенной общей валютной дееспособностью— аналогичной способностью в отношении валютных операций, для совершения которых законодательство требует получения специального разрешения (.ищем.¡un) полномочного государственного органа.

Субъект валютного правонарушения — участник валютной операции.

[2]

Участниками валютных операций могут быть также Российская Федерация, субъекты Федерации и муниципальные образования, определенные в действующем законодательстве резидентами (ст. 1 Закона о валютном регулировании). Следовательно, указанные резиденты, являясь самостоятельными субъектами права, через действующие от их имени органы государственной власти и местного самоуправления могут выступать непосредственными субъектами валютных правоотношений и в соответствующих случаях — субъектами валютных правонарушений. Хотя правовой статус Российской Федерации, являющейся суверенным субъектом международного права, равно как и иностранных государств и международных организаций, в валютной сфере не может рассматриваться с точки зрения института резидентства, поскольку формируется главным образом комплексом норм международного публичного финансового права [2] .

Субъективная сторона валютного правонарушения предполагает наличие вины в форме умысла или неосторожности. Неосторожность означает, что субъект предвидел наступление общественно опасных последствий, но не только не желал их наступления, но и легкомысленно надеялся их предотвратить, либо не предвидел, но должен был предвидеть по обстоятельствам дела. При этом юридическое лицо признается виновным в совершении правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм актов валютного законодательства и актов органов валютного регулирования, за нарушение которых предусмотрена ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от пего меры по их соблюдению.

Общим объектом валютных правонарушений выступают общественные отношения, складывающиеся в процессе обращения валютных ценностей, а также при осуществлении расчетов между резидентами и нерезидентами в валюте РФ.

Объективную сторону валютного правонарушения характеризует совершенное деяние, выраженное в конкретном действии (бездействии) субъекта правонарушения, а в некоторых случаях — и наступление общественно опасных последствий (или угроза возникновения таких последствий), а также необходимая причинно-следственная связь между деяниями и наступившими последствия м и.

Административная ответственность за нарушения актов валютного законодательства и актов органов валютного регулирования установлена ст. 15.25 КоАП РФ, в которой предусмотрены следующие составы административных правонарушений:

Административная ответственность, установленная в отношении должностных лиц ч. 1, 3, 4 и 5 ст. 15.25 КоАП РФ, применяется только к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Санкции указанной статьи установлены в виде штрафа.

Уголовная ответственность. Действующий УК РФ предусматривает две статьи, касающиеся ответственности за нарушение валютного законодательства. Это ст. 193 («Невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте») и ст. 186 («Изготовление, хранение, перевозка или сбыт поддельных денег или ценных бумаг»).

В соответствии со ст. 193 УК РФ уголовная ответственность наступает в случае невозвращения в крупном размере из-за границы руководителем организации средств в иностранной валюте, подлежащих в соответствии с законодательством РФ обязательному перечислению на счета в уполномоченный банк РФ.

Статья 186 УК РФ предусматривает уголовную ответственность:

  • • за изготовление в целях сбыта поддельных банковских билетов ЦБ РФ, металлической монеты, государственных ценных бумаг или других ценных бумаг в валюте РФ либо иностранной валюты или ценных бумаг в иностранной валюте, а равно хранение, перевозку в целях сбыта и сбыт заведомо поддельных банковских билетов ЦБ РФ, металлической монеты, государственных ценных бумаг или других ценных бумаг в валюте РФ либо иностранной валюты или ценных бумаг в иностранной валюте (ч. 1);
  • • деяния, предусмотренные ч. 1, совершенные в крупном размере (ч. 2);
  • • деяния, предусмотренные ч. 1 и 2, совершенные организованной группой (ч. 3).

Важно отметить, что основная санкция валютного права, которая носит общий характер, установлена ст. 25 Закона о валютном регулировании: «Резиденты и нерезиденты, нарушившие положения актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации».

Статья 25 Закона о валютном регулировании носит полностью бланкетный характер, что предполагает обращение к другим нормативным правовым актам, прежде всего административного и уголовного законодательства.

К санкциям за нарушение валютного законодательства и актов органов валютного регулирования в соответствии со ст. 15.25 КоАП РФ относится штраф. К видам уголовного наказания следует отнести: лишение свободы, штраф, принудительные работы и ограничение свободы.

Особый практический интерес представляет применение ответственности за валютные правонарушения к уполномоченным банкам. Здесь следует уточнить, что необходимо разделять ответственность банков за нарушение правил о банковских операциях, включая соблюдение установленных Банком России обязательных нормативов, и за нарушение норм валютного законодательства.

Особенности ответственности уполномоченных банков установлены Указанием ЦБ РФ от 12.02.1999 № 500-У «Об усилении валютного контроля со стороны уполномоченных банков за правомерностью осуществления их клиентами валютных операций и о порядке применения мер воздействия к уполномоченным банкам за нарушения валютного законодательства».

Финансовые санкции, административное взыскание и уголовное наказание сближает то, что все они применяются за неисполнение правонарушителем своих публично-правовых обязанностей (например, нарушение установленного порядка совершения валютных операций).

Видео (кликните для воспроизведения).

Из норм Закона о валютном регулировании следует, что ответственность направлена на восстановление отношений в сфере оборота валютных ценностей и компенсацию потерь государства, происшедших в результате валютного правонарушения.

Источники


  1. Конституционное право зарубежных стран; АСТ, Сова — Москва, 2010. — 160 c.

  2. Липшиц, Е.Э. Законодательство и юриспруденция в Византии в IX-XI вв. Историко-юридические этюды / Е.Э. Липшиц. — М.: Наука, 2013. — 248 c.

  3. Марченко, М. Н. Проблемы общей теории государства и права. В 2 томах. Том 2. Право. Учебник / М.Н. Марченко. — М.: Проспект, 2015. — 656 c.
  4. Профессиональная этика и служебный этикет. Учебник. — М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2014. — 560 c.
  5. Карсетская, Е. В. Проверка трудовой инспекции. Практические рекомендации для работадателя / Е.В. Карсетская. — М.: АйСи Групп, 2016. — 168 c.
Нарушение валютного законодательства
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here