Налоговая система российской федерации

Важный материал на тему: "Налоговая система российской федерации" с профессиональной точки зрения. Если возникнут вопросы, вы всегда их можете задать дежурному юристу.

Основы российского права

Налоговая система Российской Федерации

Налоги, взимаемые на территории Российской Федерации, не существуют изолированно, а объединяются в налоговую систему. В нашем законодательстве термин «налог» используется в широком смысле и охватывает также сборы и пошлины, другие обязательные платежи, направляемые в бюджет или во внебюджетные фонды.

Налоговая система — это совокупность налогов, сборов и пошлин, установленных на федеральном уровне и введенных в действие законами РФ, субъектов РФ, актами органов местного самоуправления.

Все налоги налоговой системы РФ можно разделить на федеральные, налоги субъектов РФ, местные налоги. Внутри каждого вида налогов возможно выделение групп, отличающихся правовым режимом установления.

Необходимо отметить важную особенность налоговой системы Российской Федерации. Дело в том, что законодательство различает понятие установления налога и введения его в действие.

Установление налога означает его отражение в базовом законе о налоговой системе в качестве элемента налоговой системы, определение возможной территории его взимания и уровня бюджета, куда направляются суммы налога, а также определение налогоплательщиков и прочих элементов налогообложения: объекта, базы, периода и др.


Наиболее важные полномочия, относящиеся к установлению налогов, принадлежат только Федеральному Собранию РФ.

Исчерпывающий перечень всех налогов, сборов и других платежей, отнесенных к налоговой системе РФ, закрепляется законодательством РФ. Органы государственной власти всех уровней не вправе устанавливать дополнительные налоги и обязательные отчисления, не предусмотренные законодательством РФ, равно как и повышать ставки установленных налогов и налоговых платежей. Другими словами, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления не могут придумывать свои собственные налоги. Схема налоговой системы формируется на федеральном уровне.

Федеральными законами также определяются важнейшие элементы налогов всех уровней налоговой системы РФ. Органы Государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления при установлении, соответственно, региональных и местных налогов, обладают лишь правом определять налоговые ставки в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки уплаты налога, а также формы отчетности по данным налогам.

Однако установление налогов не означает обязательного их взимания на определенной территории. Орган представительной власти того уровня, в соответствующий бюджет которого поступает установленный налог, может посчитать излишним его взимание. Для того чтобы налог существовал в действительности, необходимо ввести его в действие, т. е. принять нормативно-правовой акт (региональный или акт органа местного самоуправления), предусматривающий обязанность налогоплательщика уплатить налог в бюджет определенной территории. Федеральные налоги и сборы обязательны к уплате на всей территории РФ, поэтому в их отношении понятие введения налога в действие теряет смысл.

Данный принцип проводился не всегда последовательно. В качестве примера можно упомянуть Указ Президента РФ от 22 декабря 1993 г. № 2268 «О формировании республиканского бюджета РФ и взаимоотношениях с бюджетами субъектов РФ в 1994 году», допускавший введение налогов актами органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Однако этот указ был незаконным, и решения Высшего Арбитражного Суда РФ пресекли практику самостоятельного введения налогов местными органами.

Структура налоговой системы РФ

Понятие налоговой системы государства мы рассматривали в нашей консультации. О структуре налоговой системы России расскажем в этом материале.

Состав налоговой системы РФ

Структура налоговой системы Российской Федерации предусматривает выделение уровней системы налогообложения и элементов налоговой системы, которые характеризуют эти уровни.

Налоговая система РФ состоит из уровней (ст. 12 НК РФ):

При этом каждый из уровней налоговой системы РФ состоит из определенных элементов, которые характеризуют этот уровень и обеспечивают выполнение функций налоговой системы.

К таким элементам можно отнести:

  • налоги, сборы и страховые взносы;
  • налогоплательщики, плательщики сборов и страховых взносов;
  • налоговые органы;
  • законодательство о налогах, сборах и страховых взносах.

При этом если первый элемент структуры характеризует исключительно один из уровней налоговой системы, то последующие могут одновременно принадлежать к разными уровням. Так, налогоплательщик может уплачивать одновременно федеральные, региональные и местные налоги, а, соответственно, один и тот же налоговый орган, где этот налогоплательщик стоит на учете, обеспечивают контроль за своевременностью исчисления и уплаты налогов на всех уровнях.

При этом каждый конкретный элемент в структуре налоговой системы может быть в дальнейшем детализирован. Так, в частности, применительно к федеральному, региональному или местному налогу такими подэлементами являются (п. 1 ст. 17 НК РФ):

  • объект налогообложения (к примеру, реализация товаров, имущество, прибыль, доход);
  • налоговая база (стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения);
  • налоговый период (период времени, по окончании которого определяется налоговая база и рассчитывается налог к уплате);
  • налоговая ставка (величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы);
  • порядок исчисления налога;
  • порядок и сроки уплаты налога.

Указанные подэлементы налогов в структуре налоговой системы являются обязательными. К ним могут быть добавлены налоговые льготы и основания для их применения (п. 2 ст. 17 НК РФ).

Соответственно, и иные элементы налоговой системы могут быть представлены с большей степенью детализации. К примеру, налоговые органы – это ФНС и ее территориальные органы (управления ФНС по субъектам РФ, межрегиональные инспекции ФНС, инспекции ФНС по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции ФНС межрайонного уровня) (п. 4 Положения о ФНС, утв. Постановлением Правительства от 30.09.2004 № 506).

Налоговая система Российской Федерации

Дата публикации: 21.11.2017 2017-11-21

Статья просмотрена: 2274 раза

[3]

Библиографическое описание:

Полунин С. К. Налоговая система Российской Федерации // Молодой ученый. — 2017. — №46. — С. 239-241. — URL https://moluch.ru/archive/180/46515/ (дата обращения: 30.09.2019).

Говоря о проблемах в современной налоговой системе Российской Федерации, следует отметить проблему налогового администрирования — налоговая система РФ по-прежнему остается очень громоздкой, неэкономичной и малоэффективной. Большое количество налогов -федеральных, региональных и местных, непростые методики их расчета, наличие огромного количества бюрократических процедур приводят к значительному увеличению трудоемкости как налогового учета, так и налогового инспектирования. В связи с этими и другими параметрами налоговая система не в состоянии работать максимально эффективно. Из-за огромного количества документов и процедур, необходимых налогоплательщику для того чтобы, например, сделать налоговый вычет, тратятся часы, перезаполняются декларации, а в итоге человек срывается на сотрудников налоговой инспекции. Также этой ситуацией пользуются сторонние коммерческие фирмы — за определенную сумму денег они сами заполняют декларацию, и налогоплательщику не придется тратить ни сил, ни своего времени. В результате государство теряет хоть незначительную, но прибыль, которую можно было бы распределить на нужды страны и граждан.

Читайте так же:  Труд несовершеннолетних

В данной ситуации мы получаем огромные очереди в налоговых инспекциях, очень большое количество людей, которые просто не понимают, за что им был начислен тот или иной налог, но в конечном итоге данные проблемы никого не волнуют. Совершенствование налогового администрирования представляет собой одну из первоочередных задач налоговой политики РФ на современном этапе и на среднесрочную перспективу. Качество налогового администрирования определяет эффективность налоговой системы страны, ее фискальную отдачу.

Несовершенство налогового администрирования, некоторые аспекты при осуществлении налогового контроля и другие проблемы, связанные с налоговым законодательством, часто обсуждаются специалистами. Если провести анализ множества точек зрения по данному вопросу в области налогового администрирования, то все выявленные проблемы можно распределить по группам:

  1. Проблемы правового характера. Налоговое администрирование имеет перед собой такую цель, как соблюдение налогового законодательства всеми участниками налогового процесса, будь то налоговый орган, или же налогоплательщик, вне зависимости от того, является он физическим или юридическим лицом. Основная проблема заключается в том, что налоговое законодательство Российской Федерации, слишком неустойчиво и запутанно. Кроме того, на данный момент в налоговом законодательстве Российской Федерации существует определенное количество неурегулированных моментов, которые приводят к созданию новых и использованию старых налоговых схем.
  2. Проблемы, связанные с организационной частью. Для надлежащего и качественного исполнения функции администрирования налогов требуется:

‒ наличие высококвалифицированных специалистов в налоговых органах;

‒ наличие новых технологий (программных продуктов) для осуществления многих функций для упрощения многих процедур, как для работников налоговых органов, так и для налогоплательщиков;

Что касается внедрения и использования информационных технологий при проведении администрирования, то данные процедуры проводятся на хорошем уровне. Налоговые инспекции устанавливают программные продукты, создают единые базы данных, широко стал использоваться сайт Федеральной налоговой службы для работы с налогоплательщиками. На данном сайте существует весьма продуманная схема помощи по определенным вопросам как налогоплательщикам, так сотрудникам налоговых инспекций, и работникам схожих отраслей. После введения электронного доступа, как и сайте Федеральной налоговой службы, так и с помощью терминалов в самих налоговых инспекциях существенно упростился прием налогоплательщиков и скорость, с которой происходит обслуживание. Если раньше налоговые инспекции работали по принципу «живой очереди» в разные кабинеты, то теперь достаточно просто подойти к терминалу, выбрать необходимый вид услуги и получить чек с примерным временем вызова. После этого на большом экране и с помощью голосовой команды подойти к названному окну, где высококвалифицированный сотрудник решит ваш вопрос.

  1. Проблемы социального и психологического характера. На данный момент налоговая культура в Российской Федерации остается крайне невысокого уровня. Проблемы социально-психологического характера складываются из множества факторов, например таких как:

‒ менталитет российского налогоплательщика, который направлен, прежде всего, на сокрытие доходов и минимизацию налогов. По статистике каждый второй налогоплательщик относится крайне негативно к налоговым органам. Вероятнее всего, это связано с недоверием, подозрениями в коррупции и другими факторами. Как не печально признавать, но на данный момент практически в каждой отрасли существует коррупция. На данный момент существуют специализированные органы, которые борются с коррупцией, проводятся специальные тренинги в государственных органах о противодействии коррупции. Также среди некоторых неплательщиков налога греет мысль о том, что именно они избегут наказания.

‒ экономическая неграмотность налогоплательщиков;

Налогоплательщики в большинстве своем экономически неграмотны, но в тоже время делают все, чтобы налоговая нагрузка оказалась минимальной. Экономическую неграмотность налогоплательщиков можно оценивать с двух сторон. С одной стороны можно смело утверждать, что налоговые органы не в полном объеме или же недоброкачественно исполняют свои обязанности по информированию налогоплательщиков о действующих налогах и сборах (или же изменению вышестоящих). С другой же стороны большинство налогоплательщиков игнорируют установленные правила и нормы в сфере налогообложения.

В настоящее время Министерство финансов совместно с Федеральной Налоговой Службой в качестве основной цели ставит перед собой формирование и функционирование эффективной налоговой системы. Одной из важнейших целей в формировании идеальной налоговой системы в Российской Федерации будет являться снижение налоговой нагрузки (налогового бремени) на тех налогоплательщиков, которые своевременно выполняют свои обязанности по исчислению и уплате налогов. Налоговая система должна постоянно совершенствоваться, и настраиваться на запросы и современные реалии существующей в данный момент экономической действительности, так, чтобы при максимальном наполнении бюджета права любого из субъектов налоговых отношений не были ущемлены. В связи с этим улучшать и подстраивать систему можно практически до бесконечности.

За прошедшие годы налоговая система Российской Федерации стремительно развивалась и продолжает развиваться. Каждый год поступают сотни предложений от депутатов по поводу ее реформирования и улучшения. В конечном итоге это приведет к упрощению налоговой системы и увеличению ее эффективности, что позволит собирать большее количество доходов в бюджеты всех уровней, и соответственно грамотней распределять их. Помимо создания соответствующей мощной информативно — правовой базы в основе совершения налоговой системы должны быть усовершенствованы налоги и сборы. Еще одним немаловажным шагов в улучшение всей системы должны стать поправки в Налоговый Кодекс, дабы исключить возможность «двойного» трактования какого-либо закона или налога. Но естественно для подобных улучшений должны пройти месяцы, или даже годы, только после этого можно будет сказать о том, какие улучшения привели к положительным результатам, а какие требуют более глубокого внимания на различных уровнях всей системы.

  1. Налоговый кодекс РФ;
  2. Официальный сайт Федеральной налоговой службы РФ.
Читайте так же:  Приказ о привлечении к сверхурочной работе образец

Законодательство Российской Федерации

База данных «Законодательство Российской Федерации» содержит законы, кодексы, постановления, указы, правила, инструкции и другие документы на русском языке.

Налоговая система России

Общие сведения

Главным налоговым законом России является Налоговый кодекс Российской Федерации. Также в систему налогового законодательства входят федеральные, региональные и муниципальные нормативно-правовые акты, регулирующие данный вид правоотношений.

Налоговой кодекс РФ состоит из двух частей. Первая часть регулирует общие вопросы налогообложения. В ней указаны все виды налогов и иных платежей, действующие на территории нашего государства, регламентирован порядок исполнения налоговых обязательств, права, обязанности и ответственность участников налоговых отношений и многие другие общие аспекты.

Вторая часть устанавливает ставки или способ их определения, порядок, сроки уплаты всех налогов, действующих на территории РФ.

Поскольку Россия является федеративным государством, ее налоговая система, так же, как и вертикаль власти, состоит из трех уровней: федеральные налоги, региональные налоги, местные налоги

Федеральные налоги и сборы

Налог на добавленную стоимость. Плательщики – лица, реализующие определенную продукцию на территории страны, в том числе перемещающие ее через границу. Общая ставка равна восемнадцати процентам, имеются льготные ставки, равные нулю и десяти процентам.

Акцизы. Плательщики – лица, осуществляющие различные операции с подакцизной продукцией, (производители, реализаторы, импортеры). К ней относятся: алкогольная, спиртосодержащая, продукция, табачные изделия, нефтепродукты, газ, автотранспорт, некоторые химические вещества. Ставки зависят от вида товара, различны на 2016 и 2017 годы.

Налог на доходы физических лиц. Общая ставка – тринадцать процентов, для определенных видов доходов ставки равны девяти, тридцати и тридцати пяти процентам. Предусмотрены вычеты.

Налог на прибыль организаций. Объект – доходы за минусом понесенных в налоговом периоде расходов. База – прибыль в денежном выражении. Общая ставка – двадцать процентов.

Сборы за пользование объектами животного мира. Плательщики – лица, получившие разрешение на использование таких объектов на территории РФ. Ставка зависит от вида объекта.

Водный налог. Плательщики – пользователи водными объектами на основании лицензии. Налоговая база определяется в зависимости от способа водопользования (это может быть объем забранной воды, площадь водного пространства и т.д.). Ставки различны, зависят от вида использования, наименования используемого водного объекта.

Государственная пошлина. Плательщики – лица, обращающиеся в уполномоченные органы государственной власти и местного самоуправления за совершением различных юридически значимых действий (в суды, к нотариусам, органы ЗАГС и т.д.) Размер зависит от вида испрашиваемого действия.

Налог на добычу полезных ископаемых. Плательщики – пользователи недр. Налоговая база – стоимость извлеченного ископаемого. Налоговые ставки различны, устанавливаются, как в твердой сумме, так и в процентном соотношении к стоимости ресурса. Размер ставки зависит от вида добычи.

Региональные налоги и сборы.

Транспортный налог. Плательщики – лица, на чье имя зарегистрировано транспортное средство. Объекты – разные виды автомобильного, водного, воздушного транспорта. Ставка налога прогрессивная, зависит от мощности двигателя.

Налог на игорный бизнес. Плательщики – организаторы проведения азартных игр. Объект – игровое оборудование. Ставки различны, зависят от вида игрового оборудования, устанавливаются в ежемесячной твердой сумме за единицу оборудования.

Налог на имущество организаций. Плательщики – собственники и титульные владельцы движимого и недвижимого имущества, учтенного на балансе как основные средства. База – среднегодовая стоимость. Ставка устанавливается региональными властями и не может превышать 2.2 процента стоимости.

Местные налоги и сборы.

Земельный налог. Плательщики – собственники и владельцы земельных участков. База – кадастровая стоимость. Ставки устанавливаются местными властями и не могут превышать предельный размер, установленный НК РФ. Такой предел различен для земель различных категорий и равен, по общему правилу, полутора процентам, кроме земель сельхозназначения, земель жилищного фонда и некоторых других, для которых предельный размер равен 0.3 процентам.

Налог на имущество физических лиц. Плательщики – собственники недвижимости. База – кадастровая стоимость. Ставка устанавливается местными властями и не может превышать предельного размера. Этот размер зависит от вида имущества, его стоимости и варьируется в пределах от 0.1 процента до двух процентов.

Торговый сбор. Плательщики – лица, осуществляющие торговую деятельность на территории муниципального района, где действует сбор. Ставка устанавливается муниципалитетами.

Специальные налоговые режимы.

В целях создания благоприятных условий для предпринимательства для некоторых плательщиков в РФ введены и действуют несколько специальных налоговых режимов, таких как:

Единый сельскохозяйственный налог. Применяется производителями сельхозпродукции, заменяет уплату налогов на прибыль и имущество организаций. Объект налогообложения – доходы за минусом произведенных расходов. Общая ставка составляет шесть процентов. Для плательщиков Крыма и Севастополя предусмотрены льготы в виде нулевой ставки на 2015-2016 годы и четырехпроцентной ставки с 2017 по 2021 год.

Упрощенная система налогообложения. Плательщики – организации и предприниматели, отвечающие определенным требованиям. Освобождает от уплаты подоходного налога, налогов на имущество, налога на прибыль. Объект – доходы и доходы за вычетом расходов. Ставка устанавливается региональными законами, для объекта в виде доходов варьируется от одного до шести процентов. Для объекта в виде доходов за вычетом расходов, ставка колеблется от пяти до пятнадцати процентов. Для Крыма и Севастополя предусмотрены льготы.

Единый налог на вмененный доход(далее – ЕНВД). Применяется для определенных видов деятельности, поименованных в НК РФ. Заменяет уплату налога на прибыль, налогов на имущество, подоходного налога. Плательщики — организации и предприниматели, осуществляющие деятельность, в отношении которой введен ЕНВД на территории муниципального района, пожелавшие перейти на данную систему налогообложения и отвечающие определенным требованиям закона. Объект налогообложения – вмененный доход. Его размер зависит от вида деятельности, установлен НК РФ и подлежит корректировке на местные коэффициенты. Ставка – пятнадцать процентов от вмененного дохода.

Налогообложение при выполнении соглашений о разделе продукции, заключенных на основании ФЗ «О соглашениях о разделе продукции». Предусматривает замену части налогов и сборов разделом произведенной продукции. Инвесторы освобождаются от уплаты различных региональных и местных налогов, а также получают возмещение некоторых федеральных налогов.

Читайте так же:  Аудит дебиторской и кредиторской задолженности

Патентная система. Применяется предпринимателями при осуществлении некоторых видов предпринимательской деятельности, перечисленных в законе. Освобождает от уплаты: подоходного налога и налога на имущество. Объект налогообложения – потенциально возможный годовой доход. Ставка равна шести процентам, для Крыма и Севастополя предусмотрены льготы.

Завершая краткий обзор налогового законодательства России, можно сделать следующие выводы.

В целом основной налоговый закон можно назвать современным, удобным, и понятным. Он очень подробно регулирует как общие вопросы налогообложения, так и особенности исчисления и уплаты каждого отдельно взятого налога.

Налоговое бремя нельзя назвать чрезмерным, ставки по основным налогам – средние, не сильно высокие, но и не слишком низкие. Тенденций к постоянному повышению их размера, как имеет место в некоторых государствах СНГ, в настоящее время не наблюдается. На многие налоги, уплачиваемые исключительно бизнесом, на длительное время (до 2021 года включительно) предусмотрены серьезные преференции для Крыма и Севастополя, что представляется верным в сложившейся политической и экономической ситуации. Также налоговое законодательство можно характеризовать как «аграрно ориентированное», то есть содержащее множество льгот по уплате налогов для сельхозпроизводителей.

Хочется надеяться, что в будущем государство будет и дальше стремиться повысить свои доходы от налоговых поступлений не экстенсивным, а интенсивным путем, то есть за счет повышения эффективности их взимания и платежной дисциплины, а не путем увеличения налоговых ставок, а все прогнозы о возможном повышении после выборов Президента в 2018 году основных налогов – подоходного, НДС и акцизов – останутся лишь слухами.

Статья подготовлена специалистами ООО «СоюзПравоИнформ».

© СоюзПравоИнформ. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Принципы построения налоговой системы РФ

Фискальная система государства: кратко об истории

Налоги и налоговая система РФ на территории нашего государства стали зарождаться довольно давно. Однако структура, наиболее характерная современным реалиям, была организована лишь в 1991 году. В тот момент был принят закон, который так и назывался: «Об основах налоговой системы в России». Данный норматив вводил в действие множество фискальных обременений, таких как НДС, НДФЛ (в то время подоходный налог), акцизы на табак и алкоголь и другие сборы.

Уже в 1998 году была утверждена первая часть НК РФ , а через два года, в 2000, законодатели приняли вторую часть . Так, стал главной правовой основой налоговой системы РФ Налоговый кодекс. Норматив детально определял порядок взаимоотношений между государством и налогоплательщиками.

Преобразования коснулись не только самой налоговой системы страны, но и органов, осуществляющих контроль. Так, в 1990 году была создана Государственная налог. инспекция, на которую были возложены функции по контролю и сбору фискальных платежей. Затем ее переименовали в службу. Но уже 1998 году службу упразднили, а взамен было создано специальное Министерство по налогам и сборам.

Однако и это не последнее изменение. В 2004 году чиновники решили передать бюджетные полномочия в Минфин РФ. Контрольная же функция была передана в ФНС — службу, которая действует и по сей день. Следовательно, единая централизованная система налоговых органов состоит из Министерства финансов России и ФНС.

Определения и общая характеристика налоговой системы РФ

Итак, что такое налоговая система, определение кратко: налоговая система — это совокупность норм, обязательств, налогоплательщиков и государственных органов.

Иными словами, это не только фискальные платежи, зачисляемые в государственный бюджет в соответствии с действующими законодательными актами, это еще и все категории и виды налогоплательщиков, подпадающих под фискальное обременение, а также государственные органы, контролирующие правильность и полноту перечислений в бюджет.

Сущность налоговой системы РФ (кратко) — это гарантия поступления платежей в бюджеты, а следовательно, это важнейший и основной источник дохода государства, позволяющий качественно и постоянно выполнять ключевые государственные функции и задачи.

Принципы построения

Разобраться в столь сложном понятии, не определив принципов его построения, невозможно. Так, все принципы становления и построения налоговой структуры РФ описаны в 3 статье НК РФ. К ним следует относить:

  • справедливость, то есть обременение распространяется на всех (граждане, ИП, организации);
  • определенность, которая не допускает двусмысленных трактовок одного и того же положения, правила, нормы;
  • равенство, устанавливается независимо от расовых, социальных, религиозных, национальных и прочих принципов;
  • доступность, то есть все нормы должны быть сформулированы максимально доступным и понятным языком;
  • удобство, налогоплательщики должны быть информированы обо всех обязательных платежах, объектах обложения и порядках исчисления суммы обязательства;
  • обоснованность, все действующие и новые обязательства должны быть экономически обоснованы, недопустимо вводить обременения, противоречащие Конституции России.

Следовательно, принципы налогообложения направлены на соблюдение действующего законодательства и основ Конституции.

Структура налоговой системы РФ 2019

Налоговая система государства, налоги и их виды, подразумевает группировку на определенные уровни. А вот уровень конкретизируется двумя взаимосвязанными признаками: в какой бюджет зачисляется платеж, и власти какого уровня устанавливают нормы налогообложения. Так, выделяют всего три уровня:

  1. Федеральный. Платежи федерального уровня зачисляются напрямую в бюджет Федерации (высший уровень). Нормы и принципы налогообложения (объект, база, ставки, льготы, периоды, освобождения, отчетности и сроки) регламентируются Кодексом и Конституцией, федеральными законами, указами Президента, постановлениями Правительства России. Федеральные обязательства применимы на территории всей страны.
  2. Региональный. Сборы, которые подлежат зачислению в казну региона, субъекта, автономного округа, области, города федерального значения. Следовательно, ключевые правила налогообложения устанавливают власти субъекта РФ. Нормы действуют только для конкретного региона.
  3. Местный. Обязательства, которые уплачивают в бюджет муниципального образования. Принципы налогообложения устанавливают власти местных администраций в индивидуальном порядке.

Однако положения, регламентированные местными и региональными властями, не могут противоречить федеральным нормам. То есть власти субъекта или муниципального образования могут снизить ставку, ввести льготу или освобождение, отменить или ввести отчетные периоды и авансовые платежи. Но дополнить или скорректировать налоговую систему, НК РФ и виды платежей не вправе. Подробно о действующей классификации мы рассказали в отдельном материале «Федеральные, региональные и местные налоги».

Налоговая система России: кратко об элементах

Эффективность определяется не только ее структурой, но и составляющими элементами. Выделяют следующие элементы:

  • виды налогов, сборов, взносов (с 2017 г.) и иных платежей;
  • права и обязанности налогоплательщиков и госорганов;
  • совокупность способов и видов контроля;
  • введение ответственности на правонарушения фискальных норм;
  • принципы и обоснования для установления фискальных платежей;
  • установленный порядок обжалования.
Читайте так же:  Сзв-м для ип

Несмотря на многочисленность элементов, основой функционирования Налоговой системы РФ является его правовая база, а именно Налоговый кодекс.

Налоговая система РФ и проблемы ее совершенствования

Основное направление деятельности налоговой системы — это создание рационального, эффективного и справедливого механизма, который бы обеспечил достойный экономический рост всему государству. Однако, как показывает практика, ключевым направлением становится повышение стимула к сбору фискальных платежей.

В то же время повышение стимулов к собираемости фискальных обязательств позволило российской экономике выйти на новый, более высокий уровень развития. Это связано с тем, что законодатели предложили рациональные виды и режимы налогообложения, сокращающие фискальную нагрузку плательщиков. А следовательно, большинство экономических субъектов решило выйти из теневой экономики. Однако действующие подходы несовершенны и требуют многочисленных изменений.

43. Структура налоговой системы Российской Федерации.

Налоговая система РФ – это совокупность налогов, сборов и пошлин, введенных на федеральном уровне и установленных законами России и ее субъектов, а также законодательными актами органов местного самоуправления.

Видео (кликните для воспроизведения).

Структура налоговой системы. В России действует трехуровневая налоговая система, включающая федеральные, региональные и местные налоги и сборы. Также в НК РФ определенны специальные налоговые режимы. Они предусматривают особые условия и порядок уплаты налогов, а также полное освобождение от необходимости уплаты отдельных их разновидностей.

Полный перечень федеральных налогов и сборов (ст. 13 НК РФ):

-налог на добавленную стоимость;

-налог на доходы физических лиц ;

-налог на прибыль организаций;

-акцизы (к подакцизным товарам относятся: алкоголь, табачная продукция, легковые автомобили, дизельное и бензиновое топливо);

-налог на добычу полезных ископаемых (нефть, известняк, уголь, руда, алмазы и пр.);

— сборы за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов (например: медведь, соболь, косуля, тунец, минтай);

— государственная пошлина (к примеру, за регистрацию ООО).

Полный список региональных налогов и сборов (ст. 14 НК РФ):

— налог на имущество организаций (как движимое, так и недвижимое);

— транспортный налог (ставка зависит от типа транспортного средства и мощности двигателя).

Перечень всех местных налогов и сборов (ст. 15 НК РФ):

-налог на имущество физических лиц (такое как квартира, дом);

-земельный налог (им облагаются владельцы земельных участков);

-торговый сбор (платеж, взимаемый с объектов торговли).

44. Принципы налогообложения Российской Федерации.

На сегодняшний день основным законодательным актом о налогах является Налоговый кодекс Российской Федерации, состоящий из двух частей (общей и специальной), регламентирующих как общие принципы построения налоговой системы, так и взаимоотношения государства и налогоплательщиков по конкретным видам налогов.

Эффективность налоговой системы обеспечивается соблюдением определенных критериев, требований и принципов налогообложения. В основе построения большинства действующих налоговых систем лежат идеи А. Смита, в виде 4 основных принципов налогообложения:

принцип справедливости, который предполагает всеобщность обложения и равномерность распределения налога между гражданами соразмерно их доходам;

принцип определенности, заключающийся в том, что сумма, способ и время платежа должны быть точно и заранее известны налогоплательщику;

принцип удобства — налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика;

принцип экономии, который подразумевает сокращение издержек взимания налогов.

45. Функции налогов.

Налог —обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, принудительно взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Налоги выполняют одновременно четыре основные функции: фискальную, распределительную, регулирующую и контролирующую.

Фискальная функция налогообложения — основная функция налогообложения. Исторически наиболее древняя и одновременно основная: налоги являются преимущественной составляющей доходов государственного бюджета. Реализация функции осуществляется за счёт налогового контроля и налоговых санкций, которые обеспечивают максимальную собираемость установленных налогов и создают препятствия к уклонению от уплаты налогов.

Распределительная (социальная) функция налогообложения — состоит в перераспределении общественных доходов (происходит передача средств в пользу более слабых и незащищённых категорий граждан за счёт возложения налогового бремени на более сильные категории населения).

[1]

Регулирующая функция налогообложения — направлена на решение посредством налоговых механизмов тех или иных задач экономической политики государства.

Контрольная функция налогообложения — позволяет государству отслеживать своевременность и полноту поступлений в бюджет денежных средств и сопоставлять их величину финансовых ресурсов.

46. Классификация налогов.

Все налоги, действующие на территории РФ, в зависимости от уровня установления подразделяются на три вида:

Федеральные налоги устанавливаются, отменяются и изменяются НК РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ.

Региональные налоги устанавливаются НК РФ и обязательны к уплате на всей территории соответствующих субъектов РФ. Правительство субъектов Федерации наделено правом вводить или отменять региональные налоги на своей территории и изменять некоторые элементы налогообложения в соответствии с действующим федеральным законодательством.

Местные налоги регламентируются законодательными актами федеральных органов власти и законами субъектов РФ. Органам местного самоуправления в соответствии с НК РФ предоставлено право вводить или отменять на территории муниципального образования местные налоги и сборы.

В зависимости от метода взимания налоги подразделяются следующим образом:

Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход или имущество налогоплательщика, владение и пользование которым служит основанием для налогообложения. К прямым налогам относятся:

налог на доходы физических лиц;

налог на прибыль организаций;

налоги на имущество как юридических, так и физических лиц.

Косвенные налоги нередко называются налогами на потребление, непосредственно включаются в цену товара (работы, услуги) в виде надбавки и уплачиваются потребителями. Эти налоги предназначены для перенесения реального налогового бремени на конечного потребителя. При косвенном налогообложении субъектом налога является продавец товара (работы, услуги), а носителем и фактическим плательщиком данного налога выступает потребитель. К косвенным налогам относятся:

налог на добавленную стоимость;

Читайте так же:  В течение какого времени выплачивают декретные

таможенные пошлины и др.

Косвенные налоги — наиболее простые для государства с точки зрения их взимания, но достаточно сложные для налогоплательщика с точки зрения укрывательства от их уплаты. Привлекательны для государства эти налоги еще и потому, что их поступления в казну прямо не привязаны к финансово-хозяйственной деятельности субъекта налогообложения и фискальный эффект достигается в условиях падения производства и даже убыточной работы организаций.

Нередко на практике проводят разделение налогов в зависимости от их использования:

К общим налогам относятся большинство взимаемых в любой налоговой системе налогов. Их отличительная особенность заключается том, что после поступления в бюджет они обезличиваются и расходуются на цели, определенные в соответствующем бюджете.

В отличие от них специальные налоги имеют строго целевое предназначение и «закреплены» за определенными видами расходов.

НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РФ

Налоговая система — совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в условленном порядке с налогоплательщиков на территории страны.

Прин­ципы построения налоговой системы:

• единый подход в вопросах налогообложения, включая предоставление права на получение налоговых льгот, а также защиту законных интересов всех налогоплательщиков;

• четкое разграничение прав по установлению и взиманию налоговых платежей между различными уровнями власти;

• приоритет норм, установленных налоговым законодательством, над иными законодательно-нормативными актами, на относящимися к нормам налогового права, однако в той или иной мере затрагивающими вопросы налогообложения;

• однократность налогообложения, означающая, что один и тот же объект может облагаться налогом одного вида только один раз за установленный законом период налогообложения;

• определение конкретного перечня прав и обязанностей налогоплательщиков, с одной стороны, и налоговых органов — с другой.

В соответствии с НК РФ в РФ трехуровневая налоговая система и соответственно устанавливаются и взимаются три вида налогов и сборов:

1. Федеральные налоги (ст. 12 НК РФ) — обязательны к уплате на всей территории РФ. Устанавливаются и вводятся НК РФ.

­ налог на добавленную стоимость (НДС);

­ налог на прибыль организаций;

­ налог от доходов от капитала;

­ налог на доходы физических лиц;

­ взносы в государственные социальные внебюджетные фонды;

­ налог на пользование недрами;

­ федеральные лицензионные сборы и другие.

2. Региональные налоги обязательны к уплате на территории соответствующих субъектов РФ. Вводятся в действие в соответствии с НК РФ, но законами субъектов РФ, которые определяют, ставку регионального налога, порядок и сроки уплаты, формы отчетности и льготы.

­ налог на имущество организаций;

­ налог на недвижимость;

­ налог на игорный бизнес;

­ региональные лицензионные сборы.

3. Местные налоги и сборы обязательны к уплате на территории соответствующего муниципального образования. Вводятся нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления, законами г. Москвы и Санкт-Петербурга.

­ налог на имущество физических лиц;

­ налог на рекламу.

Для классификации налогов используют различные признаки, такие как:

1. На основе критерия перелагаемости налогового бремени налоги делятся на подоходно – имущественные (прямые) и налоги на потребление (косвенные). Первые взимаются в процессе приобретения, вторые в процессе их расходования.

Нет жесткого правила деления налогов на прямые и косвенные. Согласно одному из мнений прямые налоги – налоги, бремя которых ложится непосредственно на налогоплательщика, а косвенные налоги должны быть переложены налогоплательщиком на других лиц.

[2]

Традиционная классификация налогов

Прямые налоги взимаются с доходов или имущества налогоплательщиков (юридических и физических лиц).

Косвенные налоги — налоги на товары и услуги, взимаемые путем включения в цену товара и тариф. При реализации облагаемого товара (услуги) полученные от фактических плательщиков налоговые суммы перечисляются в бюджет лицом, производящим реализацию. К таким налогам относятся акцизы, налог с оборота, замененный в большинстве развитых стран налогом на добавленную стоимость (НДС), налоги на некоторые виды продаж, таможенные пошлины.

Прямые налоги подразделяются на реальные и личные. Для реальных налогов характерно взимание с отдельных видов имущества (поземельный, подомовой, подушный, промысловый); обложение строится на основе средней доходности этого имущества.

Личные налоги — это налоги на доходы или имущество, взимаемые у источника дохода или по декларации (подоходный налог, налог на прибыль, налоги на наследство, дарение и т.д.).

2. Закрепленные и регулирующие налоги. Закрепленные — на длительный период полностью или в частях эти налоги закреплены, как источник конкретного бюджета. Регулирующие — распределение текущих налогов между различными бюджетами происходит при утверждении федерального бюджета на конкретный год.

3. Государственные и местные налоги. Это деление происходит по степени компетенции органов власти различных уровней в отношении решения вопросов установления и введения в действие налогов.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Увлечёшься девушкой-вырастут хвосты, займёшься учебой-вырастут рога 9648 —

| 7592 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Видео (кликните для воспроизведения).

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Источники


  1. Подгорная, Л. И. Deutsche Geschichte in Biografien: Wissenschaft und Kultur / История Германии в биографиях. Наука и культура / Л.И. Подгорная. — М.: Каро, 2015. — 272 c.

  2. Старович, Збигнев Судебная сексология / Збигнев Старович. — М.: Юридическая литература, 2016. — 336 c.

  3. Контрольно-кассовая техника. Нормативные акты, официальные разъяснения, судебная практика и образцы документов. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2018. — 113 c.
  4. История и методология юридической науки. — М.: ИВЭСЭП, 2014. — 564 c.
  5. Медведев, М. Ю. Аукционы. Проведение, участие, судебные споры. Справочник инвестора / М.Ю. Медведев, А.М. Насонов. — М.: Юстицинформ, 2013. — 224 c.
Налоговая система российской федерации
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here