Налоговая нагрузка организации

Важный материал на тему: "Налоговая нагрузка организации" с профессиональной точки зрения. Если возникнут вопросы, вы всегда их можете задать дежурному юристу.

Что такое налоговая нагрузка и как ее посчитать

Налоговая нагрузка — ключевой показатель для налоговых инспекторов. Она показывает, какую долю по отношению к вашей выручке занимают начисленные вами налоги. Старший партнер компании «Рыков групп» Павел Пенкин в рамках своего нового проекта рассказывает о том, как налоговики могут использовать информацию о ваших налогах против вас и объясняет, почему #cхемыбольшенеработают.

Низкая нагрузка — это сигнал к тому, что налоги занижены. Таких плательщиков инспекция берет на особый контроль: проверяет выписки по счетам, вызывает на комиссии, ищет среди их контрагентов фирмы-однодневки. Если предпроверочный анализ подтверждает, что нагрузка низкая из-за нарушений, плательщику назначают выездную проверку.

Как посчитать налоговую нагрузку

Нагрузка считается в процентах отдельно по каждому году по формуле:

Налоговая нагрузка= ((Сумма начисленных налогов за год)/(Сумма выручки за год))?100%

Для расчета берут именно начисленные, а не уплаченные за год налоги. Это потому, что начисление может быть в одном году, а уплата перейти на следующий. Если считать по уплате, то нагрузка может оказаться меньше, чем на самом деле.

Данные о начисленных налогах нужно взять из деклараций.

В расчет идут также налоги, которые начислены в качестве налогового агента, например, НДФЛ. А вот страховые взносы за работников не участвуют в расчете.

Сумму выручки организации берут из строки 2110 “Выручка” годового отчета о финансовых результатах.

Предприниматели берут выручку (доход) из декларации 3-НДФЛ или по УСН.

Налоговая инспекция может отдельно проверять нагрузку по налогу на прибыль. Она считается по формуле:

Нагрузка по налогу на прибыль=((Сумма начисленного налога на прибыль)/(Сумма выручки и внереализационных доходов))? 100%

Данные нужно взять из декларации по налогу на прибыль.

Как понять, что налоговая нагрузка низкая

Чтобы понять, нормальная у вас нагрузка или нет, нужно сравнить ее со средней по России по тому виду деятельности, который для вас основной.

Для этого нужно в Приложении № 3 к Приказу ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/[email protected] (доступно по ссылке: http://www.nalog.ru/rn77/taxation/reference_work/conception_vnp/) выбрать наиболее подходящий вид деятельности и в колонке с нужным годом посмотреть значение. Оно и будет нормативом, с которым нужно сравнить свою нагрузку за этот год.

Например, средняя нагрузка по виду деятельности “Оптовая торговля” в 2015 г. равна 2,4%, а по строительству — 12,7%.

Каждый год в начале мая ФНС России публикует данные о налоговой нагрузке за прошедший год. То есть, в 2017 г. будут доступны данные о нагрузке за 2016 г. и ранее.

Если вы отдельно рассчитываете нагрузку по налогу на прибыль, то тут такие нормативы: не менее 1% для торговых организаций и не менее 3% для всех остальных.

Те плательщики, у которых нагрузка ниже средней по России попадают в особый список, с которым работают специалисты по планированию выездных проверок.

Причины низкой налоговой нагрузки

Налоговая нагрузка завязана на выручку: чем больше выручка, тем больше налогов нужно платить. Если выручка из года в год растет, а налогов платится столько же или меньше, инспекторы начинают подозревать плательщика в применении схем.

Они могут сделать вывод, что плательщик искусственно нарастил расходы для налога на прибыль или вычеты по НДС.

Особенно привлекает внимание резкое падение нагрузки по сравнению с прошлым годом.

Бывает так, что низкая нагрузка не связана с нарушениями и объясняется объективными причинами, например:

  • Плательщик применяет спецрежим УСН, ЕНВД, ЕСХН. Поскольку в этом случае вместо нескольких налогов платится один, нагрузка не может быть такой же как у плательщика с тем же видом деятельности, но на общем режиме.
  • Плательщик применяет льготы. Поэтому при одинаковой выручке он заплатит налогов меньше, чем тот, кто льготу не применяет.
  • Временные изменения в бизнесе. Например, появление новых конкурентов вынуждает снизить цену продажи при тех же расходах. В итоге выручка получится ниже, и налоги тоже будут ниже, чем раньше.

Что делать, если налоговая нагрузка низкая

Если нагрузка низкая из-за того, что плательщик применяет схемы уклонения, например, использует фирмы-однодневки, то ФНС России рекомендует отказаться от таких схем и довести нагрузку до нормального уровня.

В этом случае придется сдать уточненные декларации, доплатить недостающие налоги и пени. Но зато, таким способом можно избежать штрафов и, самое главное, выездной проверки.

Если низкая нагрузка объяснима, то лучше подготовить для налоговой подробные письменные пояснения о причинах.

Ждать ли Вам выездной проверки из налоговой? Можно понять ответив на 15 вопросов! Пройти тест можно по этой ссылке.

Порядок проведения анализа налоговой нагрузки

Анализ налоговой нагрузки – непременное условие проверки отчетности, проводимой ИФНС. Данные этого анализа становятся не только источником выводов о нарушениях, допускаемых налогоплательщиком, но и материалом для статистических обобщений. Рассмотрим, каким порядком руководствуется ИФНС при данном анализе.

Что показывает налоговая нагрузка?

Налоговая нагрузка – расчетная величина, позволяющая количественно оценить объем средств, затрачиваемых налогоплательщиком на уплату налогов. Чаще всего ее определяют в процентах, что позволяет оперировать этим показателем в различных целях: анализ, планирование, прогноз.

Расчет ее довольно прост: это отношение суммы налогов к любой из выбранных для сравнения баз (например, к выручке, доходам, прибыли). Но вместе с тем допускается большое количество вариантов формулы, что связано с отсутствием требования об использовании строго определенных исходных данных. Возможен, например, выбор между:

  • набором налогов или одним из них;
  • бухгалтерскими или налоговыми данными, включенными в базу;
  • одним или несколькими периодами, попадающими в расчет;
  • фактическими или прогнозными цифрами.
Читайте так же:  Как оформить внутреннее совместительство у одного работодателя

Кому и для чего нужен расчет нагрузки?

Этот показатель задействован в работе ФНС РФ (приказ ведомства от 30.05.2007 № ММ-3-06/[email protected], письмо от 17.07.2013 № АС-4-2/12722) как один из инструментов, позволяющих на основе анализа представляемой налогоплательщиками отчетности осуществлять:

  • Статистическую обработку данных, получая в результате усредненные экономические показатели по годам, регионам, типам хоздеятельности, режимам налогообложения, видам налогов, с которыми возможно проведение сравнения цифр конкретного налогоплательщика.
  • Выявление тех отклонений от средних значений показателей, которые, наряду с другой информацией, могут быть свидетельством нарушений налогоплательщиком налогового законодательства.
  • Планирование проверок.

Обратите внимание! Письмо ФНС от 17.07.2013 № АС-4-2/12722 отменено письмом ФНС от 21.03.2017 № ЕД-4-15/[email protected] Регламентировать порядок работы комиссий скоро будет новый документ.

Содержащиеся в указанных документах ФНС формулы расчета и методика анализа с успехом могут быть использованы и налогоплательщиками для целей:

  • анализа итогов собственной деятельности;
  • сопоставления возможных вариантов налогообложения;
  • перспективного прогноза дальнейшей работы;
  • оценки рисков отнесения к неблагонадежным с точки зрения ИФНС;
  • аргументированных объяснений принимаемых управленческих решений.

Как ИФНС проводит анализ налоговой нагрузки?

Основные принципы анализа налоговой нагрузки, приводимого ИФНС, изложены в ее письме от 17.07.2013 № АС-4-2/12722. Он состоит из нескольких этапов, заключающихся в:

  • отборе налогоплательщиков для более пристального рассмотрения;
  • анализе динамики показателей их отчетности во времени;
  • сборе иных сведений о налогоплательщиках и сопоставлении их с данными отчетности.

На первом этапе анализа налоговой нагрузки внимание налоговиков привлекают лица:

  • работающие с убытком;
  • показывающие высокую долю вычетов по НДС или НДФЛ;
  • имеющие низкий уровень налоговой нагрузки по основным налогам, начисляемым при выбранной системе налогообложения;
  • накапливающие долги по налогам;
  • снижающие объемы налоговых платежей в сопоставлении с предшествующими годами;
  • с противоречивыми данными в отчетности;
  • не отразившие доходы, информация о наличии которых получена ИФНС из других источников;
  • безосновательно применяющие льготы по налогам;
  • выплачивающие неоправданно низкую зарплату.

При этом налоговики рассматривают отчетность каждого налогоплательщика за конкретный период, рассчитывая по нему величину как общей налоговой нагрузки, так и нагрузки по отдельным налогам, сопоставляя их с аналогичными данными предшествующих лет.

Второй этап, содержащий собственно сам анализ налоговой нагрузки, включает сравнение данных по выделенному налогоплательщику с:

  • его же данными по разным налоговым периодам;
  • аналогичными данными похожих налогоплательщиков;
  • максимальными и средними значениями по отрасли.

Рассматриваемые сведения выстраивают в динамике за несколько лет, и в случае выявления неблагоприятной тенденции изменения показателей переходят к третьему этапу: детально изучают всю информацию о налогоплательщике, которую могут предоставить иные источники:

  • ИФНС;
  • банки;
  • другие налогоплательщики;
  • госреестры;
  • СМИ, в т.ч. Интернет;
  • госорганы, ПФР, ФСС.

На основании этой информации в отношении налогоплательщика выясняют:

  • структуру деятельности;
  • принципы денежных потоков;
  • характер осуществления сделок;
  • взаимосвязи;
  • наличие необходимого имущества.

Вся полученная информация сводится в таблицы, позволяющие судить о наличии признаков недобросовестности в деятельности налогоплательщика. К таким признакам относят:

  • наличие массовых адресов руководителя, учредителя;
  • отсутствие имущества, работников;
  • частую смену контрагентов, мест постановки на учет;
  • взаимодействие с недобросовестными контрагентами;
  • несоответствие денежных сумм в сопоставимых операциях;
  • неувязки в отчетности и в сведениях о доходах.

Эти признаки, наряду с низкими значениями показателей, выявленными при анализе налоговой нагрузки, при отсутствии убедительных объяснений со стороны налогоплательщика, в отношении которых ему направляют соответствующий запрос, с большой вероятностью повлекут за собой решение о проведении выездной налоговой проверки.

Всю полученную в результате анализа налоговой нагрузки налогоплательщика информацию ИФНС сохранит и использует ее в дальнейшем для оценки состояния не только конкретного налогоплательщика, но и других лиц.

Формула расчёта налоговой нагрузки

Любой предприниматель, стремясь к увеличению своей прибыли, ощущает неизбежное налоговое бремя. Естественно стремление снизить расходы на уплату налогов, при этом важно не переходить грань, определенную законом. Тем не менее, и слишком низкой налоговая нагрузка быть не может, потому что в таком случае практически наверняка налицо нарушения налогового законодательства, на выявление которых может быть направлена плановая либо внеплановая проверка ИНФС.

Из каких компонентов состоит налоговая нагрузка, какова ее роль в предпринимательской деятельности, как вычислить ее на разных экономических уровнях, под силу ли предпринимателю сделать это самостоятельно – все эти вопросы обсуждаем ниже. Присоединяйтесь!

Абсолютная и относительная налоговая нагрузка

Понятие налоговой нагрузки используется для установления финансовых обязательств предпринимателя перед государством. Можно рассматривать ее как относительную или абсолютную величину.

Сумма, обременяющая предпринимателя из-за его обязанностей налогоплательщика, выраженная определенной цифрой, составляет абсолютную величину налоговой нагрузки.

Эту цифру необходимо знать предпринимателям, чтобы планировать соотношение расходов и доходов, оптимизировать бизнес, оценивать его прибыльность.

Налоговые органы трактуют налоговую нагрузку как меру, характеризующую средства, которые предприниматель выделяет из бизнеса на свои налоговые траты. Такой подход относителен, так как включает многие параметры, учитываемые ФНС.

Именно поэтому относительное обозначение налоговой нагрузки лучше позволяет проанализировать влияние налогового бремени на финансовое состояние предпринимателя и рентабельность его бизнеса.

Иногда налоговую нагрузку отождествляют с эффективной ставкой налога – процентом от фактической уплаты того или иного налога в общей налоговой базе. Когда речь идет о налоговой нагрузке по какому-то определенному налогу, допустимо применять это определение, что и делается в некоторых нормативных актах.

Читайте так же:  Штраф за непроведение специальной оценки условий труда

Государственные документы

Поскольку налоговая нагрузка занимает первое место среди критериев выбора «счастливчиков» для выездной налоговой проверки, документальное ее регламентирование относится прежде всего к документам, изданным ФНС. Отношения между плательщиками налогов и контролирующими органами регламентируют такие акты:

  • Приказ федеральной налоговой службы Российской Федерации «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» от 30.05.2007 № ММ-3-06/333 и его приложение № 3 – информационные данные, ежегодно пополняющиеся и обновляющиеся;
  • Письмо ФНС РФ «О работе комиссий налоговых органов по легализации налоговой базы» от 17.07.2013 № АС-4-2/12722 содержит формулу расчета налоговой нагрузки по различным видам налогов и особых налоговых режимов.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Вся эта информация содержится и на официальном сайте ФНС.

Кому и зачем это нужно

Определение, сколько денег уходит на налоги, является важным моментом, определяющим деятельность экономических субъектов на различных уровнях:

  • сами налогоплательщики – могут оценить эффективность своей деятельности, определить, насколько велик риск налоговой проверки, принять решение об оптимальном налоговом режиме, прогнозировать дальнейшие действия;
  • федеральная налоговая служба с помощью данных цифр проектирует свою контролирующую деятельность, а также имеет возможность влияния на модернизацию налоговой системы в целом;
  • Министерство финансов и другие экономические государственные структуры на основе показателей налоговой нагрузки изучают экономическую ситуацию на региональном и государственном уровнях, планируя и прогнозируя дальнейшую финансовую политику страны.

Какую именно нагрузку будем считать?

Упомянутые документы, помимо информационных сведений, могут дать предпринимателям возможность самостоятельного расчета налоговой нагрузки по специально разработанным формулам.

[1]

В первом документе (приказе ФНС) приведена общая формула, которая поможет в расчете совокупной налоговой нагрузки, то есть той доли средств, которые начислялись к уплате на основе налоговых деклараций, по отношению к сумме выручки, зафиксированной Госкомстатом (в отчете о доходах и прибылях).

ВАЖНО! В расчет такой нагрузки включается НДФЛ, а НДС – нет. При этом исключены из расчетов взносы во внебюджетные фонды, так как не все их курирует ФНС.

Второй документ (письмо ФНС) содержит несколько расчетных формул для разных налогов и тех или иных спецрежимов налогообложения.

Формула расчёта налоговой нагрузки

Совокупная нагрузка

Совокупная налоговая нагрузка вычисляется очень усреднено. Формула ее крайне проста: это частное налоговых отчислений и выручки. В уточненном варианте она может выглядеть так:

НН = СнОг х 100% / СВг – НДС,

НН – налоговая нагрузка;
СнОг – сумма налогов, уплаченная по данным отчета в налоговом году;
СВг – сумма выручки по бухгалтерским документам, соответствующих налоговому годичному периоду; в нее не включаются НДС и акцизы.
Данная методика разработана и рекомендована к применению Минфином РФ.

Нагрузка будет признана низкой и вызовет пристальное внимание налоговых органов, если вычисленный показатель будет меньше среднеотраслевых значений, ежегодно обновляемых на сайте ФНС.

К СВЕДЕНИЮ! Существуют и другие методики расчета налоговой нагрузки в совокупности, предложенные в различных экономических изданиях.

ПРИМЕР. Рассчитаем нагрузку условного ООО «Долгождан», занимающегося гостиничным бизнесом.

ФНС определил средний уровень нагрузки для такого вида бизнеса как 9%.

Выручка предприятия по данным финансового отчета за 2015 год составила 40 млн. руб. Налоговые декларации, поданные фирмой в этом году, показали следующие суммы налоговых отчислений:

  • НДС – 1, 1 млн. руб.;
  • налог на прибыль – 1,2 млн. руб.;
  • налог на имущество организаций – 520 тыс. руб.;
  • транспортный налог – 250 тыс. руб.

С заработных плат сотрудников был удержан НДФЛ на 750 тыс. руб. Страховые взносы, а также перечисления в Пенсионный фонд, для данного расчета значений не имеют.

Налоговая нагрузка ООО «Долгождан»: 1 100 000 + 1 200 000 + 520 000 + 250 000 + 750 000 = 2 625 000 руб. Делим на показатель прибыли: 2 625 000 / 40 000 000 = 0,065. Умножаем на 100%, получаем 6,5 %.

Вычисленный результат меньше среднего (9%), определенного ФНС для этой отрасли бизнеса. Поэтому ООО «Долгождан» будет включено в план выездных налоговых проверок, либо его сотрудники будут вызваны в налоговую для дачи пояснений.

Нагрузка по конкретному налогу

Чаще всего налоговую нагрузку вычисляют по НДС и налогу на прибыль.

Уровень нагрузки по налогу на прибыль

Органы ФНС насторожит, если он окажется ниже таких показателей:

  • для торговых предприятий – менее 1%;
  • для других организаций, в том числе занимающихся производством и подрядами – менее 3 %.

Ее вычисляют по такой формуле:

ННп = Нп / (Др + Двн),

Видео (кликните для воспроизведения).

где:
ННп ­ ­– налоговая нагрузка по налогу на прибыль;
Нп ­– налог на прибыль по итогам годовой декларации;
Др – доход от реализации, определенный по данным декларации по прибыли;
Двн – иные (внереализационные) доходы организации по данным той же декларации.
Полученный результат умножается на 100%.

Уровень налоговой нагрузки по НДС

ФНС признает низким уровень налоговой нагрузки по НДС, если за все четыре квартала отчетного года суммы налоговых вычетов по НДС составят 89% и более от полной суммы данного налога.

Рассчитать нагрузку по НДС можно несколькими способами.

    Разделить сумму уплаченного НДС (ННДС) на показатели налоговой базы в соответствии с 3 разделом соответствующей декларации, ориентирующейся на состояние рынка РФ (НБрф):

НН по НДС = ННДС / Нбрф

Читайте так же:  6-ндфл при задержке заработной платы

Найти отношение суммы НДС по декларации (ННДС )к общей налоговой базе, включающей в себя как показатели рынка РФ, так и экспортного рынка (НБобщ):

НН по НДС = ННДС / Нбобщ.

Нюансы налоговой нагрузки для разных типов предпринимателей

  1. ИП. Индивидуальный предприниматель должен рассчитать налоговую нагрузку по НДФЛ. Для этого нужно разделить показатель своей декларации на приведенный в декларации 3-НДФЛ.
  2. Плательщики УСН должны взять уровень своей нагрузки, начисленный в соответствии с декларацией, и разделить его на доход в соответствии с 3-НДФЛ.
  3. Предприниматели на ЕСХН делят,соответственно, показатели своего налога на сумму дохода по 3-НДФЛ–декларации.
  4. Те, кто выбрал ОСНО, суммируют НДС и налог на прибыль и находят отношение полученной суммы к общей выручке, отраженной в отчете о прибылях и убытках.

ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! Если бизнесмен, кроме перечисленных, платит и другие налоги, например, земельный, на воду, имущество и т.д. (кроме НДФЛ), то все эти налоги будут участвовать в расчете совокупной нагрузки.

Если уровень налоговой нагрузки оказался низким, это еще не значит обязательных штрафных санкций: они могут быть назначены только по результатам проверки, риск которой в такой ситуации, естественно, возрастает.

Налоговая нагрузка: как рассчитать и оценить безопасный уровень в 2019 году

Что такое налоговая нагрузка и как ее рассчитать

Налоговая нагрузка — это соотношение суммы уплаченных налогов к величине выручки организации. Налоговые органы рекомендуют определять ее следующим образом:

Низкий уровень полученного результата вычислений привлечет внимание налоговых органов. Это является одной из причин включения компании в план выездных проверок. Для самостоятельной оценки рисков ФНС выпустила специальные критерии (Приказ ФНС от 30.05.2007 № ММ-3-06/[email protected]). И в этих критериях, используемых при отборе компаний для проведения выездной проверки, низкий уровень фискальных платежей по отношению к выручке организации указана первым пунктом.

Для более углубленного анализа может рассчитываться отношение уровня перечисляемых платежей в бюджет к получаемым организацией доходам по отдельным видам фискальных платежей.

Какие налоги включают в расчет

При расчете показателя учитываются все налоги, исчисленные компанией как налогоплательщиком, так и агентом по налогам:

  • на прибыль;
  • на имущество, землю, транспорт;
  • НДС;
  • НДФЛ.

Не нужно учитывать таможенные пошлины и ввозной НДС.

Ранее при расчете не учитывались также суммы страховых взносов. Это объяснялось тем, что администрированием этих платежей занимались внебюджетные фонды: ПФР, ОМС и ФСС. С 01.01.2017 контроль за начислением и уплатой страховых взносов передан ФНС. Поэтому, начиная с 2017 года, налоговая нагрузка организации определяется с учетом страховых взносов. Но их сумма не включается в расчет нагрузки по фискальным сборам, а предусмотрен расчет отдельного показателя фискальной нагрузки по страховым взносам.

Как ФНС оценивается налоговая нагрузка предприятия

Для оценки уровня показателя ежегодно до 5 мая ФНС на своем официальном сайте публикует средние показатели по отраслям экономики за предыдущий год (Приложение 3 к Приказу № ММ-3-06/[email protected]). Именно с этими среднеотраслевыми значениями будут сравнивать полученные результаты анализа налоговики. Актуальную информацию каждый налогоплательщик может посмотреть на сайте ФНС.

[3]

Еще одним существенным критерием оценки корректности сумм уплачиваемых налогов является доля вычетов по НДС (п. 3 Критериев). Его рассчитывают дополнительно. Доля вычетов не должна превышать 89 % от начисленного НДС.

Что делать, если у вашей организации низкая налоговая нагрузка

Если организация имеет неудовлетворительные значения показателя, то, как было сказано выше, она попадет под более пристальное внимание контролирующих органов. Вначале ИФНС запросит у компании пояснения, на которые следует ответить. Ведь снижение уплачиваемых налогов может быть вызвано объективными причинами, например:

  • падение спроса на реализуемые товары и услуги;
  • рост цен на закупаемые материалы и комплектующие;
  • рост иных расходов (например, в связи с модернизацией производства).

Сам по себе результат не может служить доказательством неуплаты налогов организацией. Доначисление налогов и штрафов ФНС может осуществить только при выявлении нарушений НК РФ при проведении выездной или камеральной проверки.

Несоответствие показателя критериям оценки по среднеотраслевому уровню не является единственным критерием для вынесения решения о проведении выездной проверки. Все критерии оценки будут анализироваться в комплексе. Кроме открытых данных о рискованности деятельности компаний, существуют еще те, которые ФНС не раскрывает широкой общественности. Но если вы хотите избежать повышенного внимания контролирующих органов, следует следить за соответствием нагрузки по налогам среднеотраслевым показателям. Иногда бывает необходимо направить письмо в ФНС с разъяснением причин возникших неудовлетворительных показателей.

Налоговая нагрузка организации

Налоговая нагрузка выступает основным индикатором налоговой дисциплины налогоплательщиков и рассчитывается как отношение уплаченных налогов (без агентских платежей: налога на прибыль организаций с дивидендов, НДФЛ, а также без страховых взносов) к доходам организации по отчету о финансовых результатах (без доходов от участия в других организациях).

Уровень налоговой нагрузки может дифференцироваться в зависимости от отраслевой принадлежности, масштабов деятельности компании, региональных факторов, влияющих на условия ведения бизнеса. Поэтому одним из общепринятых методов определения обоснованности налоговой нагрузки компании является ее сравнение со средними значениями по отраслям экономики (*за исключением финансового и бюджетного секторов экономики, что обусловлено спецификой их налогообложения). В дальнейшем планируется реализовать возможность выбора масштаба деятельности организации.

Сервис предназначен для организаций в целях повышения налоговой дисциплины и грамотности.

Показатели Показатели налоговой нагрузки Отклонение от среднеотраслевой нагрузки
Среднеотраслевая Фактическая *
Совокупная нагрузка (без НДПИ и акцизов), %
Совокупная нагрузка (с учетом НДПИ и акцизов), %
Нагрузка по налогу на прибыль, %
Нагрузка по НДС, %
Читайте так же:  Состав затрат на производство

* Для сравнения показателей фактической налоговой нагрузки Вашего предприятия со средними значениями в отрасли воспользуйтесь налоговым калькулятором.

Уважаемый пользователь!

Дополнительно рекомендуем обратить внимание на показатели рентабельности продаж и средней заработной платы в отрасли.

Показатели Среднеотраслевые индикаторы
Рентабельность продаж, %
Средняя заработная плата, рублей в месяц

** — для отсутствующих значений средней заработной платы в субъекте Российской Федерации по определенному виду экономической деятельности рекомендуется ориентироваться на значение заработной платы по виду экономической деятельности в соответствующем году в ближайших регионах.

Понятие налоговая нагрузка

Один из важнейших аспектов функционирования российской налоговой системы – это проблема налоговой нагрузки и ее воздействия на хозяйственную активность предприятия. И главной задачей всех налоговых реформ служит снижение налоговой нагрузки при условии компенсации выпадающих доходов, но не определены ни временные, ни нормативные рамки этого процесса.

Нуждается в уточнении и само понятие «налоговая нагрузка». Одно из мнений заключается в том, что это комплексная характеристика, которая включает:

· количество налогов и других обязательных платежей;

· механизм взимания налогов;

· показатель налоговой нагрузки на предприятие.

При оценке количества налоговых платежей необходимо отметить, что в настоящее время их насчитывается 14. Также рассматривается перспектива дальнейшего сужения круга налогов до 10: 8 федеральных. 1 регионального и 1 местного.

Для характеристики налоговой нагрузки имеет значение не только количество, но и структура уплачиваемых налогов. Наиболее «трудными» являются налоговые платежи, исчисляемые независимо от полученного дохода и лишь частично перелагаемые на конечного потребителя. Это налоги уплачиваемые, как отчисления от оборота и имущественные налоги.

Налоговая нагрузка на предприятие в немалой степени определяется самим механизмом взимания налогов. Так, в условиях непрекращающегося платежного кризиса в РФ очень болезненным оказался переход к международной практике определения реализованной продукции по факту ее отгрузки покупателю. Эта практика, несомненно, ужесточает налоговый режим.

Но все дискуссии о налоговой нагрузке на предприятия останутся беспредметными до тех пор, пока не будет достигнуто согласие в вопросе о методике расчета сводного показателя, характеризующего эту нагрузку. Существует несколько методик расчета налоговой нагрузки для предприятия.

Методика определения налоговой нагрузки экономического субъекта, разработанная Департаментом налоговой политики Минфина РФ,

предлагает оценивать тяжесть налоговой нагрузки отношением всех уплачиваемых налогов к выручке от реализации, включая выручку от прочей реализации.

Это она из наиболее распространенных предполагает использование формулы (1):

(1)

где НН – налоговая нагрузка (%);

СН – сумма налогов, уплачиваемых предприятием;

Вр – выручка от реализации продукции (работ) и оказания услуг.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась — это был конец пары: «Что-то тут концом пахнет». 8305 —

| 7929 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Как рассчитать налоговую нагрузку?

Всем лицам, занимающимся коммерческой деятельностью знакомо понятие налоговая нагрузка. Под этим определением понимается общая сумма налогов, выплачиваемых организациями и индивидуальными предпринимателями в государственный бюджет. Рассчитывается налоговая нагрузка самостоятельно, и оптимальное соотношение данного показателя является гарантом развития собственного бизнеса. Попробуем разобраться, по каким формулам и критериям вычисляется налоговая нагрузка.

Нормативно-правовая база

Итак, понятием налоговой нагрузки обозначается определённое финансовое бремя, которое возложено на все коммерческие предприятия независимо от статуса и формы управления. Фактически, речь идёт о налоге с прибыли, полученной ИП или юр.лицом по итогам отчётного периода.

Действующее законодательство выделяет две формы такой нагрузки:

  1. Абсолютная — фиксированная сумма, которая вносится в бюджет по итогам отчётного периода;
  2. Относительная — доля прибыли, выраженная в процентном соотношении от общей суммы дохода.

[2]

Примечательно, но в отношении налоговой нагрузки важно выдерживать оптимальный баланс. Дело в том, что оценивается этот параметр не только коммерсантами, но и налоговым органом. Поэтому здесь возможны такие последствия:

  1. Нагрузка ниже среднего. Разумеется, данный показатель выгоден коммерсанту, и заметно облегчает налоговое бремя. Однако со стороны ФНС минимальный налог, выплачиваемый компанией в бюджет, является обоснованием для организации выездной проверки на предмет обнаружения утаиваемой прибыли;
  2. Нагрузка выше среднего. Здесь ситуация развивается с точностью наоборот: ФНС не выдвигает претензий, но предприниматель не может нормально развивать собственный бизнес, перечисляя в казну большую часть дохода. В этом случае, есть смысл задуматься об изменении режима налогообложения.

Какими документами регулируется

Понятие налоговой нагрузки закреплено следующими документами:
  • Приказ ФНС № ММВ-7-2/[email protected] от 10-го мая 2012 года — регулирует общую концепцию системы выездных проверок;
  • Письмо ФНС № ЕД-4-15/[email protected] от 25 июля 2017 года, определяющее работу комиссий;
  • Приложение № 7 к письму ФНС № ЕД-4-15/14490, где приводятся формулы, рекомендованные к применению при расчёте налоговой нагрузки;
  • Налоговый Кодекс РФ, определяющий само понятие налог и порядок налогообложения.

Кому это нужно

Налоговая нагрузка представляет интерес для следующих экономических субъектов:

  1. Минфин и другие госструктуры — на основе налогового бремени оценивают ситуацию в регионах, делают прогнозы на будущее;
  2. ФНС — контролируют чистоту деятельности предпринимателей, определяют и модернизируют систему налогообложения в целом;
  3. Налогоплательщики — определяют эффективность своей коммерческой деятельности, прогнозируют возможные риски и определяют дальнейшую стратегию развития предприятия.
Читайте так же:  Компенсация за задержку зарплаты. страховые взносы

Что такое коэффициент налоговой нагрузки

Это значение, определяющее оптимальную налоговую нагрузку в определённой сфере коммерческой деятельности. Рассчитывается данная величина индивидуально и выводится в виде среднеотраслевого значения.

Если коэффициент определённой компании ниже, чем среднее значение для данной отрасли, ФНС может заподозрить уклонение от уплаты налогов или ошибки при заполнении отчётной документации. Нужно уточнить, что при определении коэффициента учитываются региональные и федеральные значения для конкретной отрасли.

Применяемые формулы и способы вычислений

Рассмотрим варианты расчёта налоговой нагрузки для всех налоговых режимов, применяемых к коммерческой деятельности.

Налог на прибыль

Здесь применяется формула формата Н=А/(Б+В), где:
  • И — искомая величина;
  • А — налог с полученной прибыли, указанный в декларации;
  • Б — прибыль от реализации;
  • В — внереализационные доходы.

Работает это так. Допустим, некая компания заработала за год 49 000 000 рублей. После проведённой проверки была обнаружена неучтённая ранее прибыль в размере 1 000 000 рублей. Задекларировала данная компания 2 000 000 уплаченного налога. Подставим эти значения в формулу. 2/(49+1)=0.04. Следовательно. Налоговая нагрузка составляет 4%. Теперь нужно соотнести данное значение со среднеотраслевым коэффициентом. Предположим, что мы разбираем деятельность компании, занимающейся пошивом одежды. Здесь средний коэффициент составляет 8.1%. Учитывая, что полученная нами цифра налоговой нагрузки ниже, ФНС наверняка организует выездную проверку.

Здесь могут применяться две формулы И=А/Б либо И=А/В, где:
  • И — искомая величина;
  • А — налог, указанный в декларации;
  • Б — налогооблагаемая база, отмеченная в 3-м разделе декларации;
  • В — налогооблагаемая база, выраженная суммой значений разделов 3 и 4.

На практике это применяется так. Предположим, что налогооблагаемая база составляет 20 000 000, а сумма налога 2 миллиона рублей. 2/20=10% налоговой нагрузки.

Здесь применяется формула, аналогичная рассмотренной выше. В частности, начисленный налог делится на доход, полученный по итогам отчётного периода.

Здесь также не применяется ничего нового. Для вычислений налоговой нагрузки нужно спецтариф разделить на сумму дохода, указанную в декларации.

Учитывая, что упрощёнка предполагает налоговую ставку в 6%, рассмотрим порядок вычислений. Например, компания, работающая в упрощённом поле налогообложения, заработала 40 000 000. С учётом действующей ставки, налог составит 2 400 000, что и является актуальной нагрузкой. Если компания работает по системе «доход минус расход», вычисляется процентное соотношение, которое составит 15%.

Принцип вычислений прежний: налог делится на задекларированный доход. Особенностью данного налогового режима является факт, что применяется он лишь в тех ситуациях, когда прибыль, полученная от сельхоздеятельности, превышает 70% общего дохода.

Для общей системы налогообложения применяется следующая формула: И=(4+Б)/В, где:
  • И — искомое значение;
  • А — налог на добавленную стоимость;
  • Б — налог с полученной прибыли;
  • В — фактическая величина полученного дохода.

Допустим, компания заплатила 2 000 000 НДС и налог 10 000 000 с полученной прибыли. При этом общий доход по итогам отчётного периода составил 120 000 000 рублей. Сокращаем нули и подставляем значения в формулу: (2+10)/120=0.1. Итого, налоговая нагрузка составляет 10%.

Максимальное значение

Понятия номинального предела налоговой нагрузки закон не предусматривает. ФНС определяет средние показатели по каждой отдельно взятой отрасли. Отсюда следует, что коммерческим компаниям и хозяйствующим субъектам нужно самостоятельно следить за своим налоговым бременем.

Как оправдаться за низкие показатели

Выше упоминалось, что налоговая нагрузка, не дотягивающая до среднестатистических показателей, является поводом к проведению выездной проверки.

Причины здесь могут быть следующие:

  1. Неверно определён вид коммерческой деятельности;
  2. Возникли затруднения временного характера;
  3. Реализовывается инвестиционная модель экономического развития, что требует серьёзных финансовых вливаний;
  4. Компания занимается внешними торговыми операциями, и спад вызван колебаниями курсов валют;
  5. Идёт накопление товаров длительного хранения, то есть отсутствует реализация продукции;
  6. Поставщики сырья повысили цены ввиду изменения конъюнктуры рынка.

Пояснения заниженной налоговой нагрузки указываются в поясняющей записке, которая составляется по итогам камеральной проверки. Документ передаётся в ФНС, рассматривается в 3-месячный срок.

Допустимый уровень нагрузки

Средние значения рассчитываются ФНС и ежегодно выкладываются на сайте налоговой инспекции. В идеале, нагрузка предприятия не должна выходить за рекомендованные значения.

Заключение

Видео (кликните для воспроизведения).

Из вышесказанного следует, что оптимальную для себя нагрузку, налогоплательщик высчитывает самостоятельно, руководствуясь усреднёнными значениями, определёнными ФНС. Налоговую службу данный показатель интересует лишь в ситуациях недостаточной уплаты налогов. Если предприниматель выплачивает завышенные суммы, это воспринимается как данность.

Источники


  1. Ганапольский, М.Ю. Правосудие для дураков, или Самые невероятные судебные иски и решения / М.Ю. Ганапольский. — М.: Астрель, АСТ, 2014. — 972 c.

  2. Экзамен на звание адвоката. Учебно-практическое пособие. В 2 томах (комплект); Юрайт — М., 2014. — 885 c.

  3. Марченко, М.Н. Теория государства и права в вопросах и ответах. Учебное пособие. Гриф МО РФ / М.Н. Марченко. — М.: Проспект, 2017. — 535 c.
  4. Исследования по истории и теории развития авиационной и ракетно-космической науки и техники: моногр. . — М.: Наука, 2011. — 264 c.
  5. Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики, №6(12), 2011. В 3 частях. Часть 1. — М.: Грамота, 2011. — 232 c.
Налоговая нагрузка организации
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here