Налоги сущность, функции, виды

Важный материал на тему: "Налоги сущность, функции, виды" с профессиональной точки зрения. Если возникнут вопросы, вы всегда их можете задать дежурному юристу.

Налоги: их сущность и функции

В статье 8 НК РФ определенно понятие налога. Налог – это обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозведения или оперативного управления денежных средств в целях финобеспечения деятельности государства и муниципальных образований.

[3]

Исходя из данного определения следует, что налоги имеют 2 свойства: 10 обязательность платежа, 2) безэквивалентность, которая означает, что уплат налога не сопровождается прямым встречным исполнением со стороны гос-ва каких-либо обязательств.

Социально-экономическая сущность, внутреннее содержание налогов проявляется через их функции.

Налоги выполняют 2 основные функции и подфункции:

1. Фискальная функция заключается в обеспечении финансирования государственных расходов. Эта функция на практике выражает отношение налогоплательщика к гос-ву.

2. Экономическая означает, что налоги как активный участник перераспределительных процессов оказывают серьезное влияние на воспроизводство, регулирую его темпы роста, накопление капитала, платежный спрос населения.

3. Социальная функция — поддержание социального равновесия между доходами отдельных групп с целью сглаживания неравенства между ними;

4. Регулирующая функция — государственное регулирование экономики посредством налоговых инструментов. Отражает отношение государства к налогоплательщику.

5. Контрольная функция – оценка эффективности налогового механизма.

Использование налогов приводит к необходимости их классификации. Группы налогов:

1. по объекту обложения выделяют: общие и социальные;

2. по налогоплательщика выделяют: налог с физ. и юр лиц.

3. по признаку перелагаемости: прямые и косвенные (прямые налоги трудно перенести на потребителя. Из них легче всего дело обстоит с налогами на землю и на другую недвижимость: они включаются в арендную и квартирную плату, цену сельскохозяйственной продукции. Косвенные налоги переносятся на конечного потребителя в зависимости от степени эластичности спроса на товары и услуги, облагаемые этими налогами. Чем менее эластичен спрос, тем большая часть налога перекладывается на потребителя. Чем менее эластично предложение, тем меньшая часть налога перекладывается на потребителя, а большая уплачивается за счет прибыли. В долгосрочном плане эластичность предложения растет, и на потребителя перекладывается все большая часть косвенных налогов. В случае высокой эластичности спроса увеличение косвенных налогов может привести к сокращению потребления, а при высокой эластичности предложения — к сокращению чистой прибыли, что вызовет сокращение капиталовложений или перелив капитала в другие сферы деятельности.) 4. по ровням бюджетов: федеральные, региональные и местные.

Налоги бывают двух видов. Первый вид — налоги на доходы и имущество: подоходный налог и налог на прибыль корпораций (фирм); на социальное страхование и на фонд заработной платы и рабочую силу (так называемые социальные налоги, социальные взносы); поимущественные налоги, в том числе налоги на собственность, включая землю и другую недвижимость; налог на перевод прибыли и капиталов за рубеж и другие. Они взимаются с конкретного физического или юридического лица, их называют прямыми налогами.

Второй вид — налоги на товары и услуги: налог с оборота — в большинстве развитых стран заменен налогом на добавленную стоимость; акцизы (налоги, прямо включаемые в цену товара или услуги); на наследство; на сделки с недвижимостью и ценными бумагами и другие. Это косвенные налоги. Они частично или полностью переносятся на цену товара или услуги.

Современные принципы налогообложения таковы:

1. Уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учетом возможностей налогоплательщика, т. е. уровня доходов. Налог с дохода должен быть прогрессивным. Принцип этот соблюдается далеко не всегда, некоторые налоги во многих странах рассчитываются пропорционально.

2. Необходимо прилагать все усилия, чтобы налогообложение доходов носило однократный характер. Многократное обложение дохода или капитала недопустимо. Примером осуществления этого принципа служит замена в развитых странах налога с оборота, где обложение оборота происходило по нарастающей кривой, на НДС, где вновь созданный чистый продукт облагается налогом всего один раз вплоть до его реализации.

3. Обязательность уплаты налогов. Налоговая система не должна оставлять сомнений у налогоплательщика в неизбежности платежа.

4. Система и процедура выплаты налогов должны быть простыми, понятными и удобными для налогоплательщиков и экономичными для учреждений, собирающих налоги.

5. Налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к меняющимся общественно-политическим потребностям.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Налоговая система РФ: сущность, функции и виды налогов.

Сущность налога заключается в изъятии государством в пользу общества определенной части валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса. Налоги платят основные участники производства валового внутреннего продукта:

• работники, создающие материальные и нематериальные блага и получающие определенный доход;

• хозяйствующие субъекты, владельцы капитала, действующие в сфере предпринимательства.

Объектами налогообложения являются:• прибыль (доход, включая дивиденды, проценты по долговым обязательствам);• имущество (деньги, ценные бумаги, иное имущество и имущественные права; результаты интеллектуальной деятельности; нематериальные блага);• операции по реализации товаров, работ и услуг;• стоимость реализованных товаров, выполненных работ, оказанных услуг.

Налоговая система РФ представлена совокупностью налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке с плательщиков — юридических и физических лиц на территории страны. Все налоги, сборы, пошлины и другие платежи «питают» бюджетную систему РФ. Кроме того, существуют государственные внебюджетные фонды, доходная часть которых формируется за счет целевых отчислений. Источником этих отчислений также является произведенный ВВП.

Налог- это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения денежных средств, принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления.

Сбор- это обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц за осуществление государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Читайте так же:  Налоговые проверки

Пошлина — это обязательный платеж, взимаемый за услугу общественного характера (например, таможенная, нотариальная, почтовая пошлина и др.).

В современной системе налогообложения налоги выполняют следующие функции:

• распределительную (социальную);• фискальную;• регулирующую;• контрольную;• поощрительную.

Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов. Отсюда возникает главная распределительная (социальная) функция налогов, выражающая их сущность как особого централизованного (фискального) инструмента распределительных отношений.

Посредством фискальной функции реализуется главное общественное назначение налогов — формирование финансовых ресурсов государства, накапливаемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимых для осуществления собственных функций (оборонных, социальных, природоохранных и др.).

Другая функция налогов: контрольная. Благодаря контрольной функции оценивается эффективность налогового механизма, обеспечивается контроль за движением финансовых ресурсов, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику.Суть ее в том, чтобы налогоплательщик (юридические и физические лица) своевременно и в полном объеме уплачивали установленные законодательством налоги.

Распределительная функция.у данной функции появилось регулирующее свойство, которое осуществляется через налоговый механизм. В налоговом регулировании возникла стимулирующая, дестимулирующая, а также воспроизводственная подфункции.

Регулирующая функция призвана способствовать решению задач налоговой политики государства посредством налоговых механизмов.

Стимулирующая подфункция направлена на поддержку тех или иных экономических процессов и реализуется через систему льгот, исключений, предпочтений, увязываемых с льготообразующими признаками объекта налогообложения.

Поощрительная функция налогов выражается в признании государством особых заслуг определенных категорий граждан перед обществом и в предоставлении им определенных налоговых льгот.

Федеральные налоги и сборы устанавливаются Налоговым кодексом РФ и действуют на всей территории Российской Федерации.Региональные налоги и сборы устанавливаются в соответствии с Налоговым кодексом РФ и вводятся законами субъектов РФ на территории соответствующих субъектов РФ. Местные налоги и сборы устанавливаются и вводятся в действие в соответствии с Налоговым кодексом РФ нормативными правовыми актами органов местного самоуправления на территории соответствующих муниципальных образований. Подобная трехуровневая система налогов (федеральные, региональные, местные) свойственна практически всем государствам с федеративным устройством. Совокупность федеральных, региональных и местных налогов и сборов образует систему налогов Российской Федерации.

К федеральным налогам и сборам относятся следующие 16 видов налогов и сборов:• налог на добавленную стоимость;• акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья;• налог на прибыль (доход) организаций;• налог на доходы от капитала;• подоходный налог с физических лиц;• взносы в государственные социальные внебюджетные фонды; • государственная пошлина;• таможенная пошлина и таможенные сборы; • налог на пользование недрами;• налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы;• налог на дополнительный доход от добычи углеводородов;

• сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами;• лесной налог;• водный налог;• экологический налог;• федеральные лицензионные сборы.

К региональным налогам и сборам относятся 7 видов региональных налогов и сборов:• налог на имущество организаций;• налог на недвижимость;• дорожный налог;• транспортный налог;• налог с продаж;• налог на игорный бизнес; • региональные лицензионные сборы.

В соответствии со ст. 15 Налогового кодекса РФ к местным налогам и сборам относятся 5 видов налогов и сборов:• земельный налог;• налог на имущество физических лиц;• налог на рекламу;• налог на наследование или дарение;• местные лицензионные сборы.

Классификация налогов по объектам налогообложения образует пять групп: налоги на имущество, ресурсные налоги (включая земельный налог), налоги на доход или прибыль, налоги на действия (хозяйственные акты, финансовые операции, обороты по реализации) и прочие, охватывающие некоторые налоги и разовые сборы.

Налоги делятся на прямые (подоходно-поимущественные) и косвенные (налоги на потребление). Прямые налоги взимаются в процессе приобретения и накопления материальных благ (подоходный налог, налог на имущество), косвенные — в результате их расходования (акцизы, налог на добавленную стоимость и т.д.).

Прямые налоги подразделяются в свою очередь на: • реальные — взимаемые с действительно полученной налогоплательщиком прибыли, или дохода (налог на прибыль предприятий); • вмененные — взимается не с действительного, а с предполагаемого среднего дохода, получаемого в определенных экономических условиях от того или иного предмета налогообложения; такими налогами прежде всего облагается имущество.

Большую роль играют так называемые целевые налоги, в отличие от общих, т. е. налоги, взимаемые конкретно и целенаправленно для решения какой-либо определенной задачи. Так, в 1994 г. в Москве с владельцев автотранспортных средств взимался налог, который непосредственно шел на реконструкцию кольцевой автодороги.

Налоги в соответствии с периодичностью их взимания можно также подразделить на:— регулярные — взимаются с определенной периодичностью в течение всего времени пользования плательщиками имуществом либо занятия каким-либо видом деятельности, приносящей прибыль и— разовые — взимаются в связи с какими-либо несистемными событиями.

Дата добавления: 2014-12-02 ; просмотров: 1608 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Электронная библиотека

Налоги – это обязательные платежи, взимаемые органами государственной власти с юридических и физических лиц и направляемые в бюджеты разных уровней, а также внебюджетные фонды.

[1]

Налоги являются мощным инструментом управления рыночной экономикой. С помощью налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, определяются взаимоотношения предприятий и фирм с бюджетами всех уровней, с банками. Посредством налогов государство может стимулировать развитие перспективных для экономики производств и способствовать ликвидации убыточных предприятий, тем самым влиять на динамику и структуру экономики. Варьирование налогами и налоговыми льготами позволяет воздействовать на уровень занятости, темпы развития НТП, реализацию социальной политики, изменение распределения доходов. Применение инструментов налоговой политики позволяет сглаживать присущие рынку дефекты.

Функции налогов позволяют выразить их социально-экономическую сущность:

· фискальная функция: налоги обеспечивают финансирование государственных расходов;

Читайте так же:  Образец заполнения формы сзв-м

· регулирующая функция: с помощью налогов государство регулирует многочисленные процессы в экономике, перераспределяет финансовые потоки;

· социальная функция: налоговые инструменты позволяют поддерживать социальное равновесие путём изменения соотношения между доходами отельных групп населения, сглаживая, тем самым, неравенство между ними.

Принципы налогообложения, соблюдение которых должно решать проблему справедливого и эффективного распределения налогового бремени, были сформулированы ещё Адамом Смитом. Позднее этот перечень был расширен и в настоящее время можно выделить следующие принципы, которым должна отвечать налоговая система:

· принцип всеобщности предполагает охват налогами всех экономических субъектов;

· принцип социальной справедливости предусматривает примерное равенство налогообложения, которое обеспечивается дифференциацией ставок налога и налоговыми льготами;

· принцип простоты подразумевает доступность для понимания, ясность системы взимания налогов для всех граждан;

· принцип стабильности означает устойчивость налоговых ставок и всей системы взимания налогов во времени;

· принцип платёжеспособности предполагает, что тяжесть налогового бремени должна зависеть от размера получаемого дохода;

· принцип эффективности заключается в том, что система налогообложения не должна оказывать негативного влияния на экономику (не снижать стимулы к хозяйственной деятельности, не нарушать рыночное равновесие, не провоцировать неоптимальное распределение ресурсов).

Помимо этого следует указать о необходимости однократного характера налогообложения, гибкости налоговой системы, обязательности и самостоятельности налогоплательщиков.

Рис. 5.4. Кривая Лаффера

Каким образом изменение налоговых ставок влияет на поступления в государственный бюджет? Какова должна быть оптимальная величина налоговой ставки? Ответы на эти вопросы частично позволяет получить одна из наиболее известных кривых в экономической теории – кривая Лаффера (рис. 5.4). Согласно воззрениям американского экономиста Артура Лаффера, стремление к максимизации налоговых поступлений в бюджет путём увеличения ставок налогообложения может привести к противоположному результату.

Рост налоговой ставки до определённого уровня может стимулировать повышение доходов государства, однако дальнейшее увеличение ставок налогообложения (до t1) ликвидирует стимулы к предпринимательской деятельности, росту объёмов производства, что ведёт к сокращению бюджетных доходов (Tmax > T1). Налогоплательщики начинают активно искать пути ухода от уплаты налогов, возникает концентрация финансовых ресурсов в теневом секторе экономики. Стопроцентная налоговая ставка позволяет получить такую же налоговую выручку, как и нулевая ставка: налоговые доходы отсутствуют (см. рис. 5.4).

Сторонники теории экономики предложения опирались именно на кривую Лаффера, доказывая благотворное воздействие снижения налогов на стимулирование инвестиций и расширение объёмов производства. В результате роста объёмов производства будет происходит увеличение доходов и соответственно налогооблагаемой базы, в итоге увеличатся и доходы государственного бюджета. Однако, как показали эмпирические исследования, снижение налоговых ставок имеет длительный период воздействия, увеличение объёмов производства возможно лишь в отдалённой перспективе. В краткосрочном периоде снижение ставок может привести к сокращению доходов государственного бюджета.

Следует также отметить неопределённость величины эффективной ставки налога. В разных экономических ситуациях снижение налоговой ставки может привести либо к сокращению налоговой выручки, либо к её увеличению: если экономика характеризуется точкой А (см. рис. 5.4), то снижение налоговой ставки, безусловно, будет стимулировать рост поступлений в бюджет. В ином случае, если экономическая ситуация в стране характеризуется точкой С, результат снижения налогового бремени будет отрицательным: налоговая выручка будет сокращаться.

Указанные замечания не снижают значимости кривой Лаффера, которая наглядно демонстрирует зависимость налоговых поступлений в бюджет от ставки налога. Проблема заключается лишь в поиске оптимальной, эффективной налоговой ставки применительно к каждой национальной экономике и конкретной экономической ситуации в стране.

Для налогоплательщиков привлекательной является низкая налоговая ставка, однако это существенно ограничивает финансовые возможности государства в управлении развитием экономики. Экономически развитые государства стремятся повысить уровень налоговых поступлений, одновременно увеличивая возврат в экономику, социально-культурную сферу части средств, поступивших в бюджет. Это благотворно влияет на рост уровня жизни населения: в странах, где налоговая нагрузка значительная, обеспечиваются и высокие социальные стандарты. Примером может служить Швеция, где налоговая нагрузка составляет 51 % ВВП.

Различают следующие элементы налога:

· объект налога – это имущество или доход, подлежащее обложению;

· налоговая база – это стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения;

· субъект налога – это налогоплательщик (физическое или юридическое лицо);

· источник налога – это доход, за счёт которого выплачивается налог;

· единица обложения – это количественная мера измерения объекта обложения (например, денежная единица, площадь земли);

· ставка налога – это величина налоговых начислений на единицу обложения;

· налоговая льгота – это полное или частичное освобождение плательщика от уплаты налога (необлагаемый минимум);

· налоговый оклад – это сумма налога, уплачиваемая субъектом с одного объекта; определяется в соответствии с налоговой ставкой и предоставленными льготами.

По характеру изменения различают следующие виды налоговых ставок: твёрдые, пропорциональные, прогрессивные и регрессивные (рис.

Рис. 5.5. Влияние характера налоговой ставки на изменение доли налога в доходе

Твёрдые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения, независимо от размера дохода (например, 200 р. за 1 л спиртосодержащей продукции).

Пропорциональные ставки действуют в одинаковом процентном отношении к объекту налога без учёта дифференциации его величины (например, 13 % с каждого рубля дохода физического лица).

Прогрессивные ставки предполагают возрастание величины ставки по мере роста дохода (например, доход, не превышающий 1000 ден. ед. облагается налогом по ставке 10 %; доход более 1000 ден. ед. облагается налогом по ставке 12 % и т.д.). Бремя прогрессивных налогов сильнее давит на тех, чей доход больше.

Регрессивные ставки предполагают снижение величины ставки по мере роста дохода. В данном случае, чем беднее человек, тем выше его налоговое бремя.

При пропорциональном налогообложении доля налога в доходе налогоплательщика по мере роста дохода остаётся постоянной (см. рис. 5.5): прирост налога (Т2Т4) равен при

Читайте так же:  Бизнес не может не развиваться

росту дохода (Y1Y2). При прогрессивном налогообложении доля налога в доходе налогоплательщика увеличивается по мере роста дохода: прирост налога (Т1Т2) больше прироста дохода (Y1Y2). При регрессивном налогообложении доля налога в доходе уменьшается по мере роста дохода: прирост налога (Т4Т5) меньше прироста дохода (Y1Y2).

Видео (кликните для воспроизведения).

Помимо рассмотренных видов налоговых ставок различают также среднюю и предельную ставки.

Средняя ставка налога представляет процентное отношение налоговой суммы к величине дохода:

где tсредняя – средняя налоговая ставка; Тх – налоговая сумма; Y – доход, облагаемый налогом.

Предельная ставка налога – величина прироста налоговой суммы на каждую дополнительную единицу увеличения дохода, выраженная в процентах:

где tпредельн – предельная налоговая ставка; ∆Тх – изменение налоговой суммы; Y – изменение дохода, облагаемого налогом.

Например, в экономике действует прогрессивная система налогообложения:

· доход, не превышающий 70 тыс. ден. ед., облагается налогом по ставке 20 %;

· доход, свыше 70 тыс. ден. ед. – по ставке 50 %.

Если человек получает 80 тыс. ден. ед. дохода, то он выплачивает сумму налога:

70 · 0,2 +10 · 0,5 = 19 тыс. ден. ед.,

то есть 14 тыс. ден. ед. с дохода 70 тыс. ден. ед. и 5 тыс. ден. ед. налога с дохода 10тыс.ден. ед.

Средняя ставка налога будет равна:

а предельная ставка налога составит:

При большом многообразии налогов существуют различные их классификации, например, по методам взимания, по назначению, в зависимости от органов, взимающих и распоряжающихся налогами.

По методам взимания различают прямые и косвенные налоги.

Прямые налоги взимаются непосредственно с доходов или имущества хозяйствующего субъекта. К этой группе налогов относятся, например, налог на доходы физических лиц (подоходный налог), налоги на собственность, налог на прибыль корпораций и пр. Эти налоги сложно перенести на других лиц, за редким исключением, например, налоги на землю и другую недвижимость, которые можно включить в арендную плату.

Косвенные налоги устанавливаются в форме надбавок к цене или к тарифам на услуги. Несмотря на то, что субъектом налога является торговое или производственное предприятие, фактически налог уплачивается потребителем. Примерами таких налогов являются налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, таможенные пошлины, налог с продаж и пр. Косвенные налоги переносятся на покупателя в зависимости от степени эластичности спроса на товар, облагаемый данным налогом. Чем более эластичен спрос, тем меньшая часть налога перекладывается на потребителя. Чем более эла

стично предложение, тем большая часть налога перекладывается на потребителя, а меньшая часть уплачивается за счёт прибыли предприятия. В долгосрочном периоде предложение является эластичным, на потребителя соответственно перекладывается всё большая часть косвенных налогов. Таким образом, при высокой эластичности спроса рост косвенных налогов может привести к сокращению потребления, а при значительной эластичности предложения – к сокращению чистой прибыли предприятий.

По назначению выделяют общие налоги (обезличиваются и используются для финансирования общегосударственных затрат) и специальные налоги (имеют строго определённое назначение, взимаются для финансирования заранее определённых программ).

В соответствии с российским законодательством в нашей стране существует трёхуровневая система налогообложения, что предполагает выделение органов, взимающих налоги и распоряжающихся ими на трёх уровнях – федеральном, региональном и местном. Таким образом, в зависимости от органов, взимающих и распоряжающихся налогами, различают федеральные налоги, налоги субъектов Федерации (региональные) и местные налоги (рис. 5.6).

Рис. 5.6. Трёхуровневая система налогообложения в РФ

Срочно?

Закажи у профессионала, через форму заявки
8 (800) 100-77-13 с 7.00 до 22.00

Учебные материалы

Важнейшим источником поступлений в бюджет являются налоги. На их долю приходится до 90% всех доходов бюджета в промышленно развитых странах.

Налоги – обязательные платежи в бюджет или во внебюджетный фонд, осуществляемые плательщиками в законодательно установленном порядке.

В зависимости от методов формирования различаются прямые и косвенные налоги. Прямые налоги – это налоги, взимаемые непосредственно с доходов налогоплательщика (подоходный налог, налог на прибыль, земельный налог т др.).

Косвенные налоги – это налоги на товары и услуги, устанавливаемые в виде надбавок к цене или тарифу (налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины, на сделки с недвижимостью и ценными бумагами и др.).

К основным видам налогов относятся подоходный налог, который вычитается из доходов налогоплательщиков по установленной норме, называемой налоговой ставкой (размер налога на единицу обложения). В России с 2001г. действует самая низкая в мире ставка в размере 13 %. Платежи осуществляются в течение года, но окончательный расчет делается по итогам года. Для этого налогоплательщики – физические лица – в установленные сроки представляют декларацию о доходах за год.

Значительную долю в доходах бюджета занимает налог на прибыль корпораций (фирм, предприятий), т.е. юридических лиц. Обложению налогом подлежит чистая прибыль фирмы. При этом в различных странах существуют различные подходы по обложению налогом той части прибыли, которая направляется на выплату дивидендов акционерам (пайщикам).

Полученные дивиденды рассматриваются как доход физического лица и облагается подоходным налогом, сначала эта сумма дивидендов облагается корпоративным налогом как часть прибыли фирмы. Таким образом, происходит двойное налогообложение. Эта система действует в США, Швеции, Швейцарии, России и др. Ставки этого налога по разным странам различны. В США – 34%, Японии – 60-65%, Германии – 48-52%, в России с 2002 года эта ставка снижена с 35 % до 24 %.

Действуют социальные налоги, которые устанавливаются к фонду оплаты труда (ФОТ) и направлены на решение социальных вопросов (пенсии, пособия и т.п.).

В странах с высокоразвитой рыночной экономикой значительную долю занимают поимущественные налоги – налог на имущество, дарение и наследство. В Российской экономике этот налог занимает пока незначительную роль.

Читайте так же:  Справка для определения пособия по безработице

Большую роль в формировании дохода бюджета играют налоги на товары и услуги, т.е. косвенные налоги. Прежде всего, таможенные пошлины, акциз и налог на добавленную стоимость (НДС). Акциз и таможенные пошлины устанавливаются в определенных величинах по различным товарам, НДС определяется процентной ставкой от суммы добавленной стоимости к поступившим в распоряжение фирм предметов труда.

Каждый налогоплательщик включает эту сумму в цену своего товара, который движется по цепочке вплоть до конечного потребителя. Всю тяжесть этого налога несет конечный потребитель. Размер НДС по различным странам колеблется от 5 до 38%. В России эта ставка составляет по продуктам питания первой необходимости 10%, а по промышленным товарам и некоторым продовольственным товарам – 20%.

Это основные налоги. Но наряду с ними существуют разнообразные местные налоги и сборы. В их числе такие как: налог на местную символику, на перепродажу автомобилей и компьютерной техники, налог на содержание муниципальной милиции, за уборку территории, с владельцев собак и т.п. Их общее число в России составляет 22 вида, для сравнения, в Германии – 42 вида.

Налоги выполняют три важнейшие функции:

  1. обеспечение финансирования государственных расходов (фискальная функция);
  2. поддержание социального равновесия путем прогрессивного налогообложения лиц с высокими доходами (социальная функция);
  3. государственное регулирование экономики (регулируемая функция).

Главная функция налогов – это пополнение государственной казны, т.е. обеспечение финансирования общественных расходов. Но наряду с этой функцией налоги являются важнейшим экономическим инструментом регулирования общественного производства и обеспечения социальных гарантий.

Налоги играют важную роль в социальной жизни. Проблему налогов обсуждают на различных уровнях общественной жизни – от домашних хозяйств до парламентов и правительств. Вводятся различные системы налогообложения, направленные на их совершенствование. Так, для обеспечения социального равновесия вводится прогрессивное налогообложение, которое заключается в том, что получающие большие доходы платят налог по высоким ставкам налога. Кроме того, предусматриваются законодательными актами налоговые льготы для смягчения социального неравенства многодетным и малоимущим семьям, переселенцам из-за границы.

Налоги выступают в роли одного из рычагов регулирования экономической активности, воздействия на процесс воспроизводства. Дифференциацией налоговых ставок и представлением льгот обеспечиваются приоритеты тем или иным отраслям экономики (производство жизненно важных товаров и продовольствия, медикаментов и т.д.). С помощью налоговых льгот государство оказывает существенное влияние и на территориальное размещение производительных сил, создание объектов инфраструктуры и т.д.

Для преодоления экономического застоя государство посредством налоговых льгот стимулирует капиталовложения, создает благоприятные условия для расширения совокупного общественного спроса, как на потребительские, так и инвестиционные товары.

Налоги способны сыграть существенную роль в решении проблемы стабилизации и подъема экономики. Для этого необходимо создать благоприятные условия для подъема деловой активности и через налоговую систему. С одной стороны, рост налоговых ставок на первых порах пополняя бюджетные ресурсы, далее неизбежно и быстро ведет к снижению доходов бюджета. Это связано с тем, что непомерный налоговый пресс дает спад деловой активности, вызывает свертывание производства, а отсюда – уменьшение налогооблагаемой базы (кривая Лаффера).

Американский экономист А. Лаффер доказал, что в результате снижения налогов обеспечивается экономический подъем и рост доходов государства. Согласно его рассуждениям, чрезмерное повышение налоговых ставок на доходы фирм отбивает у последних стимулы к инвестициям, тормозит научно-технический прогресс, замедляет экономический рост, что в конечном счете ведет к снижению поступлений в бюджет (рис. 13.1).

Кликните Play чтобы посмотреть анимационный ролик.

Проблема налогов – одна из наиболее сложных в практике осуществления экономической реформы в России. Эта сложность усугубляется еще тем, что в предыдущие годы развития общества к налогам сложилось негативное отношение и кроме того, нынешняя экономика России пока не базируется на подлинно рыночных отношениях.

Приходится заново создавать теорию и практику налогообложения в стране. Конечно, нельзя сбрасывать со счетов огромный опыт зарубежных стран. Но его использование в условиях России серьезно затруднено в силу особенностей развития экономики России.

История человечества не знает такого прецедента экспериментирования командно-распределительным механизмом. С 1992 года налоговая система претерпевает коренные изменения. Налоговая система в России практически создается заново. Опыт налоговой системы в России позволил выявить существенные недостатки. Поэтому принято решение о создании Налогового кодекса, который был подготовлен Правительством и представлен в Государственную думу для утверждения. После десятилетних дебатов и дискуссий Налоговый кодекс наконец принят парламентом (сначала первая часть, а затем и вторая часть).

Налоги: сущность, функции, виды. Принципы налогообложения. Налоговая система. Кривая Лаффера.

Налоги это обязательные сборы, платежи взимаемые государством с юридических и физических лиц в определенном законном размере и в установленные сроки.

Виды налогов:
1. Прямые налоги – ими облагаются непосредственно физические и юридические лица, а так же их доходы (подоходные налоги:

-общий подоходный налог с населения,

-налоги на отдельные виды доходов, в том числе

Б) налоги на предпринимательскую прибыль,

В) налог на земельную ренту,

Г) налог на процентные доходы

-налоги на имущество)
2. Косвенные налоги – (надбавки к цене) ресурсы, виды деятельности, товары и услуги (таможенные пошлины, акцизы, налог на добавленную стоимость (НДС), налог с продаж).

1. Прогрессивные налоги — налоги, у которых средняя налоговая ставка повышается с увеличением уровня дохода.

2.Регрессивные налоги — налоги, чья средняя ставка налога снижается при увеличении уровня дохода. Это означает, что при увеличении доходов экономического агента, ставка падает, и, наоборот, растёт, если доход уменьшается.

3.Пропорциональные налоги — налоги, ставка которых не зависит от величины облагаемого дохода.

Читайте так же:  Пенсия ип

1,2. Также принято различать аккордныеи подоходные налоги. Первые государство устанавливает вне зависимости от уровня дохода экономического агента. Под последними же подразумевают налоги, составляющие какой-то определённый процент от дохода.

1,2. Общие(на финансирование бюджетов) и специфические налоги (целевой характер).

1. Фискальная – представляет собой формирование денежных средств в бюджете, т.е. отражается в стремлении соответствующих властных органов пополнить доходную часть государственного бюджета, поскольку именно налоги являются основной составляющей бюджетных доходов.

2. Экономическая – означает использование налогов в целях государственного воздействия на общественное воспроизводство, социально – экономические процессы в обществе. В свою очередь она делится на:

А) Регулирующая – проявляется в том, что налоги используются как инструмент установления оптимального соотношения между производством и потреблением, между отдельными сферами и отраслями экономики, урезание неоправданно высоких доходов с одной стороны и создание социальных льгот для малоимущих слоев населения с другой.

Б) Стимулирующая – налоги, за счет предоставляемых налоговых льгот и скидок, налоговых амнистий, использование для привлечения дополнительных инвестиций, повышения темпов экономического развития, ускорение НТП, создание благоприятных условий для развития малого бизнеса, предпринимательства, улучшения внешней среды (экология).

· Распределительная (социальная) функция налогообложения — состоит в перераспределении общественных доходов (происходит передача средств в пользу более слабых и незащищённых категорий граждан за счёт возложения налогового бремени на более сильные категории населения).

· Контрольная функция налогообложения — позволяет государству отслеживать своевременность и полноту поступлений в бюджет денежных средств и сопоставлять их величину финансовых ресурсов.

Принципы налогообложения

, часть которых была сформулирована классиками полит. экономии:

1. Равенство и справедливость обложения налогами, т.е. выплата налогов каждыми налогоплательщиками в соответствии его доходам.

А. Смит: «Подданные государства должны по возможности соответствовать своим способностям и силам участвовать в содержании правительства, т.е. соответствовать доходу каким они пользуются под покровительством и защитой государства»

За кажущейся простотой этого принципа кроются многие проблемы:
— как определить минимальный и максимальный уровень налогообложения.
— какие возможно использовать льготы
— какое налогообложение считать справедливым и так далее.

2.Четкая определенность: кто, сколько, кому и когда должен уплачивать налог.

А. Смит: «Там, где этого нет, каждое лицо облагаемое налогом, отдается в большей или меньшей степени во власть сборщика налогов, который может отягощать налог для всякого неугодного ему плательщика или вымогать для себя угрозой такого отягощения взятку».

3. Налог не должен подрывать стимулов развития производства (кривая Лаффера).

4.Простота восприятия, доходчивость

5.Оптимальное соотношение между стабильностью и гибкостью.

6. Сопряженность с мировым экономическим пространством.

Принцип определенности. Имеется в виду, что нормативными правовыми актами до начала налогового периода должны быть определены правила исполнения обязанностей налогоплательщиков по уплате налогов и сборов.

[2]

Принцип экономичности. Система налогообложения должна быть экономичной, или продуктивной. Некоторые исследования показали, что система будет непродуктивной, если издержки по взиманию налогов превышают 7% величины налоговых поступлений.

Принцип пропорциональности. Предполагается установление лимита налогового бремени по отношению к ВВП.

Принцип подвижности (эластичности). Подразумевается способность налоговой системы к быстрому расширению в случае чрезвычайных дополнительных расходов государства или, наоборот, к сокращению при наличии возможностей государства и целей его социально-экономической (бюджетно-налоговой) политики.

Принцип стабильности. Имеется в виду стабильность действующей налоговой системы во времени, сочетаемая с периодической изменчивостью, реформированием (в экономически развитых странах нормальным интервалом считается три-пять лет).

Принцип оптимальности. Данный принцип подразумевает оптимальный (с точки зрения реализации фискальной функции налогов, создания предпосылок экономического роста, достижения социальной справедливости, проведения природоохранных мероприятий и др.) выбор источника и объекта налогообложения.

Принцип единства. Единство предполагает действие налоговой системы на всей территории страны и для всех юридических и физических лиц. При этом реализация данного принципа зависит от организационно-правовых форм предприятий, вида деятельности, нрава на получение законных льгот, наличия нрав нижестоящих органов власти по установлению, снижению, увеличению или отмене налогов.

Принцип справедливости. В настоящее время российское налоговое законодательство серьезно нарушает данный принцип. Например, за неисполнение налоговых обязательств налогоплательщик несет административную и уголовную ответственность, уплачивает крупные финансовые штрафы. А за излишнее взыскание налогов и необоснованное наложение штрафов налоговые органы практически не несут никакой ответственности. В результате возникают многочисленные обращения в суды, обжалования неправомерных действий налоговых органов.

Видео (кликните для воспроизведения).

Принцип удобства взимания налога. Согласно данному принципу взимание налога не должно причинять гражданам неудобства по условиям места и времени. Речь идет не только об удобствах внесения налогов физическими лицами. Современная интерпретация этого введенного в экономическую науку А. Смитом принципа означает поиск решения проблем рационального распределения налогов между категориями плательщиков, территориальное обеспечение бюджетов за счет своевременного поступления налогов, решение социальных задач и т.д.

Источники


  1. Филиппова Е. С. Жилищное право России; Юркомпани — Москва, 2009. — 328 c.

  2. Поручительство. Комментарии, судебная практика и образцы документов. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2015. — 517 c.

  3. Корнев, А.В. Социология права. Учебник / А.В. Корнев. — М.: Проспект, 2016. — 825 c.
  4. Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики, №6(12), 2011. В 3 частях. Часть 1. — М.: Грамота, 2011. — 232 c.
  5. Вышинский, А.Я. Марксистско-ленинское учение о суде и советская судебная система / А.Я. Вышинский. — М.: [не указано], 2015. — 177 c.
Налоги сущность, функции, виды
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here