Налог на дополнительный доход от добычи углеводородов

Важный материал на тему: "Налог на дополнительный доход от добычи углеводородов" с профессиональной точки зрения. Если возникнут вопросы, вы всегда их можете задать дежурному юристу.

Подписан закон о введении налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья и снижении ставок акцизов на нефтепродукты

В рамках «налогового маневра» в нефтегазовой отрасли Налоговый кодекс РФ дополнен новой главой «Налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья», предусматривающей особенности расчета, исчисления и уплаты налога в отношении добычи углеводородного сырья, в отличие от налога на добычу полезных ископаемых и налога на прибыль организаций.

Законом предусматривается также снижение ставок акцизов с 1 июня по 31 декабря 2018 года:

на бензин класса 5 с 11892 до 8213 руб. за тонну;

на дизель с 8258 до 5665 руб. за тонну;

на средние дистилляты с 8662 до 6665 руб. за тонну.

Уточняется порядок исчисления НДПИ при добыче газового конденсата и природного газа, и устанавливаются особенности учета при исчислении налога на прибыль в отношении геолого-разведочных проектов на территории РФ.

Налог на дополнительный доход от добычи углеводородов

Статья 333.43. Налогоплательщики. Понятия и термины, используемые при налогообложении дополнительного дохода от добычи углеводородного сырья

(введена Федеральным законом от 19.07.2018 N 199-ФЗ)

1. Налогоплательщиками налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья (далее в настоящей главе — налог) признаются организации, осуществляющие виды деятельности, указанные в пункте 3 настоящей статьи, и являющиеся пользователями недр на участках недр, права пользования которыми предоставлены им на основании лицензий, выданных в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах и предусматривающих в том числе право таких организаций на разведку и добычу нефти на участках недр, указанных в пункте 1 статьи 333.45 настоящего Кодекса. При этом по состоянию на 1 января года налогового периода на таких участках недр имеются извлекаемые запасы нефти, подтвержденные данными государственного баланса запасов полезных ископаемых на 1 января года, предшествующего году налогового периода, либо сведениями из заключения государственной экспертизы запасов нефти, утвержденного федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в установленном порядке ведение государственного баланса запасов полезных ископаемых, в году, предшествующем году налогового периода.

2. В целях настоящей главы к углеводородному сырью относятся следующие виды добытых полезных ископаемых:

1) нефть обезвоженная, обессоленная и стабилизированная (далее в настоящей главе — нефть);

2) газовый конденсат, прошедший технологию промысловой подготовки в соответствии с техническим проектом разработки месторождения до направления его на переработку (далее в настоящей главе — газовый конденсат);

3) газ горючий природный (растворенный газ или смесь растворенного газа и газа из газовой шапки) из всех видов месторождений углеводородного сырья, добываемый через нефтяные скважины (далее в настоящей главе — попутный газ);

4) газ горючий природный, за исключением попутного газа (далее в настоящей главе — газ).

3. К деятельности налогоплательщика по освоению участка недр в целях добычи углеводородного сырья на участке недр (далее в настоящей главе — деятельность по освоению участка недр) в целях настоящей главы относятся следующие виды деятельности, осуществляемые таким налогоплательщиком собственными силами или с привлечением третьих лиц (с учетом особенностей, установленных пунктом 4 настоящей статьи):

1) деятельность по поиску и оценке месторождений углеводородного сырья, разведке, добыче (извлечению из недр) углеводородного сырья (любой смеси в газообразном и (или) жидком состоянии, содержащей углеводородное сырье) на участке недр;

2) деятельность по транспортировке углеводородного сырья (любой смеси в газообразном и (или) жидком состоянии, содержащей углеводородное сырье), добытого на участке недр, от мест добычи до мест подготовки углеводородного сырья, мест сдачи третьим лицам для транспортировки и (или) для подготовки углеводородного сырья, мест реализации углеводородного сырья третьим лицам без сдачи третьим лицам для транспортировки;

3) деятельность по подготовке углеводородного сырья — разделение любой смеси в газообразном и (или) жидком состоянии, содержащей углеводородное сырье, на производные смеси, содержащие отдельные виды углеводородного сырья; доведение углеводородного сырья (в том числе на мощностях третьих лиц) до качества, при котором такое сырье признается товаром в отношении налогоплательщика;

4) деятельность по хранению углеводородного сырья (любой смеси в газообразном и (или) жидком состоянии, содержащей углеводородное сырье), добытого на участке недр;

5) деятельность по созданию объектов утилизации (переработки) попутного газа, предусмотренных техническими проектами разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием участком недр, согласованными в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о недрах;

6) деятельность по сдаче в аренду лицу, оказывающему услуги (выполняющему работы) налогоплательщику, связанные с осуществлением одного или нескольких видов деятельности, указанных в подпунктах 1 — 5 настоящего пункта, имущества, используемого при осуществлении указанных видов деятельности.

4. Виды деятельности, указанные в подпунктах 2 — 6 пункта 3 настоящей статьи, признаются деятельностью налогоплательщика по освоению участка недр в целях добычи углеводородного сырья на участке недр в случае, если такие виды деятельности непосредственно связаны с осуществлением таким налогоплательщиком на этом участке недр вида деятельности, указанного в подпункте 1 пункта 3 настоящей статьи.

5. В целях настоящей главы:

1) степень выработанности запасов нефти участка недр рассчитывается налогоплательщиком самостоятельно на основании данных государственного баланса запасов полезных ископаемых на соответствующую дату как частное от деления суммы накопленной добычи нефти (включая потери при добыче) на участке недр на начальные извлекаемые запасы нефти участка недр. Рассчитанное в порядке, установленном настоящим подпунктом, значение степени выработанности запасов нефти округляется до второго знака после запятой в соответствии с действующим порядком округления;

2) начальные извлекаемые запасы нефти участка недр определяются как сумма запасов нефти всех категорий и накопленной добычи (включая потери при добыче) с начала разработки конкретного участка недр в соответствии с данными государственного баланса запасов полезных ископаемых на соответствующую дату;

[3]

3) сумма накопленной добычи нефти и начальных извлекаемых запасов нефти определяется в тысячах метрических тонн;

Читайте так же:  Дискриминация по возрасту при приеме на работу

4) понятие «добытое полезное ископаемое» используется в значении, указанном в главе 26 настоящего Кодекса;

5) понятие «участок недр» используется в значении, указанном в главе 26 настоящего Кодекса;

6) количество добытого на участке недр углеводородного сырья соответствующего вида определяется в порядке, установленном статьей 339 настоящего Кодекса, за вычетом нормативных потерь полезных ископаемых, облагаемых налогом на добычу полезных ископаемых по налоговой ставке 0 процентов (0 рублей) на основании пункта 1 статьи 342 настоящего Кодекса;

7) количество газа и попутного газа, добытых на участке недр и закачанных в пласт для поддержания пластового давления при добыче, а также попутного газа, закачанного в пласт для хранения на основании соответствующей лицензии, выданной в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах, определяется по данным учета налогоплательщика.

Налог на дополнительный доход от добычи углеводородов

Член Комитета Совета Федерации по экономической политике, председатель Экспертного совета по совершенствованию законодательства в сфере развития топливно-энергетического комплекса при Комитете Совета Федерации по экономической политике Юрий Важенин провел расширенное заседание Экспертного совета. Мероприятие посвящено вопросам введения налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья (НДД) и подготовки предложений к проекту закона об изменениях в Налоговый кодекс Российской Федерации в части введения налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья.

В заседании приняли участие члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, представители федеральных и региональных органов государственной власти, научно-исследовательских учреждений, нефтегазодобывающих компаний.

Юрий Важенин подчеркнул, что идея реформирования системы нефтяной отрасли и введения НДД обсуждается более десяти лет. Возникла необходимость разработки все более сложных и дорогих месторождений. В ноябре 2017 года в Государственную Думу внесен законопроект о введении НДД. «Это важный и нужный шаг вперед, призванный стимулировать развитие нефтедобычи».

Сенатор выразил уверенность, что с принятием этого закона у России появится опыт администрирования нефтяных налогов, основанных на обложении чистого дохода. Россия следует в русле изменений в странах Европы, но из‑за высокой разнородности нефтедобычи в стране внедрение универсального решения весьма затруднительно.

Директор Департамента налоговой и таможенной политики Министерства финансов Российской Федерации Алексей Сазанов отметил, что в середине 2000-х годов, когда разрабатывалась современная система налогообложения нефтяной отрасли, добыча нефти велась на месторождениях в традиционных регионах нефтедобычи, где производственная база была создана еще во времена Советского Союза, и месторождения не требовали капитальных затрат. По мере истощения этих месторождений начинается освоение новых месторождений либо малодебитных скважин, что увеличивает операционные и капитальные затраты. Введение нового налога позволит дополнительно вовлечь в разработку те участки недр, которые сейчас нерентабельны, подчеркнул он.

В проекте рекомендаций по тогам обсуждения отмечается, что суть законопроекта – введение налога на дополнительный доход по ставке 50 процентов для изъятия сверхприбыли для высокорентабельных месторождений и снижение налога на добычу полезных ископаемых до 50 процентов превышения цены реализации над себестоимостью в 15 долларов США за баррель и понижающих коэффициентов до 0,4 для отдельных участков недр.

Участники совещания рекомендовали Государственной Думе поддержать концепцию обсуждаемого законопроекта и принять его в первом чтении в весеннюю сессию 2018 года.

Членам Совета Федерации предложено при подготовке поправок ко второму чтению законопроекта учесть ряд предложений. В частности, предусмотреть увязку участков недр пилотных проектов с границами горных отводов, указанных в приложениях к лицензиям на право пользования недрами с целью разведки и добычи углеводородного сырья. Рекомендовано рассмотреть возможность сокращения объема и повышения информативности таблиц участков недр пилотных проектов.

СПРАВКА о бухгалтерском учете сумм налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья на участке недр (НДД) (ПАО «Лукойл»)

ФОНД «НАЦИОНАЛЬНЫЙ НЕГОСУДАРСТВЕННЫЙ

РЕГУЛЯТОР БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

«БУХГАЛТЕРСКИЙ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР»

(ФОНД «НРБУ «БМЦ»)

СПРАВКА

о бухгалтерском учете сумм налога на дополнительный доход

от добычи углеводородного сырья на участке недр (НДД)

(ПАО «Лукойл»)

В связи с вступлением в силу с 01.01.2019 Федерального закона от 19.07.2018 № 199-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» вводится в действие глава 25.4. Налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья (НДД).

НДД (Федеральный закон от 19.07.2018 № 199-ФЗ)

Объектом налогообложения по налогу признается дополнительный доход от добычи углеводородного сырья на участке недр.

Дополнительным доходом от добычи углеводородного сырья на участке недр признается расчетная выручка от реализации углеводородного сырья, добытого на участке недр, определяемая в порядке, установленном настоящей главой, уменьшенная последовательно на величину фактических расходов по добыче углеводородного сырья на участке недр и величину расчетных расходов по добыче углеводородного сырья на участке недр, определяемых в порядке, установленном НК РФ.

Фактическими расходами по добыче углеводородного сырья на участке недр признаются затраты, понесенные налогоплательщиком и непосредственно связанные с деятельностью по освоению такого участка недр, при условии, что они отвечают требованиям для признания затрат в качестве произведенных расходов, уменьшающих полученные доходы при исчислении налога на прибыль организаций в соответствии с главой 25 настоящего Кодекса.

Налогоплательщик, понесший убыток (убытки), исчисленный в соответствии с настоящей главой, в предыдущем налоговом периоде или в предыдущих налоговых периодах, вправе уменьшить налоговую базу текущего налогового (отчетного) периода на всю сумму полученного им убытка или на часть этой суммы (перенести убыток на будущее) в порядке, установленном настоящей статьей (ст. 333.51 НК РФ).

НДПИ (Глава 26 НК РФ. Налог на добычу полезных ископаемых) —

Объект налогообложения — полезные ископаемые, добытые на участке недр.

Налоговой базой для расчета НДПИ является количество добытых полезных ископаемых в натуральном выражении при добыче углеводородного сырья.

Письмо Минфина России от 23.07.2018 № 03-06-07-01/51399:

Режим НДД предполагает снижение суммарной величины налогов, зависящих от валовых показателей, то есть НДПИ и вывозной таможенной пошлины на нефть, и введение НДД от добычи углеводородного сырья, величина которого зависит от величины расчетного денежного потока от деятельности по разработке отдельного участка недр с учетом сложившихся на мировых рынках цен на углеводородное сырье нефть и фактически понесенных и оплаченных капитальных и операционных затрат на его добычу.

Читайте так же:  Расчет среднего заработка для отпускных

НДД учитывает экономику разработки месторождений углеводородного сырья за весь инвестиционный период в зависимости от доходности конкретного участка недр в отдельности. Данные изменения позволят перераспределить фискальную нагрузку и перенести основную ее часть на более поздние этапы разработки месторождений, то есть после выхода месторождения на проектную мощность, что создаст благоприятные условия для введения в разработку низкорентабельных месторождений углеводородного сырья, содержащих в том числе трудноизвлекаемые запасы.

II . Отражение НДД — комментарии ПАО «ЛУКОЙЛ»

по РСБУ:

1. В бухгалтерском учете включение НДД в себестоимость продукции (по Дебету счета 20 «Основное производство).

В Отчете о финансовых результатах отражается в составе статьи «Себестоимость продаж».

Основания:

— НДД – специальный налог, уплачивается исключительно недропользователями, рассчитывается по каждому конкретному участку недр (по аналогии с НДПИ);

— Сумма НДД уменьшает налогооблагаемую базу по налогу на прибыль.

Поскольку расходы налогоплательщика в виде сумм налогов и сборов, начисленные в установленном НК РФ порядке, за исключением перечисленных в статье 270 НК РФ, относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией (пп.1 п.1 ст. 264 НК РФ), а законом № 199-ФЗ внесение изменений в статьи 264 и 270 НК РФ не предусмотрено, сумма НДД относится при исчислении налога на прибыль организаций к прочим расходам, связанным с производством и реализацией.

2. Предложение о признании отложенного налогового актива в отношении переносимого на будущие периоды убытка, иных отложенных налогов не поддерживаем, как не соответствующее правилам ПБУ 18/02.

В частности, пункту 3:

«3.Разница между бухгалтерской прибылью (убытком) и налогооблагаемой прибылью (убытком) отчетного периода, образовавшаяся в результате применения различных правил признания доходов и расходов, которые установлены в нормативных правовых актах по бухгалтерскому учету и законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, состоит из постоянных и временных разниц.»

В бухгалтерском учете отсутствует информация о бухгалтерской прибыли (убытке) отчетного периода в разрезе месторождений.

3. Учитывая отсутствие в нормативных правовых документах по РСБУ порядка отражения в учете НДД направлен запрос в Минфин России.

По МСФО:

1. НДД отражается в качестве расходов;
2. Уплаченные суммы НДД снижают базу налогооблагаемой прибыль по налогу на прибыль;

3. Отражается отложенный налоговый актив в отношении переносимого на будущие периоды убытка. Признание отложенных налогов не требуется, поскольку:

a. для расчета балансовым методом согласно МСФО отсутствует отчетность в разрезе месторождений,

b. НДД облагается деятельность только некоторых месторождений, остальные месторождения (большинство месторождений Группы) продолжают облагаться НДПИ, который отражается в качестве расхода;

c. Расходы по НДД, аналогично НДПИ, снижают налогооблагаемую базу по налогу на прибыль;

d. Показатели расчетных доходов и расходов, используемые для расчета НДД, никак не связаны с одноименными бухгалтерскими показателями, представленными в публикуемой финансовой отчетности, разрыв между такими расчетными показателями и показателями финансовой отчетности может быть существенным, не поддается точной оценке, не имеет корреляции с временными разницами, возникающими вследствие разной оценки активов месторождения. По этой причине расчет отложенных налоговых активов и обязательств с учетом только временных разниц и без учета указанного разрыва может снизить достоверность финансовой отчетности по сравнению с представлением чистого показателя переносимого налогового убытка.

e. Отчетность Компании снизит сравнимость с другими предприятиями отрасли, выбравшими учет НДД в качестве сырьевого налога, аналогичного НДПИ.

III. Предварительная позиция АО «КПМГ» — в соответствии с IAS 12 «Налоги на прибыль».

13.11.2018, 12:09 | 853 просмотров | 243 загрузок

Новый налог на дополнительный доход от добычи углеводородов

Федеральным законом от 19.07.2018 года № 199-ФЗ внесены изменения в Налоговый кодекс, согласно которым вводится новая глава 25.4 «Налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья». Она устанавливает особенности расчета, исчисления и уплаты налога на дополнительный доход, а также определяет фискальные условия добычи углеводородного сырья с учетом разработки месторождений.

Нововведение вступает в силу с 1 января 2019 года.

Дополнительным доходом от добычи углеводородного сырья на участке недр признается расчетная выручка от реализации сырья, добытого на определенном новой главой участке недр, уменьшенная последовательно на величину фактических расходов по добыче и на величину расчетных затрат.

Налог будет касаться четырех типов месторождений. Так, объектом налогообложения признается дополнительный доход от добычи углеводородного сырья на определенном участке недр.

Налоговая база определяется обособленно по каждому участку недр. При этом дополнительный доход от добычи углеводородного сырья или убыток, полученный на одном участке недр, не увеличивает (не уменьшает) налоговую базу для другого участка недр.

Налоговым периодом признается календарный год.

Компании – добытчики должны представить декларацию по итогам налогового периода не позднее 28 марта года, следующего за истекшим годом.

Кроме того, рассматриваемым законом предусмотрено снижение ставок акцизов, так сказать, «задним числом», то есть с 1 июня. Снижение ставок акцизов продлится до 31 декабря 2018 года:

  • на автомобильный бензин класса 5 с 11 892 до 8213 рублей за тонну;
  • на дизельное топливо с 8258 до 5665 рублей за тонну;
  • на средние дистилляты с 8662 до 6665 рублей за тонну.

Также уточняется порядок исчисления НДПИ при добыче газового конденсата и природного газа, и установлен порядок определения коэффициента, характеризующего уровень налогообложения нефти, добываемой на участках недр, в отношении которой исчисляется налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья.

Ознакомиться с данным Законом и комментарием к нему, вы можете на сайте журнала «Нормативные акты для бухгалтера».

Принят закон о введении НДД для нефтяной отрасли

Ставка НДД составит 50%, пилот по НДД стартует с 1 января 2019 года

Видео (кликните для воспроизведения).

Госдума приняла в третьем, окончательном, чтении закон о введении в РФ налога на дополнительный доход (НДД) при добыче нефти. Закон предполагает введение новой системы налогообложения дохода в отличие от действующей системы НДПИ и экспортной пошлины, предполагающей налогообложение выручки компаний. Он подразумевает старт с 1 января 2019 года пилотного проекта новой налоговой системы для нефтяной отрасли, пока ограниченной определенным перечнем месторождений и рядом условий. Сейчас нефтяные компании платят налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и экспортные пошлины, которые взимаются с выручки. Налог на дополнительный доход должен частично заменить НДПИ. Ставка НДД составит 50%, в отличие от НДПИ он будет взиматься не с объемов добываемой нефти, а с дохода от ее продажи за вычетом экспортной пошлины, сниженного НДПИ, расходов на добычу и транспортировку. В течение нескольких лет новая система налогообложения будет реализована в рамках пилотного проекта на ограниченном количестве месторождений. Только после этого будет принято решение нужно ли распространять его на всю отрасль.

Читайте так же:  Районный коэффициент в штатном расписании

По оценке Минфина, добыча с режимом НДД будет в первые годы составлять 4% годовой добычи России, большая часть приходится на месторождения Западной Сибири. Перечень пилотных проектов включает 35 лицензионных участков, разрабатываемых «Роснефтью», «ЛУКОЙЛом», «Газпром нефтью», «Сургутнефтегазом», другими компаниями. Предлагается не применять НДД к участкам недр, включающим в себя полностью или частично новые морские месторождения.

Дополнительным доходом от добычи углеводородного сырья на участке недр признаются расчетные доходы от добычи сырья, уменьшенные на совокупную величину фактических и расчетных расходов по добыче на этом участке недр. Расчетными расходами признаются расчетная вывозная таможенная пошлина на нефть и газовый конденсат; расчетные расходы на транспортировку нефти, газового конденсата.

Налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья

Услуги КПМГ по подготовке к введению НДД и настройке учетных систем.

КПМГ в России и СНГ

КПМГ в России и СНГ

Свяжитесь с нами

  • Найти офис kpmg.findOfficeLocations
  • Связаться с нами по электронной почте kpmg.emailUs
  • КПМГ в социальных сетях kpmg.socialMedia

Отправить запрос на представление предложений об оказании услуг

Отправить запрос на представление предложений об оказании услуг

Выяснить, каким образом опыт КПМГ может помочь вам и вашей компании.

Подписка на публикации КПМГ

© 2019 КПМГ. КПМГ означает АО «КПМГ», ООО «КПМГ Налоги и Консультирование», компании, зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации, и КПМГ Лимитед, компанию, зарегистрированную в соответствии с Законом о компаниях (о. Гернси) с изменениями от 2008 г.

Новый налог на дополнительный доход от добычи углеводородов

Федеральный закон Правительства РФ №199-ФЗ от 19.07.2018

Федеральным законом от 19.07.2018 года № 199-ФЗ внесены изменения в Налоговый кодекс, согласно которым вводится новая глава 25.4 «Налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья». Она устанавливает особенности расчета, исчисления и уплаты налога на дополнительный доход, а также определяет фискальные условия добычи углеводородного сырья с учетом разработки месторождений.

Нововведение вступает в силу с 1 января 2019 года.

Дополнительным доходом от добычи углеводородного сырья на участке недр признается расчетная выручка от реализации сырья, добытого на определенном новой главой участке недр, уменьшенная последовательно на величину фактических расходов по добыче и на величину расчетных затрат.

Что относится к углеводородам

К углеводородному сырью относятся следующие виды добытых полезных ископаемых:

  • нефть обезвоженная, обессоленная и стабилизированная;
  • газовый конденсат, прошедший технологию промысловой подготовки в соответствии с техническим проектом разработки месторождения до направления его на переработку;
  • газ горючий природный (растворенный газ или смесь растворенного газа и газа из газовой шапки) из всех видов месторождений углеводородного сырья, добываемый через нефтяные скважины (попутный газ);
  • газ горючий природный, за исключением попутного газа.

По освоению участка недр в целях добычи такого сырья относятся следующие виды деятельности:

  • по поиску и оценке месторождений углеводородного сырья, разведке, добыче (извлечению из недр) углеводородного сырья;
  • по транспортировке углеводородного сырья;
  • по подготовке углеводородного сырья — разделение любой смеси в газообразном и (или) жидком состоянии, содержащей углеводородное сырье, на производные смеси, содержащие отдельные виды углеводородного сырья; доведение углеводородного сырья (в том числе на мощностях третьих лиц) до качества, при котором такое сырье признается товаром;
  • по хранению углеводородного сырья;
  • по созданию объектов утилизации (переработки) попутного газа;
  • по сдаче в аренду лицу, оказывающему услуги (выполняющему работы) налогоплательщику, связанные с осуществлением одного или нескольких перечисленных видов деятельности.

Налог будет касаться четырех типов месторождений. Так, объектом налогообложения признается дополнительный доход от добычи углеводородного сырья на участке недр, отвечающем хотя бы одному из следующих требований.

1.Участок недр расположен полностью или частично:

  • в границах Республики Саха (Якутия), Иркутской области, Красноярского края, Ненецкого автономного округа;
  • севернее 65 градуса северной широты полностью или частично в границах Ямало Ненецкого автономного округа;
  • в пределах российской части (российского сектора) дна Каспийского моря.

2 Участок недр расположен на территории Российской Федерации и включает запасы углеводородного сырья месторождения, указанного в примечании 8 к единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза по состоянию на 1 января 2018 года.

Обратите внимание: Федеральный закон от 19.07.2018 г. № 201-ФЗ предусматривает освобождение от вывозных таможенных пошлин отдельных категорий товаров, получаемых при осуществлении деятельности по добыче углеводородного сырья, подпадающих под применение данного налога на дополнительный доход.

3. Участок недр расположен полностью или частично в границах Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа — Югры, Ямало-Ненецкого автономного округа, Республики Коми, в границах, ограниченных прямыми линиями, соединяющими по порядку точки участков недр с установленными географическими координатами (ст. 333.45 НК РФ).

При этом к участкам недр устанавливаются требования к степени выработанности запасов нефти.

Налоговая база определяется обособленно по каждому участку недр. При этом дополнительный доход от добычи углеводородного сырья или убыток, полученный на одном участке недр, не увеличивает (не уменьшает) налоговую базу для другого участка недр.

В статьях 333.47 и 333.48 Налогового кодекса закреплен порядок признания расходов по добыче углеводородов.

Расчетная выручка от реализации углеводородного сырья, добытого на участке недр, рассчитывается за календарный месяц и определяется по формуле, установленной статьей 333.46 Налогового кодекса.

Размер налоговой ставки – 50 %.

Налог рассчитывается как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. При этом налог не может быть менее суммы минимального налога, рассчитанного в соответствии со статьей 333.55 Налогового кодекса.

Читайте так же:  Мсфо 7 отчет о движении денежных средств

Налоговым периодом признается календарный год.

Организации-недропользователи должны представить декларацию по итогам налогового периода не позднее 28 марта года, следующего за истекшим годом.

Снижены ставки акцизов

Кроме того, рассматриваемым законом предусмотрено снижение ставок акцизов с 1 июня по 31 декабря 2018 года:

  • на автомобильный бензин класса 5 с 11 892 до 8213 рублей за тонну;
  • на дизельное топливо с 8258 до 5665 рублей за тонну;
  • на средние дистилляты с 8662 до 6665 рублей за тонну.

Также уточняется порядок исчисления НДПИ при добыче газового конденсата и природного газа, и установлен порядок определения коэффициента, характеризующего уровень налогообложения нефти, добываемой на участках недр, в отношении которой исчисляется налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья.

Поделиться

Распечатать

Электронная версия журнала
«НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА»

Самое популярное издание бухгалтерских нормативных документов с комментариями к ним от экспертов и разработчиков.

Ставки налога на дополнительный доход от добычи углеводородов

Свыше 1,00 до 1,30

Свыше 1,30 до 2,00

Ставки налога на дополнительный доход от добычи углеводородов

Свыше 1,00 до 1,20

Свыше 1,20 до 1,50

[2]

Свыше 1,50 до 2,00

Следует, однако, отметить, что при применении ступенчатой шкалы ставки НДД возникает нежелательный затратный эффект, связанный со скачкообразным изменением ставки налога. В этих условиях недропользователю может оказаться выгоднее сделать дополнительные инвестиции (то есть любым способом увеличить затарты), чем платить налог по значительно более высокой ставке. В целях избежания такого эффекта для расчета ставки налога целесообразно использовать непрерывную зависимость ставки налога от Р-фактора, описываемую той или иной формулой. В этих целях, на наш взгляд, может быть использована формула, представленная в таблице 3.4.3.

Ставки налога на дополнительный доход от добычи углеводородов

Свыше 1,00 до 2,00

Предлагаемая формула достаточно проста и легко интерпретируема: величина 100/Р в данной формуле соответствует доле инвестора в дополнительном доходе (данная доля обратно пропорциональна значению Р-фактора), величина 100 – 100/Р – доле государства. Получаемые по данной формуле значения ставки налога достаточно близки к предложенным табличным значениям. Например, при значении Р-фактора 1,20 ставка налога равна 16,7%, при Р-факторе 1,50 – 33,3%, при Р-факторе от 1,80 до 2,00 – 44,4-50%.

Следует, однако, отметить, что и в этом случае сохраняются определенные стимулы к увеличению затрат (увеличение затрат ведет к снижению значения Р-фактора и, соответственно, ставки налога). С другой стороны, это может стимулировать дополнительные инвестиции в более углубленную разработку эксплуатируемого месторождения, в частности, применение различных методов увеличения нефтеотдачи пластов.

4. При определении дополнительного дохода расчетные вычитаемые затраты, невозмещенные в текущем налоговом периоде, должны индексироваться с учетом инфляции, а расходы на выплату процентов, выплачиваемые по кредитам и займам, полученным на цели, связанные с производством и реализацией продукции, не должны вычитаться при расчете налоговой базы НДД.

5. Накопленный доход, на основе которого определяется значение Р-фактора и ставки налога, не должен уменьшаться на величину НДД. В то же время все остальные налоги и обязательные платежи, включая роялти и налог на прибыль, при расчете накопленного дохода должны вычитаться.

Проектом закона «О налоге на дополнительный доход от добычи углеводородов» предлагается распространить данный налог не только на новые, но и на разрабатываемые месторождения. Годом начала оценки, то есть годом, начиная с которого будут рассчитываться накопленные доходы и накопленные затраты для определения значения Р-фактора и ставки налога, предлагается считать 1994 г., год завершения формирования российских нефтяных компаний.

Поскольку основные капиталовложения в разведку и разработку старых месторождений были сделаны в прошлом, до 1994 г., то теоретически, во-первых, налоговая база должна быть достаточно велика (для старых месторождений она фактически равна разности между текущими доходами и эксплуатационными затратами), во-вторых, налоговая ставка должна быть достаточно высока (т.к. значение Р-фактора будет велико). То есть теоретически государство должно получать достаточно значительные налоги от добычи на старых месторождениях. Кроме того, можно говорить о некотором стимулирующем эффекте для инвестиций в повышение нефтеотдачи, так как при их осуществлении уменьшается налоговая база и ставка НДД.

Основная проблема, однако, при этом заключается в теоретической возможности завышения производителями своих расходов и занижения доходов, т.е. ухода от налогообложения с соответствующим снижением налоговых поступлений государству. Поэтому, чтобы не исчезла налоговая база, в законопроект введены ограничения на размер вычитаемых затрат: 70% СУВ при определении налоговых обязательств по нескольким лицензионным участкам и 90% СУВ при определении налоговых обязательств по отдельному лицензионному участку. Кроме того, предусмотрено «огораживание» налоговой базы по новым месторождениям, то есть запрет на консолидацию новых и старых лицензионных участков, чтобы налоговые обязательства по действующим месторождениям не погашались инвестициями в новые месторождения (ст. 1, п. 6).

Данная схема, несомненно, теоретически является более предпочтительной по сравнению со схемой «дифференцированного акциза». В то же время, однако, она является и наиболее сложной по сравнению со всеми остальными с точки зрения как проведения налоговых расчетов, так и практического контроля за их достоверностью. Это создает потенциальные возможности занижения производителями своих налоговых обязательств и, как следствие, уменьшения доходов государственного бюджета.

Проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что для изъятия сверхприбыли и создания благоприятного инвестиционного климата целесообразно ввести налог на дополнительный доход от добычи углеводородов (НДД), который должен уплачиваться недропользователями при разработке новых месторождений вместо акциза на нефть. НДД имеет ряд существенных преимуществ. Автоматизм расчета данного налога существенно повышает объективность налогообложения. НДД учитывает горно-геологические и экономические условия добычи нефти, так как напрямую связан с показателями прибыльности месторождения. В случае высокоэффективных проектов его применение обеспечивает прогрессивное изъятие ресурсной ренты в пользу государства. НДД учитывает изменение горно-геологических условий добычи в процессе эксплуатации месторождения и реагирует на изменение внешних экономических условий производства (мировых цен).

НДД стимулирует инвестиции в освоение новых месторождений за счет фактического освобождения инвесторов от налога вплоть до полного возмещения капитальных затрат. При этом НДД позволяет достаточно точно прогнозировать эффективность инвестиционных проектов, поскольку является расчетной величиной (изменение же акциза фактически трудно предсказуемо).

Читайте так же:  Форма 1-ип (статистика)

Предлагаемая нами модернизированная схема расчета НДД может быть описана следующим образом.

1. Определение налоговой базы

ДД(t) = СУВ(t) — ПВЗ(t)

РВЗ(t) = ( ЗПР(t) — А(t) ) + КВ(t) + Н.РВЗ ( t — 1) * k ( t )

ПВЗ(t) = РВЗ(t) при РВЗ(t)СУВ(t)

ПВЗ(t) = СУВ(t) при РВЗ(t) > СУВ(t)

Н.РВЗ(t) = РВЗ(t) — ПВЗ(t) (при РВЗ(t) > СУВ(t))

Налог на дополнительный доход от добычи углеводородов

nalog_na_dopolnitelnyy_dohod_ot_dobychi_uglevodorodov.jpg

Похожие публикации

С января 2019 года вступает в силу закон о налоге на дополнительный доход, полученный от добычи углеводородов. Порядок применения этого налога будет регламентироваться новой главой 25.4 Налогового кодекса РФ, принятой законом от 19.07.2018 г. № 199-ФЗ. Введение налога обусловлено проведением налогового маневра в нефтегазовой сфере.

Новый налог на дополнительный доход от добычи углеводородов

Плательщиками нового федерального налога являются юридические лица, которые занимаются освоением недр для добычи углеводородного сырья на основании лицензии, выданной согласно российскому законодательству о недрах.

Углеводородное сырье представлено (п. 2 ст. 333.43 НК РФ):

обезвоженной, обессоленной и стабилизированной нефтью;

газовым конденсатом, подлежащим переработке;

горючим природным газом (в т.ч. попутным).

Способы освоения недр в целях налогообложения делятся на такие группы (п. 3 ст. 333.43 НК РФ):

поисковые мероприятия, оценка перспективности обнаруженных месторождений, добыча сырья;

транспортировка добытых ресурсов;

подготовка сырья к переработке, придание ему товарных качеств;

хранение добытого сырья;

проведение переработки и утилизации сырья в виде попутного газа, создание объектов для осуществления этих мероприятий;

сдача в аренду третьим лицам имущества, предназначенного для работы в сфере добычи и переработки углеводородного сырья.

Налог на дополнительный доход Налоговый кодекс предписывает исчислять по объектам, отвечающим одному из законодательных требований. В целях налогообложения учитываются доходы, полученные от добычи сырья в недрах, полностью или частично расположенных в оговоренных законодательством районах (ст. 333.45 НК РФ):

в Республике Саха (Якутия);

в границах Иркутской области;

на территории Красноярского края;

в границах Ненецкого автономного округа;

налог на дополнительный доход в нефтяной отрасли будет взиматься с выручки от добытого сырья на месторождениях, соответствующих указанным в НК РФ координатам – севернее 65 градуса северной широты в границах ЯНАО;

на дне Каспийского моря в части, относящейся к российской сфере влияния;

в Тюменской области;

в пределах Республики Коми.

Для идентификации месторождений, эксплуатация которых может стать основанием для взимания нового налога, Налоговым кодексом приводятся географические координаты. По ним прямыми линиями очерчиваются границы участков недр. При этом учитывается степень выработанности месторождения.

Расчет налога

Налог на дополнительный доход исчисляется с расчетной выручки от продажи добытого углеводородного ресурса (на указанных месторождениях) за минусом фактических и расчетных издержек на обеспечение процесса добычи сырья. Выручку надо подсчитывать отдельно за каждый месяц по каждому участку недр.

Согласно ст. 333.46 НК РФ, определяется расчетная выручка за месяц по формуле:

Цена нефти «Юралс» (средняя за месяц) в долларах за баррель х Количество добытых тонн сырья х Среднее значение курса доллара в рассматриваемом месяце х 7,3 (коэффициент, используемый для перевода тонн в баррели) + Цена газа (рублей за тысячу куб. м) х Объем добытого газа + 0,95 х Цена на попутный газ х Объем добытого попутного газа

Введение налога на дополнительный доход в Налоговом кодексе обозначило порядок признания издержек на добычу углеводородного сырья (ст. 333.47, 333.48 НК РФ). В их состав не включаются:

затраты на транспортировку добытых ресурсов;

налог на прибыль;

налог на доход при добыче углеводородов.

Величина расчетных затрат определяется по правилам, указанным в ст. 333.49 НК РФ. К расчетным относят затраты на транспортировку нефти и газового конденсата, а также вывозную таможенную пошлину на данное сырье.

Налог на дополнительный доход 2019 года рассчитывается отдельно по каждому месторождению. Если предприятие понесло значительные расходы в связи с добычей ресурсов на одном из участков недр, часть этих затрат не может быть зачтена в расходной базе по другим объектам.

Величина налоговой базы соответствует разнице между вырученными средствами и объемом расходов. Если ее значение получилось отрицательным, убыток может быть перенесен «на будущее», т.е. учтен в расчете налогооблагаемого дохода в следующем налоговом периоде.

Налог на дополнительный доход от добычи углеводородов рассчитывается по ставке 50%. При этом значение налога не может быть меньше минимального налога, рассчитываемого согласно ст. 333.55 НК РФ отдельно для разных видов участков.

Налоговый период равен календарному году. Отчетными периодами являются:

После окончания каждого отчетного периода необходимо произвести уплату авансового платежа по налогу. Сделать это надо до 28 числа в месяце, следующем за отчетным диапазоном. По итогам года налог к уплате рассчитывается как разница между выведенным налоговым обязательством и суммой авансовых платежей, и уплачивается не позднее 28 марта следующего года.

Видео (кликните для воспроизведения).

По налогу на дополнительный доход в 2019 году налогоплательщики должны будут отчитываться – проект декларации уже разработан. Отчет подается в ФНС по месту нахождения субъекта хозяйствования. Крайний срок сдачи – 28 марта в году, следующем за налоговым периодом. В течение года надо будет формировать декларации за каждый отчетный интервал – на их подготовку будет отводиться 28 календарных дней с момента окончания отчетного периода.

Источники


  1. Общее образование. Школа, гимназия, лицей. Юридический справочник директора, учителя, учащегося. — М.: Альфа-пресс, 2013. — 592 c.

  2. Тихомиров, М. Ю. Защита жилищных прав. Комментарии, судебная практика, образцы документов / М.Ю. Тихомиров. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2016. — 144 c.

  3. Сырых, В. М. Теория государства и права / В.М. Сырых. — М.: Юстицинформ, 2011. — 704 c.
  4. Басовский, Л.Е. История и методология экономической науки: Учебное пособие / Л.Е. Басовский. — М.: ИНФРА-М, 2017. — 603 c.
  5. Общая теория государства и права. Учебное пособие. — М.: Книжный дом, 2006. — 320 c.
Налог на дополнительный доход от добычи углеводородов
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here