Модели бухгалтерского учета

Важный материал на тему: "Модели бухгалтерского учета" с профессиональной точки зрения. Если возникнут вопросы, вы всегда их можете задать дежурному юристу.

Классификация систем (моделей) бухгалтерского учета

Факторы, влияющие на систему финансового учета, принятую в стране [1] , представлены на рис. 14.1.

Рис. 14.1, Факторы, влияющие на систему финансового учета

Отличия в практике финансового учета разных стран влияют на следующие решения фирмы:

  • • отчетность в части выручки и прибыли;
  • • оценка активов и товарно-материальных запасов;
  • • налоговая отчетность;
  • • желание вести операции в данной стране;
  • • использование резервов.

У каждой страны эти факторы (законодательные, культурные, политические, экономические), основные подходы и цели бухгалтерского учета различаются, и порой значительно.

В странах общего права (Великобритания, США) бухгалтерские работники принимают решения в соответствии с общепринятыми бухгалтерскими принципами (GAAP), установленными независимыми органами стандартизации, работающими в союзе с профессиональными бухгалтерами. В Великобритании и США — это Бюро стандартов учета. Считается, что эти общие принципы обеспечивают «правдивое и беспристрастное отражение результатов деятельности фирмы, а бухгалтеры обладают свободой действий в осуществлении своей профессиональной деятельности».

Британо-американская модель, основные принципы которой разработаны в Великобритании, США и Голландии, основывается на идее ориентации учета на информационные запросы инвесторов и кредиторов. В странах, использующих эту модель, эффективно функционируют рынки ценных бумаг, на которых компании находят необходимые кредитные средства.

К странам британо-американской модели финансового (бухгалтерского) учета относятся: Австралия, Багамы, Барбадос, Бенин, Бермуды, Ботсвана, Великобритания, Венесуэла, Гана, Гонконг, Доминиканская Республика, Замбия, Зимбабве, Израиль, Индия, Индонезия, Ирландия, Каймановы острова, Канада, Кения, Кипр, Колумбия, Либерия, Малави, Малайзия, Мексика, Нигерия, Нидерланды, Новая Зеландия, Пакистан, Панама, Папуа — Новая Гвинея, Пуэрто-Рико, Сингапур, США, Танзания, Тринидад и Тобаго, Уганда, Фиджи, Филиппины, центрально- американские страны, ЮАР, Ямайка.

В странах кодексного права действует так называемая континентальная модель, где стандарты и процедуры финансового бухгалтерского учета определяются законом, кодифицируются законодательно и отличаются значительным консерватизмом. Учетная практика направлена в первую очередь на удовлетворение требований правительства, особенно с национальной макроэкономической стратегией.

Так, во Франции в соответствии с Единым национальным планом счетов (Plan Countable General) все французские фирмы должны зарегистрировать всю учетную документацию фирмы в соответствующих государственных органах.

[3]

Данная система позволяет использовать учетную документацию в судопроизводстве. Аналогичная бухгалтерская практика существует и в ФРГ, где все бухгалтерские процедуры осуществляются в строгом соответствии с законом и принятыми судебными решениями.

Континентальная модель используется в Австрии, Алжире, Анголе, Гвинее, Буркина-Фасо, Берег Слоновой Кости, Испании, Италии, Камеруне, Люксембурге, Мали, Марокко, Норвегии, Португалии, Сенегале, Сьерра-Леоне, Того, Франции, Германии, Швейцарии, Швеции, Японии.

В действительности разница между двумя системами права заключается в том, что французские и германские бухгалтеры должны сообщать властям о всех выявленных правонарушениях в результате аудиторской проверки, в то время как в США эти вопросы решаются преимущественно в частном порядке, что приводит зачастую к банкротству и краху отдельных компаний.

Южноамериканская модель. В связи с особой предрасположенностью стран этого региона к инфляции учетные данные о темпах инфляции постоянно (непрерывно) корректируются. В основном же финансовый (бухгалтерский) учет ориентирован на потребности государственных органов в контроле и исполнении налоговых поступлений, а методики учета унифицированы.

Южноамериканскую модель используют Аргентина, Боливия, Бразилия, Гайана, Парагвай, Перу, Уругвай, Чили, Эквадор.

Исламская модель. Эта модель основана на толковании Корана мусульманскими правоведами и отличается рядом особенностей. Так, считается несправедливой выдача кредитов под процент, запрещается получение финансовых дивидендов ради собственно дивидендов. В то же время рыночным ценам отдается предпочтение при оценке активов и долговых обязательств компании. Исламская модель используется в странах, исповедующих ислам.

Система финансового учета может отражать национальную культуру страны, ее «социальный баланс», а прописанные бухгалтерские процедуры должны соответствовать главным социальным традициям стран. Во Франции это постоянные контакты с трудовыми коллективами по вопросу оплаты труда; в Германии практика бухгалтерского учета содержит много антиинфляционных мер, что является реакцией на гиперинфляцию 20-х гг. XX в. в этой стране.

Важной составляющей бухгалтерских процедур являются международные политические связи стран. Так, члены Британского содружества наций руководствуются принципами и процедурами бухгалтерского учета Великобритании; бывшие колонии Франции и Нидерландов взяли их от своих прежних колониальных правителей; Филиппины и другие зависимые от США страны — от соответствующих бухгалтерских процедур США.

На практику финансового (бухгалтерского) учета влияет и экономическая система страны. В странах с плановой экономикой бухгалтерский учет ставит основной целью определение объема производства и использование средств, в то время как рыночные системы ориентированы на затраты и прибыли.

Бухгалтерский учет должен отражать и особенности использования инвестиций. В США, где фирмы привлекают традиционно значительные средства у частных инвесторов, бухгалтерский учет должен обеспечить им точную и корректную информацию, позволяющую принять необходимые инвестиционные решения. Комиссия по ценным бумагам и биржам (Securities and Exchange Commission — SEC) устанавливает требования предоставления финансовой отчетности, которые корректируются в сторону обеспечения большей прозрачности и достоверности для частных инвесторов.

В ФРГ, где главную роль в предоставлении кредитов играют крупные банки, практика бухгалтерского учета направлена в основном на обеспечение потребностей кредиторов, а частным инвесторам уделяется значительно меньше внимания, чем в США.

В Японии стандарты финансовой (бухгалтерской) отчетности ориентированы на обеспечение потребностей партнеров по кейре- цу и кредиторов фирм.

Для того чтобы не совершать дорогостоящих, а иной раз фатальных ошибок, финансисты (бухгалтеры) должны учитывать отличия в подходах к разным аспектам учета, которые отражаются на оценке активов международной фирмы, товарно-материальных запасов, величине налогов, на решениях о проведении деловых операций и др.

Одной из важных проблем системы бухгалтерского учета являются оценка и переоценка активов: нужно ли их учитывать по первоначальной стоимости или с учетом инфляции, увеличивающей порой значительно стоимость первоначальных активов. В развитых странах эта проблема решается по-разному.

Читайте так же:  Обязательный аудит критерии

В США, Японии практика повышающей переоценки активов противозаконна. В фирмах Нидерландов разрешается вносить изменения в стоимость долгосрочных активов с учетом инфляции и других повышающих факторов. В Великобритании бухгалтерам предоставляется свобода выбора: оценивать ли активы по первоначальной стоимости, по текущей стоимости или по их комбинации, ориентируясь на свое профессиональное усмотрение. Данные отличия в оценке и переоценке активов необходимо учитывать при сравнении бухгалтерских балансов фирм из разных стран, где протекает деятельность международной компании.

Другой проблемой практики учета является оценка товарноматериальных запасов. В бухгалтерском учете существуют два основных метода оценки запасов: оценка запасов по ценам первых закупок (last in, first out — LIFO) и оценка запасов по ценам последних закупок (first in, first out — FIFO). Метод LIFO во время инфляции ведет к большому увеличению отчетной себестоимости реализованных товаров фирмы, а следовательно, к снижению балансовой стоимости ее товарно-материальных запасов, уменьшению отчетной прибыли и величины налогов.

Метод FIFO более прозрачен в отношении определения величины запасов, а потому более реалистичен и при определении прибыли и налогов. Поэтому при оценке эффективности фирм, действующих в разных странах, необходимо знать, каким методом оценки пользуется каждая из них. Метод FIFO применяют британские, бразильские фирмы. Этот метод разрешен, хотя и не применяется, в Новой Зеландии. Американские, японские и канадские фирмы могут применять любой из этих методов.

В отличиях практики учета разных стран большая роль принадлежит налоговому законодательству. На основе отчетной документации составляется расчет налоговых отчислений, которые должны соответствовать требованиям налогового законодательства страны.

Матрицей финансовой отчетности являются, как правило, отчеты для налоговых служб и для акционеров. Это позволяет, например, фирмам США уменьшить налогооблагаемый доход за счет ускоренной амортизации, не отражая его в финансовой отчетности.

В Германии разницы между финансовой отчетностью для налоговых органов и для акционеров нет. Если немецкая фирма захочет воспользоваться начислением ускоренного износа в налоговых целях, она должна отразить это и в отчетах для акционеров, что уменьшает отчетные данные о величине дохода и скажется на величине дивидендов. Поэтому германским фирмам труднее привлекать частных инвесторов, что не исключает обращение к крупным финансовым посредникам — банкам, консорциумам, страховым фирмам, предоставляющим значительные денежные средства.

Во Франции налоговое законодательство отражается в едином плане счетов и, как и романское налоговое законодательство, не допускает снижение стоимости в налоговых целях без отражения в годовой финансовой отчетности. Французские фирмы чаще всего уменьшают налоговое бремя, занижая отчетные показатели доходов и чистых активов.

[1]

Использование резервных счетов является важным отличием национальных учетных систем. На резервные счета начисляются предвидимые будущие расходы, которые способны повлиять на результаты работы компаний.

Некоторые фирмы, учитывая возможность возвращения своих товаров или неоплаты своих поставок, могут создать резервный счет безнадежных долгов и возвращенного товара. Это помогает им сгладить колебания доходов в неудачные годы за счет удачных, перечисляя на резервные счета крупные суммы денег как спасательное средство преодоления временных трудностей.

В разных странах использование резервных счетов оценивается неодинаково. В США это не запрещается, но и не поощряется. Налоговое управление и Комиссия по ценным бумагам и биржам контролируют и использование резервных счетов, так как, по их мнению, это уменьшает налогооблагаемую базу и создает недостоверную картину финансового состояния фирм.

Коммерческий кодекс Германии, наоборот, разрешает немецким фирмам открывать резервные счета под потенциальные расходы в будущем, например, для сглаживания международных рисков или на отложенные хозяйственные нужды. Это позволяет немецким фирмам уменьшать отчетную прибыль, сокращать налоги и обеспечивать большую стабильность по сравнению с американскими фирмами.

Другими отличиями в системах финансового (бухгалтерского) учета являются: капитализация расходов на НИОКР, финансовая аренда, составление консолидированной финансовой отчетности, учет деловой репутации фирм и др. (табл. 14.1).

1. Характеристика существующих моделей бухгалтерского учета

В мире существует большое количество моделей учета. Их различия вызваны как историческими, политическими, экономическими и географическими условиями в которых функционируют предприятия разных стран.

Так, в странах с большим количеством инвесторов и кредиторов, состав которых достаточно разнообразен, а владельцы компаний всё более отделяются от оперативного управления, финансово-учётная информация является важнейшим источником данных о благосостоянии компании. В этих странах (Великобритания, США) финансовая отчётность нацелена на информационные потребности инвесторов, кредиторов и отличается значительной аналитичностью. В других странах (Швейцария, Германия, Япония) финансовая политика определяется небольшим количеством очень крупных банков, удовлетворяющих значительную часть потребностей бизнеса. Информация, необходимая для обоснования дополнительных финансовых вложений формируется в процессе прямых контактов заинтересованных лиц. В этом случае отчётность нацелена на защиту интересов банков кредиторов. Финансовая отчётность здесь менее детализирована и составлена с учётом принципов консерватизма в оценке активов. В странах, где правительства играют определяющую роль в управлении национальными ресурсами, (Франция, Швеция) бухгалтерский учёт ориентирован на потребности государственных плановых органов. Фирмы вынуждены следовать жёстким стандартам в области учёта и отчётности.

Бухгалтерская система страны может зависеть от её международных социально-экономических отношений. Учётные технологии экспортируются и импортируются. Так США оказывают значительное влияние на учётную практику Канады, благодаря географической близости и тесным экономическим связям. Также американские учётные стандарты широко используются в Японии, что объясняется экспансией японского капитала в Америку. Значительное влияние на развитие теории и практики учёта в своих бывших колониях оказывает Великобритания (митрополия). Среди них Австралия, Новая Зеландия, Малайзия, Индия и др.

Существует подход, согласно которому все страны, в зависимости от типа законодательства и степени его влияния на практику ведения учёта делятся на две группы:

имеющие разветвлённый кодекс законов

имеющие законодательство общеправовой ориентации

В первом случае законы носят жёстко детерминированный характер, представляя собой, по сути, серию предписаний — «Вы должны». Учётные стандарты возводятся в ранг государственных законов, а процедуры ведения учёта при этом детализируются и достаточно жёстко регламентируются. Главная задача бухгалтерского учёта в этих странах – исчисление государственных налогов и контроль за полной их уплатой. В числе этих стран – Аргентина, Франция, Германия (в соответствии со ст. 71 Конституции РФ правила бухгалтерского учета устанавливаются государством).

Читайте так же:  Сзв-м для ип

Вторая группа стран ограничивается сводом законов общего права, представляющих собой серию ограничений — «Вы не должны». Законы такого типа как бы указывают на пределы, в рамках которых действует предприятие. Учётные стандарты в этих странах не регулируются государством, а определяются профессиональными организациями бухгалтеров. Эти стандарты более гибкие и подвержены влиянию различных новаций.

С учетом всех условий влияющих на систему учета в разных странных выделяют 4 модели бухгалтерского учета.

Британо-Американская– основана на удовлетворении информационных потребностей мелких и средних инвесторов в условиях высокоразвитых фондовых рынков. Для неё характерна максимальная степень и качество раскрытия информации, а также сравнительно невысокая степень государственного вмешательства. Эту модель используют Великобритания, США, Нидерланды.

Континентальная модель– основными инвесторами выступают банки. Этой модели придерживаются большинство стран Европы – Франция, Германия, Дания и т.д., а также Япония. Бизнес этих стран тесно связан с банками, которые удовлетворяют основные финансовые запросы компаний. Бухгалтерский учёт регламентируется законодательно и отличается значительной консервативностью.

Южноамериканская модель– чётко сориентирована на потребности государства, прежде всего налоговые. Для стран этой модели характерна большая унифицированность и меньшая сложность отчетности, а также развитые механизмы учета инфляции. Используется в странах южного континента Америки – Аргентина, Бразилия, Чили, Уругвай и др.

Исламская модель– используется такими странами, как Турция, Иран, Пакистан и др. Они строят свои законодательные системы под влиянием богословских идей. Так, поскольку в Коране запрещено ростовщичество, отчётная документация не может показывать механизм финансовой внереализационной прибыли. При этом ресурсы и долги компаний учитываются по рыночным ценам.

Классификация моделей (систем) бухгалтерского учёта

Многие исследователи отмечают, что в мире не существует и двух стран с идентичными системами учёта.

Однако в странах с похожими социально-экономическими условиями системы учёта имеют много общего.

│ Англо- ││Континентальная│ │ │ │ │Южноамериканская││Смешанная модель│

┌─┤Внешние факторы, влияющие на формирование моделей бухгалтерского учета├─┐

││Геополитическое положение*****│**│**│*****Подготовка профессиональных ││

││- экспорт-импорт методик │ │ │ │ │- обеспечивает высокий уровень││

│и учетных практик │ │/│/│/ │организации учетной системы │

│Различия в финансовой отчетности │ │Инфляционные процессы: │

││различных стран: │ │- историческая стоимость ││

│- аналитичность (США, Великобритания);│ │(Германия, Япония); │

││- меньшая детализация (Германия, *****- применение общего индекса ││

│Япония, Швейцария); │ │цен (южноамериканские страны,│

││- ориентация на государственные органы│ │Россия) ││

│(Франция, Швеция, Россия) │ │ │

──.─> Взаимное влияние внутренних факторов Обратная связь между

факторами и моделями

***** Взаимное влияние внешних факторов бухгалтерского учета

Рис. 1. Принципы построения инновационных учетных систем

Наиболее распространённая классификация моделей бухгалтерского учёта основана на правовой системе и различном влиянии инфляционных процессов. В странах общего или прецедентного права (Англия, США) законодательство построено на судебных решениях, которые регулируют конкретные отношения и образуют единую систему права. Учётные стандарты определяются в основном различными неправительственными профессиональными ассоциациями бухгалтеров.

В других странах (континентальная Европа, Япония) исторической основой законодательства являются материальные нормы римского права, где основной источник права – закон. Правовые нормы регулируют общий круг отношений; частное право кодифицировано и подразделяется на гражданское и торговое. В отличие от первой группы стран данная правовая система жестко и детально регламентирует правила ведения бухгалтерского учёта.

В соответствии с этой классификацией можно выделить 3 основные модели бухгалтерского учёта.

1. Британско-американская (англо-американская) модель.

Ключевой вклад в развитие этой модели внесли Великобритания, США и Голландия. Здесь активное развитие акционерной формы владения капитала привело к тому, что бухгалтерская отчётность рассматривается как основной источник информации для инвесторов и кредиторов. Почти все компании присутствуют на рынке ценных бумаг, и они напрямую заинтересованы в предоставлении объективной информации о своём финансовом положении. Эта модель в большинстве стран предполагает использование принципа учёта по первоначальной стоимости (historical cost principle). Предполагается, что влияние инфляции невелико и хозяйственные операции (реализация, произведение затрат, приобретение финансовых активов) отражаются по ценам на момент сделок. В середине 70-х гг., когда в США в результате нефтяного кризиса увеличились темпы инфляции, Совет по финансовым учётным стандартам рекомендовал предоставлять отчётность с корректировкой на инфляцию, однако уже в 1984 г., когда инфляция снизилась, от этого правила отказались.

В данной системе бухгалтерский учет рассматривается не только как система записей, классификации и обобщения финансовых данных путем регистрации в денежных единицах сделок и событий, но и как средство обеспечения количественной информации финансового характера о хозяйствующих субъектах в целях использования этой информации для принятия управленческих решений. Другими словами, система бухгалтерского учета является важнейшим элементом инфраструктуры рыночной экономики, связывающей воедино как частные, так и государственные организации.

Как правило, все категории пользователей отчетности анализируют финансовые результаты не отдельного предприятия, а рассматривают альтернативные варианты помещения своих средств в компаниях, относящихся к различным видам экономической деятельности. Таким образом, для проведения межфирменных сопоставлений представляемая компаниями информация должна быть единообразной, т.е. стандартной, составленной по единым нормам и правилам. В странах, использующих англо-американскую модель бухгалтерского учета, стандарты разрабатываются не государственными органами власти, а общественными профессиональными организациями. Так, в США эту роль выполняет Совет по стандартам финансового учета при Американской ассоциации дипломированных общественных бухгалтеров. Он разрабатывает Положения о концепциях финансового учета (Statements on Financial Accounting Concepts — SFAC) и сами стандарты GAAP (Generally Accepted Accounting Principles — Общепринятые принципы бухгалтерского учета).

Читайте так же:  Онлайн-касса для ип

Британско-американская концепция учёта была впоследствии «экспортирована» в бывшие английские колонии и близкие торговые партнёры Великобритании и США. В настоящее время её используют: Австралия, Багамы, Барбадос, Бенин, Бермуды, Ботсвана, Венесуэла, Гана, Гонконг, Доминиканская республика, Замбия, Зимбабве, Израиль, Индия, Индонезия, Ирландия, Каймановы острова, Канада, Кения, Кипр, Колумбия, Либерия, Малави, Малайзия, Мексика, Нигерия, Новая Зеландия, Пакистан, Панама, Папуа – Новая Гвинея, Пуэрто-Рико, Сингапур, Танзания, Тринидад и Тобаго, Уганда, Фиджи, Филиппины, страны Центральной Америки, ЮАР, Ямайка.

2. Континентальная модель.

Родоначальниками этой модели считаются страны континентальной Европы и Япония. Здесь специфика бухучёта обусловлена двумя факторами: ориентация бизнеса на крупный банковский капитал и соответствие требованиям фискальных органов. Привлечение инвестиций осуществляется с непосредственным участием банков, и поэтому финансовая отчётность компаний предназначена в первую очередь для них, а не для участников рынка ценных бумаг. В континентальной модели значительное влияние на порядок составления отчётности оказывают государственные органы. Это можно объяснить приоритетностью задачи государства по сбору налогов. В основном страны с этой моделью также руководствуются принципом неизменности первоначальной оценки. Россия относится к континентальной модели бухучёта, определённое влияние на наш бухучёт оказали Германия и Франция.

Видео (кликните для воспроизведения).

Характерной чертой нормативного регулирования бухгалтерского учета континентальной модели является то, что государство участвует как в процессе разработки норм учета, так и в процессе внедрения их в практику. Правила составления отчетности организаций разработаны таким образом, чтобы формировать входную информацию для национальной системы счетоводства, посредством которой государство контролирует экономику. Это обстоятельство обусловлено многовековой традицией централизации управления и стремлением предпринимателей заручиться и получить поддержку государства. Последнее оказывает существенное влияние на бухгалтерский учет путем установления системы налогообложения и требования отражать на счетах бухгалтерского учета все расходы для целей налогообложения. Процедуры расчета налогооблагаемой прибыли на основе данных бухгалтерского учета строго регламентированы. Для определения налоговых обязательств разрабатываются таблицы корректировок бухгалтерской прибыли. Профессиональным бухгалтерским организациям отводится роль консультантов по практическому применению разработанных государством норм, а также исследователей в области бухгалтерского учета.

Данную модель используют: Австрия, Алжир, Ангола, Бельгия, Буркина-Фасо, Кот-д’Ивуар, Гвинея, Германия, Греция, Дания, Египет, Заир, Испания, Италия, Камерун, Люксембург, Мали, Марокко, Норвегия, Португалия, Россия, Сенегал, Сьерра-Леоне, Того, Франция, Швейцария, Швеция, Япония.

3. Южноамериканская модель.

Ключевое воздействие на становление бухучёта в южноамериканских странах оказали инфляционные процессы. Поэтому отличительной характеристикой этой модели является метод корректировки показателей отчётности с учётом изменения общего уровня цен. Поправка на инфляцию необходима для обеспечения достоверности текущей финансовой информации (особенно в отношении долгосрочных активов). Корректировка отчётности ориентирована на потребности государства по исполнению доходной части бюджета.

Южноамериканская модель бухгалтерского учета характеризуется ориентацией на потребности государственных плановых органов и, как правило, используется «испаноговорящими» странами, которые объединены общностью исторического развития и традиций. В основу бухгалтерского учета положен общепринятый план счетов. Он обеспечивает прозрачность годовой отчетности компаний, ее сопоставимость и адаптацию бухгалтерского учета к требованиям международных стандартов; предъявляет строгие требования к представлению информации к годовой отчетности. Так, в ней должны содержаться сведения о предполагаемом распределении результатов деятельности компании, применяемых правилах оценки, включая исчерпывающий перечень критериев по каждой категории активов и пассивов. В отчетность должны включаться данные об аренде, страховании, судебных процессах, материальных основных средствах, запасах, собственном капитале, налогах и т.д. Также в отчетности представляется информация, необходимая для осуществления контроля за исполнением налоговой политики.

Еще одним отличием этой модели являются постоянная корректировка отчетных данных в соответствии с темпами инфляции и унификация бухгалтерских методик.

Южноамериканская модель применяется в странах: Аргентина, Боливия, Бразилия, Гайана, Парагвай, Перу, Уругвай, Чили, Эквадор.

4. Помимо перечисленных моделей, некоторые страны используют смешанные системы с национальной спецификой. Например, специалисты выделяют исламскую модель, которая развивалась под сильным влиянием мусульманской религии.

Модель смешанной экономики характерна для стран Восточной Европы и государств, входивших в состав Советского Союза, для которых переход к рыночной экономике явился предпосылкой для реформирования бухгалтерской системы. Многообразие форм собственности, не характерное для социалистической системы хозяйствования, повлекло за собой необходимость предоставления финансовой информации не только для государственных органов власти, но и для акционеров, собственников, управленцев, кредиторов и инвесторов.

Расширение внешнеэкономической деятельности, отсутствие экономических, политических и иных барьеров и необходимость в притоке иностранного капитала выдвинули макроэкономические интересы данных государств в разряд первоочередных; назрела объективная необходимость приведения финансовой отчетности предприятий в соответствие с требованиями МСФО.

Сравнение континентальной и англо-американской систем учета[1]

Следует подчеркнуть, что деление на модели учёта весьма условно – не существует и двух стран с полностью идентичными системами учёта.

Система организации бухгалтерского учета в Российской Федерации целиком и полностью находится под эгидой государственных органов власти. Профессиональные организации играют роль консультативно-исследовательских групп. В 2000 г. разработан и внедрен в действие новый План счетов финансово-хозяйственной деятельности организаций, принимаются положения по бухгалтерскому учету (ПБУ), прототипом для которых послужили МСФО, а налоговый учет выделился в отдельную учетную отрасль.

Однако российские ПБУ не являются точной копией международных стандартов, так как не все принципы, термины и понятия созвучны с нормами и требованиями нашего законодательства, в частности Конституции Российской Федерации. Таким образом, сохраняются традиционные особенности и формируется некая «симбиозная» система учета, которая, с одной стороны, ориентирована на принципы МСФО, а с другой — жестко контролируется и регламентируется государственными органами власти. Дальнейшая эволюция системы учета в России напрямую зависит от политической стабильности, степени развития современных производственных технологий, финансового рынка и рынка капиталов.

Также необходимо заметить, что страны континентальной Европы и американская система учета GAAP оказывают определенное влияние на формирование учетных систем стран Восточной Европы. В данной ситуации говорить об МСФО как о современной альтернативе в области бухгалтерского учета не совсем правильно. Вполне возможно, что под воздействием бухгалтерских организаций стран, отстаивающих свои экономические интересы, КМСФО внесет некоторые изменения в свою конституцию с целью усиления взаимодействия с национальными организациями, устанавливающими собственные стандарты учета в своих государствах.

Читайте так же:  Амортизация в налоговом учете

Отражение рыночных отношений на внутренней жизни предприятия преломляется прежде всего через его учетную систему. Формируя рыночные отношения, экономические субъекты перенимают опыт работы зарубежных предприятий, имеющих в настоящее время традиции и культуру этих отношений. В свое время многие зарубежные компании по внутренним причинам решали вопросы реформирования экономических служб. Как следствие, практика развития зарубежных компаний имеет к настоящему времени своеобразный опыт объединения экономических служб на базе бухгалтерии.

Таким образом, учетная система развивается на основе синтеза лучших учетно-аналитических методик, аккумулируя в понятие «бухгалтерия» подразделения со всей палитрой экономических функций.

Необходимо обратить внимание на то, что между всеми перечисленными факторами и степенью развития системы бухгалтерского учета существует обратная связь. Отсутствие надлежащей системы учета сдерживает экономический прогресс, приток иностранного капитала и отрицательно сказывается на развитии внешних экономических отношений с передовыми предприятиями и организациями зарубежных стран.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Модели бухгалтерского учета

1. Классификация моделей систем бухгалтерского учёта

Вопросы к главе 1

1. Какие факторы влияют на учётную практику различных стран мира?
2. Понятие национальной системы бухгалтерского учёта.
3. Краткая характеристика англо-саксонской модели бухгалтерского учёта.
4. Краткая характеристика латинской модели бухгалтерского учёта.
5. Существенные расхождения в бухгалтерском учёте стран ЕС.
6. Краткая характеристика французской модели бухгалтерского учёта.

Основные модели бухгалтерского учёта:

Новые документы мсфо

Приказ Минфина России от 02.04.2013 № 36н «О введении в действие и прекращении действия документов Международных стандартов финансовой отчетности на территории Российской Федерации»

Согласно подп. 1 п. 1 Приказа Минфина России от 02.04.2013 N 36н на территории РФ будет введен в действие Международный стандарт финансовой отчетности (IFRS) 9 «Финансовые инструменты«. Пунктом 3 Приказа установлено, что со дня официального опубликования стандарта организации смогут его применять добровольно, а в указанные в нем сроки применение станет обязательным. На текущий момент в качестве таких сроков предусмотрены годовые периоды, начинающиеся 1 января 2015 г. или после этой даты. Кроме того, в соответствии с Приказом будут внесены поправки к следующим документам:

— Международному стандарту финансовой отчетности (IAS) 32: документ Международных стандартов финансовой отчетности «Взаимозачет финансовых активов и финансовых обязательств» (подп. 2 п. 1 Приказа). Указанные поправки вступят в силу в том же порядке, что и МСФО (IFRS) 9 «Финансовые инструменты» (п. 3 Приказа);

— Международному стандарту финансовой отчетности (IFRS) 7 (подп. 3 п. 1 Приказа). Согласно п. 2 Приказа данные поправки будут применять организации, которые руководствуются Международным стандартом финансовой отчетности (IFRS) 9 «Финансовые инструменты». Документ МСФО «Поправки к Международному стандарту финансовой отчетности (IFRS) 7» вступит в силу на территории РФ со дня официального опубликования (п. 3 Приказа).

С даты вступления в силу МСФО (IFRS) 9 «Финансовые инструменты» на территории России прекратит действовать Разъяснение КРМФО (IFRIC) 9 «Повторная оценка встроенных производных инструментов» (п. п. 4, 5 Приказа).

Приказ вступит в силу 16 июня 2013 г. Рассматриваемые документы МСФО на момент выпуска обзора опубликованы не были.

МСФО — Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО (IFRS)) – это стандарты и разъяснения, принятые Правлением Комитета по международным стандартам финансовой отчетности (Правление КМСФО).

МСФО (IFRS) — International Financial Reporting Standards. Стандарты разработанные Советом по Международным стандартам финансовой отчётности (СМСФО (IASB)) с апреля 2001года по настоящее время.

МСФО (IAS) — International Accounting Standards. Стандарты разработанные Комитетом по Международным стандартам финансовой отчетности (КМСФО), (Board of the International Accounting Standards Committee (IASC) с 1973 по 2001 год. Комитет по МСФО был основан в 1973 г. как независимый орган частного сектора в результате соглашения профессиональных организаций 10 стран: Австралии, Канады, Франции, Германии, Японии, Мексики, Нидерландов, Великобритании, Ирландии и США.

С 1981 года Комитет по МСФО был полностью автономным во внедрении международных стандартов финансовой отчетности и в вопросах обсуждения документов, касающихся международного учета.

В 1984 г. Лондонская фондовая биржа рекомендовала всем иностранным корпорациям, желающим котировать свои ценные бумаги в Лондоне, придерживаться МСФО. В 1985 г. одна из крупнейших американских корпораций General Electrik составила отчетность за 1984 г. не только по американским, но и по международным стандартам. Сотрудничество КМСФО с Международной организацией комиссий по ценным бумагам (International Organization of Securities Commissions, IOSCO) с 1987 г. привело к созданию совместных стратегических проектов. В результате в 1993 г. между КМСФО и МОКЦБ было подписано соглашение, в соответствии с которым, компании, желающие получить котировку на фондовой бирже, должны составлять отчетность в соответствии с международными стандартами учета.

Так с 1983 по 2000 г. членами КМСФО являлись все члены Международной Федерации бухгалтеров (International Federation of Accountants (IFAC)). Число членов КМСФО постоянно увеличивается. В настоящее время в составе комитета более 100 профессиональных бухгалтерских организаций десятков стран.

1989 — Создана Международная организация Комиссий по ценным бумагам (IOSCO).

[2]

1993 — Начат проект IOSCO по продвижению МСФО на мировых фондовых биржах с целью обеспечения компаний возможностью привлечения капитала на многих биржах одновременно.

1997 — Создан Постоянный комитет по интерпретациям МСФО (ПКИ).

1998 — Закончена работа над основными стандартами.

2000 — Комиссия по Ценным бумагам и Биржам США (SEC) проводит анализ основных стандартов и публикует обзор в феврале 2000. Этот анализ дал начало процессу конвергенции с Общепринятых Принципов Бухгалтерского Учета США ( US GAAP ) с Международными стандартами финансовой отчетности.

В апреле 2001 года структура Комитета была реформирована и создан Совет по Международным стандартам финансовой отчётности (IASB). IASB принял существовавшие IAS и продолжил работу, выпуская вновь создаваемые стандарты под названием IFRS.

Читайте так же:  Начисление амортизации нематериальных активов

В соответствии с заявлением о Миссии МСФО, перед СМФО поставлены три основные цели:

Формулировать и издавать в интересах общества единый комплект высококачественных, понятных и практически реализуемых всемирных стандартов финансовой отчетности, которые необходимо соблюдать при предоставлении финансовых отчетов;

Способствовать принятию и соблюдению стандартов во всем мире;

Сотрудничать с национальными органами, отвечающими за разработку и внедрение стандартов финансовой отчетности для обеспечения максимального сближения стандартов финансовой отчетности во всем мире.

В настоящее время структура Комитета выглядит следующим образом:

Попечительский совет «Комитет по международным стандартам финансовой отчетности» (International Accounting Standards Committee Foundation);

Правление КМСФО (International Financial Standards Board);

Консультативный Совет по стандартам (Standards Advisory Council);

Комитет по интерпретациям МСФО (International Financial Reporting Interpretations Committee).

Управляющим органом СМСФО является институт попечителей МСФО.

Попечительский совет «Комитет по международным стандартам финансовой отчетности»

Учредителями Попечительского совета являются 19 доверенных лиц (Trustees), имеющих богатый опыт работы в различных сферах деятельности и обладающих необходимыми знаниями для разработки высококачественных стандартов финансовой отчетности для их использования на международных рынках капитала.

Попечители (или доверительные управляющие) назначают членов СМСФО, Постоянного Комитета по интерпретациям (КИМФО – IFRIC) и Консультативного совета по стандартам (КСС – SAC). Попечители также контролируют эффективность работы СМСФО, изыскивают финансирование, утверждают бюджет СМСФО и вносят изменения в устав.

Основные цели совета это:

формулировать и публиковать, исходя из общественных интересов, высококачественные, понятные и осуществимые глобальные стандарты финансовой отчётности, предусматривающие представление высококачественной, прозрачной и сравнимой информации в финансовой отчетности для того, чтобы пользователи финансовой отчетности могли принимать экономические решения;

проводить работу по более широкому использованию и точному применению стандартов;

способствовать сближению МСФО и национальных стандартов финансовой отчетности.

Попечительский совет выполняет следующие функции:

назначение членов Правления КМСФО, Консультативного Совета по стандартам, Комитета по интерпретациям МСФО;

ежегодный анализ эффективности стратегии Правления КМСФО;

одобрение бюджета Правления;

рассмотрение стратегических вопросов, затрагивающих международные стандарты финансовой отчетности, повсеместное продвижение целей КМСФО;

утверждение оперативных процедур Правления КМСФО, Консультативного Совета по стандартам, Комитета по интерпретациям МСФО;

утверждение поправок к Конституции в соответствии с установленными процедурами. Следует отметить, что Попечительский совет не занимается вопросами разработки международных стандартов, это является исключительной прерогативой Правления КМСФО.

КРМФО (IFRIC) — International Financial Reporting Interpretations Committee. Разъяснения от Комитета по разъяснению международной финансовой отчетности (КРМФО). Комитет по международным стандартам финансовой отчётности (КМСФО) – это независимая некоммерческая организация, созданная с целью достижения согласованности бухгалтерских принципов, используемых коммерческими предприятиями и другими организациями в процессе составления финансовой отчетности во всем мире.

В дополнение к признанию профессиональными бухгалтерами, работа КМСФО получает всемирную поддержку бизнес сообществ, финансовых руководителей компаний, финансовых аналитиков, фондовых бирж, юристов, банкиров и агентств, регулирующих выпуск ценных бумаг.

ПКР (SIC) — Разъяснения от ранее действовавшего Постоянного комитета по разъяснениям (ПКР).

Комитет по интерпретациям МСФО был создан в апреле 1997 года для предоставления концептуально выверенных и практически реализуемых интерпретаций МСФО в отношении возникающих вопросов в финансовой отчетности, которые специально не рассматриваются в МСФО, а также в случаях, когда возникли или могут возникнуть неудовлетворительные или противоречивые интерпретации в отсутствие официальных разъяснений, а также для интерпретации спорных вопросов, связанных с формированием финансовой отчетности.

Целью заключается в обеспечении применения стандартов и повышении сопоставимости финансовой отчетности, подготовленной по МСФО, посредством разъяснения трудных вопросов бухгалтерского учета и отчетности. В состав КИМФО входят аудиторы, лица, подготавливающие и использующие финансовую отчетность. КИМФО может выпускать проекты интерпретаций для обсуждения. Однако окончательные тексты интерпретаций утверждает СМСФО, после чего интерпретации становятся частью нормативной базы МСФО, и имеют такую же силу, как и МСФО.

КИМФО применяет подход, описанный в МСФО 1 «Представление финансовой отчетности», а именно проводит аналогии с требованиями и руководством МСФО, затрагивающих аналогичные или связанные проблемы, использует критерии определения, признания и оценки активов, обязательств, доходов и расходов, установленные в Принципах подготовки и составления финансовой отчетности, учитывает решения других органов, устанавливающих стандарты, и принятую в мире отраслевую практику.

Видео (кликните для воспроизведения).

В задачи Комитета входит рассмотрение вопросов бухгалтерского учёта, которые не получили отражения в существующих стандартах или могут иметь неоднозначное толкование. Работа Комитета осуществляется в тесном взаимодействии с аналогичными национальными комитетами. Комитет занимается неудовлетворительной практикой учёта в рамках международных стандартов и возникновением новых обстоятельств, не учтённых при разработке существующих стандартов. Интерпретации утверждаются Правлением КМСФО. Постоянный Комитет по интерпретациям состоит из 12 голосующих членов, избираемых на 3 года. Представители Европейской комиссии и Международной организации комиссий по ценным бумагам являются наблюдателями Комитета без права голоса

Источники


  1. Торгашев, Г.А. Методика преподавания юриспруденции в высшей школе / Г.А. Торгашев. — М.: ГОУ ВПО «Российская академия правосудия», 2014. — 463 c.

  2. Беляева, О. М. Теория государства и права в схемах и определениях / О.М. Беляева. — М.: Феникс, 2012. — 320 c.

  3. Кучерена, А. Г. Адвокатура в условиях судебно-правовой реформы в России: моногр. / А.Г. Кучерена. — М.: Юркомпани, 2017. — 432 c.
  4. Розен, Александр Прения сторон. Времена и люди / Александр Розен. — М.: Советский писатель. Ленинградское отделение, 2013. — 589 c.
  5. Файкс, Г. Полиция возвращается. Из истории уголовной полиции ФРГ; М.: Юридическая литература, 2012. — 240 c.
Модели бухгалтерского учета
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here