Место нахождения юридического лица

Важный материал на тему: "Место нахождения юридического лица" с профессиональной точки зрения. Если возникнут вопросы, вы всегда их можете задать дежурному юристу.

22. Наименование юридического лица. Место нахождения юридического лица.

Наконец, показателем самостоятельности юридического лица является его выступление в гражданском обороте и в судебных органах от своего имени. Имя юридического лица служит его индивидуализации и заключается в его наименовании, определенном в учредительных документах. Наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму (например, общество с ограниченной ответственностью, государственное унитарное предприятие, благотворительный фонд), а в ряде случаев и на характер его деятельности (п. 1 ст. 54 ГК) (например, страховое акционерное общество, профсоюз работников жилищно-коммунального хозяйства, добровольное общество защиты животных). Термины ≪биржа≫ и ≪банк≫ в соответствии с требованиями законодательства могут использоваться в наименовании лишь тех организаций, которые имеют лицензию на право совершения соответствующей деятельности.

Коммерческие организации обязаны иметь фирменные наименования (фирму). Фирменные наименования организаций с устойчивой деловой репутацией и стабильно высоким качеством производимой продукции (товаров, работ, услуг) представляют собой большую коммерческую ценность. Поэтому юридическому лицу принадлежит исключительное право на фирменное наименование как на охраняемое законом средство своей индивидуализации (подп. 13 п. 1 ст. 1225, п. 1 ст. 1474 ГК). Фирменное наименование коммерческой организации определяется в ее учредительных документах и включается в единый государственный реестр юридических лиц при ее регистрации. Требования к содержанию фирменного наименования определяются ст. 1473 ГК1. После этого коммерческая организация получаетисключительную возможность его использования (в фирменных бланках, вывесках, рекламе, упаковке и т.п.), а другие юридические лица не вправе использовать тождественные или сходные до степени смешения фирменные наименования, если они осуществляют деятельность, аналогичную деятельности правообладателя (ст. 1474 ГК).

Наименование некоммерческого юридического лица не является объектом исключительного (имущественного) права его носителя.

Юридическое лицо должно также иметь официальное место нахождения (≪юридический адрес≫), которое обычно определяется местом его государственной регистрации (п. 2 ст. 54 ГК) и обязательно указывается в его учредительных документах. По этому месту ему направляются различные документы, в том числе судебные повестки, и определяется место исполнения некоторых его обязательств. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а при отсутствии такового – иного органа или лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности.

23. Ответственность юридического лица. Понятие и состав имущества юридического лица. Особенности ответственности участников юридического лица.

Статья 56. Ответственность юридического лица

1. Юридическое лицо отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.

2. Учредитель (участник) юридического лица или собственник его имущества не отвечает по обязательствам юридического лица, а юридическое лицо не отвечает по обязательствам учредителя (участника) или собственника, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом или другим законом.

Имущественная обособленность организации предполагает наличие у нее некоторого имущества на праве собственности (либо на особом ограниченном вещном праве).

С имущественной обособленностью организации неразрывно связана ее самостоятельная имущественная ответственность по долгам. Смысл обособления имущества юридического лица как раз и состоит в выделении таких объектов, на которые его возможные кредиторы смогут обратить взыскание (с тем, чтобы вывести из-под него иное, личное имущество учредителей или участников). Именно этим целям прежде всего служит уставный капитал (уставный или паевой фонд) который определяет минимальный размер имущества, гарантирующего интересы кредиторов юридического лица (абз. 2 п. 1 ст. 90 и абз. 2 п. 1 ст. 99 ГК). Юридическое лицо (за исключением учреждений и казенных предприятий) отвечает по своим обязательствам всем своим имуществом (п. 1 ст. 56 ГК), а не только имеющимися у него (прежде всего числящимися на его банковских счетах) денежными средствами.

При этом имущество юридического лица должно быть обособлено от имущества других организаций, в том числе от имущества их учредителей. Имущество кооператива обособлено от имущества членов кооператива, имущество одного государственного унитарного предприятия, являющегося юридическим лицом, — от имущества других государственных юридических лиц и т. д. Об обособленности имущества юридического лица свидетельствует самостоятельность его баланса (сметы) и наличие счета в банке.

Учредитель (участник) юридического лица или собственник его имущества не отвечают по обязательствам юридического лица, а юридическое лицо не отвечает по обязательствам учредителя (участника) или собственника, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом либо учредительными документами юридического лица (ст.56 ГК РФ).

Заметим, правда, что закон оговаривает случай, когда банкротство юридического лица вызвано указаниями самих его участников, — на них в случае недостаточности имущества юридического лица может быть возложена обязанность выплатить недостающее из своего имущества.

Итак, участник не отвечает по обязательствам (например, по долгам) организации, а организация не отвечает по обязательствам участников, ЕСЛИ законодательством или учредительными документами не предусмотрено иное. Существуют виды организаций, для которых законодательство предусматривает большую ответственность ее участников: хозяйственные товарищества, общество с дополнительной ответственностью, производственный кооператив.

Энциклопедия решений. Место нахождения, адрес юридического лица

Место нахождения, адрес юридического лица

Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории РФ путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования).

Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа — иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа, если иное не установлено федеральным законом (п. 2 ст. 54 ГК РФ).

Место нахождения юридического лица указывается в его учредительном документе (за исключением случая, когда юридическое лицо действует на основании типового устава) и в ЕГРЮЛ (п. 5 ст. 54 ГК РФ).

C 1 сентября 2014 г. (в соответствии с изменениями, внесенными в ГК РФ Федеральным законом от 05.05.2014 N 99-ФЗ), определяя свое место нахождения в учредительном документе, юридическому лицу достаточно указать наименование населенного пункта (муниципального образования), в котором будет находиться его постоянно действующий орган, при его отсутствии — орган или лицо, уполномоченное выступать от его имени в силу закона, иного правового акта или учредительного документа.

Однако одновременно в законодательство введено понятие «адрес юридического лица». Исходя из содержания п. 3 ст. 54 ГК РФ под адресом юридического лица понимается адрес, по которому осуществляется связь с юридическим лицом и по которому ему доставляются юридически значимые сообщения. Таким образом, адрес юридического лица подразумевает указание почтового индекса, наименования населенного пункта, улицы, номера дома, корпуса, офиса (квартиры).

Читайте так же:  Подсчет стажа в трудовой книжке

Адрес юридического лица не требуется указывать в его учредительных документах, но он в обязательном порядке указывается в ЕГРЮЛ.

С 29.12.2015 уточнено, что адрес юридического лица, указываемый в ЕГРЮЛ, должен быть в пределах места нахождения юридического лица, содержащегося в учредительных документах юридического лица (за исключением случая использования типового устава) (п.п. 3, 5 ст. 54 ГК РФ, пп. «в» п. 1 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон о госрегистрации).

Юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя. Сообщения, доставленные по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по указанному адресу (абзац второй п. 3 ст. 54 ГК).

В ранее сложившейся практике (до 01.09.2014) было принято разделять:

— юридический адрес (указанный в учредительных документах и ЕГРЮЛ);

— фактический адрес юридического лица (где в действительности ведется его финансово-хозяйственная деятельность).

В настоящее время также место нахождения юридического лица и его адрес могут не совпадать с адресом, по которому осуществляется непосредственная деятельность юридического лица, в том числе хозяйственная (производственный цех, торговая точка и т.п.) (п. 4 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 61 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица»).

При наличии у иностранного юридического лица представителя на территории РФ сообщения, доставленные по адресу такого представителя, считаются полученными иностранным юридическим лицом (абзац третий п. 3 ст. 54 ГК РФ).

Так как место нахождения юридического лица подлежит указанию в учредительном документе, решение вопроса об определении места нахождения (месте нахождения единоличного исполнительно органа) будет относиться к компетенции общего собрания участников (п. 2 ст. 65.3 ГК РФ).

Адрес юридического лица не подлежит обязательному включению в учредительные документы, его определение специально не отнесено законодательством к компетенции какого-либо органа юридического лица. Поэтому, по общему правилу, решение вопроса об определении адреса юридического лица будет относиться к компетенции единоличного исполнительного органа, если уставом не предусмотрено иное (п. 3 ст. 65.3 ГК РФ).

Об изменении своего места нахождения или адреса юридическое лицо должно сообщить в регистрирующий орган (п. 5 ст. 5 Закона о госрегистрации).

С 1 января 2016 в связи с вступлением в силу отдельных положений Федеральных законов от 30.03.2015 N 67-ФЗ и от 29.06.2015 N 209-ФЗ изменился порядок смены места нахождения юридического лица (п. 6 ст. 17 Закона о госрегистрации).

Регистрирующий орган обязан проверять достоверность сведений, включаемых в ЕГРЮЛ, и может отказать в регистрации, если у него имеется подтвержденная информация о недостоверности места нахождения или адреса данного юридического лица (п. 5 ст. 51 ГК РФ, пп. «р» п. 1 ст. 23 Закона о госрегистрации).

[3]

Законодательством не установлены какие-либо требования к срокам внесения юридическими лицами, созданными до 1 сентября 2014 г., сведений об их адресе в ЕГРЮЛ.

Кроме того, существующие в настоящее время формы заявлений, используемые для государственной регистрации юридических лиц (утв. приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/[email protected]), содержат только раздел «Адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица — иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом», что не позволяет разделить место нахождения и адрес юридического лица в понимании ст. 54 ГК РФ в редакции Закона N 99-ФЗ.

Ранее в правоприменительной практике сложился подход, основанный на положениях пп. «в» п. 1 ст. 5 Закона о госрегистрации, п. 2 ст. 51 ГК РФ. Юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, поступивших по адресу (месту нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, указанному в ЕГРЮЛ, а также риск отсутствия по этому адресу своего представителя.

Такое юридическое лицо не вправе в отношениях с лицами, добросовестно полагавшимися на данные ЕГРЮЛ об адресе юридического лица, ссылаться на данные, не внесенные в реестр, а также на недостоверность данных, содержащихся в нем (например, на ненадлежащее извещение в ходе рассмотрения дела судом), за исключением случаев, когда соответствующие данные внесены в ЕГРЮЛ в результате неправомерных действий третьих лиц или иным путем помимо воли юридического лица (п. 2 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 61 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица»).

Возможно, до урегулирования расхождений существующих сейчас регистрационных форм и изменившегося с 01.09.2014 законодательства будет использоваться сложившийся ранее подход: до внесения в ЕГРЮЛ сведений об адресе юридического лица в качестве такого будут использоваться имеющиеся в реестре сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица.

Изменение места нахождения организации
(юридического лица)

Эта статья написана в рамках пошагового руководства по самостоятельной регистрации бизнеса:

    Когда не надо регистировать ИП?

    Порядок внесения изменений о месте нахождения юридического лица

    По правилам статьи 54 Гражданского кодекса РФ одним из обязательных пунктов устава любой организации является указание о месте ее нахождения.

    Следовательно, при смене места нахождения юридического лица эти изменения необходимо отразить в уставе организации и зарегистрировать новую редакцию устава.

    Такие изменения вносятся на основании решения участников ООО.

    Изменения в устав общества приобретают силу для других лиц с момента их государственной регистрации.

    О принятии указанного решения общество обязано сообщить в налоговый орган по месту своего нахождения — такое правило закреплено в пункте 5 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон № 129-ФЗ). При этом регистрирующие органы полагают, что указанный в п. 5 ст. 5 Закона N 129-ФЗ трехдневный срок не относится к случаям регистрации изменений в учредительных документах (см. письмо УФНС России по г. Москве от 26 июня 2007 г. № 09-10/[email protected], письмо МНС РФ от 14 августа 2003 г. № 09-1-02/4040-АВ409 «По вопросам государственной регистрации юридических лиц»). По нашему мнению, данная позиция не в полной мере соответствует законодательству, и установленный п. 5 ст. 5 Закона 129-ФЗ трехдневный срок предоставления информации должен соблюдаться во всех случаях изменения содержащихся в государственном реестре юридических лиц сведений о юридическом лице, за исключениями, прямо указанными в Законе 129-ФЗ.

    Регистрация изменений

    При изменении места нахождения организации снятие ее с учета осуществляется налоговым органом, в котором она состояла на учете.

    Если новый адрес находится на территории другого налогового органа, постановка на учет организации в налоговом органе по новому месту нахождения осуществляется на основании документов, полученных от налогового органа по прежнему месту нахождения налогоплательщика.

    Читайте так же:  Расчеты в валюте на территории рф

    Налоговый орган, осуществивший снятие организации с учета в связи с изменением места нахождения, выдает организации (направляет по почте) уведомление о снятии с учета в налоговом органе юридического лица по форме № 1-1 Учет, утвержденной приказом МНС России от 03.03.2004 № БГ-3-09/178, вместе со свидетельством о внесении записи в ЕГРЮЛ.

    В налоговый орган по новому месту нахождения организации не позднее рабочего дня, следующего за днем снятия с учета, по каналам связи направляется выписка из ЕГРЮЛ, содержащая запись об изменении места нахождения. Также направляется сформированный файл выгрузки из базы данных ЕГРН, содержащий сведения, необходимые и достаточные для ведения территориального раздела ЕГРН. Учетное дело организации в установленном порядке пересылается в налоговый орган по ее новому месту нахождения в течение трех рабочих дней со дня снятия организации с учета в налоговом органе вместе с сопроводительным письмом.

    Налоговый орган по прежнему месту нахождения проводит сверку расчетов налогоплательщика с бюджетом, государственными внебюджетными фондами на дату снятия налогоплательщика с учета в связи с изменением места нахождения в соответствии с установленным порядком.

    Постановка на учет организации в связи с изменением места нахождения осуществляется налоговым органом по новому месту нахождения в соответствии с нормами п. 4 ст. 84 НК РФ на основании сведений из ЕГРЮЛ.

    Датой постановки организации на учет является дата внесения в ЕГРЮЛ записи об изменении места нахождения юридического лица, которая указывается в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе. Налоговый орган, осуществивший постановку на учет организации, выдает ей (направляет по почте) свидетельство о постановке на учет по форме № 1-1 Учет, утвержденной приказом МНС России от 03.03.2004 № БГ-3-09/178, не позднее рабочего дня, следующего за днем постановки организации на учет.

    Идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) при изменении места нахождения организации не изменяется.

    Необходимые действия и уведомления, связанные с изменением юридического адреса

    Согласно п. 3 Регламента организации работы с налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и налоговыми агентами (утв. Приказом ФНС России от 09.09.2005 № САЭ-3-01/[email protected], далее — Регламент № САЭ-3-01/[email protected]) при смене одной налоговой инспекции на другую в обязательном порядке налоговым органом проводится сверка расчетов налогоплательщика.

    Так как обязанности налогоплательщика по уведомлению ПФ и ФСС не установлено, налоговый орган самостоятельно уведомляет соответствующие фонды (п. 9 Правил представления в регистрирующий орган иными государственными органами сведений в электронной форме, необходимых для осуществления государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также для ведения единых государственных реестров юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утв. Постановлением Правительства РФ от 22.12.2011 № 1092). Фонды на основании сведений, полученных из ФНС, самостоятельно снимают организацию с учета и ставят на учет по новому месту нахождения.

    После получения документов из налоговой инспекции в обязательном порядке необходимо:

    получить уведомление из Госкомстата с кодами статистики;

    заменить уведомления из внебюджетных фондов (ФСС и ПФР);

    уведомление банка (или переоформление договора с банком);

    36. Местонахождение юр лица. Филиалы и представительства юридического лица.

    Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации, если в соответствии с законом в учредительных документах юридического лица не установлено иное (п. 2 ст. 54 ГК). Так, если предприятие зарегистрировано Регистрационной палатой Санкт-Петербурга, то местом его нахождения с юридической точки зрения будет считаться город Санкт-Петербург в существующих административных границах. Конкретный адрес юридического лица указывается в уставе или учредительном договоре и, как правило, привязан к месту нахождения его постоянно действующего органа. Определение точного места нахождения юридического лица важно для правильного применения к нему актов местных органов власти, предъявления исков, исполнения в отношении него обязательств (ст. 316 ГК) и решения многих других вопросов.

    Возможности юридических лиц существенно расширяются вследствие создания представительств и филиалов, являющихся их территориально обособленными структурными подразделениями. Если представительство реализует интересы юридического лица и обеспечивает их защиту вне места его нахождения, то филиал осуществляет все его производственные и иные функции (их часть), в том числе представительские (п. 1, 2 ст. 55 ГК РФ) филиалы организаций, имеющих специальную правоспособность (некоммерческие организации, унитарные предприятия и т. д.) вправе заниматься только тем, что соответствует целям деятельности, установленным в учредительных документах этих организаций. Соответственно филиалы коммерческих организаций (хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов) вправе заниматься любыми видами деятельности, если отсутствуют ограничения в учредительных документах.

    Представительствам и филиалам не придается статус юридического лица. Имущество, которым их наделяет создавшее юридическое лицо, может находиться только на отдельном балансе — составной части самостоятельного баланса юридического лица. Представительства и филиалы указываются в учредительных документах этого лица и действуют на основании утвержденных им положений. Руководители этих структурных подразделений назначаются юридическим лицом и выступают от его имени на основании доверенности. Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ в постановлении от 2 декабря 1993 года № 34 «Об участии в арбитражном процессе обособленных подразделений юридических лиц» разъяснил, что при возникновении споров по обязательствам юридических лиц претензии и исковые требования не могут предъявляться от имени филиалов и представительств и к филиалам и представительствам. Ответственность по долгам, связанным с их деятельностью, возлагается на юридическое лицо.

    37. Образование юридических лиц.

    Способы образования ЮЛ.

    Традиционно существуют три способа образования юридичес­ких лиц: распорядительный, разрешительный и явочно-норматив­ный.

    Распорядительный порядок предполагает образование юриди­ческого лица в силу прямого распоряжения государственного орга­на или органа местного самоуправления (государственные и муни­ципальные унитарные предприятия).

    При разрешительном порядке инициатива исходит от учредителей юридического лица, однако не­обходимо согласие соответствующих государственных или муници­пальных органов на его создание (например, создание банков).

    [2]

    Явочно-нормативный порядок означает, что согласие на создание таких юридических лиц уже дано в нормативных актах. После созда­ния учредительных документов достаточно лишь «явиться» для реги­страции. В ходе регистрации проверяется, соответствует ли образо­ванное юридическое лицо надлежащим нормам права и соблюден ли порядок его создания. Отказ в государственной регистрации по моти­вам нецелесообразности не допускается (хозяйственные общества и то­варищества).

    Видео (кликните для воспроизведения).

    ЮЛ создаётся по воле его учредителей, однако гос-во (публичная власть) в интересах всех участников гражданского оборота контролирует законность их создания (ст.51 ГК). Поэтому ЮЛ подлежит ГР в органах юстиции в порядке определяемом законодательством. Данные о ЮЛ, в т.ч. и наименование, включаются в единый гос-й реестр ЮЛ, открытый для всеобщего ознакомления.

    Нормативное регулирование гос-й регистрации осуществляется ФЗ «О гос-й регистрации ЮЛ» от 08.08.2001года.

    ГР осуществляется в срок не > чем 5 рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган.

    Читайте так же:  Необоснованная налоговая выгода

    ГР ЮЛ осуществляется по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия такого исполнительного органа — по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности. ГР ИП осуществляется по месту его жительства.

    Документы представляются в регистрирующий орган непосредственно или направляются почтовым отправлением

    Заявление, представляемое в регистрирующий орган, удостоверяется подписью уполномоченного лица (заявитель), подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке.

    Заявителю выдается расписка в получении документов с указанием перечня и даты их получения регистрирующим органом (в день получения документов).

    В ином случае, в том числе при поступлении в регистрирующий орган документов, направленных по почте, расписка высылается в течение рабочего дня, следующего за днем получения документов. Моментом ГР признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в соответствующий государственный реестр.

    Регистрирующий орган не позднее 1 рабочего дня с момента ГР выдает (направляет) заявителю документ, подтверждающий факт внесения записи в соответствующий государственный реестр.

    Регистрирующий орган в срок не более чем 5 рабочих дней с момента государственной регистрации представляет сведения, содержащиеся соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, в государственные внебюджетные фонды для регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в качестве страхователей.

    Регистрирующий орган в срок не более чем 5 рабочих дней с момента государственной регистрации представляет сведения о регистрации в государственные органы, определенные Правительством Российской Федерации.

    Иногда действующими НА предусмотрена специальная регистрация тех или иных организаций (общественных объединений—Законом «Об общественных объединениях»).

    При создании юридического лица разрабатываются учредитель­ные документы (учредительный договор или устав либо и то, и дру­гое); уплачивается гос-я пошлина(сейчас в размере 2 тысяч рублей).

    На основании Постановления Правительства от 17 мая 2002 года № 319 «об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющим гос-ю регистрацию ЮЛ» установлено, что Министерство Российской Федерации по налогам и сборам является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим начиная с 1 июля 2002 г. государственную регистрацию юридических лиц.

    Разъяснения для юридических лиц по вопросу адреса (местонахождения) юридического лица

    Отдел регистрации и учета налогоплательщиков
    УФНС России по Хабаровскому краю

    Законодательство Российской Федерации о государственной регистрации состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

    В соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа — иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности. Наименование и место нахождения юридического лица указываются в его учредительных документах.

    Пунктом 2 статьи 8 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее -Закон предусмотрено:

    Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия такого исполнительного органа — по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

    Согласно пункта 1 статьи 5 Закона в Едином государственном реестре юридических лиц содержатся, в том числе, сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица — иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом.

    Таким образом, действующим законодательством о государственной регистрации для юридических лиц предусмотрен адрес (местонахождение) юридического лица, указанный в учредительных документах. Понятия «фактический адрес юридического лица», «почтовый адрес юридического лица» законодательством, регулирующим вопросы государственной регистрации, не предусмотрено.

    За непредставление или несвоевременное представление необходимых для включения в государственные реестры сведений, а также за представление недостоверных сведений заявители, юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели, несут ответственность, установленную законодательством РФ (п. 1 ст. 25 Закона

    Согласно пункта 3 статьи 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 195-ФЗ непредоставление, или несвоевременное предоставление, или предоставление недостоверных сведений о юридическом лице в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, в случаях, если такое предоставление предусмотрено законом, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти минимальных размеров оплаты труда.

    В случае изменения адреса юридическому лицу необходимо внести изменения в учредительные документы юридического лица, представив документы на государственную регистрацию в соответствии со статьей 17 Закона

    Место регистрации юридического лица — это …

    В соответствии с ГК РФ место регистрации юридического лица – это место нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а если такого органа нет, то иного органа (или лица), уполномоченного выступать от имени организации (п. 2 ст. 54 ГК РФ, п. 2 ст. 8 Закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ ). Адрес регистрации компании указывается в ЕГРЮЛ (п. 3 ст. 54 ГК РФ).

    Место государственной регистрации юридического лица это не обязательно место ведения его деятельности (п. 4 Постановления Пленума ВАС от 30.07.2013 N 61). Производственный цех, склад или торговое помещение могут быть расположены совершенно в другом месте. Однако это не означает, что в качестве адреса регистрации можно указать абсолютно любую точку на карте. Хотя бы потому, что по общему правилу адрес юридического лица, указанный в ЕГРЮЛ, это адрес, по которому с организацией можно связаться по почте. Налоговики вправе направлять компании документы, к примеру, требование о представлении пояснений, именно на адрес регистрации (п. 5 ст. 31 НК РФ). И если организация не получит эти почтовые отправления, т.к. по указанному адресу не расположена, то все равно будет считаться, что вся почта ей доставлена (п. 3 ст. 54 ГК РФ).

    Отметим, что при регистрации в качестве адреса компании может быть указан адрес места жительства участника ООО или его директора (Письмо ФНС от 23.09.2011 N ПА-21-6/293 ). При условии что по данному адресу можно будет осуществлять связь с организацией. И если раньше помимо прочих документов налоговики просили предоставить, к примеру, договор аренды помещения, расположенного по тому адресу, где организация решила зарегистрироваться, то сегодня такие требования специалисты ИФНС не предъявляют.

    Отказ в регистрации организации из-за недостоверного адреса

    Одним из оснований для отказа в регистрации юрлица является указание недостоверных сведений об адресе регистрируемой организации в заявлении на регистрацию по форме Р11001 (пп. «р» п. 1 ст. 23, пп. «в» п. 1 ст. 5 Закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ ).

    Читайте так же:  В каких регионах установлены налоговые каникулы

    Налоговики могут решить, что указано недостоверное место регистрации ООО, если указанный в документах адрес (п. 2 Постановления Пленума ВАС от 30.07.2013 N 61):

    • обозначен как адрес массовой регистрации компаний, причем со многими из них невозможно по нему связаться (почтовые отправления возвращаются с пометкой «организация выбыла», «за истечением срока хранения» и т.п.). Кстати, проверить адрес на массовость можно через сервис «Адреса, указанные при государственной регистрации в качестве места нахождения несколькими юридическими лицами» на сайте ФНС;
    • не существует. Или если объект, расположенный по этому адресу, разрушен;
    • является условным адресом, который присвоен объекту незавершенного строительства;
    • априори не может использоваться для связи с юридическим лицом. К примеру, если это адрес размещения органа государственной власти, воинской части и т.п.

    [1]

    Еще один случай, когда адрес признают недостоверным, – если у налоговиков есть заявление от собственника объекта недвижимости о том, что он не разрешает организациям регистрироваться по адресу местонахождения этого объекта недвижимости.

    При выявлении любого из указанных обстоятельств, налоговики наверняка откажут в регистрации. Однако в своем решении об отказе они должны будут не только сослаться на определенную норму Закона, но и указать конкретные признаки, которые свидетельствуют о недостоверности адреса (п. 3 Постановления Пленума ВАС от 30.07.2013 N 61).

    Если фактический адрес не совпадает с юридическим

    Марченко Юлия Александровна, эксперт-консультант компании ПРАВОВЕСТ

    В Гражданском кодексе РФ употребляется выражение «местонахождение юридического лица» – так называемый юридический адрес, официально зарегистрированный в ЕГРЮЛ. В то же время юрлицо может располагаться по другому адресу – фактическому.

    Местонахождение и регистрация юридического лица

    Ответственность

    Дисквалификация

    Иски о ликвидации юридического лица

    Фабула дела

    Кассационная инстанция сделала вывод, основываясь на п. 3 Информационного письма ВАС РФ от 13.08.2004 № 84 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации», что юридическое лицо не может быть ликвидировано, если допущенные им нарушения носят малозначительный характер или вредные последствия таких нарушений устранены. Это и было установлено судами обеих инстанций по делу в обжалуемых Инспекцией судебных актах, а у арбитражного суда кассационной инстанции нет оснований для иной оценки установленных арбитражными судами обстоятельств по настоящему делу. Таким образом, если юридический адрес не совпадает с фактическим, юридическое лицо в совокупности с этими обстоятельствами допускает ненадлежащее исполнение обязанностей по уплате налогов, а также представление бухгалтерской отчетности, то у налоговой инспекции будут основания для обращения в суд с заявлением о ликвидации юридического лица.

    Обособленные подразделения

    Ответственность

    Ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе более трех месяцев влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов доходов, полученных в период деятельности без постановки на учет более 90 дней. Следует отметить, что состав ст. 117 НК РФ трудно доказать, и чаще юридические лица привлекаются к ответственности по ст. 116 НК РФ.

    Позиция Минфина по конкретным ситуациям

    Пример 2 Часто бывает, что юридическое лицо зарегистрировано по юридическому адресу на территории одной налоговой инспекции в г. Москве, а арендованное под офис помещение находится на территории другой налоговой инспекции г. Москвы. Фактически обособленного от головной организации подразделения юридическое лицо не имеет. Никаких других помещений, недвижимого имущества и транспортных средств нет. Все расчеты по налогам с бюджетом РФ и с бюджетом субъекта РФ г. Москвы организация осуществляет по реквизитам инспекции, где произведена регистрация по юридическому адресу. Подлежит ли организация регистрации в налоговой инспекции по месту нахождения арендованного под офис помещения? Вопрос, несомненно, неоднозначный, позиция Минфина РФ сводится к тому, что в такой ситуации юридическому лицу необходимо внести изменения в учредительные документы в целях указания в них достоверной информации о месте нахождения 10.

    1) п. 2 ст. 54 ГК РФ; пп. «в» п. 1 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»

    2) п. 3 ст. 54 ГК РФ

    3) Федеральный закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (в ред. федеральных законов от 11.07.1998 № 96-ФЗ, 31.12.1998 № 193-ФЗ)

    4) п. «в» ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ

    5) ст. 25 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ

    6) п. 5 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ

    7) Постановление ФАС Московского округа от 17.05.2005 № КГ-А40/3899-05

    8) п. 2 ст. 25 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ

    9) Письмо Минфина РФ от 05.08.2005 № 03-02-07/1-212

    10) Письмо Минфина РФ от 05.08.2005 № 03-02-07/1-211

    Место нахождения юридического лица

    Заплатить налоги необходимо до 2 декабря. Если у вас есть вопросы о порядке уплаты или расчете налогов, присылайте их на [email protected] Ответы на самые популярные из них мы опубликуем на портале ГАРАНТ.РУ.

    Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

    Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

    Должны ли совпадать место нахождения юридического лица («юридический» адрес) и «почтовый» адрес?

    Гражданское законодательство не содержит понятий «юридический. «, «почтовый. » и «фактический адрес», в нем говорится только о месте нахождения организации. Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации (ст. 54 ГК РФ) и должно быть указано в его учредительных документах (п. 2 ст. 52, п. 3 ст. 54 ГК РФ). На практике под «юридическим адресом» подразумевают именно адрес места нахождения организации, указанный в учредительных документах, под «фактическим/почтовым адресом» — адрес места осуществления организацией (ее органами управления) повседневной деятельности.

    В соответствии с п. 2 ст. 54 ГК РФ и п. 2 ст. 8 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон N 129-ФЗ) государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа (в ООО, например, — генеральный директор, директор, президент и другие (ст. 40 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»)), а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа — иного органа или лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности.

    Подпункт «в» п. 1 ст. 5 Закона N 129-ФЗ уточняет, что этот адрес места нахождения также рассматривается законом в качестве адреса, «по которому осуществляется связь с юридическим лицом». Он относится к сведениям о юридическом лице, которые содержатся в Едином государственном реестре юридических лиц (далее — ЕГРЮЛ). Внесение изменений о месте нахождения организации в ЕГРЮЛ производится на основании документов, представленных организацией в соответствии со ст. 17 Закона N 129-ФЗ.

    Читайте так же:  Регистрация ип в фсс

    Таким образом, фактически с точки зрения законодательства, «юридический. » и «фактический/почтовый адрес» организации должны совпадать в адресе места нахождения юридического лица. Несовпадение фактического места нахождения организации с местом нахождения, указанным в учредительных документах и, соответственно, включенным в ЕГРЮЛ, не соответствует закону.

    Если сведения о месте нахождения организации (ее исполнительного органа), представленные в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, были указаны неверно при ее создании (или реорганизации), организация может быть привлечена к административной ответственности за представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, недостоверных сведений (ч. 3 ст. 14.25 КоАП РФ), а если будет доказано умышленное искажение этих сведений — за представление документов, содержащих заведомо ложные сведения (ч. 4 ст. 14.25 КоАП РФ). Согласно позиции ФНС РФ, отраженной в письме от 13.09.2005 N ЧД-6-09/[email protected] «О применении дисквалификации в качестве санкции за нарушение законодательства о государственной регистрации», под недостоверными сведениями понимается неумышленное наличие неточностей, искажений в содержании представленных для государственной регистрации документов. Напротив, термин «заведомо ложные» означает однозначную осведомленность о ложности, недостоверности представляемых в регистрирующий орган сведений, например, при представлении сведений об адресе места нахождения юридического лица (фактическое отсутствие юридического лица по месту нахождения, указанному в заявлении при государственной регистрации).

    В то же время какой-либо специальной нормы, устанавливающей ответственность за перемещение организации в другое место нахождения после регистрации ее образования (реорганизации), законодательство не содержит.

    Исходя из этого, на наш взгляд, организация фактически не может быть привлечена к административной ответственности за непредставление или несвоевременное представление сведений об изменении места нахождения в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц (ч. 3 ст. 14.25 КоАП РФ).

    Существует риск предъявления и иных претензий со стороны налоговых органов в случае выявления отсутствия организации по адресу, указанному в учредительных документах. В ряде случаев налоговые органы пытались в судебном порядке ликвидировать организации на основании ст. 61 ГК РФ по причине грубого нарушения законодательства при их регистрации (постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 17.07.2007 N Ф04-4814/2007(36344-А03-40), ФАС Уральского округа от 26.02.2007 N Ф09-1166/07-С4, ФАС Северо-Западного округа от 15.09.2006 N А56-22440/2005), а также на основании п. 2 ст. 25 Закона N 129-ФЗ по причине грубых нарушений законов или иных нормативных правовых актов (постановления ФАС Московского округа от 07.05.2010 N КГ-А41/4353-10 по делу N А41-25378/09, ФАС Волго-Вятского округа от 11.01.2010 по делу N А43-21631/2009). Однако, как правило, суды вставали на сторону организаций, указывая, что эти нарушения не являются неустранимыми.

    Кроме того, необходимо учитывать, что, с точки зрения действующего законодательства, любое место, по которому организация оборудует стационарные рабочие места, то есть рабочие места на срок более месяца, вне места своего нахождения (в том числе, например, рабочее место единоличного исполнительного органа) признается обособленным подразделением (ст. 11 НК РФ). А в соответствии с п. 1 ст. 83 НК РФ в целях проведения налогового контроля организации подлежат постановке на учет в налоговых органах как по месту ее нахождения, так и по месту нахождения всех ее обособленных подразделений.

    В настоящее время организации не обязаны предоставлять заявление о постановке на налоговый учет по месту нахождения обособленного подразделения, такая постановка на учет осуществляется теперь самим налоговым органом на основании сведений, сообщенных налогоплательщиком в порядке, установленном пп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ. Таким образом, за несообщение сведений о создании обособленного подразделения организация, на наш взгляд, не может быть привлечена к ответственности по ст. 116 НК РФ и ст. 15.3 КоАП РФ. Это подтверждается и судебной практикой (смотрите, например, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 26.07.2011 по делу N А33-1854/2011).

    Однако согласно пп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ налогоплательщик обязан сообщать в налоговый орган по месту своего нахождения сведения обо всех обособленных подразделениях в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения. Постановка на учет в налоговых органах организации по месту нахождения ее обособленных подразделений (за исключением филиала, представительства) осуществляется налоговыми органами на основании представленных организацией указанных сведений в течение 5 дней со дня их получения (п. 4 ст. 83, п. 2 ст. 84 НК РФ). В связи с несообщением сведений о создании обособленного подразделения организация может быть привлечена к налоговой ответственности за непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля (ст. 126 НК РФ), а также к административной ответственности за то же нарушение на основании ст. 15.6 КоАП РФ.

    Во избежание возможных претензий со стороны налоговых органов рекомендуем внести соответствующие изменения в устав в части сведений о месте нахождения организации в соответствии с п.п. 2, 4 ст. 12 Закона N 14-ФЗ. Для этого в регистрирующий орган представляется заявление по форме Р13001, утвержденной постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 N 439, и документы, перечисленные п. 1 ст. 17 Закона N 129-ФЗ. На основании этого заявления будут внесены изменения в ЕГРЮЛ, касающиеся адреса юридического лица. Дополнительных обязанностей организации, связанных с постановкой на налоговый учет по новому месту нахождения организации, законодательством не предусмотрено. В соответствии с п. 4 ст. 84 НК РФ, если организация изменила место нахождения, снятие ее с учета осуществляется налоговым органом, в котором она состояла на учете, на основании сведений, содержащихся в едином реестре юридических лиц. Постановка на учет налогоплательщика в налоговом органе по новому месту нахождения осуществляется на основании документов, полученных от налогового органа по прежнему месту нахождения.

    Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

    Ответ прошел контроль качества

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

    Источники


    1. Рассказов, Л. П. Теория государства и права / Л.П. Рассказов. — М.: РИОР, 2009. — 464 c.

    2. Руденко, Р. А. Р. А. Руденко. Судебные речи и выступления / Р.А. Руденко. — М.: Юридическая литература, 2016. — 368 c.

    3. Воробьев, А. В. Теория адвокатуры / А.В. Воробьев, А.В. Поляков, Ю.В. Тихонравов. — М.: Грантъ, 2015. — 496 c.
    4. Поручительство. Комментарии, судебная практика и образцы документов. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2015. — 517 c.
    5. Липинский, Д. А. Общая теория юридической ответственности / Д.А. Липинский, Р.Л. Хачатуров. — М.: Юридический центр Пресс, 2017. — 950 c.
    Место нахождения юридического лица
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here