Маркировка лекарственных препаратов

Важный материал на тему: "Маркировка лекарственных препаратов" с профессиональной точки зрения. Если возникнут вопросы, вы всегда их можете задать дежурному юристу.

Глава 8. Производство и маркировка лекарственных средств (ст.ст. 45 — 46)

Глава 8. Производство и маркировка лекарственных средств

>
Производство лекарственных средств
Содержание
Федеральный закон от 12 апреля 2010 г. N 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» (с изменениями и дополнениями)

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Статья 46. Маркировка лекарственных средств

Статья 46. Маркировка лекарственных средств

См. Положение о проведении эксперимента по маркировке контрольными (идентификационными) знаками и мониторингу за оборотом отдельных видов лекарственных препаратов для медицинского применения, утвержденное постановлением Правительства РФ от 24 января 2017 г. N 62

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 11 октября 2010 г. N 271-ФЗ в часть 1 статьи 46 настоящего Федерального закона внесены изменения

1. Лекарственные препараты, за исключением лекарственных препаратов, изготовленных аптечными организациями, ветеринарными аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, должны поступать в обращение, если:

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 22 декабря 2014 г. N 429-ФЗ в пункт 1 части 1 статьи 46 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 июля 2015 г.

1) на их первичной упаковке (за исключением первичной упаковки лекарственных растительных препаратов) хорошо читаемым шрифтом на русском языке указаны наименование лекарственного препарата (международное непатентованное, или группировочное, или химическое, или торговое наименование), номер серии, дата выпуска (для иммунобиологических лекарственных препаратов), срок годности, дозировка или концентрация, объем, активность в единицах действия или количество доз;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 22 декабря 2014 г. N 429-ФЗ в пункт 2 части 1 статьи 46 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 июля 2015 г.

2) на их вторичной (потребительской) упаковке хорошо читаемым шрифтом на русском языке указаны наименование лекарственного препарата (международное непатентованное, или группировочное, или химическое и торговое наименования), наименование производителя лекарственного препарата, номер серии, дата выпуска (для иммунобиологических лекарственных препаратов), номер регистрационного удостоверения, срок годности, способ применения, дозировка или концентрация, объем, активность в единицах действия либо количество доз в упаковке, лекарственная форма, условия отпуска, условия хранения, предупредительные надписи.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 22 декабря 2014 г. N 429-ФЗ в часть 2 статьи 46 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 июля 2015 г.

2. Фармацевтические субстанции должны поступать в обращение, если на их первичной упаковке хорошо читаемым шрифтом на русском языке указаны наименование фармацевтической субстанции (международное непатентованное, или группировочное, или химическое и торговое наименования), наименование производителя фармацевтической субстанции, номер серии и дата изготовления, количество в упаковке и единицы измерения количества, срок годности и условия хранения.

3. Лекарственные средства в качестве сывороток должны поступать в обращение с указанием животного, из крови, плазмы крови, органов и тканей которого они получены.

4. На вторичную (потребительскую) упаковку лекарственных средств, полученных из крови, плазмы крови, органов и тканей человека, должна наноситься надпись: «Антитела к ВИЧ-1, ВИЧ-2, к вирусу гепатита C и поверхностный антиген вируса гепатита B отсутствуют».

[1]

5. На первичную упаковку и вторичную (потребительскую) упаковку радиофармацевтических лекарственных средств должен наноситься знак радиационной опасности.

6. На вторичную (потребительскую) упаковку гомеопатических лекарственных препаратов должна наноситься надпись: «Гомеопатический».

7. На вторичную (потребительскую) упаковку лекарственных растительных препаратов должна наноситься надпись: «Продукция прошла радиационный контроль».

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 22 декабря 2014 г. N 429-ФЗ в часть 8 статьи 46 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 июля 2015 г.

8. На первичную упаковку (если для этого существует техническая возможность) и вторичную (потребительскую) упаковку лекарственных препаратов, предназначенных для клинических исследований, должна наноситься надпись: «Для клинических исследований».

9. Упаковка лекарственных средств, предназначенных исключительно для экспорта, маркируется в соответствии с требованиями страны-импортера.

10. На транспортную тару, которая не предназначена для потребителей и в которую помещено лекарственное средство, должна наноситься информация о наименовании, серии лекарственного средства, дате выпуска, количестве вторичных (потребительских) упаковок лекарственного средства, производителе лекарственного средства с указанием наименования и местонахождения производителя лекарственного средства (адрес, в том числе страна и (или) место производства лекарственного средства), а также о сроке годности лекарственного средства и об условиях его хранения и перевозки, необходимые предупредительные надписи и манипуляторные знаки.

11. На первичную упаковку и вторичную (потребительскую) упаковку лекарственных средств для ветеринарного применения должна наноситься надпись: «Для ветеринарного применения».

12. На вторичную (потребительскую) упаковку лекарственного препарата наносится штриховой код.

См. комментарии к статье 46 настоящего Федерального закона

Система маркировки лекарственных препаратов

Материал опубликован 29 июня 2017 в 12:41.
Обновлён 12 декабря 2018 в 16:16.

На территории Российской Федерации в период с 1 февраля 2017 года по 31 декабря 2019 года осуществляется проведение добровольного эксперимента по маркировке контрольными (идентификационными) знаками и мониторингу за оборотом отдельных видов лекарственных препаратов для медицинского применения (далее – эксперимент).

В ходе реализации эксперимента разработана и введена в действие федеральная государственная информационная система мониторинга движения лекарственных препаратов от производителя до конечного потребителя.

С 1 января 2018 года вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2017 г. № 425-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обращении лекарственных средств» (далее – Федеральный закон № 425-ФЗ), в соответствии с положениями которого обязательная маркировка средствами идентификации всех лекарственных препаратов для медицинского применения, выпускаемых в обращение на территории Российской Федерации, вводится с 1 января 2020 года.

Читайте так же:  Закрытие ооо с нулевым балансом

Минздравом России в рамках реализации норм Федерального закона № 425-ФЗ разработаны и внесены в Правительство Российской Федерации следующие проекты постановлений Российской Федерации:

1. «Об утверждении Положения о системе мониторинга движения лекарственных препаратов для медицинского применения»;

2. «О сроках внедрения системы мониторинга движения лекарственных препаратов для медицинского применения»;

3. «Об утверждении Порядка размещения общедоступной информации, содержащейся в системе мониторинга движения лекарственных препаратов для медицинского применения, в информационно телекоммуникационной сети «Интернет», в том числе в форме открытых данных».

В настоящее время указанные проекты нормативных правовых актов дорабатываются на площадке Правительства Российской Федерации.

Система маркировки лекарственных препаратов

Счетчик обращений граждан и организаций

Система маркировки лекарственных препаратов

До введения обязательной маркировки лекарственных препаратов семи высокозатратных нозологий осталось

До введения обязательной маркировки всех лекарственных препаратов осталось

Маркировка лекарственных препаратов

Пунктом 5 Перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам совещания с членами Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 дано поручение обеспечить разработку и поэтапное внедрение автоматизированной системы мониторинга движения лекарственных препаратов от производителя до конечного потребителя с использованием маркировки (кодификации) и идентификации упаковок лекарственных средств в целях обеспечения эффективного контроля качества ЛС, находящихся в обращении, и борьбы с их фальсификацией.

Основные цели маркировки и мониторинга движения лекарственных препаратов.

— профилактика поступления в оборот и одномоментное изъятие из оборота в автоматизированном режиме на всей территории Российской Федерации недоброкачественных, а также фальсифицированных и контрафактных лекарственных препаратов на любом из этапов их обращения от производителя до конечного потребителя;

— профилактика неэффективных расходов и экономия бюджетных средств за счет невозможности реализации схем «повторного вброса» лекарственных препаратов, невозможности легальной реализации лекарственных препаратов, подлежащих предметно-количественному учету, а также не предназначенных для розничной продажи;

— контроль адресности движения препаратов, закупаемых за счет бюджета, расходов на их приобретение; мониторинг ценообразования и предельных розничных цен на лекарственные препараты из списка ЖНВЛП;

— оперативное планирование и управление запасами и резервами препаратов на всех уровнях, включая стратегический.

— возможность с помощью персонального мобильного устройства лично проверить легальность приобретаемого (получаемого) лекарственного препарата.

— снижение издержек за счет более эффективного управления логистикой; уменьшение упущенной выгоды, обусловленной контрафактной и фальсифицированной продукцией; соответствие требованиям для поставок продукции на международные рынки.

Советом при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам 13.07.2016 утвержден Перечень основных направлений стратегического развития Российской Федерации до 2018 г. и на период до 2025 г.

В рамках реализации основного направления стратегического развития Российской Федерации «Здравоохранение» инициирован и 25 октября 2016 г. утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам паспорт приоритетного проекта «Внедрение автоматизированной системы мониторинга движения лекарственных препаратов от производителя до конечного потребителя для защиты населения от фальсифицированных лекарственных препаратов и оперативного выведения из оборота контрафактных и недоброкачественных препаратов». Краткое наименование – «Лекарства. Качество и безопасность».

Ключевые участники приоритетного проекта:

Минздрав России, Росздравнадзор, ФНС, Минпромторг России, Минфин России, Минкомсвязи России.

Реализация проекта:

При полном охвате лекарственных препаратов система будет отслеживать свыше 6.5 млрд. упаковок ежегодно и охватит до 1.000 производителей, до 2.500 оптовых организаций, до 350.000 медицинских организаций и пунктов выдачи аптек.

В рамках реализации приоритетного проекта в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24 января 2017 г. № 62 «О проведении эксперимента по маркировке контрольными (идентификационными) знаками и мониторингу за оборотом отдельных видов лекарственных препаратов для медицинского применения» на территории Российской Федерации с 01.02.2017 по 31.12.2019 проводится эксперимент по маркировке контрольными (идентификационными) знаками и мониторингу за оборотом отдельных видов лекарственных препаратов для медицинского применения.

Все о маркировке лекарственных препаратов

Зачем нужна маркировка?

По разным оценкам, от 2 до 10% медикаментов на фармацевтическом рынке – фальсификат или недоброкачественная продукция. Попадая в систему лекарственного обеспечения или в аптеки, такие «лекарства» представляют собой серьезные риски для здоровья людей. Чтобы обезопасить потребителей, по всему миру вводятся системы мониторинга для маркировки и прослеживания движения лекарств.

Система мониторинга – это, прежде всего, маркировка производителем упаковок с препаратами. Она позволяет контролировать качество каждой упаковки и отслеживать всю цепочку от конвейера до аптеки. Теперь покупателя не обманешь – он может сразу выяснить, настоящее ли лекарство у него в руках, при помощи приложения для смартфона.

С 1 февраля 2017 года в России проходит добровольный эксперимент по маркировке лекарств. В нем участвуют 16 организаций — производители, дистрибуторы, аптечные сети, лечебные учреждения — и 12 препаратов.

Маркировка лекарственных средств станет обязательной

Федеральный закон №425 от 28 декабря 2017 года «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обращении лекарственных средств» в соответствии с которыми создаётся федеральная государственная информационная система мониторинга движения лекарственных препаратов от производителя до конечного потребителя с использованием в отношении лекарственных препаратов средств идентификации вступил в силу с 01.01.2018

Нормативный акт предусматривает, что с 1 января 2020 г. такими знаками должны быть снабжены все препараты. При этом Пункт 12 ФЗ № 425 дает Правительству РФ полномочия установить особенности и сроки внедрения системы маркировки для препаратов из Перечня ЖНВЛП и программы «Семь нозологий». Таким образом, у кабинета министров есть возможность ввести обязательную маркировку для этих лекарств до 2020 г., но не ранее 1 января 2019 г.

Кому потребуется маркировка?

Как происходит маркировка потребительской упаковки?

На вторичную (потребительскую) упаковку наносят двумерный штриховой код в формате Data Matrix ЕСС200 – рекомендуется размещать его на клапане коробки, как на рисунке. Он может быть напечатан или наклеен на упаковку.

Двумерный штриховой код в формате Data Matrix ЕСС200

Читайте так же:  Срок исполнения платежного поручения

Штрихкод содержит три обязательных группы данных:

  • Идентификатор применения (01) Идентификационный номер лекарственного изделия (GTIN) из 14 символов. Эта группа всегда должна стоять первой.
  • (21) Индивидуальный серийный номер потребительской упаковки из 13 цифр и букв латиницы. Этот номер генерирует эмитент контрольного идентификационного знака (КИЗ) при помощи генератора случайных чисел. Для каждого GTIN он остается уникальным в течение 5 лет с момента препарата ввода в оборот и в течение года после истечения срока годности.
  • (240) Код ТН ВЭД из 4 первых цифр 10-значного кода.

Но есть и еще две группы данных – их включение остается на усмотрение эмитента КИЗ.

[2]

  • (10) Номер производственной серии препарата. Он может содержать не более 20 цифр и латинских букв.
  • (17) Дата истечения срока годности в формате ГГММДД формируется эмитентом КИЗ.

Как нужно маркировать транспортную упаковку?

Потребительские упаковки объединяются в третичную (заводскую, транспортную). Этот процесс называется агрегированием. В этом процессе важно сохранить информацию об уникальном идентификаторе каждой коробки с препаратом – чтобы их движение можно было проследить, не вскрывая групповую упаковку. Агрегирование бывает двух уровней:

  • Первый уровень – объединение потребительских упаковок в третичную упаковку (например, бандероль или короб из гофрокартона).
  • Второй уровень – объединение третичных упаковок в паллету или контейнер.

На третичную упаковку (ее еще называют транспортной) тоже наносится КИЗ – линейный штрихкод в формате Code 128. Он бывает трех типов:

  1. Для членов ассоциации GS1 Russia – 18-символьный Serial Shipping Container Code (SSCC) в соответствии со структурой данных, принятой GS1 (индикатор расширения, регистрационный номер эмитента в GS1, индивидуальный номер транспортной упаковки).
  2. При агрегировании лекарств с одним GTIN – КИЗ с тремя группами данных:
    • (01) GTIN
    • (240) Код ТН ВЭД
    • (21) Индивидуальный серийный номер транспортной упаковки
  3. Для организаций оптовой торговли, не состоящих в GS1 Russia – 18 символов (по аналогии с SSCC) с тремя группами данных:
  • Индикатор расширения упаковки (1 цифра)
  • Идентификатор организации в ИС «Маркировка»
  • (999) индивидуальный серийный номер транспортной упаковки.

Маркировка лекарственных препаратов станет обязательной с 2018 года

В Госдуму РФ внесены проекты федеральных законов, согласно которым с 1 января 2018 года на всей территории РФ начнет действовать федеральная государственная информационная система мониторинга движения лекарственных препаратов для медицинского применения. Участниками системы должны будут стать российские и иностранные производители, оптовые и розничные продавцы лекарственных средств, а также медицинские организации. Система охватит до 1000 производителей, до 2500 оптовых организаций, до 350 000 медицинских организаций и пунктов выдачи аптек. Ежегодно будет отслеживаться свыше 6,5 млрд. упаковок лекарств.

Система призвана защитить легальный оборот лекарств от фальшивок, контрафакта и препаратов, не отвечающих законодательно установленным требованиям качества, эффективности и безопасности.

Идентификация лекарств будет осуществляться с использованием контрольных (идентификационных) знаков, наносимых производителями на упаковку с использованием двумерного штрихового кода. Конечные потребители смогут получать информацию о препаратах в аптеках при помощи специально установленного сканера или посредством специального приложения, установленного на их смартфоны или планшеты.

В КоАП РФ предлагается внести дополнения, которые предусматривают административную ответственность за производство или продажу препаратов без нанесения контрольных (идентификационных) знаков, с нарушением установленного порядка их нанесения, а также за несвоевременное внесение или внесение недостоверных данных в систему.

Внедрение системы будет выполнено на основе результатов эксперимента по маркировке контрольными знаками отдельных видов лекарственных препаратов и по мониторингу за их оборотом, стартовавшего 1 февраля 2017 года. Он осуществляется на добровольной основе в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге, Нижегородской, Новгородской и Белгородской областях и продлится до 31 декабря 2017 года.

Приоритетными для участия в эксперименте являются лекарственные препараты из перечня 7ВЗН, предназначенные для обеспечения лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, лиц после трансплантации органов и (или) тканей.

В настоящее время ФНС России уже представила участникам эксперимента основной функционал системы ИС «Маркировка». Полная прослеживаемость движения препарата от производителя до конечного потребителя обеспечивается за счет внесения в систему информации в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью, передаваемых участниками информационного взаимодействия в связи с изменениями состояния и/или местоположения препарата на протяжении всего его жизненного цикла. Результатом является профилактика поступления в оборот и одномоментное изъятие в автоматизированном режиме на всей территории РФ лекарств, не отвечающих законодательным требованиям на любом этапе их обращения.

Заявка на участие в эксперименте оформляется в ИС «Маркировка» в электронном виде и подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью, оформленной на руководителя организации в одном из удостоверяющих центров, аккредитованных Минкомсвязью России.

Свежие новости цифровой экономики на нашем канале в Телеграм

Часто задаваемые вопросы по маркировке лекарств

Что такое ИС МДЛП? Какие документы регламентируют внедрение маркировки лекарств?

С 1 февраля 2017 года на территории Российской Федерации начался эксперимент по маркировке лекарственных препаратов в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24 января 2017 г. № 62.

Цель внедрения маркировки – противодействие производству и обороту контрафактной и фальсифицированной продукции.

Для реализации эксперимента разработана информационная система мониторинга движения лекарственных препаратов (ИС МДЛП) для медицинского применения, оператором которой стала Федеральная налоговая служба.

Кто является оператором ИС МДЛП?

С 1 ноября 2018 года в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2018 г. № 1018 информационная система МДЛП перешла от ФНС к Оператору ЦРПТ в единую национальную систему маркировки и прослеживаемости товаров Честный ЗНАК.

Когда маркировка станет обязательной для всех лекарственных препаратов?

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 января 2017 г. N 62 (в ред. от 28.08.2018) эксперимент по маркировке лекарственных препаратов продлен до конца 2019 года. Согласно требованиям Федерального закона от 12 апреля 2010 г. (в ред. от 04.06.2018) обязательная маркировка вводится с 1 января 2020 г. Для препаратов из перечня высоко затратных нозологий маркировка станет обязательной раньше – точная дата будет определена Правительством Российской Федерации.

Читайте так же:  Реализация макулатуры ндс

Как зарегистрироваться в ИС МДЛП?

Для регистрации в Личном кабинете участника ИС МДЛП, рекомендуется осуществить следующие действия:

1. Пройти на портал системы мониторинга движения лекарственных препаратов для медицинского применения по ссылке .

2. При необходимости установить программное обеспечение, сертификаты ключей проверки электронной подписи и выполнить настройки.


— Операционная система Windows 7 или выше/ Mac OS X 10.8 или выше;

— Браузер Internet Explorer 10 или выше / Safari 10 или выше;

— Плагин КриптоПро для браузера Internet Explorer / Safari

— Драйверы для работы с ключевыми носителями электронного ключа eToken или RuToken.

Настройку рабочего места Вы можете сделать по инструкции на нашем сайте.

3. Нажать кнопку «Проверка доступа» — система автоматически проверит возможность подключения компьютера и предоставит инструкции по дальнейшей настройке.

4. Заполнить необходимые реквизиты электронной заявки в зависимости от вида участника и нажать кнопку «Зарегистрироваться».

5. Получить уведомление на адрес электронной почты об успешном завершении регистрации (или отказа в регистрации с указанием основания для отказа).

Кто может зарегистрироваться в ИС МДЛП?

Регистрация в системе мониторинга движения лекарственных препаратов для медицинского применения доступна всем субъектам обращения лекарственных средств.

Кто имеет доступ к сведениям, содержащимся в ИС МДЛП?

К сведениям имеют доступ все зарегистрированные в системе мониторинга движения лекарственных препаратов для медицинского применения ней участники Эксперимента (каждый участник имеет доступ к сведениям по товарам, находящимся в его обороте), а также государственные органы, осуществляющие контроль в сфере обращения лекарственных препаратов и маркировки товаров.

Сколько личных кабинетов заводить, если вы связаны юридическими отношениями с несколькими компаниями?

Если вы связаны природой юридических отношений с несколькими компаниями, то необходимо оформить отдельный личный кабинет для каждого юридического лица.

В ЛК МДЛП есть список мест осуществления деятельности и список складов ответственного хранения. В чем между ними разница?

Места осуществления деятельности заполняются согласно собственным лицензиям участника оборота – владельца ЛК.

В складах ответственного хранения необходимо указывать только места осуществления деятельности других участников оборота, с которыми у владельца ЛК есть договорные отношения на выполнение действий с ЛП по этим адресам.

Какую информацию содержит код Data Matrix?

Код маркировки содержит следующие обязательные поля: серийный номер, глобальный идентификационный номер торговой единицы (GTIN). В код также могут быть включены (необязательно) следующие поля: дата истечения срока годности, номер серии, в установленных законодательством форматах. Также код маркировки в обязательном порядке содержит идентификатор ключа и код проверки для обеспечения криптографической защиты информации по алгоритму шифрования с открытым ключом (ГОСТ 34.10-2012).

Состав информации определяется нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации.

Как и когда импортеры должны маркировать товар?

Маркировка лекарственных препаратов осуществляется путем нанесения кода на вторичную (потребительскую) упаковку в рамках осуществления производственной стадии упаковки/фасовки производителем лекарственных средств.

Как изменятся логистические процессы после внедрения маркировки?

Логистические процессы при правильно выстроенной в компании методологии станут быстрее, более автоматизированными и, как следствие, приведут к оптимизации затрат субъекта обращения лекарственных средств на эти процессы. Бизнес сможет существенно экономить на логистике: при внедрении полной прослеживаемости товаров получение производителем или логистической компанией актуального статистического материала о географии, интенсивности, сезонности продаж позволит перестроить логистические схемы, оптимизировать поставки и складские запасы. По разным оценкам, оптимизация структуры поставок, предсказуемость спроса, возможность распределения маркетинговых усилий позволит компаниям экономить минимум 10-12% от затрат только по этим статьям.

Ответы на другие вопросы о работе в информационной системе мониторинга движения лекарственных препаратов вы можете посмотреть на сайте Честный ЗНАК

Обязательная маркировка лекарств: коммерческий оператор, платное участие и криптозащита

kalinovsky / Depositphotos.com

С 1 января 2020 года для производителей лекарственных средств вводится обязанность по нанесению средств идентификации на упаковку лекарственных препаратов для медицинского применения. Кроме того, субъекты обращения лекарственных средств должны будут обеспечивать своевременное внесение информации о препаратах в систему мониторинга движения лекарственных препаратов для медицинского применения (ч. 4 и ч. 7 ст. 67 Федерального закона от 12 апреля 2010 г. № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств»). Хотя с момента вступления в силу закона о введении обязательной маркировки лекарств (Федеральный закон от 28 декабря 2017 г. № 425-ФЗ) прошло уже полгода, Правительством РФ до сих пор не принято постановление, определяющее, что собой представляют и как наносятся средства идентификации лекарств, какой объем информации и в каком порядке передается в систему мониторинга движения лекарственных препаратов. Это, по словам производителей лекарств, является главной причиной того, что многие из них пока даже не приступали к переоборудованию своих предприятий.

При этом ряд фармпроизводителей в настоящее время являются участниками эксперимента по маркировке идентификационными знаками отдельных видов лекарственных препаратов, который реализуется в рамках приоритетного проекта «Внедрение автоматизированной системы мониторинга движения лекарственных препаратов от производителя до конечного потребителя для защиты населения от фальсифицированных лекарственных препаратов и оперативного выведения из оборота контрафактных и недоброкачественных препаратов». Напомним, эксперимент проводится с 1 февраля 2017 года по 31 декабря 2018 года (постановление Правительства РФ от 24 января 2017 г. № 62). Для его эффективной реализации Минздрав России утвердил методические рекомендации, определяющие понятийный аппарат, состав включаемой в контрольный (идентификационный) знак информации, правила его нанесения, требования к оборудованию для нанесения и считывания кодов, информационной системе маркировки товаров и т. д.

Логично было бы предположить, что обязательная маркировка будет проводиться примерно в таком же порядке, в каком сейчас происходит нанесение на лекарства идентификационных знаков в рамках эксперимента. Но некоторые вынесенные на обсуждение в последнее время инициативы заинтересованных органов власти дают повод в этом усомниться, отметили в ходе прошедших 2 июля в Госдуме парламентских слушаний о проблемах внедрения системы мониторинга движения лекарственных препаратов представители ассоциаций фармпроизводителей. И если саму необходимость введения обязательной маркировки лекарств они не оспаривают, то по целому ряду предлагаемых условий ее осуществления их мнение и позиции органов власти сильно расходятся.

Читайте так же:  Ндс при усн

Несмотря на это заявление и пояснение Андрея Батуркина о том, что передача полномочий оператора системы коммерческой организации не означает наделения ее правом на участие в определении правил маркировки и т. д., фармпроизводители выступают категорически против такой замены. Их позицию поддержал член Комитета Госдумы по охране здоровья Александр Петров, отметив, что на этапе обсуждения законопроекта о введении обязательной маркировки вопрос об операторе системы был одним из самых дискуссионных и итоговое решение – о том, что им может быть либо федеральный орган исполнительной власти, либо государственная организация – нельзя менять без согласования с представителями отрасли.

Сроки проведения эксперимента по маркировке лекарств. Напомним, изначально предполагалось завершить его еще 31 декабря 2017 года. Впоследствии срок проведения экспертимента был продлен на год (постановление Правительства РФ от 30 декабря 2017 г. № 1715), и вот теперь – указанным выше проектом постановления правительства – предусматривается еще одно продление – до 31 декабря 2019 года, то есть вплоть до вступления в силу требований об обязательной маркировке. По мнению заместителя Министра промышленности и торговли РФ Виктора Евтухова, это позволит всем организациям и ИП, производящим и реализующим лекарственные препараты, поучаствовать в эксперименте и удостовериться, что все они готовы к реализации маркировки в полном объеме. Фармпроизводители же, напротив, считают, что продление эксперимента не позволит оценить его результаты и провести необходимую доработку правил осуществления маркировки.

Тем не менее, по словам руководителя Росздравнадзора Михаила Мурашко, использование криптозащиты является единственным способом обеспечения проверки и накопления сведений о лекарственных препаратах в офлайн-режиме. «Мы в России без офлайна не справимся, и это серьезная причина введения криптозащиты, – поддержал данную позицию Александр Петров. – Другой вопрос: она должна лечь на плечи производителя или мы должны найти другие источники? Мы должны понимать, что за все, что мы с вами сделаем по этому закону, в конечном итоге заплатят пациенты. И нужно искать те условия, которые минимизируют их расходы».

Кстати, Центр развития перспективных технологий уже протестировал механизм нанесения кодов маркировки с элементами криптозащиты, и результаты тестов показали, что это не требует существенного изменения производственного процесса и возможно на уже установленном на производстве оборудовании для сериализации товаров. Исполнительный директор принимавшей участие в тестировке группы компаний «Р-Фарм» Андрей Артёмов подтвердил, что предлагаемая система маркировки работоспособна, а разработки Центра существенно упростят переход производителей к использованию криптозащиты.

Стоимость участия в системе маркировки. Фармпроизводители настаивают на том, что маркировка для участников системы должны быть бесплатной на всех этапах: при формировании кодов, передаче данных в систему и получении из нее информации. Тем не менее уже упоминавшееся распоряжение правительства об утверждении модели функционирования системы маркировки товаров средствами идентификации в РФ предполагает взимание платы за единицу кода маркировки товара при его генерации, за счет которой будет обеспечиваться регистрация всех этапов оборота товаров в информационной системе. Размер такой платы пока не определен, но эксперты полагают, что она может составить около 50 коп. за генерацию одного кода.

Маркировка всех без исключения лекарственных препаратов. По мнению представителей отрасли, требование об обязательной маркировке не должно распространяться на два вида лекарств: препараты низшей ценовой категории (менее 50 руб. за упаковку) и жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты. Себестоимость первых при введении обязательной маркировки, по оценке экспертов, увеличится на 1 руб. за упаковку, что может привести к прекращению их выпуска в связи с нерентабельностью. Объемы производства ЖНВЛП сокращаются уже сейчас – в связи с государственным регулированием цен на такие препараты, увеличение же себестоимости лекарств из перечня ЖНВЛП без включения в методику установления предельных цен на них затрат на покупку оборудования для нанесения маркировки серьезно усугубит ситуацию и может стать причиной дефицита этих препаратов.

По итогам парламентских слушаний Комитет Госдумы по охране здоровья направит в адрес органов власти ряд рекомендаций. В частности, будет рекомендовано:

  • Правительству РФ – ускорить утверждение подзаконных актов, необходимых для реализации закона об обязательной маркировке лекарств, и принять меры по недопущению существенного роста цен на лекарственные препараты (особенно стоимостью менее 100 руб.) в результате применения этих норм;
  • Минпромторгу России – рассмотреть вопрос об увеличении срока возврата субсидий, предоставляемых Фондом технологического развития российским производителям лекарств в целях приобретения оборудования и программного обеспечения для маркировки лекарств (на основании постановления Правительства РФ от 23 февраля 2018 г. № 189), а также обеспечить возможность подключения субъектов обращения лекарственных средств к системе мониторинга вне рамок эксперимента по маркировке и гарантировать непрерывность движения препаратов по товаропроизводящей сети вне зависимости от работоспособности системы мониторинга.

1 С проектом постановления Правительства РФ «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 24 января 2017 г. № 62» и материалами к нему можно ознакомиться на федеральном портале проектов нормативных актов (ID: 02/07/06-18/00081817).

ОФС.1.1.0019.15 Упаковка, маркировка и транспортирование лекарственного растительного сырья и лекарственных растительных препаратов

Содержимое (Table of Contents)

ОФС.1.1.0019.15 Упаковка, маркировка и транспортирование лекарственного растительного сырья и лекарственных растительных препаратов

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОБЩАЯ ФАРМАКОПЕЙНАЯ СТАТЬЯ

Упаковка, маркировка и ОФС.1.1.0019.15

транспортирование

лекарственного растительного сырья

и лекарственных растительных препаратов Взамен ст. ГФ XI

Настоящая общая фармакопейная статья устанавливает требования к упаковке, маркировке и транспортированию лекарственного растительного сырья и лекарственных растительных препаратов.

[3]

Упаковка лекарственного растительного сырья и лекарственных растительных препаратов

Упаковка должна обеспечивать защиту лекарственного растительного сырья и лекарственных растительных препаратов в процессе хранения и транспортирования от повреждений, потерь, отрицательного действия факторов окружающей среды (температура, влажность, свет), а также сохранность и неизменность свойств лекарственного растительного сырья и лекарственных растительных препаратов в течение установленного срока его годности.

Читайте так же:  Усн 6% или 15% - что лучше

Упаковка должна быть изготовлена в соответствии с действующими в РФ требованиями к данному виду упаковки из материалов, разрешенных к применению в РФ.

Упаковка должна быть однородной по типу для каждой партии сырья; чистой, сухой, без посторонних запахов. Материалы, из которых изготавливается упаковка, должны быть прочными, легкими, химически и физически индифферентными при контакте с лекарственным растительным сырьем/препаратом.

Для высушенного лекарственного растительного сырья используют следующие виды упаковки:

1) Мешки тканевые, мешки из химических волокон и мешки льно-джуто-кенафные. При упаковывании сырья в двойные мешки предварительно один мешок вкладывают в другой.

Масса сырья, упакованного в мешок, должна быть не более 40 кг.

2) Мешки бумажные многослойные, пакеты бумажные двойные или одинарные.

Масса сырья, упакованного в бумажный многослойный мешок, должна быть не более 25 кг, в одинарный или двойной пакет — не более 5 кг.

3) Полиэтиленовые мешки.

Масса сырья, упакованного в полиэтиленовый мешок, должна быть не более 15 кг.

Мешки используют для упаковки плодов, семян, измельченных коры, корней и корневищ. В двойные мешки упаковывают тяжеловесное, гигроскопичное и сыпучее сырье (цветки полыни, корни алтея, соплодия ольхи, сырье в виде порошка, сборы).

4) Тюки продолговатой формы, изготовленные из тканей.

5) Тюки, имеющие форму ящика, — это тюки специального пошива, имеющие форму шестигранника, сшитые из одного или нескольких кусков упаковочной ткани специального кроя.

Масса сырья, упакованного в тюки, должна быть не более 50 кг.

В тюки обычно упаковывают лекарственное растительное сырье, которое не может подвергаться прессованию (например, листья толокнянки, трава чабреца, соплодия ольхи и др.).

6) Кипы, обшитые тканью, получают прессованием сырья и обтягиванием кипы тканью.

Кипы, не обшитые тканью*, получают прессованием сырья и обтягиванием кипы поперек в 4 местах стальной упаковочной лентой.

*Примечание – Применение данной упаковки допускается для несыпучего сырья, не изменяющего свойств под действием солнечных лучей (кора и корни).

Масса сырья, упакованного в кипы, должна быть не более 200 кг.

Кипы используют для упаковки коры, корней, корневищ, листьев и трав.

7) Ящики из гофрированного картона и листовых древесных материалов.

Масса сырья, упакованного в ящики из гофрированного картона, должна быть не более 25 кг, в ящики из листовых древесных материалов – не более 30 кг.

В ящики упаковывают хрупкие и сыпучие виды лекарственного растительного сырья.

8) Мягкие контейнеры.

Для упаковки лекарственных растительных препаратов (фасованной продукции) используют пачки картонные с внутренним пакетом, пакеты бумажные, фильтр-пакеты бумажные и др.

Лекарственные растительные средства, требующие защиты от света, должны храниться в защищенном от света месте и/или в светозащитной упаковке.

Светозащитная упаковка – упаковка, которая защищает содержимое от действия световой энергии за счет материала упаковки.

Светозащитная упаковка может быть как первичной, так и вторичной (потребительской). В отдельных случаях может быть использована или первичная или вторичная светозащитная упаковка.

Для лекарственных растительных препаратов может использоваться вторичная светозащитная упаковка из картона, плотность которого не менее 230 г/м 2 .

Для упаковки лекарственного растительного сырья и лекарственных растительных препаратов могут быть использованы другие виды упаковки, соответствующие требованиям настоящей ОФС.

Виды упаковки и масса лекарственного растительного сырья, упакованного в тару, устанавливаются нормативной документацией на конкретные виды лекарственного растительного сырья.

Маркировка лекарственного растительного сырья

Каждая упаковочная единица с лекарственным растительным сырьем должна быть промаркирована путем нанесения информации непосредственно на упаковку несмывающейся краской либо путем прикрепления этикетки (маркировочного ярлыка). Наносимая информация должна соответствовать требованиям действующего законодательства РФ.

Если наименование поставщика лекарственного растительного сырья не совпадает с наименованием производителя, на упаковке дополнительно приводится информация о производителе.

Маркировка лекарственных растительных препаратов

Маркировку наносят на вторичную упаковку лекарственных растительных препаратов. Наносимая информация должна соответствовать требованиям действующего законодательства РФ.

Дополнительно на пачке с фильтр-пакетами указывают массу 1 фильтр-пакета, количество фильтр-пакетов.

Транспортирование лекарственного растительного сырья и лекарственных растительных препаратов

Лекарственное растительное сырье и лекарственные растительные препараты должны транспортироваться в сухих, чистых, не имеющих постороннего запаха, крытых транспортных средствах, либо в контейнерах.

Укладка упакованного лекарственного растительного сырья и лекарственных растительных препаратов в транспортное средство/контейнер должна исключать повреждение упаковки в процессе транспортирования.

Отдельно от других видов лекарственного растительного сырья (в отдельной транспортной таре) транспортируется сырье, подлежащие раздельному хранению, согласно ОФС «Хранение лекарственного растительного сырья и лекарственных растительных препаратов» (например, эфиромасличное сырье в отдельной транспортной таре, предохраняющей от распространения запаха).

Видео (кликните для воспроизведения).

Если нет других указаний, то во время транспортирования лекарственного растительного сырья и лекарственных растительных препаратов допускаются кратковременные отклонения от рекомендуемых условий хранения.

Источники


  1. CD-ROM. Лекции для студентов. Юридические науки. Диск 2. — Москва: РГГУ, 2016. — 451 c.

  2. Комментарий к Федеральному закону «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (постатейный). — М.: Деловой двор, 2011. — 120 c.

  3. Кудинов, О.А. Обязательства вследствие причинения вреда и неосновательного обогащения: Юридический комментарий / О.А. Кудинов. — М.: Городец, 2015. — 128 c.
  4. Розен, Александр Последние две недели. Прения сторон / Александр Розен. — М.: Советский писатель. Москва, 2016. — 528 c.
  5. Горский, Г. Ф. Судебная этика / Г.Ф. Горский, Л.Д. Кокорев, Д.П. Котов. — М.: Издательство Воронежского Университета, 2015. — 272 c.
Маркировка лекарственных препаратов
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here