Малое предприятие критерии отнесения

Важный материал на тему: "Малое предприятие критерии отнесения" с профессиональной точки зрения. Если возникнут вопросы, вы всегда их можете задать дежурному юристу.

Критерии отнесения предприятий к малому бизнесу

Разработка и применение критериев для отнесения предприятий к малому бизнесу имеют большое научное и практическое значение, а отсюда вытекает и большая ответственность государственных органов за их принятие. От принятия тех или иных критериев зависит: какие предприятия относить к малым, какие нет. В этом случае изменяется соотношение между крупным, средним и малым бизнесом; величина государственной поддержки развития малого предпринимательства; величина налоговых льгот малому предпринимательству, статистическая отчетность.

В экономической литературе отсутствуют научные принципы разработки этих критериев. Поэтому при разработке критериев для отнесения предприятий к малому бизнесу необходимо, на наш взгляд, придерживаться следующих принципов:

  • * объективность;
  • * дифференциация величины критериев в зависимости от специфики и отраслевой принадлежности предприятия;
  • * простота в понимании и использовании;
  • * количество критериев не должно превышать трех;
  • * стабильность критериев.

На первоначальном этапе становления малого бизнеса в РФ основным критерием для отнесения предприятий к малым являлась численность работающих, которая периодически изменялась. До середины 1995 г. в соответствии с постановлением Правительства РФ от 11.05.1993 г. № 446 «О первоочередных мерах по развитию и поддержке малого предпринимательства» к малым предприятиям были отнесены предприятия всех организационно-правовых форм со среднесписочной численностью работающих, не превышающей 200 человек, в том числе в промышленности и строительстве — до 200; в науке и научном обслуживании — до 100; в других отраслях производственной сферы — до 50; в отраслях непроизводственной сферы, розничной торговле и общественном питании — до 15 человек.

В соответствии с Законом РФ от 14.06.1995 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие Организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25%, и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней (малые предприятия):

  • * в промышленности, строительстве и на транспорте — 100 чел.;
  • * в научно-технической сфере — 60 чел.;
  • * в оптовой торговле — 50 чел.;
  • * в розничной торговле и бытовом обслуживании населения — 30 чел.;
  • * в других отраслях и при осуществлении других видов деятельности — 50 чел.

Таким образом, в настоящее время в РФ для отнесения предприятий к малым используются два критерия: средняя численность и доля участия в уставном капитале малых предприятий других организаций.

В мировой практике для отнесения предприятий к малым используется более 50 критериев. Но наиболее часто применяемыми критериями являются:

  • * средняя численность занятых на предприятии работников;
  • * ежегодный оборот предприятия, полученный за год;
  • * величина активов.

Следует учесть тот факт, что во всех развитых странах первоначальным критерием является численность работников.

В Европейском сообществе (ЕС) развитых стран с 1 января 1995 г. к малым предприятиям относятся предприятия, у которых:

  • * среднесписочная численность работников — 50 чел.;
  • * годовой оборот — менее 4 млн. ЭКЮ;
  • * сумма баланса — менее 2 млн. ЭКЮ.

При определении мер поддержки субъектам малого предпринимательства (МП) на уровне ЕС могут применяться и другие показатели. А страны, входящие в ЕС, могут корректировать и дополнять вышеназванные критерии.

Международной организацией экономического сотрудничества и развития, в которую входят экономически высокоразвитые страны, предприятия с численностью до 19 чел. относятся к «весьма малым», до 99 чел. — к малым; 100-499 чел. — к средним; более 500 — к крупным. В этой организации главным фактором является среднесписочная численность работников за отчетный период.

В Великобритании отнесение предприятий к малым отличается от критериев, предложенных ЕС. Главными показателями малого предпринимательства являются данные о величине оборота активов и численности занятых.

В отличие от Великобритании во Франции малыми считаются предприятия, на которых работает не более 500 чел., и годовой оборот до взимания налогов, оцененный на момент закрытия итогового баланса, ниже 200 млн. франков. Главной особенностью является то, что в различных отраслях экономики размер фирмы оценивается по-разному. Если в сельском хозяйстве и пищевой промышленности предприятия с численностью 200 чел. считаются крупными, то в отрасли, производящей оборудование, наличие в штате 500 чел. говорит о том, что предприятие относится к категории малых.

В Германии официальное определение понятия МП отсутствует, однако в соответствии с классификацией Федерального министерства к мелким предприятиям относятся фирмы с числом занятых до 49 чел. и ежегодным оборотом менее 1 млн. марок. Однако в Германии обычным малым предприятием считается предприятие с численностью работающих не более 500 чел. и годовым оборотом не выше 50 млн. ЭКЮ.

Особый интерес представляют показатели, которыми руководствуется банк Греции при финансовой поддержке малых предприятий:

  • * среднегодовая численность за последних 3 года — менее 50 чел.;
  • * годовой оборот за последних 3 года — менее 1,3 млн. ЭКЮ;
  • * собственник должен лично участвовать в управлении.

В Швеции к малым относят предприятия с численностью до 200 чел., однако при классификации учитывают следующие особенности:

  • * стадию роста данного предприятия;
  • * отраслевую принадлежность;
  • * географическую сферу деятельности;
  • * специальные характеристики владельцев предприятий и управляющих.

В Японии в соответствии с Законом «О малом предпринимательстве» (1963 г.) к малым относятся предприятия, имеющие следующие показатели:

Розничная торговля и услуги Добывающая, обрабатывающая, перерабатывающая промышленность, строительство

Другие отрасли экономики

  • 30
  • 30
  • 100
  • 30
  • 100
  • 50
  • 300
  • 50

Федеральным законом «О малом бизнесе США» (1953 г.) установлено, что малая фирма — фирма, имеющая одного или нескольких владельцев с числом занятых не более 500 человек, величиной активов — не более 2 млн долл.

В зависимости от количества нанятых работников все малые и средние предприятия в США в соответствии с критериями Администрации по делам малого бизнеса (АМБ) делятся на 5 групп:

наименьшие — 1-24 чел.;

малые — 25-99 чел.;

промежуточные — 100-499 чел.;

крупные — 500-999 чел.;

[2]

крупнейшие — 1000 чел. и более. Следует отметить, что нормативы отнесения предприятия к малому весьма дифференцированы в зависимости от принадлежности предприятия к той или иной отрасли экономики или виду деятельности. Администрация по делам малого бизнеса для каждой отрасли в соответствии со стандартным промышленным классификатором, а также в зависимости от особенностей производства и иных факторов устанавливает такие критерии:

  • * промышленность — до 500 чел.;
  • * строительство — годовой объем 7-17 млн. долл.;
  • * сельское хозяйство — годовой объем до 3,5 млн. долл.;
  • * добыча полезных ископаемых — до 500 чел.;
  • * транспорт — до 500 чел.;
  • * оптовая торговля — 100 чел.;
  • * розничная торговля — объем до 3,5 млн. долл.;
  • * услуги — до 3,5 млн. долл. (в отдельных случаях до 13,5 млн. долл.).

Из этого следует, что в США используется довольно гибкая система критериальных показателей, позволяющих осуществлять дифференцированно государственную поддержку малого бизнеса.

Читайте так же:  Права и обязанности главного бухгалтера фз-402

Из всех критериев, которые используются в мировой практике, наиболее простым, объективным является среднесписочная численность работающих. Все остальные критерии (величина активов, товарооборот, объем реализации и др.), выраженные в стоимостном измерении, менее объективны и достоверны. Их недостатки проявляются и в том, что в условиях инфляции, особенно гиперинфляции, их необходимо часто корректировать с учетом этого явления.

Сущность и значение малого бизнеса. Критерии отнесения предприятия к малому бизнесу.

Бизнес — самостоятельная, осуществляемая на свой страх и риск и под личную имущественную ответственность деятельность отдельных граждан, направленная на получение прибыли или экономической выгоды в иной форме.

Бизнес в небольших масштабах на малых предприятиях называется малым

Сущность малого предприятия трактуется следующим образом: « Малое предприятие — небольшое предприятие любой формы собственности, характеризуемое прежде всего ограниченным числом работников и занимающее крайне небольшую долю в общем по стране, региону объеме деятельности, являющейся профильной для предприятия ».

К малому предприятию относится коммерческая организация в любой сфере деятельности, которая по своим критериям , установленным государством, относится к малому бизнесу .

Предприниматели без образования юридического лица также относятся к малому бизнесу

Развитие в России малого бизнеса имеет большое народно-хозяйственное значение в силу следующих обстоятельств:

* мелкий бизнес позволяет заполнить все наши рынки и наиболее полно удовлетворять потребности населения в потребительских товарах и услугах;

* для создания мелких фирм не требуются крупные инвестиции и длительный срок их сооружения;

* развитие мелкого бизнеса — это одно из действенных направлений антимонопольной политики и обеспечения конкурентной среды;

* мелкие предприятия проще в управлении, им не нужно создавать сложные управленческие структуры;

* мелкие фирмы могут быстрее и дешевле перевооружиться, внедрять и апробировать новую технологию, проводить частичную или полную автоматизацию производства, достигать оптимального сочетания автоматизированного и ручного труда;

* развитие мелкого бизнеса позволяет в значительной степени решить или смягчить проблему безработицы;

* с развитием мелкого бизнеса появляется средний класс и класс мелких собственников, заинтересованный в стабилизации экономики и наведении элементарного порядка в стране;

* малый бизнес отличается от среднего и крупного бизнеса прежде всего гибкостью и восприимчивостью к конъюнктуре рынка, быстрее реагирует на спрос потребителей;

[1]

* в современных условиях РФ, когда процесс становления малого бизнеса в нашей стране находится на начальном этапе, его дальнейшее развитие в количественном и качественном плане является важнейшим фактором поступательного подъема национальной экономики.

Социальная значимость малого бизнеса имеет разноплановый характер. В результате развития малого бизнеса она проявляется по следующим направлениям:

* в снижении уровня безработицы;

* в более полном удовлетворении потребностей граждан в продукции и услугах;

* в улучшении качества обслуживания;

* в более высокой удовлетворенности людей, особенно высокообразованной рабочей силы, своим трудом, рассматривающих свою работу прежде всего как средство самовыражения;

* в формировании среднего класса в обществе как основы для развития экономики и повышения жизненного уровня граждан;

* в формировании многочисленного класса мелких собственников, которые в наибольшей степени заинтересованы в обеспечении порядка и стабильности в обществе и экономике;

* в снижении забастовок и социальной напряженности в обществе.

Разработка и применение критериев для отнесения предприятий к малому бизнесу имеют большое научное и практическое значение, а отсюда вытекает и большая ответственность государственных органов за их принятие.

В мировой практике для отнесения предприятий к малым используется более 50 критериев. Но наиболее часто применяемыми критериями являются:

* средняя численность занятых на предприятии работников;

* ежегодный оборот предприятия , полученный за год;

В соответствии с Законом РФ от 14.06.1995 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие Организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25%, и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней ( малые предприятия ):

* в промышленности, строительстве и на транспорте — 100 чел.;

* в научно-технической сфере — 60 чел.;

* в оптовой торговле — 50 чел.;

* в розничной торговле и бытовом обслуживании населения — 30 чел.;

* в других отраслях и при осуществлении других видов деятельности — 50 чел.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Студент — человек, постоянно откладывающий неизбежность. 10331 —

| 7269 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Малое предприятие: критерии отнесения

Проверьте, относится ли ваше предприятие к субъектам малого предпринимательства в 2018 году, чтобы разобраться в том, как устанавливать лимит кассы, вести учет и сдавать отчетность, на какие льготы можно рассчитывать. Вам в помощь таблица — Малое предприятие: критерии отнесения 2018.

Критерии малого предприятия 2018: таблица

Критерии, по которым компании относят к субъектам малого предпринимательства, установлены Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ (в ред. от 27.11. 2017 № 356-ФЗ).

Категории субъектов малого предпринимательства установлены статьей 4 закона № 209-ФЗ.

Кто относится к субъектам малого предпринимательства в 2018 году:

  • хозяйственные общества и партнерства;
  • производственные и потребительские кооперативы;
  • КФХ (крестьянские (фермерские) хозяйства);
  • ИП (индивидуальные предприниматели).

То есть это коммерческие компании, ведущие определенные виды деятельности и имеющие особые условия регистрации. Для отнесения предприятия к малым также должны быть выполнены следующие лимиты (см. таблицу).

Критерии малого предприятия 2018

Критерий Предельное значение Документ, устанавливающее предельное значение
Среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год ≤ 100 чел. ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ Суммарная доля участия в УК компании субъектов РФ, муниципальных образований, общественных и религиозных организаций и фондов ≤ 25% Суммарная доля участия других организаций, не являющихся субъектами малого или среднего предпринимательства, а также иностранных организаций ≤ 49% Доход от деятельности (сумма выручки и внереализационных доходов) за предшествующий календарный год (без НДС) ≤ 800 млн руб. постановление Правительства РФ от 04.04.2016 № 265 (действует с 1 августа 2016 г.)

С 1 августа 2016 года постановлением Правительства РФ от 04.04.2016 № 265 вносено уточнение: к субъектам малого предпринимательства компании относятся не по сумме выручки, а по сумме дохода. Лимит доходов считают из общего дохода по всем видам предпринимательской деятельности и по всем режимам, если компания применяет несколько. Суммы лимитов остались прежними. По сути показатели выручки просто изменили на предельные значения дохода. На основании полученных сведений налоговики составляют единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.

Некоторые компании, возможно, не попали в реестр. В письме от 23.08.16 № СА-4-14/[email protected] налоговики рассказали, что включали в реестр компании на основании показателей за 2015 год. Если доходы или среднесписочная численность за этот период выше лимитов, то компания в реестр не попала, даже если за предшествующие годы показатели в норме. Если компании нет в реестре, но она подпадает под критерии, надо подать заявление через сервис налоговиков.

Субъектам малого предпринимательства не нужно подтверждать свой статус. Всю необходимую информацию о соответствии критериям малого предприятия в 2018 году налоговики получают из отчетности. Данные о доходах подтверждают налоговые регистры. У компаний на УСН есть книга учета доходов и расходов. Подтвердить состав учредителей можно с помощью решения об учреждении ООО или выписки из ЕГРЮЛ (ст. 11 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ).

Читайте так же:  Недоимка по страховым взносам в пфр

Критерии микропредприятия 2018

Выше мы рассказали о субъектах малого предпринимательства в 2018 году, кто к ним относится. Но есть еще одна категория малых компаний — микропредприятия.

Критерии микропредприятия 2018: таблица

Критерий Предельное значение Документ, устанавливающее предельное значение
Средняя численность работников за предшествующий календарный год ≤ 15 чел ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ Суммарная доля участия в УК компании субъектов РФ, муниципальных образований, общественных и религиозных организаций и фондов ≤ 25% Суммарная доля участия других организаций, не являющихся субъектами малого или среднего предпринимательства, а также иностранных организаций ≤ 49% Доход от деятельности (сумма выручки и внереализационных доходов) за предшествующий календарный год (без НДС) ≤ 120 млн руб. постановление Правительства РФ от 04.04.2016 № 265

Микропредприятие — это тоже предприятие малого бизнеса (ООО или ИП), для которого закон устанавливает свои значения по выручке и численности работников. Это самые низкие показатели. Но так же, как и малые и средние предприяти (МСП-бизнес) микропредприятия должны удовлетворять требованиям по участию в учредителях компании РФ (не более 25%) и иностранных юрлиц или компаний, не являющихся субъектами малого предпринимательства (не более 49%).

Малый и средний бизнес: общие критерии отнесения 2018

Критерий Предельное значение
Средние предприятия Малые предприятия Микропредприятия Общие критерии Среднесписочная численность работников за 2017 г. ≤ 15 чел 16-100 чел. 101-250 чел. Доход от деятельности (сумма выручки и внереализационных доходов) за 2017 г. (без НДС) ≤ 120 млн руб. ≤ 800 млн руб. ≤ 2000 млн руб. Дополнительные критерии Суммарная доля участия в УК компании субъектов РФ, муниципальных образований, общественных и религиозных организаций и фондов ≤ 25% Суммарная доля участия других организаций, не являющихся субъектами малого или среднего предпринимательства, а также иностранных организаций ≤ 49%

У ООО есть два условия. Для АО дополнительное требование всего одно (письмо ФНС России от 23.08.2016 № СА-4-14/[email protected]). Смотрите таблицу.

ООО АО
Выручка за 2017 год — не более 800 млн руб.

Численность работников за 2017 год — не больше 100 чел.

— доля участия РФ, субъектов, общественных организаций — не более 25 %

— доля участия других организаций, которые не являются малыми или средними, — не более 49 %

1) акции общества обращаются на рынке ценных бумаг и относятся к высокотехнологическому сектору экономики;

2) предприятие использует в работе результаты интеллектуальной деятельности;

3) АО — участник «Сколково»;

4) учредители — ООО «СИГМА. Томск», ОАО «РОСНАНО», ООО «Центр трансфера технологий», ООО «СИГМА.Новосибирск».

Льготы для малых предприятий в 2018 году

Если компания относится к субъекту малого предпринимательства в 2018 году, она вправе воспользоваться следующими льготами.

Надзорные каникулы. С 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года для субъектов малого предпринимательсва объявлены надзорные каникулы. То есть для них запрещены неналоговые проверки (Федеральный закон от 13.07.2015 № 246-ФЗ). Есть только несколько условий: за предыдущие три года в компании не должно быть грубых нарушений, а также проступков, за которые могли приостановить деятельность, аннулировать лицензию или дисквалифицировать директора. Если компанию по ошибке включили в план проверок, она вправе вычеркнуть себя из списка.

Запрет на проверки в 2018 году не действует в отношении компаний и ИП, которые за три предшествующих проверке года были привлечены к ответственности по ч. 2 ст. 26.1 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ (дисквалификация, административное приостановление деятельности, лишение/приостановление лицензие).

Отказ от лимита кассы. Субъекты малого предпринимательства в 2018 году вправе не устанавливать лимит остатка наличных в кассе (п. 2 Указания ЦБ РФ от 11.03.2014 № 3210-У, письмо ЦБ РФ от 08.12.14 № 29-1-1-6/9698). Отказаться от лимита можно в любой момент. Надо только издать приказ руководителя (пример приказа скачайте ниже по ссылке). На практике некоторые инспекторы разрешают отказаться от лимита лишь тем компаниям, которые включены в реестр субъектов малого предпринимательства. Это нарушение.

Упрощенные учет и отчетность. Субъекты малого предпринимательства вправе применять упрощенные способы бухучета и сдавать отчетность в упрощенном виде. Упрощенные способы есть практически в каждом ПБУ. Кроме того, они все перечислены в информации Минфина № ПЗ-3/2015. Надо только учитывать, что льготы для малого бизнеса по бухучету не касается малых компаний, для которых предусмотрен обязательный аудит бухгалтерской отчетности. Это все АО, а также ООО с выручкой за предыдущий год свыше 800 млн рублей.

Отказ от принятия локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права. Согласно статье 309.2 ТК РФ, работодатели — субъекты малого предпринимательства — микропредприятия вправе полностью или частично отказаться от принятия локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права (правила внутреннего трудового распорядка, положение об оплате труда, положение о премировании и другие). При отказе от актов микропредприятия обязаны включить в трудовые договоры условия, которые в соответствии с ТК РФ прописываются в актах.

Льготы по региональным налогам. Местные власти вправе устанавливать льготы для субъектов малого предпринимательства в 2018 году. Например, по налогу на имущество с кадастровой стоимости (п. 2 ст. 372 НК РФ). Также регионы вправе также устанавливать пониженные ставки для компаний на УСН.

Участие в государственных закупках. В 2018 году малый бизнес имеет преимущество при участии в госторгах. Заказчики со стороны государственных органов обязаны закупать у малого бизнеса не менее 15 % годового объема закупок.

Критерии определения малых предприятий, их типологические отличия

Лупина Татьяна Алексеевна, Аспирант экономического факультета Ростовского государственного университета, старший преподаватель СФЭИ, Россия

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации — от 1 месяца.

Видео (кликните для воспроизведения).

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241

Именно малый бизнес является необходимым условием формирования так называемого среднего класса – социального фундамента, обеспечивающего стабильное развитие российского общества. В связи с этим одним из приоритетных направлений государственной экономической политики России должно стать создание эффективной системы комплексной поддержки малого предпринимательства.

Устойчивая стабилизация производства и возобновление экономического роста экономики России не могут быть достигнуты без быстрого и устойчивого развития частного сектора практически во всех сферах хозяйственной деятельности.

Критерии отнесения предприятия к малым

Термины «малый бизнес» и «малое предприятие», широко используемые за рубежом, охватывая различные типы и разновидности предпринимательства, варьируются от страны к стране. Критерии отнесения предприятия к категории малых различны:

– величина капитала и объем продаж (Великобритания, Италия, Япония);

– немонополистическое положение на рынке (США);

– правовой статус (Франция);

– форма собственности (Венгрия);

– различия между ремесленной и промышленной фирмой (Германия);

– независимое или зависимое положение в крупной производственной структуре (Япония) и т.д. [4].

Подобная множественность критериев связана с потребностью в выделении наиболее емких и общих оценок, характеризующих малый бизнес как с количественной, так и с качественной стороны.

Читайте так же:  Регистрация ип в пфр

В международной практике основным критерием, определяющим размер предприятия, является численность занятых (в сочетании с величиной годового объема продаж или балансовой стоимостью активов). Общим правилом является выделение сектора малых и средних предприятий, в границах которого рассматриваются собственно малые предприятия. При этом понятия «малый бизнес» и «малые и средние предприятия» обычно употребляются в зарубежной литературе как синонимы.

На малых предприятиях сосредоточена преобладающая часть рабочей силы в таких странах, как Япония, Италия, Швейцария, и очень значительная – в США и ФРГ. В мировой хозяйственной системе, по данным ООН, малые и средние предприятия являются работодателями почти для 50% трудового населения и производят от 1/3 до 2/3 национального ВВП [6].

Европейский малый бизнес

В странах Западной Европы 99,9% из 16,4 млн предприятий частного сектора несельскохозяйственных отраслей представляют собой малые и средние предприятия. При этом на их долю приходится около 50% общего объема продаж в промышленности, 67% – в сфере услуг, почти 90% – в строительстве и торговле. Малый и средний бизнес обеспечивает свыше 70% общего числа рабочих мест. Типичным для стран этого региона является микропредприятия с числом занятых до 9 чел., их насчитывается более 14,5 млн. Численность малых фирм составляет более 1 млн, средних – около 70 тыс.

Среднестатистическая компания ЕС имеет всего шесть наемных работников. От 12 до 25% всех рабочих мест несельскохозяйственного сектора в экономике стран ЕС приходится на ремесленные предприятия [6].

Количественное определение малых предприятий удобно своей простотой, но не достаточно для уяснения специфических особенностей малого бизнеса и той роли, которую он играет в производственной системе. Его дополняют качественные определения. Существенны, в частности, различия между малыми предприятиями и крупным бизнесом в том, что касается целей производства, характера менеджмента, организации производственного процесса, отношений руководства с персоналом предприятия, особенностей финансирования [5].

Ключевые признаки малых предприятий

Исследование проблем малого предпринимательства еще более осложняется различиями в официальных определениях и используемой терминологии. Авторы многих научных исследований дают более или менее произвольные трактовки исходя из численности занятых или размера вложенного капитала.

Указанными критериями руководствуются нередко при разработке стратегии регулирования и при обосновании порядка предоставления правительственной помощи. Другие функциональные характеристики, как-то: способ управления, вид собственности, специализация, методы производства или даже ориентация на тот или иной рынок – используются для измерения производительности.

В зарубежной статистике для определения принадлежности предприятия к сектору малого бизнеса, как правило, используются количественные показатели, обозначенные в табл. 1.

Показатели отнесения предприятий к сектору малого бизнеса в различных странах.

Критерии отнесения предприятия к категории малых предприятий

С 1 января 2008 г. вступил в силу Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее — Закон N 209-ФЗ). Этот закон регулирует отношения, возникающие между юридическими и физическими лицами, органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в сфере развития малого и среднего предпринимательства, определяет понятия субъектов малого и среднего предпринимательства, инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, виды и формы такой поддержки.

Отметим, что до этого времени действовал Федеральный закон от 14.06.1995 N 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» (далее — Закон N 88-ФЗ), который утратит силу с момента начала действия Закона N 209-ФЗ.

Понятие субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с новым законом претерпело некоторые изменения. Так, к субъектам малого и среднего предпринимательства новым Законом относятся (ст. 4 Закона N 209-ФЗ):

  • — внесенные в ЕГРЮЛ потребительские кооперативы и коммерческие организации (кроме ГУПов и МУПов);
  • — внесенные в ЕГРИП физические лица;
  • — крестьянские (фермерские хозяйства).

Причем перечисленные выше субъекты должны соответствовать следующим критериям: только для юридических лиц — ограничение 25% суммарной доли участия в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, а также доли участия юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства. Исключение составляют активы акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов.

Первый критерий — ограничение средней численности работников (вне зависимости от сферы деятельности) за предшествующий календарный год:

  • — для средних предприятий — от 101 до 250 человек;
  • — для малых предприятий — до 100 человек.

Причем среди малых предприятий законодатель выделил микро предприятия, средняя численность работников которых составляет до 15 человек.

Средняя численность работников определяется с учетом всех работников, в том числе работающих по гражданско-правовым договорам или по совместительству с учетом реально отработанного времени, работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений.

В Законе N 88-ФЗ средняя численность ставилась в зависимость от сферы деятельности предприятия.

Второй критерий — выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС, определяемая в соответствии с нормами НК РФ, или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов), определяемая в соответствии с законодательством РФ о бухучете, за предшествующий календарный год не должны превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации.

Предельные значения второго критерия отданы на усмотрение Правительства РФ, которое будет своим постановлением определять их для каждой категории субъектов малого и среднего бизнеса. По словам директора Департамента госрегулирования в экономике МЭРТ РФ Андрея Шарова, такое постановление уже разработано и находится на согласовании. Определены следующие размеры выручки: для микробизнеса — 60 млн. руб., для малого бизнеса — 400 млн. руб., для среднего бизнеса — 1 млрд. руб.

Предельные значения активов будут устанавливаться Правительством РФ один раз в пять лет с учетом данных сплошных статистических наблюдений за малыми и средними предприятиями.

Обращаем внимание, что данное положение вступит в силу с 1 января 2010 г. (п. 2 ст. 27 Закона N 209-ФЗ).

Категория субъекта малого или среднего предпринимательства изменяется только в случае, если предельные значения выше или ниже предельных установленных значений средней численности и показателей выручки, в течение двух календарных лет, следующих один за другим.

Вновь созданные организации и зарегистрированные ИП могут быть отнесены к субъектам малого и среднего предпринимательства в течение года, в котором они зарегистрированы, если перечисленные выше показатели не превышают предельных значений со дня их регистрации.

Отдельно стоит отметить, что законодатель сохранил за субъектами малого предпринимательства, получающими поддержку в настоящее время в соответствии с нормами утратившего силу Закона N 88-ФЗ, при их несоответствии новым критериям право на получение ранее оказанной поддержки до 1 июля 2008 г. (п. 3 ст. 27 Закона N 209-ФЗ).

Таким образом, в соответствии с указанным Федеральным законом для отнесения предприятия к малому нужно принимать во внимание три критерия: численность работников и участие других организаций в уставном капитале предприятия и балансовая стоимость активов.

В международной практике для отнесения соответствующих объектов к малым предприятиям используют три показателя: численность работников (обычно до 50 человек), объем продажи продукции и балансовую стоимость имущества. Таким образом, мы приближаемся к международным стандартам.

Читайте так же:  Стоимость «платона» за 1 км

Законом N 209-ФЗ более детально регламентированы меры, принимаемые в целях реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации, к которым, в частности, относятся:

  • — специальные налоговые режимы, упрощенные правила ведения налогового учета, упрощенные формы налоговых деклараций по отдельным налогам и сборам для малых предприятий;
  • — упрощенная система ведения бухгалтерской отчетности для малых предприятий, осуществляющих отдельные виды деятельности;
  • — упрощенный порядок составления субъектами малого и среднего предпринимательства статистической отчетности;
  • — льготный порядок расчетов за приватизированное субъектами малого и среднего предпринимательства государственное и муниципальное имущество;
  • — особенности участия субъектов малого предпринимательства в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;
  • — меры по обеспечению прав и законных интересов субъектов малого и среднего предпринимательства при осуществлении государственного контроля (надзора);
  • — меры по обеспечению финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
  • — меры по развитию инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
  • — иные направленные на обеспечение реализации целей и принципов Закона N 209-ФЗ меры.

Таким образом, малое предприятие — вновь созданное или действующее предприятие с определенным количественным критерием численности работающих и объема хозяйственного оборота. Малое предприятие обязательно является государственным или арендным, частным или действующим на основе какой-то иной формы собственности. Его деятельность регулируется уставом, утвержденным учредителем. Оно обладает самостоятельностью в осуществлении своей хозяйственной деятельности, распоряжается выпускаемой продукцией, прибылью, остающейся после уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет, самостоятельно определяет формы, системы и размеры оплаты труда.

Понятие субъектов малого бизнеса. Критерии отнесения организаций к малому предпринимательству

Особенности систем бухгалтерского учета у малых экономических субъектов

Признаком экономического роста страны является не только наращивание объемов валового внутреннего продукта (ВВП), но и рост жизненного уровня населения. России необходим не только рост количественных показателей, но и качественное развитие экономики. Во главе угла должен стоять человек. Каков его уровень жизни, почему снижается численность населения России, почему разрыв между бедными и богатыми не снижается, а даже растет?

Опыт стран с рыночной экономикой свидетельствует о том, что важнейшим условием качественного развития страны является одновременное функционирование крупных, средних, малых предприятий, а также осуществление деятельности, базирующейся на личном труде. Во всех развитых странах на долю малого бизнеса приходится 60-70% валового национального продукта. В таких странах, как США, Япония, Германия, Франция, Великобритания, подавляющую долю — 99,3—99,7% от количества предприятий составляют так называемые малые и средние предприятия. На них производится почти половина объема выпускаемой продукции. Такие предприятия дают 75—80% новых рабочих мест, в отличие от крупных производств, где наблюдается сокращение занятости.

Эффективность малого бизнеса предопределяется тем, что его функционирование не предполагает крупных финансовых вложений, не требует больших материальных и трудовых ресурсов. Малый бизнес более гибок, быстрее реагирует на изменения внешней среды, он создает дополнительные рабочие места.

По состоянию на начало 2008 г., в России насчитывалось 1137,4 тыс. малых предприятий и 3434,2 тыс. индивидуальных предпринимателей. Их вклад в формирование ВВП страны оценивался в 10-12%. Количество малых предприятий в расчете на 100 тыс. жителей достигло 719,9 ед., увеличившись по сравнению с 1 января 2006 г. на 37,3 ед. Доля трудоспособного населения, занятого в сфере малого бизнеса, составила 19%. Вместе с тем, несмотря на положительную динамику, по численности занятых и по удельному весу в ВВП малое предпринимательство России существенно отстает от экономически развитых стран.

Как свидетельствуют исследования, основные проблемы, которые тревожат сегодня предпринимателей, состоят в следующем: резкое ухудшение общей ситуации в экономике; рост арендных платежей; изменения в региональном законодательстве; необоснованные штрафы, нарушения при проверках и т.п.

В большинстве случаев малые предприятия испытывают недостаток финансовых ресурсов на различных стадиях хозяйственной деятельности. Среди источников финансирования малых организаций основное место занимают собственные средства (70%), в том числе амортизация — 40%, прибыль — 30%. Привлеченные средства составляют 30%, из них эмиссия ценных бумаг — 10%, кредиты банков — 20%. Национальное агентство финансовых исследований (НАФИ) разместило материалы собственного социологического исследования «Банковские услуги для малого и среднего бизнеса: без кредитов никуда», посвященного оценке доступности финансовых услуг российскими предприятиями малого и среднего бизнеса. В опросе участвовал топ-менеджмент 2200 российских малых предприятий. По результатам опроса предпринимателей можно сделать вывод о том, что начать новый бизнес с помощью банковского кредита сложно во всех без исключения отраслях российской экономики. В результате объем кредитования малого бизнеса в Российской Федерации в 15 раз меньше, чем в развитых европейских странах, и в 20 раз ниже, чем в Японии.

В зарубежных странах основным критерием отнесения хозяйствующего субъекта к малому бизнесу является в первую очередь средняя численность работников, занятых за отчетный период на предприятии. Комиссия ЕС для целей налогообложения, статистического наблюдения и национальных программ поддержки к малому бизнесу относит:

• микропредприятия — фирмы с численностью персонала до 10 человек и с суммой годового оборота или валюты баланса — до 2 млн евро;

• малые предприятия с численностью до 50 человек и с суммой годового оборота либо валюты баланса, не превышающей 10 млн евро;

• средние предприятия с численностью до 250 человек, годовой оборот либо валюта баланса — до 43 млн евро. В США предельная численность работников на предприятиях малого бизнеса еще выше — до 500 человек, а качественными характеристиками их деятельности являются величина активов и годовая прибыль.

С 1 января 2008 г. вступил в силу Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», которым определены условия отнесения к категории субъектов малого и среднего предпринимательства.

В соответствии со ст. 4 указанного Закона с 1 января 2008 г. к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее — индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:

1) для юридических лиц — суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать 25% (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25%;

2) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:

а) от 101 до 250 человек включительно для средних предприятий;

б) до 100 человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия — до 15 человек;

3) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством РФ для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.

Читайте так же:  Книга доходов и расходов при есхн

Предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) и балансовой стоимости активов устанавливаются Правительством РФ один раз в пять лет с учетом данных сплошных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства. Такой документ уже утвержден. Речь идет о постановлении Правительства РФ от 22.07.2008 № 556 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства», которым установлены предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий год без учета налога на добавленную стоимость для следующих категорий субъектов малого и среднего предпринимательства:

• микропредприятия — 60 млн руб.;

• малые предприятия — 400 млн руб.;

• средние предприятия — 1000 млн руб.

[3]

Настоящее постановление вступило в силу со дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2008 г.

Законом определено, что:

• средняя численность работников микропредприятия, малого предприятия или среднего предприятия за календарный год определяется с учетом всех его работников, в том числе работников, работающих по гражданско-правовым договорам или по совместительству с учетом реально отработанного времени, работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений, указанных микропредприятия, малого предприятия или среднего предприятия;

• выручка от реализации товаров (работ, услуг) за календарный год определяется в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации (НК РФ);

• балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете.

Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные), относятся к таковым по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли.

Субъекты малого и среднего предпринимательства определяются на основании Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» и включают в себя:

1) индивидуальные предприниматели;

2) потребительские кооперативы;

3) крестьянские (фермерские) хозяйства.

Данный Федеральный закон не выделяет крестьянское (фермерское) хозяйство как отдельный субъект малого предпринимательства. Но в связи с тем, что в соответствии со ст. 23 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) глава крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляющего деятельность без образования юридического лица, признается предпринимателем с момента государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства, целесообразно и возможно рассматривать этот хозяйствующий субъект как самостоятельного участника малого бизнеса.

Состав субъектов малого предпринимательства представлен на рисунке 1.

Рисунок 1 — Состав и классификация субъектов
малого предпринимательства

Малые предприятия пользуются поддержкой государства во всех развитых странах. В нашей стране государственная поддержка малого предпринимательства осуществляется в соответствии с Федеральной программой государственной поддержки малого предпринимательства, региональными (межрегиональными), отраслевыми (межотраслевыми) и муниципальными программами развития и поддержки малого предпринимательства, разрабатываемыми соответственно Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

В целях реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации в соответствии со ст. 7 указанного Закона предусмотрен ряд мер:

1) специальные налоговые режимы, упрощенные правила ведения налогового учета, упрощенные формы налоговых деклараций по отдельным налогам и сборам для малых предприятий;

2) упрощенная система ведения бухгалтерской отчетности для малых предприятий, осуществляющих отдельные виды деятельности;

3) упрощенный порядок составления субъектами малого и среднего предпринимательства статистической отчетности;

4) льготный порядок расчетов за приватизированное субъектами малого и среднего предпринимательства государственное и муниципальное имущество;

5) особенности участия субъектов малого предпринимательства в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;

6) меры по обеспечению прав и законных интересов субъектов малого и среднего предпринимательства при осуществлении государственного контроля (надзора);

7) меры по обеспечению финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

8) меры по развитию инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

Их реализация благоприятно скажется на динамике развития в нашей стране малого предпринимательства.

Ежегодно возрастает финансовая поддержка малого бизнеса. В настоящее время существуют две программы на федеральном уровне. Первую осуществляет Министерство финансов РФ за счет средств федерального бюджета. Эта программа софинансируется регионами и направлена на создание региональных и муниципальных бизнес-инкубаторов, технопарков, региональных венчурных фондов, а также на формирование фондов гарантирования, которые помогают малым предприятиям получать кредиты, когда у них нет ни залогов, ни соответствующего обеспечения. В 2008 г. на эти цели было выделено 3,8 млрд руб., в 2009 г. предусмотрены ассигнования в размере 4 млрд руб.

Вторую программу реализует Российский банк развития. В 2008 г. размер ее финансирования составил 9 млрд руб. Банк развития обеспечивает кредитование малого бизнеса через 64 кредитных учреждения. Министерство экономического развития РФ считает, что следует увеличить финансирование этой программы, а также создать условия, при которых ставки кредитования по мере прохождения денег через банки не будут расти и останутся доступными для малого бизнеса.

Кроме того, в 2008 г. был принят Федеральный закон от 22.07.2008 № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Этот документ определил правила создания целевых фондов помещений на уровне регионов для аренды площадей предприятиями малого бизнеса. Выкупать арендуемые ныне площади, хотя и придется, но на весьма лояльных и прозрачных условиях.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9195 —

| 7256 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Видео (кликните для воспроизведения).

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Источники


  1. Герасимова, Л.П.; Зубко, Ю.А. Шпаргалка по коммерческому праву; Аллель-2000, 2011. — 167 c.

  2. Правоведение. Шпаргалка. — Москва: ИЛ, 2014. — 892 c.

  3. Великородная, Л. И. Государственная регистрация юридических лиц: от создания до ликвидации / Л.И. Великородная. — М.: Московская Финансово-Промышленная Академия, 2011. — 304 c.
  4. Габов, А. В. Ликвидация юридических лиц. История развития института в российском праве, современные проблемы и перспективы: моногр. / А.В. Габов. — М.: Статут, 2011. — 304 c.
  5. Пучинский, В. К. Пересмотр судебных постановлений в порядке надзора в советском гражданском процессе: моногр. / В.К. Пучинский. — М.: Юридический факультет Санкт-Петербургского государственного университета, 2015. — 192 c.
Малое предприятие критерии отнесения
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here