Крупнейший налогоплательщик критерии определения

Важный материал на тему: "Крупнейший налогоплательщик критерии определения" с профессиональной точки зрения. Если возникнут вопросы, вы всегда их можете задать дежурному юристу.

Пересмотрены критерии признания налогоплательщиков крупнейшими

Andrey_Popov / Shutterstock.com

В частности, пересмотрены показатели финансово-экономической деятельности, учитываемые при отнесении организаций к крупнейшим налогоплательщикам, подлежащим налоговому администрированию на федеральном уровне. Так, теперь к крупнейшим налогоплательщикам будут относиться организации, у которых суммарный объем доходов за отчетный год (по ряду показателей формы № 2 годовой бухгалтерской отчетности) превышает 35 млрд руб. (в действующей редакции – 20 млрд руб.).

Одновременно из перечня организаций, которые в настоящее время по показателям финансово-экономической деятельности подпадают под категорию крупнейших налогоплательщиков, исключены организации:

  • с суммарным объемом начислений федеральных налогов согласно данным налоговой отчетности свыше 1 млрд руб. (а также организации, оказывающие услуги связи и транспортные услуги, – с суммарным объемом начислений федеральных налогов свыше 300 млн руб.);
  • организации оборонно-промышленного комплекса;
  • организации, включенные в перечень стратегических предприятий, организаций и стратегических акционерных обществ.

При этом введена норма, согласно которой ФНС России сможет по своему усмотрению отнести организации, которые не подпадают под установленные критерии, к категории крупнейших налогоплательщиков. Такое правомочие будет относиться только к организациям, подлежащим налоговому администрированию на федеральном уровне.

Для организаций, подлежащих налоговому администрированию на региональном уровне, с 20 млрд руб. до 35 млрд руб. увеличен максимальный суммарный объем полученных доходов.

Также скорректировано распределение обязанностей межрегиональных инспекций ФНС России по налоговому администрированию крупнейших налогоплательщиков. Уточнены и виды экономической деятельности организаций, подлежащих такому администрированию.

Изменились критерии определения крупнейшего налогоплательщика

ФНС России разработаны критерии для определения, является ли организация крупнейшей или нет (Критерии отнесения организаций – юридических лиц к крупнейшим налогоплательщикам, подлежащим налоговому администрированию на федеральном и региональном уровнях, утв. приказом ФНС России от 16 мая 2007 г. № ММ-3-06/[email protected], далее – Критерии). До недавнего времени их было всего два:
  • показатели финансово-экономической деятельности за отчетный год, которые берутся из бухгалтерской и налоговой отчетности организации;
  • признаки взаимозависимости.

Но 19 сентября 2014 года вступил в силу приказ ФНС России, которым расширяется вышеуказанный перечень (Приказ ФНС России от 19 сентября 2014 г. № ММВ-7-2/483, далее – Приказ). Теперь во второй критерий добавили признаки влияния налогоплательщика на экономические результаты деятельности взаимозависимых лиц. А также ввели новый критерий – наличие специального разрешения (лицензии) на право осуществления юридическим лицом конкретного вида деятельности.

Показатели финансово-экономической деятельности

Показатели финансово-экономической деятельности для отнесения налогоплательщика к крупнейшему берутся за любой из трех, предшествующих текущему отчетному году, лет. Если организация в отчетном году перестала удовлетворять установленным критериям, то она сохраняет свой статус крупнейшей еще в течение двух лет (п. 2.4 Приказа).

Поскольку крупнейшие организации администрируются на федеральном и региональном уровне, то и показатели критериев будут разными.

Федеральный уровень

У тех организаций, которые попали в эту категорию, хотя бы один из показателей финансово-экономической деятельности за отчетный год должен иметь следующие значения:

[1]

  • суммарный объем начислений федеральных налогов по данным налоговой отчетности превышает 1 млрд руб. Если организация работает в сфере оказания услуг связи, а также реализует или предоставляет в пользование технические средства, обеспечивающие оказание услуг связи, или же оказывает транспортные услуги, то объем начисленных налогов должен быть свыше 300 млн руб. (п. 1.1 Критериев);
  • суммарный объем полученных доходов (по данным формы № 2 «Отчет о прибылях и убытках» годовой бухгалтерской отчетности, коды показателя 2110, 2310, 2320, 2340) превышает 20 млрд руб. (п. 1.2 Критериев);
  • активы организации превышают 20 млрд руб. (п. 1.3 Критериев).

ФОРМА

Форма № 2 «Отчет о прибылях и убытках»

Скачать

Есть и отдельные категории налогоплательщиков, для которых предусмотрены свои значения критериев. Так, например, для организаций оборонно-промышленного комплекса и компаний, включенных в перечень стратегических предприятий должно выполняться одно из следующих условий (п. 2-3 Критериев):

  • сумма по заключенным контрактам по экспортным поставкам стратегической продукции должна быть более 27 млн руб. в год;
  • сумма выручки по экспортным поставкам стратегической продукции составляет более 20% от общей суммы выручки;
  • среднесписочная численность работающих свыше 100 человек;
  • доля вклада учредителя (государство) составляет свыше 50%.

Региональный уровень

С организациями, администрируемыми на региональном уровне все гораздо проще, – показатели для них не делятся в зависимости от вида деятельности компании. Кроме того, Приказ поднял и пороговые значения финансово-экономических показателей за отчетный год.

Так, теперь чтобы стать крупнейшим региональным налогоплательщиком должны выполняться одновременно все следующие условия:

  • суммарный объем полученных доходов (по данным, отраженным в форме № 2 «Отчет о прибылях и убытках» годовой бухгалтерской отчетности в строках с кодами показателей 2110, 2310, 2320, 2340) находится в пределах от 2 до 20 млрд руб. включительно;
  • среднесписочная численность работников превышает 50 человек;
  • активы находятся в пределах от 100 млн руб. до 20 млрд руб. включительно либо суммарный объем начислений федеральных налогов и сборов согласно данным налоговой отчетности находится в пределах от 75 млн руб. до 1 млрд руб. (п. 2.3 Приказа).

Законодатели еще раз подчеркнули, что если организация применяет специальные налоговые режимы в части соответствующих видов деятельности, то к крупнейшим она не относится (п. 2.3 Приказа).

Взаимозависимость и лицензируемые виды деятельности

Критерий взаимозависимости применяется тогда, когда отношения налогоплательщика оказывают влияние на условия или экономические результаты основного вида деятельности организации, признаваемой крупнейшей по финансово-экономическим показателям. Причем администрироваться налогоплательщик будет на том же уровне, что и взаимозависимая с ним организация (ч. 2 Критериев).

Есть еще одна особая категория налогоплательщиков, осуществляющих финансовую деятельность, которая подлежит федеральному налоговому администрированию вне зависимости от объемов начисленных налогов, чистых активов и выручки на конец отчетного года, численности сотрудников, взаимозависимости с крупнейшей компанией или иных показателей. Изначально к ней относились только кредитная и страховая организации. Но Приказ расширяет этот список. Теперь в него включены перестраховочная организация, общество взаимного страхования, страховой брокер, профессиональный участник рынка ценных бумаг, негосударственный пенсионный фонд, имеющие лицензии на осуществление своей деятельности (п. 2.2 Приказа).

Читайте так же:  Унифицированная форма инв-17 акт по итогам инвентаризации

Уточнены критерии отнесения организаций к крупнейшим налогоплательщикам

alphaspirit / Depositphotos.com

С 1 января 2019 года к крупнейшим налогоплательщикам регионального уровня отнесены те организации, у которых суммарный объем полученных доходов находится в пределах от 10 млрд до 35 млрд руб. включительно (приказ ФНС России от 28 сентября 2018 г. № ММВ-7-7/[email protected] «О внесении изменений в приказ МНС России от 16.04.2004 № САЭ-3-30/[email protected] и приказ ФНС России от 16.05.2007 № ММ-3-06/[email protected]»).

В настоящее время для этого также должны были выполняться требования по среднесписочной численности работников и активам, а нижняя граница по доходам составляет 2 млрд руб.

Документы по теме:

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, [email protected]

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), [email protected]

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3161), [email protected] Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Крупнейший налогоплательщик. Критерии.

КРИТЕРИИ
ОТНЕСЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ — ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ
К КРУПНЕЙШИМ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКАМ, ПОДЛЕЖАЩИМ НАЛОГОВОМУ
АДМИНИСТРИРОВАНИЮ НА ФЕДЕРАЛЬНОМ И РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЯХ

В целях отнесения налогоплательщика к категории крупнейших применяются следующие критерии:
— показатели финансово-экономической деятельности за отчетный год из бухгалтерской и налоговой отчетности организации;
— признаки взаимозависимости и влияния налогоплательщика на экономические результаты деятельности взаимозависимых лиц;
— наличие специального разрешения (лицензии) на право осуществления юридическим лицом конкретного вида деятельности.
(преамбула в ред. Приказа ФНС России от 19.09.2014 N ММВ-7-2/[email protected])

I. Показатели финансово-экономической деятельности

1. К организациям, подлежащим налоговому администрированию на федеральном уровне, относятся организации, у которых один из перечисленных ниже показателей финансово-экономической деятельности за отчетный год имеет следующее значение:

1.1. суммарный объем начислений федеральных налогов согласно данным налоговой отчетности свыше 1 миллиарда рублей;
для организаций, осуществляющих деятельность в сфере оказания услуг связи, а также по реализации и (или) предоставлению в пользование технических средств, обеспечивающих оказание услуг связи, организаций, осуществляющих деятельность в сфере оказания транспортных услуг, — свыше 300 миллионов рублей;
(в ред. Приказа ФНС России от 24.04.2012 N ММВ-7-2/[email protected])
абзац исключен. — Приказ ФНС России от 24.04.2012 N ММВ-7-2/[email protected]

1.2. суммарный объем полученных доходов (форма N 2 «Отчет о прибылях и убытках» годовой бухгалтерской отчетности, коды показателя 2110, 2310, 2320, 2340) превышает 20 миллиардов рублей;
(пп. 1.2 в ред. Приказа ФНС России от 24.04.2012 N ММВ-7-2/[email protected])

1.3. активы превышают 20 миллиардов рублей.

2. К организациям, подлежащим налоговому администрированию на федеральном уровне, может быть отнесена организация оборонно-промышленного комплекса, у которой один из перечисленных ниже показателей имеет следующие значения:
(п. 2 в ред. Приказа ФНС России от 02.04.2010 N ММ-7-2/[email protected])

2.1. сумма по заключенным контрактам по экспортным поставкам стратегической продукции которых составляет более 27 000 000 рублей в год;

2.2. сумма выручки по экспортным поставкам стратегической продукции составляет более 20 процентов от общей суммы выручки;

2.3. среднесписочная численность работающих свыше 100 человек;

2.4. доля вклада учредителя (государство) составляет свыше 50%.

3. К организациям, подлежащим налоговому администрированию на федеральном уровне, может быть отнесена организация, включенная в утвержденный в установленном порядке перечень стратегических предприятий, организаций и стратегических акционерных обществ, у которых один из перечисленных ниже показателей имеет следующие значения:

3.1. сумма по заключенным контрактам по экспортным поставкам стратегической продукции которых составляет более 27 000 000 рублей в год;

3.2. сумма выручки по экспортным поставкам стратегической продукции составляет более 20 процентов от общей суммы выручки;

3.3. среднесписочная численность работающих свыше 100 человек;

3.4. доля вклада учредителя (государство) составляет свыше 50%.

4. К организации, осуществляющей финансовую деятельность и подлежащей налоговому администрированию на федеральном уровне, может быть отнесена кредитная организация, страховая, перестраховочная организация, общество взаимного страхования, страховой брокер, профессиональный участник рынка ценных бумаг, негосударственный пенсионный фонд, которая (который) имеет соответственно:

4.1. лицензию на осуществление банковских операций;

4.2. лицензию на осуществление страхования, перестрахования, взаимного страхования,
посреднической деятельности в качестве страхового брокера;

4.3. лицензию профессионального участника рынка ценных бумаг и (или) лицензию на осуществление деятельности по ведению реестра;

4.4. лицензию на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию.
(п. 4 в ред. Приказа ФНС России от 19.09.2014 N ММВ-7-2/[email protected])

5. К организациям, подлежащим налоговому администрированию на региональном уровне, относятся организации, у которых выполняются одновременно следующие условия:

суммарный объем полученных доходов (форма N 2 «Отчет о прибылях и убытках» годовой бухгалтерской отчетности, коды показателя 2110, 2310, 2320, 2340) находится в пределах от 2 до 20 миллиардов рублей включительно;

среднесписочная численность работников превышает 50 человек;

активы находятся в пределах от 100 миллионов рублей до 20 миллиардов рублей включительно либо суммарный объем начислений федеральных налогов и сборов согласно данным налоговой отчетности находится в пределах от 75 миллионов рублей до 1 миллиарда рублей.

Не относятся к категории крупнейших налогоплательщиков организации, применяющие специальные налоговые режимы (в части соответствующих видов деятельности).

С учетом уровня социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, для определения организаций, подлежащих налоговому администрированию на региональном уровне, показатели финансово-экономической деятельности в целях отнесения налогоплательщиков к категории крупнейших налогоплательщиков могут определяться управлением Федеральной налоговой службы по субъекту Российской Федерации по согласованию с Федеральной налоговой службой.
(абзац введен Приказом ФНС России от 20.07.2015 N ММВ-7-2/[email protected])
(п. 5 в ред. Приказа ФНС России от 19.09.2014 N ММВ-7-2/[email protected])

6. Некоммерческие организации могут быть отнесены к организациям — крупнейшим налогоплательщикам, в случае, если суммарный объем доходов от реализации и внереализационных доходов по данным годовой налоговой отчетности по налогу на прибыль организаций соответствует суммовым значениям, указанным в пунктах 1.2 или 5 Критериев.
(п. 6 в ред. Приказа ФНС России от 24.04.2012 N ММВ-7-2/[email protected])

Читайте так же:  База для начисления страховых взносов таблица

7. Организация относится к категории крупнейших налогоплательщиков по показателям финансово-экономической деятельности за любой год из предшествующих трех лет, не считая последнего отчетного года, и сохраняет данный статус в течение двух лет, следующих за годом, в котором она перестала удовлетворять установленным критериям.
(в ред. Приказа ФНС России от 19.09.2014 N ММВ-7-2/[email protected])

При реорганизации крупнейшего налогоплательщика организация (организации), образовавшаяся в результате реорганизации, сохраняет статус крупнейшего налогоплательщика в течение трех лет, включая год реорганизации.

8. Организации, в отношении которых арбитражным судом принято решение о признании должника банкротом и введена процедура конкурсного производства, перестают относиться к категории крупнейших налогоплательщиков.
(п. 8 введен Приказом ФНС России от 27.06.2012 N ММВ-7-2/[email protected])

II. Взаимозависимость между организациями

(в ред. Приказа ФНС России от 24.04.2012 N ММВ-7-2/[email protected])

Организации, отношения с которыми могут в соответствии со статьей 105.1 части первой Налогового кодекса Российской Федерации оказывать влияние на условия или экономические результаты основного вида деятельности организации, имеющей показатели, указанные в разделе I Критериев, могут быть отнесены к категории крупнейших налогоплательщиков и подлежат администрированию на уровне, соответствующем уровню администрирования взаимозависимого с ними налогоплательщика, имеющего показатели, указанные в разделе I Критериев.

Крупнейшие налогоплательщики

Организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать налоги, именуются налогоплательщиками. А кто и при каких условиях признается крупнейшим налогоплательщиком? Сразу оговоримся, что ими могут стать только организации (в т.ч. некоммерческие).

Общие критерии отнесения к крупнейшим налогоплательщикам 2019

Для крупнейших налогоплательщиков критерии 2019 утверждены Приказом ФНС от 16.05.2007 № ММ-3-06/[email protected] и включают в себя:

  • показатели финансово-экономической деятельности за отчетный год из бухгалтерской и налоговой отчетности организации;
  • признаки взаимозависимости и влияния налогоплательщика на экономические результаты деятельности взаимозависимых лиц;
  • наличие специального разрешения (лицензии) на право ведения юридическим лицом конкретного вида деятельности (к примеру, производство лекарственных средств, перевозки водным или воздушным транспортом (ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ) );
  • проведение налогового мониторинга.

Как применяются критерии?

Статус крупнейших налогоплательщиков федерального уровня, которые подлежат налоговому администрированию в межрегиональных инспекциях ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам, присваивается организациям, у которых суммарный объем полученных доходов за год (за любой год из предшествующих трех лет, не считая последнего отчетного года) превысил 35 млрд. рублей (п.п. 1, 8 Критериев, утв. Приказом ФНС от 16.05.2007 № ММ-3-06/[email protected]). Величина доходов определяется по данным Отчета о финансовых результатов путем суммирования показателей следующих строк (Приказ Минфина от 02.07.2010 № 66н):

  • 2110 «Выручка»;
  • 2310 «Доходы от участия в других организациях»;
  • 2320 «Проценты к получению»;
  • 2340 «Прочие доходы».

К крупнейшим налогоплательщикам независимо от дохода могут быть отнесены кредитная организация, страховая, перестраховочная организация, общество взаимного страхования, страховой брокер, профессиональный участник рынка ценных бумаг, негосударственный пенсионный фонд, которые имеют соответствующие лицензии (п. 4 Критериев, утв. Приказом ФНС от 16.05.2007 № ММ-3-06/[email protected]).

При соблюдении определенных условий к крупнейшим налогоплательщикам может быть отнесена организация, представившая заявление о проведении налогового мониторинга (п. 5 Критериев, утв. Приказом ФНС от 16.05.2007 № ММ-3-06/[email protected]).

Видео (кликните для воспроизведения).

Если объем полученных за год доходов организации находится в пределах от 10 до 35 млрд. рублей, то она относится к крупнейшим налогоплательщикам регионального уровня, т. е. подлежит налоговому администрированию в межрайонной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам (п. 6 Критериев, утв. Приказом ФНС от 16.05.2007 № ММ-3-06/[email protected]).

Важно учитывать, что организации, применяющие специальные налоговые режимы, не признаются крупнейшими налогоплательщиками.

Обращаем также внимание, что даже те организации, которые не соответствуют критериям крупнейших налогоплательщиков, могут быть признаны таковыми на основании решения ФНС (п.п. 5.1, 6.1 Критериев, утв. Приказом ФНС от 16.05.2007 № ММ-3-06/[email protected]).

Организации (за исключением кредитных), в отношении которых арбитражным судом принято решение о признании должника банкротом и введена процедура конкурсного производства, перестают относиться к категории крупнейших налогоплательщиков (п. 9 Критериев, утв. Приказом ФНС от 16.05.2007 № ММ-3-06/[email protected]). Важно учитывать также, что взаимозависимое лицо крупнейшего налогоплательщика также может быть отнесено к категории крупнейших и подлежать налоговому администрированию в межрегиональных (межрайонных) инспекциях ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам. При этом собственные показатели такого взаимозависимого лица значения уже не имеют.

Крупнейшие налогоплательщики: кто они?

Законодательная основа

Крупнейшие налогоплательщики подвергаются усиленному контролю со стороны ФНС РФ, спрос с них больше, что вполне отвечает общей логике законодательства. Их администрирование осуществляется на федеральном или региональном уровнях. В статье расскажем, кто же они: крупнейшие налогоплательщики; критерии 2019 года отличаются от предыдущих показателей (в список критериев в 2019 году Приказом ФНС РФ от 06.02.2018 № ММВ-7-7/[email protected] были внесены изменения).

Действующим законодательством критерии отнесения плательщиков сборов к данной категории описаны достаточно четко. Они изначально перечислены в приказе ФНС России от 16.05.2007 № ММ-3-06/308, последние изменения вносились в 2019 году — Приказом ФНС России от 28.09.2018 № ММВ-7-7/[email protected] Начало действия приказа — 01.01.2019. Как видите, законодатель постоянно уточняет список критериев и порядок их определения.

Расскажем, как определяется крупнейший налогоплательщик; критерии установлены следующих видов:

  • экономические показатели ведущейся предпринимательской деятельности. Они определяются за отчетный период по материалам бухгалтерской и налоговой отчетностей;
  • признаки влияния и взаимозависимости фирмы на финансовые показатели (экономические результаты производимой деятельности) зависимых лиц;
  • наличие специальных разрешений и лицензий на ведение определенных видов деятельности;
  • проведение такого мероприятия, как налоговый мониторинг.

Для присвоения статуса достаточно установления соответствия признакам в одном из трех предшествующих лет.

Содержание первого и второго признаков

Критерии отнесения к крупнейшим налогоплательщикам (по крайней мере, первые два) нуждаются в расшифровке. Содержание указано также в приказе.

На федеральном уровне суммарный объем доходов предприятия должен составлять более 35 миллиардов рублей. Также статус может получить кредитная, страховая организация и организация перестрахования, страховые брокеры, профучастник рынка ценных бумаг при получении лицензии на один из следующих видов деятельности:

  • проведение банковских операций;
  • страхование, перестрахование, деятельность страхового брокера;
  • осуществление работы в сфере ценных бумаг и ведение их реестра;
  • пенсионное обеспечение.

ФНС может принять решение о присвоении такого статуса без соблюдения перечисленных условий. На региональном уровне он также может быть приобретен по такому принципу, критерии же следующие:

  • доход от 2 до 35 миллиардов;
  • численность штата — более 50 человек;
  • активы — более 100 миллионов рублей или объем налоговых начислений больше 75 миллионов.
Читайте так же:  Правовой статус налоговых агентов

Все признаки должны быть в наличии одновременно. Применяющие спецрежимы предприятия не могут быть внесены в список крупнейших налогоплательщиков.

Второй признак раскрывается в соответствии со ст. 105 НК РФ . Если компания может оказывать влияние на экономические показатели вышеописанных организаций, они также могут быть признаны крупнейшими налогоплательщиками.

Крупнейший налогоплательщик: критерии определения

Организацию отнесут к крупнейшим налогоплательщикам в следующих случаях Критерии ФНС .

[2]

Годовой доход от 10 млрд руб. Налоговые органы суммируют четыре строки отчета о финансовых результатах: 2110, 2310, 2320 и 2340.

Взаимозависимость с крупнейшим налогоплательщиком.

Организация подала заявление о проведении налогового мониторинга.

Крупнейших налогоплательщиков ставят на учет без каких-либо заявлений. Из межрайонной или межрегиональной ИФНС придет уведомление с новым КПП (5-я и 6-я цифры — 50).

Всю налоговую отчетность, кроме расчета по страховым взносам, 6-НДФЛ и 2-НДФЛ, крупнейшие налогоплательщики сдают в межрегиональную или межрайонную ИФНС п. 3 ст. 80 НК РФ, Письма Минфина от 28.02.2017 N 03-15-06/11252, ФНС от 19.12.2016 N БС-4-11/[email protected] .

В счетах-фактурах указывают КПП, присвоенный при постановке на учет в качестве крупнейшего налогоплательщика.

О критериях отнесения налогоплательщиков к крупнейшим, принятых в апреле

Письмо Федеральной налоговой службы

от 23 августа 2012 г. № АС-4-2/13912

О применении приказа ФНС России от 24 апреля 2012 г. № ММВ-7-2/[email protected]

Федеральная налоговая служба в соответствии с письмом Минфина России от 23.07.2012 № 03-02-07/2-103 рассмотрела обращение по вопросу применения приказа ФНС России от 24.04.2012 № ММВ-7-2/[email protected], и сообщает следующее.

Порядок постановки налогоплательщиков на учет в налоговых органах установлен Налоговым кодексом Российской Федерации (далее — Кодекс). В соответствии со статьей 83 Кодекса право определения порядка постановки на учет крупнейших налогоплательщиков отнесено к компетенции Министерства финансов Российской Федерации.

В целях реализации данного положения Кодекса приказом Минфина России от 11.07.2005 № 85н утверждены особенности постановки на учет крупнейших налогоплательщиков.

Приказом МНС России от 16.04.2004 № САЭ-3-30/290 «Об организации работы по налоговому администрированию крупнейших налогоплательщиков и утверждении Критериев отнесения российских организаций — юридических лиц к крупнейшим налогоплательщикам, подлежащим налоговому администрированию на федеральном и региональном уровнях» (с учетом изменений и дополнений, внесенных приказами ФНС России от 16.05.2007 № ММ-3-06/[email protected], от 02.04.2010 № ММ-7-2/[email protected], от 27.06.2012 № ММВ-7-2/[email protected]) и приказом ФНС России от 16.05.2007 № ММ-3-06/[email protected] утверждены Критерии отнесения организаций — юридических лиц к крупнейшим налогоплательщикам, подлежащим налоговому администрированию на федеральном и региональном уровнях (далее — Критерии).

Необходимо отметить, что в связи с изменениями экономической ситуации Критерии регулярно уточняются Федеральной налоговой службой. При этом, согласно пункту 7 Критериев, организация относится к категории крупнейших налогоплательщиков по показателям финансово-экономической деятельности за любой год из предшествующих трех лет, не считая последнего отчетного года, и сохраняет данный статус в течение трех лет, следующих за годом, в котором она перестала удовлетворять установленным критериям.

До внесения изменений в Критерии приказом ФНС России от 24.04.2012 № ММВ-7-2/[email protected] было предусмотрено, что к организациям, подлежащим налоговому администрированию на региональном уровне, относятся организации, у которых один из перечисленных ниже показателей финансово-экономической деятельности имеет следующее значение:

  • суммарный объем начислений федеральных налогов и сборов согласно данным налоговой отчетности в пределах от 75 миллионов рублей до 1 миллиарда рублей включительно;
  • суммарный объем выручки (дохода) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (форма № 2 «Отчет о прибылях и убытках» годовой бухгалтерской отчетности, код показателя 010) и операционных доходов (форма № 2 «Отчет о прибылях и убытках» годовой бухгалтерской отчетности, коды показателей 060, 080, 090, 120) находится в пределах от 2 миллиардов рублей до 20 миллиардов рублей включительно;
  • активы находятся в пределах от 2 миллиардов рублей до 20 миллиардов рублей включительно.

Таким образом, для отнесения налогоплательщика к категории крупнейших регионального уровня было достаточно соответствия показателей его деятельности хотя бы одному из указанных критериев за любой год из предыдущих трех.

Приказом ФНС России от 24.04.2012 № ММВ-7-2/274@ один из критериев отнесения к крупнейшим налогоплательщикам регионального уровня, а именно суммарный объем полученных доходов, был понижен до 1 млрд. рублей. Вместе с тем, для его применения было введено дополнительное условие: обязательное наличие активов, которые должны находиться в пределах от 100 миллионов рублей до 20 миллиардов рублей включительно, либо наличие суммарного объема начислений федеральных налогов и сборов согласно данным налоговой отчетности в пределах от 75 миллионов рублей до 1 миллиарда рублей.

На основании Критериев, определенных с учетом положений приказа ФНС России от 24.04.2012 № ММВ-7-2/[email protected], Федеральной налоговой службой на основании финансово — экономических показателей деятельности организаций за 2008-2010 годы был определен перечень организаций, подлежащих налоговому администрированию на региональном уровне, начиная с 2012 года.

Согласно пункту 2 статьи 5 Кодекса, акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.

Необходимо отметить, что приказ ФНС России от 24.04.2012 № ММВ-7-2/[email protected] не относится к актам законодательства о налогах и сборах, поскольку под ними, согласно статье 1 Кодекса, понимается Кодекс и принятые в соответствии с ним федеральные законы о налогах и сборах, законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и нормативные правовые акты муниципальных образований о налогах и сборах. Вместе с тем, указанным приказом статус крупнейших налогоплательщиков по правоотношениям, возникшим до его принятия, не присваивался, а перечень организаций, которые подлежат налоговому администрированию на региональном уровне, определен в соответствии с данным приказом начиная с 2012 года. Таким образом, приказ обратной силы не имеет.

Необходимо отметить, что при рассмотрении приказа МНС России от 16.04.2004 № САЭ-3-30/290 Министерством юстиции Российской Федерации письмом от 06.08.2004 № 07/7512-ЮД было сообщено о том, что указанный акт правовых норм не содержит и в государственной регистрации не нуждается. В этой связи официальная публикация указанного приказа в порядке, установленном Указом Президента Российской Федерации от 23.05.1996 № 763, не требуется.

Читайте так же:  21 счет бухгалтерского учета

В отношении Вашего утверждения о «необходимости встать на учет для администрирования на региональном уровне» следует отметить, что процедура постановки крупнейшего налогоплательщика регионального уровня на учет в межрайонную инспекцию ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам осуществляется налоговыми органами самостоятельно, в соответствии с Методическими указаниями для налоговых органов по вопросам учета крупнейших налогоплательщиков — российских организаций, утвержденных приказом ФНС России от 27.09.2007 № ММ-3-09/[email protected]


Основанием для постановки на учет в качестве крупнейшего налогоплательщика является График постановки на учет крупнейших налогоплательщиков и сведения ЕГРН о крупнейшем налогоплательщике, полученные от налогового органа по месту нахождения крупнейшего налогоплательщика. В трехдневный срок после постановки на учет крупнейшего налогоплательщика ему выдается (направляется по почте) уведомление по форме № 9-КНУ.

Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 08.11.2005 № 438-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалоб Открытого акционерного общества «Уфимский нефтеперерабатывающий завод», Открытого акционерного общества «Ново-уфимский нефтеперерабатывающий завод», Открытого акционерного общества «Уфанефтехим», Открытого акционерного общества «Акционерная нефтяная компания «Башнефть» и Открытого акционерного общества «Уфаоргсинтез» на нарушение конституционных прав и свобод абзацем третьим пункта 1 статьи 83 Налогового кодекса Российской Федерации» указал, что процедура постановки на учет крупнейших налогоплательщиков осуществляется без участия налогоплательщиков и не влечет для них неблагоприятные имущественные последствия или нарушение их прав.

Действительный
государственный советник
Российской Федерации 3 класса

Бухгалтерские и юридические услуги

Получите консультацию по вашему вопросу!

Уменьшение НДС в декларации — Без риска налоговых претензий
Уменьшаем и списываем НДС в декларации с подтверждением. Подтверждающие документы по НДС. Корректировочные счета и фактуры. Сдаем отчетность в ИФНС.

Изменились критерии определения крупнейшего налогоплательщика

Изменились критерии определения крупнейшего налогоплательщика

10 октября 2014

[3]

ФНС России разработаны критерии для определения, является ли организация крупнейшей или нет (Критерии отнесения организаций – юридических лиц к крупнейшим налогоплательщикам, подлежащим налоговому администрированию на федеральном и региональном уровнях. утв. приказом ФНС России от 16 мая 2007 г. № ММ-3-06/[email protected], далее – Критерии). До недавнего времени их было всего два:

  • показатели финансово-экономической деятельности за отчетный год, которые берутся из бухгалтерской и налоговой отчетности организации;
  • признаки взаимозависимости.

Но 19 сентября 2014 года вступил в силу приказ ФНС России, которым расширяется вышеуказанный перечень (Приказ ФНС России от 19 сентября 2014 г. № ММВ-7-2/483. далее – Приказ). Теперь во второй критерий добавили признаки влияния налогоплательщика на экономические результаты деятельности взаимозависимых лиц. А также ввели новый критерий – наличие специального разрешения (лицензии) на право осуществления юридическим лицом конкретного вида деятельности.

Показатели финансово-экономической деятельности

Показатели финансово-экономической деятельности для отнесения налогоплательщика к крупнейшему берутся за любой из трех, предшествующих текущему отчетному году, лет. Если организация в отчетном году перестала удовлетворять установленным критериям, то она сохраняет свой статус крупнейшей еще в течение двух лет (п. 2.4 Приказа ).

Поскольку крупнейшие организации администрируются на федеральном и региональном уровне, то и показатели критериев будут разными.

У тех организаций, которые попали в эту категорию, хотя бы один из показателей финансово-экономической деятельности за отчетный год должен иметь следующие значения:

  • суммарный объем начислений федеральных налогов по данным налоговой отчетности превышает 1 млрд руб. Если организация работает в сфере оказания услуг связи, а также реализует или предоставляет в пользование технические средства, обеспечивающие оказание услуг связи, или же оказывает транспортные услуги, то объем начисленных налогов должен быть свыше 300 млн руб. (п. 1.1 Критериев );
  • суммарный объем полученных доходов (по данным формы № 2 «Отчет о прибылях и убытках» годовой бухгалтерской отчетности, коды показателя 2110, 2310, 2320, 2340) превышает 20 млрд руб. (п. 1.2 Критериев );
  • активы организации превышают 20 млрд руб. (п. 1.3 Критериев ).

Форма № 2 «Отчет о прибылях и убытках»

Есть и отдельные категории налогоплательщиков, для которых предусмотрены свои значения критериев. Так, например, для организаций оборонно-промышленного комплекса и компаний, включенных в перечень стратегических предприятий должно выполняться одно из следующих условий (п. 2-3 Критериев ):

  • сумма по заключенным контрактам по экспортным поставкам стратегической продукции должна быть более 27 млн руб. в год;
  • сумма выручки по экспортным поставкам стратегической продукции составляет более 20% от общей суммы выручки;
  • среднесписочная численность работающих свыше 100 человек;
  • доля вклада учредителя (государство) составляет свыше 50%.

С организациями, администрируемыми на региональном уровне все гораздо проще, – показатели для них не делятся в зависимости от вида деятельности компании. Кроме того, Приказ поднял и пороговые значения финансово-экономических показателей за отчетный год.

Так, теперь чтобы стать крупнейшим региональным налогоплательщиком должны выполняться одновременно все следующие условия:

  • суммарный объем полученных доходов (по данным, отраженным в форме № 2 «Отчет о прибылях и убытках» годовой бухгалтерской отчетности в строках с кодами показателей 2110, 2310, 2320, 2340) находится в пределах от 2 до 20 млрд руб. включительно;
  • среднесписочная численность работников превышает 50 человек;
  • активы находятся в пределах от 100 млн руб. до 20 млрд руб. включительно либо суммарный объем начислений федеральных налогов и сборов согласно данным налоговой отчетности находится в пределах от 75 млн руб. до 1 млрд руб. (п. 2.3 Приказа ).

Законодатели еще раз подчеркнули, что если организация применяет специальные налоговые режимы в части соответствующих видов деятельности, то к крупнейшим она не относится (п. 2.3 Приказа ).

Взаимозависимость и лицензируемые виды деятельности

Критерий взаимозависимости применяется тогда, когда отношения налогоплательщика оказывают влияние на условия или экономические результаты основного вида деятельности организации, признаваемой крупнейшей по финансово-экономическим показателям. Причем администрироваться налогоплательщик будет на том же уровне, что и взаимозависимая с ним организация (ч. 2 Критериев ).

Есть еще одна особая категория налогоплательщиков, осуществляющих финансовую деятельность, которая подлежит федеральному налоговому администрированию вне зависимости от объемов начисленных налогов, чистых активов и выручки на конец отчетного года, численности сотрудников, взаимозависимости с крупнейшей компанией или иных показателей. Изначально к ней относились только кредитная и страховая организации. Но Приказ расширяет этот список. Теперь в него включены перестраховочная организация, общество взаимного страхования, страховой брокер, профессиональный участник рынка ценных бумаг, негосударственный пенсионный фонд, имеющие лицензии на осуществление своей деятельности (п. 2.2 Приказа ).

Читайте так же:  Ставки транспортного налога по регионам таблица

Бухгалтерские и юридические услуги

Получите консультацию по вашему вопросу!

Уменьшение НДС в декларации — Без риска налоговых претензий
Уменьшаем и списываем НДС в декларации с подтверждением. Подтверждающие документы по НДС. Корректировочные счета и фактуры. Сдаем отчетность в ИФНС.

Изменились критерии определения крупнейшего налогоплательщика

Изменились критерии определения крупнейшего налогоплательщика

10 октября 2014

ФНС России разработаны критерии для определения, является ли организация крупнейшей или нет (Критерии отнесения организаций – юридических лиц к крупнейшим налогоплательщикам, подлежащим налоговому администрированию на федеральном и региональном уровнях. утв. приказом ФНС России от 16 мая 2007 г. № ММ-3-06/[email protected], далее – Критерии). До недавнего времени их было всего два:

  • показатели финансово-экономической деятельности за отчетный год, которые берутся из бухгалтерской и налоговой отчетности организации;
  • признаки взаимозависимости.

Но 19 сентября 2014 года вступил в силу приказ ФНС России, которым расширяется вышеуказанный перечень (Приказ ФНС России от 19 сентября 2014 г. № ММВ-7-2/483. далее – Приказ). Теперь во второй критерий добавили признаки влияния налогоплательщика на экономические результаты деятельности взаимозависимых лиц. А также ввели новый критерий – наличие специального разрешения (лицензии) на право осуществления юридическим лицом конкретного вида деятельности.

Показатели финансово-экономической деятельности

Показатели финансово-экономической деятельности для отнесения налогоплательщика к крупнейшему берутся за любой из трех, предшествующих текущему отчетному году, лет. Если организация в отчетном году перестала удовлетворять установленным критериям, то она сохраняет свой статус крупнейшей еще в течение двух лет (п. 2.4 Приказа ).

Поскольку крупнейшие организации администрируются на федеральном и региональном уровне, то и показатели критериев будут разными.

У тех организаций, которые попали в эту категорию, хотя бы один из показателей финансово-экономической деятельности за отчетный год должен иметь следующие значения:

  • суммарный объем начислений федеральных налогов по данным налоговой отчетности превышает 1 млрд руб. Если организация работает в сфере оказания услуг связи, а также реализует или предоставляет в пользование технические средства, обеспечивающие оказание услуг связи, или же оказывает транспортные услуги, то объем начисленных налогов должен быть свыше 300 млн руб. (п. 1.1 Критериев );
  • суммарный объем полученных доходов (по данным формы № 2 «Отчет о прибылях и убытках» годовой бухгалтерской отчетности, коды показателя 2110, 2310, 2320, 2340) превышает 20 млрд руб. (п. 1.2 Критериев );
  • активы организации превышают 20 млрд руб. (п. 1.3 Критериев ).

Форма № 2 «Отчет о прибылях и убытках»

Есть и отдельные категории налогоплательщиков, для которых предусмотрены свои значения критериев. Так, например, для организаций оборонно-промышленного комплекса и компаний, включенных в перечень стратегических предприятий должно выполняться одно из следующих условий (п. 2-3 Критериев ):

  • сумма по заключенным контрактам по экспортным поставкам стратегической продукции должна быть более 27 млн руб. в год;
  • сумма выручки по экспортным поставкам стратегической продукции составляет более 20% от общей суммы выручки;
  • среднесписочная численность работающих свыше 100 человек;
  • доля вклада учредителя (государство) составляет свыше 50%.

С организациями, администрируемыми на региональном уровне все гораздо проще, – показатели для них не делятся в зависимости от вида деятельности компании. Кроме того, Приказ поднял и пороговые значения финансово-экономических показателей за отчетный год.

Так, теперь чтобы стать крупнейшим региональным налогоплательщиком должны выполняться одновременно все следующие условия:

  • суммарный объем полученных доходов (по данным, отраженным в форме № 2 «Отчет о прибылях и убытках» годовой бухгалтерской отчетности в строках с кодами показателей 2110, 2310, 2320, 2340) находится в пределах от 2 до 20 млрд руб. включительно;
  • среднесписочная численность работников превышает 50 человек;
  • активы находятся в пределах от 100 млн руб. до 20 млрд руб. включительно либо суммарный объем начислений федеральных налогов и сборов согласно данным налоговой отчетности находится в пределах от 75 млн руб. до 1 млрд руб. (п. 2.3 Приказа ).

Законодатели еще раз подчеркнули, что если организация применяет специальные налоговые режимы в части соответствующих видов деятельности, то к крупнейшим она не относится (п. 2.3 Приказа ).

Взаимозависимость и лицензируемые виды деятельности

Критерий взаимозависимости применяется тогда, когда отношения налогоплательщика оказывают влияние на условия или экономические результаты основного вида деятельности организации, признаваемой крупнейшей по финансово-экономическим показателям. Причем администрироваться налогоплательщик будет на том же уровне, что и взаимозависимая с ним организация (ч. 2 Критериев ).

Видео (кликните для воспроизведения).

Есть еще одна особая категория налогоплательщиков, осуществляющих финансовую деятельность, которая подлежит федеральному налоговому администрированию вне зависимости от объемов начисленных налогов, чистых активов и выручки на конец отчетного года, численности сотрудников, взаимозависимости с крупнейшей компанией или иных показателей. Изначально к ней относились только кредитная и страховая организации. Но Приказ расширяет этот список. Теперь в него включены перестраховочная организация, общество взаимного страхования, страховой брокер, профессиональный участник рынка ценных бумаг, негосударственный пенсионный фонд, имеющие лицензии на осуществление своей деятельности (п. 2.2 Приказа ).

Источники


  1. Кабинет информатики. Методическое пособие / И.В. Роберт и др. — М.: Бином. Лаборатория знаний, 2016. — 126 c.

  2. История политических и правовых учений / Н.М. Азаркин и др. — М.: Норма, 2007. — 900 c.

  3. Султанова, А. Н. Организация юридической службы на предприятии / А.Н. Султанова. — М.: Дашков и Ко, Наука-Спектр, 2013. — 320 c.
  4. Под., Ред. Ванян А.Б. Афоризмы о юриспруденции: от античности до наших дней / Под. Ванян. — М.: Рязань: Узорочье, 2012. — 528 c.
  5. Комиссия. Судебная практика и образцы документов. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2014. — 999 c.
Крупнейший налогоплательщик критерии определения
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here