Контролируемые сделки

Важный материал на тему: "Контролируемые сделки" с профессиональной точки зрения. Если возникнут вопросы, вы всегда их можете задать дежурному юристу.

Контролируемые сделки

Контролируемым сделкам посвящена целая глава Налогового кодекса — глава 14.4. Данная глава включает три статьи, которые дают представление о контролируемых сделках, описывают их критерии, порядок подготовки документации и уведомления для ФНС. Ниже расскажем о нюансах контролируемых сделок в России.

Таблица. Критерии контролируемых сделок 2017

На признание сделки контролируемой влияет несколько факторов. В том числе доход по сделке, налоговый режим компании, вид деятельности, характер отношений между участниками сделок. Для вашего удобства мы собрали основные критерии в таблицу.

Характер контролируемой сделки

Признаки, указывающие на контролируемую сделку

Сумма сделки для признания ее контролируемой

Таблица. Критерии контролируемых сделок 2018

Критерии в 2018 году остались прежними. Ознакомиться с ними вы сможете в таблице, которая представлена выше.

По контролируемым сделкам, которые пройдут в 2018 году, отчитаться в налоговый орган нужно будет в 2019 году.

Порядок заполнения уведомления о контролируемых сделках

Уведомление о контролируемых сделках включает: традиционный титульный лист и три раздела, при этом первый раздел включает два подраздела с буквенным обозначением А и Б.

В подразделах 1А и 1Б нужно отразить информацию о сделке и ее предмете. Разделы 2 и 3 расскажут об участниках сделки.

Подраздел 1А заполняется отдельно на каждую прошедшую сделку или совокупность однотипных сделок. Часть данного раздела очень похожа на анкету, в которой нужно выбрать верное утверждение и поставить нужный код. Коды указаны прямо в уведомлении.

Подраздел 1Б является дополнением и расшифровкой информации из подраздела 1А. Здесь отчитывающееся лицо указывает наименование товаров/работ, реквизиты договоров, страну происхождения и стоимость предмета сделки и т.п.

Количество листов подраздела 1Б должно совпадать с количеством сделок, отмеченных в подразделе 1А. То есть если налогоплательщик составил четыре листа подраздела 1Б, то в подразделе 1А нужно отразить четыре сделки.

Разделы 2 и 3 содержат регистрационные данные о лицах, с которыми заключены сделки. Отличие лишь в том, что в разделе 2 указывают участников — юридических лиц, а в разделе 3 участников — физических лиц.

Полная инструкция по заполнению уведомления находится в Приказе ФНС от 27.07.2012 № ММВ-7-13/[email protected]

Уведомление о контролируемых сделках за 2017 год

По контролируемым сделкам, которые были в 2017 году, следует сдать уведомление в ФНС до 20.05.2018. Так как срок отчетности выпадает на воскресенье, налогоплательщик вправе направить документ до 21.05.2018 включительно.

Статья 105.14. Контролируемые сделки

Статья 105.14. Контролируемые сделки

1. В целях настоящего Кодекса контролируемыми сделками признаются сделки между взаимозависимыми лицами (с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей). К сделкам между взаимозависимыми лицами в целях настоящего Кодекса приравниваются следующие сделки:

[3]

Положения подпункта 1 пункта 1 статьи 105.14 НК РФ (в редакции Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 227-ФЗ) в части признания контролируемыми сделками сделок с налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога или единого налога на вмененный доход применяются с 1 января 2014 г.

1) совокупность сделок по реализации (перепродаже) товаров (выполнению работ, оказанию услуг), совершаемых с участием (при посредничестве) лиц, не являющихся взаимозависимыми (с учетом особенностей, предусмотренных настоящим подпунктом). Указанная в настоящем подпункте совокупность сделок приравнивается к сделке между взаимозависимыми лицами, не принимая во внимание наличие третьих лиц, с участием (при посредничестве) которых совершается такая совокупность сделок, при условии, что такие третьи лица, не признаваемые взаимозависимыми и принимающие участие в указанной совокупности сделок:

не выполняют в этой совокупности сделок никаких дополнительных функций, за исключением организации реализации (перепродажи) товаров (выполнения работ, оказания услуг) одним лицом другому лицу, признаваемому взаимозависимым с этим лицом;

не принимают на себя никаких рисков и не используют никаких активов для организации реализации (перепродажи) товаров (выполнения работ, оказания услуг) одним лицом другому лицу, признаваемому взаимозависимым с этим лицом;

2) сделки в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли;

3) сделки, одной из сторон которых является лицо, местом регистрации, либо местом жительства, либо местом налогового резидентства которого являются государство или территория, включенные в перечень государств и территорий, утверждаемый Министерством финансов Российской Федерации в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 настоящего Кодекса. В целях настоящего подпункта, если деятельность российской организации образует постоянное представительство в государстве или на территории, включенных в перечень, указанный в настоящем подпункте, и анализируемая сделка связана с этой деятельностью, то в части этой анализируемой сделки такая организация рассматривается как лицо, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в указанный перечень.

[1]

2. Сделка между взаимозависимыми лицами, местом регистрации, либо местом жительства, либо местом налогового резидентства всех сторон и выгодоприобретателей по которой является Российская Федерация, признается контролируемой (если иное не предусмотрено пунктами 3, 4 и 6 настоящей статьи) при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

1) сумма доходов по сделкам (сумма цен сделок) между указанными лицами за соответствующий календарный год превышает 1 миллиард рублей;

Согласно Федеральному закону от 18 июля 2011 г. N 227-ФЗ при применении положения подпункта 1 пункта 2 статьи 105.14 настоящего Кодекса в 2012 и 2013 гг. сумма доходов по сделкам между лицами, указанными в абзаце первом пункта 2 статьи 105.14 настоящего Кодекса, составляет:

за 2012 г. — 3 млрд. рублей;

за 2013 г. — 2 млрд. рублей

2) одна из сторон сделки является налогоплательщиком налога на добычу полезных ископаемых, исчисляемого по налоговой ставке, установленной в процентах, и предметом сделки является добытое полезное ископаемое, признаваемое для указанной стороны сделки объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых, при добыче которого налогообложение производится по налоговой ставке, установленной в процентах;

3) хотя бы одна из сторон сделки является налогоплательщиком, применяющим один из следующих специальных налоговых режимов: систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) или систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (если соответствующая сделка заключена в рамках такой деятельности), при этом в числе других лиц, являющихся сторонами указанной сделки, есть лицо, не применяющее указанные специальные налоговые режимы;

Читайте так же:  Форма ос-15 передача оборудования в монтаж

4) хотя бы одна из сторон сделки освобождена от обязанностей налогоплательщика налога на прибыль организаций или применяет к налоговой базе по указанному налогу налоговую ставку 0 процентов в соответствии с пунктом 5.1 статьи 284 настоящего Кодекса, при этом другая сторона (стороны) сделки не освобождена (не освобождены) от этих обязанностей и не применяет (не применяют) налоговую ставку 0 процентов по указанным обстоятельствам;

Положение подпункта 5 пункта 2 статьи 105.14 НК РФ (в редакции Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 227-ФЗ) применяется с 1 января 2014 г.

5) хотя бы одна из сторон сделки является резидентом особой экономической зоны, налоговый режим в которой предусматривает специальные льготы по налогу на прибыль организаций (по сравнению с общим налоговым режимом в соответствующем субъекте Российской Федерации), при этом другая сторона (стороны) сделки не является (не являются) резидентом такой особой экономической зоны.

3. Сделки, предусмотренные подпунктами 2, 4 и 5 пункта 2 настоящей статьи, признаются контролируемыми, если сумма доходов по сделкам между указанными лицами за соответствующий календарный год превышает 60 миллионов рублей.

Сделки, предусмотренные подпунктом 3 пункта 2 настоящей статьи, признаются контролируемыми, если сумма доходов по сделкам между указанными лицами за соответствующий календарный год превышает 100 миллионов рублей.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 16 ноября 2011 г. N 321-ФЗ в пункт 4 статьи 105.14 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2012 г., но не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

4. Вне зависимости от того, удовлетворяют ли сделки условиям, предусмотренным пунктами 1 — 3 настоящей статьи, не признаются контролируемыми следующие сделки:

1) сторонами которых являются участники одной и той же консолидированной группы налогоплательщиков, образованной в соответствии с настоящим Кодексом (за исключением сделок, предметом которых является добытое полезное ископаемое, признаваемое объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых, при добыче которого налогообложение производится по налоговой ставке, установленной в процентах);

2) сторонами которых являются лица, удовлетворяющие одновременно следующим требованиям:

указанные лица зарегистрированы в одном субъекте Российской Федерации;

указанные лица не имеют обособленных подразделений на территориях других субъектов Российской Федерации, а также за пределами Российской Федерации;

указанные лица не уплачивают налог на прибыль организаций в бюджеты других субъектов Российской Федерации;

указанные лица не имеют убытков (включая убытки прошлых периодов, переносимые на будущие налоговые периоды), принимаемых при исчислении налога на прибыль организаций;

отсутствуют обстоятельства для признания совершаемых такими лицами сделок контролируемыми в соответствии с подпунктами 2-5 пункта 2 настоящей статьи.

5. Сделки, предусмотренные подпунктом 2 пункта 1 настоящей статьи, признаются контролируемыми, если предметом таких сделок являются товары, входящие в состав одной или нескольких из следующих товарных групп:

Контролируемые сделки

В налоговую инспекцию налогоплательщикам следует представлять данные о доходах в форме отчетности по контролируемым сделкам. Однако для этого нужно определить, соответствуют ли они данной категории, и знать порядок представления по ним документации. Итак, что такое контролируемые сделки, по каким критериям они определяются и в чем особенности отчетности по ним перед налоговой, читайте в нашей статье.

Какие сделки называют контролируемыми

На законодательном уровне понятие таких операций регламентировано ст. 105.14 НК РФ. По сути, это операции между взаимозависимыми сторонами (ст. 20 НК РФ), отвечающими определенным требованиям, а также подобные финансовые сделки.

Если операции проводились между гражданами РФ, официально установлены следующие критерии таких сделок:

  • Годовой объем доходов по данным операциям превысил значительную сумму – 1 млрд рублей.
  • Объем годовых операций более чем 60 млн рублей, при этом один из партнеров платит НДПИ.
  • Стороны бизнес-отношений работают по ЕСХН или ЕНВД, а объем средств по проведенным операциям – более 100 млн рублей.
  • Один из партнеров принимает участие в инвестиционном проекте по региону, пользуется льготной ставкой или 0% по налогу на прибыль.
  • Один из партнеров имеет ставку 0% или имеет право не платить налоги.
  • Хотя бы один партнер является участником ОЭЗ или СЭЗ и пользуется льготным режимом по начислению налогов.
  • Один из партнеров сделки владеет лицензией на использование ресурсов недр, в пределах которых расположены месторождения углеводородного топлива. Годовая сумма по проводимым операциям по всем критериям между организациями превышает 60 млн рублей.

Какие сделки приравнивают к контролируемым

Отмечают также следующие виды операций, приравненных к контролируемым:

  • Между партнерами, взаимозависимыми между собой.
  • По реализации продукции с участием третьих (не взаимозависимых) лиц. Такие операции признаются контролируемыми, если третьи лица выполняют исключительно функции продажи товаров или оказания услуг одной из сторон, признанных взаимозависимыми, и не используют собственные активы в этом контракте.
  • Внешнеэкономические операции, если предметом сделки являются нефть, цветные или черные металлы, драгоценные камни или минеральные удобрения (сумма оборота – не менее 60 млн рублей в год).
  • К контролируемым сделкам относятся операции между резидентами РФ и иностранными компаниями, зарегистрированными на территории государств, входящих в утвержденный Министерством финансов список. При этом сумма средств при операции за год должна составлять не менее 60 млн рублей.

Согласно ст. 105.14 НК РФ, судебный орган может выявить контролируемую сделку по заявлению налоговой и признать ее таковой, если у него будет достаточно оснований полагать, что операция является частью однотипных мелких сделок, совершенных для сокрытия факта проведения контролируемой сделки.

Расчет суммы прибыли по таким сделкам за год производится путем сложения общих сумм, учитывая порядок, установленный гл. 25 НК РФ. Налоговый орган имеет право проверить правильность предоставленных сумм, сопоставив их с аналогичными рыночными сделками.

По каким признакам могут признать неконтролируемую сделку

Чаще всего налоговая служба пытается определить, какие операции (сделки) признаются неконтролируемыми, самостоятельно. Для этого ей необходимо выявить следующие признаки:

  • Стороны принадлежат к одному классу консолидированных налогоплательщиков.
  • Партнеры ведут бизнес в едином субъекте РФ.
  • Не располагают иными подразделениями компании за пределами России.
  • Не платят в бюджет других субъектов РФ налоги.
  • Не имеют убытков за прошлый и будущие периоды.
  • Не подходят ни под одну из характеристик контролируемых сделок (ст. 105.14 НК РФ).
  • Проводят бизнес-операции, связанные с добычей углеводородного сырья на одном месторождении.
  • Имеют межбанковские ссуды или депозиты (сроком до 7 календарных дней).
Читайте так же:  Онлайн-касса для ип на усн

Как отчитываться по контролируемым сделкам

В 2017 году все компании должны направлять в региональную налоговую специальное уведомление о проведенных контролируемых сделках. Это значит, что соответствующие документы должны быть отправлены в налоговую не позднее 20 мая (ст. 105.16 НК РФ).

Отчетная документация объединяет следующие сведения по сделкам:

  • Данные предпринимателя.
  • Предмет сделок.
  • Период, за который предоставляется информация.
  • Информация о партнерах, участвовавших в операции.
  • Наименование и ИНН компании.
  • Данные физического лица, не являющегося ИП.
  • Объем доходов (убытков) по данным сделкам.

Суть данной документации – полное и точное уведомление ФНС о предмете и особенностях контролируемых сделок. Налоговый орган обязан в течение 10 суток после получения документации направить ее в ФНС.

Налоговый орган, совершающий проверку компании, может самостоятельно выявить факт проведения сделок и оповестить об этом ФНС (ст. 105.17 НК РФ). Правомерностью проведения таких сделок в России занимается специальное Управление международного сотрудничества и трансфертного ценообразования. По правилам ст. 129.4 НК РФ, предоставление недостоверных сведений по данным операциям преследуется на законодательном уровне и грозит компании немалыми штрафными санкциями.

Критерии контролируемых сделок — таблица на 2019 год

Каковы основные критерии контролируемых сделок в 2019 году

Контролируемые сделки подлежат проверке ФНС на предмет наличия или отсутствия намерений участников соответствующих сделок уклониться от налогов (уменьшить их) посредством необоснованных манипуляций с ценами на товары и услуги, являющиеся предметом заключения соглашений. Так, уменьшив цену в контракте, плательщик может снизить налоговую базу, а увеличив — повысить базу для исчисления вычетов по НДС и завышения расходов. Данные действия — противозаконны.

Контролируемыми в общем случае считаются сделки между взаимозависимыми лицами и сделки, приравненные к таковым (п. 1 ст. 105.14 НК РФ). При этом к зависимым в целях определения контролируемости сделок относятся фирмы, соответствующие критериям, указанным в ст. 105.1 НК РФ, а для целей признания сделок между ними контролируемыми ст. 105.14 НК РФ установлены определенные критерии. Спектр данных критериев весьма широкий. Далее в специальных разделах статьи мы рассмотрим их сущность подробнее.

Приравниваться к контролируемым могут сделки, в которых участвуют «ненужные» посредники, сделки в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли и некоторые другие. Кроме того, суд может признать сделку контролируемой по заявлению ФНС (п. 10 ст. 105.14 НК РФ).

Субъектами контролируемых сделок в различных сочетаниях могут быть взаимозависимые или приравненные к таковым:

  • налоговые резиденты и нерезиденты РФ;
  • российские фирмы;
  • иностранные фирмы.

Стоит отметить, что субъектами контроля со стороны ФНС (на предмет тех же нарушений, о которых мы сказали в начале статьи) могут быть, теоретически, не только взаимозависимые, но и любые другие лица, давшие повод налоговикам обратить на себя внимание, — например, осуществив необоснованное занижение или завышение цен в контрактах (письмо ФНС от 02.11.2012 № ЕД-4-3/18615). Однако суды относятся к проверкам ФНС лиц, не являющихся зависимыми, не слишком лояльно (решение ВС РФ от 01.02.2016 № АКПИ15-1383).

Контролируемые сделки — 2019: критерии в табличной форме

Наши специалисты разработали для вас специальную таблицу, в которой подробно раскрыты основания для отнесения тех или иных категорий участников правоотношений в бизнесе (налоговых резидентов РФ, нерезидентов РФ, взаимозависимых, приравненных к зависимым лиц) к субъектам контролируемых сделок. В данной адаптированной для контролируемых сделок таблице — критерии 2019 года, которые владелец бизнеса может использовать для оценки своих контрактов на предмет проявления к ним дополнительного интереса со стороны ФНС.

Какая сделка может рассматриваться на предмет контролируемости?

Критерии отнесения сделки к контролируемой

Источники права, в совокупности устанавливающие порядок отнесения сделок к контролируемым

Взаимозависимые лица, являющиеся резидентами РФ

Любые сделки между такими лицами, если сумма доходов по ним за год превысит 1 млрд руб. и выполняется одно из указанных в следующей графе условий

  • стороны сделки применяют разные ставки по налогу на прибыль организаций (за исключением ставок, предусмотренных пп. 2-4 ст. 284 НК РФ) к прибыли от деятельности, в рамках которой заключена соответствующая сделка

подп. 1 п. 2 ст. 105.14 НК РФ;

п. 3 ст. 105.14 НК РФ

  • хотя бы один из ее участников платит НДПИ по процентным ставкам и объект сделки — добытое полезное ископаемое

подп. 2 п. 2 ст. 105.14 НК РФ;

п. 3 ст. 105.14 НК РФ

  • хотя бы одна из ее сторон — плательщик ЕСХН или ЕНВД, а в числе других лиц, являющихся сторонами сделки, есть один хозсубъект, не являющийся плательщиком ЕСХН или ЕНВД

подп. 3 п. 2 ст. 105.14 НК РФ;

п. 3 ст. 105.14 НК РФ

  • одна из сторон освобождена от обязанностей налогоплательщика налога на прибыль

подп. 4 п. 2 ст. 105.14 НК РФ;

п. 3 ст. 105.14 НК РФ

  • одна из ее сторон — фирма, осуществляющая добычу углеводородов на новых месторождениях в открытом море, и исчисляет налоги в соответствии со ст. 275.2 НК РФ

подп. 6 п. 2 ст. 105.14 НК РФ;

п. 3 ст. 105.14 НК РФ;

  • хотя бы одна сторона сделки является исследовательским корпоративным центром по проекту «Сколково» или участником проекта по закону «Об инновационных научно-технологических центрах» от 29.07.2017 № 216-ФЗ, применяющими освобождение по НДС

подп. 8 п. 2 ст. 105.14 НК РФ;

п. 3 ст. 105.14 НК РФ

  • хотя бы одна из сторон применяет инвестиционный налоговый вычет по налогу на прибыль
Читайте так же:  Енвд уменьшение на страховые взносы

подп. 9 п. 2 ст. 105.14 НК РФ

п. 3 ст. 105.14 НК РФ

  • хотя бы одна из сторон сделки является плательщиком налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья, учитывающим при расчете налоговой базы по нему доходы (расходы) по такой сделке

подп. 10 п. 2 ст. 105.14 НК РФ

п. 3 ст. 105.14 НК РФ

Любые лица в сделках, приравненных к сделкам между взаимозависимыми лицами

Сделки при участии посредников

Сделки признаются контролируемыми, если:

  • посредники, связывающие ее участников, не занимаются никакой деятельностью, кроме установления связи между участниками сделки, а также не несут рисков, связанных с выполнением обязательств по контракту;
  • годовой оброт по таким слелкам превышает 60 млн руб.

П. 1 ст. 105.14 НК РФ;

Видео (кликните для воспроизведения).

подп. 1 п. 1 ст. 105.14 НК РФ

Сделки с товарами мировой биржевой торговли

Сделки признаются контролируемыми, если:

  • ее участники осуществляют куплю-продажу таких товаров, как:
    • нефть и нефтепродукты;
    • сталь и иные черные металлы;
    • алюминий и иные цветные металлы;
    • минеральные удобрения;
    • золото и иные драгметаллы;
    • алмазы и другие драгоценные камни;
  • обороты по ним превышают 60 млн руб. в год

П. 3 ст. 105.14 НК РФ;подп. 2 п. 1 ст. 105.14 НК РФ;

п. 5 ст. 105.14 НК РФ;

п. 7 ст. 105.14 НК РФ;

письма Минфина РФ от 19.02.2019 № 03-12-11/1/10545, от 19.03.2018 № 03-12-11/1/16985, от 03.10.2012 № 03-01-18/7-135, от 04.09.2015 № 03-01-11/51070

Сделки между лицами, одно из которых зарегистрировано или ведет деятельность в стране из списка, утвержденного приказом Минфина РФ от 13.11.2007 № 108н

Сделки признаются контролируемыми, если обороты по ним превышают 60 млн. руб. в год

п. 3 ст. 105.14 НК РФ;

подп. 3 п. 1 ст. 105.14 НК РФ;

п. 7 ст. 105.14 НК РФ

Любые лица, взаимозависимые (приравненные к взаимозависимым) с лицом, не являющимся налоговым резидентом РФ

Любые сделки между лицами, которые признаются взаимозависимыми в порядке ст. 105.1 НК РФ либо приравненными к взаимозависимым в порядке п. 1 ст. 105.14 НК РФ

Сделки признаются контролируемыми, если обороты по ним превышают 60 млн. руб. в год

П. 1 ст. 105.14 НК РФ;

п. 3 ст. 105.14 НК РФ;

письма Минфина РФ от 03.10.2012 № 03-01-18/7-135, от 04.09.2015 № 03-01-11/51070

Письмо ФНС от 17.08.2017 № ЗН-4-17/[email protected]

Не признаются контролируемыми сделки, указанные в п. 4 ст. 105.14 НК РФ, в частности:

  • между участниками одной консолидированной группы налогоплательщиков;

[2]

Исключение — сделки с добытыми полезными ископаемыми, облагаемыми по ставке в процентах, а также сделки, доходы (расходы) по которым учитываются при расчете налоговой базы по налогу на дополнительный доход от добычи углеводородов.

  • между лицами, которые одновременно:
  • зарегистрированы в одном субъекте РФ;
  • не имеют ОП в других субъектах РФ, за пределами РФ;
  • не платят налог на прибыль в бюджеты других субъектов РФ;
  • отсутствуют условия для признания сделок контролируемыми по критериям, установленным подп. 2-6 п. 2 ст. 105.14 НК РФ;
  • не имеют убытков (включая убытки прошлых периодов, переносимые на будущие периоды);
  • по предоставлению поручительств (гарантий), если все стороны — небанковские российские организации;
  • по предоставлению беспроцентных займов между взаимозависимыми лицами — резидентами РФ и др.

Рассмотрев то, какие установлены критерии для контролируемых сделок в 2019 году, изучим такой аспект взаимоотношений налогоплательщиков и ФНС, как отчетность по соответствующим контрактам.

Какая отчетность установлена для контролируемых сделок («1С» и унифицированные формы)

В соответствии с п. 2. ст. 105.16 НК РФ участники контролируемых контрактов должны направлять в налоговую службу отчетный документ — уведомление. Срок его отправки по итогу года — 20 мая года, который следует за отчетным. В 2019 году этот документ составляется по форме, которая утверждена приказом ФНС от 07.05.2018 № ММВ-7-13/[email protected] Скачать ее можно на нашем сайте по ссылке.

Данный формуляр включает:

  • титульный лист, на котором отражается информация о налогоплательщике — ИП или юрлице;
  • разделы 1А и 1Б, в которых фиксируются сведения о каждой из контролируемых сделок (групп сделок);
  • разделы 2 и 3, в которых фиксируются данные о контрагентах налогоплательщика по контролируемым контрактам (группам контрактов).

Заполнять уведомление можно как вручную, так и с помощью популярных бухгалтерских программ, таких как 1С. Отправить его в ФНС можно на бумаге или в электронном виде по ТКС.

Законодательство РФ определяет широкий круг потенциальных субъектов контролируемых сделок. Ими могут быть как российские, так и зарубежные фирмы, работающие в РФ. В большинстве случаев они будут взаимозависимыми с партнерами по сделкам или будут иметь статус приравненных к взаимозависимым с ними. До 20 мая года, следующего за отчетным, налогоплательщики должны отчитываться перед ФНС по контролируемым сделкам.

Энциклопедия решений. Контролируемые сделки

Условия и особенности признания сделок контролируемыми установлены ст. 105.14 НК РФ.

В целях налогообложения контролируемыми сделками признаются сделки между взаимозависимыми лицами (с учетом особенностей, предусмотренных ст. 105.14 НК РФ).

При этом взаимозависимость лиц определяется в соответствии со ст.ст. 105.1 и 105.2 НК РФ.

Отдельные сделки в целях НК РФ приравниваются к сделкам между взаимозависимыми лицами. Соответственно, такие сделки также признаются контролируемыми при наличии особенностей, предусмотренных ст. 105.14 НК РФ.

К сделкам между взаимозависимыми лицами в целях НК РФ на основании п. 1 ст. 105.14 НК РФ приравниваются следующие сделки:

— сделки, совершаемые с участием посредников, не являющихся взаимозависимыми (при наличии обстоятельств, поименованных в пп. 1 п. 1 ст. 105.14 НК РФ);

— сделки в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли;

— сделки, одной из сторон которых является лицо, зарегистрированное в офшорной зоне.

Иные сделки могут быть признаны контролируемыми при наличии достаточных оснований полагать, что сделка является частью группы однородных сделок, совершенных в целях создания условий, при которых сделка не отвечала бы установленным в ст. 105.14 НК РФ признакам контролируемой сделки. Признание такой сделки контролируемой осуществляет суд по заявлению ФНС России (п. 10 ст. 105.14 НК РФ).

Читайте так же:  Калькуляционная карточка форма оп-1

Следует отметить, что под сделкой для целей применения положений раздела V.1 НК РФ признается каждая отдельная операция (транзакция) (например, отгрузка товаров, выполнение работ, оказание услуг, совершение операций с иным объектом гражданских прав), направленная на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. Таким образом, договор необязательно признается сделкой и может содержать в себе несколько сделок (письмо ФНС России от 30.08.2012 N ОА-4-13/[email protected]).

Налоговый контроль возможен в отношении не всех сделок между взаимозависимыми лицами (и приравненных к ним), а при соответствии их определенным критериям.

Основанием для признания контролируемыми сделок между взаимозависимыми лицами (и приравненных к ним сделок) является наличие одного из обстоятельств, предусмотренных в ст. 105.14 НК РФ, а именно:

— превышение суммы доходов по сделкам (сумма цен сделок) в календарном году установленного суммового критерия (по сделкам между налоговыми резидентами РФ — 1 миллиард рублей, для отдельных категорий сделок в п. 3 и 7 ст. 105.14 НК РФ установлены более низкие пороговые значения)*(1);

— имеет место одно из обстоятельств, указанных в пп.пп. 2-7 п. 2 ст. 105.14 НК РФ (одна из сторон сделки является налогоплательщиком НДПИ, ЕСХН, ЕНВД, или применяет льготный режим налогообложения налогом на прибыль организаций, а другие стороны сделки — нет);

— сделка не поименована в п. 4 ст. 105.14 НК РФ.

В отношении сделок между взаимозависимыми лицами, в которых одна из сторон не является налоговым резидентом РФ, особенности в виде требований к размеру суммы доходов в целях признания таких сделок контролируемыми не предусмотрены. Поэтому такие сделки признаются контролируемыми вне зависимости от размера суммы доходов, полученных по ним (письма Минфина России от 04.09.2015 N 03-01-11/51070, от 28.05.2015 N 03-01-18/30961, от 09.04.2015 N 03-01-18/20054, от 28.01.2013 N 03-01-18/1-17, от 03.10.2012 N 03-01-18/7-135).

При этом НК РФ не раскрывает содержание понятия налогового резидентства организации. В связи с этим при решении вопроса о налоговом резидентстве организации необходимо руководствоваться положениями соответствующего соглашения об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество, заключенного между Российской Федерацией и другими государствами (письмо Минфина РФ от 03.10.2012 N 03-01-18/7-135).

Для целей признания сделок контролируемыми сумма доходов по сделкам за календарный год определяется путем сложения сумм полученных доходов по таким сделкам с одним лицом (взаимозависимыми лицами) за календарный год с учетом порядка признания доходов, установленных главой 25 НК РФ (п. 9 ст. 105.14 НК РФ).

Существует еще одно условие, необходимое для признания сделок контролируемыми. В результате совершения данных сделок хотя бы одной стороне необходимо учесть доходы, расходы и (или) стоимость добытых полезных ископаемых, в результате чего должна увеличиться или уменьшиться база по налогу на прибыль, НДФЛ, НДПИ или НДС (п. 11 ст. 105.14, п.п. 4 и 13 ст. 105.3 НК РФ). Полнота уплаты только этих налогов контролируется в ходе проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами (п. 4 ст. 105.3 НК РФ).

*(1) Согласно переходным положениям, установленным в ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 227-ФЗ, указанные пороговые значения действуют с 2014 года. В 2012 году предельная сумма доходов по сделкам между лицами, указанными в абз. 1 п. 2 ст. 105.14, составляла 3 млрд. рублей, а в 2013 году — 2 млрд. рублей.

Контролируемые сделки

С 2012 года действует глава V.1 НК РФ, которая посвящена налоговому контролю сделок между взаимозависимыми лицами (и лицами, приравненными к взаимозависимым) на предмет соответствия цен по ним рыночным.

Регламент подготовки уведомления предполагает исполнение четырех этапов, представленных на схеме:

Помощник подготовки уведомления о контролируемых сделках расположен в разделе Регламентированный учет – Контролируемые сделки – Уведомление о контролируемых сделках . Уведомление составляется за выбранный отчетный год в рамках конкретной организации.

На этапе подготовки данных работа строится путем постепенного указания необходимой информации. По кнопке Выгрузить уведомление создается файл(ы) в формате XML, который соответствует утвержденному ФНС формату:

При выгрузке нужно указать каталог размещения сформированного файла(ов). После передачи уведомления в ФНС внести изменения в предоставленные материалы можно путем создания корректировки уведомления.

Контролируемые сделки: чиновники разъясняют

Сотрудники финансового ведомства в своих письмах разъясняют неоднозначные нормы Закона о трансфертном ценообразовании

После 1 января 2012 года в отношении контролируемых сделок применяется новый порядок признания лиц взаимозависимыми и налогообложения сделок между этими лицами (Федеральный закон от 18.07.2011 № 227-ФЗ). Раздел V.1 Налогового кодекса полностью посвящен регулированию вопросов взаимозависимости лиц для целей налогообложения. Новые статьи Налогового кодекса детализируют положения о трансфертных ценах, взаимозависимых лицах, налогообложении сделок между этими лицами, устанавливают перечень контролируемых сделок, а также регулируют вопросы налогового контроля таких сделок.

Однако новые нормы компании понимают неоднозначно, в связи с чем в Министерство финансов РФ было направлено значительное количество обращений. Главное финансовое ведомство страны выпустило ряд разъяснений о новых правилах трансфертного ценообразования. Отсутствие в письмах финансового ведомства внятных разъяснений вполне объяснимо: ранее подобных норм законодательство не содержало, правопримени­тельная практика сложиться не успела.

Доходы по сделкам между взаимозависимыми лицами

Заслуживают внимания письма финансового ведомства (письма Минфина России от 18.05.2012 № 03-01-18/4-64, № 03-01-18/4-65, от 11.05.2012 № 03-01-18/3-59, № 03-01-18/3-60, № 03-01-18/3-61), которые дают ответ на один из основных вопросов, касающихся методики расчета доходов по сделкам с целью отнесения этих сделок к категории контролируемых.

Установлено, что некоторые сделки являются контролируемыми лишь в случае превышения определенного суммового критерия (п. 7 ст. 105.14 НК РФ). При этом при определении этого критерия возникла неясность, следует ли определять сумму доходов исходя из сделок, совершенных фирмой с одним взаимозависимым лицом, либо необходимо учитывать сумму цен сделок, заключенных со всеми взаимозависимыми лицами в совокупности.

По мнению Минфина России, факт превышения суммового критерия устанавливают по каждой совокупности сделок, совершенных с каждым взаимозависимым лицом. То есть в рамках определенной категории сделок суммироваться должны доходы, полученные только по тем из них, которые заключены с одним и тем же лицом.

Читайте так же:  Пенсионные платежи предпринимателя

В многосторонних сделках следует суммировать доходы по всем сделкам (в рамках одной категории), сторонами которых являются указанные лица.

Если у компании в рамках одной категории заключено несколько сделок с разными не взаимозависимыми лицами, то доходы по данным сделкам не суммируют.

При отсутствии у фирмы информации о сумме дохода другого участника сделки для целей определения суммы доходов по сделкам за календарный год она может использовать расчетную величину суммы дохода этого участника (письма Минфина России от 11.07.2012 № 03-01-18/5-96, от 25.06.2012 № 03-01-18/4-78).

Сумму дохода, рассчитываемую по контролируемым сделкам, определяют по правилам, установленным главой 25 Налогового кодекса (письмо Минфина России от 05.07.2012 № 03-01-18/5-92).

То есть фирма, за рядом определенных исключений, уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов. Суммовой порог для целей определения контролируемых сделок будет рассчитан сложением оставшихся после вычетов расходов, сумм по сделкам с взаимозависимым лицом за календарный год.

Если взаимозависимое лицо временно не являлось таковым

Кодекс не конкретизирует, в каком порядке следует учитывать сумму дохода по сделкам с взаимозависимым лицом в отчетном периоде, в случае если часть этого периода стороны не являлись взаимозависимыми.

Позиция министерства по данному вопросу такова (письмо Минфина России от 05.07.2012 № 03-01-18/5-92): при определении суммового критерия в течение отчетного периода необходимо учитывать доходы по сделкам между взаимозависимыми лицами только за тот период, в котором эти лица являлись взаимозависимыми.

Это мнение чиновников, улучшающее положение фирмы, к сожалению, не оформлено в виде нормативного акта, и гарантировать, что в ходе правоприменительной практики мнение контролеров не изменится, невозможно.

Договор беспроцентного займа

У многих компаний возник вопрос о наличии налоговых рисков при заключении взаимозависимыми сторонами договора беспроцентного займа.

Следует отметить, что такие сделки всегда привлекали к себе повышенное внимание контролеров. Однако в отсутствие четкой официальной позиции и окончательно оформленной арбитражной практики претензии налоговиков не всегда приводили к доначислениям.

Финансисты считают, что договор беспроцентного займа является примером создания финансовых условий, отличных от тех, которые имели бы место в сделках между лицами, не являющимися взаимозависимыми (письмо Минфина России от 24.02.2012 № 03-01-18/1-15). Как следствие, любые доходы, полученные одним из взаимозависимых лиц по такой сделке, должны учитываться у этого лица для целей налогообложения.

Кроме того, даже если стороны договора беспроцентного займа не являются взаимозави­си­мыми в силу 11 критериев взаимозависимости (п. 2 ст. 105.1 НК РФ ), фирме не стоит забывать, что сторона сделки может быть признана судом взаимозависимым лицом по иным основаниям.

В связи с небольшим сроком практического применения новых правил трансфертного ценообразования и отсутствием арбитражной практики по данному вопросу определить примерный перечень таких оснований на данный момент невозможно.

Уведомление налоговиков о наличии контролируемых сделок

Одним из новых обязательств сторон контролируемой сделки является уведомление налоговой инспекции по своему местонахождению обо всех совершенных контролируемых сделках.

Обращаем внимание, что с 2013 года бухгалтерам необходимо отметить еще одну отчетную дату — 20 мая года, следующего за календарным годом, в котором совершены контролируемые сделки. Это срок, не позднее которого сторона контролируемой сделки обязана уведомить налоговое ведомство о совершении такой сделки.

Эти требования применяют к контролируемым сделкам, доходы или расходы по которым признаются с 1 января 2012 года независимо от даты заключения договора (письмо Минфина России от 02.03.2012 № 03-01-10/1-24).

Такое требование закона распространяется как на юридические лица, так и на физических лиц, в том числе на не обладающих статусом предпринимателя (письмо Минфина России от 05.07.2012 № 03-01-18/5-91).

При этом ответственность за непредставление уведомления либо предоставление недостоверной информации установлена в размере 5000 рублей для всех категорий налогоплательщиков.

Однако, учитывая, что для отнесения сделок в разряд подконтрольных Налоговый кодекс вводит достаточно серьезный суммовой порог, логично предположить, что в большинстве случаев взаимозависимые сделки с участием физических лиц не будут контролироваться.

Если привлечен посредник

Сделки между взаимозависимыми лицами, совершенные через посредников, которые только организовывают сделки, не принимая на себя никаких рисков, относят к категории контролируемых.

При этом согласно мнению финансистов (письмо Минфина России от 09.04.2012 № 03-01-18/3-46) такие сделки являются контролируемыми без определения суммового порога, предусмотренного для остальных подконтрольных сделок.

На чем был основан данный вывод финансового ведомства, не ясно. Возможно, мнение чиновников базируется на том, что стороны сделки не являются взаимозависимыми, тогда как суммовой порог (п. 2 ст. 105.14 НК РФ) прямо указывает на взаимозависимых лиц.

Следовательно, на них должны распространяться положения Налогового кодекса о трансфертном ценообразовании, в том числе положения о величине доходов по таким сделкам.

Видео (кликните для воспроизведения).

Разъяснения чиновников и экспертов

Источники


  1. Ванская, Г.П. Библиотечно-библиографическая классификация. Средние таблицы. Практическое пособие. Выпуск 2: 65/68 У/Ц Экономика. Экономические науки; Политика. Политология; Право. Юридические науки; Военное дело. Военная наука / Г.П. Ванская. — М.: Либерея, 2017. — 883 c.

  2. Шумега, С.С Технология столярно- мебельного производства; М.: Лесная промышленность, 2012. — 288 c.

  3. Пчелинцева, Л.М. Семейное право России; Норма, 2011. — 704 c.
  4. Гамзатов, М.Г. Английские юридические пословицы, поговорки, фразеологизмы и их русские соответствия / М.Г. Гамзатов. — М.: СПб: Филологический факультет СПбГУ, 2004. — 142 c.
  5. Гельфер, Я. М. История и методология термодинамики и статистической физики / Я.М. Гельфер. — Москва: СПб. [и др.] : Питер, 2013. — 536 c.
Контролируемые сделки
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here