Камеральные и выездные проверки

Важный материал на тему: "Камеральные и выездные проверки" с профессиональной точки зрения. Если возникнут вопросы, вы всегда их можете задать дежурному юристу.

Сроки проведения камеральной и выездной налоговых проверок

Срок проведения камеральной налоговой проверки, аналогично сроку проведения выездных проверочных мероприятий, установлен НК РФ. Рассмотрим, каковы предельные сроки проведения проверочных действий, в каких случаях они могут быть продлены и приостановлены.

p, blockquote 1,0,0,0,0 —>

Сколько длится выездная налоговая проверка?

Предельный срок рассматриваемых проверочных действий – 2 месяца (п. 6 ст. 89 НК РФ). Однако это лишь общее правило, из которого имеются исключения. В частности, филиалы и представительства фирмы могут проверяться не дольше месяца.

p, blockquote 3,0,0,0,0 —>

Проверка начинается с момента вынесения руководителем ФНС (его замом) решения. Например, если решение вынесено 7 февраля, то проверка, по общему правилу, не может продолжаться после 7 апреля.

p, blockquote 4,0,0,0,0 —>

Оканчиваются проверочные мероприятия составлением справки. Она заполняется в последний день срока оценки правильности исчисления и уплаты фирмой налогов (п. 15 ст. 89 НК РФ).

p, blockquote 5,0,0,0,0 —>

Двухмесячный срок может продляться и приостанавливаться. Разберем эти вопросы подробнее.

p, blockquote 6,0,1,0,0 —>

Возможно ли продление срока выездной проверки? Выездная налоговая проверка не может продолжаться более 6 месяцев, либо одного года?

Правило о двухмесячном сроке может быть изменено, поскольку п. 6 ст. 89 НК РФ предоставляет ФНС возможность увеличить его путем продления. Первое продление увеличивает срок на 2 месяца, а второе – еще на два.

p, blockquote 7,0,0,0,0 —>

Повторное продление возможно только в исключительных случаях, которые ФНС необходимо обосновать. Таким образом, максимальный срок выездных мероприятий путем продления может быть увеличен до полугода.

p, blockquote 8,0,0,0,0 —>

Сроки не могут продлятся произвольно, этому должно быть дано обоснование со стороны ФНС. Основания для продления срока, и процедура отражены в Приложении № 4 к Приказу ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/[email protected]

p, blockquote 9,0,0,0,0 —>

Проверка продлевается, если:

p, blockquote 10,0,0,0,0 —>

  1. Налогоплательщик относится к категории крупнейших.
  2. Если в ФНС поступили сведения о нарушении требований законодательства проверяемым юр. лицом, а их проверка требует дополнительных временных затрат.
  3. Возникли чрезвычайные обстоятельства на территории проверяемого, в частности, пожар, потоп.
  4. В составе проверяемой фирмы имеются обособленные подразделения.
  5. Запрашиваемые документы не предоставляются проверяемой организацией.

Данный перечень оснований не является исчерпывающим. В частности, продление срока может быть мотивировано значительным объемом документации, которую необходимо изучить, большим количеством видов налогов, уплачиваемых фирмой, существенным разнообразием видов деятельности, которыми занимается проверяемое юридическое лицо.

p, blockquote 11,0,0,0,0 —>

Часто задается вопрос, какой предельный срок проверочных мероприятий? Такой срок составляет 1 год (полгода — максимальный срок с учетом продления, плюс полгода — с учетом максимально возможного приостановления).

p, blockquote 12,1,0,0,0 —>

Как продляется срок проведения выездной налоговой проверки?

Решение может быть принято руководителем или замом руководителя ФНС, вышестоящего проверяющей инспекции. В некоторых случаях, решение принимается исключительно руководителем ФНС России (его замом). В п. 3 Оснований, приведенных в Приложении № 4 к Приказу № ММВ-7-2/[email protected] содержатся основания для продления проверочных мероприятий высшими должностными лицами ФНС.

p, blockquote 13,0,0,0,0 —>

Они выносят соответствующее решение, если:

p, blockquote 14,0,0,0,0 —>

  1. Требуется продлить проверку, которая проводится региональной ФНС.
  2. Проводится межрегиональная проверка.
  3. Проверка осуществляется ФНС России.

Форма решения утверждена на законодательном уровне, однако она необязательна к применению, соответственно, данный документы может быть составлен по произвольному шаблону, а неиспользование утвержденной формы не является нарушением законодательства.

p, blockquote 15,0,0,0,0 —>

Приостановление срока выездной проверки

Как уже упоминалось, сотрудники ФНС вправе приостановить проверочные мероприятия (п. 9 ст. 89 НК РФ). Течение срока останавливается на период от одного дня до полугода, но не более, поскольку более длительное приостановление срока законом не предусмотрено.

p, blockquote 16,0,0,0,0 —>

При приостановлении проверочных мероприятий, должностные лица ФНС обязаны покинуть территорию проверяемого, прекратить истребование документов, вернуть истребованные ранее документы до окончания срока приостановления. Требование о возвращении документов не касается бумаг, изъятых во время выемки.

p, blockquote 17,0,0,0,0 —>

В период приостановления проверочных действий ФНС имеет право истребовать сведения у контрагентов проверяемого юридического лица (ст. 93.1 НК РФ), вызывать сотрудников организации для дачи пояснений, допрашивать свидетелей на территории ФНС (прямого запрета на это нет).

Проверка приостанавливается лишь при наличии оснований для этого, к которым в п. 9 ст. 89 НК РФ отнесены:

p, blockquote 19,0,0,0,0 —>

  1. Необходимость проведения экспертизы.
  2. Направление запроса в иностранные гос. органы.
  3. Перевод иностранных документов юридического лица.
  4. Истребование сведений и документов у контрагентов.

Напоминаем, что срок приостановления проверочных действий не может длиться более полугода. При этом, приостановление может производиться неоднократно.

Каков срок проведения камеральной налоговой проверки?

В п. 2 ст. 88 НК РФ закреплено, что камеральные проверочные мероприятия не могут продолжаться более 3 месяцев. Данный срок начинает течение после получение ФНС декларации налогоплательщика. При этом, если налоговый орган не сразу приступил к проверке документов, срок не приостанавливается.

p, blockquote 21,0,0,0,0 —>

Камеральные проверочные действия, в отличие от выездных, не могут ни приостанавливаться, ни продлеваться.

p, blockquote 22,0,0,0,0 —>

Например, декларация поступила в налоговый орган 1 июня 2017 года. Это значит, что максимальный срок камеральной проверки – до 1 сентября 2017 года.

p, blockquote 23,0,0,0,0 —>

Нарушение 3-месячного срока не влечет безусловного признания действий ФНС незаконными, поскольку такое нарушение не признается существенным.

Таким образом, НК РФ предусматривает различные сроки для проведения проверок, которые в некоторых случаях могут продлеваться, либо приостанавливаться.

Налоговый контроль. Камеральная и выездная налоговые проверки

Налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном Налоговым Кодексом. Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, НК РФ.

Читайте так же:  Кбк усн для ип

Существуют два вида налоговых проверок: камеральные и выездные.

Камеральная налоговая проверка проводится по местонахождения налоговой инспекции. Она начинается после представления в налоговую инспекцию налоговой декларации или отчетности. Какое-либо специальное разрешение на ее проведение не требуется. Дополнительные сведения и документы могут быть истребованы налоговым органом в ходе камеральной проверки. Целью камеральной проверки является выяснение, соблюдает ли налогоплательщик законодательство о налогах и сборах. Предельный срок камеральной проверки ограничен тремя месяцами со дня предоставления налогоплательщиком документов.

Лицо, проводящее камеральную налоговую проверку, обязано рассмотреть предоставленные налогоплательщиком пояснения и документы. Если по результатам рассмотрения будет установлен факт нарушения налогового законодательства, то составляется акт проверки и к нарушителю применяются налоговые санкции.

Выездная налоговая проверка проводится на территории налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа. Исключением является случай, когда налогоплательщик не имеет возможности предоставить проверяющим необходимое помещение. Тогда проверка проводится по местонахождению налоговой инспекции. Решение о проведении выездной налоговой проверки выносит налоговый орган по месту нахождения организации или по месту жительства физического лица. Выездная налоговая проверка в отношении одного налогоплательщика может проводиться по одному или нескольким налогам.

Предметом выездной налоговой проверки является правильность исчисления и своевременность уплаты налогов, если иное не предусмотрено настоящей главой.

В рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.

Налоговые органы не вправе проводить две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период.

Выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. Указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях — до шести месяцев.

Срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке.

Налогоплательщик обязан обеспечить возможность должностных лиц налоговых органов, проводящих выездную налоговую проверку, ознакомиться с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов.

При проведении выездной налоговой проверки у налогоплательщика могут быть истребованы необходимые для проверки документы.

В последний день проведения выездной налоговой проверки проверяющий обязан составить справку о проведенной проверке, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения, и вручить ее налогоплательщику или его представителю.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Камеральная налоговая проверка

Камеральная налоговая проверка является основной формой проведения налогового контроля и проводится по месту нахождения налогового органа.

Целью камеральной налоговой проверки является контроль над соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах.

Срок проведения камеральной налоговой проверки

Камеральная налоговая проверка начинается после представления в налоговую инспекцию налоговую декларацию или расчет.

Для начала проверки не требуется какого-либо специального решения руководителя налогового органа.

Камеральная налоговая проверка проводится в течение трёх месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета).

Предмет камеральной налоговой проверки

Камеральная налоговая проверка проводится на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

К другим документам относятся:

ранее представленные налоговые декларации (расчеты);

документы, полученные налоговым органом с первоначальной налоговой декларацией (расчетом) при проведении камеральной налоговой проверки уточненной налоговой декларации (расчета);

документы, ранее полученные (составленные) в ходе выездных и камеральных налоговых проверок, иных мероприятий налогового контроля;

документы, полученные налоговым органом при осуществлении им иных функций, законодательно отнесенных к компетенции налоговых органов (по валютному контролю, проверкам контрольно-кассовой техники, полноты учета выручки и так далее);

[3]

решения (постановления) налоговых органов;

заявления и сообщения, полученные от налогоплательщика и третьих лиц;

материалы, полученные от правоохранительных и иных органов, от внебюджетных фондов, в том числе в соответствии с ведомственными соглашениями с ФНС России, региональными ведомственными соглашениями и так далее;

иные документы и сведения, полученные на законных основаниях, в том числе указанные в методологических документах ФНС России о проведении предпроверочного анализа налогоплательщика.

Какие документы и пояснения ИФНС вправе потребовать при камеральной налоговой проверке

При камеральной проверке декларации ИФНС вправе потребовать от организации представить дополнительные документы или пояснения в следующих ситуациях:

Ситуация

Что вправе потребовать ИФНС

В декларации обнаружены ошибки

Пояснения или исправленную (уточненную) декларацию.

Выявлено, что сведения, содержащиеся в декларации, противоречат сведениям из представленных документов

Выявлено, что сведения, содержащиеся в декларации, не соответствуют сведениям из документов, имеющихся в ИФНС

Документы, подтверждающие достоверность сведений в декларации.

Представлена убыточная декларация

Пояснения, обосновывающие размер убытка.

Представлена уточненная декларация, в которой сумма налога к уплате меньше, чем в ранее представленной декларации за тот же период

Пояснения, обосновывающие уменьшение суммы налога.

По истечении двух лет с последнего дня срока подачи декларации представлена уточненная декларация, в которой по сравнению с ранее представленной декларацией увеличен убыток или уменьшена сумма налога, исчисленная к уплате.

Любые документы, подтверждающие обоснованность уменьшения суммы налога к уплате или увеличения убытка, в том числе:

регистры налогового учета

К декларации не приложены обязательные сопутствующие документы

Документы, которые должны прилагаться к декларации.

Например, документы, подтверждающие нулевую ставку НДС.

В декларации заявлены налоговые льготы

Документы, подтверждающие ваше право на эти льготы.

Например, документы, подтверждающие реализацию услуг, освобожденных от НДС

В декларации по НДС заявлена сумма налога к возмещению

Документы, подтверждающие правомерность вычетов по НДС.

Например, счета-фактуры поставщиков, первичные документы на приобретение товаров (работ, услуг)

В декларации по НДС содержатся сведения об операциях, которые:

  • или противоречат другим сведениям из этой же декларации;
  • или не соответствуют сведениям об этих же операциях, содержащимся в декларации по НДС, представленной другим лицом, либо в журнале учета счетов-фактур, представленном лицом, которое обязано подавать в ИФНС такой журнал
Читайте так же:  Расчетный лист при увольнении

Пояснения и любые документы (в т.ч. счета-фактуры и первичные документы), относящиеся к операциям, в сведениях о которых выявлены противоречия или несоответствия.

Представлена декларация по НДПИ, водному или земельному налогам

Документы, являющиеся основанием для исчисления и уплаты этих налогов.

Порядок проведения камеральной налоговой проверки

В случае выявления ошибок и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.

В случае если налогоплательщик представляет в налоговый орган пояснения относительно выявленных ошибок в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, он так же вправе дополнительно представить в налоговый орган выписки из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета и (или) иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию (расчет).

Налоговый инспектор, который проводит камеральную проверку, в свою очередь обязан рассмотреть представленные налогоплательщиком пояснения и документы.

Видео (кликните для воспроизведения).

Если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений налогоплательщика налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки в порядке, предусмотренном НК РФ.

Если налоговый орган не выявляет в представленной налогоплательщиком налоговой декларации (расчете) ошибок или не соответствий, то акт проверки не оформляется, т.е. налогоплательщик даже не узнает, что в отношении поданной им декларации (расчете) проводилась камеральная проверка.

В случае если в налоговой декларации налогоплательщик заявил какие-либо льготы или предъявил НДС к возмещению из бюджета, то налоговый орган проводит углубленную камеральную проверку и имеет право истребовать в установленном порядке документы, подтверждающие право налогоплательщиков на налоговые льготы .

Составление акта камеральной налоговой проверки

При составлении акта проверяющие должны соблюдать следующие правила:

акт составляется в двух экземплярах по утвержденной форме и должен содержать установленные Налоговым кодексом РФ сведения;

акт подписывается инспектором и проверенным налогоплательщиком или его представителем;

инспектор должен составить акт в течение 10 рабочих дней со дня окончания проверки, по итогам которой выявлены нарушения;

экземпляр акта в течение пяти рабочих дней с даты его составления вручается налогоплательщику или его представителю.

При этом акт камеральной проверки должен состоять из следующих частей:

вводной части (общие положения);

описательной части (установленные факты);

итоговой части (выводы налоговых органов, предложения по устранению выявленных нарушений и ссылки на статьи об ответственности за эти правонарушения).

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

Разница между выездной и камеральной проверкой

Законодательством России предусмотрены 2 вида государственных проверок — выездные и камеральные. В чем их сущность?

Факты о камеральных проверках

Камеральная проверка — это контрольное мероприятие, осуществляемое государственными инспекторами по месту их работы. Обычно оно состоит в изучении отчетных документов, предоставленных в государственный орган. Таких как, например, налоговые декларации. Если проходит камеральная таможенная проверка, то нередко проверяются и транспортные документы, а также иные источники, удостоверяющие перевозку товаров через границу России.

Если в ходе камеральной проверки инспектор выявит нарушение, то в адрес проверяемой организации может быть вынесено предписание по его устранению. Но если с документами все в порядке, то фирму обычно никак не уведомляют о факте проведения данного контрольного мероприятия. Проверяемая организация также имеет возможность направить в контролирующее ведомство возражения по поводу результатов изучения документов.

Как правило, нарушения, обнаруживаемые в ходе камеральных проверок, связаны с ошибками в отчетных источниках, с просрочкой их предоставления в государственный орган или с некорректной их комплектацией. Поэтому все, что нужно обычно сделать проверяемой организации в ответ на получение предписания об устранении недоработок, — перенаправить в контролирующее ведомство новый или исправленный пакет документов.

Факты о выездных проверках

Выездная проверка — это контрольное мероприятие, которое осуществляется государственными инспекторами непосредственно на территории проверяемых организаций. Нередко дополняет камеральную — то есть оба мероприятия могут быть выполнены одной и той же госструктурой. Если у фирмы нет возможности принять представителей ведомств у себя, то встреча с ними проводится все-таки в территориальном подразделении соответствующего государственного органа.

Выездная проверка может быть связана с изучением не только отчетных документов, но и бухгалтерских, и любых других, что отражают финансово-хозяйственные операции фирмы. Также при выездных проверках нередко проверяются фактические условия деятельности компании, проводятся различные тесты и измерения.

По итогам соответствующих контрольных мероприятий государственные ведомства могут выносить различные предписания, которые проверяемые организации обязаны устранять в установленные сроки.

Следует отметить, что выездные проверки бывают плановыми и внеплановыми. Мероприятия первого типа осуществляются по графику, который обычно заблаговременно публикуется — например, на сайте контролирующего ведомства. Поводом для внеплановых проверок может стать получение проверяющей госструктурой информации о том, что подконтрольная организация допускает нарушения в своей работе.

Камеральные мероприятия, в принципе, также проводятся в соответствии с планом — однако составляется он исключительно для внутриведомственного пользования. Проверяемые организации, как мы отметили выше, могут в принципе ничего не знать о фактах проведения соответствующих проверок предоставленных ими отчетных документов.

Главное отличие выездной проверки от камеральной, как это можно понять из названия соответствующих мероприятий, — в месте их проведения. В первом случае таковым является территория подконтрольного объекта, во втором — место работы инспекторов ведомства. Также выездные и камеральные мероприятия отличаются по содержанию. Проверки первого типа обычно более глубокие и всесторонние. В рамках камеральных мероприятий, как правило, изучаются только документы — из числа тех, что предоставлены организацией в контролирующее ведомство в порядке отчетности.

Рассмотрев то, в чем разница между выездной и камеральной проверкой, зафиксируем выявленные нами критерии в небольшой таблице.

Читайте так же:  Приглашение присяжного заседателя в суд – что делать

Виды налоговых проверок: камеральная и выездная

Налоговые проверки проводятся с целью контроля, а также проверки налогоплательщика на соблюдение законодательства по выплате и расчётам налогов и сборов.

Основная задача проверок: обработать документы, а также бумаги связанные с получением прибыли и доходов.

Камеральная проверка

Проверка проводится на основании представленных документов, деклараций, по которым проводилось начисление налога. Камеральная проверка проходит в налоговом органе, без выезда на место.

Инспектор проводит проверку без дополнительных указаний и решения руководства.

Налоговые декларации будут подвержены камеральной проверке, вне зависимости от периодичности их предоставления.

Выездная проверка

Выездная проверка проводится на территории проверяемого предприятия. Налоговый инспектор оповещается о проведении выездной проверки решением руководителя налогового органа.

Проверка назначается на основании проведения камеральной проверки: при установлении недочётов, ошибок в исчислении налога, недоверии к предоставленной информации.

Если помещение для проверки не может быть представлено или налогоплательщик отсутствует, то проверка проводиться на территории налогового органа.

Проверка осуществляется только с указания руководителя налогового органа. Основной задачей является проверка начислений и их своевременные выплаты.

Основные аспекты расчета и перечисления налога на имущество организаций в бюджет установлены нормами налогового кодекса и регионального законодательства.

Прочитать о внебюджетных фондах можно здесь.

Основные сроки проведения проверки

Инспектор проводит камеральную проверку в течение трёх месяцев со дня получения декларации.

Выездная проверка должна быть проведена в течение двух месяцев. В отдельных случаях срок может быть продлён до четырёх и даже до шести месяцев.

Основания для продления срока:

  • Крупные предприятия.
  • Полученная информация от правоохранительных органов (нарушение налогообложения).
  • Форс-мажорные обстоятельства (во время проверки стихийные бедствия, пожар и т.д.).
  • Если предприятие имеет более четырёх филиалов (4 месяца), 10 и более подразделений (6 месяцев).
  • Иные обстоятельства (объём документов, количество подразделений, сложность технологического процесса).

Руководитель налогового органа вправе приостановить проверку, по причинам:

  • Необходимы дополнительные сведения, документы.
  • Ожидание информации от иностранных предприятий.
  • Необходимость проведения экспертиз.
  • Перевод на русский язык документации.

При запросе информации от иностранных организаций, срок может быть продлён ещё на три месяца.

По общим срокам выездная проверка не должна превышать двух месяцев. Отсчет срока проверки начинается с момента подписания решения до дня выдачи справки.

Порядок проведения налоговой проверки

При камеральной проверке, получив декларацию и документы, налоговый орган проводит первичную проверку, по итогам которой могут потребоваться дополнительные документы.

При несоответствии данных налоговый орган может запросить дополнительные сведения. Срок их сдачи и предоставления пять дней.

Налоговый орган вправе вызывать письменным уведомлением налогоплательщика, а также лиц, которые могли бы дать разъяснения об уплате налога. В случае отказа либо не предоставлении бумаг в течение 5 суток налоговый орган может изъять документы.

Налоговым органом может быть сделан расчет налога по аналогии других предприятий. Если будут выявлены ошибки в исчислении налогов, будет выдвинуто требование по выплате недостающей суммы.

Проверяемый период не может быть более трех лет предшествующих году вынесения постановления о проверке.

При использовании налоговых льгот могут потребоваться бумаги, подтверждающие права получения льгот.

При подаче декларации по НДС, если заявлено право на возмещение, могут потребоваться документы, подтверждающие данное право.

Выездная проверка проводится по специальным правилам. В целях получения сведений может быть проведена инвентаризация, для выявления имущества не заявленного в декларации, но подлежащего налогообложению.

Приказ о проведении ревизии дает начальник налоговой инспекции. Проверкой может быть затронут любой период времени работы.

При проверке инспектор может потребовать предоставить подлинники документов, а также их копии. Для этого составляется запрос, в нём указывается: наименование и вид документа. Срок предоставления 10 дней.

Если бумаги не могут быть представлены в установленный срок, то налогоплательщик письменно уведомляет, в течение следующего дня после получения запроса, проверяющий орган о невозможности (указываются причины) предоставления документов в установленный срок.

После получения уведомления, в течение двух дней налоговый руководитель выносит решение, об отказе либо продлении срока предоставления бумаг.

В последний день проверки налоговый инспектор должен вручить налогоплательщику справку о проведении проверки, если тот отказался принимать документ, справку отправляют заказным письмом.

Узнайте подробности как заполнить декларацию 3-НДФЛ — для декларации доходов и получения налоговых вычетов.

Все способы начисления амортизации здесь.

Оформление результатов налоговой проверки

При выявлении ошибок или неточностей при камеральной проверке будет сформировано требование по предоставлению дополнительных документов в течение пяти дней.

В случае выявления нарушений в течение 10 дней, после завершения проверки, налоговым органом составляется акт.

По окончании проведения выездной проверки выдаётся справка, после получения которой в течение двух месяцев должен быть составлен акт.

Акт должен быть вручен в течение 5 дней с момента составления налогоплательщику под расписку. В случае отказа от получения акта, его пересылают по почте. Датой получения заказного письма будет считаться 6-ой день с момента отправки письма.

Возражения принимаются в течение 15 дней после вручения акта. В течение десяти дней начальник налогового органа должен рассмотреть дело и вынести решение. Решение можно обжаловать в вышестоящем налоговом органе либо в суде.

Чтобы знать об обновлениях сайта, подписывайтесь по RSS, или cледите за нами в социальных сетях: ВКонтакте, Одноклассники, Twitter, Facebook, Google Plus.

7 thoughts on “ Виды налоговых проверок: камеральная и выездная ”

Добрый день. Может ли кто-нибудь подсказать, дело в том, что я недавно зарегистрировался как ИП, работаю по ЕНВД, без сотрудников, помещение арендую. Налоги плачу вовремя. Могу ли я ожидать выездную проверку? И если да, то в каких случаях?

Здравствуйте, Иван. Вряд ли к вам будет направлена выездная проверка,если все вышеперечисленное вами соблюдается. Обычно выездная проверка (как указано в статье) назначается при выявлении неточностей и недочетов на основании камеральной проверки.
А также в случае подачи уточненной декларации налоговые органы вправе проверить период, за который она представлена, в рамках соответствующей выездной налоговой проверки (п. 4 ст. 89 НК РФ).

Здравствуйте. Подскажите,мы ООО на Общей системе налогообложения. Собираемся ликвидироваться. Как считаете, при ликвидации предприятия возможна выездная проверка?

Читайте так же:  Срок рассмотрения обращения в прокуратуру

При ликвидации налоговая может запросить у вас список документов и если посчитает нужным,то будет выездная проверка,это зависит от того насколько убедительными будут ваши аргументы в налоговой чтобы не проводить выездную проверку.

Добрый день, подскажите пж-та,налоговая запросила перечень документов, для того,чтоб принять решение о необходимости выездной проверки. Как считаете, придут?

Работаю ЕНВД налоги оплачивают своевременно.Запросили книгу доходов и расходов.Налоговыми правы?

[1]

Была проведена камеральная налоговая проверка, в ходе которой налоговый орган выявил ряд ошибок, однако большая часть налога решением налогового органа была подтверждена к возмещению. В тексте акта и решения, вынесенных по результатам камеральной проверки, дана оценка представленным документам.
Спустя несколько месяцев в ходе выездной налоговой проверки, исследуя те же документы, налоговый орган приходит к противоположным выводам и выносит решение о доначислении НДС.
Допустима ли такая ситуация?

Правовая характеристика камеральной и выездной налоговой проверки

Налоговая проверка — это процессуальное действие налогового органа по контролю за правильностью исчисления, своевременностью и полнотой уплаты (перечисления) налогов (сборов). Оно осуществляется путем сопоставления фактических данных, полученных в результате налогового контроля, с данными налоговых деклараций, представленных в налоговые органы.

В зависимости от объема проверяемой документации и места проведения налоговой проверки они делятся на камеральные и выездные.

Камеральная проверка — это проверка представленных налогоплательщиком налоговых деклараций и иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, а также проверка других имеющихся у налогового органа документов о деятельности налогоплательщика, проводимая по месту нахождения налогового органа.

В настоящее время камеральные проверки остаются существенным фактором пополнения бюджета. Обнаруженные в ходе камеральных проверок ошибки в самих налоговых декларациях, в обосновании льгот дают существенную прибавку в платежах в бюджет.

Камеральная проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, если законодательством о налогах и сборах не предусмотрены иные сроки. Целью камеральной проверки является контроль за соблюдением налогоплательщиками законодательных и иных нормативных правовых актов о налогах и сборах, выявление и предотвращение налоговых правонарушений, взыскание сумм неуплаченных (не полностью уплаченных) налогов и соответствующих пени, возбуждение при наличии оснований процедуры взыскания в установленном порядке налоговых санкций, а также подготовка необходимой информации для обеспечения рационального отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок.

Под выездной налоговой проверкой понимается комплекс действий по проверке первичных учетных и иных бухгалтерских документов налогоплательщика, регистров бухгалтерского учета, бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций, хозяйственных и иных договоров, актов о выполнении договорных обязательств, внутренних приказов, распоряжений, протоколов, любых других документов; по осмотру (обследованию) различных предметов, любых используемых налогоплательщиком для извлечения доходов либо связанных с содержанием объектов налогообложения производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий; по проведению инвентаризации принадлежащего налогоплательщику имущества; а также других действий налоговых органов (их должностных лиц), осуществляемых по месту нахождения налогоплательщика (месту его деятельности, месту расположения объекта налогообложения) и в иных местах вне места нахождения налогового органа.

Впервые термин «Выездная налоговая проверка» введен в обиход контрольной работы Налоговым кодексом Российской Федерации. Ранее проверки, проводимые с выходом к налогоплательщику, назывались документальными. Однако, разница между понятиями «выездная» и «документальная» проверки отнюдь не терминологическая. Существует распространенное мнение, что выездная налоговая проверка и документальная проверки это одно и то же. Однако, на самом деле, это отнюдь не тождественные понятия. Так, выездная налоговая проверка — это проверка, проводимая, как правило, в помещении налогоплательщика. Документальная же проверка — это проверка, охватывающая первичную бухгалтерскую документацию и учетные регистры налогоплательщика. При этом ни один законодательный акт не уточняет место проведение такой проверки.

Основными участниками, выездной налоговой проверки являются проверяемая организация или индивидуальные предприниматели и налоговый орган (его должностные лица). Однако с выездными проверками могут быть сопряжены действия и других лиц, например, экспертов, переводчиков, но такие действия, как правило, бывают обусловлены инициативой налогового органа.

Цель выездной налоговой проверки практически такая же, как и камеральной: осуществление контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджет налогов и сборов, за соблюдением законодательства о налогах и сборах, взыскание недоимок по налогам и пени, привлечение виновных лиц к ответственности за совершение налоговых правонарушений, предупреждение таких правонарушений. Однако они достигаются другими, специфическими именно для выездных проверок средствами. Например, выемка документов и предметов в рамках налогового контроля может быть осуществлена только при проведении выездной проверки.

Выездной налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика непосредственно предшествовавшие году проведения проверки. Налоговый орган не вправе проводить в течение одного календарного года две выездные проверки и более по одним и тем же налогам за один и тот же период. Срок проведения — не более двух месяцев; в исключительных случаях вышестоящий налоговый орган может увеличить продолжительность налоговой проверки до трех месяцев.

Срок проведения выездной проверки включает время фактического нахождения проверяющих на территории проверяемого предприятия. Однако в указанный срок не засчитываются периоды между вручением налогоплательщику требования о представлении документов и предоставлением им запрашиваемых при проведении проверки документов.

В ходе выездной проверки может возникнуть необходимость проведения осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, в проведении инвентаризации имущества, производстве выемки документов и предметов и др. В ряде случаев, предусмотренных Кодексом, при проведении контрольных действий должны составляться протоколы.

Основанием для проведения выездной налоговой проверки является соответствующее решение руководителя налогового органа (его заместителя) или постановление руководителя (его заместителя) вышестоящего налогового органа о проведении выездной проверки в порядке контроля за деятельностью налогового органа.

Налоговые проверки: камеральные и выездные

Автор: Анна Соколова, налоговый юрист

Читайте так же:  Заем сотруднику без процентов бухгалтерский учет

Как сейчас налоговые органы проверяют, всё ли уплатили налогоплательщики в бюджет?

Государство стремится к тотальному контролю в этой области. Например, создавая программы автоматизированной обработки баз данных об организациях и гражданах. Но в текущий момент тотального налогового контроля не существует.

Согласно законодательству налоговые органы осуществляют контроль в рамках двух форм:

1) камеральной проверки;

2) выездной проверки.

Рассмотрим каждую из них.

Камеральная проверка может проводиться на основании любой поданной налоговой декларации (расчета) (статья 88 Налогового кодекса РФ). В ходе такой проверки налоговый инспектор может выявить и доказать в основном арифметические ошибки, ошибки в алгоритме расчетов. Для доказательства иных нарушений, как правило, требуется запрос дополнительных документов у налогоплательщика, его контрагентов и других лиц. В ходе камеральной проверки такие запросы налоговый орган делать не может, по общему правилу.

Исключение составляют 3 случая:

налогоплательщик воспользовался налоговой льготой,

налогоплательщик заявил НДС к возмещению из бюджета или

налогоплательщик допустил ошибки при формировании налоговой отчетности по НДС или такие ошибки допустил контрагент, участвующий в общей цепочке движения товара (работы, услуги).

В этих случаях налоговая инспекция имеет право требовать документы, подтверждающие право на льготу, право на вычеты по НДС и документы по операциям, в отношении которых установлены ошибки в отчетности по НДС.

Во всех иных случаях налоговая инспекция вправе требовать только пояснения при обнаружении противоречий в поданной налоговой отчетности и имеющихся у неё сведениях о налогоплательщике.

Камеральные проверки не часто оборачиваются решениями о привлечении к налоговой ответственности.

Вместе с тем камеральная проверка может стать основанием для предпроверочного анализа и в дальнейшем для проведения углубленного выездного налогового контроля. Это происходит при использовании незаконных схем налоговой оптимизации, которые можно заподозрить на основании документов и сведений, имеющихся у налоговых органов или которые они могут получить из открытых источников (СМИ, социальные сети и др.), в банках (сведения о движении средств по расчетным счетам) и от регистрирующих органов (Росреестр, ГИБДД, Ростехнадзор и др.).

С 2015 года действует новая система камерального контроля по НДС, с помощью которой налоговые органы намереваются прекратить использование схем с так называемыми «однодневками». В 2015 году создан Федеральный центр обработки данных ФНС России. Он создан для консолидации, обработки, анализа хранения всей электронной налоговой информации в одной точке. Все отчеты по НДС (а значит, и все счета-фактуры) теперь попадают в общероссийскую базу. Для работы с базой создана программа АСК НДС-2 (программа автоматизированного контроля за налогом на добавленную стоимость, вторая версия). Программа нацелена на сравнение данных о каждой операции по цепочке движения товара (работы, услуги).

Система уплаты НДС предполагает, что если налогоплательщик, закупив какие-либо товары (работы, услуги) у своего контрагента, принимает НДС вычету, то он отражает этот НДС в книге покупок. А контрагент должен отразить эту же сумму НДС в книге продаж. И данные в налоговом учете и у налогоплательщика, и у контрагента по данной операции должны сходиться. Если есть расхождения в отражении НДС у налогоплательщика и его контрагента, то теперь они выявляются моментально при представлении деклараций в электронном виде. Причем такие расхождения видны по всей цепочке контрагентов — между налогоплательщиком и его поставщиком, поставщиком поставщика и т.д. Если в данной цепочке компаний присутствует «однодневка», которая уклоняется от полноценного отражения и уплаты НДС — она будет выявлена.

Обычным явлением в практике деятельности налоговых органов после начала эксплуатации АСК НДС-2 стали вызовы налогоплательщиков для беседы по поводу отношений с недобросовестными контрагентами, выявленных автоматическим программным анализом, с предложением добровольно подать уточненные декларации по НДС и доплатить самостоятельно в бюджет НДС. В противном случае, как сообщает налоговый орган, налогоплательщик будет включен в план выездных проверок.

Выездная проверка — это углублённая форма контроля. Она назначается решением руководства налогового органа и сопровождается допросами; осмотрами помещений; истребованием сведений, необходимых для проверки правильности исчисления налогов; запросом всей документации по финансово-хозяйственной деятельности индивидуального предпринимателя или организации (запросы направляются и налогоплательщику, и иным лицам, которые могут располагать документацией, отражающей его деятельность) за проверяемые налоговые периоды (статья 89 Налогового кодекса РФ).

В рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки (пункт 4 статьи 89 Налогового кодекса РФ). Например, если проверка назначена в 2017 году, то контроль может коснуться 2017, 2016, 2015, 2014 годов. То, что касается 2013 года и более раннего периода, находится за рамками налогового контроля.

[2]

Видео (кликните для воспроизведения).

Налоговые инспекторы готовятся к выездным проверкам — проводят предпроверочный анализ (который не урегулирован Налоговым кодексом РФ). В настоящее время назначение выездной налоговой проверки фактически свидетельствует о том, что налоговый орган имеет информацию о возможности установить неуплату налогов в размере 2 миллионов рублей и более в отношении организации или физического лица. То есть на момент назначения проверки признаки нарушения уже выявлены. И выездная проверка — мероприятие по сбору доказательств этого нарушения.

Источники


  1. История государства и права России; АСТ, Сова, ВКТ — Москва, 2009. — 395 c.

  2. Правоведение. — Москва: Мир, 2008. — 319 c.

  3. Болдырев, В. А. Конструкция юридического лица несобственника. Опыт цивилистического исследования / В.А. Болдырев. — М.: Статут, 2012. — 368 c.
  4. Терехова, Ю. К. Корпоративный юрист. Правовое сопровождение предприятия. Практическое пособие / Ю.К. Терехова. — М.: Дашков и Ко, Вест Кей, 2015. — 222 c.
  5. Хачатуров, Р. Л. Общая теория юридической ответственности: моногр. / Р.Л. Хачатуров. — М.: Юридический центр, 2017. — 965 c.
Камеральные и выездные проверки
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here