Как отразить спецоценку в 4-фсс

Важный материал на тему: "Как отразить спецоценку в 4-фсс" с профессиональной точки зрения. Если возникнут вопросы, вы всегда их можете задать дежурному юристу.

Как отразить спецоценку в 4-ФСС

Заплатить налоги необходимо до 2 декабря. Если у вас есть вопросы о порядке уплаты или расчете налогов, присылайте их на [email protected] Ответы на самые популярные из них мы опубликуем на портале ГАРАНТ.РУ.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Организация проводила специальную оценку условий труда (далее — СОУТ) в 2016 и в 2017 годах.
В феврале 2017 года по 100 рабочим местам проведена СОУТ. В мае 2017 года 25 из этих рабочих мест были переименованы, поэтому по ним была проведена дополнительная СОУТ. По оставшимся ранее оцененным 75 рабочим местам изменений не было, но в июле 2017 года 20 из них сократили. Сокращенные в июле 2017 года рабочие места не являются вакантными.
Кроме того, в 2016 году была проведена СОУТ по 50 рабочим местам, и эту цифру организация отражает в графе 4 таблицы 5 формы 4-ФСС на протяжении всего 2017 года.
Сколько рабочих мест необходимо будет указывать в графе 4 таблицы 5 формы 4-ФСС в 2018 году?
Нужно ли будет суммировать данные по этим двум спецоценкам, или в таблице 5 должна быть указана только информация по СОУТ за 2017 год? Как правильно заполнить графу 4 таблицы 5, если в 2017 году СОУТ проводилась несколько раз в связи с изменением условий труда и (или) переименованием некоторых рабочих мест (должностей), при этом некоторые рабочие места, прошедшие спецоценку, позднее были сокращены?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
При заполнении таблицы 5 формы 4-ФСС в 2018 году необходимо суммировать данные специальных оценок условий труда, проведенных в 2016 и 2017 годах, с учетом фактического количества рабочих мест по состоянию на 01.01.2018.
При заполнении строки 1 в графе 4 таблицы 5 формы 4-ФСС в 2018 году следует указывать данные о фактическом количестве рабочих мест, в отношении которых проведена специальная оценка условий труда, существующих по состоянию на 01.01.2018, т.е. сложить данные результатов специальных оценок условий труда за 2016 и 2017 годы, скорректировав их на количество рабочих мест, которые фактически не существуют по состоянию на 01.01.2018.
В рассматриваемой ситуации количество рабочих, которое будет необходимо указывать по строке 1 в графе 4 таблицы 5 формы 4-ФСС, в 2018 году составит 130 рабочих мест.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Арыков Степан

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Мельникова Елена

2 августа 2017 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, [email protected]

[3]

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), [email protected]

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), [email protected] Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Выпуск от 19 мая 2017 года

Схемы корреспонденций счетов

Подборка по материалам информационного банка «Корреспонденция счетов» системы КонсультантПлюс

Как отражаются в учете производственной организации затраты на проведение специальной оценки условий труда (СОУТ) на производстве, если часть этих затрат возмещается за счет страховых взносов, подлежащих уплате в бюджет ФСС РФ?

СОУТ проведена специализированной организацией, договорная стоимость проведения СОУТ на рабочих местах работников, занятых в производстве продукции, составила 354 000 руб. (в том числе НДС 54 000 руб.). Оплата исполнителю произведена после завершения проведения оценки, получения отчета о ее результатах и подписания акта приемки-сдачи выполненных работ.

Организация в установленные сроки обратилась в ФСС РФ с заявлением о возмещении затрат на проведение СОУТ. Приказ территориального органа ФСС РФ на возмещение указанных затрат получен в месяце, следующем за месяцем завершения расчетов с исполнителем.

Сумма страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, начисленная и уплаченная организацией за прошлый календарный год, составила 450 000 руб. Выплат обеспечения по указанному виду страхования в предшествующем календарном году не производилось.

[2]

Для целей налогового учета доходов и расходов организация применяет метод начисления.

Корреспонденция счетов:

Нормативно-правовое регулирование отношений по проведению специальной оценки условий труда

Обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возложены на работодателя (ч. 2 ст. 212 Трудового кодекса РФ, ч. 1 ст. 8, п. 1 ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее — Федеральный закон N 426-ФЗ)). Специальную оценку должны проводить все организации, а также индивидуальные предприниматели, у которых трудятся работники.

Непосредственно оценку условий труда на рабочих местах осуществляет специализированная организация, соответствующая требованиям ст. 19 Федерального закона N 426-ФЗ и привлекаемая работодателем на основании гражданско-правового договора (ч. 2 ст. 8 Федерального закона N 426-ФЗ).

Итоги специальной оценки оформляются в виде отчета по форме, утвержденной Приказом Минтруда России от 24.01.2014 N 33н. Результаты СОУТ применяются для целей, перечисленных в ст. 7 Федерального закона N 426-ФЗ. Указанные результаты применяются с даты утверждения отчета о проведении СОУТ.

Подробную информацию о проведении СОУТ см. в Путеводителе по кадровым вопросам.

Финансирование мероприятий по проведению специальной оценки условий труда

Расходы организации по проведению СОУТ подлежат финансовому обеспечению за счет сумм страховых взносов на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (пп. «а» п. 3 Правил финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утвержденных Приказом Минтруда России от 10.12.2012 N 580н (далее — Правила)).

Читайте так же:  Гибкий график работы

В общем случае объем финансирования указанных расходов не может превышать 20% сумм страховых взносов, начисленных страхователем за предшествующий календарный год, за вычетом расходов на выплату обеспечения по указанному виду страхования, произведенных страхователем в предшествующем календарном году (п. 2 Правил).

Срок и порядок представления заявления о финансовом обеспечении проведения СОУТ в орган ФСС РФ, а также перечень документов, необходимых для обоснования финансирования расходов на проведение СОУТ, установлены п. 4 Правил.

Напомним, что ФСС РФ вправе отказать в возмещении расходов на предупредительные меры в случаях, указанных в п. 10 Правил.

В рассматриваемой ситуации организация получила разрешение на возмещение расходов на проведение СОУТ, оформленное приказом территориального органа ФСС РФ (п. 9 Правил). Страхователь ведет в установленном порядке учет средств, направленных на финансовое обеспечение предупредительных мер в счет уплаты страховых взносов, и ежеквартально представляет в территориальный орган ФСС РФ отчет об их использовании (п. 12 Правил). Рекомендуемая форма отчета приведена в Приложении 1 к Письму ФСС РФ от 20.02.2017 N 02-09-11/16-05-3685.

После завершения запланированных мероприятий (в данном случае — СОУТ) страхователь представляет в территориальный орган ФСС РФ документы, подтверждающие произведенные расходы (п. 12 Правил). Расходы, не подтвержденные документами либо произведенные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов, не подлежат зачету в счет уплаты страховых взносов (п. 14 Правил).

Подробную информацию о финансовом обеспечении предупредительных мер за счет уплаты страховых взносов см. в Практическом пособии по взносам на страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний.

Исходя из вышеизложенного сумма расходов на проведение СОУТ, которая может быть возмещена организации, в данном случае составляет 90 000 руб. (450 000 руб. x 20%).

Остальная часть стоимости работ по проведению СОУТ в сумме 264 000 руб. (354 000 руб. — 90 000 руб.) организации не возмещается.

Затраты организации на проведение СОУТ на производстве признаются расходами по обычным видам деятельности и принимаются к учету в размере договорной стоимости работ (п. п. 5, 6, 6.1 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н). Расходы признаются при выполнении условий, предусмотренных п. 16 ПБУ 10/99, в данном случае в том отчетном периоде, в котором подписан акт приемки-сдачи выполненных работ (п. 18 ПБУ 10/99).

Затраты на проведение СОУТ могут включаться производственной организацией в себестоимость продукции (как напрямую, так и путем их распределения) либо в качестве управленческих расходов полностью признаваться в себестоимости проданной продукции в отчетном периоде их признания в качестве расходов по обычным видам деятельности. Это следует из п. 9 ПБУ 10/99.

Напомним, что порядок включения расходов, относящихся к расходам по обычным видам деятельности, в себестоимость продукции устанавливается учетной политикой организации на основании правил, установленных отдельными нормативными актами и методическими указаниями по бухгалтерскому учету. Это следует из совокупности норм п. 10 ПБУ 10/99, п. 7 Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008), утвержденного Приказом Минфина России от 06.10.2008 N 106н.

В данной консультации исходим из предположения, что расходы на проведение СОУТ себестоимость продукции не формируют, а признаются управленческими расходами, которые в полном объеме списываются на себестоимость продаж в периоде их осуществления.

В данном случае финансирование проведения СОУТ осуществляется частично за счет средств ФСС РФ.

Бюджеты государственных внебюджетных фондов (в число которых входит ФСС РФ) относятся к бюджетной системе Российской Федерации. Следовательно, возмещение затрат организации за счет средств ФСС РФ может рассматриваться как получение государственной помощи (ст. ст. 10, 13 Бюджетного кодекса РФ).

Бухгалтерский учет бюджетных средств регулируется нормами Положения по бухгалтерскому учету «Учет государственной помощи» ПБУ 13/2000, утвержденного Приказом Минфина России от 16.10.2000 N 92н, и не зависит от вида и способа предоставления ресурсов (фактическая передача, уменьшение обязательств перед бюджетом) (п. 15 ПБУ 13/2000). Таким образом, финансирование затрат организации на проведение СОУТ за счет сумм страховых взносов, подлежащих перечислению в ФСС РФ в текущем календарном году, учитывается как целевое финансирование (п. п. 1, 4 ПБУ 13/2000).

На дату вынесения ФСС РФ решения о финансовом обеспечении затрат на проведение СОУТ сумма финансового обеспечения, утвержденная приказом территориального органа ФСС РФ, отражается как возникновение целевого финансирования и задолженности по этим средствам (п. п. 5, 7 ПБУ 13/2000).

Финансирование затрат в данном случае производится путем зачета Фондом суммы предоставляемого финансового обеспечения в счет уплаты суммы начисленных организацией страховых взносов. Следовательно, задолженность ФСС РФ по выделенному финансированию погашается, а задолженность организации перед ФСС РФ по уплате начисленных страховых взносов уменьшается на сумму такого финансирования.

Заметим, п. 10 ПБУ 13/2000 предусмотрено, что бюджетные средства, предоставленные на финансирование уже понесенных расходов, отражаются как возникновение задолженности по таким средствам и увеличение финансового результата организации как прочие доходы. Однако считаем целесообразным отражать поступление бюджетных средств на финансирование уже понесенных расходов в общем порядке, предусмотренном п. 7 ПБУ 13/2000, то есть с использованием счета учета целевого финансирования.

В связи с этим средства ФСС РФ, которые предоставлены на финансирование расходов, понесенных организацией на проведение СОУТ, отражаются записью по дебету счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и кредиту счета 86 «Целевое финансирование». Одновременно производится запись по признанию прочего дохода, что отражается по дебету счета 86 в корреспонденции с кредитом счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 91-1 «Прочие доходы» (п. 7 Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 32н, Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденная Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н).

Порядок учета бюджетных средств на финансирование понесенных расходов необходимо закрепить в учетной политике (п. 7 ПБУ 1/2008).

Бухгалтерские записи по рассматриваемым операциям производятся с учетом изложенного в порядке, установленном Инструкцией по применению Плана счетов, и приведены ниже в таблице проводок.

Налог на добавленную стоимость (НДС)

Сумму НДС, предъявленную специализированной организацией, проводящей СОУТ, организация-заказчик вправе принять к вычету на основании надлежаще оформленного счета-фактуры. Вычет производится после принятия на учет выполненных работ, если есть соответствующие первичные документы, при условии, что рабочие места, в отношении которых проведена СОУТ, используются организацией при производстве продукции, реализация которой облагается НДС (пп. 1 п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172, п. 2 ст. 169 Налогового кодекса РФ).

Читайте так же:  Регистрация ип в пфр

Заметим: для принятия к вычету предъявленного НДС не имеет значения тот факт, что мероприятия по проведению СОУТ частично оплачиваются за счет страховых взносов, подлежащих уплате в бюджет ФСС РФ. Аналогичные разъяснения приведены в Письме Минфина России от 04.04.2016 N 03-07-11/18789.

Кроме того, финансирование расходов осуществляется за счет средств бюджета ФСС РФ (не являющихся средствами федерального бюджета РФ). Следовательно, норма пп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ в данном случае не применяется и правомерно принятый к вычету НДС по расходам, возмещаемым из бюджета ФСС РФ, не восстанавливается. Аналогичные разъяснения содержатся, например, в Письме Минфина России от 30.08.2016 N 03-07-11/50508.

[1]

Налог на прибыль организаций

Вопрос о признании в налоговом учете доходов и расходов на осуществление предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, финансируемых за счет средств ФСС РФ, является спорным.

Так, существует мнение Минфина России, согласно которому средства, полученные из бюджета ФСС РФ и израсходованные на проведение указанных мероприятий, не включаются в состав доходов (Письмо от 15.02.2011 N 03-03-06/2/33). Имеется судебный акт, поддержавший данное мнение (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 25.03.2013 по делу N А27-9150/2012). Исходя из такой точки зрения затраты на финансирование предупредительных мер, осуществленные за счет средств ФСС РФ, не должны учитываться в составе расходов организации аналогично расходам, произведенным за счет целевых поступлений.

Однако, на наш взгляд, исходя из норм гл. 25 НК РФ средства, полученные от ФСС РФ на финансирование предупредительных мер, следует признавать полученным доходом, а произведенные за счет этих средств — расходом в общеустановленном порядке. Это обусловлено тем, что такой вид поступлений, как финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников, в ст. 251 НК РФ прямо не поименован. Рассматриваемое финансирование не может быть отнесено к целевому финансированию и целевым поступлениям, указанным в пп. 14 п. 1, п. 2 ст. 251 НК РФ. Таким образом, действующими положениями ст. 251 НК РФ исключение такого финансирования из состава доходов не предусмотрено. При этом перечень внереализационных доходов, приведенный в ст. 250 НК РФ, является открытым и содержит, в частности, такой вид дохода, как безвозмездно полученное имущество (работы, услуги) или имущественные права (п. 8 ч. 2 ст. 250 НК РФ).

Датой получения такого дохода согласно общему правилу, установленному п. 1 ст. 271 НК РФ, является дата уменьшения задолженности по страховым взносам на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на часть стоимости проведения СОУТ, возмещаемую за счет страховых взносов.

При этом расходы, произведенные за счет указанного финансирования, включаются в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, в силу пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ. Датой осуществления таких расходов признается дата подписания с организацией, проводящей СОУТ, акта приемки-сдачи выполненных работ (абз. 3 пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ).

Заметим: ранее Минфин России также придерживался мнения, что средства, полученные организациями из ФСС РФ на осуществление предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников, не могут рассматриваться как целевые поступления и, следовательно, подлежат включению организациями-получателями в состав доходов (Письмо от 13.04.2005 N 03-03-01-02/107).

Учитывая наличие различных позиций, решение о том, в каком порядке учитывать затраты на проведение СОУТ, финансирование которых осуществляется за счет средств ФСС РФ, принимается организацией самостоятельно. При этом отметим, что на размер налога на прибыль выбор порядка учета влияния не оказывает.

Заполнение таблицы 5 «Сведения о результатах проведенной специальной оценки условий труда и проведенных обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников на начало года» расчета формы 4-ФСС

Филиал №7 Государственное учреждение – региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Крым обращает внимание:

При заполнении таблицы 5 расчета по форме 4ФСС:

По строке 1 в графе 3 указываются данные об общем количестве рабочих мест работодателя, подлежащих специальной оценке условий труда, вне зависимости от того, проводилась или не проводилась, специальная оценка условий труда;

По строке 1 в графах 4-6 указываются данные о количестве рабочих мест, в отношении которых проведена специальная оценка труда, в том числе отнесенных к вредным и опасным условиям труда, содержащиеся в отчете о проведении специальной оценки условий труда; в случае, если специальная оценка условий труда страхователем не проводилась, то в графах 4-6 проставляется «0».

По строке 2 в графах 7-8 указываются данные о количестве работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, подлежащих и прошедших обязательные предварительные и периодические осмотры.

Графы 7-8 заполняются в соответствии со сведениями, содержащимися в заключительных актах медицинской комиссии по результатам периодических медицинских осмотров (обследований) работников и в соответствии со сведениями, содержащимися в заключениях по результатам предварительного медицинского осмотра, выданных работникам, прошедшим указанные осмотры за предшествующий год;

В графе 7 указывается общее число работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, подлежащих обязательным предварительным и периодическим осмотрам;

В графе 8 указывается число работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, прошедших обязательные предварительные и периодические осмотры.

При заполнении таблицы следует учитывать результаты проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников по состоянию на начало года.

За дополнительной информацией Вы можете обратиться по адресу: г.Алушта, ул. Школьная, 19, блок Б-1, тел. (036560) 7-70-51.

Адрес:
295000, Республика Крым,
г. Симферополь,
ул. А.Невского, 17а
Схема проезда
Телефоны Режим работы


Приёмная: (3652)667161

Факс: (3652)667161

Пресс-служба ГУ-РО Фонда
(3652)66-71-26

Пн-Чт: 9:00-18:00

Видео (кликните для воспроизведения).

Пт: 9:00-16:45
(обед: 13:00-13:45)

Выходные: Сб, Вс

Пример заполнения 4‑ФСС для тех, кто провел спецоценку и кто еще не успел этого сделать

Пример заполнения 4‑ФСС для тех, кто провел спецоценку и кто еще не успел этого сделать 17.04.2019 09:28

К 1 января 2019 года компании должны были провести спецоценку условий труда (СОУТ). Те, кто успел это сделать, отражают результаты в расчете 4-ФСС. Как это сделать, смотрите на образце 1. Для остальных компаний, которые только собираются проводить СОУТ, — образец 2.

25 апреля — не позднее этой даты сдайте электронный 4-ФСС

Компании пользовались пятилетней отсрочкой на проведение спецоценки условий труда (п. 6 ст. 27 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ). К 31 декабря 2018 года этот срок истек. А значит, все организации должны показать в 4-ФСС за I квартал 2019 года результаты СОУТ.

Расчет 4-ФСС сдают все организации и предприниматели, которые выплачивают сотрудникам зарплату. Состав отчета зависит от ситуации. В обязательном порядке заполняют титульный лист, таблицы 1, 2, 5 (п. 2 Порядка заполнения расчета 4-ФСС к приказу ФСС от 26.09.2016 № 381). Остальные листы сдают при условии, что показатели в них не нулевые. Например, если временно направляли сотрудников к другим работодателям, заполните таблицу 1.1. Компаниям, которые выплачивали сотрудникам страховое обеспечение, понадобится заполнить таблицу 3. Если за I квартал были несчастные случаи, заполните таблицу 4.


Порядок заполнения 4-ФСС с прошлого года не изменился. Но если ваша компания в прошлом году провела спецоценку, таблицу 5 понадобится заполнить по-другому (приложение 1 к приказу ФСС от 26.09.2016 № 381). Как это сделать, смотрите на примере. В течение года показатели в таблице 5 не меняют. Ведь в ней указывают сведения о СОУТ и медосмотрах по состоянию на начало года. Смотрите, как правильно заполнить таблицу в I квартале. Заполните этот лист отчета один раз, а затем просто переносите данные из расчета 4-ФСС за I квартал в отчеты за полугодие, 9 месяцев и за год.

Пример. Как заполнить таблицу 5, если компания провела спецоценку

В компании по трудовому договору работают пять человек. Спецоценку провели 19 ноября 2018 года. Два рабочих места отнесли к третьему классу вредных условий труда. В декабре 2018 года работники, занятые во вредных условиях труда, прошли обязательный периодический медосмотр. Как бухгалтер заполнил таблицу 5 расчета 4-ФСС, смотрите на образце 1 ниже.

Укажите по строке 1 в графе 3, сколько всего рабочих мест в компании. Эти сведения можно взять из штатного расписания. Затем впишите количество рабочих мест, по которым провели спецоценку. Таблицу 5 заполняют все компании, включая те, кто еще не успел провести СОУТ. В таком случае в графах 4—6 проставьте нули. Образец 2 ниже.

В строке 2 указывают сведения об обязательных медосмотрах. В графе 7 напишите общее количество рабочих мест с вредными или опасными условиями труда. В графе 8 — количество сотрудников на вредной и опасной работе, которые прошли медосмотры по состоянию на начало года. Если работники не прошли медосмотры, поставьте ноль.

Заполнение таблицы 5 формы 4-ФСС

Заполнение таблицы 5 формы 4-ФСС

Похожие публикации

В 2017 году перед Фондом Соцстраха по-прежнему нужно отчитываться по форме 4-ФСС. Теперь она отражает только взносы на страхование от несчастных производственных случаев и профзаболеваний («травматизм»), а показатели по страхвзносам на случай временной нетрудоспособности и материнства, перешедшие в ведение налоговиков, из формы исключены. В каком виде представляется отчет в 2017 г. и как заполняется таблица 5 формы 4-ФСС – расскажем в этой статье.

Отчет по «травматизму» 2017

Ныне действующая форма 4-ФСС действует с отчетности за 1 квартал 2017 г. Утверждена она приказом ФСС РФ от 26.09.2016 № 381. Из обновленного бланка исчезли разделы, посвященные страхвзносам на случай нетрудоспособности и материнства, а оставшиеся таблицы по «травматизму», по сравнению с применяемой ранее формой, практически не изменились.

Бланк расчета состоит из титульного листа и шести таблиц. В форме 4-ФСС 2017 таблица 5, наряду с таблицами 1 и 2, обязательна к представлению, даже если показатели по «травматизму» в отчетном периоде отсутствуют, а таблицы 1.1, 3 и 4 сдаются в составе расчета только при наличии соответствующих данных.

Порядок заполнения таблицы 5 формы 4-ФСС в 2017 году

Таблица 5 формы 4-ФСС предназначена для данных о проведенной спецоценке условий труда, а также об обязательных медосмотрах работников. Подробный порядок заполнения таблицы содержится в п.п. 14 – 14.4 приложения № 2 к приказу ФСС РФ № 381.

Проводить спецоценку трудовых условий с 01.01.2014 г. как минимум раз в 5 лет обязаны организации и предприниматели, имеющие наемных работников (ст. 212 ТК РФ, закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ). Ранее условия труда оценивались путем аттестации рабочих мест, результаты которой действительны максимум до 31.12.2018 г., после чего работодателю необходимо будет проводить спецоценку.

4-ФСС таблица 5: правила заполнения строки 1

Для показателей, полученных в результате аттестации или спецоценки, отводится строка 1 таблицы 5 в 4-ФСС. Как заполнять в 2017 году данную строку:

  • Все показатели таблицы 5 отражаются по состоянию на 01.01.2017 г. Если спецоценка проведена в 2017 г., данные о ней будет содержать таблица 5 отчета 4-ФСС, только начиная с отчетности за 1 квартал 2018 г.
  • Графа 3 — общее число рабочих мест, которые подлежат спецоценке условий труда. Этот показатель заполняется работодателем, даже если оценка не проводилась. Обратите внимание, что количество рабочих мест в таблице 5 графе 3 4-ФСС не всегда равно численности работников – на одном месте могут трудиться несколько сотрудников, но в разные дни, или смены.
  • Графы 4-6 строки 1 отражают количество рабочих мест, если по ним была проведена спецоценка, или аттестация условий труда до 01.01.2017 г. Если оценка не проводилась, в графах 4-6 указывается «0».
  • Графы 7 и 8 по строке 1 не заполняются.

Таблица 5 4-ФСС: как заполнять строку 2

Строка 2 таблицы 5 в форме 4-ФСС заполняется работодателями, у которых есть работники, занятые на работах с вредными и опасными условиями труда, обязанные проходить предварительные (при устройстве на работу) и периодические медосмотры. Как часто должны проводиться периодические осмотры, зависит от вида работ, или от типа вредных факторов, воздействующих на работника (приказ Минздрава РФ от 12.04.2011 № 302н). Сведения для заполнения строки 2 таблицы 5 в форме 4-ФСС в 2017 г. берутся из заключений и актов медкомиссии по результатам предварительных медосмотров и периодических обследований работников:

  • В графе 7 указывается число работников, подлежащих обязательным медосмотрам.
  • В графу 8 таблицы 5 расчета 4-ФСС вносится численность работников, в установленные сроки прошедших такие медосмотры до 01.01.2017 г.
  • При отсутствии показателей в графах 7 и 8 проставляются прочерки.
  • Графы 3-6 по строке 2 не заполняются.

Примеры формы 4-ФСС таблица 5 — как заполнять в 2017 году

Пример 1. Спецоценка проведена

В ООО на 01.01.2017 г. было 10 рабочих мест, спецоценка по которым проведена в январе 2016 года. По ее результатам 2 рабочих места отнесены по вредным условиям труда к 3 классу. Все работники, которые обязаны проходить регулярный медосмотр (2 человека), прошли его в сентябре 2016 г. Порядок заполнения таблицы 5 формы 4-ФСС в 2017 году будет следующим:

Таблица 5 образец 1

Пример 2. Спецоценка не проводилась

В организации на 01.01.2017 г. 5 рабочих мест. Спецоценка условий труда не проводилась, проходить медосмотры работники не обязаны. В этом случае в расчете 4-ФСС таблица 5 в 2017 году будет выглядеть так:

Таблица 5 образец 2

Пример 3. Вновь созданное предприятие

Предприятие создано в январе 2017 года. В данном случае показатели на 01.01.2017 г. отсутствуют, значит таблица 5 4-ФСС в 2017 году данных не содержит, т.е. во всех ее ячейках достаточно поставить прочерки.

Где отразить расходы на спецоценку в форме 4-ФСС

Вопрос-ответ по теме

Организация понесла расходы на проведение спецоценки. В какой таблице формы 4-ФСС, отразить расходы на спецоценку?

Расходы на спецоценку отразите в 4-ФСС, если в 2018 году получили разрешение фонда на ее финансирование. Укажите расходы в том отчетном периоде, когда выполнены два условия. Первое — компания оплатила расходы. Второе — у нее есть разрешение ФСС о финансировании спецоценки за счет взносов на случай травматизма.

Если ваша компания не расходовала средства в 2018 году на спецоценку или расходовала, но вы не обращались в фонд за финансированием, затраты в форме 4-ФСС не показывайте.

Чтобы получить разрешение фонда на финансирование спецоценки, подайте заявление и комплект документов в ФСС до 1 августа. Фонд рассмотрит их и решит, может ли ваша компания уменьшить взносы на травматизм и в какой сумме.

Если фонд разрешил финансировать спецоценку, покажите потраченные суммы в таблицах 2 и 3 в пределах разрешенного лимита. Если часть расходов на спецоценку оплатили за счет собственных средств, в 4-ФСС их не отражайте.

У вашей компании есть расходы в 2018 году на проведение спецоценки. Но на начало года, 1 января 2018 года, у вас было только общее количество рабочих мест, на которых надо провести спецоценку. Это все рабочие места компании. Еще не было рабочих мест, на которых провели спецоценку. Поэтому в таблице 5 в графе 3 по строке 1 укажите количество рабочих мест, подлежащих спецоценке. В графах 4—6 поставьте нули. Поскольку расходы были в 2018 году, отразите их в пределах финансирования в таблицах 2 и 3.

Уважаемый страхователь!

С 01.04.2019 началась очередная кампания по представлению отчетности в Фонд социального страхования.

За 1 квартал 2019 года отчетность следует представлять по форме, утвержденной Приказом ФСС РФ от 26.09.2016 N 381 в редакции от 07.06.2017.

Обращаем Ваше внимание. В отчетности за 1 квартал 2019 года при заполнении табл.5 (СВЕДЕНИЯ О РЕЗУЛЬТАТАХ ПРОВЕДЕННОЙ СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ УСЛОВИЙ ТРУДА (РЕЗУЛЬТАТАХ АТТЕСТАЦИИ РАБОЧИХ МЕСТ ПО УСЛОВИЯМ ТРУДА)* И ПРОВЕДЕННЫХ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫХ И ПЕРИОДИЧЕСКИХ МЕДИЦИНСКИХ ОСМОТРОВ РАБОТНИКОВ НА НАЧАЛО ГОДА)

показатели указываются по состоянию на 01.01.2019 и при представлении отчетности за последующие периоды 2019 года

Что указывается в таблице 5:

по строке 1 в графе 3 указываются данные об общем количестве рабочих мест работодателя, подлежащих специальной оценке условий труда, вне зависимости от того, проводилась или не проводилась специальная оценка условий труда;

по строке 1 в графах 4 — 6 указываются данные о количестве рабочих мест, в отношении которых проведена специальная оценка условий труда, в том числе отнесенных к вредным и опасным условиям труда, содержащиеся в отчете о проведении специальной оценки условий труда; в случае, если специальная оценка условий труда страхователем не проводилась, то в графах 4 — 6 проставляется «0».

по строке 2 в графах 7 — 8 указываются данные о количестве работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, подлежащих и прошедших обязательные предварительные и периодические осмотры.

Графы 7 — 8 заполняются в соответствии со сведениями, содержащимися в заключительных актах медицинской комиссии по результатам периодических медицинских осмотров (обследований) работников (пункт 42 Порядка проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 апреля 2011 г. N 302н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 21 октября 2011 г., регистрационный N 22111) (далее — Порядок) и в соответствии со сведениями, содержащимися в заключениях по результатам предварительного медицинского осмотра, выданных работникам, прошедшим указанные осмотры за предшествующий год (пункт 12 Порядка);

в графе 7 указывается общее число работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, подлежащих обязательным предварительным и периодическим осмотрам;

в графе 8 указывается число работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, прошедших обязательные предварительные и периодические осмотры.

При этом следует учитывать результаты проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников по состоянию на начало года, учитывая, что согласно пункту 15 Порядка частота проведения периодических медицинских осмотров определяется типами вредных и (или) опасных производственных факторов, воздействующих на работника, или видами выполняемых работ.

Сроки представления отчетности за 1 квартал 2019 года остались прежними:

— на бумажном носителе не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом;

— в форме электронного документа не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.

В этом году эти сроки приходятся на 22 апреля и на 25 апреля соответственно.

Видео (кликните для воспроизведения).

Предоставлять отчётность необходимо независимо от того, осуществляет страхователь хозяйственную деятельность или нет!

Адрес:
173009, Великий Новгород, ул. Псковская, 15
Схема проезда
Телефоны Режим работы

Телефон: 974-588 (Приёмная)

Пн-Чт: 8:30-17:30

Пт: 8:30-17:00

Сб-Вс: Выходной

Перерыв на обед: 13:00-14:00

Как за счет ФСС оплатить спецоценку условий труда и другие мероприятия по технике безопасности

С 8 июня начнет действовать новая редакция Правил финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма (утверждены приказом Минтруда от 10.12.12 № 580н). Поправки внесены недавно зарегистрированным в Минюсте приказом Министерства труда и социальной защиты от 20.02.14 № 103н. Благодаря поправкам страхователи смогут оплатить за счет ФСС специальную оценку условий труда и приобрести аптечки для оказания первой медицинской помощи. О том, как это сделать, рассказано в статье.

Общий алгоритм расходования средств соцстраха

Сразу оговоримся, что общий порядок направления средств ФСС на финансовое обеспечение мероприятий страхователя остался неизменным. Как и раньше, финансирование происходит за счет взносов «на травматизм», начисленных компанией или предпринимателем.

Последовательность действий следующая. Сначала страхователь обращается в территориальный орган ФСС по месту своей регистрации и получает согласие на финансирование (как оформить обращение, мы расскажем ниже). Затем тратит собственные деньги на проведение мероприятий. После этого отражает израсходованные суммы в графе «Расходы по обязательному социальному страхованию» таблицы 7 формы № 4-ФСС. В итоге величина взносов, подлежащих перечислению в Фонд, уменьшается на сумму средств, потраченных на финансирование. По окончании очередного периода организация или ИП переводит на счет ФСС разность между начисленными взносами и деньгами, направленными на мероприятия по безопасности труда.

Какая сумма финансирования полагается страхователю

Страхователь не может истратить на данные мероприятие сколь угодно большую сумму. В новой редакции Правил финансового обеспечения (далее — Правила) обозначена предельная величина, которую разрешено направить на финансирование мер по сокращению производственного травматизма. По сравнению с предыдущей редакцией лимит не изменился, и по-прежнему составляет 20 процентов от величины взносов «на травматизм» за предшествующий календарный год за вычетом расходов на выплату обеспечения за тот же год.

Однако появилось важное уточнение. Оно касается страхователей, у которых численность работников не более 100 человек, и кто в течение двух последовательных лет, предшествующих текущему году, не проводил мероприятий за счет ФСС. Они будут рассчитывать предельную сумму по специальной формуле. Согласно ей лимит не может быть больше, чем каждая из двух величин. Первая величина — это 20 процентов от суммы взносов «на травматизм» за три последовательных года, предшествующих текущему году, за вычетом расходов на выплату обеспечения за тот же период. Вторая величина — это сумма взносов «на травматизм», подлежащая перечислению в текущем году.

На что можно потратить деньги

В список мероприятий страхователя, которые разрешено проводить за счет ФСС, внесены два изменения. Во-первых, вместо аттестации рабочих мест в нем теперь значится специальная оценка условий труда (см. «С 2014 года вместо аттестации рабочих мест нужно проводить специальную оценку условий труда»). Во-вторых, добавлен новый пункт — приобретение аптечек для оказания медицинской помощи.

Все прочие позиции остались прежними. К ним относятся:

Как подать заявление о финансировании

Чтобы получить согласие на финансирование своих мероприятий, страхователь (или его представитель) должен в срок до 1 августа текущего года подать в территориальный орган ФСС соответствующее заявление. Оформить его можно либо на бумаге, либо в электронном виде.

К заявлению следует приложить план финансового обеспечения предупредительных мер в текущем календарном году. Форма его приведена в приложении к Правилам. Также нужно принести в Фонд копию перечня мероприятий по улучшению условий и охраны труда и (или) копию, либо выписку из коллективного договора или соглашения по охране труда.

Помимо этого вместе с заявлением надо подать ряд документов, список которых зависит от конкретного мероприятия. Так, если страхователь просит деньги на проведение спецоценки, ему понадобится копия локального нормативного акта о создании комиссии по проведению специальной оценки. Еще один документ — это копия договора с организацией, проводящей спецоценку, где указано количество рабочих мест и стоимость мероприятия. Все копии должны быть заверены печатью страхователя.

Если же средства нужны для покупки аптечки, то в ФСС следует представить перечень приобретаемых медицинских изделий с указанием количества и стоимости. При составлении перечня необходимо руководствоваться приказом Минздравсоцразвития России от 05.03.11 № 169н. Кроме того, надо передать в соцстрах список санитарных постов, которые будут укомплектованы аптечками.

В каких случаях ФСС откажет в финансировании

В новой редакции Правил названы четыре ситуации, которые послужат поводом для отказа в финансировании.

Первая причина — недоимка по взносам «на травматизм», пеням и штрафам, непогашенная на дату подачи заявления о финансировании.

Вторая причина — недостоверная информация в представленных документах.

Третья причина — полное распределение средств, предусмотренных бюджетом ФСС на текущий год для финансирования предупредительных мер.

Четвертая причина — представление страхователем неполного комплекта документов.

Получив отказ, страхователь вправе повторно обратиться в Фонд с тем же заявлением. Но сделать это нужно не позднее 1 августа текущего года. Если данный срок пропущен, или повторный ответ тоже был отрицательным, отказ можно обжаловать в вышестоящем органе ФСС или в суде.

Как страхователь узнает о решении Фонда

Прежняя версия Правил не предполагала, что страхователь может отслеживать судьбу своего заявления. Но в новой редакции такая возможность предусмотрена. Как только комментируемый приказ вступит в силу, ФСС станет размещать в интернете информацию о дате и времени поступления заявления, о наименовании страхователя и о ходе рассмотрения.

Изменилось и значение показателя, от которого зависит, кто должен принять решение о финансировании, либо об отказе. Территориальный орган по месту регистрации страхователя примет указанное решение, если сумма его взносов «на травматизм» за предшествующий год составила 8 000 руб. или менее (ранее было 7 000 руб. или менее). В случае превышения данного показателя решение будет согласовываться с ФСС.

На самостоятельное принятие решения территориальному органу отводится 10 рабочих дней, а на передачу заявления в ФСС — 3 рабочих дня с момента получения полного комплекта документов. Срок рассмотрения и согласования документов в ФСС составляет 15 рабочих дней.

Каким бы ни было решение, оно оформляется приказом, и в течение 3 рабочих дней направляется страхователю.

Как отчитаться за потраченные средства

Получив положительное решение о финансировании, страхователь должен учитывать все расходы и собирать подтверждающие документы. Если какие-либо бумаги будут потеряны, Фонд при проверке не засчитает затраты в счет начисленных взносов. В такой ситуации организации или предпринимателю придется оплачивать мероприятие из собственного кармана.

По завершении мероприятия все собранные документы необходимо сдать в соцстрах. Раз в квартал нужно отчитываться перед Фондом об использовании выделенных средств. А в случае, если часть денег осталась неистраченной, об этом следует сообщить в территориальный орган ФСС не позднее 10 октября текущего года.

* Полное название документа: Правила финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами.

Источники


  1. Трудовое право; Юнити-Дана — Москва, 2010. — 504 c.

  2. Марченко, М. Н. Теория государства и права / М.Н. Марченко, Е.М. Дерябина. — М.: Проспект, 2012. — 720 c.

  3. Марченко, М. Н. Сравнительное правоведение / М.Н. Марченко. — М.: Проспект, 2013. — 784 c.
  4. Великородная, Л. И. Государственная регистрация юридических лиц: от создания до ликвидации / Л.И. Великородная. — М.: Московская Финансово-Промышленная Академия, 2011. — 304 c.
  5. Мархгейм, М. В. Правоведение / М.В. Мархгейм, М.Б. Смоленский, Е.Е. Тонков. — М.: Феникс, 2009. — 416 c.
Как отразить спецоценку в 4-фсс
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here