Исключение из егрюл недействующих юридических лиц

Важный материал на тему: "Исключение из егрюл недействующих юридических лиц" с профессиональной точки зрения. Если возникнут вопросы, вы всегда их можете задать дежурному юристу.

Исключение юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ)1

Говоря о ликвидации нельзя не упомянуть о таком виде прекращения юридического лица как исключение его из ЕГРЮЛ. Строго говоря, исключение из реестра нельзя считать ликвидацией, поскольку эта процедура применяется только в отношении недействующих юридических лиц и только подтверждает фактически существующую ситуацию. Действующие же юридические лица могут быть только ликвидированы в добровольном либо принудительном порядке.

Процедура исключения недействующего юридического лица из единого государственного реестра была введена для того чтобы сократить расходы бюджета на проведение банкротства тех лиц, которые не ведут свою деятельность и не имеют серьезных задолженностей перед своими контрагентами.

Исключение недействующих юридических лиц из единого государственного реестра предусмотрено статьей 21.1 Федерального закона от 08 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Для того чтобы юридическое лицо было признано недействующим (прекратившим свою деятельность) необходимо одновременное наличие следующих признаков:

· Непредставление налоговой и бухгалтерской отчетности в течение последних двенадцати месяцев2;

· Отсутствие операций хотя бы по одному банковскому счету.

[2]

Контроль за недействующими юридическими лицами осуществляет отдел камеральных проверок той налоговой инспекции, на учете в которой состоит юридическое лицо. Ежеквартально сведения о юридических лицах, более года не предоставлявших налоговую и бухгалтерскую отчетность, формируются в общий список, после чего в течение 5 рабочих дней налоговый орган направляет запросы в банки, где у юридического лица открыты счета, чтобы выяснить – осуществлялись ли в течение последних 12 месяцев какие-либо операции по счету.

Если в налоговой инспекции отсутствуют сведения об открытых банковских счетах юридического лица либо из банка приходит ответ, что в течение последних 12 месяцев операции по счету не проводились, то в течение трех рабочих дней оформляются следующие документы:

· справка об отсутствии в течение последних 12 месяцев движения денежных средств по банковским счетам либо об отсутствии у юридического лица открытых банковских счетов;

· справка о непредставлении юридическим лицом в течение последних 12 месяцев документов отчетности, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Эти документы служат основанием для направления информации о наличии признаков прекращения деятельности юридического лица в регистрирующий орган – налоговую инспекцию (ее подразделение), ответственное за регистрацию юридических лиц.

В течение 5 рабочих дней с момента поступления справок, свидетельствующих о том, что юридическое лицо прекратило свою деятельность, руководитель регистрирующего органа принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из единого государственного реестра. Это решение публикуется в средствах массовой информации в точно таком же порядке, как и при добровольной ликвидации юридического лица.

После опубликования решения о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ отводится трехмесячный срок на то, чтобы заинтересованные лица, если таковые имеются, известили налоговый орган о том, что они не согласны с исключением юридического лица из единого реестра. Такие заявления могут быть направлены в налоговый орган от любых заинтересованных лиц (учредителей, руководителя, кредиторов, пенсионного и страховых фондов и иных лиц).

Если в течение трех месяцев с даты опубликования никаких заявлений от заинтересованных лиц в регистрирующий орган не поступит, то в течение месяца юридическое лицо будет исключено из единого государственного реестра юридических лиц и перестанет существовать не только де-факто, но и де-юре.

Общий срок процедуры исключения юридического лица из ЕГРЮЛ составляет от четырех с половиной до пяти с половиной месяцев с момента внесения юридического лица в список налогоплательщиков, не предоставляющих налоговую и бухгалтерскую отчетность.

Интересно отметить, что точки зрения Арбитражного суда и Федеральной налоговой службы на критерии отнесения налогоплательщиков к категории «прекративших деятельность» не совпадают. Как разъясняет Высший Арбитражный суд Российской Федерации, исключение юридического лица из единого государственного реестра допускается даже в тех случаях, когда имеется задолженность по налогам и сборам, а также неуплаченным штрафным санкциям, которые обязательно возникнут вследствие непредставления отчетности (Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 20 декабря 2006 г. № 67 «О некоторых вопросах практики применения положений законодательства о банкротстве отсутствующих должников и прекращении недействующих юридических лиц»). Однако эта позиция не разделяется налоговыми органами, которые руководствуются Письмом ФНС РФ от 9 августа 2005 г. № ЧД-6-09/[email protected], в соответствии с которым из ЕГРЮЛ исключаются только те юридические лица, которые не имеют задолженностей перед бюджетом по обязательным платежам.

Поэтому складывается ситуация, при которой налоговые органы, к компетенции которых отнесено принятие решения об исключении либо не исключении недействующих юридических лиц из реестра не используют процедуру исключения из ЕГРЮЛ, а обращаются в суд с заявлением о признании должника банкротом. Суд же, установив что у юридического лица имеются признаки прекращения деятельности, но процедура исключения его из ЕГРЮЛ не проводилась, возвращает заявление обратно налоговым органам.

Разночтение вызвано в первую очередь тем, что налоговым органам выделяются достаточно большие денежные средства на проведении процедур банкротства, в то время как суды заинтересованы в снижении количества «банкротных» дел в отношении отсутствующих должников.

Представляется, что в таком «подвешенном состоянии» вопрос об исключении недействующих юридических лиц из ЕГРЮЛ будет оставаться до тех пор, пока не будет конкретизировано действующее законодательство.

Необходимо так же урегулировать вопрос о последствиях такого способа прекращения юридического лица как исключение его из единого государственного реестра, поскольку в настоящий момент формально обязательства юридического лица в связи с его исключением из реестра не прекращаются и на этом основании, в частности, налоговые органы отказываются признавать безнадежной задолженность прекратившего деятельность юридического лица, не ликвидированного, но исключенного из реестра.

18 Несостоятельность (банкротство) юридических лиц.

Институт несостоятельности призван обеспечить стабильность и эффективность гражданского оборота: он позволяет устранить из оборота субъектов, оказавшихся неспособными к надлежащему исполнению принятых на себя обязательств, но при этом должен обеспечивать защиту его участников, испытывающих временные затруднения, от недобросовестных действий лиц, желающих избавиться от конкурента или претендующих на его активы.

Читайте так же:  Виды противопожарного инструктажа

Несостоятельность (банкротство) определяется как признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей

Критерием несостоятельности юридического лица российское законодательство считает его неплатежеспособность, о которой свидетельствует неисполнение денежного обязательства или обязанности по уплате налогов или иных обязательных платежей в течение определенного периода времени после наступления срока исполнения. Согласно п. 2 ст. 3 Закона о банкротстве этот срок составляет 3 месяца.

Инициатива в признании юридического лица банкротом может исходить от самого юридического лица — должника, предвидящего свое банкротство, от его кредиторов либо от уполномоченных органов, т.е. органов, уполномоченных представлять интересы Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований по требованиям, вытекающим из гражданско-правовых денежных обязательств или из обязанностей по уплате обязательных платежей Причем в ряде случаев обращение в суд с заявлением о признании юридического лица банкротом — обязанность (а не право) его руководителя.

Кредитор или уполномоченный орган вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом лишь после того, как будут исчерпаны иные возможности к получению долга, в том числе — предъявлен исполнительный лист, выданный на основании судебного акта о взыскании долга. Дело о признании должника банкротом возбуждается судом лишь при условии, что требования к должнику -юридическому лицу, не исполненные им в течение 3 месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены, в совокупности составляют не менее 100 тыс. руб. Эти правила призваны сократить число необоснованных обращений с заявлениями о признании должников банкротами и исключить необходимость возбуждения судами дел о банкротстве организаций, имеющих небольшие долги.

При этом возбуждение в суде дела о банкротстве не означает, что должник непременно будет признан банкротом и ликвидирован. Основными задачами судебных процедур банкротства являются восстановление платежеспособности должника (но уже не самостоятельно учредителями и руководством должника, а назначенным судом профессиональным арбитражным управляющим или под его контролем), удовлетворение требований кредиторов и продолжение деятельности юридического лица, освободившегося от долгов.

При рассмотрении судом дела о банкротстве должника — юридического лица применяются следующие процедуры: наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство (

Статья 65. Несостоятельность (банкротство) юридического лица

1. Юридическое лицо, за исключением казенного предприятия, учреждения, политической партии и религиозной организации, по решению

суда может быть признано несостоятельным (банкротом). Государственная корпорация может быть признана несостоятельной (банкротом), если

это допускается федеральным законом, предусматривающим ее создание. Фонд не может быть признан несостоятельным (банкротом), если это

установлено законом, предусматривающим создание и деятельность такого фонда.

Признание юридического лица банкротом судом влечет его ликвидацию.

3. Основания признания судом юридического лица несостоятельным (банкротом), порядок ликвидации такого юридического лица, а также очередность удовлетворения требований кредиторов устанавливается законом о несостоятельности (банкротстве).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Только сон приблежает студента к концу лекции. А чужой храп его отдаляет. 8715 —

| 7459 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Как проходит оспаривание исключения юридического лица из ЕГРЮЛ

Юридическое лицо может быть исключено из ЕГРЮЛ. Мера эта применяется в том случае, если ЮЛ не сдает отчетность по налогам или не выполняет операции по банковским счетам. Актуально это также при внесении неверных сведений в реестр, невозможности ликвидации из-за отсутствия средств на процедуру у учредителей. Последствия такой меры: прекращение деятельности лица и его обязательств, привлечение к субсидиарной ответственности, распределение имущества.

Как обжаловать исключение из реестра

Исключение из ЕГРЮЛ можно обжаловать. Это актуальная мера, ведь ЮЛ даже не уведомляют о выходе из реестра. Уведомление об исключении учредителям не направляется. Единственный способ заблаговременно получить информацию – это регулярное отслеживание новостей на официальном сайте. Однако учредители этим не занимаются. Следовательно, ЮЛ узнает о своем исключении внезапно. То есть предупредить введение этой меры практически невозможно.

Решение регистрирующей структуры можно обжаловать в этих органах:

  • Вышестоящая регистрирующая структура согласно пункту 1 статьи 25.2 ФЗ №129 «О государственной регистрации» от 8 августа 2001 года.
  • Арбитражный суд по адресу налоговой (часть 2 статьи 189 и статья 35 АПК).

Досудебное решение проблемы не является обязательным, то есть ЮЛ может сразу обращаться в суд. Обжаловать решение можно в течение года. Срок отсчитывается с того момента, как учредители узнали об исключении из реестра. Если ЮЛ пропустил 12 месяцев, возобновить срок он не сможет.

Кто имеет право на оспаривание

Подать заявление об обжаловании могут эти лица:

  • Кредиторы лица, в том числе контрагенты по гражданско-правовым сделкам (статья 307 ГК РФ).
  • Заинтересованные лица (к примеру, сотрудники и учредители).
  • Само ЮЛ как правомочный субъект.

Обжаловать исключение можно как в административном, так и в судебном порядке.

Административный порядок

Для заведения административного дела нужно составить заявление. Пункт доставки его определяется в зависимости от ситуации:

  • Сначала заявление отправляется в региональное управление ФНС на основании пункта 1 статьи 25.2 ФЗ №129.
  • Если ФНС отказала в требованиях заявителю, заявление отправляется в суд (пункт 2 статьи 25.2 ФЗ №129).

ЮЛ можно не обращаться в ФНС, так как досудебное регулирование не является обязательным. Можно сразу составлять иск в суд. Если же заявитель обратится в ФНС, он может отменить свое прошение на любом этапе (пункт 4 статьи 25.2 ФЗ №129).

Административный порядок предполагает отправку обращения через следующие органы:

  • Инспекцию, которая принимала решение об исключении.
  • Орган, который ответственен за пересмотр решений инспекций.

Заявления рассматриваются в течение 15 дней. Срок отсчитывается с даты его получения инспекцией. Он может быть продлен на 10 суток. Решение направляется заявителю.

Особенности составления жалобы

Заявление можно составить в двух формах:

  • Письменная. Прошение должно быть обязательно подписано. Отправляется оно или лично, или по почте.
  • Электронная. Подать прошение можно через интернет. На нем ставится простая электронная подпись.

Структура заявления предполагает три части:

  1. Преамбула. Указываются данные заявителя: наименование и адрес ЮЛ. Нужно прописать наименование органы подачи, реквизиты акта, который оспаривается.
  2. Описательная. Нужно указать основания, по которым решение органа не является законным.
  3. Просительная. Нужно указать требование. Это просьба о включении компании в ЕГРЮЛ.
Читайте так же:  Мсп-отчет (экология) – образец

Также в заявлении прописываются эти сведения:

  • Адрес заявителя, телефон и электронная почта.
  • ОГРН и ИНН.

К прошению нужно приложить бумаги:

  • Документы, являющиеся подтверждением аргументов просителя.
  • Доверенность, если заявление подает представитель.

Заявителю нужно оспорить основания, на которых проводилось исключение. К примеру, можно доказать, что ЮЛ сдавало отчетность.

Судебный порядок

Судебный порядок предполагает следование положениям глав 22 и 24 АПК РФ. В пункте 2 статьи 197 указано, что для возбуждения дела нужно составить заявление. Обращение можно составить как в письменном, так и в электронном виде. Во втором случае можно воспользоваться сервисом «Мой арбитр». Размещен он на сайтах арбитражных судов.

Заявителю понадобится оплатить пошлину:

  • 300 рублей для ФЛ.
  • 3 000 рублей для ЮЛ.

Длительность судебного процесса составляет 3 месяца с момента поступления иска. Судебное решение вступает в юридическую силу в момент его принятия на основании части 7 статьи 201 АПК РФ.

Оформление заявления

В иске нужно прописать такие сведения, как:

  • Наименование суда.
  • Сведения о заявителе, адрес.
  • Телефон и электронная почта.
  • Название регистрирующего органа, который принял решение об исключении.
  • Реквизиты решения.
  • Номер записи в ЕГРЮЛ.
  • Изложение прав, которые были нарушены исключением из реестра.
  • Перечень норм, которые были нарушены регистрирующим органом.
  • Требование о том, какое именно решение нужно признать незаконным.
  • Перечень приложенных документов.

К иску нужно приложить эти документы (на основании части 2 статьи 199 и статьи 126 АПК РФ):

  • Уведомление о вручении бумаг по делу заинтересованным лицам.
  • Квитанцию об уплате пошлины.
  • Подтверждение доказательств, приведенных в иске.
  • Копию свидетельства о регистрации ЮЛ.
  • Доверенность, если заявление подается представителем лица.
  • Выписку из ЕГРЮЛ/ЕГРИП.
  • Копию решения, которое оспаривается.

Если не приложить все требуемые документы, суд отклонит заявление.

Основания для оспаривания решения

При исключении из реестра в административном порядке оспорить решение можно при наличии этих оснований:

  • Нет оснований для исключения из ЕГРЮЛ. К примеру, налоговая ошиблась, получила неверные сведения и на их основании приняла решение об исключении.
  • Нарушен порядок исключения. К примеру, в СМИ не публиковалось сообщения о проведении процедуры.
  • Были получены возражения. В течение 3 месяцев после исключения ЮЛ или кредиторы могут отправить обоснованные возражения. В этом случае процедура должна быть остановлена. Если возражения не были приняты к учету, появляются основания для проведения оспаривания.

Все рассмотренные основания должны быть подтверждены документально.

Судебная практика

В законе указано, что исключить ЮЛ могут при длительном отсутствии движения по счетам. Последнее подтверждает отсутствие деятельности компании. Однако некоммерческая организация может работать, не прибегая к использованию счетов. Она может оспорить свое исключение в том случае, если докажет наличие деятельности.

Принятие решения по делу зависит от позиции конкретного суда. Некоторые суды полагают, что исключение возможно только при наличии всех условий. Если компанию исключили из ЕГРЮЛ по одному основанию, по обжалованию принимается положительное решение. Другие суды трактуют норму статьи 21.1 ФЗ №129 буквально. Если ЮЛ попадает хотя бы под одно основание, в просьбе об отмене решения отказывают.

К СВЕДЕНИЮ! Куда лучше обращаться? Административное рассмотрение дела отличается скоростью. Через налоговую можно решить вопрос быстро и без уплаты пошлины. Плюсом суда является то, что он является незаинтересованным органом. Судья поставит окончательную точку в деле.

Исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ — пошаговая инструкция

Институт исключения из ЕГРЮЛ и его правовое регулирование

Исключение из ЕГРЮЛ представляет собой строго регламентированную административную процедуру, в результате которой юридическое лицо утрачивает правоспособность.

Обратите внимание! Исключение из ЕГРЮЛ — принудительная процедура, которую инициируют не участники юрлица, а государственные органы.

Основные цели введения в российском законодательстве процедуры исключения из ЕГРЮЛ:

  • уменьшение числа «мертвых» фирм, не ведущих деятельность;
  • обеспечение достоверности сведений в ЕГРЮЛ;
  • разрешение вопроса о долгах таких организаций (в этом смысле данная процедура имеет отдаленное сходство с банкротством, но гораздо более проста в реализации).
Видео (кликните для воспроизведения).

Институт исключения является относительным новшеством в российском законодательстве. Впервые нормы о нем были внесены в 2005 году в ст. 49 Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ) и ст. 21.1 закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001 № 129-ФЗ (далее — закон о регистрации юрлиц). Затем ГК РФ был дополнен ст. 64.2, посвященной процедуре исключения.

Кроме того, существует немалое количество разъяснений и писем ФНС, которые не имеют законодательного значения, однако важны для понимания сути процедуры и тонкостей ее осуществления. По данному вопросу также сложилась достаточно богатая судебная практика, в том числе на уровне высших судов.

Рассмотрим подробнее все нюансы данной процедуры.

Основания для исключения

Важно! Единственным основанием для принудительного исключения из ЕГРЮЛ является решение регистрирующего органа.

Такое решение может быть принято в случае, если юридическое лицо в течение 1 года одновременно не осуществляет следующих действий (п. 1 ст. 64.2 ГК РФ, п. 1 ст. 21.1 закона о регистрации юрлиц):

  • не сдает налоговую и бухгалтерскую отчетность;
  • не производит банковских операций ни по одному из своих счетов.

Тогда организация признается фактически недействующей, что дает регистрирующему органу право вычеркнуть ее из реестра.

[1]

Кроме названных формальных критериев, законодатель предусмотрел еще 2 ситуации, когда регистрирующий орган вправе прибегнуть к механизму исключения из ЕГРЮЛ (п. 5 ст. 21.1 закона о регистрации юрлиц):

  • организация не может быть ликвидирована ввиду нехватки средств на ликвидацию как у нее самой, так и у ее учредителей;
  • в ЕГРЮЛ были внесена запись о недостоверности сведений о юрлице более чем 6 месяцев назад.

Обратите внимание! Полномочия регистрирующего органа по исключению из ЕГРЮЛ ограничены только ситуацией банкротства юрлица (абз. 2 п. 2 ст. 21.1 закона о регистрации юрлица). Исключение невозможно на любой стадии банкротства.

Иное нарушало бы права кредиторов исключаемого лица и противоречило бы Конституции РФ (см. постановление Конституционного суда РФ от 18.05.2015 № 10-П).

Обратите внимание! Исключить юрлицо из ЕГРЮЛ можно и в том случае, если оно было создано до вступления в силу норм закона о регистрации юрлиц, предусматривающих данную процедуру (п. 3 ст. 3 закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ).

Читайте так же:  Заявление на прием по совместительству образец

Порядок исключения из ЕГРЮЛ

Поскольку любые реестровые действия непосредственным образом затрагивают права зарегистрированных юридических лиц, процедура исключения из ЕГРЮЛ четко регламентирована и не допускает произвольных действий. Процедуру можно разделить на 4 основных последовательных этапа (пп. 2–4 ст. 21.1 закона о регистрации юрлиц):

  1. Принятие регистрирующим органом решения о предстоящем исключении при наличии указанных выше оснований.
  2. В течение 3 дней с даты принятия решения — публикация решения, а также информации о порядке и сроках направления заявлений заинтересованными лицами (самим исключаемым юрлицом, его кредиторами и др.) Публикация осуществляется в «Вестнике государственной регистрации» (см. приказ ФНС России от 16.06.2006 № САЭ-3-09/[email protected]).
  3. В течение 3 месяцев после публикации — прием заявлений от заинтересованных лиц. Заявления должны быть обоснованными и мотивированными и могут направляться различными способами: почтой с обязательным нотариальным удостоверением подписи заявителя; представляться непосредственно с предъявлением документа, удостоверяющего личность и нотариальной доверенности; в электронном виде с обязательной ЭЦП (п. 6 ст. 9 закона о регистрации юрлиц).
  4. Исключение организации из ЕГРЮЛ при отсутствии возражений и заявлений.

Оспаривание исключения из ЕГРЮЛ

Обратите внимание! Основной спорный вопрос в данном случае: достаточно ли формальных признаков для исключения из ЕГРЮЛ? Четкого ответа судебная практика пока не дает, руководящих разъяснений нет.

Арбитражный суд Московского округа занимает достаточно жесткую позицию. Он полагает, что при наличии всех формальных признаков недействующего юрлица, а также соблюдении порядка данной процедуры исключение законно, несмотря на наличие у организации имущества, участие в судебных процессах, наличие каких-либо причин, по которым ею не были поданы возражения в трехмесячный срок (см. постановление Арбитражного суда Московского округа от 31.08.2018 по делу № А40-218922/2017).

Между тем Верховный суд РФ в определении от 26.12.2018 № 301-КГ18-8795 указывает на то, что наличие формальных признаков отсутствия деятельности юрлица далеко не всегда означает ее действительное прекращение. Участие организации в судебных процессах, например, свидетельствует о продолжении ею деятельности и препятствует исключению из ЕГРЮЛ. Кроме того, подлежат выяснению обстоятельства и причины, по которым юрлицо не представило свои возражения в трехмесячный срок или представило их с нарушением срока.

В определении Верховного суда РФ от 12.02.2019 по делу № 304-КГ18-18451 разъяснено, что трехмесячный срок, установленный для подачи заявлений от заинтересованных лиц, не является пресекательным. Заявления, поданные с нарушением этого срока, также могут служить основанием для отмены решения об исключении из ЕГРЮЛ.

Вывод. Самым перспективным основанием для оспаривания исключения представляется нарушение процедуры регорганом. Кроме того, можно опираться на фактическое ведение деятельности и обязательно следует подать заявление от заинтересованного лица (даже с пропуском трехмесячного срока).

Правовые последствия исключения

Важно! Главным юридическим последствием исключения из ЕГРЮЛ является утрата юрлицом правоспособности.

Организация перестает существовать как фактически, так и юридически, то есть не может совершать какие-либо юридически значимые действия. Таким образом, последствия исключения аналогичны последствиям ликвидации юрлица (п. 2 ст. 64.2 ГК РФ).

Кроме того, в результате исключения из ЕГРЮЛ закономерно встает вопрос о долгах организации. Что происходит с ними?

Рекомендуем. Кредиторы исключенного юрлица вправе обратиться в суд с заявлением о назначении процедуры распределения имущества должника при наличии такового с целью погашения задолженности (п. 39 постановления Пленума Верховного суда РФ от 17.11.2015 № 50, письмо Минфина России от 21.02.2018 № 03-12-13/11023).

Кроме того, п. 3 ст. 64.2 ГК РФ устанавливает возможность привлечения к субсидиарной ответственности лиц, контролирующих юрлицо. К таковым относятся лица, которые могут выступать от имени юрлица или влиять на его действия (ст. 53.1 ГК РФ). Указанная возможность введена для исключенных из реестра юрлиц в 2014 году.

Таким образом, исключение из ЕГРЮЛ представляет собой административную процедуру по прекращению юридического лица. Оно возможно только при наличии оснований и осуществляется строго в порядке, предусмотренном законом.

Принудительное исключение недействующих юридических лиц из ЕГРЮЛ по решению налоговых органов

Есть большая разница между «однодневкой», изначально оформленной на номиналов, и брошенной ООО, у которой были реальные учредители и директор. Процедура ликвидации фирмы в целом не меняется, однако, в последнем случае риск неблагоприятных последствий очень существенный. Ведь на них лично может быть возбуждено уголовное дело по статье 199 УК РФ. Смена учредителей и директора с последующим «бросанием» фирмы на произвол судьбы — самый недорогой и, по-прежнему, популярный способ ликвидации ООО. Этот метод гораздо проще, чем, например, ликвидация ООО через банкротство или реорганизация юридического лица. Ситуация выглядит примерно следующим образом: есть ненужное ООО, которое «продается» со сменой учредителей и директора на номинальных, меняется место его регистрации, после чего о нем благополучно «забывают». Действительно, в таком случае шанс на принятие решения о ликвидации ООО и автоматическое его исключение из ЕГРЮЛ есть, и именно таким способом реестры расчищаются от «однодневок». Срок ожидания «амнистии», то есть решения о ликвидации фирмы, минимум, 12 месяцев, а, если почитать бухгалтерские форумы, то на практике и два года не срок. Что может случиться за эти тревожные месяцы ожидания?

Налоговики могут войти в искушение, а если есть «грехи», то и должны, и начнут раскапывать все связи брошенной фирмы с целью доначислить налоги. Другие кредиторы также не останутся в стороне.

При этом, согласно пункту 2 статьи 49 НК РФ, если несостоятельность юридического лица была вызвана действиями учредителя, то на него может быть возложена субсидиарная ответственность по уплате налогов и долгов перед кредиторами. Это уже практика, а не теория.

Для выявления долгов по налогам будет назначена выездная проверка. Поскольку обычно на этот момент на предприятии реально никого и ничего нет, то все вопросы обращаются к бывшему директору или учредителю, которые действовали в спорный период. Найти их с помощью оперативников МВД не составит труда. Чаще всего на момент проверки у бывших директоров уже нет никаких документов по деятельности ООО, они «переданы» по передаточному акту при «продаже» предприятия. В этом случае инспекторы прибегают к расчетному способу исчисления налогов, право на который им дано в случае непредставления в течение двух месяцев документов (п. 7 ст. 31 НК РФ). Если расчеты с проверяемого предприятия осуществлялись через банк, то налоговики обычно принимают за налоговую базу всю сумму доходов предприятия, без учета расходов, которые нечем подтвердить! Таким образом, даже если у фирмы не было «старых грехов», сумма претензий может быть огромна. Это, конечно, неправомерно, но доказывать придется в суде. По моей практике доказывать в суде уже ничего не приходится, так как связь с компанией уже потеряна и решение налоговой вступило в законную силу значительно раньше чем о нём узнают бывший директор и учредитель.

Читайте так же:  Начисление пени по налогам бухгалтерские проводки

Еще раз обращу внимание на субсидиарную ответственность — эту ахиллесову пяту учредителей и директоров. Вот один из свежих примеров, решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга от 14 августа 2009г. по делу N А56-11933/2007. Одно питерское ЗАО, поработав несколько лет, было брошено. Конкурсный управляющий, которому было поручено найти имущество отсутствующего должника (ЗАО) для погашения кредиторской задолженности, имущество не нашел без первички, но нашел основание для привлечения учредителя к субсидиарной ответственности. Суд эту просьбу удовлетворил и постановил взыскать с учредителя — физического лица всю сумму долгов на сумму 27млн. рублей.

Подведем черту после длинного текста
Мое мнение субъективно, но я бы не рекомендовал своим друзьям этот способ, если у фирмы были реальные учредители.

Позвоните или запишитесь на встречу, чтобы получить консультацию нашего специалиста.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Энциклопедия решений. Исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа

Исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа

Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон о госрегистрации) органу, осуществляющему государственную регистрацию юридических лиц, предоставлено право принимать решения об исключении из ЕГРЮЛ юридических лиц, фактически прекративших свою деятельность (далее — недействующее юридическое лицо). Порядок такого исключения установлен ст. 21.1 Закона о госрегистрации.

Для принятия регистрирующим органом решения об исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ необходимо одновременное наличие двух условий (п. 1 ст. 64.2 ГК РФ, п. 1 и п. 2 ст. 21.1 Закона о госрегистрации):

1) юридическое лицо в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством РФ о налогах и сборах;

2) юридическое лицо в течение указанного срока не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету.

В случае наличия у юридического лица нескольких банковских счетов операции не должны производиться ни по одному из них (абзац второй п. 1 информационного письма Президиума ВАС РФ от 17.01.2006 N 100 «О некоторых особенностях, связанных с применением ст. 21.1 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).

Решение о предстоящем исключении не принимается при наличии у регистрирующего органа сведений о возбуждении производства по делу о банкротстве юридического лица, о проводимых в отношении юридического лица процедурах, применяемых в деле о банкротстве (пп. «и.2» п. 1 ст. 5, абз. второй п. 2 ст. 21.1 Закона о госрегистрации)*(1).

[3]

Решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в журнале «Вестник государственной регистрации» в течение трех дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения (п. 3 ст. 21.1 Закона о госрегистрации, п. 1 приказа ФНС России от 16.06.2006 N САЭ-3-09/[email protected]):

— о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица ЕГРЮЛ;

— об адресе, по которому могут быть направлены заявления указанных лиц.

Заявления могут быть направлены в срок не позднее чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении (п. 4 ст. 21.1 Закона о госрегистрации).

В случае направления заявлений решение об исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ не принимается и такое юридическое лицо может быть ликвидировано в установленном гражданским законодательством порядке (п. 4 ст. 21.1 Закона о госрегистрации).

В случае непоступления в указанный срок заявлений от недействующего юридического лица или иных заинтересованных лиц регистрирующий орган вносит запись об исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ. Регистрирующий орган не исключает недействующее юридическое лицо из ЕГРЮЛ при наличии у регистрирующего органа сведений о возбуждении производства по делу о банкротстве юридического лица, о проводимых в отношении юридического лица процедурах, применяемых в деле о банкротстве (пп. «и.2» п. 1 ст. 5, п. 7 ст. 22 Закона о госрегистрации).

Исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа допускается и в тех случаях, когда указанное лицо имеет задолженность по налогам, сборам, пеням и санкциям перед бюджетами разных уровней. Решение вопроса о целесообразности обращения в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом при условии наличия достаточной вероятности погашения в деле о банкротстве задолженности по обязательным платежам относится к компетенции уполномоченных органов в делах о банкротстве (п. 1 постановления Пленума ВАС РФ от 20.12.2006 N 67 «О некоторых вопросах практики применения положений законодательства о банкротстве отсутствующих должников и прекращении недействующих юридических лиц»).

Исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ не препятствует привлечению к ответственности лица, уполномоченного выступать от имени такого юридического лица, членов его коллегиальных органов и лиц, определяющих его действия (п. 3 ст. 64.2 ГК РФ).

Исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ влечет правовые последствия, предусмотренные ГК РФ и другими законами применительно к ликвидированным юридическим лицам (п. 2 ст. 64.2 ГК РФ). Юридическое лицо считается прекратившим свое существование после внесения сведений в ЕГРЮЛ о его прекращении путем исключения из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего орган (п. 9 ст. 63 ГК РФ, пп. «и» п. 1 ст. 5 Закона о госрегистрации).

Исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ может быть обжаловано кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, в течение года со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своих прав (п. 8 ст. 22 Закона о госрегистрации).

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом (п. 4 ст. 198 АПК РФ, см. также постановление Пятнадцатого ААС от 30.01.2017 N 15АП-18584/16).

Читайте так же:  Начисление амортизации нематериальных активов

Арбитражный суд, установив, что на момент принятия регистрирующим органом решения об исключении юридического лица из ЕГРЮЛ хозяйственная деятельность фактически юридическим лицом не была прекращена либо регистрирующим органом не были соблюдены требования закона при исключении юридического лица из ЕГРЮЛ, а также нарушение принятым решением прав и законных интересов заявителя, признает решение регистрирующего органа недействительным (см. постановления АС Дальневосточного округа от 28.10.2015 N Ф03-4545/15, АС Западно-Сибирского округа от 25.06.2015 N Ф04-19999/15, Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 30.03.2017 N Ф02-783/17).

С 01.09.2017 порядок исключения юридического лица из ЕГРЮЛ будет применяться также в следующих случаях (п. 5 ст. 21.1 Закона о госрегистрации в ред. Федерального закона от 28.12.2016 N 488-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»):

а) невозможности ликвидации юридического лица ввиду отсутствия средств на расходы, необходимые для его ликвидации, и невозможности возложить эти расходы на его учредителей (участников) (п. 6 ст. 62 ГК РФ);

б) наличия в ЕГРЮЛ сведений, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, в течение более чем шести месяцев с момента внесения такой записи.

*(1) Соответствующее положение введено в Закон о госрегистрации с 28.06.2017 Федеральным законом от 28.12.2016 N 488-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Конституционный Суд в постановлении от 18.05.2015 N 10-П признал несоответствующим Конституции п. 2 ст. 21.1 Закона о госрегистрации (в ред. до 28.06.2017) в той мере, в какой данная норма допускала исключение в административном порядке из ЕГРЮЛ юридического лица в случае введения процедуры банкротства судом по заявлению кредитора (см. также письмо ФНС России от 01.09.2015 N ГД-4-14/[email protected]).

Исключение из егрюл недействующего юридического лица

Краткое содержание

1. Может ли ООО заниматься предпринимательской деятельностью, если есть решение о предстоящем исключении недействующего ЮЛ из ЕГРЮЛ? Или до внесения записи в ЕГРЮЛ могут работать?

1.1. Может если находится в стадии ликвидации и еще не ликвидировано.

2. Помогите пожалуйста. Если в ЕГРЮЛ внесена запись «прекращение юридического лица (исключение из ЕГРЮЛ недействующего юридического лица) необходимо ли осуществлять процедуру ликвидации? Заполнять форму Р 15001, публиковаться, составлять промежуточный баланс и т.д.?

2.1. Нет, в этом нет необходимости.
Налоговая инспекция в силу данных ей полномочий уже исключила ООО из ЕГРЮЛ.

3. Нашел в егрюл выписке ООО которое долгое время находится на ликвидации. Там есть такая информация: Дата принятия решения о предстоящем исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ
11.08.2017
Что это значит?

3.1. Добрый день, Владимир
Это значит, что ООО исключено из ЕГРЮЛ на основании решения налогового органа, как недействующее юридическое лицо.

4. Принято решение о предстоящем исключении недействующего ЮЛ из ЕГРЮЛ а у него есть задолженность на значительную сумму по судебному иску перед другой организацией-правомерно ли решение и можно ли этому воспрепятствовать?


4.1. Здравствуйте.
Решение об исключении юрлица принимает ФНС.
Для исключения необходимо наличие 2-х факторов:
— в течение 12 месяцев не сдавалась никакая отчетность;
— в течение 12 месяцев не было ни одной операции по счету.
Информация о предстоящем исключении подлежит официальной публикации. Кредиторы имеют право направить заявления (возражения) относительно предстоящей ликвидации в течение 3-х месяцев с даты публикации. При получении заявлений кредиторов или иных лиц решение об исключении не принимается.
См. ст. 21 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ.

5. Я числюсь учредителем и генеральным директором в ООО, которое не работает более 5 лет. ИФНС принято решение о предстоящем исключении недействующего ЮЛ из ЕГРЮЛ в окт.2016 г. В какой срок реализуется данное решение? Какие последствия для меня как ФЛ?

5.1. Час добрый. Исключение недействующих юридических лиц из единого государственного реестра предусмотрено статьей 21.1 Федерального закона от 08 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Читать Подробнее >>> редакцию 2016 года.
Если у организации нет долгов перед бюджетом и ФНС и другие поборщики не выходили в суд для взыскания и нет судебных актов в отношении организации и директора, то не будет ни каких последствий.

Если нужна более детальная консультация и разъяснения, то обращайтесь к нам в офис по адресу Пермь, Луначарского 3/2 (БЦ «Луначарский»), 6 этаж, офис 606. Наши телефоны (342)206-7-901, +7 (919)440-27-48
наш сайт http://magnat-perm.com

6. Есть исполнительный лист по дебиторской задолженности с не прошедшим сроком давности. Дебитор — Принято решение о предстоящем исключении недействующего ЮЛ из ЕГРЮЛ – 27.10.2016. Есть ли шанс вернуть задолженность и как?

6.1. Есть исполнительный лист по дебиторской задолженности с не прошедшим сроком давности. Дебитор — Принято решение о предстоящем исключении недействующего ЮЛ из ЕГРЮЛ – 27.10.2016. Есть ли шанс вернуть задолженность и как?

шансы есть, но необходимо изучить вопрос более подробно!

7. ЧТО ДЕЛАТЬ? В отношении «ООО» РЕШЕНИЕ О ПРЕДСТОЯЩЕМ ИСКЛЮЧЕНИИ НЕДЕЙСТВУЮЩЕГО ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА ИЗ ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕЕСТРА ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ. у этого ООО имеются долги у приставов перед физическими лицами, и что долги ООО спишут? ( ( (

Видео (кликните для воспроизведения).

7.1. Доброго времени суток. Если ООО будет исключно из реестра юридических лиц то предъявить требования к ним уже нельзя будет, оно прекратит свое существование.

Источники


  1. Прокуронова, С. С. Теория государства и права. Конспект лекций / С.С. Прокуронова. — М.: Издательство Михайлова В. А., 2000. — 949 c.

  2. Бархатова, Е.Ю. Международное публичное право в вопросах и ответах; Кнорус, 2011. — 232 c.

  3. 20 лет Конституции Российской Федерации. Актуальные проблемы юридической науки и правоприменения в условиях совершенствования российского законодательства. Четвертый пермский международный конгресс ученых-юристов (г. Пермь, 18-19 октября 2013 г.): моногр. . — М.: Статут, 2014. — 643 c.
  4. Теория государства и права. В 2 частях. Часть 2. Теория права. — М.: Зерцало-М, 2011. — 336 c.
  5. Под редакцией Аванесова Г. А. Криминология; Юнити-Дана — Москва, 2010. — 576 c.
Исключение из егрюл недействующих юридических лиц
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here