Искажение бухгалтерской отчетности ответственность

Важный материал на тему: "Искажение бухгалтерской отчетности ответственность" с профессиональной точки зрения. Если возникнут вопросы, вы всегда их можете задать дежурному юристу.

02.08.2013 За искажение бухгалтерской отчетности банков введут уголовную ответственность

Бухгалтеров, сфальсифицировавших банковскую отчетность, чтобы скрыть признаки банкротства, будут наказывать штрафом, принудительными работами или даже лишением свободы на срок до 4 лет. Соответствующий проект закона с изменениями в УК РФ подготовил Минфин России.

Чиновники предложили переименовать и дополнить статью 195 УК РФ «Неправомерные действия при банкротстве» пунктом 4, который предусматривает уголовную ответственность за внесение в документы бухгалтерского учета или отчетность банков заведомо неполных или недостоверных сведений с целью скрыть признаки банкротства или основания для лишения лицензии.

Штраф за подделку отчетности составит от 300 тыс. до 1 млн рублей или в размере зарплаты от 2 до 4 лет. Также наказывать будут принудительными работами на срок до 5 лет или лишением свободы на 4 года.

Введение ответственности только для бухгалтеров кредитных организаций Минфин объясняет тем, что у банков по сравнению с компаниями больше кредиторов, банкротство которых нельзя допустить.

Последние публикации

25 Сентября 2019

Налогоплательщики, применяющие УСНО, по общему правилу освобождены от обязанностей плательщиков НДС. Участие «упрощенцев» в посреднических сделках (когда продавец и покупатель применяют общий режим налогообложения) обязывает их оформлять счета-фактуры с выделением косвенного налога. Порядок их оформления в этом случае имеет некоторые особенности. Кроме того, у посредников-«упрощенцев» возникает обязанность вести налоговый регистр – журнал учета счетов-фактур.

В каких случаях работодатели обязаны выдавать молоко за «вредность»? При каких условиях выдача молока работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, освобождена от обложения НДФЛ? Как отражается бесплатная выдача молока в бухгалтерском учете?

Все обязательные неналоговые платежи в нашей стране необходимо инвентаризировать. С таким предложением выступила Счетная палата РФ. Сейчас только на федеральном уровне насчитывается несколько сотен сборов, которые не являются налогами, но от их уплаты бизнес и граждане отказаться не вправе. Размеры ставок по некоторым платежам давно потеряли актуальность, многие не имеют экономического обоснования. Итогом инвентаризации должен стать единый реестр — неэффективные и дублирующие друг друга позиции туда войти не должны.

23 Сентября 2019

Госдума окончательно приняла закон, который несет множество новшеств для россиян в налоговой сфере. Самое основное — платить налоги и в целом «общаться» с налоговиками станет проще. Другие изменения, в частности, повлекут за собой введение новых налоговых льгот.

Статья 64 Трудового кодекса РФ запрещает необоснованный отказ в приме на работу, а равно отказ по обстоятельствам, не связанным с деловыми качествами работника, за исключением установленных законами случаев. Отказ в приеме на работу может быть обжалован в суд. Однако далеко не все несостоявшиеся работники понимают, что именно они могут потребовать от работодателя в суде для восстановления своих нарушенных прав.

Искажение бухгалтерской отчетности: ответственность

На должностных лиц организации возлагается административная ответственность, установленная ст. 15.11 Кодекса административных правонарушений РФ. Согласно данной статье на должностных лиц может быть наложен административный штраф в размере от 20 до 30 минимальных размеров оплаты труда (то есть от 2000 до 3000 руб.). Данные санкции могут быть наложены при следующих составах правонарушения:

* грубое нарушение порядка и сроков хранения учетных документов;

* грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности.

Под грубым нарушением правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности понимается:

* искажение сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10%;

* искажение любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10%.

Согласно ст. 120 Налогового кодекса РФ установлены санкции за грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения, под которым понимается отсутствие первичных документов, или отсутствие счетов фактур, или регистров бухгалтерского учета; систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика. Ответственность по этой статье может быть применена к организации, даже если ошибки в бухгалтерском учете не привели к недоплате налогов. Грубым нарушением считается только систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение одновременно и на счетах бухгалтерского учета, и в отчетности.

Грубое нарушение организацией правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, если эти деяния совершены в течение одного налогового периода, влечет взыскание штрафа в размере 5000 руб.

Те же деяния, если они совершены в течение более одного налогового периода, влекут взыскание штрафа в размере 15 000 руб.

Те же деяния, если они повлекли занижение налоговой базы, влекут взыскание штрафа в размере 10% от суммы неуплаченного налога, но не менее 15 000 руб.

Согласно Закону № 129-ФЗ ответственность за организацию хранения бухгалтерских документов несет руководитель организации.

За нарушение архивного законодательства руководителя организации также могут привлечь к административной ответственности. Наказание может быть в виде предупреждения или штрафа. Размер штрафа составляет от 300 до 500 руб. (ст. 13.20 КоАП РФ).

Предприятие или его должностные лица могут оштрафовать также за отсутствие (или непредставление) документов и сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, которые запрашивают у организации налоговики и таможенники (ст. 15.6 КоАП РФ, ст. 126 НК РФ).

Ненадлежащее хранение документов бухгалтерского и налогового учета могут проверять налоговые органы. Так налоговики вправе наложить штраф (от 20 до 30 МРОТ) на должностных лиц организации за нарушение установленного порядка и сроков хранения бухгалтерских учетных документов (ст. 15.11 КоАП РФ).

4. Ответственность организации за допущенные искажения в бухгалтерской отчетности

На должностных лиц организации возлагается административ­ная ответственность, установленная ст. 15. Кодекса администра­тивных правонарушений РФ. Согласно данной статье на должно­стных лиц может быть наложен административный штраф в раз­мере от 20 до 30 минимальных размеров оплаты труда (то есть от 2000 до 3000 руб.). Данные санкции могут быть наложены при следующих составах правонарушения:

Читайте так же:  Когда должны отдать трудовую книжку при увольнении

•грубое нарушение порядка и сроков хранения учетных до­кументов;

•грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности.

Под грубым нарушением правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности понимается:

•искажение сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10%;

•искажение любой статьи (строки) формы бухгалтерской от­четности не менее чем на 10%.

Согласно ст. 120 Налогового кодекса РФ установлены санкции за грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения, под которым понимается отсутствие первичных документов, или отсутствие счетов фактур, или регистров бухгал­терского учета; систематическое (два раза и более в течение кален­дарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных опера­ций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика. Ответствен­ность по этой статье может быть применена к организации, даже если ошибки в бухгалтерском учете не привели к недоплате нало­гов. Грубым нарушением считается только систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение одновременно и на счетах бухгалтерского учета, и в отчетности.

Грубое нарушение организацией правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, если эти деяния со­вершены в течение одного налогового периода, влечет взыскание штрафа в размере 5000 руб.

Те же деяния, если они совершены в течение более одного на­логового периода, влекут взыскание штрафа в размере 15 000 руб.

Те же деяния, если они повлекли занижение налоговой базы, влекут взыскание штрафа в размере 10% от суммы неуплаченного налога, но не менее 15 000 руб.

Тема 8. Консолидированная бухгалтерская отчетность

Определения и область применения консолидированной отчетности. Вопросы составления консолидированной отчетности в современном российском законодательстве. Определение материнских, дочерних компаний, зависимых обществ и виды контроля. Сводная отчетность и её отличие от консолидированной отчетности. Финансово-промышленные группы и составление сводной отчетности.

Состав и структура консолидированной отчетности. Принципы подготовки консолидированной отчетности. Структура консолидированного баланса. Консолидированный отчет о прибылях и убытках. Процедура консолидации. Элиминирование внутрифирменных операций в балансе.

Примерный план лекции.

1. Нормативное регулирование консолидированной и сводной отчетности в РФ.

2. Состав консолидированной бухгалтерской отчетности и факторы, обуславливающие необходимость её составления.

3. Общий порядок составления и представления консолидированной бухгалтерской отчетности.

4. Порядок объединения показателей бухгалтерской отчетности головной организации и дочерних обществ в консолидированную бухгалтерскую отчетность.

5. Правила расчета и отражения доли меньшинства и включения в консолидированную отчетность показателей зависимых обществ.

6. Пояснения к консолидированному балансу и отчету о прибылях и убытках.

Искажения бухгалтерской (финансовой) отчетности: причины, терминология, выявление

«Аудиторские ведомости», 2011, N 2

Раскрываются различия между бухгалтерским и аудиторским подходами к выявлению и оценке искажений бухгалтерской (финансовой) отчетности. Приводится перечень аудиторских процедур, направленных на выявление искажений, причинами которых выступают недобросовестные действия должностных лиц аудируемых организаций.

Сложность задач, стоящих перед современным бизнес-сообществом, стремительно возрастает. Это обусловлено многофакторностью деятельности организаций, усложнением организационной структуры в результате процессов слияния и поглощения, увеличением массивов информации, которые необходимо проверить на объективность, адекватно интерпретировать для принятия обоснованных управленческих решений.

Швейцарский ученый и родоначальник немецкого балансоведения И.Ф. Шер первым классифицировал и проанализировал основные методы искажения баланса. К ним, по мнению Шера, относятся соединение разнородных имущественных ценностей под одним названием, неправильное начисление амортизационных сумм, включение фиктивных дебиторов и кредиторов, манипуляции с переоценкой средств, создание фиктивных фондов и резервов.

Современные специалисты в области учета и аудита различают преднамеренные и непреднамеренные, существенные и несущественные, случайные и систематические искажения бухгалтерской отчетности. Все они различаются по происхождению: в полноте учета, в обоснованности и точности учетных записей, в периодизации фактов хозяйственной деятельности, в оценке активов, пассивов и финансовых результатов, в раскрытии фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерской отчетности.

На решение указанных проблем направлено новое ПБУ 22/2010 «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности», которое в отличие от ранее принятых положений по бухгалтерскому учету квалифицирует ошибки на основе базовой категории аудита «Существенность».

В табл. 1 приведены обновленные правила (стандарты) аудиторской деятельности (далее — ПСАД), регулирующие содержание аудиторского заключения и порядок его формирования.

Федеральные стандарты аудиторской деятельности, регулирующие аудиторскую оценку искажений бухгалтерской (финансовой) отчетности

ПБУ 22/2010, как и указанные в табл. 1 ПСАД, способствуют достоверности учетной информации и повышению степени ее полезности. Однако расхождения между нормами отечественного бухгалтерского учета и аудита сохраняются (табл. 2).

Трактовка некоторых понятий в ПСАД и ПБУ 22/2010

Данные табл. 2 показывают существенные различия между аудиторским и бухгалтерским подходами к содержанию категории «ошибка». Так, для аудитора все непреднамеренные искажения в финансовой отчетности признаются ошибками, а для бухгалтера существует оговорка, относящаяся к получению новой информации как к причине отражения (неотражения) определенных фактов хозяйственной деятельности. На наш взгляд, некоторые причины ошибок в бухгалтерском учете связаны с предпосылками подготовки отчетности, оцениваемыми в процессе аудита, а именно со следующими элементами: полнотой; стоимостной оценкой; точным измерением; представлением и раскрытием (табл. 3).

Взаимосвязь причин ошибок в бухгалтерском учете и предпосылок подготовки финансовой отчетности, оцениваемых аудитором

В соответствии с ПСАД N 5 аудитор получает доказательства, принимая во внимание каждую предпосылку подготовки отчетности. Например, в процессе сбора аудиторских доказательств для подтверждения такой предпосылки, как «представление и раскрытие», могут быть выявлены ошибки, причиной которых выступают неправильная классификация или необоснованная оценка фактов хозяйственной деятельности.

Следовательно, анализ обнаруженных искажений и выявление их причин с использованием терминологии ПБУ 22/2010 могут послужить обоснованием факторов модифицирования аудиторского заключения, что отражено в соответствующих стандартах (см. схему).

Пример анализа искажений бухгалтерской (финансовой) отчетности, имеющих отношение к представлению и раскрытию информации

В настоящее время законодательство требует описания объема аудита, в том числе аудиторских процедур, направленных на получение аудиторских доказательств, подтверждающих числовые показатели в бухгалтерской отчетности и раскрытую в ней информацию. При этом в стандарте отмечено, что выбор аудиторских процедур является предметом суждения аудитора, которое основывается на оценке риска существенных искажений, допущенных вследствие недобросовестных действий или ошибок.

[1]

Итоговую часть аудиторского заключения заменила часть, озаглавленная «Мнение», в которой приводится мнение аудитора о достоверности и соблюдении установленных правил составления бухгалтерской отчетности:

  • отражает ли бухгалтерская отчетность достоверно во всех существенных отношениях финансовое положение аудируемого лица по состоянию на отчетную дату;
  • отражает ли бухгалтерская отчетность достоверно во всех существенных отношениях результаты финансово-хозяйственной деятельности аудируемого лица;
  • отражает ли бухгалтерская отчетность достоверно во всех существенных отношениях движение денежных средств за отчетный период.
Читайте так же:  Приказ о специальной оценке условий труда образец

Особого внимания заслуживает третье положение, раскрываемое в аудиторском заключении, в силу его новизны для отечественной аудиторской практики. Представляется, что включение в информацию, отражающую мнение аудитора, этого раздела тесно связано с возлагаемыми на аудиторов обязанностями по рассмотрению соблюдения аудируемыми лицами законодательства о противодействии коррупции (Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (в ред. от 17.07.2009).

При формулировании мнения учитывается, достигнута ли в ходе аудита достаточная уверенность в том, что бухгалтерская отчетность в целом не содержит существенных искажений в результате недобросовестных действий или ошибок. Достаточная уверенность базируется на надлежащем характере аудиторских доказательств, на аудиторской оценке существенности. При формировании мнения о достоверности бухгалтерской отчетности аудитору следует оценить, в частности:

  • общий порядок составления и представления бухгалтерской отчетности, ее состав и содержание;
  • соответствие отраженной в бухгалтерской отчетности информации принятым аудируемым лицом способам ведения бухгалтерского учета, существенно влияющим на оценку и принятие решений заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности;
  • адекватность принятой учетной политики;

обоснованность оценочных показателей, полученных руководством аудируемого лица;

  • является ли информация, отраженная в бухгалтерской отчетности, надежной, сопоставимой, понятной и уместной;
  • дает ли бухгалтерская отчетность, в том числе отраженная в ней информация, достоверное представление об имевших место хозяйственных операциях и событиях и позволяет ли эта отчетность предполагаемым пользователям судить о влиянии существенных операций и событий на бухгалтерскую отчетность;
  • уместна ли используемая в бухгалтерской отчетности терминология, включая наименование каждой составляющей бухгалтерской отчетности.

Перечисленные требования, на наш взгляд, формируют систему целей аудита финансовой отчетности, достижение которых обеспечивает соблюдение интересов как реальных, так и потенциальных пользователей отчетности. Так, сегодня экономическая ситуация выводит на первый план информацию об искажениях бухгалтерской информации, которые приводят к непрозрачности финансового состояния и неточной диагностике вероятности банкротства.

Примерами таких искажений могут быть:

  • невключение в баланс тех или иных статей и операций;
  • включение в баланс сумм, подлежащих списанию;
  • включение в состав дебиторской задолженности сумм, по которым истек срок исковой давности;
  • произвольная оценка статей баланса;
  • намеренное завышение расходов и оплата фиктивных расходов;
  • фальсификация бухгалтерских записей;
  • искаженный документооборот;
  • уничтожение результатов хозяйственных операций, манипуляция учетными записями, отсутствие своевременного и надлежащего документирования операций.

К сожалению, формирование и предоставление пользователям недостоверной информации становится распространенным явлением и одной из главных угроз экономической безопасности России. В этих условиях повышается ответственность внутренних и внешних аудиторов, в основе которой лежит понимание содержания и последствий хозяйственных операций и их влияния на финансовое состояние. В связи с этим главными задачами внутреннего и внешнего аудита являются:

  • осуществление контроля необычных или умышленно усложненных хозяйственных операций, особенно осуществляемых в конце отчетного периода, в которых с очевидностью нарушен приоритет содержания перед формой;
  • детальная проверка исправительных или корректирующих бухгалтерских записей аудируемого лица на конец квартала и конец года;
  • анализ крупных необычных хозяйственных операций, исследование возможности участия в них аффилированных лиц, а также установление источников финансовых ресурсов, обеспечивающих проведение таких операций;
  • осуществление аналитических процедур на основе сопоставительного анализа (сопоставление объема продаж и себестоимости реализуемых товаров по производственным объектам и видам деятельности с величинами, рассчитанными по оценкам аудитора);
  • проверка нестандартных бухгалтерских записей, установление факта, что они подтверждаются первичной документацией и отражают реальные события и операции.

Власти смягчили ответственность бухгалтеров за искажение отчетности

Президент РФ Владимир Путин утвердил поправки в КоАП, смягчающие ответственность бухгалтеров за грубые нарушения требований к бухгалтерскому учету и бухгалтерской отчетности.

Соответствующий Федеральный закон от 29.05.2019 № 113-ФЗ опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации.

Видео (кликните для воспроизведения).

Федеральный закон вносит в статью 15.11 КоАП новое примечание. Поправка устанавливает случаи, когда штрафы за искажение бухгалтерской отчетности не применяются к лицу, на которое возложено ведение бухучета.

Согласно примечанию, бухгалтеров не будут штрафовать за искажение бухгалтерской отчетности, если такое искажение допущено из-за:

  • несоответствия составленных другими лицами первичных учетных документов фактам хозяйственной жизни;
  • непередачи или несвоевременной передачи первичных учетных документов бухгалтеру для регистрации данных в регистрах бухучета.

Теперь бухгалтеру не будет грозить штраф, если искажение бухгалтерской отчетности произошло из-за того, что первичка получена с опозданием или не получена вовсе. Также штрафа не будет, если бухгалтеру изначально передали первичные документы с искаженными данными.

Указанные поправки вступят в силу уже с 9 июня 2019 года.

Напомним, статья 15.11 КоАП предусматривает наложение штрафа на должностных лиц в размере от 5 000 до 10 000 рублей. За повторное нарушение установлен штраф от 10 000 до 20 000 рублей либо дисквалификация на срок от года до двух лет.

Бухгалтеры отвечают по ст. 15.11 КоАП РФ не за все нарушения требований к бухгалтерскому учету, а только за грубые нарушения. При этом под грубым нарушением понимается:

  • занижение налогов не менее чем на 10% вследствие искажения данных бухгалтерского учета;
  • искажение любого показателя бухгалтерской отчетности, выраженного в денежном измерении, не менее чем на 10%;
  • регистрация не имевшего места факта хозяйственной жизни либо мнимого или притворного объекта;
  • ведение счетов бухучета вне регистров учета;
  • составление отчетности не на основе данных, содержащихся в регистрах учета.

Также грубым нарушением считается отсутствие первичных учетных документов, регистров учета и отчетности в течение установленных сроков хранения таких документов.

Минфин уточнил, за какие грубые нарушения правил бухучета будет применяться административная ответственность

С 10 апреля вступил в силу закон, изменяющий порядок привлечения к административной ответственности за нарушение правил ведения бухучета, формирования и представления бухгалтерской отчетности (см. «Принят закон, ужесточающий ответственность за грубое нарушение правил бухучета»). Минфин России уточнил, как новые нормы будут применяться на практике (информационное сообщение от 07.04.16 16 № ИС-учет-1).

Увеличен размер штрафа за грубое нарушение требований к бухучету

Согласно новым правилам, теперь штраф за грубое нарушение правил ведения бухучета и представления бухгалтерской (финансовой) отчетности составляет от 5 000 до 10 000 рублей (ранее — от 2 000 до 3 000 рублей).

Читайте так же:  Оквэд вывоз тбо

Специалисты Минфина уточняют, что санкции налагаются на должностных лиц организации. К таковым относятся лица, выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции: руководители и другие работники (ст. 2.4 КоАП РФ). При этом административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. В каждом конкретном случае размер штрафа устанавливает судья с учетом характера совершенного административного правонарушения, личности виновного, его имущественного положения, обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность (ст. 4.1 КоАП РФ).

Введено специальное наказание за повторное правонарушение

Наказание за повторное нарушение еще строже: либо штраф от 10 000 до 20 000 рублей, либо дисквалификация на срок от одного года до двух лет (ст. 15.11 КоАП).

Нарушение считается повторным, если оно совершено не ранее, чем вступило в силу постановление о назначении наказания за совершение однородного административного правонарушения, но до того, как истек год с даты исполнения этого постановления (ст. 4.3, 4.6 КоАП РФ).

Чиновники также пояснили, что понимается под дисквалификацией, которая является одной из санкций. Это лишение права занимать руководящие должности, в том числе в исполнительном органе управления организации, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юрлицом. Дисквалификация за комментируемое нарушение может устанавливаться на срок от шести месяцев до трех лет (ст. 3.11 КоАП РФ).

Введены дополнительные виды грубых нарушений требований к бухучету

Теперь под грубым нарушением требований к бухучету понимается:

  • занижение сумм налогов и сборов не менее чем на 10 процентов вследствие искажения данных бухучета;
  • искажение любого показателя бухгалтерской (финансовой) отчетности, выраженного в денежном измерении, не менее чем на 10 процентов;
  • регистрация не имевшего места факта хозяйственной жизни либо мнимого или притворного объекта бухгалтерского учета в регистрах бухучета;
  • ведение счетов бухгалтерского учета вне применяемых регистров бухучета;
  • составление бухгалтерской (финансовой) отчетности не на основе данных, содержащихся в регистрах бухучета;
  • отсутствие у экономического субъекта первичных учетных документов, и (или) регистров бухучета, и (или) бухгалтерской (финансовой) отчетности, и (или) аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности (в случае, если проведение аудита является обязательным) в течение установленных сроков хранения таких документов. Документы бухучета хранятся в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет после отчетного года.

Увеличен срок давности привлечения к административной ответственности

В соответствии со статьей 4.5 КоАП срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства о бухгалтерском учете составляет 2 года со дня совершения административного правонарушения (ранее — 3 месяца).

Добавим, что, как и прежде, должностные лица могут быть освобождены от ответственности. Для этого необходимо выполнить следующие действия:

  • сдать уточненную налоговую декларацию (расчет), а также доплатить налог и пени;
  • исправить ошибки, в том числе представить скорректированную бухгалтерскую отчетность до ее утверждения.

Какие санкции применяются за искажения финансовой отчётности?

Какие санкции УК РФ грозят компаниям за искажение финансовой отчетности?

Финансовая и бухгалтерская отчётность – это сведения о произведённых в компании хозяйственных операциях и их итогах. В таких документах отображаются финансовые результаты основной деятельности, размеры имеющегося капитала, активов и обязательств и др. Отчётность организация составляет не только для себя, но и для государственных учреждений, в частности, для налоговой инспекции. Это необходимо для проверки исправности совершения налоговых отчислений в бюджет.

Некоторые компании умышленно искажают показатели финансовой и бухгалтерской отчётности. Такие действия признаются незаконными, так как в большинстве своём направлены на сокрытие доходов и уменьшение налогов. В таком случае к нарушителям применяются санкции, прописанные в ряде правовых документов РФ.

Административная ответственность за искажение финансовой отчётности

Административные санкции, применяемые к организации в случае искажения отчётности, прописаны в Кодексе об административных правонарушениях РФ. Обычно это штрафы. Законодательно они применяются к организациям, которые предоставили результаты финансовой отчётности позже установленного для этих целей срока. Также штрафы выписываются компаниям, которые предоставили документацию в несоответствующем виде (отчётность составлена не по форме, или отсутствуют какие-либо реквизиты).

Отдельным пунктом является предоставление заведомо ложной информации. Все налоговые отчисления, совершаемые организацией, поступают в бюджет РФ и направляются на осуществление конкретных целей. Не выплачивая налог в полной мере, организация лишает бюджет дополнительного финансирования. В ряде случаев административная ответственность является слишком слабым видом санкций, поэтому применяются более серьёзные меры, а именно уголовная ответственность.

В каких случаях применяется уголовная ответственность для лиц, искажающих финансовую отчётность?

Вид применяемой к организации санкции в случае искажения отчётности определяется исходя из суммы нанесённого бюджету материального ущерба. Административную ответственность могут применять в случае, если размер неуплаченных налогов не столь существенен, или же если имело место неумышленное искажение финансовых показателей деятельности. Однако в ряде случаев сумма неуплаченных налогов может быть столь существенна, что бюджету наносится серьёзный урон. В этом случае применяются меры уголовной ответственности.

Лицами, к которым применяются подобные санкции, являются руководитель организации, финансовый директор или главный бухгалтер. При этом не столь важно, имело ли место умышленное искажение отчётности. Даже если произошла грубая ошибка из-за некомпетентности, уголовная ответственность наступает. Также наказание последует, если руководство намеренно скрывает дополнительные источники получения дохода. Если подобные случаи выявлены первично или повторно, могут быть предъявлены сразу два вида ответственности: дисквалификация (административная мера) и лишение свободы (уголовная ответственность). Их сроки зависят от размера нанесённого ущерба.

Таким образом, финансовая и бухгалтерская отчётность, в которых отображаются результаты ведения корпоративных финансов – это важнейшие документы в организации. За их неправильное составление или сокрытие важных показателей могут применяться меры административной и уголовной ответственности.


Widget not in any sidebars

[2]

1,709 просмотров всего, 1 просмотров сегодня

Искажение бухгалтерской отчетности: ответственность

iskazhenie_buhotchetnosti.jpg

Похожие публикации

Важнейшим требованием, предъявляемым законодателем к информации, заложенной в бухгалтерской отчетности фирмы, является ее достоверность. Невыполнение этого правила, может повлечь весьма ощутимое наказание, как для должностных лиц, так и для компании в целом.

Читайте так же:  Образец претензии на некачественный товар

Организация учета и хранения бухгалтерских документов возлагается на руководителя компании, а это означает, что он ответственен за соблюдение действующих законов при отражении в учете всех операций (п. 6 приказа Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н). Это требование распространяется и на главного бухгалтера компании, поскольку он отвечает за правдивость учетных данных. Узнаем подробнее о санкциях, которые могут быть применены при выявлении различных нарушений бухгалтерского законодательства.

Штрафы за ошибки в бухгалтерской отчетности

В законе не существует понятия штрафа за ошибки в бухотчетности, но при этом предусмотрены санкции за:

  • неправильное ведение (или не ведение) учета;
  • последствия, которые наступили из-за допущенных ошибок и выразились в искажении реальной картины финансового состояния компании.

Важен результат, поэтому речь в законодательстве идет не об ошибках в учете, а о том, к чему они приводят. Но если бухгалтер, сдав отчетность, обнаружил неточность и, как следствие, искажение данных, то исправив ситуацию подачей уточненного отчета по установленному порядку, он избавит себя от наложения штрафных санкций.

Искажение бухгалтерской отчетности: ответственность

Невыполнение требований ведения учета предполагает наказание, предусмотренное НК РФ и КоАП РФ. Речь идет не об одиночных или несущественных ошибках, а серьезных нарушениях, влекущих значительные искажения.

Статья 15.11 КоАП РФ перечисляет ряд последствий, которые повлекло грубое нарушение требований бухучета. К ним относятся:

  • ведение счетов бухучета без отражения хозопераций в регистрах синтетического учета;
  • принятие к учету фиктивных первичных документов, оформленных по несуществующим операциям, отражение в учетных регистрах нереальных объектов учета;
  • формирование отчетности не на базе данных бухучета;
  • занижение сумм налогов на 10% и более;
  • искажение любого показателя в бухотчетности на 10% и более;
  • отсутствие в компании регистров бухучета, отчетности и обязательного заключения аудитора на протяжении всего периода хранения, установленного для подобных документов.

Штраф за неправильное ведение бухгалтерского учета и остальные нарушения, указанные выше, для должностного лица (главного бухгалтера или руководителя, если он сам ведет учет) составляет от 5 до 10 тыс. руб. Если в течение года подобные инциденты выявлены вновь, то повторный штраф составит уже от 10 до 20 тыс. руб. В особо серьезных случаях бухгалтер может быть дисквалифицирован на срок от 1-го до 2-х лет.

Кроме того, за непредставление в ИФНС в установленные сроки бухотчетности предусмотрены санкции для:

  • должностных лиц – штраф от 300 до 500 руб. (ст. 15.6 КоАП РФ);
  • компаний – штраф 200 руб. за каждый документ (ст. 126 НК РФ).

Штраф за неправильное ведение бухгалтерского учета: налоговая ответственность

Ст. 120 НК РФ определяет ответственность компании за грубое нарушение правил учета доходов/расходов. Под этой формулировкой понимаются:

  • отсутствие первичных документов, учетных регистров;
  • повторяющееся дважды и более раз некорректное или несвоевременное фиксирование в учете и отчетности операций или объектов учета – ОС и НМА, финансов и ТМЦ, инвестиций и резервов.

Подобные нарушения, установленные впервые, повлекут штраф 10 тыс. руб. При повторении такой ситуации более чем в одном периоде компания обязана будет уплатить 30 тыс. руб. Если из-за нарушений в учете произошло занижение налоговой базы – фирме насчитают штраф в размере 20% от суммы невыплаченного налога, но не менее 40 тыс. руб.

[3]

Ст. 126 НК РФ предусматривает штраф 100 000 руб., если компания, выступающая контролирующим лицом иностранной фирмы, отказывается от сдачи отчетности или представила ее с заведомо недостоверными сведениями.

26 Сентября 2017 Ответственность за искажение показателей отчетности

эксперт журнала «Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение»

Какая административная ответственность предусмотрена за представление отчетности с заведомо недостоверными сведениями? Можно ли признать выявленные нарушения малозначительными и избежать ответственности, установленной ст. 15.15.6 КоАП РФ? Каковы примеры нарушений при составлении отчетности, за которые должностное лицо учреждения привлекается к административной ответственности по ст. 15.15.6 КоАП РФ? Ответы на эти и другие вопросы вы найдете в статье.

Статьей 15.15.6 КоАП РФ установлена административная ответственность:

– за непредставление или представление с нарушением сроков, определенных бюджетным законодательством и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, бюджетной отчетности;

– за формирование и представление с нарушением установленных требований сведений (документов), необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы РФ, исполнения бюджетов бюджетной системы РФ;

– за представление заведомо недостоверной бюджетной отчетности или иных сведений, необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы РФ, исполнения бюджетов бюджетной системы РФ.

Совершение таких деяний влечет наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от 10 000 до 30 000 руб. Таким образом, в случае если учреждение при составлении отчетности исказит факты финансово-хозяйственной деятельности, должностное лицо учреждения (руководитель, а в некоторых случаях – главный бухгалтер) будет привлечено к ответственности по ст. 15.15.6 КоАП РФ.

Федеральным законом от 07.06.2017 № 118-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» в ст. 15.15.6 КоАП РФ слова «правоотношения, бюджетной отчетности или иных сведений» были заменены словами «правоотношения, бюджетной отчетности, либо формирование и представление с нарушением установленных требований сведений (документов)». Данный федеральный закон вступил в силу 18 июня 2017 года. Поэтому начиная с этой даты положения ст. 15.15.6 КоАП РФ распространяются на случаи формирования и представления с нарушением установленных требований сведений (документов).

Как показывают анализ судебной практики и результаты контрольных мероприятий, искажение показателей форм бюджетной отчетности обычно проявляется в расхождении показателей, содержащихся в отчетных формах и главной книге (ф. 0504072), бюджетном учете учреждения.

Пунктом 7 Инструкции № 191н[1] предусмотрено, что бюджетная отчетность составляется:

– на основе данных главной книги и (или) других регистров бюджетного учета, установленных законодательством РФ для получателей бюджетных средств, администраторов доходов бюджетов, администраторов источников финансирования дефицита бюджета, финансовых органов, органов казначейства, с обязательным проведением сверки оборотов и остатков по регистрам аналитического учета с оборотами и остатками по регистрам синтетического учета;

– на основании показателей форм бюджетной отчетности, представленных получателями, распорядителями, главными распорядителями бюджетных средств, администраторами, главными администраторами доходов бюджета, администраторами, главными администраторами источников финансирования дефицита бюджета, финансовыми органами, органами казначейства, органами, осуществляющими кассовое обслуживание, обобщенных путем суммирования одноименных показателей по соответствующим строкам и графам с исключением в установленном Инструкцией № 191н порядке взаимосвязанных показателей по консолидируемым позициям форм бюджетной отчетности.

Читайте так же:  Реквизиты нового кассового чека

Согласно п. 11 Инструкции № 157н[2] записи в регистрах бухгалтерского учета (журналах операций, иных регистрах бухгалтерского учета) осуществляются по мере совершения операций и принятия к бухгалтерскому учету первичного (сводного) учетного документа, но не позднее следующего дня после получения такого документа как на основании отдельных документов, так и на основании группы однородных документов. По истечении месяца данные оборотов по счетам из соответствующих журналов операций вносятся в главную книгу.

Таким образом, показатели главной книги и отчетных форм должны быть идентичными, как и данные бухгалтерского (бюджетного) учета и отчетных форм. В случае если в результате контрольных мероприятий выявляются расхождения между данными бухгалтерского (бюджетного) учета и данными, отраженными в главной книге и отчетных бухгалтерских формах, должностные лица учреждения привлекаются к ответственности по ст. 15.15.6 КоАП РФ.

В качестве примеров нарушений, за которые должностные лица учреждений привлекаются к ответственности по ст. 15.15.6 КоАП РФ, приведем несколько судебных решений.

Так, в Постановлении Ивановского областного суда от 31.08.2016 № 4а-241/2016 была рассмотрена следующая ситуация. Руководитель казенного учреждения был привлечен к административной ответственности по ст. 15.15.6 КоАП РФ за то, что баланс (ф. 0503130) и отчет (ф. 0503121) содержали данные, не соответствовавшие данным главной книги. Этими действиями учреждение нарушило положения ч. 3 ст. 264.1 БК РФ, п. 6, 7, 11.1 Инструкции № 191н, п. 3, 4 Инструкции № 157н. Доводы должностного лица (руководителя учреждения) об отсутствии в его действиях признака заведомости, умысла на совершение правонарушения и наличии объективных причин для этого, вызванных сбоем программного обеспечения, являлись предметом судебного исследования, после чего были обоснованно отвергнуты судом.

В Решении от 22.03.2016 № 21-141/2016 Смоленский областной суд рассмотрел такой случай. В годовой бюджетной отчетности (балансе (ф. 0503130)) военного клинического госпиталя была ошибочно отражена сумма кредиторской задолженности, а также не был указан аванс, перечисленный контрагенту. Данный факт, выявленный в ходе проверки, послужил основанием для привлечения должностного лица (главного бухгалтера учреждения) к административной ответственности по ст. 15.15.6 КоАП РФ. Поскольку был установлен факт представления заведомо недостоверной бюджетной отчетности распорядителю бюджетных средств (искажение показателей баланса (ф. 0503130)), действия главного бухгалтера, по мнению судей, образовали состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.6 КоАП РФ.

При оспаривании решений контрольных органов о привлечении должностных лиц к административной ответственности, установленной ст. 15.15.6 КоАП РФ, в судебном порядке зачастую пытаются доказать малозначительность совершенного правонарушения. В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее такое правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

В абзацах 2 – 5 п. 21 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 № 5 указано, что если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, то судья на основании ст. 2.9 КоАП РФ вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, это должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, которое, хоть формально и содержит признаки состава административного правонарушения, с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляет существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

При этом необходимо иметь в виду, что с учетом признаков объективной стороны некоторых административных правонарушений они ни при каких обстоятельствах не могут быть признаны малозначительными, поскольку существенно нарушают охраняемые общественные отношения.

Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения. Они в силу ч. 2 и 3 ст. 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.

Статья 15.15.6 КоАП РФ не предусматривает наступление каких-либо последствий, а устанавливает только сам факт представления недостоверной отчетности, исправление недостоверной отчетности после выявления правонарушения органом государственного финансового контроля не является основанием для прекращения производства по делу об административном правонарушении в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ (Письмо Минфина РФ от 28.06.2017 № 02-09-06/40875).

В завершение статьи кратко сформулируем основные выводы:

– за несоответствие данных бухгалтерского (бюджетного) учета и показателей отчетных бухгалтерских форм, а также за несоответствие показателей главной книги и отчетных бухгалтерских форм должностные лица учреждения привлекаются к ответственности по ст. 15.15.6 КоАП РФ;

– исправление отчетности, содержащей недостоверные сведения, после выявления правонарушения органом государственного финансового контроля не является основанием для прекращения производства по делу об административном правонарушении.

[1] Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы РФ, утв. Приказом Минфина РФ от 28.12.2010 № 191н.

Видео (кликните для воспроизведения).

[2] Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

Источники


  1. Габов, А. В. Ликвидация юридических лиц. История развития института в российском праве, современные проблемы и перспективы: моногр. / А.В. Габов. — М.: Статут, 2011. — 304 c.

  2. Зайцева Т. И., Медведев И. Г. Нотариальная практика. Ответы на вопросы. Выпуск 3; Инфотропик Медиа — М., 2010. — 400 c.

  3. Медведев, М. Ю. Аукционы. Проведение, участие, судебные споры. Справочник инвестора / М.Ю. Медведев, А.М. Насонов. — М.: Юстицинформ, 2013. — 224 c.
  4. Морозова, Л. А. Теория государства и права / Л.А. Морозова. — М.: Норма, Инфра-М, 2013. — 464 c.
  5. Теория государства и права. — М.: Инфра-М, Норма, 2011. — 496 c.
Искажение бухгалтерской отчетности ответственность
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here