Инвестиционный налоговый кредит

Важный материал на тему: "Инвестиционный налоговый кредит" с профессиональной точки зрения. Если возникнут вопросы, вы всегда их можете задать дежурному юристу.

Инвестиционный налоговый кредит

А.А.Талаш , к. э. н., ООО » РосКо»

Опубликовано в «Финансовой газете. Региональный выпуск», 2009, № 22

Основные условия

Инвестиционный налоговый кредит представляет собой такое изменение срока уплаты налога, при котором организации предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов (п. 1 ст. 66 НК РФ).

При получении инвестиционного налогового кредита организация денег не получает, но у нее появляется право уменьшать свои налоговые платежи в течение срока действия договора.

Общий порядок уменьшения предусмотрен ст. 66 НК РФ. Конкретный порядок уменьшения налоговых платежей определяется заключенным договором об инвестиционном налоговом кредите (п. 2 ст. 66 НК РФ). Так, уменьшение производится по каждому платежу соответствующего налога, по которому предоставлен кредит, за каждый отчетный период до тех пор, пока сумма, не уплаченная организацией в результате всех таких уменьшений (накопленная сумма кредита), не станет равной сумме кредита, предусмотренной договором. Вне зависимости от количества заключенных договоров инвестиционного налогового кредита уменьшить налог можно только на 50% от его величины за отчетный (налоговый) период.

Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен не каждому налогоплательщику и не по всем налогам.

Воспользоваться кредитом могут только организации, за исключением тех, в отношении которых (п. 1 ст. 62 НК РФ):

— проводится производство по делу о налоговом правонарушении либо по делу об административном правонарушении в области налогов и сборов, таможенного дела в части налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации;

— имеются достаточные основания полагать, что лицо воспользуется таким изменением для сокрытия своих денежных средств или иного имущества, подлежащего налогообложению.

Инвестиционный налоговый кредит предоставляется только по одному федеральному налогу (налогу на прибыль) и по всем региональным и местным налогам. Напомним, что к региональным налогам относятся: транспортный налог, налог на игорный бизнес, налог на имущество организаций, к местным — земельный налог.

Что касается налогов, уплачиваемых в рамках специальных налоговых режимов (единый сельскохозяйственный налог, УСН, ЕНВД, система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции), то они относятся к федеральным налогам (п. 7 ст. 12 НК РФ, Письмо Минфина России от 20.04.2006 N 03-02-07/2-30). Следовательно, получить по ним инвестиционный налоговый кредит нельзя.

Имеются ограничения и по основаниям предоставления кредита (см. таблицу).

Основания предоставления кредита

Размер кредита

Проведение НИОКР либо технического
перевооружения собственного производства, в
том числе направленного на создание рабочих
мест для инвалидов или защиту окружающей среды
от загрязнения промышленными отходами

Составляет 30% от
стоимости приобретенного
оборудования,
используемого
исключительно для
перечисленных целей

Осуществление внедренческой или инновационной
деятельности, в том числе создание новых или
совершенствование применяемых технологий,
создание новых видов сырья или материалов

Определяется по соглашению
между уполномоченным
органом и заинтересованной
организацией

Выполнение особо важного заказа по социально-
экономическому развитию региона или
предоставление особо важных услуг населению

Определяется по соглашению
между уполномоченным
органом и заинтересованной
организацией

Выполнение государственного оборонного заказа

Определяется по соглашению
между уполномоченным
органом и заинтересованной
организацией

Для получения кредита необходимо предоставить обеспечение: залог имущества либо оформить поручительство (п. 5 ст. 61 НК РФ).

Согласно Решению ВАС РФ от 21.01.2008 N 14430/07 ФНС России не может ограничить налогоплательщика в праве выбора способа обеспечения исполнения налогового обязательства и вводить какие бы то ни было общие запреты или ограничения на применение установленного НК РФ способа обеспечения.

Процент по кредиту устанавливается в размере от 1/2 до 3/4 ставки рефинансирования Банка России. Напомним, что с 1 декабря 2008 г . ставка рефинансирования установлена в размере 13% годовых (Указание Банка России от 28.11.2008 N 2135-У). Таким образом, предельные значения ставки по налоговому инвестиционному кредиту составляют от 6,5 до 9,75% годовых.

Суммы причитающихся к уплате процентов налогоплательщик может учесть в расходах по прибыли на основании и в порядке, предусмотренных пп. 2 п. 1 ст. 265, ст. 269 НК РФ. Данный вывод подтверждается и судебной практикой (Постановления ФАС МО от 25.05.2007 N КА-А40/3995-07, ФАС ВСО от 19.12.2006 N А74-2825/06-Ф02-6805/06-С1, ФАС ПО от 15.12.2006 N А55-28570/05-3 и пр.).

Срок предоставления кредита — от 1 года до 5 лет. При этом налогоплательщик может получить несколько инвестиционных налоговых кредитов. Согласно п. 5 ст. 67 НК РФ наличие у организации одного или нескольких договоров об инвестиционном налоговом кредите не может служить препятствием для заключения с этой организацией другого договора об инвестиционном налоговом кредите по иным основаниям.

Законами субъектов и нормативными правовыми актами, принятыми представительными органами местного самоуправления по региональным и местным налогам, могут быть установлены иные основания и условия кредита, включая сроки действия такого кредита и ставки процентов по нему (п. 7 ст. 67 НК РФ).

Например, при предоставлении кредита в части региональных и местных налогов Правительство Москвы вправе продлевать действие инвестиционного налогового кредита на срок до 10 лет (включительно), снижать размер процентов, подлежащих начислению в соответствии со ст. 67 НК РФ (ст. 2 Закона г. Москвы от 09.02.2000 N 1).

Документальное оформление

Для получения инвестиционного налогового кредита необходимо представить:

— заявление по форме, рекомендованной Приказом ФНС России от 21.11.2006 N САЭ-3-19/[email protected];

— справку налогового органа по месту учета налогоплательщика о состоянии расчетов с бюджетами по налогам, сборам и взносам;

— справку налогового органа по месту учета налогоплательщика о предоставленных ранее отсрочках, рассрочках (в том числе в порядке реструктуризации), налоговых кредитах, инвестиционных налоговых кредитах, с выделением сумм, не уплаченных на момент обращения;

Читайте так же:  Декларация по ндс за 3 квартал

— обязательство налогоплательщика, предусматривающее на период действия инвестиционного налогового кредита соблюдение условий, на которых принимается решение о предоставлении кредита;

— копию устава (учредительного договора, положения) организации и внесенных в него изменений;

— баланс и другие формы бухгалтерской отчетности, характеризующие финансовое состояние налогоплательщика за предыдущий год и истекший период того года, в котором налогоплательщик обратился по поводу изменения срока уплаты налогового обязательства;

— заверенную в установленном порядке копию договора поручительства либо документы об имуществе, которое может быть предметом залога, и проект договора залога, подписанный залогодателем.

Требование о представлении справки налогового органа по месту учета налогоплательщика об отсутствии оснований, исключающих изменение срока уплаты налогов и сборов, определенных в п. 1 ст. 62 НК РФ, было признано неправомерным Решением ВАС РФ от 21.01.2008 N 14430/07.

Согласно п. 3 ст. 67 НК РФ основания для получения инвестиционного налогового кредита должны быть документально подтверждены заинтересованной организацией.

В обязательном порядке организации, желающие получить инвестиционный кредит, должны представить бизнес-план инвестиционного проекта. При этом бизнес-план для получения кредита по одному из оснований не может быть использован для заключения договоров по другим основаниям (п. п. 2.5 — 2.9 Приказа ФНС России от 21.11.2006 N САЭ-3-19/[email protected]).

Если налогоплательщик претендует на получение инвестиционного налогового кредита по региональным или местным налогам, то при подаче документов необходимо учитывать еще и требования местного законодательства.

Так, согласно п. 3 Постановления Правительства Ленинградской области от 26.04.2001 N 34 организации, претендующие на получение кредита, дополнительно обязаны представить заключение одной из уполномоченных консалтинговых компаний Правительства Ленинградской области по результатам экспертизы бизнес-плана инвестиционного проекта.

Решение о предоставлении кредита принимается налоговыми органами: по федеральным налогам — ФНС России, по региональным и местным — налоговыми органами по месту нахождения заинтересованного лица по согласованию с соответствующими финансовыми органами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Решение о предоставлении кредита принимается в течение одного месяца со дня получения заявления (п. 5 ст. 67 НК РФ).

Инвестиционный налоговый кредит оформляется договором, форма которого утверждена Приказом ФНС России от 29.11.2005 N САЭ-3-19/[email protected]

Копия договора представляется организацией в налоговый орган по месту ее учета в 5-дневный срок со дня заключения договора.

Подача заявления о предоставлении инвестиционного налогового кредита не приостанавливает начисления пеней на сумму налога, подлежащую уплате. Такой однозначный вывод сделан судами (Постановления ФАС ЗСО от 19.01.2009 N Ф04-7704/2008(17423-А67-37); ФАС ЦО от 14.03.2008 N А48-1849/07-13; ФАС СКО от 14.12.2005 N Ф08-5687/2005-2357А и пр.).

[2]

Досрочное прекращение договора

Условия и случаи досрочного прекращения договора инвестиционного налогового кредита определены в ст. ст. 68 и 62 НК РФ.

Во-первых, договор прекращает действие в случае уплаты налогоплательщиком всей причитающейся суммы налога и сбора и соответствующих процентов до истечения установленного срока.

Во-вторых, договор расторгается, если организация, заключившая договор, нарушит предусмотренные в нем положения.

В-третьих, при возникновении обстоятельств, перечисленных в п. 1 ст. 62 НК РФ, решение об изменении срока уплаты налога отменяется, а значит, и расторгается договор инвестиционного налогового кредита.

Действия налогоплательщика, за
которые досрочно расторгается
договор инвестиционного налогового
кредита

Санкции

Реализация либо передача во
владение, пользование или
распоряжение другим лицам
оборудования или иного имущества,
приобретение которого явилось
основанием предоставления
инвестиционного налогового кредита

В течение одного месяца со дня
расторжения договора уплата всех
не уплаченных ранее в соответствии с
договором сумм налога, а также
соответствующих пеней и процентов на
неуплаченные суммы налога,
начисленные за каждый календарный
день действия договора исходя из
ставки рефинансирования Банка России,
действовавшей за период от заключения
до расторжения договора

Нарушение обязательств по
выполнению особо важных заказов по
социально-экономическому развитию
региона или предоставление особо
важных услуг населению

Не позднее трех месяцев со дня
расторжения договора уплата всей
суммы неуплаченного налога и
процентов на эту сумму, которые
начисляются за каждый календарный
день действия договора исходя из
ставки, равной ставке
рефинансирования Банка России

Инспекции ФНС России по месту нахождения налогоплательщиков при выявлении обстоятельств, перечисленных в п. 1 ст. 62 НК РФ, а также в случае нарушения налогоплательщиками условий предоставления инвестиционного налогового кредита в 3-дневный срок информируют об этом орган, принявший решение об изменении срока уплаты налога. После получения такого уведомления орган, принявший решение об изменении срока уплаты налога, подготавливает проекты решений Федеральной налоговой службы (решений Управления) об отмене ранее принятых решений о предоставлении инвестиционного налогового кредита и предпринимает меры, необходимые для отмены заключенных договоров об инвестиционном налоговом кредите (Приказ ФНС России от 04.10.2006 N САЭ-3-19/[email protected]).

Инвестиционный налоговый кредит

[Налоговый кодекс РФ] [Глава 9] [Статья 66]

Инвестиционный налоговый кредит – в РФ форма изменения срока исполнения налогового обязательства, при которой организации, осуществляющей экономическую деятельность, при наличии соответствующих оснований предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных размерах уменьшить свои платежи по налогу на доход (прибыль) организации с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов. Инвестиционный налоговый кредит предоставляется организации на срок от 1 года до 5 лет в части налога на доход (прибыль) организации, зачисляемого в региональные и местные бюджеты.

Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен организации, являющейся налогоплательщиком налога на доход (прибыль) организации, по каждому из следующих оснований: а) проведение (осуществление) этой организацией научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ, технического перевооружения собственного производства, в т.ч. направленного на создание рабочих мест для инвалидов или защиту окружающей среды от загрязнения промышленными отходами в целях реализации социальной и экономической политики региона. На эти цели инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен на сумму, составляющую 30% от стоимости приобретенного заинтересованной организацией оборудования, используемого исключительно для вышеуказанных целей; б) осуществление этой организацией внедренческой или инновационной деятельности, в т.ч. создание новых или совершенствование применяемых технологий, создание новых видов сырья или материалов; в) выполнение этой организацией особо важного заказа (заказов) по социально-экономическому развитию региона или предоставление ею особо важных услуг населению. Основания для получения инвестиционного налогового кредита должны быть документально подтверждены заинтересованной организацией.

Читайте так же:  Регистрация ип в фсс как работодателя

Инвестиционный налоговый кредит предоставляется организации на основании ее заявления и оформляется договором установленной формы между соответствующим уполномоченным органом и организацией. Договор должен содержать указание на сумму кредита, срок действия договора, начисляемые на сумму кредита проценты и порядок погашения суммы кредита и начисленных процентов, а также положения, в соответствии с которыми не допускается в течение срока действия договора реализация или передача во владение, пользование или распоряжение другим лицам оборудования или иного имущества, на основании приобретения которого организация заключила этот договор, либо определяются условия такой реализации (передачи).

Организация, получившая инвестиционный налоговый кредит, имеет право уменьшить свои платежи по налогу на доход (прибыль) организации в течение срока действия договора об инвестиционном налоговом кредите. Уменьшение налоговых платежей производится организацией по каждому налоговому платежу за каждый отчетный период до тех пор, пока сумма, не уплаченная организацией в результате таких уменьшений (накопленная сумма кредита), не станет равной сумме кредита, предусмотренной соответствующим договором.

В каждом отчетном периоде (независимо от числа договоров об инвестиционном налоговом кредите) суммы, на которые уменьшаются налоговые платежи организации, не могут превышать 50% соответствующих сумм налогов подлежащих уплате и определенных без учета наличия договоров об инвестиционном налоговом кредите. При этом накопленная в течение налогового периода сумма кредита не может превышать 50% суммы налога, подлежащего уплате организацией за этот налоговый период, определенной без учета наличия договоров об инвестиционном налоговом кредите. При заключении договора не допускается устанавливать процент на сумму кредита по ставке, меньшей ставки рефинансирования ЦБ РФ.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студентов недели бывают четные, нечетные и зачетные. 9287 —

| 7397 — или читать все.

ИНВЕСТИЦИОННЫЙ НАЛОГОВЫЙ КРЕДИТ

ЛИЗИНГ

ЛИЗИНГ – в переводе с английского языка – аренда. Но данное понятие характеризует более широкий спектр финансовых отношений. В настоящее время лизинг включает в себя и элементы залоговых, кредитных и других операций.

Развитие лизинга обусловлено решением проблемы ускоренного обновления производственного аппарата и, прежде всего, с потребностью получения надежных гарантий, минимизацией инвестиционных рисков.

Лизинг позволяет быстро, без резкого отвлечения значительной части оборотных средств обновить фонды, подвергшиеся, прежде всего, моральному износу.

Участниками лизинга являются 3 субъекта:

Характерной особенностью лизинговых операций является то, что происходит отделение капитала как функции от капитала – собственности.

Носителем функции капитала собственности является лизингодатель. Капитал – функция (приносить доход) передается лизингополучателю.

В основе лизингового соглашения лежат следующие элементы:

— субъекты (стороны) сделки;

— услуги по договору.

Объект: любой вид материальных ценностей, который не меняет своей натурально-вещественной формы в процессе использования.

Субъектов лизинга обычно подразделяют на:

прямых (лизингодатель, лизингополучатель, лизингопроизводитель) и

косвенных (коммерческие, инвестиционные банки, осуществляющие кредитование лизингодателя и выступающие гарантами сделок, страховщиками, посредническими фирмами).

Лизинг по своей экономической природе является своеобразной альтернативой кредитованию, тесно с ним связанной. Кроме того, это достаточно капиталоемкие операции, поэтому их проще осуществлять банкам.

При согласовании сроков лизинга учитывается срок службы имущества. Этот период определяется технико-экономическими характеристиками. Срок лизинга не может превышать возможной эксплуатации объекта с учетом условий эксплуатации этого объекта лизингополучателем.

Как правило, платеж по лизингу включает плату за ресурсы, привлекаемые лизингодателем для осуществления договора лизинга; лизинговую маржу (доход лизингодателя – обычно 1-3% от стоимости сдаваемого имущества); плату за дополнительные услуги, предусмотренные соглашением. Нередко он также включает и премию за риск. Риск здесь зависит от солидности лизингополучателя, характера и стоимости сдаваемого имущества.

Рекомендуется следующая система расчета лизингового платежа.

ЛП = АО + ПК + КВ + ДУ + НДС, где

ЛП — лизинговый платеж;

АО — амортизационные отчисления;

ПК — плата за кредит;

КВ — комиссионное вознаграждение лизингодателю;

ДУ — дополнительные услуги, предоставляемые лизингодателем лизингополучателю.

1. АО = Балансовая стоимость ´ норма амортизации

2. ПК = КР ´ ставка процента

КР — объем кредитных ресурсов

Он,к — остаточная стоимость имущества на начало и конец периода;

Q — коэффициент, характеризующий долю заемных средств в общей стоимости приобретаемого имущества,

р — ставка комиссионного вознаграждения

Р — сумма стоимостей дополнительных услуг;

Т — срок договора лизинга

5. НДС = (АО + ПК + КВ + ДУ) ´ ставка НДС

Если лизингополучатель является малым предприятием, то НДС не включается в расчет ЛП.

6. ЛВ = ЛП / Т / П, где

ЛВ — лизинговый взнос;

Видео (кликните для воспроизведения).

П — периодичность платежа

Выделяют следующие виды лизинга:

Финансовый лизинг предполагает длительные сроки договора (как правило, совпадают со временем эксплуатации данного вида имущества). Сумма платежей обычно обеспечивает полное возмещение стоимости имущества. Жесткие условия к расторжению договора (высокие штрафные санкции). Договор может предусматривать опцион на покупку (стоимость приобретения стороны определяют заранее, но не более 10% первоначальной стоимости).

Сервисный лизинг предусматривает более широкий круг отношений. Лизингодатель оказывает услуги лизингополучателю. Период договора короче, может составлять один производственный цикл и другие промежутки времени. Как правило, максимальный срок такого лизинга не более 5 лет. Предусматривается право досрочного расторжения договора лизингополучателем. Риски порчи и утраты имущества относятся на лизингодателя, что увеличивает стоимость лизинга.

Оперативный лизинг получил наибольшее предпочтение. Лизингополучатель прибегает к данному виду лизинга, если предполагаемый доход не окупит первоначальной стоимости имущества. Имущество требует специального технического обслуживания. Объектом лизинга выступает технически новое, не апробированное имущество. Договор лизинга не исключает продажи имущества лизингополучателю или 3-им лицам.

Читайте так же:  Заявление на возврат по декларации 3-ндфл

Возвратный лизинг отличается тем, что фирма – собственник продает имущество финансовому институту с одновременным заключением соглашения о лизинге этого имущества (т.е. лизинг выступает альтернативой залоговой операции). Такая форма договора позволяет лизингополучателю (продавцу) решить финансовые проблемы. Этот вид используется в случае нехватки у получателя финансовых ресурсов. Лизингодатель страхуется на рынке кредитных ресурсов (риск в этом случае оказывается намного ниже). С другой стороны, фирмы – изготовители получают рынок сбыта, спрос всегда платежеспособен (так как финансовый институт — гарант). Лизингополучатель получает возможность использовать в производственном цикле новейшее оборудование без крупных инвестиций. Лизинговые платежи относятся на издержки производства, что позволяет снизить налогооблагаемую прибыль. Продолжительность договора лизинга может быть больше кредитного договора. Для лизингодателя также выгоден этот вид лизинга, так как расширяется круг активных операций, и снижаются риски потерь в связи с неплатежеспособностью клиента.

ИНК представляет собой целевую отсрочку налогового платежа на возвратной основе. Он может предоставляться органами государственной власти по соглашению с налоговыми органами.

Предоставляется эта отсрочка на условиях, предусмотренных законом (прежде всего, они касаются численности работающих на предприятии).

ИНК может быть предоставлен предприятиям со ССЧ:

— в промышленности и строительстве до 200 человек;

— в науке и научном обслуживании до 100;

— в других отраслях до 50;

— в непроизводственной сфере и розничной торговле до 15 человек.

При определении права, в ССЧ включаются:

— работники, состоящие в штате;

— работающие по совместительству;

— лица, выполняющие работу по договорам подряда и иным договорам гражданско-правового характера.

Кроме этого, может быть предусмотрено установление кредитных процентов, что исключено при предоставлении иных отсрочек (т.е. предусмотрена возвратность и возмездность).

Существует 3 формы предоставления ИНК:

1). Снижение сумм налогового платежа налога на прибыль:


Он может быть уменьшен на 10% от цен закупленного и введенного в действие оборудования, которое используется непосредственно в целях: замены ранее импортируемого оборудования; проведения НИОКР; защиты окружающей среды от загрязнения.


Также он может быть уменьшен на 10% от цен закупленных и введенных в действие АСУ, автоматических участков, оборудования, используемого для создания рабочих мест инвалидов.

НО! Размер этой льготы не должен повлечь за собой снижение налога на прибыль более чем на 50%.

Ценой оборудования – считается цена его приобретения.

2). Компенсация платежей по процентам, начисленным на суммы целевого кредита.

Чтобы получить такой ИНК необходимо:

— предприятие должно быть приватизированным;

— организовать товарищество, образованное членами трудового коллектива в целях выкупа всего или части оборудования (в товарищество должно входить более 50% общего числа работников этого предприятия);

Данный вид ИНК предоставляется путем уменьшения суммы налоговых платежей по налогу на имущество предприятия. Исчисленные суммы не должны превышать более 50% данного налога.

Сумма исчисляется по процентам за банковский кредит, распределяется по квартальным налоговым платежам равномерно.

3). Целевая налоговая льгота.

Условия ее получения:

— предприятие должно выполнять особо важные заказы для социально-экономического развития территории;

— оно должно оказывать существенные услуги территории.

Данная льгота предоставляется в пределах сумм, зачисляемых в местный бюджет.

Для получения данного ИНК необходимо заключить кредитное соглашение (инструкция ГНС № 12).

Если реализуется 3 форма ИНК, то кредитное соглашение обязательно утверждается при рассмотрении местного бюджета.

На суммы кредита устанавливаются проценты, но не более положенного, официально признанного правительством РФ.

Предприятие начинает возврат суммы кредита не ранее чем через 2 года после подписания соглашения; в случае предоставления ИНК полностью приватизированному предприятию – не ранее чем через 5 лет. Полностью сумма кредита должна быть погашена через 5 лет.

Предприятие вправе требовать отсрочки начала возврата кредита, но не более чем через 3 года после заключения соглашения.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Учись учиться, не учась! 10219 —

| 7803 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Инвестиционный налоговый кредит

Еще одна форма финансирования деятельности предпринимательских фирм — это инвестиционный налоговый кредит. В соответствии со ст. 66 первой части Налогового кодекса РФ инвестиционный налоговый кредит представляет собой такое изменение срока уплаты налога, при котором организации при наличии соответствующих оснований предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов. Данный кредит может быть предоставлен предпринимательской фирме по налогу на прибыль, а также по региональным и местным налогам на срок от одного до пяти лет.

Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен фирме, являющейся налогоплательщиком, в следующих случаях:

  • — при проведении этой фирмой научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ либо технического перевооружения собственного производства, в том числе направленного на создание рабочих мест для инвалидов или защиту окружающей среды от загрязнения промышленными отходами;
  • — при осуществлении этой фирмой внедренческой или инновационной деятельности, в том числе создании новых или совершенствовании применяемых технологий, создании новых видов сырья или материалов;
  • — в том случае, если эта фирма выполняет особенно важный заказ по социально-экономическому развитию региона или предоставляет особенно важные услуги населению.

Инвестиционный налоговый кредит предоставляется на основании заявления предпринимательской фирмы и оформляется договором установленной формы между фирмой и финансовым органом субъекта Российской Федерации. Решение о предоставлении инвестиционного коммерческого кредита принимается в течение одного месяца со дня получения заявления. При этом предпринимательская фирма имеет право заключать одновременно несколько договоров об инвестиционном налоговом кредите.

Читайте так же:  Виды деятельности, попадающие под енвд

Договор об инвестиционном налоговом кредите должен содержать следующие сведения:

  • — сумму кредита с указанием налога, по которому этот кредит предоставлен;
  • — срок действия договора;
  • — начисляемые на сумму кредита проценты;
  • — порядок погашения суммы кредита и начисленных процентов;
  • — документы об имуществе, которое является предметом залога, либо поручительство;
  • — ответственность сторон.

Кроме этого, данный договор должен содержать положения, в соответствии с которыми не допускаются в течение срока его действия реализация или передача во владение, пользование или распоряжение другим лицам оборудования или иного имущества, приобретение которого фирмой явилось условием предоставления ин-вестиционного налогового кредита, либо в договоре должны быть определены условия такой реализации. Копия договора должна быть предоставлена предпринимательской фирмой в налоговый орган по месту ее учета в 5-дневный срок со дня заключения договора.

Фирма, получившая инвестиционный налоговый кредит, вправе уменьшать свои платежи по налогу в течение срока действия договора об инвестиционном налоговом кредите. При этом уменьшение производится по каждому платежу за каждый отчетный период до тех пор, пока сумма, не уплаченная фирмой в результате всех таких уменьшений (накопленная сумма кредита), не станет равной сумме кредита, указанной в соответствующем договоре.

В том случае, если фирмой заключено более одного договора об инвестиционном налоговом кредите, срок действия которых не истек к моменту очередного платежа по налогу, накопленная сумма кредита определяется отдельно по каждому из этих договоров. При этом увеличение накопленной суммы кредита производится вначале в отношении первого по сроку заключения договора, а при достижении этой накопленной суммой кредита размера, предусмотренного указанным договором, фирма может увеличивать накопленную сумму кредита по следующему договору.

Независимо от числа договоров об инвестиционном налоговом кредите в каждом отчетном периоде суммы, на которые уменьшаются платежи по налогу, не могут превышать 50% соответствующих платежей по налогу, определенных без учета наличия данных договоров. При этом накопленная в течение налогового периода сумма кредита не может превышать 50% суммы налога, подлежащего уплате фирмой за этот налоговый период.

В случае проведения предпринимательской фирмой НИОКР инвестиционный налоговый кредит предоставляется в сумме, составляющей 30% стоимости приобретенного фирмой оборудования, используемого исключительно для проведения НИОКР или технического перевооружения. В остальных случаях предоставления инвестиционного налогового кредита он предоставляется на суммы, определяемые соглашением сторон при заключении договора об инвестиционном налоговом кредите.

Проценты на сумму кредита устанавливаются по ставке, не менее одной второй и не превышающей трех четвертых ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Кроме инвестиционного налогового кредита налоговый кодекс РФ предусматривает возможность получения предпринимательскими фирмами налогового кредита в следующих случаях:

  • — при причинении фирме ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;
  • — при задержке фирме финансирования из бюджета или оплаты выполненного этой фирмой государственного заказа;
  • — при угрозе банкротства фирмы в случае единовременной выплаты ею налога.

В случае предоставления налогового кредита по первым двум основаниям проценты на сумму кредита не начисляются. Если же кредит предоставлен по последнему основанию, проценты на сумму задолженности начисляются исходя из ставки рефинансирования Центрального банка РФ, действовавшей в период предоставления налогового кредита.

[3]

Договор о налоговом кредите должен предусматривать: сумму задолженности с указанием на налог, по уплате которого предоставлен налоговый кредит, срок действия договора; начисляемые на сумму задолженности проценты; порядок погашения суммы задолженности и начисленных процентов; документы об имуществе, которое является предметом залога, либо поручительство; ответственность сторон.

Инвестиционный налоговый кредит

Инвестиционный налоговый кредит является самой сложной формой изменения срока уплаты налога (сбора). Инвестиционный налоговый кредит представляет собой такое изменение срока уплаты налога, при котором организации при наличии соответствующих оснований предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов (п.1 ст.66 НК РФ).

Круг оснований, по которым может быть предоставлен инвестиционный налоговый кредит в корне отличается от оснований, предусмотренных НК РФ для предоставления отсрочки, рассрочки или налогового кредита.

Пример:

В организации был утвержден план технического перевооружения производства и было закуплено новое оборудование. Данное обстоятельство послужило основанием для обращения организации в Минфин РФ с заявлением о предоставлении инвестиционного налогового кредита по налогу на прибыль, поступающему в доход федерального бюджета. Просьба организации была удовлетворена и с организацией был заключен договор.

В соответствии с договором организация в течение двух лет уменьшала свои платежи по налогу на прибыль, поступающему в федеральный бюджет, до тех пор, пока сумма, не уплаченная организацией в бюджет в результате всех таких уменьшений, не стала равной сумме инвестиционного налогового кредита, предусмотренного договором. С этого момента организация стала погашать образовавшуюся у нее задолженность перед бюджетом, т.е. возвращать налоговый кредит и предусмотренные договором проценты.

На основании определения финансового левериджа проанализируем целесообразность использования рассрочки на сумму 5000 руб., если известно, что ставка рефинансирования ЦБ составляет 24 % годовых.

Структура капитала организации до предоставления рассрочки:

  • · собственный капитал 90 тыс. руб.;
  • · заемный капитал 30 тыс. рублей, причем в его составе отсутствуют привлекаемые за плату кредиты;
  • · прибыль организации, остающаяся в ее распоряжении (чистая прибыль), составляет 40 тыс. рублей; предполагается, что она будет таковой и на прогнозируемый год.

1) Определим плечо финансового рычага — ПР:

где ЗК — величина заемного капитала организации;

СК — величина собственного капитала.

ПР = (30 000 +5 000) / 90 000 = 0, 39

2) Определим дифференциал финансового рычага — ДР:

Читайте так же:  Оквэд ритуальные услуги

ДР = (Рк- % по расср.) * (1-СтНП: 100),

где Рк- рентабельность капитала организации (отношение чистой прибыли к сумме капитала организации);

% по расср. — годовой процент по предполагаемой рассрочке;

СтНП — ставка по налогу на прибыль в %.

Рк = 40 000 / (30 000 + 5 000 + 90 000) = 40 000 /125 000 = 0,32 или 32%

% по расср. в 0,24/2=0,12 ДР =(32 — 12)*(1-24/100) = 20*0,76 = 15,2 %

3) Рассчитаем эффект финансового рычага — ЭФР6

где ЭФР = 15,2*0,39=5,92 %

В результате предоставления рассрочки по уплате налога произойдет приращение к рентабельности капитала организации на 6 % от использования рассрочки, несмотря на ее платность.

Следующая конкретная ситуация.

В соответствии с п.п. 3 п. 1 ст. 64 НК РФ организация может воспользоваться инвестиционным налоговым кредитом по основанию «выполнения этой организацией особо важного заказа по социально -экономическому развитию региона», сумма которого превышает испрашиваемую организацией сумму кредита более, чем в два раза. Уполномоченный орган готов предоставить инвестиционный налоговый кредит в сумме 6000 тыс. руб. по ставке 20% (что составляет 70% ставки рефинансирования ЦБ РФ — 28,6 %, т.е. не ниже 1 /2 и не выше 3 /4 названной ставки). Привлечение кредита позволит организации рассрочить 50 % своего платежа по одному из уплачиваемых местных налогов, приходящегося на январь следующего за отчетным финансового года на срок 1 квартал. Уровень инфляции в стране по данным проекта Федерального закона о Федеральном бюджете на следующий год составит 3 % в месяц. На основании теории дисконтирования определим экономический эффект от привлечения в данном случае инвестиционного налогового кредита и сделаем заключение о его целесообразности.

Сумма кредита тыс. руб.

Погашение долга тыс. руб.

Остаток долга тыс. руб.

Проценты тыс. руб.

Итого к уплате по кредиту тыс. руб.

Дисконт на инфляцию

Продискантированая сумма платежей по кредиту тыс. руб.

Экономический эффект от кредита тыс. руб.

Экономический эффект от использования инвестиционного налогового кредита составит в стоимости на начало кредитного периода 271 тыс. руб.>0, следовательно, привлечение инвестиционного налогового кредита целесообразно.

На четвертом этапе налогового планирования составляется налоговый календарь, в котором указывается, когда и какие налоги должна заплатить организация. Это позволит избежать просрочек и пени.

Налоговый календарь по основным видам налогов, может быть использован с соответствующими корректировками в конкретной организации.

Последний этап — построение налогового бюджета. Бюджет по налогам эффективен не столько сам по себе, сколько в рамках существующей системы финансового бюджетирования. Как один из операционных бюджетов он должен согласовываться с бюджетом движения денежных средств. Увязка бюджета по налогам с бюджетом движения денежных средств нацелена на сбалансированность денежных доходов и платежей в бюджет таким образом, чтобы ко времени уплаты налогов организацией был достигнут уровень достаточного чистого денежного потока.

Определим достаточность создаваемого организацией чистого денежного потока на основе определения коэффициента достаточности чистого денежного потока и дадим экономическую интерпретацию полученного показателя с учетом налоговых издержек организации и их предполагаемой оптимизации на основании следующих исходных данных:

  • · чистый денежный поток организации за период составил 4100 тыс. рублей;
  • · сумма дивидендов, выплаченных собственникам организации — 400 тыс. рублей;
  • · выплаты по краткосрочным кредитам и займам — 500 тыс. рублей;
  • · уровень запасов ТМЦ составлял на начало периода — 300 тыс. рублей, на конец периода — 500 тыс. рублей;
  • · налоговые издержки, оплаченные в текущем периоде — 3500 тыс. рублей;
  • · предлагаемая налоговая оптимизация позволит снизить их на 600 тыс. рублей.

Кддп — коэффициент достаточности чистого денежного потока организации определяется по формуле:

Кддп = ЧДП / (КиЗ +Д 3 + Д+ НИ),

где ЧДП — чистый денежный поток организации за период;

КиЗ — выплаты по краткосрочным кредитам и займам;

Аз — прирост запасов товарно-материальных ценностей за период;

[1]

Д — сумма дивидендов, выплаченных собственникам организации за период;

НИ — налоговые издержки, оплаченные в текущем периоде или подлежащие оплате в будущем.

1. Определим коэффициент достаточности чистого денежного потока организации до проведения налоговой оптимизации (Кддп до):

Кддп до = 4 100/ (500 + (500 — 300) +400 + 3500) = 4 100/ 4 600 = 0,89 1.

До проведения предполагаемой налоговой оптимизации коэффициент достаточности денежного потока организации был меньше единицы, то есть ниже критериального значения, что означает недостаточность чистого денежного потока; после предполагаемой оптимизации значение коэффициента превышает единицу, что свидетельствует о достаточности чистого денежного потока организации вследствие принятых мер.

Завершающим этапом налогового планирования является расчет экономической эффективности предполагаемой оптимизации с учетом издержек на ее осуществление.

Видео (кликните для воспроизведения).

На примере налога на прибыль на основании приведенных исходных данных определим экономический эффект и эффективность предполагаемой налоговой оптимизации, если известно, что риск последующего наложения штрафных санкций отсутствует (в силу того, что мероприятия полностью правомерны).

Источники


  1. Поттешер, Ф. Знаменитые судебные процессы / Ф. Поттешер. — М.: Прогресс, 2013. — 302 c.

  2. Золотов, Ю. А. История и методология аналитической химии / Ю.А. Золотов, В.И. Вершинин. — М.: Academia, 2015. — 464 c.

  3. Малахов, В. П. Теория государства и права / В.П. Малахов, И.А. Горшенева, А.А. Иванов. — М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2009. — 160 c.
  4. Сомов, В.П. Латинско-русский юридический словарь: моногр. / В.П. Сомов. — М.: ГИТИС, 2014. — 104 c.
  5. Шалагина, М. А. Правоведение. Шпаргалка / М.А. Шалагина. — М.: Феникс, 2015. — 126 c.
Инвестиционный налоговый кредит
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here