Инвентаризация отходов производства и потребления

Важный материал на тему: "Инвентаризация отходов производства и потребления" с профессиональной точки зрения. Если возникнут вопросы, вы всегда их можете задать дежурному юристу.

Инвентаризация отходов производства и потребления (образец)

​Акт инвентаризации отходов производства

Все предприятия обязаны соблюдать установленные экологические требования, в числе которых установлена необходимость проводить инвентаризацию отходов производства и потребления. Образец акта инвентаризации, который составляется по результатам инвентаризации, приведен ниже.

Обязательность проведения инвентаризации

Обязательность инвентаризации объектов размещения отходов указана в ст. 67 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и ст. 11 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». Ошибочно считать, что источником отходов являются только производственные предприятия, имеющие источник загрязнения окружающей среды, например, большой завод или предприятия, ведущие деятельность, связанную с применением материалов, представляющих опасность. Многие малые предприятия и даже ИП ведут деятельность, в результате которой появляются отходы производства.

Так, например, индивидуальный предприниматель, осуществляющий деятельность по ремонту и техническому обслуживанию автотранспортных средств, был оштрафован по ст. 8.2 КоАП на 30 000 руб. за то, что не вел учет отходов, использованных автомобильных покрышек. В решении суда указано, что отсутствовала паспортизация, не проводилась инвентаризация отходов, не было учета размещенных отходов, а также образовавшихся, использованных и переданных другим лицам (Постановление Федерального Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 24 сентября 2012 г. по делу № А75-512/2012 ).

Этапы проведения инвентаризации

Законодательство четко не регламентирует порядок проведения инвентаризации. Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 25.02.2010 N 49 утверждены Правила инвентаризации объектов размещения отходов (далее — Правила), в пункте 4 которых указано, что проведение инвентаризации объектов должно быть не реже одного раза в пять лет. После сбора и обработки информации об объекте составляется характеристика каждого объекта размещения отходов согласно приложению к Правилам. В отношении порядка и регламента инвентаризации правил не установлено, поэтому предприятие может устанавливать свои требования.

Как правило, инвентаризация отходов проводится в несколько этапов:

  • издание приказа о проведении инвентаризации источников образования отходов;
  • проведение инвентаризации;
  • обобщение полученных в результате инвентаризации данных и оформление акта инвентаризации отходов.

Инвентаризация может проводиться как силами самого предприятия, так и с привлечением сторонней специализированной организации.

Документы, которые необходимо оформить

На предприятии, являющемся источником отходов производства, могут быть издана инструкция о порядке проведении инвентаризации и разработаны документы, которые должны составляться в процессе инвентаризации. Так, могут быть разработаны и утверждены инвентаризационные ведомости источников образования отходов, ведомости объектов хранения и накопления отходов, сведения о предприятиях, принимающих отходы и другие необходимые для учёта образующихся в процессе деятельности отходов документы в зависимости от вида деятельности предприятия,

Для проведения инвентаризации необходимо подготовить приказ, в котором должны быть указаны состав инвентаризационной комиссии, сроки инвентаризации, сроки оформления акта инвентаризации.

В процессе инвентаризации используются проектная документация на строительство объектов размещения отходов, данные обследований объектов размещения отходов и другая документация.

После проведения инвентаризации, исходя из составленных в процессе инвентаризации документов, составляется акт инвентаризации, который подписывают члены комиссии.

Скачать образец акта инвентаризации отходов производства

Использование материалов инвентаризации

Надо отметить, что согласно п. 4 ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предприниматели и организации, в результате деятельности которых образуются отходы на объектах, подлежащих экологическому надзору, должны разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР). Руководствоваться необходимо Методическими указаниями по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденными Приказом Минприроды РФ от 05.08.2014 № 349. Результаты инвентаризации, так же как технологические карты, регламенты и другие материалы, являются основанием для ПНООЛР.

Кроме того, результаты инвентаризации используются для подготовки статистической отчётности по форме 2-ТП (отходы), утвержденной Приказом Росстата от 28.01.2011 N 17, а также заполняется экологический паспорт предприятия.

Инвентаризация отходов производства и потребления

Обязанность по проведению инветаризации отходов юридическими лицами установлена в следующих нормативных документах:

Несмотря на то, что законодательством установлено требование о проведении инвентаризации отходов производства и потребления, подзаконные акты никак не конкретизируют данную норму. То есть не определен как порядок проведения инвентаризации, так и форма оформления ее результатов. При этом во время проведения контрольных мероприятий соответствующие органы испрашивают данные по инвентаризации у юридических лиц.

На этой странице мы постарались сделать сервис, который без труда поможет Вам оформить результаты инвентаризации отходов на вашем предприятии.

Как проводится инвентаризация отходов

Повторно используемые в производстве, или возвратные, отходы должны периодически инвентаризироваться. В этом их принципиальное отличие от невозвратных отходов, подлежащих списанию на затраты. В отношении последних инвентаризация не проводится. Рассмотрим вопросы классификации отходов, проведения их инвентаризации с точки зрения экологических правовых норм, действующих в настоящее время, порядка проведения инвентаризации согласно правилам учета ТМЦ и отражения результатов инвентаризации в учете предприятия.

Законодательная база инвентаризации отходов производства

Необходимость и порядок проведения инвентаризации регламентируются несколькими актами из различных областей законодательства. Основу составляют два закона: ФЗ №7 от 10-01-02 г. и ФЗ №89 от 24-06-98 г. В них идет речь об охране окружающей среды, об отходах потребления и производственных отходах, а также о необходимости инвентаризации оных. Кроме того, существует Приказ Минприроды РФ №49 от 25-02-10 г., утверждающий правила инвентаризации мест размещения отходов.

Справка. Периодичность проведения инвентаризации отходов – минимум раз в пять лет (см. п. 4 Правил).

Важную роль играет и Приказ Минприроды №792 от 30-09-11 г., регламентирующий ведение кадастра отходов, в частности, принципы их кодировки, кроме некоторых видов (биологических, радиоактивных, медицинских). В отношении указанных отходов используются нормативные акты специального характера.

Читайте так же:  Ндс сколько процентов

Следует иметь в виду, что общегосударственный классификатор отходов, как целостный документ, отсутствует. При составлении инвентаризационной документации пользуются данными региональных нормативных документов. Если ни один документ не содержит нужного кода и наименования, можно установить кодировку в территориальном органе природоохранной государственной структуры, а наименование присвоить самостоятельно.

Нарушение сроков и процедуры инвентаризации отходов может повлечь за собой все виды ответственности, вплоть до уголовной (ст. 28 ФЗ-89).

Какие отходы подлежат инвентаризации и кто ее проводит

Возвратные инвентаризируемые отходы могут включать в себя:

  • производственный и сырьевой брак;
  • продукты питания с истекшим сроком годности;
  • производственные ТМЦ, отслужившие свой срок, содержащие в своем составе черные, цветные, редкие металлы, драгметаллы;
  • использованные запчасти, автошины, и т.д.

Инвентаризируются любые отходы производства, которые могут быть признаны возвратными по каким-либо признакам. Особо следует отметить инвентаризацию отходов по своим физическим, химическим свойствам, представляющим опасность для человека (взрывчатым, токсичным, окисляющим, иным потенциально опасным).

Справка. Согласно российскому законодательству (см. ФЗ-89, ст. 4.1) существует 5 классов опасности отходов: от чрезвычайно опасных до практически неопасных. При расчетах с целью присвоения того или иного класса опасности отходам производства природоохранные службы в настоящее время руководствуются Постановлением Правительства РФ №712, действующим с 01.08.2014 года. Самостоятельно присваивать класс опасности отходам организация не имеет права.

Эта информация должна учитываться при проведении инвентаризации на месте с целью недопущения негативных последствий для природы и человека, а также при оформлении актов, занесении в них необходимых данных.

Инвентаризация и ее итоги

Инвентаризация отходов представляет собой сверку учетных данных с фактическим наличием отходов в местах их хранения на определенную дату. Процедура выполняет, помимо контрольной, еще и функцию оптимизирующую. Так происходит, например, при внесении изменений в принятую на предприятии технологию производства с целью ее улучшения. Результаты инвентаризации служат основанием для пересмотра производственных нормативов расхода сырья.

Инвентаризировать отходы могут как представители комиссии из числа компетентных работников предприятия, так и специалисты извне, оказывающие услуги в соответствии с договором. Процедура включает в себя предварительный этап, затем процесс снятия данных и подведение итогов с оформлением их в законном порядке:

  1. Издание приказа руководителя по форме ИНВ-22. В нем прописываются состав комиссии, сроки проведения сличительных мероприятий, их характер, сроки сдачи отчетности по итогам инвентаризации.
  2. Изучение данных первичных документов, остатков на соответствующих счетах бухгалтерского учета, в учетных регистрах.
  3. Процесс инвентаризации как таковой. Он позволяет обнаружить отходы и классифицировать их, а также определить источники появления. Определяется расчетным путем и количество отходов, образующихся в производстве за год. Далее следует сверка учетных и фактически установленных данных.
  4. Оформление акта инвентаризации, подписание всеми ответственными лицами. Обычно используется унифицированный документ — форма ИНВ-З, но и составление самостоятельно разработанных на предприятии и закрепленных в локальных нормативных актах форм инвентаризационных актов, отраслевых учетных форм также законно.
  5. Разработка рекомендаций управленческого, учетного характера по итогам инвентаризации отходов производства.

Акт инвентаризации обычно содержит следующие данные:

  • место размещения, хранения отходов;
  • источник образования производственных отходов;
  • кодировку, наименование;
  • вид, физические, химические свойства, растворимость, состав;
  • класс опасности;
  • нормативы образования;
  • места хранения;
  • варианты использования;
  • иные необходимые данные.

Используют выявленные отходы по-разному. Их можно вернуть в производство, продать, использовать во вспомогательных производствах предприятия или уничтожить.

Результаты инвентаризации отходов, помимо внутрипроизводственных целей, используются:

  • в отчетных формах;
  • для обоснования лимитов на размещение;
  • для оформления разрешающей документации на хранение.

Отражение инвентаризации в бухгалтерском учете

Для учета возвратных отходов, подлежащих инвентаризации, чаще всего используется счет 41, поскольку они в любой момент могут быть проданы на сторону.

Излишки отходов производства приходуются проводкой Дт 41 Кт 91/1 на сумму, рассчитанную по фактическому наличию и действующим ценам.

Недостачи проводятся через 94 счет такой записью: Дт 94 Кт 41 на сумму выявленной недостачи. Далее:

  • в пределах естественных норм убыли — Дт 44 Кт 94;
  • на установленных виновных лиц — Дт73 Кт94;
  • сверх норм естественной убыли, если виновные не установлены — Дт 91/2 Кт 94.

Акт инвентаризации отходов ― образец 2019 — 2020 годов

Источники образования и виды отходов

В процессе хозяйственной деятельности субъектов периодически образуются различные отходы: просроченные товары, сырье, испорченные материалы, брак, побочные продукты полуфабрикатов, отработанные изделия из черных и цветных металлов, а также редких и драгоценных, списанные приборы и датчики, аккумуляторы, автошины, лаки, краски, строительный мусор, бытовые отходы. Процедура инвентаризации не только устанавливает факт наличия отходов и их объем, но и выявляет источники и периодичность их образования.

Некоторые виды хозяйственной деятельности приводят к образованию отходов повышенной опасности. К ним относятся:

  • взрывчатые и огнеопасные, которые под воздействием химических реакций способны воспламениться, нанеся тем самым вред окружению;
  • окисляющие ― вещества, способствующие воспламенению сторонних материалов;
  • органические ― подверженные ускоренному разложению в силу своего химического состава;
  • токсичные и инфицирующие ― отходы, способные причинить существенный вред организму человека.

О том, как организуется учет возвратных отходов, читайте в статье «Отражаем в учете возвратные отходы производства (нюансы)».

Проведение инвентаризации отходов

Помимо сведений об объеме отходов, периодичности их образования и источников, целью процедуры инвентаризации может оказаться выявление несоответствия между нормативными и фактическими показателями. Причиной составления акта инвентаризации может быть и контроль за процессом формирования отходов при введении новых технологий, изменении стандартов выпуска. В таких случаях результаты инвентаризации будут служить основанием для разработки новых нормативов по отработанному материалу.

Инвентаризация отходов начинается с приказа руководителя с четким указанием сроков ее проведения, объектов и с данными о составе комиссии.

В ходе инвентаризации выявляется количество отходов, происходит классифицирование их по видам и источникам появления. Происходит подсчет объема годового образования отработанного материала. Обязательна проверка документации по учету наличия, получения и хранения отходов.

Читайте так же:  Кассовый метод учета доходов и расходов

Акт инвентаризации отходов представляет собой итоговый документ, который подготавливается на основании полученных данных. Может содержать в себе также рекомендации и указания по дальнейшей работе с отработанным материалом. По результатам данных полученного документа субъект хозяйственной деятельности делает дальнейшие выводы о путях движения отходов: передавать ли их на переработку сторонним организациям, проводить ли утилизацию самостоятельно.

О том, какую роль акт инвентаризации играет в учете расходов на утилизацию для целей расчета налога на прибыль, читайте в материале «Подтверждаем расходы на утилизацию просроченных товаров».

Содержание акта инвентаризации отходов

Материалы, признанные отходами, должны быть идентифицированы в соответствии с классификацией отходов. Так как на данный момент общероссийский классификатор по отходам отсутствует, следует руководствоваться перечнями отходов, действующими в регионах.

Если в акт инвентаризации необходимо добавить новую позицию, не заявленную ранее ни в одном источнике, допускается самостоятельное присвоение наименования отработанным материалам с последующим обращением в территориальные органы по охране природы для получения кода.

Акт инвентаризации может быть оформлен по унифицированной форме ИНВ-3 (утверждена постановлением Госкомстата от 18.08.1998 № 88), дополненной необходимой информацией. Или составлен по самостоятельно разработанной форме. Могут иметь место отраслевые рекомендации по оформлению такого акта.

Акт инвентаризации отходов должен содержать следующие данные:

  • участок размещения;
  • источник образования отработанных материалов;
  • наименование отхода и соответствующую общепринятую кодировку;
  • присвоенный класс опасности (от 1 до 5);
  • характеристику отходов, отражающую его физико-химические параметры: агрегатное состояние, уровень растворимости, летучесть, основные входящие в состав компоненты;
  • принятые нормы образования отработанных материалов;
  • места временного хранения и их характеристики;
  • варианты утилизации или удаления (возврат в производство, передача сторонним организациям по договору, перевод в иное место хранения);
  • прочие необходимые показатели.

На нашем сайте вы можете скачать вариант заполненного образца акта инвентаризации отходов.

В дальнейшем данные акта инвентаризации отходов могут быть использованы для получения лимитов на их размещение, утверждения документации, разрешающей хранение отработанных материалов, составления отчетности по количеству отходов, образованных на предприятии, и дальнейшим действиям с ними.

О том, на размер каких платежей влияет объем образующихся отходов, читайте в статье «Разработка проектов нормативов образования отходов».

Инвентаризация отходов представляет собой обязательную процедуру для всех субъектов, осуществляющих действия с отходами. Акты составляются по результатам проверки. Места размещения отходов подлежат контролю с периодичностью 1 раз в 3 года либо в случаях внесения изменений в технологические процессы, внедрения новых видов деятельности.

За неисполнение законодательства в части обращения с отходами предусмотрено наказание в виде административной, дисциплинарной, гражданско-правовой и уголовной ответственностей (ст. 28 закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ).

Рассылка новостей журнала

Подписчики этой рассылки получают уведомления о выходах новых номеров журнала, о новых запланированных прямых телефонных линиях, о выходе наших новых проектов и начале очередной подписной кампании. Средняя периодичность рассылки 2—3 раза в месяц.

Подписка на журнал

№ 10, октябрь 2018

Другие
наши издания

Рубрики в номере

Проводим инвентаризацию отходов производства

Рубрика «Обращение с отходами»

Д.А. Карпеш, инженер по ООС Частного предприятия «ЭкоТрейдБай»

Инвентаризация отходов — деятельность по определению количественных и качественных показателей отходов в целях учета отходов и установления нормативов их образования (п. 5 ст. 1 Закона Республики Беларусь от 20.07.2007 № 271-З «Об обращении с отходами» 1 ).

Перечень, наименования и коды отходов определяются согласно Классификатору отходов, образующихся в Республике Беларусь 2 .

ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ ОТХОДОВ ПРОИЗВОДСТВА: КТО ПРОВОДИТ И КАК ЧАСТО?

Инвентаризацию отходов производства должны проводить юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые осуществляют обращение с отходами производства (п. 1.6 ст. 17 Закона № 271-З).

Инвентаризация проводится не реже одного раза в пять лет в сроки, определяемые организацией (п. 6 Инструкции о порядке инвентаризации отходов производства 3 ).

Досрочная инвентаризация отходов проводится в случаях:

  • выявления новых видов отходов производства;
  • изменения технологических процессов получения продукции;
  • изменения перечня выпускаемой продукции;
  • изменения сырья и материалов, применяемых для получения продукции;
  • реконструкции, модернизации, перепрофилирования производства;
  • предписания территориальных органов Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь (далее — Минприроды); иных по решению организации, осуществляющей обращение с отходами производства (п. 7 Инструкции № 17).

[3]

АЛГОРИТМ ПРОВЕДЕНИЯ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ ОТХОДОВ

Издаем приказ о проведении инвентаризации отходов производства

Для проведения инвентаризации руководитель организации издает приказ (Пример 1 на с. 37), в котором:

  • назначается комиссия по проведению инвентаризации;
  • определяются перечень структурных подразделений, в которых проводится инвентаризация, и ответственные должностные лица, участвующие в проведении инвентаризации в данных структурных подразделениях;
  • приводится перечень лиц, допускаемых к проведению инвентаризации в организации в случае проведения инвентаризации юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, уполномоченными организацией на проведение инвентаризации;
  • устанавливаются сроки проведения инвентаризации и подготовки сведений для проведения инвентаризации.

Проводим подготовительный этап

На этом этапе собираем и изучаем данные, необходимые для инвентаризационного обследования. Речь идет о данных, которые содержатся:

  • в книгах ПОД-9 и ПОД-10;
  • отчете 1-отходы Минприроды;
  • данных бухгалтерского учета; актах выполненных работ; сопроводительных паспортах перевозки отходов.

Проводим инвентаризационное обследование

Обследуем структурные подразделения организации в соответствии с планомсхемой расположения зданий и сооружений организации. Это позволит выявить источники образования отходов.

Поскольку источник образования отходов производства — технологическое оборудование, технологический процесс, структурное подразделение (участок, цех и др.) и иной объект, в котором происходит образование отходов производства (п. 5 Инструкции № 17), то и вариантов определения источника образования отхода будет несколько.

Отмечаем источники образования отходов производства на плане-схеме расположения зданий и сооружений организации.

Определяем перечень образующихся отходов производства по источникам образования отходов. Для каждого источника («Офис», «Склад», «Распаковка товаров», «Уборка помещения», «Эксплуатация автотратспорта» и т.д.) характерны свои отходы производства, однако некоторые из них могут пересекаться (например, отходы производства, подобные отходам жизнедеятельности населения, в результате уборки производственных и офисных помещений).

Читайте так же:  Карточка счета 51 образец заполнения

Взвешиваем (замеряем) количество отходов производства, образующихся от источников образования отходов производства, и определяем нормативы их образования по результатам измерений.

Рассчитываем годовое количество образующихся отходов производства и нормативы их образования с учетом максимальной загрузки оборудования, технологического процесса исходя из результатов, полученных при проведении инвентаризационного обследования.

Нормативы разрабатываются на основе:

  • сведений, полученных при инвентаризации отходов производства; технологических регламентов;
  • удельных норм расходов сырья и материалов;
  • материально-сырьевого баланса;
  • технических нормативных правовых актов, регламентирующих производство продукции, тепловой и (или) электрической энергии, выполнение работ или оказание услуг.

Определяем физико-химические характеристики отходов, компонентный состав отходов, исходя из качества и свойств применяемого сырья, материалов и химических реакций, происходящих в производственных процессах, а также опасные свойства отходов в соответствии с требованиями законодательства Республики Беларусь в области обращения с отходами. Код, наименование, класс опасности отходов определяются согласно Классификатору отходов, образующихся в Республике Беларусь 6 . Отсутствие класса опасности отхода в Классификаторе отходов влечет необходимость его установления собственником отходов (п. 2 ст. 16 Закона № 271-З).

Полученные сведения оформляем по формам согласно приложениям 1 и 2 к Инструкции № 17 (Примеры 2 и 3).

Обобщаем сведения об инвентаризации

На этом этапе проводим систематизацию данных и составляем акт инвентаризации отходов производства. Акт инвентаризации отходов производства, утвержденный Инструкцией №17, подписанный руководителем организации, включает:

  • титульный лист (Пример 4);
  • сведения, полученные в результате проведения инвентаризации отходов производства, которые оформляются согласно приложению к акту инвентаризации отходов производства (Пример 5);
  • перечень мероприятий по учету отходов, определению их количественного и качественного показателей, разработке нормативов образования отходов производства (п. 15 Инструкции № 17).

1 В ред. от 13.07.2016, далее — Закон № 271-З.

2 Утвержден постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 08.11.2007 № 85.

3 Утверждена постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 29.02.2008 № 17, далее — Инструкция № 17.

4 Утверждены постановлением Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь и Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 27.06.2003 № 18/27.

5 Справочные материалы по удельным показателям образования важнейших видов отходов производства и потребления — М.: НИЦПУРО, 1996.

6 Утвержден постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 08.11.2007 № 85.

Видео (кликните для воспроизведения).

7 Утверждено постановлением Национального статистического комитета Республики Беларусь от 19.09.2013 № 208.

8 Утверждена постановлениями Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, Министерства здравоохранения Республики Беларусь, Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 17.01.2008 № 3/13/2.

Статья опубликована в журнале «Экология на предприятии» № 10 (88), октябрь 2018 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.

Образец инвентаризации отходов производства и потребления на предприятии

Инвентаризация отходов на предприятии может быть проведена по разным причинам, к примеру, во избежание нанесения ущерба окружающей среде. В ходе инвентаризации выявляется степень превышения допустимых нормативов при сборе, накоплении, хранении и совершении иных действий с отходами.

Если игнорировать эту цель, предприятие может получить от уполномоченных ведомств штраф. Более того, при нанесении значительного вреда экологии руководство привлекается к уголовной ответственности.

Вторая важная цель – уточнение возможных вариантов по применению отходов, а именно:

  • повторное использование в производстве как в качестве основного ресурса, так и в виде вспомогательного;
  • реализация как сырья, но только после обязательной подготовки;
  • извлечение элементов, которые вновь могут быть направлены в цикл.

Грамотный подход к инвентаризации позволяет сократить расходы на приобретение сырья или же получить дополнительный доход от продажи полезных компонентов.

Также с помощью данной процедуры формируется правильный учет каждого объекта, который в результате обоснованных факторов впоследствии будет переведен в категории «отходы» с уточнением класса опасности и условий хранения в зависимости от степени риска.

Нормативная база по инвентаризации отходов производства и потребления

Необходимость в проведении инвентаризации обеспечивается рядом нормативных актов из различных сфер законодательства. В качестве основы выступают два федеральных закона: ФЗ №7 от 10 января 2002 года и ФЗ №89 от 24 июня 1998 года.

В их содержании уточняется важность охраны окружающей среды и регламент реализации соответствующей процедуры. Также стоит отметить Приказ Минприроды РФ №49 от 25 февраля 2010 года, где прописаны правила инвентаризации мест размещения утильсырья.

Какие отходы подлежат инвентаризации

Процедура может быть выполнена по различным направлениям – в зависимости от того, какая категория отходов инвентаризуется.

Источники образования

Под данными объектами необходимо понимать те материалы, вещества, предметы и т.п., которые переходят в разряд утильсырья в процессе производственной деятельности на предприятии.

Цель инвентаризации в данном случае заключается в обнаружении всех источников, установлении им степени опасности и уточнении иных важных сведений для постановки на учет.

Объекты размещения

Обязательно следует изучить как постоянные, так и временные объекты размещения расходов. В процессе осуществляется изучение проектной документации, проведение проверки на соответствие требованиям и составление полной характеристики для отчета в органы Ростехнадзора.

Кто и когда проводит

Любое юридическое лицо и каждый индивидуальный предприниматель, деятельность которых связана с работой с утильсырьем, должна проводить инвентаризацию с определенной периодичностью: раз в год – отходов, раз в пять лет – объектов размещения.

Порядок проведения

При инициации процесса инвентаризации важно учитывать соблюдение позиций регламента, чтобы в дальнейшем не возникло проблем с уполномоченными ведомствами.

Экологические требования

Все отходы, формирующиеся на территории России, должны быть паспортизированы. При проведении инвентаризации осуществляются следующие мероприятия:

  • учет и расчет показателей отходов;
  • подразделение их в отдельную категорию;
  • установление степени риска нанесения вреда окружающей среде;
  • определение нюансов хранения и утилизации согласно экологическим требованиям.

Таким образом можно избежать ухудшения экологической обстановки как в рамках предприятиях, так и на территории государства и мира.

Читайте так же:  Сдача денег инкассатору оформление бухгалтерской записью

Процедура проводится следующим образом:

  1. Издается приказ руководителя с уточнением основных составляющих процесса.
  2. Изучаются сведения по первичным документам.
  3. Проводится инвентаризация.
  4. Оформляется акт инвентаризации.

В итоге происходит разработка рекомендаций с учетом результата.

Документ-основание

Процедура инициируется и реализуется в соответствии с распоряжением руководства организации. На его основании:

  • формируется специальная комиссия для проведения расчетных действий по нормативам;
  • уточняется перечень структурных подразделений, где будет проведена инвентаризация;
  • указываются лица, ответственные за инвентаризацию по каждом из отделов.

Учет по подразделениям

Каждая из имеющихся категорий отработанного ресурса должна быть проведена через первичный учет, который осуществляется по подразделениям.

Результативные записи отражаются в специальном журнале с месячной периодичностью. Ответственным лицом выступает начальник цеха.

Цель процесса

С помощью реализации процедуры можно установить:

  1. Источник формирования утильсырья. Стандартно к данной позиции причисляют цеховые подразделения, а также некоторые технологические процессы на производстве, в результате которых образуется мусор.
  2. Список отходов, что позволяет уточнить наименование и код сырья на основании классификатора.
  3. Периодические формирования отходов.
  4. Расчетные нормативы.
  5. Список утильсырья, которые должны быть направлены на ликвидацию, захоронение или повторное использование.

Все это строго документируется и подлежит отражению в итоговой отчетности.

Необходимые сведения

Важно отметить о дополнительных опциях, которые предусмотрены регламентом. Инвентаризация отходов может быть реализована с учетом конкретных сведений об организации и производстве. В качестве таких данных могут выступать следующие позиции:

  • занимаемая отрасль;
  • реализуемые на предприятии работы;
  • сведения из учетных книг, статистическая и бухгалтерская отчетность о поступлении утильсырья или его передаче, акт о реализованных работах, паспорта на перевозку мусора, хранение, уничтожение и т.п.;
  • технологические карты по стадиям производства и сопутствующим процессам;
  • проектировка объектов инфраструктуры;
  • сведения о потреблении и характеристиках сырья каждой из категорий.

При проведении инвентаризации могут быть привлечены и иные данные, где указаны режимы работы оборудования на производстве, качественные и количественные составляющие сырья и т.п.

Образец ведомости

  • титульный лист;
  • сведения о расчетах и итоговом учете;
  • список мероприятий: учет отходов, уточнение качественных и количественных значений, разработка нормативов.

Применение результатов

Выявленные в ходе инвентаризации данные могут быть направлены по следующим вариантам использования:

  1. Получение лицензии на проведение действий с отходами, подразумевающими хранение и захоронение.
  2. Создание инструкций по обращению с веществами, представляющими опасность.
  3. Уточнение лимитов по повторному использованию сырья, захоронению мусора, его утилизации и т.п.

Также вся информация важна при оформлении и ведении статистической отчетности.

В качестве нормативов утверждаются максимально допустимые объемы отходов, которые возникают в ходе обработки единицы производства.

Разработка нормативов и последующее согласование обеспечивается регламентом по правительственному постановлению. При уточнении конкретных значений принимаются к учету следующие сведения:

  • регламент технологических процессов;
  • материально-сырьевой баланс;
  • нормы расходования;
  • другие позиции, в том числе положения нормативно-правовых актов, регулирующих производство продукции, энергии, оказания услуг или выполнения работ.

Разработка происходит по специальной форме, утвержденной Минприроды России.

Составление предписаний

По итогам инвентаризации оформляются требования по эксплуатации отходов отдельно с учетом специфики каждого подразделения. Предписания подлежат обязательному утверждению руководителем организации и последующей передаче в территориальное отделение Минприроды.

Необходимые документы по охране окружающей среды на предприятии представлены ниже на видео.

Составление акта инвентаризации отходов на 2019 год

В акте должны быть указаны следующие сведения:

  • место размещения и хранения утильсырья;
  • источник формирования отходов производственных процессов;
  • наименование объектов, их кодировка;
  • ряд описывающих характеристик: вид, состав, физические и химические свойства;
  • присвоенная категория опасности;
  • нормативы образования;
  • допустимые способы повторного использования.

Могут быть отражены и другие важные данные по решению ответственных лиц.

Итоги инвентаризации

Результирующие положения используются в дальнейшем:

  • при составлении отчетности;
  • в случае с обоснованием лимитов на размещение и хранение сырья;
  • для получения лицензии на хранение.

По итогам руководством принимаются решения о совершении дополнительных действий с отходами в дальнейшем. Подобный подход позволяет своевременно избавиться от проблем с обращением с утильсырьем.

Отражение в бухгалтерском учете

В отчетности для учета возвратных отходов выделен счет 41, так как данные объекты могут быть всегда проданы сторонним компаниям. Излишки утильсырья отражаются проводкой по сумме, уточненной фактическим наличием и актуальной стоимостью:

О проведении инвентаризации отходов дополнительно представлено ниже на видео.

Инвентаризация отходов производства и потребления

Получите у нас абсолютно бесплатно подборку из более 100 документов для работы эколога на предприятии (инструкции, приказы, программы ПЭК, отчет водопользователей)

Зарегистрироваться и получить документы прямо сейчас.

отходов производства и потребления

Общество с ограниченной ответственностью «ЭКО»

129138, г. Москва, ул. Академика 1

(фактическое место расположения)

[1]

Основание для проведения инвентаризации: Приказ № 34 от 16.11.2016 г.

Дата начала инвентаризации: 18.03.2017

Дата окончания инвентаризации: 18.03.2017

Перечень отходов, образующихся в результате деятельности предприятия:

Наименование вида отхода

Код отхода по ФККО

Физико-химические параметры отходов

Места временного хранения

Спецодежда из синтетических и искусственных волокон, утратившая потребительские свойства, незагрязненная

Передача по договору вывоза мусора

Древесные отходы от сноса и разборки зданий

Передача по договору вывоза мусора

Мусор от сноса и разборки зданий несортированный

Передача по договору вывоза мусора

[2]

Отходы синтетических и полусинтетических масел моторных

Передача по договору вывоза мусора

Опилки натуральной чистой древесины

Передача в производство для повторного использования

Обрезь фанеры, содержащей связующие смолы

Передача по договору вывоза мусора

Отходы шпона натуральной чистой древесины

Передача в производство для повторного использования

Как делается инвентаризация отходов производства

Инвентаризация отходов производства – это требование нормативных актов, которые регулируют сферу их обращения и охрану окружающей среды. На основании этих нормативных документов обязанность по проведению данного мероприятия распространяется на любые организации и предпринимателей, в деятельности которых образуются отходы. Не выполнение этой обязанности влечет за собой даже уголовное наказание.

Также предлагаем посмотреть статью — Инструкция по обращению с отходами

Для чего нужна инвентаризация отходов производства?

Целей проведения данной проверки достаточно много:

  1. устранение вреда для окружающей среды. В связи с этим в ходе инвентаризации выясняется, насколько сильно предприятие превысило допустимые нормы в ходе сбора, накопления, хранения, утилизирования или захоронения отходов.
Читайте так же:  Счет 23 «вспомогательные производства»

Стоит отметить, что нарушение законов, регулирующих защиту экологии, влечет за собой не только административную или дисциплинарную ответственность, но еще и уголовную (глава 26 УК РФ) и имущественную (ст.15 ГК РФ, и иные). А инвентаризация отходов, проводимая на предприятии в установленные сроки, позволяет избежать этих рисков;

  1. инвентаризация позволяет предприятию выявить те отходы, которые можно пустить в утилизацию. На основании ст.1 закона «Об отходах» (№ 89-ФЗ, от 24.06.98г.) под утилизацией понимается не уничтожение, а применение отходов:
  • повторное их использование в производстве (рециклинг), в том числе и в качестве основного или вспомогательного сырья;
  • использование в производстве в качестве сырья, но только после проведения необходимой его подготовки (регенерация);
  • извлечение из отходов полезных составляющих, которые можно еще раз направить в производство (рекуперация).

Фактически, инвентаризация отходов на предприятии открывает возможность для сокращения расходов на покупку сырья, или для получения доходов от продажи полезных компонентов, извлеченных из отходов, и т.д.;

  1. инвентаризация отходов производства и потребления позволяет организовать правильный, в том числе и бухгалтерский учет веществ, материалов и предметов, которые по ряду причин переходят или должны перейти в разряд «отходов»;
  2. также инвентаризация позволяет установить правильность классификации отходов. Не стоит забывать, что их подразделяют на 5 классов опасности, где отходы с 1-го по 4-й класс представляют определенную по силе угрозу окружающей среде. А потому требуют соблюдения особых условий обращения. Кроме того, в рамках проведения инвентаризации опасных отходов проводится еще и инвентаризация объектов размещения отходов. Т.е. специально оборудованных сооружений, которые используются для размещения отходов, их хранения либо захоронения. Причем, проверка данных сооружений осуществляется отдельно от проверки самих отходов.

Что собой представляет инвентаризация источников образования отходов?

Под источниками образования отходов подразумевают те материалы, вещества, топливо, предметы, и многое иное, что должно перейти или уже перешло в разряд отходов в процессе деятельности предприятия. Инвентаризация источников образования отходов своей целью ставит обнаружение всех источников, их идентификацию по классам опасности и по иным критериям, их учет и последующий контроль, а также возможность повторного применения.

Данный вид инвентаризации проводится на всех предприятиях, которые в процессе своей деятельности сталкиваются с возникновением отходов производства и потребления. Стоит отметить, что к отходам относятся, например, старые компьютеры, какие невозможно в дальнейшем использовать по прямому их назначению; просроченные товары; лом цветных и черных металлов; вышедшие из эксплуатации аккумуляторы, и многое другое (статья 1 закона №89-ФЗ «Об отходах»).

Проводится такая инвентаризация по следующему алгоритму:

Однако акт инвентаризации отходов производства служит только целям бухучета. Поэтому помимо акта часто составляется еще и инвентаризационная ведомость. В этом документе указываются следующие сведения:

  • источник образования (получения, поступления) отходов;
  • общепринятая кодировка отходов;
  • их название и класс опасности;
  • химико-физические характеристики отходов;
  • место временного хранения, способы утилизирования или удаления, и иное.

Данные инвентаризационной ведомости могут быть использованы при получении лимитов по размещению отходов, для составления отчетности по отходам, и т.д.

Что касается сроков проверки, то вопрос, когда проводить инвентаризацию отходов производства, каждое предприятие решает самостоятельно. Но при этом ему нужно руководствоваться крайними сроками, установленными действующими законами:

  • законом РФ №89-ФЗ «Об отходах потребления и производства»;
  • приказом Минфина РФ №49 «Методические указания по инвентаризации имущества и обязательств».

Отчет по результатам инвентаризации — выглядит вот так

Что такое инвентаризация объектов размещения отходов?

Правила ее проведения утверждены Минприроды РФ в приказе № 49 от 25.02.10г. Проводится данная инвентаризация:

  • в отношении специальных сооружений, предназначенных для хранения, размещения и (или) для захоронения отходов;
  • юридическими лицами и предпринимателями, которые эксплуатируют данные объекты. При этом не имеет значения, являются ли они собственниками, арендаторами, пользователями или владельцами этих объектов;
  • не меньше 1 раза в 5лет.

По окончании данной инвентаризации составляется на каждый объект размещения отходов Характеристика в 2-х экз. и по форме, которая дана в приказе №49. Один экземпляр Характеристики остается у организации (предпринимателя), а второй — направляется в территориальное подразделение Росприроднадзора РФ, действующее по месту расположения проверяемого объекта.

Образец инструкции о порядке инвентаризации отходов

Описаны практически все технологические процессы и образующиеся отходы. Может использоваться как образец для предприятий разных отраслей.

Инструкция «Порядок проведения инвентаризации отходов производства и потребления»скачать образец в формате .doc (Word)

Дополнительная информация к инструкции — скачать в формате .xls (Exel)

Видео (кликните для воспроизведения).

В данном документе перечень отходов не является исчерпывающим. Если в ходе инвентаризации отходов на предприятии будет установлено образование других видов отходов, то эти отходы должны быть включены в акт инвентаризации и перечень отходов образующихся в данном обособленном подразделении.

Источники


  1. Скворцова, М.В. Англо-русский словарь сокращений. Бизнес, банки, финансы, статистика, экономика, юриспруденция / М.В. Скворцова. — М.: Филоматис, 2014. — 527 c.

  2. Филиппова Е. С. Жилищное право России; Юркомпани — Москва, 2009. — 328 c.

  3. Теория государства и права. — М.: КноРус, 2009. — 384 c.
  4. Басовский, Л. Е. История и методология экономической науки / Л.Е. Басовский. — М.: ИНФРА-М, 2011. — 240 c.
  5. Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики, №6(12), 2011. В 3 частях. Часть 1. — М.: Грамота, 2011. — 232 c.
Инвентаризация отходов производства и потребления
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here