Гсм и налог на прибыль

Важный материал на тему: "Гсм и налог на прибыль" с профессиональной точки зрения. Если возникнут вопросы, вы всегда их можете задать дежурному юристу.

Как отразить в налоговом учете приобретение ГСМ за наличный расчет (спецрежим)

УСН

При расчете единого налога с разницы между доходами и расходами документально подтвержденные и оплаченные расходы на приобретение ГСМ можно включить в состав затрат (в зависимости от характера использования транспорта) (подп. 12, 5 п. 1, п. 2 ст. 346.16 НК РФ). Суммы НДС по этим расходам тоже уменьшают налоговую базу по единому налогу (подп. 8 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).

При расчете единого налога с доходов расходы на ГСМ учесть нельзя (п. 1 ст. 346.18 НК РФ).

Ситуация: когда в состав расходов для расчета единого налога можно включить стоимость ГСМ, приобретенных за наличный расчет? Организация (предприниматель) применяет упрощенку и платит единый налог с разницы между доходами и расходами.

Организации и предприниматели, которые применяют упрощенку и платят единый налог с разницы между доходами и расходами, могут включить затраты на приобретение ГСМ в состав расходов на содержание служебного транспорта (подп. 12 п. 1 ст. 346.16 НК РФ) или в состав материальных расходов (подп. 5 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).

При упрощенке расходы учитываются кассовым методом. Поэтому в рассматриваемой ситуации расходы на ГСМ, включенные в состав затрат на содержание транспорта, можно признать при одновременном выполнении следующих условий:

  • ГСМ приобретены;
  • расходы оплачены.

Это следует из положений пункта 2 статьи 346.17 Налогового кодекса РФ.

Материальные расходы при расчете единого налога учитывайте в порядке, предусмотренном для расчета налога на прибыль (п. 2 ст. 346.16, ст. 254 НК РФ). Исключением из этого правила являются расходы на приобретение сырья и материалов. После оплаты стоимость таких ценностей можно включать в расчет налоговой базы, не дожидаясь их списания в производство (подп. 1 п. 3 ст. 273, подп. 1 п. 2 ст. 346.17 НК РФ). Поэтому исходя из буквального толкования абзаца 2 пункта 2 статьи 346.16 и пункта 2 статьи 346.17 Налогового кодекса РФ при расчете единого налога стоимость приобретенных ГСМ можно учесть сразу после оплаты независимо от того, когда это топливо списали. Такой же вывод можно сделать из писем Минфина России от 23 декабря 2009 г. № 03-11-09/413 и УФНС России по г. Москве от 30 января 2009 г. № 19-12/007413.

Учесть такие расходы при расчете единого налога можно в полном объеме, но при условии, что они экономически оправданны и документально подтверждены.

В частности, потребуются документы, подтверждающие:

  • стоимость приобретенных материалов (накладные, счета-фактуры, товарные чеки);
  • оплату приобретенных материалов (платежные поручения, кассовые чеки, квитанции);
  • количество материалов, израсходованных при эксплуатации автомобиля (путевые листы).

Такой вывод следует из положений пункта 2 статьи 346.16, пункта 1 статьи 252 Налогового кодекса РФ, писем ФНС России от 22 ноября 2010 г. № ШС-37-3/15988, УФНС России по г. Москве от 30 января 2009 г. № 19-12/007413 и подтверждается арбитражной практикой (см., например, определение ВАС РФ от 25 августа 2008 г. № 10353/08, постановления ФАС Центрального округа от 18 апреля 2008 г. № А36-3124/2006, Западно-Сибирского округа от 17 марта 2009 г. № Ф04-1471/2009(2200-А03-19)).

Образцы путевых листов утверждены постановлением Госкомстата России от 28 ноября 1997 г. № 78. Приведенные в нем формы обязательны лишь для организаций, осуществляющих автотранспортную деятельность (п. 2 постановления Госкомстата России от 28 ноября 1997 г. № 78). Однако на практике их могут применять и предприниматели . Кроме того, предприниматели могут использовать форму, разработанную самостоятельно. При этом реквизиты путевых листов, обязательные для заполнения предпринимателями, утверждены приказом Минтранса России от 18 сентября 2008 г. № 152.

Сумму расходов на ГСМ, которые включаются в расчет налоговой базы по единому налогу, укажите в разделе I книги учета доходов расходов (п. 2.1–2.3, 2.5 Порядка, утвержденного приказом Минфина России от 22 октября 2012 г. № 135н).

Пример отражения расходов на ГСМ в книге учета доходов и расходов. Предприниматель применяет упрощенку, единый налог рассчитывает с разницы между доходами и расходами

Предприниматель, зарегистрированный в Москве, использует в своей деятельности автомобиль «Шкода Фабиа» (общий пробег – 55 000 км).

5 февраля он отправился на этом автомобиле развозить своим клиентам информационные материалы.

Для заправки автомобиля предприниматель приобрел 25 литров бензина марки АИ-95 на общую сумму 800 руб. В кассовом чеке НДС не упомянут.

В путевом листе за 5 февраля отражены следующие данные:

  • остаток топлива в баке при выезде – 5 литров;
  • остаток топлива в баке при возвращении – 7 литров;
  • пробег автомобиля за время служебной поездки – 200 км.

Предприниматель принял решение списывать расходы на ГСМ в соответствии с нормами, утвержденными распоряжением Минтранса России от 14 марта 2008 г. № АМ-23-р. Исходя из этого, он установил:

  • базовую норму расхода топлива – 7,7 л/100 км;
  • надбавку за работу в городе с населением свыше 3 млн человек – 25 процентов;
  • надбавку за работу в зимнее время – 10 процентов;
  • надбавку за использование кондиционера в автомобиле – 7 процентов.

При расчете нормативного расхода топлива он использовал формулу (п. 2.1 раздела 2 Методических рекомендаций, утвержденных распоряжением Минтранса России от 14 марта 2008 г. № АМ-23-р):

Поправочный коэффициент, необходимый для определения нормативного расхода топлива, предприниматель рассчитал так:
25% + 10% + 7% = 42%.

Нормативный расход топлива составил:
0,01 × 7,7 л/100 км × 200 км × (1 + 0,01 × 42) = 21,87 л.

Сумма расходов на ГСМ (в пределах норм), которые предприниматель учитывает при расчете единого налога, равна:
21,87 л × 800 руб. : 25 л = 699,84 руб.

[3]

Произведенный расчет предприниматель оформил в виде справки. Расходы на ГСМ в пределах норм предприниматель отразил в книге учета доходов и расходов

ЕНВД

Объектом обложения ЕНВД является вмененный доход (п. 1 ст. 346.29 НК РФ). Поэтому на расчет налоговой базы расходы на ГСМ не влияют.

ОСНО и ЕНВД

Если расходы на ГСМ одновременно относятся к деятельности организации, облагаемой ЕНВД, и деятельности на общей системе налогообложения, то их сумму следует распределить (п. 9 ст. 274 НК РФ). Расходы на ГСМ, относящиеся к одному виду деятельности организации, распределять не нужно.

Сумму НДС, выделенную в счете-фактуре, распределите по методике, определенной в пунктах 4, 4.1 статьи 170 Налогового кодекса РФ.

К доле расходов по деятельности организации, облагаемой ЕНВД, прибавьте сумму НДС, которую нельзя принять к вычету (подп. 3 п. 2 ст. 170 НК РФ).

Читайте так же:  Арендные каникулы в договоре

Пример распределения расходов на приобретение ГСМ за наличный расчет. Организация совмещает общую систему налогообложения и ЕНВД

ООО «Торговая фирма «Гермес»» продает товары оптом и в розницу. По оптовым операциям организация применяет общую систему налогообложения (налог на прибыль рассчитывает ежемесячно) и платит НДС. В городе, где работает «Гермес», розничная торговля переведена на ЕНВД и организация стоит на учете в качестве плательщика ЕНВД.

В учетной политике организации сказано, что общехозяйственные расходы распределяются пропорционально доходам за каждый месяц отчетного (налогового) периода.

Доставку товаров, предназначенных для перепродажи, организация осуществляет собственным транспортом. 31 мая водитель Ю.И. Колесов отправился за очередной партией товаров на служебном автомобиле. По возвращении (31 мая) водитель составил авансовый отчет. В этот же день авансовый отчет утвердил руководитель.

Вместе с авансовым отчетом Колесов передал в бухгалтерию документы, которые подтверждают его расходы. В их числе были счета-фактуры на покупку ГСМ на общую сумму 1416 руб. (в т. ч. НДС – 216 руб.).

По данным путевого листа установлено, что во время поездки был израсходован весь приобретенный бензин. Остаток бензина в баке по возвращении из поездки равен остатку бензина при выезде.

Чтобы распределить расходы на проезд в командировку между двумя видами деятельности, бухгалтер «Гермеса» сопоставил доходы по оптовой торговле с общим объемом доходов.

Объемы доходов, полученных «Гермесом» от различных видов деятельности за май, составляют:

  • от оптовой торговли (без учета НДС) – 26 000 000 руб.;
  • от розничной торговли – 12 000 000 руб.

Операции, освобожденные от НДС, организация не осуществляла.

Доля доходов от оптовой торговли в общем объеме доходов за май составила:
26 000 000 руб. : (26 000 000 руб. + 12 000 000 руб.) = 0,684.

К деятельности организации на общей системе налогообложения относятся расходы на ГСМ в сумме:
(1416 руб. – 216 руб.) × 0,684 = 821 руб.

При расчете налога на прибыль в мае бухгалтер «Гермеса» учел расходы на ГСМ в сумме 821 руб. Сумму НДС, которую можно принять к вычету, бухгалтер «Гермеса» сможет определить по итогам II квартала.

Отражение норм расхода топлива в бухгалтерском учете

Норма расхода топлива в бухгалтерском учете — один из показателей, важных для правильного формирования налоговой базы по налогу на прибыль. В нашей статье мы расскажем, как использовать эти нормы в бухучете.

Документальные основы учета топлива на предприятии

В большинстве организаций есть транспорт, который используется для самых разных целей — это может быть автомобиль, доставляющий товар до потребителя, легковая машина торговых представителей либо машина, используемая для самых разных целей — от поездок в налоговую инспекцию до командировок в другие города. Во всех этих случаях помимо амортизации автомобиля (если он на балансе), расходов на запчасти и ремонт организация несет расходы на топливо.

Нормирование подобных расходов — это решение каждой компании. То есть организация вправе самостоятельно разработать нормы траты топлива, лишь опираясь на существующие критерии, утвержденные Минтрансом РФ (если это не автотранспортная организация, для которой установленные распоряжением Минтранса России от 14.07.2015 № НА-80-р нормы обязательны).

В бухгалтерском учете все расходы должны приниматься в полном объеме. Но не всегда можно определить, сколько именно бензина потрачено. Для этого в организации может быть разработан или принят по рекомендации Минтранса некий норматив. Разработать таковой можно несколькими способами:

  1. Заказать анализ расхода топлива у специальных компаний.
  2. Протестировать автомобиль, залив в него, например, 100 л (в пустой бак) и проездить до полного опустошения бака. Таким образом можно будет установить расход бензина по километрам.

На данный момент НК РФ не содержит требования о нормировании расходов на бензин для целей расчета налоговой базы по налогу на прибыль. Затраты на топливо считаются материальными расходами или включаются в прочие, связанные со служебным транспортом (подп. 11 п. 1. ст. 264 НК РФ). При этом судебная практика подтверждает, что нормы для списания ГСМ не требуются, но налоговые инспекторы по-прежнему настаивают на наличии приказа на установление норм списания ГСМ, доначисляя налоги при его отсутствии. Решать вопросы с налоговой при отсутствии утвержденных внутрифирменных нормативов приходится в судебном порядке. Поэтому при формировании учетной политики стоит определить — каким образом в компании будет вестись учет ГСМ.

Итак, для учета фактического расхода топлива компании требуется составить приказ, в котором прописать:

  • марки автомобилей,
  • рассчитанные лимиты по расходу.

Не забудьте при разработке собственных норм учитывать транспортные условия (состояние дорог везде разное), загруженность машины (расход грузовой машины явно будет отличаться от легковой), климатические условия. Стоит указать лимит расхода бензина в летнее и в зимнее время, ведь зимой расход топлива будет выше.

Например, текст приказа может выглядеть так:

«На основании замеров расхода топлива и руководствуясь распоряжением Минтранса от 14.03.2008 № НА-80-р, приказываю:

  1. Ввести с действие с 01.01.2016 норму расхода топлива для автомобиля «Ауди Q3»:

В летнее время (с 01.04 по 31.10) — 13 л на 100 км.

В зимнее время (с 01.11. по 31.03) применить повышенный коэффициент 7%. Расход составит 13,91 л на 100 км.

  1. Контроль за исполнением приказа оставляю за собой».

Учет расхода топлива на предприятии

Как уже было сказано выше, расходы на топливо входят в состав материальных либо прочих расходов.

Подробнее о классификации расходов можно узнать в нашем материале «Статьи расходов в бухгалтерском учете».

В бухгалтерском учете траты на ГСМ входят в состав себестоимости продукции на производстве, в расходы на продажу в торговых компаниях либо относятся на прочие расходы, если не связаны с основной деятельностью. Списание на расходы происходит, как правило, на основании нескольких документов:

  • путевого листа (указывается маршрут автомобиля, остатки топлива; периодичность составления путевого листа зависит от частоты использования транспорта — рекомендуется закрепить ее в учетной политике);
  • акта на списание ГСМ (на его основании можно списать прочие смазочные материалы — масло например).

К учету подобные расходы принимаются согласно фактической стоимости исходя из имеющихся документов. Оплачивать бензин можно как наличными средствами, и тогда в вашем распоряжении будет авансовый отчет с первичкой, так и через расчетный счет — и в бухгалтерии появится накладная по итогам месяца. Кстати, если в организации несколько машин, для улучшения контроля расхода ГСМ лучше использовать топливные карты — отчет по каждой из них покажет, сколько бензина было заправлено в каждую машину, тогда как накладная даст вам информацию лишь по общему объему закупленного топлива.

Читайте так же:  Бухгалтерская отчетность бланки

Подробнее про учет материальных запасов на производстве можно почитать в нашем материале «Документальное оформление МПЗ».

Для учета ГСМ на предприятии используется субсчет 3 «Топливо» счета 10 «Материалы».

Личный автомобиль используется в производственных целях: как учесть топливо

Многие организации принимают на работу водителей, использующих для служебных поездок собственную машину. Оформить такое сотрудничество можно различными способами, но при каждом возникают трудности со списанием бензина. Мы рассмотрели моменты, которые чаще всего вызывают вопросы у бухгалтеров и у индивидуальных предпринимателей.

Аренда машины без экипажа

Очень часто использование личного автомобиля в служебных целях оформляется как аренда автомобиля без экипажа. Сотрудник выступает в роли арендодателя и сдает собственную машину компании, в которой работает. В свою очередь работодатель является арендатором и ежемесячно начисляет сотруднику арендную плату. При этом в договоре есть пункт о том, что расходы на ГСМ, техобслуживание и ремонт несет арендатор, то есть организация.

На практике такой вариант вызывает много сложностей, потому что сотрудник-арендодатель ездит на своей машине и в рабочее, и в свободное время. Соответственно, часть бензина расходуется на служебные поездки, а часть — на личные. В результате трудно определить, какую сумму можно списать на расходы компании, а какую должен заплатить сам водитель.

Чтобы получить обоснованные данные о «производственном» расходе топлива, организации разрабатывают и утверждают некую систему контроля. Чаще всего встречаются системы, основанные на учете по путевым листам, и системы, в основе которых лежат лимиты.

Учет по путевым листам

Прежде всего, для каждой машины нужно установить норму расхода топлива на один километр. Если для автомобиля есть норма, утвержденная Минтрансом России*, то следует придерживаться ее. Если такой нормы нет, организации придется разработать свою собственную (подробно о том, как рассчитать норму, читайте в статье «Практические советы по учету и списанию ГСМ»).

Затем необходимо определить, какое время считается рабочим, а какое — личным. В начале «рабочего» периода необходимо снять показание одометра, зафиксировать его в путевом листе, и выдать этот лист водителю. В конце «рабочего» периода нужно снова снять показание одометра и еще раз зафиксировать в путевом листе. После чего сотрудник должен сдать путевой лист в бухгалтерию.

Далее бухгалтер высчитывает, сколько километров проехал автомобиль в течение «рабочего» периода, и полученную цифру умножает на установленную норму. В итоге получается количество топлива, израсходованного на нужды компании.

При использовании этого метода надо учесть две важных детали.

Первая — продумать и закрепить в приказе или распоряжении директора, какие моменты времени являются началом и окончанием «рабочего» периода. Если водитель трудится с понедельника по пятницу, то проще всего установить, что служебные поездки начинаются в понедельник утром и заканчиваются в пятницу вечером. Но тогда дорога из дома до офиса и обратно будет считаться служебной поездкой. Возможен и другой вариант — выписывать путевые листы ежедневно, и не учитывать в них перемещение от работы до дома и от дома до работы. Это обеспечит более высокую точность, но потребует больше хлопот. Для водителей, которые работают посменно, например, «день через день», путевой лист можно оформлять на каждую смену.

Вторая деталь — назначить работника, который будет снимать показания одометра. Поручать это самому водителю не корректно, поскольку он является лицом заинтересованным, а в подобном деле необходимо участие независимой стороны. Чтобы данные о километраже не вызывали сомнений (в том числе у налогового инспектора), можно завести специальный журнал, куда ответственный работник станет заносить показания спидометра. В результате цифры, указанные в путевом листе, будут совпадать с цифрами из журнала, что лишний раз докажет обоснованность расчетов.

Обратите внимание: когда путевые листы выдаются на неделю или смену продолжительностью в несколько дней, и последнее число месяца приходится на середину недели или смены, придется выписать два путевых листа. В одном отразить поездки с начала недели (смены) и до конца месяца, в другом — с начала месяца и до конца недели (смены). Это позволит бухгалтеру разнести затраты по месяцам.

Учет по лимитам

Эта система контроля подразумевает, что для каждого сотрудника-арендодателя установлен некий лимит средств, которые он ежемесячно тратит на бензин во время служебных поездок. Деньги, израсходованные на бензин сверх лимита, водитель платит «из своего кармана», причем соответствующий пункт есть в трудовом договоре.

[2]

Существуют разные способы реализации такой системы. В некоторых организациях используют так называемые топливные карты. Для этого деньги переводят на счет топливной компании, и та выдает карты, при помощи которых можно расплачиваться на автозаправочной станции. Количество карт соответствует числу водителей-арендодателей, а сумма на каждой карте равна ежемесячному лимиту. Встречается и другой вариант, когда организация просто выдают сумму лимита из кассы.

Система, основанная на лимитах, проста в применении, когда маршрут передвижения и расход бензина изо дня в день примерно одинаков. Если же по производственной необходимости произошел перерасход, бухгалтеру придется оформить дополнительные бумаги: распоряжение директора и справку с расчетом сверхлимитной стоимости ГСМ. Из этих документов должно четко следовать, по какой причине водитель не уложился в лимит, и какую сумму ему пришлось переплатить. Тогда превышение можно списать за счет организации и отразить в налоговом учете, а водителю выдать дополнительную сумму.

Компенсация расходов, связанных с использованием автомобиля

Есть и другой распространенный способ, как оформить использование личной машины для нужд работодателя. Он основан на статье 188 Трудового кодекса, где говорится: при использовании работником личного имущества в интересах и с ведома работодателя, компания должна выплатить сотруднику компенсацию за износ и возместить все расходы.

Данный способ не требует большого количества бумаг. Достаточно личного заявления водителя, копии технического паспорта автомобиля и приказа директора об установлении размера и порядка выплаты компенсации. На основании этих документов бухгалтерия начисляет компенсацию и списывает ее в расходы.

Но и здесь не обходится без сложностей. Бухгалтеры зачастую не могут разобраться, допустимо ли утвердить разным водителям разные суммы компенсации, и как учесть затраты на ГСМ.

Разные суммы компенсации

В большинстве организаций водители «загружены» по-разному: кто-то ездит по городу, кто-то выезжает в другие регионы, одни развозят товар на десятки точек, другие — на две-три точки и т д. Соответственно, машины эксплуатируются не одинаково, и логично установить для каждой свой, индивидуальный, размер компенсации.

Читайте так же:  Приобретение сиз за счет фсс
Видео (кликните для воспроизведения).

Никаких препятствий для этого нет, но нужно учесть ограничение, которое закреплено в подпункте 11 пункта 1 статьи 264 НК РФ. Согласно этой норме, облагаемую базу разрешено уменьшить не на всю сумму компенсации, а лишь на величину в пределах норм, установленных постановлением Правительства РФ от 08.02.02 № 92. Таких норм три: для легковых авто с объемом двигателя 2000 куб. см. и менее — 1200 руб. в месяц; для легковых авто с объемом двигателя более 2000 куб. см. – 1500 руб. в месяц; для мотоциклов — 600 руб. в месяц.

Таким образом, величина норматива зависит только от объема двигателя, а количество «рабочих» поездок и их расстояние на норматив не влияют. Следовательно, даже если руководитель утвердит для водителей разные величины компенсации, в налоговом учете будут отражены только суммы в пределах норматива.

Обойти это правило можно, если помимо трудовых договоров заключить с собственниками машин гражданско-правовые договоры. Тогда сверхнормативные суммы можно списать как вознаграждение по договору подряда. Этот вывод подтверждается в письме Минфина России от 15.10.08 № 03-03-07/24. Но у такого варианта есть существенный минус. Дело в том, что с выплат по гражданско-правовому договору нужно делать отчисления в фонды, тогда как компенсация от взносов освобождена.

Затраты на ГСМ

Много путаницы возникает из-за списания расходов на бензин в ситуации, когда сотруднику-собственнику машины выплачивается компенсация. Суть всех неясностей сводится к следующему: может ли компания помимо компенсации выдавать работнику-владельцу машины деньги на бензин и отразить их в учете? Или компенсация уже включает в себя стоимость горюче-смазочных материалов, и списать их повторно нельзя?

Некоторые эксперты полагают, что затраты на топливо входят в компенсацию. Подобную позицию несколько лет назад высказывал и Минфин России (письмо от 16.05.05 № 03-03-01-02/140).

Однако, на наш взгляд, компенсация и возмещение стоимости топлива — это две независимые выплаты, причем одна не исключает другую. Такой вывод прямо следует из статьи 188 ТК РФ, где компенсация за износ личного имущества упомянута отдельно от возмещения расходов, связанных с его использованием. Значит, организация вправе учесть при налогообложении деньги, выданные сотруднику на бензин, в обычном порядке, то есть на основании путевых листов и чеков автозаправочной станции.

Автомобиль индивидуального предпринимателя

Затруднения возникают и у предпринимателей, которые используют личный автомобиль для осуществления предпринимательской деятельности. Не совсем понятно, как правильно оформить такую эксплуатацию, чтобы без проблем списать издержки на бензин, техосмотр и ремонт. На практике применяются различные варианты оформления.

Первый — заключить договор аренды автотранспортного средства без экипажа. В рамках этого договора ИП выступает сразу в двух ролях: арендодателя и арендатора. По условиям договора все расходы, связанные с машиной, несет арендатор. Как следствие, он имеет полное право учесть эти суммы при налогообложении. Формально все законно, но по сути договор, заключенный с самим собой, выглядит несколько абсурдно.

Второй вариант подразумевает, что предприниматель выплачивает себе компенсацию за износ собственного автомобиля, и плюс к этому возмещает расходы на ГСМ, ремонт и техосмотр. Такой подход тоже производит довольно странное впечатление, ведь речь идет не о двух сторонах — работнике и работодателе, а об одном и том же человеке.

Третий вариант предусматривает составление письменного решения с перечнем имущества, которое ИП использует в своей предпринимательской деятельности. В этом списке, в числе прочего, поименован автомобиль. Благодаря этому, предприниматель может беспрепятственно списать все суммы, связанные с эксплуатацией машины. Именно этот вариант кажется нам наиболее обоснованным и простым в применении.

* Нормы расхода приведены в Методических рекомендациях, введенных в действие распоряжением Минтранса России от 14.03.08 № АМ-23-р.

Расходы на служебный автомобиль: тонкости учета

Из статьи Вы узнаете:

1. Какие расходы на содержание и эксплуатацию служебного автомобиля принимаются в целях налогообложения, а какие – нет.

2. В каком порядке учитываются расходы на ГСМ, ТО, страхование служебного автомобиля и другие для расчета налога на прибыль и при УСН.

3. Как документально подтвердить расходы на содержание служебного автомобиля.

Большинство организаций и предпринимателей в своей деятельности не обходятся без транспортных расходов на доставку товара, на служебные поездки сотрудников и т. д. При этом каждый руководитель решает «транспортный вопрос» по-своему, исходя из потребностей и возможностей бизнеса. В этой статье предлагаю рассмотреть вариант использования служебного автомобиля, принадлежащего организации или ИП и используемого в хозяйственной деятельности. А точнее, разберем порядок учета расходов, связанных с эксплуатацией служебного автомобиля, для целей налогообложения. Как известно, использование автомобиля, а тем более интенсивное, — процесс довольно затратный, поэтому важно понимать, какие из этих затрат уменьшают налоговую нагрузку, а какие нет.

Расходы на ГСМ

Расходы, которых невозможно избежать в процессе эксплуатации автомобиля, конечно, это расходы на ГСМ. При расчете налога на прибыль расходы на содержание служебного транспорта, к которым относятся и расходы на ГСМ, учитываются в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией (пп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ). При применении УСН с объектом «доходы – расходы» налогоплательщик также имеет право учесть расходы на бензин, поскольку расходы на содержание служебного транспорта прямо поименованы в закрытом перечне расходов при УСН (пп. 12 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).

Расходы для целей налогообложения должны быть подтверждены документально. Поэтому основанием для принятия к учету расходов на бензин для служебного авто служат подтверждающие документы: путевые листы, чеки АЗС, приказ об использовании служебного автомобиля и установлении норм расхода топлива (или другой аналогичный локальный документ, который закрепляет порядок расчета израсходованного топлива).

Технический осмотр

Прохождение технического осмотра является необходимым условием эксплуатации автомобиля в соответствии с законодательством РФ (ст. 17 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»). Поэтому есть все основания отнести расходы на техосомтр к расходам на содержание служебного транспорта и, соответственно, включить их в состав расходов, учитываемых при расчете налога на прибыль и УСН. Документами, подтверждающими расходы на проведение технического осмотра, могут служить копия диагностической карты, талона технического осмотра, чек ККТ, платежное поручение или другой документ об оплате услуг оператора технического осмотра. Если по результатам ТО выявлены нарушения, то расходы на их устранение также могут быть учтены для целей налогообложения.

Расходы на ремонт автомобиля

Расходы на ремонт служебного автомобиля учитываются при расчете налога на прибыль в составе расходов, связанных с производством и реализацией (пп. 2 п. 1 ст. 253 НК РФ). В случае применения УСН расходы на ремонт автомобиля также уменьшают налогооблагаемую базу (пп. 3 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Ремонт может осуществляться либо своими силами (ремонтного отдела, специалиста по ремонту) либо силами сторонней организации. Каких-либо ограничений по способу проведения ремонта НК не содержит, главное, чтобы в наличии были документы, подтверждающие понесенные расходы. Если ремонт осуществляется сторонней организацией, то необходим договор на ремонт автомобиля, акт выполненных работ, калькуляция или смета затрат. Если ремонт выполняется своими силами, то подтверждением расходов могут служить смета затрат, накладные на внутреннее перемещение материалов (лимитно-заборные карты). Кроме того, обязательным условием учета расходов при УСН является их оплата, поэтому к числу подтверждающих документов добавятся платежные поручения, чеки ККТ или квитанции об оплате.

Читайте так же:  Смена кодов оквэд пошаговая инструкция

Расходы на мойку

Расходы на услуги платной стоянки

В целях исчисления налога на прибыль налогоплательщик имеет право учесть расходы на платную автостоянку служебного автомобиля в составе расходов, связанных с его содержанием (Письмо Минфина России от 27.04.2006 N 03-03-04/1/404). Таким образом, есть основания учитывать расходы на автостоянку и для расчета налога при УСН. Подтверждающие документы и порядок их оформления в данном случае будут аналогичны рассмотренным в предыдущем пункте.

Расходы на страхование автомобиля

Для отражения в налоговом учете расходов на автострахование большое значение имеет вид страхования: обязательное (ОСАГО) или добровольное (КАСКО).

При расчете налога на прибыль уменьшить налогооблагаемую базу можно на расходы как по обязательному, так и по добровольному страхованию служебного автомобиля (п. 1 ст. 263 НК РФ). Расходы на добровольное страхование служебного транспорта от угона и ущерба учитываются в сумме фактических затрат по договору страхования (Письмо Минфина России от 20.02.2008 № 03-03-06/1/119). А расходы по обязательному страхованию могут быть приняты к налоговому учету только в пределах установленных законодательством РФ тарифов (п. 2 ст. 263 НК РФ). В настоящее время тарифы по договорам ОСАГО установлены Постановлением Правительства РФ от 08.12.2005 № 739 «Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуры и порядка применения страховщиками при определении страховой премии».

Расходы по договору страхования служебного автомобиля учитываются в целях расчета налога на прибыль в периоде фактической оплаты страховой премии. Однако если срок страхования охватывает несколько отчетных периодов, а оплата произведена одним или несколькими разовыми платежами, то к налоговому учету такие расходы нужно принимать равномерно в течение всего срака действия договора страхования. Сумма расходов, принимаемая в отчетном периоде, будет рассчитываться пропорционально количеству дней действия договора страхования в этом отчетном периоде (п. 6 ст. 272 НК РФ).

При УСН учесть в налоговых расходах можно только выплаты по договору обязательного страхования ОСАГО (пп. 7 п. 1 ст. 346.16 НК РФ), поскольку выплаты по договорам добровольного страхования не входят в закрытый перечень принимаемых расходов. При этом расходы по договору ОСАГО уменьшают налогооблагаемую базу по налогу при УСН в том же порядке, что и для расчета налога на прибыль (п. 2 ст. 346.16 НК РФ), то есть в пределах тарифов, установленных Постановлением Правительства РФ от 08.12.2005 № 739. Страховая премия по договору ОСАГО принимается к учету единовременно в момент оплаты, независимо от срока действия договора; равномерное списание в расходы не допускается (п. 2 ст. 346.17 НК РФ).

Штрафы ГИБДД

С одной стороны, штрафы за нарушение Правил дорожного движения не являются необходимым условием эксплуатации служебного транспорта, но, с другой стороны, при интенсивном использовании автомобиля штрафов ГИБДД сложно избежать даже самому опытному водителю. Более того, затраты на оплату «штрафных» квитанций могут достигать весьма значительных сумм. Как же быть: принимать или не принимать такие расходы? Ответ однозначный – штрафы ГИБДД не учитываются ни для расчета налога на прибыль, ни для расчета налога при УСН.

Во-первых, штрафы прямо указаны в числе расходов, не учитываемых при налогообложении прибыли (п. 2 ст. 270 НК РФ), а также они не входят в закрытый перечень расходов, учитываемых при УСН. Во-вторых, расходы принимаются к налоговому учету при условии их обоснованности, то есть экономической целесообразности (п. 1 ст. 252 НК РФ). Очевидно, что расходы на оплату штрафов ГИБДД не являются обоснованными, поскольку они не направлены не осуществление приносящей доход деятельности.

Итак, мы рассмотрели основные расходы, которые возникают у налогоплательщиков в связи с эксплуатацией служебного автомобиля. Сейчас предлагаю подвести итог, какие расходы можно учесть для целей налогообложения, а какие нельзя.

Расходы Налог на прибыль УСН
1 Расходы на ГСМ Учитываются
(пп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ)
Учитываются
(пп. 12 п. 1 ст. 346.16 НК РФ)
2 Расходы на технический осмотравтомобиля Учитываются
(пп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ)
Учитываются
(пп. 12 п. 1 ст. 346.16 НК РФ)
3 Расходы на ремонт автомобиля Учитываются
(пп. 2 п. 1 ст. 253 НК РФ)
Учитываются
(пп. 3 п. 1 ст. 346.16 НК РФ)
4 Расходы на мойку Учитываются
(пп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ)
Учитываются
(пп. 12 п. 1 ст. 346.16 НК РФ)
5 Расходы на услуги платной стоянки Учитываются
(пп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ)
Учитываются
(пп. 12 п. 1 ст. 346.16 НК РФ)
6 Расходы на страхование ОСАГО Учитываются в пределах тарифов, установленных законодательством РФ
(п. 1 ст. 263 НК РФ)
(п. 2 ст. 263 НК РФ)
Учитываются в пределах тарифов, установленных законодательством РФ
(пп. 7 п. 1 ст. 346.16 НК РФ)
(п. 2 ст. 346.16 НК РФ)
7 Расходы на страхование КАСКО Учитываются
(п. 1 ст. 263 НК РФ)
Не учитываются
(п. 1 ст. 346.16 НК РФ)
8 Штрафы ГИБДД Не учитываются
(п. 2 ст. 270 НК РФ)
Не учитываются
(п. 1 ст. 346.16 НК РФ)

Таким образом, большинство затрат на содержание и эксплуатацию служебного автомобиля, используемого в хозяйственной деятельности, уменьшают налогооблагаемую базу. В этом состоит главное преимущество использования собственного автомобиля перед, например, использованием личного транспорта сотрудников с выплатой им компенсации, размер которой лишь частично включается в налоговые расходы.

Как Вы считаете, выгодно ли использовать служебный автомобиль?

Какие расходы на его содержание самые значительные?

Пожалуйста, поделитесь в комментариях!

Законодательные и нормативные акты:

1. Налоговый кодекс РФ

2. Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»

3. Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»

4. Постановление Правительства РФ от 06.05.2008 № 359 «О порядке осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники»

Читайте так же:  Отчисления в фонды

5. Постановление Правительства РФ от 08.12.2005 № 739 «Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуры и порядка применения страховщиками при определении страховой премии»

Кодексы, Федеральные законы и Постановления Правительства РФ размещены на Официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru/

6. Распоряжение Минтранса России от 14.03.2008 № АМ-23-р «О введении в действие методических рекомендаций «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте»

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ ПОСТУПЛЕНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ГСМ НА АЗС

Автозаправочные станции (АЗС) представляют собой организации, занимающиеся хранением и продажей горюче-смазочных материалов (ГСМ) физическим и юридическим лицам.

Кроме того, на АЗС также реализуются запасные части к автомобилям, различные другие жидкости и оказываются всевозможные услуги клиентам.

Рассмотрим бухгалтерский учет поступления и продажи ГСМ на АЗС.

Доставка нефтепродуктов на АЗС осуществляется автомобильным транспортом. Приемка всех нефтепродуктов производится по товарно-транспортной накладной.

В соответствии с п. 13 Положения по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01, утвержденного Приказом Минфина от 09.06.2001 №44н (ПБУ 5/01) товары, приобретенные организацией для продажи, оцениваются по стоимости их приобретения. Организации, осуществляющей розничную торговлю, разрешается производить оценку приобретенных товаров по продажной стоимости с отдельным учетом наценок (скидок).

Принятый АЗС способ учета ГСМ фиксируется в учетной политике АЗС.
В случае оценки ГСМ по стоимости их приобретения, в бухгалтерском учете организации производятся следующие проводки:

    1. Учет полученных ГСМ в составе товаров:
    Д 41 «Товары» —
    К 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».
    2. Отражение налога на добавленную стоимость (НДС) по приобретенным ценностям:
    Д 19 «НДС по приобретенным ценностям» —
    К 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» — на сумму налога на добавленную стоимость, выделенную в счете поставщика.
    3. Зачет НДС:
    Д 68 «Расчеты по налогам и сборам» —
    К 19 «НДС по приобретенным ценностям».

При этом если ГСМ оцениваются по продажным ценам, в бухгалтерском учете необходимо также отразить сумму торговой наценки как разница между продажной и покупной стоимостью ГСМ:

    Д 41 Товары» — К 42 «Торговая наценка».

Реализация нефтепродуктов может осуществляться одним из трех способов:

  • наличный расчет с клиентами;
  • безналичный расчет с предварительной продажей талонов;
  • по кредитным картам.

Бухгалтерский учет при реализации ГСМ за наличный расчет производится следующим образом.

    1. Отражение выручки при поступлении денег от клиента:
    Д 50 «Касса» —
    К 90-1 «Выручка».

2. Начисление НДС по приобретенным ценностям:
Д 90-3 «НДС» —
К 68 «Расчеты по налогам и сборам».

3. Отражение себестоимости реализованных ГСМ:
Д 90-2 «Себестоимость продаж» —
К 41 «Товары».

[1]

3.1 В случае, если учет ГСМ ведется по продажным ценам, то необходимо осуществить еще проводку сторно на сумму торговой наценки:
Д 90-2 «Себестоимость продаж» —
К 42 «Торговая наценка».

4. Отражение прибыли (или убытка) от реализации ГСМ:
Д 90-9 «Прибыль/убыток от продаж» —
К99 «Прибыли и убытки».

В случае, когда АЗС реализует ГСМ за безналичный расчет по талонам, клиент перечисляет определенную денежную сумму АЗС – аванс в счет будущей реализации ГСМ. АЗС, в свою очередь, передает клиенту накладную на отпуск нефтепродуктов, счет-фактуру и талоны. Талоны являются бланками строгой отчетности и учитываются на счете 006 «Бланки строгой отчетности».

В бухгалтерском учете производятся следующие проводки:

    1. Оприходованы талоны на бензин:
    Д 006 «Бланки строгой отчетности».

2. Получен аванс по договору с покупателем:
Д 51 «Расчетный счет» —
К 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».

3. Начисление НДС:
Д 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» —
К 68 «Расчеты по налогам и сборам».

4. Талоны выданы покупателю:
К 006 «Бланки строгой отчетности».

5. Отражение выручки от реализации ГСМ по талонам:
Д 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» —
К 90-1 «Выручка».

6. Начислен НДС:
Д 90-3 «НДС» —
К 68 «Расчеты по налогам и сборам».

7. Отражение себестоимости реализованных ГСМ:
Д 90-2 «Себестоимость продаж» —
К 41 «Товары».

7.1 В случае, если учет ГСМ ведется по продажным ценам, то необходимо осуществить еще проводку сторно на сумму торговой наценки:
Д 90-2 «Себестоимость продаж» —
К 42 «Торговая наценка».

8. Сумма НДС, подлежащая вычету:
Д 68 «Расчеты по налогам и сборам» —
К 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».



До зачисления денежных средств на расчетный счет АЗС при реализации ГСМ по кредитным картам сумму выручки от реализации следует отражать на счете 57 «Переводы в пути».

Бухгалтерский учет при реализации ГСМ по кредитным картам выгляди следующим образом:

    1. Отражена выручка от реализации ГСМ:
    Д 57 «Переводы в пути» —
    К 90-1 «Выручка».

2. Начислен НДС:
Д 90-3 «НДС» —
К 68 «Расчеты по налогам и сборам».

3. Отражение себестоимости реализованных ГСМ:
Д 90-2 «Себестоимость продаж» —
К 41 «Товары».

3.1 В случае, если учет ГСМ ведется по продажным ценам, то необходимо осуществить еще проводку сторно на сумму торговой наценки:
Д 90-2 «Себестоимость продаж» —
К 42 «Торговая наценка».

4. Зачисление денежных средств на расчетный счет АЗС:
Д 51 «Расчетные счета» —
К 57 «Переводы в пути».

© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на «Субсчет.ру: теория и практика бухгалтерского учета и налогообложения» при цитировании (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)

Видео (кликните для воспроизведения).

Источники


  1. ред. Качанов, А.Я.; Забарин, С.Н. Сборник постановлений Пленумов Верховных Судов СССР и РСФСР (Российской Федерации) по гражданским делам; М.: СПАРК; Издание 2-е, перераб. и доп., 2011. — 389 c.

  2. Владимиров Л. Л. Е. Владимиров. Защитительные речи и публичные лекции; Издание П. В. Каменского — М., 2010. — 497 c.

  3. Шумега, С.С Технология столярно- мебельного производства; М.: Лесная промышленность, 2012. — 288 c.
  4. Галахова, А. В. Особенная часть Уголовного кодекса Российской Федерации. Комментарий. Судебная практика. Статистика / Под редакцией В.М. Лебедева, А.В. Галахова. — М.: Городец, 2015. — 367 c.
  5. Теория государства и права. Введение в юриспруденцию. — М.: Юнити-Дана, 2012. — 128 c.
Гсм и налог на прибыль
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here