Двенадцатый критерий

Важный материал на тему: "Двенадцатый критерий" с профессиональной точки зрения. Если возникнут вопросы, вы всегда их можете задать дежурному юристу.

Двенадцатый критерий подозрительности (О.А. Москвитин, «Актуальная бухгалтерия», N 12, декабрь 2008 г.)

Двенадцатый критерий подозрительности

Немалый интерес вызвали 11 критериев подозрительности налогоплательщиков, которые ФНС России опубликовала в прошлом году. Служба использует их при отборе претендентов на выездную проверку. Кто-то порадовался возможности хоть немного прогнозировать свое налоговое будущее, кто-то огорчился из-за сомнительности многих критериев. Так или иначе, но с теми одиннадцатью мы прожили полтора года. Самое время появиться двенадцатому.

Очередной критерий встречает нас перечнем способов ведения бизнеса, отличающихся, по мнению инспекторов, высокими налоговыми рисками*(1). Это действительно так, хотя ФНС России прямо не называет соответствующие бизнес-механизмы незаконными, сотрудники налоговой службы обязательно будут проверять всех прибегающих к таким операциям предпринимателей. Пока в зону риска включены 4 неблагонадежных способа ведения хозяйственной деятельности. О трех из них мы поговорим в нашей статье.

Для начала налоговая служба в очередной раз предупреждает о недопустимости работы с фиктивными контрагентами. Давно известно, что такие липовые организации используются либо для создания видимости дополнительных затрат, либо для завышения вычетов по НДС. А как правило, для того и другого одновременно.

Так, можно купить у зарегистрированной на утерянный паспорт или подставное лицо фирмы маркетинговые исследования, консультационные или еще какие-нибудь услуги. Платежи по договорам включить в расходы, а НДС поставить к вычету. Деньги же легко обналичить потом (регулярный отзыв лицензий у банков пока не искоренил этот теневой бизнес) и пустить на нужды учредителя, «серые зарплаты» или взятки.

Само собой, никакие реальные услуги при этом не оказываются. Маркетинговые исследования если и проводятся, то самой фирмой или — неофициально — совершенно посторонними лицами. Зато документы (договоры, первичка) оформляются чин по чину.

Не стоит и говорить, что такой «способ ведения бизнеса» абсолютно незаконен. Недопустим и вариант с включением в цепочку продавцов одной или более однодневок. Импортер или завод-изготовитель формально отгружает товар компании А за 3 рубля. Прибыль завода при этом минимальна. Компания А, номинальные учредитель и директор которой, не подозревая о своих высоких должностях, служат срочную в армии, перепродает товар фирме Б, но уже по 20 рублей. Прибыль велика, но налог с нее не платится. Не может побаловать бюджет и фирма Б. Поставив товар конечному продавцу по цене 21 рубль, такая, с позволения сказать, «фирма» и рада бы платить налоги по-серьезному, но прибыль какая-то копеечная.

Копеечная она и у конечного продавца, который реально что-то отгружает, но опять-таки рубля за двадцать два. Откуда взяться пополнению бюджета, если добавленная стоимость потерялась по пути к прилавку?

— отсутствие информации о фактическом местонахождении контрагента, а также о местонахождении складских и/или производственных и/или торговых площадей. Представляется, этот признак не нуждается в комментариях; к. отсутствие информации о способе получения сведений о контрагенте (нет рекламы в СМИ, нет рекомендаций партнеров или других лиц, нет сайта контрагента и т.п.). При этом негативность данного признака усугубляется наличием доступной информации (например, в СМИ, наружной рекламе, на интернет-сайтах и т.д.) о других участниках рынка (включая производителях) идентичных (аналогичных) товаров (работ, услуг), в том числе предлагающих свои товары (работы, услуги) по более низким ценам. Тут подозрениям налоговых инспекторов можно противопоставить качественно собранное «досье контрагента» (его рекламные буклеты, распечатки с сайта, материалы с выставок, статьи в журналах, рапорты вашей службы безопасности и т.п.);

— отсутствие информации о государственной регистрации контрагента в ЕГРЮЛ. Эту информацию можно получить на официальном сайте ФНС России www.nalog.ru. Далее ФНС России говорит, что подозрения усугубят нестандартные условия договоров (длительные отсрочки, векселя и т.п.), явное отсутствие условий (лицензии, мощности, кадры) для осуществления операций и многие другие признаки, большая часть которых так или иначе поименована в постановлении Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 года N 53. Стоит напомнить, что в этом же постановлении арбитры ВАС РФ готовы признавать налоговую выгоду необоснованной лишь при наличии совокупности подозрительных обстоятельств. Эта позиция способна защитить действительно невиновного налогоплательщика.

Еще одна схема — создание организации, половина сотрудников которой — граждане с ограниченными физическими возможностями. Всю работу делают люди, привлекаемые по договору аутсорсинга. Наличие «арендованного» персонала не лишает компанию права на освобождение от уплаты НДС при реализации продукции*(2). Налоговая выгода налицо. А вот обоснованна она или нет, зависит от реальности или формальности всей этой ситуации. Приняли в организацию на работу людей, которые заведомо (в силу инвалидности) не могут осуществлять свои трудовые функции? Параллельно заключили договор с аутсорсером на предоставление персонала для своего основного производства? Аутсорсер работает исключительно с вашей фирмой? Все это как-то искусственно и очень похоже на схему.

Именно последнее погубило многие компании, использовавшие варианты с инвалидами и аутсорсингом для экономии не только на НДС, но и, например, на ЕСН*(3). В некоторых случаях компании отстаивали свою добросовестность, но только в череде арбитражных разбирательств*(4).

Спешить ли каяться?

И все же одна из главных изюминок нового приказа ФНС России — предложение налогоплательщикам, применяющим рисковые способы ведения деятельности, пересчитать свои налоговые обязательства, доплатить деньги в бюджет, подать уточненную декларацию. А к «уточненке» приложить пояснительную записку, в которой надо указать, что налог доплачивается именно в связи с неосмотрительным применением рисковых способов ведения хозяйственной деятельности, и просить учесть «чистосердечное раскаяние» при отборе кандидатов на дальнейшие проверки.

Читайте так же:  Маркировка обуви порядок проведения для розницы

Юристу стоит отметить, что законодательство не гарантирует в этом случае неприкосновенности кающимся предпринимателям. Проверять «склонного к нарушениям» в дальнейшем или нет, будет решать руководитель конкретной налоговой инспекции. Это обнадеживать не может. Адвокат бы задумался о роли, которую может сыграть «явка с повинной» при возможных спорах налогоплательщика по другим проверкам. Собственноручное подтверждение былой неосмотрительности (а может, недобросовестности?) способно произвести невыгодное впечатление на судей. Поэтому хочется напомнить компаниям, что иногда лучше просто доплатить (налог), чем говорить (в отсутствие гарантий).

служба Правового консалтинга ГАРАНТ,

заместитель руководителя отдела поддержки пользователей

«Актуальная бухгалтерия», N 12, декабрь 2008 г.

*(1 ) приказ ФНС России от 14.10.2008 N ММ-3-2/[email protected]

*(3) Пост. ФАС УО от 24.09.2008 N Ф09-6787/08-С2

*(4) решение Арбитражного суда г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.07.2007 N А56-51808/2006; Пост. ФАС СЗО от 07.03.2008 N А56-51808/2006

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Купить документ Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Журнал «Актуальная бухгалтерия»

Особенный журнал о налоговом и бухгалтерском учете. Решение сложных профессиональных вопросов, возникающих у бухгалтера в повседневной работе; оперативные и подробные комментарии к изменениям в законодательстве; консультации по вопросам, связанным с работой бухгалтерии. Все это излагается в доступной форме, сопровождается наглядными примерами, схемами, таблицами и рисунками.

«Ноу-хау» «Актуальной бухгалтерии» — многоступенчатая проверка информации экспертами редакции, независимыми специалистами в области налогов и бухгалтерии, а также со стороны авторитетных чиновников Минфина и ФНС России. Ошибки практически исключены. Периодичность — 1 раз в месяц. Ежемесячник выпускается компанией «ГАРАНТ».

Чтобы регулярно получать «Актуальную бухгалтерию», обратитесь к Официальному партнеру компании «Гарант», который Вас обслуживает.

Двенадцатый критерий

опубликовано: № 43 (853) — октябрь 2008, добавлено: 29.10.2008 комментарии

Тематики:

Общие вопросы налогообложения

Показано только начало документа. Для просмотра всего текста необходимо оформить подписку на журнал АМБ-Экспресс:

(Приказ ФНС РФ от 14.10.2008 г. № ММ-3-2/[email protected] «О внесении изменений в приказ ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/[email protected] «Об утверждении концепции системы планирования выездных налоговых проверок»)

Именно к этим трем действиям призывает налогоплательщиков ФНС РФ.

Двенадцатый критерий. Бойтесь данайцев, дары приносящих…

В 2007 году ФНС РФ издала приказ от 30.05.2007 г. № ММ-3-06/[email protected], которым утвердила Концепцию системы планирования выездных налоговых проверок.

На основе Концепции были подготовлены Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемые налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок.

Налоговики тогда насчитали 11 критериев, по которым налогоплательщики могли самостоятельно оценить риски (опубликовано в № 22 «А-Э» за 2007 год).

По прошествии года чиновники «обнаружили» еще один – двенадцатый – критерий оценки рисков и заодно оформили Общедоступные критерии в виде приложения непосредственно к приказу.

Кроме того, значения критериев 1 «Налоговая нагрузка» и 11 «Отклонение уровня рентабельности» были приведены по данным 2006 года.

Теперь значение этих критериев приведено также по данным 2007 года.

Рассмотрим, например, критерий 1 «Налоговая нагрузка у данного налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности)».

Налоговая нагрузка по данному критерию рассчитана как соотношение суммы уплаченных налогов по данным отчетности налоговых органов и оборота (выручки) организаций по данным Росстата.

По оптовой и розничной торговле, ремонту автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования значение критерия по 2007 году – 3,9%, по 2006 году – 3,8%.

А по гостиницам и ресторанам значение критерия значительно увеличилось: с 10,7 до 16,3%.

Аналогичное увеличение значения по операциям с недвижимым имуществом, аренде и предоставлению услуг: с 18,2% до 29,5%.

Новый 12 критерий «Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском».

По мнению налоговиков, ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском означает направленность на получение необоснованной налоговой выгоды.

Напомним, что оценке обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды было посвящено постановление Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 г. № 53.

Судьи отмечали, что налоговая выгода может быть признана необоснованной, в частности, в случаях, если для целей налогообложения учтены операции не в соответствии с их действительным экономическим смыслом или учтены операции, не обусловленные разумными экономическими или иными причинами (целями делового характера).

Налоговая выгода не может быть признана обоснованной, если получена налогоплательщиком вне связи с осуществлением реальной предпринимательской или иной экономической деятельности.

При этом следует учитывать, что возможность достижения того же экономического результата с меньшей налоговой выгодой, полученной налогоплательщиком путем совершения других предусмотренных или не запрещенных законом операций, не является основанием для признания налоговой выгоды необоснованной.

О необоснованности налоговой выгоды могут также свидетельствовать подтвержденные доказательствами доводы налогового органа о наличии следующих обстоятельств:

– невозможность реального осуществления налогоплательщиком указанных операций с учетом времени, места нахождения имущества или объема материальных ресурсов, экономически необходимых для производства товаров, выполнения работ или оказания услуг;

– отсутствие необходимых условий для достижения результатов соответствующей экономической деятельности в силу отсутствия управленческого или технического персонала, основных средств, производственных активов, складских помещений, транспортных средств;

– учет для целей налогообложения только тех хозяйственных операций, которые непосредственно связаны с возникновением налоговой выгоды, если.

Данный раздел/документ открыт только зарегистрированным пользователям, которые оформили подписку на журнал АМБ-Экспресс!

Анализ признаков ведения налогоплательщиком деятельности с высоким налоговым риском

НАЛОГОВОЕ ПРАВО

С развитием рыночных отношений схем ухода от налого­обложения становятся все больше. Проблема пресечения на­логовых правонарушений в условиях развивающейся эконо­мики очень актуальна.

Читайте так же:  Налоговый период по ндфл

В связи с этим в октябре 2008 года ФНС России обнаро­довала двенадцатый критерий Концепции планирования выездных налоговых проверок, который используют в своей практике налоговые инспекторы при отборе хозяйствующих субъектов с целью проведения выездных налоговых проверок. Изменение в законодательстве позволяет выделить в отдель­ную группу налогоплательщиков, финансово-хозяйственную деятельность которых сопровождается высоким налоговым риском.

Двенадцатым критерием недобросовестности налогопла­тельщика является «ведение финансово-хозяйственной дея­тельности с высоким налоговым риском»..

Двенадцатый критерий состоит из 12 признаков неблагонад­ежности контрагентов: пять основных и семь второстепенных, ко­торые усугубляют уверенность налоговых органов в нарушениях.

Мнения экспертов по поводу эффективности двенадцато­го критерия и самой Концепции неоднозначны. Неэффектив­ность и противоречивость двенадцатого критерия Концепции планирования выездных налоговых проверок является след­ствием несистематического подхода к данной организации предпроверочного анализа. Чтобы оценить и отобрать нало­гоплательщиков, ведущих деятельность с высоким налоговым риском, для выездной налоговой проверки, необходимо раз­работать единую комплексную стандартную процедуру предпроверочного анализа.

Приказ ФНС РФ от 14.10.2008 № ММ-з-2/4б[email protected] «О внесении изменений в Приказ ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/[email protected] «Об утверждении концепции системы планирования выездных налоговых проверок»

Цель данной работы — разработать алгоритм оцен­ки признаков ведения на­логоплательщиком деятель­ности с высоким налоговым риском. Основой для выпол­нения анализа следует при­нять принцип блок-схемы.

Подобный подход доказал свою эффективность в нало­говой системе США.

Используя системный подход к организации про­цедуры предпроверочного анализа, предполагается рас­смотреть в комплексе:

— предел суммы торго­вого контракта с контраген­том;

— формализованное до­сье контрагентов;

— количественный ве­роятностный показатель по критериям.

Рассмотрим каждый элемент подробно.

ФНС может установить предел суммы договора, при превышении которого обязательна проверка контраген­та. Предел суммы контрактов с одним крупнейшим контр­агентом, превышение которого означает последующую про­верку, рекомендуется установить 30 млн. рублей за календар­ный год.

Таблица 1 — Критерии оценки признаков ведения налогоплательщиком деятельности с высоким налоговым риском

Отсутствие государственной регистрации контрагента в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ)

Отсутствие квалифицированного персонала, производственных возможностей и мощностей для исполнения договорных обяза­тельств

Отсутствие документального подтверждения полномочий руководителя компании-контрагента (уполномоченного представителя)

Отсутствие лицензии у контрагента на осуществление деятельности, которая должна быть лицензирована

Фактический и юридический адреса контрагента отличаются (косвенный признак, который в совокупности с другими признаками может говорить о том, что компания является однодневкой)

Несовпадение ИНН в различных документах контрагента

Доля расходов по сделкам с сомнительными контрагентами в общей сумме затрат существенна, при этом отсутствует разумное эко­номическое обоснование сделок

[3]

В договоре есть нестандартные условия (длительные отсрочки платежа, поставка крупных партий товаров без предоплаты, санк­ции, несопоставимые с последствиями нарушения договора, расчеты через третьих лиц, расчеты векселями и т . п . )

Выпуск и участие в расчетах с контрагентами векселей, ликвидность которых не очевидна, а также выдача или получение займов без обеспечения . Особенно если проценты по долговым обязательствам отсутствуют, а срок их погашения — более трех лет

Видео (кликните для воспроизведения).

Отсутствие информации о контрагенте в СМИ, отсутствие его рекламы и рекомендаций партнеров

Участие контрагента в судебных процессах

Те организации, у которых сумма договора превышает рекомендованную сумму, обязаны вести досье контрагента. Ведение досье следует формализовать приказом ФНС. В при­казе также целесообразно закрепить признаки, при наличии которых досье не ведется (незначительная сумма закупки).

В больших компаниях и банках есть досье клиента, куда помещается информация о контрагенте. Наличие такого до­

кумента может оказаться полезным в суде, поскольку у на­логоплательщика будут разумные объяснения, почему у него отсутствует преддоговорная и иная документация по контр­агенту. Вся получаемая информация о контрагенте приобща­ется к досье как в электронном, так и в бумажном виде. Вся информация, полученная посредством доступа в сеть «Интер­нет», должна быть сохранена в виде скриншотов экрана, рас­печатана и заверена подписью сотрудника осуществляющего проверку контрагента. Организация также может включать в досье расчет финансово-экономических показателей контр­агента.

Рисунок 1 — Блок-схема предпроверочного анализа деятельности налогоплательщика с высоким налоговым риском

Организация имеет право запросить информацию о контрагенте в ИФНС, т.к. это не нарушает налоговую тайну.

В форму досье контрагента следует включить:

— выписку из ЕГРЮЛ и ЕГРИП;

— фактическое местонахождение складских и офисных по­мещений;

— код ОКВЭД согласно выписке и ЕГРЮЛ (ЕГРИП) и его соответствие коду деятельности по договору между организа­цией и контрагентом;

— наличие необходимых лицензий для занятия соответ­ствующей деятельностью;

— проверка по электронным сервисам ФНС на официаль­ном сайте: является ли контрагент ликвидирующейся орга­низацией, «однодневкой», зарегистрирована ли она в местах массовой регистрации;

— участие контрагента в судебных спорах;

— оценка деловой репутации;

— иная важная информация.

Перечисленные пункты досье считаются основными, ор­ганизация не ограничена в объёме досье, но обязана отразить перечисленные пункты.

Досье должно быть представлено в налоговый орган по итогам календарного года. Таким образом, как только сумма контракта с крупнейшим контрагентом превысила за год 30 млн.руб., организация оформляет досье.

Оформляя досье, компания может максимально снизить риск выездной налоговой проверки, кроме того, такой подход позволит компании избежать недобросовестных контраген­тов.

Предложенные критерии оценки признаков ведения дея­тельности с высоким налоговым риском перечислены в таблице 1.

За наличие каждого критерия дается 1 балл. Таким обра­зом, чтобы включить организацию в план выездной налоговой проверки необходимо, чтобы она набрала 70% от данного ко­личества критериев. Обозначим данный показатель, равный 70%, за f.

Читайте так же:  Формы и методы финансового контроля

Исходя из вышеизложенного, представим процедуру предпроверочного анализа на основе 12 критерия Концепции в виде блок-схемы. Блок-схема представлена на рисунке 1.

Проверка на распространенные схемы ухода от налогообложения осуществляется по тем перечисленным схемам, которые ФНС регулярно публикует на своем официальном сайте.

Таким образом, блок-схема объединяет все компоненты двенадцатого критерия Концепции и является более простым и комплексным алгоритмом предпроверочного анализа, что позволяет предполагать ее эффективность.

Статья опубликована в Евразийском юридическом журнале № 5(84) 2015

СТЕПАНЮК Алена Сергеевна — бакалавр 4 курса, направление экономика, профиль налоги и налогообложения Магни­тогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова.

БРЫКОВ Сергей Сергеевич — старший преподаватель кафедры бухгалтерского учета и экономического анализа институ­та экономики и управления Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова.

3.12. Критерий Колмогорова

При применении критерия согласия Колмогорова в качестве меры расхождения между теоретическим и статистическим распределением рассматривается максимальное значение модуля разности между теоретической и экспериментальной функциями распределения.

На основе этого критерия, экспериментальное распределение согласуется с выбранным теоретическим, если выполняется условие

где

– наибольшее отклонение теоретической кривой распределения от экспериментальной;

n – общее количество экспериментальных данных.

В табл. 3.7 приведены вероятности отказов по экспериментальным данным

и по теоретическому закону F(t).

Считаем закон распределения отказов экспоненциальным

12 Критерии оценки знаний обучающегося

Изучение дисциплины заканчивается экзаменом в форме тестирования, который охватывает весь пройденный материал. Обязательным условием для допуска к экзамену является выполнение всех предусмотренных заданий в программе. Каждое задание оценивается 0-100 баллов.

Рейтинг допуска выводится из средне арифметического всех выполненных заданий на текущих занятиях (посещение лекции, домашние задания, задания по СРО, задания по практике и другие, рубежный контроль).

К итоговому контролю (ИК) по дисциплине допускаются студенты, выполнившие все требования рабочей учебной программы (выполнение и сдача всех лабораторных работ, работ и заданий по СРС), получившие положительную оценку за защиту курсового проекта (работы) и набравшие рейтинг допуска (не менее 50 баллов).

Уровень учебных достижений студентов по каждой дисциплине (в том числе и по дисциплинам, по которым формой итогового контроля ГЭ) определяется итоговой оценкой (И), которая складывается из оценок РД и ИК (экзамена, дифференцированного зачета или курсовой работы/проекта) с учетом их весовых долей (ВДРД и ВДИК). И = РД*0,6 + ИК*0,4

Весовые доли ежегодно утверждаются Ученым советом университета и должны быть для РД не более 0,6, а для ИК не менее 0,3.

Итоговая оценка по дисциплине подсчитывается только в том случае, если обучающийся имеет положительные оценки, как по рейтингу допуска, так и по итоговому контролю. Не явка на итоговый контроль по неуважительной причине приравнивается к оценке «не удовлетворительно». Результаты экзамена и промежуточной аттестации по дисциплине доводятся до студентов в тот же день или на следующий день, если письменный экзамен проводился во второй половине дня.

Для корректности подсчета итоговой оценки знания обучающегося на рубежном контроле (рейтинге) и итоговом экзамене оцениваются в процентах от 0 до 100 %. Оценка рубежного контроля складывается из текущих оценок и оценки рубежного контроля.Учебные достижения, то есть Знания, умения, навыки и компетенции студентов по дисциплине «Финансы» оцениваются по балльно — буквенной системе адекватной ее цифровому эквиваленту и традиционной шкале оценок:

12 критериев самостоятельной оценки налоговых рисков

12 критериев самостоятельной оценки налоговых рисков

В 2007 году Федеральная налоговая служба разработала Концепцию системы планирования выездных налоговых проверок, в которой был изложен новый подход к построению системы отбора объектов для проведения указанных проверок.

В 2008 году в дополнение к уже используемым 11 критериям самостоятельной оценки налоговых рисков утвержден еще один — 12 критерий, который так и называется — «Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском».


12 Критерий призван стимулировать налогоплательщиков к добровольному отказу от использования незаконных налоговых схем. В приказе ФНС России от 14.10.2008 N ММ-3-2/[email protected] достаточно подробно описаны способы ведения финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском. Сделано это для того, чтобы налогоплательщик, оценивший свои риски как высокие, мог снизить или полностью убрать их путем исключения сомнительных операций. Если с этой целью требуется внести изменения в уже сданную налоговую отчетность, следует подать уточненную декларацию в налоговый орган.

К уточненной декларации предлагается приложить пояснительную записку (далее — пояснения). Пояснения необходимы для того, чтобы налоговый орган получил возможность учесть предпринятые налогоплательщиком меры по снижению налоговых рисков в процессе отбора субъектов для проведения выездных проверок.

При проведении камеральных проверок указанных уточненных деклараций с пояснениями дополнительные документы у налогоплательщика не истребуются.

В то же время сам факт представления уточненной декларации не гарантирует стопроцентный отказ от мероприятий налогового контроля в случае наличия у налогового органа информации о ведении данным налогоплательщиком деятельности с нарушениями налогового законодательства. Но в этом случае решение о выездной налоговой проверке принимается только по согласованию с ФНС России.

Использование критериев отвечает как интересам налоговых органов — способствует повышению налоговой дисциплины, так и налогоплательщиков, ведь они получили возможность самостоятельно анализировать финансово-хозяйственную деятельность и налоговые риски организации.

Учитывая, что применение незаконных налоговых схем может негативно повлиять на социальную защищенность работников, на имидж применяющей их организации, репутацию бизнесмена, а также то, что сегодня нельзя считать цивилизованным бизнес, который минимизирует налоги с использованием фирм-однодневок, «инвалидных» схем, Управление предлагает налогоплательщикам постоянно проводить оценку своих налоговых рисков и при необходимости своевременно уточнять налоговые обязательства.

Л.А.Негодяева, начальник контрольного отдела
УФНС России по Оренбургской области

14. Критерий 2r Фридмана

Непараметрический критерий, применяющийся в работах со связанными выборками, когда количество регистраций более двух. Позволяет использовать малые выборки неодинакового объема.

Читайте так же:  Акт об отсутствии на рабочем месте

Результаты измерений переменной у каждого объекта выборки ранжируются по строкам. Для каждого из измерений находится сумма рангов. Последующие вычисления проводятся по формуле:

где с — количество регистраций, а Σ Ri — сумма рангов для каждой из регистраций. Для выборок малого объема и небольшого количества регистраций имеются специальные таблицы критических значений критерия (таблицы 27 и 28). При большем объеме выборок или количестве регистраций следует использовать таблицу хи-квадрат (26). Нулевая гипотеза отклоняется, если фактическое значение критерия окажется больше табличного.

Например, имеются результаты измерения уровня внимания в разное время суток у 5 испытуемых по 10-балльной шкале: (n = 5, с = 4)

– 3*5(4+1) = 0,12 * 738 – 75 = 88,6 – 75 = 13,6

Поскольку для заданных условий (n = 5 и с = 4) таблица критерия Фридмана отсутствует, для статистического вывода используем таблицу критических значений хи-квадрат.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ: изменения уровня внимания в период с 6 до 24 часов достоверно установлены.

15. Критерий тенденций l Пейджа

Является дополнением к критерию Фридмана. Если критерий Фридмана позволяет выявить только сам факт достоверных изменений значений переменной в последовательных регистрациях, то критерий Пейджа дает возможность доказать направленность изменений в последовательных регистрациях. Применяется при постановке экспериментов со связанными выборками объемом от двух до 12 объектов. Количество регистраций может составлять от 3 до 6.

Результаты регистраций располагаются столбцами в последовательности возрастаний их ранговых сумм. Столбцы нумеруются, и ранговая сумма каждой колонки умножается на ее порядковый номер. Вычисления производятся по формуле:

где J номер колонки. Тенденция изменения считается доказанной когда фактическая величина критерия превышает табличное значение. Используем в качестве примера предыдущую задачу, нумеруя колонки в порядке возрастания Σ Ri.

Критерии отбора компаний для налоговых проверок

Первый критерий: налоговая нагрузка компании ниже среднего уровня по отрасли (виду экономической деятельности).
Низкая налоговая нагрузка для инспекторов может означать, что компания по каким-то причинам платит меньше налогов, чем принято платить в ее отрасли. И поскольку эти причины могут оказаться не совсем законными, то налоговая инспекция вынуждена назначить выездную налоговую проверку. Чтобы оценить свой риск по данному критерию определите налоговую нагрузку за истекший год и сравните ее со среднеотраслевым показателем за аналогичный период. Показатель по компании не должен быть ниже среднеотраслевого.

[1]

Второй критерий: отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении двух и более налоговых периодов (лет).
По мнению налоговиков отражение в отчетности убытка на протяжении нескольких лет без явной тенденции к его уменьшению или погашению является признаком искажения показателей деятельности. Однако не всегда наличие убытка говорит о каких-либо нарушениях со стороны налогоплательщика. Организация (предприниматель) может работать с убытком несколько лет подряд, если у нее на это имеются объективные причины, например, открытие бизнеса или развитие производства. При этом в отчетности должны наблюдаться признаки, указывающие на эти причины – наличие убытка при одновременном росте капитальных вложений или расходов будущих периодов.

Третий критерий: доля вычетов по НДС от суммы начисленного налога равна либо превышает 89% за 12 месяцев.
По этому критерию оцениваются только плательщики НДС. Завышенные вычеты по НДС могут означать, что компания уклоняется от уплаты НДС. Для оценки своего риска по данному критерию определите долю вычетов по НДС за каждый налоговый период (квартал), используя суммы налога, отраженные в декларации по НДС. За четыре последовательно идущих квартала она не должна быть равна либо превышать 89%.

Четвертый критерий: опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг).
Для проверяющих такое опережение будет означать, что налогоплательщик завышает расходы и тем самым уклоняется от уплаты налогов. Кроме того, подозрения у налоговиков могут возникнуть, если темпы роста налоговых и бухгалтерских расходов не совпадают.

Пятый критерий: среднемесячная зарплата на одного работника в компании ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте РФ.
Для проверяющих низкая зарплата может означать, что организация (предприниматель) скрывает истинные заработки и тем самым экономит на НДФЛ и других зарплатных налогах.
С 2012 года в «зоне риска» могут оказаться не только компании с низкой заработной платой, но и организации (предприниматели), о которых налоговой инспекции стало известно, что они выплачивают зарплату «в конвертах» или не оформляют (оформляют с нарушениями) трудовые отношения. Источником информации при этом могут являться жалобы и заявления граждан, организаций, предпринимателей, полиции и прочих субъектов (приказ ФНС России от 10 мая 2012 г. № ММВ-7-2/[email protected]).

Шестой критерий: неоднократное приближение к предельному значению показателей деятельности, дающих право на применение специальных налоговых режимов.
При этом во внимание принимается приближение менее чем на 5% на протяжении двух и более лет.
По этому критерию оцениваются компании, которые применяют упрощенную систему налогообложения (далее – УСН), уплачивают единый сельскохозяйственный налог (далее – ЕСХН) и единый налог на вмененный доход (далее – ЕНВД).
Предельные значения показателей приведены в Налоговом кодексе РФ. Неоднократное приближение к этим значениям, по мнению проверяющих, говорит о том, что компания искусственно создает условия для применения специальных режимов налогообложения, которые отличаются более сниженной налоговой нагрузкой и упрощенной системой отчетности.

Седьмой критерий: расходы предпринимателя, отраженные в декларации по налогу на доходы физических лиц, составляют более 83% от его доходов.
Этот критерий актуален только для предпринимателей.
Завышенные расходы предпринимателя могут говорить о том, что он уклоняется от уплаты НДФЛ.

Читайте так же:  Отраслевое соглашение

Восьмой критерий: сотрудничество с перекупщиками и посредниками (построение цепочки контрагентов) без наличия разумных экономических причин (деловой цели).
По данному критерию налоговики, прежде всего, обращают внимание на получение необоснованной налоговой выгоды.
Если, по мнению проверяющих, компания сотрудничает с контрагентом лишь с целью получения необоснованной налоговой выгоды, то вероятнее всего она окажется в числе кандидатов на проверку. Обстоятельствами, указывающими на «фиктивность» сделки могут быть, например, закупка товара у производителя через цепочку контрагентов (которые вероятнее всего являются фирмами-«однодневками»), или приобретение товара через посредников, находящихся в разных регионах страны, тогда как компания и основной поставщик находятся в одном городе (при этом, все документы на поставку подписываются одним днем).

Девятый критерий: компания не дает пояснений налоговой инспекции о выявленных в ходе камеральной проверки ошибках в отчетности или несоответствиях в документах. Налоговой инспекции стало известно о фактах уничтожения или порчи документов.
Если в ходе камеральной проверки были обнаружены ошибки в декларациях (расчетах) и иные противоречия в документах налоговый инспектор направляет компании письменное уведомление с просьбой дать пояснения об обстоятельствах таких нарушений или внести соответствующие исправления в отчетность. Если организация (предприниматель) без объективных причин не отреагировала на запрос налоговой инспекции, то вероятнее всего ей грозит выездная налоговая проверка.
Кроме того, с 2012 года компания может стать кандидатом на проверку по данному критерию, если проверяющие обнаружат, что она не обеспечивает сохранность документов бухгалтерского и налогового учета. В частности, выездную проверку могут назначить тем, кто по причине форс-мажора (пожара, наводнения и пр.) утратил документы, подтверждающие получение доходов, осуществление расходов, уплату (удержание) налогов и не предпринимает попыток их восстановить.

Десятый критерий: компания два и более раз с момента регистрации меняла свое местонахождение и переходила из одной инспекции в другую («миграция» между налоговыми органами).
Тщательному анализу со стороны налоговой инспекции подвергаются причины перехода налогоплательщика из одной инспекции в другую. Поскольку смена места учета два и более раз с момента регистрации может указывать на то, что компания пытается избежать выездной проверки либо уклоняется от уплаты налогов. Данное положение усугубляется, если переход в другую инспекцию произошел во время выездной проверки. Информацию о перемещениях налогоплательщика налоговая инспекция может получить при помощи федеральных ресурсов ЕГРН и ЕГРЮЛ.

Одиннадцатый критерий: отклонение уровня рентабельности в сторону уменьшения более чем на 10% от среднеотраслевого показателя рентабельности.
Чтобы оценить риск по данному критерию определите рентабельность продаж и рентабельность активов за истекший год и сравните их со средним уровнем рентабельности по виду экономической деятельности за аналогичный период. Показатели по компании не должны отклоняться в сторону уменьшения более чем на 10% от среднеотраслевых показателей рентабельности. При расчете используйте данные Отчета о прибылях и убытках и Бухгалтерского баланса.

Двенадцатый критерий: ведение бизнеса с высоким налоговым риском.
Ведение бизнеса с высоким налоговым риском означает, что компания сотрудничает с фирмами-«однодневками», осуществляет сомнительные сделки и участвует в схемах с целью получения необоснованной налоговой выгоды.

Таким образом, во избежание выездных налоговых проверок в случае соответствия одному или нескольким критериям, рекомендуем обратиться к нам – в «Аудиторскую фирму «Зеркало». Мы своевременно устраним все возможные нарушения.

Утвержден 12-й критерий самостоятельной оценки рисков

На официальном сайте ФНС России опубликованы способы ведения финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском (входят в 12-й критерий самостоятельной оценки рисков налоговой проверки налогоплательщиками), утвержденные приказом ФНС России от 14.10.2008 № ММ-3-2/[email protected]

Всего в 12 критерий входят 4 способа ведения финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском, проиллюстрированные цветными схемами:

1. Общие вопросы получения необоснованной налоговой выгоды с использованием фирм-«однодневок». Использование в хозяйственной деятельности фирм-«однодневок» является одним из самых распространенных способов получения необоснованной налоговой выгоды. Концептуально суть схемы сводится к включению в цепочку хозяйственных связей лиц, не исполняющих свои налоговые обязательства.

Видео (кликните для воспроизведения).

4. Схема получения необоснованной налоговой выгоды с использованием инвалидов (льгота по подп. 2 п. 3 ст. 149 НК РФ). В данном случае организация, формально соответствующая требованиям, предъявляемым для освобождения от уплаты НДС, как организация, в состав которой входят инвалиды, занимается производством продукции силами персонала, привлеченного по договорам аутсорсинга. Находящиеся в штате сотрудники не в состоянии (по причине состояния здоровья и (или) квалификации) обеспечить производство реализуемой продукции. При этом льгота по НДС применяется в отношении всего объема производимой налогоплательщиком продукции. Налогоплательщик искусственно создает условия для применения льготы по продукции, произведенной с привлечением персонала третьих лиц, так как привлеченный персонал не учитывается при определении средней численности работников предприятия и фонда оплаты труда.

Источники


  1. Нешатаева, Т.Н. Иностранные предприниматели в России – судебно-арбитражная практика / Т.Н. Нешатаева. — М.: Дело, 2013. — 216 c.

  2. Краткий курс по теории государства и права. — Москва: СПб. [и др.] : Питер, 2015. — 140 c.

  3. Куницын, А. Р. Образцы судебных документов / А.Р. Куницын. — М.: Юридическая литература, 2018. — 336 c.
  4. Грот, Н.Я. О нравственной ответственности и юридической вменяемости / Н.Я. Грот. — Москва: ИЛ, 2017. — 144 c.
  5. Нешатаева, Т.Н. Иностранные предприниматели в России – судебно-арбитражная практика / Т.Н. Нешатаева. — М.: Дело, 2013. — 216 c.
Двенадцатый критерий
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here