Дополнительные мероприятия налогового контроля при выездной проверке

Важный материал на тему: "Дополнительные мероприятия налогового контроля при выездной проверке" с профессиональной точки зрения. Если возникнут вопросы, вы всегда их можете задать дежурному юристу.

Что входит в мероприятия налогового контроля

Любой контроль предусматривает проведение ряда мероприятий для выяснения степени соответствия действующему законодательству, правилам, нормам, требованиям. Налоговый контроль, прежде всего, направлен на предотвращение неправильной уплаты предпринимателями обязательных платежей в государственный бюджет. Проверяя все виды ресурсов организаций, особенное внимание уделяя денежному обороту, уполномоченные для проведения проверок лица производят ряд законодательно определенных действий.

Рассмотрим, какую цель преследуют мероприятия налогового контроля, в чем они заключаются, чем отличаются основные мероприятия от дополнительных, какой результат получается в итоге.

Что такое мероприятия по налоговому контролю

Налоги – сфера государственных интересов. Именно государство устанавливает законы и правила налогообложения, и оно же контролирует их выполнение.

В Российской Федерации принят и действует Налоговый кодекс, а также некоторые другие положения, касающиеся уплаты налогов и сборов, обязательные для выполнения предпринимателями и организациями.

Мероприятия налогового контроля – комплекс действий налоговиков, регламентируемый НК РФ (п. 1 ст. 82 НК РФ), который производится с целью проверки соблюдения налогового законодательства и международных положений о налогообложении в отношении:

  • налоговых агентов;
  • индивидуальных плательщиков налогов и сборов;
  • плательщиков страховых и социальных взносов.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Сфера осуществления мероприятий налогового контроля – выездные налоговые проверки и рассмотрение их материалов. В отдельных случаях, оговоренных в НК РФ, некоторые мероприятия могут быть произведены и вне проверок налоговых органов.

Цель и задачи мероприятий налогового контроля

Из самого определения мероприятий налогового контроля вытекает их основная цель – выявление и профилактика правонарушений относительно НК РФ, а в случае обнаружения – обеспечение регламентируемой в НК ответственности. Другими словами, цель мероприятий налогового контроля – обеспечение налоговой дисциплины. На достижение данной цели направлены следующие задачи:

  • способствование экономической государственной безопасности;
  • участие в контроле формирования доходов государства;
  • проверка выполнения предпринимателем или организацией налоговых обязанностей перед государством;
  • контролирование целевого применения льгот на налоговые платежи;
  • пресечение и предупреждение налоговых правонарушений;
  • наказание правонарушителей по Налоговому кодексу РФ.

Что может быть выявлено в результате

По итогам налогового контроля проверяющие органы фиксируют выявленные результаты. Ими могут быть:

  • факты нарушений Налогового кодекса РФ;
  • недоимки, то есть неполные или отсутствующие начисления по налоговым сборам;
  • несвоевременность уплаты необходимых сборов;
  • неправильность исчисления необходимых выплат;
  • несоответствие доходов и расходов проверяемого;
  • ненадлежащее документальное оформление налоговых выплат (деклараций).

Основные мероприятия налогового контроля

Сотрудники ФНС Российской Федерации, опираясь на Налоговый Кодекс, в рамках проверок могут осуществлять ряд регламентированных законодательством мероприятий:

ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! У лиц, производящих налоговый контроль, есть утвержденное законодательством право применять различные технические средства для фиксации фактов, выявленных в результате проверки: фотосъемку, кино- или видеозапись, аудиозапись, копировальную технику и др. Применение технического обеспечения контроля должно быть отражено в ее документальном сопровождении (протоколах проверки).

Дополнительные мероприятия налогового контроля

Случается, и нередко, что собранных на самой проверке материалов недостаточно, чтобы вынести заключение. П. 6 ст. 101 НК РФ позволяет налоговикам в таких ситуациях прибегнуть к дополнительным мероприятиям, которые должны будут послужить подтверждением либо опровержением выявленного факта.

ВАЖНО! Допмероприятия не должны выискивать новые факты, а только уточнять уже отраженные в протоколе.

Формой осуществления дополнительных мероприятий по налоговому контролю могут быть:

  • допрос;
  • экспертиза;
  • истребование документации.

Никаких других мероприятий в качестве дополнительных налоговики осуществлять не правомочны. Зато в течение одной проверки вышеописанных мер может быть назначено сразу несколько, закон не ограничивает их количество.

Объекту проверки (предпринимателю или представителю организации) сообщат о дополнительных мероприятиях либо на рассмотрении материалов проверки, либо после его окончания: вручат решение о производстве допмероприятий, оформленное по правилам, установленным приказом ФНС РФ от 08 мая 2015 года № ММВ-7-2/[email protected] В данном решении, носящем не итоговый, а промежуточный характер, обязательно указывается:

  • обоснование – что вызвало необходимость в дополнительных мерах контроля;
  • избранные допмероприятия (перечисление форм);
  • сроки проведения (финальная дата).

Максимальная продолжительность дополнительных мероприятий не должна превышать 30 дней, только для консолидированных налогоплательщиков в исключительных случаях срок может продлеваться до 2 месяцев (п. 6 ст. 101 НК РФ).

Анализ материалов допмероприятий

Материалы, полученные в ходе допмероприятий, приобщаются к общим материалам налоговой проверки. К ним применяются те же законодательные требования, что и к основным, то есть налогоплательщик вправе принять участие в их рассмотрении. Для этого он должен выразить такое желание, подав в налоговую инспекцию соответствующее заявление. Через 2 дня налоговики назовут дату рассмотрения.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Приглашение налогоплательщика на рассмотрение материалов налоговой проверки обязательно на каждом этапе – как после основных, так и после дополнительных мероприятий. Отсутствие такого извещения – грубое нарушение процедуры проверки.

Если у налогоплательщика имеются возражения по результатам изучения материалов, он может предоставить их в письменном виде, изложив свои соображения, подкрепив соответствующими документами. Для этого у него есть декада, начиная с даты завершения допмероприятий, указанной в налоговом решении. Ранее этот процесс не регламентировался, теперь он узаконен ФЗ № 130 от 01 мая 2016 года.

Налоговые проверки: как ошибаются налоговики

Нарушения серьезные и не очень

В силу данного пункта нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является достаточным основанием для отмены решения, вынесенного по ее итогам. В этом случае налогоплательщик, в отношении которого проводилась проверка, не будет считаться привлеченным к ответственности. Штрафы аннулируются.

Казалось бы, хорошая новость, можно судиться и отстаивать свои права. Но, что самое интересное, статья 101 НК РФ не дает точного определения понятию “существенные нарушения”.

Читайте так же:  Таможенный ндс при импорте

Указанная статья выделяет лишь несколько существенных условий, несоблюдение которых отменяет результаты проверки:

  • обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения ее материалов;
  • обеспечение возможности представить свои объяснения по собранным материалам.

Нарушение этих условий влечет безусловную отмену принятого инспекцией решения (п.14 ст.101 НК РФ). Отменить решение может как вышестоящий налоговый орган, так и арбитражный суд.

Напомним, начиная с 01.01.2014, законодателем был введен обязательный досудебный порядок обжалования всех без исключения ненормативных актов налоговых органов, а также действий или бездействия их должностных лиц (норма внесена в НК РФ Федеральным законом от 02.07.2013 N 153-ФЗ). Поэтому, если вынесенное с нарушениями решение инспекции не было обжаловано в вышестоящий орган, не сможет оно быть обжаловано и в суде (см., например, Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 17 октября 2016 г. по делу № А75-14467/2015).

Стоит сразу оговориться, что само по себе направление извещения о рассмотрении материалов проверки отнюдь не означает соблюдения налоговиками законной процедуры. Например, если налогоплательщик получает извещение уже после принятия решения о привлечении его к налоговой ответственности, такое извещение не будет считаться надлежащим.

Уведомление должно направляться заблаговременно, и налогоплательщик должен быть проинформирован о том, что оно действительно пришло по указанному им адресу. В противном случае принятое инспекторами решение может быть признано незаконным по причине допущения существенных нарушений (см. например, Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 25.02.2014 года № А19-1342/2013).

Все же прочие «вольности» налоговиков к критическим нарушениям не относятся. Однако и они могут послужить основанием для отмены вынесенного решения.

Затягивание проверки

На деле же эти сроки могут вообще не соблюдаться. Грубым нарушением в соответствии со статьей 101 НК РФ это не считается. К намеренному затягиванию налоговиками сроков проведения проверок суды по большей части относятся снисходительно. Причем правом на затягивание проверки налоговиков наградил ни кто иной, как Конституционный Суд РФ.

Еще в Постановлении от 16.07.2004 года № 14-П КС РФ признал, что срок проведения выездной налоговой проверки составляет лишь время фактического нахождения проверяющих на территории проверяемого налогоплательщика. В этот срок не засчитываются периоды между вручением налогоплательщику требования о представлении документов и представлением этих документов. К проверке относится время проведения инвентаризации, осмотра (обследования) территорий и помещений, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода, выемки документов и предметов, а также изучения документов налогоплательщика непосредственно на его территории.

Что касается встречных проверок, а также экспертиз, то время их проведения не засчитывается в срок проведения проверки (пункт 9 статьи 89 НК РФ). Фактически это означает, что проверка может приостанавливаться и возобновляться сколько угодно раз – все зависит от воли проверяющих. Оспорить действия проверяющих по этому основанию будет проблематично, учитывая позицию КС РФ.

Между тем, очевидно, что проверка не может длиться вечно, несмотря на основания, по которым она прерывается и возобновляется. На это обстоятельство обратил внимание Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ в Постановлении от 18.03.2008 года № 13084/07. В данном деле речь шла об оспаривании решения инспекции, вынесенного по результатам проверки, затянутой почти на год. Суд признал такое решение незаконным и противоречащим нормам НК РФ. Судьи пояснили, что регламентация сроков проведения выездных налоговых проверок направлена на достижение равновесия интересов участников налоговых отношений. Из материалов дела было видно, что проверка проводилась в течение 11 месяцев. Это свидетельствует о нарушении инспекцией принципа недопустимости избыточного применения мер налогового контроля. Убедительных доказательств обоснованности столь длительного срока проведения проверки инспекция не представила. А длительный срок проведения проверки — прямое нарушение целей налогового администрирования, которые не могут иметь дискриминационного характера, препятствующего предпринимательской деятельности налогоплательщика.

Дополнительные мероприятия налогового контроля

Логика фискалов здесь примерно следующая – налогоплательщик должен участвовать лишь в рассмотрении материалов самой проверки. В то же время дополнительные мероприятия к проверке относятся постольку-поскольку. Соответственно, и уведомлять компанию об их проведении необязательно.

На ошибочность подобной позиции обратил внимание Президиум ВАС РФ в Постановлении от 16.06.09 года № 391/09. Суд указал, что вынесение налоговым органом решения о назначении дополнительных мероприятий налогового контроля (п.6 ст. 101 НК РФ) необходимо только для получения дополнительных доказательств, подтверждающих факт нарушений законодательства о налогах и сборах. То есть, дополнительная проверка не является завершающей стадией производства по делу о налоговом правонарушении.

Таким образом, должно быть обеспечено участие проверяемой компании или ИП в рассмотрении имеющихся у налогового органа материалов на всех стадиях налогового контроля. Результаты проведения дополнительных мероприятий являются составной частью материалов налоговой проверки. Инспекция должна обеспечить возможность участия налогоплательщика в рассмотрении материалов налоговой проверки с учетом результатов проведения дополнительных мероприятий налогового контроля. При этом налогоплательщик должен иметь возможность ознакомиться с данными материалами проверки и представить свои возражения.

И если решение было вынесено с учетом информации, полученной в результате проведенных дополнительных мероприятий налогового контроля и без извещения плательщика, то оно подлежит обязательной отмене.

Более того, арбитражные суды сходятся во мнении, что дополнительные контрольные мероприятия просто так назначаться не могут. Для этого необходимы должные основания (ст.88 НК РФ). В противном случае происходит незаконное затягивание проверки. На это обратил внимание Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в Постановлении от 19 октября 2016 г. № А63-9534/2015.

Суд указал, что решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля должно иметь веские основания, то есть должно быть мотивировано. Суд установил, что на момент принятия решения о проведении дополнительных мероприятий инспекция уже располагала результатами проверки в отношении общества. В том числе, и по тем эпизодам, которые были описаны в акте камеральной налоговой проверки. Иными словами, необходимости в дополнительной проверке не было. Поскольку фискалы не мотивировали свое решение, их действия были признаны незаконными.

Читайте так же:  Положение о премировании работников (образец)

Проверочные мероприятия в период приостановления проверки

П. 9 ст. 89 НК РФ гласит, что на это время прекращаются лишь действия налоговиков по истребованию документов у самого налогоплательщика, а также проверочные действия на его территории. Иными словами, проверка может продолжаться, но только без участия самого проверяемого. Налоговики имеют полное право на встречные проверки, истребование информации у контрагентов и третьих лиц, а также сбор информации у правоохранительных органов.

При этом судами неоднозначно трактовалась возможность допроса в это время свидетелей, которые являются работниками проверяемого предприятия. Суды в спорной ситуации часто вставали на сторону налогоплательщика. Например, ФАС Московского округа в Постановлении от 06.07.2011 года № КА-А40/6921-11. Материалами дела подтверждалось, что в период приостановления выездной налоговой проверки сотрудниками инспекции, не включенными в состав проверяющих, проведены допросы 282 работников общества. Они допрашивались по месту нахождения налогового органа в рабочее время с отрывом от основной работы. На основании этого суд кассационной инстанции пришел к выводу о нарушении налоговым органом требований статьи 89 НК РФ.

Точку в вопросе поставил Пленум ВАС РФ в Постановлении от 30.07.2013 года № 57. Пленум подтвердил, что в период приостановления проверки налоговый орган не лишен права осуществлять действия вне территории налогоплательщика, если они не связаны с истребованием у него самого документов. Кроме того, налогоплательщик обязан представить налоговому органу те до­кументы, которые были запрошены до момента приостановления проверки.

То есть, вызов и опрос свидетелей, в том числе и из работников проверяемого налогоплательщика, возможен и в период приостановления проверки. Главное, чтобы опрос проводился не на проверяемой территории. Таким образом, оспорить решение инспекции по этому основанию уже не получится.

[3]

Прочие нарушения

Так, акты налоговиков могут не соответствовать утвержденным формам, материалы проверки могут содержать неточности, описки, исправления, помарки (Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 31.01.2013 года № А61-907/2012). Контролеры могут опоздать с принятием решения по итогам рассмотрения собранных материалов (Постановление ФАС Московского округа от 29.07.2016 года № А40-173838/2015). В принимаемых решениях могут отсутствовать характеристики совершенного плательщиком правонарушения, отсутствовать важные обстоятельства дела, а сам проверяемый может быть ознакомлен только с частью представленных материалов (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 27.02.2014 года № А70-1252/2013). Более того, принятый акт может быть даже подписан неизвестно кем (Постановление ФАС Уральского округа от 10.10.2014 года № Ф09-6462/14). Но отмену решения все это не повлечет.

Как показывает анализ п.12 ст.101.4 НК РФ, чтобы отменить решение налоговиков, оно должно отвечать двум обязательным условиям. Во-первых, быть принято с нарушением указанных в НК РФ требований, а во-вторых, это решение должно нарушать права налогоплательщика.

Иными словами, указанные нарушения условно считаются безобидными. Правда, только до тех пор, пока они не приводят к принятию неправомерного решения (п.14 ст.101 НК РФ). Одно из таких решений было рассмотрено в Постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 15.02.2013 года № А78-4232/2012. Так, принятое налоговиками решение содержало предложение уплатить недоимку по налогу, которая не была указана в акте выездной налоговой проверки. Также налогоплательщику не были направлены запрошенные у него первичные документы, по которым был доначислен налог.

Суд установил, что акт налоговой проверки не содержал информацию об обстоятельствах выявления недоимки по налогу в спорном размере. Кроме того, первичные документы, явившиеся основанием для увеличения сумм выявленной недоимки, обществу не направлялись. В результате суд пришел к выводу, что у налогоплательщика не имелось возможности ознакомиться с обстоятельствами вменяемого ему правонарушения и представить свои возражения. В конечном счете, принятие спорного решения привело к незаконному доначислению налога, что, бесспорно, нарушает права налогоплательщика.

Суд подтвердил, что подобные действия инспекторов свидетельствуют о безусловном нарушении требований ст.101 НК РФ к процедуре рассмотрения материалов налоговой проверки и вынесения решения по ее результатам. В итоге решение инспекции было признано незаконным.

Таким образом, анализ судебной практики показывает, что основанием для отмены принимаемых налоговиками решений могут служить и те нарушения, которые прямо не указаны в статье 101 НК РФ в качестве существенных. Но для этого налогоплательщику придется постараться. В суде предстоит доказать не только то, что действия проверяющих нарушают нормы закона, но также и то, что в результате таких нарушений происходит прямое ущемление прав проверяемой компании или ИП.

Дополнительные мероприятия налогового контроля

Федеральным законом от 27 июля 2006 года №137-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования (с изменениями от 30 декабря 2006 года устранены имеющиеся пробелы и неясности по вопросу проведения дополнительных мероприятий.

Так, в соответствии с новой редакцией ст. 101 НК РФ (п. 6):

1. Дополнительные мероприятия налогового контроля проводятся только в случае необходимости получения дополнительных доказательств для подтверждения факта совершения нарушений налогового законодательства или отсутствия таковых.

Таким образом, закреплена правовая позиция Конституционного Суда РФ от 14.07.2005 N 9-П, которая заключается в том, что дополнительные мероприятия налогового контроля должны касаться только тех эпизодов и положений, которые отражены в акте проверки. Выходить за пределы акта проверки после его составления и вручения налогоплательщику (налоговому агенту) налоговые органы уже не вправе.

2. Установлен максимальный срок, в течение которого могут проводиться дополнительные мероприятия налогового контроля, — один месяц.

3. В решении о назначении дополнительных мероприятий налогового контроля излагаются:

Читайте так же:  Искажение бухгалтерской отчетности ответственность
Видео (кликните для воспроизведения).

обстоятельства, вызвавшие необходимость проведения таких дополнительных мероприятий;

срок, в течение которого проводятся данные дополнительные мероприятия (т.е. можно предположить, что срок на проведение дополнительных мероприятий может быть и меньше одного месяца);

— конкретные формы проведения мероприятий налогового контроля.

4. В качестве дополнительных мероприятий налогового контроля может проводиться:

истребование документов в соответствии со статьями 93 и 93.1 НК РФ;

Данный перечень является закрытым, расширительному толкованию не подлежит, т.к. на какие-либо иные мероприятия налогового контроля п. 6 ст. 101 НК РФ не указывает.

Следовательно, проведение каких-либо иных форм налогового контроля в рамках дополнительных мероприятий (встречные проверки, осмотр объектов и помещений, инвентаризация и т.д.) будет являться неправомерным.

Мероприятия налогового контроля. Судебная практика (Чулкова Л.)

Дата размещения статьи: 25.05.2015

Порядок проведения мероприятий налогового контроля регулируется нормами части первой НК РФ. При этом на практике возникают ситуации, которые не прописаны в действующем налоговом законодательстве. В связи с этим может возникнуть спор с налоговыми органами, который придется отстаивать в досудебном или в судебном порядке.

Мероприятия налогового контроля

Мероприятия налогового контроля осуществляются налоговыми органами, как правило, в ходе проведения налоговых проверок (камеральных и выездных) и при рассмотрении материалов налоговых проверок в качестве дополнительных мероприятий налогового контроля.

Камеральная налоговая проверка

Порядок проведения камеральной налоговой проверки изложен в ст. 88 НК РФ. Правила, предусмотренные данной статьей, распространяются на налогоплательщиков, на плательщиков сборов, налоговых агентов, иных лиц, на которых возложена обязанность по представлению налоговой декларации (расчета).
Для проведения камеральной налоговой проверки (в отличие от выездной налоговой проверки) решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о проведении проверки не требуется. Основанием для проведения проверки является представление налогоплательщиком налоговой декларации (расчета).
Камеральная налоговая проверка представленной налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) проводится по месту нахождения налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета).
———————————
Согласно позиции Президиума ВАС РФ, изложенной в п. 9 Информационного письма от 17.03.2003 N 71 «Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации», решение по результатам камеральной налоговой проверки должно быть принято в пределах срока самой проверки, т.е. в течение трех месяцев.

Выездная налоговая проверка

Порядок проведения выездной налоговой проверки изложен в ст. 89 НК РФ.
Выездная налоговая проверка проводится в отношении одного налогоплательщика по одному или нескольким налогам.
———————————
Правила, предусмотренные ст. 89 НК РФ, распространяются на плательщиков сборов и налоговых агентов и применяются при проведении выездных налоговых проверок консолидированной группы налогоплательщиков с учетом особенностей, установленных ст. 89.1 НК РФ. Отдельно в ст. 89 НК РФ (п. п. 2, 5, 7) разъяснены правила проверки филиалов и представительств налогоплательщика.

Говоря о сроке проведения выездной налоговой проверки, необходимо учитывать, что п. 9 ст. 89 НК РФ предусмотрено право руководителя (заместителя руководителя) налогового органа на основании соответствующего решения приостанавливать выездную налоговую проверку. Общий срок приостановления проведения выездной налоговой проверки не может превышать шести месяцев.
На период действия срока приостановления проведения выездной налоговой проверки :
— приостанавливаются действия налогового органа по истребованию документов у налогоплательщика. В этом случае возвращаются все подлинники, истребованные при проведении проверки, за исключением документов, полученных в ходе проведения выемки;
— приостанавливаются действия налогового органа на территории (в помещении) налогоплательщика, связанные с проверкой.
———————————
См. в настоящей статье комментарий к п. 26 раздела «Осуществление мероприятий налогового контроля» Постановления Пленума ВАС РФ N 57.

Дополнительные мероприятия налогового контроля

Судебная практика

Правовые позиции Пленума ВАС РФ

Таким образом, сроки на осуществление принудительных мер по взысканию налога, пеней, штрафа исчисляются по правилам, предусмотренным НК РФ, исходя из того, что сроки совершения вышеперечисленных действий учитываются в той продолжительности, которая установлена нормами НК РФ, а не исходя из фактического соблюдения их налоговыми органами. При этом налогоплательщик вправе в суде заявить доводы о несоблюдении указанных сроков только:
— в рамках оспаривания требования об уплате налога, пеней и штрафа, направленного ему на основании ст. 70 НК РФ;
— в рамках оспаривания решения о взыскании налога, пеней, штрафа, принятого в соответствии со ст. 46 НК РФ;
— в качестве возражений на иск, предъявленный налоговым органом по правилам ст. 46 НК РФ.

[2]

Правовые позиции Президиума ВАС РФ

Постановление Президиума ВАС РФ от 05.02.2013 N 11890/12

Пленум ВАС о дополнительных мероприятиях налогового контроля (Весницкая Е.Г.)

Дата размещения статьи: 07.06.2015

Положения п. 6 ст. 101 НК РФ позволяют налоговикам продлить период сбора доказательств совершения проверяемым налогоплательщиком вменяемых ему правонарушений, если руководство инспекции назначит дополнительные мероприятия налогового контроля. В гл. 14 НК РФ четко прописаны лишь сроки осуществления этих мероприятий и формы их проведения. Норм, касающихся оформления результатов допмероприятий, порядка и сроков их обжалования, вынесения итогового решения по проверке, закон не содержит. Поэтому и проверяющим, и проверяемым приходится ориентироваться на разъяснения компетентных и судебных органов. Не так давно Пленум ВАС РФ выпустил Постановление от 30.07.2013 N 57 (далее — Постановление N 57), в котором, в частности, затронуты вопросы рассмотрения материалов налоговой проверки, в том числе после проведения допмероприятий.
Налоговые нормы о «допах»

Реже дополнительные мероприятия организуются по инициативе должностного лица налогового органа, рассматривающего материалы проверки, если, по его мнению, инспекторы не собрали достаточную доказательную базу по фактам, изложенным в акте проверки.
Налогоплательщик вправе оспорить решение о проведении дополнительных мероприятий в административном или судебном порядке, если сочтет, что указанные в решении обстоятельства не вызывают необходимость назначения таких мероприятий. Как правило, суды, разрешая подобные споры, принимают сторону инспекции, оставляя ее решения в силе (Постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 05.09.2013 N 09АП-25295/2013, от 08.07.2013 N 09АП-19644/2013 ).
———————————
С 1 января 2014 г. вводится обязательный досудебный порядок обжалования любого акта ненормативного характера, принятого налоговым органом (Федеральный закон от 02.07.2013 N 153-ФЗ).
Определением ВАС РФ от 01.11.2013 N ВАС-14853/13 отказано в передаче данного Постановления в Президиум ВАС для пересмотра в порядке надзора.

Читайте так же:  Как подтвердить доход самозанятому

Согласно п. 6 ст. 101 НК РФ налоговики обязаны указать в упомянутом решении срок и конкретные формы проведения контрольных мероприятий. В качестве допмероприятий могут производиться истребование документов (ст. ст. 93, 93.1), допросы свидетелей (ст. 90), проведение экспертизы (ст. 95).
Хотя данный перечень мероприятий является закрытым, проверяющие иногда производят выемку документов, например, если налогоплательщик не исполнил требование о представлении документов, выставленное в рамках «допов», или документы необходимы для проведения назначенной почерковедческой экспертизы. Суды не усматривают в таких действиях проверяющих несоблюдения налоговых норм . Солидарна с ними и ФНС. Так, в Письме от 23.05.2013 N АС-4-2/9355 налоговое ведомство разъяснило, что выемка документов с целью проведения почерковедческой экспертизы допустима в рамках дополнительных мероприятий налогового контроля. Однако проверяющим нужно учитывать, что основанием для изъятия документов должны являться случаи, перечисленные в п. п. 4 и 8 ст. 94 НК РФ.
———————————
Постановления ФАС СКО от 02.09.2011 N А63-8481/2010, от 27.01.2012 N А53-27001/2010, ФАС МО от 08.02.2011 N КА-А40/17940-10-2, ФАС СЗО от 18.05.2010 N А56-33713/2009, ФАС ВВО от 16.04.2008 N А11-3197/2007-К2-24/221.

Это все налоговые нормы, касающиеся порядка, сроков и форм проведения дополнительных мероприятий налогового контроля. Между тем и у налоговиков, и у налогоплательщиков возникает масса вопросов, связанных с «допами». Вот некоторые из них.

Требуется ли оформлять результаты допмероприятий каким-либо документом?

Какие сроки отведены налогоплательщику на подготовку возражений на результаты допмероприятий?

Есть судебные акты, в которых арбитрами применен аналогичный подход. Например, ФАС МО в Постановлении от 25.12.2012 N А40-523/11-20-3 признал правомерными действия инспекции, предоставившей проверяемому лицу один рабочий день вместо 15 для подготовки возражений на акт с учетом материалов допмероприятий. Судьи решили, что налоговый орган не допустил существенных нарушений процедуры принятия решения о привлечении к налоговой ответственности. А арбитры ФАС ВСО в Постановлении от 15.05.2012 N А19-8330/2011 указали, что ст. 100 НК РФ 15-дневный срок установлен только для представления возражений на акт проверки.
Из Постановления N 57 усматривается, что высшие арбитры хотят поменять подход судебных органов к разрешению данного вопроса. В п. 38 этого Постановления четко сказано, что п. 6 ст. 100 НК РФ налоговые органы должны применять и в отношении обжалования результатов дополнительных мероприятий налогового контроля.

В какой срок должно быть принято итоговое решение по проверке?

Вариант первый — материалы направлялись

Вариант второй — материалы не направлялись

Дополнительные мероприятия налогового контроля: внимание к процедуре

Прежде всего, напомним налогоплательщикам, что по итогам проведения выездной налоговой проверки, проверяющими составляется соответствующий акт, в котором фиксируются все проведенные мероприятия налогового контроля, оговоренные в НК РФ, и их результаты. При этом налогоплательщику предоставлено право ознакомиться с ними и дать свои возражения

Только рассмотрев эти возражения, налоговый орган может принять окончательное решение по итогам проверки.

Вместе с тем, до принятия решения у инспекции есть право провести дополнительные мероприятия налогового контроля, направленные на получение дополнительных доказательств по факту выявленного правонарушения. Их результаты должны быть закреплены в решении о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности (письмо Минфина России от 15 января 2010 г. № 03-02-07/1-14).

К сожалению, в НК РФ не содержится каких-либо специальных норм, объясняющих, каким образом закрепить результаты дополнительных мероприятий налогового контроля в решении, выносимом по итогам выездной проверки. В некоторой степени пробелы законодательства попытался восполнить Минфин России. Так, в его письме от 19 июня 2009 г. № 03-02-07/1-321 указывается, что налоговые органы обязаны обеспечить в установленном порядке участие налогоплательщика в процессе рассмотрения материалов проверки, включая материалы, полученные в ходе дополнительных мероприятий налогового контроля. При этом налогоплательщику должна быть обеспечена возможность представления, в том числе в письменной форме, возражений по материалам проведенных дополнительных мероприятий налогового контроля (письмо Минфина России от 6 ноября 2009 г. № 03-02-08/82).

Фактически речь идет о том, что после проведения допмероприятий налоговым органам следует придерживаться тех же правил, что и после проведения выездной налоговой проверки. Возникает вопрос: надо ли тогда составлять отдельный документ по итогам проведения материалов дополнительного контроля? Решение этой проблемы осталось на усмотрение арбитражных судов, которые до сих пор не пришли к единому мнению.

Так, некоторые суды считают, что налоговики обязаны составлять отдельный документ по итогам дополнительных мероприятий, поскольку его отсутствие лишит налогоплательщика права ознакомиться с результатами проведенных действий и обжаловать их.

Например, ФАС Северо-Кавказского округа прямо указывает на необходимость составления справки по результатам дополнительных мероприятий, поскольку ее отсутствие свидетельствует о невозможности представления возражений (постановление от 9 февраля 2010 г. № А53-12505/2009). ФАС Уральского округа пошел еще дальше, указав на обязательную фиксацию результатов дополнительных мероприятий путем составления определенного документа (акта) и отметив, что процедура рассмотрения итогов дополнительно проведенных контрольных мероприятий, соответственно, является аналогичной процедуре рассмотрения акта выездной налоговой проверки (постановление от 3 сентября 2008 г. № Ф09-6220/08-С3).

Другие суды исходят из буквального толкования закона, не предусматривающего для налоговых органов таких обязанностей как составление отдельного документа по результатам дополнительных мероприятий налогового контроля. В частности, по мнению ФАС Центрального округа, составление акта по итогам проведенных мероприятий дополнительного контроля и вручение полученных материалов налогоплательщику действующим законодательством не предусмотрено (постановление ФАС Центрального округа от 12 января 2010 г. № А09-3130/2009).

Тем не менее, все суды сходятся во мнении, что в любом случае налогоплательщик должен быть ознакомлен со сведениями, полученными в ходе дополнительных мероприятий налогового контроля (вне зависимости от того, составлен или нет отдельный документ). Также он должен иметь возможность предоставить свои возражения. В противном случае решение, вынесенное по итогам выездной налоговой проверки, может быть признанно незаконным.

[1]

В ФНС ответили на самые распространенные вопросы о дополнительном налоговом контроле

В какой момент выносится решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля? Может ли дополнение к акту проверки содержать нарушения, которые не были отражены в самом акте? Вправе ли налоговый орган доначислить налоги после проведения дополнительных мероприятий? Ответы на эти и другие вопросы, касающиеся правил проведения допконтроля, содержатся в письме ФНС России от 19.10.18 № ЕД-4-2/[email protected]

Читайте так же:  Ошибка в трудовой как исправить (образец)

Когда назначают дополнительный налоговый контроль

По решению руководителя ИФНС или его заместителя могут быть назначены мероприятия дополнительного налогового контроля. К таким мероприятиям относится истребование документов, допрос свидетеля и экспертиза. При этом решение о проведении допмероприятий может быть вынесено не ранее:

  • окончания налоговой проверки;
  • составления и вручения акта налоговой проверки;
  • рассмотрения материалов налоговой проверки руководителем (заместителем руководителя) налогового органа.

Где фиксируются результаты дополнительного контроля

Ранее в Налоговом кодексе не говорилось, как именно инспекторам следует оформить результаты дополнительного контроля. Согласно недавним поправкам в пункт 6.1 статьи 101 НК РФ, теперь по итогам проведения дополнительных мероприятий налогового контроля инспекторы должны составлять документ, который называется «дополнение к акту налоговой проверки». В этом документе отражаются следующие данные:

  • начало и окончание допмероприятий;
  • описание самих мероприятий;
  • полученные доказательства.

Составить этот документ налоговики обязаны в течение 15 рабочих дней со дня окончания дополнительных мероприятий. Данный порядок применяется при вынесении решений по результатам проверок, завершенных после 3 сентября 2018 года. (Также см. «Читаем поправки в НК РФ — 2018: налог на имущество организаций, представление документов в инспекцию, подтверждение нулевой ставки НДС и другое»).

Дополнение к акту проверки не может описывать нарушения, не отраженные в самом акте

Из постановлений Конституционного суда от 14.07.05 № 9-П и Пленума ВАС от 30.07.13 № 57 следует: дополнительные мероприятия налогового контроля можно проводить только для сбора дополнительных доказательств, касающихся уже обнаруженных нарушений (а не для выявления новых правонарушений).

Кроме того, в пункте 6.1 статьи 101 НК РФ также сказано: в дополнении к акту указываются дополнительные доказательства для подтверждения факта совершения нарушений законодательства или отсутствия таковых. Как поясняют авторы письма, речь идет о фактах совершения нарушений, которые отражены в акте налоговой проверки. Это значит, что проверяющие не могут указать в дополнении к акту налоговой проверки новые нарушения, ранее не отраженные в акте налоговой проверки.

Могут ли по итогам допконтроля доначислить налоги

Вообще, после того, как вынесено решение по итогам проверки, инспекция не вправе вносить в него изменения, ухудшающие положение налогоплательщика (п. 44 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.13 № 57).

Вместе с тем, существуют судебные решения, в которых увеличение суммы доначислений по итогам допконтроля признано правомерным (см., например, постановление АС Уральского округа от 23.04.15 № Ф09-1929/15, оставлено в силе определением Верховного от 20.08.2015 № 309-КГ15-9617). Налогоплательщик вместе с возражениями к акту представил документы, которые инспекторы не могли изучить в ходе выездной проверки. Эти документы имели отношение только к тем нарушениям, которые были отражены в акте проверки (выявлены в ходе ревизии). Суд признал доначисление правомерным, поскольку в противном случае налогоплательщик был бы освобожден от уплаты налога в отношении сокрытого объекта налогообложения.

Минфин напомнил, как долго могут длиться дополнительные мероприятия налогового контроля

Дополнительные мероприятия налогового контроля (истребование документов, допрос свидетелей, проведение экспертизы) в совокупности не могут длиться дольше одного месяца. Такой вывод следует из письма Минфина России от 15.07.16 № 03-02-07/1/41426.

Видео (кликните для воспроизведения).

Как известно, сотрудники ИФНС могут провести дополнительные мероприятия налогового контроля. В частности, истребовать документы у контрагентов, назначить экспертизы или допросить свидетелей. Указанные мероприятия проводятся в случае, если инспекторам нужно получить дополнительные доказательства, подтверждающие факты нарушения налогового законодательства или отсутствие таких фактов. Чиновники отмечают, что Налоговым кодексом не предусмотрено ограничение количества допмероприятий налогового контроля. Поэтому в рамках одной проверки контролеры вправе истребовать документы в соответствии со статьями 93 и 93.1 НК РФ, допрашивать свидетелей, проводить экспертизы. Вместе с этим, в Минфине напоминают, что срок проведения всех этих дополнительных контрольных мероприятий не может превышать в целом один месяц, а для консолидированной группы налогоплательщиков — два месяца (п. 6 ст. 101 НК РФ).

Источники


  1. Марченко, М. Н. Теория государства и права в вопросах и ответах / М.Н. Марченко. — М.: ТК Велби, Проспект, 2007. — 240 c.

  2. Ведихин, А. Forex от первого лица. Валютные рынки для начинающих и профессионалов / А. Ведихин. — М.: Омега-Л, 2005. — 428 c.

  3. Смоленский, М. Б. Теория государства и права для студентов вузов / М.Б. Смоленский. — М.: Феникс, 2014. — 256 c.
  4. Попов, В. Л. Курс лекций по судебной медицине / В.Л. Попов, Р.В. Бабаханян, Г.И. Заславский. — М.: ДЕАН, 2016. — 400 c.
  5. Хазиев, Ш. Н. Вопросы судебной экспертизы в деятельности Европейского Суда по правам человека / Ш.Н. Хазиев. — М.: Компания Спутник +, 2017. — 935 c.
Дополнительные мероприятия налогового контроля при выездной проверке
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here