Содержание
- 1 Бухгалтерский баланс для малых предприятий (особенности)
- 2 53.Бухгалтерская отчетность субъектов малого предпринимательства.
- 3 5. Бухгалтерская отчетность малого предприятия
- 4 Упрощенная бухгалтерская отчетность для малых предприятий 2018
- 5 Бухгалтерская отчетность малого предприятия
- 6 Бухгалтерская отчетность малых предприятий
Бухгалтерский баланс для малых предприятий (особенности)
Критерии малых предприятий на 2018-2019 годы
Составлять баланс обязана каждая компания. А вот право выбора формы — традиционной или упрощенной — для этого отчета существует не у всех. В частности, такую возможность имеют малые предприятия (подп. 1 п. 4 ст. 6 закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ).
Критерии малых предприятий указаны в законе «О развитии малого и среднего предпринимательства…» от 24.07.2007 № 209-ФЗ. На 2018-2019 годы критерии малого предприятия установлены следующими:
Критерии признания субъектом малого предпринимательства
Суммарная доля участия в уставном капитале организации РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, общественных, религиозных организаций, фондов
Суммарная доля участия в уставном капитале иностранных организаций
Суммарная доля участия в уставном капитале других организаций, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства
Среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год
Доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, который определяется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах
Когда можно заменить традиционный баланс упрощенным
Покажем на цифрах, как проверить, относится ли компания к малым.
Законодательно установленное ограничение
Проверка на соответствие критериям СМП
Доля в УК других компаний, %
Из таблицы видно, что каждая из рассмотренных организаций вправе составлять упрощенный бухгалтерский баланс малого предприятия.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Упрощенный баланс не могут формировать организации, подлежащие обязательному аудиту, и ряд других компаний, перечисленных в п. 5 ст. 6 закона № 402-ФЗ.
Особенности упрощенного бухгалтерского баланса для малых предприятий
Упрощенный бухгалтерский баланс малого предприятия нужно составлять с учетом следующего:
- Форму упрощенного баланса можно найти в приказе от 02.07.2010 № 66н (приложение № 5). Упрощенный баланс можно составлять по группам статей без детализации (п. 6 приказа № 66н).
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! С 1 июня 2019 года в форму упрощенного бухгалтерского баланса внесены изменения. При составлении отчетности за 2019 год нужно брать редакцию от 19.04.2019. Ключевые отличия: отчет можно составлять только в тыс. руб. Миллионы в качестве единицы измерения больше использовать нельзя. ОКВЭД заменен на ОКВЭД 2. О других изменениях см. здесь.
- Для заполнения баланса информацию берут из данных учета, который малым предприятиям можно вести в упрощенном порядке.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Как вести упрощенный учет, можно посмотреть в памятке Минфина (информация от 03.06.2015 № ПЗ-3/2015).
- В балансе будут отсутствовать строки, отражающие отложенные налоговые активы и обязательства, если компания решит не применять ПБУ 18/02 (п. 14 информации Минфина № ПЗ-3/2015).
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Малые предприятия вправе не применять ПБУ 18/02 в соответствии с п. 2 этого положения.
- При формировании информации в упрощенном балансе важно помнить, что МП могут не создавать ряд обязательных для остальных компаний резервов (п. 11 информации Минфина № ПЗ-3/2015).
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Обязателен только резерв по сомнительным долгам (п. 70 ПБУ по ведению бухучета и отчетности, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н).
Малым компаниям предоставлены и другие послабления, которые способны отразиться на показателях упрощенного баланса. Например, можно не применять ретроспективный пересчет показателей баланса, если выявлены ошибки предыдущих периодов. Прибыль (убыток) от исправления такой ошибки включается в прочие доходы (расходы) текущего периода (п. 22 информации Минфина № ПЗ-3/2015). Возможно также применять кассовый метод начисления (п. 12 ПБУ 9/99, п. 18 ПБУ 10/99, п. 5 информации Минфина № ПЗ-3/2015).
О том, каков состав упрощенной бухотчетности, читайте в этом материале.
Составлять упрощенный бухгалтерский баланс — право любого малого предприятия. Однако можно оформлять этот отчет и в традиционной форме. Главное, чтобы бланк бухгалтерского баланса малого предприятия был действующим (а за 2019 год он поменялся), а информация в нем полной, достоверной и полезной для пользователей.
53.Бухгалтерская отчетность субъектов малого предпринимательства.
В соответствии с Федеральным законом от 14.06.95г. №88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, которые удовлетворяют следующим требованиям:
— в уставном капитале доля участия РФ и субъектов РФ, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не превышает 25 процентов;
— доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся, субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 процентов;
— средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней: 1) в промышленности, строительстве и на транспорте — 100 человек; 2) в сельском хозяйстве и научно-технической сфере — 60 человек; 3) в оптовой торговле — 50 человек; 4) в розничной торговле и бытовом обслуживании населения — 30 человек; 5) в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности — 50 человек.
Без дополнительных критериев к субъектам малого предпринимательства относятся физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица
В соответствии с законодательством РФ годовая бухгалтерская отчетность организации должна включать:
— Бухгалтерский баланс (форма N 1);
— Отчет о прибылях и убытках (форма N 2);
— Отчет об изменениях капитала (форма N 3);
— Отчет о движении денежных средств (форма N 4);
— Приложения к бухгалтерскому балансу (форма N 5);
Особые правила комплектации годовой бухгалтерской отчетности установлены для организаций, признаваемых субъектами малого предпринимательства (МП):
1) если МП не подлежит обязательному аудиту, оно имеет право представлять бухгалтерскую отчетность в объеме показателей по группам статей бухгалтерского баланса и статьям отчета о прибылях и убытках без дополнительных расшифровок в этих формах. Остальных форм такие предприятия могут не представлять вообще;
2) если же МП обязано проводить аудиторскую проверку, оно имеет право не представлять в составе бухгалтерской отчетности форм N N 3, 4 и 5 только при отсутствии соответствующих данных.
Организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, согласно п. 3 ст. 4 Федерального закона «О бухгалтерском учете» освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского учета. Значит, и составлять бухгалтерскую отчетность им не нужно. А вот налоговую и статистическую отчетность они представляют на общих основаниях — это предусмотрено в ст. 346.11 Налогового кодекса РФ.
Правда, в случае если организация-«упрощенец» осуществляет также виды деятельности, подпадающие под действие системы налогообложения в виде ЕНВД, т.е. является плательщиком ЕНВД, по мнению Минфина России, она обязана вести бухгалтерский учет и составлять бухгалтерскую отчетность в общеустановленном порядке.
Особое внимание следует обратить на то, что Приказом Минфина России N 67н утверждены образцы форм бухгалтерской отчетности, на основании которых организации должны разрабатывать свои формы отчетности с учетом специфики и масштабов их деятельности. Упомянутый выше совместный Приказ Госкомстата России и Минфина России утвердил обязательные для всех организаций коды некоторых строк бухгалтерской отчетности, а для остальных строк отчетности, в том числе и для строк, вводимых дополнительно по решению руководства фирмы, коды могут быть установлены самостоятельно.
Таким образом, в настоящее время каждая организация обязана на основе образцов разработать и утвердить как часть своей учетной политики свои собственные формы отчетности, учитывающие особенности деятельности данной организации и позволяющие обеспечить соблюдение требований к бухгалтерской отчетности, изложенных в ПБУ 4/99: полноту, существенность, нейтральность и пр.
5. Бухгалтерская отчетность малого предприятия
35. Малое предприятие составляет и представляет бухгалтерскую отчетность в порядке, предусмотренном Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным Приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. N 34н и Положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/98).
36. В состав годовой бухгалтерской отчетности включается:
а) Бухгалтерский баланс — форма N 1;
б) Отчет о прибылях и убытках — форма N 2;
в) пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках:
— Отчет о движении капитала — форма N 3;
— Отчет о движении денежных средств — форма N 4;
— Приложение к бухгалтерскому балансу — форма N 5;
г) Отчет об использовании бюджетных ассигнований организацией — форма N 2-2 (утверждена письмом Минфина России от 27 июня 1995 г. N 61) и Справка об остатках средств, полученных из федерального бюджета (утверждена письмом Минфина России от 9 сентября 1996 г. N 79). Данные формы представляют малые предприятия, получающие бюджетные ассигнования.
В случае установления Минфином России других форм отчетной информации о характере использования бюджетных средств, они также должны включаться в состав бухгалтерской отчетности.
В приведенном объеме представляют годовую бухгалтерскую отчетность малые предприятия, обязанные проводить независимую аудиторскую проверку достоверности бухгалтерской отчетности в соответствии с законодательством Российской Федерации, в частности, Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 1994 г. N 1335 «Об основных критериях (системе показателей) деятельности экономических субъектов, по которым их бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке».
37. В соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным Приказом Минфина России от 19 июля 1998 г. N 34н, годовая бухгалтерская отчетность может представляться малым предприятием в сокращенном варианте.
38. Годовая бухгалтерская отчетность представляется в адреса и сроки в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете».
День представления малым предприятием бухгалтерской отчетности определяется по дате ее почтового отправления или дате фактической передачи по принадлежности.
39. В формах бухгалтерской отчетности приводятся данные по предусмотренным в них показателям.
В случае незаполнения той или иной статьи (строки, графы) типовой формы бухгалтерской отчетности ввиду отсутствия у организации соответствующих активов, пассивов, операций эта статья (строка, графа) прочеркивается.
Если при составлении малым предприятием типовых форм бухгалтерской отчетности выявляется недостаточность данных для формирования полного представления о финансовом положении данного предприятия, а также финансовых результатах его деятельности, то в бухгалтерскую отчетность включаются соответствующие дополнительные показатели.
При этом малое предприятие имеет право представлять формы бухгалтерской отчетности на бланках, изготовленных самостоятельно. В этом случае малое предприятие должно соблюдать требования, предусмотренные Положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/98). В представляемых формах бухгалтерской отчетности могут не приводиться статьи ввиду отсутствия у малого предприятия соответствующих активов, пассивов, хозяйственных операций, для раскрытия информации могут включаться дополнительные показатели. При этом должны быть сохранены коды строк по показателям, предусмотренным в типовых формах и сохраняемым малым предприятием при заполнении, а также итоговые показатели и коды строк разделов и групп статей бухгалтерского баланса.
40. При составлении бухгалтерской отчетности следует руководствоваться Инструкцией о порядке заполнения форм годовой бухгалтерской отчетности и другими указаниями, утверждаемыми Министерством финансов Российской Федерации.
Упрощенная бухгалтерская отчетность для малых предприятий 2018
Кто сдает упрощенную бухгалтерскую финансовую отчетность
Законом «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ для некоторых организаций предусмотрено право применения упрощенных способов ведения бухучета, а также составления упрощенной бухгалтерской отчетности. В п. 4 ст. 6 этого закона перечислены такие субъекты:
- организации, относящиеся к малым по объему предпринимательства;
- некоммерческие структуры, созданные в соответствии с законом «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ;
- участники проекта «Сколково», подчиняющиеся закону «Об инновационном центре «Сколково» от 28.09.2010 № 244-ФЗ.
Чтобы определить, относится ли организация к малым, нужно соотнести ее показатели с требованиями закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» от 24.07.2007 № 209-ФЗ.
О критериях, соблюдение которых обязательно, чтобы назвать организацию малым предприятием, читайте в статье «Малое предприятие — критерии отнесения».
Кроме того, желающим упростить свой бухучет следует проверить, не подпадают ли они под ограничения, установленные п. 5 ст. 6 закона № 402-ФЗ. Этот пункт запрещает применять упрощенные учет и отчетность, например, госорганизациям, субъектам, подпадающим под обязательный аудит, некоторым юридическим структурам.
Состав упрощенной бухгалтерской отчетности за 2018 год
Начнем с того, что в силу п. 1 ст. 14 закона № 402-ФЗ бухотчетность состоит:
Приложениями, в свою очередь, являются (пп. 2, 4 приказа Минфина РФ от 02.07.2010 № 66н):
- отчет об изменениях капитала;
- отчет о движении денежных средств;
- отчет о целевом использовании средств;
- пояснения к отчетности.
О составлении приложений к бухгалтерской отчетности читайте в материале «Заполнение формы 3,4 и 6 бухгалтерского баланса».
Отметим, что для некоммерческих организаций отчет о целевом использовании средств обозначается как форма обязательной годовой бухгалтерской отчетности наряду с балансом (п. 2 ст. 14 закона № 402-ФЗ). Заполнять этот отчет должны не только НКО, но и прочие компании, если они получали целевые средства.
Что касается тех, кто применяет упрощенные правила, в приказе № 66н есть особые послабления. В обязательных формах можно указывать укрупненные показатели, объединяемые по группам. Такими формами являются:
Для этих трех отчетов законодатели привели сокращенные формы в упомянутом приказе № 66н, найти их можно в приложении 5. У имеющих право на упрощение отчетности есть возможность выбрать, применять приведенные в приказе формы либо разработать их самостоятельно.
Согласно подп. «б» п. 6 приказа № 66н в приложениях к основным формам необходимо указывать только те данные, которые могут повлиять на мнение пользователей отчетности о результатах работы организации или ее финансовом состоянии. Соответственно, если такой важной информации нет, то заполнять приложения необязательно. Это подтверждает и п. 17 информации Минфина РФ № ПЗ-3/2015.
Особенности составления упрощенной отчетности
Для устранения некоторых вопросов, касающихся темы нашей статьи, Минфин РФ издал информационное сообщение № ПЗ-3/2015. В этом сообщении собраны основные послабления для применяющих упрощенную отчетность:
- Решение о раскрытии какой-либо информации должно опираться на существенность данных для пользователей (включая выделение отдельных статей из их групп в формах отчетности).
- Можно не расписывать информацию:
- о связанных сторонах;
- сегментах;
- по прекращаемой деятельности.
- События после отчетной даты показываются в бухотчетности, только если это имеет рациональный смысл.
- При внесении изменений в учетную политику можно отражать в отчетности существенные последствия этого факта перспективно.
- Значимые ошибки прошлых лет можно исправлять, затрагивая прочие доходы или расходы текущего периода, без корректировки нераспределенной прибыли/убытка.
Скачать бланки форм упрощенной отчетности можно по ссылке ниже
Скачать бланк
Заполнение упрощенных форм отчетности
Упрощенный баланс имеет укрупненные статьи, которые включают в себя несколько объектов учета. В таблице ниже покажем, что входит в каждую строку баланса.
Материальные внеоборотные активы
Основные средства, незавершенные капитальные вложения в них
Нематериальные, финансовые и другие внеоборотные активы
НМА, результаты исследований и разработок, вложения в НМА, исследования и разработки, долгосрочные финансовые вложения (выданные займы, векселя, облигации) и пр.
Материалы, товары, незавершенка, готовая продукция
Денежные средства и денежные эквиваленты
Денежные средства в различной валюте, переведенные в рубли, в банке и в кассе. Их эквиваленты в виде высоколиквидных вложений, которые можно быстро обменять на деньги без значительного риска потери, например вклады до востребования
Финансовые и другие оборотные активы
Дебиторка, авансы выданные, краткосрочные финансовые вложения, прочие несущественные оборотные активы
Капитал и резервы
Уставный капитал, добавочный капитал, резервный капитал, нераспределенная прибыль. НКО включают в эту строку целевые средства, фонд недвижимого и особо ценного движимого имущества и иные целевые фонды
Долгосрочные заемные средства
Кредиты и займы сроком более года и проценты по ним
Другие долгосрочные обязательства
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
Кредиторка и целевое финансирование сроком более года, резервы предстоящих расходов со сроком более года и пр.
Краткосрочные заемные средства
Кредиты и займы сроком менее года и проценты по ним
Кредиторка перед контрагентами, персоналом, бюджетом, учредителями, авансы полученные и пр.
Другие краткосрочные обязательства
Резервы предстоящих расходов, целевое финансирование, доходы будущих периодов со сроком менее года и пр.
В упрощенном отчете о финансовых результатах не выделяются виды расходов по основной деятельности и некоторые другие показатели, детализирующие его данные при оформлении по обычной форме. Ниже в таблице показаны составляющие этого отчета.
Выручка за вычетом НДС и акцизов
Расходы по обычной деятельности
Себестоимость, коммерческие, управленческие расходы
Проценты к уплате
Проценты по полученным кредитам и займам
Доходы, не относящиеся к обычной деятельности
Прочие расходы за вычетом процентов к уплате
Налоги на прибыль (доходы)
Текущий налог на прибыль
Чистая прибыль (убыток)
Результирующая строка = 1 – 2 – 3 + 4 – 5 – 6
Бланк и образец заполнения бухгалтерского баланса за 2018 год можно скачать в статье «Бухгалтерский баланс за 2018 год: образец заполнения».
В каком виде сдается упрощенная отчетность в ИФНС
Все экономические субъекты, составляющие бухгалтерскую отчетность, должны представить ее годовой вариант в налоговую в силу подп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ. Кодекс не обязывает сдавать отчет в электронном или бумажном виде, такой выбор может сделать организация самостоятельно.Об этом в очередной раз напомнил Минфин РФ в письме от 13.02.2018 № 03-02-07/1/8624.
Однако в настоящее время все большее распространение получают программы для отправки электронной отчетности в связи с требованиями налогового законодательства об использовании электронных форм сдачи налоговых отчетов для организаций с численностью более 100 человек, а также для всех субъектов, отчитывающихся по НДС. В связи с этим ФНС разработан специальный формат упрощенной бухотчетности КНД 0710096, последний (актуальный) вариант которого утвержден приказом от 16.07.2018 № ПА-4-6/[email protected] (см. письмо ФНС от 16.07.2018 № ПА-4-6/[email protected]).
О существующих способах отправки отчетности через интернет, читайте в статье «Порядок сдачи налоговой отчетности через Интернет».
Малые предприятия имеют право составлять бухотчетность как в обычном (полном), так и в упрощенном (сокращенном) виде. Упрощение выражается в уменьшении количества самих отчетов, а также в укрупнении данных по отражаемой в них информации. Однако следует иметь в виду, что показатели, которые являются существенными и могут повлиять на мнение пользователей отчетности, необходимо раскрыть либо отдельными строками в формах отчетности, либо в приложениях к ним.
О новых правилах, по которым нужно будет представлять отчетность за 2019 год, читайте в статье «Порядок сдачи бухгалтерской отчетности изменен».
Бухгалтерская отчетность малого предприятия
Кто обязан предоставлять отчетность?
Предоставлять должны все. Точнее — почти все. В законе четко прописано: вести бухгалтерский учет должны все субъекты экономической деятельности. Если раньше предприятия малого бизнеса, работающие по упрощенной системе налогообложения, от предоставления отчетности были освобождены, то сегодня такого права у них нет.
Кто имеет право не предоставлять бухгалтерскую отчетность:
- индивидуальные предприниматели,
- нотариусы, адвокаты и другие специалисты, осуществляющие частную практику.
- структурные подразделения зарубежных компаний. Тем не менее, вести бухгалтерский учет они все же обязаны в соответствии с законами Российской Федерации.
Для торговых и сервисных предприятий: правила ведения кассовых операций и штрафы за нарушения.
Подробная статья про трудовые книжки: открытие, оформление, хранение.
Состав бухгалтерской отчетности малого предприятия
- бухгалтерский баланс,
- финансовые результаты,
- пояснительная записка
- приложения. Это может быть информация об изменениях капитала и другие показатели. Приложения для субъектов малого бизнеса необходимы лишь в тех случаях, когда основные документы не отражают в полной мере финансовую картину предприятия.
Для малого бизнеса допустим упрощенный вариант: бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах. Они могут быть расписаны по основным статьям, нет необходимости делать детализацию.
Формы бух. отчетности
Закон прописывает требования к бухгалтерским регистрам, они стали значительно жестче. Их утверждение также остается внутренним вопросом организации, но теперь необходимо указывать полные реквизит фирмы и ее партнеров. Для хранения регистров в электронном виде обязательно наличие электронно-цифровой подписи.
Куда сдается бухгалтерская отчетность?
После того, как руководитель подписывает бумажный экземпляр финансовой отчетности, она считается составленной. Предоставлять данные необходимо отныне не только в налоговую инспекцию. Второй аналогичный пакет документов – также оригинал — сдается в местное отделение органов государственной статистики.
Еще один экземпляр, также заверенный подписью и датой, должен оставаться в организации. По закону, храниться подобные документы должны не менее 5 лет с момента их последнего использования.
Сроки сдачи бухгалтерской отчетности
Ответственность за несдачу бухгалтерской и статистической отчетности
Варианты сдачи
Предоставлять отчетность можно в нескольких вида:
- традиционном бумажном, в том числе и почтовым переводом;
- в электронном виде через сайт или оператора связи.
Кто занимается сдачей отчетности
- профильное высшее образование,
- стаж работы не менее трех лет за последние пять лет. В случае, если у ответственного за сдачу отчетности нет соответствующего образования, опыт по профессии должен быть более пяти лет за последние семь,
- отсутствие неснятой судимости в экономической сфере. Представители малого бизнеса могут самостоятельно вести учет и готовить необходимые документы.
Конечно, новый закон существенно упростил жизнь бухгалтеров. Да и самих проверяющих органов. Нет необходимости так часто представлять документы в налоговые органы. А если обнаружена ошибка, не нужно срочно ее устранять. По закону, на это давалось ранее 5 дней. Бесконечная переписка занимала много времени, кроме того, организация несла почтовые расходы. Также в новом законе прописаны и важнейшие составляющие финансовой деятельности любой организации. Это недопустимость оформления операций, которых в реальности не было, отражение в отчетности несуществующих расходов и объектов.
Когда резюме и собеседование не помогли, то прием на работу на испытательный срок — отличный способ проверить работника.
Как начислять налоги при УСН? Поможет данная инструкция.
Бухгалтерская отчетность малых предприятий
Вопрос: Должны ли составлять и представлять бухгалтерскую отчетность организации, применяющие упрощенную систему налогообложения (УСН)?
Ответ: Составлять и представлять в органы государственной статистики и в налоговые органы годовую бухгалтерскую отчетность обязаны организации независимо от применяемого ими режима налогообложения, в том числе организации, применяющие УСН (п. 1 ч. 1 ст. 2, ч. 2 ст. 13, ч. 1 ст. 18 Закона N 402-ФЗ, пп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ, Письма Минфина России от 04.02.2013 N 07-01-06/2253, от 23.10.2012 N 03-11-09/80, от 26.03.2012 N 03-11-06/2/46).
Организации — субъекты малого предпринимательства могут формировать бухгалтерскую отчетность по упрощенной системе. Составлять и представлять упрощенную бухгалтерскую отчетность вправе также организации, получившие статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом от 28.09.2010 N 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково» (п. п. 1, 3 ч. 4 ст. 6 Закона N 402-ФЗ, Письмо Минфина России от 27.12.2013 N 07-01-06/57795).
Вопрос: Какие организации относятся к субъектам малого предпринимательства?
Ответ: К субъектам малого предпринимательства относятся организации, соответствующие следующим условиям:
— средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать сто человек включительно (п. 2 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»);
— выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС за предшествующий календарный год не должна превышать 400 млн руб. (п. 3 ч. 1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ, абз. 3 п. 1 Постановления Правительства РФ от 09.02.2013 N 101) ;
— учредители (собственники) отвечают требованиям, предъявляемым п. 1 ч. 1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ .
С 25 июля 2015 г. предельное значение выручки от реализации товаров (работ, услуг) для субъектов малого предпринимательства составляет 800 млн руб. (Постановление Правительства РФ от 13.07.2015 N 702).
С 30 июня 2015 г. действуют изменения, внесенные Федеральным законом от 29.06.2015 N 156-ФЗ в п. 1 ч. 1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ, в котором установлены требования, предъявляемые к учредителям (собственникам) организации — субъекта малого предпринимательства.
Внимание!
Формировать бухгалтерскую отчетность за 2014 г. по упрощенной системе указанные выше организации вправе только в случае, если они не являются микрофинансовыми и их бухгалтерская (финансовая) отчетность не подлежит обязательному аудиту в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. п. 1, 4 ч. 5 ст. 6 Закона N 402-ФЗ).
В то же время малые предприятия вправе формировать представляемую бухгалтерскую отчетность в общеустановленном порядке (п. 6 Приказа N 66н). Соответствующее решение принимается организациями самостоятельно.
По составу отчетности.
Представление Бухгалтерского баланса и Отчета о финансовых результатах в составе годовой бухгалтерской отчетности является обязательным.
Решение вопроса о включении в бухгалтерскую отчетность субъекта малого предпринимательства Отчета об изменениях капитала и Отчета о движении денежных средств определяется необходимостью приведения в отчетности дополнительных сведений, без которых невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности. Такие разъяснения содержатся в Информации Минфина России N ПЗ-3/2012 «Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности для субъектов малого предпринимательства», Письме Минфина России от 03.04.2012 N 03-02-07/1-80.
По объему информации.
В Бухгалтерский баланс и Отчет о финансовых результатах субъекты малого предпринимательства могут включать показатели только по группам статей без детализации показателей по статьям (пп. «а» п. 6 Приказа N 66н).
Кроме того, малые предприятия и организации — участники проекта «Сколково» вправе применять формы Бухгалтерского баланса и Отчета о финансовых результатах субъектов малого предпринимательства, утвержденные Приказом N 66н (п. 6.1 Приказа N 66н, Письмо Минфина России от 27.12.2013 N 07-01-06/57795).
Формат представления бухгалтерской (финансовой) отчетности субъектов малого предпринимательства в электронной форме утвержден Приказом ФНС России от 03.09.2013 N ММВ-7-6/[email protected]
Если организация — субъект малого предпринимательства принимает решение о включении в состав своей годовой бухгалтерской отчетности Отчета об изменении капитала, Отчета о движении денежных средств или иных приложений, то она вправе привести в них только наиболее важную информацию, которая необходима для оценки финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности (пп. «б» п. 6 Приказа N 66н).
Кроме того, в приложении к Бухгалтерскому балансу и Отчету о финансовых результатах целесообразно раскрыть положения учетной политики, необходимые пользователю отчетности для понимания порядка формирования ее показателей (Информация Минфина России «Бухгалтерская отчетность субъектов малого предпринимательства»). В частности, необходимо указать, применяет ли организация упрощенные способы бухгалтерского учета, и если применяет, то какие именно.
Вопрос: Какие упрощенные способы ведения бухгалтерского учета могут применять субъекты малого предпринимательства?
Ответ: Перечень упрощенных способов ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую отчетность (далее — упрощенные способы), приведен в Информации Минфина России N ПЗ-3/2015 «Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности».
Организации — субъекты малого предпринимательства вправе применять упрощенные способы (п. 1 ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»). Исключение составляют организации, поименованные в ч. 5 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ.
Выбор применяемых упрощенных способов организации осуществляют самостоятельно. При этом принимаются во внимание конкретные условия хозяйствования, величина организации, другие соответствующие факторы. Выбранные упрощенные способы закрепляются организацией в учетной политике, которая должна обеспечивать рациональное ведение бухгалтерского учета (п. п. 4, 6, 7 ПБУ 1/2008, п. п. 1.2, 2 Информации Минфина России N ПЗ-3/2015).
Субъекты малого предпринимательства, в частности, вправе:
1) вести бухгалтерский учет без применения двойной записи, если они относятся к категории микропредприятий (п. 6.1 ПБУ 1/2008) .
К категории микропредприятий относятся малые предприятия, у которых за предшествующий календарный год средняя численность работников составила не более 15 человек и выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС — не более 60 млн руб. (пп. «б» п. 2, п. 3 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», абз. 2 п. 1 Постановления Правительства РФ от 09.02.2013 N 101, Письмо Минэкономразвития России от 06.12.2011 N Д05-3554). С 25 июля 2015 г. предельное значение выручки от реализации товаров (работ, услуг) для микропредприятий составляет 120 млн руб. (Постановление Правительства РФ от 13.07.2015 N 702);
2) использовать сокращенный рабочий план счетов (п. 3 Информации Минфина России N ПЗ-3/2015).
Отметим, что ведение бухгалтерского учета с использованием сокращенного рабочего плана счетов может вызвать затруднения при составлении бухгалтерской отчетности, формируемой по общеустановленным (не упрощенным) формам, приведенным в Приложениях N 1 и N 2 к Приказу Минфина России от 02.07.2010 N 66н. Для формирования показателей строк отчетности потребуется организовать аналитический учет по синтетическим счетам бухгалтерского учета, предусмотренным сокращенным рабочим планом счетов;
3) принять упрощенную систему регистров (упрощенную форму) бухгалтерского учета для систематизации и накопления информации (п. 4 Информации Минфина России N ПЗ-3/2015). При этом организация может выбрать один из следующих вариантов:
3.1) использовать регистры бухгалтерского учета имущества. В этом случае факты хозяйственной жизни регистрируются в упрощенных ведомостях. Каждая ведомость, как правило, применяется для учета операций по одному из используемых бухгалтерских счетов. Данная форма бухгалтерского учета рекомендована субъектам малого предпринимательства, осуществляющим производство продукции (работ, услуг) (абз. 3 п. 4.1 Информации Минфина России N ПЗ-3/2015, абз. 3 п. 21, разд. 4.2 Типовых рекомендаций по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства, утвержденных Приказом Минфина России от 21.12.1998 N 64н);
3.2) вести бухгалтерский учет без использования регистров бухгалтерского учета имущества (простая форма) — в Книге (журнале) учета фактов хозяйственной деятельности. Данная форма бухгалтерского учета рекомендована субъектам малого предпринимательства, совершающим незначительное количество хозяйственных операций (как правило, не более тридцати в месяц), не осуществляющим производство продукции (работ, услуг), связанное с большими затратами материальных ресурсов (абз. 2 п. 4.1 Информации Минфина России N ПЗ-3/2015, абз. 2 п. 21, разд. 4.1 Типовых рекомендаций);
4) не применять ПБУ 2/2008, ПБУ 8/2010, ПБУ 11/2008, ПБУ 16/02, ПБУ 18/02;
5) использовать кассовый метод учета доходов и расходов (не соблюдать допущение временной определенности фактов хозяйственной жизни), а именно:
— выручку признавать по мере поступления денежных средств от покупателей (заказчиков) при соблюдении условий, определенных в пп. «а», «б», «в» и «д» п. 12 ПБУ 9/99;
— расходы признавать после погашения задолженности, то есть только в части оплаченных материальных ценностей, работ, услуг, выплаченной оплаты труда и других оплаченных затрат (п. 12 ПБУ 9/99, п. 18 ПБУ 10/99, п. 20 Типовых рекомендаций);
6) учитывать в качестве прочих все расходы по займам, в том числе проценты за пользование заемными средствами, направленными на приобретение (создание) инвестиционного актива (п. 7 ПБУ 15/2008);
7) осуществлять последующую оценку всех финансовых вложений по первоначальной стоимости, то есть:
— не переоценивать по текущей рыночной стоимости финансовые вложения, по которым такая стоимость определяется (п. п. 19, 21 ПБУ 19/02);
— не отражать обесценение финансовых вложений, по которым не определяется текущая рыночная стоимость, если расчет величины такого обесценения затруднителен (п. 19 ПБУ 19/02).
Внимание!
Принять решение не отражать обесценение финансовых вложений, по которым не определяется текущая рыночная стоимость, если расчет величины такого обесценения затруднителен, малые предприятия вправе с 2015 г. (пп. 1 п. 6 Приложения к Приказу Минфина России от 06.04.2015 N 57н);
8) исправлять в бухгалтерском учете существенные ошибки прошлых лет, выявленные после утверждения бухгалтерской отчетности за прошедший отчетный год, в порядке, установленном для исправления несущественных ошибок прошлых лет:
— с отнесением прибыли или убытка, возникших в результате исправления ошибок, в прочие доходы или расходы текущего отчетного периода;
— без ретроспективного пересчета сравнительных показателей бухгалтерской отчетности (п. п. 9, 14 ПБУ 22/2010);
9) отражать в бухгалтерской отчетности последствия изменения учетной политики перспективно, то есть только в отношении фактов хозяйственной жизни, свершившихся после введения измененного способа учета, без корректировок показателей отчетности прошлых периодов (п. 15.1 ПБУ 1/2008);
10) составлять бухгалтерскую отчетность по упрощенной системе, а именно:
— формировать отчетность в сокращенном объеме (бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах). Приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах составляются в случае, если в них необходимо привести информацию, без которой невозможно оценить финансовое положение или финансовые результаты деятельности организации (пп. «б» п. 6 Приказа Минфина России от 02.07.2010 N 66н, п. 17 Информации Минфина России N ПЗ-3/2015);
— использовать упрощенные формы бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах (п. 6.1 Приказа Минфина России от 02.07.2010 N 66н, п. 18 Информации Минфина России N ПЗ-3/2015). Если организация не применяет указанные формы, то в бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах она может включить показатели только по группам статей (без детализации показателей по статьям) (пп. «а» п. 6 Приказа Минфина России от 02.07.2010 N 66н, п. 18.1 Информации Минфина N ПЗ-3/2015).
Также отметим, что руководитель организации — субъекта малого предпринимательства, которая вправе применять упрощенные способы, может возложить ведение бухгалтерского учета на себя (ч. 3 ст. 7, ч. 5 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ).
Подробнее об отражении информации об учетной политике в бухгалтерской отчетности субъектов малого предпринимательства см. в разд. 3.5.10.1.1 «Раскрытие информации об учетной политике».
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
О порядке заполнения форм бухгалтерской отчетности для организаций — субъектов малого предпринимательства см. разд. 3.6 «Формы бухгалтерской отчетности субъектов малого предпринимательства».
Источники
Чепурнова, Н. М. Судебная защита в механизме гарантирования прав и свобод. Конституционно-правовой аспект / Н.М. Чепурнова, Д.В. Белоусов. — М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2014. — 168 c.
Научно-практический комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации с постатейными материалами и судебной практикой / Под редакцией С.А. Боголюбова. — М.: Юрайт, 2018. — 800 c.
Миронов Иван Суд присяжных. Стратегия и тактика судебных войн; Книжный мир — М., 2015. — 672 c.- Фохт-Бабушкин, Ю.У. Искусство в жизни человека. Конкретно-социологические исследования искусства в России конца XIX — первых десятилетий XX века. История и методология / Ю.У. Фохт-Бабушкин. — М.: Алетейя, 2016. — 788 c.
- Бадинтер, Робер Смертная казнь. Отмена смертной казни; М.: Nota Bene, 2012. — 416 c.
Здравствуйте, я работаю юристом консультантом в компании автоперевозок уже 14 лет. Моя работа — это и мое хобби. Постоянно изучаю различные направления юриспруденции, собрал большое количество статей по данной теме, чем и хочу поделиться с вами.