Бухгалтерская отчетность малого предприятия

Важный материал на тему: "Бухгалтерская отчетность малого предприятия" с профессиональной точки зрения. Если возникнут вопросы, вы всегда их можете задать дежурному юристу.

Бухгалтерский баланс для малых предприятий (особенности)

Критерии малых предприятий на 2018-2019 годы

Составлять баланс обязана каждая компания. А вот право выбора формы — традиционной или упрощенной — для этого отчета существует не у всех. В частности, такую возможность имеют малые предприятия (подп. 1 п. 4 ст. 6 закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ).

Критерии малых предприятий указаны в законе «О развитии малого и среднего предпринимательства…» от 24.07.2007 № 209-ФЗ. На 2018-2019 годы критерии малого предприятия установлены следующими:

Критерии признания субъектом малого предпринимательства

Суммарная доля участия в уставном капитале организации РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, общественных, религиозных организаций, фондов

Суммарная доля участия в уставном капитале иностранных организаций

Суммарная доля участия в уставном капитале других организаций, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства

Среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год

Доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, который определяется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах

Когда можно заменить традиционный баланс упрощенным

Покажем на цифрах, как проверить, относится ли компания к малым.

Законодательно установленное ограничение

Проверка на соответствие критериям СМП

Доля в УК других компаний, %

Из таблицы видно, что каждая из рассмотренных организаций вправе составлять упрощенный бухгалтерский баланс малого предприятия.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Упрощенный баланс не могут формировать организации, подлежащие обязательному аудиту, и ряд других компаний, перечисленных в п. 5 ст. 6 закона № 402-ФЗ.

Особенности упрощенного бухгалтерского баланса для малых предприятий

Упрощенный бухгалтерский баланс малого предприятия нужно составлять с учетом следующего:

  • Форму упрощенного баланса можно найти в приказе от 02.07.2010 № 66н (приложение № 5). Упрощенный баланс можно составлять по группам статей без детализации (п. 6 приказа № 66н).

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! С 1 июня 2019 года в форму упрощенного бухгалтерского баланса внесены изменения. При составлении отчетности за 2019 год нужно брать редакцию от 19.04.2019. Ключевые отличия: отчет можно составлять только в тыс. руб. Миллионы в качестве единицы измерения больше использовать нельзя. ОКВЭД заменен на ОКВЭД 2. О других изменениях см. здесь.

  • Для заполнения баланса информацию берут из данных учета, который малым предприятиям можно вести в упрощенном порядке.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Как вести упрощенный учет, можно посмотреть в памятке Минфина (информация от 03.06.2015 № ПЗ-3/2015).

  • В балансе будут отсутствовать строки, отражающие отложенные налоговые активы и обязательства, если компания решит не применять ПБУ 18/02 (п. 14 информации Минфина № ПЗ-3/2015).

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Малые предприятия вправе не применять ПБУ 18/02 в соответствии с п. 2 этого положения.

  • При формировании информации в упрощенном балансе важно помнить, что МП могут не создавать ряд обязательных для остальных компаний резервов (п. 11 информации Минфина № ПЗ-3/2015).

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Обязателен только резерв по сомнительным долгам (п. 70 ПБУ по ведению бухучета и отчетности, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н).

Малым компаниям предоставлены и другие послабления, которые способны отразиться на показателях упрощенного баланса. Например, можно не применять ретроспективный пересчет показателей баланса, если выявлены ошибки предыдущих периодов. Прибыль (убыток) от исправления такой ошибки включается в прочие доходы (расходы) текущего периода (п. 22 информации Минфина № ПЗ-3/2015). Возможно также применять кассовый метод начисления (п. 12 ПБУ 9/99, п. 18 ПБУ 10/99, п. 5 информации Минфина № ПЗ-3/2015).

О том, каков состав упрощенной бухотчетности, читайте в этом материале.

Составлять упрощенный бухгалтерский баланс — право любого малого предприятия. Однако можно оформлять этот отчет и в традиционной форме. Главное, чтобы бланк бухгалтерского баланса малого предприятия был действующим (а за 2019 год он поменялся), а информация в нем полной, достоверной и полезной для пользователей.

53.Бухгалтерская отчетность субъектов малого предпринимательства.

В соответствии с Федеральным законом от 14.06.95г. №88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, которые удовлетворяют следующим требованиям:

[3]

— в уставном капитале доля участия РФ и субъектов РФ, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фон­дов не превышает 25 процентов;

— доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся, субъектами малого предпринимательства, не пре­вышает 25 процентов;

— средняя численность работников за отчетный период не превыша­ет следующих предельных уровней: 1) в промышленности, строительстве и на транспорте — 100 человек; 2) в сельском хозяйстве и научно-технической сфере — 60 человек; 3) в оптовой торговле — 50 человек; 4) в розничной торговле и бытовом обслуживании населения — 30 человек; 5) в остальных отраслях и при осуществлении других видов дея­тельности — 50 человек.

Без дополнительных критериев к субъектам малого предпринима­тельства относятся физические лица, занимающиеся предприниматель­ской деятельностью без образования юридического лица

В соответствии с законодательством РФ годовая бухгалтерская отчетность организации должна включать:

— Бухгалтерский баланс (форма N 1);

— Отчет о прибылях и убытках (форма N 2);

— Отчет об изменениях капитала (форма N 3);

— Отчет о движении денежных средств (форма N 4);

— Приложения к бухгалтерскому балансу (форма N 5);

Особые правила комплектации годовой бухгалтерской отчетности установлены для организаций, признаваемых субъектами малого предпринимательства (МП):

1) если МП не подлежит обязательному аудиту, оно имеет право представлять бухгалтерскую отчетность в объеме показателей по группам статей бухгалтерского баланса и статьям отчета о прибылях и убытках без дополнительных расшифровок в этих формах. Остальных форм такие предприятия могут не представлять вообще;

2) если же МП обязано проводить аудиторскую проверку, оно имеет право не представлять в составе бухгалтерской отчетности форм N N 3, 4 и 5 только при отсутствии соответствующих данных.

Организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, согласно п. 3 ст. 4 Федерального закона «О бухгалтерском учете» освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского учета. Значит, и составлять бухгалтерскую отчетность им не нужно. А вот налоговую и статистическую отчетность они представляют на общих основаниях — это предусмотрено в ст. 346.11 Налогового кодекса РФ.

Читайте так же:  Входят ли внешние совместители в среднесписочную численность

Правда, в случае если организация-«упрощенец» осуществляет также виды деятельности, подпадающие под действие системы налогообложения в виде ЕНВД, т.е. является плательщиком ЕНВД, по мнению Минфина России, она обязана вести бухгалтерский учет и составлять бухгалтерскую отчетность в общеустановленном порядке.

Особое внимание следует обратить на то, что Приказом Минфина России N 67н утверждены образцы форм бухгалтерской отчетности, на основании которых организации должны разрабатывать свои формы отчетности с учетом специфики и масштабов их деятельности. Упомянутый выше совместный Приказ Госкомстата России и Минфина России утвердил обязательные для всех организаций коды некоторых строк бухгалтерской отчетности, а для остальных строк отчетности, в том числе и для строк, вводимых дополнительно по решению руководства фирмы, коды могут быть установлены самостоятельно.

Таким образом, в настоящее время каждая организация обязана на основе образцов разработать и утвердить как часть своей учетной политики свои собственные формы отчетности, учитывающие особенности деятельности данной организации и позволяющие обеспечить соблюдение требований к бухгалтерской отчетности, изложенных в ПБУ 4/99: полноту, существенность, нейтральность и пр.

5. Бухгалтерская отчетность малого предприятия

35. Малое предприятие составляет и представляет бухгалтерскую отчетность в порядке, предусмотренном Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным Приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. N 34н и Положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/98).

36. В состав годовой бухгалтерской отчетности включается:

а) Бухгалтерский баланс — форма N 1;

б) Отчет о прибылях и убытках — форма N 2;

в) пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках:

— Отчет о движении капитала — форма N 3;

— Отчет о движении денежных средств — форма N 4;

— Приложение к бухгалтерскому балансу — форма N 5;

г) Отчет об использовании бюджетных ассигнований организацией — форма N 2-2 (утверждена письмом Минфина России от 27 июня 1995 г. N 61) и Справка об остатках средств, полученных из федерального бюджета (утверждена письмом Минфина России от 9 сентября 1996 г. N 79). Данные формы представляют малые предприятия, получающие бюджетные ассигнования.

В случае установления Минфином России других форм отчетной информации о характере использования бюджетных средств, они также должны включаться в состав бухгалтерской отчетности.

В приведенном объеме представляют годовую бухгалтерскую отчетность малые предприятия, обязанные проводить независимую аудиторскую проверку достоверности бухгалтерской отчетности в соответствии с законодательством Российской Федерации, в частности, Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 1994 г. N 1335 «Об основных критериях (системе показателей) деятельности экономических субъектов, по которым их бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке».

37. В соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным Приказом Минфина России от 19 июля 1998 г. N 34н, годовая бухгалтерская отчетность может представляться малым предприятием в сокращенном варианте.

38. Годовая бухгалтерская отчетность представляется в адреса и сроки в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете».

День представления малым предприятием бухгалтерской отчетности определяется по дате ее почтового отправления или дате фактической передачи по принадлежности.

39. В формах бухгалтерской отчетности приводятся данные по предусмотренным в них показателям.

В случае незаполнения той или иной статьи (строки, графы) типовой формы бухгалтерской отчетности ввиду отсутствия у организации соответствующих активов, пассивов, операций эта статья (строка, графа) прочеркивается.

Если при составлении малым предприятием типовых форм бухгалтерской отчетности выявляется недостаточность данных для формирования полного представления о финансовом положении данного предприятия, а также финансовых результатах его деятельности, то в бухгалтерскую отчетность включаются соответствующие дополнительные показатели.

При этом малое предприятие имеет право представлять формы бухгалтерской отчетности на бланках, изготовленных самостоятельно. В этом случае малое предприятие должно соблюдать требования, предусмотренные Положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/98). В представляемых формах бухгалтерской отчетности могут не приводиться статьи ввиду отсутствия у малого предприятия соответствующих активов, пассивов, хозяйственных операций, для раскрытия информации могут включаться дополнительные показатели. При этом должны быть сохранены коды строк по показателям, предусмотренным в типовых формах и сохраняемым малым предприятием при заполнении, а также итоговые показатели и коды строк разделов и групп статей бухгалтерского баланса.

40. При составлении бухгалтерской отчетности следует руководствоваться Инструкцией о порядке заполнения форм годовой бухгалтерской отчетности и другими указаниями, утверждаемыми Министерством финансов Российской Федерации.

Упрощенная бухгалтерская отчетность для малых предприятий 2018

Кто сдает упрощенную бухгалтерскую финансовую отчетность

Законом «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ для некоторых организаций предусмотрено право применения упрощенных способов ведения бухучета, а также составления упрощенной бухгалтерской отчетности. В п. 4 ст. 6 этого закона перечислены такие субъекты:

  • организации, относящиеся к малым по объему предпринимательства;
  • некоммерческие структуры, созданные в соответствии с законом «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ;
  • участники проекта «Сколково», подчиняющиеся закону «Об инновационном центре «Сколково» от 28.09.2010 № 244-ФЗ.

[1]

Чтобы определить, относится ли организация к малым, нужно соотнести ее показатели с требованиями закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» от 24.07.2007 № 209-ФЗ.

О критериях, соблюдение которых обязательно, чтобы назвать организацию малым предприятием, читайте в статье «Малое предприятие — критерии отнесения».

Кроме того, желающим упростить свой бухучет следует проверить, не подпадают ли они под ограничения, установленные п. 5 ст. 6 закона № 402-ФЗ. Этот пункт запрещает применять упрощенные учет и отчетность, например, госорганизациям, субъектам, подпадающим под обязательный аудит, некоторым юридическим структурам.

Состав упрощенной бухгалтерской отчетности за 2018 год

Начнем с того, что в силу п. 1 ст. 14 закона № 402-ФЗ бухотчетность состоит:

Читайте так же:  Учет поступления основных средств

Приложениями, в свою очередь, являются (пп. 2, 4 приказа Минфина РФ от 02.07.2010 № 66н):

  • отчет об изменениях капитала;
  • отчет о движении денежных средств;
  • отчет о целевом использовании средств;
  • пояснения к отчетности.

О составлении приложений к бухгалтерской отчетности читайте в материале «Заполнение формы 3,4 и 6 бухгалтерского баланса».

Отметим, что для некоммерческих организаций отчет о целевом использовании средств обозначается как форма обязательной годовой бухгалтерской отчетности наряду с балансом (п. 2 ст. 14 закона № 402-ФЗ). Заполнять этот отчет должны не только НКО, но и прочие компании, если они получали целевые средства.

Что касается тех, кто применяет упрощенные правила, в приказе № 66н есть особые послабления. В обязательных формах можно указывать укрупненные показатели, объединяемые по группам. Такими формами являются:

Для этих трех отчетов законодатели привели сокращенные формы в упомянутом приказе № 66н, найти их можно в приложении 5. У имеющих право на упрощение отчетности есть возможность выбрать, применять приведенные в приказе формы либо разработать их самостоятельно.

Согласно подп. «б» п. 6 приказа № 66н в приложениях к основным формам необходимо указывать только те данные, которые могут повлиять на мнение пользователей отчетности о результатах работы организации или ее финансовом состоянии. Соответственно, если такой важной информации нет, то заполнять приложения необязательно. Это подтверждает и п. 17 информации Минфина РФ № ПЗ-3/2015.

Особенности составления упрощенной отчетности

Для устранения некоторых вопросов, касающихся темы нашей статьи, Минфин РФ издал информационное сообщение № ПЗ-3/2015. В этом сообщении собраны основные послабления для применяющих упрощенную отчетность:

  1. Решение о раскрытии какой-либо информации должно опираться на существенность данных для пользователей (включая выделение отдельных статей из их групп в формах отчетности).
  2. Можно не расписывать информацию:
  • о связанных сторонах;
  • сегментах;
  • по прекращаемой деятельности.
  1. События после отчетной даты показываются в бухотчетности, только если это имеет рациональный смысл.
  2. При внесении изменений в учетную политику можно отражать в отчетности существенные последствия этого факта перспективно.
  3. Значимые ошибки прошлых лет можно исправлять, затрагивая прочие доходы или расходы текущего периода, без корректировки нераспределенной прибыли/убытка.

Скачать бланки форм упрощенной отчетности можно по ссылке ниже

Скачать бланк

Заполнение упрощенных форм отчетности

Упрощенный баланс имеет укрупненные статьи, которые включают в себя несколько объектов учета. В таблице ниже покажем, что входит в каждую строку баланса.

Материальные внеоборотные активы

Основные средства, незавершенные капитальные вложения в них

Нематериальные, финансовые и другие внеоборотные активы

НМА, результаты исследований и разработок, вложения в НМА, исследования и разработки, долгосрочные финансовые вложения (выданные займы, векселя, облигации) и пр.

Материалы, товары, незавершенка, готовая продукция

Денежные средства и денежные эквиваленты

Денежные средства в различной валюте, переведенные в рубли, в банке и в кассе. Их эквиваленты в виде высоколиквидных вложений, которые можно быстро обменять на деньги без значительного риска потери, например вклады до востребования

Финансовые и другие оборотные активы

Дебиторка, авансы выданные, краткосрочные финансовые вложения, прочие несущественные оборотные активы

Капитал и резервы

Уставный капитал, добавочный капитал, резервный капитал, нераспределенная прибыль. НКО включают в эту строку целевые средства, фонд недвижимого и особо ценного движимого имущества и иные целевые фонды

Долгосрочные заемные средства

Кредиты и займы сроком более года и проценты по ним

Другие долгосрочные обязательства

Видео (кликните для воспроизведения).

Кредиторка и целевое финансирование сроком более года, резервы предстоящих расходов со сроком более года и пр.

Краткосрочные заемные средства

Кредиты и займы сроком менее года и проценты по ним

Кредиторка перед контрагентами, персоналом, бюджетом, учредителями, авансы полученные и пр.

Другие краткосрочные обязательства

Резервы предстоящих расходов, целевое финансирование, доходы будущих периодов со сроком менее года и пр.

В упрощенном отчете о финансовых результатах не выделяются виды расходов по основной деятельности и некоторые другие показатели, детализирующие его данные при оформлении по обычной форме. Ниже в таблице показаны составляющие этого отчета.

Выручка за вычетом НДС и акцизов

Расходы по обычной деятельности

Себестоимость, коммерческие, управленческие расходы

Проценты к уплате

Проценты по полученным кредитам и займам

Доходы, не относящиеся к обычной деятельности

Прочие расходы за вычетом процентов к уплате

Налоги на прибыль (доходы)

Текущий налог на прибыль

Чистая прибыль (убыток)

Результирующая строка = 1 – 2 – 3 + 4 – 5 – 6

[2]

Бланк и образец заполнения бухгалтерского баланса за 2018 год можно скачать в статье «Бухгалтерский баланс за 2018 год: образец заполнения».

В каком виде сдается упрощенная отчетность в ИФНС

Все экономические субъекты, составляющие бухгалтерскую отчетность, должны представить ее годовой вариант в налоговую в силу подп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ. Кодекс не обязывает сдавать отчет в электронном или бумажном виде, такой выбор может сделать организация самостоятельно.Об этом в очередной раз напомнил Минфин РФ в письме от 13.02.2018 № 03-02-07/1/8624.

Однако в настоящее время все большее распространение получают программы для отправки электронной отчетности в связи с требованиями налогового законодательства об использовании электронных форм сдачи налоговых отчетов для организаций с численностью более 100 человек, а также для всех субъектов, отчитывающихся по НДС. В связи с этим ФНС разработан специальный формат упрощенной бухотчетности КНД 0710096, последний (актуальный) вариант которого утвержден приказом от 16.07.2018 № ПА-4-6/[email protected] (см. письмо ФНС от 16.07.2018 № ПА-4-6/[email protected]).

О существующих способах отправки отчетности через интернет, читайте в статье «Порядок сдачи налоговой отчетности через Интернет».

Малые предприятия имеют право составлять бухотчетность как в обычном (полном), так и в упрощенном (сокращенном) виде. Упрощение выражается в уменьшении количества самих отчетов, а также в укрупнении данных по отражаемой в них информации. Однако следует иметь в виду, что показатели, которые являются существенными и могут повлиять на мнение пользователей отчетности, необходимо раскрыть либо отдельными строками в формах отчетности, либо в приложениях к ним.

Читайте так же:  Возврат поставщику проводки

О новых правилах, по которым нужно будет представлять отчетность за 2019 год, читайте в статье «Порядок сдачи бухгалтерской отчетности изменен».

Бухгалтерская отчетность малого предприятия

Бухгалтерская отчетность – значимая составляющая деятельности предприятия, она дает полную картину финансовой и хозяйственной деятельности, является своеобразным подведением итогов определенного периода- месяца, квартала или года. В 2013 году в России начал действовать новый закон №402-ФЗ «О бухгалтерском учете». Сегодня именно он является основным документом, на который ориентируются в своей работе представители как крупного, так и малого бизнеса. В документе прописаны и новые правила предоставления бухгалтерской отчетности.

Кто обязан предоставлять отчетность?

Предоставлять должны все. Точнее — почти все. В законе четко прописано: вести бухгалтерский учет должны все субъекты экономической деятельности. Если раньше предприятия малого бизнеса, работающие по упрощенной системе налогообложения, от предоставления отчетности были освобождены, то сегодня такого права у них нет.
Кто имеет право не предоставлять бухгалтерскую отчетность:

  • индивидуальные предприниматели,
  • нотариусы, адвокаты и другие специалисты, осуществляющие частную практику.
  • структурные подразделения зарубежных компаний. Тем не менее, вести бухгалтерский учет они все же обязаны в соответствии с законами Российской Федерации.

Для торговых и сервисных предприятий: правила ведения кассовых операций и штрафы за нарушения.

Подробная статья про трудовые книжки: открытие, оформление, хранение.

Состав бухгалтерской отчетности малого предприятия

Этот пункт также четко отражается в законе. В п.1 ст.14 обозначен перечень документов, входящих в состав отчетности для малых предприятий:
  • бухгалтерский баланс,
  • финансовые результаты,
  • пояснительная записка
  • приложения. Это может быть информация об изменениях капитала и другие показатели. Приложения для субъектов малого бизнеса необходимы лишь в тех случаях, когда основные документы не отражают в полной мере финансовую картину предприятия.

Для малого бизнеса допустим упрощенный вариант: бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах. Они могут быть расписаны по основным статьям, нет необходимости делать детализацию.

Формы бух. отчетности

Теперь у каждой организации есть полное право самой составлять формы первичных документов. После утверждения руководителем они становятся официальными документами. Нововведение не коснулось лишь государственных учреждений. Обязательными остаются формы, которые используются в соответствии с законодательством.

Закон прописывает требования к бухгалтерским регистрам, они стали значительно жестче. Их утверждение также остается внутренним вопросом организации, но теперь необходимо указывать полные реквизит фирмы и ее партнеров. Для хранения регистров в электронном виде обязательно наличие электронно-цифровой подписи.

Куда сдается бухгалтерская отчетность?

После того, как руководитель подписывает бумажный экземпляр финансовой отчетности, она считается составленной. Предоставлять данные необходимо отныне не только в налоговую инспекцию. Второй аналогичный пакет документов – также оригинал — сдается в местное отделение органов государственной статистики.

Еще один экземпляр, также заверенный подписью и датой, должен оставаться в организации. По закону, храниться подобные документы должны не менее 5 лет с момента их последнего использования.

Сроки сдачи бухгалтерской отчетности

Сроки сдачи отчетности всегда вызывали беспокойство у бухгалтеров, важно было успеть своевременно предоставить то ежемесячный, то квартальный и, конечно, годовой. Новый закон заметно облегчил работу экономической службы. Обязательным остался лишь годовой отчет. Он включает в себя показатели с 1 января до 31 декабря и предоставлять его необходимо не позднее, чем через 3 месяца после начала нового календарного года. В 2014 году предприниматели, пользующиеся упрощенной системой налогообложения, впервые отчитались о результатах финансового года. Это необходимо было сделать до 31 марта. Конечно, предприятия крупного и среднего бизнеса не отказались от подведения итогов за месяц или квартал. Но сейчас это информация скорее для внутреннего пользования, она может быть предоставлена по требованию учредителей, инвесторов или при оформлении кредита в банке.

Ответственность за несдачу бухгалтерской и статистической отчетности

За каждый непредоставленный или предоставленный с опозданием в налоговую инспекцию документ, предприятие должно будет заплатить штраф — 200 рублей. Комплект у организаций может существенно отличаться, соответственно, и сумма штрафа тоже. А главный бухгалтер или иное должностное лицо, ответственное за предоставление отчетности, может быть оштрафовано на сумму от 300 до 500 рублей.

Варианты сдачи

Предоставлять отчетность можно в нескольких вида:

  • традиционном бумажном, в том числе и почтовым переводом;
  • в электронном виде через сайт или оператора связи.

Кто занимается сдачей отчетности

Ответственность за ведение бухучета и составление отчетности законодательно закрепляется за главным бухгалтером. Если в организации такового нет, необходимо заключить договор со сторонней фирмой или специалистами, оказывающими подобные услуги. Такие сотрудники должны отвечать нескольким требованиям:
  • профильное высшее образование,
  • стаж работы не менее трех лет за последние пять лет. В случае, если у ответственного за сдачу отчетности нет соответствующего образования, опыт по профессии должен быть более пяти лет за последние семь,
  • отсутствие неснятой судимости в экономической сфере. Представители малого бизнеса могут самостоятельно вести учет и готовить необходимые документы.

Конечно, новый закон существенно упростил жизнь бухгалтеров. Да и самих проверяющих органов. Нет необходимости так часто представлять документы в налоговые органы. А если обнаружена ошибка, не нужно срочно ее устранять. По закону, на это давалось ранее 5 дней. Бесконечная переписка занимала много времени, кроме того, организация несла почтовые расходы. Также в новом законе прописаны и важнейшие составляющие финансовой деятельности любой организации. Это недопустимость оформления операций, которых в реальности не было, отражение в отчетности несуществующих расходов и объектов.

Когда резюме и собеседование не помогли, то прием на работу на испытательный срок — отличный способ проверить работника.

Как начислять налоги при УСН? Поможет данная инструкция.

Бухгалтерская отчетность малых предприятий

Вопрос: Должны ли составлять и представлять бухгалтерскую отчетность организации, применяющие упрощенную систему налогообложения (УСН)?

Ответ: Составлять и представлять в органы государственной статистики и в налоговые органы годовую бухгалтерскую отчетность обязаны организации независимо от применяемого ими режима налогообложения, в том числе организации, применяющие УСН (п. 1 ч. 1 ст. 2, ч. 2 ст. 13, ч. 1 ст. 18 Закона N 402-ФЗ, пп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ, Письма Минфина России от 04.02.2013 N 07-01-06/2253, от 23.10.2012 N 03-11-09/80, от 26.03.2012 N 03-11-06/2/46).

Читайте так же:  Система «плавающих» окладов

Организации — субъекты малого предпринимательства могут формировать бухгалтерскую отчетность по упрощенной системе. Составлять и представлять упрощенную бухгалтерскую отчетность вправе также организации, получившие статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом от 28.09.2010 N 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково» (п. п. 1, 3 ч. 4 ст. 6 Закона N 402-ФЗ, Письмо Минфина России от 27.12.2013 N 07-01-06/57795).

Вопрос: Какие организации относятся к субъектам малого предпринимательства?

Ответ: К субъектам малого предпринимательства относятся организации, соответствующие следующим условиям:

— средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать сто человек включительно (п. 2 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»);

— выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС за предшествующий календарный год не должна превышать 400 млн руб. (п. 3 ч. 1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ, абз. 3 п. 1 Постановления Правительства РФ от 09.02.2013 N 101) ;

— учредители (собственники) отвечают требованиям, предъявляемым п. 1 ч. 1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ .

С 25 июля 2015 г. предельное значение выручки от реализации товаров (работ, услуг) для субъектов малого предпринимательства составляет 800 млн руб. (Постановление Правительства РФ от 13.07.2015 N 702).

С 30 июня 2015 г. действуют изменения, внесенные Федеральным законом от 29.06.2015 N 156-ФЗ в п. 1 ч. 1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ, в котором установлены требования, предъявляемые к учредителям (собственникам) организации — субъекта малого предпринимательства.

Внимание!

Формировать бухгалтерскую отчетность за 2014 г. по упрощенной системе указанные выше организации вправе только в случае, если они не являются микрофинансовыми и их бухгалтерская (финансовая) отчетность не подлежит обязательному аудиту в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. п. 1, 4 ч. 5 ст. 6 Закона N 402-ФЗ).

В то же время малые предприятия вправе формировать представляемую бухгалтерскую отчетность в общеустановленном порядке (п. 6 Приказа N 66н). Соответствующее решение принимается организациями самостоятельно.

По составу отчетности.

Представление Бухгалтерского баланса и Отчета о финансовых результатах в составе годовой бухгалтерской отчетности является обязательным.

Решение вопроса о включении в бухгалтерскую отчетность субъекта малого предпринимательства Отчета об изменениях капитала и Отчета о движении денежных средств определяется необходимостью приведения в отчетности дополнительных сведений, без которых невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности. Такие разъяснения содержатся в Информации Минфина России N ПЗ-3/2012 «Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности для субъектов малого предпринимательства», Письме Минфина России от 03.04.2012 N 03-02-07/1-80.

По объему информации.

В Бухгалтерский баланс и Отчет о финансовых результатах субъекты малого предпринимательства могут включать показатели только по группам статей без детализации показателей по статьям (пп. «а» п. 6 Приказа N 66н).

Кроме того, малые предприятия и организации — участники проекта «Сколково» вправе применять формы Бухгалтерского баланса и Отчета о финансовых результатах субъектов малого предпринимательства, утвержденные Приказом N 66н (п. 6.1 Приказа N 66н, Письмо Минфина России от 27.12.2013 N 07-01-06/57795).

Формат представления бухгалтерской (финансовой) отчетности субъектов малого предпринимательства в электронной форме утвержден Приказом ФНС России от 03.09.2013 N ММВ-7-6/[email protected]

Если организация — субъект малого предпринимательства принимает решение о включении в состав своей годовой бухгалтерской отчетности Отчета об изменении капитала, Отчета о движении денежных средств или иных приложений, то она вправе привести в них только наиболее важную информацию, которая необходима для оценки финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности (пп. «б» п. 6 Приказа N 66н).

Кроме того, в приложении к Бухгалтерскому балансу и Отчету о финансовых результатах целесообразно раскрыть положения учетной политики, необходимые пользователю отчетности для понимания порядка формирования ее показателей (Информация Минфина России «Бухгалтерская отчетность субъектов малого предпринимательства»). В частности, необходимо указать, применяет ли организация упрощенные способы бухгалтерского учета, и если применяет, то какие именно.

Вопрос: Какие упрощенные способы ведения бухгалтерского учета могут применять субъекты малого предпринимательства?

Ответ: Перечень упрощенных способов ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую отчетность (далее — упрощенные способы), приведен в Информации Минфина России N ПЗ-3/2015 «Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности».

Организации — субъекты малого предпринимательства вправе применять упрощенные способы (п. 1 ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»). Исключение составляют организации, поименованные в ч. 5 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ.

Выбор применяемых упрощенных способов организации осуществляют самостоятельно. При этом принимаются во внимание конкретные условия хозяйствования, величина организации, другие соответствующие факторы. Выбранные упрощенные способы закрепляются организацией в учетной политике, которая должна обеспечивать рациональное ведение бухгалтерского учета (п. п. 4, 6, 7 ПБУ 1/2008, п. п. 1.2, 2 Информации Минфина России N ПЗ-3/2015).

Субъекты малого предпринимательства, в частности, вправе:

1) вести бухгалтерский учет без применения двойной записи, если они относятся к категории микропредприятий (п. 6.1 ПБУ 1/2008) .

К категории микропредприятий относятся малые предприятия, у которых за предшествующий календарный год средняя численность работников составила не более 15 человек и выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС — не более 60 млн руб. (пп. «б» п. 2, п. 3 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», абз. 2 п. 1 Постановления Правительства РФ от 09.02.2013 N 101, Письмо Минэкономразвития России от 06.12.2011 N Д05-3554). С 25 июля 2015 г. предельное значение выручки от реализации товаров (работ, услуг) для микропредприятий составляет 120 млн руб. (Постановление Правительства РФ от 13.07.2015 N 702);

2) использовать сокращенный рабочий план счетов (п. 3 Информации Минфина России N ПЗ-3/2015).

Отметим, что ведение бухгалтерского учета с использованием сокращенного рабочего плана счетов может вызвать затруднения при составлении бухгалтерской отчетности, формируемой по общеустановленным (не упрощенным) формам, приведенным в Приложениях N 1 и N 2 к Приказу Минфина России от 02.07.2010 N 66н. Для формирования показателей строк отчетности потребуется организовать аналитический учет по синтетическим счетам бухгалтерского учета, предусмотренным сокращенным рабочим планом счетов;

Читайте так же:  Счет 82 «резервный капитал»

3) принять упрощенную систему регистров (упрощенную форму) бухгалтерского учета для систематизации и накопления информации (п. 4 Информации Минфина России N ПЗ-3/2015). При этом организация может выбрать один из следующих вариантов:

3.1) использовать регистры бухгалтерского учета имущества. В этом случае факты хозяйственной жизни регистрируются в упрощенных ведомостях. Каждая ведомость, как правило, применяется для учета операций по одному из используемых бухгалтерских счетов. Данная форма бухгалтерского учета рекомендована субъектам малого предпринимательства, осуществляющим производство продукции (работ, услуг) (абз. 3 п. 4.1 Информации Минфина России N ПЗ-3/2015, абз. 3 п. 21, разд. 4.2 Типовых рекомендаций по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства, утвержденных Приказом Минфина России от 21.12.1998 N 64н);

3.2) вести бухгалтерский учет без использования регистров бухгалтерского учета имущества (простая форма) — в Книге (журнале) учета фактов хозяйственной деятельности. Данная форма бухгалтерского учета рекомендована субъектам малого предпринимательства, совершающим незначительное количество хозяйственных операций (как правило, не более тридцати в месяц), не осуществляющим производство продукции (работ, услуг), связанное с большими затратами материальных ресурсов (абз. 2 п. 4.1 Информации Минфина России N ПЗ-3/2015, абз. 2 п. 21, разд. 4.1 Типовых рекомендаций);

4) не применять ПБУ 2/2008, ПБУ 8/2010, ПБУ 11/2008, ПБУ 16/02, ПБУ 18/02;

5) использовать кассовый метод учета доходов и расходов (не соблюдать допущение временной определенности фактов хозяйственной жизни), а именно:

— выручку признавать по мере поступления денежных средств от покупателей (заказчиков) при соблюдении условий, определенных в пп. «а», «б», «в» и «д» п. 12 ПБУ 9/99;

— расходы признавать после погашения задолженности, то есть только в части оплаченных материальных ценностей, работ, услуг, выплаченной оплаты труда и других оплаченных затрат (п. 12 ПБУ 9/99, п. 18 ПБУ 10/99, п. 20 Типовых рекомендаций);

6) учитывать в качестве прочих все расходы по займам, в том числе проценты за пользование заемными средствами, направленными на приобретение (создание) инвестиционного актива (п. 7 ПБУ 15/2008);

7) осуществлять последующую оценку всех финансовых вложений по первоначальной стоимости, то есть:

— не переоценивать по текущей рыночной стоимости финансовые вложения, по которым такая стоимость определяется (п. п. 19, 21 ПБУ 19/02);

— не отражать обесценение финансовых вложений, по которым не определяется текущая рыночная стоимость, если расчет величины такого обесценения затруднителен (п. 19 ПБУ 19/02).

Внимание!

Принять решение не отражать обесценение финансовых вложений, по которым не определяется текущая рыночная стоимость, если расчет величины такого обесценения затруднителен, малые предприятия вправе с 2015 г. (пп. 1 п. 6 Приложения к Приказу Минфина России от 06.04.2015 N 57н);

8) исправлять в бухгалтерском учете существенные ошибки прошлых лет, выявленные после утверждения бухгалтерской отчетности за прошедший отчетный год, в порядке, установленном для исправления несущественных ошибок прошлых лет:

— с отнесением прибыли или убытка, возникших в результате исправления ошибок, в прочие доходы или расходы текущего отчетного периода;

— без ретроспективного пересчета сравнительных показателей бухгалтерской отчетности (п. п. 9, 14 ПБУ 22/2010);

9) отражать в бухгалтерской отчетности последствия изменения учетной политики перспективно, то есть только в отношении фактов хозяйственной жизни, свершившихся после введения измененного способа учета, без корректировок показателей отчетности прошлых периодов (п. 15.1 ПБУ 1/2008);

10) составлять бухгалтерскую отчетность по упрощенной системе, а именно:

— формировать отчетность в сокращенном объеме (бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах). Приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах составляются в случае, если в них необходимо привести информацию, без которой невозможно оценить финансовое положение или финансовые результаты деятельности организации (пп. «б» п. 6 Приказа Минфина России от 02.07.2010 N 66н, п. 17 Информации Минфина России N ПЗ-3/2015);

— использовать упрощенные формы бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах (п. 6.1 Приказа Минфина России от 02.07.2010 N 66н, п. 18 Информации Минфина России N ПЗ-3/2015). Если организация не применяет указанные формы, то в бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах она может включить показатели только по группам статей (без детализации показателей по статьям) (пп. «а» п. 6 Приказа Минфина России от 02.07.2010 N 66н, п. 18.1 Информации Минфина N ПЗ-3/2015).

Также отметим, что руководитель организации — субъекта малого предпринимательства, которая вправе применять упрощенные способы, может возложить ведение бухгалтерского учета на себя (ч. 3 ст. 7, ч. 5 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ).

Подробнее об отражении информации об учетной политике в бухгалтерской отчетности субъектов малого предпринимательства см. в разд. 3.5.10.1.1 «Раскрытие информации об учетной политике».

Видео (кликните для воспроизведения).

О порядке заполнения форм бухгалтерской отчетности для организаций — субъектов малого предпринимательства см. разд. 3.6 «Формы бухгалтерской отчетности субъектов малого предпринимательства».

Источники


  1. Чепурнова, Н. М. Судебная защита в механизме гарантирования прав и свобод. Конституционно-правовой аспект / Н.М. Чепурнова, Д.В. Белоусов. — М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2014. — 168 c.

  2. Научно-практический комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации с постатейными материалами и судебной практикой / Под редакцией С.А. Боголюбова. — М.: Юрайт, 2018. — 800 c.

  3. Миронов Иван Суд присяжных. Стратегия и тактика судебных войн; Книжный мир — М., 2015. — 672 c.
  4. Фохт-Бабушкин, Ю.У. Искусство в жизни человека. Конкретно-социологические исследования искусства в России конца XIX — первых десятилетий XX века. История и методология / Ю.У. Фохт-Бабушкин. — М.: Алетейя, 2016. — 788 c.
  5. Бадинтер, Робер Смертная казнь. Отмена смертной казни; М.: Nota Bene, 2012. — 416 c.
Бухгалтерская отчетность малого предприятия
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here